Коррекционное занятие для детей с нарушением зрения по ознакомлению с миром социальных отношений

Тема «Семья».

Цель: ознакомление дошкольников с нарушением зрения с миром социальных отношений.

Задачи :

  • - уточнять и расширять знания детей о семье, её составе,о родственных отношениях;
  • - учить детей ориентироваться в микропространстве;
  • - развивать общие речевые навыки, мимику;
  • - активизировать словарь по данной лексической теме;
  • - развивать внимание в процессе зрительного поиска, мелкую моторику;
  • - воспитывать чувство эмпатии к членам семьи;
  • - формировать доброжелательность, взаимопонимание, инициативность.

Оборудование: «телеграмма», фотография (картина) семьи, куклы-бибабо, «дедушка», «бабушка»; мяч; карточки в клетку, машинки; рабочие листы, карандаши; аудиозапись зрительной гимнастики «Человек», аудиозапись «Ноктюрн» Ф. Шопена..

Предварительная работа: заучивание 2 детьми стихотворений «Дедушка», «Если бабушка болеет»; разучивание зрительной гимнастики «Человек».

Конспект занятия.

1.Организационный момент.

Игра «Собираем добрые слова». Создание эмоционально положительного настроения детей. Объявление темы занятия. Активизация словарного запаса детей.

Пелагог вносит телеграмму, в которой сообщается о том, что бабушка и дедушка приглашают детей в гости. Детям предлагается подготовиться к поездке.

Дидактическая игра «Собираем добрые слова». Дети вспоминают добрые слова или слова, обозначающие хорошие качества человека, называют их, перебрасывая друг другу мяч. Слова не должны повторяться. Игра заканчивается, когда каждый ребенок назовет 2-3 слова.

2.Упражнение «Дорога».

Развитие ориентировки в микропространстве (на листе бумаги в клетку), зрительного внимания и восприятия.

Послушайте стихи Татьяны Шорыгиной, посвященные бабушке и дедушке.

«Если бабушка болеет.»

Если бабушка более,

Я на цыпочках хожу,

Сяду у её постели

И тихонько посижу.

Я поправлю ей подушку,

Подбодрю, и добрым словом

Прошепчу я ей на ушко:

«Скоро будешь ты здорова!

Только слушайся врачей,

Вовремя лекарства пей

«Дедушка»

Хоть наш дедушка седой,

Но душой он молодой.

Много в нем любви и ласки,

Знает он стихи и сказки,

Загадает нам загадку,

Позабавит прибауткой,

Угостит нас чаем сладким,

Рассмешит веселой шуткой.

Отправляемся в путь. На чем мы можем поехать? (ответы детей) Поедим на машине. Внимательно смотрите на стрелочки, они помогут вам доехать до бабушки и дедушки.

Детям раздаются индивидуальные карточки в клетку и машинки.

3. Упражнение «Здравствуйте».

Развитие интонационной выразительности речи, мимической моторики.

Тифлопедагог озвучивает кукол-бибабо «Дедушка», «Бабушка».

Здравствуйте, детки дорогие! Как мы рады вас видеть! Как вы доехали? Никто не заблудился по дороге?

Педагог предлагает детям поприветствовать бабушку и дедушку, и произнести «Здравствуйте!» с радостной интонацией.

4. Беседа с детьми.

Уточнение, активизация и актуализация словарного запаса детей по теме «Семья», развитие логического мышления, слухового внимания.

Детям предлагается рассмотреть фотографию (картину) семьи.

А кто изображен на фотографии? (ответы детей) На этой фотографии вся наша большая и дружная семья. Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – папа, мама, родные сестры и браться, бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Дальние родственники – тёти и дяди (браться и сёстры папы и мамы).

Мужчин и женщин в семье называют по-разному. Как могут называть мальчика в семье? (ответы детей). Правильно – сын, брат, внук. А девочку как можно назвать? (ответы детей) Дочь, сестра, внучка. Как могут называть женщину? – Мать, дочь, жена. А мужчину? – Отец, сын, муж.

(Если дети затрудняются в подборе правильного варианта, педагог помогает им ответить с помощью наводящих вопросов.)

Самые уважаемые люди в семье – бабушка и дедушка. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний. В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке, заботятся друг о друге. Много общаются друг с другом: рассказывают о своих делах, успехах и неудачах; обсуждают предстоящие покупки, место проведения отпуска и т.д.

Много лет назад мы тоже, как и вы, были маленькими, у нас были мамы, папы, дедушки и бабушки. Для вас они - прапрабабушки и прапрадедушки. А по-другому говорят – предки.

Кто такие предки?

– Рассказать хочу вам, детки,

Кто такие наши предки,

Те, кто были перед нами.

Кто возился в детстве с вами?

Это – мама, это – папа,

Это – бабушка и дед,

Это прадед. Он родился

Перед вами за 100 лет.

Всё, что видим мы сейчас,

Предки сделали для нас.

Лампа, туфли, телефон,

Поезд, стулья, этот дом.

Даже мяч, футбол, штаны

Предки нам изобрели.

Много-много лет назад

Предки начали писать.

И от предков мы узнали,

В книгах предки рассказали,

Как возник наш род людской,

И кто был до нас с тобой. Е. Губина

5. Упражнение «Сначала и потом».

Развитие логического мышления, внимания, умения объяснить свои действия.

Тифлопедагог предлагает детям отметить цифрами по порядку: каким человек был сначала, а каким стал потом. Дети комментируют свои действия.

6. Зрительная гимнастика «Человек» (музыка и слова М.Пеньковской).

Развитие глазодвигательных функций, умения выполнять движения в соответствии с музыкой и текстом, развитие моторики.

Тифлопедагог предлагает детям встать в круг и выполнить движения по тексту.

Утром солнышко встаёт, Потягивание с разведением рук в стороны вверх.

Спать ребятам не даёт. Частое моргание глазами.

Глазки просыпаются, Повороты головы в стороны с улыбкой.

Солнцу улыбаются. Закрыть глаза и легко потереть веки боковыми гранями больших пальцев, сжав остальные в кулак, движения от носа к вискам и обратно.

Мы потерли их немножко,

Сразу глянули в окошко – Направить взгляд в даль (посмотреть в окно).

Лучик тёплый увидали, Протянуть руки вперед, стараясь «достать до лучика», поднести ладони к лицу – взглядом следить за движением ладоней.

На ладонь свою поймали. Отставить правую руку вперёд, посмотреть на ладонь; то же левой рукой.

Он с ладошки – прыг да скок,

На головку, на носок. Руки скрестить на затылке, указательным пальцем правой руки достать кончик носа.

Я его поймать хочу,

Головою я кручу. Хватательные движения руками перед собой на уровне глаз дальше и ближе; повороты головы в стороны: голова вправо – движения правой рукой с фиксацией взора; то же – влево.

Спрячусь и зажмурюсь, Закрыть глаза ладонями, зажмуриться

Улыбнусь, нахмурюсь. Улыбнуться, нахмуриться.

Ножками потопаю, Потопать ногами.

Ручками похлопаю. Похлопать в ладоши

Приходи скорей, дружок, Выполнить «шагающие» движения указательным и средним пальцами правой руки по открытой ладони левой руки.

Нарисуем мы кружок. Рисование перед собой указательным пальцем максимально возможного круга, следя за движением пальца взором.

Ты на пальчик мой садись

И со мною порезвись. Ладонью правой руки погладить воображаемый лучик, находящийся на ладони левой руки, «взять» лучик обеими ладонями, поднести к лицу и подуть на него.

Ты весёлый, озорной,

А теперь беги домой!

7. Упражнение «Близнецы».

Пополнение словарного запаса детей, развитие зрительного внимания, умения работы карандашом.

Тифлопедагог: Иногда бывает так, что у мамы появляются 2 малыша одновременно. Они очень похожи друг на друга. Таких людей называют близнецами. Найдите их и раскрасьте. Дети рассматривают на рабочем листе портреты малышей и находят двух одинаковых.

8. Упражнение «Вежливый» мальчик»

Развитие слухового внимания, чувства эмпатии, ласкового, чуткого отношения к близким людям, логического мышления.

Логопед предлагает детям поведение мальчика: он использует ласковые, вежливые слова, но можно ли его назвать вежливым, добрым человеком. Затем, после прослушивания стихотворения, задать детям те же вопросы.

…Вот пришёл из сада мальчик, поднимает кверху пальчик,

Манит дедушку: - Дедульчик, принеси-ка быстро стульчик!

Расстегни-ка мне замочек, опусти воротничочек!

Ой! Запутался шнурочек, развяжи-ка узелочек!

И поправь-ка мне носочек!

Бабушка спешит: - Ах, внучек! Хочешь есть? Покушай супчик!

Съешь бульончик! Вот батончик, вкусный блинчик, пышный пончик!

Вот огурчик, баклажанчик, апельсинчик и бананчик!

Я наелся! Ну, бабульчик! Отодвинь-ка быстро стульчик!

Я возьму еще бананчик и улягусь на диванчик.

Эй, дедульчик! – крикнул мальчик, - Принеси-ка мне журнальчик!

И не шаркай так, дедульчик! Воду выключи, бабульчик!

Не шумите! И – молчок! Отдыхает ваш внучок!!

9. Релаксация «Отдых в бабушкином саду».

Снятие мышечного утомления.

Звучит «Ноктюрн» Ф. Шопена, дети ложатся на ковер, закрывают глаза, внимательно слушают и выполняют задания.

Тифлопедагог: Сделать вдох на 1-2-3; пауза; 1-2-3 выдох; 1-2-3 пауза (повторить несколько раз). Послушайте своё дыхание. Оно глубокое и ритмичное. Представьте себе, что на рыхлой земле появился маленький зеленых росток. Он тянется к свету, согреваясь теплыми солнечными лучами. Он растёт, растёт. Вот появились на росточке листочки. Они очень нежные. Появляются бутончики. Они растут и раскрываются. Полюбуйтесь, какой красивый цветок! Легкий ветерок слегка колышет его. Солнышко согревает его. Летают бабочки. Они легко касаются вашего лба, носа. Радуйся и смейся, весело играй! Трудностей не бойся и зренье улучшай!

После окончания музыки дети встают в круг и благодарят дедушку и бабушку за хорошо проведенное время, за то, что узнали много нового и т.д.

10. Окончание занятия.

Положительная оценка работы детей.

«Дедушка и бабушка» прощаются с детьми: До свиданья, в добрый час!

Вам понравилось у нас?

Приезжайте к нам ещё,

Будем рады горячо!

Последующая работа.

Работа воспитателей с детьми. – Проведение сюжетно-ролевой игры «Семья»

Объяснение детям понятия «Генеалогическое древо».

Деятельность родителей и детей. Оформление работы «Моё генеалогическое древо»

Литература:

  1. Т. Шорыгина «Беседы с детьми о хорошем и плохом поведении»
  2. Г. Киселева «Книжка-учишка.»Выпуск 3. М., 2003г.
  3. М. Пеньковская. Зрительная гимнастика.
  4. И. Лопухина «Логопедия 550». М., 1995г

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с нарушением зрения

(старший дошкольный возраст)

подготовила учитель-логопед

МБДОУ "Детский сад "Дружная семейка" компенсирующего вида" Заинского

муниципального района, РТ

Шакирова А.А.

Тема: Автоматизация звуков «Ш», «Р» в словах.

Цели:

1. Коррекционно-развивающие:

Развивать дыхание,

Способствовать нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата;

Развивать глазодвигательные навыки; способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева направо, сверху вниз и т. д.)

Развивать общую и тонкую моторику.

Развивать устойчивость зрительного и слухового внимания;

Формировать умение практически ориентироваться в микропространстве (на поверхности листа бумаги, на фланелеграфе).

2. Коррекционно-образовательные:

Закреплять правильное произношение звуков «Р», «Ш» в словах;

Активизировать и обогащать словарный запас.

3. Коррекционно-воспитательные:

Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности;

Воспитывать умения согласовывать свои действия с заданием взрослого.

Предварительная работа : артикуляционная гимнастика, игры на развитие слухового внимания «Повтори ритм», «Найди ошибку», «Будь внимательным»; игра «Четвёртый лишний», «Так и не так», игры на развитие ориентировки в пространстве.

Оборудование и наглядный материал : зеркальце, игровое поле, разделенное на 12 клеток – в каждой клетке картинка на звук «Ш», фишка-магнит, небольшая емкость, наполненная горохом, бобами и т.д.; два набора объемных предметов (матрешка, грибок, кубик, шарик и т.д.), картинки с изображением разных предметов, игра «Найди ошибку».

Ход занятия

Организационный этап.

Здравствуй. Как твои дела? Как настроение? Сегодня мы продолжим работу со звуками «Р», «Ш», будем заниматься гимнастикой для глаз, для языка и губ. Готов к занятию?

Дыхательная гимнастика.

Упражнение 1. Подготовительная часть. Исходное положение – стоя. Сделать максимально глубокий вдох, одновременно представляя себе, как поток кислорода проходит по всему телу, от носа к пальцам ног. Затем выдохнуть воздух - 2-3 раза.

Основная часть . Сделав глубокий вдох, задержать дыхание и, не дыша, наклонить голову и туловище вперед так, чтобы голова оказалась ниже, чем сердце. Для этого можно слегка согнуть ноги в коленях. Оставаться в таком положении 4-5 с, а затем вернуться в исходное положение и выдохнуть - 1 раз

Артикуляционная гимнастика

Логопед просит помочь дать характеристику звука.

«Что поможет определить положение губ, языка?» (зеркальце)

1. Потяни звук [и] и скажи, что делают твои губы?

2. Произнеси звук [у], скажи, что делают твои губы, когда произносишь этот звук?

3. Произнеси вместе звуки [иу], [уи] и скажи, как изменяется положение губ при произнесении.

4. Открыть рот, высунуть широкий язык вперед, сделать его узким. Чередовать положение широкого и узкого языка.

5. А теперь выполним упражнение с закрытыми глазами

Рот открыть, высунуть язык «змейкой», тянуться кончиком языка к носу, затем – к подбородку. Чередовать движения под счет.

Работа над автоматизацией звука «Ш»

Игра «Путешественник, стоп!»

Цель : автоматизация звука «Ш» в словах, закрепление умения ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развитие слухового внимания.

Оборудование : игровое поле, разделенное на 12 клеток – в каждой клетке картинка на звук «Ш», фишка-магнит.

Содержание : ребенку предоставляется игровое поле, закрепленное на доске. На одну клетку ставится фишка, которая отправится в путешествие. Вначале уточняются знания ребенка в пространственной ориентации «Покажи, где правая сторона доски, левая, верхняя, нижняя». Затем логопед задает направление перемещения фишки командами: «1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказалась фишка?» Ребенок называет картину, на которой остановилась его фишка на звук "Ш". (шашки, шишка, шина, машина и т.д.)

Развитие тактильных ощущений

Игра «Найди предмет»

Цель: нахождение предметов на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.

Оборудование: небольшая емкость, наполненная горохом, бобами и т.д.; два набора объемных предметов (матрешка, грибок, кубик, шарик и т.д.).

Оздоровительный момент.

Зрительная гимнастика

Логопед: Сейчас поиграем с пальчиками. Будем отстукивать пальцами по столу, и моргать обоими глазами на каждый стук. (вначале логопед дает образец и один раз отстукивает вместе с ребенком, затем 2-3 раза ребенок выполняет упражнение самостоятельно).

Работа над автоматизацией звука «Р», развитие внимания памяти.

Логопед: «Ты научился правильно произносить звук "Р". Порычи громко-громко, а теперь тихонечко. Посмотри, на доске картинки с изображением разных предметов. Упражнение «Скажи, что это? кто это?» Ребёнок называет картинки, например: «Это рыба», «Это радуга», «Это робот», «Это рысь». Затем логопед говорит: «Запомни, сейчас я закрою все картинки, а ты вспомни и назови их». Игра «Назови картинки». (картинки переворачиваются и ребенок называет картинки по памяти).

Какой первый звук в этих словах? (Р).

Закрепление графического изображения буквы «Р»

Игра «Найди ошибку».

Логопед : Мы с тобой на прошлом занятии познакомились с буквой "Р". Я хочу сейчас проверить, запомнил ли ты, как пишется буква "Р". Посмотри на доску. Я просила Незнайку написать для тебя ряд букв "Р". Как ты считаешь, справился ли Незнайка с заданием? Проверь, а если найдешь неверно написанную букву, зачеркни ее.

Оздоровительный момент.

Развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.

Игра «Невидимые письмена»

Логопед : «А сейчас предлагаю написать в воздухе букву «Р». Мы помним, что головой не вертим, работают только глаза. «Взяли» в правую руку невидимую ручку, подняли ее вверх, чертим прямую линию сверху вниз. Затем снова поднимаем руки вверх и рисуем справа полукруг. А теперь выполним вместе. (затем ребенок «рисует» один, сопровождаю свои действия речью).

Итог. Рефлексия.

Какие слова ты научился произносить? Ты старался и у тебя всё получилось.

Что было трудно? - Что легко? – Что интересно?

Почему, думаешь, у тебя все получилось?

Задачи: — расширять и пополнять представления детей о различных насекомых (учить называть части тела насекомых, замечать цвет, величину, объяснять способ передвижения), закреплять обобщающее понятие «Насекомые»;

— формировать умение различать изображения с пересекающимися контурами, соотносить контурные изображения с цветными;

— учить анализировать образец насекомого, составленный из геометрических фигур, составлять целое из частей с опорой на зрительный образец;

— развивать прослеживающую функцию глаз, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, графо-моторные навыки.

Материал: — карточки с пересекающимися контурами насекомых (на каждого ребенка), цветные изображения этих же насекомых для игры «Узнай по контуру»;

— игрушки из набора «Насекомые» для игры «На лесной поляне»;

— опорные картинки для сказки «Ленивая пчелка»;

— наборы геометрических фигур (в соответствии с образцом) для задания «Выложи насекомое»;

— карточки для упражнения «Обведи по точкам»;

— фломастеры.

Предварительная работа: составить вместе с детьми схему леса на магнитной доске.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Игра «Узнай по контуру».

У детей картинки с пересекающимися контурами насекомых, справа на картинке три пустых квадрата.

Педагог: — Ребята, посмотрите внимательно на свои картинки и назовите, кого хотел нарисовать художник? (ответы детей) Положите в пустые клеточки цветные изображения. Назовите одним словом, кто это? (дети: — Это насекомые)

  1. Беседа. Вместе с детьми рассмотреть насекомых. Обратить внимание на цвет, величину. Назвать части тела насекомых.
  2. Упражнение «На лесной поляне».

Педагог: — Ребята, в прошлый раз мы с вами выложили на магнитной доске очень красивый лес. Вот только насекомых в нашем лесу пока нет. Вы хотите, чтобы в нашем лесу жили насекомые?

Дети рассаживают насекомых и объясняют их местоположение). Пример:

— Жук прилетел на дерево.

— Муравей приполз к муравейнику.

— Пчела прилетела на цветочную поляну.

Педагог: — Ребята, мне кажется, я знаю эту пчелку. Да это же Ленивица!

Садитесь на свои места. Я расскажу вам сказку.

  1. Сказка «Ленивая пчелка».

Жила-была в улье пчелиная семья. Все пчелы в ней работали. Они собирали цветочный нектар и делали из него вкусный мед на зиму. И только одна пчелка ничего не делала. Ее так и звали – Ленивица. Целыми днями она летала над цветочками и пила сладкий сок.

Но вот наступила зима, и Ленивица осталась без меда. Стала она просить мед у подруг, но они с ней не делились. Только одна пчела пожалела Ленивицу и дала ей меда. Стало Ленивице грустно и стыдно. Она пообещала, что следующим летом будет трудиться наравне со всеми.

(Рассказ педагога сопровождается показом опорных картинок). Обсуждение сказки.

  1. Зрительная гимнастика «Полосатая пчела».

Полосатая пчела Дети прослеживают глазами за полетом пчелы

Торопилась, как могла. (траектория восьмерки).

Раз, два, три, четыре, пять Моргают глазами.

Будем мы с пчелой играть.

Она летает высоко, Движения по тексту.

Она летает низко.

Улетает далеко,

Прилетает близко.

Пчела по кругу полетела, Круговые движения глазами.

Словно яркий огонек.

Опустилась на поляну, Движения глазами вправо — влево.

Собирать цветочный сок.

  1. Задание «Выложи насекомое».

Педагог: — Ребята, у Ленивицы совсем нет друзей. А ей так хочется познакомиться с другими насекомыми. Давайте ей поможем.

(Рассматривание и анализ образца насекомого, составленного из геометрических фигур: стрекоза, божья коровка ). После обсуждения дети составляют насекомое с опорой на зрительный образец.

  1. Упражнение «Обведи по точкам».

Педагог: — Ребята, Ленивице пора возвращаться в свой улей. Давайте ей в подарок нарисуем рисунки (дети обводят насекомых по точкам).

Конспект коррекционного занятия по зрительному восприятию для детей с нарушением зрения: « Как Бусинка искала друзей».

Предлагаю вашему вниманию занятие по зрительному восприятию для детей младшей группы с нарушением зрения. Занятие по развитию восприятия сенсорных эталонов, с использованием игровой мотивации. Конспект занятия будет интересен учителям - дефектологам, воспитателям коррекционных групп с нарушением зрения, педагогам ДОУ.

Цель: развитие зрительного восприятия.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:
1.Обобщить знания детей о сенсорных эталонах, учить использовать имеющиеся знания на практике: цвет, форма (круглая), величина.
2. Формировать у детей зрительные и тактильные способы обследования предметов, развивать систему «глаз-рука», зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать фантазию, творческие способности.
Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать у детей с нарушением зрения социально-адаптивные формы общения и поведения:(хорошо-плохо, добро-зло).

Здоровьесберегающие технологии : пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз, релаксация.
Материал : Раковина, жемчужина на ниточке, аудиозаписи различных звуков (шум моря, голоса птиц, песни «Доброта», картинки из серии «Хорошо-плохо»), учебное пособие «Полянка добра и зла»

Ход занятия:

Тифлопедагог: Ребята, вы любите мечтать?

Ответы детей: Да….

Тифлопедагог : Закройте глаза и представьте, что сейчас лето и мы находимся на берегу моря, светит солнышко и слышится плеск морской волны …(аудиозапись).

А теперь откройте и посмотрите вокруг! Дети находят раковину, в которой лежит бусинка на ниточке.

Тифлопедагог : Ой, ребята, что это мы нашли?

Ответы детей : Раковина, а в ней жемчужина.

Тифлопедагог: 30 лет и 3года пролежала она на пустынном морском дне. А когда она очутилась на берегу, то почувствовала, что она так одинока! У нее нет здесь друзей, и она не хочет покидать свою раковину. Ребята, давайте подарим бусинке свои улыбки, покажем ей, что мы рады ее видеть! (тренинг эмоций).

Дети дарят жемчужинке свои улыбки, и она покидает раковину.

Тифлопедагог берет за ниточку бусинку и держит на уровне глаз детей,слышится аудиозапись с голосом Бусинки:

33пустынных года я на дне морском лежала.

Все грустила и грустила, ничего не замечала.

Но увидев лица ваши, взгляд на них свой задержала!

Потому что в них улыбка, словно лучик засияла!

Дети рассматривают бусинку, играют с ней, подставляя свои ладошки, закрывают глаза, бусинка приветствует каждого. Дети наощупь определяют, что она холодная, гладкая, круглая по форме. Открывают глаза и с помощью остаточного зрения называют цвет, блеск и т.д.

Тифлопедагог: Ребята, бусинка рада, что встретилась с вами. Я думаю, что мы сможем ей помочь обрести много новых друзей. Давайте нарисуем их, таких же кругленьких, но разных по цвету. Ведь она об этом так мечтает!

Дети садятся за столы, делают пальчиковую гимнастику «Замок»:

На двери весит замок, кто открыть его бы смог?

Покрутили, потянули и открыли!

Дети с помощь внутренних трафаретов, обводят круг, закрепляя при этом его свойства: он круглый, у него нет углов. Для штриховки предлагаются карандаши разного цвета, дети самостоятельно выбирают тот, который им больше нравится.

Тифлопедагог: Какого друга вы подарите бусинке и как его назовете?

Ответы детей:

синий - воздушный шарик.

красный - Синьор Помидор

желтый - Колобок

оранжевый - Солнышко, апельсин

зеленый-Горошинка

голубой – Снежок.

Повторяют правила «Волшебного Карандашика» - правила правильной штриховки: штриховать в одном направлении, не оставляя белых просветов, не выходить за контур и т.д.

Тифлопедагог: Ребята, совсем недавно у вас были одинаковые кружки, но с помощью «Волшебного карандашика», и умелых ручек, они превратились в разноцветные кружки, по форме очень похожие на нашу бусинку.

Мы старались, мы трудились, глазки наши утомились.

Пальчики гулять пойдут - наши глазки отдохнут!

Вышли пальчики гулять, чтобы глазкам помогать - имитация игры на фортепиано.

«Что делать?»- отдыхать!

Руками глазки прикрываем и тихонечко моргаем! - прикрываем ладошками глаза,моргаем

Руки вверх подняли, опустили вниз – смотрим глазами вверх, вниз, не поднимая и не опуская при этом голову

Тифлопедагог: Ребята, смотрите, какие чудесные получились друзья для нашей Бусинки. И как она рада своим новым друзьям! (Бусинка начинает качаться на ниточке)

Ой, ветерок уносит нашу Бусинку, скорее за ней! Дети берут свои работы и идут за тифлопедагогом и Бусинкой, находящейся у нее в руке.

Тифлопедагог: Ой, ребята, Бусинка не хочет лететь дальше, она остановилась. Давайте подуем на нее, может ветерок ослаб.

Дуем тихо, тихо, а потом, вздохнув - сильней, сильней!

Тифлопедагог: Не летит наша Бусинка, что же случилось с ней?

Бусинка (аудиозапись):

Чудесная полянка взгляд мой привлекла.

Но не та поляна Грусти и Зла,

А другая зеленая поляночка - Добра!

Тифлопедагог: Ребята посмотрите, здесь две полянки: Добра и Зла. Полянка Добра - зеленая, здесь растут цветы, поют птички, находятся сюжетные картинки с добрыми поступками из серии «Хорошо-плохо». На полянке Зла: сухие деревья, сухая трава, нет птиц и цветов, картинки с плохими поступками детей. Наша Бусинка хочет остаться на полянке Добра со своими друзьями. Давайте попрощаемся с ними. Дети прощаются с Бусинкой и ее друзьями.

Бусинка благодарит детей за помощь: Вы помогли мне найти новых друзей и сами стали моими друзьями.

Тифлопедагог: Почему Бусинка выбрала полянку Добра?

Ответы детей

Тифлопедагог: Посмотрите, на полянке Добра нас ждет угощение. Дети находят корзинку с Чупа-чупсами, звучит песня «Доброта». Видите, ребята, если делать добро, оно всегда вернется добром! Ведь нет ничего дороже дружбы, ценнее доброты! Вы все молодцы, спасибо вам.

Дети уходят в группу, рассказывая друг другу, какого цвета им досталось угощение, какого вкуса и запаха. Но главное, что они сделали доброе дело - это выше всех похвал!

Конспект подгруппового занятия для детей с нарушением зрения старшей группы, по теме: «Развитие зрительного восприятия. Игрушки».

Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения.

Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»

(Старшая группа.)

Цель: развитие зрительного восприятия.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.

Коррекционно-развивающие:

1) Формировать целенаправленность, осмысленность зрительного рассматривания картинок с изображением игрушек;

2) Активизировать зрительные функции с помощью зрительной гимнастики;

3) Развивать зрительное внимание;

4) Совершенствовать умение различать наложенные изображения.

5) Развивать мелкую моторику;

6) Развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно – воспитательные:

1) Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности.

Оборудование: предметные картинки формата А5 «Игрушки» (матрёшка, кукла, плюшевый медведь, машинка, мяч, пирамидка); наложенные изображения (5 объектов); сетка; прищепки; иллюстрация Буратино; маркеры; мультифоры; картинки к игре « Игра в бинокль» (на каждого ребенка); карточки с оттенками цветов (в конвертах на каждого ребенка); схема выкладывания игрушки из геометрических фигур (на каждого ребенка); ориентир для зрительной гимнастики.

Ход занятия:

1) Организационный момент:

Дети встают в круг.

Учитель-дефектолог: - Здравствуйте ребята! Меня зовут Юлия Сергеевна. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга:

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!

Учитель-дефектолог: Проходите за столы, садитесь. Не забывайте, что нужно сидеть правильно, спину держать ровно.

Посмотрите ребята, к нам в гости пришел Буратино, и пришел он не с пустыми руками. Посмотрите, что нам принес Буратино! Это конверт, с интересными заданиями про игрушки. Только сам он их выполнить не смог. Давайте мы поможем Буратино!

Дети:- Давайте.

2) Основная часть:

Задание 1: Дидактическая игра «Загадки»

Учитель-дефектолог: Буратино очень любит отгадывать загадки. Только не всегда отгадывает их правильно. Он будет очень рад, если вы поможете ему правильно их угадать. Послушайте внимательно загадку. Узнайте, о каких игрушках говорит Буратино.

Педагог читает загадку.

Учитель-дефектолог: Арина, о какой игрушке говорит Буратино в загадке?

Арина: - Матрёшка

Учитель-дефектолог: Правильно! Арина, пройди за сетку, найди матрёшку.

Прикрепи её на сетку, чтобы всем ребятам было видно.

Загадки:

1) Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я,

Подскажите-ка друзья? (Кукла)

2) Кто не ест душистый мёд

И в берлоге не живет?

Не умеет он реветь.

Это- плюшевый…. (медведь)

3) Есть кабинка, кузовок, Откидной на нём борток, Есть колёсики и шинки У игрушечной ... (Машинки) 4) Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
( Мяч)

5) Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
6) Любит наряжаться свечка

А всего одна игрушка. В разноцветные колечки.
(Матрешка) Надевай скорее, ну же:

Снизу- шире, сверху - уже.

(Пирамидка)

Учитель-дефектолог: - Ребята, а что это такое? Как можно назвать одним словом?

Дети: -игрушки

Учитель-дефектолог: Молодцы ребята! Вы хорошо справились с загадками Буратино.

Задание 2: «Дидактическая игра «Найди игрушку» (наложенное изображение)

- Учитель-дефектолог: Ребята, наши игрушки любят играть в прятки. Буратино часто не может их найти! Мы ему сейчас поможем. Возьмите на краю стола картинку положите перед собой посмотрите внимательно, найдите и обведите ту игрушку, которая вам больше всего понравилась.

Учитель-дефектолог: -Саша, ты нашел свою игрушку?

Саша: -Да

Учитель-дефектолог: -Какая у тебя игрушка?

Саша: пирамидка.

Учитель-дефектолог: -Возьми маркер, обведи пирамидку по контуру.

Учитель-дефектолог:- Настя, какую игрушку ты будешь искать?

Настя:- матрёшку.

Учитель-дефектолог: Возьми маркер, обведи матрёшку по контуру.

Учитель-дефектолог: Вот видишь Буратино, какие ребята молодцы, нашли все игрушки.

Задание 3: Зрительная гимнастика « Игрушки»

Учитель-дефектолог: Теперь, ребята, наши с вами глаза немного отдохнут.

Дети выполняют зрительную гимнастику.

Зрительная гимнастика:

Посмотрите, в магазине Движения глазами влево - вправо,

Все игрушки на витрине: вверх- вниз за ориентиром

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата.

Все на полочках сидят,

Поиграть они хотят. Сомкнуть веки,поморгать ( Проводится два раза )

Задание 4: Дидактическая игра « От темного, к светлому»

Учитель-дефектолог: -Ребята, игрушек бывает очень много и все они разного цвета. Буратино принес для вас мячики разных цветов (оттенков), чтобы вы с ними поиграли. Возьмите на краю стола карточки с мячиками, разложите их от самого темного к самому светлому. Справа – налево.

Учитель-дефектолог: Смотрите, наш гость немного устал. Давайте мы пройдем на ковер и тоже немного отдохнем.

Физминутка: «БУРАТИНО»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Потянуться руками вверх, 2 раза нагнуться, развести руки в стороны, встать на носочки) Проводится 2 раза.

Учитель-дефектолог: А для того, чтобы помочь Буратино со следующим заданием, нужно подготовить наши пальчики.

Задание 5: Пальчиковая гимнастика: «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят : кулачками.)

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно все пальчики .)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат

Проводится два раза

Задание 6: Дидактическая игра «Выложи из геометрических фигур игрушку»

Учитель-дефектолог: - Ребята, посмотрите, Буратино ещё очень любит рисовать. Он пробовал нарисовать портрет своего друга Мишки. Посмотрите что у него получилось (на доску вывешиваю схему из геометрических фигур).

Учитель-дефектолог: Посмотрите внимательно, у вас на столах есть точно такие же портреты Мишки, пододвиньте их к себе поближе рассмотрите их. Скажите, из каких геометрических фигур состоит Мишка?

Дети: Квадрат, круг, овал, треугольник.

Учитель-дефектолог:- Ребята, посмотрите, туловище у Мишки из какой фигуры состоит?

Дети: - из квадрата.

Учитель-дефектолог: - Из какой фигуры состоит голова у Мишки?

Дети: - из овала.

Учитель-дефектолог: -Ребята, а какие части (детали) у Мишки мы с вами забыли отметить?

Дети: - уши, глаза, мордочка, лапы.

Учитель-дефектолог: -Правильно! Из какой геометрической фигуры они состоят?

Дети: - из круга.

Учитель-дефектолог: Посмотрите внимательно, по размеру все ли эти детали одинаковые?

Дети:- Нет. Глаза состоят из маленьких кругов, уши и лапы из средних кругов, мордочка из большого круга.

Учитель-дефектолог: Молодцы! Ребята, у вас на тарелочке лежат геометрические фигуры, возьмите их. Выложите из геометрических фигур точно такого же Мишку.

Итог занятия:

Учитель-дефектолог: Ну, вот мы и выполнили все задания Буратино.

Только прежде чем он уйдет, давайте вспомним, как мы ему помогали?

Дети: Мы отгадывали загадки, находили игрушки, обводили игрушки по точкам

Учитель-дефектолог: Правильно ребята! Скажите мне, с какими игрушками мы сегодня играли? (Дети перечисляют)

Учитель-дефектолог: -Ребята, а как нужно обращаться с игрушками?

Дети: бережно, аккуратно, не бросать их на пол, не ломать.

Учитель-дефектолог: Ребята, вы все молодцы! Выполнили все задания Буратино, помогли ему. Теперь он знает, как играть с игрушками и как с ними обращаться.

Буратино благодарит вас за работу, и говорит вам До свидания!