Здравствуйте, читатели моего блога! Приближается самый веселый праздник — Масленица. В своей статье я расскажу об истории праздника и недельном масленичном календаре.

Праздновали Масленицу еще до появления христианства. Изначально праздник был связан с именем бога плодородия и скотоводства Велеса и означал он проводы зимы и встречу весны.

После крещения Руси Масленицу стали отмечать перед началом великого семинедельного поста, за семь недель до . Не зря говорят: «Пируй, пока Масленица, да о посте вспоминай без маслица». Первоначальное название праздника – Мясопуст. По православному обычаю мясная пища в эти семь дней была под запретом, и разрешалось употреблять только молочные продукты. Называли этот праздник и Сырной неделей.

Главным атрибутом праздника весны стали блины, которые издавна считали символом солнца. На Масленицу полагалось съесть не меньше 10 блинов, то есть полтора-два локтя. Так в старину измеряли их количество. Ходило поверье, что людей, не встречающих с весельем Масленицу – ждет беда, поэтому все от души веселились, смеялись над шутами, плясали, пели, катались с гор…

Обратите внимание!!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

Вначале Масленой недели шла особая подготовка к празднику: строили горки, украшали избы, готовили дрова для костров.

С четверга по воскресенье деревенская молодежь распевала колядки, ходила по дворам с бубнами, рожками, балалайками, заходили в дома угоститься блинами и горячим чаем. В городах шли шумные праздничные гулянья: театральные представления, игры со скоморохами, потешные выступления артистов с медведями.

Масленица длится семь дней, и у каждого дня есть свое название. Древние родичи Масленицы родом из дохристианских божеств. Ее считали племянницей Семика и дочерью Сварога.


Люди закликали Масленицу:

«Звал, зазывал честный Семик широкую Масленицу. Душа моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело, сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка ты моя, перепелочка! Приезжай ко мне на тесовый двор душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться».

Молодые парни плели куклу из соломы, наряжали ее и выносили на улицу с криками: «Да вот и она! Масленица приехала!». Девушки встречали Масленицу песней:

«Ой, Масленица во двор въезжает.
Широкая, во двор въезжает!
А мы, девушки, ее встречаем.
А мы, красные, ее встречаем!
Ой, да Масленица, погостюй недельку.
Широкая, погостюй недельку…»

Детвора бежала промышлять по дворам, просить гостинцев: «Подай на масленицу, на пост от редьки хвост!» Выносили ей ненужные вещи, которые попадались под руку. К вечеру за околицей горел высоченный костер из всякого тряпья. Становилось жарко. Люди водили хороводы, плясали и приговаривали: «Гори, гори ясно. Чтобы не погасло. Искры летят, колокольчики звенят!»

Второй день Масленицы — «заигрыши».

Накануне праздника в больших селах и городах строили качели, балаганы для скоморохов, горки. Ледяные горки ставили «шабашники» — пришлые мастера. И стар и млад, все наслаждались катанием с горки. Особенно важно было скатиться с горы молодоженам, скрепившим свои отношения узами брака неделю или две недели назад. Существовала примета, связанная с катанием с горы: чем дальше скатишься, тем больше вырастишь лен. На горке молодые люди присматривались и выбирали себе невест.

Вот как представил московскую масляничную горку в своем романе «Лето Господне» русский писатель И. С. Шмелев:

« Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухают с рычанием высокие «дилижаны» (шестиместные санки с водителем) с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом. Василь Василич распоряжается, хрипло кричит с верхушки… Степенный плотник Иван помогает Пашке-конторщику резать и выдавать билетики, на которых написано: «С обоих концов по разу». Народ длинным хвостом у кассы.

…По накатанному лотку втаскивают веревками вернувшиеся с другой горы сани с бархатными скамейками – «дилижаны». Работа строгая, не моргни: крепко держись за поручни, крепче веди на скате.

— Не изувечили никого, Бог миловал? – спрашивает отец высокого катальщика.

Жарковато бывало на масленичной горке. Санки предлагались гостям самые разные, «чунки» — со стульчиком, «трубли» — с рублем, «американки» известные легкостью и проворством».

Владимирские горки выходили легкими, ажурными, с лестницей и изящной беседкой наверху. Стояли такие высоченные горки на реках и озерах, привлекая детей и взрослых своей сказочной красотой.

В селах строились огромные ледяные горки, с которых катались на ледянке (расплющенная корзина с заледеневшим дном), дровнях, дощечках, салазках, шкуре, рогоже, деревянном корыте, перевернутой скамейке…

Во второй день девицы гадали. Девушка брала из дома один из первых блинов, выходила на улицу и угощала им первого встретившегося ей парня. Верили в то, что его имя обязательно совпадет с именем суженого.

Третий день праздничной недели – «лакомка».

Этот день назван в честь зятя. Теща должна была пожалеть и приголубить зятя. Про зятюшкину долю есть жалостливая песенка:

«По новой по роще
Поехал зять к теще
На жену просити.
Теща его встретила:
«Здорово, мой зятик!
Здорово, касатик!»
«Сударыня теща!
Не дюже здоров я:
Жена дома била».
-За что тебя, зятик?
За что, мой касатик?»
«Сударыня теща!
Я сам глупо сделал:
Залез в погребочек,
Поел всю сметанку,
Ни много, ни мало –
Двенадцать горшочков».
«Моя дочка дура.
Чего мало дула!»-
«Прощай, моя теща,
Прости, расканалья!»-
«Прощай, мой зятик,
Прости, мой сметанник!».

В обычные дни у тещи с зятем бывает всякое: и поругает теща, и выскажет все, что думает. А в лакомое время зять на особом счету.

Умные тещи брали дело в свои руки – пекли блины: овсяные и гречневые, пшеничные и ячневые или из кислого теста. Зятья по-доброму шутили: «Сухой блин рот дерет!». Именно с обычая приглашать зятьев на блины и появилось выражение «к теще на блины».

Теща подавала блины с икрой, творогом, луком и яйцами. Пыхтели самовары, рекой тек мед и сбитень. Гости веселились, объедались, приговаривая: «Блин – не клин, брюха не расколет. Где блины, тут и мы… Тот же блин, да подмазан…»

По обычаю на стол ставили больше ста разных блюд и закусок. Говорили: «В праздник и воробью пиво». Все заслуживали царского угощения. Богатый барин или купец обязательно угощал в этот день прислугу: «Знай, мол, наших!»

Четвертый день – «перелом», «разгуляй», «широкий четверг».

Это самый пик праздничного веселья. Впереди и позади три дня веселья. Как говорится: «Кто не поет, тот свищет; кто не пляшет, тот прищелкивает». Люди наряжались в костюмы, и несли чучело Масленицы на гору.

В широкий четверг на Руси был славный обычай — «выходить на кулачки». Этому обычаю не одна тысяча лет. Кулачные бои проводились по строгим правилам: нельзя было прятать в рукавицу камень или кусок железа, нападать на одного вдвоем, бить лежачего, бить ниже пояса и по затылку… Одним словом, русскому богатырю следовало не терять честь. Сходились бойцы на реке и бились «стенка на стенку» или «сам на сам». Самым сильным было достаточно нанести по одному удару, чтобы выяснить «чья взяла».

О кулачьих поединках писал М. Ю. Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»:

«Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой
Разгуляться для праздника, потешиться…» (1837 г.)

Бились между собой жители противоположных концов одной деревни, жители разных деревень. В кулачном бою молодые мужчины показывали свою удаль. К бою готовились заранее: парились в бане, ели мясо и хлеб, нарушали предпостный запрет, чтобы набраться силы и победить.

День пятый назывался «тещиными вечерками».

В тещины вечерки зятья угощали тещ: «Как ни сладки тещины блинки, теперь тещ угощают зятьки». Согласно обычаю зять с вечера любезно приглашал тещу к себе в дом: «Пожалуйте, уважаемая теща, к нам за стол со всей своей родней…» В ответ теща присылала зятю все необходимые продукты для приготовления блинов. Зять пек блины и угощал ими свою тещу.

Шестой день – «золовкины посиделки» или «проводы».

Сестер у мужа могло быть много, и невестка приглашала золовок и всю родню мужа к себе.

Незамужние золовки шли на посиделки к своим подружкам.

Те, кто не пошел в гости в субботний день, бежали на взятие снежного городка. Строили снежный городок в виде ледяной крепости с воротами. Крепость охраняла стража, а пешие и конные шли в атаку, ломая ворота и стены. Осаждённые защитники оборонялись снежками, мётлами и нагайками.

После взятия городка воеводу купали в проруби, а всем героям крепости раздавалось угощение.

Последний день недели — «прощеное воскресенье».

В прощеный день на Руси все друг у друга просили прощения: «Прости меня, грешного, на Великий пост!» Им отвечали: «Бог простит, и я прощаю». Таким способом перед Великим постом все старались очиститься от грехов или попросить прощения на всякий случай.

В последний день недели Масленицу ставили на сани, а рядом с нею сажали красивую девицу. В эту повозку запрягались молодые парни и везли обеих красавиц по всем улицам. За околицей Масленицу поджигали. У костра водили хороводы и веселились. Соломенное чучело называли Мареной. В древнеславянских поверьях Марена была богиней плодородия и богиней царства мертвых. Сжигая Марену, провожали зиму вместе с трудностями, холодами, голодом, которые она приносила, и приветствовали приход весны, спускавшейся на землю из Сварги (небесного царства богов). Так люди старались приблизить наступление тепла.

В огонь бросали блины и кричали: «Гори блин, гори Масленица», «Полно, зимушка, зимовать - весна идет!»

Сгоревший символ зимы поминали блинами и песнями, чтобы сила Масленицы не пропала даром, а возродилась в злаках:

«Наша Масленица дорогая,
Дорогая, лели, дорогая.
Немножечко постояла.
Постояла, лели, постояла.
Мы думали семь неделек,
Семь неделек, лели, семь неделек.
А Масленица – семь денечков,
Семь денечков, лели, семь денечков.
Ты нас, Масленица, подманула,
Подманула, лели, подманула.
На Великий пост посадила,
Посадила, лели, посадила.
Горьку редчинку подложила,
Подложила, лели, подложила.
А тая горька редчинка горче хрену,
Горче хрену, лели, горче хрену».

Незаметно пробегает шумная масленичная неделя и в чистый понедельник начинается первый день поста. Отсюда и пошла поговорка: «Не все коту масленица, будет и Великий пост».


Традиции празднования Масленицы уходят корнями в дохристианские времена, язычество. В этом празднике смешались языческие (сожжение чучела, игры со скоморохами…) и христианские обряды (прощение грехов накануне поста). Народ был суеверным, но мудрым, словоохотливым, задорным.

Многие традиции празднования Масленицы передавались из поколения в поколение, но, к сожалению, сегодня ими мало кто интересуется. Они уходят из жизни. Есть о старине интересная притча: «Растет в поле старый дуб. Его макушка уже давно поднялась высоко-высоко над корнями, но он никогда не забывает о них, так как они дают ему все жизненные соки и силы. Дереву тысячу лет и будет оно стоять до тех пор, пока ему не подрубят корни». Нельзя проявлять недальновидность и не знать о том, как жили наши предки.

В каждой семье должно воспитываться уважение к русским праздникам, обычаям, поверьям, народным песням, поговоркам. Именно в них корни нравственности.

До новых встреч!

Масленица - это древний славянский праздник с массовыми гуляньями в течение целой недели. Этот праздник очень любят на Руси, и именно он символизирует проводы зимы. После него начинается весна и Великий пост перед Пасхой.

Как же празднуют Масленицу? Русь всегда ассоциировали с «широкой русской душой», а празднования любого торжества - всегда длительные и веселые. Не зря возникла поговорка -

«Гуляй, душа, нараспашку!».

Именно Масленица в полной мере характеризует уважение традиций и отношение русского народа к праздникам. Четкой даты проведения Масленицы нет. Обычно она проводится в конце февраля, реже - в начале марта (при поздней Пасхе). Но начинается этот праздник всегда с понедельника.

Масленица не только провожает зиму, но и является последней «сытной» неделей перед тем, как православные христиане начнут поститься. Ведь, Великий пост - это самый строгий пост перед Светлым праздником - Пасхой, поэтому церковь разрешает вдоволь нагуляться и наесться «мяса с сыром» во время этого праздника.

Каждый день Масленицы имеет свое название и четкое значение. Кроме этого, во время масленичной недели выполняются определенные ритуалы и действия, которые тоже привязаны к определенным дням.

Одежда тоже имеет свое назначение в праздник. Большинство людей даже делают костюмы на Масленицу! У женщин обязательный атрибут - это пуховый или расписной платок, у мужчин - меховая жилетка и цветок или лента на шапке.

Основные атрибуты Масленицы - баранки, самовар и упряжка лошадей. Без катания на санях, украшенных бубенцами, лентами и расписными дугами не обходилась ни одна Масленица. Украшают даже лошадей - одевают на них самую лучшую сбрую, вешают яркие помпоны и обязательно колокольчики.

А главная героиня праздника - это чучело Масленицы. Оно символизирует зиму, которое нужно сжечь, чтобы быстрее пришла весна! Сжигают не только куклу зимы, но и старые не нужные вещи для обновления не только природы, но и себя. Так же кидали блины - для поминания усопших родственников.

Но и без героя не обойдется - разбудить медведя на Масленицу , значит пробудить весну! Все желающие переодеваются в костюм медведя или одевают вывернутую дубленку и водят вокруг него хороводы. В это время ряженый имитирует пробуждение медведя и пляшет.

А вот главным символом на Масленицу является - блин , который наделен особым смыслом. Круглый, румяный с маслом и сметаной, он символизирует солнце. И чем вкуснее он будет - тем плодородней будет урожай в году! Чем больше Вы напечете блинов и угостите ими людей, тем богаче будет год. Для того чтобы «умаслить» солнышко пеклись блины по разным рецептам и с множеством начинок.

Но особое значение на Масленицу имеет круг ! Прежде всего, он говорит о круговой смене сезонов и что весна обязательно придет после зимы. Круг - это и символ солнца, которому еще наши предки поклонялись как божеству. Ведь яркое и теплое солнце даст растениям жизнь и порадует народ! Блины и бублики - тоже пекутся в форме круга. И не зря водят хороводы на праздник - ведь он тоже круг!

Круг или колесо всегда украшают на масленицу яркими лентами. Его носят на шесте вместе с чучелом Масленицы всю неделю и даже гадают на нем. Поджигают колесо и катят по дороге - у кого оно прокатится быстрее и ровно, того ждет удачливый год.

Колесо еще и своеобразный аттракцион на Масленицу . Его устанавливают на самый высокий столб, украшают лентами и подвязывают подарки. Кто сможет залезть на него, тот и станет обладателем желанного приза.

Но самое интересное на Масленицу - это массовые гулянья , которые и определяют «дух» русского народа!

Прежде всего - это большая ярмарка, где продаются или обмениваются поделки ручной работы - от свистулек до связанных руками пуховых платков.

Не обходится празднование без танцев, и песен под баян! Какой же праздник без веселья. И обязательно на Масленицу - много шума - зиму нужно напугать, что бы она скорее ушла!

Катания на ледяных горках и игра в снежки - в последний раз зимой добавят особого впечатления на Масленицу.

Что особенно нравится мужчинам в этот праздник - так это кулачные бои . Они устраиваются в виде - «стенка на стенку». В таком развлечении можно не только «отточить» свое мастерство, но и «выпустить пар», а также все огорчения, которые накопились за долгую зиму!

Масленица это не только гулянья и блины, это время которое позволяет людям поближе узнать друг друга, пообщаться с родными, и самое важное - простить все обиды и помириться тем, кто был в соре.


Веселого и сытного праздника!

Традиции, обычаи Масленицы на Руси
Масленица Прощеное воскресение

Многодневная Масленица богатый на традиции языческий праздник. До Крещения Руси в обиходе древних славян был солнечный календарь. В те далекие времена основное население земли русской проживало в небольших поселениях и земледелие, животноводство, строительство целиком зависели от природных явлений. Поэтому все обряды и традиции на Руси были неразрывно связаны с землей кормилицей и солнышком дающими жизнь всему живому.

До принятия христианства (10 век) Масленица отмечалась в конце марта, за неделю до весеннего равноденствия и семь дней после. В древней Руси она символизировала проводы надоевшей зимы и долгожданный приход весны. Щедрый на традиции праздник просто обозначал смену времен года. Весной заканчиваются лютые морозы, чаще приходит тепло, все ощутимее пригревает солнце и прибывает световой день. Отогревается земля обещая крестьянам хороший урожай, приносят телят и дают молочко коровки значит жизнь продолжается!

Древние племена славян возможно выпекали праздничные блины и приносили жертвоприношения языческим богам, но увы, свидетельства этому не сохранились. Тысячелетия назад предки наверняка не предавались обжорству и безудержному гулянию, время было слишком тяжелое! Неурожайные годы случались довольно часто и продовольственные запасы обычно заканчивались уже в конце зимы. Я возможно разочарую читателей, но блины на Руси были не праздничной едой, а быстрой заменой хлебу.

Пекли блины темные; ячменные, овсяные, гречневые…. А золотистые пшеничные блинчики вряд ли, ибо культура капризная и плохо растущая. В будни и праздники кушали предки блины с молоком, киселем, компотом, чаем, начиняли их разными кашами…. Но языческие ритуалы для повышения плодородия земли, скотины, поминание умерших несомненно проводили.

За прошедшие века дважды поменялся календарь, а язычество тесно переплелось с христианской верой. Упоминания древнеславянского языческого праздника с описанием традиций и обрядов появились в лишь шестнадцатом веке. Тогда же он получил официальное название Масленица. Православная церковь умудрилась совместить его с началом Великого поста. Московский архиепископ Адриан сокращает празднование на неделю, а Масленица на Руси отмечается за сорок девять дней до Пасхи. Более того, отменяются обязательные к исполнению ежедневные посты в среду и пятницу.

В эпоху Петра Первого народные гуляния достигают небывалого размаха. Царские особы устраивают карнавалы, принимают участие в народных забавах…. Старые обычаи постепенно забывались, а Масленица становится просто светским праздником. Гуляли со всей широтой русской души вытаскивая из сундуков лучшие наряды, из кладовок последние припасы, закупали недостающие товары. Как говорится: » Ели, пили, веселились, подсчитали — прослезились»! Употреблять мясо перед Великим постом запрещено, вероятно тогда и появилась традиция каждый день угощаться блинами.

Ели блинчики со сметаной, сливочным маслом, грибами, икрой и рыбкой, творогом, вареньем, медом…. Каждая семья стремилась чтобы стол «ломился» от еды, предки верили это залог сытого, изобильного года. Масленица на Руси была самым веселым праздником: «Кушали до икоты, пели до хрипоты, плясали до упаду»! Домашние заботы отходили на задний план, и люди веселились от души. А русская душа просит простора, на масленичной неделе стар и млад выбирался на улицу. Бродили по селу пьяные мужики, шмыгали сопливые детишки, прохаживались и «стреляли» глазками разодетые девицы, хохотали разбитные бабенки. А ветхие старички/старушки глядя на это «безобразие» вспоминали далекую молодость.

Народ всю неделю ходил в гости, к себе приглашал, катался на лошадях, строил снежные крепости, устраивал кулачные бои. Мужики и бабы без стеснения «слетали» с ледяных горок, водили хороводы… В столицах Руси горожан развлекали катаниями с высоких специально устроенных горок, каруселями, выступлениями скоморохов, живых медведей…. На площадях продавались пироги, баранки, блины, калачи, орехи и леденцы, медовый сбитень с пряностями…..Поздравляю с Масленицей, подайте блинчик с маслицем! Каждому праздничному дню по традиции отводилась особая роль.

Встречали масленицу в понедельник; пекли вкусные блинчики, в деревнях мастерили Масленицу. Большое соломенное чучело одевали в старую бабскую одежду и катали «боярыню» на санях. Молодых невесток отправляли в родительский дом, туда же вечером приходили свёкор со свекровью. Угощались блинами и планировали празднование Масленицы.

Заигрыши. Вторник день смотрин, молодежь присматривалась друг к другу, родители «оценивали» возможных кандидатов в зятья/невестки. Парни из зажиточных семей надевали на коней лучшую сбрую, вешали колокольчики/бубенчики и прицепив разукрашенные санки катали девушек. Красуясь перед девицами молодые люди устраивали состязания на ловкость. Выезжали молодожены и степенные семейные пары. Выходили на улицы всем селом, пели, веселись, танцевали, зазывали на блины….. Громкий смех, гармошка, дерзкие шутки, драки, пьяные слезы/объятия, поцелуи словом жизнь удалась!

Среда лакомка день зятя, для него теща накрывала праздничный стол с особым пристрастием. Подавала блины сладкие да соленые, гречневые да пшеничные, кормила зятя варениками, самыми лучшими закусками и прочей вкуснятиной. Верна русская пословица: «Что есть в печи, все на стол мечи». Традиции требовали оказать любимому зятю всяческий почет и уважение! А если их несколько? Или зять почему-либо считает себя обманутым? Типа приданого недодали или невеста порченая оказалась! А за столом сидит родня, гости, доченька! Крутись теща, угождай зятю.

Широкий четверг (разгуляй). По обычаю это день самых безудержных развлечений. При этом некоторые забавы были довольно опасные, например кулачные бои, любимая традиция на Руси! Дрались мужики в городах и селах, участвовали крестьяне и горожане. Шли стенка на стенку или использовали цепной бой. Вроде потеха и правила есть, а травмы наносились серьезные. Выбитый зуб, разбитый нос либо драная одежда самое малое чем заканчивались подобные развлечений.

Еще одна забава широкого четверга захват снежной крепости. Мужчины разделялись на две команды, одна обороняла городок, другая нападала. Защитники отбивались мётлами, ветками, плетками, закидывали нападавших снегом. Заканчивалась потеха полным разрушением крепости. Широкий четверг всегда сопровождали разудалые песни, озорные частушки, русские пляски, поедание масляных блинов и конечно катания на лошадях. В санки запрягались даже самые захудалые клячи. Весело проводили Масленицу на Руси, шумно!

Тещины посиделки (вечерки). Если в лакомку зять много выделывался маманя могла «отомстить» в тещины посиделки. По традиции названый сын звал тещу на блины в пятницу. Женщине вовсе не требовалось особых приглашений, но древний обычай диктовал свои правила. Обязательным условием тещиных посиделок было личное приглашение зятя накануне, поклоны в пояс, плюс гонцы в пятницу. Хороший зять вообще мог заехать за тещей и провести названую мамашу через село. Такое отношение демонстрировало особый почет и уважение.

Теща конечно соглашалась прийти и по старинному обычаю делала необычный подарок. Дарила молодой семье зятя все необходимое для выпечки блинов, вплоть до муки/масла. В гости приходили не только тесть с тещей, обычно собиралась вся родня. Наступала очередь зятя угождать, кормить и всячески развлекать тещу, выслушивать наставления (учиться уму-разуму). Гуляли долго, с песнями, плясками, воспоминаниями, душевными разговорами. Зять уделивший теще мало внимания мог впасть в немилость либо вообще остаться врагом на всю жизнь! Суровые однако были нравы на Руси.

Суббота день сестры мужа(Золовкины посиделки). Суббота Масленицы тяжелый день для молодых жен. Предстояло принимать и угощать сестер мужа которые обязательно находили какой-нибудь изъян. Недаром на Руси в старину говорили: «Золовка, змеиная головка»! Ничего удивительного, новоиспечённая жена самым бессовестным образом «забрала» любимого брата. А если молодые счастливы и золовка это видит мира не жди! Молодой нужно было очень постараться чтобы Золовкины посиделки (по сути смотрины) могли угодить мужниной сестре. Чтобы блины получились вкусные да сдобные, квас не кислый….. По традиции невестка дарила золовкам подарки; ленты, головные платки, колечки, бусы, важно чтобы подарок понравился.

Обычно собирались большой компанией потому, что золовка могла привести на посиделки своих подруг. Замужняя приглашала семейных барышень, золовка девушка незамужних подружек. Если на Золовкины посиделки складывалась теплая остановка было весело, девушки пели, сплетничали, гадали на блинчиках. Например много дырочек в блинчике обещали кучу детей. На Руси по обычаю пекли дрожжевые блины, дыр как звезд на небе! Вечером девчата бежали на улицу, где продолжалось празднование Масленицы.

Прощеное воскресение Масленица. Последний день празднования Масленицы это проводы зимы и Прощеное воскресение, пожалуй самая древняя христианская традиция на Руси. Как и столетия назад масленичная неделя заканчивалась сжиганием соломенного чучела символизирующего зиму. Так же ели блины, пели народные песни, массово катались с горок, на санях, водили хороводы. Но масленичный разгул затихал!

По традиции уже накануне прощеного дня православные исповедовались, каялись в грехах, причащались. Потом навещали кладбище, просили прощения у умерших, оставляя дары на могилах. Многие прихожане с детьми в Прощеное воскресение стояли в церквях продолжительную службу. На Руси было принято просить прощения за невольные либо сознательные прегрешения. Дети просили прощения за грехи у старших, родители у детей. Муж у жены, сестра у брата и так далее.

Безгрешных людей нет, поэтому просили прощения у родственников, соседей, близких и друзей. Сами прощали обидчиков, мирились с врагами чтобы с чистой душой пройти Великий пост перед Пасхой. По православному обычаю не проявить милосердие нельзя, это большой грех. Кающийся просил прощения, и получал ответ «Бог простит и ты меня прости»! Иногда говорили «Бог простит и я прощу». Традиции традициями, но не каждому по силам простить убийцу, насильника… Сегодня многие вековые традиции и обычаи праздника утеряны, но румяные блинчики и сжигание чучела широко распространены в России. В этом году Масленица с 12 по 18 февраля.

Материалы:
Язычество в православии. Москва 1975 г. Носова Г. А.
Центр национальных культур и народного творчества
Путешествие в Древнюю Русь. Москва 1995 г. Рябцев Ю. С.

Но масленичные гулянья и забавы, которые проводились раньше, заметно отличались от современных. Одним из названий масленичных развлечений было «гулянье под горами». И это не случайно, ведь главной масленичной забавой считалось катание с ледяных гор. Именно громадные горы (высотой до 12-14 метров), которые специально для этого строились, становились центрами гуляний, а уже вокруг них возникали ярмарки, ставились качели, карусели и балаганы, проводились различные увеселения.

Горы строились во всех городах и крупных селах, для этого иногда отпускались деньги из казны, но чаще их возведение оплачивали купцы и балаганщики или же жители в складчину. Как правило, горы строили парно, друг против друга, так, чтобы скаты с них шли параллельно. Зачастую эти внушительные сооружения венчались башенками или беседками над площадками, с которых и начинался спуск. А длина залитого спуска могла составлять 100-140 метров, было где разогнаться.

Иностранцы, посещавшие зимой Россию, оставили много описаний катаний с ледяных гор , такое сильное впечатление они на них производили. Датчанин П. фон Хавен, видевший это развлечение в Петербурге еще в начале XVIII века, писал, что оно «чужеземным наблюдателям кажется более опасным, чем веселым». Он отмечал, что катаются «с наступлением Масленицы там всю неделю напролет, с утра до позднего вечера, множество людей обоих полов». Датчанин подметил и одну важную деталь - вместе катались все сословия: «Сие увеселение столь нравится народу, что и простые женщины, и молодые люди лучшего состояния в оном участвуют».

Не чурались покататься с горы и русские монархи. Петр I для этого мог усесться и в обычные санки, а Елизавета Петровна предпочитала специально сделанные разукрашенные сани. В молодости потешить себя исконно русской забавой любила и Екатерина II.

Подробное описание катаний с гор и даже особенностей их постройки оставил П. П. Свиньин, создавший во второй половине XIX века обстоятельный путеводитель по Петербургу. Он отмечал, что горы украшались флагами, елками, а иногда и деревянными скульптурами. За порядком их возведения строго следила полиция, которую интересовало соблюдение мер безопасности: надежность сооружения, наличие перил и ограждений, отсутствие торчащих гвоздей и т.п.

Кстати, пьяных на горы не пускали. Пить не возбранялось, но только на земле, а выпить россияне всегда любили. Еще в середине XVII века англичанин С. Коллинз писал: «На Масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе перед постом пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем».

Катания же в течение Масленицы ежедневно могли продолжаться до глубокой ночи, для чего горы освещали фонарями. Свиньин в «Достопамятностях Санкт-Петербурга» описывал это очень красочно: «Отражение сей массы разноцветных огней в снегу, мешаясь с тенями, представляет необыкновенное зрелище». Не правда ли, напоминает современные «завлекухи» для туристов.

Для катания с гор делали небольшие сани, но многие предпочитали кататься на шкурах, рогожах и даже в больших корзинах. Особым шиком считалось съехать с горы на ногах, но это редко кому удавалось. Парни старались появиться на горе с собственными изящными санками, в этом случае появлялась возможность приглашать покататься девушек. Санки делались таких размеров, что девушка могла сесть только к парню на колени. После благополучного скатывания вниз девушка должна была наградить хозяина санок поцелуем.

Посмотреть на катающихся собиралась масса людей. Естественно, что рядом с горами шла активная торговля. В толпе сновали разносчики горячего сбитня и чая, умудряясь приспособить себе за спину самовары. Здесь же торговали различными сладостями, засахаренными фруктами, орехами, пряниками, пирогами и блинами, которые пекли на месте или приносили из ближайших кабаков. Для развлечения публики стояли качели и карусели, масса балаганчиков, в которых разыгрывали небольшие комедии или сценки, часто фривольного содержания. Выступали жонглеры и акробаты. Зазывали народ небольшие кукольные театрики, главным героем которых был Петрушка. Большой популярностью пользовались выступления дрессированных животных.

В нашей стране существует огромное количество различных праздников, которые отмечали еще наши предки. Именно таким является и Масленица. В данной статье мы немного окунемся в историю и расскажем о том, что делали на Руси на Масленицу и какие традиции сохранились до сих пор.

Происхождение праздника

В первую очередь следует сказать, что Масленица - это еще языческий праздник, который был известен людям до принятия христианства на Руси. Тогда это был когда блины символизировали именно это небесное тело: желтое и круглое. Это было принятие весны, тепла, возвращение горячего и нежного солнца, которое должно было возродить все растения к жизни. С этот праздник никуда не делся. Но следует отметить, что в церковном календаре такого дня как Масленица не существует. Зато есть некая трансформированная (или в народе - Сырное воскресенье), которая, впрочем, и есть такая вот замаскированная народная Масленица. Однако церковь постаралась искоренить большинство языческих традиций отмечания данного дня, оставив его, в основном, для отдыха и приятного времени общения с Богом. Люди же стараются сохранить те сакральные обычаи и обряды, которые так чтили наши прабабушки.