Песочница по-прежнему остается излюбленным местом для малышей. Задача родителей состоит в том, чтобы сделать это процесс наиболее безопасным и интересным детей.

Польза игр с песком:

Игры с песком считаются полезными развлечениями для детей в возрасте 3-5 лет.

1. Играя с песком, малыш развивает мелкую моторику рук.

2. Насыпая в формочки песок и выкладывая песочные фигурки, ребенок тренирует координацию движений, прививает точность и аккуратность.

3. Создавая из песка различные фигуры и постройки, ребёнок развивает свою фантазию и воображение.

4. Наблюдения и опыт психологов показывают, что игра с песоком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.

5. Если в песочнице играют несколько детей, то они в игровой форме учатся основам общей жизни в коллективе.

Опасности при играх с песком

Не стоит забывать что в песочнице ребенок подвергается опасности - и может заразиться различными весьма неприятными болезнями.

Игры с песком приводят к возможности подхватить зараженные яйца гельминтов - это наиболее распространенное заражение детского организма. Чаще всего игры с песком приводят к заражению тремя видами гельминтов: острицы, аскариды, и токсокары.

Кроме того, не стоит забывать, что во время таких игр ребенок может заразиться через других детей различными неприятными инфекциями, вроде дизентерии или грибковых заболеваний (например, стригущий лишай).

Меры предосторожности во время игр с песком

1. Задуматься над местом для игры с песком. В обычных песочницах во дворах или детских садах можно легко подхватить болезнь, поскольку к ним имеют доступ бродячие животные, а люди бросают окурки, бутылки и прочий мусор.

2. Поэтому следует задуматься над тем, чтобы повести ребенка на пляж. Под лучами солнца многие личинки погибают, от высокой температуры, что несколько снижает вероятность, что ребенок что-то «подхватит».

3. Объясните малышу, что песок нельзя есть, ним нельзя кидаться в других детей, а также ломать чужие постройки. Однако, несмотря на эти объяснения, совсем маленьким карапузам все равно требуется присмотр взрослых, во избежание неприятностей.

4. Лучше отложить игры с песком, если у ребенка есть открытые ранки.

Правильная песочница

1. Чистую песочницу для своего ребенка можно организовать на дачном участке. Для этого вы можете использовать готовые песочницы, предлагаемые магазинами или сделать песочницу своими силами.

2. Песок для песочницы детских площадок можно набрать на ближайшем берегу водоема или купить несколько мешков песка в магазине для садоводов.

3. Прежде, чем высыпать песок в песочницу, его необходимо просеять, чтобы удалить из него камни и другие посторонних предметов.

4. Позаботьтесь о том, чтобы в ночное время песочница была накрыта - такая мера предосторожности изолирует песок от животных.

Правила после игры с песком

1. После игры в песочнице, необходимо обязательно помыть хорошо руки, переодеть ребенка в чистую одежду и вымыть обувь.

2. Примерно раз в месяц необходимо сдавать анализ кала на выявление яиц гельминтов, не зависимо от того, насколько часто ребенок играет с песком. Это позволить обнаружить гельминтозу на ранней стадии и вылечить ее без последствий для здоровья малыша.

Консультация для родителей: "Игры с песком"

Цель: Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.

Образовательные задачи: формирование навыка экспериментирования с песком; обогащение тактильного опыта у воспитанников;

Развивающие задачи: развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.

Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Образовательные области: "Здоровье" продолжать вызывать желание заботиться о своем здоровье.

Оборудование:
стол с песком; столы и стулья на каждого ребенка; тарелочки с песком по количеству детей; магнитная доска; картинка улыбающегося солнышка; мелкие предметы (макароны; бусины; фасоль), вода и салфетки для мытья рук.

Педагог: Здравствуйте ребята, поздоровайтесь с гостями. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку.
Ребята, а знаю такую волшебную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает все кругом своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, которым можно играть, из которого можно строить замки. Хотите туда отправиться?
А солнышко, которое светит нам с мольберта, знает туда дорогу.
Ребята повторяйте за мной:
Проснулось солнышко и сладко зевнуло (Поднять руки вверх), Солнышко лучик тебе протянуло (Протянуть руки в центр круга), Солнышко щечку тебе полоскало (Погладить ладонями щечки), Доброй дороги тебе пожелало! (Прижать ладони к груди).
И вот мы уже в волшебной стране.
Дети подходят к столу с песком.

Посмотрите ребята, что это? Ответы детей, песок. Правильно - это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним.
Но прежде, чем мы начнём играть с песочком, давайте повторим правила игры с песком:
1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
2. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
4. Нельзя вдыхать песок - будет трудно дышать!
5. После игры с песком – помой руки!
Педагог: Молодцы! Все правила запомнили!
Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберем пальчиками. Какой он на ощупь?
Ответы детей: теплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный.
Давайте аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем, как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давайте представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по теплому песочку от края стола к центру и за тем обратно.
Пошли пальчики гулять, Долго, долго шли пешком, А затем бегом, бегом, Немного поскакали. И в конце пути упали.
Ребята давайте поиграем в игру «Необыкновенные следы». Посмотрим, как идёт медведь.
«Идёт медведь» - сжимаем руки в кулачок и с силой надавливаем на песок.
Мишка косолапый
По лесу идет, Топ-топ-топ..

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.


«Ползёт змея» - расслабленными/напряженными пальцами рук делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползет она в большой тоске,
Ползет куда попало.


«Бежит сороконожка» - двигаем всеми пальцами, имитируя движение.
У сороконожки заболели ножки.
Видишь на дорожке снятые сапожки?


Педагог: Посмотрите, какие получились интересные следы, сколько их много и все они разные.
А теперь, я прошу вас подойти к столам и сесть на стулья. Молодцы!
Педагог: (Обращает внимание на солнце на мольберте). Ребята, посмотрите, как ярко светит наше солнышко. Так и хочется понежиться под его лучами. Наши глазки не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глазки сильно-сильно, откроем. Уже легче смотреть на солнце. Еще раз зажмурим, сильно-сильно, откроем. Поморгаем. Привыкли глаза. Теперь солнышко не кажется таким ярким.
Сейчас я приглашаю родителей помочь детям справиться со следующим заданием.
Перед вами стоят тарелочки с песком, вам нужно нарисовать пальчиком солнце (рисуем круг и лучики), а затем мамы помогут вам украсить лучики разными мелкими предметами.
Игра – упражнение «Песочное солнце»
Цель: Создание мандалы на песке, с использованием мелких предметов (макарон; бусин; фасоль). Ребёнок на песке рисует круг, совместно с мамой украшает лучики солнца различными предметами.


Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы ребята! Все справились с заданием. Наши солнышки нам улыбаются, давайте мы тоже улыбнемся им.


Педагог: Дорогие мамы, все эти несложные и интересные упражнения, вы сможете проделать совместно с детьми во время игры, на летнем отдыхе, прогулки во дворе и даже в домашних условиях, если позаботитесь о запасах песка. Вместо песка можно использовать различные виды круп, соль, а чтобы игра казалась интереснее, песочек с помощью пищевых красителей можно покрасить в яркие цвета.
Игры с песком отлично развивают воображение ребёнка, мелкую моторику рук, делают пальчики чувствительными, обогащают тактильный опыт и конечно вызывают положительные эмоции.
Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком - помой руки!

РАЗ - ПЕСЧИНКА, ДВА - ПЕСЧИНКА…
Дети играют с песком

Отдых с малышом - как это прекрасно! Научимся «отпускным» играм на песке. Узнаем их сами и научим своих малышей. Игра - это то, что больше всего на свете любит каждый малыш и то, что спасет взрослых от его капризов; игра - это то, что позволит не устать от недельного (двух-, трех-, … недельного) пребывания на пляже, и то, что позволит не тратить последние деньги на 33-й воздушный шарик. Поиграем?

Лето в разгаре. И ваш малыш в сопровождении взрослых все больше и больше времени проводит на свежем воздухе, в идеале - он проводит это теплое и солнечное время за городом, может быть, возле речки или моря, загорает на пляже, вволю купается и играет на берегу с водой и песком.

А там, где есть песок, есть море - море возможностей для игры с ним. Тем более, что песок для ребенка - неизведанная вселенная, которая доброжелательно предоставляет ему возможность удовлетворить свое природное, естественное желание: исследовав свойства этого уникального строительного материала, построить волшебный замок и украсить его веточками и камушками, возвести огромную башню и тут же разрушить ее.

Правила поведения во время игры с песком

Раз уж так повезло, и теплый ласковый песочек массажирует наши пяточки, нужно постараться сделать все от нас зависящее, чтобы получить максимальное удовольствие от отдыха самим и оставить приятные воспоминания у нашего крохи. Поэтому, задавшись вопросом: «Что же может огорчить наш отдых?» - моментально найдем ответ: конечно же, травма или болезнь ребенка. Чтобы избежать неприятного недоразумения, стоит соблюдать некоторые меры предосторожности во время игры малыша на пляже (так же, как и в любом другом месте).

Прежде всего, осмотрите место, где собираетесь «бросить якорь». Чистая территория, отсутствие торчащих из земли прутьев или колышков, а также колющих или режущих предметов - такое место вполне подойдет для нашего крохи.

Конечно же, если предстоит процесс увлекательного погружения в песчаную вселенную, у ребенка не должно быть порезов на руках, а также игры с песком нежелательны в период обострения кожных заболеваний.

Малыша стоит познакомить с правилами поведения, исполнения которых вы будете требовать от него во время игры с песком.

  • «Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей». Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
  • «Песочек любит, когда у детей чистые ручки и носики». Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки.
  • «Песок не любит, когда разрушают его замки (города, гаражи и т.п.)». Нельзя разрушать то, что построили из песка другие дети.

И, коль организационные моменты успешно пройдены, можно смело преступать к Ее Величеству Игре - игре с песком в данном случае.

Здравствуй, песочек!

Что ж, пришла пора поближе познакомиться с песком. А с чего начинается любое знакомство? Конечно, с приветствия. Как? Да просто различными способами дотрагиваемся до песка.

  • Предложите малышу дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно - «Здороваются пальчики».
  • Пришла пора поздороваться кулачкам - легко или с напряжением малыш сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его из ручки.
  • «Ладошка здоровается с песочком» - дотронутся до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной.
  • «Ручки радуются песочку» - перетираем песок между пальцами, ладонями.
  • Можно заранее заготовить маленький сюрприз - спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка...»

На заметку. Кроме приятного времяпрепровождения, когда вы общаетесь с ребенком на равных, вы еще развиваете мелкую моторику - что просто замечательно, не так ли?

Песочек в ответ также хочет поздороваться с малышом. Как? Песочным дождиком! Взрослый набирает в кулак песок и медленно сыплет его на руку малыша. Песочек может поздороваться и с каждым пальчиком отдельно - тогда взрослый сыплет песочек на отдельные пальчики.

Чтобы внести разнообразие, можно предложить ребенку закрыть глаза и положить на песок ладонь с расставленными пальчиками; взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок, закрыв глаза, называет этот палец. Затем меняются ролями - теперь угадывает уже взрослый.

Оставляем «необыкновенные следы»

Продолжаем игру, придумывая, кто бы мог пройти по этому песочку.

  • «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
  • «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
  • «Ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
  • «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).
  • «Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

На заметку: Играя с песочком подобным образом, развиваем у малыша тактильную чувствительность и воображение.

«Кап-кап-кап, дождик пошел»

Пора увлажнять песочек. Можно «маленьким дождиком» - намочив руки, оставляем капельки на песке, а можно целым ручейком, поливая из ведерочка. Мы замечаем, как он изменяется (становится темнее, уже не рассыпается).

А можно просто попробовать построить что-либо из сухого песка, который находится вдали от воды и из увлажненного, которого нежно смочила водичка реки или моря - и сравнить результаты.

На заметку: Изучая свойства песка, учим малыша сравнивать, анализировать и делать выводы - согласитесь, полезное дело, в жизни пригодится.

Погружаемся в песочек

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращаем внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапываем каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого можно раскапывать руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки). Усложнение (для детей постарше) - раскапывая руку, нужно не дотронуться до нее.

Чтобы разнообразить игру для более взрослых малышей, взрослый показывает ребенку игрушку - «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Но: будьте внимательны, чтобы, увлекшись подобной игрой, вы не оставили в песочном царстве все свои игрушки.

Узоры на песке

А еще можно научить малыша управлять вдохом и выдохом, если вы захватили с собой (абсолютно случайно!) одноразовые трубочки для коктейля. Для этого достаточно просто дуть на песочек через трубочку. Можно предложить ребенку при выдохе легко подуть на свои ладони с песком, сдувая с них песчинки.

Можно оставлять узоры на песке, когда взрослый пальцем, ребром ладони, палочкой рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастом малыша), простые или сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Заметим, что на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки и вообще - любые изображения. Поэтому на мокром песке можно попробовать нарисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.

Научите малыша создавать из песка города и леса (используя при «строительстве» не только влажный песок, но и веточки, цветочки, камушки - все, что находится под рукой), озера (делая в песке углубления и наполняя их водой) и острова.

Почему игры с песком - это хорошо?

Потому что:

  • Через игру в песке у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности
  • Во время игры с песком устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком. А это укрепляет доверие малыша к миру.
  • В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения ребенка.
  • В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в социуме.
  • Родители становятся для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Если малыш боится песка

Пусть не боится - просто не проявляет должного интереса к такому сыпучему золотому веществу. Да, иногда случается и такое. Если песок не вызывает положительных эмоций, не спешите завлечь ребенка интересной игрой. Покажите малышу, как вы сами испытываете удовольствие, играя с песком, пересыпая его или просто дотрагиваясь до него. Наблюдая за вашими эмоциями, ребенок достаточно быстро начнет повторять за вами различные манипуляции с песочком.

Некоторые дети могут испытывать страх перед полным погружением рук в песок. Не стоит настаивать или форсировать события - чуть позже он с удовольствием будет играть с вами, если малышу представится возможность достаточное время наблюдать за подобной игрой родных взрослых.

Ах, как интересно наблюдать за крохой, который, кряхтя от усердия, старается набрать в лопатку песочек. Или долго и тщательно украшает цветочками и листиками песочный тортик. О чем говорят подобные действия малыша? О том, что ему это ИНТЕРЕСНО! А это облегчает нашу задачу создать легкий отдых себе и малышу. Ведь поддержать интерес, развить его и увлечь ребенка гораздо легче, если первоначальная заинтересованность у крохи уже есть.

Играйте сами и увлекайте за собою малыша! Приятного вам отдыха!