Беседуем с отцом Тихоном Шевкуновым:

— Отец Тихон, куда уходит вера, куда пропадает потребность в богослужении, молитве и радость?

— Однажды я беседовал с архимандритом Серафимом (Розенбергом). Это было незадолго до его смерти. Из немецких баронов, он после окончания университета ушел в Псково-Печерский монастырь, где провел шестьдесят лет. Он сказал, что самая большая проблема современного монашества – это отсутствие решимости. Наверное, это можно сказать не только о монахах, но и о многих наших современниках-христианах.

Решимость, мужество и связанное с ними духовное благородство заметно оскудевают. Но если люди всей жизнью своей понимают, что самое главное - несмотря ни на какие препятствия и соблазны идти к Богу, быть верным Ему - то они не колеблются в вере настолько, чтобы терять ее.

Особенно ярко кризис веры, о котором Вы говорите, виден на наших подростках. В 8-9 лет дети ходят в церковь, поют на клиросе, поражают и умиляют всех вокруг, а в 14-16 лет многие, если не большинство, перестают ходить в храм.

— Почему так происходит?

— Детей не познакомили с Богом. Нет, их, конечно, познакомили с обрядами, церковнославянским языком, с порядками в храме, житиями святых, священными историями, переложенными для детей. Но с самим Богом не познакомили. Встречи не произошло. И получилось, что и родители, и воскресная школа и, как это ни печально, священники строили дом детской веры «на песке» (Мф. 7, 26), а не на камне - Христе.

Как же происходит, что дети не замечают Бога при всех самых искренних попытках взрослых привить им веру? Как получается, что ребенок так и не находит в себе сил разглядеть Христа Спасителя в своей детской жизни, в Евангелии? Отвечая себе на этот вопрос мы поднимаем еще одну взрослую проблему, которая отражается в детях, как в зеркале. Это, когда и родители и священники, учат одному, а живут по-другому. Это самый страшный удар по нежным силам детской веры, непереносимая драма для их чуткого сознания.

Но есть и другие примеры. Можно было бы привести другой, но этот особо мне запомнился: в 1990-м, во время своей первой поездки в Германию, я, к большому своему удивлению, получил хороший урок от одного священника. Католического. Меня поразила его паства - очень чистые молодые люди лет 16-20, искренне старающиеся жить христианской жизнью. Я спросил у этого священника, как ему удается уберечь этих подростков от агрессивного напора соблазнов и столь привычных для их сверстников на Западе удовольствий? Он тогда посмотрел на меня в полном недоумении. И сказал слова, которые своей простотой и ясностью меня тогда просто сокрушили (я очень жалею, что услышал это не от православного священника): «Да просто они Христа любят больше, чем все эти удовольствия!»

— У нас другая ситуация?

— Нет, конечно! У нас светлых примеров, слава Богу, тоже немало. В нашей Сретенской семинарии я вижу удивительно чистых и искренних ребят, хотя конечно, всякие искушения бывают, жизнь есть жизнь.

— Но это подростки, а люди, пришедшие в храм во взрослом возрасте?

— А в чем разница? Нечто подобное происходит и со взрослыми. Мы тоже соблазняем друг друга (в данном случае «малые сии», о которых говорит Спаситель - не обязательно дети по возрасту) своей теплохладностью, сознательными нарушениями евангельских заповедей, нечистой жизнью. Постепенно у людей складывается представление, что христианину вообще можно жить как угодно. И, если такое происходит, люди, пришедшие к вере уже в зрелом возрасте, постепенно теряют к духовной жизни интерес, им все приедается. Нет реального общения с Богом, а значит, нет жизни духа. Первые года три вера, православие интересно, новая жизнь захватывает и приносит массу новых впечатлений, а потом наступают будни.

Наверное, это - как в семейной жизни. Дальше нужно трудиться, терпеть, терпеть, в первую очередь самого себя. Это действительно тяжело. А впереди людям, пришедшим к вере, скажем в 25 лет, еще лет пятьдесят таких трудов. Это было всегда, не надо удивляться. Такая сухость - неизбежный, как правило, этап духовной жизни. Об этом много и интересно пишет, например, святитель Феофан Затворник. Этот отрезок пути - пустыня, которую надо преодолеть. К несчастью, не все из наших братьев и сестер этот путь одолевают. А некоторые даже навсегда и с большим удовольствием окапываются в этих бесплодных песках и их оттуда бывает весьма сложно выковыривать.

— От чего наступает эта сухость? Человек делает все положенное – ходит на исповедь, перечисляет вещи, которые, как он знает, называются грехами, читает правило, приступает к чаше, и чем дальше, тем больше это кажется формализмом, тем больше в этом механических действий «прочитать», «отстоять», «сказать на исповеди». Что делать? Как правильно?

— В Священном писании очень определенно сказано, как оживить душу, как сделать так, чтобы душа вновь стала юной и живой. «Взыщите Бога - и жива будет душа ваша». Искать Бога несмотря ни на что! Упрямо и настойчиво. И тогда исполняется обетование Господа Иисуса Христа: «Ищите и обрящете».

Но если нет поиска Бога, если алкание Бога, желание Его постичь пропадает, это повод для очень серьезной тревоги. Надо потрудиться всеми возможными средствами, чтобы это желание восстановить в своей душе. Без этого ничего доброго не будет. Или, в лучшем случае, придется ждать, как спасительного дождя на иссохшую землю, потрясающих душу испытаний, болезней, тяжких ран и искушений.

— Но возможно ли это мирянину?

— Мирянам? Да именно им это и возможно! Как говорил отец Иоанн (Крестьянкин), в наше время сильные христиане спасаются в миру, а слабые в монастыре. Когда стоишь на исповеди, общаешься с прихожанами, видишь, какие есть удивительные подвижники среди мирян, как нам, называющих себя монахами, надо у них учиться.

Вспоминаю, однажды в середине 80-х я шел с отцом Иоанном (Крестьянкиным) по Псково-Печерскому монастырю. Вдруг к батюшке подбежал некий взволнованный юноша «бледный со взором горящим» и стал громко жаловаться: «Батюшка, Москва - это такой отвратительный город, новый Вавилон! Люди безбожные, страшные! » И вдруг отец Иоанн загородил его уста рукой и строго сказал: «Что ты говоришь? В Москве совершается каждый день 40 Божественных литургий в сорока храмах! Там живут такие удивительные неизвестные миру подвижники, где-нибудь на 8-м этаже, 12-этажного блочного дома! Истинные святые, которых вы даже себе представить не можете». Я тогда был удивлен, потому что думал, что все подвижники жили только в отдаленных монастырях, где-нибудь на Соловках или в Египте. А сейчас – и правда - я и сам вижу поразительных подвижников - простых мирян, которые учат и спасают меня тем, что смиряют, показывая, как можно в наше время жить по-настоящему подвижнически, по-христиански.

— В чем состоит эта христианская жизнь?

— В исполнении Христовой заповеди любви к Богу и к ближнему.

Это обычные люди - женщины, юноши, девушки, зрелые мужи. Не говорю о бабушках, которые исполняют такие молитвенные правила, узнав о которых, скажу вам честно, монахам становится не по себе. Причем исполняют они эти правила регулярно в течение десятилетий. И с полной уверенностью, что они ничего особенного не совершают! Столько-то кафизм она читает за старшего сына, столько – за среднего, столько – за младшую дочь. Да еще полторы тысячи Иисусовых молитв читает, чтобы хоть чуть–чуть почувствовать свою греховность. Да еще молитвы по соглашению и акафист - как же без него?! Это я вам рассказываю реальное молитвенное правило реальной нашей прихожанки. И таких подвижников и подвижниц - не счесть! Плюс к этому они, на всякий случай, работают, ходят по магазинам, гладят, стирают, воспитывают детей и внуков. И они не гордятся, не тщеславятся, вменяют себя в ничто, готовы служить в любой момент ближнему. Одно лишь общение с такими людьми - удивительная помощь нам, оскудевшим в вере, в уповании и в решимости.

— Но ведь не в чтении молитв настоящее христианство?

— Конечно, не в чтении молитв. А в молитве как в живом общении с Богом! Только надо понимать, что форма молитвы может быть очень разной. Святые отцы считают, что духовная жизнь определяется именно качеством и чистотой молитвы. Но, само собой разумеется, что если человек считает, что молится, а при этом он зол, не любит людей, то его можно только пожалеть. Но знаете, может, мне везет, но я давно не встречаю таких людей.

— Есть немало примеров, когда молодые люди служат в храме, а их семьи не видят от них помощи никакой…

— Что ж, бывает, что человека, как говорится, «закронштадтит». Он начинает углубляться в духовную жизнь и идет к светлой цели, переступая через своих несчастных близких. На это есть духовник. Есть время. Есть несчастья. Есть, наконец, падения. Но я бы не стал такие печальные случаи представлять как норму сегодняшнего дня. Скорее, думаю, это такая детская болезнь. Многие переболели ветрянкой, но далеко не все рябые.

— Но именно такие негативные случаи сегодня у многих на устах…

- Сейчас в определенном смысле стало хорошим тоном в православных кругах говорить, что человек замолился: правила читает, каноны, кафизмы, слишком благочестив. Это произносится как диагноз. Но мы берем на себя роль судей большей частью не от избытка дара духовного рассуждения. А чаще от наших собственных маловерия, лености и себялюбия. Именно в целях самозащиты нашего ленивого покоя сознательно рисуется образ - эдакого Ферапонта из «Братьев Карамазовых», помните, был такой жестокий и немудрый подвижник у Достоевского.

Знаете, а ведь есть большая опасность и в том, что мы охотно выпячиваем и раздуваем подобные болезненные моменты и этими примерами начинаем незаметно для самих себя оборонять свое нерадение и теплохладность. Да и вообще в церковной среде все больше стали крутиться такие злые и в обобщении своем неверные стереотипы: если женщины церковные - то злобные ведьмы, если молодые люди - то закомплексованные, если взрослые - то неудачники, если алтарники, то бросили семью ради храма, если монахи, то стяжатели и нечестивцы.

— Но ведь это действительно иногда имеет место быть…

— Кто ж спорит? Нельзя сказать, что такого совсем нет, что это неправда. Но зачем с упорством, достойным лучшего применения, убеждать себя и других, что такое положение вещей и есть особенность нашей Церкви.

Я как-то попутешествовал по православным форумам, и просто не по себе стало, с какой циничной злобой православные люди, считающие себя весьма церковно образованными, относятся не только к духовенству, которое они вообще ни во что не ставят, но и к самым благочестивым мирянам.

— Говорят: «православнутый» и «православие головного мозга»…

— Эти термины, боюсь, вышли не откуда-нибудь, а из православной среды. Потому что вот так изощренно уколоть могут только «свои». Впрочем, как бы то ни было, но подхвачены они в нашей среде с энтузиазмом. А вот это по-настоящему тревожное явление в нашей христианской общине. К тому же, постепенно мы сами начинаем смотреть на себя и окружающих именно через призму подобных уничижительных представлений.

— Поступать в соответствии с традиционным благочестием стало… некомильфо?

— Помните как Толстой в «Детстве, отрочестве, юности» замечательно рассуждал о комильфо, как комильфо безжалостно влияло на его жизнь. Сейчас (к счастью лишь в околоцерковных кругах, потому что церковными таких людей назвать просто невозможно), вырабатывается православное комильфо, и если человек в него не вписывается, - это изгой, совершенно презренный человек.

Так мы приходим к цинизму, а по сути к истокам той самой болезни теплохладности, которой заражены христиане со времен Лаодикийской церкви. Вражеская сила, которая начинает нагнетаться духовно охладевшими христианами изнутри Церкви, бесконечно опаснее, чем любая внешняя сила, чем гонения.

Мы учим своих студентов ни в коем случае не становиться «православными комильфо», ведь они сами не заметят, как потеряют веру, как станут карьеристами, как все ценности в их жизни абсолютно изменятся.

Люди старшего поколения часто, собираясь, говорят: «Как здорово было в 60-70-е годы, какая была вера!». Мы говорим так не только потому, что начинаем стареть и брюзжать, а потому, что так и есть на самом деле. Тогда было внешнее противостояние Церкви со стороны государства, но мы были вместе и дорожили каждым. «Православнутый» - это наверняка было бы что-то из стана противника. О православии головного мозга мог сказать только Емельян Ярославский. Православный человек таких слов, таких выражений никогда бы не употребил, не повторил. А сейчас это слышно в церковной среде, этим бравируют, гордятся!

— А почему такое отношение возникает?

— Что происходит? Люди зашли в Церковь, но полюбили ее лишь отчасти. И постепенно, через годы в тайне своей души осознали страшную истину: они с глубочайшим презрением относятся к православию. С ними начинается страшная болезнь предательского цинизма, сродного поступку Хама. И люди вокруг заражаются этим так или иначе. А ведь мы действительно единый организм – Церковь, поэтому этой болезни надо как-то противостоять.

Когда с подобного рода вещами православные сталкивались в советские годы, то понимали, что это «от врагов наших», «от супостатов». Сейчас уроки презрения и высокомерия все чаще преподаются людьми церковными. А мы знаем горестные плоды этих уроков.

— Невеселый прогноз…

Остается вспомнить только слова святителя Игнатия, который говорил, что «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею». Но дальше он пишет: «Устранись, охранись от него сам». Не будь циником.

— Почему? Ведь циничные суждения порой бывают меткими…

— Трезвость и остроумная колкость, когда глупца или наглеца ставят на место, когда кого-то хотят оградить от излишних восторгов – это вполне допустимо. Но цинизм и христианство - несовместимы. В основе цинизма, как бы он ни оправдывал себя, только одно - неверие.

Однажды мне довелось задать один и тот же вопрос двум подвижникам - отцу Иоанну (Крестьянкину) и отцу Николаю Гурьянову: «Какова главная болезнь сегодняшней церковной жизни?». Отец Иоанн ответил сразу - «Неверие!» «Как же так? - поразился я. - А у священников?». А он снова ответил: «И у священников - неверие!» А потом я приехал к отцу Николаю Гурьянову – и он мне совершенно независимо от о. Иоанна сказал то же самое - неверие.

- И неверие становится цинизмом?

Люди перестают замечать, что они потеряли веру. Циники вошли в Церковь, живут в ней, привыкли и выйти из нее не очень-то хотят, потому что все уже привычно. Да и как на это посмотрят со стороны? Очень часто цинизм - это болезнь профессионального православия.

— Но ведь иногда цинизм – это защитная реакция очень уязвимого, неуверенного человека, которого обидели или сильно задели…

— Чем, например, отличается выставка «запретного искусства» от картины Перова «Чаепитие в Мытищах»? В запретном искусстве отвратительный цинизм, а у Перова - обличение. Боль и обличение, за которое мы должны быть только благодарны.

И подвижники могли сказать очень жестко, например преподобный схииеромонах Лев Оптинский. Да и сегодня у нас в Москве есть замечательный протоиерей, который может так остро пошутить, что мало не покажется. Но никому в голову не придет сказать, что он циник, потому что в его шутках нет злобы.

— Читая воспоминания М. Нестерова, я все время ловила себя на мысли, что его непременно сегодня бы высмеяли. Например: «Мать была у Иверской. Украли сумку с деньгами, зато приложилась» - сразу все скажут, вот, православнутый…

- Двадцать лет назад мы сказали бы о таком человеке: «Господи, какая вера, как хорошо!» А сегодня благоденствие относительно православной веры оказалось немалым испытанием для христиан. Помните, в Апокалипсисе: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3, 17). Мы оскудели верой, а поэтому многим людям, глядя на нас, надоедает быть православными. Они еще идут по инерции, по первой любви, они еще помнят, как много в Церкви получили и надеются еще получить благодать.

— Как же правильно ориентировать свою духовную жизнь?

Самое радостное в духовной жизни - это открывать для себя новое. Вспомни с какой радостью ты просыпался в воскресное утро на Литургию, как читал взахлеб святых отцов и все время открывал для себя новое. Если Евангелие не открывает нам ничего, это значит всего лишь то, что мы сами себя закрыли для открытия нового. Вспомните слова Христа к Ефесской церкви: «Вспомни свою первую любовь».

Сегодня чиновники как мантры повторяют расхожие истины о семейных ценностях. Между тем, количество разводов только растёт.

Рецептами выхода из семейного кризиса, поделился психолог Дмитрий Терпугов, один из создателей клуба «Твоя семья».

Один в поле…

- С коллегами-единомышленниками вы возрождаете идею семейного образования. Зачем?

Сегодня людям трудно строить не только семьи, но и дружеские отношения, нормальные рабочие коллективы: никто не научен этому с детства, утеряны традиции, которые помогали быть вместе, лучше слышать, понимать и поддерживать друг друга. Проблема в том, что сейчас активно насаждается культ индивидуального успеха, образ одиночки, который достигает всего сам и рассматривает других только как ресурс. Но будущее создаётся не толпой одиночек, а гармоничными коллективами и семьями. Есть ли законы, которые помогают людям становиться ближе? Оказывается, есть. Но примеры неустроенных отношений встречаются так часто, что многие уже не верят в счастливый брак. Мы делаем маленький шаг, чтобы преодолеть этот стереотип.

Психологи исследовали, о чём сожалеют пациенты хосписа. Никто не жаловался, что недостаточно работал и т. д. В основном, люди переживали, что слишком мало времени уделяли своим близким, мало путешествовали, не занимались творчеством.

В русской культуре семейные отношения всегда занимали особое место. Мужчину сажали во главу стола, уважали бабушек и дедушек, спрашивали благословение, прежде чем заняться важным делом. Культуру связи со своим родом необходимо возрождать. Нужно понять: мы не листья на ветру, а ветви единого дерева. Поддержка близких даёт силу проявить лучшие качества. Это то, что помогает таланту стать гением.

- Но ведь семейные узы могут и мешать в достижении целей…

Это западная версия: семья - обуза, которая мешает получить максимум комфорта. Но ведь семья - это и мощнейший ресурс. Именно благодаря отношениям с близкими людьми совершаются достижения в науке и искусстве. Вера детей в своих родителей, вера жены в своего мужа позволяют достичь невозможного.

Сила примера

- Как проявляется кризис семейных отношений?

Всё дело - в насаждении эгоизма. Люди даже детей рассматривают как обузу. Посмотрите, как распространены аборты, а ведь это узаконенное убийство. Культура воспитания детей очень сильно деградировала. Так же, как и культура взаимоотношений с близким человеком. В Воронежской области количество разводов приближается к числу браков. Почти забыт важнейший принцип: мы всегда получаем то, чего достойны. Но силы для работы над собой не берутся из ниоткуда - они приходят от старших. Например, мы смотрим на своих бабушку и дедушку, видим, сколько трудностей они преодолели, и понимаем: у них получилось, значит, и у нас получится. У человека, живущего в обществе одиночек, нет таких примеров.

Есть фестивали многодетных семей, но больше это шоу. Поможет только механизм, когда те, у кого получилось создать счастливую семью, будут делиться опытом с другими. Но в нашей стране нет привлекательного образа счастливых семейных отношений. Даже учёные в основном исследуют аномалии, кризис семьи, однополые браки. Почему никто не изучает гармоничные отношения? Раньше хотя бы был предмет «Этика и психология семейной жизни». Сейчас ничего подобного нет. Занимаются сексуальным просвещением, но тому, как понимать друг друга, не учат. А ведь важно, чтобы люди об этом думали с детства, когда создание семьи ещё в перспективе.

- У нас распространяется западная модель, когда человек создаёт семью лет так в 30-35…

Эта модель неплоха для мужчин - они должны состояться прежде, чем возьмут кого-то в жёны. Но для женщин это перекос. Традиционные ценности размываются, происходит сближение мужских и женских обязанностей, ролей и прав.

- Чему вы хотите научить на ваших занятиях?

В первую очередь мы стремимся донести понимание того, что мужчины и женщины - существа с разных планет. Мы по-разному чувствуем, у нас разные потребности, мы по-разному достигаем целей и т. д.

Нужно хорошо понимать, в чём мы сильны, а в чём - не очень. И заниматься тем, что лучше получается. Важно понимать, что любые отношения - это ценность, которая создаётся усилиями и требует определённых знаний. Мы разучились слушать другого, идти на компромисс. А ведь есть, например, целое искусство правильно ссориться - так, чтобы не обидеть человека. Что делать, когда человеку плохо? Как его поддержать? Казалось бы, простые вещи, но такие знания не распространены. Каждый действует, как умеет.

Почему, например, люди становятся алкоголиками? Они не получают достаточно любви и хотят урвать счастье более примитивными способами. Кто-то ищет его в экстремальном спорте через выработку адреналина. Кто-то - в изменах, постоянном поиске партнёра. А ведь так здорово жить в обществе счастливых людей. С ними приятно сотрудничать, интересно отдыхать и легко договариваться.

Все силы - фирме?

- Люди всё чаще знакомятся в Интернете. Разве это естественно?

Идея стандартных клубов знакомств с танцами и пьянством себя тоже дискредитировала. Там возможно получить только иллюзию близости - за счёт выпивки и развлекательных конкурсов. А хочется найти форму, близкую к традиционным русским посиделкам, где каждого воспринимали бы таким, какой он есть. И для этого нужно возрождать культуру праздников, где люди дарят друг другу подарки, танцуют, поют - делятся эмоциями.

Есть скрытый конфликт. С одной стороны, государство говорит о том, что нам нужны крепкие семьи. С другой - при капиталистическом устройстве, когда основными ценностями являются деньги и карьера, успешные семьи только мешают. Потому что успешная семья - это самодостаточная ячейка. Ею сложнее манипулировать. Например, работодатель не заинтересован в семейных сотрудниках. Ему нужны работники, которые будут отдавать все силы фирме. В чём выражается поддержка? Предоставляются ссуды на жильё - т. е. акцент делается на материальный аспект. Но идеологической поддержки нет. Например, на молодёжном форуме «Селигер» - масса социальных и бизнес-проектов, но семейную тему никто не поднимает. У нас нет ни одного госоргана, который бы реально занимался решением семейных вопросов. Раньше хотя бы при ЗАГСах были какие-то консультации. Социальная служба вроде бы работает с неблагополучными семьями, но всё делается формально.

Так что пока во главе угла - деньги, вопрос не решить. Необходимо создать образ счастливой страны, «империи добра», которая ведёт за собой мир - без крепких семей её не построишь. Это и будет прорыв. А до тех пор, пока мы будем следовать западным образцам, ничего хорошего не выйдет.

Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с Антипасхой и с памятью уверения апостола Фомы.

Снова и снова Евангелие нам говорит, как трудно поверить в Бога: Всемогущего и Всесовершенного, в Господа, Который есть истинная любовь, Которому все возможно. Падшему человеку в это поверить очень трудно. Даже апостолы, которые вместе с Ним провели несколько лет, учились у Него, ходили с Ним, они были исполнены сомнениями.

Апостолы жили не в атеистической стране, и не в такой обстановке, в которой живем мы: отравленной промышленными отходами и, не знаю, чем еще. Они жили среди природы, в Святой земле, где испокон века почитался Единый Бог. Оказывается, даже им было трудно поверить.

После Своего воскресения Христос явился им. Одного из них не было со всеми. И ему Иисус Христос явился вторично, чтобы уверить его. Он сделал это для того, чтобы убедить нас с вами, и чтобы нам показать, как трудна вера.

Евангелие рассказывает, как это произошло. Спаситель явился, когда двери были затворены «страха ради иудейского», все боялись преследователей. Когда все собрались вместе, Он прошел сквозь стены и сказал Фоме: «Вложи твои руки в Мои раны, осяжи их, чтобы ты воочию убедился, что это Я». Когда Фома убедился в этом, то Христос говорит ему: «Ты поверил, потому что видел Меня. Блаженны не видевшие, но уверовавшие». Видели Христа только апостолы, только Его современники. Потом началась уже история Церкви, и мы с вами тоже пребываем в этой истории. Но и нас Господь призывает уверовать, призывает познать, что Он Истинный Бог, Который есть любовь.

Чем достигается любовь? Как это объяснить? Почему апостолы не разошлись? Они собирались все вместе. Ведь многие разошлись. Один – самый страшный предатель – раскаялся в своем поступке и повесился, покончив жизнь самоубийством. Вера каким-то образом до конца их не покидала.

Мне кажется, все дело – в любви. То, что у них пропала вера – это было ужасно. Но любовь не пропала. Любовь, в первую очередь, была явлена в святых женах, которые совсем не отступали от Христа. Они были со Христом, видели, как Он умер. Но они не рассуждали, а действовали по любви. Поэтому им первым явился Спаситель.

Своим ученикам Он тоже явился, потому что их любовь не остыла, преданность к Учителю у них сохранилась. У Фомы тоже сохранилась эта любовь и преданность. Он не разочаровался и не ушел, он пришел к апостолам.

Первое условие в познании Бога – это любовь. Через преданность и любовь больше всего Бог и познается. Через любовь укрепляется вера.

В Писании сказано, что в последние времена веры не будет: «Сын Человеческий, придя на землю, найдет ли веру»? Вера умалится, но любовь не прекратится. Хотя «во многих, по причине умножения беззаконий, любовь охладеет». Что мы и видим: беззакония растут, и люди ожесточаются. Если они ожесточаются, какая там любовь?

Любовь стоит во главе всего. Почему любовь, какая любовь? Любовь к ближнему, и любовь к Богу. Иногда, может быть, вера в Бога, «затуманивается», но любовь ее поддерживает и хранит. «Кто много возлюбил, тем много прощается». Вера сохранится до конца. Сказано: «Найдет ли Сын человеческий веру»? Когда будет Второе пришествие, Он найдет веру, потому что апостол Павел говорит: «оставшиеся мы» изменимся в мгновение ока и на облаках поднимемся навстречу Господу. Вера сохранится, и церковь сохранится. Церковь, как «Жена, облеченная в солнце», убежит в пустыню и сохранится. Как это будет, мы не знаем.

Движущее первоначало – это любовь. Нам нужно стараться эту любовь друг к другу и ближнему своему. Сохранить и умножить. Хотя это очень трудно.

Самое трудное – это не заточить свои сердца. Как это сделать? Для этого нужны большие усилия, потому что любовь – это очень нежное состояние.

Любовь многообразна, она разносторонняя, она охватывает все – личные чувства и все общие чувства. Весь мир вмещается в любовь. Она начинается в сердце и возрастает, как растение. Это растение нужно беречь, его нужно взращивать. Буря и неистовство беззакония уничтожает это слабое растение. Будет же стараться противостоять бурям в своих сердцах и всевозможным невзгодах, которые нас окружают.

Спаси всех Господь молитвами Пресвятой Богородицы, апостола Фомы и всех святых. Господь со всеми вами!

Здравствуйте!меня зовут Наташа.
мне 15 лет и у меня пропала вера в Бога,такое ощущение что он не помогает,а забирает.Я просто не понимаю что я сделала такого плохого что от меня отвернулся сам Господь!:(только одно разочерование в жизни,прям боюсь жить дальше думаю что будет еще хуже...!
Поддержите сайт:

наташа, возраст: 15 / 18.10.2011

Отклики:

Иногда для того, чтобы дать, нужно что-то отобрать. например, тебя оставил любимый тобой человек. девушка плачет, убивается, потому что не знает, что для нее предназначен Богом ГОРАЗДО БОЛЕЕ ЛУЧШИЙ ВАРИАНТ!! А этот окажется трусом или лентяем, или просто однажды ее изобьет в кровь. Девушка этого не знает. Страдает. Глупенькая. :))
Еще пример. Мальчик был исключен из музыкального училища. Страдал, переживал, а его друзья тем временем были втянуты в наркотические какие-то дела с героином или чем-то таким. ПОВЕЗЛО мальчику на самом-то деле!! П.ч. он пошел учиться в другой колледж, где никого не знал, где было одиноко, но на самом деле Бог этого и хотел как раз. лучше быть одному, чем вместе с кем попало!! Потерпи, Наташа, и со временем тебе станет понятно, зачем произошло то или иное событие в твоей жизни. Спаси и умудри тебя Господь.

Ольга Петровна, возраст: 48 / 19.10.2011

Наташечка! Бог есть Любовь, и это не теоретические рассуждения, а практика. Это опыт многих и многих людей. Я как-то читал книжку одного батюшки, он описывал как после Причастия в храме некий покаявшийся бандит, разбойник, творивший ужасные злодейства, вдруг почувствовал эту Любовь и всё это горячо высказал. Это лишь один из примеров.
А внутренние ощущения могут быть следствием плохого настроения или может быть это всякая нечистая сила вредит и сбивает и навевает. А может быть и другое: опять-таки вспоминается рассказ одной монахини, которая после монашеского пострига на следующий день проснулась абсолютно без веры даже в Бога. Испугавшись побежала к старцу, а он ей сказал, что это такое испытание, которое Бог может послать особенно любящим Его (Разумеется, для их же пользы). Так что не сомневайтесь! Бог Вас любит!

Михаил, возраст: 30 / 19.10.2011

Здравствуй, Наташа!
Напиши подробней - что у тебя случилось - так трудно
что то подсказать. Но вов всём, что с нами происходит есть свой смысл. И всё же - что бы с
тобой не случилось - не теряй веры - мне, например
молитва и вера помогают переносить жизненные
трудности.
Счастья тебе и Ангела Хранителя!

Михаил, возраст: 42 / 19.10.2011

У меня умер брат ему было всего 17 лет,и он для меня был все в моей жизни,уже 3 года прошло но я не смогу не когда это забыть,я не понимаю почему именно он?Теперь у меня вообще потерялся смысл жизни!

наталья, возраст: 15 / 19.10.2011

Наташ, читала я когда-то одну книгу, роман, основанный на реальных событиях какого-то зарубежного писателя. Вот о чём там велось повествование.
Две сестры возращались домой из школы, было очень тёмно, так как на дворе стояла зима. Неожиданно путь им преградила стая подростков. На глазах у девочки они жестоко убили её подругу. Это искалечило всю её жизнь.
У девочки после этого случая нашли отклонения в психике, несколько раз она лечилась в психбольнице. Но это не помогало. Она не могла смириться со смерть подруги, думая, что должна была помешать тем подросткам...
Сначала она начала пить сильнейшие транквилизаторы, потом наркотики, а потом... летальный исход от передоза.
Наташ, скажи, ты хочешь себе такой жизни? Пойми, невозможно носить в душе ад... От этого надо избавиться каким-то образом. Любым, Наташ, любым. Но самоубийство не решит ничего. Просто всё закончится. Закончится в тот момент, когда твоя жизнь только начинается. Поверь, пережить можно всё. И не только смерть близкого человека. Поверь, Наташ. Три года - это довольно большой срок. Я думаю, что острый период должен был уже пройти. Но забыть... Нет, Наташ, ты НИКОГДА ЭТОГО НЕ ЗАБУДЕШЬ. Ты будешь помнить, это естественно. Только уже не будет так больно... Понимаешь?
А вопрос: "Почему именно он?" не особо тактичный, Наташ. А почему не он, скажи? Почему кто-то другой? Представь, у матери умирает ребёнок... Первый вопрос к Богу: "Почему именно мой ребёнок?"... А почему не твой? Почему чей-то ещё? Так бывает, Наташенька... Это жизнь...
Удачи тебе. И держись, ладно?)))

Тина, возраст: 18 / 19.10.2011

Здравствуй и ты, Наташенька! Разреши мне тебя так называть, ведь по возрасту я бы вполне могла быть тебе бабушкой.
Давай с тобой поговорим серьезно, сердечно и искренне.
Во-первых, разреши прижать тебя к себе и помолчать вместе с тобой погоревать о твоем брате. Конечно, смерть молодого человека для его близких - это большое горе. И Сам Христос плакал у гроба своего юного друга Лазаря вместе с сестрами Лазаря - Марфой и Марией.
А что было потом? Ты помнишь ведь из Евангелия, что было потом? Потом было воскресение Лазаря.
Главная молитва Вербного воскресения такова:
"Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамение носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне." (Перевод:Ты, Христе Боже, перед своими страданиями воскресил из мертвых Лазаря, чтобы всякий веровал в свое воскресение. Поэтому и мы, зная, что воскреснем, Тебе поем, как прежде пели дети: Осанна в вышних, слава Тебе, пришедшему для славы Божией).
Значит, дорогая Наташа, мы можем надеяться на всеобщее воскресение. Причем православие говорит нам о том, что это воскресение будет не только душевным, но и телесным.
Следовательно, во-вторых, милая моя девочка, настанет день, когда ты и твой брат увидитесь и обниметесь, радуясь друг другу и Господней любви. Такова наша радостная христианская вера.
Но, в-третьих, Наташа, нужно знать, что самоубийцы удаляют себя от Божественной любви, значит они не увидят ни Бога ни родных.
И, в четвертых, самое главное - для того, чтобы облегчить существование твоего брата, чтобы он там почувствовал твою любовь надо молиться о нем. А молитва любящей души имеет перед Богом убедительнейшее ходатайство.
Начни с простого, утром и вечером повторяй: "Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, моего брата (имя брата) и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное".
Так что смысл жизни у тебя есть - это любовь к твоему брату, которую ты будешь выражать своими делами, своей жизнью, своей верой и надеждой.
А для того. чтобы лучше разобраться в том, как проявить к брату свою любовь, прочитай материалы сайта Мемориам: http://www.memoriam.ru/
Бог помощь, Наталья.

Елена, возраст: 54 / 19.10.2011

Здравствуй, Наташа.
Бог от тебя никогда не отворачивается. Он наш Отец, по Его воли мы живем. От Него всё в нашей жизни. Если нам посылаются испытания, то они нам по силам, значит это нужно нашей душе. Все это не случайно.
Почему Бог забирает к себе людей, через тяжкую болезнь или внезапно через несчастный случай - только Ему это известно. Ему известна будущая жизнь того человека и вся его судьба. То, что от нас скрыто. Нам не дано все это понять. Приходится принимать и понимать, что так для души его лучше, хотя нам это кажется несправедливым. Но мы все каждый в свой срок отойдем к Нему. Самоубийство же - прямая дорога в ад. Страшнее этого ничего нету. Поэтому надо жить, даже если иногда и бывает очень трудно. Поверь, все у Бога не случайно. В этом неоднократно убеждался в своей жизни. Молись за брата и подавай за него милостыню.
Наташа, Бог и твой Ангел-Хранитетль всегда с тобой. Поэтому ничего не бойся и верь, все будет хорошо. Счастье приходит ко всем. А трудности тебя закалят и сделают сильнее.

Сергей К, возраст: 28 / 20.10.2011

Наташа, ты не должна думать об этом вообще! Тебе всего 15 лет, у тебя все самые важные события в жизни впереди выбрать профессию, закончить институт, выйти замуж и родить ребенка! Я в твоем возрасте тоже не думала о будущей профессии, а теперь жалею, а от нее будет зависеть твое окружение и твоя жизнь, вот это важно, так что направь мысли на учебу, и не забивай голову всякой ерундой. Эх где мои 15 лет...

Екатерина, возраст: 30 / 12.01.2014


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
14.03.2019
Я оставила все и всех там, в прошлом. Но когда происходят такие качели..жить не хочу. Молюсь вроде бы каждый день..но руки опускаются
14.03.2019
Давно не могу найти работу. От меня отвернулись все. Меня как будто нет ни для кого, я хочу уйти, если все равно нет никакой разницы – есть я или нет.
14.03.2019
Не хочу жить. Брала микрозаймы... Улыбаюсь, только когда вижу своего ребёнка.
Читать другие просьбы

Многим знакомо такое состояние: вроде бы совсем недавно сердце горело о Господе, а сегодня оно сухо, молиться не хочется, сомнения подступают со всех сторон. Так продолжается день, другой, третий, месяц… И вдруг пронзает мысль: веры… нет?! Насколько естественно - или, наоборот, противоестественно - такое состояние? Почему со временем оскудевает вера? Можно ли этого избежать и как? И что делать, чтобы с наименьшими духовными потерями пережить этот период? Своими советами делятся пастыри.

«Благодать возвращается, если человек ревностен»

Наверное, дело здесь не столько во времени, сколько в том, усерден ли и постоянен человек в своей христианской жизни.

Когда благодать отходит, так Господь человека испытывает

Когда человек каким-либо делом занимается, старается в нем преуспеть, по истечении времени он в нем как раз преуспевает, и чем больше времени проходит, тем больший приходит опыт, большее мастерство, умение. То же самое можно сказать и о жизни христианской. Если человек начал этой жизнью жить и воспользовался теми благодатными дарами, которые Господь подает тому, кто только-только к Нему обратился, а затем, утрачивая рвение, теплоту сердечную, не подъемлет того труда, с которым должна быть сопряжена христианская жизнь, то естественно, наступают и охлаждение, и какое-то внутреннее опустошение. Но если человек трудится, и трудится ревностно, то происходит нечто другое: у него периодами бывает некое состояние, когда ему кажется, что отошла от него, но на самом деле это время, когда Господь человека просто испытывает, и благодать действительно скрывается. Но если человеку потрудиться, если человеку быть постоянно бодростным и ревностным, то благодать возвращается, и человек вновь испытывает и радость от своей христианской жизни, и утешение, и какое-то удивительное ощущение полноты бытия. А если в этот период человек по малодушию, по непостоянству оставит свои труды и рвение, то не избежать охлаждения, и тогда требуются очень-очень большие усилия для того, чтобы вновь к доброй христианской жизни вернуться.

«Неверие всегда приходит как следствие нераскаянности»

Мне это мало знакомо. «Охлаждение веры» - это, видимо, признание того, что не свои грехи - причина всяческих нестроений в душе и в жизни, но что, мол, Церковь ошибается, а я - хороший! «Куда мы пойдем? У Тебя глаголы Вечной Жизни», - сказали Христу апостолы, когда Он обличил их сердечное смущение вопросом: «Не хотите ли и вы от Меня отойти?» Думаю, у кающегося, стремящегося, по совету святителя Феофана Затворника, стяжать «дух непрестанного самоукорения» могут быть грехи многие и разные, но разочарования в богооткровенной нашей православной вере почти не бывает. Неверие всегда приходит как следствие нераскаянности.

«Чтобы преодолеть охлаждение, найди тех, кому еще труднее, и начни помогать им»

Увы, охлаждение в вере приключается с нами ежечасно, а точнее - ежесекундно. Вот я проснулся и решил, что прочту утренние молитвы. Но тут же приходит мысль о неотвеченных письмах, о пыли, которую надо бы протереть… - и куда-то подевалась моя . И суета поглотила мою душу без остатка. И в середине дня я ловлю себя на том, что молитвы так мной и не прочитаны. Или вот пришел я на богослужение, включился в происходящее, едиными усты с хором и духовенством обращаюсь к Богу, но вдруг вспоминаю о том, что Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем, и начинаю думать над тем, как бы их помирить. Или о том, подешевеет или подорожает нефть. Или о том, что австралийские пингвины мельче антарктических. Почему это происходит? Как я оказался на стороне далече? Потому что удобопреклонен ко злу. Не сосредоточен. Рассеян. Так же и на более длинной дистанции. Ведь и в духовной жизни справедлив афоризм о том, что можно так долго идти навстречу себе, что совсем разучишься ходить. Из серии мелких подмен рождается привычка ко греху, страсть, зависимость - и вот уже человек сам не свой. Не он, а за него принимает решение его хотелка. По мысли одного из афонских подвижников позапрошлого века, наши страсти становятся для нас бесами. И именно они застят Небо. Они врастают в нашу природу и безбожно искажают ее. И мы становимся карикатурой на себя самих. Эту жуткую фантасмагорию учиняет с человечеством враг нашего спасения, желая досадить Творцу. И всё, что нам остается, осознав, во что мы вляпались, - это вновь и вновь вставать и обращаться к Нему с мольбой о незаслуженной нами милости.

Бывает, впрочем, что охлаждение в вере связано с тем, что человек устает бодаться с дубом - с теми внешними обстоятельствами, которые, как ему кажется, препятствуют ему свидетельствовать о Христе. Скажем, Сергей Фудель, отстрадавший в сталинских лагерях более двух десятилетий, вспоминал, как его отец протоиерей Иосиф Фудель на старости лет утратил свое пастырское горение, все больше времени стал уделять чаепитиям в кругу друзей. И связано это было с тем, что ему не удавалось преодолеть всю ту рутину, весь тот бесконечный бумаговорот, которого требовала от духовенства Церковь в Синодальный период ее существования.

Поэтому причины такого охлаждения могут быть как внутренними, так и внешними. Но надо помнить, что Господь промышляет о нас. И если мы начинаем коснеть и умирать в своем теплохладии, то приходит на нас огненное искушение. Те самые гонения и иные скорби, что встряхивают нас, взбадривают и, как это ни парадоксально, дают нам силы вернуться на узкую тропу.

Мой мизерный опыт говорит о том, что, во-первых, если нас замучило это самое «охлаждение» или если нас обижают и зажимают в клещи, единственное на потребу - найти тех, кому еще труднее, и, не откладывая, начать помогать им. Я сейчас даже не о нищих в переходах говорю. Я о тех, кто болен, у кого на руках малые дети, нет отца, кто просто ждет от нас доброго слова или телефонного звонка, а, может быть, и связи по скайпу. Дело в том, что в небесном банке другие проценты. И грош нашего времени, наших инвестиций и забот конвертируется в тихую радость, а нередко и в ответную помощь нам в наших делах.

Во-вторых, если дело, которое мы делаем, - стоящее, что ж, будем помнить, что, по слову Юрия Шевчука, «Господь нас уважает». А стало быть, надо делать его в простоте сердца, готовясь к худшему, надеясь на лучшее, а там - как Бог даст. Когда идешь сквозь встречную грозу к родному дому, тут уже не до охлаждений - и так кругом всё мокро и противно, - тут надо просто идти.

«Иди в храм, исповедуйся, кайся, причащайся»

Такое искушение, конечно, бывает. Но надо иметь в виду, что наша жизнь человеческая - это, так сказать, штука полосатая. Периоды подъема сменяются периодами какого-то духовного расслабления. Нужно быть к этому готовым и не впадать ни в какие крайности, не унывать, а понимать, что это период в какой-то мере закономерный вследствие нашей человеческой слабости, но нельзя слабости поддаваться - нужно мобилизовываться и терпеливо и с усердием переносить это время некоего духовного охлаждения, ни в коем случае не соглашаясь с тем, что это навсегда. Лукавый вкладывает такой помысел. И это лукавый помысел, ему верить нельзя. Надо понять, что пусть это грех невольный, но это грех, а ты не хочешь унывать и отступать от Церкви - так иди в храм, исповедуйся, кайся, причащайся Святых Христовых Таин, проси у Господа прощения - и с Божией помощью преодолеешь это искушение.

«Очень важно христианам собираться вместе и делиться своим опытом»

Охлаждение наступает, когда происходит привыкание. Так бывает и в супружеских отношениях - примерно через два года супружеской жизни. Так бывает и в вере. Я неспроста поставил это рядом, так как эти состояния очень похожи по природе. Очень часто Священное Писание и святые отцы уподобляли отношения с Богом супружеству. И тут и тут мы имеем дело с трудом, с усилиями.

Чтобы не произошло охлаждения, чтобы вера была все время «в тонусе», в состоянии горения, необходимо следить за следующим.

1. Вера не должна быть формальной, но должна быть живой. Это значит, что мы должны наблюдать за собой: не превратилась ли наша молитва в бездушное вычитывание молитвенного правила? не превратилось ли посещение богослужений в рассеянное выстаивание служб?

Важно наблюдать за собой, чтобы молитва была живой и искренней, чтобы поддерживались не формализованные, но живые отношения с Богом.

Мы должны «расти» в вере. Любая остановка приводит к падению

2. Мы должны «расти» в вере. Любая остановка приводит к падению. Через что происходит рост? Через постепенное возрастание в молитве, в доброделании, через чтение и размышление над Священным Писанием и сочинениями святых отцов и подвижников веры. Наша вера должна быть источником и животворящей силой нашего личностного роста.

3. Мы должны творчески подходить к вере. Если христианин не имеет христианского «увлечения», вера ему может скоро наскучить. Апостол Павел писал, что все мы имеем свои дарования от Духа Святого и должны их развивать. Кто-то имеет харизму (= благодатный дар) свидетельства о вере, кто-то прекрасный молитвенник, кто-то любит и умеет заниматься социальными проектами и делами. Каждый может найти дело по душе и постепенно возрастать в нем. Как цветы на поляне разные, но каждый цветок по-своему прекрасен, так и каждый христианин уникален и прекрасен в своем.

Если находить в вере ресурсы для реализации заложенных в каждого из нас талантов и способностей, то такая вера наскучить не может.

4. Очень важно христианам собираться вместе и делиться своим опытом, рассказывать братьям и сестрам, с какими трудностями лично мы столкнулись, знакомиться с их опытом, поддерживать друг друга и проч. Дело в том, что вот уже как полвека открыт такой феномен - «профессиональное выгорание». Такому выгоранию подвержены те, кто занимается с людьми: педагоги, врачи, священники и проч. Много лет психологи пытались подобрать «терапию», которая бы профилактировала и помогала в преодолении такого выгорания и охлаждения к работе. И вот было открыто, что нет ничего лучше, чем собираться в группы и совместно обсуждать, под руководством компетентного специалиста, возникшие проблемы. Эта терапия получила название «Балинтовских групп».

В каком-то отношении подобная методика может помочь и христианам избежать выгорания и охлаждения. Собственно говоря, христиане с древнейших времен собирались вместе и общались, так что это не какое-то новшество, а самое что ни на есть нормальное явление. Как раз ненормально, когда прихожане разобщены, незнакомы и каждый приходит в храм для своих нужд.

«Без молитвы вера невозможна»

Охлаждение в вере может случиться с любым христианином. Но связано это не с тем, что прошло много времени и человек как бы устал от веры, а с тем, что мы становимся теплохладными, утрачиваем духовное усердие.

Когда вера не имеет никакого воплощения в жизни, то она, конечно, уходит. Это как хорошая книга, когда-то прочитанная и отложенная на дальнюю полку. Человек к ней относится вроде бы хорошо, знает, что она где-то есть, но просто не обращается к ней в повседневной жизни. Так и вера, если она никак не проявляется в реальной жизни - посещением храма, отношением к ближним, при решении жизненных ситуаций, - то вытесняется куда-то на периферию.

Вера в Бога - это не признание, что Бог есть, но живое ощущение присутствия Божия

Но вообще, чтобы понять причины охлаждения в вере, надо выяснить, а что, собственно, такое вера. Если сказать по существу, то вера в Бога - это не просто признание, что Бог действительно есть. Подлинная вера в Бога - это живое ощущение присутствия Божия, когда ты всем своим существом чувствуешь, что Господь рядом с тобой и у тебя есть возможность обратиться к Нему - Он услышит и ответит, потому что Он есть Любовь. То есть вера - это особая сердечная связь. Вот как когда два человека любят друг друга, у них есть сердечная связь, и это очевидно для них, хотя другие этого не чувствуют. Вера - это очевидность, человек чувствует Бога всем своим существом, а не просто признает рассудком.

И вот такая вера поддерживается только , непосредственным обращением к Господу. Представьте, что верующий человек целый год не будет молиться, не посетит ни разу храма. Да через год от его веры ничего не останется, ведь он совсем не обращается к Богу. Господь будет вытеснен на задворки его души. И может показаться, что Бога вообще нет. Вот как ночью мы не видим в комнате икон, потому что нет света, и тоже может показаться, что икон там вообще нет, но если зажечь лампаду, то огонек озаряет святые лики. Так и наша молитва есть тот свет веры, который открывает нам присутствие Бога. Утрачивая молитву, мы утрачиваем свет, являющий Бога. Не имея этого света, можно подумать, что Бога нет вообще. То есть вера в Бога неотрывна от нашей внутренней связи с Ним. Утратив связь с Господом, мы перестаем чувствовать Его и потому начинаем думать, что Его нет.

Оскудение веры всегда связано с оскудением личного духовного опыта. Соответственно вера укрепляется от живой и искренней молитвы, когда каждый раз ты поднимаешься не на формальную вычитку правила, а на общение с Небесным Отцом. Молитва доставляет живую связь с Господом, а от этого и вера будет тоже живой.

Вера вообще возрастает от нашей готовности следовать за Христом, быть верным Ему в любых ситуациях - скорбных и радостных, - решать проблемы с позиции евангельских заповедей. Если свою жизнь ты стараешься выстраивать по Евангелию, соотносить с заповедями и каяться в прегрешениях, то Господь Своей благодатью укрепит твою веру.

«Нужно отгонять бесовский дух неверия»

Вера - это высшее проявление свободной человеческой воли - с одной стороны, и дар Божественной благодати - с другой. И благословенные неизреченные состояния «торжества веры», даруемые нам от Господа, несомненно, сменяются и должны сменяться периодами как бы «плохой погоды», когда Солнце правды скрывается от нас. Но происходит это именно для того, чтобы мы и во время «мглы ненастной» сохраняли волей своей память о Солнце, и это есть необходимое испытание нашей веры, которого никто не может избежать.

Никто и никакие обстоятельства - ни внешние, ни внутренние - не могут человека заставить верить или не верить. В этом тайна веры. И чем более сознательно и отчетливо мы запечатлеваем и исповедуем нашу веру в самые трудные и смутные периоды - тем более в вере укрепляемся и тем более привлекаем к себе благоволение Божие, которое и проявляется, как правило, в неких «прозрениях», если можно так сказать, когда душе нашей отчасти открывается свет Солнца правды и отчасти становится доступным опытное понимание того, что есть «Небо духовное». Конечно, это не те высочайшие состояния и переживания, которые испытывают святые люди, но это и не призрак какой-нибудь, а реальность духовной жизни, приоткрываемая нам Господом для нашего утверждения в вере.

Кроме этого, надо помнить вот еще о чем. Несомненно, существует бесовский дух неверия. И это надо знать, чтобы не малодушествовать и не удивляться, не унывать в случае его внезапного нападения, когда душу как бы обволакивает мгла неверия. Это время совершенно необходимого для нас борения, испытания нашей свободы. В такие моменты именно и нужно сознательно и твердо говорить: «Я не верю тебе, дух неверия, отойди от меня, я Господу моему верю, Ему Одному поклоняюсь и служу». Это некая неколебимая точка веры, точка нашего произволения и свободного выбора, точка решимости. И никто над этой «точкой» не властен. Мы должны исповедовать свою веру, несмотря ни на что, и тогда обязательно в свое время Господь пошлет нам и утешение, и радость неизреченную общения с ним в покаянии и сокрушении сердца.

Наша задача - крепко стоять в вере, какие бы мысли и чувства нас ни обуревали

Никогда не нужно смущаться духом неверия. Он делает свою «работу» - искушает, испытывает. А наша задача - крепко стоять в своей вере, какие бы мысли, настроения и чувства, противные ей, нас ни обуревали. У греков есть поговорка: «Хороший капитан виден в плохую погоду». Это про нас. Очень важно не поддаваться всем этим «ветрам, штормам и туманам», которые не дают покоя и, бывает, не сразу развеиваются даже и во время молитвы. Не поддаваться - это значит даже в самый отчаянный шторм и бурю помнить о том моменте, когда ты снова встретишься с Солнцем правды - Христом. И очень важно хранить такое расположение, чтобы тогда, в момент тишины, сказать от всего сердца: «Господи, Ты знаешь, я и в бурю верил только Тебе!»

«Проявив терпение, дождешься духовной весны»

Говорят: «время лечит». И на самом деле переживания и скорби по прошествии времени уже не так остры и чувствительны. Но, похоже, время «лечит» и духовные переживания. С годами может оказаться, что вера уже «не та», не такая живая, искренняя, горячая. Это опыт многих людей, просто так от него не отмахнешься. Сохранить первую любовь - нелегкое дело, а преумножить ее - подвиг. Но это тот самый случай, когда говорят: трудно - значит, нужно! Классическая иллюстрация этого - образ гаснущего костра, который снова разгорится, если начать подкладывать в него соответствующее топливо.

Еще есть такая теория: в личной вере каждого человека происходит некая смена сезонов. Наше внутреннее яркое, сочное лето подходит к концу, и наступает плаксивая осень. А потом становится еще хуже - значит, пришла зима. Но, проявив терпение, дождешься весны, вновь появится духовный подъем, желание угодить Богу, ощущение Его присутствия. И эта смена сезонов - нормальное явление. Одни люди более к ней чувствительны, другие - менее. Понимая все это, легче пережить очередную зиму.