Родительство - явление, о котором нельзя заранее составить объективное мнение, потому что это даже не диван, который вы можете выбрать по набору характеристик. Родительство можно понять только уже по факту его появления в вашей собственной жизни. Ни опыт друзей, ни советы старшего поколения, ни смешные мемесы в интернете не способным объяснить вам суть жизни с ребенком, если у вас его еще нет.

Планирование беременности - всегда попытка сорвать джекпот в эмбриональном лото. Беременность - совершенно непредсказуемое состояние, которое каждая женщина переживает по-своему, даже если, погружаясь в общение в сообществе будущих родителей, над любой репликой готова орать: «И у меня так! И у меня».

По иронии судьбы, сама по себе беременность довольно часто никак не влияет на подготовку к рождению ребенка. Потому что вы просто ходите с большим животом, страдаете от изжоги и все время хотите спать. Как эти, без сомнения, ценные этапы жизни способны научить вас родительству?

Конечно, есть всякие книги и журналы, которые довольно успешно и доходчиво объяснят вам матчасть, даже если вы до беременности понятия не имели о женской анатомии. Ознакомившись с рядом мнений по тем или иным принципиальным вопросам об уходе за ребенком вы, допустим, решите, что хотите рожать без лишних вмешательств (без стимуляции и анестезии, например), с партнером, в определенном роддоме. Или постановите на семейном совете, что будете кормить грудью, класть ребенка в отдельную кроватку (на кой черт вы ее тогда покупали и гонялись за скидками в период гнездования?) и откажетесь от пеленания.

Знаете, что будет потом? Потом вы уедете в первый попавшийся роддом на карете скорой помощи, партнерские роды не удадутся, потому что к этому не приспособлен роздал (и вашим партнером станет женщина, рожающая на соседней кровати), а к моменту, когда схватки станут невыносимыми, вам еще и без предупреждения вкатят дозу синтетического окситоцина. Вы так охренеете от всего этого, что факт превращения в родителей покажется вам путешествием на выставку картин Сальвадора Дали на Луне.

Но и это еще не все. Вы вдруг обнаружите, что лактация - это не так весело, как изображено в той книге, которую вы прочли. И не так приятно. И вообще это какой-то дикий ужас. И что у вас нет никакого желания таскать ребенка из кроватки в вашу постель и в лучшем случае все закончится тем, что вы придвинете его колыбель максимально близко к своей кровати (а в худшем - через пару лет вы проснетесь от того, что кто-то положил вам на голову мокрый подгузник).

Разумеется, я утрирую (но не совсем!). И не говорю, что родительство, особенно на первых порах, это дорога разбитых мечт и несбывшихся надежд. Напротив - это ежедневные открытие своих суперспособностей и подтверждение мысли о том, что родители - люди, которые знают о жертвах, самоотдаче и альтруизме все.

Вот я пишу этот текст, сидя около своей спящей дочери - рядом со мной при этом сборщик мебели шуршит винтиками и громыхает досками. Я охраняю дочь, чтобы, проснувшись, она не испугалась ни шума, ни чужого дядю в комнате. Надо ли говорить, что сижу я при этом на полу в ворохе коробок и бумаг и не развлекаюсь, как можно было бы подумать, а работаю? Ну разве можно быть к этому готовыми?

Или вот имена. Блин, у всех ведь есть заготовки на тему «Как мы назовем своего ребенка»? Так вот, вы же знаете, что частенько люди ждут Максимов и Елизавет, а получают кого? Правильно, Леонидов и Катерин. Потому что пошли вы нахрен, вот почему. Никто не знает, как это работает.

Никто не скажет вам: «Вот список из 15 пунктов, выполни их все и станешь хорошим (ну или хотя бы терпимым) родителем». Потому что этот список бесконечен - мы все каждый день преодолеваем себя, даже если утверждаем обратное. Мол, ох, мне так легко дается родительство! Ну окей, спорим, вашему ребенку три месяца, он у вас первый и хорошо спит? Я тоже такой была, до тех самых пор, пока у дочери впервые в жизни не поднялась температура.

Так что сколько ни примеряй на себя животик из свернутого в комок и засунутого под футболку свитера, это не приблизит тебя к разгадке тайны о родительстве. Мне кажется, что даже люди, имеющие по двое-трое-четверо детей, не совсем понимают, хотят ли они стать родителями. Они просто хотят испытывать эту сумасшедшую, дикую, почти животную любовь - снова и снова. Ну и чтобы эти черти как-то занимали друг друга.

А быть готовым к этой любви никак нельзя. Ее невозможно смоделировать. Ее можно только ощутить. И сделать, выносить и родить ребенка можно только захотеть. А быть готовыми к этому? Хм, вряд ли.

В сентябре играют много свадеб, а это значит, что я потеряю еще несколько подруг в месте под названием «брак». Ладно-ладно, я шучу. На самом деле я никогда не считала брак чем-то ужасным. Мне немного грустно, что мы с друзьями видимся реже, но когда мы встречаемся и я вижу эту улыбку - ох, ради счастья близких я готова на все. Тема свадеб довольно беспокойная, например, институт демографии представил данные по которым в России в гражданском браке проживают около половины всех пар, а количество разводов постоянно растет. Как понять, что твой собирается перевести ваши отношения в официально зарегистрированные? Специально для них я опросила нескольких мужчин и составила общие признаки того, что он готов.

1. Он на связи

Твой партнер отвечает на твои звонки и сообщения. Он зовет тебя провести с ним вечера, предлагает вместе с ним заняться его любимым делом или даже помочь с маленьким поручением на работе. При этом у него могут оставаться некоторые вещи только для себя, например, ежепятничный футбол с друзьями. Ключевой признак - не бывает дней, когда ты понятия не имеешь, куда он мог уехать и чем занимается.

2. У него нет сомнений в отношении тебя

В ходе отношений он может отступать, выражать сомнения, говорить, что ваши отношения развиваются слишком быстро. Если такое было чаще одного раза - это плохой знак. Если же он не сомневается в том, кто ты для него - будь готова подбирать красивое платье.

3. У него есть планы, и он не боится ими делиться

Я однажды наблюдала стремительный роман двух своих друзей, и у того парня на стене висел длинный список планов: «К концу года у меня будет накоплено 100 тысяч. К концу следующего года я закрою автокредит. Через пять лет я буду управлять процветающим бизнесом». Список был максимально подробный и детализированный, и я никак не могла понять, где в этом списке время на отношения. Но после встречи с моей подругой он смог все перестроить, включить и ее в список, и, спустя какое-то время, - даже женитьбу. Он не побоялся, что траты на свадьбу замедлят его на пути к цели, и стоит отметить, вдвоем они делают гораздо больше для создания успешного бизнеса.

4. Он относится к тебе с уважением

Его привязанность очевидна, и ты всегда в приоритете, независимо, где ты сейчас: гуляешь ли ты с подругами или находишься на работе. Если мужчина ведет себя по-разному, когда вы наедине, и когда вы в компании - вряд ли он готов к долгосрочным обязательствам. Моя одногруппница встречалась с парнем и часто хвасталась, как у них все идеально в отношениях. Он возил ее на учебу, дарил цветы, однажды привез новый шкаф и сам его собрал. Она старательно упускала из виду то, что в присутствии наших общих друзей ее парень говорил: «ну что ты, дура, лезешь в разговоры» и прочие отвратительные вещи. Расставание было скандальным.

5. Ты чувствуешь себя в безопасности с ним Он всегда стоит возле тебя, за твоей спиной, и ты всегда можешь рассчитывать на помощь. Если ты начнешь себя плохо чувствовать - он будет готов приехать и забрать тебя с работы. Если ты позвонишь ему однажды и скажешь, что попала в небольшую аварию, он не посчитает это розыгрышем и не начнет осуждать тебя за то, как ты водишь.

Иван, 25 лет Я легко определяю, что мой друг больше не будет ходить со мной по барам. Это происходит, когда мы идем по улице, мимо нас проходит шикарная блондинка. Я поворачиваюсь к другу: - Огонь, да? - Что? Кто? У него только одна женщина на уме.

6. У него есть хороший пример перед глазами

Два его друга недавно женились, а его родители уже 25 лет живут вместе, и совсем не из чувства долга. Я встречала парней, которые нервно съеживались при разговоре о браке, или закатывали глаза - и сними счастья можно не ждать. По статистике, парни из семей, где было два и больше ребенка тоже достаточно лояльно относятся к браку. Чем больше женатых друзей - тем проще ему совершить этот прыжок.

7. Его финансовое состояние стабильно

Опрошенные мной мужчины заявили, что не готовы вступать в брак, пока на них висят серьезные кредитные обязательства. Настоящие рыцари считают, что девушка не должна обретать статус жены и тут же сталкиваться с финансовыми проблемами в новой семье.

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом - они требуют обстоятельной беседы. Недавно в рубрику пришел сложный вопрос - Как понять, что я готов креститься?

Отвечает протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва)
- Отец Федор, что бы Вы в первую очередь ответили автору этого письма?
- В первую очередь я бы с радостью пожал ему руку. Автор письма своим серьезным и честным подходом к крещению фактически повторяет практику Древней Церкви III-IV веков, когда оглашенные участвовали в богослужениях, стояли в храмах до определенного момента, а потом выходили. Такая прак­тика совершенно удивительна для нашего ленивого, самовлюбленного времени, и это, конечно, вызывает глубочайшее уважение.
Но мне кажется, что при этом он делает одну очень серьезную ошибку. Дело в том, что Крещение - это дар Божий, когда в человеке открывается жизнь Его благодати. И эта благодать, как упавшее семечко, начинает в нем прорастать и творит его духовную жизнь. А автор письма ждет плодов духовной жизни еще до того, как это семя в него упало. Ждет каких-то уверений, знаков, которые подтвердят правильность его пути - а их пока просто не может быть! Потому что он пока не может в полной мере жить церковной жизнью - участвовать в таинствах. А что такое таинства? Это жизнь Духа Святаго в людях. Поэтому автору письма, безусловно, нужно принимать Святое Крещение, раз его душа так жаждет, так остро ищет правды Божьей, раз он уже знает, что такое страх Божий, и не хочет оскорбить Господа, любит Его.
В самом таинстве Крещения есть удивительные слова, которые полезно бы помнить всем христианам. Священник, обращаясь к Господу, говорит о человеке, над которым совершается таинство: «Ты дал ему власть вечной жизни». Удивительно: нам кажется, что эта власть есть только у Бога. А вот и нет. Он дал ее человеку: с момента крещения Он спасает нас, Он открывает нам двери в вечную жизнь. Но власть войти или не войти в эти двери всегда остается за нами.
Автору письма эта власть откроется только после крещения, а пока он стоит на службе и просто не может чувствовать дыхания Святого Духа. Поэтому человеку, который так трепетно готовится к принятию крещения, низкий поклон, но и пожелание как можно быстрее совершить это таинство.

«Мы живем в уникальную для Церкви эпоху»

- Вы говорите о том, какой правильной была практика Древней Церкви, когда, прежде чем креститься, люди проходили этап оглашения. А зачем тогда Церковь в какой-то момент эту практику отменила?
- Церковь всегда следовала завету, который Господь дал апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф 28:19–20). Очень четкая последовательность: сначала научение, потом крещение. Церковь эту последовательность всегда соблюдала, когда в нее входило большое число людей извне. Практика оглашения - или, по-другому, катехизация - могла занимать год и больше. Человека поручали какому-то опытному христианину, не обязательно пресвитеру, который читал и изучал с ним Священное Писание, объяснял богослужение, говорил о заповедях Божьих, отвечал на его вопросы. Наверное, в начальной Церкви такие люди пересказывали своим подопечным сведения о чудесах, действиях и словах Христовых, которые не вошли в канон Священного Писания, но память о которых еще была жива, и которые были приняты от самих апостолов. Они как бы передавали живое дыхание Евангелия, любви Христовой. И когда они свидетельствовали перед епископом о том, что человек готов, над тем совершалось Крещение. Наставники обязательно присутствовали при крещении, и после также оставались советниками крестившегося человека в христианской жизни. Так и образовался институт крестных.
А затем Церковь стала жить в таких условиях, когда нехристиане соприкасались с Ней только по границам империи. Точно так же было и в дореволюционной России. Вполне можно было не совершать никаких огласительных бесед, потому что в основном все семьи были церковными, и даже если ты рос в какой-то далекой от благочестивой жизни семье, ты всегда мог буквально на своей улице, в своей деревне найти человека праведной жизни, который от своего опыта расскажет, что такое быть со Христом. В крестные обычно приглашали людей благочестивых и глубоко верующих. Поэтому надобность в катехизации просто отпала, а миссия работала только на границах с другим религиозным и культурным миром: на Дальнем Востоке, на Алтае, позже в Японии.
Потом пришла советская власть, и катехизировать было невозможно. Нечего было дать почитать, да даже поговорить с человеком перед таинством Крещения было нельзя - это уже считалось преступлением, за которое священника могли лишить регистрации, перевести на другой приход. Все это было совсем до недавнего времени, до конца 80-х - начала 90-х годов. Поэтому, когда на волне празднования 1000-летия Крещения Руси у миллионов людей пробудился интерес к Церкви и они пошли креститься, Церковь оказалась к этому просто не готова. Не просто 70 лет советского режима - а уже несколько веков как опыт катехизации взрослых людей был атрофирован. Тем более в Церкви тогда количество священников по сравнению с волной желающих принять Крещение было крошечным. И мы, духовенство 1990-х - 2000-х годов, крестили эти миллионы людей…
- По сути - нарушив повеление Господне о том, что сначала человека надо научить, а уже потом крестить?
- Да, Церковь тогда приняла такое решение. Хотя понятно, что человека еще до принятия крещения нужно обязательно учить основам веры, чтобы он совершил осознанный выбор и сам для себя понял, готов ли он расстаться со своими страстями и жить со Христом. В 1990-е - 2000-е годы крещено было очень много людей, которые, очевидно, совершенно никак не собирались менять свою жизнь и строить ее по-христиански.
Например, я помню, как году в 1993-м, будучи молодым священником, я совершаю Крещение в храме святителя Николая в Кленниках, даю крестному читать текст «Символа веры», а он читает и хохочет: ему эти слова кажутся смешными, забавными, он не может остановиться и чуть не падает от смеха. Я говорю ему: «Вы не можете быть крестным, отойдите в сторонку». Он страшно на меня обиделся и потом выговорил мне: «Я пришел в храм, а Вы мне настроение испортили». Примерно такое было отношение к Церкви.
- Почему тогда Церковь приняла решение крестить всех?
- Во-первых, по сложившейся практике. Так как в советское время сам приход человека в Церковь и заявленное желание креститься было поступком на грани исповедничества. Все знали, что эта информация уйдет в органы, могут быть проблемы на работе, трудности в карьере. А во-вторых, потому что все-таки Крещение - это некий аванс человеку, это дар на вырост, это начало таинственной жизни Святого Духа в человеке. Я убежден, что тогда это было единственно правильное решение, хотя все ошибки рано или поздно надо исправлять и за них рано или поздно приходится расплачиваться каким-то трудом. Мне кажется, сейчас пришло именно такое время. Это уникальная эпоха для Церкви, когда надо проводить катехизические беседы с теми, кто уже крещен. С ними надо говорить о том, что такое христианство. О том, Кто есть Господь, кто я Ему, кто Он мне. Что такое грехопадение? Что такое грех? Почему человека надо спасать? Что такое Священное Писание? Кто такой Иисус Христос? Что означает Богочеловек? Надо говорить о тайне Святой Троицы, о догмате искупления, о том, почему смерть и воскресение Христа имеют отношение лично ко мне и моей вечной жизни. Что такое Церковь, как увидеть живущего в ней Духа Святаго? Что такое таинства? Какова практика современной церковной жизни?
Нужно рассказывать о Евангелии и призывать к его чтению. Сколько людей крес­тилось, крестило своих детей, венчалось, даже не пытаясь понять, что именно этим действом они меняют в своей жизни. Во время таинства Крещения человека трижды водят вокруг купели и аналоя, на котором лежит Евангелие: это символ вечного обручения с учением, которое изложено в этой Священной Книге. Но если вы ее даже не прочли, то как это возможно? То же самое с венчанием: новобрачных водят вокруг Евангелия в знак того, что отныне их единство будет строиться на том, что написано в этой Книге. А если они ее не читали? Получается, все это ложь?..
Иногда я спрашиваю: «Вы слышали когда-нибудь такое словосочетание “отлучение от Церкви”?» Мне отвечают, что слышали. «А вы знаете, как это делается технически?» Не знают. Отвечаю: «Это когда человеку говорят: тебе нельзя причащаться, потому что ты совершил что-то, что не совместимо с церковной жизнью. То есть технически отлучение от Церкви - это запрет на причастие. Вы крещены, но не причащаетесь - значит, вы находитесь в состоянии отлучения от Церкви. Мы вас не обвиняем, но мы говорим: то, что вы живете без Евхаристии, это, прежде всего, огромная потеря. Все эти годы каждое воскресенье Господь ждал вас в храме и готов был давать вам Свои дары, одаривать Своей любовью, учить вас жить по Его законам, а вы по незнанию, по неведению, потому, что мы вас когда-то не научили, не приходили». И конечно, когда человек это слышит, для него это серьезный вызов: или жить по-старому, или начать менять свою жизнь.

Когда отказать, а когда - подхватить?



- Получается, что с вопросами, во многом похожими на вопросы автора письма, Вы сталкиваетесь часто. Вот только приходят с ними в большинстве случаев не те, кто хочет креститься, а те, кто уже крещен, но еще не живет церковной жизнью?
- Да, именно так. Дело в том, что с 2011 года мы на нашем приходе решили предложить людям расширенную подготовку к крещению (тем, кто хотел сам креститься или крестить ребенка и стать крестным): не две-три обязательные беседы, а гораздо больше. Мы предложили два раза в году, с октября по Рождество и с февраля по пасхальный период устраивать от 12 до 15 встреч по вечерам. Эти курсы мы назвали «Открытие веры». И в первые три раза результат был удивительный: на курсы приходили по двадцать человек, из которых только один некрещеный и девятнадцать крещеных. И тогда мы поняли, какой огромный голод у крещеных людей в отношении систематического научения в вере.
- А что чаще всего волнует самого человека в первую очередь? С чем он приходит, с какими вопросами он сам к Вам обращается?
- Все люди разные, но обычно человек упирается в какой-то жизненный тупик: это может быть болезнь, скорбь, ощущение пустоты, исчерпанность тех смыслов, которыми он жил раньше, какие-то проблемы в семье, ропот - «за что это мне?». Тогда, как правило, человек начинает искать, на что ему можно опереться и что не рассыплется у него под рукой. Отсюда - от разрушения привычной жизни - и начинается путь к Богу, потому что когда приходит какая-то беда или горе, то суета, как шелуха, с нас слетает. Как известно, когда у человека закрыты все горизонты, он начинает смотреть на небо. Поэтому Господу и приходится нас иногда трясти.
Здесь задача священника - направить это движение человека к Богу, помочь его продолжить. Ведь храм - это место, где душа встречается со Христом. А священник - тот, кто этой встрече служит. Этой встрече надо помочь, ведь у пришедшего человека могут быть, на самом деле, очень далекие от христианства представления.
Например, приходит человек и говорит: «Допустите меня до Причастия, я строго пощусь, весь Великий пост уже не изменяю жене». «А что, после Пасхи Вы намерены вернуться к этой практике?» - спрашиваю. «Ну, конечно, я же современный человек!»
Можно этого человека обругать и сказать что-то такое, что он выскочит из храма и больше не придет. А можно подхватить его движение - ведь он уже сделал первый шаг ко Христу: он постится и хотя бы сорок дней хранит себя, по всей видимости, от своего главного греха. Видимо, надо дальше с ним говорить, надо будить его сознание, надо переключать его с «современного человека» на понимание христианских основ жизни. - Как Вам кажется, чего люди сегодня чаще всего не понимают о собственном крещении (или воцерковлении) или крещении своих детей. Какие у них бывают заблуждения о церковной жизни?
- Мне кажется, самое распространенное заблуждение - это непонимание того, что церковная жизнь как раз и есть жизнь. Как после свадьбы нельзя взять и разойтись кто куда, начав крутить романы, потому что это событие предполагает, что после него люди становятся мужем и женой, одним целым. С Крещением точно так же. Это обручение души с Небесным Женихом - Христом. И после этого, естественно, начинается жизнь двоих, которые друг друга любят - человека и Бога. Эта жизнь предполагает общение и участие в таинствах.
Заблуждение, которое возникает сегодня в связи с крещением детей: мы ребенка покрестили, а дальше от нас отстаньте. Ваши огласительные беседы - это все выдумка, это новшество, для нас это слишком. Давайте мы лучше вам заплатим, а на эти две беседы не придем.
- Так действительно часто бывает?
- Не то чтобы часто, но действительно есть люди, которые этого на дух не переносят. И если человек не хочет идти на огласительные беседы, какой из него крестный? Никакой.
- И Вы отказываете в таких случаях?
- Здесь вопрос не в отказе. Отказываться иногда приходится. Но не в этом дело, можно сказать иначе: «Давайте мы перенесем крес­тины. Вам еще надо подготовиться. Вот Вам мой телефон. Когда Вы разберетесь в “Символе веры”, чтобы Вы были уверены, что Вы приведете этого младенца ко Христу, в любой момент мы договоримся и совершим таинство». Для многих людей это шок, обида, но также это может быть и вызовом к нормальной христианской жизни.
- А есть ли у людей в связи с приходом к вере такие страхи, которые, на Ваш взгляд, действительно могут быть обоснованны?
- Есть. Дело в том, что когда человек принимает Крещение и начинает христианскую жизнь, в этой жизни, как я уже говорил, начинают участвовать двое: человек и Христос. И Христос начинает выращивать этого человека для вхождения в жизнь вечную. Иногда это бывает болезненно. Поэтому у людей действительно бывают такие наблюдения: вот, мой знакомый крестился, у него разрушился бизнес, такой-то человек начал ходить в Церковь и сильно заболел - я не пойду. Но как еще Господь может приготовить нас для Царствия Небесного? И если человек действительно полюбил Христа, то никакой страх испытаний уже не может его остановить.
А бывает, что человек не хочет отказываться от своих грехов. Был случай, когда ко мне на исповедь пришел один очень известный актер, и сказал: «Очень много гастролей, изменяю жене». Но он уже давно крещеный, и я ему ответил: «Вы можете сейчас причаститься, если дадите Богу твердый обет, что больше это никогда не повторится. Если Вы раскаетесь, то Бог примет Вас, как Марию Египетскую, которая, как известно, на следующий день после покаяния причастилась». «Я не знаю», - ответил он. «Ну, постойте до конца службы. И когда все пойдут к Чаше, Вы к этому моменту должны принять решение».
Когда Чашу вынесли, смотрю - он не подходит. Он не смог принять решение. Действительно, есть люди, которые очень боятся перемены жизни. Христианство - это радость и свет. Но нельзя, двигаясь к этому свету, сознательно оставлять в себе какую-то нечистоту. Это не мы придумали, такими нас к Себе ждет Господь.

«Люди начинают понимать, как прекрасно христианское вероучение»



- Отец Федор, Вы уже начали рассказывать про катехизаторские курсы, которые Вы организовали на своем приходе. Кто, по Вашим наблюдениям, чаще всего их посещает и чего от них ждет?
- Чаще всего это взрослые серьезные люди, работающие, с одним или двумя высшими образованиями. Притом мы не прилагаем особых усилий, чтобы этих людей набрать: по «сарафанному радио», через Интернет, социальные сети каждый раз у нас набирается группа по 30–35 человек. Надо сказать, что ходят и люди, которые уже начали практиковать церковную жизнь где-то в другом храме, но им все равно надо восполнить тот пробел, который образовался у них от момента крещения до воцерковления.
Сначала эти курсы у нас вел замечательный катехизатор-мирянин, но вскоре мы заметили, что у людей в данный период жизни есть большая потребность близкого знакомства со священником. Вне храма, на промежуточной площадке. Им надо понять, что батюшка - это человек, с которым можно общаться, задавать ему вопросы, войти с ним в контакт. Тогда я понял, что надо вести эти курсы самому. Сначала у нас проходит лекция, час-полтора я говорю на какую-то тему, в конце лекции я отвечаю на вопросы только по этой теме. А потом мы пьем чай и разговариваем уже на любые темы. Вот что оказывается очень востребованным.
При этом мне кажется, что рассказать о самом главном в вере за 10–15 встреч совершенно несложно. Эти курсы можно открывать вообще при каждом храме, и вести их может любой священник, окончивший семинарию или православный университет (иначе непонятно, что он там делал все годы учебы). Причем курсы должны быть разные: в одном храме надо читать их с сентября по май, в другом - с сентября по Рождество; где-то они должны быть по вторникам, где-то по понедельникам, где-то раз в неделю, а где-то - три раза в неделю. И информация о таких курсах должна быть сведена в единую базу, чтобы любой человек мог выбрать те, которые подходят ему по вкусу, по времени и местоположению. Я говорю сейчас, конечно, о городской ситуации.
- Пока такой единой базы нет, как желающие могут найти катехизаторские курсы?
- Думаю, всю информацию о курсах можно найти в Интернете. Да и сколько сейчас прекрасных книг (мне, например, очень нравится книга митрополита Илариона «Таинство веры» - это практически катехизис для современного человека), есть записанные курсы, курсы онлайн.
Но я позволю себе еще раз повторить, что в пути духовного роста человека участвуют двое. И если человек скажет: «Господи, я хочу узнать о Тебе побольше. Пожалуйста, помоги мне найти, как это сделать», - Господь обязательно поможет. Потому что Он Сам хочет, чтобы мы приходили к познанию Истины, чтобы мы спаслись, и Он обязательно все устроит.
- Что люди приобретают на этих курсах?
- В большинстве случаев крещеный человек, услышавший о том, что такое Крещение, Церковь, Евхаристия, начинает жить совершенно по-другому. Очень многие через эти беседы цепляются за церковную жизнь и становятся прихожанами - нашими или не нашими, они сами выбирают свой приход.
Совершенно потрясающее действие оказывает на этих людей крещение того самого одного некрещеного человека в их присутствии, после прохождения курса. Это просто удивительно: сначала разобрать дивные тексты таинства Крещения, в которых столько великих слов о том, что такое христианство и кто такой христианин, а потом присутствовать на нем. Они начинают совершенно по-иному воспринимать свое собственное Крещение, совершившееся когда-то в детстве или в молодости. Начинают по-другому относиться к себе как крещеному человеку.
На катехизаторских курсах, которые не являются ни исповедью, ни проповедью с амвона, но на которых человеку можно очень много рассказать, происходит рождение новых христиан. Люди вдруг начинают понимать, какой удивительной красоты и глубины христианское вероучение, как оно прекрасно. Это как всю жизнь пить воду из-под крана, а потом попасть в горы и попробовать воду из родника: не надо проводить никаких анализов, чтобы понять, что эта вода и есть настоящая. Души большинства людей, соприкасающихся с Евангельским учением, с разъяснением и толкованием этого учения, тем более людей крещеных, в которых уже упало семя благодати, не могут не отреагировать на это. Они начинают понимать: вот настоящая жизнь. И у них возникает желание приобщиться к этой жизни.
Не все, конечно, воцерковляются после этих курсов, но мы должны рассказывать о Церкви и вере Христовой, а люди уже будут сами выбирать. В конце концов большинство из пришедших не просто пришли провести время. Они пришли потому, что в их сердце уже зарождается любовь ко Христу или хотя бы интерес к Нему.

Если ты задумываешься о том, как открыть свой бизнес, сначала подумай, готов ли ты к этому. Если уже есть бизнес-идея, это очень хорошо. Но для успешного стартапа этого мало. Нужны ресурсы, психологическая готовность и уверенность в своих силах. И только после этого делать решающий шаг.

Если ты задумываешься о том, как открыть свой бизнес, сначала подумай, готов ли ты к этому. Если уже есть бизнес-идея, это очень хорошо. Но для успешного стартапа этого мало. Нужны ресурсы, психологическая готовность и уверенность в своих силах. И только после этого делать решающий шаг.

Ответь себе на эти вопросы:

  1. Причина желания открыть собственное дело – желание воплотить мечту всей своей жизни

    Процветающий бизнес можно построить только на любимом деле, а никак не на одном голом желании заработать денег.

  2. Есть ли у тебя навыки продаж

    Торговал ли ты в детстве лимонадом, мороженым, контрольными в школе, бумажными стаканчиками, как Рей Крок или журналами, как Сэм Зелл? Большинство успешных сегодня людей заработали свои первые деньги до 14 лет: раздавали листовки, перепродавали что-то, брались за любую работу.

    Если спросить у специалистов, как открыть бизнес без вложений – они расскажут, но на вопрос «как делать бизнес без предпринимательской жилки», ответят скорей всего: «Никак».

  3. Часто ли делаешь в отпуске то же, что и на работе? Совершенствуешь ли свои навыки

    Горишь ли своим делом? Обдумываешь ли какие-то новые идеи в это время, черпаешь ли вдохновение для воплощения новых проектов? Ведь если решаешь начинать дело, он остановится главным приоритетом.

  4. Есть ли в тебе боевой дух и здоровая агрессия

    Успешные люди – не те, кто оказался в нужное время в нужном месте и не те, кому просто вдруг улыбнулась удача, это те, кто несмотря на череду неудач не опускали руки и продолжали упорно работать. Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать биографии успешных предпринимателей.

    Если ты твердо решил: «хочу открыть бизнес», будь готов ко множеству отказов, неудач и разочарований прежде, чем это получится.

  5. Как у тебя с самомотивацией и таймменеджментом

    В бизнесе никто не будет штрафовать за опоздания и следить за выполнением планов, кроме тебя самого. Твое время и усилия – твои деньги. Нужно ли тебя заставлять действовать?

    Источник: Istock

  6. Поможет ли бизнес решить чьи-то проблемы

    Чтобы заняться собственным делом, нужно понимать потребности аудитории. Другими словами: это кому-нибудь нужно? Представляет ли он собой ценность для потенциальных клиентов эта деятельность?

    Уникальна ли твоя идея, есть ли в ней «фишки», поверят ли в нее люди, также важно. Если она похода на тысячи остальных, чем ты привлечешь внимание?

  7. Готов ли совмещать несколько должностей и работать в режиме нон-стоп

    Если в крупных компаниях у каждого своя определенная роль, в бизнесе на первых его этапах часто приходится все делать самому вплоть до черной работы (техподдержка, консультант колл-центра, SMM-менеджер, маркетолог, бухгалтер и т.д.).

    Практически все успешные бизнесмены прошли через этот этап. Готов ли ты, что семья тебя будет видеть даже реже, чем во времена работы за зарплату?

  8. Есть ли начальный капитал

    Открытие собственного дела подразумевает вложения. И немалые. Нестабильность, форсмажоры, накладки, отсутствие прибыли на первом этапе – это то, чего сложно избежать в стартапе. По крайней мере, будь к этому морально готов.

    Также как и к ограничению себя в ресурсах на первое время на развлечения и отдых, готов ли только вкладывать первый год

Подумайте, можно ли вас назвать позером. Вполне возможно, что вы привлекаете к себе повышенное внимание, но будьте откровенны с собой: вы пытаетесь быть кем-то, кем не являетесь на самом деле? Если вы хотите примкнуть к определенной группе людей, впечатлить окружающих и перетянуть на себя внимание, вы лжете себе, и так вы можете потерять себя навсегда. Можно увлекаться готической модой и не быть готом, можно слушать готическую музыку и не считаться готом. Если вы принуждаете себя к чему-то или старайтесь стать тем, кем вы не являетесь, остановитесь и не занимайтесь самообманом - окружающие поймут ваши намерения. Если вам нравятся отдельные элементы этого стиля, постарайтесь добавить их в свой собственный образ. Быть готом значит быть собой и быть уникальным человеком, а не тем, кто следует за толпой.

Перестаньте верить стереотипам. Как и в случае со всем, что отличается от культурного мейнстрима, образ жизни готов стал поводом для создания ряда стереотипов. Если вы хотите разобраться, подходит ли вам этот стиль, важно игнорировать клише, о которых так часто говорят несведущие люди. К стереотипам относятся следующие убеждения:

  • Все готы носят черное. Хотя многие готы действительно носят черное, есть и другая одежда, которой вы можете заинтересоваться, от киберготики до романтичной готики. Корсеты, длинные юбки и волосы, ниспадающие на платья, которые словно выдернули из кабаре, - это те немногие варианты одежды, которые нравятся готам, и цвета могут быть самыми разными (даже розовый приемлем!).
  • Все готы депрессивны и думают о суициде. Пожалуй, это самое большое заблуждение. Многие готы обладают потрясающим чувством юмора, и каждый человек уникален - двух одинаковых нет. Хотя не все готы мира счастливы, чтобы стать одним из них не нужно причинять себе увечья или плакать дни напролет.
  • Готы принимают наркотики, алкоголь и спят со всеми подряд. Это тоже заблуждение. Хотя некоторые готы и ведут себя безрассудно, все зависит лично от вас, а не от того, причисляете ли вы себя к готам. Готы могут быть такими же рассудительными, как и все остальные люди.
  • Готы поклоняются Сатане и и боготворят злых духов. Это одна из причин, по которой люди называют готов ненормальными. И это неправда. Есть готы, которые придерживаются христианства, иудейства, мусульманства. Будьте собой и верьте в то, во что хотите верить.
  • Подумайте о своих вкусах в музыке. Нет никаких правил, и их никогда не было, однако анализ того, какая музыка вам нравится и не нравится, поможет вам многое понять в себе. Готическая культура основана на музыке, поэтому человек, который слушает по преимуществу готический рок, может считаться готом. Поскольку в готическом роке есть много поджанров, существует большое количество направлений и музыкантов, которые могут прийтись вам по душе.

    • К таким жанрам относятся Deathrock, Ethereal, Dark Cabaret, Darkwave, пост-панк и готический рок. Многим готам также нравится индастриал, хотя поклонники этой музыки обычно отделяют себя от готической культуры, поскольку у этих двух направлений разные корни. Тем не менее, готы и любители индастриала часто устраивают совместные музыкальные мероприятия. Есть и другие направления в музыке, которые не считаются готическими, но которые нередко нравятся готам: EBM, синти-поп, электронная музыка, New Age и классическая музыка. Если вы гот, это не значит, что вы должны слушать лишь готическую музыку, но это означает, что большое количество групп и исполнителей, которых вы любите, относятся к готическому року и смежным направлениям.
    • К знаковым группам относятся The Cure, Bauhaus, Joy Division, Siouxsie & The Banshees, Sisters of Mercy, Faith and the Muse и The Damned.
    • Вы не обязаны всегда слушать готическую музыку. Вы можете быть собой, а можете чувствовать себя потерянным и несчастным. Совершенно нормально сначала послушать готику, а потом - поп-музыку. Это всего лишь говорит о том, что у вас особый вкус в музыке.
  • Можете попробовать послушать музыку, о которой шла речь выше, если вы еще этого не делали. Избыток музыки может оказать на вас слишком сильное воздействие, поэтому руководствуйтесь нашим описанием. Если вам понравится эта музыка, старайтесь найти что-то новое для себя, а не слушайте привычную музыку, которую вы не любите.

  • Присмотритесь к своим хобби и увлечениям. Подумайте, что вам нравится больше всего, и вам будет легче понять, из чего складывается ваш личный вкус и стиль. Хотя все люди разные, есть некоторые увлечения, которые объединяют готов. К ним относятся:

    • Музыка. Многие готы очень хорошо понимают и чувствуют музыку, независимо от того, играют ли они в группе или просто слушают ее. Конечно, ваши музыкальные вкусы также позволят вам понять, подходит ли вам готическая культура.
    • Литература. Многие готы любят писать стихи, рассказы и песни. Существуют даже особая готическая проза и поэзия.
    • Чтение. Готы умны, как и многие другие люди. Готы предпочитают ужасы, истории о необъяснимом, любовную литературу, классику и яркие драматические романы. Вам может понравиться литература о вампирах или классические произведения, поэзия или проза.
    • Рисование. Готы, как правило, стремятся раскрыть свой творческий потенциал. Однако это не является обязательным условием.
  • Проанализируйте свой стиль в одежде. Готическая мода - это тоже субкультура. Готическая мода возникла в результате того, что готы стали подражать стилю своих любимых исполнителей: Сьюзи Сью из Siouxsie and the Banshees, Энди Сексгэнгу из Sex Gang Children, Роберту Смиту из The Cure и Джонни Слату из Specimen. В настоящее время есть множество разных направлений в готической моде. Популярны следующие вещи:

    • Длинные волосы; яркий или глубокий темный цвет волос.
    • Многие (не все, но многие) готы носят такие цвета, как темно-синий, темно-бордовый, красный и черный.
    • Корсеты.
    • Длинные юбки и экстравагантные платья Викторианской эпохи, на которых есть кружева и рюши. Встречаются также платья в стиле кабаре и нарочито классические вещи (костюмные рубашки, черные костюмы, шляпы, жилетки).
    • Косметика: черная подводка, темные губы и тени для век. Многим готам нравится чрезмерная яркость (например, киберготам), другие же придерживаются вышеописанного стиля, выбирая старомодный выразительный макияж в темных цветах.
    • Сапоги - самый популярный предмет гардероба.
    • Аксессуары: цепи, шипы, ошейники или элегантная бижутерия. Встречается также пирсинг и татуаж.