Жизнь русских православных протекает в северных широтах. Так как праздник Входа Спасителя в Иерусалим неразрывно связан с пальмовыми листьями, то нашему народу пришлось искать более подходящее растение.

Именно этим растением стала всем известная верба, которая еще со времен древних славян символизирует теплое весеннее дыхание и пробуждение матушки-земли. Возникает логичный вопрос – что же с ней делать в этот замечательный праздник? Для начала вербу необходимо наломать, или, если нет такой возможности, приобрести в специальном месте. Обычно перед праздником возле церквей сидят женщины и мужчины, у которых без проблем можно купить пучок ветвей. Затем во время специальной службы следует посетить церковь и окропить ветви святой водой, чтобы растение приобрело уникальные свойства. Традиция освящать растение берет свое начало еще с 10 века.

После того как вы на Вербное воскресенье принесли из церкви свежие ветки вербы, возникает правомерный вопрос: а что делать с прошлогодней освещенной вербой? Ведь просто так выкидывать такую «святыню» нельзя, так как она выступала в роли оберега от злых духов целый год и продолжает сохранять в себе защитные функции. Поэтому необходимо провести некий обряд по избавлению от старых веток вербы.

Ниже приведены способы, как можно это сделать:

  • Если есть поблизости какой-нибудь водоём (а лучше река), то ветки вербы можно пустить вниз по течению.
  • Можно просто сжечь старую вербу, а пепел развеять по реке либо высыпать в безлюдном месте.
  • Проросшие веточки можно посадить около реки или в лесу.
  • Ветки старой вербы можно положить в гроб умершему человеку. Некоторые люди с возрастом начинают собирать освещенные вербные ветки, чтобы их положили им в гроб после смерти.
  • Можно очищать и освящать свой дом при помощи старой ветки вербы. Её нужно зажечь как свечу и пройтись с ней по всему дому, произнося молитву.
  • Раньше сжигали ветки вербы в печи на Страстной неделе, когда пекли куличи для Пасхи.
  • Накануне Вербного воскресения или сразу же после него нужно подмести углы жилища ветками вербы и сжечь на улице, проговаривая слова благодарности за сбережение дома.
  • Можно отнести вербу в лес и оставить там, положив в кустах ивы.
  • Принести в церковь, где сжигают старую вербу, читая молитву.

Традиции и ритуалы

Возвратившись домой, верующие совершают следующие действия: берут ветки, на которые попала святая вода, и размещают их по всем комнатам. Ваза, в которой стоят пучки, должна быть обязательно светлой, так как считается, что такой цвет отталкивает злую энергетику. Раньше ветки стояли рядом с образами в Красном углу дома. Сейчас такую традицию размещать иконы в одном месте уже редко где можно увидеть.

И тем не менее, если в жилище есть икона, рядом тоже следует поставить вазу с вербой. Такой пучок обязательно хранится до следующего праздника. Если их выбросить раньше, можно накликать на себя беду. Традиционно перед Вербным воскресеньем прошлогодние веточки сжигают или выбрасывают в бурную реку, но не в стоячий водоем. Это связано с мнением, что такой оберег в течение года накапливает энергетику, плохо влияющую на семью. Традиционно праздник отмечается только в кругу семьи.

Интересно, но на Руси тещи ходили в гости к зятьям, чтобы подарить символический пучок вербы, чтобы те не обижали дочерей и в доме всегда был достаток. Также принято легко бить веточками вербы деток, чтобы те в течение года не болели и слушались родителей. Чтобы больной исцелился, по страдающему месту ударяли пучком. Народ верил в целебные свойства распустившихся почек – сушил их и добавлял во все блюда и выпечку.

Считалось, что так можно оградить себя от всех недугов. Перед длинным следованием путник съедал пару почек, тем самым оберегая себя от беды в дороге и неудачи в начинаниях. Женщины, которые не могли иметь детей, мастерили себе амулеты и носили их все время. Считалось, что верба – проводник между силами плодородной земли и человеком. В случае свадебного гулянья заботливые матери клали под подушку детям вербу, чтобы у них все получилось с потомством.

Поздравление с Вербным воскресеньем

Каждый раз перед Вербным воскресеньем у православных христиан возникает вопрос: что делать с прошлогодней вербой, которую они хранили весь год? И когда от неё необходимо избавляться? Накануне праздника или в само Вербное воскресенье?

Несколько слов о самом празднике

Вербное воскресенье - праздник, посвященный входу Иисуса Христа в Иерусалим. Это одно из последних событий при жизни Христа. И произошло оно за неделю до Пасхи - Светлого Воскресения. Почему именно Вербное воскресенье? Во время входа Иисуса в Святой город люди устилали путь его свежесрезанными пальмовыми ветками. Эта традиция была принята на Востоке по время встречи важных лиц. В России за неимением пальмы используют вербу.

Но в этот день в церкви освящают не только вербу и пальму, но и ветки оливы, самшита, лавра. Есть традиция украшать крупные ветки сладостями и фруктами, а также цветными лентами. Устанавливали освещенные ветки у изголовья, возле распятий, возле каминов и очагов печей, а также в стойлах животных и других местах. Они могут устанавливаться просто в сухих местах или ставиться в вазу с водой. Ветки охраняют дом от стихий, болезней, ссор.
Итак, прошел год, завтра - снова Вербное воскресенье, нужно освящать свежие вербы. А куда девать старые, прошлогодние? И когда надо от них избавляться? Освященная верба - это уже не просто ветки дерева, но настоящая святыня. Просто выбросить на помойку ее нельзя. Считается, что верба сохраняет свои магические свойства до следующей весны.

Можно в само Вербное воскресенье, до него или сразу после Вербного воскресенья провести небольшой ритуал. Вариантов избавления от вербы несколько.

Пустить старые вербочки по текущей воде в любой водоем.

Сжечь высохшие ветки вербы. При этом пепел нужно высыпать в таком месте, где по нему не будут топтаться. Можно высыпать пепел в реку.

Если вербы проросли в воде, их лучше всего посадить в лесу или у реки.

Можно хранить вербы несколько лет. Но при этом каждый год встречать праздник со свежими веточками.

Если кто-то умрет в ближайшие дни, то вербу кладут в гроб.

Некоторые пожилые люди собирают вербы, чтобы их положили с ними в могилу.

Зажженной веткой вербы можно очищать дом, освящать его, обойдя дом с этой веткой и молитвой.

Отнести в Церковь, там их сжигают с молитвой.

Отнести в лес и там оставить между кустов вербы.

Если в доме печь, то прошлогодней высохшей вербой можно разжигать ее для выпечки куличей.

Старой вербой символические обметают в доме углы, а потом сжигают, поблагодарив за службу.

Чудодейственные свойства освященной вербы:

Придя домой из церкви, освященной вербой слегка бьют всех домочадцев, чтобы были здоровыми. Не забывают и про всю скотину. Все живое впитывает силу весны и обновления.

Верба охраняет дом от злых сил и духов.

Вербу сажают в огороде, если в доме невеста на выданье или парень молодой. Как только верба примется, быть свадьбе.

В Юрьев день вербой выгоняют скот на поля. Тогда он будет здоровым и плодотворным.

Считается, что вербой можно отвести гром, град и тучи, склоняя ее в сторону облаков.

Вербой уменьшали разрушительную силу огня, бросая ее в пожарище.

Почки вербы глотали, чтобы избавиться от лихорадки, боли в горле, от бесплодия.

Вербой обсаживали колодцы, чтобы в воду не попали злые силы.

Народные традиции, связанные с Вербным воскресеньем

По сей день существует немало примет и традиций, связанных с Вербным воскресеньем. Они передаются от старших к младшим членам семьи.

В ночь под Вербное воскресенье можно делать заговоры от головных болей. Для этого волосы с расчески опускали в воду и поливали этой водой вербу. Вода уйдет в землю вместе с головной болью.

В вербное воскресенье девушки делали приворот на вербу. Произнося заклинание, вербу закладывали за иконы. Выбрасывать заговоренные ветки нельзя.

«Бить» вербой можно только по спине, желая здоровья. Если вас стегнули по заду, этот человек желает вам болезни и зло, и оно может сбыться.

Срезать ветки вербы можно было только с молодых деревьев. Важно, чтобы на стволах не было повреждений и замшелой коры.

Нельзя срывать ветки с дерева вербы, если в нем есть дупло. Нельзя также рвать ветки с кладбищенской вербы.

Нельзя рвать ветки, склонившиеся над рекой. Считается, что по ночам на них садятся русалки.

Приметы

Если в день Вербного воскресенья было достаточно морозно, то ожидался достаточно хороший урожай яровых хлебов.

Если в ночь на Вербное были заморозки, то будет хороший урожай капусты и огурцов.

Если на Вербное сильный ветер, то все лето будет достаточно ветреным, будут ураганы и бури. А если день теплый и тихий, такое и лето будет.

Какой ветер в Вербное, такой и все лето будет.

Если в Вербное светит солнце, будет богатый урожай злаков и фруктов.

Постучать по телу вербой в Вербное воскресенье, весь год здоровым будешь.

Верба - самое живучее дерево. Воткни ветку в землю, и вырастет дерево. Такую же живучесть дерево дает человеку.

Если съесть почку освященной вербы, легко решится любое дело. Конечно, пользоваться «волшебными» свойствами вербы можно только в крайних случаях.

Подумай о любимом на Вербное, он и приедет к тебе.

Если посадить в Вербное воскресенье домашнее растение, будешь богатым. Но если цветок завянет, жить тебе в бедности всю жизнь.

Энергетика Вербного воскресенья помогает воплотить в реальность все желания.

Что же делать с вербой?

Как собирать вербу? Рвите по несколько веток с небольших молодых деревьев. Не обрывайте все ветки с одного куста. Но веток нужно столько, чтобы по нескольку штук поставить в каждой комнате, да и в помещениях скота тоже. Отнесите ветки в церковь для освящения. Если нет возможности сходить в храм, можно дома побрызгать вербы святой водой.

Расставьте веточки по вазам. Их не нужно убирать две недели. В великий четверг ветки использовали как кропило: смачивали святой водой и обрызгивали все углы дома. А потом ветки можно использовать по-разному: оставить до следующего Вербного воскресенья, или сразу же пустить по течению реки.

Узнайте, когда цветет верба, когда ее собирать и святить, что делать с вербой дома после освящения.

Неделей ранее Пасхи православные христиане празднуют Вход Господен в Иерусалим. В этот день в церквях освящают веточки вербы. С праздником связаны не только церковные, но и околоцерковные традиции, о которых в Библии не прочтешь. Следовало бы знать, как правильно собирать и святить вербу, а также после хранить ее дома.

Когда распускается верба, когда цветет?

ВАЖНО: Иисус Христос на осле въезжал в Иерусалим, зная, что судьба его предначертана. Город же, наслышанный о деяниях Господа, встречал его радостно, простилая на дорогу перед его ногами листья пальмы. Поэтому если что-то и должно было стать символом праздника Входа Господня в Иерусалим, символом готовности встретить Христа в любой момент своей жизни, так это растение.

Большинство православных христиан – это славяне, проживающие в условиях умеренного климата, где пальмы не растут. Праздник этот припадает на начало — середину весны, когда снег только стаял, большинство растений еще не отошло от зимы. Но только не верба, она начинает цвести одной из первых.

Верба начинает цвести еще в марте.

Верба, или ива остролистая, — это кустарники и деревья, входящие в многочисленное семейство Ивовых. Эти растения опыляются ветром, который должен быть достаточно сильным, чтобы разнести пыльцу.

ВАЖНО: Цветет верба в начале или в середине весны, с марта по апрель. На побегах с характерным красным цветом (красноталах) появляются цветочные почки, которые очень скоро распускаются.

Цветки вербы разные у деревьев мужского и женского пола.

  1. Мужские называют «котиками» — они собраны в круглые «комочки», окрашенные в серовато – белый цвет, мягкие на ощупь.
  2. Женские – серовато-зеленые, продолговатые, не такие пушистые.


Именно вербу православные христиане выбрали символом праздника Входа Господня в Иерусалим. Более того, он получил еще одно название — Вербное воскресенье. В церковь на освящение люди носят цвет вербы и с мужских, и с женских деревьев.

Когда нужно рвать вербу на вербное воскресенье? Как сохранить вербу до праздника Вербного воскресенья?

По традиции, рвут прутики вербы накануне праздника, в Лазареву субботу, или за пару дней до него.

ВАЖНО: Нужно помнить, что верба – это не просто оберег, украшение жилища, а растение, живое существо. Накануне Вербного воскресенья кустики вербы, растущие в городах и деревнях, подвергаются настоящему налету – их обламывают чуть ли не до последней веточки. Вряд ли такое вред природе – богоугодное дело. Не нужно нести в церковь целый веник! Достаточно небольшого непарного количества прутиков.



Вербу принято рвать накануне праздника, в Лазореву субботу.

Хранить вербу до праздника Вербного воскресенья необходимо в вазе с водой, тогда веточки сохранять свежесть.

Когда освящают вербу в церкви: в субботу или воскресенье?





Правильно освещать вербу в субботу.

  1. Накануне Вербного воскресенья, вечером субботы, в храмах проходит праздничное богослужение – Всенощная.
  2. Прихожане присутствуют на нем со свечами и веточками вербы.
  3. После чтения Евангелия, священник произносит особую молитву, обходит людей, держащих вербы, с кадилом и окропляет их святой водой. Церковь делает акцент именно на том, что освящаются, получают благодать сам и прихожане, а не ветви растения.
  4. Освящается верба со словами:


Молитва освящения вербы.

Повторно окропление происходит утром в воскресенье, после литургии. Обычно, именно утром наблюдается самый большой поток желающих получить благодать. Они не только заполняют храм, но и выстраиваются вокруг него. Но этому окроплению молитва уже не предшествует.

ВАЖНО: Священники сетуют, что Вербное воскресенье сегодня превратилось из праздника, посвященного Господу, в день освящения вербы. Люди стекаются в церковь не для того, чтобы восхвалять Христа, вспоминать о его чудесных деяниях, а просто окропить святой водой вербовые прутики у них в руках. Принесет ли это какую-либо пользу душе и телу? Служители церкви сомневаются. За истинной благодатью они советуют приходить на Всенощное богослужение.

ВИДЕО: Вербное воскресенье

Как украсить вербу своими руками в церковь?

Верба для освящения в церкви не требует особого украшения. Обычно, несколько веточек просто собирают в букет, перевязывают его нитью или цветной ленточкой.



Также можно собрать красивый букет из вербовых прутиков с мужскими и женскими цветами, добавить к ним веточки похожих на вербу растений, например, ивы.

Стоит повториться, что служители церкви придают вербе не такое большое значение. Поэтому у них нет каких-либо требований к ее внешнему виду во время освящения.

Что делать с освященной вербой после праздника? Сколько веточек вербы нужно ставить дома? Сколько должна стоять верба после вербного воскресенья?

После освящения веточки вербы нужно принести домой и хранить в красном уголке:

  • разложив за иконами, тогда верба высохнет
  • поставив в вазочку с водой, тогда растение надолго останется свежим и, возможно, пустит корни


Место освященной вербы — в красном уголке, около икон.

Все остальное, что связанно с вербой после ее освящения в церкви, уже околоцерковные традиции, родившиеся у наших предков. Вот некоторые из них:

  1. Дома нужно ставить количество веточек вербы, равное количеству членов семьи, либо любое нечетное.
  2. Свою вербу раздавать никому ни в церкви, ни после нее нельзя. Если кто-то, кто по уважительной причине в храм сам прийти не смог, просит об услуге, для него необходимо сделать отдельный букетик.
  3. По приходу из церкви домой вербой принято символически стегать всех домочадцев, особенно, детей. Считается, что тогда растение передает им силу и здоровье, при это приговаривают: «Не я бью, верба бьет» или


Человек, имеющий какой-либо недуг, может вылечиться, проведя вербой той части тела, которая болит и беспокоит, и произнеся:



Считается, что почки вербы после освящения можно есть, чтобы:

  • защитить себя от болезней и бед
  • забеременеть
  • окончить успешно какое-то важное дело

Вербой также набивают подушку покойнику, кладут ее в гроб, чтобы душа его попала в Рай.

ВАЖНО: Многие из этих народных традиций священники считают абсурдными. Они категорически не рекомендуют есть вербу, класть ее в гроб, а также думать, что она одна единственная убережет дом от пожаров, ограблений и различных стихийных бедствий.

Освященные ветки вербы стоят в доме до следующего Вербного воскресенья, то есть целый год.
По желанию, из нее можно сделать интересные интерьерные украшения, такие как букеты и венки.



Можно ли выбрасывать вербу после вербного воскресенья? Куда девать старую освященную вербу с прошлого года? Можно ли сажать освященную вербу на участке?

Освященные в церкви веточки вербы приобретают характер святыни. Поэтому, после того, как они приходят в негодность (например, преют или высыхают), либо же на следующий год, просто выбрасывать их в мусорное ведро нельзя.
По мнению церкви, верба не должна находиться в грязном, попираемом месте, смешиваться с мусором и отходами.
Священники советуют поступить с прошлогодними освященными веточками таким образом:

  1. Закопать их там, где не ходят люди, не справляют нужду животные. Например, под деревом в саду или на дачном участке.
  2. Пустить веки по реке.
  3. Предать вербу огню – сжечь в печи или на костре.
  4. Скормить животным.
  5. Отнести в церковь, где и пройдет ритуал сожжения.


Если же у вербовых прутиков появились корешки, их можно посадить в теплом месте и обеспечить обильным поливом. Сажают деревцо на участке возле водоема – речки или пруда.

Как освятить вербу в домашних условиях?

Освятив воду на Крещение, многие думают, что теперь с ее помощью сами они смогут освящать все что угодно, вплоть до пасхальных куличей, крашенок и вербы. Описание обрядов знают «сведущие» женщины, также они есть в Интернете.

  1. По идее, освящать вербу дома может тот человек, который по уважительной причине не присутствует в храме.
  2. Женщина во время менструации обряд проводить не может.
  3. Чтобы провести освящение, помимо самой вербы понадобится святая вода. Ее кропят вербу, произнося те же слова, что и священник в церкви.


Есть мнение, что вербу можно освятить дома самому. Священнослужители с ним не согласны.

Священники считают, что в окроплении вербы дома святой водой нет ничего плохого. Но этот обряд не имеет ничего общего с настоящим освящением.

ВИДЕО: Верба. Освещать или не освещать. Куда деть старую вербу.Вербное воскресенье

История праздника Вход Господень в Иерусалим, почему и зачем православные христиане освящают веточки вербы, какую силу ей приписывают вы узнаете, прочитав статью.

Вход Господень в Иерусалим

За неделю до празднования Светлого Христова Воскресения, в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим – главный город Святой Земли – перед его Крестными страданиями, празднуется Вход Господний в Иерусалим.

Праздник Входа Господня в Иерусалим (Неделя ваий, Цветоносная Неделя, Вербное воскресенье) – один из 12-ти главных праздников Православной церкви. В богослужении вспоминаются евангельские события торжественного входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий. Жители святого города встречали Христа как Мессию - с пальмовыми ветвями в руках, отсюда и исконное название праздника - «пальмовое воскресенье».

В это день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке. Накануне Он совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию.

Весть о воскрешении Лазаря облетела Иерусалим. Люди узнали, что Иисус, воскресивший Лазаря, идет в город. Много народу вышло ему навстречу. Люди постилали на его пути снятые с себя свои одежды. Другие несли в руках пальмовые ветви – символ победы, торжественно восклицая: «Осанна (спасение) Сыну Давидову!» — так у евреев было принято встречать царей и победителей. Только Христос один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к Кресту и Голгофе.

Войдя в Храм, Иисус выгнал из него торговцев и стал исцелять слепых и хромых. Люди, видя чудеса Христа, еще больше стали его прославлять. В следующие дни Иисус проповедовал в Храме, а ночи проводил за городом.

Народ неотступно следовал за Иисусом, а первосвященники, старейшины народа, книжники искали случая погубить Его.

Вербное воскресенье

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Русь он пришел в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, так как верба здесь играла такую же роль, что и пальма, пальмовые ветви. Верба освящалась и освящается сейчас в церкви святой водой.

По церковной традиции в праздник Входа Господня в Иерусалим верующие стоят на богослужении с веточками вербы в руках. Поэтому праздник и называется Вербное воскресенье. Вербы заменяют собой ваия – пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Верующие как бы встречают незримо грядущего Господа.

Накануне Вербного воскресенья, на всенощном бдении в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы. Однако и в воскресенье на утренней службе люди стоят с веточками вербы и зажженными свечами, и после Литургии проводится окропление.

Освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому не стоит волноваться, сколько воды попало веточку. Капелька святой воды или литр – это не важно, верба освящена.

Соприкасаясь с этой святыней, человек получает освящение. Христиане в этот день приходят в храм, чтобы помолиться, вспомнить о торжественной встрече Иисуса в Иерусалиме и частичку этого праздника принести себе домой.

До праздника старые ветви сжигают, а новые ставят рядом с иконами.

Зачем освящают веточки вербы?

На вербе раньше других деревьев появляются почки.

Вербе издревле приписывалась магическая сила способствовать плодородию и будущему урожаю. Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем и половой энергией людей и скот, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы.

К тому же вербе приписывают силу охранять дома от пожара, нивы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. «Сережки» вербы глотают для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. Эта святыня отгоняет и демонов. Во время грозы спасает от попадания молнии, поэтому веточки ставили на подоконник.

В древности на Руси приготовление веток вербы было своего рода обрядом. Накануне Вербного воскресенья россияне отправлялись ломать вербу на берега близ протекающих рек.

Придя из церкви с освященной вербой, было принято стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно».

Надо хлестать и себя, чтобы пополнить здоровьем, при этом следует говорить: «Не я бью, верба бьет».

Освященной вербой еще постегивали и новобрачных или молодых девушек – для того, чтобы у них родились здоровые детишки.

Существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя останавливает действие огня, а воткнутая в поле сберегает посевы.

Трусоватым людям, желающим избавиться от своего недостатка, нужно в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы.

По погоде на Вербной неделе судили о будущем урожае. Хорошая погода в эти дни предвещает богатый урожай.

После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Каждый ее день шаг за шагом постепенно обозначает последние дни земной жизни Спасителя. Церковь в эти дни вспоминает Евангельские события, и в первые три дня на часах прочитываются все четыре Евангелия: Матвея и Марка – в понедельник, Луки и Иоанна – во вторник и среду.

Ради нас самих в эти дни мы должны собрать все свои мысли и чувства и очистить их. Как это сделать, вы можете прочитать на сайте.

__________________________________________________________________________________

Оставьте свои комментарии или дополнения к статье!

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви.

По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

Приметы на Вербное воскресение

Постучишь по телу веточкой вербы - будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы - решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке , он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье - будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают - ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

Поверья на Вербное воскресение

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону.
Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить.
Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги,
благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных,
вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», — это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой
помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб
и дать больным домашним животным — исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками
или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть
3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

Обряды. Верба и её сила

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда — сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону — «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.
Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг — четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь — усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой — сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.