МБОУ "Успенская средняя общеобразовательная школа"

КЛАССНЫЙ ЧАС

"Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - МАТЬ"

(литературно-музыкальная композиция для учащихся 8-9 классов)

Подготовила Южикова М.А.

Цели: воспитывать чувство любви, благодарности, долга и сострадания к близким людям; формировать у детей умение анализировать свое отношение к матери; способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся.

Подготовительная работа

    Создать инициативную группу по проведению классного часа (родители, классный руководитель, учащиеся).

    Подобрать литературу по теме классного часа.

    Разучить песни, стихотворения о матери.

    Написать учащимся творческие работы (сочинение разных жанров о матери).

    Подписать каждой матери приглашение – открытку на классный час от коллектива класса.

    Оформить выставку сочинений.

    Приготовить к чаепитию кулинарные изделия.

Оформление, оборудование и инвентарь:

    Доска (тема классного часа, эпиграф, плакаты).

    Стенд «Всё о маме» (выставка сочинений учащихся).

    Класса оформлен в виде мини-кафе (столы накрыты белыми скатертями, украшены цветами).

    Плакаты: а) Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. М. Горький

б) Человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке достается ему от матери. Ю. Яковлев

    Эпиграф: Восславим женщину- Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь Мир! Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от ласки Матери. М.Горький

Ход проведения

Классный руководитель : Добрый вечер, дорогие наши гости! Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни героя, ни поэта». Есть на свете человек, чье сердце жарче и сильнее девяти солнц, - это мама.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем - исток всего. Ему конца нет.

Встаньте…

Я произношу его:

(Дети встают и приветствуют матерей, которые сидят за столиками.)

Сегодняшний классный час посвящен Дню матери. Это такой праздник, словно у всех матерей общий день рождения. В этот день мы поздравляем наших милых и ласковых мам, дарим им минуты радости и свою любовь.

1-й ученик : Мама – это лучшее слово,

Мама – это лучшее имя,

«Мама», - повторяю я снова

Жизни и мира во имя.

2-й ученик : Мама – это солнце земное,

Мама – это свет среди ночи,

Мама – это счастье большое

Всех сыновей и всех дочек.

3-й ученик : Чтоб не случилось со мною,

Стань ты моей славной судьбою.

В любви материнской ты вечна,

А мудрость твоя бесконечна.

4-й ученик : Наши мамы – наша радость,

Слова нет для нас родней,

Так примите благодарность

Вы от любящих детей.

(Вокальная группа девушек исполняют песню «Оренбургский пуховой платок» музыка Г. Пономаренко слова В. Бокова)

В этот вьюжный неласковый вечер,

Когда снежная мгла вдоль дорог,

Ты накинь, дорогая, на плечи

Оренбургский пуховый платок.

Я его вечерами вязала

Для тебя, моя добрая мать,

Я готова тебе, дорогая,

Не платок - даже сердце отдать!

Чтобы ты в эту ночь не скорбела,

Прогоню от окошка пургу.

Сколько б я тебя, мать, ни жалела,

Все равно пред тобой я в долгу.

Пусть буран все сильней свирепеет,

Мы не пустим его на порог.

И тебя, моя мама, согреет

Оренбургский пуховый платок.

Классный руководитель : Священные слова мама, мать – одни из самых древних на Земле - они почти одинаково звучат на языках разных народов: mather , mutter , матка.и т.д. Это первое слово, которое произносит человек. Сколько тепла таит оно, называющее самого близкого, дорогого, единственного человека.

5-й ученик : О, как прекрасно это слово – «Мама!»

Все на земле от материнских рук.

Она нас, непослушных и упрямых,

Добру учила – высшей из наук.

6-й ученик : Да, слово «мама» издавна в народе

Возносят выше самых ярких звезд.

Родная мама, дорогая ненько,

Всего дороже ты нам, только ты!

Классный руководитель : Да, материнство само по себе целый мир. Ребята, а вы обратили внимание на эпиграф нашего мероприятия? (Дети читают эпиграф и осмысливают его). Мать открывает себя заново в беззаветной любви, посвященной детям. Только мать и только она может любить своего ребенка не за какие-то достоинства, а просто за то, что он существует. Как солнце посылает свои лучи, согревая всё живое, так и любовь матери согревает жизнь ребенка. Любовь матери – самое святое чувство! Жизнь матери – это каждодневный, порой незаметный, будничный подвиг. Ничто не раскрывает роль матери сильнее и задушевнее, чем русские пословицы. Давайте вспомним их.

(Учащиеся по очереди называют их : 1.Лучше матери друга не сыщешь. 2. Сердце матери лучше солнца греет. 3. При солнышке тепло, а при матери добро. 4. Слепой щенок и тот к матери ползет. 5. У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце. 6. Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает. 7. Материнская ласка конца не знает. 8. Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота. 9. Мать всему голова. 10. Если для матери сделаешь яичницу даже на собственной ладони, и тогда будешь у неё в долгу.)

Классный руководитель : Материнская любовь – это трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь. Она первая заглянула в твои глаза. Она первой услышала твой голос, твое дыхание, первая прикоснулась к тебе своими нежными руками. Ты сладко засыпал у мамы на руках под успокаивающие удары её ласкового сердца и тихие напевы колыбельной песни. Она вскормила тебя своим молоком. Она поддерживала тебя, когда ты сделал первый шаг неокрепшими ещё ногами. И познав её тепло и ласку, её поддержку, ты твердо встал на землю и увидел прекрасный мир, обрел уверенность и силу. Поэтому благодарное стремление ограждать её от бед, дарить ей покой и радость не должно ни на миг покидать нас.

7-й ученик: Щадите матерей своих,

От собственных невзгод, от бед чужих

Оберегайте их любой ценою.

Я вас прошу: и ныне и всегда

Вы матерей своих жалейте милых.

Не то, поверьте мне, вас ждет беда, -

Себя вы не простите до могилы.

(Хор поёт песню «Песня о матери» музыка А. Зацепина слова Л. Дербенева)

Прожитым дням не бросишься в след,

Не повернешь их вспять.

Смотрит в окно мне взрослый рассвет,

Но говорю опять:

Припев: Мама, мама, мама,

Ласковых рук тепло…

Мама, скажешь, мама, -

И на душе светло.

Пусть много лет прошло,

Мне до сих пор светло,

И не беда,

Что навсегда

Детство ушло.

…Отдаст, все на свете отдаст,

Будет мерзнуть сама,

Лишь бы дети в тепле.

А мы забываем подчас,

Что от стареньких мам

Нам светло на земле.

С первых минут до этого дня

Мне помогал не раз.

И согревал в ненастье меня

Свет материнских глаз.

(Одна из матерей читает стихотворение )

Мать : «Мне говорят, что слишком много…»

Мне говорят, что слишком много

Любви я детям отдаю,

Что материнская тревога

До срока старит жизнь мою,

Ну, что смогу я им ответить –

Сердцем, бесстрастным как броня?

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня.

В ней всё – и радость, и терпенье,

И те, шальные соловьи…

За это чистое горенье

Спасибо вам, сыны мои!

Л. Татьяничева

Классный руководитель : Мать – это чудо мира. Своей бесконечной готовностью к самопожертвованию она наделяет ребенка чувством надежности, защищенности.

1-й ученик : Ни усталости не зная,

Ни покоя каждый час,

День и ночь родная мама

Все тревожится о нас.

2-й ученик: Руки мамы…

Люблю их с детства.

Где б дорога моя не шла, -

Никуда мне от них не деться,

От душистого их тепла.

Руки мамы…

В морщинках, в родинках,

Сколько вынесли вы, любя,

С этих рук я увидел родину,

Так похожую на тебя,

Классный руководитель : Сердце матери – неисчерпаемый источник доброты, понимания, сердечности, прощения. Она ни к чему тебя не обязывает, а только лишь бескорыстно отдает тебе свою любовь, свое сердце, а ты порой этим безжалостно пользуешься.

3-й ученик : Сердце

Дивчину пытает казак у плетня:

Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей! –

Дивчина в ответ, заплетая косу:

Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесёт.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь – и тебя полюблю! –

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь.

Он сердце её на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Д. Кедрин

Классный руководитель : Ребята, как вы думаете, достоин ли лирический герой этого стихотворения материнской любви, жалости, пожертвования? (Учащиеся отвечают на данный вопрос)

Классный руководитель : Вовремя, при жизни их должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Преклонение перед материнскими жертвами, чувства долга и вины перед ними – это святые чувства. На свете не существует человека роднее, и ближе матери. Поэтому нежно любите, уважайте, берегите её, не причиняйте матери боли своими словами и поступками. Некоторые дочери, сыновья принимают как должное чрезмерную загруженность матери по дому. А это уже беда: избалованные дети становятся неблагодарными, мать слышит от них: «Принеси…Подай…Сделай сама, мне некогда…» Помогайте своей матери, облегчайте её труд, и она будет счастлива.

4-й ученик : Кто же не знает, что дом держится на маме?! Вот что об этом говорит уважаемая наука – статистика.

5-й ученик : Наши мамы, ухаживающие за двумя детьми и мужем, в течение года вымывают:

18000 ножей, вилок, ложек;

13000 тарелок;

8000 чашек.

Общий вес посуды, которую наши мамы переносят из кухонного шкафа до обеденного стола и обратно, за год достигает 5 тонн.

В течение года наши мамы проходят за покупками 2000 км.

6-й ученик : Кажется, что после такой работы у мамы не остается сил. Да, мамы очень устают. И всё-таки находится время для нас.

Классный руководитель : Счастье матери – это счастье её детей. Потому она порой может быть строгой, взыскательной. Ведь если матери не всё равно, с кем вы дружите, с кем вы гуляете, значит, она вас любит и печется о вас. Она может вас и поругать, немного «попортить» вам нервы – ну и пусть. Это для вашей же пользы. Только мать понимает свою ответственность за сына или дочь; желает им добра и счастья. И это понятно каждому умному и рассудительному человеку.

7-й ученик : Мать

Нашумела, накричала:

Настегала чем попало:

Всё постыло! Сил не стало!

Нет от вас житья!-

Села в угол, зарыдала

И просить прощенья стала.

Просто очень ты устала,

Бедная моя!

Не волнуйся, успокойся.

Вот тебе вода –

За нас не бойся –

Подрастет семья.

Ну прибила…Что ж такого?

Не со зла ведь.

Не чужого.

И зачем же слёзы снова.

Добрая моя?

А.Яшин

Классный руководитель : Мать постоянно следит за вашей дорогой, стараясь вовремя предостеречь вас от неверного, опрометчивого шага или дурного поступка. Она никогда ни к чему не остается равнодушной.

(Девушка исполняет песню «Мамины глаза» музыка Л.Семенова слова О. Безымянной )

Мамины глаза

С иконы на меня глядят.

Мамины глаза

Молитвою сказать хотят,

От невзгод спасти,

От бурь, несчастий уберечь,

Тяжесть снять с моих

Усталых плеч.

Припев: Мамины глаза –

Вот негасимый свет.

Мамины глаза –

Других таких же нет.

Мамины глаза

И стихнут ветры и гроза.

Мамины глаза

На сердце высохнет слеза:

Для души моей

Вы благодатный, вечный край,

Мамины глаза –

Небесный рай.

В чистый образ их,

Как в зеркало судьбы, гляжусь,

За любовь и жизнь,

За тишину небес молюсь.

Дай мне, Боже, свет

Родник очей не потерять,

Чтобы для меня

Могли сиять.

4-й ученик : Чтобы жизнь не жгла нас сквозь года,

Чтобы от раскаянья не плакать,

Вовек нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

Классный руководитель : Никогда не ссорьтесь с самым близким вам человеком. И как бы вы порой ни пытались вытеснить его из сердца, заменив своими лучшими друзьями и подругами, - ничего не получится. В трудные и горькие часы жизни вы всё равно вспомните о своей маме.

5-й ученик : Легче всего обидеть мать.

Она обидой не ответит.

А только будет повторять:

«Не простудись – сегодня ветер!»

Легче всего обидеть мать.

Пройдут века,

Мы станем старше.

Но кто-то губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

«Легче всего обидеть мать»

И может быть, его услышат.

(Вокальная группа матерей исполняет песню «Песня матери» музыка О.Фельцмана слова Р. Рождественского )

Проходит время,

И солнце светит.

Ах, как нежданно

Взрослеют дети!

Но я привыкну,

Я постараюсь.

Большие дети –

Большая радость.

Припев: Взрослеют дети, стареют матери,

И веет запахом осенних трав.

Не скажешь сыну: «Останься маленьким!»…

Сын не послушает и будет прав.

Но я привыкну,

Я буду сильной,

Я только счастья

Желаю сыну!

Зачем так близко

Грохочут грозы?

Большие дети –

Большие слезы.

Проходит время,

И солнце светит.

Ах, как нежданно

Взрослеют дети!

Я буду рядом,

Не помешаю…

Большие дети –

Судьба большая.

Классный руководитель : Ребята, но ведь не всегда у вас с мамой всё идет миром. Бывает, даже самые близкие люди ссорятся часто по недоразумению…Может вы когда-нибудь капризничали или обижали своих мам, а потом даже не попросили у них прощения. Вспомните об этом и постарайтесь исправиться. Никогда не забывайте о том, что обещали маме. А если нарушили данное слово, имейте мужество признаться в своем упущении и попросить прощения. Кто смел из вас и может сейчас попросить прощение у мамы? (Дети просят прощение).

6-й ученик : Не всегда мы ценим труд матери, воздаем ей должное, выражаем ей свою благодарность. А ведь ничто так не согревает душу, как добрые, ласковые слова, сказанные нами. Между тем каждая мама ждет этих слов, ведь она их заслужила. Сегодня мы хотим признаться в любви своим мамам.

(Учащиеся читают выдержки из своих сочинений разных жанров)

Классный руководитель : С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благовейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто забыл о женщине, родившей и вырастившей его, и в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове. По отношению человека к матери народ меряет свое отношение к человеку. Наш современный писатель Ю Яковлев с пронзительной точностью заметил, что: «Человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке достается ему от матери». «Берегите матерей!» - провозгласил Расул Гамзатов. Можно было бы добавить: берегите матерей так, как они берегут нас! Этот призыв был бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. И всё же…

Берегите матерей

Прошу вас, берегите матерей,

Теплом укройте от житейской вьюги,

Их любовь во сто крат горячей.

Чем друзей и любимой подруги.

Материнской любви не объять,

И канонов я здесь не нарушу,

Коль скажу: «Мать готова отдать

свою ласку, нежность и душу».

Мать возьмет на себя вашу боль,

Все терзанья, смятенья и муки.

Мать положит в дорогу хлеб-соль

И протянет навстречу вам руки.

Пусть за шалость накажет не строго,

Только ей никогда вы не лгите

И во имя великого Бога

Матерей своих берегите.

Не оставьте их без участья,

Сей наказ вы запомните, дети,

Ведь не может быть полного счастья,

Если мамы не будет на свете.

А. Ремизова

(Хор исполняет песню «Здравствуй, мама!» музыка Д. Тухманова слова Р.Рождественского)

Здравствуй, мама!

Опять мне снится песня твоя.

Здравствуй, мама!

Светла, как память, нежность твоя.

Этот мир не от солнца золотой –

Он наполнен до края твоей добротой.

Припев: На земле хороших людей немало,

Сердечных людей немало,

И всё-таки лучше всех на земле –

Моя мама.

Здравствуй, мама!

Ты слабеешь – в меня уходят силы твои.

Ты стареешь – в меня уходят годы твои.

Всё равно, несмотря на любые года,

Будешь ты для меня молодой навсегда.

Натрудились на десять жизней руки твои,

Народились под этим небом внуки твои.

Ты опять колыбельную песню поешь

И во внучке своей вдруг себя узнаешь.

(Дети раздают матерям алые розы и приглашают на чаепитие)

Классный час «Имя твое несу через жизнь как святыню».

Разработала и провела Задорожняя Е.В.

Цель : расширить и закрепить знания учащихся о традициях доброго отношения и почитания имени матери разных народов, населяющих Кубань, помочь учащимся в полной мере осмыслить истинное значение слов “мама”, “любовь”, “доброта”; воспитать достойного человека с любовью, чуткостью и заботой относящегося к матери, к женщине; раскрыть понятия «материнская любовь», «сыновий долг».

Задачи : расширение кругозора учащихся; развитие мыслительных, творческих способностей, развитие речи, её выразительности, формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений между людьми.

Здоровьесберегающие: создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.

Учитель:

Здравствуйте! Сегодня наш всекубанский классный час будет посвящен Дню Матери! И хочу его начать со слов известного писателя Максима Горького, который сказал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира – от Матерей!»

Предлагаю вашему вниманию посмотреть компьютерную презентацию «Притча о матери».

Мама – самый важный человек в жизни каждого. Ещё до своего рождения ребёнок чувствует связь с мамой, её сердцебиение, дыхание и прикосновение. При появлении на свет мама - первый человек, которого видит ребёнок. Чаще всего первое слово ребёнка - «мама». Позовешь маму, и она поможет, защитит, пожалеет. Мамина любовь и забота сопровождает нас с рождения и на протяжении всей жизни.

Чувство отчего дома появляется в детстве и крепнет год от года. Конечно, в первую очередь оно связано с мамой. Маленькими и беззащитными приходим мы в этот мир и сразу окунаемся в тепло материнской любви и заботы, слышим ее ласковый голос, поющий над нашей кроваткой. Из всего этого складывается детская память, ощущение родного оберега детства. Ты веришь, что мамин поцелуй залечит разбитое колено, ты знаешь, к кому бежать за защитой. В материнском взгляде ты никогда не увидишь фальши и хитрости, он всегда излучает щедрость, доброту, искренность. Глаза матери будто видят тебя насквозь, заглядывают в душу, и тогда ты чувствуешь особенную близость с ней. Каждая клеточка твоего тела ощущает: это моя мама! И ничего дороже этого чувства нет на свете!

Ученик: На свете добрых слов немало,

Но всех добрее и важней одно:

Из двух слогов простое слово: «мама»

И нету слов дороже, чем оно.

Ученик:

Мама – первое слово,
Главное слово в нашей судьбе!
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе!

Учитель : Российских и в частности кубанских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, любовь и самопожертвование. И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей любви, добру, взаимопониманию. И мы им за это благодарны. И этот прекрасный день хочется сказать слова благодарности всем матерям, которые дарят детям нежность, ласку, внимание. Давайте предоставим слово ученикам, которые написали слова благодарности своим матерям и написали о них свои сочинения (чтение отрывков из сочинений).

Учитель:

День матери - международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять всех матерей. А в России праздник «День матери» учрежден в 1998 году. В соответствии с Указом Президента России Б. Н. Ельцина от 30.01.1998 года № 120 «О Дне матери» праздник День Матери отмечается в последнее ноябрьское воскресенье. Инициатива учреждения этого праздника принадлежит комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

Ученик.

Есть в природе знак святой и вещий
Ярко обозначенный в веках –
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках.

Ученик :

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать!),

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

Ученик:

Пусть вечно ей солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках

Ученик: Мама! Мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека.

Мама! Мамочка! Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках одинаково нежно. Это самое прекрасное слово на земле! Сколько в этом слове света, нежности, доверия и тепла

Ученик:

Как это бывает сама не пойму,

Что солнышко в небе – то мама в дому.

За облако солнышко скроется вдруг,

Всё станет пустым и печальным вокруг.

Учитель: Что общего между солнечным светом и любовью матери? Я предлагаю вам ребята сотворить себе солнце, солнце материнской любви.

Сядьте поудобнее, расслабьтесь и послушайте рассказ «СОТВОРИ СОЛНЦЕ СЕБЕ».

(На фоне слайд-шоу с фотографиями матерей учащихся класса ребята слушают рассказ).

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой)

(На доске прикрепляется солнце материнской любви).

Учитель: Ребята, назовите качества своих мам, от которых вам становится тепло и светло. (Все перечисленное записано на лучах солнца, которые находятся в классе в разных местах, собирают ребята 1 группы) Чего то не хватает у нашего солнышко? (Не хватает лучей). Создаем лучи солнца.

Мама всем своим сердцем любит своё дитя, слабое оно или сильное, спокойное или крикливое, весёлое или грустное, мама понимает его и в радости, и в горе. Когда хорошо – разделит радость, когда плохо – утешит. Мама учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает.

А сейчас мы предлагаем вам игру «МАМИНА ЗАБОТА».

Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «Ма-моч-ка!» Только дружно. Готовы? Тогда начали.

Кто пришёл ко мне с утра?

Кто сказал: «Вставать пора!»

Кашу кто успел сварить?

Чаю в чашечку налить?

Кто косички мне заплёл?

Целый дом один подмёл?

Кто цветов в саду нарвал?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех?

Учитель: Молодцы, ребята! Конечно, это может быть только она – мамочка!

В народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются из поколения к поколению. Давайте прочитаем пословицы о матерях.

При солнышке тепло, при матери добро.

Птица рада весне, а младенец – матери.

Нет милее дружка, чем родима матушка.

Мама – святое, самое дорогое слово.

Мама в доме – что солнышко на небе.

Материнская ласка конца не знает.

Мать – всякому делу голова.

Мамины руки не знают скуки.

Заключительная часть.

Сегодня мы сказали много добрых слов нашим мамам и несмотря на различия имен у матерей и разные национальности, населяющие наш гостеприимный край, всех их объединило одно - любовь к свои детям. Этот замечательный праздник – день матери в России помогает нам стать ближе, объединяет все слои нашего общества, помогает подчеркнуть лучшие традиции отношения россиян к материнству.

Как бы не манил вас бег событий,

Как ни влёк бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот, от забот.

Если стали сердцем вы суровы,

Будьте, дети, ласковыми с ней.

Берегите мать от злого слова.

Знайте: дети ранят всех больней.

Если ваши матери устали,

Добрый отдых вы должны им дать…

Вам наказ даю, напоминаю:

Дети, дети, берегите Мать!

Классный час на тему:

«Самая прекрасная из женщин - женщина с ребенком на руках…»

Ведущий 1.

Указом Презента Российской Федерации от 30 января 1998 года установлено, что в последнее воскресенье ноября в стране отмечается День Матери. Те, кто придумал этот праздник – Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной думы, Президентская комиссия по делам женщин, семьи, женские общественные организации, - надеялись обратить, таким образом, внимание руководства страны на проблему материнства, побудить, выделить дополнительные средства нуждающимся семьям.

Ведущий 2.

Но еще этот праздник нужен для того, чтобы снова и снова говорить теплые слова матерям.

Классный руководитель

Добрый день, дорогие друзья! Обычно мы говорим добрые слова писателям, поэтам, ученым, посвящаем им великолепные произведения искусства. Сегодня мы будем говорить о тех, кто воспитывает знаменитых, о тех, кто всегда остается на втором плане. Без ласки, нежности заботы, бескорыстной жертвенности наших мам мы не смогли бы прожить ни дня, не смогли бы стать хорошими людьми. Давайте же сегодня и всегда будем говорить им наши слова благодарности, выражать свою любовь. Надеюсь, что сегодняшний классный час станет гимном женщине-матери.

На земле хороших людей немало,

Сердечных людей немало,

И все-таки лучше всех на земле

МАМА. Моя МАМА!

МАМА! Самое прекрасное слово на земле – МАМА. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют.

У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.

И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

От чистого сердца

Простыми словами

Давайте, друзья

Потолкуем о маме.

Мы любим её,

Как хорошего друга,

За то, что у нас

С нею все сообща.

За то, что, когда

Нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть

У родного плеча.

Мы любим её

И за то, что порою

Становятся строже

В морщинках глаза,

Но стоит с повинной

Прийти головою

Исчезнуть морщинки,

Умчится гроза.

Дождинка упадет на землю, как слеза,

И вдаль поманит утром нас дорога.

А мамины глаза, а мамины глаза

Нам всегда посмотрят ласково и строго.

О, Женщина!

В тебе, как нимбы, вплетены,

И чары пробудившейся весны,

И щедрость осени золотоносной!

В тебе одной – все осени, все весны!

(звучит произведение Ф. Шуберта «Аве Мария», на экране проецируется картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна»).

Внимательно вглядитесь в картину Рафаэля «Сикстинская мадонна». На ней изображена прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, которая легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы все люди были счастливы. Мария должна отдать своего сына – Христа – на страдания и муку. Прекрасные глаза матери печальны.

Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства.

Художник в своих картинах воспевает красоту, женственность, нежность, бескорыстие матери.

Я часами глядел на Мадонну,

Что бессмертье дала Рафаэля,

На глазах…

Не от них ли, бездонных,

Даже черствые души светлели.

Не сводил с нее взгляда покуда,

Дымку облак, накинув на плечи,

Как пригрезившееся чудо,

Мне шагнула Мадонна навстречу,

Не безгрешная та, не богиня,

О которой земные не судят,

Просто мать.

И спросила о сыне, ею отданном людям.

Я не скрыл,

Всё, как есть, я ответил:

К диким скалам его приковали,

Но огонь отвоеванный светит,

Прорезая полночные дали.

О, смешные! Наивные твари,

Что ему учинили расправу.

Смерть такая – бессмертие дарит…

Благодарны вам люди, поверьте,

Преклоняют колени за сына.

«Женщина» - великое слово. В нем чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери» - сказал Н.А. Некрасов. Каждому из нас от колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь, заботу, привязанность.

Я верю, что все женщины прекрасны

И добротой своею и умом,

Ещё весельем, если в доме праздник,

И верностью, когда разлука в нем.

Не их наряды и не профиль римский –

Нас покоряется женская душа.

И молодость её, и материнство,

И седина, когда пора пришла.

И мы, мужчины, кланяемся низко

Всем женщинам родной страны моей.

Недаром на солдатских обелисках

Чеканят память лики матерей.

А.Дементьев.

На свете не существует человека роднее и ближе матери. Её любовь к детям безгранична, бескорыстна. Мать всегда помнит о своём ребенке, где бы он ни находился. Есть в русской литературе особые произведения, рассказывающие о великом долге перед матерью, о заботе и любви к ней.

Дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. И как счастлива она, когда дети отвечают ей тем же. С первого дня рождения ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребенку. В этом смысл её жизни.

Нет ничего прекраснее радости матери, склонившейся к младенцу, уснувшему на её груди. Нет любви сильнее материнской, нет тревоги тревожнее бесконечных бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.

«Если в сердце сыновьем загорится искра в тысячу раз меньше факела материнской любви, то и тогда эта искра будет всю жизнь гореть неугасимым пламенем», - гласит мудрое старинное изречение.

(Звучит аудиозапись пьесы «Весна».На фоне этой музыке идет рассказ сказки «Сказка о Гусыне»).

Классный руководитель

«В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг… Гусята были счастливы.

Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зелёному лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не всё они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И каждому из них стала нужна мать: они подняли маленькие головки и побежали к ней.

А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери. Она подняла крылья и прикрыла своих детей…

Гусята слышали как будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

Потом всё стихло. Гусятам хотелось поскорее на зелёный луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не смогла этого сделать. Гусята всё это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчёлы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?». И только один, самый маленький и слабый гусёнок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: « Всё хорошо, сынок» Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива…».

Есть светлый на земле приют,

Любовь и верность там живут.

Вё, что порой лишь снится нам,

Навеки приютилось там.

То – сердце матери! Оно

Так нежно, верно! Суждено

Ему жить радостью твоей,

Нести ярмо твоих скорбей…

Б. Федоров. «Есть светлый на земле приют…».

Очень важно в жизни научиться жалеть, оберегать сердце матери, потому что неисчерпаемо и бесконечно в своей любви.

Классный руководитель

Я хочу вам рассказать старинную горскую легенду, услышанную писателем Анатолием Маркушей в далёком грузинском селении.

Было у матери трое сыновей. Двое – дети как дети, а третий вырос негодяем. И почему он стал таким, никто не мог объяснить. И хотя третий сын был очень плохим человеком, мать любила и жалела его…

И случилось так, что после долгого отсутствия негодный сын заявился домой и стал безобразничать и обижать свою мать. В своих бесчинствах он зашел так далеко, что сбежались соседи и стали укорять, срамить его, пытались напомнить, сколько добра сделала для него мать и сколько нанесенных ей обид простила. Но не внял негодный сын слова людей, а стал грозить, что убьёт мать, если соседи не замолчат и не уберутся по своим домам. Никто не поверил ему, никто не мог поверить: как это можно – убить родную мать? Ине ушли. Тогда он вбежал в дом и действительно убил мать, а чтобы привести в трепет и покорность всех окружающих, выбежал из дома на улицу с кровоточащим материнским сердцем в руках… Он так торопился, что споткнулся о пороги, выронил из окровавленных рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим голосом матери: «Ты, не ушибся, сынок? Тебе не больно?».

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь…

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

Классный руководитель

Как много разных слов на свете, но есть одно, которое, вне зависимости от возраста, мы произносим с глубоким трепетом и нежным чувством. Это слово – МАМА!

МАМА – первое слово, срывающееся с уст младенца. Даже став взрослым, в трудную минуту невольно с губ срывается – МАМОЧКА! Будто некая таинственная сила скрыта в этом слове.

И чтобы радость на земле была непрекращающейся, будем хранить покой наших матерей, не раздражать их своим глупым упрямством и капризам по пустякам. И всегда помнить: МАМА – одна на свете!

В семье очень важно помогать друг другу, поддерживать своих близких в трудную минуту. Поэтому иногда приходится жертвовать своими делами и забавами.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют.

И сколько бы ни было тебе лет, нам всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

Когда нам плохо, мы шепчем: « МАМА» - и верим, что она слышит нас, сострадает и спешит на помощь. Вот сколько тепла таит в себе это магическое слово! Испокон веков мама посвящают стихи, песни, в их честь слагают легенды и возводят памятники.

Так давайте в День матери еще раз скажем нашим самым близким и любимым: «Спасибо тебе, родная моя, за терпение, доброту, тепло и понимание, за критику и за помощь в любой ситуации, за любовь и нежность… Этот список можно продолжать бесконечно. Я всегда ощущаю твоё присутствие… Я вижу во сне твой мягкий, теплый, понимающий взгляд… не беспокойся, мамуля, все будет хорошо, ведь у меня есть ты. Дай же Бог тебе счастья и радости, терпения и сил, улыбок каждый день и ослепительно-яркой, очень долгой жизни.

У матерей священные права:

Казнить и миловать,

Надеяться и плакать.

И жребий свой,

Приобретая едва,

Нести сквозь радости,

Сомнения

И слякоть

У матерей обязанность одна:

Себя забыв,

В заботах распыляться.

И плоть, и душу

Выложив до дна,

Душой и плотью

В ком-то повторяться.

И ничего не требовать в замен!

Лишь жертвенно

Надеяться и верить,

Любя такой любовь без измен,

Что мерками земными не измерить.

Придите, дети,
К матери своей

И станьте пере нею

На колени.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Классный час, посвященный празднованию Дня Матери. Проходит на базе 5 класса. Основные задачи классного часа - познакомить детей с праздником, а так же формировать бережное отношение к матерям. Вс ходе классного часа учащиеся читают стихи, создают портрет идеальной мамы, словарик вежливых слов, записывают видеообращения, которые можно показать на празднике мамам или родительском собрании.

Цель: Воспитать любовь, понимание к самому близкому человеку – матери, правильное отношение к маме, бережное отношение к женщине, закрепление семейных устоев.

Оборудование:

  • Проектор + слайд-шоу.
  • Видеопослание мам «Пожелание 5 классу».
  • Видеопожелание детей мамам.
  • Рисунки мам и фотографии.
  • Фрагмент из х/ф «Мамы»
  • Фрагмент из мультфильма «Песенка мамонтенка».
  • «Словарик вежливых слов мамам».
  • Сочинения на тему «Моя любимая мама».
  • Презентация.

Ход классного часа

1. Показ фрагмента из х/ф «Мамы»

2. Слово учителя. (Слайд 1–4)

Учитель: Каждую секунду в мире рождается три человека, и они тоже вскоре смогут произнести слово «мама». С первого дня жизни ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. Любовь матери так же естественна, как цветение сирени. Солнце согревает всё живое, а её любовь согревает жизнь малыша. Но главное, мать приобщает дитя к своей родине. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатство разума, мысли и чувства поколений. Она наполняет его жизнь духовной силой, помогает постичь вечные ценности. У мамы самое доброе сердце, самые добрые и ласковые руки на свете.

Во время войны, в 1944-м, когда страна знала, что Победа – скоро, что надо заживлять самую страшную рану – потерю павших солдат и убитых фашистами граждан, был учрежден орден «Мать-героиня». 1 ноября он был вручен жительнице Подмосковья Анне Алексахиной. В 1997 году Государственная Дума приняла Указ об учреждении Дня Матери, который решили отмечать в последнее воскресенье ноября.

3. Чтение стихов о маме (Слайд 5–10)

1 чтец:

Встаньте все и выслушайте стоя
Сохранённое во всей красе
Слово это древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо,
В нём исток всего. Ему конца нет.
Встаньте, я произношу его: Мама!
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
В нём – исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте!.. Я произношу его: Мама!

(Р.Гамзатов)

2 чтец:

Бьётся, бьётся, глаза горят.
Слово первое, слово МАМА
Губы нежные говорят.
Ведь у белых, у чернокожих
В первом слове одна любовь.
И недаром оно похоже
На любом из земных языков.
Неужели настанет время,
Сын забудет, как слово звенит,
И тягчайшим из преступлений
Против детства, людей, растений
Сердце матери оледенит?
Не дадим ему волчьей рысью
Пробегать меж людей во мгле!
Должен быть самым ясным, чистым
Материнский взгляд на земле!

(Яндиев)

Учитель: Самое прекрасное слово на земле– мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках мира одинаково нежно:

  • по-английски – мазэ
  • по-немецки – муттер
  • по-киргизски – апа
  • по-грузински – дэда
  • по-украински – ненька
  • по-русски – мама, матушка
  • по-белорусски – маци, матуля

У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки, которые умеют всё. А какие мамы у вас? Мы провели конкурс сочинений «Моя любимая мама», сейчас ребята прочитают лучшие работы.

4. Чтение сочинений. (Слайд10–15)

«Мама моя очень заботливая. Она помогает мне во всех делах. Она очень хорошая и очень красивая. Когда мама приходит с работы, она очень устает, но все равно она находит время, чтобы сделать все дела по дому, а также позаниматься со мной и с моей сестрой.»

Мелтонян Ангелина

«Самый дорогой человек для меня – это моя мама. Моя мамочка приветливая, добрая, нежная, ласковая, жизнерадостная. Она умеет поддержать в трудную минуту и дать дельный совет. Моя мама среднего роста, стройная, как березка, и очень женственная.»

Арепьев Павел

«В мире много разных женщин, но самая любимая – это моя мама. Я её ни с кем не сравню.

Моя мама самая красивая. Её волосы, словно волнистое море. А карие глаза, будто две звёздочки, сияют добротой и лаской. Этот взгляд я не забываю ни на минуту. Её улыбка озаряет весь наш дом.

У мамы самые умелые руки. Очень вкусные пирожки, блины и особенно вкусный суп готовит мама. Ещё мамины руки добрые. Когда она прикасается ко мне, я чувствую её тепло.»

Бегларян Георгий

5. Составление образа идеальной мамы

Учитель: Давайте вместе создадим образ Идеальной мамы 5 класса

(Ученики устно называют качества мамы, а учитель на доске их записывает в виде схемы)

6. Выставка рисунков

Учитель: Вот такая получилась у нас мама. Посмотрите на доску. Здесь Выставлены ваши рисунки, на которых изображены мамы. Рядом с каждым рисунком фотография. А сейчас я попрошу каждого сказать по одному вежливому слову своей маме (работа по цепочке).

7. Составление «Словарика вежливых слов для мамы»

Учитель: Посмотрите, сколько вежливых слов мы сказали нашим мамам. Давайте сейчас составим «Словарик…", чтобы запомнить эти слова и всегда их говорить своим мамам.

Составление и оформление словаря.

8. Видеопослание мам ученикам

Учитель: Ребята, у меня к вам сюрприз. Мы сегодня уже много говорили о наших мамах, а что же ожидают мамы от вас». Они записали для вас видеопослание.

Трансляция видеопослания.

9. Запись видеопослания мамам

Учитель: Вот что хотят мамы. Вам понравилось послание? Давайте сейчас мы запишем свое послание мамам с поздравлением, а потом на первом собрании покажем.

Запись видеопожелания.

10. Итог

Учитель:

Мы любим её,
Как хорошего друга.
За то, что у нас
С нею всё сообща.
За то, что, когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
Мы любим её и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза.
Но стоит с повинной
Прийти головою –
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.
За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце свое,
Она – наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим её.

Сегодня мы говорили о наших мамах. Это не просто слово для нас. Мама – самый главный человек в жизни. И мы должны любить и уважать их. Всегда помогать и никогда не огорчать.

Показ фрагмента из мультика «Песенка мамонтенка». Коллективное пение песенки.

Классный час, посвященный Дню Матери

«Мама - ближе человека нет».

классный руководитель 8 класса: Айтуриева А.К.

Форма мероприятия:

Классный час нравственно-духовной направленности.

Проводится в преддверии Дня матери России.

Форма: беседа с использованием презентации, стихи, песня в исполнении обучающихся.

Цели и задачи :

Расширить знания учащихся об истории праздника;

Показать социальную значимость семьи, развивать культ матери;

Формировать у ребят уважительное отношение к своему дому, семье, матери и культуру взаимоотношений родителей и детей;

Воспитывать заботливое отношение к родным и близким.

План:

1. Вступительное слово классного руководителя - тема и цель классного часа.

2. Основная часть – беседа по теме классного часа с использованием презентации; чтение стихов и песни о матери.

3.Рефлексия.

Ход классного часа

Классный руководитель :

Здравствуйте уважаемые ребята! Сегодня наш классный час посвящен дню, который даже не является красным днем календаря, многие жители нашей страны может даже и знают, что есть такой день, день, когда в суете повседневной рутины и постоянной занятости все - таки стоит вспомнить, позвонить, поздравить самого дорогого человека.

Учащийся (Гришко Вячеслав):

Это слово первым произносит малыш. В той, к кому оно обращено, заключается для него весь мир. Она кормит его и купает, поёт ему колыбельную и катает в коляске, она вскакивает ночью на его крик и не отходит от его кроватки, когда у него начинается жар. Её не надо звать, потому что она и без того рядом, измученная и неутомимая. Но малыш, как заклинание повторяет это одно – единственное слово, бессознательно веря, что она всё может и всё умеет, что с нею ничего не страшно, что она только одна поможет и спасёт… И она спасает, отводя беду неистовой силой любви.

Классный руководитель :

Ребята, о ком говорится в данном отрывке? (о маме)

Слайд 1.

Сегодня наш классный час посвящен Дню Матери

«Мама - ближе человека нет».

Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разное время.

Историческую справку праздника подготовила Тапина Олеся.

Историческая справка (Тапина Олеся).

- Празднование Дня матери уходит своими корнями в глубину веков.

Слайд 2.

По некоторым источникам традиция празднования Дня матери берет

начало еще в древнем Риме, Римляне посвящали три дня в марте (с 22 по 25) матери богов – восточной Кибеле.

Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов - Гее.

Слайд 3.

Для кельтов Днем матери был день чествования богини Бриджит – солнечной богини, связанной с солнцем. Её день празднуется ежегодно 1 февраля.

В Америке День матери объявили официальным праздником в 1914 году.

В Германии праздник отмечается с 1922 года.

В России инициатива учреждения праздника «День матери» принадлежала Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. Праздник приурочен к 4 ноября - ко Дню празднования иконы Казанской Божьей матери.

Слайд 4.

В России «День матери» отмечается в четвертое воскресенье ноября с 1998 г. на основании Указа Президента Российской Федерации - Бориса Николаевича Ельцина. В этот день по традиции поздравляют женщин, добившихся успехов в воспитании детей, многодетных мам и матерей-одиночек.

Классный руководитель :

Как вы, думаете, с какой целью был введен этот праздник в России?

Ответы детей:

Мама - хранительница семейного очага. На ней держится воспитание детей, весь дом, вся семья. Праздник был введён с целью бережного отношения к женщинам – матерям.

Слайд 5.

Цель праздника - поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека - Матери.

Слайд 6.

Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».

Чтец (Клочко Яна):

С небес полночных падает звезда,

И птицы улетают в край далёкий,

Но с нами остаётся навсегда

Свет матери, прекрасный и высокий.

От сердца к сердцу, от мечты к мечте

Свет матери проложит путь незримый,

Открытый только вечной доброте,

И правде, и любви неповторимой.

Сверкают росы, тают облака,

Приходит новый день обыкновенно.

И светится Вселенная, пока

Свет матери расплескан по Вселенной.

Слайд 7.

Классный руководитель :

Материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости, поэтому образ женщины-матери, солдатской матери всегда находил отражение в искусстве и художественной литературе.

Послушайте рассказ Энвера Мамедханлы «Ледяная статуя»

Чтец (Бойко Ирина)

Зима сорок первого года. Морозная ночь. Казалось, все кругом – живое и мертвое замерзло, покрывшись льдом. Воздух жалил змеей, и кровь замерзала в артериях.

В одну из таких ночей по бескрайней снежной равнине двигалась одинокая тень.

Это молодая мать. Прижимая к груди ребенка, она бежит куда-то вперед. Она бежит из своей деревни, захваченной фашистами, на восток, чтобы спасти свою честь и родное дитя.

Впереди река. По ней проходит линия фронта. Оттуда доносится гул советских орудий.

Молодая мать спешит, она должна, во что бы то ни стало присоединиться к своим. Она должна переправить ребенка на великую и свободную землю по ту сторону реки. Пускай она погибнет в эту морозную ночь, святая цель перед нею: спасти память первой своей любви!

Мать идет, идет, не останавливаясь, долго и неустанно, но снежные поля бескрайны, бесконечны. Она выбивается из сил, мороз, словно меч, режет ее тело. И вдруг матери кажется, что ребенок в ее объятиях замерзает. Она оглядывается, ее отчаявшиеся глаза ищут уголок, убежище, где можно теплее укутать ребенка. Вот впереди две черные тени. Это два дерева, растущие тесно рядом. На один лишь миг, чтобы перевести дыхание, она прислоняется к ним.

Силы уже покидают ее. Сердце матери поет страшную песню: «Ребенок заерзает! Он не выдержит этого мороза!»

Но мать отгоняет эту мысль.

Она снимает с головы шерстяную шаль и накидывает на ребенка. Теперь полуголое тело матери беззащитно перед морозом. Она чувствует близость гибели, она знает, что замерзнет. Нет у не больше сил.

Она снимает кофточку и еще теплее накрывает ребенка. Все равно ей погибнуть. Ребенок должен остаться жив! Мать должна спасти свое дитя! Напрягая последние силы, со всей любовью матери она прижимает ребенка к обнаженной груди и шепчет:- Больше нечем, дитя мое, согреть тебя, разве только моим сердцем. До последнего биения тепло его принадлежит тебе!

Мать умолкает, но в ушах ее звенят медные струны… Они напрягаются, рвутся. Она все теснее прижимается к дереву. Суровая зимняя ночь надевает на нее новый наряд, ледяные пальцы мороза ткут на ней нежные узоры из хрусталя…

Наступает прозрачное морозное утро.

Перед деревом стоят люди в белых халатах. Это три бойца-разведчика. Они стоят молча и неподвижно, обнажив головы.

Они стоят перед картиной, которой не забудут всю жизнь. Это ледяная статуя замерзшей женщины.

Долго они стоят на месте, не шевелясь, как перед священным алтарем.

Наконец один из них подходит к деревьям. Движимый какой-то надеждой, он вглядывается в сверток, который оледеневшая женщина прижимает к груди. Дрожащими от волнения пальцами он раздвигает ткань и … видит устремленные на него из глубины детские глаза. Молодой боец вздрагивает и невольно отступает.

- Он жив, он не замерз, - взволнованно, глухим голосом говорит он.

Ребенок улыбается, хмуря под утренним солнцем глаза. И бойцы, прошедшие сквозь огонь, воду и лишения, не могут удержать слез от радости. Подняв головы, они вновь смотрят на величественный памятник матери. И уста их шепчут, как молитву, слова клятвы о беспощадной мести.

Они возвращаются, неся на руках ребенка. А ледяная статуя, воплощающая величие и могущество материнской любви и материнского самопожертвования, стала в их сердцах бронзовым памятником, призывающим к суровому возмездию!

Классный руководитель:

Рассказ Энвера Мамедханлы стал примером всепобеждающего мужества матерей.Женщины и война... Что может быть более противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту ЖИЗНЬ, единственную и неповторимую...

Прошло 70 лет со дня победы советских солдат над фашистской Германией, но боль утраты и пережитого горя до сих пор не забыты народом нашей страны.

Слайд 8.

Учащийся (Рева Никита):

Несмотря на огромные трудности, которые переживала наша Родина в дни войны, внимание государства к делу охраны материнства и детства не ослабевало.

8 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, направленный на увеличение государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении Почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнской Славы» и медали «Медаль материнства».

Звание «Мать-героиня» является высшей степенью отличия и присваивается матерям, родившим и воспитавшим десять и более детей.

При присвоении звания «Мать-героиня» учитываются также дети:

усыновлённые матерью в установленном законом порядке;

погибшие или пропавшие без вести при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо при выполнении долга гражданина России по спасению человеческой жизни, а также умершие вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при указанных обстоятельствах, либо вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

Учащийся (Чернов Артем):

Первое присвоение почётного звания «Мать-героиня» было произведено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1944 года. Среди четырнадцати женщин, удостоенных звания «Мать-героиня» этим Указом, орден «Мать-героиня» № 1 и Грамота Президиума Верховного Совета СССР № 1 были вручены жительнице посёлка Мамонтовка Пушкинского района Московской области Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей: десять сыновей и двоих дочерей. Четверо сыновей погибли во время Великой Отечественной войны, двое умерли от ран после войны. Награда была вручена Анне Савельевне в Кремле 1 ноября 1944 года. Всего орденом «Мать-героиня» было награждено около 431.000 женщин.

Слайд 9.

Жительница Астраханской области села Кривой Бузан Анна Степановна Куаншпаева (Беззубикова) удостоена ордена «Мать-героиня». Также у неё есть медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», которую она получила в 19 лет. Анна Степановна с мужем Бердагали Султангалиевичем Куаншпаевым воспитали 10 детей: 6 дочерей и 4 сына. Сейчас у Анны Степановны 21 внуков и 8 правнуков.

Учащийся (Прохорец Алена):

С 1991 г. орден не вручался.

Слайд 10.

В 2008 году в Российской Федерации Указом Президента Дмитрием Медведевым был учрежден новый орден «Родительская слава». Орден является возрождением ордена "Материнская слава", но предоставляется обоим родителям и представляет собой награду высшего уровня.

Классный руководитель:

В нашей станице пока нет семей состоящих из 10 и более детей.

Всегда были женщины, которые полностью посвящали себя семье и созданию уюта в доме. Теперь все чаще появляются женщины, для которых не только семья, но и работа является неотъемлемой частью жизни.

Ребенок, испытывая чувство любви, уважения к маме, не всегда готов раскрыть это чувство перед самым близким человеком. И только находясь в разлуке, осознает, как дорог ему этот человек. Сегодня можно просто взять телефон и позвонить, но и можно написать письмо, не важно, электронное или на бумаге.

Ребята, мы создадим три группы, каждой группе я дам по 1 письму.

Работа в группах «Письмо к маме»

Слайд 17.

Предположите, какой человек мог написать такое письмо

(ребенок, подросток, взрослый)?

3. Каково его отношение к маме?

1 письмо. Слайд 18.

Милая моя мамочка!

Недавно нас просили написать сочинение на тему «Мой первый учитель». Села я писать и думаю, что первый и самый важный учитель – это ты. Благодаря тебе я стала тем, кем стала.

Мне очень повезло в жизни, потому что ты понимаешь и поддерживаешь меня во всех моих начинаниях, никогда не отказываешь в помощи.

Когда от тебя долго нет вестей, я очень по тебе скучаю и, чтобы развеять тоску, вспоминаю твою добрую улыбку, нежные руки, наши домашние праздники.

И в такие минуты я понимаю, как много тепла, ласки ты подарила мне. Спасибо тебе за это. Я люблю тебя.

(Письмо написала девушка. Возможно, она студентка колледжа или университета. Она пишет: «Благодаря тебе я стала тем, кем стала». Наверное, мама помогла ей в выборе будущей профессии. Между мамой и дочерью полное взаимопонимание, уважение, любовь.)

(письмо студентки)

2 письмо. Слайд 19.

Мама, мама!

Я помню руки твои с того мгновения, как стал осознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, но он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так люблю целовать их в темные жилочки.

Но больше всего на свете запомнил я, как нежно они, твои руки, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты всегда была возле меня.

Мама, мама! Прости меня. Потому что ты одна, только одна можешь меня прощать…

(Письмо написано юношей. Он просит прощение у мамы. Но, за что? Возможно, это прощальное письмо. Чувствуется сильная привязанность друг к другу сына и матери. Он пишет: «Когда бы я ни открыл глаза, ты всегда была возле меня». С сыновью любовью пишет: «Руки твои всегда казались мне такими нежными, и я так люблю целовать их в темные жилочки».)

(Олег Кошевой «Молодая гвардия»)

3 письмо. Слайд 20.

Здравствуй мамочка!

У меня все хорошо, хотя у нас в отряде идет война с мальчишками, они никак не хотят нас понимать и не признают ошибок в своем поведении.

Недавно мы ходили в кино, мне очень понравилось.

В столовой кормят очень вкусно.

Наш отряд участвует во всех делах лагеря. Совсем недавно мы заняли в спортивных соревнованиях первое место. Все были рады этому, и я тоже, хотя мне было грустно оттого, что тебя не было со мной. Мне так хочется, чтобы ты была рядом. Я люблю тебя, мамочка.

(Письмо написано школьницей, которая отдыхает в летнем лагере. Она очень любит свою маму, называет её мамочкой, пишет «я люблю тебя». Не смотря на «бурную» лагерную жизнь девочка скучает по маме, ей не хватает поддержки мамы, она пишет: «Мне было грустно оттого, что тебя не было со мной». «Мне так хочется, чтобы ты была рядом».).

(Письмо школьницы)

Классный руководитель: Ребята, я просила вас написать письмо маме. Кто готов зачитать нам своё письмо.

Домашнее задание «Письмо маме»

Классный руководитель:

Сколько бы тебе не было лет – 5 или 50 – тебе всегда нужна мама, её забота, её доброта, её участие, её ласковый взгляд. И чем больше твоей любви к матери, тем радостней и светлей её жизнь.

С помощью, каких действий вы доказываете свою любовь?

(помогаем, обнимаем)

А, какие слова вы используете при этом?

(ласковые слова)

Классный руководитель :

А, что же говорят малыши?

Учащиеся нашего класса взяли интервью у первоклассников и подготовили рубрику «Детское мнение»

Видео «Детское мнение». Слайд 21.

Творческое задание. Слайд 22.

Классный руководитель:

На доске большое сердце. Это материнское сердце.

Ребята перечислите сокровища, которые хранятся в материнском сердце (например: любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие, нежность, надежда, забота, сострадание.)

Вы уже в том возрасте, когда можете стараться понимать своих мам, стремиться больше о них знать. Вы можете уже и помочь, и посочувствовать, и подарить радость. Нужно только захотеть. А захотеть очень важно. Это нужно не только маме, но и вам. Не обижайте своих мам, они не вечны, берегите их. Говорите теплые слова своим мамам, не только в день праздника, а постоянно. Заботьтесь о них, оберегая от волнения и бед.

Чтец (Джур Анна):

Нет материнскому сердцу покоя,

С нами оно в трудный час.

Мама от черного горя собою

Нас заслоняла не раз

Смело и прямо на свете живите,

Будьте честней и добрей,

Люди, прошу вас, от бед берегите

Сердца своих матерей!

Заключение

Классный руководитель:

-ребята, какому дню был посвящен наш классный час? (Дню матери)

- о каких духовных качествах мы сегодня говорили? (на доске)

- насколько важны эти качества современному человеку?

Фон. Слайд 23.

В заключение, я хочу рассказать вам притчу:

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:

Я не знаю, зачем я иду в этот мир, что я должен сделать?

Бог ответил:

Я подарю тебе ангела, который будет всегда рядом с тобой. Он все тебе объяснит.

Но как я пойму его, Я ведь не знаю его язык?

Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

Как и когда я должен вернуться к тебе?

Твой ангел скажет тебе все.

А как зовут моего ангела?

Неважно, как его зовут, у него много имен. Ты будешь называть его – МАМА…

Берегите своих мам, меньше их огорчайте, чаще просите прощения, обнимайте, целуйте, говорите ласковые слова, объясняйтесь в любви!

И в заключение, нашего классного часа, мы хотим поздравить всех мам и исполнить песню «Мамино сердце».

Песня «Мамино сердце». Слайд 24.

Классный руководитель: спасибо ребята за работу. Классный час, посвященный Дню матери «Мама – ближе человека нет» закончен.

Спасибо всем за внимание.