С рождением малыша родителей ожидает круговорот удивительных событий. Одно из таких — время, когда ребенок начинает гулить и агукать. Любящие родители с нетерпением ожидают этого периода, ведь наблюдать за тем, как кроха подрастает и начинает произносить первые звуки, большая радость. Какие особенности свойственны этому отрезку жизни в развитии новорожденного малыша?

«Агу», — примерно так слышат и обобщают взрослые цепочку звуков, которые издают маленькие дети. С особым, мягким гортанным произношением, малыши проговаривают такие гласные звуки, как «а-а-а», «у-у-у», «ы-ы-ы», «о-о-о», а также что-то, напоминающее согласные. Это воркование называют по разному: гуление, гукание, агукание.

Дети начинают агукать в 1,5 месяца, иногда немного раньше или позже. Это означает, что период адаптации к окружающей среде проходит успешно. Примерно до трех месяцев младенец гулит неосознанно. В это время он обходится без собеседника, разговаривает сам с собой. Малыш размахивает ножками и ручками, проговаривая звуки в такт своим движениям, а также пускает слюни и пузыри. Таким образом новорожденный тренирует артикуляционный аппарат, разрабатывает и формирует речевые органы.

Это интересно: На первый взгляд, дети разных национальностей гулят одинаково. Однако современные исследования показали, что носители определенного языка по гулению с легкостью отличают своих соотечественников среди множества малышей.

Почему так происходит, могут объяснить немецкие ученые. Они первыми обнаружили, что еще находясь в утробе матери, ребенок слышит и осваивает родную речь. Поэтому, когда он начинает агукать, то делает это с присущей его нации тональностью.

С 3-4 месяцев маленькие дети начинают агукать уже осознанно, активно вступая в разговор с близкими людьми и выражая эмоции. К гласным добавляются некоторые согласные. У малышей легче всего получаются гортанные звуки, издаваемые при сокращении мышц неба — «гъ», «къ». «х».

После 6 месяцев добавляются губные звуки, такие как «м», «п», «б» и так далее. Кроме того, ребенок соединяет отдельные буквы в слоги, состоящие из гласных и согласных. Так он начинает произносить «а-ба», «у-гу», «а-га» и, конечно лепетать первые «па» и «ма».

Почему ребенок молчит?

Если ребенок до двух месяцев не начал агукать, это еще не повод думать о задержке речевого развития.

Какие факторы могут влиять на разговорчивость малыша?

  1. Половая принадлежность . Центр речи у детей разного пола находится в разных полушариях. По этой причине речевая активность у девочек проявляется раньше, а у мальчиков — позже. Девочки быстрее осваивают звуки, слова и предложения. Мальчики агукать начинают позже, а подрастая предпочитают звукам и словам мимику и жесты.
  2. Окружающая атмосфера . Ребенок начинает активно гулить, когда он в хорошем настроении, накормлен, находится в уюте и тепле. Постоянные стрессовые условия не будут содействовать раннему развитию речи. Родители должны позаботиться о создании надлежащих условий для младенца.
  3. Общение . Малыш будет активно гулить и успешно развивать речевой аппарат, если родители будут постоянно общаться с ним. Каждое действие — купание, кормление, переодевание, смена памперса, — должны сопровождаться объяснениями, рассказами и даже вопросами. Неважно, сколько дней или месяцев крохе. Хотя малыш не понимает слов, он хорошо улавливает эмоциональную окраску. По мере развития, ребенок ответит на любовь мимикой, движениями и гулением.

Как стимулировать речь

Речевые способности лучше формируются, когда у ребенка хорошо развита мелкая моторика. На ладошках размещены акупунктурные точки, которые имеют связь с речевыми центрами головного мозга. Мелкую моторику у детей раннего возраста можно развивать следующими способами:

  • Регулярно делать массаж ладоней.
  • Часто играть в «ладушки-оладушки».
  • Сгибать и разгибать пальчики, одновременно считая, сколько их на руках.
  • Выкладывать малютку на живот, подкладывая под руки структурный коврик.

Многих мам интересует, когда ребенок начинает агукать, можно ли ускорить данный процесс и что делать, если малыш отказывается идти на контакт. Если говорить все дети начинают в разное время, то гулят примерно в одно и то же. Это объясняется особенностями формирования речевого аппарата, типом детского восприятия окружающего мира.

Несмотря на то, что у совсем маленьких малышей еще нет четкого понимания о значимости матери или отца, связь он чувствует на подсознательном уровне, и она постепенно укрепляется в ходе тактильного общения. Малыш слышит голоса родителей и именно они становятся его первым ориентиром в сфере звуков. Через какое-то время ребенок начинает осваивать новый вариант общения.

Почему агукает малыш и как это происходит?

В первый месяц жизни грудничок хоть и слышит, что говорит ему мама, но зачастую никак не реагирует на обращенную к нему речь. Как только он начинает ее воспринимать, появляются попытки дать достойный ответ. По статистике, возраст в 1,5 месяца – оптимальное время, когда дети начинают агукать. Для этого они пытаются формировать губами трубочку, затем разжимают их и издают первые гласные звуки. Они могут быть отрывистыми или протяжными, однообразными или разными, буквы произносятся отдельно или комбинируются. В тот момент, когда к гласным присоединяются согласные губные звуки, считается, что новорожденный начал гулять.

Дети не пытаются произнести именно «агу», просто из-за гортанного произношения и несовершенства речевого аппарата они вначале не способны на что-либо другое. Слыша свои же звуки или обращенную к ним речь, малыши часто замирают и прислушиваются. Потом идет фаза активного проявления интереса, которая сопровождается движениями ручек и ножек, интенсивным гулением и своеобразным журчанием. Этот этап оживления рекомендуется стимулировать, подключаясь к «разговору» и подкрепляя свои действия тактильными ощущениями.

Нужно ли поощрять попытки ребенка в первые месяцы?

Ребенок не научится говорить самостоятельно, ему нужен стимул и образец для подражания. Не стоит прислушиваться к советам знакомых оставить ребенка в покое до того времени, как ему исполнится год. Только постоянное общение с малышом гарантирует его активное развитие и довольно быстрое становление речи.

Единственное, на что обращают внимания специалисты – нет нужды общаться с грудничком на его языке, это только задержит его на этапе гуления. Здесь учится малыш, поэтому и ориентироваться он должен на нормальную речь, выраженную правильными, но простыми словами.

В налаживании контакта поможет соблюдение следующих рекомендаций:

  • Все манипуляции, связанные с новорожденным необходимо сопровождать ласковой речью. До двух месяцев можно даже повторять то, что пытается произнести малыш, добавляя при этом новые звуки, чтобы карапуз пытался им подражать.

Совет: Крайне не рекомендуется в данный период жизни грудничка держать его в помещении с активно и громко работающим телевизором. Малыши, впитывающие все, как губки, могут через какое-то время неприятно удивить своими познаниями. Лучше включать грудничку мелодичную музыку, чтобы он уже с детства разрабатывал свои голосовые связки.

  • После двух месяцем можно подключать звуковые игрушки, чтобы расширить представление грудничка о звуках. При этом объем прямого общения сокращаться не должен.
  • Нужно не только следить за собственной речью и не сюсюкаться с малышом, но и поправлять родственников. Не нужно бояться показаться слишком строгой, ведь на переднем плане должны находиться интересы ребенка.
  • Хороший эффект дает сопровождение речи тактильными ощущениями. Если во время «разговора» ласково гладить ступни и ладошки малыша, через акупунктурные точки будет происходить активация соответствующих отделов головного мозга.
  • Дети очень любят слушать пение, особенно в исполнении мамы. Они всячески стараются подключиться к процессу и использовать полных арсенал доступных навыков.
  • У малышей очень развито желание подражать звукам, особенно издаваемым животными.
  • Поговорки и присказки нужно начать использовать уже в два месяца. Они вводятся в процессе еды, одевания, засыпания, купания. При регулярном повторении это позволяет не только отработать речевые навыки у новорожденного, но и развить у него память.

Выполняя перечисленные манипуляции, можно рассчитывать на то, что малыш довольно скоро начнет говорить слогами, а через какое-то время и целыми словами. При этом торопить его не стоит, все придет в свое время.

Что делать, если ребенок не начал говорить в нужное время?

Время между первым агуканьем и четким осмысленным словом может составлять несколько месяцев и зависит это от индивидуальных особенностей грудничка, того времени, которое ему уделяют родители. О существовании проблемы стоит задуматься, если в течение первого года жизни малыш так и не начал говорить. В качестве причин такого развития событий чаще всего выделяют следующие моменты:

  1. Ребенок плохо себя чувствует. Если малыша волнуют дискомфортные ощущения или ему не обеспечены комфортные условия, общаться с окружающими он не станет, предпочитая капризничать привычным способом.
  2. Нет необходимого внимания со стороны взрослых. В случае игнорирования стараний малыша окружающими он довольно быстро забудет о своем приобретенном навыке. Если малыш хочет «пообщаться», лучше оставить все дела и уделить ему должное внимание.
  3. Проблемы неврологического характера или нарушение слуха. При возникновении подобных подозрений необходимо немедленно проконсультироваться со специалистом. Особое внимание стоит уделить данному моменту, когда малыш вообще не пытается хоть как-то общаться с окружающими с помощью доступных ему звуков.

Если действовать по всем правилам и регулярно заниматься с ребенком, то к концу первого полугодия жизни он уже научиться сообщать о своих желаниях и проблемах, меняя интонацию голоса. К концу второго полугодия у него в запасе уже будет несколько устойчивых слов, которые он будет адекватно использовать в процессе общения.

Развитие речи малыша можно разделить на три этапа. Первый подготовительный период включает крик, гуление и агуканье, лепет. Грудничок повторяет звуки за взрослыми, учится произносить слоги, сначала по-одному, затем друг за другом. Второй этап начинается после восьми месяцев и подразумевает, что ребенок уже может говорить целые слова.

К году словарный запас ребенка, как правило, уже составляет 10-12 легких слов. Постепенно он увеличивается, а слова усложняются. После 1,5-2 лет наступает третий период развития речи, когда малыш понимает обращенную речь, по слову выполняет простые требования и может целенаправленно показать на игрушку, предмет или в сторону.

Этапы речевого развития ребенка

Возраст малыша Речевое развитие и навыки общения
Новорожденный до 1,5 месяцев Рефлекторный крик, через четыре недели он становится более осознанным, с помощью крика новорожденный сообщает о недовольстве или дискомфорте
1,5-3 месяца Ребенок начинает гулить и агукать, произносить нараспев гласные и согласные звуки. К третьему месяцу малыш может гулить, чтобы получить ответную реакцию
4-6 месяцев Грудничок начинает и произносить первые легкие слоги. Он чувствует потребность в общении со взрослым, проявляет радость и оживление при общении
С 6-7 месяцев Произношение целых цепочек из слогов, начинает говорить первые легкие слова (мама, папа, баба)
С года Грудничок произносит и понимает целые слова (в среднем 10-15 слов)
1,5-2,5 года Появляются простые предложения из двух слов, в речи встречаются первые прилагательные, ребенок активно интересуется окружающим миром, словарный запас увеличивается
2,5-3 года Появляются сложные предложения и грамматические формы слов, так малыш может изменять слово по падежам и числам. Ребенок часто проговаривает свои действия
Старше трех лет Словарный запас расширяется, ребенок может строить сложносочиненные предложения и запоминать маленькие стихи

Когда малыш начинает гулить

В этой статье мы подробнее рассмотрим, когда ребенок начинает агукать и гулить. Многих родителей интересует, во сколько месяцев дети приобретают этот навык. Как правило, это происходит после восьми недель. В этом возрасте малыши уже осознанно проявляют эмоции. Они могут громко смеяться и показывать недовольство, испытывать радость и любопытство, переживать страх и обиду.

Грудничок в два месяца может выражать эмоции при помощи плача или улыбки. У малыша развивается мимика. Он начинает произносить первые звуки. В основном, это гласные “а”, “у”, “е” и “о”. Что еще умеет грудничок в два месяца, читайте .

В 4-5 месяцев прибавляются согласные звуки, среди которых “п”, “б”, “м”. Грудничок произносит различные варианты звуков “гы”, “гэ” и “агу”, постепенно переходит к легким слогам, наподобие “ма”, “па” и “ба”. Затем эти слоги будут выстраиваться в цепочки и легкие слова.

В четыре месяца грудничок становится более активным. Он узнает знакомые голоса и лица, машет руками и ногами, улыбается в ответ. Грудничок узнает и реагирует на свое имя, пытается повторять слова за взрослым.

Если малыш не научился гулить и лепетать до шести месяцев, обратитесь к врачу! Возможно, у ребенка наблюдаются отклонения в развитии или проблемы со слухом.

Гуление, агуканье и лепетание – важный этап в развитии речи. Во сколько месяцев, насколько быстро и правильно заговорит малыш, зависит от интенсивности и эффективности занятий. Поэтому важно регулярно заниматься с грудничком.

Развитие речи ребенка до полугода

  • Регулярно разговаривайте с ребенком. Рассказывайте и объясняйте, что делаете. При этом, речь должна быть спокойной, ласковой и неторопливой. Не кричите на грудничка!;
  • В рассказах используйте эмоции и интонации, жесты и мимику. Кроха с радостью повторяет за взрослым движения губ, слова и звуки. Помните, что дети следят за интонациями и тоном в голосе, за звуками и жестами;
  • Используйте для занятий карточки с изображением. Называйте вслух, что на картинке;
  • Грудничок хорошо воспринимает звуки животных, поэтому используйте карточки с рисунками зверей и аналогичные игрушки. Показывайте на животных и имитируйте звуки (“му”, “гав”, “мяу”);
  • В шесть месяцев малыш уже хорошо играет с игрушками. Он умеет искать спрятанный предмет и может тянуться к нему. Покажите крохе игрушку и спрячьте ее, он посмотрит в ту сторону, куда вы ее спрятали и потянется ручками. Покажите игрушку снова, при этом приговаривайте “Где кошечка (собачка, коровка и пр.)? Вот она! Возьми кошечку! Как мяукает кошечка? Мяу-мяу”;

  • Показывайте и отодвигайте игрушку, чтобы стимулировать младенца на ползание. Во сколько месяцев дети начинают ползать, смотрите по ссылке . Не забывайте проговаривать, что вы делаете и общаться с крохой во время игры;
  • Повторяйте звуки, которые произносит младенец, и добавляйте новые. Когда вы слышите, что малыш начинает гулить, отвечайте!
  • После пяти месяцев ребенок хорошо воспринимает мелодии и звуки животных, поэтому предложите ему музыкальные и говорящие игрушки;
  • За развитие речи и мелкой моторики отвечают точки, которые располагаются на ладошках. Поэтому легкие массирующие движения ладошек способствуют развитию данного участка мозга. Кроме того, такой массаж расслабляет и успокаивает грудничка;
  • Хорошо способствует развитию игра в прятки. Спрячьте лицо ладошками, спросите “Где я?”, а потом откройте и скажите “А вот и я!”;
  • При общении с ребенком используйте потешки, песенки, сказки и стишки. Не коверкайте слова!

Во сколько дети начинают агукать и гулить, зависит и от особенностей развития и характера малыша. Некоторые дети осваивают первые звуки уже в 1,5 месяца, другие – только в четыре. Иногда ребенок начинает агукать во время, но потом замолкает. Значит, он готовится к новым словам и через некоторое время уже сможет произносить новые звуки или даже слоги. Поэтому, во сколько месяцев малыш начнет агукать и гулить – индивидуальный вопрос. Беспокоиться стоит в том случае, если грудничок молчит к полугоду.

Появление в семье малыша - это чудесное и долгожданное событие, которое в корне изменит привычное течение домашнего быта. По мере роста ребенка вся семья будет с интересом наблюдать за тем, чему новому он будет учиться каждый день своей жизни, и умение подавать голос, чтобы привлечь к себе внимание - это один из первых навыков, которым он овладеет. В этой статье мы поговорим о том, во сколько начинают агукать маленькие детки и что делать, чтобы ребенок начал агукать побыстрее?

Когда ребенок начинает гулить и агукать

Конечно же, никто не сможет назвать определенный день, на который ребенок начинает агукать и улыбаться. Уровень развития на каждый возрастной период зависит сразу от нескольких факторов:

  • индивидуальной скорости развития;
  • наследственности;
  • частоты занятий с ним родителей;
  • общей окружающей среды.

Но как бы не были активны родители и как бы быстро не рос малыш, можно с уверенностью сказать - в первые несколько недель от него никак нельзя ждать выражения эмоций через звуковые сигналы. Даже если мама и папа ребенка будут едва ли не круглые сутки проводить, пытаясь быстрее научить ребенка говорить - до четырех-пяти недель все, на что он будет способен - это кряхтение и плач (в первое время не будет даже слез). Дети начинают агукать в начале второго месяца жизни - они начинают произносить самые простейшие гласные, такие как «а», «о», «у», «е».

Особенности! Именно этот простой набор гласных взрослые характеризуют как агуканье - но само детское «агу» получается не за счет произнесенной в середине согласной, а за счет прохождения воздуха через гортань - это что-то вроде хрипа или рыка, не произнесенное намеренно.

На втором месяце жизни , когда детки начинают взаимодействовать с окружающим миром с помощью звуков, они еще не понимают самого процесса и только начинают набираться опыта, наблюдая за реакцией взрослых на их «разговор». А уже в 4-5 месяцев ребенок начинает агукать более или менее осознанно, произносить первые согласные и составлять слоги.

Что делать, если в указанный срок малыш еще молчит

Некоторые родители начинают серьезно беспокоиться, если после того, как ребенку исполнился месяц, тот все еще не начинает гулить и агукать. В таких случаях никак нельзя думать, что с малышом что-то не так и сразу же искать варианты лечения, напротив, самое лучшее, что смогут сделать родители - это успокоиться и перестать паниковать.

Важно! В первую очередь, необходимо всегда помнить, что младенец - это не произведенный по определенной технологии механизм, а живой человек, у которого всегда будут индивидуальные скорость и особенности развития. Ни в коем случае нельзя думать, что процесс роста у всех детей одинаковый!

Иногда может произойти так, что малыш уже начал произносить свои первые звуки и агукать, но после какого-то раза вдруг снова стал «молчаливым».Это тоже не повод для паники - не следует сразу же пенять на страх или психологическую травму и пускаться в поиски специалистов. Скорее всего, дела обстоят куда проще - малыш просто очень старательно и сосредоточенно осваивает новые слоги.

Если вы ищете новые занятия с малышом и хотите как можно больше времени посвятить его развитию, то ниже мы собрали для вас несколько упражнений, которые помогут ребенку быстрее осваивать новые звуки.

  • Массаж ладоней : именно на ладонях находятся у людей нервные окончания, напрямую связанные с речевым аппаратом, поэтому массаж ладошек новорожденных способствуют быстрому появлению голоса;
  • Развитие навыка : если ваш малыш уже начал агукать, то вы можете помочь ему - вместе учите новые гласные звуки, начинайте внедрение новых только с самых простых;
  • Когда ребенок начинает агукать, рекомендуется как можно больше разговаривать с карапузом , меняя пеленки, укладывая спать, гуляя и т.д. Все специалисты в области детского развития единогласно скажут вам что самый лучший стимул для развития речи маленького человека - это постоянное общение со взрослыми.

Важно! Помните, что даже если вы хотите постоянно занимать ребенка чем-то развивающим, давать малышу достаточно отдыха тоже немаловажно. Для лучшего развития маленького ребенка самое лучшее - это сбаланированный режим дня и рацион питания.

В первые недели после рождения малыш может только кричать. Но с каждым днем этот крик становится более осознанным, появляются разные интонации. Мама уже может различать, когда ребенок проголодался, когда требует внимания, а когда нужно сменить подгузник.

После крика наступает стадия гуления, когда малыш произносит различные вариации звуков -агу, -гы, -гэ и прочих. Как правило, это происходит в возрасте 4-8 недель. Затем от гуления ребенок переходит к лепету, а уже после и к целым словам. Гуление и лепет важны для развития речи. За счет этого учатся произносить звуки, выстраивать цепочки из слогов.

Этапы развития речи ребенка

  • В первые недели жизни грудничок еще не умеет устанавливать контакт. Эмоциональное общение только начинает устанавливаться. А выражает чувства и потребности новорожденный только при помощи крика;
  • На втором месяце чувства и потребности младенца становятся более осознанными, появляются новые интонации и эмоции. Привлечь внимание крохи можно путем различных воздействий на зрение, слух и осязание;
  • К третьему месяцу грудничок чувствует потребность в общении со взрослым. Он начинает гулить и ждет ответной реакции;
  • На четвертый месяц грудничок прислушивается к человеческому голосу, пытается повторить движения губ и звуки за взрослым;
  • В полгода малыш начинать гулить или произносить первые слоги, причем сначала однократно. Затем постепенно он начинает повторять их друг за другом;
  • К году ребенок уже может произносить простые слова.

Развитие речи в первые месяцы жизни

К трем-четырем месяцам грудничок уже умеет громко смеяться или проявлять недовольство. Кроха может испытывать и переживать радость и любопытство, страх и обиду. Смех и улыбка в этом возрасте происходят осознанно.

Психическое и эмоциональное характеризует повышенное оживление. Малыш реагирует на знакомые голоса и лица, игрушки и предметы, машет руками и ногами, смеется или улыбается в ответ. Он изучает свое тело, трогает волосы и лицо, рассматривает пальчики, ноги и руки. Ребенку интересно смотреть на себя в зеркало. Кроме того, он уже узнает и реагирует на имя!

Дети в четыре месяца легко произносят гласные звуки «а» и «о», согласные – «б», «п» и «м», начинают говорить простые слоги. Для развития речи регулярно разговаривайте с ребенком, активно используйте мимику! Показывайте карточки с изображениями и произносите вслух названия. Кроме того, в это время грудничок воспринимает звуки, которые имитируют звуки животных.

В каком возрасте ребенок начинает лепетать

Лепетать или произносить первые слоги малыш начинает в 6-7 месяцев. Но это условные рамки. Когда младенец начнет лепетать, зависит от индивидуального развития, темперамента и характера ребенка.

Некоторые активные дети лепечут уже и в 4-5 месяцев. А спокойные и тихие малыши начинают произносить слоги лишь в 9-10 месяцев. Интересно, что некоторые детки долго молчат и впитывают знания, а потом сразу начинают произносить несколько слогов и даже простые слова.

Детки начинают говорить простые слоги, типа “ба”, “ма”, “та” и пр. после пятого месяца. Сначала они произносят такие слоги однократно и редко, затем чаще и повторяя друг за другом. Тем самым они выстраиваются в цепочки и уже составляют целые слова, наподобие, ма-ма, ба-ба, па-па.

Во многом, когда начнет лепетать и говорить малыш, зависит от степени интенсивности занятий. Регулярные упражнения помогут ребенку правильно развиваться.

Развитие речи малыша в 6-12 месяцев

Разговаривайте с ребенком, рассказывайте истории с жестами и движениями, пойте ритмичные песенки. Используйте разные интонации, ведь дети уже в полгода распознают звуки, чувства и тона в голосе. Они следят не только за речью, но и за движением губ. Поэтому не забывайте о мимике!

Полугодовалый малыш хорошо играет с игрушками. Он уже может искать и тянуться к ним. Покажите грудничку любимую собачку или другое животное и спрячьте в сторону. Кроха сразу повернется в ту сторону, где вы спрятали игрушку. Начнет протягивать ручки и лепетать. Помогайте младенцу и приговаривайте “Где собачка? Куда делась собачка? Вот она! Возьми собачку! Как лает собачка? Ав-ав”.

Когда малыш начнет произносить слова, нужно тренировать мышцы щек и губ. Как правило, это происходит в 11-12 месяцев. В это время дети говорят уже около 10 легких слов, наподобие, “мама”, “папа”, “деда”, “баба”, “дай”, “вон”, “тут”, “туда” и т.д.. Кроме того, они подражают звукам животным и произносят “мяу”, “гав”, “му” и прочее.