Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок чувствовал себя в школе счастливым и успешным . Особенно о том, как у ребенка все сложится, переживают те, чьи малыши становятся первоклассниками. Как помочь маленькому ученику адаптироваться в школе, научить общаться и решать возникающие конфликты мы расскажем в нашем сегодняшнем материале.

На этапе подготовки

Конечно, если ваш малыш ходил в детский сад , посещал подготовительные курсы , спортивные или развивающие занятия - ему будет проще освоиться в новом детском обществе. Имеющийся социальный опыт поможет ребенку понять, как устроены отношения внутри детской группы, усвоить некоторые правила, научиться общаться.

Еще один неоспоримый плюс - если в первом классе будут дети, которых малыш уже знает . Друзья, соседи, дети с которыми ребенок был вместе в детском саду - психологические зацепки, которые помогут ребенку чувствовать себя более уверенно. Ведь общаться с теми, кого уже знаешь - гораздо легче. Но и тут не все так просто, как кажется.

Первый раз в первый класс

Когда в семье появляется первоклассник, все домочадцы осваивают новый темп жизни, подстраиваясь под школьные правила. И, конечно, все волнуются, переживая, все ли у ребенка сложится так, как надо. Однако родителям следует помнить, что их любовь и забота - самое главное.

Хотя в этих советах нет ничего нового, именно родительское понимание необходимо сейчас малышу, как воздух. Позитивная психологическая обстановка дома - тот самый необходимый ребенку тыл, который словно спасательный круг поможет малышу в трудную минуту, если в школе вдруг возникнут какие-то проблемы.

Однако пока не будем говорить о грустном, непосредственно само поступление в первый класс и смена всего привычного уклада и ритма жизни - стресс для ребенка . Ведь ему ко многому придется привыкать: к новому коллективу, новому учителю, учиться налаживать с ними отношения, справляться с ежедневными нагрузками.

Психолог Наталья Карабута рассказывает : «Чаще всего процесс адаптации проходит в течение двух-трех месяцев. За это время ребенок привыкает и к школе, и к коллективу, и к требованиям учителя. Но иногда юный школьник теряется в новой обстановке и задача родителей помочь ему сориентироваться, объяснить, что ничего страшного не происходит, и ему просто нужно понять новые правила и привыкнуть к ним. Малыш хочет взять в школу любимую игрушку? Не стоит запрещать ему это делать, особенно если учитель не против. Игрушка - это кусочек дома, она подарит ребенку уверенность в собственных силах и чувство защищенности, так необходимое в первое время в школе».

Как же в процессе адаптации к школе детям могут помочь родители? Задача взрослых понимать и разделять детские эмоции и переживания. Ведь мы волнуемся перед первым днем на новой работе, первым свиданием, боимся не справиться с новым заданием. Почему же мы не разрешаем такие эмоции своим детям, стараемся не обращать внимания на их волнения и страхи? Пора внедрять новую тактику.

Обязательный и полноценное питание . Школьный режим будет особенно сложной задачей для малышей-«сов», которые не ходили в детский сад и начинали свое утро не раньше, чем в 10.00-10.30. С началом школьного обучения все изменится, ведь чаще всего, уроки в школе начинаются в 8.30, а учительница просит, чтобы все ученики уже были в классе около 8.10-8.15. Таким образом, утро малыша должно начинаться около 7.00, и для некоторых детей это может быть достаточно сложной задачей, ведь они не привыкли к таким ранним подъемам. Как же быть? Родителям важно постараться еще во время лета постепенно перестраивать режим ребенка таким образом, чтобы он просыпался с каждым днем раньше, а также раньше ложился вечером, ведь отбой в школьное время должен быть не позже, чем в 21.30.

Не стоит забывать и о том, что в период адаптации первокласснику важно хорошо питаться . Конечно, замечательно, если завтрак - привычное дело для ребенка, но если проглотить кашу или омлет в 7.30 утра для него непосильная задача, отпускать голодным в школу все равно не стоит. Как минимум, чай с печеньем, какао с бутербродом, йогурт или что-то подобное утром нужно скушать. После второго урока первоклассников ждет школьный завтрак, а после пятого - обед. Вопрос о том, понравится и подойдет ли ребенку школьная еда - индивидуальный, но если с этим возникают проблемы стоит подумать о том, как будет организовано питание ребенка в таком случае.

Ну и конечно, в школу ребенку стоит давать перекусы: яблочки, печенье, кексы, бутербродики. Не забываем о питье - бутылочка воды или пакетик сока никогда не будет лишним маленькому непоседе.

Малыш вернулся домой? Предлагайте ему его любимые блюда, обязательно свежие, горячие, полезные. Не злоупотребляйте жареным, острым, жирным, старайтесь, чтобы блюдо сохраняло как можно больше полезных веществ и витаминов.

Не перегружать . Первый класс - достаточно серьезная нагрузка как с психологической и эмоциональной, так и с физиологической точки зрения. Поэтому по возможности не спешите записывать ребенка в различные кружки и секции, а также не настаивайте на дополнительных занятиях, разве что только преподаватель не сообщит вам, что это действительно необходимо ребенку. Повышенная утомляемость может спровоцировать у ребенка раздражительность, невнимательность, капризность.

Важно, чтобы ребенок изначально полностью освоился в своем новом статусе , свыкся с новыми требованиями, научился контактировать с учителем и одноклассниками. Видите, что ребенок уже не так сильно устает в школе, ему , и он легко справляется с программой - тогда можно подумать и о дополнительных занятиях, или кружках.

Помогать в организации . Первое время малышу сложно будет самому запомнить свое расписание, сложить в портфель все необходимое, проследить за тем, все ли элементы школьной формы и обуви в порядке и надеты соответствующим образом.

Родителям обязательно нужно уделять внимание тому, что после уроков говорит учитель о планах класса на завтра, есть ли какие-то , которые нужно выполнить дома (например, нарисовать рисунок, взять с собой дополнительно цветные карандаши или принести пустую картонную коробку для поделок на труд). Помогайте малышу собирать портфель, учите ориентироваться на расписание, проверять наличие ручек, резинок, линейки, остроту грифеля карандашей.

Также нет ничего страшного в том, что некоторое время ребенку нужно будет напоминать о том, в какой последовательности стоит надевать рубашку, жилет и форменный пиджак, проверять, правильно ли застегнут пояс на брюках. Не забывайте следить за чистотой рубашек и обуви, готовить одежду на завтра лучше с вечера, без суеты, а не бегать с утюгом и щеткой утром.

Наша мама- Жанна рассказывает : «Сначала мы пробовали выходить из дома все вместе, одним махом. Завозили малого в школу, а потом ехали с мужем по работам. Но я поняла, что процесс совместных сборов для нас - достаточно проблематичная задача. Нужно всех накормить, собрать малого в школу, все проверить, одеть, и как-то в этот процесс мои передвижения из ванны в прихожую и подкрашивания глаза одной левой только напрягают ситуацию и меня лично. И мы изменили наше утро: теперь я спокойно, прямо в халате, кормлю своих мужчин завтраком, собираю им обеды, контролирую, как и что они надели, нежно целую и отправляю в школу и на работу. Все чинно, спокойно и весело. Они уезжают, я убираю утренний разгром в квартире, на кухне, а потом уже начинаю сама собираться на работу. Если у мужа получается по времени, он завозит малого в школу и возвращается за мной. У меня на все про все полчаса. Если нет - я еду сама, но мне так гораздо спокойнее. Я знаю, что ребенок ничего не забыл, я все проверила и все в порядке».

Поход в первый класс и одновременный переход от состояния дошкольника к состоянию школьника - это не просто важный и практически неизбежный этап в жизни каждого человека, но еще и сложный психологический момент. Значительное количество специалистов обращают внимание на то, что в любом случае ребенку необходимо помочь, причем, сделать это как можно более не навязчиво, адаптироваться к новым условиям.

Как только их ребенок становится школьником, а тем более, если при этом не отличается какими - либо значительными успехами в поведении или же в самом обучении, родители стараются предпринять как можно более жесткие меры для того, чтобы избавиться от подобных проявлений как можно быстрее. Наиболее распространенными способами, наблюдающимися в этом случае, являются запреты на прогулки, а также постоянное рассказывание правил, касающихся необходимости перестройки поведения.

Чаще всего, по прошествии всего лишь нескольких месяцев родители наблюдают совершенно противоположный вариант. Виной всему выступает сформированное на подсознании мнение относительно того, что именно школа выступает в роли постоянного источник для наказаний. Подобная ситуация часто длится вплоть до окончания учебного заведения и в некоторой степени усугубляется при достижении подросткового возраста.

Чтобы не достигнуть подобного, родителям изначально стоит понять насколько сложно их чаду. Если есть определенные сложности, стоит обратиться за помощью к детскому психологу по ссылке . Он поможет разобраться с проблемой и предотвратить ухудшение ситуации, а также разъяснит, как справляться со сложными ситуациями и ребенку, и родителям. А главное, как не потерять доверительные отношения и взаимопонимание.

Важно, чтобы сын или дочь по-прежнему, несмотря на то, насколько успешно или, наоборот, безуспешно, проходит процесс обучения, мог в полной степени почувствовать любовь и заботу, которая исходит от родителей. И в этом психолог для ребенка может оказать неоценимую помощь.

Еще одной распространенной ошибкой является стремление родителей в определенной мере «загрузить» своего отпрыска выполнением домашних заданий. Причем, иногда не просто в ущерб развлечениям, но и обычных и к тому же достаточно полезных для здоровья, прогулок на свежем воздухе. С целью избегания различных неприятных моментов, желательно заранее обсудить с ребенком его новый распорядок дня.

Многие дети стремятся сегодня заниматься некоторыми видами спорта или же творчества в то время как родители считают посещение различных секций второстепенным по значимости моментом. Подобное также ни в коем случае не должно допускаться.

Помощь первокласснику в период адаптации к школе

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, - это ваше внимание. Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации. Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов. Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно. Одна бабушка плакала, собирая внука с утра в школу. Она гладила его по голове, бегала между портфелем и одеждой и причитала: «Куда же мы тебя отпускаем! Тебя же там целый день кормить не будут! Как же ты там один без меня будешь!» И так каждое утро в течение месяца. Встречали мальчика из школы так, будто он только вернулся живым с войны. Родители мальчика заметили, что ре6енок начал «бояться школы». Основную работу провели с бабушкой. Ее пригласили на целый день школьных занятий, она присутствовала на всех уроках, завтракала вместе со всем классом, зашла в школьную раздевалку, медицинский кабинет, спортивный зал… Кстати, гордость мальчика не была уязвлена присутствием в классе бабушки. Ему пообещали, что он расскажет одноклассникам, что это его бабушка, только если захочет сам. После этого дня бабушка поняла, что внук растет и теперь школа ему по плечу. Очень быстро прошли страхи и у самого ребенка.

Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно. Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой - простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.

Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников.

Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.

Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.

Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.

Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка.

Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.

Школьная отметка - показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.

Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными.

Предварительный просмотр:

Родителям будущих первоклассников

Не нужно переживать, во сколько лет отдавать ребенка в школу. Конечно, можно пойти на консультацию к психологу, и попросить протестировать вашего ребенка. Но сначала попробуйте сами ответить на вопросы теста, чтобы понять, на сколько ваш ребенок готов к школе.

На языке психологии уровень готовности к школе называют школьной зрелостью, или психологической готовности к школе. Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет — это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.

Эмоциональная зрелость — это ослабление непосредственных, импульсивных реакций (умение держать себя в руках), и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.

Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.

За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.

Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта — знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть способность ребенка к обучению.

Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаем вам короткий тест. Готов ли ребенок к школе?

Тест для родителей

Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

Умеет ли он изменять существительные по числам?

Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом — со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать — если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, — в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.

Их длительность не должна превышать 35 минут.

Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.

Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер — «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не состредоточиваться на выработке конкретных навыков — не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа «Барыня прислала сто рублей», «Я садовником родился…» — они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления — что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO — все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства — можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Предлагаю протестировать вашего ребенка, чтобы определить его готовность к школе. Вопросы теста могут показаться вам слишком простыми, но на самом деле, это тест может показать ваши упущения в процессе образования ребенка.

Сможет ли ваш ребенок сходу назвать фамилию имя и отчество папы? А объяснить, почему снег идет зимой, а не летом? Попробуйте, тест небольшой, но в чем-то весьма любопытный.

Как проводить тестирование? Читайте ребенку вопрос, и отмечайте, верно он ответил, или нет. В конце тестирования посчитайте набранные баллы.

Если у вас хватит терпения, и вы пройдете тест полностью, будут очень интересны ваши отзывы о результате.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

Назови свои фамилию, имя, отчество.

Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь - тетей или дядей?

У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

Сейчас утро или вечер (день или утро)?

Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Когда ты обедаешь - утром или днем?

Что бывает раньше — обед или ужин?

Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

Кем работает твой папа, твоя мама?

Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)

Какое сейчас время года — зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

Когда можно кататься на санках — зимой или летом?

Почему снег бывает зимой, а не летом?

Что делает почтальон, врач, учитель?

Зачем в школе нужна парта, звонок?

Ты хочешь пойти в школу?

Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

Каких животных ты знаешь?

Каких птиц ты знаешь?

Кто больше — корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:

№5 — ребенок может вычислить, сколько ему лет — 1 балл, называет год с учетом месяцев — 3 балла.

№8 — за полный домашний адрес с названием города — 2 балла, неполный — 1 балл.

№ 15 — за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики — 1 балл.

№ 22 — за правильный ответ — 2 балла.

№ 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 — положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым,

20-24 — средне-зрелым, 15-20 — низкий уровень психосоциальной зрелости.

Многие родители пребывают в сомнениях, во сколько лет отдавать ребенка в школу. В 6 или в 7 лет? Вопрос обычно легко решается, если на момент наступления 1 сентября ребенку только-только исполнилось, или скоро исполнится 7 лет. А как быть «зимним» детям, которые могут пойти в школу и в 6,5 и в 7,5 лет? По закону, сейчас идти в школу может ребенок, если на 1 сентября ему исполнилось 6,5 лет. Правда, есть дети, которых отдали в школу когда им еще не исполнилось и 6-ти лет, а есть те, которые пошли почти в 8.
Ситуации в жизни бывают разными. Кто-то спешит, и идет раньше, или наоборот ждет, чтобы попасть к выбранному учителю, когда тот набирает первоклашек. Кто-то находит другие аргументы.

Какие только доводы не приводят родители:

у меня мальчик, ему в армию, пусть идет в 6 — будет год на поступление в институт;

зачем лишать ребенка детства — пусть идет в 7,5;

да разве можно так поздно идти, он у меня уже читать умеет, ему скучно в 1 классе будет;

он у меня и так рослый (маленький), будет в 1 классе самым большим (маленьким).

Еще есть мнение, что отдавать ребенка в школу можно тогда, когда у него вырастут «шестерки» — коренные зубы. Это означает, что костная ткань ребенка достаточно окрепла, в организме хватает кальция, и позвоночник готов к повышенным нагрузкам, которые неизбежны в школе.

Во всех этих доводах есть разумное зерно, но пежде всего нужно ориентироваться на психологическую готовность ребенка, на зрелость его нервной системы.

Ведь затруднения в учебе могут возникать не только из-за того, что ребенок не понимает какой-то предмет, что плохой учитель, а из-за неусидчивости и невнимательности. И это не шалость с его стороны, а психологическая незрелость, возникающая в результате несформированности определенных психических процессов.

Задача родителей — развить эти психические процессы к школе, чтобы ребенок был подготовлен к новым событиям в своей жизни.


Как научить ребенка правильно реагировать на дразнилки

По-моему, каждый человек проходит через подобное: «Рыжий, рыжий, конопатый…», «Эй, очкарик!», «О, бочка родила сыночка!». В первом классе, когда дети приглядываются друг к другу, прозвища порой возникают на ровном месте. Психологи советуют не обращать внимания на обидчиков. «Включать игнор», однако, это умеет и не всякий взрослый, хотя на самом деле самый действенный метод. Постарайтесь объяснить ребенку, что иначе получается замкнутый круг. Тех, кто обзывается, «заводит» ответная реакция, будь то слезы или угрожающие выпады. Значит, нужно научиться сдерживать обиду, а еще лучше не обижаться совсем. В классе, наверняка, найдутся другие ребята, с кем общаться приятно и легко, вот на них и посоветуйте ребенку переключить внимание. А с задирами – не водиться.
Популярные люди, успешные сегодня и уверенные в себе, тоже страдали от насмешек одноклассников.
Еще один хороший способ отвлечь ребенка от собственных обид, это рассказать ему о том, что кумиров современности тоже дразнили в детстве. Роберт де Ниро носил прозвище «Боби Молоко» за свой бледный вид. Диму Билана обзывали Белкой. Вин Дизель, сейчас воплощение мужественности и силы, мучился в школе из-за клички «Червяк». А Брюс Уилисс, герой «Крепкого Орешка», заикался, чем тоже давал немало поводов для насмешек.
Возможно, ваш первоклашка еще не знает многих «звезд», но в этом случае не грех и приврать. Придумайте любые прозвища его кумирам. Поверьте, ребенку станет легче от того, что не он один является мишенью для острословов.
Расскажите о собственном опыте, только не нагнетайте, а наоборот, постарайтесь найти в этих ситуациях что-то веселое. Сместите акценты, подурачьтесь вместе, придумывая разные безобидные прозвища. И, конечно, главное, постоянно внушайте малышу, что он любим, и для родителей – . Это добавляет уверенности, и никакие дразнилки не пошатнут ее.

Как помочь ребенку влиться в коллектив

Дети уже немного привыкли друг к другу, но дружба и вражда в начальной школе непостоянны. Вчерашний обидчик может завтра оказаться приятелем. Еще и поэтому важно учить ребенка не реагировать остро на дразнилки. Дети же только учатся общаться и правильно выражать свои эмоции. Психологи уверяют, что зачастую мнимые обиды возникают именно из-за этого.
Учите детей различать дружеское подтрунивание и оскорбительные выражения.
Если ребенок жалуется, что в школе его обижают, не спешите сразу кидаться на амбразуру, а выясните, кто и как именно. Мой сын как-то с содроганием в голосе сообщил, что друг его дразнит. «Я больше с Васей не дружу!», – был приговор. В беседе картина прояснилась. Вася всего-навсего назвал его малышом, потому что наш первоклашка носил в школу сок, на котором написано «от 3-х месяцев», глазастый приятель разглядел и поднял на смех. «Что же тебя обидело?», – спросила я. – «Ведь не ДО 3-х!».
«Он смеялся надо мной!». Мы поговорили с сыном на эту тему и выяснили, что относиться к себе слишком серьезно – просто нелепо. Вспомнили капризных принцесс и чванливых принцев, которые в итоге остались без друзей.
Объясняйте ребенку, показывайте на примерах, как важно уметь смеяться над собой и не цепляться к мелочам.
Но действуйте осторожно, тут главное не перегнуть палку: роль шута или мальчика для битья явно не нужна вашему ребенку. Школьник уже в состоянии понять, что такое гибкость, почувствовать нюансы общения. Если в компании он ощущает себя на последних ролях, это не значит, что компания плохая. Может быть, просто нужно сменить круг общения. Или чуть изменить собственное поведение.
Развивать кругозор и разносторонние интересы у ребенка – значит, стимулировать его на общение и продвигать по социальной лестнице.
Такое высказывание звучит напыщенно, но это не только рекомендация психологов, а правда жизни. Чем шире у ребенка круг интересов, чем больше он видел и знает, тем больше вероятность найти единомышленников. Например, одному тихоне из нашего класса, который из скромности страдал в одиночестве, мудрый педагог посоветовала на переменках заняться оригами. Склонный к спокойным занятиям мальчик с энтузиазмом принялся за дело. К парте, заваленной бумажными лягушками и самолетиками, потянулись ребята. Скромный «конструктор» щедро делился поделками. Он не стал душой компании, но и букой тоже теперь не выглядел, и все признали, что у него умелые руки и отзывчивый характер.
У ребенка обязательно должна быть какая-то внешкольная деятельность. Спорт, танцы, рисование – возможностей масса, только выбирай! Увлеченные натуры притягивают внимание, легче переносят стресс, у них есть любимое дело и друзья-коллеги в кружках.

Кому задают домашнее задание, кто собирает портфель

Прежде чем пустить ребенка на глубину, надо научить его . Некоторые все же бросают, и дети выплывают, но стоит ли рисковать? Я не стала, и вам не советую. Первые недели учебы, когда ребенок привыкает к домашним заданиям, нужно посидеть рядом, пояснять, подсказывать, поправлять. А вот во второй четверти стоит отпустить «вожжи».
Идеальный вариант, на мой взгляд, когда ребенок делает домашнюю работу самостоятельно, но имеет возможность задать родителям вопрос по теме, уточнить задание. Самостоятельность в этом вопросе принципиальна. Ведь кто учится? Мама? Папа? Нет, от нас требуется только помощь.
Приучите к элементарному порядку: достал дневник, посмотрел расписание на завтра, приготовил учебники и тетради для выполнения домашнего задания. Некоторым удобней сначала взяться за сложные предметы, оставить легкое на десерт. Другие предпочитают трудиться по возрастающей. Пусть ребенок попробует и так, и эдак, и выбирает сам.
Объясните алгоритм действий. К примеру, у нас висит такой плакат-напоминалка:
  1. Прочитай задание.
  2. Внимательно прочитай задание.
  3. Подумай, как выполнить.
  4. Сядь ровно, вздохни глубоко.
  5. Записывай, проговаривай вслух.
Есть притча о мудром отце, который дал сыну удочку и научил ловить рыбу, вместо того, чтобы каждый день просто делить с ним собственный улов. Думается, выполнение домашнего задания та же рыбалка. Ребенку нужно учиться учиться, набивать собственные шишки, иначе проблем с инфантилизмом не избежать.
Немного по-другому лично я отношусь к навыкам самообслуживания. Проще говоря, мне не в напряг самой повесить рубашку за сыном или потихоньку проверить, как он собрал портфель. Это не означает, что я не учу его аккуратности и собранности. Просто учитываю и делаю скидку, если устал, или, например, мы торопимся на тренировку.
Будьте снисходительны к своим детям. Помогайте им , уверенней в себе, дарите им свою любовь и поддержку!
Любой школьник рано или поздно научится правильно застегивать пуговицы, завязывать шнурки, собирать портфель, одеваться по погоде, не забывая в школе куртку или ботинки (нередки случаи, когда первоклашки убегают домой прямо в босоножках по лужам). Мне кажется, это не такие принципиальные моменты, чтобы заострять на них внимание в сложный период начальной школы. Не ругайте своих неряшек и забывашек! Лучше вместе посмеяться: да ты сегодня прямо рассеянный с улицы Бассейной. И в следующий раз, собираясь вместе из дома, проведите веселую «инвентаризацию»:
- Две руки, две ноги, рубашка, брюки, сапоги! Голова, два уха, собирайтесь мухой!
Для девочек наша замечательная учительница придумала такой стишок:
- Вот , вот улыбки, юбка, кофта, нет ошибки!
Словом, всячески поддерживайте ребенка, лучше отнестись легкомысленно к его школьным огрехам, чем проявить лишнюю суровость. Ведь тот не ошибается, кто ничего не делает. А если…

Первоклассник не хочет ничего делать

Так не бывает. Ребенок наверняка хочет катать машинки или кормить кукол, вопить и скакать или устроиться с книжкой на диване, примерять мамины бусы или корчить рожи перед зеркалом.
Не хочет делать уроки? Лениться читать? Отказывается ? Не хватайтесь за ремень. Не спешите командовать и угрожать. Сначала разберитесь с причинами.
Возможно, школьник действительно переутомился. По статистике, более 60% первоклассников устают и «перегорают» к концу первой четверти. Наступает апатия, которую многие родители принимают за лень. Если это ваш случай, дайте ребенку возможность расслабиться, укладывайте раньше спать, дольше и чаще гуляйте. Ребятам просто необходимо иметь свободное время, когда они могут заняться тем, чем хотят. Лежать на диване? Пусть лежит. Скакать на диване? Пусть скачет!
Но уроки делать все-таки придется!
В период помогайте ребенку больше, чем обычно. Читайте вслух задания, рисуйте и лепите вместе, пишите в его черновике, а он пусть продолжает – вдруг, ваш пример вдохновит его на подвиги. Дайте немного послабления.
Но домашние задания, так или иначе, придется выполнять, это внушите ребенку обязательно. Есть замечательная фраза по этому поводу: «Не хотеть – можно. Не делать – нельзя!».
У ребенка на уровне инстинкта заложена тяга к знаниям. Если он не переутомлен, а учиться все же лень, ищите подходы. Возможно, одолела скука, и стоит расширить круг интересов. Не нравится учитель или не складываются отношения с одноклассниками? Это тоже может стать причиной для отказа потрудиться. Мол, плевал я на эту школу! Или ребенок столкнулся с трудностями и теперь боится снова напортачить, выставить себя на посмешище. В любом случае, вы лучше знаете своего первоклашку, и увидите истинные причины появления в семье этакого ленивца. Тогда и действуйте по обстоятельствам. Беседуйте с учителем, выясняйте атмосферу в классе, в общем, держите руку на пульсе. На пустом месте никогда не появляется вот это «Не буду делать уроки!».
У любого ученика есть сильные стороны. Родители знают их, осталось только научить ребенка проявляться, показать, как это интересно и здорово. И постепенно превратить уроки в приятное времяпрепровождение, когда скучная обязаловка превращается в увлекательную игру, где задания все сложней и сложней. Не торопитесь. Не раздражайтесь. Представьте, что и вы решаете занятную задачку: как заинтересовать ребенка учебой. Меняйтесь местами – пусть ребенок объяснит вам задание, «разжует» трудные места да еще и оценку поставит.
Желаю, чтобы это была не двойка!

Как помочь первокласснику учиться.

В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы год этот стал удачным стартом школьной жизни!

Будьте рядом!

Это большая радость и большая ответственность - быть родителями первоклассника. Как помочь маленькому ученику, не выполнять за него необходимую работу, а именно помочь? В первое время ваше внимание особенно важно для ребенка. Постарайтесь провожать его в школу и забирать после уроков, даже если школа рядом с домом. По дороге не загружайте его нравоучениями, лучше понаблюдайте за окружающим миром: порадуйтесь солнышку, посчитайте птичек или прочитайте вывеску на магазине. После уроков внимательно слушайте все, что рассказывают дети: все важно, мелочей нет! Когда появятся оценки, старайтесь избегать вопроса: "Какую оценку получил?" Лучше: "Что нового и интересного узнал?", "Чем запомнился день?". Ни в коем случае не обсуждайте учителей в присутствии детей. Для первоклассников первый учитель - очень авторитетный человек, и ваши негативные оценки не изменят учителя, а навредят собственному ребенку. Важный показатель адаптации первоклассника - настроение, с которым он идет в школу. Если с радостью и желанием - значит, все движется в правильном направлении. Если появилось нежелание, стало звучать: "Не хочу", выясняйте причину и меняйте ситуацию, это тревожный сигнал для родителей и для учителя. Первые две недели у маленьких школьников специалисты называют "физиологической бурей", и во многом от вас зависит, насколько успешно ребенок с ней справится.

Главное - чувство меры!

Всем хочется, чтобы ребенок учился в хорошей школе, имел достаточно знаний. Не секрет, что родители иногда пытаются реализовать свои амбиции через детей. Завышенные требования мешают первокласснику, они лишают его уверенности в себе, тормозят его развитие, плохо сказываются на здоровье. Вам придется самостоятельно "нащупывать" границы возможностей школьника, и эти границы - отнюдь не повод для огорчения, которое стоит показывать ребенку. Не надо настраивать первоклассника лишь на успехи в обучении, не надо пугать страшными последствиями, если что-то не получается. Как и в любой работе (а учеба - это труд), что-то получается лучше, что-то хуже, и, конечно, занижать планку опасно, но и недосягаемую устанавливать неправильно. Если ребенок ослабленный, очень эмоциональный, не торопитесь в этот же учебный год записывать его в дополнительные кружки и секции, лучше отложите на второй класс. Сомнениями поделитесь со школьным психологом, учителем, не спешите сразу принять решение. Соизмеряйте желание "дать ребенку все" с его возможностями и особенностями, помните, что иметь веру в ребенка - значит принять его таким, какой он есть.

Мелочей нет.

Будьте рядом, поддерживайте детей во всем, будьте предельно сдержанными и чуткими.

Продумайте вопрос с одеждой и школьными принадлежностями для ученика. Одежда должна быть удобной, с крупными пуговицами и молниями, ручки - не слишком тонкими и не слишком толстыми, чтобы ребенку удобно было их держать. Не надо в первые школьные дни учить ребенка завязывать шнурки, если он не научился до этого, выбирайте обувь, которую ему легко и удобно менять. Откажитесь от мысли о красивых и модных сумках: идеальный вариант для здоровой спины и удобства - ранец, благо выбор огромный. Купите малышу будильник, обыграйте подарок: "Это твой личный помощник, и он разбудит тебя в нужное время". Когда придется носить учебники, помните, что максимальный вес портфеля вместе с содержимым не должен превышать 1,5 кг. Между рассеянностью и безответственностью большая разница, поэтому приучайте ребенка следить за вещами и порядком во всем и всегда, делая скидку на возраст и характер. Очень полезны для письма занятия, связанные с мелкой моторикой. Пусть дети почаще лепят из глины, пластилина, конструируют, вырезают что-то, даже если похожих заданий в школе нет. Старайтесь показать ребенку пользу полученных знаний: вместе прочитать надпись на пачке печенья или йогурта, посчитать чашки и тарелки на столе.

Как делать домашнее задание

Организация приготовления уроков

  • Строго определенное время занятий. После школы ребенок должен отдохнуть не менее 1,5 часа (пообедать, погулять) и потом приступить к выполнению домашних заданий. Оптимальная работоспособность у многих детей - с 16 до 18 часов.
  • Правильное положение за письменным столом: край стула, на котором сидит ребенок, должен заходить за край стола на 2-4 см, ноги должны свободно стоять на полу, предплечья лежать на крышке стола, спина прямая.
  • Тщательно проветривайте комнату.
  • Позаботьтесь о хорошем освещении (рабочая лампа + люстра в комнате). Расстояние от книги до глаз - 35-40 см. Каждые 20-30 минут необходимо делать перерыв в занятиях. Допустимая продолжительность письма для учащихся в возрасте 7-10 лет - не более 10 минут.
  • Рекомендуемая продолжительность приготовления домашних заданий составляет для учащихся 1-го класса полчаса, в исключительных случаях - час. Оставшееся время можно провести на свежем воздухе. Младшим школьникам рекомендуется гулять не менее 2,5 часа в день.

Мнения специалистов о степени участия родителей в выполнении домашних заданий расходятся. Безусловно, возможны варианты, но выбрать нужный из них вам придется самим. Среднестатистический выглядит так. В первые дни находитесь рядом с ребенком в течение всего процесса выполнения работы. Во-первых, нужно убедиться, что он правильно понял задание и выбрал правильный путь его выполнения. Если не понял, объясните, почему нужно делать так, а не иначе. Через некоторое время можно под предлогом какого-то необходимого дела (заполнить квитанцию, посмотреть отчет) расположиться в той же комнате, но уже доверив ребенку самому выполнить часть работы. Делать это можно только после того, как вы убедились, что ученик знает, что и как делать. Проверьте, похвалите за самостоятельность. Степень этой самостоятельности можно постепенно увеличивать, оставляя ребенка одного в комнате. В случаях систематического непонимания обязательно выясните причину с учителем, иначе процесс совместного выполнения заданий может растянуться на годы и ни к чему хорошему не приведет. Есть мамы, бабушки, которые считают святой обязанностью делать все с ребенком, а то и за него. Это плохо в первую очередь для самого ученика и негативно скажется впоследствии на результатах обучения. Современная учебная программа такова, что участие родителей необходимо, но в разумных пределах.

Памятка

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения школьника.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целенаправленность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него что-то может получиться не сразу, это естественно. Помните, что ребенок имеет право на ошибку.
  • Обсудите и составьте вместе с вашим школьником распорядок дня, следите за его выполнением.
  • Поддержите ребенка в желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.

Наступает долгожданный момент, когда гостеприимно откроются двери школы. Сколько интересного, чудесного, загадочного ждет вашего ребенка в увлекательном путешествии по стране Знаний! Стать первооткрывателем, ученым, путешественником, приобрести новых друзей и подруг - вот какая захватывающая жизнь ждет первоклассников и вас, дорогие родители! Будьте чуткими наставниками, добрыми друзьями, чуть-чуть волшебниками, не разрушайте в ребенке первоначальное восприятие школы как настоящего храма Знаний!

Все родители хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны. Это возможно, если им немного помочь, но не спешите что-то сделать за ребенка. Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. На многие вопросы ребенок сам может найти ответ, и неважно, что только путем проб и ошибок. И помните, что самое желанное для маленького ученика - это внимание взрослых.