Что должны знать дети, чтобы защитить себя.

Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, - эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности.

Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит только им, то они не позволят прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже маленькие дети должны знать правильные названия частей тела, включая половые органы.

Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те слова, которые они понимают. Ванная комната может быть самым подходящим местом для обучения личной безопасности. При мытье ребенка-дошкольника следует дать ему мыло, чтобы он сам вымыл свои половые органы. Необходимо объяснить, что эта часть тела является интимной, что никто, кроме врача в случае необходимости, не может
прикасаться к ней без его согласия, и сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела других людей.

Необходимо научить ребенка доверять своим чувствам, интуиции. Таким образом, он сможет распознать возможную опасность и избежать ее,
суметь различить хорошие, плохие и смущающие прикосновения.
При этом следует объяснить, что хорошие прикосновения всегда приятны, как объятия тех, кого ребенок любит, или как дружеские рукопожатия,
плохие прикосновения причиняют вред и оставляют неприятные воспоминания, от которых хочется избавиться и которые могут ранить душу, смущающие прикосновения приводят в смущение, нарушают покой, вызывают непривычное волнение. Смущающими могут быть прикосновения, которые начинаются, как хорошие, а потом причиняют боль. Например, щекотка, продолжающаяся слишком долго. Или же это могут быть приятные прикосновения, но тех людей, которых ребенок знает недостаточно хорошо, или "тайные" прикосновения, когда кто-то трогает интимные части тела.
Если какие-то прикосновения причиняют боль или смущают, ребенок должен громко сказать "нет", глядя прямо в глаза тому, кто это делает, убежать, рассказать обо всем взрослому, которому доверяет.
Ребенку необходимо разъяснить, что воспитанные дети хоть и должны уважать взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше и вправе требовать послушания. Иногда это может быть опасно и привести к беде. Личная неприкосновенность является правом каждого человека. Нужно научить ребенка твердо говорить "нет" в случае любого посягательства на его неприкосновенность так же, как его учат закрывать дверь, когда он моется в ванной.
Родители должны поддерживать со своими детьми доверительные отношения.
Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, при которых ребенок может свободно обсуждать со взрослыми любые проблемы. Важно поддержать право ребенка на отказ обнять или поцеловать взрослого, если он этого не хочет - эти ласки даже со стороны родственника или близкого знакомого семьи могут быть неприятны ребенку. Альтернативой им может стать доброжелательный разговор или рукопожатие, как выражение теплых чувств.
От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях, задавать ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях, поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями – это одно из наиболее важных условий, которое помогает избежать беды.
Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а секретность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить.



Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?

· Насмешками над слабыми и беззащитными

· Драками с одноклассниками

· Унижением девочек, символизирующих мать

· Плохим отношением к учителю

· Выбором телепередач и видеоигр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева

Советы родителям.

1. ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, избиения, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас, как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.



2. СТАНЬТЕ ЧАСТЫМ ПОСЕТИТЕЛЕМ ШКОЛЫ. Если у Вашего ребенка возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к возникновению низкой самооценки, идите в школу. Персонал школы существует для того, чтобы помогать детям учиться и преуспевать.

3. ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах - это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.

4. НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ". Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать "Я горжусь тобой!"

5. ГОВОРИТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ О НАСИЛИИ. Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы. Наблюдайте, как Ваши дети общаются. Если же ребенок подвергся насилию, постарайтесь воспротивиться желанию осудить или оправдать то, что произошло. Воспользуйтесь временем, чтобы выяснить обстоятельства, затем решите, как Вы сможете своей поддержкой предотвратить дальнейшее насилие.

6. Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствуете одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем - ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается людьми, употребляющими алкоголь или наркотики.

КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА

1. Научите вашего ребенка говорить"Нет" любому взрослому, если он почувствует исходящую от него опасность

2. Научите своего ребенка громко кричать "Это не моя мама!" (или "Это не мой папа!" ), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника

3. Научите вашего ребенка сообщать вам, куда он идет, когда собирается вернуться и звонить по телефону, если неожиданно планы поменяются

4. Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-то другой, предупредите об этом заранее воспитателя или школьного учителя

5. Придумайте пароль для вашего ребенка и научите его никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если тот человек не знает пароля

6. Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок

7. Научите вашего ребенка пользоваться телефоном-автоматом (включая международный). Номера домашнего телефона и телефонов служб помощи он должен знать наизусть

8. Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год. Имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен

9. Будьте такими родителями, которым ребенок сможет рассказать обо всем, что с ним случается. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и никогда не перестанете искать, если он потеряется или будет похищен.

РЕБЕНОК

· Понимание возрастных особенностей ребенка, распознавание его потребностей

· Умение понимать чувства ребенка и оказывать ему эмоциональную поддержку

· Реалистичные представления о ребенке и о семье, из которой он пришел, и готовность принять прошлое ребенка и его самого таким, какой он есть

· Понимание причин задержки в развитии, распознавание их проявлений, готовность воспитывать ребенка с возрастными отклонениями, умение справляться с этими отклонениями

· Понимание последствий жестокого обращения и их проявлений. Готовность помочь ребенку преодолеть эти последствия и умения научить его вести себя в ситуациях, несущих риск жестокого обращения

· Умение заботиться о здоровье, гигиене и питании ребенка

· Понимание причин трудного поведения ребенка

· Умение устанавливать границы. Умение управлять поведением ребенка

· Понимание особенностей сексуального развития ребенка, умение разговаривать на интимные темы откровенно.

СЕМЬЯ

· Осознание неизбежности изменений в жизни семьи после прихода ребенка, способность к этим изменениям

· Понимание сильных и слабых сторон своей семьи и ее возможностей, умение их оценить

· Умение справляться с кризисами

· Понимание того, ребенка из какой семьи и с какими потребностями семья сможет принять

· Предпочтения и возможности семьи для воспитания ребенка того или иного возраста

· Способность обеспечить безопасность ребенка и безопасность членов семьи (предотвращение риска жестокого обращения) внутри и вне семьи. Умение научить ребенка вести себя в ситуациях, несущих риск

· Умение сотрудничать между собой в семье в деле воспитания ребенка.

ВОСПИТАТЕЛЬ

· Осознание своих умений, как родителя и воспитателя, готовность их совершенствовать

· Умение отказаться от стереотипов

· Способность понимать и принимать других людей, уважение к различиям

· Предпочтительные методы и приемы воспитания. Отношение к физическим наказаниям. Умение поощрять. Умение наказывать. Ненасильственное воспитание

· Умение справляться со своими чувствами. Умение контролировать эмоции (импульсивность). Умение справляться с тяжелыми переживаниями

· Умение соблюдать конфиденциальность

· Способность к обучению, саморазвитию

· Умение обращаться к собственному детскому опыту

ДРУГИЕ ЛЮДИ

· Умение говорить о ребенке с окружающими

· Умение отстаивать интересы ребенка и защищать его

· Умение налаживать социальные связи и учить этому ребенка. Наличие друзей, семьи, интенсивность общения, готовность вовлечь ребенка

ПАРТНЕРСТВО

· Понимание прав и обязанностей принимающих семей при различных формах устройства, а также особенностей патронатного воспитания

· Умение строить партнерские отношения и взаимодействовать с другими людьми

· Готовность при необходимости просить и принимать помощь

· Понимание роли кровных родителей в жизни ребенка и готовность содействовать поддержанию отношений ребенка с кровной семьей

· Понимание неизбежности конфликтов и умение их разрешать.

Тема: Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка.

1.Создание безопасных условий для воспитания детей в доме и вне семейной среды.

Одна из основ детской безопасности – это наша родительская предусмотрительность. Главный ее закон: "Предвидеть, по возможности избегать, при необходимости – действовать".

Попытайтесь взглянуть на свой дом не взглядом мудрого взрослого, а глазами шустрого активного карапуза. Ему все хочется потрогать и всюду сунуть свой любопытный носик. Важно как можно чаще ставить себя на место ребенка. Только так можно предвидеть опасность.
Если в доме нет конструкций, которые могут легко завалиться, значит, малыш никогда ничего на себя не перевернет. Если вы привыкли всегда убирать свисающие вниз шнуры от бытовой техники, значит, стоящий на гладильной доске утюг или электрочайник на кухонном столе никогда не свалится малышу на голову. Если все ящики вашей мебели имеют специальные фиксаторы, значит, ребенок никогда не вытащит ящик целиком и не уронит на себя все его содержимое. Если у вас в ванной комнате лежит нескользкий коврик и вы никогда не оставляете там ребенка без присмотра, значит, вы свели возможность травматизма в этом помещении до минимума. В целях безопасности ставьте на двери ванной и туалета только такие замки, которые можно легко открыть снаружи. И никаких крючков и шпингалетов, которые ребенок может закрыть случайно или специально, из шалости. Когда-то давно именно так и поступил один расшалившийся четырехлетний малыш, закрывшись от бабушки на балконе. Ей пришлось выбить стекло, чтобы открыть крючок. А ведь ничего этого не произошло бы, не будь на балконной двери этого самого крючка. Пока ребенок не научится аккуратно открывать и закрывать двери, лучше поставить на них специальные фиксаторы, которые закрепляются над дверями и мешают им захлопываться.

Нельзя сбрасывать со счетов и электричество.

Обязательно расскажите ребенку назначение и устройство розеток. А еще лучше пусть папа разберет розетку вместе с малышом. Однажды увидев ее устройство, ребенок, скорее всего, не захочет разбирать ее самостоятельно. Объясняйте и постоянно напоминайте, как опасно засовывать в розетку разные предметы, особенно металлические. Этой болезнью страдают практически все дети самых разных возрастов. В доме, где есть малыши, стоит пользоваться специальными заглушками, а вот подросших карапузов лучше научить правилам пользования электроприборами. Это куда эффективнее, чем запрещать и прикрикивать. Объясните малышу, как правильно вставлять вилки электроприборов в розетку и вытаскивать их, обратив внимание на то, что нельзя дотрагиваться руками до металлических контактов. И особенно не нужно этого делать мокрыми руками.

На помощь придут и подходящие сказочные истории. Так, у детского писателя и поэта А. Усачева в книге "Умная собачка Соня" есть поучительная, но не страшная история о Сониных экспериментах с электричеством: "Взяла собачка Соня и сунула хвост в розетку. А там кто-то как вцепится в него зубами!.." Прочитайте эту сказку вместе с малышом, пусть кроха сделает для себя соответствующие выводы.

Мы все много раз слышали и отлично знаем правило: лекарства, моющие средства, бытовая химия и прочие ядовитые вещества должны храниться в закрывающихся ящиках или шкафах и быть недоступными для ребенка. Знать-то знаем, но выполняем ли? Статистика безжалостна. Именно отравления бытовой химией стоят на первом месте среди всех несчастных случаев, происходящих с детьми. И, как правило, случается это из-за нашей халатности. Чаще всего, дети пробуют содержимое флаконов по ошибке, спутав их со знакомыми продуктами питания (сок, мед, варенье) или польстившись на красивый цвет и приятный запах. Особенно часто это происходит, если родители хранят бытовую химию в емкостях от пищевых продуктов. Например, в пластиковых бутылках из-под напитков.

Но просто запирать банки и флаконы на замок мало. Мы не сможем оберегать малыша от окружающего мира бесконечно.Значит, как и во всех других случаях, детский интерес нужно предвидеть и предупредить. Покажите ребенку имеющуюся в доме бытовую химию и объясните ее назначение. Обратите внимание малыша, что многие средства настолько ядовиты, что работать с ними лучше в перчатках. Причем, они могут причинить вред, даже просто попав на кожу. Ребенок должен абсолютно четко знать, что никакие из этих средств нельзя пить и есть, даже если они "съедобно" пахнут. Напоминайте об этом чаще и обязательно рассказывайте о возможных последствиях подобных "дегустаций". А самые опасные вещества – бытовые яды и удобрения – должны быть категорически недоступны детям.

Это же касается и лекарств. С ними тоже проблем хватает. Любой ребенок хоть раз в жизни их употреблял, и часто уверен, что лекарства – штука нужная и полезная. Не стоит его в этом разубеждать, но объясните, что лекарства может назначать только врач или, иногда, мама. Каждое лекарство помогает при определенной болезни, а в других случаях может быть опасным. Таблетки и сиропы (даже "безобидные" витамины) – не конфеты, и не варенье и их нельзя есть столько, сколько хочется. Только в определенной дозе лекарство лечит, в других дозах оно может стать ядом. Никогда не доверяйте даже очень сознательному ребенку самому принимать необходимые лекарства, он должен делать это всегда под вашим контролем.

Никогда не оставляйте лекарства в доступных для ребенка местах. Даже безобидный на наш взгляд флакончик сосудосуживающих капель, которым мы капаем нос при насморке, может быть смертельно опасным для малыша, если он его выпьет...

Следующая опасность – окна, балконы и прочая высота. Ее актуальность обратно пропорциональна возрасту ребенка: ребенок взрослеет – риск снижается. Но до определенного предела. Для обеспечения безопасности крохи достаточно поставить специальные ограничители на окна и двери, для проветривания открывать только форточки и не оставлять малыша без присмотра на балконе. Старший же ребенок уже знает, что высота – это опасно, но, вместе с тем, она может притягивать его, будто магнит. Есть определенная категория детей, которые боятся высоты, но попадаются и другие, у которых инстинкт самосохранения как бы притуплен, и они способны на некоторые необдуманные поступки. И снова случай из жизни со счастливым концом. Одна девушка рассказала, как лет в шесть ей захотелось посидеть на балконных перилах, свесивши вниз ноги. И она это почти осуществила на своем балконе, на... девятом этаже. Подставив табурет, она начала перекидывать ногу через перила, но, к счастью, уронила вниз тапок. Испугавшись, что мама будет ее ругать (а мама в это время спала после ночной смены), девочка побежала вниз за тапочкой и больше уже не решилась повторить задуманный подвиг. Возможно, именно полет обуви подействовал на нее отрезвляюще. И разве она не знала, что высота – это опасно? Знать-то знает, но понимала ли? Наверняка, у многих из вас есть какие-то подобные детские воспоминания и ощущения. Хорошо бы о них не забывать. Тогда вам будет гораздо легче понять поступки и психологию вашего малыша и предотвратить возможную трагедию.

Для ребенка должно быть абсолютным табу, выглядывая в окно или с балкона, подставлять под ноги стул или иное приспособление. Зазевавшись, он может слишком сильно высунуться наружу. И только доверительные, регулярные беседы помогут донести до сознания маленького "летчика" все возможные последствия опасных игр с высотой. Для особо бесстрашных и строптивых ребят можно провести "шоковую" терапию, показав, как летит из окна и разрывается при ударе о землю бумажный или целлофановый пакет, наполненный водой. Такое своего рода запугивание – крайние меры, но в некоторых случаях оно приносит ощутимую пользу.

Кухня не зря считается самой опасной зоной во всей квартире. Но беды не случится, если мама будет четко выполнять простые правила. Приучите себя всегда разворачивать кастрюли и сковородки ручками к центру плиты, а малышу как можно раньше объясните, что плита может быть очень горячей. Дайте возможность ребенку самому в этом убедиться, слегка дотронувшись рукой до разогревающейся духовки. Обжечься он не успеет, но температуру почувствует. Любые подвижные игры на кухне должны быть для малыша абсолютным табу. Следите за соблюдением этого закона неукоснительно.

Другая кухонная опасность – это ножи и прочие режуще-колющие предметы. Полезно знать об одной интересной детской особенности. Малыши-дошкольники воспринимают все слова с частицей "не" несколько иначе, чем взрослые. Любые запреты нередко вызывают у них подсознательное желание сделать все наоборот. Поэтому, лучше не злоупотреблять фразами вроде "Не делай! Не трогай! Не бери! Не лезь!" Вместо того, чтобы запрещать, лучше научить пользоваться опасными предметами правильно и осторожно. Фразу "никогда не трогай нож" лучше заменить такой: "С ножом нужно обращаться очень аккуратно. Он острый и ты можешь порезаться. Будет больно". Бывает, что и мы сами, занимаясь приготовлением пищи, можем случайно порезать палец. Покажите порез малышу. Пусть он убедится, что ваши предостережения не просто слова. Привлекайте маленького помощника к приготовлению ужина, дав ему пластмассовый ножик и вареные овощи. Пусть нарежет их кружочками, соломкой или кубиками. А подросший карапуз может проделывать простые кухонные манипуляции и настоящим неострым ножом, но под вашим чутким руководством. Эту же рекомендацию можно отнести и к бытовой кухонной технике. Если малыш хоть раз увидит, во что превращается мясо после знакомства с электромясорубкой или кухонным комбайном, он вряд ли захочет совать туда пальцы. Самый простой способ борьбы с опасным детским любопытством – это его безопасное удовлетворение. А умение правильно пользоваться ножом и вилкой сведет возможность травматизма на нет.

Воспитательную работу по теме безопасности нужно начинать с самого нежного возраста, не полагая наивно, что ребенок слишком мал и ничего не понимает. Обязательно договоритесь между родственниками, которые принимают участие в воспитании ребенка, а также с няней, если она у вас есть, что разрешено ребенку, а что нет. Чтобы исключить манипуляций вами со стороны ребенка: мама это запрещает, а папа разрешает.
Важно! Никогда не оставляйте ребенка без присмотра в ванной, во время еды в высоком стульчике.

Трудно сказать однозначно, с какого возраста можно оставлять ребенка дома одного. Все зависит от самого ребенка: от его разумности, сознательности и психологической готовности. Одно точно: малыша дошкольника оставлять одного нельзя, а приучать к самостоятельности имеет смысл постепенно. Вы должны быть уверены, что ребенок не побоится находиться дома без вас, что он сможет найти себе содержательное занятие, и твердо усвоил основные правила безопасности.

Как же часто мы напоминаем своему малышу: "Никому не открывай дверь!" Но подобные слова для ребенка могут остаться пустыми словами, если мы не дополним их некоторыми пояснениями. Малыш может понять ваши предостережения совершенно по-своему. Например, так: "Нельзя открывать дверь бандитам, а соседу дяде Коле можно, и этой симпатичной тетеньке тоже можно, ведь она назвалась почтальоном..." Часто в детском воображении преступники рисуются непременно злобными, страшными, с ножами и пистолетами. Ребенок даже не предполагает, что милый, симпатичный человек может быть самым настоящим бандитом. В ответ на звонок ребенок должен посмотреть в глазок и спросить: "Кто?" Вы должны четко объяснить малышу, что "никому не открывать дверь" – это значит НИКОМУ, кем бы человек ни представлялся и чтобы ни говорил. Если за дверью кто-то хорошо знакомый, пусть ребенок попросит его прийти позже, когда вернется мама или папа. Если же посетитель ребенку не знаком, лучше сказать что-нибудь вроде: "Папа сейчас в ванной, когда выйдет – он вам откроет".

Может показаться, что хороший выход из ситуации – это запереть малыша снаружи на ключ, чтобы он вообще не смог никому открыть дверь. Но делать этого категорически нельзя. Напротив, вы должны быть уверены, что ребенок при необходимости сможет самостоятельно открыть дверь и выбраться из квартиры. Случиться может всякое, и путь к спасению должен быть свободным.

Как можно раньше научите малыша пользоваться телефоном. Особенно это важно в тех случаях, если вам придется часто оставлять ребенка дома одного. Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера телефонов скорой помощи, пожарной охраны, милиции, мобильные номера родителей, а также телефонный номер кого-нибудь из родственников, друзей или надежных соседей, живущих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь малышу. Ребенок должен четко знать, в каком случае и по какому телефону он должен позвонить, уметь назвать свою фамилию и адрес. Кстати, об адресе. Объясните малышу, что, отвечая на телефонные звонки, он ни при каких обстоятельствах не должен сообщать звонящему то, что он дома один и не называть свой адрес. Самым лучшим ответом будет: "Мама сейчас занята. Перезвоните позже". Приучайте ребенка к мысли, что при малейших сомнениях в правильности своих действий, он должен незамедлительно перезвонить вам на мобильный телефон, рассказать о случившемся и спросить совета. Да и вы сами время от времени звоните домой, чтобы убедиться, что у ребенка все в порядке и поинтересоваться, чем занимается сын или дочурка.

Всем нам известна поговорка: "Дети - это цветы жизни!" Наверное потому, что они не только приносят нам радость, но и потому, что за ними, как и за цветами, постоянно нужно присматривать. Но здоровье ребенка зависит не только от внимания родителей, но также от безопасности дома. Ведь дети - это существа, которые заинтересованы во всем, в первую очередь, они, почему-то, очень любят знакомится с опасностью. Мы хотим дать вам несколько советов, как уберечь детей от неожиданных и не желаемых травм, но при этом безопасную среду для своего любимого чада должны создать именно вы. Ничего сложного в этом нет - следуйте советам и безопасность гарантирована!

Правило 1. Медицинские препараты, огнеопасные предметы, средства для мытья посуды и другие, которые содержат химические вещества, всегда должны находится в месте, которое недоступно для ребенка. Это поможет уберечь его от разного рода отравлений и ожогов.

Правило 2. Следите, чтобы малыш не играл с маленькими деталями, ведь все же нужно попробовать на вкус, а это может нести за собой не желаемые результаты!

Правило 3. Если у вас есть возможность, разместите розетки в доме повыше, чтобы ребенок не смог дотянуться или спрячьте их за шкафами, другими предметами мебели. В ином случае используйте специальные заглушки. Не оставляйте малыша одного в комнате, где включен в розетку обогреватель, мобильный телефон или утюг. Во-первых, дети часто используют провода в качестве предметов для игры, а во-вторых, могут обжечься горячими предметами.

Правило 4. Особое внимание уделите острым предметам (ножницы, иголки, ножи являются очень интересными "игрушками", но опасными предметами).

Правило 5. Обычно у всех хозяек кухонный стол украшает скатерть, ваза с цветами, конфетница, фрукты в огромном блюде... Все это, конечно, красиво, но нужно бы избавится от всех этих предметов, если хотите уберечь своего ребенка, который только начал ходить и для уверенности хватается за стол или скатерть.

Правило 6. Окна должны закрываться плотно и иметь прочные защелки, которые будет не под силу открыть малышу. А еще безопасней, когда на окнах есть решетки.

Правило 7. Вы можете не подозревать, что опасным является даже пол. Поэтому, если он скользкой, постарайтесь все застелить коврами.

Правило 8. Если у вас есть маленькие дети или только будут, спроектируйте интерьер своего жилья без скалообразной мебели (шкаф-библиотека, высокие шкафы с вмонтированной лестницей и т.д.), а то малыши очень любят исследовать высоту. Неординарным и безопасным решением в интерьере будут круглые кровати .

Правило 9. Большинство женщин любят, чтобы квартира была озеленена. Но, обратите внимание, чтобы на виду в ребенка не было вазонов с иголками, колющимися или режущими листьями.

Правило 11. Все радуются праздникам, особенно Новому году и Рождеству! Одним из атрибутов в эти дни являются свечи и бенгальские огни. Ни в коем случае не давайте их детям, не оставляйте зажженные свечи, это может закончится не только ожогами, но искра может попасть в глаз ребенку.

Правило 12. Чтобы обезопасить свое маленькое чадо на кухне, при приготовлении пищи используйте отдаленные конфорки и не забывайте перекрывать газ.

Правило 13. Безопасность несет также ванная комната. Поэтому никогда не оставляйте ребенка самого возле воды (особенно горячей). Проследите, чтобы всегда были выключены фен для волос, плойка. Высоко разместите электрический бойлер.

Правило 14. Если ваше дитя еще совсем маленькое (это касается детей, возрастом от первых дней до 3-4 лет), кровать его обязательно должна иметь быльца, перекладины, между которыми не должна быть большая дистанция.

С помощью таких правил, которые, на наш взгляд, должны соблюдать все родители, мы хотим помочь оградить ваших детей даже от малейших травм. Но, помимо этого, вы постоянно должны рассказывать ребенку, начиная еще с раннего возраста, что можно, а что нельзя. Пожалуй, все. На этом воспитательная работа с родителями закончена!

11.03.2013

Сегодня, в век высоких технологий, казалось бы, нет ничего естествнннее безопасности. Наша посуда не бьется, окна плотно закрываются, мы пользуемся шкафами и сейфами, gps-ами и камерами наблюдения.... и все равно наши дети непрерывно находят неприятности - режутся, обжигаются, ударяются и выпадают из окон. Как воспитывать ребенка, чтобы подобное не случилось в вашей семье? Необходимо создать ему безопасное пространство для развития! Прошу обратить внимание на всю фразу - безопасное пространство_ДЛЯ_РАЗВИТИЯ, потому что просто безопасное пространство - это "мягкая комната". Многие сейчас скажут, мол, что вы, какая "мягкая комната", у нас не так! Но к сожалению, у многих так, особенно у бабушек:) И если это не обитая матрасами каморка без окон, то это - вечное нельзя/не лезь/не трогай, это "детский мир" в доме. В таком случае ребенок года за 3 привыкает к "мягкому" миру вокруг, и когда вдруг где-то встречается с ножиком - ждите беды.

Понятие безопасного пространства, пожалуй, можно разделить на две категории - базовую безопасность и безопасное развитие.

Базовая безопасность включает в себя, в первую очередь, адекватных родителей, которые не подвергают детей физическому насилию и прочим опасным для жизни ситуациям. Родители берут на себя всю отвественность за жизнь и здоровье ребенка, стопроцентную ответсвенность, это значит, что если я-мама вижу, что папа оставил на пороге пилу, я не жду, когда он оторвется от телевизора и унесет ее в шкаф на балкон - я беру и уношу. Если я занимаюсь с ребенком, используя острые предметы, например, резьбой по дереву - я не увлекаюсь сама, я слежу за ребенком. Если я проветриваю комнату, то не пускаю ребенка на окно и т.д.

Базовая безопасность подразумевает со стороны родителя:

  • Отсутствие возможности у маленького ребенка самостоятельно покинуть квартиру/дом;
  • Закрытые окна (использование специальной фурнитуры)
  • Неподвижно закрепленные тяжелые/опасные предметы интерьера (чтобы ребенок не мог уронить на себя телевизор, аквариум, триумфальную арку)
  • Недоступность электричества (закрытые розетки, соединения и прочие подобные штуки)
  • Возможность безопасного передвижения по всей квартире
  • Безопасные домашние животные
  • Недоступность химии и лекарственных препаратов.
  • Правила для ребенка.

Базовая безопасность с точки зрения ребенка - это знание определенных правил. Ваш ребенок знает слово "нельзя!"? А как быстро он на него реагирует?

"Нельзя" - это некая такая абстрактная субстанция, которая может относиться к чему угодно. Нарушение этого нельзя бывает караемо, а бывает, и забывается. Дети, которые часто слышат это слово, со временем вырабатывают к нему стойкий иммунитет и начинают реагировать на него очень выборочно. В общем, к базовой безопасности "нельзя" относится с большим трудом и то, только для тех детей, которые всегда на него реагируют. "Нельзя" еще сложно тем, что приходится долго объснять почему нельзя, о чем нельзя и насколько сильно нельзя.

С точки зрения базовой безопасности два необходимых слова - это "СТОП" и "ОПАСНО". Эти слова могут звучать только в крайних случаях. Например, Вася бежит за конфетой. "Вася, тебе НЕЛЬЗЯ конфету" - это когда у Васи жутчайшая аллергия на сладкое и конфета уже номер стодесять.
"СТОП" - это когда у Васи на пути к конфете открытый колодец. Это когда Вася выбегает на проезжую часть, когда на него бежит собака, когда он бежит под качелю, когда впереди разбитая бутылка - реальная опасная-приопасная опасность. В этом случае Вася останавливается как вкопанный, вы подходите и объясняете - вот колодец/машины несутся/стекло острое валяется - это опасно. Если Вася просто далековато отбежал от вас, и вам лень за ним бежать - кричите "стоп" - связка "стоп=опасность" быстро разрывается.
Вася готовится взять конфету, а вы говорите "ОПАСНО", когда конфета вынимается из мусорного ведра, поднимается с земли на улице, когда это вишня в коньяке, когда руки только что были сами знаете где.... Слово опасно изначально вводится в сознание ребенка с пояснениями:

  • не трогай - плита горячая - это опасно
  • обходи стороной - стекло острое, им можно порезаться - это опасно
  • на подрконнике не играют - можно упасть - это опасно

Таким образом опасность постепенно осознается и данное слово начинает применяться само по себе.

Следующий раздел правил скорее относится к воспитанию. Это те ситуации, в которых ребенок приучен действовать только в сопровождении родителей. Это соблюдение таких прописных истин, как:

  • переходим дорогу за руку по пешеходному переходу/светофору
  • гуляем/бегаем/играем в нескольких шагах от мамы (сколько шагов зависит от мамы и возраста ребенка)
  • общаемся с людьми на улице в присутствии и с согласия родителей
  • берем угощения из чьих-либо рук только с позволения родителей
  • определяем перечень игр и игрушек в которые играем с родителями (там могут быть мелкие детали, острые штучки или иные "проблемные" игры)
  • и т.д.

Конечно, все это усреднено. Чем младше ребенок, тем сильнее ограничения, но постепенно круг прав и обязанностей расширяется.

И здесь мы начинаем говорить о развивающей среде. О безопасной развивающей среде. Многие считают, что развивающая среда (безопасная, ага) - это когда можно все, что не опасно для жизни. В какой-то степени это так. Но развития здесь маловато. Развитие, по большому счету, это срисовывание. Копирование, повторение, обучение у взрослого. Сколько бы возможностей и открытых дверей вы ни было перед ребенком, он может взять только то, что даете вы. Он перенимает навык ни тогда, когда вы рассказываете о нем (навыке, действии, картинке), а когда сами делаете что-то, причем много раз - сначала это делаете вы, потом вы делаете это с ребенком, потом ребенок делает это сам (вы помогаете), потом ребенок делает это один, но вы всегда готовы ответить на вопрос.

Таким образом, безопасная развивающая среда - это когда вы все делаете вместе с ребенком - убираетесь, готовите, стираете, гладите, рисуете, вырезаете. Т.е. все опасное - острое, горячее, ледяное, колючее и прочие бытовые штуки ребенок познает в открытом процессе рядом с родителем.

Происходит это, как правило, в несколько этапов.

1. Младенец.

Младенцу, конечно, мы в руки ничего из того, что может его поранить, не даем. Однако мы берем его с собой на кухню, и вообще везде, где он с любопытством наблюдает на процессом уборки, приготрвлении еды и прочими хозяйственными делами. Когда младенец начинает ползать, вы ставите ему первые базовые ограничения - закрываете розетки, убираете из зоны досягаемости все, что можно на себя уронить и далее по списку. Но, например, горячие батареи вы одеялами не завешиваете, а даете возможность потрогать. Т.е. вы за ребенком следите и, если он повадился вставать у батареи, не отгоняете его, а даете дотронутся - это горячо. Если у вас очень горячие батареи - ребенку будет достаточно одного раза, чтобы занести их в список "опасного". Если батареи еле теплые - за них можно держаться и спокойно вставать. Так же даем потрогать свою кружку с горячим чаем (не кипяток, конечно), но не даем трогать утюг или плиту. Все в рамках разумного. Даем попробовать горчицу, мартини оставляем себе. Кстати, если вы не можете правдиво объяснить ребенку почему "нельзя" - не употребляйте/не делайте этого при ребенке. То, что у меня в фужере - только для взрослых, конфеты - тетины/дядины/для взрослых, телевизор - можно только взрослым - это очень плохие отговорки. По сути они не учат ребенка ничему. Дали попробовать перца Чили - сразу понял почему это для взрослых. Алкоголь пробовать не давайте, это наказуемо. И к сожалению, многим детям нравится.

2. Активное "вместе" - ребенок от 1,5 до 3 лет.

В этот период мы-родители активно передаем детям навыки базовой личной безопасности, навыки самообслуживания и далее по желанию - творчество, спорт, что угодно, что Вы сами с удовольствием делаете.
Как это выглядит? На личном примере. Повторюсь, мы можем учить детей только своим примером. "Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя" - как раз из этой области.

Итак, что мы делаем с ребятишками в самом их удивительном возрасте - от полутора-двух до трех-четырех лет?

  • Учимся безопасно закрывать и открывать двери в комнатах (чтобы не прищемить пальцы)
  • Учимся мыть лицо и ручки, овощи и фрукты, пользоваться краном, регулировать температуру воды
  • Учимся самостоятельно выбирать маршрут движения на улице (обходить лужу; не наступать туда, где сложно оценить глубину, чтобы не провалиться; не ходим под сосульками; учимся правильно падать, если подскальзываемся; обходим качели; обходим опасные предметы на дороге; не приближаемся к проезжей части; отбегаем строго к обочине, если видим машину и т.д.)
  • учимся взаимодействовать с животными
  • учимся одеваться, застегивать пуговицы и молнии, обуваться
  • учимся пользоваться "взрослой" посудой, аккуратно обращаться со стеклянной и керамической посудой
  • учимся различать поверхности и особенности обращения с ними (линолеум, дерево, кафель), не бьем посуду на кафеле, например:)
  • учим справляться с неожиданными ситуациями, озвучивать свои чувства и страхи, оказывать себе минимальную первую помощь (научите детей растирать-размасажжировать себе место удара, например. вместо того чтобы дуть или целовать)

Многие считают, что до трех-четырех лет для ребенка и за ребенка все делает мама - и умывает, и одевает, и кормит. Мама создает условия, инициирует интерес к развитию. Ко многому мы можем приучить ребенка гораздо раньше, чтобы он был внимательным, чтобы он был более гибким в любых условиях.

В этом возрасте мы развиваем малыша через творчество - лепка, глина, рисование(общение с разными видами красок, карандашей, мелков), кинетический песок, тесто, вырезалочки (общение с ножницами и клеем). В это время мы можем начинать развивать ребенка физически. В идеале - спорт с родителями - "мягкая школа". Вы можете посмотреть эти занятия в интернете и делать с ребенком дома. В это время мы встаем на самокат, ролики, коньки, садимся на велосипед или беговел. Кататься на велосипеде, замечу, это не там, где мама катит за ручку велосипед, а чадо тыкает в музыкальные кнопочки))) Мы ходим всей семьей на длительные пешие прогулки, мы активно познаем спортивные комплексы и площадки в меру своих возможностей....

Все без фанатизма, все в меру сил и возраста, все на личном примере.

3) Время первого настоящего "я сам" 3-6 лет

В этом возрасте мы начинаем постепенно отпускать детей. Расширяется круг их прав и обязанностей. В руках мальчиков появляюися отвертки, в руках девочек ножи и овощечистки.
В возрасте чуть старше трех лет во многих детях просыпается активный интерес к деятельности взрослых. Они начинают с нами готовить, мыть полы, разбираться с аккумуляторами и батарейками. А мы начинаем постепенно передавать им дела. К 6-7 годам обычный российский ребенок чисто теоретически должен быть готов провести 5-7 часов дома один, а значит должен уметь:

  • накормить себя (разогреть еду в микроволновке/на плите, что-то отрезать, вскипятить чайник, сварить картошку-макароны-сисиску, убрать за собой посуду!)
  • открыть-закрыть двери и не потерять ключ
  • зажечь свечку или включить фонарик (на случай отключения электричества) и т.д.

Т.е. как бы страшно нам ни было, мы начинаем давать детям в руки ножи, учить их пользоваться плитой и чайником, определять степень кипяй точности кипятка, даем им в руки иголку, спицы и они начинают жить, можно сказать, своей жизнью.

Здесь важно помнить о двух моментах.

Разрешите детям ошибаться. Это опыт. И если вы поддетживаете ребенка, помогаете преодолеть ошибки, неудачи, страх, то появляется желание пробовать снова и снова. Критика же рубит на корню любую инициативу.
Последнее и самое главное - никто не застрахован от случайностей. Если ребенок порезал палец - не корите себя, сделайте все для максимально эффективного восстановления, проведите работу над ошибками и запомните опыт.

Будьте рядом со своим малышом, помогайте ему осваивать новое, но не делайте вместо него. Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь».


Вконтакте

Безопасная среда в жизни ребенка

Детство - это уникальный период в жизни человека. Именно в этот период формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и педагоги. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Мы стараемся создать для детей безопасную среду дома и в образовательных учреждениях. Но одно дело - обеспечивать безопасность, другое дело – научить детей соблюдать правила личной безопасности в повседневной жизни в любой ситуации. Наши дети рано ли поздно вырастают, и подходит время когда мы вынуждены их оставить одних дома, когда им необходимо адаптироваться к внешней среде, быть одному без старших. И каждый родитель обязан подготовить ребенка к опасным ситуациям, привить привычку – относиться ответственно к личной безопасности.

Правила личной безопасности действуют по формуле:

«Необходимо – предвидеть, по возможности – избегать,

при опасности – действовать».

Период школьных каникул - один из важных в обеспечении безопасной среды ребенка. Мы не только должны рассказать ребенку, как действовать в сложившейся ситуации, но и каждый раз отрабатывать предложенные варианты в жизни.

СИТУАЦИЯ «ОДИН ДОМА»

Настало время, когда вы со своим ребенком договорились, что он на некоторое время остается один дома. На первое время это происходит на некоторое время, затем он постепенно привыкает оставаться на более продолжительное время. Это обычно происходит, когда ребенку шесть – семь лет, часто этот период совпадает с поступлением ребенка в школу.

Правило 1. Прежде всего, необходимо научить ребенка не открывать двери чужим людям. Очень важно научить ребенка определить близких людей по нескольким признакам, это особенно важно, когда в подъезде темно, в зимнее время, когда многие одеты одинаково. Это внешнее узнавание, узнавание по голосу, узнавание по специальному паролю, звонок по мобильному телефону.
Правило 2. Если в дверь позвонили и просят открыть. Нельзя открывать дверь милиционеру, сантехнику, почтальону, соседям, что бы они не говорили. Ребенку можно вообще запретить подходить к двери, когда он один. Он может сказать, что папа в данное время принимает ванну (душ), спит после работы. Ребенок должен обязательно позвонить родителям о случившемся.

Правило 3. Не оставляйте в поле зрения ребенка опасных предметов (таблеток, уксуса в холодильнике, спичек, зажигалок…).

Правило 4. Определите время, которое ребенок может проводить за компьютером или телевизором. Составьте вместе с ребенком список развлечений, домашних дел, которыми ребенок мог бы заняться дома.

СИТУАЦИЯ «ОДИН В ПОДЪЕЗДЕ»

К сожалению, подъезд родного дома один из опасных зон. Здесь возможны неожиданные нападения. Необходимо научить ребенка быть внимательным в своем подъезде. Очень опасны могут быть собаки соседей, даже некоторые соседи.

Правило 1. Перед выходом из квартиры ребенок должен посмотреть в глазок и прислушаться. Из квартиры надо выйти, если никого не видно и не слышно, закрыть двери на ключ. Если в подъезде он увидел незнакомых людей, ребенок может позвонить родителям и сказать, что в подъезде человек (люди). Подождать, пока они уйдут. Позвонить хорошо знакомым соседям, попросить их выйти на площадку и помочь ему выйти из квартиры.

Правило 2. Также важно отработать с ребенком навыки осторожного входа в подъезд. Ключи от подъезда необходимо хранить отдельно от основных ключей от квартиры. Подходя к дому надо незаметно осмотреться, после чего достать ключ. Желательно метра за два от подъезда нужно ключ держать в руке, чтобы быстро открыть.
Правило 3. Ребенок при заходе в подъезд может увидеть стоящего незнакомого человека. Он должен делать вид, что кто-то его позвал или он что-то забыл и выйти из подъезда. Необходимо позвонить родителям или подождать на улице соседей, чтобы вместе заходить.
Правило 4. Открыв дверь подъезда, ребенок видит, что в подъезде темно, отключено электричество. Ребенок должен не заходить в подъезд и сразу связаться с родителями или с хозяевами квартиры, куда он пришел. Он должен дождаться, пока взрослые не придут за ним или преследовать советом близких людей, с которыми он связался.

СИТУАЦИЯ «ОДИН ВО ДВОРЕ»

Наступает время, когда ребенок хочет играть во дворе своего дома один, как другие дети. Конечно, взрослые обязаны обеспечить безопасность детского пространства. Этим взрослые должны заниматься всегда, этим должны заниматься муниципалитеты, управляющие компании, ТСЖ и другие.

Правило 1. Пройдитесь со своим ребенком по окрестностям дома, исследуйте его с точки зрения наличия опасных зон. Обсудите, почему они являются опасными. Научите их обходить. Ими могут быть канализационные люки, строящиеся объекты, пустые старые дома, зона гаражей, проезжая часть двора, теплосети, трубы водоснабжения , сломанные конструкции детской площадки и многое другое. Обсудите места, где можно прятаться, если он с детьми будет играть в прятки.
Правило 2. Ребенок должен гулять во дворе один при отсутствии в нем подозрительных компаний, свободно бегающих собак, а также при наличии достаточного количества детей.

Правило 3. Ребенок должен знать границы своей свободы, то есть в пределах какой территории родители ему разрешают гулять. При необходимости пересечения этой границы, он должен получить разрешения родителей.
Правило 4. Необходимо научить ребенка не вступать в активный диалог с незнакомыми взрослыми на улице, не брать у них конфеты и другие угощения, предостерегаться, если они их просят найти потерявшегося котенка (щенка). Пусть Ваш ребенок также поделится этими правилами и с другими детьми.
Правило 5. Надо научить ребенка как действовать при экстренных ситуациях (на кого-то напала собака, кто-то ушибся, происходит драка, появилась опасная компания и др.). Ребенок должен знать телефоны экстренных служб, должен обязательно позвонить родителям, вернуться домой, отойти в безопасное место. Эти действия необходимо отработать с детьми.

Вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Детство - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Давайте создадим для ребенка безопасную среду ВМЕСТЕ!

С уважением, Ваш педагог-психолог.

Одна из основ детской безопасности - это наша родительская предусмотрительность. Главный ее закон: "Предвидеть, по возможности избегать, при необходимости - действовать".

Попытайтесь взглянуть на свой дом не взглядом мудрого взрослого, а глазами шустрого активного карапуза. Ему все хочется потрогать и всюду сунуть свой любопытный носик. Важно как можно чаще ставить себя на место ребенка. Только так можно предвидеть опасность.

Если в доме нет конструкций, которые могут легко завалиться, значит, малыш никогда ничего на себя не перевернет. Если вы привыкли всегда убирать свисающие вниз шнуры от бытовой техники, значит, стоящий на гладильной доске утюг или электрочайник на кухонном столе никогда не свалится малышу на голову. Если все ящики вашей мебели имеют специальные фиксаторы, значит, ребенок никогда не вытащит ящик целиком и не уронит на себя все его содержимое. Если у вас в ванной комнате лежит нескользкий коврик, и вы никогда не оставляете там ребенка без присмотра, значит, вы свели возможность травматизма в этом помещении до минимума. В целях безопасности ставьте на двери ванной и туалета только такие замки, которые можно легко открыть снаружи. И никаких крючков, и шпингалетов, которые ребенок может закрыть случайно или специально, из шалости. Когда-то давно именно так и поступил один расшалившийся четырехлетний малыш, закрывшись от бабушки на балконе. Ей пришлось выбить стекло, чтобы открыть крючок. А ведь ничего этого не произошло бы, не будь на балконной двери этого самого крючка. Пока ребенок не научится аккуратно открывать и закрывать двери, лучше поставить на них специальные фиксаторы, которые закрепляются над дверями и мешают им захлопываться.

Нельзя сбрасывать со счетов и электричество.

Обязательно расскажите ребенку назначение и устройство розеток. А еще лучше пусть папа разберет розетку вместе с малышом. Однажды увидев ее устройство, ребенок, скорее всего, не захочет разбирать ее самостоятельно. Объясняйте и постоянно напоминайте, как опасно засовывать в розетку разные предметы, особенно металлические. Этой болезнью страдают практически все дети самых разных возрастов. В доме, где есть малыши, стоит пользоваться специальными заглушками, а вот подросших карапузов лучше научить правилам пользования электроприборами. Это куда эффективнее, чем запрещать и прикрикивать. Объясните малышу, как правильно вставлять вилки электроприборов в розетку и вытаскивать их, обратив внимание на то, что нельзя дотрагиваться руками до металлических контактов. И особенно не нужно этого делать мокрыми руками.

На помощь придут и подходящие сказочные истории. Так, у детского писателя и поэта А. Усачева в книге "Умная собачка Соня" есть поучительная, но не страшная история о Сониных экспериментах с электричеством: "Взяла собачка Соня и сунула хвост в розетку. А там кто-то как вцепится в него зубами!.." Прочитайте эту сказку вместе с малышом, пусть кроха сделает для себя соответствующие выводы.

Мы все много раз слышали и отлично знаем правило: лекарства, моющие средства, бытовая химия и прочие ядовитые вещества должны храниться в закрывающихся ящиках или шкафах и быть недоступными для ребенка. Знать-то знаем, но выполняем ли? Статистика безжалостна. Именно отравления бытовой химией стоят на первом месте среди всех несчастных случаев, происходящих с детьми. И, как правило, случается это из-за нашей халатности. Чаще всего, дети пробуют содержимое флаконов по ошибке, спутав их со знакомыми продуктами питания (сок, мед, варенье) или польстившись на красивый цвет и приятный запах. Особенно часто это происходит, если родители хранят бытовую химию в емкостях от пищевых продуктов. Например, в пластиковых бутылках из-под напитков.

Но просто запирать банки и флаконы на замок мало. Мы не сможем оберегать малыша от окружающего мира бесконечно. Значит, как и во всех других случаях, детский интерес нужно предвидеть и предупредить. Покажите ребенку имеющуюся в доме бытовую химию и объясните ее назначение. Обратите внимание малыша, что многие средства настолько ядовиты, что работать с ними лучше в перчатках. Причем, они могут причинить вред, даже просто попав на кожу. Ребенок должен абсолютно четко знать, что никакие из этих средств нельзя пить и есть, даже если они "съедобно" пахнут. Напоминайте об этом чаще и обязательно рассказывайте о возможных последствиях подобных "дегустаций". А самые опасные вещества - бытовые яды и удобрения - должны быть категорически недоступны детям.

Это же касается и лекарств. С ними тоже проблем хватает. Любой ребенок хоть раз в жизни их употреблял, и часто уверен, что лекарства - штука нужная и полезная. Не стоит его в этом разубеждать, но объясните, что лекарства может назначать только врач или, иногда, мама. Каждое лекарство помогает при определенной болезни, а в других случаях может быть опасным. Таблетки и сиропы (даже "безобидные" витамины) - не конфеты, и не варенье и их нельзя есть столько, сколько хочется. Только в определенной дозе лекарство лечит, в других дозах оно может стать ядом. Никогда не доверяйте даже очень сознательному ребенку самому принимать необходимые лекарства, он должен делать это всегда под вашим контролем.

Никогда не оставляйте лекарства в доступных для ребенка местах. Даже безобидный на наш взгляд флакончик сосудосуживающих капель, которым мы капаем нос при насморке, может быть смертельно опасным для малыша, если он его выпьет...

Следующая опасность - окна, балконы и прочая высота. Ее актуальность обратно пропорциональна возрасту ребенка: ребенок взрослеет - риск снижается. Но до определенного предела. Для обеспечения безопасности крохи достаточно поставить специальные ограничители на окна и двери, для проветривания открывать только форточки и не оставлять малыша без присмотра на балконе. Старший же ребенок уже знает, что высота - это опасно, но, вместе с тем, она может притягивать его, будто магнит. Есть определенная категория детей, которые боятся высоты, но попадаются и другие, у которых инстинкт самосохранения как бы притуплен, и они способны на некоторые необдуманные поступки. И снова случай из жизни со счастливым концом. Одна девушка рассказала, как лет в шесть ей захотелось посидеть на балконных перилах, свесивши вниз ноги. И она это почти осуществила на своем балконе, на... девятом этаже. Подставив табурет, она начала перекидывать ногу через перила, но, к счастью, уронила вниз тапок. Испугавшись, что мама будет ее ругать (а мама в это время спала после ночной смены), девочка побежала вниз за тапочкой и больше уже не решилась повторить задуманный подвиг. Возможно, именно полет обуви подействовал на нее отрезвляюще. И разве она не знала, что высота - это опасно? Знать-то знает, но понимала ли? Наверняка, у многих из вас есть какие-то подобные детские воспоминания и ощущения. Хорошо бы о них не забывать. Тогда вам будет гораздо легче понять поступки и психологию вашего малыша и предотвратить возможную трагедию.

Для ребенка должно быть абсолютным табу, выглядывая в окно или с балкона, подставлять под ноги стул или иное приспособление. Зазевавшись, он может слишком сильно высунуться наружу. И только доверительные, регулярные беседы помогут донести до сознания маленького "летчика" все возможные последствия опасных игр с высотой. Для особо бесстрашных и строптивых ребят можно провести "шоковую" терапию, показав, как летит из окна и разрывается при ударе о землю бумажный или целлофановый пакет, наполненный водой. Такое своего рода запугивание - крайние меры, но в некоторых случаях оно приносит ощутимую пользу.

Кухня не зря считается самой опасной зоной во всей квартире. Но беды не случится, если мама будет четко выполнять простые правила. Приучите себя всегда разворачивать кастрюли и сковородки ручками к центру плиты, а малышу как можно раньше объясните, что плита может быть очень горячей. Дайте возможность ребенку самому в этом убедиться, слегка дотронувшись рукой до разогревающейся духовки. Обжечься он не успеет, но температуру почувствует. Любые подвижные игры на кухне должны быть для малыша абсолютным табу. Следите за соблюдением этого закона неукоснительно.

Другая кухонная опасность - это ножи и прочие режуще-колющие предметы. Полезно знать об одной интересной детской особенности. Малыши-дошкольники воспринимают все слова с частицей "не" несколько иначе, чем взрослые. Любые запреты нередко вызывают у них подсознательное желание сделать все наоборот. Поэтому, лучше не злоупотреблять фразами вроде "Не делай! Не трогай! Не бери! Не лезь!" Вместо того, чтобы запрещать, лучше научить пользоваться опасными предметами правильно и осторожно. Фразу "никогда не трогай нож" лучше заменить такой: "С ножом нужно обращаться очень аккуратно. Он острый и ты можешь порезаться. Будет больно". Бывает, что и мы сами, занимаясь приготовлением пищи, можем случайно порезать палец. Покажите порез малышу. Пусть он убедится, что ваши предостережения не просто слова. Привлекайте маленького помощника к приготовлению ужина, дав ему пластмассовый ножик и вареные овощи. Пусть нарежет их кружочками, соломкой или кубиками. А подросший карапуз может проделывать простые кухонные манипуляции и настоящим неострым ножом, но под вашим чутким руководством. Эту же рекомендацию можно отнести и к бытовой кухонной технике. Если малыш хоть раз увидит, во что превращается мясо после знакомства с электромясорубкой или кухонным комбайном, он вряд ли захочет совать туда пальцы. Самый простой способ борьбы с опасным детским любопытством - это его безопасное удовлетворение. А умение правильно пользоваться ножом и вилкой сведет возможность травматизма на нет.

Воспитательную работу по теме безопасности нужно начинать с самого нежного возраста, не полагая наивно, что ребенок слишком мал и ничего не понимает. Обязательно договоритесь между родственниками, которые принимают участие в воспитании ребенка, а также с няней, если она у вас есть, что разрешено ребенку, а что нет. Чтобы исключить манипуляций вами со стороны ребенка: мама это запрещает, а папа разрешает.

Важно! Никогда не оставляйте ребенка без присмотра в ванной, во время еды в высоком стульчике.

Трудно сказать однозначно, с какого возраста можно оставлять ребенка дома одного. Все зависит от самого ребенка: от его разумности, сознательности и психологической готовности. Одно точно: малыша дошкольника оставлять одного нельзя, а приучать к самостоятельности имеет смысл постепенно. Вы должны быть уверены, что ребенок не побоится находиться дома без вас, что он сможет найти себе содержательное занятие, и твердо усвоил основные правила безопасности.

Как же часто мы напоминаем своему малышу: "Никому не открывай дверь!" Но подобные слова для ребенка могут остаться пустыми словами, если мы не дополним их некоторыми пояснениями. Малыш может понять ваши предостережения совершенно по-своему. Например, так: "Нельзя открывать дверь бандитам, а соседу дяде Коле можно, и этой симпатичной тетеньке тоже можно, ведь она назвалась почтальоном..." Часто в детском воображении преступники рисуются непременно злобными, страшными, с ножами и пистолетами. Ребенок даже не предполагает, что милый, симпатичный человек может быть самым настоящим бандитом. В ответ на звонок ребенок должен посмотреть в глазок и спросить: "Кто?" Вы должны четко объяснить малышу, что "никому не открывать дверь" - это значит НИКОМУ, кем бы человек ни представлялся, и чтобы ни говорил. Если за дверью кто-то хорошо знакомый, пусть ребенок попросит его прийти позже, когда вернется мама или папа. Если же посетитель ребенку не знаком, лучше сказать что-нибудь вроде: "Папа сейчас в ванной, когда выйдет - он вам откроет".

Может показаться, что хороший выход из ситуации - это запереть малыша снаружи на ключ, чтобы он вообще не смог никому открыть дверь. Но делать этого категорически нельзя. Напротив, вы должны быть уверены, что ребенок при необходимости сможет самостоятельно открыть дверь и выбраться из квартиры. Случиться может всякое, и путь к спасению должен быть свободным.

Как можно раньше научите малыша пользоваться телефоном. Особенно это важно в тех случаях, если вам придется часто оставлять ребенка дома одного. Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера телефонов скорой помощи, пожарной охраны, милиции, мобильные номера родителей, а также телефонный номер кого-нибудь из родственников, друзей или надежных соседей, живущих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь малышу. Ребенок должен четко знать, в каком случае и по какому телефону он должен позвонить, уметь назвать свою фамилию и адрес. Кстати, об адресе. Объясните малышу, что, отвечая на телефонные звонки, он ни при каких обстоятельствах не должен сообщать звонящему то, что он дома один и не называть свой адрес. Самым лучшим ответом будет: "Мама сейчас занята. Перезвоните позже". Приучайте ребенка к мысли, что при малейших сомнениях в правильности своих действий, он должен незамедлительно перезвонить вам на мобильный телефон, рассказать о случившемся и спросить совета. Да и вы сами время от времени звоните домой, чтобы убедиться, что у ребенка все в порядке и поинтересоваться, чем занимается сын или дочурка.