Гипнозом считается измененное состояние человека, который спит и бодрствует, одновременно. Этой техникой обладают те избранные, которые считаются отличными психологами по своей натуре, а также людьми, способными манипулировать человеческим подсознанием. Можно ли научиться этому, а если можно, то как научиться гипнотизировать людей?

Техника гипноза

История гипнотического воздействия на человека началась около 3 тысячелетий назад и известна нам по врачевателям Древней Греции и Рима, а также жрецам Индии, Древнего Египта и Тибета. Название «гипноз» этому странному явлению в 1842 году дал английский врач Джеймс Брэйд, который проводил эксперименты с использованием блестящих предметов. Впоследствии появились школы гипноза, которые изучали проявления гипноза, а также основные причины, вызывающие изменение сознания человека в гипнотическом трансе.

В современном понимании гипноз представляет собой определенный режим работы головного мозга, при котором происходит работа тех участков нейронов, которые в обычной жизни человеком не используются. Гипноз активно применяют при лечении следующих заболеваний:

  • физиологического характера (гипертония, астма, язва, ожирение, импотенция);
  • психологического характера (неврозы, заикание, страхи, зависимости).

Если вы хотите научиться тому, как гипнотизировать людей, то прежде всего нужно ознакомиться с основными видами гипноза. Различают следующие официально признанные способы введения человека в гипнотическое состояние:

  • Классический гипноз. Этому способу гипноза подвержено всего 70% людей, и суть его заключается в торможении коры головного мозга. Методика воздействия на человека классическим гипнозом заключается в монотонных действиях, вызывающих утомление (стук метронома, тиканье часов, фиксация взгляда на блестящем шарике, монотонный голос гипнотизера). Кора головного мозга гипнотизируемого человека находится в заторможенном состоянии, а рабочим остается один участок, который обеспечивает связь с гипнотизером. Сознание человека в состоянии классического гипноза сужено, и человек не осознает, что происходит вокруг, становясь легковнушаемым.
  • Эриксоновский гипноз. Этот вид гипноза назван в честь американского врача-психиатра Милтона Эриксона, который разработал свой метод ввода человека в гипноз. Отличие этого метода от первого способа состоит в том, что ведущую роль в нем играет не терапевт, а сам гипнотизируемый. Этот гипноз носит поверхностный характер, поэтому войти в него может практически любой желающий человек. Гипнотизируемый человек сосредотачивается на себе, своих внутренних переживаниях до такой степени, что перестает воспринимать окружающую обстановку и погружается в «гипнотический транс». Кора головного мозга гипнотизируемого человека находится в обычном состоянии, а рабочим остается один участок, который обеспечивает связь с гипнотизером. Эриксоновская методика гипноза позволяет научиться тому, как гипнотизировать людей, вводя их в меньшую стадию гипноза, а следовательно, с наименьшими последствиями для человека, чем погружение в классический гипноз.
  • Цыганский гипноз. Этот способ воздействия на человека посредством копирования поведения выбранной жертвы с целью погружения ее в транс через ее же воображение. Как правило, этот метод применяется мошенниками и цыганами в местах с большим скоплением народа (вокзалы, пляжи, парки, рынки). Основной зацепкой к психологическому контакту с жертвой может служить банальная просьба закурить и дать денег, которая преследует собой обязательное прикосновение к правой руке человека с целью считывания памяти жертвы. Кроме этого, жертву могут подвергнуть намеренному страху, при котором она получает стрессовое состояние, а гипнотизер - послушного человека, выполняющего все просьбы. Наивысшей точкой мастерства цыганского гипноза считается погружение в транс посредством прямого контакта с глазами жертвы.

Способы гипноза в домашних условиях

Считается, что все люди подвержены гипнозу, но существует минимальный процент людей с психическими отклонениями, которые не поддадутся гипнозу ни при каких условиях. Тем не менее, если вы хотите узнать, как научиться гипнотизировать, у вас совсем не обязательно должны быть какие-то сверхспособности. Единственное, чем должен обладать человек, так это уверенным голосом, взглядом и способностью внушения. Существует около 18 техник гипноза, среди которых для домашнего использования могут подойти следующие:

  • техника гипноза с прямым контактом в глаза (при этому необходимо держать человека за правую руку и уверенно повторять фразы погружения в гипноз);
  • техника гипноза с использованием блестящего шарика (человек должен сконцентрировать свой взгляд на нем и погрузиться в гипноз);
  • техника гипноза с расслаблением (лежачее положение человека с приглушенным мягким светом, негромкой музыкой и монотонным голосом гипнотизера способствует погружению в гипноз).

Если вы хотите научиться тому, как гипнотизировать взглядом человека, то выполняйте последовательно следующие рекомендации:

  • нарисуйте черный кружок диаметром 2 см на уровне ваших глаз, отойдите на 2 метра и сконцентрируйте ваш взгляд на нем (время выполнения от 1 до 15 минут);
  • не отрывая взгляда от точки, ходите по комнате в течение 15 минут (повторяйте это 4-5 раз);
  • сядьте напротив зеркала и сконцентрируйте свой взгляд у себя на переносице (время выполнения от 1 до 15 минут);
  • сядьте напротив своего друга и сконцентрируйте свой взгляд у него на переносице (время выполнения от 1 до 15 минут).

Ваш взгляд должен быть спокойным и уверенным, а лицо иметь естественное выражение. Таким образом, обучившись этим навыкам дома, вы сможете применить их на людях и животных, окружающих вас.

Успешный опыт гипноза с применением техники Дейва Элмана показывает, что эта техника самая лучшая. На первый взгляд может показаться, что техника сама по себе довольно сложная, но ее легко освоить и мы поможем вам в этом. Сценарий гипноза можно найти в интернете. Эта информация носит публичный характер и может быть использована на ваше усмотрение.

Шаги

    Держите два пальца в таком положении (указательный и средний пальцы), чтобы они по своей форме напоминали букву «V». Держите пальцы примерно на расстоянии 30см ото лба гипнотизируемого. Попросите человека не сводить взгляд с ваших пальцев, стараясь не наклонять голову вперед. Взгляд человека должен быть устремлен вверх. Обратите внимание на то, чтобы ваши пальцы находились в поле зрения гипнотизируемого.

    Попросите человека сделать вдох и выдох в ритм движений вашей руки. Ваша рука двигается вверх и вниз. Дыхание человека должно быть легким и непринужденным. Попросите сделать вдох, когда вы поднимаете руку и выдох, когда вы ее опускаете. Во время сеанса гипноза, вы можете сами дать команду «вдохните» при поднятии вашей руки и «выдохните» при опускании вашей руки. Повторите это упражнение не менее 5 раз, прежде чем вы перейдете к шагу номер 3.

    Попросите гипнотизируемого закрыть глаза как только ваша рука, двигаясь вниз, достигла уровня его глаз. Повторите движение вашей руки вверх и вниз как минимум 2 или 3 раза (смотрите шаг 2). В идеале, постарайтесь, чтобы человек не знал, сколько раз ваша рука опускалась или поднималась.

    Посоветуйте человеку, во время сеанса, как можно больше расслабить глаза. Каждый мускул вокруг глаз должен ныть от напряжения. По истечению 30 секунд, спросите, насколько расслаблены его глаза. Если вы довольны эффектом, попросите гипнотизируемого открыть глаза. Человек почувствует, что он не может открыть глаза. Примерно через 5-10 секунд безрезультатных попыток, попросите человека «остановить попытки и расслабиться».

    Распорядитесь, чтобы человек, по вашей команде, открыл и закрыл глаза. Как только гипнотизируемый закроет глаза, скажите, что надо постараться «расслабить каждый мускул в теле, достигая того же эффекта как при расслаблении глаз, только в этот раз состояние релаксации должно быть максимальным».

    Попросите открыть глаза на счет три. Отдайте команду «один, два, три, откройте глаза; и опять их закройте». Повторите команду три раза, напоминая о предельной релаксации тела (приведите в качестве примера, что тело должно быть расслаблено в десять раз больше, чем в предыдущий раз, а теперь, попросите расслабиться даже в двадцать раз больше, чем было до этого).

    Скажите, что вы поднимите их правую руку. Заметьте, что если «вы неукоснительно соблюдали все инструкции, то ваша рука должна быть расслабленной и вяло болтаться, как тряпка,» (или что-то вроде того), и теперь, когда я отпускаю вашу руку, она упадет вам на колено, и вы испытаете чувство, как будто волны релаксации прошли по вашему телу.»

    Проделайте то же самое и с левой рукой.

    Повторите предыдущие два шага.

    Напомните, чтобы человек был предельно расслаблен. Подбодрите гипнотизируемого, максимально направив его усилия на физическую релаксацию во время сеанса гипноза. Сообщите, что по вашей команде, нужно начать отсчет в обратную сторону, начиная со ста: «100, я максимально расслаблен, 99, я больше расслаблен, 98, я еще больше расслаблен» затем дайте совет, чтобы после нескольких цифр, гипнотизируемый забыл следующее число. Человек заметит, что следующее число просто выпадет из памяти, настолько он будет расслаблен.

    Попросите его начать отсчет в убывающем порядке. По мере отсчета, внушите ему, что он забывает цифры. Как только вы прекратите говорить, спросите, если гипнотизируемый совсем забыл о счете. Человек может лишь кивнуть головой, но этого знака будет достаточно.

    Объясните "Основы техники релаксации". Проинформируйте, что если человек максимально напряжен, то можно также добиться противоположного эффекта, а именно сильно расслабиться. Скажите, что «сейчас «нам» » (возьмите на заметку, что в нашем случае «нам», предполагает, что вы не принуждаете гипнотизируемого к какому-то действию) необходимо приступить к основам релаксации.

    Представьте, что вы - в лифте. Объясните, что как только вы щелкнете пальцами, лифт начнет опускаться к этажу А, и для того, чтобы лифт достиг своего назначения, человеку надо предельно расслабиться, даже больше, чем на данный момент. Когда вы щелкните пальцами во второй раз, человек должен находиться в еще более расслабленном состоянии, пока лифт едет к этажу Б; щелчок пальцами в третий раз означает, что лифт на этаже В. Попросите сообщить вам, когда лифт достигнет нижнего этажа, назвав соответствующую букву.

    Щелкните пальцами, подождите, пока гипнотизируемый назовет букву А; повторите, то же самое с буквой Б; и В. Обратите внимание, когда гипнотизируемый достигнет этажа В, то буква В не будет произноситься. В этом случае, вы провели удачный сеанс гипноза (хотя это не означает, что ваш гипноз не удался, если человек все же в состоянии произнести букву В).

    Это самый подходящий момент, повторить индукцию. Скажите, «если я щелкну пальцами и дам команду спать, сегодня в любой промежуток времени, вы сразу же заметите, что возвращаетесь в так полюбившееся вам состояние релаксации и концентрации. По сути дела, при каждом щелчке моих пальцев, и команде «спать», вы обнаружите, что вы еще больше погружаетесь в состояние гипноза, даже еще глубже, чем до этого.

    Продолжайте гипноз, пользуясь специальным подходом, углубляющим гипноз. Можно привести хороший пример, попросив представить ситуацию, в которой гипнотизируемый на самом верху лестницы длиной 100 ступенек. Гипнотизируемый должен явно представить и почувствовать себя в этой ситуации. Каждая ступенька - пронумерована. Человек должен прочувствовать каждый сделанный шаг. Каждый шаг позволяет ему расслабиться все больше. В конце лестницы лежит большой матрас, на котором, достигнув конца ступенек, можно отдохнуть полностью расслабившись.

    Попросите его начать спускаться по лестнице. Вы можете определить как далеко он спустился, спросив номер ступеньки.

    Дайте ему знать, чего он достиг. Стимулируйте, чтобы гипнотизируемый «как можно дальше спустился вниз к матрасу; напоминайте, что каждый вздох или выдох при спуске вниз делает его более свободным и раскрепощенным».

    Вновь повторите вышеуказанную технику индукции.

    Теперь он достиг конца ступенек. Скажите ему, что к его запястью привязан воздушный шарик, наполненный гелием, и он чувствует, что этот шарик тянет его за запястье вверх. Вы заметите, что его кисти рук и плечи будут заметно тянуться вверх за мнимым шариком.

    Опять повторите индукцию.

    Скажите, что на счет три ему надо проснуться. Посчитайте до трех, когда он проснулся, в течение нескольких минут, заведите разговор о чем-нибудь другом, затем вы можете перевести тему разговора на то, что он запомнил в состоянии гипноза. Повторите индукцию и продолжайте сеанс, если он вернулся в состояние гипноза. Если нет, к сожалению, сеанс не удался.

    В этот момент, предложите гипнотизируемому почувствовать, что ему жарко (подскажите, что он на пляже), а теперь, напротив, ему стало холодно. Попросите представить, что он смотрит фильм, и испытывают при этом разные эмоции, например, ему очень смешно или страшно. Теперь попросите его открыть глаза, он все еще будет под воздействием гипноза. Вы заметите, что даже в этом состоянии, он может ходить и разговаривать. Если же он открыл глаза, он сообщат вам, что «не сработало». Попробуйте повторить индукцию, и скажите, что он должен проснуться по вашей команде. Если, при этом, у него безучастный взгляд, тогда он все еще не проснулся. Попробуйте разные варианты внушения, не пытаясь усыпить гипнотизируемого.

    Когда вы закончили сеанс, выведите его из состояния гипноза. Скажите ему, что «я сосчитаю до трех, и вы полностью проснетесь и придете в сознание, чувствуя себя в отличной форме, и без всяких признаков внушения». Вы также можете предложить, что «вы будете помнить все подробности гипноза», или «вы полностью забудете все происходившее с вами во время сеанса». Сосчитайте до трех.

  1. Если человек отказывается от гипнотического внушения, это обозначает, что у него есть на это причины морального или защитного характера. Попытайтесь объяснить природу внушений, может быть вас не совсем правильно поняли, если человек все также настроен отрицательно, то откажитесь от внушения.
  2. Существуют глубокие различия между постгипнотическим внушением, и внушением с открытыми глазами. Постгипнотическое внушение – это внушение, которое дается во время гипноза, а выполняется человеком потом, после сеанса гипноза, и его нельзя изменить. Гипноз с открытыми глазами позволяет менять внушения во время сеанса, просто давая команды гипнотизируемому, потому что он все еще находится в состоянии транса.
  3. Не торопитесь, несколько раз, шаг за шагом, прочтите технику гипноза, сделайте заметки, и практикуйте свое искусство сначала на мнимых людях, чтобы примерно знать, что и зачем следует во время сеанса гипноза.
  4. Предупреждения

  • Не занимайтесь внушением, если у гипнотизируемого человека есть фобия, например, арахнофобия. Не предлагайте ему представить, что он находится в комнате полной пауков.
  • Не пытайтесь вернуть человека в прошлое, например, когда он был молодым. Например, предложите «вести себя как будто ему десять лет». Некоторые люди подавляют свои воспоминания о прошлом (может быть они были жертвами физической или психологической травмы). Это их тип защиты. Хотя, как ни странно, эти люди поддаются успешному гипнозу.
  • Гипноз – это наука, а не магия или оккультизм, или веяния нового времени. Не путайте эти понятия.
  • Не занимайтесь терапией, стараясь вылечить или бороться с фобиями. Скорее всего, вы даже не знаете с чего начать, поэтому даже не старайтесь.
  • Внимание, это очень важно знать. Гипноз при неправильном применении опасен точно также как и огонь, поэтому используйте его с умом, не практикуя то, что не следует.
  • Поступайте с гипнотизируемым человеком так как бы вы хотели, чтобы обращались с вами.
  • Не внушайте ничего, что против его морали и взглядов. Обговорите все за и против перед сеансом гипноза, иначе последствия могут быть очень неприятными: вам больше не будут доверять, о вас расскажут окружающим и даже могут обратиться в суд. А может быть и куда хуже…

Гипноз – это целенаправленное воздействие на сознание и подсознание человека. Однако повлиять на незнакомца без подготовки нельзя: гипнотизеру нужны особые навыки и постоянная практика. Взгляд гипнотический помогает погрузить личность в транс без дополнительных инструментов.

Гипноз заключается во влиянии на сознание человека

Функции гипнотического взгляда

Как гипнотизировать взглядом? Техника гипноза предполагает воздействие, которое позволяет отключить сознание жертвы: человек понимает, что происходит, но не может логически осмыслить каждую услышанную установку. Чтобы загипнотизировать, необходимо понимать, что двигает личностью, каковы ее возможности и защитные реакции. Каждый гипнотизер несет ответственность за погружение другого человека в транс (состояние, граничащее между сном и бодрствованием).

Слабых людей погрузить в транс можно при помощи минимального набора инструментов – монотонная речь, тактильный контакт, маятник или монетка, которая двигается по одной траектории. Они помогают сконцентрировать внимание на одном процессе. Для людей с сильной психической защитой понадобится создание дополнительных условий: их сопротивление мешает провести сеанс гипноза.

Взгляд – основной инструмент воздействия гипноза. Он помогает осуществлять внушение быстро. В таких случаях использовать дополнительные инструменты не целесообразно. Не стоит применять глубокий гипноз для небольших манипуляций или небольших изменений в сознании гипнотизируемого.

Особенности применения

Как гипнотизер пользуется взглядом? Он фиксирует его на конкретной точке, на которой сосредоточено все внимание человека. Жертва может оторвать взгляд от гипнотизера, но не хочет. Помогает гипнотический взгляд в таких случаях:

  • когда нужно провести срочный сеанс гипноза (в неподходящем или людном месте);
  • когда внушение поверхностное, и подвергать личность лишней психической нагрузке не нужно;
  • когда нужно провести скрытый гипноз.

Особенным взглядом пользуются врачи, которые помогают больным избавиться от пагубных привычек, преодолеть фобию или вылечить расстройство психики. Подходит гипноз для быстрой коррекции поведения человека, тогда цвет глаз или их форма является триггером (деталью, вокруг которой строится сильное внушение).

Овладеть взглядом для гипноза может каждый, но такая методика погружения в полутранс нуждается в длительном изучении. Легче получить навыки людям с харизмой, привлекательностью – их внешность автоматически притягивает внимание.

Гипноз состоит из нескольких стадий, взгляд помогает погрузить гипнотизируемого в транс, но не заменяет внушение (работать над техникой нужно комплексно).

Обучение

Гипноз глазами – это дополнительная методика. Для начала осваиваются азы техники, и только после обучения прорабатываются дополнительные навыки. Упражнения, которые выполняются дома, помогают понять процедуру и испробовать ее. Чем больше практики, тем легче использовать гипноз глазами в реальной жизни.

Гипнотический взгляд полезен для людей, и погружение личности в транс необязательно. Такое умение помогает манипулировать окружающими, получать от них все, что потребуется. Оно ложится в основу НЛП (нейролингвистического программирования) и используется для достижения поставленных целей.

Упражнения для развития способности

Обучение проходит по простой методике: гипнотизер выбирает одно из популярных упражнений и повторяет его, пока не появятся заметные положительные результаты. Развить навык за один день не удастся. На начальных стадиях обучения лучше выбирать простые упражнения: они не столько действенны, сколько полезны для перемены в мышлении и поведении гипнотизера.

Тренировать умение помогут упражнения:

  • блеск в глазах;
  • передача эмоционального посыла;
  • общая тренировка взгляда;
  • спокойствие в присутствии.

Нужный навык развивается постепенно: гипнотизер углубляется в обучение, меняет не только взгляд на привычные вещи, но и манеру поведения. Пока перестраивается его разум, меняется физиология.

Гипнотический особенный взгляд – это полезное умение, но и без него можно погрузить постороннего в транс. Обучение должно проходить без лишнего давления.

Если с первого раза не выходит, подбираются новые упражнения – гипноз глазами является уникальной методикой, которая по-разному воспринимается и отражается на гипнотизере.

Тренировка взгляда должна быть регулярной и длительной

Блеск в глазах

Блеск в глазах – это упражнение, помогающее развить природное обаяние. Это тот образ, который подействует на мнительных личностей: при виде гипнотизера они подсознательно сдаются, позволяют себе подчиниться. Потухшие глаза выдают растерянную личность, показывают ее проблемы и комплексы. Для тренировки правильного взгляда необходимо:

  • уделять упражнению по 10-25 мин каждый день;
  • выполнять упражнение перед зеркалом;
  • научиться концентрироваться на одной задаче, не отвлекаться на посторонние звуки и явления.

Гипнотизер стоит перед зеркалом и пытается повторить взгляд какого-либо животного. Важно выбрать того зверя, который гармонирует по поведению или сильным чертам с самим гипнотизером. Для упражнения выбирается одно животное, отрабатывается его манера по 3-4 дня.

Постепенно взгляды животных нужно менять по настроению: выбирать спокойных, травоядных зверей, а затем хищников. Чем больше взглядов адаптирует гипнотизер, тем легче ему удастся преображаться перед жертвой гипноза. После животных в упражнении блеск в глазах используются психотипы личности: от хитрых манипуляторов до искренних детей.

Для упражнения следует имитировать взгляд животного

Эмоциональный посыл

Взгляд отображает эмоцию. Это посыл, на который отзывается второй человек (гипнотизируемый). Суть упражнения в выражении и восприятии эмоций. Развитие чувственного взгляда позволяет входить в доверие к любому незнакомцу. Передавая эмоции, гипнотизер заряжает личность на определенное настроение – без него погрузить гипнотизируемого в транс будет очень сложно.

Гипноз не обходится без воздействия на расстоянии: в таких случаях эмоция глаз является основой. Для упражнения нужен доброволец, человек, который сможет развить в гипнотизере нужные качества. Они становятся друг напротив друга и пристально смотрят в глаза (нельзя выражать эмоции мимикой или словами).

Гипнотизер старается с помощью мысли передать эмоцию. Формулируется эмоция простой фразой, которая повторяется мысленно.

Длительность упражнения определяется стойкостью и спокойствием гипнотизера. Нельзя пребывать в плохом настроении или нервничать: как только методика начнет вызывать сомнения, упражнение прекращается. Повторять одну эмоцию не стоит, необходимо менять эмоциональный фон.

Для упражнения понадобится участие другого человека

Общая тренировка взгляда

Тренировать взгляд нужно не только мысленно, но и физически. Для этого на листе бумаги рисуется произвольного размера круг (лучше небольшого диаметра). Лист бумаги располагается на уровне глаз. Гипнотизер отходит на такое расстояние, чтобы круг казался не больше монеты. Суть упражнения заключается в выполнении следующих пунктов:

  • гипнотизер пребывает в спокойном, умиротворенном настроении;
  • он смотри (не моргая) в конкретную точку в течение 1 мин;
  • после этого делается перерыв (на 1 мин);
  • после отдыха положение гипнотизера меняется (он отходит влево или право на метр).

После перемещения гипнотизер смотрит прямо примерно 30 сек, и резко переводит взгляд на точку, которая уже находится сбоку. В это время нельзя поворачивать голову. Как только человек привыкнет к такому положению, он снова отходит.

Повторяется упражнение по 5-6 раз в день. Нельзя перегружать глаза. После упражнения гипнотизер отдыхает и занимается привычными делами.

Присутствие в спокойствии

Чтобы научиться взгляду, гипнотизера понадобится зеркало. Гипнотизер занимает сидячее положение и всматривается в собственное лицо – акцентируется внимание на точке, которая находится между глазами (бровями). На этом центре нужно сосредотачиваться, пока не устанут глаза. Со временем акцент на межбровье сформируется, как автоматическая реакция на отражение в зеркале. Привычка перейдет в обычную жизнь: увидев незнакомца, гипнотизер будет смотреть на его межбровье.

Невербальное общение очень важно: если долго смотреть на точку между бровями, можно вызывать агрессию со стороны собеседника. Упражнение со временем меняется: концентрируется внимание то на правом, то на левом зрачке. Глубокий взгляд вызывает особенное отношение к человеку – ему хочется доверять, раскрыться.

Гипнотизер должен всматриваться в собственные глаза в зеркале

Тренировка глазных мышц

Для усиления эффекта от тренировок необходимо тренировать глазные мышцы. Разминка в домашних условиях поможет быстрее концентрировать внимание на нужных деталях. Для этого необходимо поочередно концентрироваться на предметах, которые стоят в разных частях комнаты: каждый раз выбираются совершенно разные вещи. Переход должен быть резким и неожиданным, но цикличным: если выбирается 4 предмета, то работа проводится только с ними.

Для тренировки глазных мышц полезно смотреть только одним глазом, а второй временно закрывать. Повороты глазного яблока по кругу или перемещения вверх, вниз позволят усилить их концентрацию.

Занятия нужно чередовать. Из-за скуки гипнотизер может быстро отказаться от идеи с развитием гипнотического взгляда.

Заключение

Гипнотический взгляд – особенный инструмент для погружения человека в транс или внушения ему определенных установок. Все, что понадобится гипнотизеру – провести несколько упражнений в комфортных условиях. Для начала определяется цель таких тренировок: для каких манипуляций они понадобятся, как ими следует пользоваться.

Выбирается упражнение для быстрой концентрации внимания или для развития навыков невербального общения. Чем больше гипнотизер работает над собой, тем легче ему управлять собственным взглядом. Используются также упражнения для укрепления глазных мышц, они помогают лучше концентрировать внимание.

Гипноз - сказка или реальность? Все мы, пожалуй, слышали об удивительном воздействии, которое может оказывать на человека гипноз. Сегодня можно найти очень много материалов о том, как загипнотизировать человека. Да и любой квалифицированный психоаналитик обладает этим умением, которое иногда является очень действенным и полезным. Однако можно и самостоятельно научиться тому, как загипнотизировать человека быстро и эффективно.

Как загипнотизировать человека прямо на улице?

Кто не слышал о цыганах-мошенниках, которым вы сами отдадите свои деньги, а потом даже не вспомните об этом? Все потому, что они знают, как загипнотизировать человека без проблем (даже в людном месте). Техника на самом деле является очень простой, но дает поистине удивительные результаты. Выбираете себе «жертву» (лучше остановиться на самом расслабленном человеке) и говорите ей о том, что собираетесь сейчас сообщить что-то очень интересное. Потом посмотрите человеку в глаза сквозным взглядом и начинайте уверенным и спокойным голосом убеждать его в том, что вам нужно. Главное - будьте уверены в своих силах (для этого больше практикуйтесь).

Самый быстрый способ гипноза

Проще всего внушить что-то человеку, если он испытывает определенные эмоции, которые открывают короткий путь к его подсознанию. Например, вы можете попробовать вызвать у человека чувство ужаса, неожиданно положив руку сзади на шею и нажав на подбородок. Это вызовет замешательство, что притупит критичность восприятия, поэтому человек, скорее всего, сделает все, что вы захотите. А чем больше вы будете тренироваться, тем быстрее и легче у вас это будет получаться!

Как загипнотизировать человека взглядом?

Это самый зрелищный метод внушения, который как будто сошел со страниц фантастических книг. Как раз его используют цыгане, когда забирают деньги у вполне обычных людей среди бела дня. Чтобы достичь совершенства в этом методе, потребуется, пожалуй, больше всего времени и тренировок, но, поверьте, результат точно того стоит!

Как развить магический взор?

Прежде всего, вам нужно ежедневно выполнять специальные упражнения. Возьмите белый лист бумаги и нарисуйте на нем точку с диаметром 2 см. Сконцентрируйтесь на ней и, не моргая, смотрите на нее сначала на протяжении 5 минут, а потом постепенно увеличивайте время. Скоро у вас перестанут слезиться глаза, и такая тренировка станет слишком простой. Тогда начните двигаться по комнате, не отрывая глаз от точки. Когда и это упражнение будет доведено до совершенства, сделайте несколько таких листов бумаги. Исмотрите попеременно на каждый из них, иногда сосредотачиваясь на одной точке. Также нужно ежедневно упражняться в концентрации своего взгляда на переносице. Сделать это можно с помощью зеркала, начав с трех минут, затем постепенно увеличивая продолжительность занятия. Далее можно проверить действенность приобретенного умения на ваших близких друзьях, предварительно сообщив им, что вы собираетесь делать.

Существует три способа психического воздействия на окружающих.

Во-первых, это непосредственное внушение. Здесь используется голос, внешность, взгляд. Сюда относятся как произвольные внушения, так и непроизвольные.

Непроизвольное внушение – это то впечатление, которое мы производим на окружающих.

Во-вторых, это особые мыслительные волны, которые возникают в результате усилия ума. Один человек посылает их другому сознательно, желая достичь определенной цели.

В-третьих, это так называемый личный магнетизм, то есть притягивающее свойство мысли, посылаемой человеком.

Мы уже касались вопроса о том, какие люди более восприимчивы к внушению. В этой главе продолжим разговор на эту тему. Наш разум выполняет две главные функции. Первая, активная, характеризуется сознательным, волевым мышлением. Иначе говоря, это сила воли, способность человека к самостоятельному принятию решений, анализу своих поступков. Вторая функция, пассивная, является абсолютной противоположностью первой.

Пассивная функция используется гораздо чаще, чем активная, и никаких усилий со стороны воли человека не требует.

Люди, использующие в основном пассивную функцию разума, не создают собственных мыслей, живут не своим умом. Эти люди редко размышляют, подчинены стадному чувству. Конечно, ими гораздо легче управлять: они не всегда способны сказать «нет», не привыкли обдумывать свои поступки. Гипнотизер с легкостью может внушить такому человеку любую мысль.

И наоборот, сложности могут возникнуть с людьми, которые привыкли отвечать за свои поступки, жить и думать самостоятельно, анализировать события, которые не боятся идти против большинства. Такие люди ничего не принимают слепо на веру, привыкли все проверять.

Но и таких людей можно загипнотизировать, выбрав момент, когда они сильно устали или излишне расслабились.

Конечно, нельзя всех людей разделить на две категории: активные и пассивные. Обычный человек всегда сочетает в себе черты и того и другого типа, просто одна функция у него выражена сильнее. Одной из первых задач гипнотизера является усыпление бдительности человека. Этого можно добиться различными методами психического воздействия. Развить силы собственного подсознания и мысли можно посредством упражнений, которые будут приведены ниже. Также важной составляющей успеха является вера в себя и свои силы. Каждый человек может научиться влиять на других людей. Иногда для этого не хватает всего лишь уверенности в себе. Ее следует выработать. Это поможет решить и многие внутренние проблемы.

Как загипнотизировать человека и противостоять гипнозу

Теперь перейдем к практике. Гипноз осуществляется не с помощью каких-то сверхъестественных сил, овладеть которыми могут лишь маги, а вполне реальными способами, доступными каждому.

Один из таких способов – это техника разговора. Вести беседу необходимо так, чтобы заинтересовать человека, найти общие темы. Когда же у вас получится нащупать тему, близкую собеседнику, нужно проявить искусство умного и внимательного слушателя. Навести человека на откровенный разговор – это, пожалуй, самое важное в искусстве беседы.

Делая верные выводы, легко найти способ, с помощью которого можно влиять на сознание другого человека.

Наилучшая интонация – подобная интонации вашего собеседника. Не нужно пытаться перекричать его, если он говорит слишком громко. Наоборот, лучше понизить голос, и тогда ваш собеседник также начнет говорить тише. С помощью голоса можно заворожить человека, заставить слушать и в результате внушить что угодно. Главное – уметь пользоваться этим инструментом.

Также большое значение в гипнозе имеет взгляд. Каждый знает о существовании понятия «магнетический взгляд», с помощью которого можно загипнотизировать человека.

Сила влияния человеческих глаз велика: ведь их называют зеркалом души, в глазах отражается сила мысли их обладателя.

Взглядом можно очаровать, а можно и оттолкнуть. Человеческий взгляд способен оказать влияние даже на животных. Магнетический взгляд напрямую передает в мозг другого человека сильные мыслительные колебания, которые способны производить влияние, близкое к гипнотическому.

Во время беседы с другим человеком следует смотреть ему прямо в глаза. Однако не стоит впиваться в собеседника глазами, будто для того, чтобы просверлить в нем дырку. Взгляд должен выражать сильную волю, твердость и сосредоточенность. Постарайтесь все время удерживать внимание собеседника. Лишь удерживая его взгляд, можно сделать действенное внушение.

Когда человек находится под давлением магнетического взгляда, ему сложно думать и рассуждать – он легче поддается внушению.

В продолжение гипноза непорядочный человек может не только ограбить вас, но и внушить какое-нибудь действие, завлечь в секту и т. д.

Помните, что ни в коем случае нельзя поддаваться внушению со стороны малознакомого человека.

Если вы обнаружили, что кто-то смотрит на вас с целью загипнотизировать, внушайте себе, что вы не подвергнетесь влиянию. Мысленно создайте барьер, который помешает гипнотизеру ввести вас в состояние транса. Старайтесь избегать притягивающего взгляда, не смотрите ни в коем случае собеседнику в глаза. Лучше всего вообще не разговаривать с сомнительными личностями, поэтому всячески избегайте знакомств на улице, в общественном транспорте.

Техника магнетического взгляда

Обратимся к технике магнетического взгляда.

Магнетический взгляд – это не врожденный дар. Ему можно научиться. Есть несколько специальных упражнений, которые помогут вам сделать это. Если постоянно и упорно тренироваться, то вскоре вы заметите, что под воздействием вашего взгляда люди становятся несколько растерянными, неуверенными в себе.

Технике магнетического взгляда может обучиться практически каждый. Достаточно лишь иметь сильное желание оказывать влияние на людей.

Овладев техникой магнетического взгляда, пользуйтесь ею лишь в том случае, когда это необходимо, так как воздействие на человеческую психику никогда и ни для кого не проходит бесследно. В момент гипнотического воздействия вы берете на себя ответственность за человека, подчиненного вашей воле.

Впрочем, пока вы только тренируетесь, можете проверять на других силу своего взгляда.

Упражнение 1

Описанные ниже упражнения могут показаться вам несколько скучными, но они принесут реальные плоды, если заниматься ими систематически и серьезно.

Для выполнения первого упражнения вам понадобится лист бумаги. Нарисуйте на нем небольшой, диаметром около 1 см, кружок и закрасьте его черным цветом. Повесьте лист на стену на высоту ваших глаз в сидячем положении. Затем сядьте на стул на расстоянии 1 м от листа и пристально смотрите на кружок. Смотреть надо, не мигая, в течение 1 минуты. После этого немного отдохните, а затем повторите упражнение. Всего нужно совершить пять подходов.

Затем отодвиньте листок вправо на небольшое расстояние (около 80 см) от первоначального положения. Сядьте на свое место и смотрите на стену напротив вас, не глядя на бумагу. Потом, не поворачивая головы, переведите взгляд на пятно и смотрите, не моргая, в течение 1 минуты.

Повторите это упражнение еще 4 раза.

Переместите бумагу на такое же расстояние влево от первоначального положения, смотрите на бумагу в продолжение 1 минуты. Количество повторений упражнения – 5 раз.

Весь этот комплекс нужно выполнять 3 дня, а затем время смотрения на кружок увеличить до 2 минут. Вновь 3 дня выполняйте упражнение, а затем увеличьте время до 3 минут. Продолжайте ежедневно выполнять упражнение, увеличивая время на 1 минуту каждые 3 дня.

Это упражнение, несмотря на кажущуюся простоту, является очень важным на пути к технике магнетического взгляда, так как учит смотреть в глаза другому с уверенностью и убедительностью.

Можно смотреть не отрываясь в глаза другому человеку на протяжении 30 минут. Но и 15 минут вполне достаточно для того, чтобы совершить любое необходимое вам внушение.

Упражнение 2

Второе упражнение похоже на первое, но дополняет его и делает более эффективным.

Встаньте напротив зеркала и так же пристально, как перед этим на круг, глядите себе в глаза. Время увеличивайте постепенно, как и в первом упражнении. Благодаря этой тренировке вы научитесь выносить взгляд других людей и придавать глазам выразительность.

Ваши глаза смогут приобретать нужное вам в тот или иной момент выражение.

Второе упражнение нужно сочетать с первым. Это поможет достичь оптимальных результатов.

Упражнение 3

Чтобы выполнить третье упражнение, встаньте напротив стены на расстоянии 90 см. Расположите лист бумаги с нарисованным кругом на уровне глаз. Затем, не отрывая взгляда от круга, начните двигать головой, вращать ею. Глаза при этом должны все время смотреть на круг: это поможет развить глазные нервы и мускулы.

Упражнение надо проводить, не утомляя глаз.

Упражнение 4

Смотрите на противоположную стену и начните быстро переводить взгляд с одной точки стены на другую во всех направлениях: вправо, влево, вверх, вниз, зигзагами и т. д. Как только вы почувствуете, что глаза устали, прекратите выполнять упражнение. Остановите взгляд на какой-то точке, а затем завершите упражнение.

Упражнение 5

Это упражнение необходимо для развития уверенности во взгляде, который вы уже научились создавать. Для выполнения этого упражнения вам потребуется помощь другого человека. Усадите его напротив себя, сами сядьте и начинайте пристально смотреть ему в глаза. Он должен делать то же самое. Через какое-то время вы погрузите его в гипнотическое состояние.

Испытайте силу вашего взгляда на домашних животных. Вы увидите, что они также не могут выдерживать ваш взгляд и пытаются отвернуться.

Первое время из-за упражнений глаза будут уставать и слезиться. Умывайтесь холодной водой – это моментально принесет облегчение. Впрочем, после нескольких дней тренировок вы уже не будете испытывать боль, так как глаза привыкнут к подобным нагрузкам.

Сила мысли

Способности человека к внушению находятся в прямой зависимости от его силы воли.

Великие мира сего обладали способностью управлять людьми. Они могли покорять народ силой своего разума. Многие из них зачастую даже не осознавали, по какой причине им поклоняются люди, в чем секрет их власти.

Все великие люди обладали некой силой, которая позволяла им влиять на массовое сознание, диктовать свою волю, вести за собой.

Сила мысли – это сознательное проявление воли, которое вызывает определенные мыслительные колебания, направленные на какой-либо объект. Иначе говоря, гипнотизер обладает развитой силой внушения. Он посылает мыслительные импульсы человеку, а тот выполняет требования, которые обращены к его подсознанию. Мыслительные колебания могут посылаться во время разговора, то есть на короткое расстояние либо на длинное.

Передача мысленных колебаний на большое расстояние – это телепатия, речь о которой пойдет в следующей главе.

Человек, наделенный внутренней силой, осознает себя как личность, он отлично знает все свои возможности и способности. Запомните: наше тело – это лишь внешняя, физическая оболочка, а наша истинная сущность скрыта внутри. Правильно используя свою внутреннюю силу, вы сможете расположить к себе любого человека и заставить его подчиниться вашей воле и делать то, что вам нужно. Если этот человек не обладает достаточной силой сопротивления, вы сможете с легкостью подчинить его себе.

Чтобы влиять на сознание собеседника, следует с помощью сознания послать ему мощное мысленное требование, причем сделать это с твердой верой в то, что оно будет выполнено. Если же вы начнете сомневаться в возможности выполнения вашего желания, то достичь ничего не удастся. И естественно, нужно развивать свои способности: мастерство достигается путем большого упорного труда и постоянных тренировок. Для того чтобы передать свою волю другому человеку, необходимо также умение сосредотачиваться. Ниже представлены упражнения, которые помогут вам научиться концентрации.

Некоторые люди, имея лишь силу воли и не умея сопротивляться другому разуму, становятся орудием в руках других людей.

Упражнение 1

Первое упражнение необходимо выполнять во время прогулки. Выберите любого человека, идущего впереди вас на небольшом расстоянии – метров девять, – и начните смотреть ему в затылок не отрываясь. Ваш взгляд должен быть твердым, пристальным и упорным. Не отводите глаза и мысленно пожелайте, чтобы человек обернулся. Через короткое время он действительно повернет голову.

Женщины подвержены этому влиянию гораздо больше, чем мужчины.

Упражнение 2

Это упражнение имеет сильное сходство с предыдущим, но тренироваться нужно в каком-нибудь общественном месте – на концерте, в театре, в магазине. Сосредоточьте свой взгляд на той же самой области, то есть на затылке человека, и внимательно смотрите, мысленно отдавая приказ обернуться. Вскоре человек начнет волноваться, нервно оглядываться по сторонам. В конце концов, он обернется в вашу сторону. Упражнение успешнее проводится на своих знакомых – они быстрее обернутся к вам, чем чужие.

С первого раза у вас может ничего не получиться. Но после упорных тренировок появятся и результаты.

Упражнение 3

На улице выберите человека, стоящего на противоположной стороне дороги. Лучше, чтобы он стоял не прямо напротив вас, а немного правее или левее. Не смотрите прямо на него, но держите в поле зрения. Затем направьте на человека внушение, чтобы он взглянул на вас. Через какое-то время выбранный вами субъект посмотрит в вашу сторону. При этом лицо у него будет несколько рассеянное, даже глуповатое.

Взгляд, брошенный на вас, будет бессознательным, будто его заставили сделать это.

Упражнение 4

Это упражнение будет особенно полезно людям, которым предстоит сдача устных экзаменов, собеседование или деятельность, требующая умения производить хорошее впечатление на других людей, используя речь.

Многие успешные бизнесмены в совершенстве владеют наукой убеждения.

Когда вы ведете беседу с человеком и видите, что он не может найти нужного слова, направьте на него магнетический взгляд и внушите необходимое слово. И человек внезапно вспомнит его. Важное требование при этом: ваше слово должно быть подходящим, иначе человек найдет другое, более соответствующее цели высказывания. Особенно умение внушать слова помогает на устных экзаменах.

Студенты, обладающие достаточной силой мысли, внушали экзаменатору те вопросы, ответы на которые уже знали. Конечно, на письменных проверках такой дар не спасет.

Упражнение 5

В этом упражнении нужно заставить человека сменить направление движения. Это удобно сделать, идя по одной улице с другим человеком.

Идите сзади от выбранного субъекта и не отводите от него взгляда. Когда этот человек встретит на своем пути препятствие (например, столб), вы можете внушить ему обойти его справа или слева; можете пожелать, чтобы он повернул направо или налево или остановился.

Упражнение 6

Встаньте у окна и смотрите на прохожих. Выберите любого человека и пожелайте, чтобы он посмотрел на вас. Когда у вас будет достаточно опыта, вашему призыву повинуются семеро из девяти человек.

Все эти упражнения помогут вам научиться внушать свои мысли другим людям, диктовать им свою волю. Помните только, что нельзя пользоваться этим умением бесцельно, ради развлечения. Сила нашего подсознания огромна, и относиться к ней надо с уважением и осторожностью.

Принципы убеждающей речи

Главным инструментом внушения является слово, речь. Данная глава посвящена именно этому. Овладев методикой убеждающей речи, вы сможете наиболее успешно использовать внушение в своей жизни. Убеждающая речь – это процесс, в ходе которого человек передает сообщение, предназначенное для укрепления определенного убеждения других людей, его изменения или побуждения аудитории к действию. Рассмотрим специфические приемы, которые разработаны для того, чтобы помочь вам достичь целей, связанных с убеждением.

Принципы убеждающей речи помогут вам наиболее эффективно использовать силу слова.

Принцип 1

Вы скорее убедите людей, если сумеете определенно и четко выразить то, во что они должны поверить или что они должны сделать.

Ваши слова наверняка будут направлены на формирование или изменение мнения людей либо же на то, чтобы побудить их к действию. Вы произносите вслух желание, чтобы ваши слушатели что-то делали. Вот два заявления о целях, в которых выражается стремление добиться действий:

«Я хочу, чтобы мои слушатели согласились сходить на благотворительный концерт, который я устраиваю»;

«Я хочу, чтобы мои слушатели одобрили проект, который я перед ними презентую».

Принцип 2

Вы скорее сможете убедить слушателей, если будете формулировать цели и подавать информацию, ориентируясь на установки, которых придерживаются ваши слушатели.

Установка – это доминирующие или постоянные чувства, позитивные или негативные, которые связаны с каким-то субъектом, вещью или вопросом.

Так, фраза «Я думаю, что важно держать квартиру в чистоте» является мнением, которое отражает позитивную установку человека на поддержание порядка в доме.

Установки выражаются людьми чаще всего в виде мнений.

Чтобы успешно проводить внушение, необходимо выяснить, каких установок придерживаются ваши предполагаемые слушатели. Чем больше вам удастся получить информации об аудитории и чем опытнее вы в области ее анализа, тем больше вероятность, что будут верно предугаданы основные установки слушателей.

Несмотря на то что обычно превалирует мнение большинства, в любой аудитории всегда найдется несколько человек, не разделяющих его.

Установки аудитории, выраженные в виде мнений, можно распределить по непрерывной шкале, от крайних положительных до самых негативных.

В целом мнения аудитории обычно группируются вокруг определенной точки. Эта точка концентрации является обобщенной установкой аудитории по отношению к предмету.

Мнения аудитории можно расположить на шкале с такими делениями:

– враждебное;

– несогласное;

– средне несогласное;

– нейтральное;

– средне благосклонное;

– благосклонное;

– крайне благосклонное.

По этой же шкале можно в общем виде любую аудиторию отнести к одному из трех типов.

1. Аудитория, имеющая позитивную установку (слушатели уже придерживаются данной точки зрения).

2. Аудитория, не имеющая определенного мнения (слушатели не информированы, нейтральны или безразличны).

3. Аудитория, имеющая негативную установку (слушатели придерживаются противоположной точки зрения).

Для каждого из трех типов существует своя стратегия речевого поведения.

1. Позитивная установка аудитории. Если вы считаете, что слушатели уже поддерживают ваше мнение, то вам следует подумать о том, чтобы пересмотреть свою цель, сосредоточившись на конкретной программе действий. То есть вы можете пересмотреть и увеличить количество целей, которые хотите достичь, прибегнув к помощи речевого внушения.

Определив, к какой из трех групп относится ваша предполагаемая аудитория, вы сможете разработать стратегию адаптации своей речи к этой установке.

2. Отсутствие определенного мнения. Если вы пришли к выводу, что у слушателей нет определенного мнения по вашей теме, вы можете поставить себе цель сформировать их мнение или убедить их действовать по вашему усмотрению.

Если вы думаете, что аудитория не имеет никакого мнения, потому что она не информирована, то ваша основная задача – дать столько информации, сколько необходимо для того, чтобы слушатели уяснили суть дела, прежде чем вы призовете их принять какое-то мнение или совершить определенные действия.

Если вы считаете, что слушатели относятся нейтрально к предмету разговора, то они способны к объективной оценке и восприятию разумных доводов. Тогда ваша речь должна содержать наиболее логичные и весомые аргументы и подкрепление их самой точной и проверенной информацией, какую только вам удастся найти.

Если ваша оценка главенствующей установки аудитории окажется правильной, с этой стратегией вы будете иметь высокие шансы на успех.

Если же вы считаете, что аудитория не имеет определенного мнения, потому что предмет грядущего разговора ей безразличен, все ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы сдвинуть их с позиции безразличия. В этом случае нужно сосредоточить основное внимание не на конкретной информации, а на мотивации. Используйте меньше материала, подтверждающего логическую цепочку ваших доказательств, и больше – обращенного непосредственно к нуждам слушателей, затрагивающего их чувства.

Если вы думаете, что слушатели стоят на позиции умеренного несогласия по отношению к вашему предложению, вы можете смело приводить им свои аргументы в расчете на то, что весомость этих аргументов заставит их принять ваше мнение как верное.

3. Негативная установка аудитории. Если вы выяснили, что будущая аудитория скорее всего не поддерживает вашего мнения, стратегия речевого воздействия будет зависеть от того, является ли их установка умеренно негативной или полностью враждебной.

Выступая перед негативно настроенной аудиторией, особое внимание обратите на то, чтобы представлять слушателям материал объективно и излагать свое дело достаточно ясно, чтобы отчасти несогласные с вами люди пожелали обдумать ваше предложение, а полностью несогласные хотя бы поняли вашу точку зрения.

Если вы полагаете, что ваша аудитория относится полностью враждебно к вашей цели, вам, возможно, лучше приступить к теме издалека или подумать о том, чтобы несколько изменить или трансформировать свою цель. Не следует думать, что вам удастся добиться полного переворота в отношениях или в поведении людей по окончании одной лишь речи.

Когда идея уже пустит корни, вы сможете предложить слушателям продвинуться в изменении установок еще дальше.

Если это возможно, растяните достижение своей главной цели на несколько «сеансов». Если вы для начала выступите с предложением, которое заставит аудиторию хотя бы отчасти поменять отношение к предмету, вы, возможно, заставите своих слушателей задуматься о том, что ваше сообщение может иметь какую-то ценность.

Принцип 3

Вы быстрее убедите аудиторию, если ваша речь будет содержать в себе логичные и разумные доводы и доказательства в поддержку вашей цели.

В убеждении аудитории можно использовать приверженность людей к рациональности. Мы редко совершаем какие-либо поступки без реальной или воображаемой рациональной причины. Чтобы сыграть на этой потребности слушателей, главные положения вашей убеждающей речи должны формулироваться в виде доводов.

Доводы – это заявления, объясняющие, почему предложение оправдано.

В этом случае встает вопрос, как найти хорошие доводы. Доводы – это заявления, которые отвечают на вопрос, почему мы должны верить во что-то или делать что-то. Если вы хорошо знакомы со своим предметом, то вам не составит труда подобрать доводы к каждому положению вашей речи.

Составьте список вероятных доводов, тщательно изучите их и беспристрастно оцените.

При подготовке своей убеждающей речи вы наверняка откажетесь от многих доводов из-за того, что им не находится достаточного подкрепления.

Затем выберите из них три или четыре самых лучших, убедительных.

Существуют следующие критерии для оценки предполагаемых доводов:

1. Доводы должны опираться на факты. Многие доводы могут выглядеть достаточно внушительно, но не могут быть подкреплены фактически.

2. Доводы должны иметь отношение к вашему предмету. Некоторые заявления выглядят как доводы, но на самом деле не несут в себе никаких действительных доказательств того, о чем вы намереваетесь сказать.

3. Доводы должны воздействовать на ваших возможных слушателей. Даже при соблюдении первого правила довод не выполнит своей убеждающей роли в аудитории, которая не считает выбранный вами критерий наиболее важным для оценки ситуации.

Несмотря на то что невозможно абсолютно точно предугадать ответную реакцию аудитории на довод, вы можете приблизительно оценить его воздействие на основе проведенного анализа аудитории.

Следует обратить внимание еще на три аспекта, три точки зрения, с которых необходимо оценить выбранные вами доводы.

1. Источник, из которого взяты сведения. Как мнения одних людей пользуются большим доверием, чем мнения других, так же и определенные печатные источники являются более надежными.

2. Современность сведений. Если в вашей речи используются какие-то идеи или статистика, то лучше, чтобы они были достаточно приближены к настоящему моменту. То, что было верно 5 лет назад, может оказаться неверным сегодня.

Если ваше доказательство взято из ненадежного или необъективного источника, поищите подтверждение в других источниках или исключите это доказательство из своей речи.

3. Актуальность приведения сведений. Необходимо удостовериться, что доказательство является непосредственным обоснованием ваших доводов. Если это не так, оно не должно быть использовано в вашей убеждающей речи.

Принцип 4

Вы быстрее убедите своих слушателей, если будете выстраивать свои доводы, руководствуясь предполагаемой реакцией слушателей.

Наиболее часто используемыми схемами убеждающей речи являются следующие методы:

– метод изложения рациональных доводов;

– метод решения проблемы;

– метод сравнительных достоинств;

– метод мотивации.


Метод изложения рациональных доводов

Метод изложения рациональных доводов – это прямолинейная схема, по которой вы раскрываете перед слушателями наилучшим образом подкрепленные доказательствами доводы в следующем порядке: самый сильный довод в конце, второй по силе – в начале, остальные – между ними.

Метод изложения рациональных доводов лучше всего будет работать, если аудитория не придерживается никакого конкретного мнения о предмете, относится к нему безразлично или же лишь отчасти склоняется в сторону за или против.

Пример предложения: «Я хочу, чтобы аудитория совершила сбор средств на нужды офиса:

– собранные средства помогут улучшить условия работы за счет покупки нового оборудования (второй по силе довод);

– собранные средства отчасти пойдут на выплату задолженностей;

– реальные издержки для каждого офисного работника будут очень маленькими (самый сильный довод)».


Метод решения проблемы

Вы можете прояснить суть проблемы и наглядно объяснить, почему предложенное решение является наилучшим. Структура речи, построенная по этому методу, часто организуется на основе следующих положений:

– есть проблема, которая требует действий;

– данное предложение поможет разрешить проблему;

– данное предложение является наилучшим решением проблемы, потому что оно обеспечивает позитивные результаты.

Этот метод заключается в прямолинейном изложении доводов, а потому его лучше всего применять тогда, когда предмет не слишком хорошо знаком и понятен аудитории, когда она просто не знает о существовании проблемы или когда аудитория не имеет никакого мнения или в умеренной степени за либо против предложенного решения.

Пример предложения:

«Я хочу, чтобы аудитория совершила сбор средств на нужды офиса:

– нехватка денег приводит к проблемам в работе учреждения (постановка проблемы);

– предполагаемого дохода от сбора средств будет достаточно, чтобы решить эти проблемы (решение);

– на сегодняшний день сбор средств на нужды офиса – лучший метод решения возникших проблем (позитивные результаты)».

Для речи, которая строится по схеме решения проблемы, логика, соединяющая доводы и цель оратора, может быть выражена следующим образом: если существующая проблема не решается или не может быть решена посредством применяемых мер, а данное предложение способно разрешить проблему практично, то предложение должно быть принято.


Метод сравнительных достоинств

Метод сравнительных достоинств дает возможность оратору перенести акцент на преимущества предлагаемого курса действий. Вместо того чтобы представлять предложение как способ решения сложной проблемы, этот метод изображает его как нечто, что должно быть выбрано лишь из-за его преимуществ перед тем, что делается в данное время.

Подход к вопросу введения школьного налога с позиций сравнения достоинств будет выглядеть примерно так.

Наиболее действенна эта схема тогда, когда слушатели согласны либо с тем, что имеется проблема, которая должна быть разрешена, либо с тем, что предложение лучше всех остальных, даже если в настоящий момент нет никаких определенных проблем.

Пример предложения:

«Я хочу, чтобы аудитория совершила сбор средств на нужды офиса.

– сбор средств позволит офису повысить качество работы (достоинство 1);

– доходы от этого налога позволят школам пригласить для консультации лучших профессионалов в нашей области (достоинство 2);

– этот сбор позволит закупить современное оборудование (достоинство 3)».

Для речи, которая строится по схеме сравнительных достоинств, логика организации, связывающая доводы и цель речи, может быть выражена следующим образом: если представленные доводы показывают, что данное предложение обеспечивает значительное улучшение по сравнению с тем, что делается в данный момент, то предложение должно быть принято.


Метод мотивации

Этот метод соединяет в себе решение проблемы и мотивацию слушателей.

Мотивационная схема обычно включает в себя пять следующих шагов:

– привлечение внимания;

– утверждение потребности, раскрывающей природу проблемы;

Метод мотивации проводится по схеме решения проблемы. Он также содержит в себе необходимые шаги для того, чтобы усилить мотивационный эффект речи.

– удовлетворение потребности, объясняющей, как ваше предложение положительным образом разрешает имеющуюся проблему;

– наглядное представление, показывающее, что принесет предложение лично для каждого слушателя;

– призыв к действию, выделяющий определенное направление, которому аудитории необходимо следовать.

Мотивационная схема речи в защиту предложения провести денежный сбор на предприятии будет выглядеть так.

Пример предложения:

«Я хочу, чтобы аудитория совершила сбор средств на нужды предприятия:

– сравнение результатов производимой нами продукции с теми же товарами, выполненными профессионалами разных стран, заставляет нас обратить внимание на нашу систему производства (внимание);

– недостаток денег, который является результатом мер по уменьшению издержек, отрицательно сказывается на нашей работе и качестве наших товаров (потребность, заявление о проблеме);

– предлагаемый сбор средств даст доход, достаточный для того, чтобы разрешить эту проблему, так как после этого появится возможность направлять больше средств на рабочие нужды (удовлетворение потребности, как предложение разрешает проблему);

– это будет ваш вклад не только в предприятие, но и в то, чтобы вывести производство на уровень мировых стандартов, которым оно когда-то соответствовало (наглядное представление смысла предложения лично для каждого);

Так как мотивационная схема является лишь вариантом схемы решения проблемы, логика построения убеждающей речи здесь по большей части та же: если применяемые меры не разрешают проблему, то внесенное предложение, которое действительно способно разрешить ее, должно быть принято.

Принцип 5

Вы быстрее убедите аудиторию, если будете говорить так, чтобы мотивировать их.

Мотивация – это силы, которые оказывают воздействие на организм извне и изнутри, которые инициируют и направляют поведение.

Мотивация часто появляется из-за использования стимулов и экспрессивного языка. Чтобы стимул имел какую-то ценность, он должен что-то значить.

Значимость стимула означает, что он пробуждает эмоциональную реакцию. Воздействие стимула является наиболее сильным, когда он является частью какой-нибудь значимой цели.


Сила стимулов

Люди более склонны воспринимать стимулы как значимые, когда эти стимулы указывают на благоприятное соотношение издержек и вознаграждений.

Например, вы внушаете слушателям идею потратить час в неделю своего личного времени на то, чтобы принять участие в благотворительности. Время, потраченное вами, наверняка будет воспринято как издержки, а не как награда. Но вы можете расписать эту работу так, что она станет восприниматься аудиторией как стимул, который дает вознаграждение.

Так, вы можете добиться того, что ваши слушатели, тратя время на такое важное и нужное дело, ощущали себя людьми, выполняющими свой гражданский долг, социально ответственными или благородными помощниками.

Если вы дадите понять, что эти вознаграждения или стимулы перевешивают издержки, ваши слушатели с большей вероятностью пожелают участвовать в предлагаемой программе.


Применение стимулов, соответствующих основным потребностям

Стимулы наиболее действенны, когда применяются для удовлетворения главных потребностей. Одна из самых популярных теорий в области потребностей разработана Абрахамом Маслоу. По его теории, люди проявляют большую склонность действовать, когда стимул, предлагаемый оратором, способен удовлетворить одну из важных неудовлетворенных потребностей слушателей.

В чем смысл такого анализа для вас как для человека, желающего внушить мысль или действие аудитории?

Во-первых, эта теория описывает виды потребностей, которых вы можете касаться в своей речи.

Во-вторых, она дает возможность понять, почему какая-то линия развития темы разговора может успешно работать в одной аудитории и приводить к неудаче с другой аудиторией.

Например, в сложный с экономической точки зрения период люди больше заинтересованы в удовлетворении физиологических потребностей и потребностей безопасности, а поэтому меньше реагируют на обращение к их общественным чувствам и альтруизму.

В-третьих, если ваш речевой посыл вступает в конфликт с имеющейся потребностью, вы должны заранее подготовить достойную альтернативу из той же самой или из более фундаментальной категории потребностей. Так, если осуществление вашего предложения будет стоить людям денег (сбор средств на нужды предприятия), вы должны показать, что эти меры удовлетворяют какие-то другие, сравнимые по значимости потребности (например, повышают их безопасность).

Принцип 6

Вы быстрее убедите слушателей, когда они видят в вас заслуживающего доверия человека.

Для того чтобы ваша убеждающая речь была успешной, важно доверие к вам слушателей.

Если вы намерены убеждать своей речью, кроме того, чтобы быть хорошо подготовленным, необходимо подчеркивать вашу заинтересованность в благополучии слушателей своим внешним видом и манерой говорить, проявлять энтузиазм, вы должны вести себя этично.

Говорить правду значит не только избегать намеренной, прямой лжи. Если вы не уверены, что информация правдива, не используйте ее до тех пор, пока не проверите. Неведение не всегда извиняет проступки.

Следующие четыре правила лежат в основе этичной убеждающей речи.

1. Говорите правду. Из всех правил это, возможно, главное. Люди, которые согласились вас выслушать, оказывают вам доверие и ждут, что вы будете честны по отношению к ним. Следовательно, если люди думают, что вы говорите неправду, или позднее узнают, что вы солгали, они отвергнут не только вас, но и ваши идеи.

2. Преподносите вашу информацию в перспективе. Многие люди бывают настолько сильно взволнованы содержанием полученной ими от оратора информации, что излишне преувеличивают ее значение. Хотя небольшое преувеличение вполне может восприниматься как закономерное, когда оно начинает выглядеть искаженным, многие склонны воспринимать это как ложь.

3. Не допускайте в своей речи личных нападок на тех, кто не поддерживает ваших идей. Оскорбления в адрес противника отрицательно отражаются на образе говорящего как достойного доверия человека.

4. Приводите источники любой негативной информации. Корни и происхождение идей зачастую так же важны, как и сами идеи, особенно если заявление заключает в себе обвинение или компрометирующую информацию. Если вы намерены обсудить какие-то проступки определенного человека или организации или ниспровергнуть идею, основываясь на словах или мнениях, почерпнутых вами где-то со стороны, указывайте источник ваших сведений и аргументов.

Подобная тактика не добавляет силы доказательствам оратора и является злоупотреблением возможностью говорить с трибуны.