Знакомство с горшком - процесс актуальный для семей в которых есть младенец. При этом методики обучения малышей разнообразны по воздействию на ребенка, т. е. по степени радикальности. Один из принципов обучения - внимание к каждому малышу. Одни дети быстро понимают, чего от них хотят, другие – плачут, капризничают. Гиперактивному ребенку сложнее усидеть на месте даже для совершения необходимых потребностей.

Родителям следует понимать, что готовность ребенка к контролю за мочеиспусканием и дефекацией обусловлена психологическими факторами. Мало выработать рефлекс. Нужно, чтобы карапуз понимал связь между желанием сходить в туалет и горшком.

Приучить ходить на горшок тоже надо правильно. Чтобы все грамотно организовать, и облегчить процесс перехода от подгузников к взрослому туалету, необходимо выяснить, какой возраст идеальный для приучения, как отучить от памперсов, что говорят по этому поводу педиатры и какие методики существуют.

Сколько должно быть ребенку, чтобы мама могла приступить к приучению к горшку, однозначно ответить трудно. Единого возраста для всех детей нет. Данный вопрос является сугубо индивидуальным. Специалисты считают, что начать практические занятия можно не раньше, чем крохе исполнится год.

Не каждый годовалый малыш понимает, что от него хотят, когда высаживают на горшок. Большего успеха за короткий срок можно достичь с ребенком полутора лет. В этот период у него появляется контроль над собственными желаниями и потребностями. Закрепляется он к двум годам, иногда раньше.

Мальчики и девочки. Кто быстрее?

Часто матери двоих разнополых детей отмечают, что дочь заметно раньше освоила полезный навык, чем сын. Действительно, считается, что девочки быстрее овладевают навыком «хождения на горшок». Однако, это наблюдение верно лишь отчасти. Психологи утверждают, что не столько в поле ребенка, сколько в преобладающих чертах типа темперамента заключена готовность малыша к овладению навыком.

Если ребенок активный, проводит много времени в движении, то и сидеть на одном месте также бывает достаточно сложно. Даже если это необходимо для осуществления физиологических потребностей.

Спокойные и усидчивые от рождения малыши больше внимания уделяют спокойным играм и быстрее приучаются к горшку. Детей привлекают предметы, которые позволяют совершать различные манипуляции: конструктор, пирамидка и т. д. Занятый спокойным занятием кроха также может «забыть» сходить на горшок, но чаще соглашается, если взрослые предлагают ему присесть на «нового пластмассового друга».

Признаки готовности

О психологической и физиологической готовности крохи к овладению навыком, свидетельствуют другие умения крохи, которые родителям важно не пропустить. К таким признакам, сигнализирующим об оптимальном возрасте для приучения, относят следующее:

  • Проявляет интерес к частям тела и предметам одежды, знает их названия и назначение.
  • Ребенок самостоятельно ходит.
  • Понимает речь взрослого.
  • Знаком со словами «писает» и «какает», понимает их значения, даже если мочеиспускания и дефекация ещё неподконтрольны малышу.
  • Сигнализирует о желании сходить в туалет: показывает на животик, зажимает ножки, топчется и т. д.
  • Не оставляет без внимания лужу на полу, мокрую одежду. Родители при этом заостряют внимание ребенка на неприятном запахе, чувстве дискомфорта, ненавязчиво демонстрируют удобное средство - горшок.

Также признаками того, что малыш готов писать или ходить «по-большому» на горшок, являются интервал между мочеиспусканиями (более двух часов) и его недовольство мокрыми штанишками, которое он явно выражает.

Чем старше ребенок, тем легче его научить ходить в туалет «по-взрослому». Двухлетний малыш поймет суть всех манипуляций за 7–10 дней, а карапуз в один год научится проситься на горшок не раньше чем за 1–2 месяца усердных тренировок.

Правила приучения малыша к горшку

Помочь малышу ходить в туалет – важная и ответственная миссия каждого родителя. Следует запастись терпением, придерживаться простых рекомендаций и советов профессионалов. Это облегчит поставленную задачу и сохранит хорошие отношения с крохой.

Начать следует с теоретической части. Поговорите с карапузом, расскажите о горшке и его предназначении. На собственном примере или примере более старшего ребенка, игрушки покажите, что надо делать с этим предметом.

Никогда не кричите и не заставляйте малыша садиться на горшок против воли. Ничего, кроме слез и истерик, это не принесет. Соблюдайте следующие правила:

  • Фактор сезонности. Тёплые поры года - оптимальны с практической стороны. Если не одеть малышу подгузник, не случится ничего страшного кроме мокрых штанишек. Достаточно взять несколько пар на прогулку про запас. К тому же летом на ребенке меньше одежды и, соответственно, меньше стирки и утюжки.
  • Поощряем малыша за каждый успешный самостоятельный акт мочеиспускания и дефекации. При этом не ругаем за «промахи».
  • Подгузники убираем постепенно. Сначала одеваем одноразовое средство на прогулку, дневной и ночной сон. Затем убираем его для дневного сна. Постепенно заменяем подгузник на трусики на период ночного сна. В зависимости от погодных условий, используем или не используем одноразовый подгузник на прогулке.
  • Высаживаем кроху на горшок до и после каждого сна, до и после прогулок, перед водными процедурами.
  • Если малыш намочил штанишки, пусть походит в них 5–7 минут, ощутит дискомфорт.
  • Применяем подгузники для приучения к горшку. Использование таких нововведений позволит малышу ощутить неприятные последствия несанкционированного мочеиспускания. Конструкция изделия позволяет жидкости оставаться внутри подгузника, одновременно лишая кроху сухости и комфорта.
  • Не поощряйте игры с горшком. Ребенок должно чётко осознавать, что у изделия есть простое понятное и очень важное назначение.
  • Чистый горшок должен быть обязательно в поле видимости и доступности для грудничка.
  • Соблюдайте последовательность действий. Приучая малыша важно создать определённый алгоритм и следовать ему: подошли к горшку, повернулись спиной, сняли штанишки и трусики, уселись, пописали/покакали, умылись или вытерли попу, натянули трусики и штанишки, торжественно поместили содержимое горшка в унитаз, помыли изделие, установили горшок на место. В более старшем возрасте вместо горшка можно использовать детское сидение для унитаза.
  • Спокойное окружение. Не стоит переживать, если малыш нуждается в уединении. Иногда кроха стесняется только в присутствии «чужих» людей, другие дети спокойно сидят на пластмассовом изделии в целой компании родственников и это его не смущает. Важно, чтобы процесс сидения осуществлялся только для совершения нужд и не превращался в игру.

Доктор Комаровский считает, что идеальный возраст приучения к горшку – 2,5–3 года. Трехлетние дети полностью осознают, когда хотят в туалет, и что для этого надо делать. Приучение в этом возрасте займет минимум времени.



Подробные рекомендации популярного педиатра на данную тему можно изучить в его статье «Дорога к горшку». Существует много полезной литературы, которая поможет карапузу освоить новый предмет.

Полезной для мам и малышей станет книга Барбары Линдгрен «Макс и горшок». Не менее интересными и познавательными являются «Горшок для Феди» Анжелы Берловой. «Ходим на горшок» Геннадия Меламеда. В этих книгах в простой и доступной игровой форме рассказывается о том, как садиться на горшок, почему это важно и т. д.

Ошибки родителей

Если 2-летний малыш не хочет сидеть на горшке, возможной причиной отказа могут быть неправильные действия родителей. Мамы, папы и бабушки в стремлении обучить карапуза быстрее, часто совершают неправильные поступки, пугают карапуза, чем лишь усугубляют ситуацию. Занимаясь приучением ребенка к горшку, важно исключить распространенные родительские ошибки:

  • Не торопите события! Начав процесс обучения слишком рано, вы рискуете не добиться положительных результатов, а только выработать рефлекс. Исследования в области педиатрии подтверждают, что для приучения надо три фактора – социальный, физический и психологический.
  • Используйте одноразовые подгузники ограниченно. Когда малыш с рождения и днем, и ночью носит памперсы, это создает ощущение сухости и комфорта. Когда у крохи резко забирают это чувство, дарят свободу, он не понимает, что произошло, и почему надо ходить в туалет по-другому. Старайтесь, чтобы день проходил без памперса. В идеале и ночь, но карапуз может просыпаться от дискомфорта и влаги, поэтому ночную замену проводите не сразу, а постепенно.
  • Создайте условия, при которых малыш научится пользоваться горшком самостоятельно, а главное – захочет этого. Иногда малышу не разрешают вставать с горшка, пока он не сделает свои «дела», его высаживают для «пи-пи» каждый час, ругают и поучают. Давление вызывает сопротивление. В такой обстановке даже карапуз, достигший успеха, может отказаться от дальнейших занятий.
  • Ни при каких условиях не кричите и не ругайте малыша за мокрые штаны. Это приведет к продлению срока приучения. Нередко оно превращается в фобии и страхи, избавиться от которых поможет только психолог.

Переход от памперса к мочеиспусканию и дефекации в горшок – процесс поэтапный и сложный. Поддержите малыша, подарите ему тепло и заботу. Находясь в атмосфере любви и взаимопонимания, приучение к горшку пройдет быстрее и легче.

Повторное приучение

Нередко встречаются случаи, когда карапуз научился ходить на горшок в полтора года, а в 3 года резко отказался. Это может быть вызвано рядом факторов:

  • Сменой обстановки и стрессом. Переезд на новое место жительства, первый поход в детский сад, появление в семье второго ребенка – все это вызывает у малыша странные чувства, эмоции и реакции.
  • Семейными проблемами. Ссоры между родителями вызывают даже у маленьких детей дискомфорт и психологические проблемы, которые проявятся отказом от горшка.
  • Болезнью или прорезыванием зубов. Плохое самочувствие делает детей капризными. Кроха может не захотеть высаживаться на горшок.
  • Кризисом 3-летнего возраста. В этот период дети становятся бунтарями, испытывают родителей и мир на прочность. Им интересно делать все назло и наблюдать за реакцией окружающих.
  • Если ребенок отказывается от использования горшка после того, как уже научился ходить в туалет по-взрослому, нужно установить причину. Определив факторы и обстоятельства, можно сосредоточить силы на повторном приучении. Действуйте мягко и постепенно.

Как отучить от подгузников

Важность и пользу подгузников никто не перечеркивает. Но наступает момент, когда малыш должен отказаться от использования памперсов. Сначала уберите их днем. Карапузу объясните, что если он хочет писать или какать, надо об этом сказать маме или самостоятельно сесть на горшок. Отказ от подгузников ночью и на прогулках пройдет сложнее и потребует больше времени. Начинать можно, если вы заметите, что за ночь подгузник остался сухим.

Решив, что малютке пора спать без памперса, подготовьтесь к этому. Кроватку устелите пеленкой, оставьте в комнате ночник, поставьте горшок рядом с кроваткой. Перед сном не давайте ему много пить. Перед отходом ко сну путь кроха 5–7 минут посидит на горшке. Если он отказывается - не настаивайте. Утром, независимо от того, осталась пеленка сухой или стала мокрой, первым делом высаживайте чадо на горшок.

Если ребенок проснулся утром в сухой постели или ночью сходил в горшок, обязательно отметьте это, похвалите карапуза. В ситуациях, когда чадо долгое время писается в кровать, начал вставать ночью и плакать, лучше на время отложить разговоры и попытки приучения к горшку.

Как выбрать горшок ребенку

Подружить маленького человечка с горшком будет гораздо легче, если правильно выбрать изделие. Современный ассортимент магазинов удивляет и сбивает с толку. Одни модели будут стоить дешево, другие – как велосипед. Чтобы купить идеальный горшок, нужно знать несколько важных моментов и учитывать простые рекомендации:

  • Обратите внимание на форму. Девочкам подойдут круглые варианты, мальчикам - овальные.
  • Оцените материал. Он не должен быть холодным. Всем подойдут пластиковые модели. От керамики и железных аналогов лучше отказаться.
  • Изучите конструкцию. Она должна быть устойчивой. Отдавать деньги за варианты на ножках или замысловатых подставках не стоит.
  • Обязательно наличие спинки. Это создаст более комфортные условия для карапуза.
  • Не лишней станет ручка, она упростит обслуживание и уборку после использования предмета.
  • Складные модели удобно брать с собой в путешествие или гости.

Ведущие педиатры и специалисты в данной сфере отмечают, что цвет, украшения и аксессуары не имеют значения. Главное – кроха не должен воспринимать горшок, как средство для игр и развлечения.

Не выбирайте модели слишком большого размера. Изделие должно быть пропорциональным и комфортным, отвечающим анатомическим особенностям детей. Подберите несколько подходящих вариантов, и спросите малыша, какой из них ему нравится больше всего. Если карапуз примет участие в покупке, он обязательно захочет опробовать приобретение.

Методика приучения к горшку за семь дней

Когда самостоятельно приучить кроху не получается, малыш боится и плачет при каждой попытке сходить в туалет, можно прибегнуть к проверенным профессиональным методикам.

Проверенный способ – это программа приучения за 7 дней. Разработала ее Джина Форд. Многие родители опробовали методику, и одобрили ее.

Учиться ходить в туалет, как взрослый, по системе «Довольный малыш» легко. Подходит она для деток, достигших 1,5 лет, которые понимают речь родителей и умеют выполнять простейшие действия. Мамам и папам следует работать с крохой по дням:

  • В первые сутки полностью убираем из обихода памперсы. Рассказываем малышу, что он уже взрослый, и надо ходить в трусики, а когда захочется пописать (покакать), нужно попроситься в туалет. Высаживайте карапуза на горшок каждые 15–20 минут. Ваша цель – добиться, чтобы он сделал свои дела в него. Общее время ожидания результата не должно превышать 10 минут. Если вы только встали и кроха намочил штанишки, не ругайте его.
  • Во вторые сутки внимательней следим за карапузом и его поведением. Задача второго дня – не допустить мочеиспускания (дефекации) в колготки.
  • Третий день – закрепление результата. Держим выбранную тактику и линию поведения. Подгузник не используем вообще. На прогулку берем складной горшок, но стараемся сделать дела до выхода на улицу.
  • На четвертые сутки вы уже точно будете знать, какой интервал у малыша между «походами» в туалет. Соблюдайте режим. Если малыш забыл или заигрался, а время пришло, напомните ему о том, что надо посидеть на горшке.

Решив действовать по методике Форд или любой другой программе, важно понимать, что добиться успеха можно при условии, что мама выделит несколько дней специально для приучения. Она будет уделять все время, следить, объяснять, т. е. полностью сконцентрируется на поставленной цели.

Методика приучения за 3 дня

Еще одним направлением является методика приучения за 3 дня от Джейме Гловацки. Нельзя гарантировать, что такой экспресс-курс сформирует устойчивый навык у малыша, но понимание туалетных процедур к крохе точно придет.

Прибегнуть к ускоренной методике следует тогда, когда результат нужен быстро, например, перед поездкой в отпуск или посещением детского сада. Чтобы опробовать программу, надо убедиться, что малыш морально к ней готов. Идеальный возраст — 2 года. Крохе не нравится носить подгузник, он сам его снимает. У него формирует режим дефекаций, т. е. он ходит в туалет в определенное время через равные промежутки.

Если карапузу уже исполнилось 2 годика, но он не готов к переходу, задача родителей – морально его настроить на нужный лад.

Для этого за две недели до активных действий нужно купить горшок, рассказывать и показывать малышу, что это за предмет, говорить, что скоро ему придется отказаться от памперсов, чтобы стать как взрослый. Расскажите мальчику, что ему можно писать стоя. Алгоритм действий в активной фазе следующий:

  • Первый день – ходим за малышом по пятам. Кроха сразу после сна должен расстаться с подгузником. Можно надеть трусики, если в доме тепло, путь бегает голышом. Как только карапуз начинает писать или присаживаться и кряхтеть, сразу садите его на горшок. Все поймать не удастся, уборки не избежать. Но малыш поймет связь между своими действиями и новым предметом. Перед сном предложите сходить в туалет. Если поступит отказ, наденьте памперс.
  • Второй день – мама ведет себя так же, как и в первые сутки. Однако теперь без подгузника отправляйтесь на улицу. Гуляйте недалеко от дома, перед выходом сходите в туалет. Если малыш попросится или родители вовремя поймают грудничка, обязательно похвалите карапуза.
  • Третий день – закрепляем достигнутый результат. На улицу можно сходить дважды. Теперь кроха не боится горшка, и точно знает, зачем он нужен в доме.

В эти нелегкие дни заручитесь поддержкой родных. Используйте удобную одежду для крохи: никаких пуговиц, молний, канатиков. Ребенок в любой момент должен легко снять штанишки.

Методика «Кто последний?»

Это простой способ приучения малыша в игровой форме. При этом на пути к горшку выстраиваются в очередь к горшку мягкие игрушки, машинки, куклы. Каждый участник очереди комментирует свои действия, эмоции. Ребенок располагается в середине или конце процессии. Очередь не должна быть слишком длинной, чтобы интерес крохи не иссяк.

Стоит отметить, что данная методика актуальна для периода приучения малыша к алгоритму действий. Способ становится неактуальным, когда малыш осознанно ощущает потребность в испражнении. В этом случае игрушечная очередь может только навредить естественному процессу.

Можно встретить даже аномальные программы обучения за 1 день. Натан Эзрин и Ричард Фокс написали об этом целую книгу. Авторы предлагают советы, которые помогут крохе подружиться с новым предметом в течение одного дня. Помогают их рекомендации или нет, можно узнать, изучив отзывы родителей, опробовавших курс, или став участников программы со своим ребенком.

Приучить ребенка ходить в туалет – не самая простая задача. При этом важно запастись терпением, настроится на длительность и кропотливость процесса. Приучение к горшку – это новый шаг для малютки и родителей в сторону социализации, самостоятельности и экономии. Поддержите и помогите крохе справиться с этим важным жизненным этапом.

Как быстро и без слёз приучить ребенка к горшку в 1 год? Речь в статье пойдёт об основных ошибках, которые допускают родители во время такого важного процесса. Также здесь собраны главные правила и рекомендации по приобретению успешного навыка у малыша, советы по выбору изделия, авторитетное мнение известного педиатра.

Вокруг мнения о том, когда нужно приучать ребенка к горшку происходит очень много родительских споров. Бывает, что молодые мамочки так и норовят высадить кроху уже в 9-10 месяцев, чтобы потом хвастаться перед подругами.

Важно помнить, что если грудничок до 1 года и справляет периодически нужду в горшочек, то речь тут идет лишь о рефлекторном мочеиспускании. Нервная система еще не дозрела и не научилась контролировать процессы испражнения. Малыш не понимает своих желаний, соответственно – не умеет сдерживать позывы.

Умение контролировать желание к мочеиспусканию возникает в возрасте не ранее, чем в 1,5 года . У некоторых малышей бывает и позже. Поэтому вопрос «Как быстро приучить годовалого ребенка к горшку?» необходимо формулировать немного иначе, не упоминая при этом возраст. Про причины энуреза у детей можно узнать из этой .

Когда спешить не стоит

Не стоит начинать приучать ребенка ходить на горшок, если:

  • он недавно переболел и пребывает в болезненном состоянии;
  • состоялся переезд, смена обстановки;
  • у крохи появился братик или сестричка;
  • в семье происходит кризис в отношениях, кто-то из членов семьи болеет или ушёл.
Готовность определяется дозреванием нервной системы

Чтобы уяснить, как правильно приучить ребенка к горшку, необходимо усвоить важное знание: навык формируется согласно рефлексу «позыв-судно-испражнение» .

Часто молодые мамы, руководствуясь советами старших женщин, приступают к высаживанию достаточно рано, а процесс стимулируют характерными звуками «а-а-а», «пи-пи-пи» или включают кран с водой.

Такой способ считается вредным, так как малыш приобретет искаженный рефлекс «судно-позыв-испражнение», и переучить его будет очень тяжело. Навыки самоконтроля в соответствии с возрастом:

  • 2-2,5 года – контроль дефекации;
  • 2,5-3 года – умение контролировать мочеиспускание в период бодрствования;
  • 3-4 года – умение контролировать позывы ночью.

Как приучить ребенка ребенка спать в своей кроватке мы рассказываем .

Признаки готовности и 5 правил успешного приучения

Чтобы быстро приучить ребенка к горшку, ему важно обладать следующими умениями:

  • самостоятельно ходить, садиться, освобождаться от одежды;
  • понимать речь, некоторые слова;
  • подражать окружающим его взрослым;
  • показывать свои желания жестами или словами;
  • проявлять старания, чтобы заслужить похвалу;
  • выполнять задачи, указания родителей.

Такие навыки приобретаются малышом около 18 месяцев, соответственно начинать раньше этого возраста не имеет смысла.

Как понять, что ребенок готов ходить на горшок

  • возраст старше, чем 1,5 года;
  • когда малыш ощущает желание сходить «по-большому» – замолкает, сосредотачивается, а в итоге говорит о совершенном факте;
  • просыпается сухим после сна днём, а потом в течение некоторого времени продолжает оставаться сухим (свидетельствует об умении контролировать мочеиспускание);
  • знает, что значит мамина просьба «одеть или снять трусы», с охотой выполняет такую просьбу;
  • может правильно показать части тела;
  • концентрирует внимание на игрушке или мультике достаточно продолжительно, сохраняя при этом спокойствие;
  • с легкостью исполняет несложные задачи (что-либо принести или отнести, куда-либо сходить и прочие).

Если перечисленное выше всё еще не свойственно вашему ребенку, не смотря на то, что ему уже исполнилось 2 года, приучить к горшку оперативно не выйдет.

Для того, чтобы помочь чаду – пробуйте периодически обходиться без подгузников . Крохе необходимо узнать свое тело, понять, ознакомиться с функционалом половых органов. Таким образом, скорее улавливается связь между позывами и следующими опорожнениями. Соответственно, крошке нужно видеть акты дефекаций и мочеиспусканий.

5 правил эффективного приучения

  1. Отсутствие насилия. Нельзя удерживать кроху против его воли, есть желание встать и уйти – пускай сделает это.
  2. Доброе отношение и поощрения. Запрещено ругать малыша за мокрые или запачканные трусики . Будьте щедры на похвалы в случае достижения положительного результата.
  3. Паузы. В случае возникновения у чада негативных ассоциаций, связанных с конфликтами, насилием – остановитесь. Дайте ему оправиться от инцидента, забыть негатив. Некоторое время не возвращайтесь к вопросу высаживания.
  4. Внимательность родителей. Присматривайтесь чаще к малышу, и вы не пропустите миг, когда он становиться сконцентрированным, кряхтит. В такие минуты и стоит предлагать горшочек. Стоит также продемонстрировать наглядно, для чего создан этот предмет.
  5. Доступность и оперативность. Хорошо, если судно постоянно находится в зоне доступа малыша. Также во много раз облегчает задачу минимальное количество одежды на карапузе, чтобы не пришлось долго и нудно раздеваться. Высаживайте после каждого приема пищи, сна.

Этапы обучения

1 Сначала приобретается горшок. Его место – в детской, переставлять не рекомендуется. Лучше выбрать яркий, привлекательный по цвету, при этом удобный по конструкции предмет. Высаживайте ежедневно по пару раз на 2-3 минуты, одежду и подгузник пока снимать не стоит (чтобы не возникло негативной ассоциации в связи с неприятными ощущениями прохладной поверхности).

2 Спустя неделю начинайте высаживать уже без подгузника, также дважды в день. Не стоит энергично подлавливать кроху, когда он проявляет желание сходить в туалет. Таким поступком легко напугать и вызвать обратный эффект. Отличный совет – это постоянно демонстрировать предназначение изделия на примере старшего товарища, либо помещая использованный подгузник в судно, доступно объясняя свой поступок.

3 По истечении еще 2 недель уже разрешено улавливать моменты позывов, актуально подсовывая горшочек каждый раз. Усаживайте чадо после прогулки, пробуждения, еды.

4 И конечный этап – обучение самостоятельному использованию предмета. Важно помнить об изложенных ранее правилах успешного обучения: доступность горшка в любой миг обеспечит стабильность приобретенного навыка, поощрение и похвалы будут подбадривать малыша, а отсутствие насилия и добрые слова – не спровоцируют страхи и отторжение.

Во сколько бы ни началось приучение ребенка к горшку, опыт многих родителей показывает, что на приобретение и утверждение навыка уходит от 6 месяцев до 1 года . Поэтому рекомендуется набраться терпения и помнить о конечной идее, тогда всё случится максимально идеально.

Вместе с вопросом «Как приучить ребенка к горшку в 1 год?» родители интересуются о необходимости резкого отказа от подгузников в момент начала обучения. Специалисты утверждают, что такой нужды нет, так как в результате многочисленных исследований доказано отсутствие влияния такого факта на скорость достижения результата.

Горшок должен понравиться вашему малышу с первого взгляда
  1. Основное требование к предмету – удобность. Малышу ничего не должно давить, формы предмета повторяют анатомию тела.
  2. Привлекательность цвета и нанесенных изображений – так будет проще завоевать интерес крохи.
  3. Чрезмерность украшений, наличие музыкального сопровождения помешают малышу провести прямую связь с предметом, он будет считать, что перед ним игрушка.
  4. Если предмет приобретается для мальчика – стоит выбирать предмет с завышенностью в передней части. Так моча не будет проливаться за пределы судна.
  5. Соответствие размеров. По мере роста вашего чада следует покупать более крупное изделие.
  1. Созревание органов, имеющих отношение к процессу испражнения (мышцы брюшного пресса, сфинктер прямой кишки, сфинктер мочевого пузыря, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка).
  2. Полноценное развитие нервной системы, в первую очередь – коры головного мозга.
  3. Педагогическая активность обучающих взрослых.

Проще говоря, секрет быстрого результата заключается в адекватном подходе родителей к задаче : не стоит пытаться обучить чадо слишком рано, необходимо подождать пока организм будет готов. Чем раньше начнется процесс обучения, тем больше сил будет затрачено.

Золотое правило – это терпение. Если не выходит – отпустите ситуацию на 2-3 месяца, а затем начинайте опять.

Выводы

С какого возраста приучать ребенка к горшку – вопрос скорее индивидуальный, и рекомендуется в таком случае только минимально допустимый порог в 18 месяцев. Ну а если процесс по каким-то причинам начинается позже – в этом нет ничего страшного, ведь не существует в мире ни одного человека, который так бы и не научился контролировать свои естественные позывы.

Пользоваться горшком - одна из важнейших и сложнейших наук, которую обязан усвоить подросший малыш. От родителей берущихся научить этому свое чадо требуется немалого времени и терпения. Поэтому их интересует все, что связано с тем, как правильно приучить ребенка к горшку, независимо мальчика или девочку? С какого возраста начинать это приучение? Можно ли быстро научить свое чадо проситься на него?

Хотя не считаю себя экспертом в этой области как доктор Комаровский, но хочу дать некоторые практические советы или методику, использованную мной и моими подругами в успешном приучении своих детей. Притом не за длительное время, а постараться добиться хороших результатов за неделю. Кстати, настройтесь к тому, что это напряженное время, прежде всего для любой матери и ее малыша. Ведь вам придется научить его полностью новой для него задаче. Вначале рассмотрим, когда нужно начинать это делать?

Во сколько можно начинать приучать детей проситься на горшок

Считается, что с физической точки зрения основной возраст для начала приучения - 1.5-2 года. Хотя лучше сказать нет правильного или точного срока, с какого возраста приучать ребенка к горшку, а есть подходящее для этого время. Например, когда малыш может хорошо сидеть, ходить, уверенно держать спинку, тогда и можно судить о физиологической готовности.

Кроме того, знакомство лучше начинать задолго до того, когда родители начнут сажать его на горшок. Пусть он станет одной из окружающих его вещей. Чтобы когда придет время учиться проситься и делать свои дела в него (писать или какать) тот не вызывал у него отрицательных эмоций.

Еще один из признаков готовности малыша к приучению - его стремление к самостоятельности. К примеру, самостоятельно пытается кушать ложкой или одеваться. Кроме того, ребеночек должен привыкнуть уверенно себя чувствовать сидя на горшке. Если дитя пока еще не созрело до такой независимости, то рекомендуется немного подождать с активным приучением.

Так как форсирование этого процесса может спровоцировать у деточки обратный результат. Тогда освоение горшка может надолго затянуться, доставив родителям много неприятных переживаний. Да и дитя начнет бояться горшка, отказываясь садиться на него, всячески отпираясь от того к чему пока не готов.

Стоит признать если маме удается превратить приучение малыша к горшку в интересное занятие для него, притом понятное и приятное, то можно этот процесс обучения начать раньше полутора лет. Если же приучение навязывается в раннем возрасте, то успешного исхода нечего ждать. Родители могут усадить ребенка на горшок, но за него сделать дела не смогут.

Вывод: Необходимость избегать торопиться и выбирать правильное время говорит само за себя - горшок ребенок должен осваивать постепенно, шаг за шагом.

  • Физиологическая готовность. Как уже ранее говорилось, принято считать, что с полуторагодовалого возраста можно заявлять о физиологической готовности малыша. Именно тогда дети начинают ощущать позывы тела (полный мочевой пузырь), а также подавать об этом сигналы взрослым. Хотя стоит признать, некоторые детки проявляют признаки готовности и раньше этого возраста.
  • Знакомство малыша с горшком. Его ставят в поле рения ребятенка, который может воспринимать его в виде игрушки или как предмет интерьера его комнаты. Со временем ребеночек привыкнет к тому, что это один из элементов его потребностей. В то же самое время родители будут объяснять его предназначение и для чего он здесь находится в комнате. Позволив ребенку привыкнуть к горшку и освоиться, можно постепенно предлагать использовать его по назначению.
  • Третий шаг - регулярное высаживание. После пробуждения от сна ребенок в принципе готов справлять свои потребности. Поэтому, как только он просыпается, высаживайте его на горшок. 99% что вы получите положительный результат. Старайтесь так поступать ежедневно. Постепенно у деточки разовьется привычка ходить на горшок, а также понимание того для чего он нужен.
  • Ловим момент - следующий шаг как приучить ребенка к горшку. Мамы должны научиться подлавливать моменты, когда малыш хочет сделать свои дела. Например, дети чаше справляют свои дела после пробуждения или вскоре после питья. Вот здесь и нужно родителям ловить момент для посадки на горшок. Объясняйте деточке мягко, терпеливо, спокойно, куда следует делать свои дела, если хочется какать или писать.

Не сумев подловить ребенка, справившего свою нужду не в горшок, избегайте наказывать его: ругать, бить, стыдить, кричать. Этого делать категорически нельзя. Подобное может спровоцировать у него в будущем заниженную самооценку.

  • Учим ребенка снимать штанишки/колготки перед своими делами. Научив его заранее это делать, а затем самостоятельно садиться на горшок можно будет сказать, что ваше чадо успешно справилось с преодолением или освоением всех пяти этапов.

В течение дня давайте ребенку воду, соки, молоко (для увеличения жажды). Это помогает ему чувствовать заполнение мочевого пузыря и желание мочиться. Каждый час с помощью мимики поощряйте ребеночка пописать, используя чрезвычайно простой язык - время пи-пи. Подождите несколько минут, так как это произойдет не сразу. Примерно через пять минут ваши усилия оправдаются. После сделанного дела обязательно хвалите малыша.

Первые два дня вы вряд ли сможете все разы уследить за малышом. Он будет делать в штанишки. Ничего страшного не произошло, даже если это вас разочаровывает. Когда такое происходило с моей дочерью, я использовала фразы: ай авария произошла; фу, как плохо, что это случилось. Подобные слова не унижают дитя, а дают ему знание, понимание, что взрослые люди не мочатся в трусы и не сидят в мокром белье. Продолжайте следить за малышом, усаживая его настойчиво на горшок.

Перед сном стелите под него сложенное полотенце или специальную пеленку. Как только малыш просыпается, даже если сухой усаживайте на горшок. Если он сделал свои дела в постель можно разочарованно печальным голосом сказать ой, ты имел аварию. Вполне нормально ребенку говорить об этом. Ну а когда, проснулся сухим и сделал свои дела на горшок, обязательно обнимая, хвалите свое чадо.

Ночью настройтесь несколько раз вставать и будить ребенка, чтобы приучить его к горшку.

Продолжая предлагать малышу легкие закуски и жидкости, вы заметите, что тот уже будет в 50 % писать и какать в горшок. Замечая позывы (дитя покряхтывает, приостанавливается в игре) предлагайте малышу, показывая на горшок сделать свои дела в него. Например, говоря давай пойдем, сядем и сделаем пи-пи.

Даже если деточке на горшок не хочется, такие предложения формируют детское понимание, что решение сходить на горшок является серьезным, а значит нужно так поступать. Как быть если ребенок накакал в трусики? Тогда возьмите его в ванную и при нем выбрасывайте содержимое в унитаз. Промойте деточке руки, спокойно объясняя, что так нужно делать в следующий раз.

Пятый, шестой и седьмой дни являются тонкой шлифовкой полученных знаний. Вы по-прежнему регулярно даете ему закуски и напитки. По-прежнему как напоминание предлагаете каждый час сходить на горшок, особенно, когда ребенок сконцентрирован на игре.

На седьмой день сделайте смелый шаг - гуляйте вне дома, как минимум полтора часа. Перед прогулкой пусть дитя по потребности сходит на горшок. Гуляя, спрашивайте его каждый час, не хочет ли он пи-пи? Это своего рода тест на успешное приучение ребенка к горшку.


Освоение ребенком горшка требует времени и чувства юмора. Главное - избегать устанавливать какие-либо сроки, за которые малыш обязан научиться справлять в него свои потребности, чтобы затем не разочароваться. Перед тем как приучить ребенка ходить на горшок запомните, что рассказы других родителей, книги, мудрые советы знакомых - всего лишь варианты, которые именно вашей деточке могут не подойти. Поэтому во многом положитесь на себя, даже не имея достаточного опыта в этом деле. Поверьте, у каждой матери есть врожденная инстинктивная способность действовать именно так, как необходимо ее малышу.

С уважением, Андроник Анна.

Кстати, предлагаю посмотреть какие ошибки допускают родители в приучении своих детей к горшку.

Каждая из мам обязательно задумывается над вопросом, какой возраст является оптимальным для приучения своего малыша к горшку и как это делается. Существует много мнений по данному поводу. Кто советует начинать это дело чуть ли не с пеленок, кто рекомендует не торопиться.

Но может быть, стоит сначала оценить психологическую подготовку малыша, его развитие. Ведь если ребенок не понимает, для чего нужен этот новый предмет, считает его очередной игрушкой, он не научится осознанно пользоваться туалетом. Поэтому многие специалисты рекомендуют приучать к горшку в возрасте полутора лет, когда психологическое и физиологическое развитие малыша позволяют это сделать.

Когда следует знакомить ребенка с горшком

Считается, что самый подходящий возраст для знакомства с новым видом деятельности – период с 18 до 24 месяцев. Это одобряют и большинство детских врачей.

Нужно помнить, что каждый малыш индивидуален, и если одни готовы подружиться с горшком в полтора года и раньше, то другие могут затянуть это дело до трех лет. Мальчики обычно приучаются позже девочек. Беспокойные, легковозбудимые детки также осваивают горшок чуть позднее, чем их более невозмутимые одногодки. Влияет и долгое нахождение ребенка в памперсах.

Так почему именно 18 месяцев считается приемлемым возрастом для знакомства с горшком? До конца первого года почти все малыши не чувствуют деятельности мочевого пузыря или кишечника. Наполненные органы выталкивают содержимое без осознания процесса. И даже если любящая мама будет следить и сажать на горшок вовремя, это не будет значить, что ребенок приучен, и его нервная система сознательно контролирует процесс выделения. Это поможет сэкономить подгузники. Но чаще будут впустую потраченные нервы и силы, и выработанное у ребенка негативное отношение к процессу высаживания на горшок.

А уже в возрасте полутора лет ребенок начинает чувствовать позывы и немного пытаться себя сдерживать. Но до полного контроля должно пройти время, когда малыш приобретает некоторые навыки, облегчающие знакомство с горшком:

  • ребенок умеет наклоняться, садиться на корточки, а затем вставать;
  • собирает с пола мелкие вещи и убирает их на места;
  • понимает, что говорят взрослые и реагирует на речь;
  • может междометиями или простейшими словами сказать о своих желаниях;
  • во время дневного сна остается сухим, и при бодрствовании в течение двух часов может не писаться;
  • ощущает неудобство при нахождении в мокром или испачканном белье.

Становится понятным, что в деле приучения к горшку не стоит оглядываться на возраст и соседского малыша, который бодренько бежит к туалету, скидывая на ходу штанишки. Нужно присматриваться к поведению своего ребенка. И при благоприятном моменте, мягко и спокойно, сажать его на горшок.

Каждая мама хочет для своего малыша все самое необыкновенное, красивое. И как не подобрать для любимого чада симпатичный горшок с различными интересными штучками?

Магазинами детских товаров предоставляется огромный выбор самых различных экземпляров. Различаются они не только цветом, но и материалом и формой. Продаются модели на ножках и с высокими спинками, в виде машин и велосипедов, с прикрепленными рулями и подставками для игр, сборные и походные, превращающиеся в симпатичный контейнер, музыкальные и имитирующие маленькие унитазы со сливом воды.

Но многие педиатры советуют не торопиться выкидывать деньги на продвинутые дорогие модели. Желательно сначала остановить свой выбор на классическом варианте, практичном и удобном. Ребенок, которого приучают к новому предмету и формируют новый навык, может испугаться слишком яркого цвета или резких звуков. И игнорировать впоследствии все попытки родителей освоить горшок. Это, во-первых. А во-вторых, ребенок может принять навороченную модель как игрушку, и вместо использования горшка по прямому назначению, увлечься новой забавой.

Поэтому самый правильный выбор для формирования навыка - это обычный простой «туалет» без изысков и лишних функций. Позже, когда ребенок привыкнет справлять свои надобности в «детском туалете», тогда можно будет выбрать модель по вкусу.

Выбрать «правильный» горшок помогут такие характеристики:

  • Устойчивость . Маленький ребенок даже на горшке может быть очень активным. И чтобы исключить случайное падение, надо выбирать модель, с широким основанием или с наличием подножек.
  • Материал . Предпочтительнее покупать горшок из пластика и только в специализированных магазинах, которые имеют сертификаты соответствия на свои товары. Поверхность, соприкасающаяся с нежной кожей малыша, не должна быть липкой, иметь швы, шероховатости и зазубрины.
  • Форма . Удобство горшка зависит и от его формы, Так, девочкам приобретают круглую модель, мальчикам – овальную, имеющую выступ впереди. Разница в форме обусловлена разным анатомическим строением малышей.
  • Для поездки с малышом лучше приобрести горшок с имеющейся крышкой или дорожные модели в виде контейнеров с ручками.

Изобретение памперсов помогло облегчить жизнь мамам. Но теперь наступает время, когда придется, что называется, «засучить рукава» и набраться терпения. Процесс приучения малыша к горшку далеко не самый простой и быстрый. Некоторые советы более опытных мам окажутся кстати:

  • Не стоит слишком настаивать на горшке в первый день, новая странная вещь может напугать. Ласково и спокойно поясните малышу, что это за предмет, посадите на него сначала любимую игрушку. Если ребенок привык к памперсам, то придется их снять. Старшие дети станут хорошим примером, ведь малыши зачастую копируют поведение своих братьев и сестер.
  • Малыши в этом возрасте уже пытаются знакомиться со своим телом. Пояснения мамы, зачем нужны внешние выделительные органы, помогут понять, для чего существует горшок. Дети в состоянии ощущать, что находиться в описанных штанишках очень неприятно, и избежать этого поможет «дружба» с новым предметом.
  • Нужно обязательно хвалить малыша, если освоение горшка проходит удачно. Положительные эмоции помогут закрепить новый навык. При неудачных попытках не стоит отчаиваться и ругаться, нужно терпеливо и ласково снова напоминать ребенку о горшке и возможности быть сухим и чистым.
  • Придется постоянно следить за временем и высаживать малыша на горшок после сна, еды, некоторого времени бодрствования, пока он сам не станет напоминать о туалете при возникновении позывов. Ни в коем случае не стоит делать это силой, отчего у ребенка может возникнуть стойкое неприятие туалета. Спокойно и ласково нужно предлагать сходить на горшок.
  • Пока формируется навык, новый предмет должен быть там, где постоянно находится ребенок, чтобы имелась возможность быстрого использования его в случае необходимости. Если горшок стоит, что называется, «под рукой», малышу при первых позывах легче до него добраться.

Если малыш упрямится и не желает ходить на горшок, следует придумать небольшие хитрости, чтобы сам процесс был более увлекательным. Например: читать в это время определенную книгу, играть в выбранную игрушку, что поможет ребенку расслабиться и забыть о своих страхах. Не стоит, однако, слишком увлекаться этим методом, чтобы не заменить естественный процесс игрой. Многим малышам интересен механический слив воды в унитазе. Можно воспользоваться этим и во время формирования привычки к горшку.

Не нужно спешить и с силой сажать на горшок. Чрезмерные усилия могут вызвать у малыша обратную реакцию, и в качестве протеста он будет делать «свои дела» где угодно, только не там, куда следует. При такой ситуации лучший выход – не вспоминать о горшке некоторое время. А пока мальчиков стоит поучить мочиться по-взрослому, стоя как мужчина, а девочкам «запустить ручеек» в ванне или тазу. Спустя несколько дней можно попробовать вернуться к горшку, но постараться не настаивать, а мягко предложить сесть и пописать.

Никогда не равняйте своего малыша с кем-то из детей и не сетуйте, если что-то не сразу выходит. Каждый ребенок индивидуален, и все получится, если относиться к нему с любовью и терпением.

Внимательный и спокойный настрой родителей поможет малышу быстрее понять, что от него хотят. Если он тужится, напрягается, краснеет, это сигнал к быстрой высадке на горшок. Несколько удачных попыток, и ребенок сам будет проситься в свой туалет.

Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод:

  • быстрый результат возможен, если ребенок уже достиг определенного психологического возраста;
  • обязательна посадка на горшок после того, как ребенок проснулся, а если его одежда к тому же сухая, то увеличивается вероятность скорого формирования нового навыка;
  • не стоит приучать к туалету нездорового ребенка: больной живот, вылезающие зубки и температура – повод отложить обучение на некоторое время;
  • нельзя вызывать мочеиспускание при помощи звуков льющейся воды, сформировавшийся в результате рефлекс может сыграть с ребенком в будущем злую шутку;
  • во время приучения к горшку не стоит сразу отказываться от подгузников;
  • при неудачах нельзя ругать ребенка, нужно проявить больше заботы и терпения и все получится.

Методика № 1: приучаем за семь дней

Каждой маме хочется, чтобы ее любимое чадо как можно скорее привыкло к туалету. Это не только позволяет наглядно увидеть, как вырос малыш, но и существенно сэкономит бюджет семьи, и уменьшит загруженность женщины домашними делами.

Есть несколько методик приучения к горшку, одна из них позволяет сделать это в течение семи дней. Специальная система, которая называется «Довольный малыш», придумана британкой, бывшей медсестрой Джиной Форд. Предназначена она для малышей в возрасте от полутора лет, которые могут понимать простейшие инструкции и выполнять их, пытаются сами одеваться-раздеваться, знают части тела. Методика расписана на семь дней и представляет собой следующее:

  1. Первый день начинается с того, что утром с ребенка снимают памперс (какой ты у нас большой, пора носить трусики!) и часто сажают на горшок. Можно привести малыша во взрослый туалет и наглядно показать, для чего он нужен. Если не все получается сразу, повторяем процесс через каждые четверть часа. Цель мамы сейчас – продержать на горшке 10 минут, что должно хватить малышу на выполнение всех его дел. Можно присесть с ним рядом и постараться чем-то увлечь, чтобы не появилось желание встать с горшка. Если все же штанишки были испачканы, стоит запастись терпением и ни в коем случае не ругать кроху.
  2. День второй нужен для закрепления навыка. Но при этом нужно быть внимательным, чтобы малыш не сильно увлекся играми, и вовремя подставлять горшок.
  3. Третий день продолжает выбранную методику. Нужно забыть о памперсах даже при прогулках, чтобы не возникало желания в них помочиться. Перед улицей обязательно нужно подержать ребенка на горшке. И периодически интересоваться, не хочет ли он в туалет. Первое время можно брать с собой и «пластикового друга», если не хочется водить малыша в «кустики». Через несколько дней ребенок научится сдерживать себя, и надобность в горшке на улице отпадет.
  4. К четвертому дню многие детки уже посещают горшок сами. Только пока надо напоминать заигравшейся крохе о необходимости сходить в туалет. И больше хвалить и чаще поощрять, но никогда не ругать за оплошности. И так до конца недели. Позже горшок ставят в туалет или ванну, чтобы малыш ходил справлять нужду уже в специально отведенную комнату.

Методика № 2: быстрое приучение за 3 дня

В процессе приучения малыша к горшку обычно не советуют торопиться, чтобы не привить ему отвращение к самому действию. И формирование такого осознанного навыка может занять не один месяц. Но если требуется ускорить этот процесс, например, подоспело время пойти в садик или предстоит длительное путешествие, родителям смогут помочь специальные техники знакомства с горшком.

Скорое приучение к горшку еще не значит, что малыш сразу и навсегда научится ходить по своим надобностям без проблем. Но это поможет быстро осознать необходимость посещения туалета.

Для того, чтобы данная методика сработала, определяется, насколько малыш готов к ней. Целесообразность ее применения могут показать некоторые факторы:

  • возраст ребенка около 2 лет, в крайнем случае – 2 года 1 месяц;
  • малютка может спокойно выдержать 1-2 часа, и при этом не описаться;
  • ребенок уже не желает надевать памперсы;
  • у малыша сформировался процесс дефекации каждый день и в определенное время.

Все признаки налицо, теперь нужно подготовить малыша к грядущим изменениям. И начать следует за пару недель до конкретных действий:

  • Для начала стоит приобрести горшок и объяснить назначение данного предмета.
  • Часто повторяйте, что маленькие дети сначала садятся на горшок, а потом, когда вырастут, на унитаз, и так делают все люди.
  • За несколько дней до намеченного события поясняйте малышу, что вскоре ему предстоит носить трусики и ходить в детский туалет. Можно заинтересовать ребенка новым бельем с яркими рисунками.
  • Специально выберите время, когда будет возможность несколько дней заниматься только малышом. Будет очень хорошо, если в эти дни маме помогут бабушки или муж.

Подготовка прошла, время выбрано, пора начинать приучение к горшку. Займет это три дня.

День первый . Впервые весь день малыш будет находиться без памперсов. Вместо них можно надеть трусики, а можно позволить побегать с голой попой. Придется весь день очень внимательно следить за деткой и буквально не выпускать туалет из рук. Как только увидите, что малыш собирается мочиться, сразу несите горшок. И так каждый раз, чтобы малыш видел связь между его желанием и появлением горшка.

Если у малыша получается сходить в туалет, это должно заканчиваться похвалой, конкретным объяснением его действий. Неудачи стоит оставить без внимания, чтобы не сформировать у него негатив по отношению к горшку.

Перед тем, как уложить спать, нужно не забыть высадить малыша на горшок и надеть на него подгузник.

День второй . В этот день нужно снова смотреть за малышом и стараться успевать высаживать его на горшок. Кроме того, можно выйти гулять, но без привычного подгузника. Сначала обязательно ребенка сводить на горшок, и планировать прогулку таким образом, чтобы была возможность быстро вернуться домой. Нелишним будет взять запасную одежду и дорожный горшок.

Помните, что нужно обязательно за каждую удачу хвалить малыша!

День третий . Сегодня уже можно выходить на прогулку два раза. Малыш дома уже высаживается на горшок, но нужно учиться сдерживаться и тогда, когда его нет под рукой. Обязательно посещаем этот предмет перед прогулкой и после, до сна и после пробуждения.

Три таких активных и сложных дня помогут малышу адаптироваться к горшку и даже делать первые попытки садиться самому. На эти дни нужно подобрать такую одежду, которую можно легко снимать и не требовать посторонней помощи. Через некоторый период на ночь надеваем пижаму или трусики.

Повторное приучение

Иногда возникают ситуации, когда малыш резко и категорично отказывается от горшка, хотя до этого уже сформировался навык. Происходить такое может как до двух лет, так и года в три-четыре. Причины различны:

  • Конфликты внутри семьи всегда плохо действуют на детей. Не имея возможности повлиять на них, малыш может в знак протеста бунтовать или замыкаться в своем мире. Нежелание ходить в горшок становится одним из элементов неосознанной реакции на окружающий мир.
  • Некоторые изменения привычного образа жизни (переезд, рождение еще одного ребенка в семье) становятся для малыша неожиданностью и могут приводить к отказу от выполнения привычных ранее вещей.
  • Кризисный период трех лет тоже может приводить к отказу от горшка. В это время малыш начинает осознавать себя личностью и пытаться делать так, как хочет он сам, а не требуют от него окружающие.
  • Отказ от горшка может происходить и во время болезни ребенка, в периоды появления новых зубов. Сейчас все силы маленького организма направлены на выздоровление, и на этот период не стоит настаивать на посещении горшка.

Выяснив причину, по которой ребенок перестает посещать ставший уже привычным «детский туалет», можно подумать о ее решении. В любом случае не стоит настаивать и высаживать силой.

Как отказаться от памперсов

Во время привыкания ребенка к туалету надо постепенно отучать его носить памперсы. Днем проще следить за малышом и успевать сажать на горшок при появлении первых признаков. Если начинает вырабатываться нужный навык, можно и ночью укладывать спать в трусиках или пижаме.

Избежать сырой кроватки поначалу помогут специальные непромокаемые пеленки. Со временем привычка сформируется, и малыш даже ночью сможет просыпаться и проситься на горшок. А поначалу следите, чтобы малыш меньше пил жидкости перед сном, и введите привычку посещать туалет пред тем, как уложить ребенка спать.

Причины боязни горшка и что делать в таких случаях

Боязнь и неприятие горшка может возникать в следующих случаях:

  • Неудачное знакомство с новой вещью. Возможно, стоит убрать горшок на время и повторить попытку, добавив к процессу посещения что-то интересное, например, сшить накидку или устроить маленький спектакль из игрушек.
  • Малыш периодически пачкает штанишки и за этим следует частая и сильная ругань, что приводит ко всяческому уклонению от горшка.
  • Высаживание на прохладный горшок полусонного малыша тоже может закрепить негатив по отношению к самому процессу.
  • Желание купить суперновинку с музыкой порой приводит к боязни посещения горшка, появляющаяся мелодия может отбить желание садиться на этот предмет. К этой проблеме относится и страх внезапного падения.
  • Боязнь горшка возникает и при таких неприятностях, как запоры. Малыш может не понимать, что эта проблема никак не связана с данным предметом.

И подводя итог всему сказанному можно добавить, все обязательно получится, ребенок привыкнет справлять свои надобности в горшок. Главное: делать все с любовью и терпением, и проблема разрешится.

Чем старше становится малыш, тем самостоятельнее он хочет быть. Вот он уже сам берет бутылочку и пьет из нее, сам складывает игрушки в корзину, но как научить ребенка кушать ложкой? Часто для родителей этот вопрос оказывается не менее важным, чем даже вопрос приучения к горшку, ведь самостоятельный прием пищи – это важный этап в развитии малыша. Попробуем разобраться с проблемами и трудностями, которые часто сопровождают приучение крохи к самостоятельной трапезе.

Когда надо начинать учить ребенка есть ложкой?

Все дети развиваются по-разному. Кто-то берет ложку и пытается ковыряться ей у себя в тарелке уже в 10-12 месяцев, кто-то откладывает это обучение аж до трех лет. Конечно, чем скорее вы научите малыша пользоваться столовыми приборами, тем лучше. И уж тем более не нужно тянуть с этим, самостоятельно кормя ребенка.

Специалисты утверждают, что начинать приучать малыша к ложке нужно в возрасте 10 месяцев, и уже к полутора годам ребенок должен сам уверенно орудовать этим столовым прибором.

Главная ошибка, которую допускают некоторые родители, – излишняя опека. Мамы не дают малышу ложку, даже когда тот сам пытается взять ее и помешать еду в тарелке. Причин этому может быть несколько. Кто-то считает, что, кормя кроху самостоятельно, они проявляют заботу и внимание. Кому-то просто не хочется лишний раз убираться на кухне. Оба подхода неверны. Малыша нужно приучать к ложке. Хотя бы потому, что это одно из требований при подготовке ребенка к детскому саду.


Какую ложку выбрать?

Очень важно выбрать правильную ложку, чтобы малышу было удобно ею пользоваться. Для детей можно использовать следующие ложки.

  • Серебряная – это дань традиции. Часто серебряные приборы дарят малышу крестные родители в день Крещения. Достоинством серебра является то, что оно обеззараживают пищу.
  • Резиновая — хороша тем, что не травмирует нежный ротик малыша, но она подходит лишь для введения прикорма. Самостоятельно таким прибором кроха не сможет воспользоваться, так как для неуверенных детских пальчиков он слишком неудобен.
  • Анатомическая – это специальная разработка, предназначенная для самых маленьких. Такую ложечку удобно держать в руке, ею просто зачерпывать еду. Но у прибора есть существенный недостаток: после привыкания к анатомической ложке малышу будет сложно кушать обычной.
  • Чайная ложка – это классика. Именно такими ложечками кормили нас мамы и бабушки. Она удобна, компактна и идеально подходит для обучения.

Для детей от 10 до 18 месяцев можно использовать пластмассовые ложки. Они легкие, красочные, отлично ложатся в детскую ручку. Благодаря многообразию форм вы можете выбрать наиболее удобный прибор.


Как научить малыша есть самостоятельно?

Итак, вашему малышу исполнилось 10-12 месяцев, и вы решили научить его кушать самостоятельно. Вы уже выбрали подходящую ложку и, может быть, даже купили тарелку на присоске, чтобы ребенку было удобнее зачерпывать из нее еду. Но что же дальше?

Существует несколько основных правил по обучению крохи самостоятельному владению столовыми приборами.

  1. Следите за ребенком . Как только вы заметите в нем хотя бы самый маленький интерес к ложке, тут же дайте ее ему в ручки. Даже если это случится в семь месяцев и не принесет никаких результатов, кроме заляпанного едой стола.
  2. Заинтересуйте малыша . С самого начала дайте понять малышу, что прием пищи – это ответственное и важное дело. Не надо сажать ребенка в гостиной и кормить его, пока он смотрит мультики. Учите кроху «с пеленок» — есть нужно только на кухне, в тишине и спокойствии. Хорошо, если ребенок будет ужинать со всей семьей за общим столом. Это разовьет у него правильное отношение к приему пищи и подтолкнет поскорее научиться орудовать ложкой самостоятельно.
  3. Создайте приятную атмосферу. Не торопите ребенка, будьте доброжелательны и ласковы. Пусть трапеза длится столько, сколько захочет ваш малыш.
  4. Не отказывайте в помощи. Если у малыша не все получается и он расстроен из-за этого, помогите ему. Направьте своей рукой его ручку к ротику или на своем примере покажите, как нужно держать ложку.
  5. Приучайте играя. Практика показывает, что детишки, которые часто играют в песочнице, легче привыкают к ложке. Все дело в такой детской игрушке, как лопатка. Она напоминает увеличенную копию обычной ложки и отлично тренирует навыки владения столовыми приборами.
  6. Позвольте выбрать. Некоторые детки проще привыкают к вилке, нежели к ложке. Предоставьте выбор: детская ложечка или пластиковая вилка с тупыми концами.
  7. Начните со вкусного. Приготовьте малышу его любимое блюдо, но по консистенции оно не должно быть слишком жидким. Суп или пюре не подойдут, а вот каша – самое то. Украсьте блюдо ягодами и фруктами, чтобы крохе было приятно его есть.

Многие родители не знают, с чего начать приучение к ложке. Обобщенно можно выделить следующую последовательность действий.

  • Застелите стол и пол вокруг детского стульчика клеенкой.
  • Прикрепите на столешницу тарелку на липучке и положите в нее еду.
  • Малышу наденьте чепчик (чтобы он не испачкал волосы) и повяжите слюнявчик.
  • Встаньте перед малышом и зачерпните ложкой немного каши из его тарелки. Демонстративно проглотите еду и похвалите себя – этим вы подадите малышу пример.
  • Далее вручите прибор малышу. Если он не сможет удержать его, зажмите своей рукой ложку в его ладошке и зачерпните пищу из тарелки.
  • Помогайте малышу кушать до тех пор, пока он не сможет сам держать ложку.

Будьте готовы к тому, что весь ребенок и предметы вокруг него будут испачканы кашей. Ничего страшного, дети быстро учатся, и уже совсем скоро ваш кроха начнет более точно доносить ложку до рта.


  1. Заранее сообщите всем домочадцам, что приучаете малыша к самостоятельному обращению с ложкой. Не допустите, чтобы кто-то кормил ребенка сам.
  2. Не стоит заставлять малыша есть самостоятельно, если у него что-то болит.
  3. Лучше, если приемы пищи будут происходить в одно и то же время.
  4. Некоторые родители кормят детей в ванной, чтобы легче было помыть малыша и себя, – этого делать не стоит.
  5. Лучше приучать малыша к самостоятельной трапезе летом. В это время года его можно раздеть до трусиков, а когда он перепачкается, сразу помыть.
  6. Не раздражайтесь и не отчаивайтесь, если у малыша не все будет получаться.
  7. Если ребенок устал есть ложкой, докормите его.
  8. Не заставляйте кроху кушать столовыми приборами. Хочет есть руками – пожалуйста! В любом случае, со временем детка захочет быть похожим на взрослых и возьмет ложку.

Последний совет, пожалуй, можно назвать ключевым и не только в вопросе приучения к столовым приборам. Многие методики воспитания (система Монтессори, методика Домана и др.) основаны именно на предоставлении малышу свободы, поэтому учтите, что навязывание ребенку ложки только увеличит период привыкания к ней.


Этапы привыкания к ложке

Выделяют несколько этапов, которые проходит каждый малыш на пути своего обучения самостоятельному приему пищи

  1. Этап «Игра» . Ребенок неумело берет ложку, крутит и играет ею. Для него это пока лишь красивая игрушка.
  2. Этап «Копирование» . Кроха пытается повторить движения взрослых, но из-за слаборазвитой координации донести ложку до рта у малыша не получается.
  3. Этап «Обучение» . Малыш уже вполне осознано берет ложку и даже ест с ее помощью. Правда, иногда еда падает, не достигнув рта.
  4. Этап «Привыкание» . Ребенок уже почти не роняет еду с ложки и довольно хорошо кушает сам.
  5. Заключительный этап. Малыш уверено и спокойно ест сам.

Заключение

Будьте терпеливы и сдержанны, и тогда ваша кроха очень быстро освоит навык владения ложкой. Есть как взрослый хочет каждый малыш, поэтому не сомневайтесь, что в конце концов ребенок научится кушать самостоятельно и будет получать от этого массу удовольствия.