Мир детства — это такой волшебный мир, в котором ребенок может поиграть в куклы, в машины, в мяч. И хотя детство пролетает очень быстро, оно все-таки очень интересное, яркое и веселое. Это незабываемая пора, пора мечтаний, искренней радости и взросления ребёнка. Мы не должны забывать детство и должны беречь его в своём сердце, и тогда оно не забудет нас.

Детство — это беззаботность, веселье, радость каждого человека. Вспоминая о своём детстве, мы никогда не можем сказать, что оно прошло для нас плохо или что нам было скучно. Это всегда хорошие, добрые и счастливые воспоминания нашей . Мы растем, учимся жизни, начинаем осознавать реальность именно в этом возрасте. Именно поэтому в школу начинают ходить с возраста 6-8 лет. Мы лучше запоминаем алфавит, таблицу умножения, правила русского языка и другие полезные сведения. А дети, впервые пришедшие в школу, ещё ощущают себя детьми. Они приносят игрушки, куклы и машины с собой на занятия, и не осознают что это уже, пусть и маленькая — ступень в начинающуюся взрослую жизнь.

Детство — это свобода, когда нет никаких обязанностей, проблем и забот. Многие взрослые часто говорят: «Как хорошо быть маленьким! Можно спать, сколько хочешь, можно проснуться, подойти к окну и наблюдать, как люди спешат по своим делам, слушать, как шумит город за окном. Весь день можно играть в разные игры: в прятки — и прятаться где угодно, в догонялки – убегать, например, от бабушки. Потом можно гулять на свежем воздухе, греться на солнышке, лежать на травке и наслаждаться свободой. Но это только мечты, детство ведь уже не вернешь!»

У каждого ребёнка есть . Семья – это защитник. Что бы ни случилось с ребёнком в детстве, кто бы его ни обидел, только в семье найдётся понимание, поддержка и защита. Наверное, поэтому в детстве так легко и беззаботно живется, потому что на страже стоят всегда родители, семья. В детстве происходит много разных событий, и если ты со временем забыл, что с тобою было в детстве, то или папа всегда расскажут тебе об этом.

В детстве каждый праздник радует нас. Всегда напоминает вкусные торты, веселье и подарки. День рождения — это день, когда мы становимся на год старше. Мы его ждем и радуемся ему. Родители поздравляют, обнимая и целуя, приходят и дарят подарки. Все дети очень любят это!

Я считаю, что мир детства – это прекрасный период в жизни каждого человека. У всех людей оно проходит по-разному, но я не слышала ни от одного человека, чтобы он говорил, что детство прошло плохо. Ведь все равно в жизни каждого человека в детстве есть какие-то яркие незабываемые моменты. Ведь детство — это здорово!

Сочинение на тему «Детство» | Март 2015

Сочинение на тему «Моё детство »

Я всегда вспоминаю своё детство с улыбкой и трепетом в душе. Не могу назвать его идеальным, но и плохого в нём было очень мало.

Когда я родилась, папа служил в армии, поэтому из роддома меня забирал дедушка. Мама до сих пор вспоминает, как ехала в машине с огромным букетом цветов и своим новорождённым счастьем на руках, завёрнутым в белое одеяло и подвязанным большой розовой лентой. Когда папа вернулся со службы, он был на седьмом небе от и сразу дал мне имя Татьяна, как всегда мечтал.

Сочинение про «Детство»

Детство - это замечательная пора, когда можно строить воздушные замки, метать, верить в эльфов и гномов. А как здорово, когда на Новый год приходит в гости Дед Мороз и приносит подарки!

В детстве все интересно и загадочно. Вот за городом есть сказочный лес, где живут загадочные существа. А за лесом озером, там много русалок. Детская фантазия безгранична, благодаря ей окружающий мир становится увлекательным и таинственным.

Первый дождь, первая гроза, сколько радости и удивления они приносят детям, а какой восторг вызывают первые снежинки. В детстве многие вещи, даже самые незначительные, приносят огромную радость.

Девство-это самые прекрасные годы, когда мало хлопот, когда живишь весело и беззаботно. Наше детство во многом зависит от наших родителей, ведь это именно они дарят нас сказку, любовь, нежность, доброту. Родители-это образец подражания для детей: ”Когда я вырасту, я буду таким же большим и сильным, как мой папа”, это одно из самых заветных желаний многих детей.

В детстве все дети хотят как можно быстрее вырасти, чтобы быть самостоятельными, а когда вырастают, то понимают, что зря спешили.

Сочинение про «Детство» | Март 2015

Мини-сочинение Детство

Детство – это наше прошлое. Оно у нас было радостным, веселым и счастливым. Над вопросом: куда же оно уходит, задумывались многие люди, но ответа найти так и не смогли. Детство – это всего лишь путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.

В детстве каждого человека есть яркие моменты, и несмотря на то что дети постепенно взрослеют, волшебная страна детства сопровождает человека долгие годы. Дети становятся с годами взрослыми и умными, но все равно они никогда не забудут эту волшебную страну – первую свою школу жизни. Детство – это маленькая жизнь!

Мини-сочинение детство| Март 2015

Сочинение ОГЭ: Что такое детство? По Г. Горину

Вариант сочинения 1:

Детство - это счастливая пора в жизни каждого, когда совсем по-другому человек смотрит на мир - более доверчиво, открыто. Детские поступки и проблемы кажутся окружающим наивными, а порой и смешными.

Однако отцу мальчика Славика из прочитанного мною рассказа не до смеха: он узнал, что его сын выменял ёжика на холодильник (предл. 12-13)! Славику не понять изменившегося настроения папы, ведь тот «поощрял любовь сына к животным и сам их любил», а теперь требует найти Сеньку... В итоге мы видим, как грустно отцу (предл. 95-96). Но грустит он совсем не по «выигрышу», а по «счастливому времени» своего детства. Ведь он когда-то тоже был таким же наивным и добрым, как Славик, но та пора давно прошла.

А вот финская писательница Туве Янсон сохранила в своей душе детство и дарит его удивительные истории детям планеты. Её книги о забавных муми-троллях известны каждому!

Я считаю, что суметь через годы пронести детское восприятие мира - это счастье!

Вариант сочинения 2:

Детство - это беззаботность, радость, беспечность. Оно полно приключений, ежедневных открытий, бескорыстных поступков.

Замечательный пример истинно детского поведения мы видим в рассказе Г. Горина. В руках мальчишек оказался лотерейный билет, выигрыш по которому, как думал один из них, - холодильник. Однако Славик, не задумываясь, обменивает его у друга Сеньки на ёжика (предл. 13), а тот делает из билета голубя (предл. 69). Действительно, зачем нужен холодильник, когда взамен его можно получить симпатичного колючего друга или бумажную птицу, которая долетит до второго этажа!

Я с улыбкой вспоминаю похожий случай из своего детства: моя подруга Алиса принесла как-то осенью домой грязного и мокрого щенка, и, чтобы согреть его, завернула в новое шёлковое одеяло. Ведь псу оно было нужнее, чем Алисе!

Детство - светлая пора. Мысли и воспоминания о нём радуют!

Вариант сочинения 3:

Детство - это время, когда ты только начинаешь узнавать мир. Это годы, полные доброты и наивности, когда быстро забываются обиды и всё вокруг кажется удивительным. Но, самое главное, детство - это бесхитростная пора.

Вот и в рассказе Г. Горина Славик поменял выигрышный, как он думал, лотерейный билет на ёжика, потому что «холодильник... уже есть, а ёжика нет...» (предл. 42). Мальчик так радовался обмену, что «задыхался от счастья» (предл. 2).

Конечно, взрослому отцу не понять этого поведения и состояния сына: где это видано - разбрасываться такими выигрышами! Но в детстве не знаешь цены вещам, да и какая вещь сравнится с живым, «курносым и симпатичным» ёжиком!

Наверное, все мы скучаем по своему детству, ведь в нём - истоки всего лучшего, что есть в нас.

Вариант сочинения 4:

Детство - это особенная пора в жизни человека, когда чувства с лёгкостью бабочки сменяют друг друга, а всё живое или интересное гораздо ценнее дорогих предметов. Это прекрасная пора жизни, полная чистых и бесхитростных эмоций.

Поэтому совершенно естественно, что Славик обменял выигрышный, как он думал, лотерейный билет на живого ёжика. Мальчику показался гораздо ценнее не какой-то бездушный холодильник, который уже есть в доме, а курносый ёжик, которого даже отец назвал симпатягой. Не может понять Славик папино поведение, поэтому счастье приобретения ёжика сменилось горькими слезами, затем - восторгом из-за того, что отец у него такой смелый - полез на карниз (предл. 2, 55, 77). Эти эмоции сменяются сочувствием, потому что папа расстроен (предл. 90, 91). Только в детстве за короткое время можно испытать столько разных чувств, и все они сильные и искренние.

Вот и в рассказе В. Драгунского «Он живой и светится» Мишка, обменяв самосвал на светлячка, двумя словами объясняет причину обмена: «Он живой и светится». Бездушный предмет ничто по сравнению с червячком.

Мне кажется, что детское восприятие мира более правильное, и мы должны как можно дольше стараться сберечь его в себе.

Вариант сочинения 5:

Детство - удивительная пора, когда непосредственность и искренность пока ещё главные черты характера человека. В раннем детстве дети не умеют ни лгать, ни хитрить.

Таким мы и видим Славика, принёсшего в дом живого ёжика. Он честно рассказывает отцу, что выменял его на «выигрышный» билет (предл. 13, 26).

Подкупает непосредственность и его друга Сени. Он, не понимая, для чего же ему нужен этот билет, делает из него голубя (предл. 63)и забрасывает на крышу, а потом с восторгом вместе со Славкой наблюдает, как взрослый дядя карабкается по водосточной трубе.

Как здорово жилось бы на свете, если бы все люди сохраняли в себе чистоту и непосредственность детской души!

Вариант сочинения 6:

Детство - это тот возраст, когда особенно отчётливо можно увидеть разницу в ценностях и в восприятии мира ребёнком и взрослым. Детям часто непонятно поведение не только чужих людей, но и родителей.

Например, Славка, принеся домой ёжика, делится радостью с отцом, который вроде бы одобрил его приобретение. Но потом мы видим, как по-разному они воспринимают всё, как будто разговаривают на разных языках. Славка беспокоится о том, что нужно покормить ежа, а отец недоумевает, как же можно было отдать «выигрышный» билет (предл. 17, 18, 24).

Чтобы понять, насколько разнятся взрослые и дети в своих желаниях и в восприятии мира, следует прочитать рассказ В. Драгунского «Что я люблю и чего не люблю». Вы любите слушать, как копается жук в коробке? Вы любите лежать животом у кого-то на коленях? Ответ очевиден. Вот вам и разница!

Думаю, что детство прекрасно именно чистотой и бескорыстием мыслей и желаний.

Текст для работы Г. Горина:

(1)Папе было сорок лет, Славику - десять, ёжику - и того меньше.
(2)Славик притащил ёжика в шапке и, задыхаясь от счастья, закричал:
(3)- Пап, смотри!
(4)Папа отложил газету и осмотрел ёжика. (5)Ёжик был курносый и симпатичный.
(6)Кроме того, папа поощрял любовь сына к животным и сам их любил.
(7)- Хороший ёж! - сказал папа. (8)- Симпатяга! (9)Где достал?
(10)- Мне мальчик во дворе дал, - сказал Славик.
(11)- Подарил, значит? - уточнил папа.
(12)- Нет, мы обменялись, - сказал Славик. (13)- Он мне дал ёжика, а я ему билетик.
(14)- Какой ещё билетик?
(15)- Лотерейный, - сказал Славик и выпустил ёжика на пол. (16)- Папа, ему надо
молока дать...
(17)- Погоди с молоком! - строго сказал папа. (18)Откуда у тебя лотерейный билет?
(19)- Я его купил, - сказал Славик.
(20)- У кого?
(21)- У дяденьки на улице... (22)Ой, папа, ёжик под диван полез...
(23)- Погоди ты со своим ёжиком! - нервно сказал папа. (24)- Как же ты отдал
мальчику свой лотерейный билет?.. (25)А вдруг этот билет что-нибудь выиграл?
(26)- Он выиграл, - сказал Славик, не переставая наблюдать за ёжиком.
(27)- То есть как это - выиграл? - тихо спросил папа, и его нос покрылся капельками
пота.
(28)- Что выиграл?
(29)- Холодильник! - сказал Славик и улыбнулся.
(30)- Что такое?! - папа как-то странно задрожал. (31)- Холодильник?! (32)Откуда
ты это знаешь?!
(33)- Как - откуда? - обиделся Славик. (34)- Я его проверил по газете... (35)Там все
цифирки совпали...
(36)И серия та же!.. (37)Я уже умею проверять, папа! (38)Я же взрослый!
(39)- Взрослый?! - папа так зашипел, что ёжик от страха свернулся в клубок. (40)-
Взрослый?!.. (41)Меняешь холодильник на ёжика?
(42)- Но я подумал, - испуганно сказал Славик, - я подумал, что холодильник у нас
уже есть, а ёжика нет...
(43)- Замолчи! - закричал папа и вскочил с дивана. (44)- Кто?! (45)Кто этот
мальчик?! (46)Где он?!
(47)- Он в соседнем доме живёт, - сказал Славик и заплакал. (48)- Его Сеня зовут...
(49)- Идём! - снова закричал папа и схватил ёжика голыми руками. (50)- Идём
быстро!!
(51)- Не пойду, - всхлипывая, сказал Славик. (52)- Не хочу холодильник, хочу
ёжика!
(53)- Да пойдём же, оболтус, - захрипел папа.
(54)- Только бы вернуть билет, я тебе сотню ёжиков куплю...
(55)- Нет... - ревел Славик. (56)- Не купишь... (57)Сенька и так не хотел меняться, я
его еле уговорил...
(58)- Тоже, видно, мыслитель! - ехидно сказал папа.
(59)- Ну, быстро!..
(60)Сене было лет восемь. (61)Он стоял посреди двора и со страхом глядел на
грозного папу, который в одной руке нёс Славика, а в другой - ежа.
(62)- Где? - спросил папа, надвигаясь на Сеню. (63)- Где билет? (64)Возьми свою
колючку и отдай билет!
(65)- У меня нет билета! - сказал Сеня и задрожал.
(66)- А где он?! - закричал папа. (67)- Что ты с ним сделал? (68)Продал?
(69)- Я из него голубя сделал, - прошептал Сеня и захныкал.
(70)- Не плачь! - сказал папа, стараясь быть спокойным. (71)- А где этот голубок?..
(72)Где он?..
(73)- Он на карнизе засел... - сказал Сеня.
(74)- На каком карнизе?
(75)- Вон на том! - и Сеня показал на карниз второго этажа.
(76)Папа снял пальто и полез по водосточной трубе.
(77)Дети снизу с восторгом наблюдали за ним.
(78)Два раза папа срывался, но потом всё-таки дополз до карниза и снял маленького
жёлтенького бумажного голубя, который уже слегка размок от воды.
(79)Спустившись на землю и тяжело дыша, папа развернул билетик и увидел, что он
выпущен два года тому назад.
(80)- Ты его когда купил? - спросил папа у Славика.
(81)- Ещё во втором классе, - сказал Славик.
(82)- А когда проверял?
(83)- Вчера.
(84)- Это не тот тираж... - устало сказал папа.
(85)- Ну и что же? - сказал Славик. (86)- Зато все цифирки сходятся...
(87)Папа молча отошёл в сторонку и сел на лавочку.
(88)Сердце бешено стучало у него в груди, перед глазами плыли оранжевые круги...
(89)Он тяжело опустил голову.
(90)- Папа, - тихо сказал Славик, подходя к отцу. (91)- Ты не расстраивайся!
(92)Сенька говорит, что он всё равно отдаёт нам ёжика...
(93)- Спасибо! - сказал папа. (94)- Спасибо, Сеня...
(95)Ему вдруг стало очень грустно. (96)Он понял, что никогда уж не вернуть того
счастливого времени, когда с лёгким сердцем меняют холодильник на ежа.

(По Г. Горину)

Детство - это временной период, который охватывает время от рождения человека до начала его полового созревания.

Определение детства

Несмотря на то, что такие временные рамки рассматриваются в индивидуальной форме, так как четкого возраста начала полового созревания не существует, детство длиться около 11- 14 лет. В детстве человек проходит через очень важные этапы психического и физического развития, малейшие нарушения в которых часто приводят к психологическим и физиологическим проблемам во взрослой жизни.

Детство человека охватывает примерно 10% процентов всей его жизни. Несмотря на то, что личность ребенка еще не сформирована, в девстве можно уже сложить первичное представление о его характере и темпераменте.

Детство делят на четыре основных периода:

Младенчество (от первого дня жизни до одного года);

Ранее детство (дети от 1 года до 3 лет);

Дошкольный возраст (от 3 лет до 7 лет);

Младший школьный возраст (от 7 лет до 11 лет).

Мир детства

Детство - прекрасная пора для каждого человека. Это период, в который мы ограждены от всех взрослых забот. Веселые игры в куклы, в прятки, искренняя радость от прогулок с другими детьми - все это откладывается в сознании каждого человека.

В период детства дети не сталкиваются с жестокостью и несправедливостью окружающего мира, умеют искренне относиться к людям, не примеряя на себя социальные маски. Именно поэтому, память о прекрасных моментах родом из детства, следует тщательно хранить всю жизнь.

Отличие взрослых от детей

Между взрослыми и детьми существуют огромные отличия социального, физиологического и психологического характера. Во - первых, физиология детей значительно отличается от физиологии взрослого человека.

У детей не вырабатываются те гормоны, которые вырабатываются у взрослых, что приводит к разнице в росте, в строении тела. Во-вторых, дети не способны на проявление тех эмоций, которые проявляет взрослый.

Яркий пример тому - гнев. Чувство гнева у взрослых всегда обосновано объективными или субъективными причинами. Детям также свойственно проявления гнева или агрессии, однако, как правило, это чувство не обосновано, и рассматривается ребенком как часть игры.

Основная разница между взрослыми и детьми - в социальных ролях, которые они исполняют. Взрослые берут на себя ответственность за ребенка - организация его быта, защита права и свобод.

Отношение взрослых к детям

Отношение взрослых к детям продиктовано взаимоотношениями социальных ролей между маленькими и взрослыми. Часто на инстинктивном уровне взрослые пытаются защитить детей, как своих, так и чужих, от различных негативных факторов, с которыми те могут столкнуться в обществе.

Взрослые играют роль покровителей, так как понимают, что ребенок самостоятельно не может решить проблемы, организовать любую деятельность, а также нести ответственность за свои действия. Главной проблемой в отношениях взрослых и детей является недооценка первыми вторых.

Взрослые не видят в ребенке личности, не позволяют ему пытаться самостоятельно принимать какие либо решения. Пик в напряженности этой ситуации приходиться на начало переходного возраста, когда ребенок испытывает острое желание самоутверждения.

ДЕТСТВО, период жизни человека от рождения до юности.

Психология трактует возраст как период в развитии личности. Существует несколько подходов к периодизации детства, связанных с пониманием движущих сил психического развития - способа добывания пищи (американский психолог У. Хатчинсон), типа интеллекта и уровня организации процессов мышления (Э. Клапаред, Ж. Пиаже), психосексуального развития (3. Фрейд, А. Фрейд), становления идентичности (Э. Эриксон), социальной ситуации развития (Л. С. Выготский), ведущего типа деятельности (А. Н. Леонтьев) и т.п.

В российской психологии детство рассматривается на основе культурно-исторической психологии и теории деятельности, исследующих процесс присвоения социального опыта ребёнком в результате его активности, различных видов деятельности, при овладении которыми происходит переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий. В российской психологии распространена следующая периодизация детства: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3), дошкольный возраст (от 3 до 6-7), младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12), подростковый возраст (от 11-12 до 14-15). По мере своего психического развития ребёнок становится личностью, способной к рефлексии и к самостоятельным действиям на основе сознательно поставленных целей. В 15-17 лет, когда человек приобретает основные необходимые для самостоятельной жизни в обществе умения и способности, детство сменяется юностью. Понимание границ детства в обществе зависит от сложившихся стереотипов, отличающих ребёнка от взрослого. Главная социальная функция детства, состоящая в подготовке человека к взрослой самостоятельной жизни, определяет специфику возрастной дифференциации (например, разделение на детсадовцев, школьников и студентов), продолжительность (детство становится длиннее с усложнением обучения и воспитания) и своеобразие детства. Дополнительным фактором в определении возрастных пределов детства выступают темпы индивидуального созревания организма; например, соотношение биологического, психического и социального возраста ребёнка зависит от климатогеографической, экологической и социокультурной среды.

Детство проходит как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов, причём на каждом этапе детства складывается специфическое для данного возраста отношение между ребёнком и окружающей его социальной действительностью (Л. С. Выготский). Стабильный период характеризуется гармонией между средой и отношением ребёнка к ней, в это время ребёнок развивается сравнительно медленно, небольшие изменения накапливаются постепенно, а затем скачкообразно появляется какое-то возрастное новообразование, которое входит в противоречие с устоявшимися отношениями ребёнка с миром. Преодоление этого противоречия определяет взрывной характер развития в критические периоды, когда ребёнка часто характеризуют как трудновоспитуемого, неуправляемого. Таким образом, переход ребёнка из одной возрастной категории в другую нередко сопровождается возрастным кризисом (выделяют кризис новорождённости, кризис одного года, 3, 7, 13 и 17 лет).

Развитие ребёнка охватывает ряд связанных между собой сфер: психофизическую (изменения тела и самочувствия), личностную (становление идентичности, самосознания и саморегуляции), когнитивную (созревание познавательных способностей, интеллекта), эмоциональную, моральную и т.п. Социальный опыт, приобретаемый ребёнком, и биологические факторы выступают как источники и условия развития психики. В ходе онтогенеза эти условия существенно изменяются, создавая на каждом этапе специфические предпосылки для формирования новых психических возможностей (смотри Сензитивный период). Споры о том, чем предопределяется процесс детского развития - наследственностью или окружающей средой, обучением и воспитанием, привели к появлению теории конвергенции, взаимодействия этих двух факторов (В. Штерн), а также к выделению в ряде теорий третьего фактора - активности как деятельного состояния организма, обеспечивающего адаптацию к окружающей среде и её преобразование.

Психологические исследования детства, ведущиеся с конца 19 века в русле таких научных дисциплин, как детская психология, психология развития, педагогическая психология, имеют большое значение для педагогической практики, формирования условий обучения и воспитания.

В социологии детство - это система взаимодействия детей и взрослых в контексте существующих в конкретном обществе в данный период социальных институтов и практик. В течение детского периода происходит становление будущего члена общества, гражданина путём социализации и в процессе интеграции субкультур ребёнка и взрослого. В то же время детство является важной составляющей общества, связанной с его воспроизводством. С этой точки зрения дети составляют демографическую категорию населения. От численности детей в конкретном обществе, от условий, при которых протекают процессы их социализации и формирования личности, зависит будущее этого общества.

Детство как социальный феномен определяет статус ребёнка как активного деятеля и участника социальных процессов, имеющего собственный взгляд на мир, особый язык и стиль мышления, утверждающий его личностную позицию, полноправную с миром взрослых людей. Современное представление о способности ребёнка к жизненному самоопределению привело к переосмыслению стереотипного представления о детях как «неполноценных» людях, лишённых права участвовать в решении вопросов их настоящей и будущей жизни, здоровья, повседневного благополучия. Исторически понятие «детство» связывается с определённым социальным статусом детей, с кругом их прав и обязанностей, с набором доступных для них видов и форм деятельности. Социальный статус детей сложился исторически и находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества; он регулируется социальными нормами и предписаниями, которые исторически приобретают силу правового закона, устанавливающего правила отношений к детям со стороны каждого члена общества, социальных групп, государства и общества в целом (правовые аспекты смотри в статье Дети).

Социологические исследования детства представлены двумя направлениями: как определённой культурно-исторической ценности и как части социальной структуры. В рамках первого, культурно-антропологического подхода изучена эволюция детства (М. Мид, Л. Демоз), показана его связь с ценностно-смысловой сферой общества (Ф. Ариес), выделены кризисные периоды в жизни человека, связанные с его переходом во взрослые члены общества путём инициации (Ф. Боас, Б. К. Малиновский). Установлено, что внимание и забота о детях во многом связаны с особенностями демографической ситуации: в условиях высокой рождаемости и большой детской смертности жизнь ребёнка является относительной ценностью. В ситуации же сокращения рождаемости увеличивается и ценность детей, за жизнь которых взрослые начинают бороться, одновременно принимая и социальную ответственность за их существование на себя. Вместе с заботой о жизни и здоровье ребёнка формируется потребность близкой, доверительной связи с детьми, которые постепенно начинают восприниматься как полноценные в личностном отношении члены семьи, имеющие право отстаивать собственные интересы. Трансформируется также представление о дистанции, разделяющей мир взрослых и детей, вместе они образуют диалогический союз, основанный на взаимном признании, уважении друг друга и любви. Следствием ценностно-смыслового изменения отношения к детям становится расширение их социального статуса, признание за ними некоторых прав и свобод.

Детство протекает, как правило, в одной из трёх культурных форм. Постфигуративная форма детства предполагает, что дети учатся главным образом у старших; кофигуративная - что и дети, и взрослые учатся, прежде всего, у равных, сверстников; префигуративная - что взрослые учатся также у своих детей (М. Мид). Каждой форме культуры соответствует особый статус детей: они не признаются членами общества; признаются зависимыми, подчинёнными членами общества; обладают «отсроченным» статусом, они лишь будущие члены общества; дети - ученики, воспитанники; дети - развивающиеся личности; дети - равноправные члены общества (С. Н. Щеглова).

В рамках второго направления исследований объяснение феномена детства как важной части социальной структуры общества, включённой в систему социальных отношений, участвующей в организованных видах деятельности и взаимодействующей с взрослым сообществом, строится на признании институциональной активности детей, их способности формировать свою детскую субкультуру общения и поведения путём имитации, подражания взрослым. Относительная независимость детской субкультуры характеризует её как некую автономную реальность, обладающую собственным языком, структурой, функциями, традициями, в которой выделяются несколько фундаментальных элементов: игра; фольклор и художественное творчество; общение и коммуникативное поведение. Становление и развитие детской субкультуры находятся под воздействием нескольких факторов: влияния «взрослой культуры» родителей и воспитателей; личных усилий ребёнка, проявляющихся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности; воздействия уже существующей детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей (М. В. Осорина).

Детство рассматривается также и в аспекте соотношения репродуктивных и креативных механизмов социализации, которые неразрывно связаны с изменением социально-экономической структуры и форм общественной деятельности людей. По мере усложнения и обогащения культуры объём передаваемых из поколения в поколение знаний, умений и навыков увеличивается, а формы их передачи дифференцируются и специализируются. При этом творчество и подражание во всех их формах являются непременными атрибутами адаптации подрастающего поколения к постоянно изменяющимся социокультурным условиям жизни. Особенностью социализации в таких условиях является противоречие между растущей автономией детства и усилением контроля взрослых над детскими практиками, повышенным вниманием к детству, избыточностью опеки детей.

Социальные проблемы детства в России исследуются в рамках социологии семьи, образования, молодёжи и т.д. Особое внимание уделяется наиболее острым проблемам: сиротству, беспризорности, преступности, проституции, наркомании и другим формам асоциального поведения подрастающего поколения.

Лит.: Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968; Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М., 1977; Schaefer N. Kind, Familie, Gesellschaft. В., 1977; Frith S. The sociology of youth. Ormskirk, 1984; Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988; Мид М. Культура и мир детства. М., 1988; Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1990; Qvortrup J. Childhood as а social phenomenon. Viena, 1990; Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994; Postman N. The disappearance of childhood. N. Y., 1994; Зеньковский В. В. Психология детства. М., 1996; Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996; Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996; Рыбинский Е. М. Детство как социальный феномен. М., 1998; Демоз Л. Психоистория. Ростов н/Д., 2000; Омельченко Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000; Щеглова С. Н. Как изучать детство: Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М., 2000; Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 3-е изд. СПб., 2004.

childhood) - стадия в течение жизни, часто, хотя и не обязательно, характеризующаяся зависимым состоянием из-за биологической незрелости. В осознании возраста людьми имеются исторические и культурные различия, а его деление на стадиальные и значимые категории называется социальным конструированием возраста. Согласно Филиппу Арису ("Столетия детства", 1962), понятие детства как решающей стадии в развитии человека ведет к особым способам восприятия и организации жизни молодежью, что зависит от исторического периода и конкретных обществ. См. Детское развитие; Социализация; Школа анналов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДЕТСТВО

– динамическое социальное состояние в пределах возрастного периода от рождения до совершеннолетия, для которого характерны специфические признаки, особая субкультура и специфические социальные связи и взаимоотношения. Возрастные границы детства – изменяющийся продукт истории, который связан с определенным социальным статусом, кругом прав и обязанностей, характерных для этого периода жизни, совокупностью доступных для него видов и форм деятельности, которое предлагает ему общество. На современном этапе определение возрастных рамок детства обусловлено положениями Конвенции ООН о правах ребенка, где отмечается, что дети – лица от рождения до 18 лет (совершеннолетия). С позиции медико-биологических наук, детство – период развития человека, который не завершил свое физическое развитие. Это не только период, для которого характерны определенные физиологические особенности, но и результат влияния окружающей среды на ребенка. В исследованиях психологической науки феномен детства изучают через особенности психического развития, системного описания такого развития ребенка в онтогенезе. Направления исследований детства в психологии: общее психологическое развитие ребенка (Л.Выготский, Л.Божович, Д.Эльконин и др.); концепция обучения и развития ребенка (Л.Венгер, В.Давыдов, А.Дяченко, Ж.Пиаже и др.); проблемы периодизации детского возраста (Л.Выготский, Д.Эльконин). Согласно принятой периодизации, детство охватывает младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (4-6 лет), младший школьный возраст (6-10), средний школьный возраст (11-15 лет), старший школьный возраст (15-18лет). С позиции социальной психологи детство рассматривают как социальный феномен в контексте детских групп и детских сообществ (Д.Фельштейн). Социология рассматривает детство как часть социальной структуры общества (И. Кон, Д.Фельдштейн, Дж.Квортруп, И.Богданова). На современном этапе развития общества детство является предметом полидисциплинарного исследования, в котором выделяют исторический, социогенный, этнографический и психолого-педагогический аспекты его изучения (Ф.Ариес, Д.Эльконин, Э.Эриксон, В.Мухина и др.). Детство можно рассматривать как особенное состояние развития человека в обществе, социальное явление, суть которого определена спецификой той общественной системы, в которую детство интегрировано, его социокультурным контекстом (способами производства, половой и возрастной стратификацией, системой межличностных отношений, ценностными ориентациями, особенностями средств и механизмов социализации), и одновременно, - обобщенный субъект, который взаимодействует с миром взрослых на уровне субъект - субъектных отношений. В содержательном контексте – это процесс постоянного физического роста, приобретения психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех взаимоотношений в этом пространстве, определение в нем себя, собственной самоорганизации, что формируется и отражается в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка с взрослыми и другими детьми. Специфические черты детства: формирование основ личностной активности и личностных характеристик, ценностей, которые определяют качество дальнейшей жизни; особая уязвимость, незащищенность от влияние окружающей среды, различных видов насилия; постоянная ориентация на взрослый мир, потребность быть включенным в социум, взаимодействовать с ним, привлеченным к принятию решений; чувствительность к изменениям в социуме и одновременно способность ставить перед взрослыми новые задачи, активно влияя на общество. Можно выделить шесть периодов в истории детства (Л.Демоз): инфантицидный стиль (от древности до IV стю н.э.) отмечается негативным отношением к маленьким детям, которых считали преградой в развитии общества взрослых. За массовые детоубийства власть не наказывала, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия со стороны взрослых; для стиля игнорирования (IV-ХІІІ ст.) характерно признание существования в ребенке души, но одновременно и стремление отдалится от нее, игнорируя ее интересы, желания, проблемы; амбивалентный стиль (ХIV-ХVІІ ст.) способствовал повышению статуса ребенка. К детям начинают относиться с уважением, прежде всего в физическом развитии, однако каждое их действие жестко контролируется и регламентируется; навязывающий стиль (ХVIІ ст.) характеризуется доминирующей контролирующей позицией взрослых, что проявляется в навязчивом стремлении целиком контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка; социализирующий стиль (ХІ – середина ХХ ст.), для которого характерны тренировки воли ребенка, его подготовка к будущей самостоятельной жизни. Ребенка рассматривают как объект воспитательного влияния – единственно возможного способа приобретения позитивного социального опыта; поддерживающий / помогающий стиль (с середины ХХ ст.) характеризуется осознанием взрослыми субъективности выбора жизненного пути, помогает ребенку максимально разить индивидуальность, приобрести собственный социальный опит. Отсюда – стремление родителей к эмоциональной близости с ребенком, понимание, эмпатия. Детство можно понять через осознание системы детских представлений, образов, чувств и настроений, благодаря которым ребенок воспринимает культуру взрослых. Отношение к детям и их воспитание в обществе – одна их главных его социокультурных характеристик.