Преподобная Елена Сербская, королева - моя небесная покровительница. День памяти 12 ноября.

Православная энциклопедия утверждает, что она была католичкой . На всех остальных сайтах более логичное повествование: перед замужеством с сербским королем Стефаном Уроша I Неманичем, прп.Елена приняла православие.

Преподобная Елена происходила из французского королевского рода. Приняв Православие, она вышла замуж за короля Сербии Стефана Уроша I Неманича, родила и воспитала святых благоверных Милутина и Драгутина. Будучи королевой, Елена прославилась своими добрыми делами: примирением междоусобных распрей, призрением сирот, богатыми вкладами в монастыри Святой Земли, Святой Горы, Синая и Сербии. После смерти своего супруга, Елена всю себя посвятила подвигам благочестия: благотворила сиротам, жертвовала на монастыри и строила новые церкви, заботилась о любви и согласии своих сыновей, заботилась о защите и просвещении своего народа. Перед смертью королева Елена в церкви Святителя Николая в Скадре приняла монашеский постриг с именем Елисавета. Скончалась она 8 февраля 1314 года в своем царском дворе в Брняцах.


Равноапостольная Ольга (в крещении Елена), великая княгиня Российская. День памяти 24 июля.

Праматерью русских святых, которых более 50, называют великую княгиню Ольгу, равноапостольную. Именно она первая на Руси приняла христианство по греческому обряду и способствовала распространению христианской религии на Земле Русской. Древние предания называют Ольгу хитрой, история - мудрой, а Церковь - святой. Удивительна судьба этой поистине великой женщины - любящей жены, мудрой княгини и первой русской христианки. Преподобный Нестор Летописец так именует ее в «Повести временных лет»: «Предтекучая христианской земли, аки денница пред солнцем и аки заря пред светом».

Житие благоверной княгини Ольги в Четьи Минеи .

Преподобная Елена Дивеевская (Мантурова). День памяти 10 июня.

В миру – Елена Васильевна Мантурова, сестра Михаила Васильевича Мантурова, ближайшего друга и ученика преп. Серафима Саровского. Прп. Елена по обету, данному Пресвятой Богородицы ушла в монастырь, где находилась в послушании у прп. Серафима Саровского. По его благословению она стала начальницей Мельничной обители и про его же благословению умерла за своего брата. Прожила она в обители до 27 лет. Перед кончиной Елена Васильевна сподобилась многих чудесных видений. Провидя момент кончины преподобной духом, батюшка Серафим посылал всех в Дивеево: «Скорее, скорее грядите в обитель, там великая госпожа наша отошла ко Господу!» В сороковой день по её кончине отец Серафим предсказал, что «со временем её мощи будут почивать открыто в обители».

Святая мученица Елена (Чернова). День памяти 17 сентября.

Родилась в 1874 году. О жизни ее мы знаем совсем мало. Известно, что 17 сентября 1943 года она приняла мученическую кончину, пострадав за Христа от рук богоборческой власти. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2006 года мученица Елена была причислена к лику святых. Ее память так же празднуется 8 февраля в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских.

Преподобномученница Елена (Асташикина). День памяти 10 августа.

в миру Елена Васильевна Асташкина – родилась в селе Старое Дракино Наровчатского уезда Пензенской губернии в 1878 (по некоторым данным 1882) году в крестьянской семье. Семья жила в достатке, но излишеств не знали. С молодых лет Елена искала иноческого подвига и в 1895 году, с благословения родителей, она ушла в монастырь и стала послушницей Покровского Шиханского монастыря в Городищенском уезде Пензенской губернии. Долгое время она жила при монастыре на испытании, проходя разные послушания, и лишь в 1913 году указом Духовной Консистории была определена в число сестер монастыря. Через некоторое время матушка Елена была переведена в Казанский Мокшанский монастырь. После разгона этой обители в 1917 году она вернулась в село, в котором родилась. У нее появился свой дом, и она самостоятельно вела хозяйство, но продолжала иноческое житие и жила в девичестве.
В 1932 году матушка Елена перебралась в село Шадым Ковлкинского района Мордовской АССР. Заветной ее мечтой было, чтобы в храмах возобновилась служба, чтобы в них звучало церковное пение. Она поддерживала дружеские отношения с бывшими насельницами закрытых монастырей, знала многих священников.
В 1937 году монахиню Елену (Асташкину) арестовали и обвинили в том, что она «активная участница контрреволюционной церковно-монархической организации» и в том, что она «проводила пораженческую и антиколхозную агитацию». Виновной себя она не признала, на допросах говорила только о том, что она православная христианка и стремится жить согласно иноческим обетам. 5 августа 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила монахиню Елену к высшей мере наказания. 10 августа приговор был приведен в исполнение через расстрел. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году монахиня Елена (Асташкина) была причислена к лику святых. Память так же 8 февраля в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских.

Святая мученица Елена, дочь святого апостола из 70-и Алфея. День памяти 8 июня.
За смелое исповедание веры Христовой она была до смерти побита камнями. На иконе собор Святых Елен изображена второй слева.

Преподобная Елена Московская (Девочкина). День памяти в воскресение перед 26 августа в Соборе Московских святых.
(Елена (Агриппина) Семёновна Девочкина; † 18 ноября 1547) - первая игуменья московского Новодевичьего монастыря, схимница. На иконе собор Святых Елен изображена крайней справа.
О святой сохранилось мало информации .

Равноапостольная Елена царица Константинопольская. День памяти 3 июня, 19 марта.

Святая равноапостольная царица Елена (Флавия Юлия Елена Августа) родилась около 250 года в маленьком посёлке Дрепана в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии). В начале 270-х годов она стала женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей Констанция Хлора, ставшего впоследствии правителем (цезарем) Запада. 27 февраля 272 года в городе Наисс Елена родила сына – Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. Прославилась она своей деятельностью по распространению христианства. В 326 г., уже будучи преклонных лет, она отправилась путешествовать по Святой Земле. Там разрушила она идольские капища, построенные на освященных Христом местах, построив вместо них христианские храмы, открыла много мощей разных святых, и в ходе проведёнными ею раскопками в Иерусалиме были обретены Гроб Господень, Святой Животворящий Крест Христов и другие реликвии Страстей.

Преподобомученица Елена (Коробкова). День памяти 25 мая (7 июня) и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

Преподобномученица Елена родилась в 1879 года в деревне Малеево Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина Петра Коробкова, впоследствии служившего приказчиком в английском магазине в Санкт-Петербурге, и в крещении была наречена Елизаветой. Отец умер, когда Елизавете было четырнадцать лет, и она жила в деревне с матерью. К этому времени Елизавета окончила сельскую школу и, когда ей исполнилось двадцать четыре года, поступила в один из монастырей Московской губернии, где находилась до его закрытия во время наступивших при советской власти гонений на Русскую Православную Церковь; здесь она приняла монашеский постриг с именем Елена. После закрытия монастыря она поселилась при Троицкой церкви в городе Сходня Солнечногорского района Московской области, где пела на клиросе и занималась рукоделием, зарабатывая на жизнь шитьем одеял.
В 1937 году стали арестовываться не только священнослужители, но и активные прихожане. Вместе с такой группой прихожан была арестована и монахиня Елена. В справке на арест ей ставилось в вину, что она «распространяет среди верующих церковную литературу, так называемые духовные Троицкие листки… церковно контрреволюционно настроена и до сих пор своей контрреволюционной церковной деятельности не бросает».
Монахиня Елена была арестована 29 октября 1937 года и заключена в камеру при районном отделении НКВД в Солнечногорске. На допросе следователь спросил ее:
– Вы, будучи знакомы с церковниками… и монахинями, друг у друга собирались, обсуждали против советской власти вопросы, вели контрреволюционную деятельность?
– Бывать я бывала у верующих и церковников, – ответила монахиня, – но вопросов против советской власти мы не обсуждали, и контрреволюционной деятельности я не вела.
На этом допросы были закончены, и монахиня Елена была переведена в Таганскую тюрьму в Москве; 15 ноября 1937 году тройка при УНКВД по Московской области приговорила ее к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Монахиня Елена (Коробкова) скончалась в заключении 7 июня 1938 года и была погребена в безвестной могиле.

Святая Ипомони, в миру Елена Драгаш. Дни памяти 13/26 марта и 29 мая/11 июня.

(“Ипомони” – (греч. Υπομονή) – “терпение”)

Святая Ипомони, в миру Елена Драгаш, супруга Мануила II Палеолога, “Елена Палеолог во Христе Боге августа и императрица Ромейская”, была дочерью Константина Драгаша, одного из многочисленных наследников великого сербского короля Стефана Душана. Таким образом, она происходила из благословенного царского рода. Среди ее предков есть и святые: Стефан Немания, сербский король и ктитор святого монастыря Хиландариу Горы Афон (преподобного Симеона Мироточивого). Константин Драгаш стал правителем современной болгарской части северо-восточной Македонии, области, располагающейся между реками Аксиос и Стримон. Рождение Елены (1450г) датируется годами незадолго после смерти Душана. Ее воспитание, образование и обучение были проникнуты всем тем, что предписывали высокие византийские идеалы, поскольку сербы испытали сильное влияние византийской культуры. Елена в большей степени отождествляла себя именно с византийским национальным самосознанием и культурой. Всеми своими чувствами и существом она тянулась к Византии, августой и императрицей которой ей предстояло стать, несмотря на свое сербское происхождение.

Более того, с молоком матери она впитала традиционную в ее семье твердую православную веру. И эта вера будет направлять, просвещать и вдохновлять святую в ее непростой жизни, полной скорбей и испытаний.

Равноапостольные царь Константин
и матерь его царица Елена

(21 мая / 3 июня)

Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305 - 306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284 - 305), его соправителя Максимиана Галерия (305 - 311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284 - 305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.

За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.

Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.

После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

* * *

Первой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере в то время, когда другие юноши благородного вхождения воспитывались в языческом духе и презирали христианство. Второй - воздвижение Креста Господня.

С целью найти Крест Господень царица Елена в 326 г. отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Господень зарыт в землю на месте, где язычники воздвигли храм в честь Венеры. Когда по приказанию Елены сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и около них дощечку с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Чтобы узнать, на каком из трех крестов распят Спаситель, стали по очереди возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда. Когда же возложили третий крест, то умерший воскрес, таким образом узнали крест Спасителя.

Когда люди узнали о чуде, то все захотели увидеть святой Крест. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и поставили (воздвигли) крест. Народ, видя крест Господень, молился со словами: «Господи помилуй!»

В память этого события Церковь установила праздник Воздвижения Креста Господня. Этот праздник относится к числу великих и празднуется 27 сентября. В этот день святой крест торжественно выносится на середину храма для поклонения. Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название города Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане (117-138 гг.).

Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму).

АКАФИСТ

Кондак 1

Избраннии предвечным Царем, святии равноапостольнии Константине и Елено, на всемирное воздвижение Животворящаго и Спасительнаго Креста Господня, имже соделася спасение рода человеческаго, искупленнаго кровию пригвожденнаго на нем Агнца Божия, да вси праведнии и грешнии благодарственно взывают вам:

Икос 1

Ангельский собор на землю зрети велие чудо – како обретеся Святое Древо, на много лет в недрах земли бездушным камением хранимое, ныне же руками архиерейскими возносимое, людие же видеша сие, ниц на землю падоху, слезно вопия: «Господи помилуй! Господи помилуй! Господи помилуй!» Вас же, святии равноапостольнии Константине и Елено, смиренно величаху:

Радуйся, блаженная мати зело возлюбившая Христа;
Радуйся, боговенчанный сыне, слуго Небеснаго Царя.
Радуйтеся, земнии Ангели и небеснии человецы;
Радуйтеся, строителие тайн Божиих.
Радуйтеся, яко вами небо и земля духовно возрадовашася;
Радуйтеся, яко от всех земнородных вкупе прославишася.
Радуйтеся, достойнии носителие имене Христова;
Радуйтеся, два светила великая во вселенней.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 2

Видев славный Константин во время брани с Максентием в полудни Крест на небе, светом сияющий, и письмена «Сим побеждай», повеле оковати все оружие и шлемы бранные, да до конца победив врага помощию Крестною, воспоют распятому Христу победную песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разум твой, не просвещен еще святым Крещением, царю Константине, просвети Господь во сне нощию, научая победити врага Крестным знамением, мы же дивяся таковому Промыслу Божию о Тебе, взываем сице:

Радуйся, двукратным видением Креста свыше озаренный;
Радуйся, паче всех царей земных превознесенный.
Радуйся, свыше предызбранный на апостольское служение;
Радуйся, победителю врагов видимых и невидимых.
Радуйся, Крест Господень зело прославивый;
Радуйся, Церкви Христианской вся силы отдавый.
Радуйся, врага спасения человеческаго посрамивый;
Радуйся, честным Крестом главу его сокрушивый.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 3

Силою Креста во брани, ведал еси богомудре Константине: «Аз спасох град сей от врагов, и сердце мое уязвлено любовию распятаго Христа, Егоже чту, Емуже поклоняюся и не возбраняю любящим Его пети блаженную песнь: Аллилуиа».

Икос 3

Имея в сердцы чувство живыя христианския веры, великий Константин повеле, да сокрушатся идолы и да созиждутся храмы, идеже сонмы Ангелов и лики праведных выну молят своего Создателя. Мы же недостойнии, просяще о мире мира и добром ответе на страшнем судище Христове, зовем вам:

Радуйтеся, первии во христианех царие;
Радуйтеся, милосердием и властию украшеннии.
Радуйтеся, любовию и правдою одеяннии;
Радуйтеся, от вражиих прелести избавленнии.
Радуйтеся, уставов церковных хранителие;
Радуйтеся, девства и целомудрия любителие.
Радуйтеся, языческие храмы на земли упразднившии;
Радуйтеся, день Воскресный праздновати установившии.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 4

Бурныя потоки христианския крови твоим повелением, святый Константине, прияша конец; сущии в темницех получиша ослабу, крыющиися во пещерах и горах вспять возвращахуся, и чада церкве лобзанием святым во объятии встречаху друг друга, воспевая Богу песнь хвалы:
Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше мученицы и страдальцы Христовы повеление твое, богоблаженне Константине, да свободно исповедают веру Христову, возвеселишася и со слезами радости воспеваху ти сице:

Радуйся, великаго Рима украшение;
Радуйся, узников Христовых свобождение.
Радуйся, языческаго мира упразднение;
Радуйся, идолов и кумиров сокрушение.
Радуйся, прав и законов утверждение;
Радуйся, чар волшебных и гаданий карательное запрещение.
Радуйся, о Церкви пекийся, аки чадолюбивая мати;
Радуйся, воспретивый осужденных на кресты распятие.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 5

Воскресение Христово видевше, воспеваху людие: Се Крест, имже прииде радость всему миру. Неведомо бысть миру оружие, имже новый Давид победи смерть, сокрыто бысть от поклонения верных людий, Ангелы токмо охраняху честный Крест, немолчно воспевая: Аллилуиа.

Икос 5

Видя осмидесятилетняя старица, богомудрая мати Елено, сердце твое, пречудне царю Константине, желанием исполнено к прославлению Святаго Древа, сама со тщанием приемлет труды, да открывает сокровище на поклонение всем языком, с любовию зовущих вам таковая:

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, царие премудрии;
Радуйтеся, двоице святая, Богом возлюбленная.
Радуйтеся, любовию к Нему аки Серафими пламеневшии;
Радуйтеся, ревностию аки апостолы послужившии.
Радуйтеся, усердием вашим яко жены с миры пришедшии;
Радуйтеся, за подвиги ваша от всех земнородных славимые.
Радуйтеся, яко Ангелы с вами ликуют на небеси;
Радуйтеся, яко человецы выну восхваляют вас на земли.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 6

Проповедником тайны, идеже бе треблаженное Древо, бысть некий Иуда, иже не хоте указати место сие, сего ради изнурен бысть гладом во глубине кладенца по повелению святой царицы Елены, ейже Дух Святый откры, да употребит всякое усилие для взыскания Креста Господня на радость православным христианом, поющим Богу:
Аллилуиа.

Икос 6

Возсия луч Божественнаго света в сердцы Иуды, непреклоннаго доселе к прошениям и увещаниям богомудрой царицы Елены, иже отверз уста глаголаше: «Близ Голгофы, в капище Венеры, обрящете Крест вашего Христа». Оттоле начаша искати, многи труды понесоша, не обретше же сокровища, зело изнемогша. Егда же ощутиша велие благоухание из недр земли, усугубиша труды и обретоша три креста, тогда вернии людие прославляху вас со слезами:

Радуйтеся, треблаженнаго Древа усердные искателие;
Радуйтеся, дела апостольскаго неленостные продолжателие.
Радуйтеся, торжество веры Православныя явившии;
Радуйтеся, люди, чтущии Крест Господень, зело возвеселившии.
Радуйтеся, воздух животворным знамением освятившии;
Радуйтеся, обретением Креста оставившии людем память вечную.
Радуйтеся, принесшии всему миру радость безконечную.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 7

Хотя тщательно уведети Крест, на немже принесеся Жертва Святая, да не воздадят честь Креста иному, блаженный патриарх Макарий повеле возложити кресты на болящу и мертва, сии же ожиша и здрави бяху, тогда людие, видевше чудо, падоху ниц до земли, Животворящему Кресту, победителю смерти и ада, поюще:
Аллилуиа.

Икос 7

Новый христианский храм созидает мудрая царица Елена на Голгофе для всемирнаго воздвижения Животворящаго Креста Господня, безчисленное же множество людий молиша блаженнаго патриарха Макария, да сподобятся узрети Господень Крест. Он же, смирения сый исполнен, с освященным собором высоко подъяша Крест, да видят вси, зряще сие, племена и языцы с благоговением и радостию восклицаху:

Радуйся, Треблаженное Древо, имже спасеся двоица первозданная;
Радуйся, Честное Древо, имже ад испустиша узники.
Радуйся, Честное Древо, Архангелами и Ангелами хранимое;
Радуйся, Честное Древо, пророками богоглаголивыми предзримое.
Радуйся, Честное Древо, преподобных и праведных веселие;
Радуйся, Честное Древо, кающихся грешников надеждо и спасение.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 8

Странствующему на земли нашего ради спасения, Иже не имеяше где главы подклонити, воздвигоша храмы, богомудрии Константине и Елено, в Вифлееме рождшемуся, на Голгофе, идеже распятся, на горе Елеон, отонюдуже вознесша к безначальному Отцу, и у дуба Мамврийска, идеже Авраам пригласи Его странна, да вси вернии непрестанно поют Серафимскую песнь:
Аллилуиа.

Икос 8

Все ваше служение бысть во славу Сладчайшаго Господа и Его Пречистыя Матере, Заступницы мира. Кий язык изречет подъятые вами труды? Кий разум постигнет радость, егда обретеся вами желаемый Крест Господень? Сего ради вси земнороднии благодарно взывают вам:

Радуйтеся, Ангельскою чистотою пожившии;
Радуйтеся, всем сердцем Господа возлюбившии.
Радуйтеся, апостольскою ревностию потрудившиися;
Радуйтеся, христианским смирением украсившиися.
Радуйтеся, вся добродетели в себе совокупившии;
Радуйтеся, блаженство райское унаследовавшии.
Радуйтеся, яко зрите всегда Творца и Господа;
Радуйтеся, яко мзда ваша многа на небесех.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 9

Всякое еретическое учение отвергше, богомудрии отцы и учителие, собравшиися повелением твоим, царю Константине, на первом Вселенстем соборе, Ария отгнаша и его пособников, и яко гром возгремеше во вся концы песнь:
Аллилуиа.

Икос 9

Ветии сладковещаннии богоноснии отцы, святители и учители на соборе Никейстем, Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Пафнутий Фивайдский, Павел Неокесарийский, Афанасий Александрийский и прочие исповедницы Христовы, иже свыше умудрившася, изложив тамо Символ веры и всей Церкви узакониша пети Троицу Единосущную, принесше песнь благодарения верховному Владыце всех Богу и сослужителю своему взывая:

Радуйся, достойный сыне матере своея богомудрыя Елены; Радуйся, подражавый ей во смирении неизреченно.
Радуйся, царю, превосходяй мудрость Соломона;
Радуйся, стяжавый веру праотца Авраама.
Радуйся, законов и власти высокий архитектоне;
Радуйся, новый апостоле великаго града Константинополя.
Радуйся, милостивый и кроткий повелителю;
Радуйся, перваго Никейскаго собора мудрый председателю.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 10

Спастися хотящим в подвизе девства, не возбранял еси, великий Константине, да чистым сердцем возносят молитвы Единому Богу о мире у всего мира и, отрешении молвы житейския, яко Ангелы поют:
Аллилуиа.

Икос 10

Стена, покров и защита бысть тебе во всем Сама Пречистая Дева, Владычица неба и земли. Ейже вручил еси новый град твой на брегах Босфора, да вси людие, укрепляеми Ея милосердым заступлением, воспоминающе веру и подвиги твоя, прехвальне Константине, благоумиленно взывают:

Радуйся, новую столицу Византии освятивый;
Радуйся, заступлению и покровительству Матере Божией вручивый.
Радуйся, храм Божий во имя Ея создавый;
Радуйся, горячия молитвы в нем возславый.
Радуйся, яко раб разумный таланты свои умноживый;
Радуйся, волю свою в волю Божию предавый.
Радуйся, храмов святых украшение;
Радуйся, пастырей Церкве Христовы вразумление.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 11

Пения и усердная молитвы приносяще ныне во храме вашем, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, просим со слезами: воздежите блаженнии ваши руце, имиже приясте Крест Святый, и молите распятаго на нем Господа, да в покаянии непрестанно зовем Ему:
Аллилуиа.

Икос 11

Светла и радостна кончина ваша, святии равноапостольнии Константине и Елено, вы бо победоносное знамение в объятиях своих держаще, показуете сим, да возмет кийждо Крест свой и, во смирении шествуя путь земнаго странствия, сподобится получить безболезненную кончину и Божественных Тайн причащения, со слезами взывая вам:

Радуйтеся, яко поете Ему со Ангелы Трисвятое пение;
Радуйтеся, с собором апостолов Ему предстоите.
Радуйтеся, яко вкупе со всеми святыми райская селения зрите;
Радуйтеся бедных и убогих милостивии попечителие.
Радуйтеся, от уз и пленения скорые свободителие;
Радуйтеся, праздника не почитающих строгие наказателие.
Радуйтеся, о всех чтущих память вашу пред Господем предстателие.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 12

Благодать мира, тишину испросите притекающим к вашему заступлению, угодницы Божии, сохраните отечество наше от врагов находящих на ны и междоусобныя брани, да милость Божию улучим вашими молитвами, вопиюще со всеми святыми Владыце Христу:
Аллилуиа.

Икос 12

Поюще и восхваляюще вас, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, празднуем святую память вашу и просим: не забудите нас, грешных, чтущих труды и подвиги ваша, да вси с верою и любовию зовем к Вам:

Радуйтеся, града и храма сего покровителие;
Радуйтеся, пастырем Церкве богомудрии учителие.
Радуйтеся, во тьме заблудшим яркие светильницы;
Радуйтеся, за отечество наше теплые пред Богом молитвенники.
Радуйтеся, яко больных, слепых и глухих исцеляете;
Радуйтеся, яко от нечаянныя смерти избавляете.
Радуйтеся, еретиков и хульников веры страхом правосудия Божия устрашаете;
Радуйтеся, грешникам кающимся прощения у Престола Божия испрошаете.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 13

О двоице премудрая, великие царие Константине и Елено, приимите малое сие моление наше и приносимое вам хваление! Избавите чтущих святую память вашу от греховных страстей и вечнаго осуждения, да ходатайством вашим возможем до скончания дней своих поклонятися Животворящему Древу Креста Господня и тамо, идеже сияет свет невечерний, пети во славу Креста:
Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

МОЛИТВА ПЕРВАЯ

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.

МОЛИТВА ВТОРАЯ

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ

Тропарь, глас 8

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3

Константин днесь, с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо Иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание

Величаем вас, святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, и чтим святую память вашу, вы бо святым Крестом всю вселенную просветили есте.

КАНОН

(Святым равноапостольным Константину и Елене)

Тропарь, глас 8-й

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче. (Дважды)

Слава, и ныне, Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы, и распятие претерпев Благий, испровергий смертию смерть, и воскресение явлей яко Бог, не презри яже создал еси рукою Твоею, яви человеколюбие Твое, Милостиве, приими рождшую Тя Богородицу молящуюся за ны, и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.

Канон, глас 8-й

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Припев:

Едине Небесный Царю, царствующаго греха ныне во мне, Твоих угодников мольбами, смиренную душу мою свободи.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Горняго быв рачитель Царствия, блаженне Константине, Царю всех и Владыце, умом чистым веровав, послужил еси.

Слава: Светом облиставшися богоначальным, тьму неразумия оставила еси воистинну, богомудрая Елено, приискренно Царю веков поработала еси.

И ныне: Дверь Божественнаго востока, отверзи ми двери покаяния, и от дверей смертоноснаго греха ходатайством Твоим избави мя, Владычице.

Поклон )

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Возмездия небесная получити потщался еси, темже зовущему, богомудре, последовал еси, и тьму оставил еси, отче, преданныя ти лести, и светильник Духом Божественным был еси.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Христу прилепившися и на Него, всечестная, всю возложивши надежду, священная Его места достигла еси, в нихже пречистыя страсти, воплотився, претерпе Преблагий.

Слава: Спасительное оружие, неразоримое одоление, христианскую надежду, Крест Честный, завистию сокровенный, ты явила еси, божественным распаляема желанием, богоблаженная.

И ныне: Священнаго гражданства отпад, Пречистая, приложихся скотом и осужден весь бых; Яже Судию рождшая, всякаго осуждения избави и спаси мя.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Господи помилуй (Трижды )

Седален, глас 8-й

Чувства простер к небеси и звездную навыкнув доброту, от сих тайноучимь бывая всяческих Господа, крестное же оружие посреде облиста, написуя о сем побеждати и державным быти. Темже, души твоея отверз очеса, письмо прочел еси и образу научився, Константине всечестне, моли Христа Бога согрешений оставление даровати празднующим любовию святую память твою.

Слава, и ныне, Богородичен: Премудрость и Слово в Твоем чреве заченши неопально, Мати Божия, мирови родила еси мир Содержащаго и в объятиях понесла еси вся Носящаго, Питателя всех и Творца твари. Темже молю Тя, всесвятая Дево, и верно славлю Тя, избавитися ми от прегрешений, и в день суда, егда предстати имам пред лицем Создателя моего, Владычице Дево чистая, твою помощь тогда подаждь ми: вся бо можеши, елика хощеши, Всепетая.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

С небесе, яко Павла тя древле, уловляет Христос Господь, Константине, научая тя Царя единаго Сего почитати.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Пресветлым знамением тя, блаженне, звездами Христос Солнце озаряет и светильника тя омраченным показа.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

И нравы боголюбива и божественными деянии досточудна, блаженная, была еси, сего ради верою тя славим.

Слава: Являеши крыемую леты многими ныне божественную победу Креста, имже спасохомся и демонския прелести избавихомся.

И ныне: Душу мою озари, омраченную согрешеньми, Яже Солнце правды рождшая, Приснодево.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Песнь 5

Ирмос: Утренююще вопием Ти: Господи, спаси ны, Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не вемы.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Утреневав к незаходимому Солнцу и Владыце, царю богомудре, света исполнен был еси.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Любовь и совершенное милосердие, яко порфиру, носящи, вселилася еси ныне в вышняя Царствия.

Слава: Совокупилася еси со безплотных, Елено, ликостоянии, Богу угодивши добродетельными твоими деянии.

И ныне: Дево, душу мою очисти, оскверненную сластьми телесными, наветом змииным.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и молюся яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Собрал еси богоносных отец блаженный лик преславно, и теми, Константине, всех обуреваемая сердца утвердил еси, единочестна славословити Рождшему Слова, и сопрестольна.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Веровавши в Господа жива, еже быти всем подающаго, мерзских и суетных идолов мертвенная отринула еси служения, и прияла еси радостно, Елено, Царство Небесное.

Слава: Дланию Твоею окормляеми, Слове, неведения глубочайшую тьму и лютаго безбожия бурю Тобою царствовавшии отринуша, и приведошася к тихим благочестия пристанищам, радующеся.

И ныне: Исцели неисцельно недуговавшее и ухаплением лукаваго люте уязвившееся сердце мое, Отроковице, и Твоего исцеления сподоби, и спаси мя, на Тя надеющагося, мольбами Твоими, Пречистая.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Господи помилуй (Трижды ) Слава, и ныне

Кондак, глас 3-й

Икос

Константина, вернии, с материю почтим: Давида бо и сии словеса услышавше, на кедре, и певге, и кипарисе, тресложный Крест познаша, имже спасительная страсть последова, и вся представиша иудеи, уготовитися показати людем велие оправдание, сокровенное зависти ради и ненависти тех, и сие обретше, показаша они. Сего ради всем победоноснии явишася, оружие носяще необоримое, знамение велие и во бранех грозное.

Песнь 7

Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно, и на росу огнь преложиша вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Твоя повеления сохраняя, повинуся Твоему закону Константин. Темже беззаконнующих низложи ополчения, вопия Тебе: Господи Боже, благословен еси.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Древо, еже всех извлекшее, досточудне, из рова погибели, загребенное завистию, нам открываеши, погребаяй демоны всегубительныя во веки.

Слава: Деянии божественными создала еси сердце твое церковь Богу, Елено, и храмы священныя Тому соделала еси, идеже плотию пречистыя нас ради подъят страсти.

И ныне: Волею моею согрешаяй и порабощен безместными обычайми, ко обычному Твоему ныне притекаю милосердию, отчаяннаго спаси мя, Пресвятая Богородице.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Песнь 8

Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Яко багряницею, славне, одеявся милосердием, и якоже хламидою, в добрую кротость венцем украшен был еси добродетелей совершенным умом, и преставлься от земли к вышнему Царствию, зовеши: иереи, благословите, людие, превозносите Христа во веки.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Веселящуюся видящии с сыном тя богомудрым, славная Елено, в Божии Царствии, Христа величаем, ваш честный праздник показавшаго нам, паче лучи солнечныя нас озаривший, верно поющих: людие, превозносите Христа во веки.

Слава: Яко чудно желание твое и нрав божественный, славная Елено, женам похвало: мест бо достигши, честныя страсти подъемших, Владыце всех храмы прекрасными удобрила еси, вопиющи: людие, превозносите Христа во веки.

И ныне: Души моея очи, многими преступлении ослепленныя, Богородице, просвети, ум мой умири и сердце, молюся, смущенное сластьми многообразными, и спаси мя, вопиюща: иереи, благословите, людие, превозносите Чистую во вся веки.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Гроб, идеже лежит священное, Константине, и честное тело твое, зарю божественных исцелений чисте приступающим всегда источает, страстей различных тьму отгоняя, и светом невечерним просвещая восхваляющих тя.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Свято свою скончавши жизнь, со святыми ныне вселилася еси, освящения исполнена бывши и просвещения. Темже и исцелений всегда источаеши реки, и страсти попаляеши, Елено блаженная, и напаяеши души наша.

Слава: Пребезначальне безсмертне Царю, Царствия вышняго сподобил еси, ихже благочестно древле оправдал еси на земли, еже царствовати, Господи, Тя возлюбивших чисте, Елену святую и великаго Константина, ихже молитвами всех ущедри.

И ныне, Богородичен: Всех Царя и Творца заченши, Дево, родила еси и се ныне, якоже Царица одесную Сего, Чистая, предстоиши. Темже молю Тя: шуия части избави мя в час суда, и десным овцам сопричти.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Тропарь, глас 8-й

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак, глас той же

Слава: Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное Древо, всех убо иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных людей; нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Слава, и ныне, Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы, и распятие претерпев, Благий, испровергий смертию смерть, и воскресение явлей яко Бог, не презри яже создал еси рукою Твоею, яви человеколюбие Твое, Милостиве, приими рождшую Тя Богородицу молящуюся за ны, и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.

19 марта и 3 июня отмечается память святой равноапостольной царицы Елены (около 250-330), матери римского императора Константина Великого . Елена воспитала сына в христианстве и много способствовала тому, чтобы впоследствии Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Царица Елена многое сделала и для распространения христианства в других странах. В возрасте около 80 лет она совершила паломничество в Иерусалим, где провела раскопки в местах казни и погребения Иисуса Христа. Среди найденных святынь были четыре гвоздя и Животворящий Крест, на котором был распят Господь. В память о событиях земной жизни Христа Елена основала на Святой земле несколько храмов, из которых наиболее известен во всем мире храм Гроба Господня. На обратном пути на родину она основала еще ряд монастырей, например, монастырь Ставровуни на Кипре. За великие заслуги перед церковью Елена канонизирована в лике равноапостольной (кроме нее такой чести удостоились еще только пять женщин – Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

Интересная история связана с перемещением мощей святой царицы Елены из Рима во Францию. Как рассказывает Николай Никишин, клирик Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже, сегодня мощи находятся в одном из католических храмов на центральной улице Парижа, усеянной увеселительными заведениями низкого сорта. Изначально мощи хранились в храме священномучеников Маркеллина и Петра в Риме. Но в IX веке один французский монах, получивший исцеление от мощей, тайно увез их в свое аббатство.

Когда Папа Римский узнал о судьбе похищенных мощей, он не стал требовать их возвращения, и они осталась во Франции. Во время революции на Церковь начались гонения, и незадолго до разрушения монастыря мощи были перенесены в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в 1820 году мощи оказались у рыцарей Королевского Братства Святого Гроба Господня, которое считало царицу Елену своей основательницей (поскольку она заложила храм Гроба Господня в Иерусалиме). Так мощи оказались в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, где хранятся до сих пор в саркофаге, подвешенном высоко под сводами. В истории осталось множество свидетельств о чудесных исцелениях людей, обращавших свои молитвы к равноапостольной царице Елене. Однако сегодня к мощам приходит немного паломников – для многих православных христиан местонахождение мощей остается тайной.

Княгиня Ольга (884-969) – первая русская святая – в крещении получила имя Елена (в честь царицы Елены). Ольга так же, как царица Елена, много способствовала тому, чтобы на ее землю пришло христианство. После гибели мужа, князя Игоря, Ольга сама правила Киевской Русью, отклоняя предложения о повторном замужестве. Бремя государственного управления и благоустройства она взяла на себя до поры, когда подрастет наследник престола – князь Святослав. Однако и после того, как официально стал княжить Святослав, Ольга управляла всеми делами, потому что сын много времени проводил в военных походах. Княгиня Ольга оказалась сильным и мудрым правителем, смогла усилить оборонную мощь страны, ввела единую систему налогов. Крещение Ольги в Константинополе предопределило принятие христианства всем древнерусским народом (Крещение Руси произошло уже при ее внуке Владимире, которого Ольга воспитала в христианской вере). День памяти княгини Ольги (святой Елены) – 24 июля.

Еще одна святая Елена – блаженная Елена Сербская (дата смерти – 8 февраля 1314 года), супруга короля Стефана Уроша I Неманича. Она воспитала двух сыновей, будущих королей Сербии – святых благоверных Милутина и Драгутина. Елена прославилась своим покровительством над бедными и сиротами. В своем дворе в Брняцах основала школу для девочек-сирот, где учила их вере, грамоте и рукоделию. Когда они вырастали, снабжала богатым приданым и выдавала замуж. Елена строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желавших жить в чистоте и девстве, делала щедрые пожертвования на храмы и монастыри. Перед кончиной приняла иночество с именем Елисавета. Похоронена в своей обители – монастыре Градац в Сербии. Спустя три года после погребения, когда было обнаружено, что тело королевы осталось нетленным, Сербская Православная Церковь причислила Елену к лику святых. До начала XVII века мощи святой Елены Сербской хранились в градацкой церкви, а сегодня они находятся в Черногории, недалеко от города Герцег-Нови, в монастыре, основанном святым Саввой Сербским. Память Елены Сербской отмечается 12 ноября – в день, когда ее святые мощи были обретены нетленными.

Мало кого может оставить равнодушным история Преподобной Елены Дивеевской . Елена Васильевна Мантурова (1805-1832) родилась в дворянской семье. В 17 лет она дала обет уйти в монастырь, а спустя три года испытаний и подготовки к монашеству батюшка Серафим Саровский благословил ее поступить в Дивеевскую Казанскую общину. Кроме общих послушаний, Елена всегда выполняла наиболее трудные поручения батюшки – не только потому, что получила хорошее образование и в отличие от многих сестер знала грамоту.

Она также умела «рассуждать сердцем», отличать доброе от недоброго и делать то, что угодно Богу. Когда в монастыре была основана Мельничная обитель, батюшка назначил Елену Васильевну начальницей в ней. Последнее, самое трудное послушание Елена получила, когда тяжело заболел ее брат – Михаил Васильевич Мантуров, благодетель Дивеевской общины и любимый ученик Преподобного Серафима. «Умереть надо ему, матушка, – сказал отец Серафим. – А он мне еще нужен для обители-то нашей, для сирот-то. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!». «Благословите, Батюшка», – смиренно ответила Елена Васильевна.

Вернувшись домой, она слегла в постель и через несколько дней скончалась. День памяти преподобной монахини Елены отмечается 10 июня.

Христианская история помнит еще одну Елену – но уже не как подвижницу, умеющую зажечь духовный огонь в сердцах, а, наоборот, как нарушительницу одной тысячелетней традиции. Как известно, на землю Афона никогда не ступает нога женщины. Однако история знает одно исключение, и имя ей – Елена. В 1347 году царь Сербии Стефан Урош IV Душан с царицей Еленой провели несколько месяцев на Афоне, спасаясь от чумы.

В России родители нередко называют своих дочерей Еленами. В первой трети XX века это имя держалось в десятке самых распространенных в Москве. В 50-80-х годах оно прочно удерживало первое место по популярности. Сегодня имя Елена потеряло прежние позиции – в 2000-х годах оно не попадает даже в десятку наиболее распространенных женских имен.

1. Святые равноапостольные Константин и Елена – не муж и жена, а сын и мать.
2. Святой Константин крестился в самом конце своей жизни.

В 4 веке был распространён обычай откладывать совершение таинства на неопределенное время, в расчете с помощью крещения, принятого в конце жизни, получить отпущение всех грехов. Император Константин, как и многие его современники, последовал этому обычаю.

В начале 337 года он отправился в Еленополис пользоваться ваннами. Но, почувствовав себя хуже, велел перевезти себя в Никомедию и в этом городе на смертном одре крестился. Перед смертью, собрав епископов, император признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана, но по воле Божьей принимает его здесь.

3. Императрица Елена была простого рода.

Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии, ставшем цезарем Запада Римской империи. В начале 270-х годов она стала его женой.

4. Римско-католическая церковь не включила имя императора Константина в святцы, однако западные епископы опирались на его авторитет при попытке получить верховную власть в Церкви и в Европе вообще.

Основанием для подобных притязания был «Константинов дар» - подложный дарственный акт Константина Великого римскому папе Сильвестру.


В «грамоте» значится, будто бы Константин Великий, при крещении его папой Сильвестром и при исцелении от проказы, которой был поражён перед этим, подарил папе знаки императорского достоинства, латеранский дворец, город Рим, Италию и все западные страны. Свою же резиденцию перенёс в восточные страны на том основании, что главе империи не подобает жительствовать там, где пребывает глава религии; наконец, римскому папе предоставил главенство как над четырьмя кафедрами – Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Константинопольской, - так и над всеми христианскими церквами во всей вселенной.

Факт подлога доказал итальянский гуманист Лоренцо делла Валла в сочинении «О даре Константина» (1440 г.), опубликованном в 1517 Ульрихом фон Гуттеном. В Риме совершенно отказались от этого документа лишь в XIX столетии.

5. Император Константин легализовал христианство, однако государственной религией его не делал.

В 313 году император Константин издал Миланский эдикт, провозглашавший религиозную терпимость на территории Римской империи. Непосредственный текст эдикта до нас не дошёл, однако он цитируется Лактанцием в его труде «О смерти гонителей».

В соответствии с этим эдиктом, все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделяет христиан и предусматривает возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений.

Эдикт также предусматривает компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам, и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.

Мнение ряда ученых, что Миланский эдикт провозгласил христианство единственной религией империи не находит, согласно точке зрения других исследователей, подтверждения как в тексте эдикта, так и в обстоятельствах его составления.


6. Праздник Воздвижения Креста Господня появился в церковном календаре благодаря деятельности святых Константина и Елены.

В 326 г., в возрасте 80 лет, царица Елена отправилась на Святую землю с целью отыскать и посетить места, освященные главнейшими событиями жизни Спасителя. Она предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест.

Воздвижение – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало этот праздник одним из самых торжественных в году.


7. На Святой земле благодаря императрице Елене был построен ряд храмов.

Наиболее ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают, что за время пребывания на Святой земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий.

  • на Голгофе - Храм Гроба Господня;
  • в Вифлееме - базилика Рождества Христова;
  • на Елеонской горе - церковь над местом Вознесения Христа;


Житие святой Елены, написанное позднее, в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо уже перечисленных, входят:

  • в Гефсимании - церковь Святого Семейства;
  • в Вифании - церковь над гробницей Лазаря;
  • в Хевроне - церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
  • у Тивериадского озера - Храм двенадцати апостолов;
  • на месте вознесения Илии - храм во имя этого пророка;
  • на горе Фавор - храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна;
  • у подножия горы Синай, возле Неопалимой купины - церковь, посвященная Богородице, и башня для монахов.

8. Город Константинополь (ныне Стамбул) был назван в честь святого Константина, который перенёс туда столицу Римской империи.

Отказавшись от язычества, Константин не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь.


9. Имя святых Константина и Елены носит один из старейших болгарских курортов на побережье Черного моря. Расположен он в 6 километрах к северо-востоку от города Варна.


В дополнение к привычным развлекательным центрам, гостиницам и спортивным сооружениям на территории комплекса находится часовня, которая когда-то была частью монастыря, построенного в честь императора Константина и его матери императрицы Елены. Еще до болгар это побережье населяли греки. Вся близлежащая местность была колонией Византийской империи и носила название Одессос.

10. Остров святой Елены, на который был сослан Наполеон Бонапарт, также назван в честь матери святого Константина. Он был открыт португальским мореходом Жуаном да Нова во время путешествия домой из Индии 21 мая 1502, в день памяти этой святой.

Португальцы застали остров необитаемым, на нём было в достатке свежей воды и древесины. Моряки завезли домашних животных (в основном коз), фруктовые деревья, овощи, построили церковь и пару домов, однако постоянного поселения они не основали. С момента открытия остров стал критически важным для кораблей, возвращающихся с грузами из Азии в Европу. В 1815 году остров Святой Елены стал местом ссылки Наполеона Бонапарта, который скончался там в 1821 году.


Остров находится во владении Великобритании, однако небольшая его часть – два дома, где жил Наполеон, и долина, где он был похоронен, – принадлежат Франции.

3 июня - день памяти святых царя Константина и его матери царицы Елены. В Православной Церкви великие мать и сын прославлены как равноапостольные - столь значим их подвиг проповеди Евангелия и обращения в веру народов. Константин родился в сербском городе Ниш, в 272 году. Елена - в Дрепане (Малая Азия), впоследствии переименованном в честь нее в Еленополис. Год рождения самой Елены точно не установлен…

Амвросий Медиоланский писал, что Елена была дочерью трактирщика и познакомилась с будущим императором Констанцием Хлором, отцом Константина, когда тот, еще молодой офицер, объезжал лошадей, а она подавала ему вино.


Когда Константину был 21 год, его отец развелся с Еленой, чтобы жениться на дочери императора Максимиана и укрепить свое положение при дворе. Он стал цезарем провинции Галлия Белгика. В 306 году, после его смерти, Константин был провозглашен императором этой провинции.


В 312 году Константин вступил в борьбу за власть с узурпатором Максенцием. Накануне решающей битвы он увидел сон: ему необходимо начертать изображение христианского креста на стягах, и тогда он одержит победу («и сим победиши»). Так и вышло. Константин стал императором западной части Римской империи. Полностью объединить земли ему удалось в 321 году.


В 313 году в Милане на свадьбе своей сестры уверовавший во Христа Константин огласил эдикт, которым легализовал христианство на территории Римской империи. В качестве почетного гостя на пир был приглашен и император Диоклетиан, ярый гонитель христиан. Впрочем, он не приехал.


Елена, находясь в Трире, отдала часть своего дома христианской общине города, чтобы там устроили церковь. Она стала одной из древнейших официальных церквей, наряду с храмом Гроба Господня и храмом Рождества в Вифлееме. Константин даровал своей матери титул императрицы. Первые найденные монеты с ее изображением датируются 318 годом.


Святая Елена стала христианкой в 60 лет. В 326 году она совершила паломничество в Иерусалим, где предприняла археологические изыскания, обнаружив Крест Господень, гвозди и табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». На момент этого путешествия ей было около 80 лет.


В 325 году Константин созвал Первый вселенский собор, где был сформулирован Символ веры христиан. На этом соборе император лично приветствовал исповедников веры, пострадавших в годы гонений, целуя их раны. В 320 году он перенес столицу Римской империи в новый город - Константинополь, который впоследствии стал центром Восточной империи - Византии.


Константин всю жизнь мечтал принять крещение в Иордане, но крестился незадолго до смерти в своей резиденции близ Константинополя. Умер он в 337 году. Точная дата смерти Елены неизвестна

Благодарим Тимофея Китниса за помощь в подготовке материала
Рисунки Елены Поповской