Смерть человека – тяжелое переживание для его родных и близких. Но жизнь продолжается, а первым этапом на пути этого продолжения становится третья поминальная трапеза. В христианстве на 40 дней после смерти поминки проводят только в православной церкви. И обычай этот имеет глубокий сакральный смысл.

Однако Тот, кто пребывает во Христе, питается любовью Бога, поэтому он также любит окружающих его людей, и поэтому он пожинает любовь в жизни. Те, кто остаются во Христе, приносят плод для славы Божьей и для радости в существовании и в отношениях. Во-вторых, еще одним важным фактором является то, что Сын Божий остается привязанным к Слову. Знание Бога происходит не через опыт, а через Писание. Соединение со Христом углубляется Словом Божьим, которое открывает Господа и преобразует сердце человека.

Христос пребывает там, где есть Слово Божье. Христос говорит, где Слово может быть услышано. Христос учит, когда Слово читается, молится, верит и провозглашается. Удовольствие от жизни Сына Божия - исполнить волю Отца, прославить Бога всем сердцем. Когда человек пребывает в Слове, обетования Бога, выраженные в Писании, становятся молитвами в сердцах тех, кто любит Бога, и любят Слово Господа.

Для чего проводят поминки на 40 дней

Только на сороковой день, согласно православной традиции, душа умершего узнает свою участь и отправляется ждать Страшного Суда. Облегчить страдания усопшего, немного замолить его грехи и еще раз проводить покойного в последний путь и призвана сорокадневная поминальная трапеза или «сороковины». Поминовение, желательно в церкви, в этот день, на самом деле, гораздо более важно, чем содержание стола. Добрая память и молитвы об умершем добавят чуть больше «хорошего» в его «послужной список» и просто поддержат душу покойного на том свете. Но родственники обычно стараются сделать все строго «по правилам» и обстоятельно подходят к составлению меню.

В-третьих, те, кто по-прежнему понимают глубину христианского послушания. То, что способствует послушанию, - это не сила, не постоянный голос команды или даже страх. Во Христе, что побуждает ребенка подчиняться, это любовь. Бог есть любовь и относится к его любви. Из любви Христос пошел на Крест. Из любви Господь послал своего Возлюбленного Сына, чтобы каждый, кто верит в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Никто не имеет больше любви, чем тот, кто закладывает свою жизнь за своих друзей. Им не нравится видеть, как их грехи наблюдаются или даже исправляются. Они думают о прибыли, о том, чтобы воспользоваться любой ценой. В сегодняшнем мире недостаточно быть хорошим. Вы должны быть быстрыми, быть лучше, чем другие.

Для семьи смерть близкого человека – это всегда стресс. Но священнослужители обращают внимание на то, что в православии смерть – это всего лишь начало движения к вечной жизни, «День духовного рождения». Поэтому встретить «вознесение» человека на новый этап лучше спокойно, без сильного плача, но, разумеется, и без веселья. К появлению алкоголя (водки, вина) на поминальном столе церковь относится категорически отрицательно.

Поэтому в сердце человечества было заложено беспокойство, сказав, что все неадекватно, и чтобы положить что-то на место, мы должны соревноваться. Индивидуализм, эгоизм и конкурентоспособность устали и мешают человеку наблюдать большие и маленькие красоты, которые Бог милостиво обеспечивает на жизненном пути.

Иисус учит учеников ценности любви в истинных отношениях. Любовь должна направлять, углублять, исцелять и расширять отношения между теми, кто любит Бога. Но как бороться с барьерами, навязанными индивидуализмом, эгоизмом и конкуренцией? Как любить в сложном, ускоренном и тревожном мире?

Обычно на сороковой день приглашают гораздо больше гостей, чем на девять.

В дом умершего или другое назначенное место приходят все, кто желает его помянуть (соседи, коллеги, знакомые). Во главе стола усаживаются хозяева и самые близкие люди, на противоположном краю или по разные стороны от живого родителя (по-разному в разных местностях) дети умершего, если из жизни ушел взрослый человек, хозяин дома. Перед трапезой гости обязательно омывают руки, крестятся, иногда читают молитву.

Отношение Иисуса показывает, что мы должны любить ближнего, как Он любил нас. Нет любви глубже этого, что дает жизнь другим. Он отказался от своей славы, обитал среди нас, полностью человек и полностью Бог, во всем был искушен, но он не грешил. По его благодати он отдался на кресте, чтобы спастись от наших грехов, и расстояние между человеком и Богом было отменено актом любви к Иисусу. Любить - это сдаться, служить, исполнять волю Бога, желать лучшего для другого. Любовь божественна, потому что она способна генерировать жизнь, а также обеспечивает рождение истинных и глубоких отношений.

За столом не принято говорить о покойном плохо. Считается необходимым достойно проводить усопшего, вспомнить добрыми словами, независимо от того, были ли у него прегрешения при жизни. Не позволяется также говорить на посторонние темы, которые могут вызвать разногласия и споры собравшихся, плохо отзываться о членах семьи, друзьях или близких покойного. Запрещается напиваться, петь, танцевать или веселиться. Хотя на практике иногда данные предписания нарушаются.

Когда любовь на первом плане, прощаются грехи. Любовь способна нести искреннюю, глубокую и истинную дружбу, которая приносит облегчение душе и питает жизнь надежды и мира. Плоды будут радость, мир, искренние и глубокие дружеские отношения и еще больше любви! В любви Бог прославляется, и его милость известна среди сердец. В любви весь страх изгоняется, и истинное счастье достигает человека. В любви Христос возвышен, и жизнь процветает с красотой и интенсивностью. Пусть любовь Иисуса будет центром жизни всех верующих.

Когда он придет, он убедит мир греха, справедливости и суда. Мне еще многое рассказать, но ты не можешь это вынести сейчас. Он будет говорить обо всем, что верно, Он не будет говорить о Себе, Он будет говорить только то, что Он услышит, и Он объявит вам, что будет дальше, Он прославит Меня, потому что Он получит от моего и даст вам это знать. то, что принадлежит Отцу, принадлежит мне. Момент, отделяющий уход Иисуса и приход Святого Духа, был величайшим доказательством веры в жизнь учеников. В этот момент все, что им оставалось, было верить в Слово Иисуса, что разделение, по сути, было расширением работы Господа, примирения падшего человека с самим собой.

Поминальный стол

Многие блюда поминального стола перешли в православие из язычества. Но главная поминальная трапеза в православной традиции – кутья – одобряется официальной церковью и должна подаваться первой. Ее необязательно делают из риса и изюма, но это всегда смесь какой-то крупы со сладким (например, медом, фруктами, ягодами). Зерно здесь символизирует «рождение новой жизни», а сладость – лучшее, чем на земле существование усопших в загробном мире. Еще одно популярное блюдо на поминки – блины – символизируют солнце и вечную жизнь. Из напитков на стол ставят кисели, сладкие компоты и соки.

Шаг к зрелости, росту и пониманию Божьего суверенного плана и воли на земле. В сердце учеников - смесь беспокойства и ожидания обещания Утешителя, который был бы не только с ними, но и со всеми, кто верил, во веки веков. Таким образом, Святой Дух пребывает в сердцах детей Божьих, и когда они собираются вместе, будь то два или три, или множество, Он открывает святое присутствие Иисуса, которое преображает жизни и изменяет сердца.

Каждому ребенку Бога необходимо верить в то, что он не одинок и не оставлен в жизни. На самом деле присутствие Бога - это то, что никогда не покидает человека. Господь лордов, Бог всей вселенной, по его милости и милости, не заслуживая этого каким-либо образом, разрешенный его свободной и суверенной волей, чтобы жить в сердце человека, простого грешника, спасенного по благодати.

Мясные блюда сервируют по желанию хозяйки, но в церковной традиции ими не принято поминать священнослужителей. Точно так же не принято оставлять земную еду покойному «на могилке». Но этот оставшийся с языческих времен обычай настолько плотно вжился в восточно-христианские традиции, что без него уже невозможно представить православные похороны.

Одиночество было преодолено Божьим святым присутствием, печаль превратилась в радость, и слезы стали танцевать. Все меняется в жизни, когда человек ощущает истинное присутствие Господа, который любит без ограничений, обновляет жизнь и поднимает глаза своих детей, чтобы они видели существование через призму благодати.

Празднуйте жизнь, ибо Бог в вас, навсегда! Заключение откровения служения Иисуса ученикам прямо перед текстом, который мы читаем выше. Иисус сказал ученикам, что Он пришел от Отца и что Он вернется к Отцу. Этот фактор создал безопасность в сердце учеников, которые пришли к пониманию миссии Иисуса не только благодаря действиям Господа, но и по своей идентичности, его полностью человеческой природе и полностью божественным, который показал путь к Отцу. Работа Иисуса принесла ученикам новый элемент в жизни: мир.

В принципе, как говорят священники, вреда это не принесет, но и никакой пользы для души, которая с момента смерти имеет иное состояние и не нуждается в земной пище, также не имеет.

Содержание трапезы на «третины», «сороковины», год и все последующие поминки, которые проводятся по желанию близких, остается прежним. Сохраняется и обычай раздавать поминальную «милостыню» (сладкое, пироги) гостям и знакомым на любую дату поминок (не важно, знали они умершего лично или нет). Зато несколько меняется обстановка, в которой собираются близкие усопшего за поминальным столом. Со временем она становится более спокойной: вместо траурной разрешается одевать повседневную или даже торжественную одежду. Покойного продолжают вспоминать добрым словом, молятся о нем дома и в церкви. По православным канонам до самого момента Страшного Суда молитвы живых влияют на участь умерших.

Все, что Иисус говорил, учил и открывал для себя, был для них, чтобы найти мир. Не просто радость, или удовлетворение во что-то, но истинный мир, найденный только во Христе. Короче говоря, Иисус - это мир. Он тот, кто умиротворяет жизнь и преображает сердца.

Интересно подумать, что только после того, как ученики помогли найти мир, Господь Иисус подтверждает им, что мир является местом скорбей. Это кажется противоречивым, но это не так. Мир не потушает страдания. Однако страдание не способно украсть хорошее настроение.

Это поощрение, которое приходит от Христа, тот факт, что Иисус преодолел мир. Все будет хорошо, потому что мир был преодолен силой Господа. Победа Иисуса - это триумф жизни над смертью. Победа надежды на отчаяние, радость от печали, любовь к ненависти. Именно Христос победил тьму и ведет жизнь своих детей в победу, во славу Божью. На кресте Христа мир распят для христиан, и все дела плоти разоблачены и преодолены силой Господа.

Ксения Жарчинская


Михаил Берсенев

Как по-христиански провести поминки 40 дней?

«Смерть — это только начало!» — говорил Имхотеп, персонаж голливудского фильма «Мумия» с Бренданом Фрезером в главной роли. Воскресшая мумия Имхотепа умирала с улыбкой. Эта фраза внесла в откровенно развлекательную стилистику фильма некий налет философии и фатализма, отчего сама картина только выиграла. «Смерть — это только начало!» — очень жизнеутверждающий постулат. Хотя, далеко не каждый верит, что за последней чертой в этой жизни — ТАМ — есть что-то еще.

Примите радость в жизни, ибо Христос победил за вас! Сказав это, Иисус посмотрел на небо и помолился: Отец, настал час. Прославляй Сына Твоего, чтобы Сын Твой прославил тебя, потому что ты дал ему власть над всем человечеством, дабы он дал жизнь вечную всем что вы познали Его, единственного истинного Бога и Иисуса Христа, которого вы послали.

Иисус молится как человек, а также как истинный Бог, Посредник завета Господа. Он начинает молитву, призывающую Бога Отца, даже будучи равным Богу. Он показывает, что настал час. Момент выполнить Божий план, стать агентом преобразования и спасения Господа. Отец полностью прославился в Сыне, и Сын прославил Отца так же.

Страна наша из некогда языческой превратилась в преимущественно христианскую со своими традициями. Даже атеисты, и те в той или иной степени стараются соблюдать их. В том числе и в прощании с усопшими.

К сожалению, а может быть и к счастью, с каждым из нас живые когда-нибудь будут прощаться. Тогда, когда мы уже будем ТАМ. Сороковины — это особая, самая важная дата в поминании усопших в наших христианских традициях. Об этой дате и пойдет речь, хотя попутно мы коснемся некоторых аспектов поминок и на 3, и на 9 день. Да, тема невеселая, но даже в ней некоторые находят кое-что комическое, как будет указано ниже. Как же провести поминки в 40 день достойно, сообразно христианской традиции?

Смерть, воскресение и интронизация Иисуса по правую руку от Отца - это путь, который показывает, что Христос был вознесен Отцом выше всего существующего. Еще одним аспектом молитвы Иисуса является осознание того, что вся власть над Землей была возложена на Него. Христос является Господом человечества и дает вечную жизнь всем, кто верит. Встреча святости, красоты, славы и величия Господа, с малостью, конечностью и человеческими пределами. Во Христе вечный Бог коснулся временного, и из-за Его бесконечной благодати и любви все было создано новым, навсегда.

1. Скорбим

Признаюсь, один раз у меня вышло все несколько иначе, чем принято. Противоположно «скорбим». Поясню. Пригласили меня на поминки 40 дней. Все шло чин-чином: произносились скорбные речи, выпивали, закусывали, вспоминали доброе об усопшем.

Картина: мужчины и женщины с траурными лицами восседают вокруг огромного стола. Говорят полушепотом, как будто боятся потревожить память похороненного человека. А в его поведении, насколько я помню, при жизни была некая забавная особенность и о ней-то и вспомнила одна из барышень за столом. Не буду распространяться о сущности сей особенности, но как-то так вышло, что я ввернул неожиданную и действительно удачную остроту касательно упомянутой же особенности. Не буду хвалиться, но шутка вышла искрометной и абсолютно все просто загоготали. Бывает такое: не ждешь, что получится смешно, а выходит суперсмешно, хотя и ничего подобного не планировал.

Истинные и живые отношения с Христом возобновляют жизнь. Если кто-то во Христе, он - новое творение! Старые вещи скончались; вот, возникли новые вещи. Что важнее, чем любой другой аспект в христианской жизни, является тот факт, что мы - новые создания, созданные для славы Божьей. Библия учит, что каждый, кто верит, является новым творением, осознанным во Христе для добрых дел, которые Бог заранее подготовил к практике.

Что это за вечная жизнь? Эта жизнь, предоставленная Иисусу человеком свободно, суммируется в познании Бога и в познании Иисуса, послании Господа. Вечная жизнь - это общение с Господом через Иисуса и Святого Духа, который живет в ваших сердцах. Августин из Гиппома учит, что наши души не находят покоя, пока не успокоятся в Нем. Таким образом, вечная жизнь - это открытие облегчения, удовлетворения, полноты, покоя и мира в Боге.

Тут и другие стали вспоминать случаи из земной жизни новопреставленного, связанные с его особенностью поведения. Полился нежданно поток смеха, шуток, веселья, наконец. То есть поминки превратились далеко не без моего участия в некий «балаган», как после мне сказали. Да, все хохотали, и только спустя немалое время многие одумались и притихли. Меня же «занесло» и вскоре гости со всех сторон стали «шикать» мне в уши. Смысл: потише, хватит. Это неуважение к покойнику.

Бог - отец всех, кто верит в Иисуса. Отцовство Бога должно восприниматься и признаваться каждым ребенком Божьим. Отношения с Отцом, через Иисуса, дают жизнь вечную. Больше отношений исцеляются, больше удовлетворения, победы и благословений. Вечная жизнь - познать Бога! Слава Божья является центром христианской доктрины. Слава Отцу, Сыну и Святому Духу! Как это было в начале Это сегодня и навсегда! Всегда, без конца, Аминь.

В этот момент в молитве Иисуса есть два момента. Во-первых, Христос прославил Отца на земле. Во-вторых, Сын прославляется Отцом на небесах. Христос прославил Отца через Его работу на земле. Полностью исполнил волю Господа, примирив с собой человека, который был далек и пал. Божья воля, полностью исполненная в Иисусе, выражает славу Божью, которой нужно поклоняться вечно.

Христианская традиция говорит что на поминках мы все же должны оплакивать покинувшего нас. Серьезность, скорбь, печаль — вот какая атмосфера на самом деле уместна на сороковинах. Наверное, это справедливо.

Хотя однажды я слышал как один веселый психолог рассуждал . И он договорился до того, что людям часто настолько скучно, что даже когда покойника в гробу на ремнях опускают в могилу, некоторым из них опять же скучно. Особенно тем, кто в реальности шапочно был знаком с усопшим. Такие люди даже рады, если кто-то пошутит на поминках и разгонит скуку. Возможно, даже сам покойник будет рад смеху живых, если верить в переселение душ и призраков. Но это лишь частное мнение, а религиозная традиция говорит, что грусть и печаль — наиболее приемлемая атмосфера на поминках 40 дней.

Христос прославил Отца, мера исполняла воля Господа. Поэтому во Христе человек спасен от греха и смерти. Во Христе каждый верующий имеет вечную жизнь. Во Христе все страдания, все муки, все отчаяние, всякая боль, находит истинное облегчение и мир. Слава Божья во Христе, любовь Господа выражена на кресте и воскресении. Христос за радость, которая предстала перед ним, перенесла позор креста и восседала по правую руку от Бога, откуда он придет искать своего. Любовь, которая искупает и восстанавливает жизнь, есть во Христе, который любит нас до конца.


2. Насколько пышно организовать поминки 40 дней

Поминки на 40 дней делают широкими. Если на сборе гостей на 9 день принято ограничиться достаточно узким кругом ближайших родственников, то на сороковины дозволено звать всех: родня из разряда «седьмая вода на киселе», всякие там «бедные родственники», коллеги по службе новопреставленного, соседи, друзья детства и так далее.

На 40-вой день по христианской традиции Ангелы несут душу усопшего непосредственно к Всевышнему для окончательного решения, куда ее направить. Посему совсем необязательно наливать доверху стакан водки покойному. Да и гостям тоже негоже все подливать и подливать. Если душа умершего предстанет перед Всевышним в подпитии, окруженная пьяными родственниками, то вряд ли ему это понравится. На 40 дней уместен скромный стол. Без батареи разнокалиберных бутылок со спиртным и вереницы яств как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» (сцена царского пира).

Ведь тому, кого поминают, уже все равно, насколько обильный будет стол. А вот гости могут легко «перебрать» спиртного, вспомнят старые обиды. Особенно родственники. Начнется перепалка, крики. А затем и драка весьма вероятна. Будут участники бить друг дружку по лицу, ломать стулья, кидаться едой в лица соседей. Как результат — милиция, обиды, отравленная атмосфера поминок.

Самому же покойнику много приятнее будет, если родня, друзья закажут ему в Божьем Храме панихиду. Ехать на кладбище в этот день необязательно, но если тянет туда (я имею в виду к могиле усопшего чтобы попрощаться), то можно и съездить. Только захватите с собой немного кутьи, чтобы положить на тарелочку и оставить у могилки. Вообще, кутья должна быть обязательно на столе в 40-й день. Считается, она дает вечную жизнь. Она, конечно, на любителя, но по чайной ложечке съесть ее сможет каждый из приглашенных. Только предварительно желательно сбрызнуть ее святой водой, которую следует взять в церкви.

3. Как долго поминать

Бывает такое, что пока гости все не съедят и не выпьют, не поссорятся, то их и не выпроводишь. Тем более на 40 дней круг гостей очень широк. Многие не видятся годами, некоторые родственники — десятилетиями и встречаются только тогда, когда кто-то отправился в мир иной. Тут, как я не раз убеждался, хорошо когда с самого начала поминок назначен человек, следящий за порядком. Как правило им становится самый уважаемый, возрастной член семьи. Или супруга усопшего (супруг).

Такой человек и определяет, когда поминки явно затянулись, или стали в тягость людям. По моим наблюдениям, «момент истины», то есть, когда пора по домам, наступает тогда, когда о покойном уже все позабыли и каждый толкает свою речь, не слушая собеседника. И все подливает себе и другим. Все подливает. А если уж пошли «разборки» из цикла кто кому и чего должен в связи с кончиной человека, под какие проценты, кто поручитель, то тут все мероприятие надлежит сворачивать немедля.

Хорошо, если сороковины пройдут мирно, с добрыми словами и незлобивыми лицами. Мне кажется, что и сам усопший, и Всевышний берут «в зачет» то, как прошли самые важные поминки — 40 дней. Пусть же у всех как в этом мире, так и в ином, останется мирное ощущение от прощания с усопшим в этот день.