Виолетта Никулина
Использование камешков Марблс в работе логопеда

Использование камешков Марблс в работе логопеда .

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это : создание среды содержательно – насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Я представляю материал, отвечающий всем требованиям ФГОС, который можно использовать в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста – это камешки Марблс .

Камешки Марблс - это потомки глиняных камешков , которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс - в переводе означает «мраморный» . Камешки Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков.

В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.

Главная цель использования камешков «Марблс » на логопедических занятиях - это развитие мелкой моторики рук в сочетании с речевыми задачами.

Задачи :

коррекционно-образовательные :

Формирование правильного захвата шарика кистью руки.

Обогащение и актуализация словаря, упражнение в употреблении предлогов , наречий, прилагательных, глаголов.

Профилактика дисграфии.

Закрепление знаний цветов.

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Формирование звукового – буквенного анализа и синтеза.

Формирование слогового анализа и синтеза .

коррекционно-развивающие :

Развитие грамматического строя речи.

Развитие сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.

Развитие ориентировки на плоскости листа.

Развитие глазомера, тактильных ощущений, эстетического восприятия.

Развитие фантазии ребенка.

коррекционно-воспитательные :

Воспитание коммуникативных навыков.

Я хотела бы Вас познакомить с играми с использованием камешков Марблс .

1. Развитие тактильной чувствительности.

Игра «Сухой бассейн»

Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная шариками марблс , среди которых -мелкая игрушка. Логопед предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее.

Вариант 2. У ребенка глубокая чаша наполненная крупой, в которой находится шарики марблс . Логопед предлагает ребенку найти и на ощупь описать их.

Игра «Золушка»

Логопед предлагает ребёнку разобрать камешки :

Вариант 1. Разбери по цвету.

Вариант 2. Разбери по форме.

Вариант 3. Разбери по размеру.

2. Развитие пространственных представлений.

Игра «Вверх-вниз, вправо-влево» .

Логопед предлагает эталон разложенных камешков на плоскости , ребенку необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится .

Логопед предлагает ребёнку на слух распределить камешки на листе бумаги . Например : положите красный камешек в центр листа . Синий - в левый верхний угол, желтый - в правый верхний угол, зеленый - в правый нижний; белый- в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию или через устный контроль.

3. Работа по коррекции дисграфии.

Игра «Зеркало» .

Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

Игра «Знакомство с буквой» .

Логопед предлагает выложить буквы по контурам, по образцам, или самостоятельно.

Игра «Строители» .

В этой игре ребёнку необходимо восстановить сломанные буквы, слоги.

4. Обогащение словарного запаса.

Игра «Выложи по контуру»

Можно использовать камешки Марблс при изучении лексических тем, геометрических фигур и т. д.

Логопед предлагает ребёнку :

Выложить камешки по контуру картинки .

Заполнить картинку камешками .

5. Развитие грамматического строя речи.

Игра «Назови ласково» (можно использовать эту игру и на автоматизацию звуков)

Логопед предлагает ребёнку помочь девочке Рае добраться до домика, построив дорожку из камешков , называя при этом слова ласково.

Например : ребёнок называет рак – рачок и кладёт на картинку камешек .

Игра «Волшебный мешочек»

В этой игре ребёнку нужно достать камешек любого цвета из мешочка и соотнести цвет с предметом, изображённым на картинке, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак :

Например :

Зелёный камешек - зелёный огурец , лук, крокодил и т. д.

Жёлтый камешек - жёлтая репка , жёлтое солнце, и т. д.

Игра «Жадина»

Логопед рассказывает историю про ёжика «Жадину» , он про все предметы говорит : Мой/моя/моё/мои. Дети называют картинку, используя правильное местоимение, потом кладут камешек в клеточку . Игра продолжается до тех пор, пока не закроются клеточки камешками .

Например : моя груша, моё ведро и т. д.

6. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Игра «Мягкий или твердый?»

В этой игре детям нужно проговорить слоги/слова за логопедом и поселить камешки определённого цвета в нужный домик (Синие камешки в домик с синей крышей, зелёные камешки в домик с зелёной крышей).

Игра «Услышь звук»

Логопед просит ребёнка назвать картинку и определить позицию заданного звука в слове с помощью схемы и камешка .

Например : в слове шапка-звук ш слышим в начале слова, поэтому кладём камешек в первую клеточку .

Игра «Звуковой мешочек»

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

7. Развитие звуко-буквенного анализа слов.

Дети с помощью камешков выполняют звуковой или звуко – буквенный анализ слов. А затем логопед задаёт вопросы :

С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?

Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

На каком мест находится звук (в начале, середине, конце?

Сколько в слове гласных, сколько согласных?

8. Развитие слогового анализа и синтеза слов.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков . А затем сравнивает слова : где камешков больше ? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

9. Развитие связной речи.

Игра «Составь предложение» .

Логопед предлагает составить предложение с заданным словом или по картине и с помощью камешков показать это на схеме. После этого просит ребёнка сосчитать сколько слов в предложении.

10. Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах.

Игра «Помоги бабочке долететь до цветка»

Логопед просит ребёнка помочь бабочке долететь до цветка. Для этого нужно правильно назвать картинки и выложить камешки по дорожке .

Игра «Помоги двум друзьям встретиться» .

Эта игра направлена на дифференциацию звуков. Логопед даёт такое задание : например : Ира любит слова в которых есть звук Р, а Володя в которых есть звук Л. Проговори слоги/слова за мной, выкладывая камешки Ире , или Володе и помоги друзьям встретиться. (можно с картинками)

Лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков

Ребёнок передвигает камешки по картинкам , чётко проговаривая слова

Передвигаем камешек по картинкам , четко проговаривая слова.

Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых , индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ.

Учитель-логопед Бирюкова О.С.

История Марблс.

Шарики Марблс - это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс - в переводе означает «мраморный» . Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды.

В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые , гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.

Ведущим видом деятельности в детском саду является игра, в игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам в игре. Навык красивой, правильной, грамотной речи легче формировать в игровых ситуациях.

В своей работе я использую замечательные камешки Марблс . Работая с ними у детей , развивается память , мышление, внимание, воображение. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними.

Коррекционные цели в использовании камешков Марблс в играх и упражнениях:

1. Формируется правильный обхват кисти, развиваются сложные координированные движения рук.

2. Развивается ориентировка на плоскости листа.

3. Автоматизируются поставленные звуки у детей .

4. Формируется звуковой анализ и синтез.

5. Формируется анализ слогового состава слова.

5. Проводится профилактика дисграфии у детей .

6. Развивается память , внимание и логическое мышление у детей .

7. Обогащается словарный состав.

8. Развивается фантазия и творческое мышление у детей .

Перечень игр с Марблс и их описание.

    Развитие пространственных представлений

Игра «Выложи по контуру»

Использование камешков Марблс при изучении лексических тем, геометрических фигур и т.д.

    Выложить по контуру картинки.

    Заполнить картинку камешками.

Игра «Вверх-вниз, вправо-влево».

    Положите красный камешек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, желтый - в правый верхний угол, зеленый - в правый нижний; оранжевый- в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль.

    Педагог предлагает эталон разложенных камешков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится.

2. Работа по коррекции дисграфии.

Игра «Зеркало».

    Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

Игра «Знакомство с буквой».

    Выкладывание букв по контурам, по образцам, или самостоятельно.

Игра «Строители».

    Восстанавливаем сломанные буквы, слоги.

3. Грамматические задания

Игра «Назови ласково»

    Поможем Лунтику добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: фонарик, столик, домик и т.д.

Игра «Волшебный мешочек»

    Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:

    зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.

    жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

Игра «Жадина»

    Этот ежик «жадина», он про все предметы говорит: Мой/моя/моё/мои. Положи камешек в клеточку, когда увидишь нужную картинку.

4. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Игра « Мягкий или твердый? »

Проговори звуки/слоги/слова за логопедом и посели их в нужный домик (твёрдые - синие, мягкие – зелёные).

Игра «Услышь звук»

    Прослушай слова и выложи в каждой схеме позицию заданного звука в слове. Например: шапка-звук ш слышим в начале слова, в слове кошка -звук ш слышим в середине слова и т. д.

Игра «Волшебный мешочек».

    Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

5. Звуко-буквенный анализ слов.

Фишки-камешки выкладывать под картинками, или под буквами.

    С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?

    Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

    На каком мест находится звук (в начале, середине, конце?)

    Сколько в слове гласных, сколько согласных?

6. Анализ слогового состава слова.

Игра « Сосчитай, не ошибись»

    Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков.

    Сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

7. Развитие связной речи.

Игра «Составь предложение».

    Составление предложения с заданным словом, или по картине.

    Составь предложение из 2х, 3х, 4х слов.

    Составление предложений с предлогами.

8. Автоматизация звука в слогах, словах.

Игра «Помоги бабочке долететь до цветка»

    Проговори слоги/слова за логопедом и выложи камешки по дорожке.

Игра «Помоги двум друзьям встретиться».

    Слоги/слова на дифференциацию звуков. Например: Ира любит слова в которых есть звук Р, а Володя в которых есть звук Л. Проговори слоги/слова за мной, выкладывая камешки Ире, или Володе и помоги друзьям встретиться.

Игра «Лабиринты на автоматизацию звуков».

    Передвигаем камешек по картинкам, четко проговаривая слова.

Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей .

И хочется вспомнить великие слова известнейшего педагога В . А . Сухомлинского : « Ум ребенка находится на кончиках его пальцев ».

Спасибо за внимание!

ФГОС ДО предъявляют особые требования к организации РППС детского сада, группы детей дошкольного возраста. (п. 3.3.3.)

Основные из них – это: создание среды содержательно – насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, творчески осмысляют содержание учебно-воспитательного материала, с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскивают такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

Основная задача учителя — логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, умеренно громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью специальных методов и приёмов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов. Ведущим видом деятельности в детском саду, как известно, является игра, именно в игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам. Навык красивой, правильной, грамотной речи легче формировать в игровых ситуациях. Для успешной реализации требований, изложенных в ФГОС, мы должны обеспечить разностороннее развитие детей с учётом их возраста и индивидуальных особенностей, а для достижения этих целей необходимо сформировать чистую, грамматически правильную, выразительную речь.

При планировании работы с детьми с ОВЗ важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается индивидуально в каждом конкретном случае.

Коррекционно – воспитательная работа строится с учётом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Основной формой обучения в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями речи является коррекционная деятельность, где осуществляется развитие языковой системы, с помощью традиционных и нетрадиционных методов и технологий.

В течении нескольких лет разработала, апробировала и внедрила в педагогический процесс авторское пособие «Звучарики», как одно из средств развития фонематического восприятия детей с ОВЗ. Прямая цель моей игры состоит в восприятии и дифференциации шумовых различий. (Т.е в нахождении пар одинаково звучащих игрушек). Пособие было представлено с публичным докладом в НИПКиПРО на региональной педагогической научно-практической конференции «Стандартизация образования обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы» в ноябре 2015 года. И на городской августовской педагогической конференции в августе 2016 года.

Еще одна из нетрадиционных логопедических технологий, активно используемая мной в коррекционной деятельности — это разнообразные игры с шариками Марблс и камешками-кабошонами. Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Камешки-кабошоны (в переводе «шляпка от гвоздя») оказались очень удобны в применении, они не перекатываются, ребенку легко выкладывать их на поверхность. Красота камешков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках, поиграть с ними. Эстетическая привлекательность марблс вызывает интерес у современных детей. В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных шариков и камешков разного цвета и размера. На индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях использую разнообразные задания с шариками марблс и камешками — кабошонами, учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта воспитанников. Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Как учитель-логопед, я подбирала определенные коррекционные цели и задачи в устранении речевого дефекта в зависимости от возраста ребенка и его заинтересованности в игре. Уверена, что специалисты другого профиля с легкостью найдут применение этому современному и достаточно новому пособию. Действительно, о практической ценности работы с представленным пособием еще мало что известно в педагогике, но, оно однозначно, может быть успешно использовано в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. В ходе упражнений предусмотрено, с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом индивидуальных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности.

В настоящее время появились камешки, очень необычной формы и всевозможной расцветки, которые я стала активно использовать в своей деятельности. Например, набор «Осенний» пригодился при изучении лексической темы «Осень». За правильные ответы на вопросы дети получают «награду»- желудь или листик, ведут учет, выявляется лидер. Использовали их в качестве фишек в играх – ходилках. Соотносили количество предметов с цифрой и правильно произносили (согласовывали числительное с существительным).

Коррекционные цели в играх с камешками марблс:

  • Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка
  • формировать правильный захват шарика кистью
  • Упражнять в ориентировке на плоскости
  • Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными
  • Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов
  • Развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику
  • Упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы
  • Проводить профилактику дисграфии, работу по автоматизации поставленных звуков
  • Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие и фантазию ребенка
  • Развивать образное мышление, зрительное внимание, память
  • Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца, заинтересованности в игре.

Основная часть пособий была создана мной, а некоторые заимствованы, к ним подбирались коррекционные задачи, необходимые для реализации логопедической помощи.

Используя данный материал в логопедической работе с детьми на протяжении 2 лет, я получила следующие результаты: из 25 выпускников в 2017-2018 году количество детей, выпущенных в школу с чистой речью составило 13 человек (52%), со значительными улучшениями в речи – 12 детей (48%.). С высоким уровне м подготовки к школе выпущено 13 человек (52%,), со средним – 6 (24%). Эти дети имеют благоприятный прогноз обучаемости, они успешны в общении со сверстниками и взрослыми, имеют хороший запас знаний и умений. У всех детей в конце года была выявлена положительная динамика развития психических процессов. У многих детей повысился общий уровень познавательного развития.

Игры:

«Парочки»

Перед ребенком лежит лист форматом А4, на котором изображено нечетное количество картинок. Задача ребенка, выкладывая одинаковые камешки на парочки, найти картинку, у которой нет парочки. (Вариант для детей младшего возраста или ребенка с низким уровнем речевого развития).

«Парочки — 2»

Перед ребенком лежит лист форматом А4, на котором изображено нечетное количество картинок. Задача ребенка, выкладывая одинаковые камешки на парочки, найти картинку, у которой нет парочки. (Отрабатываем поставленные звуки).

«Заплатки»

Задача: закрепление изученных звуков в игровой форме.

Например, ребенок называет слова, начинающееся с гласного звука и кладет камешек на пустое место на картинке. Каждому ребенку индивидуально подбирается картинка (с большим или меньшим количеством заплаток)

«Заплатки — 2»

Задача: в игровой форме автоматизировать поставленный звук. Ребенок называет слово с заданным звуком и кладет камешек на пустое место.

«Ходилки»

Ребенок называет слово с заданным звуком, кидает кубик и ходит камешком. Эффект соревновательности хорошо помогает. Каждый стремится выиграть.

Игра «Буква»

Задача: Выложить букву по контурам, по образцу, или самостоятельно.

Игра «Предложение»

Ребенок составляет предложение с заданным словом, количеством слов или по картинке. При этом выкладывает определенное количество камешков.

Игра «Раздели на слоги»

Ребенок делит слова на слоги и выкладывает такое же количество камешков.

Сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

«Волшебный мешочек»

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

«Место звука в слове»

Ребенок определяет место звука в слове с помощью схемы.

Например, робот- звук р- в начале слова, корова – звук р- в середине слова, забор – в конце.

«Мягкий /твердый?»

Ребенок определяет характеристику заданного звука, берет камешек нужного цвета и кладет на картинку.

«Назови ласково»

Поможем Герою (он выбирается индивидуально) добраться до домика, построить дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

«Контур»

Задача: Заполнить картинку камешками, выполняя при этом индивидуальные задания. Например, подбор слов по лексической теме или автоматизация поставленных звуков.

«Закрой картинки»

Задача: найти слова с отрабатываемым звуком и положить на них камешки. Закрыть альбом и вспомнить все названные слова.

Сенсорная коробка с камешками марблс – является хорошим релаксатором, настраивает на интересную и увлекательную игру.

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные — разные:

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

«Рассказ»

Ребенку даётся 10 минут на составление картинки. Затем он составляет рассказ или предложение, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.


«Что это»

Ребенок с закрытыми глазами ощупывает предмет (камешек) и определяет, что это.

КАМУШКИ МАРБЛС НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ И В СВОБОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Терешкова Анастасия Владимировна

Учитель-логопед, МБДОУ «ДС № 332 г. Челябинска»

г. Челябинск, Ленинский район.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

(В. А. Сухомлинский)

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Применение камушков «Марблс» (от англ. - мраморный) - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений - красные.

После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются.

Коррекционные цели, с которыми используются камушки марблс:

Формировать правильный захват кистью руки

Развивать координацию при выполнении мелких движений пальцев рук

Развитие памяти ребенка (запоминание и соотнесение цветов)

Развитие и/или коррекция оптико-пространственных представлений

Обогащение словарного запаса

Профилактика дисграфии

Примерный краткий перечень игр с использованием марблс в НОД и свободной деятельности:

Выложи по контуру

Анализ слова (с какого звука начинается слово, где находится звук, сколько гласных и согласных звуков в этом слове и т. д.)

Волшебный мешочек

Лабиринты

Зеркало или буквы-модницы (профилактика и коррекция дисграфии) и др.

Применение той или иной игры в соответствии с лексическим материалом, подбирает педагог по своему усмотрению, и дополняет в зависимости от индивидуальных возможностей детей и их заинтересованности заданием.

Конспект НОД в старшей логогруппе с использованием камушков марблс. Тема: насекомые.

Коррекционно-образовательная:

Учить детей преобразованию глаголов единственного числа в множественное число

Коррекционно-развивающие:

Упражнять детей в отгадывании насекомых;

Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа;

Закреплять употребление предлогов при составлении предложений.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.

Оборудование: плакат с изображением лесной полянки; предметные картинки с изображением насекомых, 2-3 набора камушков марблс красного, зеленого, синего цветов, пособия для проведения игр с камушками (волшебный мешочек, листы плотного картона с изображением клетки для «мухи», листы плотного картона с изображением гусеницы-модницы), аудиозапись «на лесной поляне» и проигрыватель, зеркала по количеству детей для проведения артикуляционной гимнастики.

Структура НОД:

Минутка тишины (орг. момент): Дети удобно располагаются в группе (кабинете логопеда) на ковре. В свободном и удобном для них положении, закрыв глаза и максимально расслабившись. Логопед дает прослушать детям запись не более 1-2 минут, затем обращаясь к каждому ребенку по имени (активизация внимания и фонематического слуха), собирает детей в кругу.

Развитие общей моторики: «Жук»

На лужайке. По ромашкам

(полуприседая, вставая, взмахи кистями рук, согнутых в стороны.)

Жук летал в цветной рубашке:

Жу-жу-жу, жу-у-у, (поворот вокруг себя, полуприсед)

Я с ромашками дружу. (тоже в другую сторону)

Тихо на ветру качаюсь, (наклоны туловища вправо-влево)

Низко, низко наклоняюсь. (наклоны вперед, вниз)

Развитие мелкой моторики: «Муравей»

Каждый знает: всех сильней

Наш трудяга-муравей.

Только малого он роста

И сразиться с ним не просто. (дети изображают усики муравья).

Дыхательная гимнастика: «Комарик»

Встать прямо, выполнить полный вдох носом, на выдохе тихо с постепенным повышением голоса, длительно произносить «З-зз-з-зз-з».

Прилетает по ночам. Не дает уснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется. Только в руки не дается.

Артикуляционная гимнастика:

Хоботок, комарик кусает (иголочка), бабочка летает вокруг цветка (вкусное варенье), кузнечик (качели), пчела – язычок чашечкой поднять к верхним бугоркам (альвеолам) и пытаться произнести «джжж» протяжно.

Объявление темы:

Дети остаются на своих местах. Логопед предлагает игру «Назови одним словом»: бабочка, стрекоза, муравей, комар, муха. Ответы детей: насекомые!

Логопед: мы с вами отправляемся на лесную полянку, чтобы рассмотреть насекомых, которые там обитают. Логопед вывешивает плакат с изображением полянки.

Но что-то я не вижу насекомых. Они появятся на полянке, когда вы их отгадаете.

Игра «Угадай, кто?» Проводится с помощью картинного материала, выставленного на доске: муха, бабочка, пчела, комар, стрекоза, жук, муравей, кузнечик, шмель и др.

Порхает (кто?) - …..(Бабочка.) Жужжит, звенит, собирает мед, жалит, ползает, прыгает и т. д.

Логопед: а теперь, давайте проверим, как вы запомнили названия насекомых, а поможет нам в этом волшебный мешочек с цветными камушками.

Игра «Волшебный мешочек»:

Каждый ребенок по очереди достает камушек из мешочка и в соответствии с цветом камушка, должен подобрать насекомое похожего цвета и полным ответом объяснить свой выбор: это пчела, она желтая с черными полосками. Мой камушек тоже желтого цвета и т. д. Если ребенок затрудняется построить свой ответ, логопед помогает ему наводящими вопросами.

Логопед: Ребята! Мне кажется, что на нашей поляне очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Я буду называть одно насекомое, а вы будете отвечать так. Как будто их много.

Игра «Один-много».

Муха, а много …(Мух) бабочка, а много…(Бабочек.) Комар, пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, шмель, жук.

Игра «Веселый счет».

Логопед показывает картинки насекомых и дает задание: положите перед собой столько камушков, сколько лапок у комара….глазок, крылышек, усиков, пятнышек….. у бабочки, пчелки, стрекозы, жука, шмеля, кузнечика, мухи т. д.

Логопед: молодцы ребятки, а теперь к нам в гости пришла гусеница-модница (логопед достает лист плотного картона, с изображением гусеницы). И привела с собой своих друзей муху, шмеля и жука (выставляет картинки). Модницу надо украсить камушками, но не просто, а выполнить задание, составить схему слова из камушков.

Звуковой анализ слов муха, жук, шмель и выкладывание схемы из камушков в соответствии синий – твердый согласный звук, зеленый – мягкий согласный звук, красный – гласный звук.

Вам понравилось играть с цветными камушками? Можете выбрать себе по одному камушку, который вам нравится больше всего. И напоследок предлагаю вам еще одну интересную игру.

Игра «Муха в клетке».

Логопед раздает детям листы плотного картона, расчерченные в крупную клетку.

Ваш камушек сейчас превращается в маленькую муху, а это клетка, в которую она попалась (помещают камушек в центр клетки).

Я буду вам указывать направление, в котором нужно будет двигать камушек-муху, и так мы поможем ей выбраться из клетки (Логопед дает задания двигать камушек на одну клеточку вниз, вправо, влево, вверх, учитывая при этом возможности каждого ребенка ориентироваться на листе бумаги, и оказывая небольшую помощь, если ребенок будет затрудняться.)

Итог, каких насекомых мы встретили сегодня на лесной поляне. Что вам в них больше всего понравилось? Как нужно относится к насекомым и тем местам где они обитают?

Библиографический список.

    Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 5-6 лет конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе III период обучения [Текст] /
    О.С. Гомзяк // Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». – М.: Издательство ГНОМ, 2014.

    Жукова, Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева // Учимся играя - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999.

    Коноваленко, В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко // Практическая логопедия – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

    Кузнецова. Е. В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: конспекты занятий [Текст] / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова // Серия «Программа развития» - М.: ТЦ Сфера, 2004.

    Черенкова, Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры [Текст] / Е. Ф. Черенкова // Учимся играючи, Азбука развития. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010.

    Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников [Текст] / В. И. Ковалько // Мастерская учителя – М.: ВАКО, 2005.

Терешкова

Анастасия

Отчество

Владимировна

Наименование образовательного учреждения

МБДОУ «ДС № 332 г. Челябинска»

Занимаемая должность

Учитель-логопед

В отечественных и зарубежных логопедических исследованиях уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены детьми с недоразвитием речи. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация, признанный исследователями как ее "мотор" (А. Н. Леонтьев, 1956) , нередко оказывается за рамками анализа специалистов.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

По мнению Т.О. Гордеевой, мотивация - объяснительный конструкт, используемый для объяснения причин поведения людей (того, почему они ведут себя так, а не иначе) , его направленности и механизмов осуществления. Исследователь так же утверждает, на важность таких мотивационных характеристик, как интерес к выполняемому делу и вера в способность достичь определенного результата.

О значении мотивации мы можем прочесть в работах Е. С. Алмазовой, Т. Г. Визель, В. К. Воробьевой, Ж. М. Глозмана, И. Ю. Козиной, Р. Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой.

Проанализировав виды речевых нарушений, встречающихся в МАДОУ детский сад № 7 г. Наро-Фоминска, выявлено значительное преобладание общего недоразвития речи над другими речевыми патологиями.

Общее недоразвитие речи (ОНР) определяется как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Больший процент детей детского сада, имеющих общее недоразвитие речи так же имеют статус ОВЗ.

Результаты эмпирического исследования, проведенного С.М. Валявко показывают, что определенная часть старших дошкольников с ОНР (18%) , демонстрирует слабую мотивацию к исправлению недостатков своей речи и нуждается в специальной психологической поддержке. Слабо мотивированным дошкольникам с ОНР свойственно преобладание мотива избегания неудачи, а также слабая мотивация к обучению. Это указывает на необходимость индивидуализации в их обучении и коррекции дефекта.

В исследованиях Л.В. Лопатиной, С.И. Маевской, Е.Ф. Соботович и др. отмечается, что нарушения звукопроизношения у детей с ОНР имеют стойкий характер, с трудом поддаются коррекции и являются ведущими в структуре речевого дефекта. У таких детей затруднен переход от произнесения поставленного изолированного звука до введения этого звука в слоги, в слова различной слоговой структуры, в связную речь. Важно также учитывать и тот факт, что дети с ОНР имеют определенное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у них под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

Ни для кого не секрет, что для обеспечения эффективности процесса автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи необходимо многократное повторение скучного речевого материала. В условиях детского сада время на индивидуальные занятия ограничено 15-20 минутами, за которые необходимо успеть затронуть не только автоматизацию звуков, но и другие области. Логопедами придумано огромное множество игр и приёмов для оптимизации процесса автоматизации звуков, для того, чтобы этот процесс стал занимательным и интересным для ребенка. Но мы знаем, что при затягивании процесса автоматизации звуков игры надоедают, перестают радовать ребенка и мотивация к занятию снижается.

Для того, чтобы разнообразить рутинный процесс я использую в своей работе по автоматизации звуков камушки Марблс. Уже многие логопеды оценили эффективность включения их в свою работу, каждый логопед использует их по-разному. В данной статье мне бы хотелось рассказать о том, как я использую данные камешки в работе над автоматизацией звуков.

Что же такое камушки Марблс? Исследование происхождения марблс началось недавно. Было известно, что предшественники марблс – шарики из обточенного камня и обожженной глины, найдены при раскопках древних цивилизаций в Африке, Европе, Северной и Центральной Америке. Лишь в течение нескольких прошедших лет появились первые серьезные монографии, посвященные происхождению этих необычайно прекрасных предметов, увлекательной игре и коллекционированию их.

Использование этих камушков в работе по автоматизации звуков не требует длительной подготовки к занятию. Все камушки лежат в отдельных контейнерах, необходимо просто выбрать нужный.

Как писалось выше, в первостепенном значении камушки Марблс – это шарики из обточенного камня и обожженной глины, но сейчас можно найти и большое количество видоизмененных камушков, сделанных из стекла или пластмассы и, имеющих различную форму (в виде морских обитателей, фруктов, животных, листочков, бриллиантов и т.д.) . Это и становится подспорьем для создания игр, позволяет получить неограниченное количество идей для создания дидактических игр.

Тут на помощь пришла моя тема по самообразованию: "Создание логопедических игр и пособий с помощью программы Adobe Photoshop", которая подтолкнула к скорейшей реализации идей. Программа позволят создавать игры и материалы, которые будут учитывать интересы каждого ребенка. В центре стоит учёт индивидуально-дифференцированного подхода, без которого эффективная работа логопеда попросту невозможна. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение дошкольников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей, а реализация дифференцированного подхода предполагает, прежде всего, хорошее знание особенностей каждого ребенка, его сильных и слабых сторон с учетом возрастных нормативов психического развития, своевременное выявление тенденций этого развития, их прогноз и коррекцию в ходе учебно-воспитательного процесса.

Индивидуализация обучения возможна за счет такой организации учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся, при этом проводятся различные учебно - методические, психолого - педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие этот подход.

Во время проведения первичной логопедической диагностики я обязательно узнаю у ребенка чем он интересуется, какие мультфильмы любит. На основе анализа этих данных и создаются игры-помощники.

Основная цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи, но, не следует забывать и о том, что в работе по автоматизации звуков необходимо параллельно развивать высшие психические функции, тонкую моторику пальцев (формирование щипкового и пинцетного захвата для дальнейшего освоения навыка письма, развитие глазомера) и связную речь.

Предлагаю ознакомиться с вариантами игр на автоматизацию звуков с использованием камушков Марблс:

1)" Четвёртый лишний". Данная игра создана с учетом автоматизируемых звуков. Ребенку необходимо назвать все картинки, выбрать лишнюю, обосновать свой выбор и положить на лишнюю картинку камушек. В данной игре мы не только и автоматизируем звуки, но и развиваем мышление, учим детей классификации и употреблению обобщающих понятий

2) "Бродилки и лабиринты". Данная игра создается в программе AdobePhotoshop. Параллельно с автоматизацией звуков мы можем проводить работу над предлогами ЗА-ПЕРЕД. Ребенок движется от старта к финишу, называя картинки с автоматизируемым звуком. В случае правильного ответа ребенок кладет на картинку камушек, в случае, если ребенок ошибается, картинка остается пустой. После завершения игры мы видим в произнесении каких слов ребенок испытывает трудности, проговариваем их.

3) Специально созданные поля в зависимости от вида камушков. Данный вид заданий особенно помогает при автоматизации звуков в словосочетаниях и предложениях. При правильном произнесении всего предложения ребенок может взять камушек и положить его на поле. Помимо автоматизации звуков мы развиваем воображение ребенка. (Варианты полей: помоги Русалочке вернуть морских обитателей, верни листочки на дерево, яблочки поспели, гном и блиллианты и т.д.

4)"Дорожки". Мы выкладываем дорожки для последующих пальчиковых игр. Сопряжение движений пальцев рук с речью помогает отрабатывать синхронизацию движения с речью. Для этой игры помимо камушков нам понадобятся персонажи (маленькие игрушки) , к которым мы и будем выкладывать дорожки. Ребенок проговаривает за логопедом речевой материал и, в случае правильного выполнения, кладет на стол камушек. Если же он пропускает автоматизируемый звук, то мы останавливаемся на данном слове, словосочетании или предложении до тех пор, пока ребенок не произнесет его правильно. Речевой материал важно подбирать с учётом произносительных возможностей ребенка, дабы не вызвать у ребенка речевой негативизм. После того как дорожка готова можно надеть на пальчики куклу из пальчикового театра и прошагать по этой дорожке, проговаривая стихотворение с автоматизируемым звуком.

5)"Тренажёры слов". Данные дидактические игры очень удобны, их легко создавать и использовать. У детей они вызывают позитивную реакцию. Подбираются 2-4 картинки с учётом автоматизируемого звука и с учётом того, что эти слова должны рифмоваться. В самом начале "тренажёра" картинки располагаются в порядке чередования, а после в хаотичном порядке. Ребенку необходимо среагировать и переключиться на новое слово, передвигаясь от картинки к картинке с помощью камушка Марблс.

6)"Посчитай-ка". В данной игре мы не только автоматизируем звуки, но и учимся согласовывать существительные с числительными, упражняемся в словоизменении. Для игры потребуется нарисовать окошко (квадрат) для карточки и кружочки с цифрами 1,2, 3, 4, 5. Ребенок считает заданный предмет и, в случае верного произнесения, выкладывает на цифры камушки.

7)"Сыщики". В данном варианте игры мы параллельно с автоматизацией звука развиваем фонематическое восприятие. Ребенку необходимо найти и назвать на сюжетной картинке все предметы с заданным звуком. Также, вместо сюжетной картинки можно использовать набор изображений с заданным звуком и немного видоизменить задание. Ребенку необходимо найти и назвать только те картинки, в которых заданный звук находится в середине (начале, конце) слова.

8)"Заполняй-ка". Для данного варианта игры я использую объемные изображения автоматизируемых звуков, которые нужно заполнить камушками (можно взять любое изображение: цветочек, ягодку и т.д.) . Игра позволяет использовать любой речевой материал от слогов до предложений. Правила остаются прежними: произнес правильно - можешь положить камушек, ошибся - камушек остаётся в контейнере.

Выполняя манипуляции с камушками мы просим ребенка брать их из контейнера, применяя щипковый или пинцетный захват.

Все перечисленные выше игры используются мной на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков. Дети вдохновляют на создание всё новых и новых игр и пособий. Камушки Марблс стали незаменимыми в моей ежедневной работе. Купить их можно в сетевых супермаркетах, зоомагазинах или магазинах фиксированных цен. За время использования камушков в работе мотивация детей повысилась, а результаты коррекционной работы значительно улучшились.

Литература:

  1. Валявко С. М. О мотивации к логопедическим занятиям старших дошкольников с ОНР // Психолого-педагогические проблемы развития речемыслительной деятельности детей с особенностями психофизического развития. Материалы международной конференции. - Минск, 2004, с. 4548.
  2. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. Уч. пособие. - М.: Смысл, Академия, 2006. - 332 с.
  3. Леханова О.Л., Нефёдова Н.Н. О доминирующих мотивах деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей с различными вариантами дизонтогенеза: Материалы I междунар. науч. конф. памяти д-ра пед. наук, проф. Р.И. Лалаевой, 29 ноября 2012 г. / Под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб., ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – С. 230-233
  4. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. – 365 с
  5. Самсоненко Л.С., Шавшаева Л.Ю. Развитие профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.
  6. Теплов Б.М. Избранные труды Т. ІІ / Б.М. Теплов. – М. Педагогика, 1985. – 360 с.
  7. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.) » / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. -223 с.
  8. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. // Директор школы. Спецвыпуск. – 2000. – № 7. – С. 72-134