Завтра экзамен, а вы не подготовились к нему, потому что у вас не было времени или вы откладывали учебу на потом? Вы можете подготовиться к экзамену за один день, если будете дисциплинированы и внимательны. Лучше готовиться заранее, например, за неделю до экзамена, но бывают ситуации, когда это невозможно сделать. В этой статье мы расскажем вам, как подготовиться к экзамену за один день.

Шаги

Окружающая обстановка

    Найдите подходящее место для занятий. Вас ничто и никто не должен отвлекать - ни друзья, ни какие-либо предметы в вашей спальне. Найдите такое место для занятий, где вы сможете сосредоточиться на изучаемом материале.

    • Занимайтесь там, где будет довольно тихо и спокойно, например, в уединенной комнате или в библиотеке.
  1. Приготовьте все необходимое. Перед тем, как приступить к изучению материала, приготовьте все, что вам может понадобиться, например, учебники, конспекты, маркеры, компьютер, легкий перекус и воду.

    • Уберите все то, что будет вас отвлекать.
  2. Выключите телефон. Если смартфон не нужен вам для учебы, выключите его, чтобы он не отвлекал вас от изучения предмета. Так вы сможете сосредоточиться исключительно на изучаемом материале.

    Подумайте, стоит ли вам заниматься самостоятельно или в группе. Так как время ограничено, то, скорее всего, лучше заниматься самостоятельно, но иногда полезно изучать материал в небольшой группе, чтобы лучше усвоить концепции и термины. Решив заниматься в группе, убедитесь, что она состоит из людей, которые подготовлены не хуже вас; в противном случае эффективность работы в группе будет не очень высокой.

    Научитесь эффективно работать с учебником. Вы не запомните материал, если будете просто читать учебник (тем более, если ваше время ограничено). Читая учебник, обращайте особое внимание на краткое изложение глав и основную информацию, набранную жирным шрифтом.

    • Найдите вопросы, которые приводятся после каждой главы (или в конце учебника). Попытайтесь ответить на эти вопросы, чтобы проверить себя и понять, что вам стоит подучить.
  3. Создайте учебное пособие. Оно позволит вам лучше усвоить материал и быстро просмотреть его в день экзамена. В учебное пособие внесите важнейшие концепции, термины, даты и формулы и попробуйте изложить основные понятия своими словами. Самостоятельная формулировка концепций и их запись на бумаге позволят вам лучше понять и запомнить материал.

    • Если у вас нет времени на создание учебного пособия, попросите его у друга или одноклассника. Но будет лучше, если вы создадите ваше собственное учебное пособие, так как формулировка и запись основных понятий позволит вам лучше запомнить информацию.
  4. Готовьтесь к соответствующему формату экзамена. Если время поджимает, при подготовке к экзамену обязательно учтите его формат. О формате экзамена поинтересуйтесь у учителя или посмотрите в учебном плане, либо спросите у ваших одноклассников.

План занятий

    Создайте план занятий. Включите в него материал, который обязательно будет на экзамене, например, важные даты, определенные научные концепции, математические формулы или уравнения. Если вы не знаете, о чем будут спрашивать на экзамене, поинтересуйтесь у ваших одноклассников. Чтобы успешно сдать экзамен, важно знать, какой материал нужно выучить (особенно когда время ограничено).

    Создайте расписание занятий. Распишите весь день, предшествующий экзамену, и определите часы, которые вы посвятите изучению материала. Не забудьте выделить время на сон.

    Создайте список тем, которые необходимо изучить. Просмотрите учебник, учебное пособие и конспект и выпишите темы, которые будут присутствовать на экзамене.

  1. Вы можете использовать учебный план в процессе изучения материала. Возможно, информация в учебном плане изложена таким образом, чтобы помочь вам в изучении материала. Используйте учебный план, чтобы посмотреть на изучаемый материал с другой точки зрения и организовать информацию должным образом.
  • По окончании экзамена не говорите одноклассникам, как вы ответили на вопросы, чтобы не подрывать свой авторитет.
  • Непосредственно перед экзаменом ни в коем случае не обсуждайте ту или иную тему с вашими одноклассниками. Так вы, скорее всего, только запутаетесь. Но вы можете спросить у них то, чего не знаете.
  • Не стоит заниматься ночь напролет. Не выспавшись, вы будете чувствовать себя не очень хорошо.
  • Занимаясь за день до экзамена, вам придется усвоить массу информации, которую необходимо будет вспомнить во время экзамена. Помните, что информация, которую пытаются запомнить в кратчайший промежуток времени, быстрее забывается , что может негативно сказаться на вашей дальнейшей учебе. Поэтому лучше изучать предмет понемногу и каждый день в течение всей четверти или семестра. Таким образом вы лучше усвоите и запомните изучаемый материал.

Екатерина Додонова

Бизнес-тренер, блогер, инструктор по развитию памяти и скорочтению. Учредитель образовательного проекта iq230

1. Поймите

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат . Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

2. Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии - один из мощнейших инструментов для запоминания информации. значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

Пальцы Ассоциация
Большой «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный «Эмоции». Используйте только позитив
Средний «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

3. Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

4. Повторяйте правильно

Наш мозг можно программировать - это научный факт. Для необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз - через неделю.

5. Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга - зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге .

Приятного чтения и отличной вам памяти!

Несмотря на то, что технологии оказали большое влияние на процесс обучения, на многих курсах занятия все еще проходят в форме лекций. Умение хорошо вести конспекты, по которым можно выучить предмет – важнейший навык для успешного обучения, который станет вашим козырем на рынке труда, где конкуренция становится все выше и выше. Исследования подтверждают, что учащиеся, способные конспектировать лекции и старательно изучать свои записи, показывают более высокие результаты на экзаменах. Умение выучить конспект лекции требует должной организации и подготовки, чтобы максимально эффективно справиться с заданием.

Шаги

Подготовка к конспектированию лекции

    Создайте систему организации. Правильно организованный конспект лекций – один из наиболее важных инструментов подготовки к экзамену в вашем арсенале. Рассеянный, бессистемный, неполный и непоследовательный конспект лишь угнетает и лишает вас драгоценного времени, которое можно потратить на учебу вместо попытки систематизации обрывков. Вот несколько способов организации конспекта, которые помогут не оказаться в западне.

    • Выберите разноцветные папки и тетради для разных предметов. Например, купите зеленую папку и тетрадь для естественных наук, синюю тетрадь и папку для истории, красную тетрадь и папку для литературы и так далее. На первой странице укажите название предмета и дату, после чего начинайте вести конспект. Каждую последующую лекцию начинайте с новой страницы, снова указывая название и дату. Пропустив занятие, оставьте в тетради несколько пустых страниц и попросите у друга или преподавателя конспект, чтобы дополнить свои записи.
    • Еще один способ организации конспектов – купить скоросшиватель на три кольца, пачку офсетной бумаги, предметные разделители и папку-кармашек, чтобы складывать раздаваемые материалы и задания. Вставьте достаточное количество листов для первого предмета, затем папку-кармашек и предметный разделитель. Повторите для следующего предмета. Если у вас изменяющееся расписание, то купите два скоросшивателя. В один можно складывать материалы по естественным наукам и истории, а во второй – по литературе и истории искусства.
    • Если преподаватель разрешает пользоваться ноутбуком для конспектирования лекций, создайте отдельную папку для каждого предмета. На каждой лекции a) создавайте новый документ и выбирайте «Сохранить как», указав в названии дату и сокращенное название лекции (так вы сможете быстро ориентироваться в лекциях, когда дойдет дело до подготовки к экзамену) или b) создайте один документ, в котором вы будете указывать название и дату каждой лекции. Оставьте немного места между лекциями, а название с датой выделяйте жирным увеличенным шрифтом, чтобы они бросались в глаза при беглом просмотре.
  1. Прочитайте заданные материалы до начала занятия. Чтение перед занятием заряжает ваши важнейшие нейронные сети. Это как разминка перед занятиями спортом. Вы будете лучше воспринимать рассматриваемый предмет, быстрее впитывать и переосмыслять дополнительный материал и выделять особо значимые моменты (например, когда преподаватель тратит 10 минут на разговор о ядовитой лягушке, а не пятнистой саламандре, во время лекции по амфибиям). Во время чтения делайте пометки о сложных местах. Смотрите значение терминов, которые вы не знаете или которые не полностью поясняются в материале. Записывайте вопросы, которые можно задать на занятии, если преподаватель не рассмотрит их во время лекции.

    • Иногда преподаватели выкладывают материалы занятий в интернет, включая лекции, тексты для чтения и полезные ссылки. Если это не указано в программе занятий, то спросите преподавателя, где можно взять эти материалы.
    • Если преподаватель использует электронные материалы на занятиях, но не выкладывает их онлайн, то попробуйте попросить об этом.
  2. Просматривайте конспекты предыдущих лекций. Перед занятием просмотрите свои конспекты предыдущих лекций, чтобы освежить знания. Записывайте все возникающие вопросы и задавайте их во время лекции. Просмотр конспектов поможет лучше погрузиться в новую лекцию, особенно когда занятия связаны тематически. Также вы будете слушать материал более внимательно, что крайне полезно для запоминания.

    • Повторение перед каждым занятием позволит добиться эффекта умножения, благодаря чему изучение всех последующих лекций будет даваться куда проще.
    • Вдобавок, вы всегда будете готовы к неизбежным и ранее пугающим внеплановым контрольным!

    4П: пересматривайте, приводите в порядок, повторяйте и переваривайте информацию

    1. Подходите к пересмотру стратегически. Многократное прочтение лекций за короткое время (как правило, за день до экзамена) является распространенным делом, но исследования показали, что это крайне неэффективная стратегия изучения. В конце концов, наш мозг – не видеорегистратор. Тем не менее, прочтение конспектов разных лекций более одного раза весьма полезно, если делать это правильно. Есть два способа наиболее эффективного пересмотра конспектов: разделение по времени и смешивание тем.

      Приводите записи в порядок. Сделайте краткое обобщение конспекта в день лекции, но не позднее следующего дня. Выделив ключевые моменты, идеи, даты, имена и примеры из лекции, перепишите выводы собственными словами. Перефразируя текст лекции, вы напряжете свой мозг. Чем чаще напрягать мозг, тем лучше он работает (не зря же говорят, что «движение – жизнь»). Наконец, запишите все возникшие у вас вопросы, чтобы в дальнейшем найти на них ответы.

      Повторяйте информацию наизусть. Просмотрите конспект, выводы, концептуальную карту или план в течение нескольких минут. Затем повторите информацию вслух своими словами. Повторите 2-3 раза, а затем задействуйте временные интервалы, определенные в пункте по разделению времени.

      • Повторение наизусть – один из наиболее активных способов изучения и запоминания. Он помогает выявлять пробелы в памяти и понимании, конкретизировать ключевые идеи, проверить общее восприятие и найти связи между концептами.
      • Можно сделать карточки-подсказки. Возьмите упаковку небольших карточек и запишите на них ключевые слова (никогда не пишите полные предложения) или идеи, даты, схемы, формулы или имена, после чего начните рассказывать вслух. Если вы составляли их согласно плану, то лучше сначала перемешать их. Это возврат к идее о том, что смешение информации заставляет мозг работать интенсивнее и более надежно сохранять информацию.
    2. «Переварите» информацию из конспекта. Обдумывание – это процесс вдумчивого, глубокого размышления о материале. Мы лучше запоминаем то, что можем персонализировать, поэтому обдумывание и соотнесение запомненного материала с нашим опытом особенно полезно. Вот несколько примеров вопросов, которые можно задать себе, чтобы усилить мыслительный процесс. Для оптимизации мыслей записывайте свои ответы от руки, составляйте планы или схемы, либо записывайте мысли на диктофон.

      • «Что такого важного в этих фактах?»
      • «Как я могу их применить?»
      • «Что еще мне нужно знать, чтобы собрать все элементы в целостную картину?»
      • «Что из моего личного опыта относится к этой информации?»
      • «Как это все соотносится с тем, что я уже знаю или думаю об окружающем мире?»

      Самопроверка в процессе изучения

      1. Трансформируйте конспекты лекций в карты-подсказки. Исследования подтверждают, что студенты, использующие карты-подсказки при подготовке к экзаменам, получают более высокие оценки, нежели те, кто их не использует. Получается, что это простой способ улучшить свою оценку. Вам понадобится упаковка небольших карточек, карандаш, ручка или маркер, который не проявится на другой стороне бумаги. Сначала напишите краткий вопрос с одной стороны карточки, а затем на другой укажите ответ. Выберите первую карточку, прочитайте вопрос и дайте на него ответ. Переверните карту и проверьте правильность своего ответа.

        • Соберите все карточки-подсказки в одну стопку, не разделяя их на несколько стопок. Это создаст пространственный эффект, улучшающий запоминание.
        • Проработав все карточки по нескольку раз с определенным интервалом, отложите те, с которыми у вас не возникло проблем, чтобы сосредоточиться на остальных.
      2. Создайте карточки-концепты. Они отличаются от подсказок тем, что акцентируют внимание не на отдельных фактах, а на взаимосвязях идей и фактов, что весьма полезно при подготовке к экзамену. Как и в случае с подсказкам, купите набор небольших карточек и карандаш, ручку или маркер, который не проявится на другой стороне бумаги. С одной стороны напишите ключевую идею, термин, имя, событие или процесс. С другой стороны напишите определение этого слова, не вдаваясь в подробности, а также приведите 3-5 связанных концептов. Используйте карточки для самопроверки по каждому слову, написанному на лицевой стороне.

        • Среди концептов, относящихся к слову, могут быть примеры, обоснование важности, связанные вопросы, подкатегории и другая аналогичная информация.
        • Для карточек-подсказок и карточек-концептов рекомендуется использовать отдельные файлы или упаковки для хранения. Они могут быть различных расцветок и соответствовать цветам, выбранным для конкретных предметов (если вы выбрали такой способ организации конспектов).
        • Можно носить обе стопки карточек с собой, чтобы повторять материал в свободные моменты (в очереди к доктору, в автобусе или на перемене между занятиями).
      3. Сделайте практические задания для самопроверки. Самопроверка – это одна из наиболее эффективных стратегий обучения, которую следует использовать регулярно. Она заставляет наш мозг находить информацию и усиливает нейронные проводящие пути для улучшения памяти. Возьмите свой конспект и составьте вопросы на основе материала каждой лекции. Составляйте вопросы с выборочным ответом, альтернативные вопросы, требующие краткого ответа, вопросы на заполнение полей и темы сочинений. Отложите их в сторону на пару дней, а затем регулярно работайте с ними в процессе подготовки к экзамену.

        • После первого экзамена по предмету вы нередко будете знать, какому формату работы отдает предпочтение ваш преподаватель. Если это вопросы с выборочным ответом, то в следующий раз вам лучше сосредоточить свое внимание на таких вопросах.
        • Составляя практические контрольные вопросы, пытайтесь предвосхитить и предугадать вопросы, которые могут встретиться на экзамене. Ищите в своих записях причинно-следственные связи, примеры и предположения, определения, даты, списки и схемы.
        • После первого экзамена изучите вопросы с неправильными ответами. Снова возьмите конспекты и проверьте наличие в них нужной информации. Возможно, она была в ваших тетрадях, но вы сочли такие данные несущественными. В дальнейшем это поможет вам не только правильно составлять вопросы, но также грамотнее относиться к конспектам лекций.

      Другие способы активного изучения конспектов

      1. Работа с партнером по учебе. Обучая других, вам приходится перефразировать и глубже перерабатывать информацию, чтобы облечь ее в свои слова, благодаря чему вы сами лучше запоминаете материал, перейдя на новый уровень! Итак, выберите лекцию и вкратце просмотрите свои конспекты по теме. Расскажите лекцию своему партнеру по учебе и попросите задать вам вопросы, направленные на конкретизацию высказанных идей. Потом поменяйтесь ролями, чтобы подготовиться по всем нужным предметам.

        • Дополнительный плюс подхода кроется в том, что вы почти наверняка выявите места, которые изначально посчитали недостаточно важными для изучения, но позднее партнер убедил вас в обратном. Также это помогает заполнить пробелы в ваших записях, поскольку партнер по учебе может сообщить такую информацию, которую вы не успели записать.
        • Можно вдвоем или поодиночке составлять контрольные вопросы друг для друга.
      2. Учебная группа. Это еще одна возможность не только изучить свои конспекты, но также: a) заполнить пробелы в записях, b) окинуть материал ваших конспектов свежим взглядом и c) увидеть другие подходы к учебе. Сформировав учебную группу, следует выбрать лидера, который будет следить за работой группы и отправлять напоминания. Определите время, частоту и продолжительность встреч. На встречах просматривайте конспекты и другие материалы со своими одногруппниками, чтобы делиться информацией и решать сложные вопросы. Также можно по очереди выступать в роли лектора и составлять контрольные вопросы.

      3. Изучайте конспекты путем комплексных опросов. Метод комплексных опросов a) стимулирует изучение и запоминание посредством вопроса «Почему?» при прочтении материала и b) является более эффективным способом подготовки (согласно исследованиям), нежели другие общепринятые подходы вроде использования мнемонических приемов и выделения информации. Просматривая конспекты, периодически останавливайтесь, спрашивайте себя «почему?» и давайте ответ на вопрос. Вопросы могут носить общий или конкретный характер.

        • Общий вопрос: «Почему это имеет смысл?», «Почему это неожиданно, если принять во внимание мои знания данной темы?»
        • Конкретный вопрос: «Почему информация остается в кратковременной памяти только на 18 секунд, если ее не повторить?», «Почему зубрежка часто приводит к плохим оценкам на экзамене?»
        • Эта техника эффективна, поскольку заставляет вас пересмотреть уже имеющиеся знания, критически обдумать информацию, установить связи и дать ответ своими словами. Проще говоря, этот метод подготовки помогает подавать информацию непосредственно в мозг.
      1. Киевра К. А. (1985b). Поведение студентов во время записи лекций и эффективность предоставления записей преподавателя. Современная психология образования, 10 (4), 378-386.
      2. http://www.baylor.edu/support_programs/index.php?id=42438
      3. http://www.intropsych.com/ch06_memory/spacing_effect.html

«Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память » Иоганн Вольфганг фон Гёте (немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель).

Для каждой роли актеру приходится заучивать большое количества текста, при этом, в отличие от телеведущего или преподавателя, у него нет возможности заглянуть в конспект.

Но, конечно же, не только актерам полезно укреплять и развивать память, а любому человеку будет только на пользу овладеть навыками запоминания большого объёма информации.

Методик и упражнений для развития человеческих способностей существует великое множество. Так, руководитель и основатель образовательного портала 4brain – Евгений Буянов, на страницах своего проекта собрал наиболее значимые и интересные методики развития в человеке разных ментальных навыков, и все ради одной важной цели: «в наше время в интернете сложно найти что-нибудь стоящее: что можно прочитать и потом рассказать внукам в старости; чему можно научиться, чтобы сделать мир лучше; что сделает нас немного мудрее и толерантнее» . Пройдя по , вы сможете найти большое количество полезных, увлекательных приемов, правил и техник, направленных на повышение уровня развития памяти и способности целенаправленного запоминания. Вся методика обучения способам запоминания, представленная на данном сайте очень проста и доступна каждому.

Чем больше вы узнаете о способности памяти, тем легче вам будет общаться с ней на «одном языке», а значит, вы будете понимать друг друга долгие годы, оставаясь при этом «верными друзьями».

Итак, не торопитесь приступать сразу же к упражнениям. Для начала давайте определимся, какой вид памяти, развит именно у вас лучше всего.

Так, Наполеон, обладал, моторной памятью (всем нам прекрасно помнится его феноменальная память на имена). Человеку, обладающему акустической памятью , нужно слышать то, что он учит. А это говорит о том, что лучший для него вариант – заучивать вслух. Опорой памяти для людей визуального восприятия , служит обдуманное расположение ключевых слов (раскрашивание, рисунок, схемы).

Также важно определить при выборе способа запоминания текста:

  • Какого типа текст (какой сложности, тематики)
  • Насколько подробно необходимо вам его запомнить
  • На какое время

Итак, давайте, чтобы раз и навсегда выявить ваш тип памяти, мы с вами проведем один тест. Называется он «Тест на определение типа памяти» . Вам для этого понадобиться три листа бумаги, обязательно пронумерованных.

Прочитайте вслух слова:

  • Лампа
  • Груша
  • Карта
  • Дождь
  • Гусь
  • Обруч
  • Собака
  • Лист
  • Газета

Запишите то, что запомнили на первом листе.

Теперь прочитайте слова про себя, и обязательно представляйте эти предметы:

  • Чайник
  • Самолет
  • Бабочка
  • Ноги
  • Лошадь
  • Доска
  • Свеча
  • Хлеб
  • Книга
  • Велосипед
  • Луна

Вновь запишите, что запомнили, используя лист №2.

А теперь прочитайте слова и «запишите» их в воздухе:

  • Заяц
  • Лыжи
  • Самовар
  • Топор
  • Лодка
  • Поездка
  • Загадка
  • Стул
  • Печенье

Запишите все, что смогли запомнить на третьем листе.

Вот теперь выводы: если больше совпадений на листе №1 – у вас аудиальная память. На листе №2 – зрительная память, на листе № 3 – кинестетическая.

Приемы быстрого запоминания текста

«Помнить - это все равно, что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего » Максим Горький.

У каждого профессионала « речевой» профессии есть свои приемы, секреты быстрого запоминания огромной по объему информации или же текста.

В книге «245 простых упражнений по системе Станиславского» Эльвира Сарабьян приоткрывает нам завесу этих тайн.

И вот только некоторые фрагменты этой увлекательной книги:

  • Текст мгновенно «всплывает» в памяти, если принять позу, которая принималась в театре, в гриме и костюме…то есть необходимо войти в нужный образ. В общем, идею вы уловили!
  • Также книга наполнена всевозможными действенными советами, среди них и чтение материала вслух. И желательно только повторять ту часть, которая меньше всего поддаётся запоминанию. Не забывайте делать перерыв, отдыхать.
  • Обязательно тренируйте образные способности (есть такой даже метод «Мнемотехника (метод ассоциаций)» все о данной методике читайте на .

А теперь давайте поиграем в игру «Катена» для развития креативного мышления, описанную в книге Гарри Лорейн «Суперпамять» . Играть можно как одному, так и в компании. Правила очень просты. Возьмите любыми два слова. Необходимо взять их цепочкой слов-ассоциаций (то есть между словами должно быть хоть что-то общее, или же наоборот противоположное).

Пример: Часы и Облако .

Решение: Часы – Время – День – Солнце – Небо – Облако.

Придумывайте свои ассоциации, развивайте креативное мышление. И обязательно пройдите урок « » .

Возможно, вы уже слышали о « Методе Цицерона» или его еще называют «метод дорог» для запоминания последовательности слов. Чтобы воспользоваться методом, необходимо заранее подготовить «дорогу» (матрицу образов).

И суть его в следующем: вы должны взять первое слово и создать ассоциацию с первым образом вашей матрицы. И так с каждым словом. А процесс «вспоминания» слов будет работать на вас, когда вы мысленно воспроизведете образ, соответствующий данному слову.

Вот еще несколько действенных способов, позволяющих качественно, а главное быстро запомнить материал (будь то стих, роль или доклад):

  • Прочитав текст, выделите в нем основную, главную мысль
  • Читая текст, обращайте внимание на подробности
  • Проводите параллели с уже имеющимися у вас знаниями
  • Ставьте себе обязательно внутренние установки на запоминание — активно работайте как с собой, так и с текстом. Учите только с желанием
  • Небольшого объема тексты, эффективнее всего заучивать перед сном
  • Объемную (большую) информацию делите на части, не пытайтесь все освоить в один день
  • Связывайте запоминание материала с хорошо известными вам явлениями (музыкой, цветами, числами)
  • Стимулируйте себя, вознаграждайте свой труд (вкусным обедом, долгожданной покупкой)
  • Если вам предстоит запомнить иностранный текст, обязательно предварительно сделайте точный его перевод
  • Все сложное, старайтесь максимально упростить
  • Всесторонне используйте различные органы чувств
  • Старайтесь взглядом охватывать как можно больше слов (развивайте периферическое зрение). Для этого используются, в том числе .
  • Читайте, учите только на свежую голову
  • Работайте с текстом в комфортных условиях (хорошее освещение, отсутствие внешних раздражителей)
  • Высыпайтесь (тем самым вы значительно повысите производительность вашей памяти)

Есть еще один весьма эффективный метод быстрого запоминания текста – при помощи пиктограмм (то есть, прибегая к помощи графических образов). Принцип его точно такой же, как в методе дорог. Нарисованная вами картинка и есть способ быстрого воспроизведения нужных слов или предложений.

Вот и все на сегодня. Нагружайте свою память, ведь как говорил Наполеон I: « Голова без памяти - все равно, что крепость без гарнизона ». Если интересуетесь вопросами развития мышления более глобально — обратите внимание на курс .

Дорогие друзья, мы будем очень рады, если вы поделитесь с нами не только своими впечатлениями от материала, изложенного нашей командой, а самое главное, результатами своих усилий. Мы этим самым еще раз удостоверимся, что наш труд не напрасен. Оставляйте, пожалуйста, свои отзывы и комментарии в строке ниже.

Удачи вам и отличной памяти!

Екатерина Додонова

Бизнес-тренер, блогер, инструктор по развитию памяти и скорочтению. Учредитель образовательного проекта iq230

1. Поймите

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат . Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

2. Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии - один из мощнейших инструментов для запоминания информации. значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

Пальцы Ассоциация
Большой «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный «Эмоции». Используйте только позитив
Средний «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

3. Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

4. Повторяйте правильно

Наш мозг можно программировать - это научный факт. Для необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз - через неделю.

5. Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга - зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге .

Приятного чтения и отличной вам памяти!