Многие родители, в особенности мамы, сталкиваются с проблемой, чем занять своего ребенка в 10 месяцев? Ведь лучше развить навыки малыша, чем просто дать игрушки и ждать чуда. Многие детки в возрасте 10 месяцев уже умеют ползать, стоять у опоры, сидеть, поворачиваться, наклоняться, и даже делать свои первые шаги, и их в этом возрасте можно много чему научить.

В этом возрасте ребенок будет тянуться к новому познанию нашего мира, а это означает, что настала пора развивать карапуза, и чтобы это было не так скучно для него, лучше всего заниматься с ребенком развивающими играми.


Малыш в 10 месяцев активно изучает мир

Такие игры для вашего малыша в возрасте 10 месяцев, разовьют мелкую и крупную моторику рук, которая в дальнейшем поможет вашему малышу быстро и ловко справляться, к примеру с конструктором или мозаикой. Мелкая моторика развивает в ребенке в основном мышечные, нервные, а так же костные системы, но самая основная это зрительная система. Мелкая моторика это разнообразность мелких движений, которая поможет скоординировать движения малыша. В будущем это может отразиться на почерке вашего ребенка и на других действиях, которые требуют точность, аккуратность и ловкость, такие как шитье, вязание, лепка.

Также, у вашего малыша будет развиваться умственная активность, это позволит вашему ребенку в дальнейшем быстрее научиться говорить.

В 10 месяцев ребенка можно занять любыми подручными средствами

Вот некоторые игры, в которые ребенок с удовольствием будем активно играть.

Игры с продуктами

За основу можно взять макароны, фасоль или любую крупу. Посадите ребенка в детский стульчик для кормления, высыпьте на его стол фасоль или макароны, и вы увидите, как умело ваш ребенок будет перебирать ручками, складывать в чашку, а так же активно выбрасывать все содержимое из нее. С мелкими крупами, такими как гречневая или манная, лучше всего играть в ванной, так как убрать ее будет проблематично.

Совет для родителей: Игры с крупами, конечно же, очень полезные, так как развивают ребенку мелкую моторику рук, но не стоит оставлять малыша одного, лучше всего в это время играть вместе с ним.


Также, ребенка можно занять не только крупами, а, к примеру, листьями капусты. Посадите малыша на ковер, дайте ему эти листочки от капусты, и вы увидите, как он будет с удовольствием рвать их на мелкие кусочки, пробовать на вкус, разбрасывать по кухне. Это занятие сможет дать вам 10-15 минут свободного времени.

Игры с кухонной посудой

Готовя на кухне так же можно занять ребенка игрой со звонкими предметами, к примеру, дать кастрюлю и ложку. Он будет бить ладошками, стучать ложкой по кастрюле, издавая звонкие шумы. Для него это будет очень весело и займет малыша на время. Также для игры можно использовать дуршлаг, просто проденьте через дырочки яркую ленту и дайте малышу, предварительно показав ему, что нужно ленточки вытащить из дуршлага. Ребенок усердно будет пытаться вытащить эти яркие ленточки. Можно проделать такое же самое с большой корзиной: продеть через отверстия ленту и положить туда игрушки, показать ребенку и дать задание вытащить игрушки из корзины. Поначалу ему будет трудно это сделать, так как его крохотные ручки будут путаться в ленте, но потом для него это будет не преграда.


Дуршлаг и дети - занятие надолго

Таким образом, вы развиваете не только моторику, но и умственное мышление своего малыша.

Развивающие игры с одеждой, водой и красками

Игры с одеждой так же займут вашего малыша минут на 10-15. Просто посадите его на кровать или коврик и дайте ему гору его одежды. Ваш ребенок будет перебирать и класть одежду из стороны в сторону, разглядывать свои носочки, колготки или майки, порой даже умудрится, одень на себя что-нибудь, возможно тем самым, вы будете учить своего кроху порядку.

Если ваш ребенок испачкался, не стоит расстраиваться и бежать его переодевать. Стоит просто занять его еще одной игрой, к примеру с водой. Налейте в чашку немного теплой воды, насыпьте туда макарон или фасоли и дайте ребенку поиграть с водичкой. Поначалу он будет вытаскивать содержимое чашки, а в конце просто будет мочить свои ручки в воде. Конечно, ребенок большую часть воды разольет на себя, ну а что терять, одежда то все равно грязная.


Водные игры на столике

Совет для родителей: Воду стоит наливать теплую, кипяченую, потому что малыш захочет попробовать ее. Не стоит наливать много воды, так как убирать за ребенком все равно вам. Ребенку в 10 месяцев хватит вполне 1/3 чашки.


Огонь и вода - увлекательная игра

Также игра с красками подойдет для грязной одежды. Возьмите простую клеенку, чтобы не испачкать ковер, постелите на пол, посадите ребенка, и его ручками, обмазав в краске, начните рисовать на бумаге. После того как вы покажете ребенку как правильно рисовать, малыш захочет самостоятельно изобразить картинку на бумаге. Стоит правильно выбирать краски, достаточно будет купить пару ярких пальчиковых красок, чтобы ваш малыш не потерялся в выборе. Однако лучше не оставлять его одного и следить за ребенком во время этих игр. Таким образом, показав малышу, что надо делать, он будет увлечен рисованием.


Игра с песком очень увлекательная

Игры для развития моторики

Многие родители покупают для малышей пирамидки, яркие конструкторы, мягкие игрушки, но не все играют с ними, а просто раскидывают по всей комнате, и это очень хорошо, ведь у ребенка развивается крупная моторика. Крупная моторика - это разнообразные движения частей тела, таких как рук и ног, например: прыжки, бег, наклоны, ходьба и т.д.


Игры на развитие крупной моторики

Чтобы вам было легче с уборкой, а ребенку интереснее, стоит просто поставить яркие коробки или ведерки и показать ребенку, что кидать игрушки нужно в коробочку.

Совет для родителей: Чтобы ваш малыш играл с игрушками, не стоит давать ему сразу целую гору, ребенок из-за этого теряется и не знает, что ему выбрать.


Деревянный конструктор для маленьких

Стоит дать парочку игрушек, и вы увидите, что одна игрушка его заинтересует больше и на долгое время. Так же хорошее занятие и развитие для ребенка это книжки. В возрасте 10 месяцев ребенок уже самостоятельно умеет переворачивать страницы. Лучше всего если вы будете не просто читать, а рассказывать своими словами, то, что изображено в книге, либо читать вместе с игрушками по ролям, и таким образом вы возможно понемногу сможете учить своего ребенка буквам.


Самодельная картина из подручных средств

Совет для родителей: Покупайте яркие, толстые, картонные книжки с закругленными концами, чтобы ваш ребенок не смог порезаться, а так же такие где мало текста.

Игры с частями тела

Еще одно занятие для малыша это части тела. Сядьте вместе с ребенком у зеркала и показывайте ему, где у него носик, где у него ротик, где глазки. Прежде чем учить малыша, лучше всего показать сначала на себе, а потом его ручкой показывать на нем.

Существуют интересные стихотворные игры. Читая стихотворение, просто изображайте все на его теле. Возьмите ручку малыша в свою руку, массируйте его руку и пальчики, читая стихотворение, например:

  • Сорока-сорока кашку варила, деток кормила.
  • Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала.
  • Он в лес не ходил, дров не рубил,
  • воду не носил, печку не топил, - нет тебе кашки!

Игра с пальчиками - Сорока-ворона

Эту игру вы можете проводить каждый день.

Игры из подручных средств

Очень здорово, если у вас осталась коробка из под конфет. Достаньте из нее пластиковую подложку и переверните. Покажите ребеночку, как шуршит эта интересная штучка и понаблюдайте, что ваш ребенок будет с ней делать. Скорее всего, первым, что он захочет сделать это попробовать на вкус, затем пощупать, побить ладошкой, или потыкать пальчиком в гнездышки от конфет. Наблюдать за вашим чадом будет очень весело и порой даже очень смешно. Большинству детей такое занятие доставляет неимоверное удовольствие, а так же пользы для мелкой моторики.


Интересные замки - игра от папы

Следующая игра очень полезна для легких.

Все, что нужно для этой игры, это вата или листок бумаги. Для начала берем бумажные салфетки и вместе с малышом рвем их на мелкие кусочки. Когда вокруг все порвано, показываем ребенку что будет, если на них подуть. Дуйте до тех пор, пока малыш не начнет повторять за вами. Еще одна игра очень полезна тем, что она развивает вестибулярный аппарат малыша.

Если у вас есть дома много старых ненужных книг, воспользуйтесь ими с пользой.

Фактурные материалы для игр

Разложите на полу тропинку из книг и предложите ребенку пройти по ним. Если малыш боится, завлеките его какой-нибудь игрушкой. Если же ваш малыш не умеет ходить, не стоит расстраиваться, возьмите его за ручки и походите вместе с ним, постепенно отдаляясь все дальше от малыша. Так вы его еще и научите ходить.


Стеклянные шарики разной формы и емкость для сбора

У всех мам есть фен, так вот именно он может стать новым увлечением вашего 10 месячного ребенка. Все что нужно это включить фен в вертикальном положении, напором воздуха вверх и положить на него маленький мячик. Малыша это очень удивит и займет на 10-20 минут.

Игры с мячиками и машинками

Игра с мячиком тоже очень полезное занятие, для мышц тела. Возьмите не один, а несколько ярких мячиков. Покажите, что если мячик подтолкнуть, он укатится. Ваш малыш увидит направление, в которой катится игрушка. Это задаст ему стимул для передвижения по данному маршруту. Мячики можно прятать в разные места, развивая тем самым в ребенке навыки поиска. Для начала покажите малышу игрушку, а потом спрячьте ее, к примеру, под подушку, и понаблюдайте, как он активно будет ее искать, когда найдет, не забудьте его похвалить.


Банка и мячики - 20 минут веселого занятия

Вместо мячика, можно использовать машинки, в таком возрасте машинки нравятся как мальчикам, так и . Для малыша в 10 месяцев это будет очень увлекательная игра. Для начала покажите крохе, как катать машинку вперед-назад, произнося при этом звук машинки, а потом дайте попробовать покатать машинку ребенку. Не пытайтесь играть одной машинкой, лучше всего будет взять пару машинок, чтобы малыш мог самостоятельно повторять ваши движения. Вы можете показать ребенку, что машина предназначена не только чтобы её катать, но и перевозить какие-нибудь предметы, к примеру, его любимую игрушку.


Развивающие игрушки для детей до года

Все эти игры отлично подойдут почти всем 10-ти месячным детям, но все равно всегда стоит следить за ребенком, а также вы всегда сможете поиграть и увлечь ребенка с помощью представленных в этой статье игр в любое время.

В заключении, хотелось бы добавить, не бойтесь позволять своему ребенку самостоятельно развиваться и учить его новым навыкам. Все, что от вас требуется, это максимальное внимание вашему малышу. 10 месяцев это самое интересное время для родителей и чтоб провести его с пользой играйте вместе со своим чадом, ведь вернуться в детство это очень весело.

Видео: Игрушки в 10 месяцев

Похожие материалы

Достигнув 10 месячного возраста, малыш ни секунды не сидит без дела. Он продолжает активно исследовать окружающее пространство, осваивая новые навыки и приобретая новые знания.

Физическое развитие малыша – рост и вес ребенка в 10 месяцев

Физические параметры развития ребенка в 10 месяцев лежат в пределах:

К 10 месяцам у большинства малышей вырастает до 6 зубов – 2 нижних средних, 2 верхних средних и 2 боковых верхних резца. Дети в этом возрасте подрастают в течение месяца на 1-1,5 см и прибавляют в весе 400-500 грамм, а чересчур активные детки – не более 300 грамм.

Чему научился малыш к 10 месячному возрасту

К 10 месяцам маленький человечек многому научился, стал более самостоятельным и общительным. Ребенок с удовольствием контактирует как с взрослыми, так и с маленькими детьми.

К этому времени ребенок:

  • Умеет пользоваться ложкой и пить и кружки.
  • Без поддержки сидит с ровной спиной, ходит, держась за опору или руку взрослого, быстро ползает.
  • Самостоятельно встает, реагируя на протянутые к нему руки.
  • Умеет откусывать и пережевывать небольшие кусочки пищи.
  • Выполняет в процессе игры простые действия – укачивает куклу, катает машинку или мячик, собирает и разбирает пирамидку, строит башни из кубиков.
  • Осваивает пинцетный захват – берет мелкие предметы двумя пальчиками.
  • Самостоятельно забирается на кровать, диван, кресло или слезает с них.

Психоэмоциональное развитие ребенка в десять месяцев

Речь ребенка

В 10 месяцев кроха, продолжая непрерывно лепетать, произносит короткие слова, уже понимая при этом их смысл (Ляля, баба, дядя).

Родители должны совершенствовать и развивать речь ребенка, для чего уделять общению с ним достаточно времени:

  • Продолжать знакомство с окружающими предметами и явлениями – яркое солнышко, красивые цветочки на клумбе, зеленая травка или пушистый снежок
  • Расширять пассивный словарный запас , называя малышу все предметы и явления, к которым кроха проявляет интерес
  • Побуждать ребенка произносить звуки , которых еще нет в его лексиконе, то есть формировать активный словарный запас малыша
  • В разговоре с ребенком использовать простые предложения из подлежащего и сказуемого или доступные сознанию ребенка обороты речи.
Действия с предметами Десятимесячный ребенок осознанно выполняет многие действия – катает машинку, качает куклу, хлопает в ладоши или мастерит домик из кубиков. Ребенок учится манипулировать одновременно двумя предметами , например, пододвинуть палочкой от пирамидки далеко лежащий предмет, посадить в кузов машинки игрушку и повозить ее.

Теперь малыш не только раскидывает и разрушает все подряд, но и с большим удовольствием занимается созиданием – строит или собирает разбросанные предметы в коробку . Ребенок не просто производит хаотичные движения, а действует целенаправленно, радуясь похвалам мамы, когда цель достигнута.

Становление личности На 11 месяце жизни малыш уже активно проявляет черты характера – упрямство или покладистость, общительность или замкнутость, дружелюбие или агрессивность. В этом возрасте происходит становление личности маленького человечка . Теперь, подчас, не малыш выполняет требования взрослых, а родители идут на поводу у крохи, подчиняясь его требованиям и желаниям.

Малыш начинает ставить под сомнения запреты взрослых, он теперь не сразу отказывается от нежелательных действий (к примеру, выплескивая чай из кружки или запихивая в ротик посторонний предмет, небезопасный для здоровья), кроха не реагирует на возгласы взрослых, упрямо продолжая начатое дело. Малыша интересует, что произойдет, он как бы испытывает родителей на прочность.

Пройдет немного времени и малыш начнет вести себя как положено, так что взрослым стоит набраться терпения и спокойно относиться к экспериментам ребенка.

Контакты и социальное развитие В 10 месяцев малыш , чем раньше идет на контакт с посторонними людьми, старается что-то сказать, чтобы привлечь к себе внимание . Ребенок уже осознает различные настроения тех или иных людей. Осознавая себя, как личность, малыш ищет не просто внимания близких, но и плодотворного сотрудничества с ними. Малыш не только выполняет несложные поручения старших, но и сам находит для себя занятия. Нужно поощрять стремления крохи к самостоятельности.

На 11 месяце жизни ребенок позиционирует себя, как взрослого человека. Он точно копирует поведение родителей по отношению к окружающим людям, явлениям и событиям . Поэтому мамы и папы должны быть осмотрительны в своих действиях, так как малыш одинаково быстро впитает в себя как положительную, так и отрицательную модель поведения.

Память ребенка В возрасте 10 месяцев ребенок знает названия многих предметов, уверенно находит их глазами. Малыш может показать ручкой, где находится мама, папа или бабушка, любимая игрушка или источник звука. Ребенок хорошо знает, где лежат его игрушки, может воспроизвести действия, которым его научили несколько дней назад . Кроха узнает свои книжки по красочным иллюстрациям и может подсказать маме, какую из сказок он хотел бы послушать.

Ребенок на 11 месяце жизни усвоил, что предметы существуют независимо от того, видит их малыш или нет. Ребенок научился запоминать связь между действиями , к примеру, если открыть ящик, можно достать игрушки, а если доползти до кухни – увидеть маму.

Игры и занятия с 10 месячным ребенком

В этом возрасте малышу требуется больше разнообразных впечатлений. Речь идет не только о новых игрушках, но и обстановке, людях, играх и занятиях.

Ребенку пора расширять кругозор, для чего увеличивать его круг общения, знакомить с новыми местами, явлениями или действиями.

В 10 месяцев нужно активно поддерживать развитие речи.

Ребенок лучше запоминает слова, когда он производит с предметами какие-либо действия. Поэтому игра остается лучшим развивающим элементом для малыша.

  1. Небольшие сценки из жизни . Давая ребенку какую-либо игрушку или предмет, озвучивайте свои и его действия: «Возьми машинку, положи в нее кубик и покатай!» Выходя из комнаты, помашите крохе ручкой «Пока, пока!», пусть малыш помашет вам в ответ. Входя в комнату, скажите ребенку «Здравствуй!», протяните к нему свою руку и пожмите его ладошку.
  2. Изучаем процесс приготовления пищи . Готовя обед, завтрак или ужин берите малыша с собой на кухню. Покажите малышу, что и из каких продуктов вы готовите. Малыш вполне способен запомнить, что каша варится из крупы, а супчик – из овощей. Покажите крохе, как вы моете и чистите овощи, мешаете ложкой молочную кашу или варите компот. При этом, знакомьте малыша с такими понятиями, как горячее и холодное, кислое и сладкое, жидкое и густое.

Так как развитию речи способствует совершенствование мелкой моторики, нужно продолжать игры и занятия, развивающие ручки ребенка:

  • Переливание жидкости или игра с сыпучими материалами . Во время купания в ванной или летом на даче, дайте малышу, сидящему в воде, 2 стаканчика или любые емкости с широким горлышком. Покажите крохе, как черпать воду из ванной и переливать из стаканчика в стаканчик. Занятие придется ребенку по душе. То же самое малыш может делать, используя сыпучие предметы, например, крупу. Такие занятия укрепляют мышцы рук и обучают синхронизации движений.
  • Игра в рыболова . Во время купания положите в ванночку несколько мелких, но не тонущих предметов, например, пластмассовые шарики или рыбки. Дайте малышу небольшой ковшик или ситечко и предложите поймать рыбок. Упражнение развивает глазомер и мелкую моторику.
  • Лепим из пластилина . Скатайте колбаску и разрежьте ее на несколько частей. Покажите крохе, как скатать из кусочка пластилина шарик и прилепить его на бумагу или картон. Научите кроху разминать небольшие кусочки пластилина, это способствует развитию и укреплению пальчиков.
  • Надевание браслета на руку . Возьмите пластмассовый браслет или колечко и наденьте на свою, а потом на детскую ручку. Покажите малышу, как нужно держать браслет, чтобы его было удобно надевать. Обычно такие манипуляции получаются у малыша с 3-4 раза.

Особенности питания ребенка в 10 месяцев

В этом возрасте детки очень подвижны, поэтому для их полноценного развития требуется восполнять растраченную за день энергию.

Питание малыша должно быть сбалансированным, насыщенным витаминами и минералами, чтобы костно-мышечная система ребенка развивалась в соответствии с его возрастом.

В рационе ребенка уже присутствуют такие , как мясо и рыба. Теперь, когда малыш является обладателем не менее шести зубов, можно отказаться от пюре в баночках и готовить ребенку почти взрослую пищу.

  1. Завтрак малыша должен быть питательным и полезным . Для этого подойдут молочные кашки из гречневой, геркулесовой или рисовой крупы. Не менее полезны для крохи творожок и фруктовые пюре.
  2. В обед ребенок должен обязательно съедать первое блюдо , например, овощной супчик. Мясное пюре пора заменить паровыми котлетками, тефтелями или фрикадельками. Малыш, у которого уже выросли зубки, вполне может прожевать такую пищу. Рыбу можно давать крохе в виде котлет или небольших кусочков без костей, приготовленных на пару, отваренных или запеченных в духовке.
  3. Ужин малыша должен быть легким . Для него подходят овощные или фруктовые пюре и кефир.
  4. В течение дня нужно давать малышу погрызть небольшой очищенный кусочек яблока или морковки. Кроме этого, кроха не откажется от вкусного сухарика или баранки. Ребенку в 10 месяцев необходимо разрабатывать первые зубки, для чего нужно грызть, кусать и пережевывать пищу.

Чтобы малыш рос здоровым и развитым ребенком, нужно уделять ему максимум внимания, окружая кроху заботой и любовью.

Нам всегда хочется видеть счастливые улыбки своих детей. Именно ради такой улыбки мы водим детей в цирки, зоопарки, на аттракционы, к морю, за город, устраиваем детские праздники и т.д. Нам кажется, что мы делаем все, для того, чтобы наши дети были счастливы. Но очередной всплеск истерики любимого чада или бурный протест возвращает нас с неба на землю, и мы начинаем задумываться: «А правильно ли мы все делаем?»

Все дело в том, что мы спокойно справляемся с задачами, которые делаем изо дня в день, по одной простой причине – их нужно делать. Отвести ребенка в школу, сделать с ним уроки, накормить, прочитать сказку, уложить спать – эти действия мы делаем почти в автоматическом режиме. Но как только дело доходит до организации досуга своего ребенка – мы впадаем в ступор. Музей или аттракционы, кафе или прогулка к морю, ролики или цирк – и мы начинаем обдумывать, как бы организовать досуг так, чтобы и дети были довольны, и нам самим получить удовольствие, а не очередной поход к психологу.

Досуг детей и подростков с родителями - укреплении семейных отношений, ценностей и традиций .

Как утверждают недавние исследования, для того, чтобы ребенок чувствовал себя частью гармоничной семьи, он должен проводить вместе с родителями один-два часа в день. Совместные игры, просмотр телевизора, общение за чашкой чая, шумная возня и другие варианты совместного времяпровождения родителей и детей позволяют ребенку ощутить тесную связь со своей семьей, почувствовать всепоглощающую любовь к родителям. Конечно, это не может не отразиться на укреплении семейных отношений, ценностей и традиций.

К сожалению, с развитием прогресса, досуг современных детей стал беден, как никогда. Телевизор, компьютерные игры, интернет – это самые популярные развлечения, которыми мы щедро награждаем своих наследников. Мы сами обедняем и жизнь, и сознание своих детей, обрекая их на пустое и жалкое существование.

Организация досуга детей - мощная психологическая разрядка.

Как же выйти из этого замкнутого круга и научить детей быть активными, счастливыми и здоровыми? Самый лучший способ – это поставить себе за правило, каждый день уделять ребенку не меньше часа. Для начала, можно просто выйти на улицу и покататься с ребенком на велосипедах где-нибудь в парковой зоне или на аллее. Дети, по своей природе, очень любят делать что-то вместе со взрослыми. Особенно, если это активный вид спорта, в котором ребенок может с вами посоревноваться. К тому же, поездки на велосипеде отлично избавляют от негативных эмоций, плохого настроения и являются мощной психологической разрядкой, как для детей, так и для взрослых.

Кстати, по этому поводу можете прочесть нашу статью о веселых идеях прогулки с ребенком.

Альтернативой спортивному отдыху может быть интеллектуальный отдых. Игры в шахматы, шашки, монополию, карты, собирание пазлов, мозаики, разгадывание кроссвордов – могут превратиться в излюбленное занятие детей, если в это будет вовлечена вся семья. Совместные игры за общим столом не только сближают всех членов семьи, но и превращаются в семейную традицию, оставаясь в памяти человека на долгие годы…

Досуг - это свободное время от основной деятельности, которым человек распоряжается по собственному усмотрению. Неумение содержательно и с пользой для себя и окружающих организовать досуг - показатель низкой культуры человека. С другой стороны, интересный досуг - средство всестороннего развития личности человека. К. Д. Ушинский писал: «Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда портятся у него и голова, и сердце, и нравственность».

Досуг может быть разным: интересным и скучным; ярким и не очень. Организация досуга целиком зависит от каждого челна семьи, а от родителей - в большей степени. Если просто пролежать выходные у телевизора или просидеть перед компьютером, а дети будут предоставлены сами себе, то такой досуг вряд ли будет способствовать полноценному отдыху и сплочению семьи.

Досуг - это не обязательно отдых; он может представлять собой активную деятельность. Раз досуг - деятельность, то это означает, что он не пустое времяпровождение. Это деятельность, осуществляемая по интересам и целям, которые ставит перед собой человек.

Чтобы в вашей семье досуг был интересным, полезным и запоминающимся, предлагаем несколько советов.

В выходные дни увеличьте продолжительность прогулок. Гуляйте с детьми и проводите прогулки с пользой. Прогулки в парк, на озеро, в лес будут способствовать физическому оздоровлению, насыщению новыми впечатлениями. Пешие прогулки - отличный способ понаблюдать за птицами, животными, насекомыми, деревьями, цветами, а в зимнее время - попробовать найти самый высокий сугроб или самую длинную сосульку, покормить птичек. Осенью можно собрать опавшие листья, объяснить ребенку, почему деревья сбрасывают свой наряд. Весной интересно понаблюдать за журчащими ручейками, набухшими почками, первыми цветами мать-и-мачехи. Можно поиграть в подвижные игры, поискать грибы, цветы, листья, шишки, камешки и др. Зимой хорошо прокатиться на лыжах, на коньках. Да и вообще покататься с горки на санках - эта забава придется по душе даже родителям. Летом можно прокатиться на велосипеде, освоить роликовые коньки.

Во время совместных прогулок нежелательно решать конфликты, так как это создает некую напряженную среду, которую дети непременно почувствуют.

Если погода на улице не позволяет гулять, можно сходить в музей, на выставку или сходить в гости. Ребенок активно развивается тогда, когда приобретает новый чувственный опыт, обогащается яркими впечатлениями и интересным общением.

Если же вы остались дома, то здесь тоже много вариантов. Можно рисовать, лепить, собирать пазлы, спеть караоке, поиграть в магазин, устроить домашний кукольный театр. Если ребенок постарше, можно вовлечь его в процесс приготовления обеда. Натереть на терке вареные овощи для салата, почистить яйца, слепить пирожок, наконец, помочь в сервировке стола - это вполне под силу детям с 5-6 лет.

Большинство праздников справляется в выходные дни: дни рождения, крестины, свадьба и др. Праздник - это день, посвященный отдыху по случаю какого-либо события. Наиболее традиционным семейным праздником является день рождения одного из его членов. По-особому нам, родителям, конечно же, хочется отмечать дни рождения детей. Праздник по поводу дня рождения ребенка будет удачным, его родители сумеют правильно организовать его. Конечно, можно раскошелиться на клоунов и артистов. Но можно взять смелость попробовать организовать праздник самим. Немного времени, минимум затрат - и комната украшена шарами и плакатами, гостей именинника с порога ждут разные игры и конкурсы. Даже отмечая дни рождения на природе, можно придумать разные забавы. Например, поиски клада по карте. Или разные эстафеты на 2 команды. Если ваша фантазия «молчит», на помощь всегда придет Интернет.

В заключении хотелось бы сказать: чаще общайтесь с вашими детьми. Чтобы в понедельник утром на вопрос: «Как ты провел выходные?» ребенок с радостью рассказывал о том, как он помогал по дому, что нового узнал от мамы и папы и чтобы его глаза светились от воспоминаний о выходных днях.

Светлана Косова, кандидат медицинских наук, врач-педиатр, сотрудник лаборатории организации медицинской помощи населению отдела социальной педиатрии ФГБУ "Научный центр здоровья детей" РАМН

Сколько можно смотреть телевизор? Как организовать домашнее время детей безопасно для их здоровья? На эти вопросы отвечает эксперт.


Константин добрый день, Светлана! Очень интересует тема поднятая в данной конференции. Хотелось бы получить рекомендации для возраста 5 лет. Да я думаю и вообще получить рекомендации начиная с рождения и по последующим этапам. Если есть такие материалы уже в готовом варианте.

Здравствуйте, Константин!

Пятилетний ребенок часто задает вопрос: «Почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений и, прежде всего, причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.

Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично . Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: «Тучи столкнулись друг с другом», — не вводя понятие статического электричества.

Читайте и рассказывайте сказки . Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества) – пусть работает воображение ребенка. Лучше если он представит себе Красную Шапочку по-своему. В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Они формируют у ребенка способность давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие герои.

Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие.

Пятилетние дети обожают путешествия и приключения . Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. В теплое время года можно устраивать . Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий . Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые уголки природы. Выходите, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых: проводите «экскурсии» на стройку, в магазин, парикмахерскую, в банк, на почту и т.п.

Ребенок пяти лет уже достаточно самостоятелен, но все равно требует вашего внимания. Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого результата. Старайтесь, чтобы ребенок в этом возрасте чаще общался со сверстниками, учился отстаивать свою самостоятельность в группе.

Юлия Гусева Здравствуйте Светлана! У меня есть сын ему 2 года. Я очень пытаюсь с ним заниматься, правда получается странно. Он очень упертый, любит только машины больше ничего - на улице трогает машины, дома играет только в машинки, может смотреть из окна на машины час и т п. Ужасно боюсь вообще отпускать на улице бежит только к машинам. Когда я пытаюсь заниматься или лепкой или рисованием он позанимается от силу минуты 2-3 и бросает. Подскажите как можно его страсть направить в другое русло-в более нужное? Belis здраствуйте!моему сыну почти четыре года.интересуется исключительно машинками с полутора лет.как занять его чемто другим?у меня не получается?плюс очень плохо ест.можно сказать что ообще не ест

Здравствуйте, Юлия!

До пяти лет основные психические процессы ребенка — внимание, память, мышление — носят непроизвольный характер . Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить. В этом возрасте он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, и запоминает то, что само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.

Ребенок двух-трех лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п.

Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало , и принимает что-то только от человека, которому доверяет. Поэтому успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с мамой и семьей в целом, а затем и с педагогом, если ребенок пойдет в детский сад. В этом отношении очень важно, как проходит и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.

Если вы воспитываете ребенка дома, занятия должны быть кратковременными и построенными так, чтобы мама была инициатором игры – «источником» больших и малых событий дня. Помните, что ребенок подражает всему, что делает взрослый : и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному.

Сверстник еще не представляет для такого малыша особого интереса и рассматривается часто как еще один предмет. Дети играют рядом, но не вместе. Друг для друга они становятся нередко источниками отрицательных эмоций: например, не могут поделить игрушки.

То, что у ребенка проявляется стойкая увлеченность, – это очень хорошо! Это поможет в дальнейшем формировании его характера и сосредоточенности на одном деле. Возможно, что машины перерастут в профессиональный интерес.

В настоящее время вы можете развивать речь, обогащая словарный запас ребенка, учить краткие стишки–считалки, развивать мелкую моторику. Разберите вместе с ним (только ту, что состоит из крупных деталей!), называя ее части, считая их, описывая цвет. Вместе слепите, сделайте аппликацию или нарисуйте автомобиль.

Ирина в какие подвижные игры можно играть с годовалым ребенком? (дочке год и 3 месяца)

Здравствуйте, Ирина!

Дети от полутора до трех лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека, но оно имеет непреходящее значение.

Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Основной вид деятельности детей в этот период – манипулирование предметами : ребенок сначала изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей.

Чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, ребенку нужно осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом. Это значит, что предметно-развивающая среда не должна быть перегружена , но должна быть разнообразной. На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка, т.е. лепка, рисование, конструирование.

А вот игры со сверстниками не привлекают детей в этом возрасте, они предпочитают самостоятельные игры.

Кроме того, в этот период происходит активное формирование речи: к полутора годам ребенок должен владеть 30-40 словами , к двум годам – 300-400 . Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?» и «Что?». Ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь. К двум с половиной годам ребенок осваивает 1000 слов , основные вопросы, интересующие ребенка: «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».

В настоящее время как никогда важен массаж , водные процедуры , активное купание , влажное обтирание и подвижные игры – это и двигательная активность ребенка, и развитие эмоционально-волевой сферы, и заряд позитива для родителей!

Можете поиграть в догонялки, прятки, ползание и хлопанье в ладоши. Или, например, вот такая игра. Скажите дочке: «Вот какие мы большие!» – и поднимите руки вверх. «А теперь маленькие», – присядьте на корточки. Повторите упражнение несколько раз, постепенно увеличивая темп. Удачи!

Ольга Добрый день! Скоро лето и наш папа очень хочет съездить проведать бабушек. Нашей доче 1 год и 9 месяцев (питается по времени, спит в детской кроватке в одно и тоже время и к большой кровати не приучена, на горшок садится, но сама еще не просится) и я сторонник соблюдения режима, но никак не могу воздействовать на супруга и уговорить дождаться хотя бы трех лет. Можно ли в таком возрасте перевозить ребенка на дальние расстояния (более 7 часов езды)? Если можно, то как свести к минимуму негативные воздействия дальнего переезда на ребенка (длительный переезд, смена климата, обилие новых впечатлений) и не нарушить при этом режим?

Здравствуйте, Ольга!

Вы едете вместе с мужем? Если вы путешествуете всей семьей, то даже в дороге можно обеспечить ребенку необходимый режим , комфортное размещение и питание . Главное – сами не беспокойтесь по поводу новых условий, ведь для ребенка очень важен эмоциональный настрой родителей.

Возможно, вашему супругу необходима эта встреча – доверьтесь собственной интуиции и разумной житейской логике.

ЕленаСол Сыну 9 лет,раньше никуда один не ездил, не очень самостоятельный, у него нервный тик, который мы лечим и из-за которого у него проблемы со сверстниками. Ему предлагают путевку в детский оздоровительный лагерь. Не знаю, отпускать-ли его, вдруг будет хуже. Если отпустить, то как свести к минимуму возможные негативные последствия, защитить его, если что.

Здравствуйте, Елена!

Если лагерь действительно оздоровительный и по профилю заболевания, то ребенку его посещение пойдет только на пользу. Так, новые знакомства могут положительно повлиять на его общительность. Предупредите врача лагеря и воспитателя отряда об особенностях вашего сына.

Пишите чаше позитивные SMS-сообщения , это напомнит ему, что семья рядом. Вашему ребенку представится возможность получить опыт общения со сверстниками в условиях временного коллектива, не упустите ее!

Александра Здравствуйте! Моему сыну 4 года. Гиперактивность с раннего возраста. Он у меня достаточно подвижный, но всё зависит от настроения. Иногда можем долго заниматься, любит всякие тесты, лабиринты, книги. А иногда и пяти минут не можем посидеть, просто непоседа=))) Очень интересно, чем можно заняться всей семьей, во что поиграть, что посмотреть, куда сходить. А так как лето на носу, интересует время провождение на улице. Заранее спасибо))) ира Здравствуйте, уже видела подобный вопрос у меня сын (4 года) пытаюсь заниматься с ним лепить, рисовать, физкультура, читать сказки.... но нас хватает минут на 5. Интересуют нас только машинки, ничего другого не надо... Оставить как есть и уважать интересы ребенка? или действовать как то по другому?

Здравствуйте, Александра!

Лечение гиперактивности проходит в совместных действиях психолога, невропатолога и родителей. Гиперактивному ребенку необходимы:

Проблемы, конечно, существуют, но нужно с ними справляться спокойным тоном и без беспокойства. Вы – хорошая мама, которая проявляет особую смелость. Ведь вы признаете проблемы семейного воспитания и активно ищете выход при поддержке специалистов. Решив проблему с режимом дня , вы решите и другие вопросы: питание, просмотр ТВ, прогулки.

Будьте настойчивы и последовательны в своих действиях – если запретили, то не изменяйте решений. А с нежеланием принимать пищу: если проблем с аппетитом у ребенка нет, то рано или поздно он поест самостоятельно. Не давайте ему перекусы и не идите не поводу.

Если вы нуждаетесь в сопровождении и поддержке специалистов в дальнейшем, обратитесь к психологу за консультацией по месту жительства. Такие службы есть практически на всей территории страны.

Татьяна Добрый день! Сыну 6 лет, в сентябре пойдет в первый класс. Как организовать досуг первоклашки, чтобы он дома отдыхал от школы, разгружался?

Здравствуйте, Татьяна!

Самое главное – решить другие вопросы:

— выбор безопасного маршрута от дома до школы и обратно, знания правил дорожного движения;
правила безопасного поведения «когда я один дома», умение пользоваться электроприборами, водой и т.д.
— общение с незнакомыми людьми, умение пользоваться ключом, открывать дверь в квартиру, пользоваться телефоном в случае опасности;
— прогулки на свежем воздухе и подвижные игры во дворе.

Досуг зависит от того, столько времени ребенок провел за партой и в группе продленного дня в школе. Необходимо организовать полноценный обед и по возможности дневной сон хотя бы первые два-три месяца в период активной . Кроме того, необходимы спокойные настольные игры, общение с домашними питомцами (если они у вас есть) и только после – выполнение домашних заданий.

Андрей Добрый день! Дочери 3,5 годика постоянно смотрит телевизор или просим поиграть на компьютере в онлайн игры,подскажите как организовать досуг дочери.

Здравствуйте, Андрей!

Ребенку три с половиной года. Возросли физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую . В случае неудовлетворения этой потребности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными и капризными.

В этом возрасте важно наладить разумный двигательный режим , насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Заметив перевозбуждение ребенка, родитель, зная слабость тормозных процессов ребенка, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

Ребенок трех с половиной вполне удовлетворяется обществом кукол. В то же время дети охотно общаются по поводу игрушек и совместных игр. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

Выключите телевизор (это касается всех членов семьи) и поиграйте все вместе, например, по ролям. Поощряйте ребенка : ребенок может вытирать фрукты полотенцем после того, как вы их помыли, или рвать зелень для салата.

Dmilla Здравствуйте.Ребёнку 15 лет,как организовать её досуг?Я боюсь,что девочка будет гулять с плохой компанией,пить,курить и вести себя также,как и ровесники.

Здравствуйте, Dmilla!

Советую вашей дочери обратиться в (их есть на сайте) – там ей расскажут, как необходимо заботиться о себе, своем здоровье и противостоять вредным привычкам.

Про досуг: прежде всего, понаблюдайте за дочерью, за ее интересами и непринужденно посоветуйте новую книжку, вид фитнеса, живопись, изготовление украшений из пластики. С новыми интересами придут и новые друзья.

В то же время пора задуматься о будущей профессии. В этом возрасте важно активно заниматься дополнительно на факультативах, посещать дополнительные профильные курсы. Это поможет сдать ЕГЭ, а также быть конкурентно-способной для поступления на работу или учебу по выбранной профессии-специальности.

Элина Уважаемая Светлана,нашей дочери 2,6 месяцев.Никак не можем научиться различать цвета и формы.Начинает дурачиться,сразу отвлекается,вобще не проявляет к этой теме никакого интереса,ни в игровой форме,никак.При всем при этом,для своего возраста очень хорошо разговаривает,знает много детских стишков,память хорошая т.е в принципе развитие хорошее,но с цветом и формами какая-то катастрофа.И еще одна проблема у нас.Примерно с месяц начала закатывать истерики по любому поводу.Ложку не ту дали-истерика,не на тот бок мама легла-истерика,дверь папа сам закрыл-истерика и т.д.Мы все на нервах,иногда еле сдерживаемся.Что делать? Заранее Спасибо!

Здравствуйте, Элина!

До трех лет наберитесь терпения и спокойствия. Дочь проверяет вас всех на прочность, задавая вопрос: «Кто в семье главный…».

Считайте все вокруг в доме. Напишите на карточках короткие слова печатными буквами одного размера (например, мама, папа, стол, стул и т.д.) синим цветом, а другие слова, например, окно, стекло, чашка, кружка, ложка, красным цветом. Ребенок будет запоминать и слова, и то, каким цветом они написаны.

Подойдут активные игры в слова, которые, используя слова-определения, одновременно развивают мышление и навыки совместной игры.

Ваша задача в этот период – учить назначению основных предметов, пониманию прошедшего и настоящего времени, степени сравнений (самый близкий, самый большой), счету, умению определять пол людей по роли в семье (он — папа, она — мама).

Побуждайте различать цвета, давая небольшие задания: «Дай мне красный мяч и голубой шар».

Больше гуляйте – пусть дочка познает цвета и формы на природе: покормите птичек, потрогайте листочки у дерева, перебирайте круглые камушки разных оттенков. А вечером, после активной и полной впечатлений прогулки, она уже не будет «закатывать истерики».

Melnalyona Здравствуйте, моему сыну 9 лет. Он очень много смотрит телевизор. Я ничего не могу с ним поделать. Он приходит со школы и сразу включает телевизор, даже переодевается возле него и делает уроки тоже. Как мне ему доказать что это очень вредно и какова ежедневная норма для него? К тому же, когда я пытаюсь выключить телевизор у него проявляется агрессия. И мне очень не нравиться что показывают в эфире, это просто ужасно. Подскажите мне пожалуйста. Спасибо.

Здравствуйте, melnalyona!

Телевидение прочно вошло в нашу жизнь, но мы сами можем это изменить. Сейчас сложно представить себя в совершенно беззвучной квартире.

Если ребенок дома один – то ему не так скучно делать уроки с включенным ТВ. Покажите на своем примере, что телевизор в семье не «главный». Установите режим – просмотр только определенных передач или фильмов для каждого члена семьи. У ребенка наверняка уже есть любимые сериалы или программы – обсудите с ним это.

Постепенно вводите новые правила – включайте музыку, ограничьте по времени вечерние просмотры. Школьнику можно смотреть ТВ не более полутора часов.

Сергей Здравствуйте Светлана! Дочке 3,5 года. Занимаемся по настроению, без системы - всем по немногу, а хотелось бы порядка и конечно же пользы для ребёнка, да и о себе не хочется забывать))

Здравствуйте, Сергей!

Составьте график, учитывая время активности вашей дочки и вашу занятость. Для начала напишите «глобальное» – то, чему вы хотите научить ребенка за месяц, а после распишите на каждый день по одному занятию, не больше. Чередуйте эти задачи с прогулками и увлекательными играми, не забудьте про и свободное время для всех.

Первую неделю можно корректировать график, следующие три недели – четко соблюдать. Для устойчивого соблюдения режима необходим 21 день. Режим досуга, отдыха и сна принесет пользу и ребенку, и вам. Успехов!

Katerinka177 Здравствуйте, Светлана. У меня дети-погодки - девочка (2г 10мес) и мальчик (1г и 7мес). Старшая жутко не усидчивая, чуть что не по её - сразу в слезы. Младший может сидеть с одной игрушкой весь день, лишь бы только мама была рядом. Чем можно занять деток, чтобы было интересно всем, и мама могла отдохнуть? Заранее спасибо!

Здравствуйте, Катерина!

В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), а также эмоциональная подвижность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое.

Это означает, что взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для этой роли, поскольку еще не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.

Научите детей играть и поиграйте вместе с ними в ролевые игры, чтобы старшая дочь активно участвовала и при случае помогла младшему в игре. Поощряйте ее общение с братом – тогда в дальнейшем они будут вместе играть, и у вас появится свободное время.

Елена Здравствуйте, Светлана! Моему сыну 1 год 10 месяцев. В общем то спокойный ребенок, но иногда бывает просто неуправляемый, особенно на улице или в присутствии родственников (бабушек, дедушек). И совсем не хочет говорить, то есть говорит он много, но на своем "языке". Хотелось бы узнать, какие занятия помогут развить речь и как вести себя в ситуации, когда ребенок выходит из под контроля. И еще такая проблема: как бы помочь наладить взаимопонимание между папой и сыном)) Муж очень хочет общаться с ребенком (да и сын по папе скучает), но то ли опыта не хватает, то ли они мало времени проводят вместе (муж много работает), в общем каждое их совместное занятие заканчивается скандалом и обидами. Как быть? как помочь?

Здравствуйте, Елена!

Ваш малыш уже многое умеет, поэтому некоторые родители полагают, что ребенок становится большим и больше не нуждается в особом внимании и уходе. Его оставляют действовать по своей воле, а родители заботятся только об одежде и еде.

Однако именно в этом возрасте ребенку необходима любовь и присутствие родителей, их внимание. Это очень важно для развития новых возможностей малыша (ходьба, ловкость, речь) и для знакомства с окружающим миром.

На втором году жизни формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться характер. В этот период формируется поведение ребенка, кроха начинает проявлять самостоятельность. Приобретенные привычки превращаются в потребность делать так, а не иначе. На основе привычек складываются черты характера .

Так, воспитывая у ребенка привычку в игровом уголке, складывать одежду при раздевании, родитель закладывает основу для формирования таких черт характера, как аккуратность и опрятность.

Дети второго года жизни способны усвоить гораздо больший объем знаний в игровой форме сравнительно с предыдущим возрастным этапом. Знания, которые усваивают малыши, имеют преимущественно практический характер. Помните, что в возрастной период от одного до двух лет ребенок находится в стадии исследований и постоянных упражнений , которые большинство родителей находят утомительными и даже мучительными.

Развитие речи ребенка — один из самых волнующих вопросов для родителей. Все мы знаем, что речь – это мощный фактор и стимул развития ребенка. Обратитесь за консультацией к логопеду и дефектологу – эти специалисты проведут исследование формирование речи и имеющихся проблем, связанных с речью.

Интеллектуальное развитие и развитие эмоционально-волевой сферы не должны вызывать особых трудностей, ведь это уже ваш второй ребенок, и опыт по воспитанию первенца состоялся. Как здорово иметь дочь–подростка! Это и собеседник, и помощница, главное – чтобы дочь всегда чувствовала, что родители очень ее любят, заботятся о ней и ее маленьком братике, а также дорожат общением и уважают взросление своих детей.

И наконец, насчет дочери–подростка: поговорите с ней, возможно, проблемы с учебой носят психологический характер, или у нее есть трудности в восприятии материала. В проблеме вы не одиноки, это мировая тенденция. Только терпением, доверительными беседами и убедительными доводами можно снизить количество времени, проводимого за ПК.

Lady_selena81 Здравствуйте, Светлана! Скажите как организовать ребёнка на летних каникулах. Можно ли дополнительно заниматься или он должен отдыхать. Чем можно развлечь ребёнка перваклашку. Еще такой вопрос. Скажите сколько должен 2-х годовалый ребёнок гулять зимой и при какой температуре гулять можно.

Здравствуйте, lady_selena81!

Все хорошо в меру, а лето – это действительно маленькая жизнь. Дайте этой жизни состояться! Не стоит перегружать ребенка занятиями по школе или дополнительными уроками. Если на улице дождливо – конечно, он может и книжку почитать, и вспомнить правила по английскому, но в теплый летний день гуляйте, двигайтесь, играйте – в парках или вне города.

Гулять нужно не только летом, но и зимой. В сильные морозы начните с пяти минут, а дома обязательно проветривайте и сохраняйте влажность в детской комнате, особенно зимой – около 50-70 процентов.

Надежда Здравствуйте, Светлана! У меня две дочери 10 лет и 1год 4 мес. Младшая доченька любит смотреть телевизор особенно с музыкальными клипами, а старшая - в свободную минуту убегает на улицу, играться с малышкой ей совсем не интересно. Старшая дочь занимается в музыкальной школе на фортепиано, и в течении школьной недели она занята учёбой, домой появляется к вечеру. Вот вот наступят летние каникулы для школьников и меня интересует как правильно организовать досуг для моих девочек с разницей в возрасте 9 лет. Спасибо заранее, с уважением Надежда.

Здравствуйте, Надежда!

Конечно, летом, появится много свободного времени, и вы можете приобщить старшую дочку к помощи по дому (вместе испеките печенье, займитесь рукоделием, цветами или другими интересными занятиями), к уходу за младшей сестрой.

К прогулкам и играм с ней приобщать необходимо, но нужно это делать так, чтобы общение с сестрой не было в тягость. Не забывайте про личное пространство старшей дочери и ее личных делах. Можете съездить всей семьей на природу или организовать экскурсию по городу – это сблизит дочек и подарит новые впечатления.

Евгения Здравствуйте, Светлана! По состоянию здоровья не можем отдать дочь в детский сад. Как правильно организовать досуг ребенка(игры, обучающие занятия), чтобы она развивалась, как обычные дети в детских садах. Дочери 2, 5 года.

Здравствуйте, Евгения!

Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя как самостоятельного субъекта своего личного действия и личного желания.

С трех лет начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период получил название «кризиса трех лет» . Обычно он сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина – результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.

Дошкольное детство (от трех до семи лет) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.

В вашей ситуации вы вполне можете правильно и успешно организовать досуг дочери и дома. В этом возрасте хорошо вырабатывать полезные привычки и соблюдать режим дня, питания, сна. Это не только поможет вам в организации повседневных дел, но и в дальнейшем хорошо отразиться на характере ребенка – дочь вырастет собранной, последовательной в своих действиях, будет доводить начатые дела до конца.

Психологи отмечают, что переход ребенка из одной возрастной ступени к другой связан с возникновением нового типа взаимоотношений детей со взрослыми, при котором учитываются возросшие возможности малыша, изменения его поведения, смена детской деятельности, перестройка всей структуры его сознания.

Чтобы психика детей двух-трех лет развивалась нормально, взрослые (родители и воспитатели) должны быть особенно внимательны к новым потребностям ребенка в сфере общения и детской деятельности. Правильный подход поможет смягчить проявления возрастного кризиса.

На этом этапе у детей развивается речь, поэтому их познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях.

Несмотря на состояние здоровья вашего ребенка, нужно заниматься по утрам. Начните с малого (по 1-3 минуты занятий, постепенно увеличивая время до десяти минут), главное — занимайтесь в одно и тоже время, в игровой форме. Кроме того, необходимо совершать прогулки каждый день не менее часа.

Неоспоримый плюс – общение со сверстниками. По возможности постарайтесь, чтобы ваша дочь чаще общалась и играла с детьми ее возраста – во дворе, в парке. Важно, чтобы ребенок научился навыкам общения. Существуют при детских садах группы временного пребывания с неполным днем для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), а также частные детские группы при ДОУ.