Бездетность - крест и тайна

Слова апостола о том, что женщина "спасется через чадородие" (1 Тим. 2,15), для многих становятся непререкаемо - устоявшейся аксиомой. Зачастую на бездетные семьи у нас смотрят, если не как на неполноценные, то уж точно с сочувствием, состраданием и скрытой жалостью. Проблемам бездетных семей была посвящена наша беседа с настоятелем храма Почаевской иконы Божией Матери протоиереем Сергием Павловым.

- Отец Сергий, можно ли сказать, что бездетность - это крест?

Все, что случается в нашей жизни, есть крест. Прежде всего крест - это то, что спасает человека. А человек, как мы знаем, спасается и какими-то трудами, и скорбями, и лишениями… То есть крест в данном случае может восприниматься кем-то как нечто негативное. Хотя это не так. Мы знаем, что есть Промысел Божий и что Господь ведет человека только Ему ведомыми путями. И мы никогда не сможем до конца осознать, как он действует. Поэтому и не всегда понимаем, почему Господь кому-то не дает детей. Святые праведные Иоаким и Анна - родители Божией Матери - тоже долгое время были бездетными. Господь дал им ребенка поздно - в ответ на их молитвы. Самое дорогое, самое ценное всегда дается человеку не сразу. И когда Господь медлит что-то дать нам, Он помогает гораздо больше оценить то, что дается, и лучше к этому дару подготовиться. Не секрет, что есть многие вещи в нашей жизни, которые мы не ценим просто потому, что они достались нам слишком легко - даром. И поэтому когда Господь не дает дитя достаточно долгое время, мы должны, с одной стороны, отдавать себе отчет, что не знаем, почему Он так делает. А с другой - понимать, что все Господь делает ко спасению. Зачастую причиной бесплодия совершенно очевидно является грех, и человек сам осознает это. Например, мама, когда была беременна, говорила в сердцах: «Я не хочу, чтобы этот ребенок был». Слова эти произносятся в глубине души - а у женщины потом всю жизнь нет детей. Или, по крайней мере, очень долго нет. Хотя у бесплодия могут быть и другие причины: аборт или совет другому человеку сделать аборт, что является грехом детоубийства. Здесь, конечно, двух мнений быть не может: это наказание за грех. Хотя - что такое наказание? Наказывать - значит показывать. И если наказал Господь - значит, показал, куда надо идти. В итоге все дается, по милосердию Его, чтобы спасти. Наказание Божие является карой лишь по форме, по сути же - это всегда любовь, милующая и прощающая.

Но чаще женщины находят в отсутствии детей не урок, но только ощущение своей несостоятельности и ущербности .

Пока у человека нет православного мироощущения, любое испытание может вызывать ощущение несостоятельности. Православный человек знает, что все (и хорошее, и плохое) в его жизни в равной мере может быть обращено Господом и им самим как ко Спасению, так и к погибели.

- В таком случае, нужно ли лечить бесплодие?

Лечить надо любую болезнь, в том числе и бесплодие. Но - уповая на волю Божию. Потому что если нет Божией воли, то никакие деньги, никакое лечение не дадут результата. Человек, лечащийся от бесплодия, в то же время должен осознавать свои грехи. И думать не только «я хочу, чтобы у меня был ребенок», но и о том, каким будет этот ребенок, что он в состоянии ему дать. Думать о том, сумеет ли он сделать так, чтобы те грехи, страсти, пороки, которые живут в каждом из нас, не стали потом главным «наследием» ребенка. И конечно же, проходя курс лечения от бесплодия, нужно обязательно ходить в храм, исповедываться, причащаться. Все остальное - в воле Божией.

- Как православным христианам нужно относиться к современным технологиям решения проблем бесплодия?

Ко всему нужно подходить с рассуждением. Необходимо знать, что лежит в основе той или иной технологии. Например, всем известно, что при некоторых видах оплодотворения оплодотворяются сразу несколько яйцеклеток, а потом «лишние» зародыши уничтожаются. Естественно, это ни в коем случае недопустимо. Потому что мы понимаем, что убивают здесь уже человека, убивают жизнь. Тут двух мнений быть не может. Что же касается непосредственно лечения, то мы опять-таки должны знать, какие препараты при этом будут использоваться. Существует бесплодие мужское и женское. И при лечении мужского в последнее время активно используются стволовые клетки. Как известно, есть два пути получения стволовых клеток: первый - когда используются стволовые клетки самого человека. Это одно дело. Но наиболее эффективны, насколько мне известно, стволовые клетки, которые получают в результате аборта, когда берутся клетки убитого ребенка. Что опять-таки абсолютно неприемлемо.

- Как относиться к тому, что некоторые пары стремятся заполучить ребенка любыми способами?

Это свидетельствует о духовной болезни. Обычно дети, рождающиеся в результате такой «гонки за ребенком», очень часто приносят родителям не радость, а разочарование и боль.

Такое «стремление» может отразиться на малыше, поскольку это проявление греховных эгоизма и своеволия. Дети же частично наследуют душевное состояние родителей.

- Можно ли рассматривать усыновление как выход для бездетной православной семьи?

Найти кого-то, чтобы отдать ему свое тепло, свою любовь - это очень по-христиански. Нужно заметить, что многие при усыновлении сомневаются, смогут ли они полюбить приемного ребенка. У меня есть знакомая православная семья. Они недавно усыновили малыша. Причем к этому совершенно не готовились. Все получилось спонтанно, а точнее сказать - промыслительно. Жена лежала в больнице, увидела брошеного ребенка и поняла, что оставить его там просто не может. Очень многие, однажды побывав в Доме малютки и увидев брошеных детей, побыв с ними рядом, говорят, что оттуда очень сложно уйти без ребенка. И в конце концов забирают малыша. Если есть такое благое расположение, впоследствии Господь даст и своих детей. Это, можно сказать, «установившийся» факт: большинство бездетных пар, все-таки решившихся отдать свою нерастраченную любовь обездоленному ребенку, в итоге рождают и своего.

- В чем состоит духовная помощь священника бездетным семьям?

Многие бездетные семьи приходят в храм молиться, чтобы Господь даровал ребенка. Но при этом их отношение к Богу зачастую потребительское: «Господи, ты только дай! Обязательно дай!» Но потом, когда появляется этот долгожданный ребенок, нередко Бога забывают. Почему Господь таким людям сразу дитя не дает? Потому что важно, чтобы они не просто выпросили ребенка, а разобрались, прежде всего, со своим отношением к Богу, к своему ближнему. И когда произойдет внутреннее перерождение человека (а оно может произойти только в Церкви), тогда Господь и дает то, что у Него просили. Я как священник пытаюсь объяснить, что причины бездетности нужно искать прежде всего в своей душе. И всегда помнить, что есть Промысел Божий.

- Но многие все-таки считают, что без детей семья не имеет смысла.

Говорить о том, что дети - это единственный смысл христианской семьи, абсолютно неверно. Православный смысл семьи - это преодоление внутренней самозамкнутости. Семья - это прежде всего служение. Мужа - жене и жены - мужу. Всем, кто приходит на Венчание, я говорю: «Семья - это крест, крест спасительный, но и трудный. Один из труднейших крестов». В Православии, несмотря на то, что крест монашества всегда считался более заметным, подвиг семейный, подвиг внутренний, потаенный, подвиг служения друг другу - никогда не принижался. Апостол говорит об этом: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 25). Часто случается, что людей смущают слова Писания: «Жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33). Есть такое понятие - «страх Божий». Это не ужас перед Богом, как перед тираном, но, скажем так, чувство глубокого внутреннего уважения и трепета, основанных на любви. Таким или стремящимся быть таким должно быть отношение жены к мужу. А что же со стороны мужа? «Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом» (1 Пет. 3, 7). Те люди, которые в состоянии исполнить это в полной мере, - уже святые. И таким образом святость достигается через семью, внутри семьи. Да, это достижимо немногими. Но в любом случае семья, действительно православная семья, - это уже степень святости. Любить человека, служить человеку - разве не этого ждет от нас Господь? И пусть на этом пути много искушений, пусть не все у нас получается. Святость - это не искусство не падать. Святость - это искусство вставать.

Беседовала Мария Волосюк

Подписаться на новости проекта "Онлайн школа Екатерины Бурмистровой "

Людям надо стараться быть честными в отношении самих себя. Если супружеская пара не чувствует готовности воспитывать детей, то супруги должны сами решить, какой вариант семьи их устраивает. При этом не надо прислушиваться к мнению родственников, друзей, соседей и авторитетов в различных областях жизни, даже самых признанных и уважаемых.

Мы живем в такое время, когда люди осознают преимущества бездетных браков. В чем они заключаются?

Считается, что дети укрепляют отношения мужа и жены. Это бывает не всегда, а иногда с рождением ребенка отношения просто ухудшаются. В семье из двух человек настоящие чувства привязанности и любви не нуждаются в дополнительных «подпорках». В такой семье отвечают только за себя и за любимого человека. К нему и отношение, как к любимому ребенку. И что в этом худого? Живя друг для друга, люди наслаждаются жизнью.

Это эгоизм? Конечно, эгоизм. А кто не эгоист? Как часто дети бывают случайными, а то и просто нежеланными. Неожиданная беременность нарушает все планы, что многих не радует. Воспитывая детей, женщины (которые в основном этим занимаются) устают, не досыпают, раздражаются. Это отражается на детях. На улице можно часто встретить женщину, которая кричит на орущего ребенка, а то и шлепает его, чтобы он, наконец, «заткнулся». Многие матери считают, что они так много «вложили» сил, нервов и средств в рождение и воспитание ребенка, что он «должен» им по гроб жизни. Ведь не редкость, когда матери рассуждают примерно так, что она вырастила ребенка, а, повзрослев, теперь он обязан заботиться о ней.

Конечно, хорошие дети никогда не бросают своих родителей. Но такие рассуждения тоже смахивают на эгоизм, а то и расчет. К сожалению, даже материнская любовь в бескорыстном варианте встречается довольно редко (как и любая другая бескорыстная любовь).

В связи с этим важен еще один аспект отношений между супругами. Не всякий мужчина радуется появлению ребенка, потому что жена, естественно, переключает на него всё свое внимание. Это задевает мужа, к тому же он часто наблюдает изменения в плохую сторону и внешности, и характера жены, что также не прибавляет к ней любви. Правда, надо признать, что такая ситуация всё же возникает в семьях, которые не были по-настоящему готовы к рождению новой жизни. Тут встает вопрос о родительской ответственности. Но это уже другая тема.

С этой точки зрения можно с уважением относиться к смелости пары, которая честно отказалась от детей, показывая этим, что не количество детей важно (сколько их, брошенных или несчастных при живых родителях?), а ответственность родителей за детей. В конце концов, воспитание детей неизбежно требует жертв. А если нет склонности к жертвенности, то лучше отказаться от размножения. Человек – не животное, он вполне может и эти вопросы решать с позиции разума и морали.

Конечно, те люди, которые не мыслят своей семьи без детей, заслуживают уважения и поощрения.

Но и те, кто думает по-другому, не должны подвергаться осуждению. Бывает, что бездетный брак является результатом болезни кого-то из супругов. Тогда, вместо страданий от этого, супруги выбирают спокойную жизнь без детей. Многие из них не решаются даже на усыновление, что также является огромной ответственностью.

Часто психологической проблемой является сознательное желание иметь детей, чтобы не отставать от других, и нежелание на бессознательном уровне. Если такой человек заведет детей, то это будут несчастные дети, потому что они нежеланны.

Таким образом, мы дожили до цивилизованного времени, когда можно, без оглядки на других, выбирать свой стиль семейной жизни. Бездетный брак или брак с детьми имеют и достоинства, и недостатки. Просто надо честно понять, а что нужно тебе самому и следовать своей природе.

Бездетной считается семья, когда супруги на протяжении 8-10 лет не имеют детей.

Сознательно бездетный брак- это, когда здоровые молодые люди могут, но добровольно не хотят иметь детей, таких людей называют «Чайлдфри», они не заводят детей потому что не хотят продолжать свой род.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года почти половина российских семей не имеет детей. Одни из них сами делают такой выбор, другие хотят детей, но не могут их иметь. Добровольная бездетность обусловлена намерением супругов отказаться от прибавления семейства на какой-то период («отложенные рождения») или навсегда («чайлдфри»).

Факторы добровольной бездетности можно разделить на две группы – социально-экономические и психологические. Социально-экономические приводят к ситуации, когда рождение первого ребенка откладывается до завершения образования, улучшения жилищных условий, устройства на высокооплачиваемую работу и по иным причинам. Это приводит к повышению возраста материнства, но не отрицает принципиальную возможность продолжения рода.

В паре, где один из ее членов - убежденный чайлдфри, а второй колеблется, побеждает чайлдфри и дети не рождаются. Этот факт говорит о возможности распространения «свободными от детей» своего влияния на других людей.

«постоянные откладыватели» (с юности или с начала брака/партнерства откладывают рождение ребёнка на потом. Но их временное «потом» плавно переходит в постоянное «никогда»)

«волнообразные отказники» (у них бывают периоды, когда они хотят детей, иногда даже очень хотят, но другие соображения и стремления их жизни все же оказываются важнее даже и в эти периоды, и детей они в результате не имеют).

Причины отказа от продолжения рода

Боязнь, что не понравится быть родителем или стать плохим родителем, страх брать ответственность за ребёнка. Некоторые боятся, что не смогут правильно вырастить, воспитать и обеспечить достойную жизнь для их чада.

Дети мешают супружеским отношениям, они хотят иметь больше времени для себя - жить в свое удовольствие

Дети мешают социальной активности, они хотят упорно трудиться, добиваться карьерного роста и повышения уровня благосостояния

они не любят детей (их раздражают чужие дети и они не хотят своих)

люди боятся за свое здоровье и здоровье ребенка

Нежелание менять семейный уклад

Негативные воспоминания о своем детстве

Некоторые чайлдфри считают планету перенаселенной, мир ужасным, где с каждым годом становится только хуже. Надо сначала условия создать, а потом детей заводить.

Образование, карьера, путешествия, развлечения для многих современных людей важнее отцовства и материнства.

У мужчин страх быть на вторых ролях, неудовлетворенность браком, плохие материальные условия.

Женщины же, страшатся испортить фигуру, хотят пожить «для себя», бояться испортить карьеру. А еще их страшат плохие отношения в семье. Есть и такие женщины, которые испытывают настоящее отвращение, и к беременности и к родам.

Чайлдфри считают, что бездетный брак имеет ряд преимуществ:
1. Нет недосыпа, и женщина успевает следить за собой
2. Супруги дарят свои чувства только друг другу
3. Нет отцов, убегающих от плача детей
4. Есть возможность строить карьеру, развиваться, вести свободный образ жизни.
По утверждению чайлдфри, брошенных детей было бы намного меньше, если бы к их рождению подходили более ответственно.

Чайлдфри: гендерные различия и этапы жизненного цикла

Бездетные мужчины в старости чувствуют себя несколько лучше бездетных женщин - они богаче, и могут нанять тех, кто будет о них заботиться, кроме того, они дольше, чем женщины, сохраняют придающие их жизни смысл другие (неродительские) социальные роли.

Особенно «печальна» участь столь счастливых в молодости бездетных супружеских пар –уж не в качестве ли «наказания» за «зацикленность» друг на друге и отказ в свое время от остальных социальных связей. Холостяки и вообще одинокие чайлдфри чаще сохраняют дружеские отношения с более молодыми, чем они сами, людьми, что их впоследствии и поддерживает.

Мужчины чаще воспринимают детей прежде всего как некий фактор, требующий финансовых жертв с их стороны.

Намерения иметь/не иметь детей со временем могут меняться в любую сторону- чайлдфри, которые сегодня утверждают, что «никогда», могут не только через 9-10 лет оказаться родителями, но и пополнить ряды планирующих материнство или отцовство - а это уж в чистом виде именно изменение намерений.

Бездетный брак

В статье "Бездетный брак" рассматриваются психологические и физиологические проблемы бесплодия с точки зрения российских и зарубежных авторов. Частые причины, из-за которых бездетные супруги не могут иметь детей. Эта статья будет интересна прежде всего бездетным парам и психологам.

Самые некорректные вопросы семейной паре: "А когда у вас будет ребенок? А почему у вас до сих пор нет детей? А кто из вас не может иметь детей?" Эти и другие аналогичные вопросы со стороны друзей и родственников, как нож по сердцу ранит бездетную семью. В любом случае бездетная семья надеется родить своего ребенка и рано или поздно эта мечта сбывается, иногда даже через 10 лет. И если этому все же не суждено сбыться всегда можно взять из детского дома себе малыша, которого можно воспитать и любить как своего.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из серьезных проблем у супружеской пары является невозможность иметь детей.

Отсутствие детей в браке вызвано разными причинами. В одних случаях семья сознательно не хочет иметь детей. В других семья хочет иметь детей, но не может.

Причины могут быть разные: как социального характера, например, отсутствие своей жилплощади, финансовые трудности, карьерный рост, учеба в институте, так и психологического характера. К ним можно отнести неготовность супругов стать родителями и нести ответственность за новую жизнь, страх женщины перед беременностью.

В других случаях супруги хотят иметь детей, но из-за болезни одного из партнеров или сексуальных дисфункций, семья не способна иметь детей.

Достаточно часто при невозможности иметь ребенка отношения между супругами постепенно начинают ухудшаться, что нередко приводит к распаду семьи.

При этом нередко у одного из супругов, у которого выявлено бесплодие, возникает чувство вины и снижение собственной самооценки. У другого супруга может возникнуть чувство гнева. Супруги могут испытывать разочарование, безнадежность, тревогу, дистресс. Начинаются взаимные обвинения, возникают психосексуальные расстройства, учащаются семейные конфликты. Особенно это остро проявляется, если один из супругов вступил в брак с определенной целью - иметь ребенка или с помощью ребенка укрепить семью.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗДЕТНЫХ ПАР

1.1. Психологические причины бесплодия

Бесплодие – это неспособность иметь потомство .

Диагноз «бесплодие», по определению Грубяковой Ю.В. , ставится врачом в том случае, если усилия забеременеть в течение 2 лет постоянной половой жизни остаются безуспешными. Если многократные попытки у женщины заканчиваются выкидышами, это также принято считать симптомом бесплодия.

Бесплодными могут быть как женщины, так и мужчины.

Бесплодие , по последним данным, встречается у 8 % пар, оно серьезно влияет на мужчину и женщину, вызывает депрессию, тревогу, снижает самооценку, повышает вину и стыд (больше проявляется у женщин), негативно влияет на супружеские отношения, в особенности на сексуальные. Бесплодие приводит к переосмыслению жизненных планов и социальных ролей.

С другой стороны, пишет К. Хорни , мы наблюдаем тенденцию приписывать психогенным факторам слишком большое значение. Сторонники этой точки зрения склонны видеть в них основной источник не только более или менее очевидных функциональных расстройств, таких как мнимая беременность, вагинизм, фригидность, менструальные расстройства; помимо этого они заявляют, что есть основания признать психологическое влияние источником таких болезней и нарушений, как преждевременные или запоздалые роды, бесплодие и т.д.

Увеличивается число поздних браков и, соответственно, поздних, чреватых последствиями для жизни детей, рождений (после 35-летнего возраста хотя бы одного из супругов, вероятность отклонений ребенка резко возрастает).

По данным ВОЗ причиной бесплодного брака в 40-50% случаев является патология репродуктивной системы в равной степени, как мужчины, так и женщины, а в 5-10% - патология выявляется у обоих супругов.


Бюллетень Всемирной организации здравоохранения

Weiyuan Cui пишет в статье , что многие бесплодные женщины из развивающихся стран считают, что без детей их жизнь будет безнадежной .

Женщины в Уганде не принимаются обществом, если у них нет детей.

Д-р Sheryl Vanderpoel, Департамент по репродуктивному здоровью и научным исследованиям, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), обращает внимание на то, что "Внематочная беременность может приводить к бесплодию, но наиболее распространенные причины включают непроходимость маточных труб в результате инфекций репродуктивных органов, которые часто передаются половым путем, послеродовые осложнения или небезопасный аборт".

От бесплодия страдает целых 15% всех пар репродуктивного возраста в мире. Демографические исследования ВОЗ, проведенные в 2004 году, показали, что в Африке к югу от Сахары более 30% женщин в возрасте 25-49 лет страдают от вторичного бесплодия – неспособности забеременеть после первой беременности.

¨Примерно в 50% случаев причиной неспособности пары к репродукции является мужское бесплодие, социальное бремя "непропорционально ложится на женщин", – считает д-р Mahmoud Fathalla, бывший директор Специальной программы по научным исследованиям, развитию и подготовке специалистов в области исследований репродукции человека, базирующейся в ВОЗ. "Когда пара не способна к репродукции, мужчина может развестись со своей женой или привести другую жену, если их культура позволяет полигамию", – говорит он.

Vanderpoel считает, что "в некоторых странах стигматизация может достигать крайней степени, когда бесплодные люди рассматриваются как бремя для социально-экономического благополучия сообщества. Стигматизация распространяется на других членов семьи, включая братьев и сестер, родителей мужа и жены, которые глубоко опечалены тем, что их семья не будет иметь продолжения и не внесет свой вклад в их сообщество. Это усугубляет вину и позор, которые испытывает бесплодный человек", – говорит она.


Социальная стигматиза́ция
(от греч.
στíγμα
- «ярлык, клеймо») - клеймение, нанесение стигмы. В отличие от слова клеймение, слово стигматизация может обозначать навешивание социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация - ассоциация какого-либо качества (как правило, отрицательного) с конкретным человеком или группой людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана. Стигматизация является составной частью многих стереотипов.

Согласно Э. Гоффману, стигматизация в социальном смысле означает тип отношений между постыдным социальным качеством и стереотипом - ожидаемым отношением к нему, задающий неспособность к полноценной социальной жизни из-за лишения права на общественное признание.

Rita Sembuya, основатель Центра Джойс по лечению бесплодия в Уганде, говорит, что чувство безысходности и мучительную боль испытывают все женщины, которые приходят в ее центр. "По требованиям нашей культуры, для того чтобы быть принятой обществом, женщина должна иметь, по меньшей мере, одного биологического ребенка, – говорит Sembuya. – Почти все африканские культуры придают особое значение женщинам, рожающим детей, … брак без детей рассматривается как несостоятельность двух людей".

Уганда является одной из стран "африканского пояса бесплодия". В этом регионе наблюдается феномен "бесплодия среди множества", означающий, что бесплодие зачастую наиболее распространено там, где показатели рождаемости также высоки.

Полностью со статьей «Стать матерью во что бы то ни стало: муки бесплодия» вы можете ознакомиться на портале Всемирной Организации Здравоохранения.

Сознательно бездетный брак и вынужденный бездетный брак

Бездетной считается семья , когда супруги на протяжении 8-10 лет не имеют детей.

Л. Б. Шнейдер разделяет бездетный брак на два типа:

1. Сознательно бездетный брак;

2. Вынужденный бездетный брак.

Сознательно бездетный брак

Сознательно бездетный брак , по определению Л. Б. Шнейдер - это, когда здоровые молодые люди могут , но не хотят иметь детей.

Современный брак все больше ориентируется на удовлетворение потребностей в интимном и неформальном общении.

С точки зрения Л. Б. Шнейдер , следует отличать потребность самого индивида в детях, и внутрисемейную (совместную – мужа и жены) потребность в детях.

Исследователями негативной мотивации (ориентированной против детей) было выявлено, что среди причин, мешающих рождению первенца актуальными являются только четыре: у женщин – желание пожить «для себя» и несложившиеся отношения с мужем. Мужчины же говорят, что «не успели», или объясняют отсутствие детей материальными затруднениями. Вдобавок к перечисленному могут присовокупляться физиологические причины (не наступает беременность, плохое состояние здоровья). Еще один, одинаково употребляемый мужчинами и женщинами мотив, - неудовлетворительные жилищные условия – причина, которая, оказалась сопряженной с общей неудовлетворенностью браком.

Р. Ричардсон утверждает (цит. по ): «Когда единственные дети образуют супружескую пару, они нередко решают не иметь детей.

Авторы по семейной психологии: Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. считают , что существует несколько мотивов, которыми руководствуются мужчины и женщина, сознательно принимая решение зачать ребенка, но лишь один из них является основным. Причем мотивы женщины и мужчины могут быть разными. Существуют конструктивные мотивы, способствующие укреплению семьи, личностному росту супругов, благополучному рождению и развитию ребенка, и деструктивные, приводящие к обратным результатам.

В случае отказа от детей, пишет Шнейдер Л.Б. , семейная пара демонстрирует не свою ограниченную потребность в детях, а свое стремление удовлетворить какие-то иные социально-психологические потребности.

Кроме того, рождение ребенка – это акт принятия родителями (отцом и матерью совместно) всей ответственности за его судьбу. Не всякая современная супружеская пара берет на себя эту ответственность. Не всякая супружеская пара (муж и жена) психологически готова к рождению и воспитанию детей.

Идеология бездетных семей, по мнению Л.Б. Шнейдер , базируется на такой аргументации:

- дети мешают супружеским отношениям;

- дети мешают социальной активности.

В тоже время такие бездетные семьи, особенно женщины, испытывают осуждение со стороны окружающих, когда им говорят, что без детей нельзя.

Вынужденный бездетный брак

Вынужденный бездетный брак , с точки зрения Шнейдер Л.Б. , связан с плохим здоровьем одного из супругов, бесплодием, невынашиванием, травмами и т.п.

Одной из причин женского и мужского бесплодия, является стресс.

О. Линева и В. Павлов , ссылаясь на определение ВОЗ, пишут, «бесплодным считается брак, в котором, несмотря на регулярную половую жизнь без применения противозачаточных средств, у жены не возникает беременность в течение года при условии, что супруги находятся в детородном возрасте».

Грубякова Ю.В. утверждает , что специалисты могут диагностировать 23 причины бесплодия у женщин и более 15 – у мужчин. По ее мнению практически у каждой 2-й супружеской пары причин, препятствующих зачатию, несколько. Одной из причин бесплодия является психологический фактор.

Т. Поздеева считает, что психологическое бесплодие – это своего рода защита на какой-либо негативный фактор. В этом плане выделяют три группы бесплодных женщин.

В первой – психологическое бесплодие может пройти при обследовании, когда женщина убеждается, что она здорова и способна иметь детей.

У второй группы бесплодие вызвано какими-то социальными факторами. Например, у пары нет своего жилья. Или один из супругов увлечен карьерой. Эта мотивация перебивает стремление к зачатию.

Третья группа – к бездетности приводят глубокие психологические травмы детства. Сюда можно отнести и изнасилование, и то, что женщина появилась в результате нежелательной беременности.

Автор прослеживает связь между нежелательной беременностью матери с психологическим бесплодием ее дочери в детородный период. У нежеланного ребенка, по ее мнению, идет скрытая или явная агрессия по отношению к своей матери. Такой малыш рождается с чувством ненужности и вины. Еще внутриутробно он чувствовал, что его не хотят и не любят.

Пережитые негативные эмоции девочка впоследствии переносит на себя, боится рожать, потому что может также ненавидеть своих детей.

Грейс Крайг и Дон Бокум пишут, что в США около 50% беременностей являются незапланированными. Весть о беременности часто воспринимается не с радостью, а с ужасом, так как она происходит в неудобное время. Это связано с прерыванием работы, карьеры, учебы, приятного времяпрепровождения и вызывает стесненность в материальных средствах. Иногда будущая мать представляет своего ребенка физически ненормальным, ослабленным или ужасного, или такого, который однажды принесет сильнейшие огорчения и вред всей семье. Так же иногда думают будущие отцы.

Грубякова Ю.В. считает, что для выяснения причин бесплодия имеют важное значение сведения о характере половой функции (наличие либидо, оргазма и т.д.). В настоящее время нет единого мнения о роли сексуальной жизни в возникновении женского бесплодия. Известно, что беременность может наступать и у фригидных женщин. Однако если рассматривать либидо и особенно оргазм как пусковой механизм для активации системы репродукции, то можно предположить, что их изменение может быть причиной бесплодия.

Франц Александер утверждал , что фригидность в отличии от импотенции не является препятствием к репродуктивной функции. У женщины может быть любая форма и степень фригидности и в то же время многие женщины имеют детей и становятся хорошими матерями, ни разу не испытав оргазма. Однако фригидность и импотенция, если это обусловлено эмоциональными факторами, может корректироваться с помощью гипнотерапии . При этом используется гипноанализ.

По исследованиям, проводимыми Карен Хорни , некоторые женщины страдают фригидностью, корни которой тянутся в детство и связаны с взаимоотношениями с матерью. В каждом случае фригидности к ней примешивались другие психические факторы, которые могут влиять на функциональные расстройства.

Прежде всего речь идет о страхах по поводу мастурбации, способных повлиять как на психические установки, так и на телесные процессы. Особая форма, которые они часто принимают у женщин, - это страх, что их половые органы физически повреждены мастурбацией.

Далее Хорни сообщает нам о том, что «страхи могут принимать и такую форму: повредив себя, я никогда не смогу иметь ребенка». Пациентки, которые лечились у Хорни, часто говорили, что иметь детей представляется им делом, вызывающих отвращение, и они никогда не собираются их иметь.

Для других женщин беременность представляет собой особую форму удовлетворения. Для них важно не столько идея иметь ребенка, нянчить и ласкать его, сколько идея беременности самой по себе, идея вынашивания ребенка в своем теле.

У ряда женщин существует страх умереть при родах.

Психоаналитические исследования расстройств при беременности показывают, что страх беременности или враждебные импульсы к ребенку могут действовать через подавление гормональных процессов, обеспечивающих беременность, провоцирую неосознанно аборт, в других случаях развивается рвота или нервная анорексия. Как пишет Александер Ф. даже когда беременность развивается нормально, у женщины может возникнуть паника, которая рацианализируется идеями вреда, причиняемого растущим плодом внутри тела, или страхом смерти при родах; паника может усиливаться суицидальными или агрессивными импульсами по отношению к ребенку. У женщины может развиваться фобические реакции или депрессия , или она может регрессировать к тяжелому шизофреническому психозу ("послеродовой психоз"). В некоторых случаях, как указывает Александер прерывание беременности или роды могут вести к симптоматическому выздоровлению .

Майерс Д. пишет , что в 60-х годах прошлого столетия в лабораторных условиях учеными были проведены исследования и засняты на пленку более 10000 половых «циклов» добровольцев, согласившихся участвовать в исследованиях. Вильям Мастерс и Вирджиния Джонсон в научных целях наблюдали за сокращением мышц по всему телу во время оргазма у испытуемых пар. После длительных исследований, они пришли к выводу, что возбуждение и оргазм у женщины способствует оплодотворению, помогая продвигать мужское семя в матку для получения спермы. Оргазм у женщины, следовательно, не только усиливает половой контакт, что существенно для естественного воспроизводства, но также увеличивает продвижение выделенной спермы.

Врачам давно известен тот факт, что сильные переживания способны расстраивать работу репродуктивной системы вплоть до полной ее остановки .

Существует такое понятие как стрессовая дисфункция яичников, психогенное бесплодие. Когда женщина, находящая в постоянном напряжении не может зачать ребенка. И не важно, с чем такое напряжение связано. Это может быть загруженность на работе и дома, переживание за близких людей. И даже огромное желание иметь ребенка, тоже может стать причиной напряжения. Осознание собственной бездетности и неполноценности само по себе является мощным стрессом для женщины. Под влиянием сильного стресса снижается подвижность маточных труб, происходят изменения в яичниках и шейке матки. Затрагиваются и высшие центры мозга, что провоцирует гормональные сдвиги, резко снижающие вероятность зачатия .

Психотерапевт В. Синельников выдвигает свою гипотезу бесплодия. Он считает, «что если у женщины бесплодие, значит, у нее в подсознании есть такое поведение, которое уничтожает душу будущего ребенка. В подсознании у бесплодной женщины действует программа уничтожения детей».

Другой причиной бесплодия, по мнению автора, может быть сильная подсознательная агрессия, направленная против мужчин. Это может сильная обида, ревность, ненависть, презрение. Страх и сопротивление жизненному процессу, неуверенность в будущем также могут быть причиной бесплодия. Пока в подсознании отсутствует готовность к появлению ребенка, будут проблемы с оплодотворением. А иногда одной из причин является страх стать некрасивой, непривлекательной, испортить фигуру и форму груди.

Причинами бесплодия является ряд факторов :

1. незрелые, чувствительные, разборчивые женщины, по-детски капризные;

2. агрессивно-доминантные женщины, не соглашающие признавать свою женственность;

3. матереподобные – т.е., которые чувствуют что они не способны скопировать своего мужа в детях и поэтому переносят свой материнский инстинкт на уход за ним;

4. женщины, посвятившие свою жизнь идейным или другим эмоциональным интересам.

Е.С. Форд (цит. по ) после психоаналитических бесед с группой женщин, страдающих бесплодием, пришел к заключению, что ни одна из женщин, страдающая бесплодием, в действительности не хочет иметь детей. По его мнению, у всех осознанное желание забеременеть обусловлено невротическими мотивами. Кроме того, большинство из них отличается враждебным отношением к собственной матери, или же агрессивно имитирует роль мужчины.

Еще до зачатия, только при планировании деторождения семья часто нуждается в консультации психолога .

Желание иметь ребенка может возникать в связи с различными мотивами. Они могут быть конструктивными и деструктивными. Деструктивные мотивы могут препятствовать вынашиванию ребенка.

Как пишет Посысоев Н.Н. , только у 6% беременных ученые выявили зрелую мотивацию рождения ребенка. Такого рода мотивация характеризуется тем, что ребенок представляет для матери самостоятельную ценность. В остальных случаях беременность определялась другими мотивами.

Среди них можно выделить следующие мотивы:

Беременность от любимого человека, т.е. любовь к ребенку рассматривается как продолжение любви к его отцу.

Беременность ради соответствия социальным ожиданиям.

Беременность ради сохранения отношений.

Беременность как протест, например назло родителям, мужчине.

Беременность как отказ от прошлого.

Беременность как уход от настоящего – побег от нарастающего психического напряжения, связанного с невыносимой действительностью.

Беременность ради собственного здоровья, чтобы не причинить вреда себе абортом.

Самоутверждение через беременность.

По мнению Берна (цит. по ), «ситуация зачатия человека может сильно влиять на его судьбу». Непосредственно ситуацию зачатия он предлагал называть «зачаточной установкой». Отношение к интимной жизни мужчины и женщины отражается на их отношению к ребенку.

Проведя исследование научной литературы в области бездетного брака, можно сделать следующие выводы:

- Бездетный брак может быть вынужденным и сознательным.

- Сознательно бездетный брак как правило связан с социальными причинами или, когда супруги хотят пожить для себя.

- Вынужденный бездетный брак, является следствием ряда психологических причин или слабой мотивацией иметь детей. Чаще всего психологические причины бесплодия супругами не осознаются.

1.2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕСПЛОДИЯ

С точки зрения, психотерапевта Центра планирования семьи и репродукции Татьяны Поздеевой , проблемы бесплодия могут быть не только психологического, но и физиологического характера.

В браке мужчины оказываются неспособны производить потомство в 40% случаях. При мужском бесплодии ситуация в семье может быть более напряженной, т.к. оно лечится значительно трудней.

С точки зрения Грубяковой Ю.В. , причиной мужского бесплодия бывают врожденные или приобретенные эндокринные нарушения, инфекционные заболевания, перенесенные в детстве, венерические заболевания, передающие половым путем.

Основными причинами женского бесплодия также являются самые разные нарушения в организме. Причиной первичного бесплодия чаще всего являются органические изменения половых органов, эндокринные нарушения, последствия аборта, венерические заболевания.

Вынужденный бездетный брак является сильным испытанием для обоих супругов. Многие ученые отводят стрессу как причине бесплодия 5% .

Семейная пара, узнав о невозможности иметь детей по медицинским показаниям, испытывает сильный шок.

Как отмечает, Эйдемиллер Э.Г. , бездетность для женщины, которая вышла замуж только ради того, чтобы в браке родить ребенка, а потом обнаружила, что ее супруг не может иметь детей, приведет к более катастрофическим результатам, чем для женщины, которая вышла замуж по любви.

Ученые, исследуя психологические факторы бесплодия, обратили внимание на определенный цикл переживаний.

Так, Свяцкевич И.Ю. , в своей диссертации пишет: «эмоциональное состояние супругов, состоящих в бесплодном браке, меняется с течением времени и проходит ряд стадий:

- удивление /шок

- отрицание

- гнев

- изоляция

- вина

- горе /депрессия

- принятие /адаптация.

Такое же эмоциональное состояние характерно при смерти близкого человека или переживание утраты при разводе.

Р. Кочюнас , дает такую же схему эмоциональных переживаний при описании процесса скорби, используя модель K ублера Росса. Она предполагает чередования стадий:

- отрицание;

- озлобленность;

- компромисс;

- депрессия;

- адаптация.

В некоторых случаях у оставшихся в живых, присутствует чувство вины перед погибшем или умершим человеком. Такие же чувства может испытывать женщина, сделавшая аборт или потеряв ребенка при беременности.

При разводе супруги проходят те же стадии: отрицания, озлобленности, стадии переговоров, стадии адаптации.

Свяцкевич И.Ю. , в научной работе «Социально-психологические аспекты самовосприятия и самооценки женщин в бесплодном браке», опираясь на исследования российских и зарубежных авторов, описывает психологические последствия бесплодия.

К ним можно отнести:

- снижение самооценки, самоуважения личности;

- изменения в супружеских отношениях и удовлетворенности браком;

- изменения в сексуальной сфере;

- синдром ожидания беременности.

Бездетная пара испытывает сильные эмоциональные реакции:

- горе /депрессия;

- фрустрация;

- стыд, смущение;

- чувство вины;

- печаль;

- тревога.

У женщин возможны психологические расстройства:

- фобии ;

- навязчивые мысли;

- истерическая симптоматика;

В редких случаях – шизоидная симптоматика.

Бездетная пара после неоднократных попыток зачать ребенка, столкнувшись с рядом проблем, приходит на консультацию к психологу.

Психолог выясняет проблемы семейной пары, а затем в соответствии с предъявленной проблемой, выстраивает процесс консультирования, вырабатывая вместе с семьей дальнейшие шаги для решения проблемы.

Если бесплодие было связано с психологическими факторами, что привело к семейно-сексуальной дисгармонии, то следует подумать о восстановлении сексуальной гармонии и предпринять соответствующие шаги.

Снятие напряжения с помощью техник релаксаций во время сексуальных контактов, позволит супругам расслабиться и в дальнейшем появляется шанс зачать ребенка.

Если зачать ребенка невозможно по медицинским показаниям, то вместе с семейной парой следует рассмотреть несколько вариантов:

1. Корректировка жизненных целей;

2. Усыновление ребенка.

Таким образом, опираясь на исследования проводимые отечественными и зарубежными учеными, можно сделать ряд выводов:

- Одна из причин бесплодия связана с психологическими факторами, при отсутствии каких-либо физиологических заболеваниях;

- Связь бесплодия с психологическими факторами в ряде случаев супруги не видят;

- Осознание этой взаимосвязи возможно лишь при консультировании с опытным психологом-консультантом;

- Невозможность иметь детей влияет на взаимоотношения между супругами, приводящие в ряде случаях к сексуальной дисфункции, что в комплексе нередко приводит к разводу.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

При консультировании супружеской пары необходимо решить три основные задачи :

1. определить в чем состоит проблема;

2. выявить состояние, которого хочет достигнуть муж и жена, и выбрать направление изменений (что делать? В каком направлении двигаться?);

3. помочь супругам туда перебраться (как это сделать?).

4. Выяснить истинное желание женщины . Для чего она хочет родить ребенка. Хочет ли она действительно родить ребенка или ей это нужно для того, чтобы:

Удержать мужа или любимого человека в гражданском браке;

Быть такой же женщиной как и другие, которые имеют детей, потому что так принято;

Быть кому-то нужной, заботиться о ком-то;

Родить ребенка и уйти от одиночества и др.

Психологическая проблема , по мнению Т. В. Румянцевой , - это проявление субъективной реальности человека, отражение особенностей его внутренней картины мира, то, что вызывает беспокойство, психологический дискомфорт или страдание.

«Проблема , с точки зрения Петрушина С.В. (цит. по ), – это не то, что происходит с человеком, а то, как он к этому относится . Психологическая проблема заключается не в ситуации, а в способе ее восприятия человеком».

Как правило, психологическая проблема полностью не осознается клиентом и связана с каким-то неудовлетворенным (чаще запретным) желанием или с трудностями в нахождении наиболее приемлемых способов его удовлетворения.

По мнению Г.С. Абрамовой (цит. по ), разнообразное содержание проблемы клиент выражает таким образом:

- «Я хочу, но не могу» ,

- «Я не как все»,

- «Я чувствую, но не знаю» и т.п.

Согласно образному представлению С.В. Петрушина (цит. по ), можно говорить о «двухслойности проблемы. Под слоями психологической проблемы подразумеваются желания, поэтому в каждой проблеме можно выделить как минимум два желания. Первое желание – «Хочу » осознается человеком, но так как человек не может его осуществить, значит можно предположить существование другого неосознаваемого желания – «Чтобы ничего не менялось ». Поэтому, работая над проблемой клиента, консультант обнаруживает столкновение нескольких его желаний: «конструктивного» и отражает стремление к переменам, и «деструктивного», того, что отражает страх перед изменениями и сохраняет существующее положение вещей.

С точки зрения Е. В. Емельяновой , принять решение – это значит сделать выбор из нескольких возможностей. Причем выбор есть всегда. Как минимум у человека есть два варианта в каждой из трех возможностей:

1. оставить все как есть, или что-то изменить;

2. изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;

3. если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их:

- как необходимую данность,

- как урок, который необходимо пройти,

- как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей,

- как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.

Проблемы, которые достаточно часто возникают у бездетной пары:

- сильная мотивация иметь детей;

- сексуальные проблемы, недовольство одного из супруга другим в этой сфере и их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения ;

- отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения ;

- принятие факта, о невозможности иметь детей по медицинским показаниям и как следствие изменение жизненных целей;

- шаги, предпринимаемые по усыновлению ребенка.

Сильное желание иметь детей может влиять на расстройство сексуальной сферы. Секс из удовольствия превращается в работу, т.к. пара старается заниматься половым контактом только тогда, когда это требуется для зачатия ребенка, при этом не испытывая эмоциональных всплесков.

Невротическое желание иметь детей у одного или обоих брачных партнеров может стать причиной стерильности и в результате взаимодействия между супругами в конечном итоге подавить способность к воспроизведению потомства .

Постоянные анализы и другие медицинские мероприятия снижают половое влечение и усиливают телесное напряжение. Этот цикл повторяется из месяца в месяц. Вера - надежда - ожидание - разочарование. Этот цикл можно назвать незавершенным гештальтом.

С точки зрения Ф. Перлза , наиболее интересным и важным свойством гештальта является его динамика – потребность сильного гештальта к завершению. Лучшим названием незавершенного гештальта является неоконченная ситуация. Одним из простейших примеров незаконченной ситуации является болезнь. Болезнь может завершиться выздоровлением, смертью или перестройкой организма.

Если человек почти ослеп, пишет автор, он приложит огромные усилия для поддержания или улучшения того, что осталось от его зрения. Ситуация постоянно остается незаконченной. Он все более и более поглощается ею.

Однажды он полностью ослепнет, ситуация обычно изменяется драматическим образом. Он свыкается с мыслью о тщетности и надежды.

В глазах близких он выглядит калекой, но он сам становится иным. Он теперь организм без глаз. Изменения соответствующего содержания, как считает Перлз, происходят к лучшему.

Тоже самое можно сказать и о бездетных парах. Женщина постоянно хочет забеременеть. Прилагает огромные усилия на психологическом уровне. Надеется и ждет. Для нее это тоже является незавершенной ситуацией. Но когда она точно понимает, что ей не дано родить ребенка, то ситуация завершается.

О незавершенном гештальте и обиде упоминает Малкина-Пых [ 35] . Так в одном из исследований, проводимых с помощью генограммы (Рудина, 2003) были выявлены определенные паттерны поведения у женщин, которые не могут выносить ребенка.

Во-первых, это так называемый паттерн "незавершаемого действия (прерывания)". Как показали исследования, такой паттерн повторяется в истории одной семьи при невозможности вынашивания. Это модель "прерывания", когда человек начинает любое дело и не доводит его до конца, что может просматриваться при исследовании генограммы для нескольких поколений семьи. Дело начинают и не завершают, аналогично происходит и с беременностью. Это незавершенный "гештальт", т.е. неоконченный цикл действий, который приводит к возникновению тревоги и неудовлетворенности.

Во-вторых, прослеживается еще один паттерн "непрощенной несправедливости", который встречается у в истории женщины с осложненной беременностью. Наличие обиды может приводить к соматическим последствиям.


Выявить истинные желания и причины психологического бесплодия позволяют методы НЛП и гипноанализа . Кроме того в работе можно использовать метафорические фотокарты в семейном консультировании (автор Логинова О.И.) .

ЕСЛИ СУПРУГИ РЕШИЛИ УСЫНОВИТЬ РЕБЕНКА

Один из важных шагов при консультировании по вопросу усыновления – это предоставление информации супругам . Консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы бездетной пары и информирует их о разных аспектах обсуждаемой проблемы. Предоставление информации в консультировании иногда бывает очень важным, поскольку клиенты нередко задают вопросы, за которыми кроется тревога клиентов о своем будущем.

С. А. Векилова пишет , отношения усыновления психологически сложны. Усыновителями становятся супруги, не способные иметь детей, по причине бесплодия. Родительская мотивация такой пары должна быть очень сильной. Но несмотря на сильную мотивацию, некоторые приемные родители сталкиваясь с теми или иными трудностями при общении с усыновленными детьми, отказываются от этих детей, что приводит к большой психологической травме как усыновленных детей, так и усыновителей.

При беседе с бездетной парой прежде всего надо выяснить силу мотивацию для усыновления.

Провести беседу с супругами и рассказать, с какими трудностями можно столкнуться при воспитании приемного ребенка.

Обсудить в каком случае говорить или не говорить ребенку о его усыновлении. Если говорить, то в каком возрасте это целесообразно сделать. Как это преподнести ребенку, чтобы не нанести душевную травму.

Д. Винникотт считает, что приемному ребенку родители должны как можно раньше сказать правду об усыновлении. Главная причина заключается в том, что рано или поздно дети узнают правду сами. Для приемного ребенка самое плохое – это неожиданная новость, услышанная от чужих людей.

С точки зрения Д. Винникотта, каждая семья должна сама выбрать свой способ как сообщить эту новость. Это может быть подготовка ребенка через сказку, или историю, которая похожа на историю ребенка. Либо обращать внимание ребенка на то, что в других семьях тоже есть приемные дети.

Одно из основных правил: сообщение должно быть постепенным.

Как пишет ученый, часто родители испытывают разочарование только потому, что их с самого начала не предупредили о возможных трудностях при воспитании приемного ребенка.

Но что самое удивительное, известны случаи, когда женщина становится способной к деторождению после усыновления ребенка. Как пишет Александер по всей видимости, после того как женщина смогла усыновить ребенка и "попрактиковаться" в своем материнстве, ее тревога ослабевает, что позволяет зачать ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив научную литературу отечественных и зарубежных авторов по вопросу: «Психологические проблемы бездетных пар и физиологические проблемы бесплодия», можно сделать выводы:

1. Обзор литературы показал, что на уровне сознания бездетные супруги хотят иметь детей, но на бессознательном уровне они этого не хотят по тем или причинам.

2. Причины, лежащие в бессознательном, должны быть проработаны супругами вместе с психологом-консультантом.

3. При синдроме «ожидания беременности» возникает психологическое и физическое напряжение, что снижает вероятность зачатия ребенка.

4. Каждый человек обладает внутренними ресурсами, которые могут быть выявлены с помощью психолога-консультанта и использованы для решения проблемы.

Таким образом, задачи психолога-консультанта заключается в следующем:

1. Выявление истинной проблемы клиента и помощь в ее осознании;

2. Помощь супругам в корректировке целей;

3. Прописывание шагов по реализации поставленной цели;

4. При невозможности зачатия ребенка по медицинским показаниям и при решении супругов усыновить ребенка наилучшим образом информировать их о всех сложностях, связанных с этим вопросом;

5. При психологических и физиологических напряжениях супружеской пары, научить техникам релаксации.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие. СПб.: Речь, 2005. – с. 244

2. Грубякова Ю.В. Популярная гинекология: особенности современных заболеваний. – Ростов н /Д: Феникс, 2007. – с. 256

3. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2007. - с. 352

4. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. СПб.: Речь, 2004. – с. 368

5. Кочунас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. - с. 464

6. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – с. 992

7. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учеб. для студ. вузов – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - с. 527

8. Психология семейных отношений: конспект лекций / сост. С.А. Векилова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – с. 127

9. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПБ.: Питер, 2006. – с. 944

10. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2006. – с. 176

11. Синельников В.В. Возлюби болезнь свою. М. ЗАО Центрполиграф, 2005. - с. 395

12. Свяцкевич И.Ю. Социально-психологические аспекты самовосприятия и самооценки женщин в бесплодном браке. Дис…канд. псих. наук.

13. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2005. – с. 976

14. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. – с. 736

15. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2007. - с. 352

16. Винникотт Д. Семья и развитие личности. Мать и дитя. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2004. – с.400

17. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – с. 940

18. Кэмерон-Бэндлер Л. Лучшие техники в семейной терапии. С тех пор они жили счастливо. – Спбю: прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. – с. 287

19. Майерс Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. – 2-е изд. – Мн.: «Попурри», 2006. – с. 848

20. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль. Хаос. Мудрость. – М.: Психотерапия, 2007. – с. 224

21. Хорни К. Психология женщины. – М.: Академический Проспект, 2007. – с. 240

22. Олиферович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2007. – с. 360

23. Сильва Х., Гольдман Б. Управление интеллектом по методу Сильва. – Мн.: ООО «Попурри», 2003. – с. 256

24. URL: http://www.amursamovar.ru/articles/2007/09/05/575/print

25. URL: http://www.lor.inventech.ru/gyn/gyn-0129.shtml

26. URL: htpp://veslo.org

27. URL: http://www.hochushki.sitecity.ru

28. Перлз Ф. Практика гештальттерапии. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2005 с. 480

29. Люшер М. Цветовой тест Люшера. – М.: АСТ; СПб, 2005. – с.190

30. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – с. 768

31. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение - М. Институт Общегосударственных Исследований, 2011 - 320 с.

3 2. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие для студентов. Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с. М.: 2015. - с.40 и 120 карт

© ЛОГИНОВА О.И. "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ", 2005-2018.
® Все права защищены. Частичное воспроизведение материалов сайта
допускается только при указании имени и фамилии автора статьи.
Гиперссылка на сайт
обязательна.

"Зачатие и рождение совершаются

не без Промысла Божия; то и другое

есть Божие дело, Божий дар"

Святитель Филарет,

митрополит Московский (1783-1867)

В редакцию сайта "Православие и мир" пришло письмо от бездетной супружеской пары, с недавних пор проживающей в Германии.

"Мы женаты 6 лет. Воцерковлены и регулярно причащаемся. Не имеем детей. Посещаем сайт, в том числе и ваш. Но читая статьи с заголовком типа" Ребенок – это благословление Божье", впадаем в уныние. Ведь начинаешь думать: Бог не благословил наш брак, значит мы законченные грешники и не достойны иметь детей и т.д. Да ведь так и до атеизма недалеко!

Например, если бесплодный человек читает, что дитя – есть благословление Божье, то он сразу же примеряет ситуацию на себя и думает: "Значит, Бог меня не благословляет, значит, я грешник, не достоин, плохой". И отсюда без особых усилий делает вывод – я не спасусь!

Или же читает бесплодная женщина статью, в которой говорится, что "женщина спасается чадородием", и думает: мне спасения нет, потому что не могу родить это чадо! По крайней мере, она так думает. Возможно, к высказыванию "женщина спасается чадородием" нужно было бы добавить – если она не бесплодна? Но бесплодная женщина зациклена на самой себе и порою не способна "домыслить" эту истину.

Если принимать во внимание ситуацию, где бесплоден мужчина (я имею в виду православные семьи), то нужно заметить, что часто женщина страдает не меньше мужа, потому, что считает, что Бог дал ей бесплодного мужа в наказание ей и что это именно она не достойна (близкая нам ситуация). А потом начинается мыслительная деятельность, уже далёкая от Православия. Как-то: "Почему Бог даёт детей женщинам легкого поведения, алкоголикам, наркоманкам? Почему Он допускает, чтобы их абортировали, выкидывали новорожденных в мусорку? (частое явление для Германии!!!) Парадокс, но в благополучной стране некоторые молодые девушки не гнушаются убийством собственного дитя.

Насчёт усыновления. Для нас, жителей Германии, это очень непростая задача. Мы уже хотели это сделать, но я выяснил, что усыновить в Германии нам не дадут, по многим причинам. В первую очередь – из-за низкого дохода. Необходимо, чтобы доход составлял не менее 3 тыс. евро месяц. Мы немного не добираем.

А что касается усыновления за рубежом, т.е. в России или, скажем, на Украине, то в законодательстве обеих стран есть пункт статьи, который говорит, что усыновлёнными иностранными усыновителями могут быть дети, к которым в течение минимум года не проявили интерес "свои" усыновители, т.е. россияне или украинцы. На практике это означает, что по закону мы можем взять только больного ребёнка. А взятки давать – грех. Вот такая у нас весёлая жизнь".

Мы попросили прокомментировать это письмо протоиерея Валентина Уляхина , преподавателя кафедры библеистики ПСТГУ, клирика Троицкого храма в Вишняковском переулке:

В Ветхом Завете мы можем найти примеры, которые свидетельствуют о том, что многие персонажи страдали от бездетности. Но они, тем не менее, служат нам образцами единства воли, любви, верности в браке. Мы знаем из Священного Евангелия, например, что апостол Петр был женат, ведь у него была теща. Хотя в его семье детей не было, апостол Павел отнюдь не проклинал свою судьбу за то, что был бездетным. Всю свою жизнь он был ревнителем закона и жил по законам Моисея.

Священник, снимая венец жениха, говорит: "Возвеличися женише якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире, и делаяй в правде заповеди Божия". И когда священник снимает венец с невесты, то он говорит такие слова: "И ты невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревека…"

Сарра не имела детей почти до столетнего возраста, и ее бездетность не считалась отчужденностью от Бога. Мы знаем, что у величайших русских святых Петра и Февронии Муромских была именно такая жизнь – жизнь одного человека, и они даже скончались почти одновременно, их мощи лежат в одном гробе. Детей у них не было. Неужели в этом проявилась какая-то худосочность в отношении Царства Небесного или в отношении Божьего произволения? Нет, конечно. Главное то, что они вошли в Царствие Небесное.

Раньше я любил читать катехизисы. В 80–е годы я брал их у бабушек и дедушек и зачитывался, ведь тогда в атеистических магазинах было невозможно достать литературу, связанную с христианством. Меня всегда поражала мысль, которая подчеркивалась в любом катехизисе: что цель православного брака – это еще и спасение и взаимоподдержка мужа и жены. Господь соединяет души, чтобы муж и жена стали одним человеком и взаимодополняли друг друга: в духовном, душевном и материальном смыслах. У мужа и жены могут быть абсолютно разные характеры, но когда эти противоположности складываются как в символе, то образуется статуэтка, они составляют одного человека, который должен спастись.

И более того, в поздних катехизисах говорилось о том, что цель брака это – взаимоподдержка для достижения Царствия Небесного. А рождение и воспитание детей существенно, но никто нигде не говорит, что если Господь не дал детей – это закрытвает путь ко спасению.

В молитвах в таинстве венчания и обручения сравнительно мало, если соотнести с другими темами, затрагивается тема деторождения и испрашивается благословение на деторождение, но само деторождение становится как бы подчиненным той главной цели, которая призывается брачующимися молодоженами, эта цель – ищите прежде Царства Божия, Царства внутри вас. Царство Божие, как пишет апостол Павел, есть не пища и питие, а правда, мир и радость во Святом Духе.

Каждому человеку хочется оставить после себя след в этой жизни. Дети нужны не только для продолжения рода, многие родители видят в детях продолжение себя. А как же супругам в бесплодных браках "продлеваться" в будущее?

Человек всегда хочет иметь свои корни и свое продолжение. Мы говорим о наших предках или о наших потомках с точки зрения Церкви, с точки зрения Царства вечности. В Церкви все едины: усопшие и ныне здравствующие, и те, кто еще родится. От жизни супругов, от их личного креста зависит будущее тех, кто будет жить после нас. Мы закладываем это будущее как кирпичик в основание дома, в основание Церкви. Апостол Павел говорит, что на основании жизни мучеников, на основании жизни преподобных, святых строится Церковь, а краеугольным камнем является Христос.

А что такое краеугольный камень? Это не тот камень, который лежит в фундаменте. Фундамент апостольский – это святые, мученики, а краеугольный камень – это замковый камень, который держит весь свод от вершины, от потолка до пола. Этот камень держит весь храм в единстве. Так вот бездетные пары могут рассматривать свою жизнь с точки зрения сопричастности мученической и Кресту Господню.

Без мучеников российских не была бы возможна современная Церковь, ее преображение и восстановление, обновление и воссоединение. В жизни каждого человека все промыслительно для блага общей Церкви. Жизнь православных людей никогда не кончается жизнью одного какого-то поколения, одних каких-то людей. Их жизнь простирается на все: на будущее и на вечность.

- Стоит ли смиряться с бездетностью или просить у Господа детей?

А у Матери Божией сколько детей? Она духовно рождает и принимает всех нас в Таинстве Крещения. Становится Матерью всем нам. Мы все усыновлены и удочерены Матерью Божией. Почему мы должны сомневаться, что в бездетном браке по молитвам Матери Божией будут дети?

Немало бывает случаев, когда супругов посещает милость Божия уже во второй половине жизненного пути или в преклонных годах. Они получают от Бога детей и молитвами Богородицы жена становится матерью. Это все очень реально. Не нужно сомневаться, надо просто верить, что наше положение соответствует плану нашего спасения, который творит Сам Господь. Мы, не имея детей, принимаем особую миссию в этом мире. И наша миссия благодатна, не менее, чем в той семье, которая имеет много детей, и где постоянно рождаются все новые и новые дети.

Скажите, пожалуйста, а стоит ли прибегать к традиционным или нетрадиционным методам, способствующим зачатию?

Мы никогда не должны отвергать медицину. Медицина – наша помощница. Врач тот, кто несет нам жизнь, кто трудится во славу Божию и дарует нам возможность избавиться от тех недугов, от бездетности в том числе, которые попустил Господь. Медицина располагает многими средствами, которые помогают деторождению. Только опять же, надо самому изучать этот вопрос, стараться как-то среди многообразия найти то, что необходимо и что может помочь.

Например, есть в традиции греческой Церкви выращивать в недрах монастыря святые виноградные лозы. По приданию виноград помогает зачатию. В медицине все средства хороши, их необходимо использовать и применять, если только они связаны с помощью, а не с мошенничеством.

"Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так нецелесообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа… так, вводя к себе врача… не отступаемся от упования на Бога" Святитель Василий Великий (330-379).

"В лекарствах и лечении должно предаваться в волю Божию. Он силен и врача вразумить, и врачевству подать силу". Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

Часть 2. Бездетность – дар Божий

"Две цели, для которых установлен брак:

чтобы мы жили целомудренно, чтобы делались отцами;

но главнейшая из этих двух целей – целомудрие".

Святитель Иоанн Златоуст († 407)

– В бездетности есть свои плюсы?

– Миссия супругов, которые не имеют детей, ближе подвигу апостольскому, мученическому и преподобническому. Преподобные, апостолы и большинство наших святых имели одиночный уклад жизни, они монашествовали и подвизались во славу Божию.

Одинокий образ жизни, жизни без детей, дает возможность раскрыть всю душу, посвятить себя полностью Богу. Ведь мы знаем, что забота об очаге, о семье иногда удаляет от Господа. Помните, как апостол Павел писал, что хотел бы, чтобы все были такие, как он, а он старался жить без греха, был человеком бездетным, как известно. Более того, он писал также, что жена думает о том, как бы угодить мужу в первую очередь, а муж думает только о том, как бы в первую очередь угодить жене, соответственно, семье и детям.

Вспомним преподобномученицу Елизавету и ее мужа великого князя Сергея Александровича Романова. Они были тоже бездетными. Великий князь Сергей Александрович был градоначальником Москвы и построил много новых церквей, основывал богоугодные заведения, открывал приюты. Он погиб в конце крамолы 1905 года. Великая княгиня Елизавета после утраты мужа становится монахиней. Она помогала монастырям, храмам, возрождала лучшие традиции на Руси. Потерпела мученическую кончину в Алапаевске, прославляется как преподобномученица

И в этом случае мы видим, что отсутствие детей отнюдь не мешало спасению. Спасение в подвиге самоотверженной любви – одна из главных христианских целей.

А дети – условие очень существенное и важное для спасения, но их отсутствие не означает, что нужно предаваться отчаянию. Наоборот, бездетность надо принимать как дар от Господа. У бездетных супругов руки свободны и они могут воспитывать духовных чад, принимая всех детей, всех кто требует помощи, заботы, ласки, а не ограничиваться своими родными кровинками. У нас же множество беспризорных! Хотя бы помочь одному из них добрым словом, погладить по головке, улыбнуться, накормить – разве это недоброе дело? Разве это не подвиг материнства и отцовства?

Не нужно замыкаться только в пределах своей уютной семьи, своего очага, своего круга. За этим стоит ограниченность нашего отношения к Богу. Семья простирается на всю Церковь, на малую церковь, но внутри Церкви Христовой Вселенской Церкви.

Семья составляет только клеточку во всеобщем организме Церковной жизни. Отсутствие детей не означает, что семья исключается из Тела Христова – из Церкви. Наоборот, она может приносить большую помощь Церкви, имея свободные руки, свободные средства и свободную жизнь. Для этого надо посвятить себя воспитанию детей, которых Сам Господь дарует для опеки бездетным родителям.

– Иногда причиной бездетности становится бурная молодость. И мы каемся, во всем виним себя или наших супругов, но сделать уже ничего нельзя. Как простить себя или супруга, супругу?

– Да, аборты влияют на деторождение и часто лишают возможности родить полноценное дитя и даже делают браки бесплодными. Но это не означает, что надо опустить руки. Как апостол Павел говорит: задняя забывая, в передняя простираться, то есть не надо проклинать судьбу. Не надо хулить Бога, обвинять за то, что нет детей, и себя за то, что из-за абортов не можешь родить детей. Самое главное в отношениях с Богом – это чувство благодарности. Недаром Евхаристия это – благодарение. Если человек осознал и раскаялся в своих грехах, в таинстве исповеди и покаяния получил прощение, он должен забыть все, что связано с грехом. Когда мы все время вспоминаем, что была разгульная жизнь, аборты, лишившие возможности иметь детей, то мы должны понимать, что эти воспоминания являются бременем, которые топят семейный корабль Если будем замыкаться, то непременно отойдем от Господа, откажемся от Него...

Жизнь тех людей, которые до супружества прошли такие испытанная как аборт, прелюбодеяние, но затем раскаялись, исповедались, в таинстве венчания покрывается любовью Божией. Теперь они вместе и должны думать о будущем, а не о том, что было. И для ближних своих трудиться в течение всей жизни, отрабатывая свой грех добрыми делами. Для этого Господь соединил их вместе, чтобы они своей богоугодной совместной жизнью искупили бремя тяжких грехов, в том числе и аборты.

Будущее в руках Божьих, надо быть ближе к Богу, чтобы наследовать это будущее. Все зависит от воли человека и его взгляда на жизнь и жизни, конечно, часто страдальческой. А разве у благоразумного разбойника было меньше грехов? Ведь он убивал, грабил людей и насиловал, но вошел в жизнь вечную. Вот это должно быть целью: войти в жизнь вечную. Каждый из нас является разбойником, но надо проявить благоразумие и, "забывая заднее, простираться только в переднее", памятуя, что оставшееся время нам дается ограниченно, для достижения этой цели, и каждый день может быть последним. Поэтому, повторюсь, когда над человеком тяготеют такие грехи как аборт, разбойная жизнь, наркомания, алкоголизм, которые препятствуют деторождению, то, получив на исповеди в таинстве покаяния разрешение грехов от Господа и творя добрые дела для заглаживания этих грехов, надо думать о том, как быть вместе и послужить Богу.

Надо смело отрешиться от греха и жить для правды. Царство Божие – это не пища и питие, а правда и мир радости. Жизнь супругов является духовно плодоносящей. Не только материально, не только на биологическом уровне рассматривается брак человеческий, когда дети рождаются, а когда и на духовном уровне рождаются дети, даже когда супруги становятся для Бога как дети, происходит как бы новое рождение. Как говорит Никодим: "Неужели может человек в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?"

В таинстве причащения у нас есть возможность обновиться и стать как дети. Супруги, которые, не имеют детей, уподобляются детям, и становятся такими по характеру и по восприятию. "Если не будете, как дети, не наследуете Царствия Небесного". Родители становятся как дети, и тогда супруги воспринимают друг друга как ребенка и они стараются относиться соответственным образом друг другу, помогая избавиться каждому от каких-то грехов, немощи, недостатков, поддерживать и воспитывать друг друга. Таким должен быть взгляд супругов друг на друга: как на наивного ребенка. Это помогает переживать все невзгоды и весь прошлый опыт и отверженность от Бога, которые остались за плечами. Дает возможность бездетным супругам жить полноценной семейной жизнью. Супруги себя воспринимают как детей и перед Богом они становятся как дети, становятся чадами Божьими и любящими супругами одновременно, любящими сыном и дщерью Бога.

О родительском долге

– Обязательно ли усыновлять детей, чтобы выполнить свой родительский долг? Как быть, если такой возможности нет?

– Нужно помогать ближним, можно служить примером для окружения, даже когда нет возможности взять детей из детского дома или для того, чтобы усыновить, требуется выполнить ряд недосягаемых условий.

Если по каким-то причинам супруги не могут усыновить ребенка, а в каких-то городах или поселках нет беспризорников, то они могут прийти к соседям и предложить помощь в воспитании детей. Думаю, многие согласятся, чтобы бездетные родители вошли в жизнь большой семьи и помогали воспитывать детей. Надо только искать такие возможности и не сидеть, сложа руки, ожидая, пока к тебе обратятся за помощью.

Я помню такие семьи в своем детстве. В 50-е годы было много бездетных родителей, которые приглашали и меня к себе. Пытались приблизить, угощали обедом, что-то рассказывали, проявляли свою заботу и ласку. Когда моя мать уходила на работу, они меня брали к себе. И я помню, что когда приходил к своим соседям, то получал все мне необходимое.

Все зависит от позиции самих супругов, как они относятся к ближним, которые требуют помощи, и активны ли они или просто замыкаются в своем горе бездетности, проклиная свою судьбу. Надо искать и действовать, как Господь говорит нам: "Ищите и обрящете! Просите и дастся вам! Какой мерой мерите, такой и отмерится вам", насколько вы возлюбите ближнего, настолько и вас возлюбят, в том числе и дети.

Во всяком случае, отсутствие детей – это не повод для того, чтобы заявлять о том, что жизнь обращена на поражение. Посмотрите вокруг себя и проявите любовь к тем детям, которые не имеют любви. Как много беспризорных! Надо просто выйти, посмотреть и найти способ приблизить их к себе. И такой деятельностью занимаются многие, иногда совсем даже не православные, а сектанты. В том числе представители таких сект, которые очень далеки от Православия, но они идут в народ и ищут сирот, беспризорников и брошенных детей, стараясь спасти их. Так же и могут сделать православные родители. Только не надо ждать, а самим идти. Господь призывает нас к активной творческой деятельности, к "соработничеству" с Богом, тогда не будет проблем. Господь дарует детей и все необходимое для спасения. Но отсутствие детей не означает, что спасение невозможно. Наоборот, спасение открывается во всей полноте, во всех возможностях для тех, кто ищет этого.

– Очень трудно бывает семьям, оказавшимся на чужбине, найти утешение, когда вокруг нет родственных душ, нет даже православных храмов по близости.

Интересный случай произошел с одной бездетной русской семьей, бежавшей через Дальний Восток и очутившейся в юго-восточной Азии. Мужу и жене пришлось жить в условиях, далеких от христианства – в буддийской стране, сейчас она называется Бирмой. Они не отчаялись и стали заниматься своим делом. Постепенно у них образовалась своя семья из тех бирманцев, которые их окружали и видели добрую жизнь супругов, их труды. Бывший купец шел работать, помогал людям, строил счастье своей семьи и ближних. Супруги вели миссионерскую деятельность вокруг бирманцев. Они собрали вокруг себя целую общину и, воспользовавшись случаем, когда из Китая прибыл православный священник, окрестили всех тех, кто их окружал. Таким образом появилась первая община в Бирме, которая постепенно укреплялась и просуществовала долгое время.

Бывают такие случаи: вдали от Родины люди ведут миссионерскую деятельность, не зная языка, своей любовью и делом просвещают сердца окружающих. В этом темном мире несут слово Божие. И они, будучи бездетными, имеют огромную семью и ее составляют те, кто пользуется добротою и помощью супругов. Эта семья растет за счет того, что к ним стремятся люди как на огонек. В нее приходят новые люди, они чувствуют любовь и добро и остаются.

А вообще, сейчас практически нет такой страны, где нет православной церкви. Если нет русской православной Церкви, наверняка есть какая-нибудь из пятнадцати поместных Церквей. Всегда найдется греческая Церковь или балканская, сербская, румынская и другие. Например, в Германии много церквей и жаловаться на то, что там нет слова Божия, мир далек от Православия, не приходится. Там даже строятся новые православные храмы, как и в других странах. Может, в какой далекой африканской стране, где и слово Божие еще не проповедано для всего народа, нет возможности найти православной церкви. Так было после революции, когда многие эмигранты бежали из России, спасаясь от мести атеистов, и оказывались в далеком Зарубежье. Многие из них попадали туда, где не было церквей или где, может, и были храмы, но другой деноминации.

Супруги могут оказать огромную помощь ближним, просвещая их. Когда нет детей, немощь может стать великой силой, если из замкнутости выйти на свет Божий и посмотреть, сколько людей вокруг ожидает просвещения. Супруги могут интегрироваться в жизнь своей чужбины и вдали от родины стать светильниками Православия. Таким образом, духовных чад Господь сотворит им из тех камней, которые вокруг них.

В свое время в Москве жил очень дорогой мне человек – Вадим Николаевич. Он был бездетным и разведенным. Еще до войны его бросила жена, потому что он посещал храм, что противоречило политике партии, тем более что она преподавала иностранный язык в институте. Он безбоязненно стоял за веру и был гоним. Пришлось ему пройти и расстрельную камеру в Архангельской тюрьме, но Господь его сохранил. Он так и не женился. Оставшуюся жизнь он восстанавливал святые источники, в частности источник в 12 км от Троице-Сергиевой Лавры. Он собрал много свидетельств чудесных исцелений от этого источника, и предлагал построить там санаторий. Умер в 1982 году в возрасте восьмидесяти лет. Несмотря на его столь преклонный возраст, к нему до самой смерти тянулись молодые люди. Они учились на примерах из его жизни. Он был как талантливый режиссер большого оркестра, потому что обладал даром объединять людей, неся слово Божие. И ко мне относился как отец. Я посещал его через день, ведь тогда трудно было найти духовного отца. Он активно участвовал в моей судьбе.

После Владимира Николаевича я встретил другого старца, он умер недавно. Протоирей Андрей собирал вокруг себя большую семью. Нас было 15 человек, и мы все стали священниками. Он относился к нам, как отец, строго, но с любовью. Отец Андрей всегда говорил, что если Господь любит, Он бьет, если не бьет, значит, мы недостойные чада.

Нет таких непроходимых пропастей и всегда можно найти себе человека близкого по духу при желании. Надо искать и просить Бога