Чик стоял рядом с дядей Алиханом, продававшим сласти у входа на базар, когда с базара вышел Керопчик с тремя друзьями. Чик сразу почувствовал, что Керопчик и его друзья очень весело настроены и что это не к добру.

Они выпили на базаре чачи, и желание повеселиться настигло их у выхода с базара. Чик это сразу почувствовал.

– Хош имею пошухарить, – сказал Керопчик и остановился вместе с друзьями.

Слева от входа под навесом лавки стоял Алихан со своим лотком, набитым козинаками и леденцами, а справа от входа расположился чистильщик обуви Пити-Урия.

Только что прошел дождь. Пережидая его, Чик остановился под навесом возле Алихана, но уже сверкало солнце, и Чик собирался уходить домой, когда появился Керопчик со своими друзьями.

Небольшого роста, коренастый, Керопчик посмотрел вокруг себя своими прозрачными глазами безумной козы. Сначала он посмотрел на Пити-Урию, который барабанил щетками по дощатому помостику, куда клиенты ставят ногу, но под взглядом Керопчика перестал стучать.

Керопчик перевел взгляд на Алихана и, решив, что с Алиханом ему интереснее повеселиться, подошел к нему.

Чик почувствовал тревогу, но Алихан почему-то ничего не почувствовал. Высокий, сутуловатый, он стоял над своим лотком, уютно скрестив руки на животе.

– Салам алейкум, Алихан, – сказал Керопчик, еле сдерживая подпиравшее его веселье.

Чик понял, что Керопчик уже что-то задумал. Друзья его тоже подошли к Алихану, весело глядя на него в предчувствии удовольствия. Алихан и тут не обратил внимания на настроение друзей Керопчика.

– Алейкум салам, – отвечал Алихан на приветствие, голосом показывая неограниченность своей доброжелательности.

– Ты почему здесь торгуешь, Алихан? – спросил Керопчик, словно только что заметил его лоток.

– Разрешениям имеем, Кероп-джан, – удивляясь его удивлению, отвечал Алихан.

– Кто разрешил, Алихан?! – еще больше удивился Керопчик, подмигивая друзьям, уже корчившимся от распиравшего их веселья.

Алихан и на подмигивание его не обратил внимания.

– Милициям, Кероп-джан, – ответил Алихан, слегка улыбаясь чудаческой наивности Керопчика, – начальник базарам, Кероп-джан.

– У меня надо разрешение спрашивать, Алихан, – назидательно сказал Керопчик и легким толчком ноги опрокинул лоток. Стеклянная витрина лотка лопнула, и часть сладостей высыпалась на мокрую булыжную мостовую.

Керопчик и его друзья повернулись и пошли к центру города. Они шли, подталкивая Керопчика плечами и показывая ему, как это он здорово все проделал.

Алихан молча смотрел им вслед. Губы его безропотно шевелились, а в глазах тлела тысячелетняя скорбь, самая безысходная в мире скорбь, ибо она никогда не переходит в ярость.

Сердце Чика разрывалось от жалости и возмущения подлостью Керопчика и его друзей. О, если бы у Чика был автомат! Он уложил бы всех четырех одной очередью! Он строчил бы и строчил по ним, уже упавшим на землю и корчившимся от боли, пока не опустел бы диск!

Но не было у Чика никакого автомата. Он держал в руке базарную сумку и молча смотрел вслед удаляющимся хулиганам.

Алихан постоял, постоял и вдруг, опираясь спиной о стенку лавки, возле которой он стоял, сполз на землю и, сев на нее, стал плакать, прикрыв лицо руками и вздрагивая тощими сутулыми плечами.

Тема рассказа Искандера вынесена в заглавие. Какие синонимы мы можем привести к данному слову? (Возмездие, месть, кара, мщение и так далее.)

Составьте словосочетания со словами Месть и Возмездие . (Кровавая месть, жестокая месть, неотвратимое возмездие, заслуженное возмездие.) Сами словосочетания говорят о том, что человек обязательно должен нести наказание за совершённое зло. Возможно, что оно может быть и свыше.

Для дальнейшего анализа текста нам важно уяснить значение слов Месть и Возмездие .

Месть - это намеренное причинение зла кому-либо с целью отплатить за потери, обиды, страдания.

Слово Возмездие употребляется в тех случаях, когда существует субъективное, то есть личностное представление говорящего о справедливости отплаты, кары за причинённое, совершённое зло. Следует также объяснить значение слов, встречающихся в тексте: Пошухарить, истошный, чача, прикандехать, шкары, корочки .

Месть - явление сложное и противоречивое, его оценка во многом зависит от исторической эпохи, национальных и культурных традиций. Желание отомстить - очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно.

На что похожа месть?

(Месть похожа на пожар в лесу, на смерч, на бумеранг, на водоворот.)

Человек, испытывающий чувство мести, может оказаться в порочном кругу. Важно уметь выйти из него.

Каковы же проблемы, поставленные в тексте?

Круг проблем очень широк. Самая главная проблема - это проблема соразмерности цели и средств, проблема вечных человеческих ценностей: добра и зла, ответственности человека за свою судьбу и судьбу других людей, проблема человеческой личности в обществе.

Как в рассказе Чик приходит к пониманию того, что то унижение, которому подверг Керопчика Мотя, несоразмерно тому, что он совершил?

(Только тогда, когда он оказался свидетелем и соучастником происшедшего.)

Какое наказание придумал сам Чик для Керопчика?

(Сначала он хотел его расстрелять из автомата, затем избить до полного нокаута, затем поставить на колени.)

Обратите внимание на то, что тяжесть наказания становится всё меньше и меньше. Для выражения состояния своего героя автор использует восклицательные предложения. Чика охватила месть, он полон ярости. Тем более что он помнил обиду, которую Керопчик нанёс его брату.

Неужели можно обижать человека, если он мусульманин, негр, еврей или чеченец?

Чик помнил обиду, но когда сам стал невольным соучастником возмездия, произошедшее событие казалось не таким уж важным. Чику стало стыдно. Добрая душа Чика противилась унижению, наказанию, которому подвергал Керопчика Мотя. Он понял, что то наказание, которому подвергался Керопчик, слишком жестоко.

Какой вывод мы можем сделать?

(Нужно уметь соразмерять степень вины и возмездия.)

Ребята, а как решается проблема добра и зла? Можно ли при помощи зла дойти до добра?

(Конечно, нет! Ещё великий Шекспир говорил: “Путём зла не доходят до добра”. И эти слова мы взяли эпиграфом к данному уроку.)

Какие пословицы и поговорки, крылатые выражения можете привести?

(“Тот, кто сеет зло, пожинает раскаяние” - Саади; “Кто не карает зла, тот способствует, чтобы оно совершалось” - Леонардо да Винчи.)

Совершил ли добро Мотя? Почему он наказывает Керопчика? Важно ли ему было, чтоб Керопчик был наказан?

(Для Моти важно было показать, кто в городе хозяин. В Керопчике он увидел прежде всего своего соперника, который так же, как и он, может другим людям диктовать свои “правила жизни”.)

Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и за судьбу других. Пути Моти и Керопчика разошлись, хотя могли и сойтись. Мотя сел в тюрьму. Керопчик образумился, стал работать.

Не только образ Керопчика, но и образ Чика дан в развитии. Чик потерял интерес к людям с холодными стальными глазами, он стал их обходить стороной.

Произведение написано в жанре рассказа, и в этом есть преимущество. Острое, быстрое развитие сюжета позволяет ярче выявлять поступки и действия персонажей.

В систему образов входят главные герои - Чик, Керопчик, Мотя; второстепенные - Алихан, Пити-Урия, нервный домовладелец; эпизодические - военный, друзья Керопчика, лавочники и просто случайные люди.

Композиция и сюжет произведения позволяют ярче раскрыть образы главных героев. Действие завязывается, когда у выхода с базара появляется Керопчик и опрокидывает лоток Алихана.

Автор в начале рассказа использует приём антитезы: прошёл дождь, сверкало солнце, но на Алихана надвигались тучи. Дано также противопоставление образов Керопчика и Алихана. Керопчик - бездельник, Алихан - трудяга. Автор использует эпитеты: Керопчик - небольшого роста, коренастый, с прозрачными глазами безумной козы; Алихан - высокий, сутуловатый, с неограниченной доброжелательностью в голосе. Автор хотел сказать о том, что это совершенно разные по существу люди.

Далее развитие действия идёт по возрастающей. Чик жаждет мщенья. И вдруг неожиданно по толпе прошёл испуганный, благоговейный шелест. Появляется Мотя. Для описания внешности и поступков героя автор использует эпитеты Рослый, здоровый, неслыханная дерзость .

Автор второй раз использует приём ретроспекции. Мы знакомимся с прошлым Моти. Год назад он появился в городе и возвысился над местной приблатнённой мелкотой, совершая внезапные нападения на магазины. Мотя ходил в матросском костюме, с медалью «За отвагу», тяжёлыми шагами усталого хозяина. Но глаза его выражали всегда одно и то же - спокойный брезгливый холод. Дальше идёт психологизация образа. Глаза - зеркало души. Значит, и душа у него холодная. Используя метафору “тёмным путём”, автор хочет сказать, что он получил медаль нечестным образом.

Но ведь именно Мотя заступился за Алихана, за честного человека. Значит, и он честен? Нет! Это не заступничество, это борьба за влияние! Каждый ищет себе место под солнцем.

Кульминация - наказание Керопчика. А почему Мотя не говорит, за что? А разве Керопчик говорил Алихану, за что? Для Чика было очень важно, чтоб Керопчик знал, за что. Кульминация играет очень важную роль в становлении образа Чика. Он осознал всю тяжесть положения и Керопчика, и свою.

Чик, некогда восхищавшийся глазами Моти, вдруг понял, что глаза его выражали одно: человек достоин презрения, потому что он беззащитен против пули и ножа.

Сильно изменяется поведение Керопчика после того, как Мотя угостил его сигаретой. Автор использует символ. Сигарета - символ примирения. Выпитое вино тоже символ примирения. Произнесённый тост - тоже символ мира. Но главное в том, что Керопчик признал силу Моти. Нервный домовладелец льстит Моте, говоря, что город не так дрожит, когда пролетает “юнкерс”, как дрожит, когда проходит по его улицам Мотя. И он боится, и жена его испугалась. Но развязка наступила. Мотя наказан.

Обратим внимание на временную организацию текста. Время, которое в начале текста соответствует своему течению, начинает постепенно растягиваться для героя, время течёт слишком медленно, возмездие, по его мнению, должно свершиться как можно раньше, но оно затянулось. Конец рассказа примечателен тем, что время сжимается. Лето - зима, арест Моти. Керопчика два раза арестовывают по мелочам, он работает на базаре. Несколько лет - как одно мгновение. Время в тексте комбинируется, говорится о настоящем, о будущем и о прошедшем. Автор использует глаголы разного вида (совершенный - Появился, возвысился ; несовершенный - Заглядывал, кивал ).

Своеобразной является речь Моти. Он немногословен, больше действует, чем говорит: Положь, поди вымой, пошли, сымай, корочки, шкары . Предложения-приказания или же назывные предложения, неполные предложения с умолчаниями. Речь и Моти, и Керопчика пестрит жаргонизмами: Шкары, корочки, прикандехать, оттягивать . В тексте очень много восклицательных предложений. Они создают эмоциональный эффект. Соединение несочетаемых слов также создаёт выразительный эффект: Ненавидящие ранки, смертельное упорство .

Одно из ключевых значений в тексте имеют имена. Мотя - мот, мотает (мотает деньги, мотает срок в зоне). Чик, Керопчик - ассоциация с чем-то незначительным, несовершенным, несложившимся. И Чик, и Керопчик прежде всего ещё несложившиеся люди, они пока только копировали поведение других людей, в частности - блатных. Эти имена схожи скорее с прозвищами. Алихан - что-то большое, важное, значительное - хан. И именно на него подняли руку. Нельзя поднимать руку на труженика, честного человека, и вообще на другого человека.

Образ Моти антигуманен, сила его античеловечна. Мотя считает, что только такие, как он, имеют право на жизнь, других людей он презирает, хотя живёт за их счёт.

Чик, Керопчик сумели выйти из порочного круга, они изменились. А Мотя? Сможет ли он выйти из порочного круга? Вряд ли. А почему? У него холодное, ледяное сердце, он бездушен. Он не осознаёт своей вины. Он будет всегда прав. И это не позволит ему взглянуть на себя со стороны, оценить свои поступки. Он будет вертеться в порочном кругу. Что же, каждый выбирает сам. Выбор и за Мотей.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Нравственные проблемы в рассказе Фазиля Искандера «Возмездие» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    С чем сопоставляет поэт правду в первой строфе стихотворения, напоминающей былинный зачин? Какой показалась правда семерым братьям, увидевшим ее "со семи сторон"? Как соотносятся рассказы братьев о правде с ее описанием в начале стихотворения? Почему каждый из братьев "рассказывал правду по-своему"? Поэт сопоставляет правду с высокими горами, широкими степями, синими морями, людными городами, дремучими лесами. Правда настолько необъятна и широка, сложна, что каждый из братьев увидел ее по-своему, со своей стороны.
    Конец "нефтяной эпохи"? В Израиле создана альтернатива нефти из... воды и углекислоты! При этом учёные заявляют, что процесс изготовления "зелёного топлива" даже дешевле нефтедобычи и перегонки. Кроме того, не только его производство, но и массовое использование положительно скажется на глобальной экологии. Собственно говоря, уже в начале исследований специалистами Университета имени Бен-Гуриона перед собой ставилась задача не просто найти замену иссякающие на планете углеродные энергоносители. Речь с первого дня шла о
    Стихотворением "Анчар" А. С. Пушкин высказывает идею о всемогуществе человека, о том, что самую суровую и опасную природу человек может заставить служить собственным интересам. Одновременно он печалится о том, что своё могущество человек очень часто использует в целях разрушительных, не жалея для достижения результатов жизни других людей. Фактически он уподобляет земных владык - деспотов - этому анчару, убийственному растению с губительным ядом, которое непрерывно сеет вокруг себя смерть и разрушение.
    Типичным, свойственным только русскому постмодернизму явлением можно считать соц-арт. Соц-арт использует материал искусства соцреализма в качестве строительного. При этом действует принцип, вообще лежащий в основе постмодернизма, - принцип интеграции советской ментальности в бесконечную текстовую игру в качестве идеологических знаков. Соц-арт - искусство, работающее с идеями, символами, образом мышления (идеологемами) культуры советской эпохи. Как и постмодернизм в целом, соц-арт вбирает в себя соцязык - язык культуры соцреализма. Идеологические штампы, клише, лозунги
    В стихотворении отражена трагичность мироощущения поэтессы, обреченной на странничество вдали от родины, дисгармонию ее внутреннего состояния и окружающей жизни. Поэтесса постоянно повторяет: "все равно", "все едино": ни с кем нет душевного родства, ни к чему нет привязанности: "Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст", нет родины: "Тоска по родине! Давно разоблаченная морока!" С понятием родины связаны постоянно повторяющиеся однокоренные слова: роднее, родившаяся (душа), родимого (пятна). Для усиления ощущения чужбины
    Язык художественной литературы - своеобразное зеркало литературного языка. Богата литература - зна­чит богат и литературный язык. И не случайно созда­телями национальных литературных языков становятся великие поэты, писатели, например Данте в Италии, Пушкин в России. Великие поэты создают новые формы литературного языка, которыми затем пользуются их последователи и все говорящие и пишущие на этом языке. Художественная речь предстает как вершинное достижение языка. В ней возможности национально­го языка представлены в наиболее полном и
    Поэт обращается к сестре и обещает ей "пук стихов". Как вы объясните, почему эти слова автор выделил в стихотворении? "Пук стихов" - это очень много стихов, которые лицеист обещает сестре. Он хочет удивить ее своей поэтической щедростью, поразить мощью своего таланта. Какие синонимы использует поэт, говоря о себе, о своей сестре? Он более говорит о себе: "поэт младой", "мечты невольник милый", "твой друг", "чернец небогатый", а сестра, к которой он обращается, -

Главный герой произведения – мальчик по имени Чик.

Однажды Чик оказывается свидетелем погрома торгового киоска старика Алихана хулиганом Керопчиком, который решил развлечься со своими дружками.

Мальчик был обезоружен наглостью Керопчика и в его душе начала зарождаться жажда мщения. Тем более, ранее Керопчик жестоко оскорбил старшего брата Чика, который не стал обращать внимания на обидчика, а у Чика не получилось забыть неприятный случай.

Возле расстроенного старика и его разгромленной лавки моментально собралась толпа зевак, среди которых Чик увидел своего кумира – Мотю Деревянного, хладнокровного сильного юношу с пронзительными дерзкими глазами. Мальчик неоднократно наблюдал за Мотей во время его тренировок на спортивной площадке и восторгался его сильной накаченной фигурой.

Мотя решил выяснить, кто виноват в случившимся беспределе. Чик рассказал Моте о произошедшем бесчинстве на базаре и попросил его наказать Керопчика за обиженного старика.

Наступил день возмездия, и мальчик оказался в центре жестокого унижения Керопчика. Чик был настолько потрясен увиденным, что был не в силах сдвинуться с места. Мотя раздел Керопчика и издеваясь над юношей, нанес ему ножевую рану. Ошарашенный мальчик наконец-то пришел в себя и рванул, что было сил.

Бежал Чик не оглядываясь и в мыслях у него было только желание все поскорее забыть. Оказавшись дома, мальчик осознал, что чувство мести – плохая черта характера. Чик еще долго корил себя за необдуманный поступок.

После случившегося Мотя Деревянный оказался в тюрьме, а Керопчик освоил ремесло сапожника и стал тихо заниматься любимым делом.

Повествуя о произошедшем случае с мальчишкой, автор наглядно демонстрирует последствия, которые могут наступить, если человек окажется во власти мести.

Картинка или рисунок Возмездие

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Неизвестный солдат Рыбаков

    Сдав последний экзамен и окончив школу, Сергей Крашенинников приезжает в небольшой городок, к своему деду. Юноша начинает трудиться в строительной бригаде. Рабочие занимались проектировкой и возведением дорог

  • Краткое содержание Пелагея. Абрамов

    Повесть раскрывает нам судьбу обычной женщины. Произведение учит нас быть сильными, отважными, идти вперед не смотря ни на что. Но в жизни для героини не нашлось места: ни работы, ни личного счастья

  • Краткое содержание Мопассан Жизнь

    В семействе барона родилась дочь, её нарекли Жанна Ле Перюи. Получив строгое воспитание в монастыре, и покинув его после окончания, девушка окунулась с головой в новую жизнь.

  • Краткое содержание Ремарк Триумфальная арка

    Действие романа происходит во времена Второй мировой войны, во Франции. Главным героем выступает бежавший немецкий хирург Равик, который прошёл Первую мировую войну и тайно, без всяких документов и разрешения проживает во Франции

  • Краткое содержание Елисей, или Раздражённый Вакх Майкова

    Вакх – бог земледелия и виноградарства взял под своё покровительство питейный дом «Звезда». Жадные владельцы кабаков решили повысить стоимость хмельных напитков. Тем самым они хотели поставить в зависимость и самого Вакха

Чик стоял рядом с дядей Алиханом, продававшим сласти у входа на базар, когда с базара вышел Керопчик с тремя друзьями. Чик сразу почувствовал, что Керопчик и его друзья очень весело настроены и что это не к добру.

Они выпили на базаре чачи, и желание повеселиться настигло их у выхода с базара. Чик это сразу почувствовал.

– Хош имею пошухарить, – сказал Керопчик и остановился вместе с друзьями.

Слева от входа под навесом лавки стоял Алихан со своим лотком, набитым козинаками и леденцами, а справа от входа расположился чистильщик обуви Пити-Урия.

Только что прошел дождь. Пережидая его, Чик остановился под навесом возле Алихана, но уже сверкало солнце, и Чик собирался уходить домой, когда появился Керопчик со своими друзьями.

Небольшого роста, коренастый, Керопчик посмотрел вокруг себя своими прозрачными глазами безумной козы. Сначала он посмотрел на Пити-Урию, который барабанил щетками по дощатому помостику, куда клиенты ставят ногу, но под взглядом Керопчика перестал стучать.

Керопчик перевел взгляд на Алихана и, решив, что с Алиханом ему интереснее повеселиться, подошел к нему.

Чик почувствовал тревогу, но Алихан почему-то ничего не почувствовал. Высокий, сутуловатый, он стоял над своим лотком, уютно скрестив руки на животе.

– Салам алейкум, Алихан, – сказал Керопчик, еле сдерживая подпиравшее его веселье.

Чик понял, что Керопчик уже что-то задумал. Друзья его тоже подошли к Алихану, весело глядя на него в предчувствии удовольствия. Алихан и тут не обратил внимания на настроение друзей Керопчика.

– Алейкум салам, – отвечал Алихан на приветствие, голосом показывая неограниченность своей доброжелательности.

– Ты почему здесь торгуешь, Алихан? – спросил Керопчик, словно только что заметил его лоток.

– Разрешениям имеем, Кероп-джан, – удивляясь его удивлению, отвечал Алихан.

– Кто разрешил, Алихан?! – еще больше удивился Керопчик, подмигивая друзьям, уже корчившимся от распиравшего их веселья.

Алихан и на подмигивание его не обратил внимания.

– Милициям, Кероп-джан, – ответил Алихан, слегка улыбаясь чудаческой наивности Керопчика, – начальник базарам, Кероп-джан.

– У меня надо разрешение спрашивать, Алихан, – назидательно сказал Керопчик и легким толчком ноги опрокинул лоток. Стеклянная витрина лотка лопнула, и часть сладостей высыпалась на мокрую булыжную мостовую.

Керопчик и его друзья повернулись и пошли к центру города. Они шли, подталкивая Керопчика плечами и показывая ему, как это он здорово все проделал.

Алихан молча смотрел им вслед. Губы его безропотно шевелились, а в глазах тлела тысячелетняя скорбь, самая безысходная в мире скорбь, ибо она никогда не переходит в ярость.

Сердце Чика разрывалось от жалости и возмущения подлостью Керопчика и его друзей. О, если бы у Чика был автомат! Он уложил бы всех четырех одной очередью! Он строчил бы и строчил по ним, уже упавшим на землю и корчившимся от боли, пока не опустел бы диск!

Но не было у Чика никакого автомата. Он держал в руке базарную сумку и молча смотрел вслед удаляющимся хулиганам.

Алихан постоял, постоял и вдруг, опираясь спиной о стенку лавки, возле которой он стоял, сполз на землю и, сев на нее, стал плакать, прикрыв лицо руками и вздрагивая тощими сутулыми плечами.

Лавочник высунулся из-за прилавка и удивленно посмотрел вниз, словно стараясь разглядеть дно колодца, в который опустился Алихан.

– Дядя Алихан, не надо, – сказал Чик и, нагнувшись, стал подбирать леденцы и липкие от меда козинаки, сдувая и выковыривая из них соринки.

Чик подумал, что если их вымыть под краном, то еще вполне можно продать. Он собрал все, что высыпалось, и вложил обратно в лоток через пролом разбитого стекла. Он отряхнул руки, как бы очищая их от медовой липкости, а на самом деле показывая окружающим, что ничего не взял из того, что высыпалось из лотка. Он это сделал бессознательно, как-то так уж само собой получилось.

Вокруг Алихана сейчас столпились лавочники из ближайших лавок, знакомые и просто случайные люди.

– Он сказал: «Хош имею пошухарить», – рассказывал Пити-Урия вновь подходившим. – Я думал, ко мне подойдет, а он прямо подошел к Алихану…

И вдруг Чик почувствовал, что по толпе прошел испуганный и одновременно благоговейный шелест. Некоторые стали незаметно уходить, но некоторые оставались, шепча вполголоса:

– Мотя идет… Тише… Мотя…

По тротуару, ведущему ко входу на базар, шел Мотя Пилипенко. Это был рослый, здоровенный парень в сапогах и матросском костюме с медалью «За отвагу» на бушлате.

Год тому назад он появился в Мухусе и сразу же настолько возвысился над местной блатной и приблатненной мелкотой, что никому и в голову не приходило соперничать с ним. Считалось, что его и пуля не берет, и потому он имел прозвище Мотя Деревянный.

О его неслыханной дерзости рассказывали с ужасом и восхищением. Простейший способ добычи денег у него был такой. Говорят, он входил в магазин со своим знаменитым саквояжем, вызывал заведующего и, показывая на саквояж, тихо говорил:

– Дефицит… Закрой двери…

Заведующий выпускал покупателей, приказывал продавцу закрыть дверь и подходил к прилавку, куда Мотя ставил свой саквояж. Мотя осторожно открывал саквояж, заведующий заглядывал в него и немел от страха – на дне саквояжа лежали два пистолета.

Заведующий подымал глаза на Мотю, и тот, успокаивая его, окончательно добивал.

– Эти незаряженные, – кивал он на пистолеты, лежавшие в саквояже, – заряженный в кармане.

После этого заведующий более или менее послушно вытаскивал ящик кассы и вытряхивал его в гостеприимно распахнутый Мотей саквояж. Мотя закрывал саквояж и, уходя, предупреждал:

– Полчаса не открывать…

Так, говорили, он действовал в самом Мухусе и в окрестных городках.

Чик не только слыхал о Моте, но и довольно часто видел его. Дело в том, что недалеко от улицы, на которой жил Чик, был довольно глухой переулок и в конце этого переулка находились баскетбольная и волейбольная площадки. Между ними травянистая лужайка, на которой росла шелковица.

Мотя почему-то любил приходить сюда отдыхать. Он или спал на траве под деревом, или, опершись подбородком на руку, лениво следил за игрой, и его глаза выражали всегда одно и то же – спокойный брезгливый холод.

Фазиль Искандер

Возмездие

Чик стоял рядом с дядей Алиханом, продававшим сласти у входа на базар, когда с базара вышел Керопчик с тремя друзьями. Чик сразу почувствовал, что Керопчик и его друзья очень весело настроены и что это не к добру.

Они выпили на базаре чачи, и желание повеселиться настигло их у выхода с базара. Чик это сразу почувствовал.

– Хош имею пошухарить, – сказал Керопчик и остановился вместе с друзьями.

Слева от входа под навесом лавки стоял Алихан со своим лотком, набитым козинаками и леденцами, а справа от входа расположился чистильщик обуви Пити-Урия.

Только что прошел дождь. Пережидая его, Чик остановился под навесом возле Алихана, но уже сверкало солнце, и Чик собирался уходить домой, когда появился Керопчик со своими друзьями.

Небольшого роста, коренастый, Керопчик посмотрел вокруг себя своими прозрачными глазами безумной козы. Сначала он посмотрел на Пити-Урию, который барабанил щетками по дощатому помостику, куда клиенты ставят ногу, но под взглядом Керопчика перестал стучать.

Керопчик перевел взгляд на Алихана и, решив, что с Алиханом ему интереснее повеселиться, подошел к нему.

Чик почувствовал тревогу, но Алихан почему-то ничего не почувствовал. Высокий, сутуловатый, он стоял над своим лотком, уютно скрестив руки на животе.

– Салам алейкум, Алихан, – сказал Керопчик, еле сдерживая подпиравшее его веселье.

Чик понял, что Керопчик уже что-то задумал. Друзья его тоже подошли к Алихану, весело глядя на него в предчувствии удовольствия. Алихан и тут не обратил внимания на настроение друзей Керопчика.

– Алейкум салам, – отвечал Алихан на приветствие, голосом показывая неограниченность своей доброжелательности.

– Ты почему здесь торгуешь, Алихан? – спросил Керопчик, словно только что заметил его лоток.

– Разрешениям имеем, Кероп-джан, – удивляясь его удивлению, отвечал Алихан.

– Кто разрешил, Алихан?! – еще больше удивился Керопчик, подмигивая друзьям, уже корчившимся от распиравшего их веселья.

Алихан и на подмигивание его не обратил внимания.

– Милициям, Кероп-джан, – ответил Алихан, слегка улыбаясь чудаческой наивности Керопчика, – начальник базарам, Кероп-джан.

– У меня надо разрешение спрашивать, Алихан, – назидательно сказал Керопчик и легким толчком ноги опрокинул лоток. Стеклянная витрина лотка лопнула, и часть сладостей высыпалась на мокрую булыжную мостовую.

Керопчик и его друзья повернулись и пошли к центру города. Они шли, подталкивая Керопчика плечами и показывая ему, как это он здорово все проделал.

Алихан молча смотрел им вслед. Губы его безропотно шевелились, а в глазах тлела тысячелетняя скорбь, самая безысходная в мире скорбь, ибо она никогда не переходит в ярость.

Сердце Чика разрывалось от жалости и возмущения подлостью Керопчика и его друзей. О, если бы у Чика был автомат! Он уложил бы всех четырех одной очередью! Он строчил бы и строчил по ним, уже упавшим на землю и корчившимся от боли, пока не опустел бы диск!

Но не было у Чика никакого автомата. Он держал в руке базарную сумку и молча смотрел вслед удаляющимся хулиганам.

Алихан постоял, постоял и вдруг, опираясь спиной о стенку лавки, возле которой он стоял, сполз на землю и, сев на нее, стал плакать, прикрыв лицо руками и вздрагивая тощими сутулыми плечами.

Лавочник высунулся из-за прилавка и удивленно посмотрел вниз, словно стараясь разглядеть дно колодца, в который опустился Алихан.

– Дядя Алихан, не надо, – сказал Чик и, нагнувшись, стал подбирать леденцы и липкие от меда козинаки, сдувая и выковыривая из них соринки.

Чик подумал, что если их вымыть под краном, то еще вполне можно продать. Он собрал все, что высыпалось, и вложил обратно в лоток через пролом разбитого стекла. Он отряхнул руки, как бы очищая их от медовой липкости, а на самом деле показывая окружающим, что ничего не взял из того, что высыпалось из лотка. Он это сделал бессознательно, как-то так уж само собой получилось.

Вокруг Алихана сейчас столпились лавочники из ближайших лавок, знакомые и просто случайные люди.

– Он сказал: «Хош имею пошухарить», – рассказывал Пити-Урия вновь подходившим. – Я думал, ко мне подойдет, а он прямо подошел к Алихану…

И вдруг Чик почувствовал, что по толпе прошел испуганный и одновременно благоговейный шелест. Некоторые стали незаметно уходить, но некоторые оставались, шепча вполголоса:

– Мотя идет… Тише… Мотя…

По тротуару, ведущему ко входу на базар, шел Мотя Пилипенко. Это был рослый, здоровенный парень в сапогах и матросском костюме с медалью «За отвагу» на бушлате.

Год тому назад он появился в Мухусе и сразу же настолько возвысился над местной блатной и приблатненной мелкотой, что никому и в голову не приходило соперничать с ним. Считалось, что его и пуля не берет, и потому он имел прозвище Мотя Деревянный.

О его неслыханной дерзости рассказывали с ужасом и восхищением. Простейший способ добычи денег у него был такой. Говорят, он входил в магазин со своим знаменитым саквояжем, вызывал заведующего и, показывая на саквояж, тихо говорил:

– Дефицит… Закрой двери…

Заведующий выпускал покупателей, приказывал продавцу закрыть дверь и подходил к прилавку, куда Мотя ставил свой саквояж. Мотя осторожно открывал саквояж, заведующий заглядывал в него и немел от страха – на дне саквояжа лежали два пистолета.

Заведующий подымал глаза на Мотю, и тот, успокаивая его, окончательно добивал.

– Эти незаряженные, – кивал он на пистолеты, лежавшие в саквояже, – заряженный в кармане.

После этого заведующий более или менее послушно вытаскивал ящик кассы и вытряхивал его в гостеприимно распахнутый Мотей саквояж. Мотя закрывал саквояж и, уходя, предупреждал:

– Полчаса не открывать…

Так, говорили, он действовал в самом Мухусе и в окрестных городках.

Чик не только слыхал о Моте, но и довольно часто видел его. Дело в том, что недалеко от улицы, на которой жил Чик, был довольно глухой переулок и в конце этого переулка находились баскетбольная и волейбольная площадки. Между ними травянистая лужайка, на которой росла шелковица.

Мотя почему-то любил приходить сюда отдыхать. Он или спал на траве под деревом, или, опершись подбородком на руку, лениво следил за игрой, и его глаза выражали всегда одно и то же – спокойный брезгливый холод.

И глаза Моти (что скрывать!) были источником тайного восторга Чика. Чик знал, что именно такие глаза были у любимых героев Джека Лондона. Ни у одного из знакомых Чика не было таких глаз. Чик иногда украдкой всматривался в зеркало, чтобы поймать в глубине своих глаз хотя бы отдаленное сходство с этим выражением ледяного холода, и с грустью вынужден был признать, что ничего похожего в его глазах нет.

Может быть, дело в том, что глаза у Чика были темные? Кто его знает. Но до чего же Чик любил эти стальные глаза, выражающие ледяной холод или презрение к смерти. Иногда Чик думал: согласился бы он потерять один глаз, чтобы второй глаз стал таким? Чик не мог точно ответить себе на этот вопрос. С одной стороны, ему все-таки было бы неприятно становиться одноглазым, а с другой стороны, он не был уверен, что одинокий, хотя и источающий ледяной холод, глаз может производить то впечатление, которое производили глаза Моти. Мотя, конечно, не мог не заметить восхищенных взоров Чика, когда тот издали на спортплощадке любовался им, но, разумеется, Чик с ним никогда не разговаривал, тем более на эту тему. Однажды на спортплощадке Мотя хотел Чика послать за папиросами, но Чик не успел подойти, как один из мальчиков постарше Чика выхватил у него деньги и побежал сам.

И вот сейчас Мотя, сверкая своей медалью, приближался к ним. Говорили, что он эту медаль получил не на фронте, а каким-то темным путем. Чик этому почему-то не хотел верить, хотя одновременно и восхищался дерзостью, с которой Мотя носил эту медаль, если она не заслужена…

…Мотя подходил тяжелыми шагами усталого хозяина. Поравнявшись с толпой и не понимая, в чем дело, он остановился и сумрачно оглядел толпу. Толпа раздвинулась, и Мотя увидел Алихана, сидящего на земле и плачущего рядом со своим разбитым лотком.

– Кто? – спросил Мотя, с брезгливым холодком оглядывая толпу.

Взгляд его говорил: то, что вы не способны кого-нибудь защитить, это я и так знаю, но сделайте то, что вы можете сделать: назовите виновника.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.