Полезные советы

Чем больше игрушек, тем лучше. Детки в 3 месяца всячески пытаются развивать свои физические силы, поэтому удары по самым разным предметам – сейчас их любимое занятие. Постарайтесь навешать много игрушек у детской кроватки, желательно таких, чтобы вращались, звенели, светились. Малыша положите так, чтобы он мог к этим предметам прикоснуться.

Гуляйте с малышом: Прогулки, в первую очередь – смена обстановки. Детки очень любят слушать шелест листьев на улице, наблюдать за переливанием солнечных лучиков, появлением тени, передвижениями ветра. Поверьте, ваш малыш уследит полет каждой птички, мяуканье кошек и собачек.

Диалоги с ребенком: Разговаривайте с ребенком. Ну и что, что ответить он не может? Рассказывайте своему чаду все, что вы видите. Меняйте интонации и громкость речи. Когда малыш начнет вам «отвечать», не перебивайте его, подождите, пока он «выскажет» все, что ему захотелось. Чем чаще будут повторяться такие «диалоги», тем активнее ребеночек будет «агукать».

Приглашайте гостей: Если вы недавно стали мамой, то это еще не повод закрыться дома и отказаться от гостей. Наоборот, пусть в ваш дом приходят и взрослые, и детки. Новые объекты внимания обязательно будут интересны малышу.

Много пойте: Материнство – тот период, когда вы можете себя почувствовать и певицей, и актрисой. Пение, особенно в первый год жизни ребенка, должно звучать в вашем доме постоянно. В 3 месяца детки очень любят, когда им поют, то наклоняясь над ребеночком, то отдаляясь от него. Пение поможет спровоцировать малыша на то, чтобы он чаще «гулил».

Играем вместе

Не забывайте, что игры для маленьких деток обязательно должны нести в себе развивающий характер. В целом игры бывают для развития: слуха, зрения, осязания и двигательных способностей. В 3 месяца ребенок уже более подготовлен для знакомства с окружающим миром, поэтому полученные ранее навыки он может начинать использовать на практике.

Потихоньку изучаем

Собаки и коты. Для наблюдения можно использовать и других домашних животных. Просто покажите их малышу и смотрите, как он будет реагировать. Позже попробуйте имитировать звуки, которые издают разные животные. Деткам очень это по душе. Если ребеночек не расхохочется, то, как минимум, улыбнется.

«Подкиньте» ребеночка. Особенно такое занятие любят папы. Возьмите малыша и поднимите над собой, позволяя ему рассмотреть вас свысока. Будьте очень осторожны.

Бусы любят не только мамы. Изначально скажем, что отличное место для трехмесячных деток – манеж. Здесь много места для свободы действий. Малыш может переворачиваться и собирать возле себя все свои любимые игрушки. Повесьте в манеже бусы или веревку, например, с катушками. Стуки этих элементов весьма приятны для маленьких ушек.

Воспитываем музыкальные вкусы. Особенно деткам нравится музыка с четким ритмом. Хлопки или стуки в такт музыке только положительно влияют на восприятие. Меняйте музыку, стили, громкость. Со временем малыш начнет чувствовать разницу.

Домашняя песочница: Нет, песок вам не нужен. Заменить его можно овсяной мукой. Насыпьте муку в тазик. Малыша посадите себе на колени. Ручками и ножками ребенок пусть притронется к «песку». Просеивая между пальцев муку, проговаривайте в голос, что вы делаете и что ощущаете в этот момент.

Снова ткани. Идеальный вариант – перчатки с пальцами из разных тканей. Дайте попробовать малышу каждый пальчик, пусть почувствует разницу.

Песенки с неожиданностью. В интернете таких песенок-стишков уйма. Со временем ребенок будет ждать не только того, что вы ему начнете петь, но и неожиданного окончания такой песенки. Введите в поиске: «потешки» или «пестушки» и выбирайте творчество на любую тему.

Работаем над координацией

Ножки: Поднимайте и опускайте ножки малыша. При этом ребенок может лежать или же сидеть у вас на ручках (спинкой к вам).

Встаем: Возьмите ребеночка за ручки и потяните на себя, чтобы туловище малыша слегка приподнялось. Потом опустите свое чадо. Не тратьте время зря, пойте:

Мой ребеночек лежит,
Мой ребеночек встает,
Вот малышке погремушка,
Мы играем и игрушки.

Такая физкультура положительно влияет на мышцы живота.

Учимся ползать: Положите кроху на животик, сами сядьте сзади. Приложите свои ладошки к ступням ребеночка. Возможно, не с первого раза, но малыш начнет отталкиваться ножками от ваших рук, а это поможет ему научиться ползать.

Ваш ребенок – колобочек. Начиная с третьего месяца детки очень любят перекатываться на спинку с живота или же наоборот. Если сейчас у ребенка еще не все получается, то можете ему помочь, но не переворачивайте, а просто подтолкните в нужном направлении.

Учимся думать

Положите малышу колокольчик в ладошку. Легонько подвигайте ручку, чтобы появился звук. Наблюдайте, или станет ребенку интересно, откуда шум.

Возьмите мячик: Положите ребенка на пол, носиком вниз. На расстоянии полметра от него положите яркий мячик. Он может быть пищалкой или простым. Перекатывая «объект внимания» по полу, смотрите, как реагирует ребенок. Он должен научиться координировать свой взгляд и попытаться дотянуться к объекту ручками.

Надувной мячик: Надуйте мяч, привяжите его к ленточке и подержите над малышом. Попытается ли ребенок достать его ручкой или ножкой?

Повседневные заботы

Кормление: Ребенок нуждается в этот момент в крепких объятьях, поэтому кормление – процедура для вас не весьма удобная. Пусть ручки вашего чада будут свободными, увлекательным занятием для него станут ваши волосы, мочки ушей, украшения.

Купание и песни: Песенки о разных частях тела под какой-то запоминающийся мотив – как раз то, что надо сейчас малышу. Не обязательно заучивать, можете сочинять сами.

Игры и совместное купание: Купание вместе с ребенком в теплой ванной поможет вам снять напряжение. Не забывайте поддерживать спинку малыша, можете даже положить ребенка спинкой на руку и покачивать его. Новые ощущения обязательно будут приняты положительно. Возьмите с собой в ванную разноцветные мячики, зверьков или другие игрушки. Пусть ребенок узнает, каковы они будут после того, как намокнут. Если вы решились на совместное купание, то обязательно делайте это тогда, когда дома есть еще кто-то, способный прийти на помощь в нужный момент.

Позволяйте малышу иногда побыть голышом. Так он лучше ощущает свое тело.

Отдыхаем вместе

Пузырики: Мыльные пузыри – одно из самых любимых развлечений деток разного возраста. Малыш будет с удовольствием наблюдать за передвижением этого «чуда» в воздухе.

Купите рыбку: Как известно, аквариум с рыбками успокаивающе действует и на деток, и на взрослых.

Часы: Это могут быть часики, которые тикают, или же песочные часы. Звуки от тиканья или же от пересыпания песка действуют на ребенка, как снотворное.

Стимулируйте малыша фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте к более длительному сосредоточению на предмете. Возьмите в руку яркий шарик; когда ребенок поймает его взглядом, начните перемещать шарик слева направо, вверх-вниз. Говорите при этом: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»

Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Дайте возможность младенцу совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку крохи предмет и привлеките его внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Произносите звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.

Игра в «прятки»

Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой Святослав? Нет Святослава. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Святослав!» Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты данной игры.

Развитие движений ребенка

В этом возрасте движения ребенка еще несовершенны: мышцы только-только освобождаются от гипертонуса. И вот младенец несмело и неловко начинает двигать ручками. Воспользуйтесь этим при занятиях с ним.

Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от младенца яркую игрушку, чтобы она привлекала его внимание, и помогайте тянущемуся к ней малышу осторожно перевернуться со спины на живот.

Игра «Забавные пяльцы»

Привяжите к пяльцам колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.

Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Кроме движения рук, необходимо обратить внимание на развитие локомоторики (совместных движений всего тела).

На 3 месяце младенец учится высоко поднимать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это умение можно тренировать, высоко поднимая и опуская привлекательную игрушку перед личиком малыша.

Когда малыш бодрствует в положении на животе, покажите ему что-нибудь очень интересное, например неваляшку: внимание карапуза привлечет яркая окраска, приятный звук. А главное – ее улыбающееся лицо. Не забывайте, что шейные мышцы у ребенка пока еще слабые, и он не может долго удерживать голову, поэтому длительность тренировки не должна превышать 1-1,5 минуты. Также следите, чтобы кроха симметрично опирался на оба локтя.

К 3 месяцу младенец, если его придерживать подмышками, крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем вам игру, совмещающую тренировку упора и массаж подошв.

Упражнение «Большие ноги шли по дороге»

Вам понадобятся: неваляшка, детский крем, коврик с шершавой поверхностью. Погладьте ножки малыша, в том числе ступни. Нанесите на покрытие пеленального столика крем и налейте немного воды. Возьмите ребенка под мышки и уприте ногами в стол. Читая чаду стишок, выполняйте скользящие движения по гладкой поверхности.

  • Большие ноги
  • Шли по дороге:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.
  • Маленькие ножки
  • Бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.

Теперь подстелите коврик с шершавой поверхностью и, читая стишок, выполняйте скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, убедитесь, что ему не больно, и он с радостью принимает ваши действия. В конце игры потолкайте неваляшку ножками малыша.

Для обучению ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.

«Хватайка»

В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

Поиграйте с крохой следующим образом: в раскрытую младенческую ладошку, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, по материалу (пластмассовый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь малыша сверху. Это упражнение дает ребенку относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Потягивая шарик за ленточку, при этом, не вынимая его из ладони крохи, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Взрослый вкладывает палочку в одну или обе ручки ребенка. Держа палочку посередине, подтягивает ее к себе, стимулируя более крепкое схватывание.

Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

Время игр

Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента рождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка.

Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике. Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и решать новые задачи.

Делаем открытия

Наблюдение за домашними животными

Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.

Новые перспективы

Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мог рассмотреть ваше лицо.

Повесьте в манеже бусы

Манеж – прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев.)

Познакомьте малыша с ритмичной музыкой

Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, 67 или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме.

Звон колокольчика

Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Безопасная песочница

Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым ощущениям.

Жужжащие пчелы

Чтобы малыш почаще «гулил» и произносил разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза. Ты сначала мне скажи, Как жу-жу пчела жужжит. Потом я тебе скажу Про пчелиное жу-жу. Пусть малыш попробует произнести звук «ж».

Матерчатая перчатка

Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому пальцу.

Песенки с сюрпризом

Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, так чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку: По кочкам, по кочкам, По рыхлым дорожкам. Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул вниз. В ямку – бух!

Развитие координации

Упражнения для ног

Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременно приговаривая: Хоп, хоп, Хлоп, хлоп. Вверх-вниз Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно напевать во время этого упражнения: Вот малышка мой садится, Вот малышка мой ложится. Смотрит он па погремушку, Как качаются игрушки. Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.

Плыви, плыви, малыш

Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед.

Подталкивайте ступни ребенка

Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научиться ползать самостоятельно.

Колобок

В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться. Покачивайте малыша в ритме веселой песенки – подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с трудностями.

Развитие мышления

Дайте ребенку погремушку

Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.

Наблюдение за мячиком

Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. "После небольшой тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет пытаться приблизиться к мячу.

Поиски колокольчика

Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать.

Игра с пляжным мячом Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему веревочку. Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно, удастся ли малышу достать его ножкой?

Карусель

Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.

Развитие ребенка от 3 до 4 месяцев проходит интенсивно и стремительно, его органы и системы совершенствуются бурными темпами.

Физическое развитие

В три месяца малыша обязательно нужно показать педиатру. Специалист зафиксирует и оценит прибавки в весе и росте ребенка, наличие необходимых рефлексов, назначит комплекс прививок.

С трех до четырех месяцев кроха должен набрать порядка 880 граммов и вырасти на 3 сантиметра. В этот период окружность головы малыша сравнивается с окружностью грудной клетки.

В трехмесячном возрасте малыш, лежа на животе, удерживает голову в течение 10-15 секунд. Он может поворачивать ее, реагируя на звуки, и рассматривать лица окружающих людей. Кроме человеческих лиц внимание крохи привлекают и яркие предметы. Но теперь он способен не только следить взглядом за интересующей его вещью, но и пытается ухватить ее. Координация движений карапуза заметно улучшается. Более того, все, что попадает в руки, он не только разглядывает, но и пытается засунуть в рот.

Ребенок в 3 месяца способен переворачиваться со спины на бочок, приподниматься на локтях. Последний навык очень важен в переоценке отношения к пространству и для формирования самосознания маленького человека. Кроха, частично отрываясь от поверхности, начинает чувствовать границы своего тела и уясняет, что кроватка или пеленальный столик – не его продолжение.

Психическое развитие

Центральная нервная система трехмесячного малыша поражает скоростью своего эволюционирования, от чего напрямую зависят особенности психического развития.

В возрасте трех месяцев младенческий плач отходит на второй план, а улыбка больше не носит рефлекторный характер.

Она уже вполне осмысленная и превращается в универсальный способ общения. Причем улыбается кроха по-разному, в зависимости от ситуации.

В три месяца карапуз осчастливливает родителей первым настоящим звонким смехом. Поддержите его в этих начинаниях – почаще улыбайтесь своему чаду и смейтесь вместе с ним. Таким образом налаживается контакт с малышом, родители и ребенок учатся понимать друг друга. Подобное взаимодействие – залог успеха в дальнейшем развитии крохи.

По окончании третьего месяца малыш уже умеет капризничать, что чаще всего связано с тем, что он заскучал. Хнычущий плач капризули легко отличить от настоящего плача, вызванного реальной проблемой – физическим или моральным дискомфортом.

Характер плача ребенка в этом возрасте поможет взрослым разобраться в том, что же на самом деле беспокоит малыша:

  • Голодный плач начинается со всхлипываний, резко усиливается, становится пронзительным. Покормите своего карапуза – и он успокоится.
  • Плач от усталости зачастую сопровождается потиранием глазок и прикладыванием головки к кроватке или маминой груди. Создайте условия для малыша, чтобы помочь ему заснуть.
  • Плач от боли, громкий и раздраженный, как правило, начинается внезапно. Если вы не можете понять, что болит у вашего чада, стоит обратиться к врачу.
  • Повышенное внутричерепное давление (нередкое явление у младенцев) может заставить кроху плакать. Обычно это происходит в одно и то же время.

Карапуз в три месяца уже может проявлять характер и пытаться настоять на своем. Как только родители подходят к кроватке младенца, он тут же начинает активничать – двигаться и улыбаться. Если раньше малыш подобным поведением просто копировал ваши действия, то сейчас он сопоставляет ваш образ с заботой и лаской.

Когда ребенок бодрствует, он нуждается в вашем присутствии, ему хочется видеть родные и близкие лица. Если родители надолго исчезают из его поля зрения, кроха начинает проявлять тревогу и беспокойство. В такие моменты нарушается «обратная связь», которая очень важна в обеспечении нормального интеллектуального и психического развития малыша.

Развивающие занятия с трехмесячным ребенком

Если вы еще не занимались с малышом гимнастическими упражнениями – самое время начать это делать.

Физические упражнения и массаж

Ежедневная зарядка благотворно влияет на детский организм, способствуют укреплению сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и дыхательной систем крохи. Физические упражнения не только помогают развивать двигательные навыки, но и способствуют регуляции нервных процессов.

К концу третьего-началу четвертого месяца карапуз ведет уже достаточно активный образ жизни и способен бодрствовать несколько часов подряд. Для занятий гимнастикой лучше выбрать время, когда у ребенка отличное настроение.

Если кроха уже уверенно держит головку, его как можно чаще следует выкладывать на живот. Это простейшее упражнение поможет укрепить мышечную систему малыша. После лежания на животе переверните его на спинку и по несколько раз согните и разогните ножки и скрещивайте ручки.

Для занятий гимнастикой можно использовать большой надувной мяч (фитбол). Карапуза необходимо положить животом на мяч и развести коленки в разные стороны. Затем, аккуратно придерживая малыша за спинку, покачайте на фитболе из одной стороны в другую. Следите, чтобы мяч не был слишком холодным, иначе у крохи может возникнуть неприязнь к подобному время провождению.

В этом возрасте физическими упражнениями можно заниматься и в ванне. Если малыш не боится «большой» воды и он здоров, продолжительность пребывания в ванне увеличивают до 20-25 минут. Поддерживая малыша под спинку или под животик, держите его на поверхности воды, чтобы он свободно двигал ручками и ножками.

Ежедневный массаж тоже благоприятно сказывается на развитии карапуза. Чтобы ребенок не переутомился, на массаж отводится не более десяти минут. Массажные движения должны быть энергичными и размеренными, а закончить процедуру следует нежными поглаживаниями. Техника массажа такова:

  1. Массаж спины. Тыльной стороной руки погладьте спинку снизу вверх, а ладонью – сверху вниз;
  2. Массаж косых и поперечных мышц живота. Подложите под поясницу крохи ладони обеих рук и продвигайте их до тех пор, пока они не соединятся на уровне пупочка ребенка;
  3. Массаж живота. Одной рукой легкими круговыми движениями по направлению часовой стрелки проведите по животику крохи, а другой – придерживайте его ножки;
  4. Стопы и ладошки малыша можно разминать, приговаривая веселые потешки.

Кроме очевидной пользы здоровью, подобные мероприятия доставят вам и малышу массу удовольствия и помогут наладить эмоциональный контакт.

Совершенствование координации и мелкой моторики

Совершенствование целенаправленных движений рук (система глаза-руки) – это важный этап в общем развитии малыша. Для этого натяните над кроваткой тесемку с разноцветными предметами различной формы или смастерите мобиль – подвеску-карусель. В качестве привлекающих детское внимание предметов можно использовать кусочки ткани, пуговицы на леске, металлические ключики, погремушки, вязаные игрушки.

Пусть кроха хватает, трогает и ощупывает – ему наверняка придется по душе новое занятие. Чтобы интерес малыша к самодельной композиции не пропадал – периодически обновляйте ее новыми вещицами. Главное, не забывайте про безопасность: малыш не должен иметь возможность оторвать что-либо.

Воспитание слуха и обоняния

Ваше трехмесячное чадо уже локализирует звук в пространстве. Если ему невидим источник звука, кроха поворачивается и пытается найти его взглядом. Чтобы развивать слух ребенка, чаще включайте музыкальные композиции, причем самые разные – от спокойных и тихих до ритмичных и громких. Заметьте, колыбельную он будет слушать безмятежно, а вот слыша танцевальную мелодию, он оживится и задвигает ручками и ножками. Подобные музыкальные занятия воспитают слух и чувство ритма малыша. Только не переусердствуйте: если вы заметили, что ребенок устал и перевозбудился, выключите музыку, возьмите свое чадо на руки, приласкайте и успокойте его.

Чтобы помочь развитию у ребенка одного из главных человеческих чувств – обоняния – можно сшить небольшие мешочки из полотняной ткани и наполнить их разными ароматическими травами (мятой, мелиссой, валерианой, лимонником, можжевельником, душицей). Если трав под рукой нет, но есть ароматические масла, пропитайте ими бумагу и используйте в качестве наполнителя. Пусть малыш нюхает и ощупывает эти мешочки. Главное, чтобы у него не было аллергии на выбранные ароматы.

Стимуляция первой речи

Ваше чадо все больше нуждается в общении, он реагирует на обращение к нему взрослого, ждет ответа. Заметив папу или маму, малыш радостно гулит, а его «словарный запас» пополнился слогами «агу», «ага», «бу», «гу». Карапуз полноценно общается, используя разнообразные интонации и жестикулируя руками и ногами.

Беседуйте с малышом, побуждайте его к разговору, предоставляйте ему возможность ответить на ваш вопрос. Если кроха гулением или улыбкой предлагает пообщаться – откликайтесь, ведь тем самым вы поощряете его к развитию навыков общения.

По возможности занимайтесь домашними делами, находясь в поле зрения карапуза. Тогда он сможет наблюдать за вашими действиями. Комментируйте все, что вы делаете, описывайте ему окружающие предметы, рассказывайте о минувших событиях и замыслах на будущее. Разговаривайте с малышом спокойно, нараспев, чтобы ему легче было улавливать отдельные слова. С каждым днем ребенок все лучше будет понимать речь, обращенную к нему.

Игры для развития мышления

Даже для такого маленького человечка, которому едва исполнилось три месяца, существуют игры, помогающие развивать мышление. Например:

  • Погремушка. Дайте малышу в руку погремушку и немного встряхните ее. Понаблюдайте за крохой: поднимет ли он руку, чтобы узнать, откуда доносится звук.
  • Мячик. Положите карапуза на живот и покатайте яркий мячик на расстоянии полуметра от его лица. Посмотрите, как малыш следит за движущимся предметом. Еще немного, и он научится координировать движения, пытаясь приблизиться к мячу.
  • Звоночек. Позвоните в звоночек на глазах у малыша. После уберите звоночек из его поля зрения и опять позвоните. Понаблюдайте, как ребенок ищет глазами потерянный предмет.
  • Карусель. Привяжите шнурок к яркому пластиковому кольцу и медленно вращайте им вокруг карапуза. Уберите кольцо и посмотрите, как кроха начнет искать его взглядом.

В заключение

Перечень основных навыков, присущих трехмесячному возрасту, не стоит воспринимать как обязательные нормативы. Какие-либо задержки в развитии указывают на серьезную проблему лишь в редких случаях. А в основном это просто индивидуальная особенность малыша. Так что если ваше чадо не во всем соответствует каким-то показателям, паниковать не нужно. Карапуза должна окружать эмоционально положительная обстановка. А своими способностями и достижениями он еще не раз вас удивит.

Снова подошла любимая пятница, которая для многих работающих мамочек служит своего рода предвкушением сладких выходных, а для декретников – наиболее полному общению с мужем и папой в составе всей семьи.

Ну а для нас пятница – это продолжение интересной темыИгры с рождения до года ”. В прошлый раз мы остановились на , а сегодня мы поговорим, какие развивающие игры хорошо подойдут трехмесячному малышу .

3 месяца – это уже немало:-). Ваш ребенок постепенно приобретает “опыт” игр с руками. Он учится захватывать предметы , удерживать их в ручке , “не отдавать ” их маме, бросать их, целенаправленно тянуться к игрушке .

Таким образом развивается важный вид игры – сенсомоторная . Помимо тактильного восприятия (ощупывание, удержание игрушек и т.д.) мощное развитие получают зрение, слух, осязание. Малыш пробует предметы губами , пытается “погрызть”, потрогать язычком. Рот у него становится нечто вроде дополнительной руки, с помощью которого ребенок лучше узнает свойства предметов. Благодаря слуховому восприятию и зрению он учится различать различные звуки плюс мамин голос, интонацию, улавливать ее настроение, видеть и интерпретировать мимику лица, отвечать на ее улыбку – а это способствует более тесному эмоциональному контакту .

Молодой мамочке нужно внимательней следить за своим карапузиком в момент бодрствования и не оставлять его наедине с опасными предметами (слишком мелкими или пушистыми игрушками, книжками, журналами и т.д.).

Предлагайте ребенку для исследования пластмассовые игрушки, достаточно большие и легкие, чтобы он никак не смог бы их проглотить, и в то же время удержал бы их в одной ручке. Не забывайте регулярно мыть игрушки, особенно, если они упали на пол. Хорошая профилактика от инфекций – обдать пластмассовые погремушки и др. обычным кипятком.

Играя с малышом, слишком не увлекайтесь, чтобы не перегрузить его большим количеством впечатлений. Если малыш капризничает, отвлекается или плачет – верный признак того, что он просто устал и даже любимая игра не пойдет. В этом случае не настаивайте, дайте ему отдохнуть.

Теперь перейдем к развивающим играм

Кто здесь сидит?

Положите перед крохой, лежащим на диване, две игрушки на расстоянии около метра — собачку и поросенка. Подвиньте поближе собачку и скажите: “Я собачка! Ав-ав!!!”. Дождитесь, пока малыш зафиксирует ее взглядом и как-то проявит любопытство. Вложите ему в ручку эту игрушку и дайте ему поиграть. Когда наиграется, отставьте ее и подвиньте поросенка: “Я – Хрюша! Хрю-хрю!”.

Когда наиграется, игрушки убираем с глаз ребенка.

Через несколько часов возьмите его на ручки и подойдите к полочке, на которую вы заранее поставили эти две игрушки. Проявите радость и воскликните: “Ой, кто здесь сидит?! Это же собачка! Ав-ав! А вот и Хрюша – хрю-хрю! Поиграем?” Проследите за реакцией малыша.

Немного позже ваш ребенок будет радостно вскидывать ручками, узнавая игрушки и тянуться к ним, а может к какой-то одной из них или наоборот, предпочтет нечто иное – лежащую рядом газету, очки и т.д. Предоставляйте ему выбор за исключением того, что может навредить здоровью.

Игра помогает накапливать пассивный словарный запас, развивает память, учит ребенка делать свой выбор .

Слушаем, слушаем и еще раз слушаем!

Вводите малыша в мир разнообразных звуков. В течение дня пусть он слышит дверные звонки, телефоны, звуки телевизора, компьютера, стиральной машины, пылесоса, фена, чайника, звон посуды, столовых приборов и т.д.

Даже во время дневного сна не помещайте кроху в абсолютную тишину (ночью пусть будет полная тишина) – просто немного приглушите громкие звуки, чтобы их резкий звук не напугал кроху. Допускается бульканье супа на кухне, шум чайника, мерное жужжание стиральной машины и т.п.

Обязательно называйте источник звука, и если этот предмет находится в вашей квартире – покажите его малышу. Так он будет лучше ориентироваться в мире звуков.

Включайте детскую музыку, подберите произведения, которые написаны специально для малышей, в частности, отличным примером могут служить музыкальные диски серии “Волшебные голоса природы ”.

Пойте песенки и потешки, танцуйте с ним под музыку в ритме, хлопайте в ладошки – вашему крохе это обязательно понравится!

Эти игры направлены на развитие слухового восприятия, чувства ритма и мышления. Малыш учится видеть связь не только в результате своих действий с предметами, но и в процессе работы различных бытовых приборов и предметов, в том числе и игрушек (Чайник/фен/пылесос включился – зашумел, колокольчик качнулся – зазвенел и т.д.)

“Отдай”

Предложите ребенку деревянную ложку, расписанную яркими красками (хохломская ложка – отличный вариант).

Покажите ее малышу, улыбнитесь и пропойте: “это лож-ка”. Вложите ее в ручку пусть он ее крепко схватит, затем ласково потяните ложку к себе, приговаривая: “Отдай…ну отдай”. Малыш выпустит ее – вы гладите его нежно: “Спасибо” и повторяете игру, располагая ложку все дальше от ребенка, стимулируя его тянуться к игрушке в разные стороны.

Игра учит малыша удерживать некоторое время предмет в своей руке, развивает его силу хватательных движений, а также следить за предметом под разным углом и идти на контакт с взрослым в момент “забирания” игрушки из рук .

Ку-ку!

Если вы помните, мы начали играть с малышом в эту игру (пункт Поиграем в прятки ?). Продолжайте эту веселую забаву и сейчас, вызывая более яркий “комплекс оживления” и лепет у ребенка, а также развивая его эмоции, движения и приучая к предвосхищению в развитии событий.

Кусочки ткани – на ощупь

Эта игра – продолжение предыдущего физического упражнения на развитие (пункт Шершавое, колючее, мягкое, холодное, гладкое, пушистое …). Вы подбираете малышу ткани самых разных на ощупь и даете малышу потрогать ручками. Помимо тканей можно использовать и газету, которую хорошо рвать. Только следите за тем, чтобы он ничего из всего этого не засовывал в рот.

Развитие тактильного ощущения с помощью рук и пальчиков – предпосылка к становлению речи.

А может, погремим?

Возьмите круглую баночку (из-под кофе или какао), желательно пластмассовую или жестяную с завинчивающейся крышкой. Насыпьте ложку фасоли или гороха в предварительно обработанную кипятком и высушенную баночку, плотно закройте крышку. Сверху можно обклеить яркой бумагой (красной, желтой), чтобы она привлекала малыша.

Положите кроху на живот, пусть он лежит на валике, а ручки впереди свисают свободно. Подложите под ручки яркую баночку и покатайте ее с помощью руки малыша. Баночка загремит. Если ребенок заинтересовался и пытается сам толкать ее – пусть толкает. Если баночка откатилась дальше, чем он сможет ее достать – понаблюдайте за его реакцией. Если захочет непременно достать ее – помогите малышу это сделать самому, подставив свою ладонь под его ножки, чтобы тот оттолкнулся и дотянулся до интересной баночки.

Игра развивает координацию движений, помогает устанавливать связь своих действий с звуком, побуждает к активным действиям

Где мамин нос?

Поиграйте с малышом в такую игру. Положите его на коленки лицом к вам, а вы в это время сидите в удобном положении с опорой спины. Возьмите его ручку, погладьте, улыбнитесь, поднесите ее к своему носу: “Это ма-а-мин нос. Нос” отведите назад к носику малыша: “Это Са-а-шин нос, Сашин нос”. Так проделайте, дотрагиваясь до своих и его ушей, глазиков, ротика, щечек, шеи и т.д. Обязательно называйте части тела и их принадлежность.

Позже ваш кроха будет радовать вас своими познаниями: в ответ на ваш вопрос: “Где мамин нос?” “Где Сашин нос?”– он дотронется ручкой до вашего и своего носа

Игра знакомит малыша с частями тела, учит выделять отдельные части и дифференцировать их принадлежность. Ребенок активно накапливает словарь, пытается подражать звукам.

Я двигаюсь и слышу

В последнее время в магазинах развивающих игрушек для малышей можно найти интересные завязочки, матерчатые браслеты на липучках с пришитыми к ним фигурками солнышка, звездочек, и других предметов, которые можно одевать на ручки и ножки.

Внутри фигурок надежно зашиты различные наполнители, которые при движении шуршат, звенят или издают другие негромкие звуки. Вы можете их использовать и для своего крохи.

Если есть возможность – такие развивающие игрушки легко сшить самой и наполнить горошком, гречкой, вшить маленький колокольчик и т.д. Оденьте браслетик сначала на одну ручку малыша, вскоре тот заметит, что при движении руки он слышит характерный звук. Скоро он уловит эту ассоциацию.

Игра помогает развить координацию и согласованность рук при движении .

Плохое настроение? Не беда!

Бывает, у малыша присутствуют перепады настроения и причин может быть много. Тем не менее, если пришло время бодрствования, а он здоров и сыт – понесите его, прижав спинкой к своей груди, сложив его ножки по-турецки и поддерживая их руками.

Походите по квартире, напевая любимую песенку, пройдитесь поближе к всем предметам на уровне вашей груди, покажите к примеру, шкаф с стеклянными дверями, картинку на стене, выключатели, занавески, окна и т.д. Подойдет все, что попало в поле зрения ребенка. Называйте предметы, а если он чем-то заинтересовался (безопасным предметом) дайте ему в ручки.