методическая разработка


Духовно-нравственное воспитание дошкольников

в рамках ФГОС ДО
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран современного гаджета, электронной книги, планшета, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ. В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования. Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).
В области воспитания дошкольников всесторонне был исследован процесс формирования духовно-нравственных основ. Понятия «нравственный» и «духовный» определяются следующим образом: Так, С.Я. Рубинштейн считает, что «духовность» - это состояние близости души, внутреннего мира человека. Р.С. Буре полагает, что «нравственность» - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. По мнению Н.А. Ветлугиной, в сфере личностного развития воспитание должно обеспечить: - готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; - готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»; - укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; - формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; - развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; - трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; - осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать; - свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями; Важное место в воспитании основ нравственности играет семья. Невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Именно с воспитания любви к родителям, уважения к семейным традициям начинается любовь к людям, родине, отчизне, об этом говорится во всех системах воспитания детей, начиная с древности и по наши дни. Прежде всего, духовно-нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. В формировании нравственных представлений важную роль играет и знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.), так как именно они вмещают в себя все ценности родного языка. Ключевой ролью роль детского сада является - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края. Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо
формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям. Задача, стоящая перед педагогом – из огромного количества впечатлений, который получает ребенок, отобрать, наиболее доступные ему: о природе и о мире животных дома (детского сада, родного края); о труде людей, традициях, общественных событиях и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить. Воспитатель должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является наиболее характерным для данной местности или данного края. Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И. Пирогов.
Список информационных источников
1. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика, 2009 г.; 2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012г.; 3. Журнал «Современный детский сад» №5 2015г.; 4. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988; 5. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой. М.: «Просвещение», 1975г.; 6. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»; 7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014г.;
8. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013г.;

Современная образовательная система все больше выдвигает на первый план необходимость воспитания нового типа личности. Этому аспекту посвящены многие программы профильных, научных организаций. Духовно-нравственное воспитание в рамках ФГОС предполагает педагогическую поддержку становления высоконравственного, ответственного молодого гражданина , наделенного инициативой, компетентного.

Духовно-нравственные ценности , которые общество старается привить своей смене, условно делятся на три группы:

  • семейные, пропагандируют заботливые, бережные связи, любовь и верность по отношению к своим близким, опеку младших, уважение к старшим;
  • культурные, основанные на фольклоре, национальных традициях, проповедующие красоту, гармонию;
  • патриотические, развивающие у детей любовь к Родине, желание ей служить, уважительное отношение к закону и правопорядку.

Духовно-нравственное воспитание, его современные проблемы

Социально-нравственное воспитание закладывает базовые характеристики личности, которые позже дают о себе знать, проявляясь в поведении и деятельности. Развитые нравственные качества реализуются через уважительное отношение к ценностям общества, стремление быть полезным. Нравственный человек придерживается определенных рамок и целей.

Сегодня молодое поколение окружено множеством как позитивных, так и негативных влияний. Сильное воздействие оказывают средства массовой коммуникации , различные явления среди окружения. На еще неокрепший интеллект, молодые чувства, несформированную сферу нравственности производят впечатление такие базовые «ценности» современности как стремление к наживе, желание бесконечно потреблять и развлекаться. Следование им разрушает страну и неокрепшие души.

Родители слишком заняты, всецело полагаются на школу, школа же устранилась от воспитания, занимается только преподаванием. Учебное заведение должно не только учить, но и воспитывать человека . Основой развития должны стать литература, отечественная история. Бывает, что учителя негуманитарных предметов, химии или физики, становятся для воспитанников нравственными идеалами. Преподаватель, который ведет себя в соответствии с тем кодексом, который декларирует, становится старшим другом и образцом для взрослеющих детей.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

В России утверждена не так давно Стратегия развития воспитания, которая рассчитана до 2025 года. Стандарт ориентирует на решение ряда задач, одним из основополагающих принципов которого назван целостный образовательный процесс, опирающийся на духовно-нравственные, социокультурные правила и нормы.

Главной целью озвученной концепции является определить принципы, пути развития и . Согласно ей, деятельность ДОУ и школы должна иметь своей целью формирование патриота, сознательного гражданина.

Концепция подробно детализирует:

  1. Основные задачи воспитательного процесса.
  2. Векторы педагогической деятельности.
  3. Систему построения воспитательной деятельности.
  4. Формы и методы, применимые в процессе работы над духовно-нравственным развитием.

Документ указывает на необходимость целого комплекса мер, которые нужно осуществлять на уроках и во внеурочное время, вовлекая детей в разнообразную внешкольную деятельность. Эта работа не рассчитана исключительно только на школу, педагогам необходимо быть тесно связанными с родителями, общественными сообществами.

Читайте еще: Методы и формы нравственного воспитания

Базовые национальные ценности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС

Ранний возраст – тот важный период, когда ребенок познает мир общественных ценностей. В это время закладываются основы нравственных установок, которые в дальнейшем определяют отношение взрослого к миру и его проявлениям. У маленького человека складывается представление о себе, о близком и более широком окружении. Самое время знакомить малыша с нравственными нормами посредством разнообразной и интересной деятельности.

Одну из важных ролей в становлении детских нравственных ориентиров играет изучение родного языка. ФГОС берет во внимание принцип этнокультурного развития, образовательная программа реализуется на родном языке.

Именно в фольклоре сохраняются особенные национальные черты. Сказки, пословицы и поговорки очень тонко подмечают различные житейские ситуации, подчеркивают положительные и негативные стороны человеческого характера. Здесь есть полный набор рекомендаций, где ярко проявляется народное представление о воспитанном человеке, что способствует правильному духовно-нравственному развитию.

Народные праздники, которые проводятся в ДОУ, — это яркая форма отдыха для воспитателей, родителей и детей, объединяющая их совместными действиями, переживаниями.

По мнению многих авторитетных священнослужителей, «ценности», вокруг которых правительство пытается объединить народ, превращаются в абстрактные понятия, если оторваны от христианской этики. Разговоры о добре, совести, нравственном долге – это неплохо. Но говорить о конструкции духовно-нравственных установок как результате культурного развития России, не упоминая христианство, нельзя. Оно стало главным образующим фактором того, что сейчас называют российской культурой.

По ФГОС, основными задачами воспитания у детей дошкольного возраста высокой духовности и нравственности называются:

  • формирование доброго отношения к людям и природе;
  • пробуждение чувства сопричастности к народному наследию;
  • осознание своих национальных особенностей, внушение чувства уважения к своей нации, представителям других народностей;
  • формирование доброжелательных коллективных связей, сочувствия, дружелюбия, сопереживания к товарищам;
  • внушение уважения к труду;
  • создание основ патриотизма, гражданственности.

Тематический семинар:

Духовно-нравственное воспитание школьников

Как в условиях традиционного подхода, так и в рамках современных ФГОС, перед учителем всегда ставилась задача реализовать не только образовательную, развивающую цели, но и достичь воспитательного эффекта. Концепция выдвигает тот же принцип. Большим потенциалом в деле духовно-нравственного развития обладают уроки гуманитарной и эстетической направленности.

Воспитательные задачи могут быть реализованы в пределах любых учебных дисциплин, когда в ходе занятий применяются такие формы работы:

  • за образец принимаются лучшие произведения художественной культуры;
  • ребята знакомятся с героическими страницами истории государства;
  • просмотр художественных, документальных кинолент обязательно обсуждается;
  • проводятся сюжетно-ролевые, деловые игры;
  • преподаватель организует общение в дискуссионной форме, привлекает к решению практических задач, создавая проблемные ситуации.

Читайте еще: Проблемы нравственного и духовного воспитания

При организации внеурочной деятельности учителям можно планировать такие мероприятия:

  • общественные коллективные праздники:
  • семейные творческие встречи;
  • интерактивные квесты, ток-шоу;
  • интеллектуальные викторины, диспуты;
  • работу кружков, секций, клубов по интересам.

Преемственные взаимосвязи семьи и школы

Одной из характерных особенностей духовно-нравственного воспитания нужно считать принцип преемственности , сотрудничества между учебным учреждением и семьей. Развитие ребенка берет начало в семье, школа не подменяет собой этот процесс, а усиливает его.

Учителям необходимо изучать семейный воспитательный потенциал, при необходимости, содействовать гражданскому воспитанию не только детей, но и их родителей. Для этого привлекаются нестандартные формы родительских собраний, используются творческие домашние задания, родителей приобщают к школьным мероприятиям, вовлекают в органы управления.

При условиях, когда воспитательный семейный потенциал ограничен, недостаточная работа школы может привести к тому, что ребенок окажется под влиянием неформальных молодежных групп, на его нравственный облик в большой степени будет давить далекое от совершенства информационное пространство, что грозит потерей идентичности, моральной несостоятельностью личности .

Основная задача – воспитание гражданина

Будущее страны создается сегодня. От того, как поставлено воспитание детей и молодежи, зависит перспектива завтрашнего общества. Воспитание нравственности, высокой культуры у современных молодых людей – первостепенная задача.

Каждый возрастной период имеет свои характерные особенности, что необходимо учитывать, осуществляя духовно-нравственное воспитание. Взрослым нужно считаться с индивидуальными свойствами личности, развивать их.

Преподавателям нельзя забывать о том, что основными выразителями ценностей и традиций являются этнические, религиозные общества. Поэтому при осуществлении духовно-нравственных воспитательных задач развитие юного гражданина осуществляется через интеграцию личности в те социальные группы, которые составляют российское общество, а также через приобщение к традициям, которые имеют большое влияние в стране и мире.

Духовно-нравственное развитие гражданина России – одно из ключевых условий модернизации. Инновационная экономика в обход человека невозможна. Характер развития общества находится в прямой зависимости от гражданской позиции, мотивационной сферы, приоритетов, нравственных убеждений, пропагандируемых духовных ценностей. Потребность творить, любовь к Отечеству важнейшее качество гражданина страны для успешного ее развития.

Тематический интернет-семинар:

Скачать презентацию

Духовно-нравственное воспитание детей и родителей

Нам всем хорошо известно, что основой духовно - нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи, образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Где духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни и др. Как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг и др. По определению академика Б. Т. Лихачева, духовность – это нравственно – эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни. Нравственность представляет собой сложное социально – психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиции, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих интересы личности, ее духовный облик и образ жизни. Нравственность « задает» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить как осознанное и выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе. Мораль – это традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений, одобряемая и поддерживаемая общественным мнением. Культура – это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей.
Сегодня как никогда актуально просвещение семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания. К педагогу - психологу родителей приводят самые разнообразные проблемы: сложности адаптации ребенка в ДОУ или школе; трудности в обучении или в общении с взрослыми и сверстниками; нарушение поведения, деятельности, внимания, памяти; повышенная утомляемость ребенка, двигательная расторможенность, страхи и другие невротические состояния. Очень много обращений по поводу развода родителей, ухудшения психического состояния ребенка в последующие за разводом месяцы, внутренняя жизнь ребенка сопровождается в это время мучительными переживаниями, возникает множество психологических проблем, а уже имеющиеся проблемы обостряются. Большая доля нарушений в развитии и поведении детей, как показывает профессиональная практика, имеет духовно – нравственные корни. Утрачивается традиционное восприятие родительства и детства, треть детей рождается вне брака, в то время как 20 лет назад у нас в России рождался один ребенок из двадцати. В большинстве случаев эти дети получают меньше заботы, меньше материальных благ; часто - меньше любви. Культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками. А сыну (дочери) нужна безусловная любовь, внимание. Дети должны чувствовать, что они нужны и желанны. А без понимания и учета особенностей общения с детьми в каждой конкретной ситуации не возможен духовный прогресс ни для нас, ни для детей. Проблемы детей – это наши проблемы, и начинаются проблемы именно дома, в семье. А значит, и могут быть решены, там же. Важнейшей задачей родителей должно быть полноценное и гармоническое развитие ребенка, обогащение его внутреннего мира и сохранения эмоционального равновесия. Воспитывать – значит тратить свое время, свои душевные силы, а вовсе не деньги. Воспитывать – значит соучаствовать в жизни своего ребенка день за днем, значит жить его мыслями и переживаниями. Воспитывать – значит своим примером формировать модель поведения. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью. «Мать праведная – ограда каменная, отец сына не на худо учит». «Сын отцу подражает, а дочь мать повторяет». А что усваивает ребенок, испытывающий дефицит тепла, участия, искреннего интереса к нему? Будет ли он чуток к другим: воспитателям, учителям, сверстникам, одноклассником? Или будет жить по закону джунглей – каждый сам за себя! Тем более что « откупаясь» от своего дитяти дорогими подарками и развлечениями, родители укрепляют в нем эгоцентризм, набирающий к школьным годам поистине шокирующие размеры. Так вот, с одной стороны, душевная черствость, а с другой, избалованность и вседозволенность приводят к ужасающим ситуациям и дают свои ужасающие плоды.
Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут всё без труда.
Слова порой запутаны, пример же никогда.
Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если всё мне показать, я выучу урок
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму, КАК ты живёшь, по правде или нет.

Конечно, от нас специалистов зависит многое. Но от родителей – еще больше. Без вашего участия и без вашей помощи ни один самый замечательный специалист не решит проблем вашего ребенка. Не боитесь обращаться за помощью. Но и сами будьте готовы приложить усилия в преодолении имеющихся проблем, принять обоснованное, взвешенное решение, помочь специалистам в развитии, обучении, коррекции проблем вашего ребенка. Да обращение к психологу с каждым днем становится все больше и больше. Стали чаще обращаться отцы. Развелись, и жена не разрешает встречаться с ребенком. Четыре месяца мать не появлялась дома. Я с 3-х летним ребенком остался один. Понимаю, что отсутствие матери рассматривается как отрицательный фактор, искажает развитие объективных отношений, потребность в привязанности, собственный образ. . . , нарушается формирование «ядра личности». Сейчас сын находится с бабушкой, ходит в садик Я - отец, стараюсь сохранить спокойствие в семье и привить сыну духовные ценности. А сколько детей сирот, лишенных попечения родителей нуждаются в психологической помощи. У них резко снижена возможность новых привязанностей к взрослым, резко ограничено развитие способности устанавливать близкие и диалогичные отношения. Таких детей сразу видно. Их характерная особенность опереться на другого человека; несформированность образа «Я», что проявляется в неумении представить свои качества, тем более оценить их. Еще одна важная характеристика – амбивалентное, двойственное отношение к себе: с одной стороны, низкая дифференцированность, низкая степень осознанности своего Я, с другой - полная идеализация. Неустойчивая самооценка сочетается со стремлением к власти, значимости, превосходству. Однако, при условии оптимальных, доверительных усилий общения на игротеке со сверстниками и взрослыми возможности развития становятся реальными. Ребенок о себе, хотя и большими усилиями говорит: «Я – супер солнышко, со мной всем хорошо».
Оставить малыша на произвол судьбы – есть страшный грех, ума затмение. Помочь ему в беде хоть чем - нибудь – редчайший шанс, души спасенья. В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании, вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счёт информирования родителей об успехах и проблемах ребёнка, в лучшем случае – за счёт психолога – педагогического просвещения родителей. На консультациях, «Игротеке для всех», Семейном клубе, мы развиваем активное нравственное сознание ребёнка и родителей, учим взрослых реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении сына (дочери), не раздражением и жестоким обращением, а наоборот, увеличением терпения и любви, мудрым наставлением, сердечным участием. Верим, что духовно – нравственное воспитание детей и родителей является самым насущным содержанием нашей работы.

Так вот, благодарить тоже нужно уметь. Если вы просто так, в фоновом режиме скажите себя: «Я благодарна этой жизни за всё, что со мной происходит», но при этом в вашей голове будут проноситься ещё с десяток мыслей, то такая «благодарность» вряд ли вам поможет.
Поэтому, в первую очередь мы будем учиться благодарить. Представьте леску, на которую вы нанизываете красивые жемчужины, и как они превращаются в прекрасное жемчужное ожерелье, которое вы вначале надеваете с утра и снимает на ночь. Но постепенно вы начинаете его забывать снять и носите по несколько дней, а через время вы становитесь с ним одним целым. И вот вы и красивое жемчужное ожерелье неотделимы друг от друга, и смотря на вас, люди видят только красоту, и уже не важно, придает ли вам эту красоту нежное сияние жемчуга, или это ваша изящная шея подчеркивает всю красоту и первозданность жемчуга.
Так и с благодарностью. Мы будем надевать каждую благодарность вначале на леску, которую будем носить с собой. Иногда, пока никто не видит, мы будем примерять наше ещё пока незаконченное ожерелье на ночь, или днем перед зеркалом. Иногда вы будете забывать его надеть, вам будет лень и вы будете находить массу причин и отговорок, почему сегодня не хотите даже думать о вашем ожерелье из благодарностей.
Но постепенно, нанизывая жемчужину за жемчужиной, оно начнет становиться всё красивее и привлекательнее для вас. И вот наступит какой-то момент, когда надев его, вы просто забудете его снять, или не захотите. И каждый день будете любоваться этим ожерельем утром в зеркале. А в течение дня, когда у вас начнет портиться настроение, или будет казаться, что всё идет совсем не так, как вы хотели, а то может и совсем всё плохо, вы будете словно невзначай прикасаться к ожерелью из благодарностей и ваши дела сразу начнут казаться вам не такими уж и плохими. И мир начнет переливаться и улыбаться вам сиянием красок.
Леской в нашем варианте будет красивая тетрадь или дневник, а жемчужинами – каждый момент в жизни и за день, за который стоит поблагодарить эту Вселенную.
Итак , давайте начнем нанизывать первые жемчужины благодарности на ваше прекрасное ожерелье. Возьмите ручку и красивую тетрадь (а может, это будет просто чистый лист бумаги), и начните записывать все то, что вы воспринимаете как само собой разумеющееся.

Галина Кочерыгина
Обобщение опыта работы ДОУ «Духовно-нравственное воспитание в системе дошкольного образования в контексте ФГОС»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

«Дети - наше будущее» . И каким будет наше будущее, зависит от нас взрослых : родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому и доброму.

Мы должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно – нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Слайд 5 (Стандарт)

В настоящее время основной задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО , который закрепляет приоритет .

Одной из задач стандарта является : объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Слайд 6 (Области)

Реализуются задачи в течение всего времени пребывания детей в ДОУ через различные виды деятельности, специфические для детей дошкольного возраста : игра, общение, познавательная и исследовательская деятельность в пяти образовательных областях , в которых, так же прослеживается данное направление :

социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;…формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье…

познавательное развитие …формирование первичных представлений о себе, других людях…о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…

художественно- эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания …мира природы, фольклора, сопереживание

физическое развитие ….становление ценностей здорового образа жизни , овладение его элементарными нормами и правилами…

На данном слайде представлены направления работы по духовно – нравственному воспитанию в нашем ДОУ : «Я и моя родина» , «Я и мои ценности» , «Я и мое здоровье»

Слайд 8 (Программы)

Наш детский сад реализует Основную образовательную программу дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой, одной из парциальных программ в которой является программа по социально – коммуникативному развитию «Дорогою добра » Л. В. Коломийченко, а так же серия книг И. А. Лыковой В. И. Шипуновой «Народный календарь»

Дополнительно используем программы по духовно -нравственному и патриотическому воспитанию :

Региональная программа «Родники Дона» Р. М. Чумичевой, О. Л. Ведмедь, Н. А. Платохиной, Целью которой авторы ставят : развитие у детей целостного отношения к культуре и истории Донского края, зарождение личностных смыслов

Шевченко Л. Л. «Добрый мир» - Православная культура для малышей, которая рекомендована Министерством образования Московской области и внедряется в практику работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию

Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей , содержащиеся в этих программах, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы ДОУ : обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях .

В соответствии с целевыми ориентирами духовно нравственная культура детей дошкольного возраста складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно – нравственного воспитания дошкольников .

Стандарт дошкольного образования называют «Стандартом условий»

Главное условие, как я считаю, это кадровый потенциал.

Заведующая нашего ДОУ Валентина Григорьевна является глубоко верующим человеком, приобщает и свой коллектив.

В каждой группе нашлось место для иконы, у каждой своя история. Одну из них дети «спасли» , как сказали они в реке, когда ходили на экскурсию. Другие же нам принес в дар батюшка, настоятель храма нашей станицы Святителя Николая Чудотворца, он часто бывает в детском саду, оказывает духовную поддержку и наставляет на работу с детьми и родителями по духовно – нравственному воспитанию дошкольников .

Так же, частыми гостями нашего ДОУ бывают – воспитанники Воскресной школы с постановками.

Сотрудничество с Благочинным приходом Багаевского округа, протоиреем Александром Маштановым дает возможность детям нашего детского сада принимать участие в творческих конкурсах организованных ими

Прежде всего, духовно – нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Важным направлением в работе по духовно-нравственному воспитанию является сотрудничество с родителями. Чувства Родины начинается у ребенка с отношения к семье к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Различные формы сотрудничества помогают в решении духовно нравственных задач. Родители участвуют в тематических выставках, конкурсах, совместных развлечениях праздниках.

Это традиционные собрания и педвсеобучи для родителей, собрания проведенные совместно с детьми.

Родители, с удовольствием принимают участие в традиционных праздниках, посвященных Дню матери, Дню защитников Отечества

А так же, принимают активное участие в уже ставшим традиционным Дне древонасаждений

С первых дней нахождения в детском саду родители включаются в сотрудничество, например при прохождении адаптации проводится акция «Познакомьтесь – это я!» , где родители с большой любовью оформляют газеты о своих детях, это помогает педагогам поближе узнать их новых малышей и их родителей.

Творческий проект «Что в имени моем?»

Проекты «Я в лучах солнышка» из которого мы узнаем, как дома ласково называют ребенка, и как он любит, чтобы его называли.

Проект «Я и мое здоровье» , где родители рассказывают, как они ведут здоровый образ жизни .

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера. На слайде представлены «Щедрый вечер» и «Масленица»

Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети творят- это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления. Подарок сделанный своими руками, детскими руками «греет» . Дети с большим удовольствием делают подарки своим близким, организовывают выставки творческих работ . На слайде вы видите выставку портретов мам ко Дню матери, изготовление подарков : вязание крючком.

На этом слайде представлены : работа детей по изготовлению для мам кукол – оберегов ко Дню матери, и «Жаворонки – веснянки» , которых дети готовили к празднику «Благовещенье» , «Расписные писанки к «Пасхе» »

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своей станице. В непосредственно-образовательной деятельности , экскурсиях, беседах даём детям краеведческие сведения о родной станице, о её достопримечательностях.

На данном слайде вы видите экскурсии

Ежегодное празднование престольного дня станицы Багаевской

С помощью кукол, в доступной для детей форме – игры реализуем региональный компонент программы. В ноябре в нашем ДОУ проходил районный семинар для воспитателей , где педагоги делились опытом , дети исполняли народные песни. С воспитателями проведен мастер – класс по изготовлению казачьего костюма.

Экскурсии в музей нашей станицы. Детей очень впечатлил рассказ о том, что раньше детям давали в руки икону, и ребенок уже не мог соврать.

Дети с удовольствием примеряли старинные орудия труда : коромысло, пилу.

Экскурсии в библиотеку

В духовно нравственном воспитании большое значении имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах из жизни старших членов семьи : дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие понятия, как : долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг.

Ежегодно в детском саду проводится праздники, посвящённые Дню России, Дню Победы.

Еще одно направление : «Я и мое здоровье»

На этих слайдах представлены : «Олимпийское движение»

Спортивные соревнования

Мама, папа, я – спортивная семья!

Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен . Однако он необходим для развития его личности.

Знакомство с трудом взрослых, дежурство

Труд в природе

Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком.

На завершительном этапе, по окончании детского сада, хотелось бы видеть такие результаты…

Любите детей! Именно это научит их любить других людей, делать добро и радоваться жизни! На данном слайде представлен праздник День дошкольного работника , педагоги отдают детям свою любовь, вкладывают в них свою душу, за это дети открывают нам свои сердца

Слайд 40. Спасибо за внимание!

К сожалению, презентация не загрузилась, извините.