Техника масляной живописи - одна из самых доступных. Ею может овладеть даже начинающий художник. Однако трудно переоценить роль этой техники в истории мирового искусства. Благодаря ей создавались шедевры, возникали новые направления в искусстве. Использование масляной краски способствовало настоящей революции в живописи.

Разнообразные приёмы и выразительные возможности масляной живописи в руках мастеров способствовали появлению самых удивительных и таинственных явлений в мировой культуре.

1. Сфумато - секрет живописи Леонардо да Винчи

Несколько столетий человечеству не дает покоя тайна портрета Моны Лизы кисти Леонардо да Винчи. Каких только гипотез того, кто изображен на нём не предлагали исследователи: от автопортрета самого да Винчи или портрета его матери - до изображения знаменитой авантюристки и любовницы флорентийского правителя Джулиано Медичи Пачифики Брандано. Гипотеза Вазари о том, что модель - Лиза Герардини, супруга флорентийца Франческо дель Джокондо почему-то не устраивает исследователей творчества Великого Леонардо.

Но не это главная тайна. Поражает тонкость и мастерство изображения. Знаменитый биограф художников эпохи итальянского Возрождения Джорджо Вазари писал, что если присмотреться, то кажется, что видишь биение пульса в углублении шеи. «Самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной», - таково мнение Вазари. Может быть причина такого поразительного воздействия портрета на зрителя заключается в технике сфумато ,виртуозное использование которой возможно только в рамках масляной живописи.

Сфумато в переводе с итальянского языка означает «исчезающий как дым». Очень мелкие мазки кистью позволяют достичь тончайших переходов от света к тени, от одного цвета к другому. Но только совсем недавно французские реставраторы открыли то, насколько микроскопическими были эти мазки. Толщина слоя лессировок составляла один-два микрона. Реставраторы не могут объяснить, как Леонардо да Винчи смог совершить такое чудо. Художник сам изобретал добавки к лакам, краскам, маслам, он добивался чередования слоев красок, достигая великолепного эффекта различного преломления лучей света, падающих на картину. Так достигалось впечатление глубины, объема, особой живости и трепетания красок.

Одним из изобретений Леонардо да Винчи было совершенствование процесса изготовления масляной краски, благодаря добавлению в неё пчелиного воска.

2. Масляные краски изменили способ работы живописца

Масляные краски медленно сохнут. В отличие от работы с темперой и любыми клеевыми красками, художник может исправить картину, переписать слои. У него гораздо больше времени на раздумья, а значит, больше возможностей для творческого эксперимента, на воплощение своих идей на полотне. Кроме того, краски при этой технике не тускнеют, не меняются оттенки цветов, что способствует долговечности произведений искусства. Именно эти возможности сделали открытие масляных красок поистине революционным.

Искусство Гандхара

3. Новое - хорошо забытое старое

Так уж повелось у человечества, что некоторые изобретения были известны ещё много столетий назад. То же случилось и с масляной живописью. В европейском искусстве эта техника стала известна с XV века, благодаря усилиям фламандского художника Яна ван Эйка.

Но по разным данным, масляную живопись изобрели ещё пять тысяч лет назад. Более достоверная информация - эта техника была широко распространена на территории Западного Афганистана в VII веке нашей эры. Об этом свидетельствуют находки в Бамианской долине образцов искусства Гандхара, оставившего свой след в росписях комплекса буддийских монастырей.

4. Основа красок - масло

Связующим веществом в масляной живописи являются масла: ореховое, льняное, сафлоровое. Основные элементы этих красок - измельчённый пигмент, связующие масла и скипидар в качестве разбавителя. На создание пигментов идут как минеральные вещества, так и органические. Их изготовляли даже из полудрагоценных камней. В прошлом самым дорогим пигментом был синий ультрамарин. Для его создания использовали ляпис-лазурь, а это вещество когда-то было дороже золота.

Тициан, картина «Флора»

5. У каждого мастера живописи прошедших веков были свои секреты состава масляных красок

Почти каждый великий мастер живописи XVI–XVIII веков изобретал свои способы изготовления масляных красок. Например, Альбрехт Дюрер использовал ореховое масло в качестве связующего вещества, он пропускал его через просеянный уголь. А Тициан предпочитал маковое масло, которое осветлял на солнце и лавандовую эссенцию. Рубенс писал свои замечательные полотна лаком, который создавался на основе кокосовой копры, лавандовой эссенции и макового масла.

6. Масляная краска использовалась для окраски щитов

В средние века масляным краскам нашли неожиданное применение. Тогда для создания картин и фресок предпочитали темперу, а вот подобием масляных красок раскрашивали щиты. Считалось, что так они становились прочнее.

Художник Яна ван Эйк, картина «Богоматерь каноника ван дер Пале»

7. Трещины на поверхности картины заставила ван Эйка вновь изобрести масляные краски

Существует предание о том, что именно заставило художника искать другой состав красок. Как-то он создал прекрасное полотно, использовав темперу. Он покрыл свою картину маслом и оставил сушить её на солнце. Ян ван Эйк был неприятно поражен, что его полотно покрылось трещинами. Художник стал искать масло, которое можно было бы высушить в тени. Множество попыток окончились неудачей, но усилия ван Эйка в конце-концов увенчались успехом. Уже отчаявшийся художник смешал льняное масло и так называемый «белый лак из Брюгге», который мы сейчас называет скипидаром. В этот раствор он добавил пигменты, добившись нужной густоты. Выяснилось, что такая краска медленно сохнет, что позволяет внести поправки в уже готовую работу. А главное – готовая картина не покрывается трещинами и краски не тускнеют.

8. Изобретение тюбика для хранения масляных красок способствовало появлению нового направления в живописи

Один из основателей импрессионизма Пьер Ренуар говорил, что без изобретения красок в тюбиках не было бы и импрессионизма. Ведь художники сами делали масляные краски, они были привязаны к мастерским, студиям. Для импрессионистов было очень важно запечатлеть мгновение, изменчивость окружающего мира. Без красок в тюбиках работа на пленэре, на открытом воздухе была очень проблематична. В 1841 году американским художником Джоном Рендом был изобретен оловянный тюбик, который можно было сжимать и выдавливать из него необходимое количество красок. Тюбик был снабжен крышечкой. Все эти усовершенствования способствовали тому, что краска не высыхала и художник мог спокойно создавать свою картину на пленэре.

9. Как долго сохнут масляные краски

На ощупь масляные краски становятся сухими спустя две недели после окончания работы над картиной. Однако окончательно их можно считать сухими лишь по истечении шести месяцев, а то и года.

10. Как твердеют масляные краски

Затвердение этого вида красок происходит, благодаря окислению кислородом, а не испарению.

В последнее время применение порошковых красок считается одной из самых перспективных технологий и сфера их применения достаточно широка.

Области применения порошковых красок: окрашивание элементов фасадов зданий; придание цвета оконным профилям; разноцветная металлочерепица и другие кровельные материалы; облагораживание офисной или садовой мебели; оформление торгового оборудования; покрытие радиаторов и других металлических поверхностей.

В чем же состоят преимущества данной технологии и почему она приобрела такую востребованность? Самое главное преимущество состоит в абсолютной не токсичности. В наш век повышения уровня опасности. Когда высоки шансы получить отравление практически в любой сфере деятельности, порошковые краски безопасны при применении и не наносят ущерба здоровью


Второе, и немаловажное, преимущество это прочность и долговечность. Металлические поверхности, окрашенные посредством порошковых красок, устойчивы по отношению к воздействию самых агрессивных сред, таких, как кислота. Такие поверхности без ущерба в состоянии выдержать даже механические повреждения. При покраске, к примеру, отопительных радиаторов, такое окрашивание обеспечит превосходные антикоррозийные свойства, резкие перепады высоких и низких температур, химическую устойчивость, ударопрочность. Окрашивание посредством порошковых красок создает на поверхности окрашиваемого объекта покрытие из полимерного порошка, после чего объект выдерживается определенное время в определенном температурном режиме. Покрытие, образованное при нанесении порошковых красок, обладает не только качеством и высокой износоустойчивостью, но и обладает электроизоляционными свойствами. Порошковые краски способны послужить и для декоративных целей, недостижимых при использовании традиционных красителей. С их помощью получают серебристый, золотистый или алюминиевый металлик, имитируют поверхность «под старину». Создают муаровые и структурированные поверхности разнообразных цветов и оттенков, отличаемых степенью блеска поверхности



И еще одно важное преимущество – экономичность. При использовании жидких красок 40% краски теряется через капли и потеки. А при порошковом окрашивании теряется максимум 5%. Кроме того, порошковые краски не содержат токсичных растворителей и не тратят время на их испарение. 20 минут и продукт готов к эксплуатации.

Приветствую вас друзья, подписчики и посетители сайта!

Во всем мире масляная живопись - это призвание и хобби для миллионов людей! Кто-то - настоящий мастер и профессионально пишет картины, а кто-то занимается этим для удовольствия, просто для души! И масляные краски - это определенный стандарт, знак профессионализма, если хотите.

Мы любим масло за ее эластичность, податливость, за возможность создавать разнообразные фактуры и способность долгого высыхания (для некоторых техник живописи). А порой масляная живопись заслуживает нашу любовь благодаря своему тонкому запаху масла!

Так произошло в моём случае, когда любовь идет из моего детства через запах. Прочитать полностью об этом, вы можете в разделе

Любители масляной живописи уже давно привыкли к уникальным свойствам материала. Но, наверное, немногие задумывались о происхождении красок на масляной основе. Мы просто идем в магазин и выбираем полюбившиеся нам тюбики.

В продаже можно встретить даже масляные краски для живописи… на водной основе! Без растворителей и менее токсичные. Без едких запахов и аллергических реакций.

Представьте, насколько далеко шагнул прогресс в масляной живописи! Ведь растворить водой масло - это серьезная задача. А сохранить при этом свойства красок, чтобы настоящий мастер масляной живописи мог писать такими красками, как привычными ему с детства материалами - это настоящая проблема.

Прям современное «НОУХАУ» в современной живописи. Возможно, сейчас вы подумали, что я говорю об акриловых красках. А вот и нет! Именно о масляной краске на водной основе!!!

Водорастворимые масляные краски Artisan компании Winsor&Newton (Великобритания)

Это новое поколение масляных красок

Они незаменимы для тех людей, которые отказались от любимого увлечения/хобби из-за аллергических реакций на растворители. Представьте радость этих мастеров, ведь это новая возможность снова прикоснуться к холсту и любимым краскам!!!

Водорастворимые масляные краски снова дарят людям радость общения с миром прекрасного! Не фантастика ли это?

Я сама давно подумываю перейти полностью на эти чудо-краски. Коллеги говорят, что в работе они ничем не отличаются от традиционных. Самые известные из них сегодня - краски Artisan, но уже сейчас на рынке появляются и другие бренды. Думаю, вскоре появится большой выбор их.

Когда и как появились масляные краски?

Но писать статью я хотела не об этом. А о новых известных фактах на сегодняшний день. Я уверена, что новые параграфы в истории живописи будут появляться вновь и вновь. Как, собственно говоря, появился новый параграф из трагической недавней истории.

Знаете ли вы , что изобретением масляной техники в Европе в эпоху раннего Возрождения в XV веке, приписывается живописцу из Нидерланд Ян ван Эйку (1390-1441 гг.) – мастеру письма маслом, лучшему портретисту того времени. Сегодня это спорный вопрос, единственное, что верно, что именно Ян ван Эйк ввел широкое использование масляных красок в Европе.

«Портрет четы́ Арнольфини» Ян ван Эйк 1434 г. Лондонская национальная галерея, Лондон

Но взгляды историков на развитие масляной живописи резко изменились в 2001 году…из-за варварского уничтожения статуй-гигантов Будды (55-м и 37-м) на современной территории Афганистана. Эти гиганты-статуи были высечены в скалах в VI веке и имеют принадлежность к Индийскому искусству.

От варварского уничтожения талибами также пострадали и пещеры, где собственно и находились рисунки, украшающие стены V — IX вв.

Огромное внимание привлекло к этому уничтожению общественность, в том числе и ЮНЕСКО.

«Ужасно видеть хладнокровное и расчетливое уничтожение культурных ценностей, которые являются наследием афганского народа и всего человечества в целом» ─ сказал глава ЮНЕСКО.


Примечание:
ЮНЕСКО – организация объединенных наций по вопросам образования, культуры и науки.

А вот ученые сделали для себя ошеломляющие открытие, изучив изображения на стенах пещер. Рисунки были выполнены… масляными красками! Иными словами, пигмент был смешан с ореховым или маковым маслом.

Изображения на стенах пещер (рисунки из жизни Будды) появились за много веков до того, когда нидерландец по имени Ян ван Эйк стал широко их использовать в Европе в эпоху раннего Возрождения!

Ошеломляющее открытие!

Сколько еще тайн хранит в себе мировая история о первоначальных зарождениях искусств архитектурных и живописных. Мурашки по коже и разные мысли будоражат мое воображение.

Кстати о таинствах…

Как вы знаете, живу я на Средиземном море, на юге Франции в городе Канны. У нас здесь много исторических ценностей и увлекательных историй. Так вот, в трех километрах от берега, есть остров Святой Маргариты, где держали в заточении важную персону.

Мы знаем его под именем «Железная маска» . До сих пор историки делают только предположения, кто же на самом деле скрывался под этой маской.

Версий существует множество, но одно известно наверняка, человек под маской, был с благородной осанкой, грамотным и образованным. В этой закрытой и скрытой от человечества тюрьме узник вел тайную переписку с другой важной особой того времени.

Он прятал свои записи-послания в тонкую трубу , находившуюся выше головы на расстоянии вытянутой руки. Вот туда таинственный узник и прятал всю перепись.

Как известно, за всю жизнь «Железную маску» перевозили из тюрьмы в тюрьму много раз. И последнее послание так и не попало в руки по назначению. Так оно и пролежало в тайнике-трубе до 1991 года, пока его случайно не обнаружили. Да, скажу сразу, что о существовании этого тайника не знал никто.

Это было огромное открытие из жизни таинственного узника, которого мы знаем под именем «Железной маски»!

Ход истории может измениться благодаря свежим открытиям, или добавятся новые параграфы в книгах. Появится новая пища для размышления историкам и ученым. Я посетила ту тюрьму и камеру, в которой держали узника, и даже видела трубу -передатчик.

И записку…потрепанную и пожелтевшую, пострадавшую от влажности и местами стертую. Я, например, впечатлительная, поэтому, выйдя за пределы тюрьмы, еще долго находилась под впечатлением от послания, написанного во время правления короля Солнца – Людовика XIV (1643-1715 гг.) во Франции.

Теперь представьте, сколько мы еще не знаем? Сколько может быть еще раскрыто таинств в ходе разных событий, таких как, например, варварское разрушение статуй Будды

Человечество узнало о том, что оказывается, уже существовали краски на ореховом и маковом масле еще задолго до их широкого применения. Возможно, наши предки просто не применяли масляную технику достаточно долго, а может она была забыта и со временем ушла в забвение?

Но, именно живописцу из Нидерланд Ян ван Эйку, мы благодарны тем, что сегодня можем широко использовать прекрасный материал для наших живописных работ!

Знаю точно, что полна еще земля наша тайнами неизвестными, и новые открытия пополнят разделы в мировой истории

Мир прекрасен и полон неожиданностей!

А у вас были, когда нибудь мурашки по коже от открытий, сделанными вами? И впечатляют ли они вас так же как меня? Оставляйте свои мысли в комментариях и не забывайте делиться с друзьями в социальных сетях (сделать это можно с помощью кнопок слева от статьи)
Ведь эти открытия достойны восхищения!

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент

Задавайтеваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы


Пожалуй, одно из первых, с чем ассоциируется полиграфия, — краски.

Конечно же, это изобретение совсем не новое - еще на стенах пещерных жилищ можно наблюдать красочные изображения. Самые древние из них были созданы за 15 тыс. лет до н.э. То есть появление примитивных красок было одним из первых открытий на заре цивилизации.

В качестве красок тогда использовалась природная смесь минералов - охра. Оксиды и гидраты оксидов железа придавали краске красноватый или желтый цвет. Темные оттенки краски получали, добавляя к охре черный древесный уголь. Чтобы краски лучше держались на камне, первобытные художники замешивали их на животном жире.

Одним из основных составляющих краски являются пигменты. Именно от них зависит цвет краски. Так, например, охра использовалась как природный пигмент.

А знаете дли вы, что примитивные краски, которые применялись для создания рисунков в пещерах, очень похожи на современные и по составу, и по способу изготовления? Животные жиры, правда, уже не используются, а вот газовая сажа, схожая по составу с обычной сажей, является наиболее широко распространенным черным пигментом. В настоящее время сажа подвергается специальной очистке и обработке с целью придания окраске большей прочности и других свойств.

Первобытный человек растирал сырье между плоскими камнями, а в настоящее время для этого применяются бисерные и шаровые мельницы, что по сути то же самое. Этот метод предполагает, что исходные материалы одновременно подвергаются действию ударных сил и трению. Полученные таким способом краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали. Да и работать с ними было сложно: более темные краски с большим содержанием угля высыхали гораздо медленнее тех, в которых было много охры.

Проходили тысячелетия, но природа красок оставалась той же. Менялись только связующие вещества. Для получения нужного пигмента по-прежнему использовались минералы, травы, то есть всё, что дарит земля.

Одно из первых зарегистрированных открытий о цвете было сделано Платоном, который обнаружил, что путем смешивания двух цветов можно получить третий. Естественно, первооткрывателями красок часто становились художники. Живописцам прошлого не чужды были эксперименты: при приготовлении красок они пробовали добавлять в них белки, жиры, яичный желток, уксус. В эпоху Возрождения у каждого мастера был свой рецепт разведения красок: одни замешивали пигмент на яичном белке, другие предпочитали казеин (молочный белок, применявшийся для фресок уже в римских храмах). А фламандец Ян ван Эйк (ок. 1390-1441) даже ввел в обиход масляные краски. Он научился накладывать их тонкими слоями. Эта техника лучше всего передавала пространство, объем и глубину цвета.

Некоторые краски долгое время оставались баснословно дорогими. Так, синюю краску ультрамарин получали из лазоревого камня, который везли из Ирана и Афганистана. Лазоревый камень, сам по себе уже очень ценный. А после обработки из 100 г минерала можно получить только до 3 г краски.

В 1704 году немецкий химик Дисбах пытался усовершенствовать красную краску, но вместо этого получил синюю, весьма похожую на ультрамарин. Ее назвали «берлинская лазурь». Этот пигмент был в десять раз дешевле натурального ультрамарина. В 1802 году француз Луи-Жак Тенар изобрел краску под названием «кобальтовая синька». Она еще лучше заменяла ультрамарин, хотя по красочной силе заметно уступала ему. И только через 24 года химик Жан-Батист Жиме получил «французский ультрамарин», полностью аналогичный натуральному. Искусственные краски были гораздо дешевле натуральных, но имели один немаловажный недостаток - могли вызывать аллергию, а нередко и ухудшение здоровья.

В 1870 году международное общество красильщиков решило выяснить, какие краски вредят здоровью. Оказалось, что никакие, за исключением одной - изумрудно-зеленой. Ее делали из смеси уксуса, оксида меди и мышьяка. Этой краской были окрашены стены в доме Наполеона на острове Святой Елены. Многие исследователи полагают, что он умер, отравившись парами мышьяка, которые выделялись обоями.

Конечно же, процесс изготовления красок постоянно усовершенствуется. Сегодня палитра искусственных красок очень широка. Большинство пигментов производится искусственным путем и имеет неорганическое происхождение - они более устойчивы.
Существует множество специализированных красок, которые позволяют реализовать самые невероятные идеи! Так, например, есть краски, которые могут менять цвет в зависимости от температуры, или же передавать разные текстуры.

Новейшие технологии позволяют выпускать экологически чистые краски, имеющие высокие показатели стойкости и отличающиеся декоративностью и богатством цвета.

В типографии Салютис используется краска голландской компании Van Son, ведущего мирового производителя со 140-летней историей.

Предполагают, что первобытные люди добывали первые краски около 25 000 лет тому назад. На каменных стенах своих пещер делали наброски животных, на которых охотились, и раскрашивали их. Создавая эти образы, люди, вероятно, думали, что их власть над добычей возрастет.

Химический анализ пещерных рисунков, обнаруженных в Аль-тамире (Испания) и Ласкауксе (Франция), показывает, что основными пигментами, которые использовали художники времен палеолита, были оксиды железа и марганца.

Они обеспечивали получение трех основных цветов, найденных в большинстве пещерных картин, а именно: черного, красного и желтого, наряду с промежуточными оттенками. Возможно, использовались также уголь после сжигания древесины, желтый карбонат железа и мел.

На одной из стен храма Сети I в Абидосе (Египет) есть барельеф с изображением богини Сешат, которая в левой руке держит "таинственный прибор", предназначенный для выполнения загадочных функций


Представители лаборатории альтернативной истории (ЛАИ) утверждают, что это пульт дистанционного управления (или Пост кнопочный ПКЕ) с помощью которого приводится в движение некое устройство (которого на изображении нет).

На самом деле всё значительно проще, т.к. это не ПКЕ, а ПДП - то есть принадлежности для письма у древних египтян. ПДП состояли из камышовой тростинки, мешочка, в котором содержались отдельно друг от друга чернильные порошки, и дощечки (палитры) с двумя углублениями для разведения в них черного или красного чернильного порошка. Помимо вышеперечисленных принадлежностей, у писца был кувшинчик с водой, чтобы разводить краски или смывать чернила. Обычный текст писали чёрными чернилами, места же, которые писец хотел подчеркнуть - заголовок, начало главы и т.п., - он вырисовывал красным цветом.


Земляные пигменты измельчали в тонкий порошок пестиком в ступке. Считают, что в качестве ступок использовали природные камни с углублениями, а кости служили пестиками, о чем свидетельствовали находки таких предметов, окрашенных пигментами. Порошкообразные пигменты, по-видимому, смешивали с водой, костным мозгом, животными жирами, яичным белком или с растительными сахарами и получали краски.

Их наносили «тыканием» пальца или с помощью примитивных тампонов или кистей из волос, меха животных или мха. Пещерные рисунки сохранились потому, что они располагались глубоко внутри пещер, входы в которые впоследствии оказались плотно закрыты. Эти краски обладают очень плохой долговечностью, а связующие служили просто для того, чтобы приклеить пигменты к стенам пещер.

В период, приблизительно, между 3000 и 600 гг. до н. э. египтяне значительно развили искусство приготовления красок.

Они разработали более широкую цветовую гамму пигментов, которые включали синие цвета, лазурит (смешанные кристаллы силиката натрия и сульфида натрия) и азурит (химически аналогичный малахиту). В этот период начали применять красную и желтую охры (оксид железа), желтый трисульфид мышьяка, зеленый малахит (основной карбонат меди), сажу и белый пигментный гипс (сульфат кальция).

Первый синтетическим пигмент, известный сегодня как Египетский голубой, был получен почти 5000 лет назад. Его приготовили путем прокаливания извести, карбоната натрия, малахита и кремнезема при температуре свыше 830 °С.

Египтянам же принадлежит разработка первых красочных лаков. Их готовили путем осаждения растворимых органических красителей на неорганическую (минеральную) основу и «фиксирования» их химическим путем с образованием нерастворимого соединения.

Вначале для этих целей был использован красный краситель, полученный из корней растения Марены (красильной). В настоящее время из-за низкой светостойкости он нигде больше не используется за исключением художественных красок («розовый крапп»).

Однако и сегодня красочные лаки по-прежнему представляют важную группу пигментов. Древние египтяне начали использовать свинцовый сурик в защитных красках для древесины, однако более широкое применение он получил у римлян. В качестве пленкообразователей почти исключительно использовали природные смолы, расплавы восков, поскольку необходимые растворители были неизвестны. Льняные и другие высыхающие масла были известны, однако нет никаких доказательств, подтверждающих их применение в красках.

Ещё про Древний Египет см. подборку ;

Если продолжить разговор о необычных методах рисования, начатый в статьях П и про , то нельзя не упомянуть ещё дриппинг (рисование "жестами") и рисование "ударом бича" , которые использовал в своём творчестве знаменитый Пол Джексон Поллок с 1947 г. Вместо того чтобы писать кистью, он расплескивал алюминиевую краску или фабричные лаки на необрамленный, расстеленный на полу холст и вычерчивал густую, блестящую паутину линий при помощи разнонаправленных ударов веревки

«Живопись действия» (дриппинг) отвергала традиционно окрашенную поверхность картины. Краска появлялась на полотне или на бумаге как след свободного жеста, произвольного движения руки. Считалось, что любое бессознательное действие есть отражение характера и психологического состояния художника, и именно в этом заключается смысл изображения.


ИЗМЕНИ СВОЮ ЖИЗНЬ, РАЗРИСУЙ ЭТОТ МИР И ПУСТЬ РАДОСТНЕЙ СТАНЕТ ТЕБЕ!!!

@Milendia