• 1.В каких сферах ждать нововведений
    • 2.Особенности накопительной системы
    • 3.Создание дополнительного резервного фонда
    • 4.Повышение пенсионного возраста
    • 5.Начисление пенсий для государственных служащих

Вот уже несколько лет назревает вопрос о необходимости реформирования пенсионной системы в России, на сегодняшний день Минфин совместно с министерством экономического развития подготовили ряд поправок и до конца года представят готовый законопроект. Среди самых спорных вопросов повышение пенсионного возраста, какие ещё изменения могут произойти рассмотрим более подробно.

В каких сферах ждать нововведений

Поскольку полный пакет изменений находится в процессе подготовки, с точностью сказать каких сфер коснутся изменения сложно известно лишь, что планируется рассмотрение вопросов о:

  • поднятии планки пенсионного возраста;
  • создания дополнительного резервного фонда;
  • порядка начисления пенсий государственным служащим;
  • реформирование накопительной системы пенсионных средств.

Какие изменения будут первостепенными и что планируется сделать в ближайшие несколько лет, пока досконально не известно, но к концу года правительство пообещало представить полный план действий на всеобщее обозрение.

Особенности накопительной системы

Казавшееся совсем недавно призрачной возможность накопления собственной пенсии становиться всё ближе, к концу 2017 года каждый россиянин сможет ознакомиться с системой накопления средств и основными положениями данного закона. Минфин заручившись поддержкой Центробанка на данном этапе активно работает над изучением возможностей оборота средств и их накоплений, как только все нюансы будут решены закон сразу же вступит в силу.

Как сообщается на сайте 1Fin.Biz, основные изменения в накопительном механизме будут касаться дополнительных возможностей работающих граждан влиять на уровень своей будущей пенсии, накапливая средства, размер пенсии ежегодно будет увеличиваться. Тем, кто проигнорирует инициативу, доведётся довольствоваться стандартными пенсионными выплатами установленными государством.

Также, по словам главы Минфина, Антона Силуанова, накопительный механизм будет:

  • Абсолютно добровольным.
  • Станет более доступным.
  • Надёжно защищён государством.
  • Появится право наследование накопленных средств.
  • Накопленные средства можно будет снять (с учётом некоторых ограничений, в случае необходимости).

На данный момент накопительный механизм в России приостановлен, как только будут приняты новые положения закон снова вступит в действие.

Создание дополнительного резервного фонда

Указ о реформировании накопительной системы, гарантирующей выплаты застрахованным гражданам был подписан президентом уже давно, и сначала этого года специалисты работают над созданием двух уровневой системы. В основу этой системы войдут гарантированные обязательные пенсионные выплаты, и будет создан дополнительный государственный фонд резервных средств.

Судя по тому насколько глобальные предстоят изменения в пенсионной системе, изменения коснуться и ряда других положений касающихся пенсионных выплат.

Повышение пенсионного возраста

То, что порог выхода на пенсию будет увеличен уже вне сомнений, только пока не ясно каким образом будет осуществляться переход. Противники и сторонники данного решения пока находятся на стадии обсуждения увеличения пенсионного возраста, некоторые предлагают постепенно увеличивать возрастной порог, а некоторые считают. Что нет смысла оттягивать решение.

Так или иначе, другие подробности предстоящей реформы пока держаться в секрете.

Начисление пенсий для государственных служащих

В этой сфере также планируются нововведения, теперь каждый чиновник за переработку свыше указанного пенсионного возраста будет получать дополнительную надбавку. Занимать своё кресло госслужащие смогут дольше, и при этом получать от переработки дополнительную выгоду.

Какие ещё сюрпризы готовит пенсионная реформа станет ясно уже в конце 2017 года.

Минэкономразвития обсуждает вариант повышения или снижения НДФЛ в зависимости от взносов в систему индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Таким образом чиновники планируют стимулировать граждан самостоятельно копить себе на пенсию.

Не откладываешь на пенсию — плати не 13, а 15% НДФЛ

Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на пятерых федеральных чиновников, инициатива предполагает, что чем большую часть зарплаты работник будет откладывать на пенсию, тем ниже у него будет ставка НДФЛ. Таким образом тем, кто не станет откладывать деньги на пенсию, придётся платить 15% НДФЛ. 13% -я ставка сохранится у тех, кто будет откладывать 4% зарплаты, а 10% будут платить те, кто будет направлять на пенсионные накопления 10% своей зарплаты.

При этом источники утверждают, что расчёты не окончательные, а сама идея пока обсуждается в Минэкономразвития. Один из чиновников сообщил журналистам, что идея нравится первому заместителю председателя правительства Игорю ШУВАЛОВУ . Ситуация с предложением должна проясниться к 15 марта — к этому дню Дмитрий МЕДВЕДЕВ поручил доработать предложения о плане действий правительства до 2025 года.

Система индивидуального пенсионного капитала должна заменить государственную накопительную систему — на смену обязательным взносам работодателя должны прийти добровольные взносы работника. Весь уплаченный взнос в пенсионный фонд (сейчас 22% ) будет направляться в распределительную систему.

Граждан к системе ИПК подключат автоматически, а выход будет возможен по личному заявлению. По умолчанию устанавливается взнос в 0%. Его размер не ограничен. У тех, кто не определится, взнос начнет расти на 1 п. п. в год, пока не достигнет 6% . Увеличивать или уменьшать его периодически можно. Стимулировать граждан делать взносы предлагают посредством предоставления налоговых льгот.

Инициатива Минэкономразвития ударит по бедным

Подавляющее большинство экспертов относятся к инициативе Минэкономразвития скептически. Они подчёркивают, что такое нововведение ударит по большинству россиян, ведь из-за низких доходов у людей просто нет возможности откладывать часть зарплаты в ИПК.

Таким образом, инициатива чиновников просто приведёт к росту налогового бремени для внушительной части населения. К тому же, НДФЛ взимается не только с зарплат, но и с других доходов, например с продажи имущества. Поэтому налоговая нагрузка сильно вырастет.

А растёт она и без того. Достаточно вспомнить о начале взимания налога на недвижимость исходя из кадастровой стоимости , что привело к существенному увеличению нагрузки на собственников земельных участков, домов и квартир.

По этой и ряду других причин граждане сокращают сбережения. За январь-ноябрь 2016 года доля доходов, направленных на сбережения составила 10% — это почти на четверть ниже, чем за аналогичный период 2015 года. Увеличили сбережения лишь 11% , 12% тратят их, 25% перестали сберегать либо сберегают меньше, а более чем у половины населения сбережений как не было, так и нет. И в нынешней экономической ситуации с ростом цен и падением доходов сбережения не появятся.

Рост налогов под прикрытием пенсионной реформы?

Отдельный вопрос — недоверие граждан к системе пенсионных накоплений. Неоднократная смена «правил игры» приводит к путанице. В частности, провал с накопительной частью пенсии, которую предлагалось формировать в негосударственных пенсионных фондах. Да и в целом регулярные изменения подталкивают россиян к тому, чтобы в части накоплений избегать взаимодействия с государством, полагаясь только на себя.

Некоторые эксперты и вовсе заявляют о то, что введение повышенной ставки НДФЛ в 15% для тех, кто не будет вносить дополнительные взносы, свидетельствует о повышении налоговой нагрузки под прикрытием очередной пенсионной реформы. Получит неприятный сюрприз малый и средний бизнес, где из-за увеличения ставки налога снова усугубится ситуация с получением доходов в «конвертах».

Мера ударит и по региональным бюджетам — за последние 11 лет доля НДФЛ в собственных доходах регионов выросла с 29% почти до 38% в 2016 году. По подсчётам Министерства финансов, понижение НДФЛ на 1 п. п. приведёт к 210 млрд руб. выпадающих доходов.

Россия — налоговый рай для богатых. Правительство не рассматривает вариант прогрессивной шкалы.

Признавая инициативу Минэкономразвития «сырой» и несвоевременной, эксперты задаются вопросом, почему правительство не рассматривает вариант прогрессивной шкалы налогообложения по аналогии с западными странами, где налоговые ставки для богатых выше, и за их счёт бюджеты получают значительно больше средств. Это позволило бы решить часть проблем, не нанося удар по большинству граждан, из-за сложной экономической ситуации лишённых возможности формировать сбережения.

Практически нет сомнений: индивидуальный пенсионный капитал будет введен в реформированную систему с 2018 года. После публичного анонсирования основных положений законопроекта, у экспертов и общественности появилось много вопросов и опасений.

Смена формата

Министерство финансов и Центробанк предлагают «переформатировать» накопительную систему формирования пенсий, которая работает сегодня, в пользу возможности россиянам самолично копить деньги на старость – такова концепция индивидуального пенсионного капитала. При этом страховая часть по-прежнему останется в государственной пенсионной системе.

Пенсионный капитал граждане будут формировать сами в негосударственных ПФ путем добровольного внесения средств. Ни размеры взносов, ни их периодичность чиновники ограничивать не планируют. Таким образом, каждый сможет откладывать на старость в том режиме, который сочтет наиболее комфортным.

На заметку! Те, чьи пенсии сегодня хранятся в частных фондах, смогут перевести их в НПФ. В случае отказа, их накопления в виде баллов автоматически перенесут в страховую часть пенсии .

Чтобы стимулировать граждан, государство планирует:

    предоставлять вычет на сумму отчислений в индивидуальном порядке, но не более 6% от зарплаты;

    гарантированную защиту отложенных на старость средств (в каком виде это будет организовано, пока обсуждается, но, вполне возможно, что НПФ будут обязаны платить взносы за клиентов вроде тех, которые сегодня отчисляют банки);

    будут предоставляться бессрочные каникулы, позволяющие прерывать отчисление взносов на неограниченный срок;

    средства пенсионного капитала станут собственностью гражданина, то есть распорядиться ими он сможет по своему усмотрению, в том числе и до выхода на заслуженный отдых.

Заинтересовать планируют и работодателей, чьи сотрудники решатся формировать ИПК – индивидуальный пенсионный капитал. Для владельцев бизнеса перечень льгот сформулируют чуть позже, но одной из них, вероятно, станет снижение налоговой базы для расчета соцвзносов.

Переход на отформатированную систему запланирован на 2018 год, и он будет выполнен автоматически – счет на ИПК будет открыт для каждого россиянина, но в течение двух лет останется возможность отказаться от участия в программе. Те, кто не определится с размерами отчислений, так называемые "молчуны", будут автоматически отдавать из зарплаты 1% в месяц. Со временем ставку увеличат до 6%.

Если гражданин решит воспользоваться ИПК до выхода на пенсию, ему нужно будет заплатить НДФЛ, но возвращать деньги на счет, как в случае с займом, не придется. Перечень возможностей, при которых разрешат забрать накопленные деньги раньше срока, пока обсуждается, однако, по словам авторов законопроекта, он будет масштабным и очень привлекательным.

На заметку! В новой системе россияне будут полностью контролировать свои пенсионные накопления. Смогут определять размер отчислений, периодичность внесения сумм, выбирать размер ставки и форму пенсионных выплат.

Капитальные вопросы

Смогут ли разработчики нового формата пенсионных накоплений сделать систему действительно привлекательной? В Минфине и Центробанке уверены, что люди оценят выгоды от ИПК. По их опросам, 60% россиян уже готовы включиться в самостоятельное формирование капитала на старость. Эксперты высказываются менее радужно: средний заработок в стране не так велик, чтобы из него откладывать 1-6%. Подобную систему хорошо бы вводить на фоне роста доходов населения, в противном случае необходимо придумать очень ощутимые стимулы для привлечения граждан.

Среди озвученных проблем и сложностей, которые могут появиться с введением ИПК:

    несовместимость новой системы с традиционным пенсионным обеспечением;

    невозможность уменьшить действующую ставку по налогам или ввести льготы при участии в добровольных накоплениях;

    ущемление прав тех, кто откажется от участия в формировании ИПК;

    нездоровая конкуренция между негосударственными корпоративными пенсиями и ИПК;

    сомнительная эффективность инвестирования в будущую пенсию.

Несмотря на то что некоммерческие ПФ смогут по новой концепции предлагать более рискованные варианты вложения денег на старость с получением больших доходов, обеспечить сохранность накоплений остается архиважной задачей.

Времени на доработку основных законов по ИПК остается немного. Все ключевые моменты должны быть представлены и утверждены в весеннюю сессию, поэтому окончательный текст концепции индивидуального пенсионного капитала планируют представить в конце ноября 2017 г. Запуск реформированной системы запланирован на 2018 г.

О том, чтобы восстанавливать и хоть как-то модифицировать старую после третьего подряд решения о заморозке отчислений на накопительную часть, уже не может быть и речи. Хочет того руководство страны или нет, но Россия стоит на пороге новой пенсионной реформы, и в ЦБ, видимо, готовы это признать открыто.

О работе в недрах Банка России заявил на Биржевом форуме «Московской биржи» первый заместитель главы ЦБ Сергей Швецов . «Мы сейчас работаем над новой схемой, мы пока не готовы ее озвучить, но я думаю, что в ближайшие месяцы это сделаем», - цитирует его «Интерфакс». Швецов отметил, что ЦБ в этом вопросе консультируют специалисты Всемирного банка.

«Мы пытаемся сформулировать какую-то альтернативу, которая была бы менее затратна для бюджета, но не менее эффективна с точки зрения объема привлекаемых от населения средств для последующего увеличения коэффициента замещения», - подчеркнул Швецов. Единственное, что Швецов рассказал о разработках ЦБ, это то, что проектируемая схема не будет полностью добровольной: «все равно будет какой-то вариант стимулирования либо граждан, либо предприятия откладывать деньги в НПФ».

Почти одновременно в распоряжении «Ведомостей» оказался проект макроэкономического прогноза от Минэкономразвития, в котором причиной затягивания инвестиционного спада называется именно продление моратория на накопительные пенсии . Между тем еще месяц назад, когда решение о замораживании накоплений еще не было принято, в ведомстве Алексея Улюкаева ожидали, что в 2016 году спад инвестиций прекратится.

Еще месяц назад Минэкономразвития ожидало, что в 2016 г. спад инвестиций прекратится. Реальные доходы населения в 2016 г. вместо прогнозировавшегося месяц назад роста также продолжат падать – из-за более высокой инфляции и ограничения роста социальных расходов бюджета: пропуска индексации зарплат бюджетников, повышения пенсий только на 4%.

При этом один из вариантов развития событий, который в Минэкономики назвали целевым, прописан рост экономики России в среднесрочной перспективе на 4,5-5% в год, что выше общемировых темпов. Такой рост возможно поддерживать за счет роста инвестиций на 8-10% ежегодно, что на порядок выше, чем в базовом прогнозе. Основные источники такого ускоренного роста инвестиций - в первую очередь пенсионные накопления, если они все-таки вновь начнут откладываться, а также инвестирование до 80% средств ФНБ и ресурсы, высвобождаемые в результате снижения административных издержек.

О том же - снижении инвестиционной активности из-за заморозки отчислений на накопительные пенсии - сказал и бывший министр финансов Алексей Кудрин , к мнению которого принято прислушиваться хотя бы в силу его опыта.

Между тем дискуссии о будущем российской пенсионной системы уже ведутся, пусть и не столь широко, как хотелось бы. Так что даже не зная точно, что посоветовали эксперты Всемирного банка ЦБ, можно обозначить круг мер, которые могут быть в принципе использованы, набор не так велик, как кажется.

Пенсионный возраст

В последние годы вопрос о повышении пенсионного возраста перешел из разряда запрещенных в разряд свободно дискутируемых. Но все равно далеко не все понимают, что это значит - повысить пенсионный возраст .

Для пенсионной системы в целом не важно, во сколько именно конкретный гражданин выходит на пенсию - в 65, 60, 55 или 40. Принципиальным является соотношение работающих и неработающих участников системы. Согласно расчетам социологов, в России уже к 2030 году число получателей пенсий и работников, с заработной платы которых уплачиваются страховые взносы, сравняются. Происходит это не только из-за естественного старения населения, но и из-за большого числа граждан, которые выходят на пенсию досрочно, таких в стране около 30%.

Иными словами, в теории можно заметно повысить возраст выхода на пенсию, не двигая заветные границы «60 лет для мужчин 55 лет для женщин». В России правом на досрочную пенсию, например, обладают учителя, врачи, военные и сотрудники силовых структур. Директор Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Владимир Назаров пишет, что практика назначения досрочных пенсий учителям и врачам особенно активно развивалась в 1990-е годы, когда у них были крайне низкие заработные платы и, чтобы как-то мотивировать людей не уходить из профессии вводились льготы по пенсионному обеспечению. Это давало стимул молодежи не уходить из отрасли, а пожилым позволяло свести концы с концами. Этот социальный контракт просуществовал в 1990-е и в начале 2000-х годов. Но сейчас, особенно после подписания «майских указов», доход учителей и врачей не отличается от заработка других граждан, а иногда даже превосходит его.

Отправлять досрочно на пенсию сотрудников силовых структур также порой довольно странно. Мужчины в 45-50 лет близки к пику своей работоспособности, и если в силу профессиональных деформаций заставлять гоняться их за преступниками, может быть, и неправильно, то списывать со счетов точно не стоит.

В любом случае вместо досрочной пенсии государство может подумать об обеспечении большого пособия при увольнении и финансирования переобучения с целью обеспечения занятость этих нестарых, в целом, людей.

Но отнимать право на досрочную пенсию у конкретной категории граждан может быть очень сложно из-за сплоченности представителей одной профессии. Так что решение необходимо будет продвигать либо очень медленно, оставляя право на льготы тем, кто их рассчитывает скоро получить (и лишая молодых людей, которые только приходят в профессию), либо не принимать вообще - и тогда повышать пенсионный возраст всем и сразу, чтобы никто не чувствовал себя обиженным.

Пенсия вообще

Но пенсионный возраст - это только часть проблемы, причем меньшая. Современная пенсионная система родилась в переживающей промышленную революции Германии и канцлере Бисмарке. Основным видом деятельности человека тогда был физический труд и рано или поздно рабочий терял к нему способность, а значит нуждался в какой-то помощи.

Но в современном обществе физический труд уже давно не является основным.

Единственное, что может помешать человеку работать продавцом-консультантом, чиновником, программистом, архитектором - снижение концентрации и умственных способностей, что, как правило, происходит или из-за конкретной болезни, или из-за резкого ограничения нагрузки, то есть как раз выхода на пенсию.

Иными словами, в постиндустриальном обществе ничто не мешает дать человеку право самостоятельно выбирать момент выхода на пенсию или вообще отменить пенсионную систему.

Сейчас в мире массово применяется два варианта пенсионной системы - накопительная страховая. Если накопительный пенсионный счет, по сути, ничем не отличается от обычного депозита в банке, то страховая пенсия представляет из себя выплаты, которые человеку начинают поступать в случае наступления страхового случая, то есть старости. Даже неидеальная российская медицина и не слишком высокий уровень жизни позволяют абсолютному большинству россиян доживать до пенсионного возраста. То есть вероятность наступления страхового случая приближается к единице, и если бы эти отношения регулировались рынком, то никто в здравом уме не стал бы покупать страховку, стоимость которой равнялась бы страховому возмещению.

Все это, естественно, не отменяет необходимости помогать пожилым людям в случае такой необходимости, но и не только пожилым. Государство может организовать страхование не от старости, а от бедности, и выплачивать пособия в случае необходимости не только пожилым людям. Точно по таким же принципам в стране существует обязательное медицинское страхование, государственной системой больниц и поликлиник может пользоваться любой гражданин, вне зависимости от того, сколько денег он через налоги и страховые отчисления внес в бюджет федерального и региональных фондов ОМС.

Так как пенсионная система огромна и охватывает всех граждан страны, чтобы мягко свернуть этот проект придется потрать время активности 2-3 поколений. Упомянутый выше Владимир Назаров предполагает, что «где-то в 2075 году на Пенсионном фонде РФ можно повесить большой амбарный замок». Как показывает опыт других государств, можно проводить реформу и быстрее, но это связано с определенными социальными потрясениями. Так в Грузии после распада Советского Союза так и не был создан государственный пенсионный фонд - все выплаты пенсионерам идут из текущего бюджета и каждый год пересматриваются, исходя из прогноза налоговых поступлений. Но тут надо учитывать, что даже в самые сложные годы в России жилось несомненно проще, чем в Грузии.

Вдобавок к страхованию от бедности государство может развивать другие направления помощи пожилым людям. Это может быть и обратная ипотека, и различные виды стимулирования граждан все-таки откладывать себе на пенсию.

Проект реформ

Конечно, разрабатываемый Центральным банком проект реформы пенсионной системы может быть сколь угодно радикальным, это еще не значит, что именно такой вариант будет одобрен и претворен в жизнь. Но путей развития пенсионной системы после провала реформы 2002 года остается не так много, и если в руководстве страны рассчитывают, что Россия в той или иной форме просуществует еще хотя бы век, то должны это хорошо понимать.

Данные соцопросов и статистика финансовых ведомств показывают, что мало кто из россиян увлекается тем, что откладывает себе на старость 5 или 10 копеек с каждого заработанного рубля - чаще имеются некоторые накопления на черный день, которые сложно будет растянуть на десятилетие или два. В целом россияне склонны рассчитывать или на себя, или на своих детей, что, наверное, справедливо в условиях туманности будущего пенсионной системы. С одной стороны, это не дает экономике «длинных» пенсионных денег, а с другой - хорошая база для того, чтобы дать россиянам право самим заботиться о своей старости.

  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ Все новости про пенсии и деньги Пенсионные новости Военным пенсионерам Работающим пенсионерам ПФР сообщает Пенсионный справочник Работа для пожилых ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ ПРО ДЕНЬГИ

У микрофинансовых организаций много клиентов. Причем не только среди разных категорий граждан, но и среди предпринимателей.

Экс-министр финансов Алексей Кудрин ждет убедительную аргументацию по маневру Минфина. Фото Reuters

Описание новой налоговой системы России под кодовым названием 22/22 на деле оказалось лишь частным мнением министра финансов Антона Силуанова. Новую налоговую конструкцию, оказывается, не поддерживают другие министерства и главный экономический стратег Алексей Кудрин. А президент Владимир Путин вообще осудил вчера «преждевременное обсуждение этого в СМИ, пока нет общего решения». В утечке рассказов о налоговой реформе в конце концов обвинили прессу, которая необдуманно цитировала слова министров правительства Дмитрия Медведева.

Президент РФ Владимир Путин подтвердил вчера на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) свое главное экономическое задание - опередить среднемировые темпы роста уже к 2020 году. «Хотел бы услышать ваше мнение о проблемах, о барьерах и ограничениях, с которыми сталкивается бизнес при реализации программ повышения производительности, какие изменения в нормативной базе вы считаете целесообразными и необходимыми», – обратился Путин к участникам съезда РСПП.

Но основное внимание бизнес-сообщества президент попросил сконцентрировать на совершенствовании налоговой системы. «Очевидно, что ее (налоговой системы. – «НГ») задача не только в пополнении бюджета, она призвана стать одним из мощных инструментов стимулирования развития отечественной экономики и социальной сферы регионов, муниципалитетов», – считает Путин. А это означает, что налоговая система в России должна быть конкурентоспособной, понятной, прозрачной и предсказуемой. «Конечно, это непростая задача», – констатировал вчера президент, отметив, что к этому нужно стремиться. «Это ключевое условие реализации экономически эффективных, успешных проектов. При этом важно сохранить устойчивость бюджетной системы, обеспечить выполнение социальных обязательств государства перед людьми», – заявил президент РФ.

Между тем главный экономический стратег Алексей Кудрин, которому поручено разработать стратегию нового президентства, назвал главное экономическое задание Путина трудновыполнимым. «Мы хотим выйти на темпы роста выше 3,5–4%, выше среднемировых. Только тогда российская экономика не будет сжиматься в условиях мировой экономики. Это достаточно серьезная заявка, даже несмотря на то что в нулевые годы мы имели темп роста в течение многих лет около 7%. Но сегодня даже 3,5% является большой, трудноподъемной задачей», – заявил Кудрин на съезде РСПП.

Как-то приблизить РФ к этой цели, по мысли Кудрина, в принципе могло бы увеличение бюджетных трат на здравоохранение и образование. «Нужно поднять объем расходов на образование в течение шести лет примерно на 1% ВВП», – сообщил он. Без этого, отметил бывший министр, невозможно будет поднять качество рабочей силы на тот уровень, который необходим современной экономике. Объем финансирования здравоохранения также необходимо увеличить на 1% ВВП в течение шести лет. «Мы должны продлить активный возраст населения, то есть и в 55 лет, и в 60 лет человек должен активно работать», – поясняет он.

Одновременно Кудрин весьма критически отозвался о налоговых проектах своего бывшего заместителя, а ныне министра финансов Антона Силуанова. Аргументацию в пользу повышения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) до 22% с одновременным снижением налогов на фонд отплаты труда также до 22% Кудрин назвал недостаточной. «Сегодня обсуждаются страховые взносы – их понизить, НДС повысить, так называемая модель 22/22. Вы знаете, из всех предложений и обоснований, которые я слышал, я не услышал достаточно аргументов для такого решения», – указал он. По его мнению, из-за этого будет меняться вся налоговая система России, так как по-другому будут учитываться права пенсионеров, по-другому будет дотироваться пенсионная система. Следовательно, налоговый маневр нужно рассчитывать с учетом готовящейся пенсионной реформы, резюмировал Кудрин.

В результате налогового маневра по схеме 22/22 трансферт в Пенсионный фонд из федерального бюджета увеличится. Но, по мнению Минфина, система с текущим уровнем страховых взносов в будущем станет более разбалансированной, чем если сейчас увеличить трансферт. В 2019 году в случае введения маневра сокращение поступления страховых взносов, по расчетам ведомства Антона Силуанова, будет чуть меньше 1,4 трлн руб., а поступление НДС вырастет на 1,2 трлн руб. При этом разницу в 200 млрд руб. между этими параметрами будет нейтрализовать экономия на страховых взносах по работникам бюджетного сектора, полагают в ведомстве.

«Этот маневр (22/22) нейтрален для бюджета, с одной стороны. С другой стороны, он позволяет стимулировать предприятия, которые ориентированы на экспорт, потому что при экспорте НДС возмещается», – пояснял ранее глава Минфина Антон Силуанов. При этом в Минфине одновременно раскритиковали схожее предложение Минэкономразвития – маневр 21/21, предполагавший соответственно одновременное снижение страховых взносов до 21% и повышение НДС до 21%. В Минфине такой вариант сочли неприемлемым. «Просчитывались модели с формулой 21%/21% и 21%/22%. Но они показали выпадение доходов от 0,5 трлн до 300 млрд руб. в год. Модель реформы 22%/22% дала положительный результат в пользу бюджетных доходов. Повышение ставки НДС позволит дополнительно собирать в бюджет чуть более 1 трлн руб. в год», – объясняли в Минфине.

И если в Министерстве финансов к маневру 22/22 в целом относятся уже как к делу решенному, то у коллег по правительству относительно него уверенности меньше. Так, еще в понедельник глава Минтруда Максим Топилин сообщал о том, что никакие конкретные предложения по снижению ставки страховых взносов пока не поступали в его ведомство. «Мы не видели еще этих предложений в оформленном виде», – подчеркивал он, добавляя, что вряд ли маневр приведет к легализации теневого сектора, на что надеется Минфин.

Об этом же вчера на съезде РСПП говорил и первый вице-премьер Игорь Шувалов. «В правительстве РФ еще пока нет единого понимания, как и в каких параметрах проводить ненефтегазовый налоговый маневр», – заявил он. При этом правительственный чиновник фактически пожаловался на излишнее внимание СМИ к этой теме. «Тут мы получили замечание от президента на днях, что, ничего не согласовав, основные подходы к налоговым законам выносим на публику, будет это 21%, 22% или еще сколько-то», – цитирует Интерфакс Шувалова.

Эту позицию подтвердил вчера и сам президент. «Вопрос не дискуссии на профессиональном уровне – она, конечно, должна быть открытая… я, например, считаю преждевременным обсуждение этого в СМИ, пока нет общего решения, в том числе выработанного вместе с вами», – замечает глава государства. Участие в дискуссиях принимают представители РСПП и других объединений. «Но решение пока не принято, а мы через СМИ выносим это на широкую публику и можем порождать какие-то либо ненужные ожидания, либо тревоги. А то, что вот я вчера об этом поговорил или позавчера, вы уже здесь это рассказываете. Это говорит о том, что у нас продолжаются утечки из правительства. Ну, ладно, мы люди здесь свои, мы понимаем, о чем говорим», – приводит слова Путина BFM.

Глава РСПП Александр Шохин заверил президента, что все утечки – от журналистов.

В итоге перспективы налогового маневра 22/22 остаются более чем туманными. Впрочем, это не единственное и, возможно, не последнее подобное предложение Минфина. Ранее в ведомстве уже рассказали о «скором» переходе россиян полностью на безналичные расчеты, практически свершившейся пенсионной реформе и предрекали почти неминуемый переход на прогрессивную налоговую шкалу.