В Харькове в спорткомплексе с бассейном произошел шокирующий случай. Мать пятилетнего мальчика заявила, что ее сын стал жертвой педофила. По словам женщины, произошло это… в душевой, куда ребенок пошел после бассейна. Мама Артема в это время стояла за дверью душевой и даже не подозревала, что зашедший туда незнакомый мужчина делает с ее сыном.

Благодаря камерам видеонаблюдения руководству спорткомплекса удалось выяснить, что в тот момент, когда мальчик находился в душевой, туда действительно заходил мужчина. И в бассейне этого человека хорошо знают. Оказалось, это бывший сотрудник районной прокуратуры, который после увольнения из правоохранительных органов несколько лет проработал в этом спорткомплексе юристом.

— Я этого человека никогда раньше не видела, — рассказала «ФАКТАМ» мама пятилетнего Артема Татьяна (фамилию ребенка не называем по этическим соображениям). — Поскольку в спорткомплекс ходят и дети, и взрослые, в душевой действительно одновременно могут быть и те, и другие. Обычно там много людей. Но в день, когда все это случилось, их было на удивление мало. Артем с другими мальчишками и тот самый мужчина. Он зашел следом за детьми.

— Вы его видели?

Конечно. Я ведь стояла возле душевой и, как обычно, ждала своего Тему. Забежав в душ, сын через несколько минут выскочил ко мне в коридор, чтобы взять полотенце. Сказал, что еще немного постоит под горячей водой, потому что хочет согреться. В этот момент к нам подошел мужчина, который, судя по всему, тоже направлялся в душевую. Он протянул мне какой-то тюбик. «Знаете, детям лучше мыть голову шампунем», — сказал. Я объяснила, что сын моет голову дома, а тут просто ополаскивается. Увидев, что я даю сыну полотенце, этот мужчина сказал: «Давайте я помогу донести. Я тоже туда иду». Я не увидела в этом ничего зазорного.

Артем с этим мужчиной зашли в душевую, а я осталась ждать сына в коридоре. Через некоторое время оттуда быстро вышли другие мальчики. Они как будто были чем-то напуганы и быстро разошлись. А Тема все не выходил. Я начала его звать. Обычно сын, услышав мой крик, тут же отзывается, но не в этот раз. Я кричала все громче, но Тему не слышала. Хотела зайти, но останавливало то, что душевая мужская.

Потом Тема все-таки вышел. Он был закутан в халат, а плавки почему-то держал в руках. Хотя тренер не разрешает им снимать плавки в душевой. Я спросила сына, зачем он их снял. Тема ничего не ответил. У него были красные глаза и какой-то стеклянный взгляд. Ребенок был неподвижен, как мумия. «Дядя хороший», — сказал Тема. «При чем здесь дядя?» — спрашиваю. Мужчина, который предложил поднести сыну полотенце, вышел из душевой вслед за Темой. Он был в одних штанах. Посмотрел на нас с какой-то странной ухмылкой, подошел поближе и начал сушить голову. Хотя розетки были и в другом конце коридора, куда мужчина направлялся сначала. Думаю, он специально подошел ближе, чтобы слышать наш с сыном разговор. Тема на мои вопросы не отвечал. «Мама, я хочу кушать, — сказал сын. — Пойдем отсюда скорее». Когда я опять спросила, что случилось, выпалил: «Мамочка, я так тебя люблю! Поехали».

Уже по дороге домой Тема расплакался. «Мама, дядя плохой», — сказал он. Я поняла, что произошло что-то страшное. Решила вернуться в спорткомплекс и найти того мужчину. Артем заходить обратно отказался, поэтому я побежала сама. Описала того мужчину администратору, но женщина сказала, что он только что уехал на машине.

Что произошло в душевой, Артем рассказал уже дома.

— Он сказал: «Меня обидел дядя», — говорит бабушка мальчика Екатерина . — Рассказал: когда они с двумя другими мальчиками стояли под душем, мужчина, который поднес ему полотенце, стал говорить, что голову нужно мыть шампунем, ведь в бассейне хлорка. Он налил одному мальчику в руку шампунь, но тот испугался и убежал. Остальные тоже выбежали из душевой. Этим ребятам по восемь лет, они постарше. А Артему всего пять, он растерялся. Остался наедине с тем мужчиной. Внук рассказал страшные вещи. Говорит: «Дядя намылил мне голову. Шампунь сильно щипал глаза. Я начал кричать, но он сказал: „Не кричи, или прирежу тебя“. Закрыл мне рот. Я просил его: „Дядя, не надо“. Он начал меня мять. Щипал сисю, потом живот и ниже… Я плакал, но он не отпускал. Потом обнял меня и спросил: „Скажи, ты меня любишь? Вот я тебя сильно люблю“. Стал щипать меня за спину. Потом схватил меня за попу и говорит: „Стой тихо. Я тебе сейчас поставлю одну палочку, чтобы ты никогда не болел“. Я не видел, что-то была за палочка. Но попа болит… Еще он давал мне горячий чай из термоса. Налил мне этот чай в рот, но он был невкусный, и я его выплюнул…»

— Если бы я знала, что происходило в душевой, ей-Богу, убила бы этого человека на месте, — плачет Татьяна. — У сына на попе остался след. Там было покраснение и как будто содрано ногтем. Я в слезах начала звонить тренеру. Выслушав меня, он сказал немедленно вызвать полицию и отвезти ребенка в больницу. Приехавшие на вызов полицейские допросили Артема и повезли нас в спорткомплекс. Увидев, куда мы приехали, сын разрыдался, не хотел выходить из машины. Но полицейские настаивали, и пришлось нести его в спорткомплекс силой.

— Вы показывали сына врачам?

— Да, отвезла его в детскую больницу, куда нас направили. Но я была растеряна и не знала, что ребенка сразу нужно было вести к проктологу. Мы попали к дежурному хирургу, который даже не стал его осматривать. Глянул и сказал: мол, вроде бы все нормально. Добавил, что этим должен заниматься судмедэксперт, и даже нигде не записал, с какими жалобами мы обратились. Тем временем благодаря тренеру и руководителю спорткомплекса мы хотя бы узнали, что за мужчина находился вместе с Артемом в душевой.

— Для меня это был шок, — признается тренер Артема Юрий . — Я знаю Артема и могу точно сказать, что ребенок придумать такое не мог. Мы выяснили, что в тот день в бассейне было всего трое взрослых: одна женщина и двое мужчин. Благодаря установленным в коридорах камерам видеонаблюдения без труда установили, кто из них находился в душевой вместе с Артемом. Нам этот человек знаком. Раньше, при прежнем руководстве, он работал в нашем спорткомплексе юристом. С тренерами общался редко, в основном занимался бумагами. Не могу сказать, что в коллективе его любили. Но подобных вещей за ним не замечали. Один раз только был случай, когда мы из-за отсутствия горячей воды отправили детей погреться в сауну. Это было три или четыре года назад. Но дети выбежали оттуда замерзшие и расстроенные. Сказали: «Нас выгнал дядя». Этим дядей оказался этот юрист. Он говорил, что сидел в сауне с какими-то бумагами, а дети ему помешали.

— По словам сотрудников, этот человек всегда вел себя заносчиво и высокомерно, — рассказал «ФАКТАМ» директор спорткомплекса Андрей . — Раньше он работал в районной прокуратуре. Затем стал юристом. Даже после увольнения из спорткомплекса продолжал плавать в бассейне. Говорил, что это место для него родное. Мы и подумать не могли, что может произойти такое ЧП. Я сразу отдал следователю полиции записи камер видеонаблюдения, предложил свою помощь. В полиции сказали: «Не вмешивайтесь, мы все сделаем сами». Но, честно говоря, активной работы с их стороны я не заметил, ведь случай с Артемом произошел еще в марте. Сейчас от нас скрывают какую-либо информацию.

— Человек, который был в душевой вместе с Артемом, с тех пор бывал в спорткомплексе?

— Что вы, конечно, нет. Уверен, он больше никогда здесь не появится. А если и придет, его никто не пустит.

Что же видели другие дети? По словам пятилетнего Артема, они выбежали из душевой после того, как «дядя предложил им намылить голову шампунем». Мама одного из мальчиков это подтвердила:

— Я ждала своего сына в холле. Когда он вышел, рассказал, что в душе была очень странная ситуация. То, что моего сына там моет какой-то чужой дядя, естественно, мне не понравилось. Мы дали показания полиции.

Родители других мальчиков от комментариев журналистам отказываются.

— Они признались мне, что боятся огласки, — говорит Татьяна. — Хотя с их детьми этот человек как раз не успел сделать то, что сделал с моим сыном. Мама одного из мальчиков вообще сказала мне: «Зачем это поднимать? Ваш ребенок ведь жив, а это главное». Нужно ли говорить о том, что сын теперь боится ходить один и по ночам до сих пор просыпается с криком: «Дядя!»? Психологи, которым я показывала ребенка, говорят, что ему была нанесена тяжелая психологическая травма взрослым мужчиной.

— Что показала судебно-медицинская экспертиза?

— Это очень странно, но я до сих пор не знаю ее результатов. Хотя прошло уже три месяца.

Журналистам телепрограммы «Говорить Україна» на телеканале «Україна», которые ездили на место событий и проводили собственное расследование, узнать результаты экспертизы тоже не удалось. Зато, будучи в Харькове, они нашли мужчину, который находился в душевой вместе с пятилетним Артемом. В комментарии не на камеру (который, однако, удалось записать) он отрицал все обвинения и не скрывал, что в городе он человек довольно влиятельный:

«Меня знают все и везде. Поймите меня правильно. Очередь людей из прокуратуры области — моих друзей. Никто никогда не скажет вам в этом городе, что я — ненормальный человек. Меня все уважают. Прокуратура сказала — да, мы все понимаем, вы нормальный человек. Мы тебя знаем 40 лет…»

— Мы случайно встретили этого человека в областной прокуратуре, куда приехали за комментарием, — рассказала «ФАКТАМ» журналист продакшн IVORY films (снимает социальное ток-шоу «Говорить Україна» для канала «Украина») Наталья Торжевская . — Сначала он убежал от камеры. Но, когда вышел из прокуратуры, согласился поговорить. То, что он сказал, вы слышали. Мужчина отрицает свою вину и абсолютно уверен в том, что ему ничего не будет. Мне он показался человеком властным и жестоким. Например, он сначала называл свою жену принцессой и своим вдохновением, а потом резко говорит ей: «Заткнись, я сказал!» С его женой мы тоже пообщались. Женщина смеялась над нашими попытками что-то доказать. Они оба уверены, что эта история ничем не закончится. Изучая биографию мужчины, мы выяснили, что после ухода из прокуратуры он занялся адвокатской практикой. И, кстати, не раз выступал адвокатом в делах о педофилии. А на одном из телеканалов несколько лет назад выступал в качестве эксперта по таким делам.

Разбираясь в этом деле, «ФАКТЫ» пытались дозвониться до человека, который находился в душевой вместе с пятилетним Артемом. Дозвонились до его супруги, которая сказала нам следующее:

— По данному делу идут следственные действия. Есть два уголовных дела. Одно из них — за разглашение тайны следствия. И пока не будет принято процессуального решения по одному и второму делу, советую вам: не лезьте, это неправильно. Мы не имеем права ничего разглашать. Я больше вам ничего говорить не буду. Мы отказываемся от комментариев по той причине, что хотим жить и работать в правовом поле. Мы никуда не жалуемся. Сейчас все в руках правоохранительных органов. Наше с супругом мнение — что все это какая-то бесовщина…

Чтобы лучше донести до читателя позицию мужчины, процитируем его официальный ответ программе «Говорить Україна».

«Я возмущен этими страшными обвинениями. Моей репутации нанесен удар. Она (мать Артема. — Авт .) пишет жалобы на меня во все инстанции: омбудсмену, руководству прокуратуры. Это давление на меня. Я не понимаю, почему все это происходит. Это чертовщина. Это страшные преступления: клевета, необоснованное обвинение меня как человека. Нет ни одного доказательства того, о чем она говорит. Я вынужден защищаться. Ставлю вопрос об открытии уголовного дела по статье 383 Уголовного кодекса Украины за умышленное обвинение человека в совершении преступления. Я буду обращаться к руководству Нацполиции Украины, чтобы они решили вопрос об открытии уголовного дела за умышленное разглашение материалов досудебного расследования без согласия следственного прокурора. Она грубо нарушает закон. Она топчет мое доброе имя, на которое я работал всю жизнь».

В прокуратуре Харьковской области журналистов заверяли, что ни «доброе имя» этого человека, ни его влиятельное положение в обществе на ход расследования не повлияют.

— В своих заявлениях мама мальчика четко указывает на определенного человека, — сказала телеканалу «АТН Харьков» пресс-секретарь прокурора Харьковской области Вита Дубовик . — Это адвокат. Действительно, раньше он работал в органах прокуратуры. Но это никак не повлияет на ход расследования. Если эксперты покажут, что он действительно осуществил развратные действия по отношению к несовершеннолетнему, будет подписано подозрение. На данный момент расследование проводит полиция по части 2 статьи 156 — развратные действия по отношению к несовершеннолетнему. Максимальная санкция по этой статье — до восьми лет лишения свободы. Самое главное сейчас — получить результаты экспертизы и иметь понимание того, что именно произошло с ребенком в бассейне.

Но когда же будут эти результаты экспертиз? Ведь с момента случившегося и так уже прошло три месяца. Вот что «ФАКТАМ» на этот вопрос ответили в пресс-службе полиции Харьковской области:

— Экспертизы, которые были назначены, проводятся достаточно длительный период времени, могут продолжаться несколько месяцев. Пока результатов нет. Как только они будут, мы сообщим.

Пока маме Артема известно заключение только предварительной психологической экспертизы, в которой сказано: «развратные действия со стороны мужчины по отношению к ребенку имели место».

«ФАКТЫ» будут следить за развитием событий.

Согласно актуальным исследованиям, в Германии каждый шестой ребенок становился жертвой травли или, как это еще называют, моббинга. Однако в реальности с агрессией сталкивался каждый второй ребенок. Что могут сделать родители для того, чтобы защитить своих детей от моббинга? И как им распознать, что их ребенок стал жертвой травли?

Что такое моббинг?

Моббинг – это агрессивные действия, которые могут в течение долгого времени осуществляться по отношению к определенному человеку. Это могут быть угрозы, оскорбления, насильственные действия.

Есть ли типичные жертвы травли?

Карстен Шталь, бывший телеведущий (передача Privatdetektive im Einsatz) ежедневно общается с жертвами моббинга, уже три года активно посещает школы Германии и оказывает помощь школьникам. В марте 2018 года он выпустил книгу, посвященную теме травли: «Ты преступник, ты жертва. Быть сильным против насилия и травли» (Du Täter, Du Opfer. Stark gegen Mobbing und Gewalt).

«Каждый может стать жертвой травли. Неправильная футболка, какой-то талант, изъян или физический недостаток – есть множество причин, по которым человек может стать жертвой моббинга. Часто жертвами становятся потенциальные аутсайдеры, которые не могут должным образом защититься от насмешек», – сообщает Шталь.

Как понять, что мой ребенок подвергается травле?

«Многие дети не осмеливаются говорить об этом. Кроме того, нередко агрессоры заставляют их никому не говорить о случившемся, угрожая насилием. Поэтому родителям нужно внимательно следить за своими детьми», – советует эксперт.

Нужно обращать внимание на следующие моменты: изменилось ли поведение ребенка за последнее время? Если да, в какую сторону? Приводит ли он друзей домой? Его приглашают на детские праздники и дни рождения? Придумывает ли он отговорки, чтобы не пойти в школу? У него хороший аппетит?

Если у вас есть подозрение в том, что ваш ребенок стал жертвой травли, поговорите с ним и расскажите о своем опыте. Возможно, после этого он решится рассказать о той ситуации, которая произошла или происходит с ним.

Важный момент: советы вроде «Не провоцируй их» или «Не обращай на них внимания» не работают. Подобное пассивное поведение, наоборот, провоцирует агрессоров. Проблема может быть решена, если те, кто издеваются над ребенком, поймут, что за ним стоят взрослые, и что они могут вмешаться.

С моббингом нужно бороться там, где он происходит. Например, в школе. Родители должны обязательно пообщаться с учителями, директором школы. Если руководство школы не реагирует не проблему, пообщайтесь с другими родителями, объединитесь с ними.

Что делать, если мой ребенок – тот, кто унижает других учеников?

В таком случае нельзя бездействовать. Найдите причины агрессивного поведения ребенка: возможно, у него проблемы, или раньше он сам был жертвой травли, а теперь решил отомстить. Поговорите с ним и объясните, что насилие и унижение – это не выход, более того, такое поведение нарушает закон и может повлечь за собой последствия.

Должны ли родители пострадавшего от травли ребенка пообщаться с родителями ребенка-агрессора?

Ни в коем случае! Родители виноватого ребенка будут либо защищать его, либо накажут, что сделает его более агрессивным или покажет ему, что наказание – это правильная модель поведения. Из-за этого жертву будут еще больше подвергать насмешкам и унижению.

У моего племянника десяти лет такая проблема: его очень сильно обижали в школе. Родители перевели его в другую - и там, похоже, ситуация начинает повторяться, он становится изгоем. В прошлом году он ездил в детский лагерь - там тоже были проблемы, пришлось даже забрать его раньше срока. При этом, насколько я могу наблюдать его, когда бываю у своей сестры (мамы мальчика), он совершенно нормальный парень, ну, может, только очень скромный. Сестра переживает - может быть, это она допустила какие-то ошибки в воспитании? Что делать в этой ситуации? Алла

Дмитрий ТЮТТЕРИН, педагог:

В один совсем не прекрасный день вы поняли, что ваш ребенок в коллективе становится изгоем, объектом для насмешек, что его травят и обижают. И так повторяется вне зависимости от коллектива, времени и места. Словом, проблема в самом ребенке. Родители в подобных ситуациях нередко задают себе вопрос: «В чем я ошибся? Где был не прав?» Попробуем описать несколько самых распространенных ошибок.

Спартанское воспитание. Если родитель, сам бывший жертвой в детстве, огорчен сложившимися обстоятельствами, то родитель-лидер, человек, многого добившийся в жизни, еще и ошарашен. Еще бы, с детства тренировать ребенка быть самостоятельным, общаться в новом коллективе, уметь постоять за себя - и в итоге получить размазню, которую все шпыняют. Это распространенная ситуация: интенсивные тренировки «сильной личности» зачастую приводят к обратному результату. Казалось бы, это противоречит нормальной логике: хочешь научиться бегать - бегай, хочешь стать уверенным в общении - общайся. Однако последователи такой логики часто забывают о достаточно простой вещи: нельзя научить всему и сразу. У ребенка (да и у любого человека) существует зона ближайшего развития, внутри которой он действует. Развитие происходит поступательно: сначала младенец учится переворачиваться, потом ползать, ходить, потом спускаться по лестнице. Так же и в общении - недостаточно ребенка бросать в жизненные ситуации, требующие от него решительности и мужества. Постоянные проигрыши только убедят его в несостоятельности. Это все равно как если бы вы учились драться, выходя ежедневно на ринг с боксером Валуевым. Все, чему бы вы научились, - получать по голове. Если вы хотите, чтобы ребенок вырос самостоятельным, придумывайте для него занятия по возрасту и развитию. Но главное - поддерживайте и приободряйте.

Зачастую за формированием из ребенка «сильной личности» стоит нежелание родителя принять своего ребенка таким, какой он есть. Это серьезная проблема самого родителя, не решив которую, не справиться с проблемами ребенка. Современная семья - не Спарта, где недостаточно сильных сбрасывали в пропасть. На ребенка нельзя просто закрыть глаза или решить переделать его по своему образу и подобию. Таким, какой он есть, его создал Бог, и, если вы попытаетесь вглядеться в этот прекрасный Божий замысел, вам захочется сделать все, чтобы воплотить его таким, каким ваш чудесный ребенок был задуман.

Недостаток витамина Л. Рассмотрим ситуацию в семье: ребенок возвращается домой, его спрашивают: как дела в школе? Он радостно начинает рассказывать. Родители вполуха выслушивают и возвращаются к своим делам. Грустный ребенок, чей рассказ на самом деле недослушали, уходит к себе. Теперь вообразите: ребенок рассказывает, что его кто-то обидел (ударил, дразнил). Родители сразу вскинутся - расспрашивать, жалеть, грозить обидчикам. Ребенок обласкан, накормлен, и на следующее утро папа сам отвел его в школу. И даже обидчика покарал, если повезет.

Ребенок быстро схватывает: чтобы восполнить нехватку родительского внимания и чувств, надо, чтобы тебя обидели. Надо быть жертвой. Дальше события развиваются столь стремительно, что первоначальный смысл затеи забывается: репутация жертвы и связанные с этим жизненные привычки вырабатываются практически сразу же. Родителям быстро надоедает сочувствовать и заступаться. Постоянное нытье и жалобы начинают раздражать, а ребенок все продолжает отчаянно пытаться привлечь к себе внимание.

Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо прежде всего внимательно наблюдать - не пытается ли ребенок с помощью жалоб манипулировать вами? И если все же пытается - прекратить поддержку его в ситуациях жалобы. Но вместе с тем стократно усилить поддержку в иных ситуациях. Ведь его манипулирование - всего лишь сигнал, что ему не хватает вашего внимания, поддержки, любви.

Собственный пример. Однако что бы вы ни меняли в своем отношении - это не поможет, если в семье ребенка кто-то унижен, подавлен (например, мама папой или наоборот), если родителей унижают соседи или родственники, а они ничего не предпринимают. Или, наоборот, провоцируют конфликты хамством и грубостью. В таком случае, даже не испытывая внутренней потребности в том, чтобы оказаться жертвой, ребенок все же ведет себя так, автоматически копируя схему поведения старших.

Чтобы вырастить красивое и сильное растение, требуется хороший уход, полив, подпитка удобрениями. И солнце, к которому надо тянуться. Так же и ребенок: если вы хотите, чтобы он перестал быть жертвой, дайте ему вашу любовь, внимание и поддержку. И покажите ему пример здоровых отношений. А бросать его сразу в сухую землю со словами «ему все равно жить в этом мире - пусть привыкает» - просто-напросто способ отделаться от ребенка. Ведь мы с вами знаем, что происходит с семенем на дурной почве, правда?

Евгения ПАЙСОН, психолог:

Ребенок-жертва - это сплав особенностей характера, темперамента и родительского воспитания. Поговорим о трех основных группах детей-жертв.

Бейте меня, бейте! Я ничего не стою! Первая группа - это дети с так называемым виктимным поведением, поведением жертвы. В таком случае ребенок уже своим видом говорит: я плохой, я ничего не стою, меня можно обижать. Как формируется такая самооценка? Во-первых, есть дети высокой тревожности, которые постоянно беспокоятся о правильности своих действий. Если ребенок двадцать раз за день спрашивает маму: «Мамочка! Я тут чашку поставил, я хорошо сделал?»; «А вот я написал - я хорошо написал?», родителям это, конечно, быстро надоедает, и они отмахиваются от ребенка. Не получая поддержки, ребенок решает, что он поступает плохо, просто мама не говорит, потому что не хочет его расстраивать. Во-вторых, это дети, воспитанные в семьях, где их старались не хвалить. Существует ложное мнение, что похвала препятствует личностному росту. В-третьих, это дети из семей с гиперопекой или гипоопекой. Гиперопека создает человека, разуверившегося в своей самостоятельности и умениях что-то делать самому. А гипоопека действует так, что недостаток внимания, контакта ребенок принимает на свой счет: я плохой. И в-четвертых, если ребенок и в семье козел отпущения, если на него кричат и поднимают руку, то он и в любом другом коллективе позволит к себе так относиться.

Скорректировать заниженную самооценку проще, чем завышенную. Не стоит бояться ее поднимать, на самом деле заниженную самооценку невозможно поднять слишком высоко. Одно из решений проблемы - давать детям ответственную работу, дать им возможность заниматься какими-то значимыми делами. Другое решение - перевести ребенка в такую школу, где он мог бы проявить себя, мог бы убедиться, что он что-то умеет, что-то может, чем-то ценен и где бы его уважали.

Самое страшное время для детей-жертв - это подростковый возраст, примерно с пятого по десятый класс. Потом с проблемой справиться проще. Если она не изжита, взрослый человек может найти выход: выбрать себе работу со свободным режимом или сменить коллектив, если в нем начались конфликты. Взрослые люди (бывшие «жертвы») с заниженной самооценкой нередко осознают свою проблему и пытаются ее решить с помощью психолога. Для них понятно, что если «я - плохой», то, значит, проблема во мне. И работа в этом направлении не быстро, но все же дает свои положительные результаты. Кроме того, с возрастом человек все больше отдаляется от семьи, которая как-то его «занижала», попадает в ту среду, где его будут ценить, уважать и любить. Успешное замужество и женитьба часто решают вопрос заниженной самооценки. У женщин огромную роль в этом играет рождение детей.

Я - звезда! Вы ничего не стоите! Вторая категория - это дети со слишком завышенной самооценкой. Они всем своим видом говорят: я самый лучший, а все остальные ничего не стоят. Возможно, этот ребенок действительно обладает какими-то исключительными способностями, но его отношение к окружающим («вы - ничто!») выводит его за рамки детских системных отношений.

Ребенок с завышенной самооценкой, как правило, получает сильную поддержку взрослых в семье, им все восхищаются. Чаще всего это дети из благополучных семей, нередко такой ребенок - единственный в семье. Он привык быть центром внимания. Такой ребенок к семи годам уже искренне уверен, что он все делает лучше, чем другие. «Не будьте тупицами, делайте то, что я вам говорю!» Таким детям гораздо сложнее помочь. Если они внезапно поймут, что вовсе не являются центром вселенной, может произойти катастрофа. Поэтому работа с такими детьми начинается с работы с их родителями. Именно родители должны выбирать ребенку адекватное окружение. Если он лучший в своем классе и ему все легко дается, можно попытаться перевести его в другой класс посильнее, чтобы он почувствовал, что ему «есть куда расти», или поискать ему дополнительные занятия.

Если проблема не решена, то опыт душевных травм может привести взрослого человека с завышенной самооценкой к убеждению, что он один прав, а другие всегда ошибаются. Такой человек не признает своих ошибок, он не увидит свою проблему, ведь проблема, как он считает, не в нем, а в его окружении. Поэтому человек живет с убеждением, что он жертва, жертва обстоятельств.

Ребенок - «звонок». Существуют дети, которые болезненно реагируют на обиды и оскорбления. Такая резкая реакция вызывает у других детей желание обидеть его еще раз. Как звонок: нажимаешь на него - звенит. Интересно! А если «нажать еще раз» - еще раз толкнуть, обозвать, стукнуть? «Зазвенит»? А если ожидаемой реакции не следует - обидчикам быстро надоедает впустую «нажимать на кнопку». В данном случае родителям нужно заниматься выработкой у ребенка правильной реакции на оскорбления. Обычно бывает, что родители, особенно папы, советуют ребенку давать сдачи обидчикам. Что же получается? Ребенка обозвали, а он палкой в ответ, и кто будет виноват? Ответ очевиден. Как тогда поступить? Тебя обозвали - ответь, только сделай это не так, чтобы получалось «дурак - сам дурак». Родителям стоит помочь ребенку заранее подготовиться и продумать, что можно ответить обидчику.

Школьная дедовщина. Но дело не только в детях и их родителях. В том, что в классе есть ребенок-жертва, может быть виноват и учитель. Как в армии для плохого командира, которому не хочется заниматься обучением и взращиванием молодых, удобна дедовщина, так и бывают учителя, которые поддерживают своего рода дедовщину в классе - управлять и манипулировать запуганными детьми с помощью любимчиков легче. Советую родителям, у которых есть дети - потенциальные «жертвы» или дети с особенностями, внимательно выбирать школу и учителя. Не нужно искать «заслуженного учителя», нужно найти человека, который поможет каждому ребенку найти свое место в классе и поможет избежать травли тех, кто не похож на других.

Британская выпускница Шэннон Парцифер не пошла на школьный выпускной из-за нападок одноклассников. Когда ее мать выложила снимок дочери в платье в соцсети, чтобы девушка хотя бы виртуально поприсутствовала на празднике, история школьной травли попалась на глаза байкерам. В итоге выпускной девушка встретила в их компании: байкеры помогли устроить для нее праздник вдали от агрессии одноклассников. На импровизированный праздник пришло больше ста родственников и друзей девушки, а сама она даже сумела прокатиться на настоящем байке.

Но байкеры спасают от моббинга (от англ. mob — толпа) не каждую выпускницу. Собеседница Sputnik Анастасия через годы после окончания школы вспоминает учебу в средней школе. Перейдя в новый класс, девушка столкнулась с неприятием такой силы, что за нее пришлось вступиться учителю физкультуры.

"В школе меня "зажимали" ребята, в какой-то момент физрук неверно расценил действия одного из моих одноклассников и разбил ему нос. Но дальше спортзала эта история не пошла. Девочки же были разделены на группки — гламурные и оторвы. Первые не обсуждали ничего, кроме вещей и мальчиков, а вторые курили, пили, гуляли. Я совсем выбивалась из этих компаний. Теперь на одной из встреч выпускников многие извинялись за прежнее поведение", — рассказала Анастасия.

О буллинге и моббинге, проще — травле, в школе корреспондент Sputnik побеседовала с психологом Анной Ромашко, работающей в одной из минских гимназий.

Травля — заслуга взрослых

Может ли ребенок, который подвергся нападкам, самостоятельно обратиться к учителю с жалобой или учителям приходится выявлять такие случаи самостоятельно? И как в таком случае учителю распознать травлю в классе?

- Распознать порой очень сложно, так как зачастую травля носит скрытый характер. Учителю нужно быть достаточно хорошо информированным об этой проблеме, правильно реагировать и понимать, что причина травли не в особенностях ребенка, на которого нападают, и не в агрессивности одного или нескольких детей, а в характере отношений между детьми в коллективе.

Риск оказаться жертвой травли увеличивается для тех детей, которые тревожны, не уверены в себе, и тех, у кого нет друзей в коллективе.

Травля может начаться практически на пустом месте. Абсолютно любая характеристика человека может стать причиной травли. И это желание найти повод и излить свой гнев на

невинного, отличного от толпы, часто является заслугой взрослых, не научивших детей справляться со своими эмоциями и терпимо относиться к другим.

Учителю нужно быть внимательным к таким проявлениям поведения учащихся: окрики, общение на повешенных тонах, высмеивание, социальная изоляция, игнорирование, распространение разнообразных слухов и сплетен, клевета, унижение, обесценивание поступков и достижений, несправедливые обвинения, критика, выражающаяся как вербально, так и невербально, утаивание необходимой информации.

Ведь оправдать свои неудачи за счет кого-то, привлекая внимание к чужим недостаткам, является самым легким способом на пути достижения цели.

Но ребенок и сам может обратиться за помощью к педагогу. Все зависит от степени доверия между ними. Чаще с жалобами самостоятельно обращаются учащиеся начальной школы. Подростки, в большинстве случаев склонны считать себя ответственным за проявления травли. Чувство вины, заставляет ребенка замыкаться и на вопросы бурчать под нос: "Все нормально".

Как вести себя родителю, чей ребенок подвергся травле? И что делать родителю, ребенок которого стал агрессором?

- Родители часто в таких ситуациях начинают бояться, что они неправильно воспитывают ребенка, что им как-то надо воздействовать на него, чтобы "стал адекватнее", но это напрасные ожидания. Важно создавать для ребенка пространство вне школы, где он будет чувствовать себя принятым, нужным, успешным. Очень помогают группы поддержки, хобби, увлечения. Если родители выявляют серьезную травлю — конечно, нужно, не откладывая, идти к классному руководителю, педагогу-психологу, администрации учебного заведения. Важно принять меры для защиты ребенка от дальнейшей травли и четко обозначить свою позицию в отношении происходящего: "Это не допустимо!".

Ситуация травли очень травматична для всех ее участников. Иногда удается помочь, работая только с ребенком-жертвой или ребенком, который выступает в роли агрессора, но очень редко. Работая только с ребенком-жертвой можно помочь ему справиться с конкретной ситуацией, но нельзя исключить повторения или продолжения травли в том или ином виде. В подавляющем большинстве случаев требуется контакт и работа со всеми участниками и свидетелями травли. В некоторых случаях бывает невозможно помочь в условиях конкретного класса, и тогда приходится рекомендовать родителям перевести ребенка-жертву травли в другой класс или другое учебное заведение.

Если школьник был объектом насмешек в школе, как это отразится на его будущей жизни и возможно ли, что бы такой факт прошел бесследно с выпускным вечером?

- Насилие, проявляющееся прямо или косвенно, всегда травматично. В зависимости от психической устойчивости и наличия поддержки со стороны семьи и значимых взрослых дети выходят из ситуации травли с меньшими или большими потерями, формируется отношение к себе и людям в будущем. Подросток может получить конструктивный опыт, если взрослые занимают твердую позицию неприятия любых видов издевательств, если не только декларируют, но и сами следуют четким правилам поведения, конфликты

внимательно обсуждаются, разъясняются, не поощряется нездоровая конкуренция между учениками, взращивается терпимость по отношению к различиям между людьми.

Для меня примером-иллюстрацией является сюжет произведения Владимира Железникова "Чучело", в котором понятен механизм травли и отлично прорисованной схема: новенькая в классе становится жертвой травли, так как своим появлением смещает иерархическую структуру сформировавшейся группы детей, есть лидер, стоящий несколько в стороне и явно или исподтишка направляющий более податливых соучастников. Кстати, фильм Ролана Быкова, снятый в 1983 году, благодаря подбору актеров и таланту режиссера, не потерял свою актуальность и в настоящее время.

Не отмахивайтесь от детских жалоб, не жалейте времени на разговоры и объяснения, совместный просмотр знакомых фильмов или поиск увлекательного хобби.

Не сам виноват

Собеседница Sputnik Анастасия из опыта школьного моббинга сделала один вывод — ее дети никогда не услышат от нее "сами виноваты".

"То, что вспоминается, чаще всего вызывает улыбку с высоты лет. Своих детей могу научить, как себя вести, на опыте. Разумеется, в подростковом возрасте люди сталкиваются с проблемой становления личности, и взрослым нельзя от этих проблем отмахиваться. Нужно быть рядом с детьми, чтобы они могли почувствовать, что есть родительские плечи и отец и мать в любой ситуации будут за своего ребенка и не предадут его "ты сам виноват", — резюмировала собеседница агентства.

Введите e-mail адрес:

Очень важно научить ребенка принимать личную ответственность за то, о чем он думает, что чувствует и как ведет себя, чтобы он шел по жизни, не считая себя жертвой плохих людей и неблагоприятных обстоятельств. Даже тогда, когда ребенок сталкивается с трудностями, давайте ему возможность проявлять психологическую устойчивость и мужественно переносить свои неудачи.

Если вы видите наличие у ребенка тревожных признаков развития комплекса жертвы или хотите предотвратить его отношение к себе в стиле «бедный я», используйте семь шагов, описанных в данной статье, чтобы способствовать укреплению уверенности ребенка в своих силах.

1. Создавайте семейные традиции благодарности

Благодарность удерживает от жалости к себе. Проводите время с ребенком в разговорах о том, за что вы ежедневно благодарите судьбу. Даже когда вы сталкиваетесь с трудностями, демонстрируйте пример признательного отношения.

Создавайте ежедневные семейные традиции, которые помогут вашему ребенку осознать все то, за что он должен испытывать чувство благодарности. Вот несколько идей:

  • во время ужина попросите ребенка рассказать о лучшей части его дня;
  • перед сном попросите его назвать три хороших события, которые произошли сегодня;
  • создайте дома стенд благодарности и добавляйте записи о том, за что вы благодарны сегодняшнему дню.

2. Учите ребенка преобразовывать негативное мышление

Некоторые дети имеют более мрачное и пессимистичное видение мира, чем другие. Но с небольшой помощью они могут узнать о том, что их негативные мысли не всегда верны, а зачастую и вовсе являются ошибочными.

Помогайте ребенку «успокаивать» его негативное мышление, находя исключения из правил. Если он говорит: «Я никогда не делаю ничего интересного», напомните об интересных занятиях, в которых он недавно участвовал. Если он говорит: «Я никому не нравлюсь», укажите ему людей, которые его любят.

3. Учите ребенка справляться с неприятными эмоциями

Научите ребенка бороться с такими неприятными эмоциями, как страх, тревога, гнев и печаль. Дети, обладающие здоровыми навыками управления эмоциями, реже воспринимают свои мелкие неудачи как большие катастрофы. Ребенок, который уверен в своей способности справляться с разочарованием, покидая детскую площадку, не станет утверждать, что жизнь к нему несправедлива.

Дисциплинируйте поведение вашего ребенка, но не его эмоции. Пусть он знает, что его эмоции нормальны, естественны и правомочны, но важно уметь справляться с ними социально приемлемым способом. Учите ребенка грамотно выражать свои чувства и не позволяйте ему жалеть себя каждый раз, когда он расстраивается.

4. Учите ребенка навыкам решения проблем

Дети, которые не владеют навыками решения проблем , чаще исповедуют пассивный подход к жизни. Ребенок, который не знает, как выполнить домашнее задание по математике, может смириться с плохими оценками, даже не пытаясь найти решение. А ребенок, который не вошел в состав футбольной команды, может сделать вывод, что он ужасный спортсмен.

Учите ребенка решать проблемы . Ребенок, который, сталкиваясь с трудностями, принимает необходимые меры, вряд ли когда-либо будет рассматривать себя в качестве беспомощной жертвы. Дети с хорошими навыками решения проблем не позволяют маленьким неудобствам превратиться в большие препятствия.

5. Учите помогать другим людям

Дети часто думают, что их проблемы самые большие в мире. Покажите им, что есть много других людей, с гораздо бо́льшими проблемами, тем самым вы поможете детям увидеть, что каждый человек в этой жизни сталкивается с трудностями. Помощь другим людям демонстрирует ребенку, что, независимо от его возраста и от тех проблем, которые он испытывает, он способен быть полезным кому-то еще.

Ребенок может работать волонтером на кухне для бездомных, помогать пожилому соседу при работе во дворе или участвовать в проекте по сбору средств на какое-то доброе дело. Пусть ваш ребенок регулярно принимает участие в общественных работах, чтобы он понимал, как можно сделать мир лучше.

6. Учите навыкам ассертивности*

Говорите ребенку о том, что он не должен быть пассивной жертвой. Если другой ребенок вырывает игрушку из его рук, помогите своему малышу научиться спокойно и вежливо требовать ее обратно. Если в школе его дразнит другой ребенок, учите ребенка достойно отвечать , что отобьет у обидчика желание продолжать, или же если другой ребенок пинает или толкает вашего, научите его обращаться за помощью к учителю.

Дети с развитыми навыками ассертивности могут сказать уверенно и четко: «Не делай так» или «Мне не нравится то, что ты делаешь». Воодушевите вашего ребенка использовать такие слова, и вы уменьшите вероятность того, что он станет жертвой.

7. Демонстрируйте способы справиться со сложными ситуациями

Наглядный пример – это прекрасный инструмент обучения, потому что дети учатся лучше всего тогда, когда у них есть возможность практиковать свои навыки воочию. Помогайте ребенку учиться избегать мышления жертвы, демонстрируя ему способы действия на упреждение развития ситуации в неблагоприятном направлении.