Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Для развития творческого потенциала детей дошкольного возраста мною были определены следующие задачи:

  • Использовать технологии, способствующие само актуализации ребёнка в рамках театрализованной деятельности.
  • Развивать индивидуальные личностные качества дошкольника, такие как положительная мотивация и устойчивый интерес к творческой деятельности, развитие творческого воображения, зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, образного мышления, сотрудничества в совместной творческой работе (умение слушать и слышать партнёра, вырабатывать общую точку зрения, обосновывать свою), развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться)
  • Создавать индивидуально личностный подход к ребёнку, стимулирующий его творческую деятельность; удовлетворение потребности ребёнка в эмоционально – насыщенных и разнообразных переживаниях.
  • Развивать умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, использовать для этих целей различные виды театров, элементы костюмов, декораций, совершенствовать исполнительские умения.
  • Привлекать родителей к совместной работе с детьми дома.

Составила и реализовала перспективный план.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по театрализованной деятельности в старшей группе.

Сентябрь

Тема,

занятие

цели и задачи

1.«Пока занавес закрыт»

Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

Игра «И я тоже!».

Игра на знание театральной терминологии.

Игра «Птицы, на гнезда!».

Игра на развитие внимания.

«Слушай хлопки»

2. Сказку ты, дружок, послушай и сыграй

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок».

Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат».

Сказка «Зайчик и ежик».

Игра на развитие внимания.

«Будь внимателен»

3. Сказка «Зайчик и Ежик»

Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке».

Скороговорка «Палкой Саша шишки сшиб»

Репетиция сказки «Зайчик и ежик».

Игра на развитие памяти.

«Художник».

Упражнение «Я ем».

Сентябрь

4. Ходит осень по дорожкам (по сказке «Теремок на новый лад»)

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека.

Чтение сказки Беседа о прочитанной сказке.

Скороговорка «Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали!»

Игра: «Прогулка»

октябрь

Тема,

занятие

цели и задачи

1.Мы актёры

Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми.

Беседа о театральной терминологии.

Игра “Пантомима”

Скороговорка «Кукушка кукушонку купила капюшон»

Упражнение на развитие выразительной мимики «Мое настроение»

2.Драматизация сказки «Теремок на новый лад»

Работа над дикцией. Скороговорка «Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку».

«Оживи предмет»

3. Ритмопластика

(отработка движений)

Развивать чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

Работа над дыханием, артикуляцией. Упражнения на дыхание «Паровоз», «Аист»

Театрализованные упражнение «Едем, едем на тележке»

4.Театральные игры

Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Игра «Веселые обезьянки».

Игра «Поварята».

ноябрь

Тема,

занятие

цели и задачи

1.Действия с воображаемыми предметами

Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.

Беседа на тему «Действия с воображаемыми предметами».

Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».

2.Премьера спектакля «Теремок на новый лад»

Вызвать у детей симпатию к героям сказки. Воспитывать у детей желание выступать.

3. «Сказка о глупом мышонке»

Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Упражнения на дыхание, на артикуляцию «Капризуля», «Колокольчики». Работа над скороговорками «Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу».

Этюд «изобрази животное»

4.Игра на действие с воображаемыми предметами

Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно

Упражнение со штангой.

Игра «День рождения». Работа над скороговорками « Щетинка - у чушки, чешуя - у щучки».

Упражнение на развитие воображения

«Слушаем звуки»

декабрь

Тема,

занятие

цели и задачи

1.Разыгрывание этюдов

Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Беседа на тему «Что такое этюд?»

Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение».

Этюд «Что я делаю?» «Назови действие»

2.Репетиция сказки о глупом мышонке (театр кукол бибабо)

Учить владеть куклой, согласовывать движения и речь.

Работа над скороговорками «- Расскажите про покупки.

Про какие, про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки свои».

Упражнение для развития речевого дыхания «Вырасти большой», «Пастушок»

3.Разыгрывание этюдов

Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.

Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение. «Вкусные конфеты», «Новая кукла", «Лисенок боится».

Работа над скороговорками «Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком».

4.Ритмопластика

Учить детей произвольно реагировать на сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение.

Беседа о театре.

Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга».

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ

«Дрессированные собачки»

январь

Тема,

занятие

цели и задачи

1.Театрализованная игра «Угадай, что я делаю»

Развивать память, воображение детей.

Беседа о театрализованной игре.

Игра «Угадай, что я делаю?»

Скороговорка «Тары- бары, растабары,

У Варвары куры стары»

Этюды на выразительность жеста. «Тише », «Иди ко мне ».

2.Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель»

Воспитывать интерес к сказкам, развивать фантазию. Накапливать запас художественных произведений.

Учить детей владеть куклами марионетками.

Упражнения на дыхание «Эхо», «Пьем чай», «Колокольчики»

Этюд на развитие выразительной мимики

Игра «Волшебное зеркало»

3.Показ сказки о глупом мышонке (театр кукол би-ба-бо)

Воспитывать интерес к театру, желание выступать перед детьми.

февраль

Тема,

занятие

цели и задачи

1.Этюд «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил»

Учить детей выражать основные эмоций.

Скороговорка «Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель». Этюд на выражение основных эмоций «Ваське стыдно ».

2.Культура и техника речи (игры и упражнения)

Совершенствовать чёткость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация)

Игра «Весёлые стихи»или «Забавные стихи»

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Задуй упрямую свечу», «Паровоз», «Каша»

3.Театральная игротека: «Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки»)

Игры на расширение диапазона

Упражнять во владении куклой.

Игры на расширение диапазона «Чудо – лесенка», «Самолёт»

4.Сказка «Морозко»

Познакомить детей со сказкой «Морозко»

Чтение сказки.

Беседа о прочитанной сказке.

март

Тема,

занятие

цели и задачи

1.Репетиция сказки «Морозко»

Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность).

Беседа о театральной терминологии. Репетиция сказки «Морозко» Этюд «Уходи»

Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.

Работа над дикцией. Скороговорка «Три сороки-тараторки тараторили на горке».

Репетиция события «Ленивица и Рукодельница».

Упражнение на развитие воображения

«Фантазеры»

3.Репетиция сказки «Морозко»

Совершенствовать память, внимание, общение детей. Работать над голосом.

Работа над дыханием, артикуляцией «Самолётики», «Часики», «Трубач»

4.Свет мой зеркальце скажи

Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое

Игра: «Зеркало».

Скороговорка «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

апрель

Тема,

занятие

цели и задачи

1. Репетиция сказки «Морозко»

Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства.

Упражнение на дыхание и на артикуляцию согласных «Комар», Капризуля».

Репетиция эпизодов «рукодельница с подарками» Упражнение на развитие воображения

«Слушаем звуки»

2. Репетиция сказки «Морозко»

Продолжать работу над эпизодами сказки.

Упражнения на дыхание «Бабочка», на артикуляцию «Паровоз». Работа над скороговорками «Слишком много ножек у сороконожек». Репетиция события «Ленивица с подарками».

3.«Игрушки»

Агнии Барто

Развивать творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами.

Знакомство с понятием «Интонация».

Беседа. Упражнения и игры на отработку интонационной выразительности. Диалогическая скороговорка « Краб крабу сделал грабли,

Подал грабли крабу краб:

Грабь граблями гравий, краб».

Выразительное чтение стихов А.Барто

4.Репетиция сказки «Морозко»

Добиваться сведения всех эпизодов сказки «Морозко» в единый спектакль. Совершенствовать чувства правды, веры в вымысел.

Работа над техникой речи. Скороговорки «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот», «Наш Полкан попал в капкан».

Репетиция спектакля «Морозко».

май

Тема,

занятие

цели и задачи

1.Показ сказки «Морозко»

Творческий отчет по театральной деятельности.

2.Театральная игра

Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма.

Беседа о спектакле «Морозко».

Работа по технике речи: упражнения на дыхание и дикцию, игра «Японская машинка».

3.Театральная игра «Любитель-рыболов»

Развивать воображение, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами

Этюд «Любитель-рыболов». Скороговорка «Улов у Поликарпа - три карася, три карпа"

Перспективное планирование по театрализованной деятельности в подготовительной группе.

сентябрь

Тема,

занятие

цели и задачи

1.«Сказки на столе»

Показ способов действия с куклами настольного театра

Показ настольного кукольного спектакля «Колобок»

Игровые упражнения «Наши милые зверюшки». Упражнения на дыхание «Маленький филин», «Волки».

2.Основы театр. культуры

Воспитывать культуру

поведения в театре

Понятие: «этюд», «билеты», «театр. касса», «кассир»

Игра «Театр моды». Скороговорка «Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!».

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

3.Театральная игра «Одно и то же по-разному»

Развивать воображение, фантазию детей.

Игра «Одно и то же по-разному».

Игра «Превращение предмета».

Упражнения на дыхание «Скрипят деревья», «Больной зуб»

4.Театральная игра «Кругосветное путешествие»

Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение.

В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты - гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски.

0ктябрь

Тема,

занятие

цели и задачи

1.Ритмопластика

Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

Игра «Конкурс лентяев».

Игра «Гипнотизер».

Этюд «Прогулка»

2.Культура и техника речи

Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей.

Творческие игры со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч».

Игры со скороговорками «Фраза по кругу».

3.Знакомство со сценарием сказки «Репка»

Познакомить со сценарием

Беседа по сказке

4.Репетиция по сказке «Репка»

Закреплять умение играть куклой с «живой» рукой.

Куклы би-ба-бо «Репка»

Скороговорка «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят».

ноябрь

Тема,

занятие

цели и задачи

1.Репетиция по сказке «Репка»

Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используяумение играть куклой с «живой» рукой.

Куклы би-ба-бо «Репка» Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Петух», «На турнике», «Насос»

2.Кукольный спектакль «Репка»

Куклы би-ба-бо «Репка»

3.Театральная игра

Учить детей свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами.

Упражнение с предметами.

Упражнение со стульями.

Игра «Руки-ноги». Упражнения дыхательной гимнастики «Петух», «Каша кипит». Этюд «Битва».

4.Театральная игра

Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел.

Игры «Король», «День рождения».

Упражнения дыхательной гимнастики «На турнике», «Насос»

декабрь

Тема,

занятие

цели и задачи

1.Культура и техника речи

«Свеча» - Упр. «Прыгуны» скороговорки «Повар Павел, повар Петр.

Павел парил, Петр пек».

Игра «Похожий хвостик»

2.Основы театр. культуры

Продолжить развивать интерес к театральному искусству

Понятие: «эмоция», «мимика», «жест», беседа-диалог о театре;

Упр. На дыхание «Самовар», «Пчела»

Игра «Диалог по телефону». Этюд на воспроизведение черт характера «Страшный зверь»

3.Культура и техника речи

Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация).

Упражнение на опору дыхания

«Эхо».

Игра «Птичий двор».

Упражнение «Гудок», «Дрессированные собачки». Скороговорка «В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона».

4.Ритмопластика

Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом.

Упражнение «Ритмический этюд».

Игра «Считалочка».

Упражнение на дыхание «У бабушки в деревне»

январь

Тема,

занятие

цели и задачи

1.Культура и техника речи

Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

Упражнение на дыхание «Спать хочется».

Упражнение на гласные и согласные «Шутка».

Работа над пословицами и поговорками.

2.Ритмопластика

Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки

Игры: «Снеговик», «Баба-яга» Упражнения на силу голоса «Звонок», «Муха»

Этюд на воспроизведение черт характера «Волшебное колечко»

3.Основы театр. культуры

Познакомить с главными театр. профессиями «Кто и что должен делать»

Понятия: актер, художник, режиссер, композитор

Игра «Крошка Енот».

Упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Задуй упрямую свечу», «Паровоз»

Этюд «Страшный зверь»

4.Театральная игра

Продолжать развивать

воображение, фантазию детей;

Развивать умение оправдывать свое поведение

Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение. «Лисенок боится».

«Ваське стыдно ». «В магазине зеркал».

Игра «Робот».

Упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Гуси летят», «Каша»

февраль

Тема,

занятие

цели и задачи

1.Культура и техника речи

Пополнять словарный запас, развивать образное мышление детей

Игра «Ворона», работа над звуками рис. Упражнение на дыхание «Бабочка», «Трубач», «Каша кипит».

Работа над стихотворением «Веселые чижи».

Игра – импровизация «В гостях у Кузи»

2.Ритмопластика

Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.

Разминочные упражнения.

Упражнение на внимание и координацию.

Рече двигательная координация.

Игра на двигательные способности «Зернышко»

УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ «Птичий двор», «Эхо». Этюд «Ерема»

3.Чтение сказки «Гуси-лебеди»

Рассматривание иллюстраций.

Упражнения на дыхание «Пчела», «Скрипят деревья»

4.Обсуждение сказки «Гуси-лебеди»

Учить детей высказывать свое мнение о прочитанной сказке

Беседа о прочитанной сказке «Гуси лебеди»

Деление сказки на эпизоды.

Импровизация сказки «Гуси-лебеди»

Упражнения на дыхание «Пьем чай», «Колокольчики»

март

Тема,

занятие

цели и задачи

1.Театральная игра

Способствовать развитию

чувства правды и веры в вымысел;

развивать навыки действий с воображаемыми предметами

Игры «Король», «День рождения»

Упр. с предметами

Скороговорка «Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела»

2. Работа над эпизодами сказки «Гуси-лебеди»

Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки «Гуси-лебеди»; развивать воображение, память, фантазию.

Упражнения на артикуляцию гласных и согласных «Волки», «Комар», «Качаем малыша».

Работа над скороговорками «Милая Мила мылась мылом».

Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди» с импровизированным текстом.

3.Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди»:

«Налетели Гуси - лебеди», «Алёнушка ищет Иванушку»

Работать с импровизированным текстом, развивать воображение, память, фантазию, внимание детей.

Работа над техникой речи (дыхание, дикция)

УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ «Птичий двор»; Упражнения на силу голоса «Муха»

4.Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди»:

«Иванушка у Бабы-яги», «Побег»

Работать с импровизированным текстом

Беседа о героях, репетиция. Упражнения на силу голоса «Многоэтажный дом», « Звонок»

апрель

Тема,

занятие

цели и задачи

1.Культура и техника речи

Развивать четкое, верное произношение гласных и согласных; учить детей бесшумно брать и добирать дыхание, пользоваться интонацией.

Работа над дыханием. Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

«Гуси летят», «Самолётики», «Бабочка»

Работа над произношением поэтического текста.

2.Репетиция спектакля «Гуси-лебеди»

Провести репетицию, используя все выразительные средства спектакля (декорация, музыка, костюмы, свет, реквизит, бутафория).

Упражнения на дыхание «Большой филин», «Маленький филин», «Скрипят деревья»

Этюд «изобрази животное»

3.Премьера спектакля «Гуси-лебеди»

Поощрять желание выступать перед зрителями.

4.Театральная игра

Развивать воображение, фантазию детей; учить подбирать рифмы к словам.

Развлекательная программа «Это вы можете»

Игра на внимание «Последний герой».

Упражнения на дыхание «Пьем чай», «. Больной зуб». Этюд «Цветок»

май

Тема,

занятие

цели и задачи

1.Культура и техника речи. Скороговорки

Формировать правильное произношение, артикуляцию; учить детей быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Игра «Любитель-рыболов».

Работа со скороговорками» Горячи кирпичи!

Соскачи-ка с печи,

Испеки-ка в печи,

Из муки калачи!»

«Тары- бары, растабары,

У Варвары куры стары!»

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Пастушок», «Аист», «Каша»

2.Основы театр. культуры.

Продолжать знакомство с

гримом; профессиональный костюмер;

воспитывать культуру

поведения в театре и на концерте

Предложить детям сочинить этюды на поведение в зрительном зале и игру «Что можно взять с собой в театр»

Упражнения дыхательной гимнастики «Трубач», «Петух», «Насос». Этюд «Что я делаю?»

«Назови действие»

3.Театральная игра «Цирковое представление»

Создать условия для организации цирковых номеров

Клоунада «Наездники», номер «Гимнастки».

Упражнения дыхательной гимнастики» Летят мячи», «Вырасти большой», «Регулировщик»


Перспективное планирование по театральной деятельности в группе №5 «Полянка».

Сентябрь

Дети приветствуют друг друга от имени, любого придуманного или сказочного

персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают,

на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через

Этюд «Утешение».

Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить девочку, утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант утешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т.д.).

(Театр на руке – перчаточный) Игра «Красная Шапочка». (Ш. Перро)

Развивать способность анализировать поступки сказочных героев. Совершенствовать образные исполнительские умения

Инсценировка сказки.

Игра «Дождь»

Обучение детей умению согласовывать свои действия с другими детьми; развитие воображения.

Детям дается возможность представить и изобразить, как капли дождя стучат по крыше, дороге. Показать, как дети шлепают по лужам, хлопают в ладоши и веселятся после дождя. Далее педагог объясняет, что в игре вместо дождя будет звучать музыка, напоминающая журчание воды, звон капелек. Когда музыка звучит, все дети шлепают по лужам (из картона или воображаемым). Как только музыка закончится, значит - надвигается «гроза» - все собираются вместе под крышей (зонтом). Детям предлагается изобразить «грозу» (постукивающие движения кулаками, хлопки в ладоши). В тот момент, когда дети изображают грозу, педагог говорит:

Гром повсюду, гром гремит,

В небе молния блестит!

Кончилась гроза, и мы опять,

Будем весело играть!

Октябрь

Игра «Кот в сапогах»

(Театр на руке – пальчиковый)

Развивать умение согласовывать действия с другими детьми.

Инсценировка сказки.

Этюд "Баба Яга"

Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть Аленушку, а сама

уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась,

бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Веселые сочинялки

Побуждать детей к сочинительству сказок; учить входить в роль; развивать творчество и фантазию детей; учить работать вместе, сообща, дружно.

Мини – драматизация басни И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука» (басня разучивается с детьми заранее)

Развивать умение согласовывать действия с другими детьми. Совершенствовать образные исполнительские умения

Дети по желанию выбирают себе оборудование. Кто выбрал маски героев – это артисты, кто билеты на представление – это зрители. Дети разыгрывают басню по ролям.

Ноябрь

«Скажи о друге ласковое слово»

Формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Педагог собирает детей в хоровод со словами:

В хоровод. В хоровод

Здесь собрался народ!

Раз-два-три – начинаешь ты!

Вслед за этим педагог берет в руки надувное сердечко и ласково обращается к рядом стоящему ребенку. Например: - Сонечка, доброе утро!

Педагог уточняет, какие ласковые и добрые слова мы можем произносить,

обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какие красивые у тебя волосы; у тебя нарядная рубашка и пр.) После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает сердечко

следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к рядом стоящему малышу.

Этюд "Фокус"

Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл

его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

Сказка «Теремок»

Инсценировка сказки.

Музыкальная карусель.

Совершенствовать умение выразительно двигаться под музыку, ощущая её ритмичность или плавность звучания

Дети придумывают движения и танцуют под музыку.

Декабрь

«Где мы были, мы не скажем»

Способствование развитию чувства правды и веры в вымысел; обучение согласованным действиям.

Дети выбирают водящего, который уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с воспитателем договариваются, кого или что они будут изображать. Затем приглашают водящего, который входит со словами: «Расскажите, где вы были, что вы делали». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем! (если действие). Кого видели, покажем (если животное) и т.д. во время игры педагог помогает н6айти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.

Этюд "Новая кукла"

Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

(Театр на руке – варежковый) Игра «Снежный колобок». (Сказка на новый лад)

Учить детей выразительно действовать в соответствии с музыкальным сопровождением. Расширять словарный запас и развивать память.

Инсценировка сказки с помощью воспитателя

Подвижная игра «Смелые мышки»

Развитие выразительности жестов и мимики.

Сначала дети слушают стихотворение:

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть который час.

Раз-два-три-четыре –

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон…

Убежали мышки вон.

Педагог предлагает детям превратиться в мышек и выразительно изобразить их, используя жесты и мимику.

Январь

Этюд «Медвежата»

Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Медвежата лежат в берлоге. Подул сильный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли.

Они сжались в клубочки – греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали

Сказка «Рукавичка»

Учить детей узнавать героев по характерным признакам.

Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

Формировать дружеские взаимоотношения.

Драматизация сказки.

На полянке

Отрабатывать выразительность мимики, жестов, голоса и движений с отдельными героями сказки; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации.

Сцена на поляне. Новогодний бал.

Февраль

«Диктор»

Развитие внимания, наблюдательности.

Один ребенок описывает кого-то из детей, остальные по приметам угадывают.

Игра повторяется несколько раз. Водящие меняются.

Этюд "Один дома"

Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны

разные шорохи. Крошке-еноту

страшно - а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Сказка "Гуси-лебеди"

Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

Инсценировка сказки.

Веселые превращения

Учить умело использовать мимику, пантомимику.

Изображать разных животных.

Март

«Изобрази героя»

Развитие выразительности движений, жестов, мимики, голоса.

Ведущий предлагает изобразить сказочных персонажей, напоминая, что у каждого из них свои особенности, по которым их легко узнать:

Лиса, лисонька-лиса,

Шубка очень хороша!

Рыжий хвост, хитры глаза,

Люблю курочек – да-да!

Петя, Петя-петушок!

Золоченый гребешок!

Как увидишь ты зарю,

Закричишь: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышли зайки погулять,

Стали прыгать и играть.

Неуклюжий, косолапый

Ходит по лесу медведь.

Если спросят. Что он любит,

Скажет: «Меду бы поесть!»

Дети изображают разных персонажей.

«Изобрази вкус яблока»

Педагог предлагает детям имитировать, как они кусают яблоко, изображая

мимикой, какое оно, по их мнению, на вкус. Причем первым начинает взрослый, а дети отгадывают (кислое, сладкое, горькое, вкусное и т.д.). Педагог нацеливает детей на то, что каждому может показаться яблоко на вкус разным, и от этого будет зависеть мимика.

«Зеркало»

Учить показывать и отражать с помощью мимики и пантомимики признаки весны.

Дети показывают и отражают с помощью мимики и пантомимики признаки весны, предварительно разбившись на пары. Один ребёнок в паре показывает движения, второй повторяет движения, как в зеркале.

Мир природы

Побуждать к двигательной импровизации; совершенствовать умение передавать образ через музыку и танцевальные движения.

Разучивание танца Кувшинок

Апрель

«Хитрый маленький зверек»

Развитие внимания, наблюдательности, быстроте реакции, памяти.

Педагог предлагает детям представить, что все они разные зверята, и сидят в

клетках в зоопарке. Одного из детей выбирают на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре, и делать различные движения и жесты. «Зверята»

передразнивают посетителя, точно повторяя его жесты и движения. «Посетителя» выбирают с помощью считалки:

Над лучами, над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло в небе коромысло.

Ребятишек радует золотая радуга.

«Посетители в течении игры меняются несколько раз.

Этюд «Глухая бабушка»

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог), которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Саша?» (называет имя любого ребенка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т.п. ребенок жестами отвечает.

«Берёзки» (пантомима)

Учить показывать и отражать с помощью пантомимики березку в разное время года.

Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам педагога:

Лето: «Берёзки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками».

Осень: «Облетают листья, чаще дует ветер сильный, порывистый, который качает деревья из стороны в сторону».

Зима: «Веточки дрожат от холода, снег пригибает их к земле».

Весна: «Снег тает, ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются и из них появляются нежные листочки.

«У страха глаза велики»

Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Развивать навыки самостоятельной организации театрализованной деятельности

Инсценировка сказки.

Май

Игра на интонирование слов

Развитие внимания, наблюдательности, воображения детей.

Детям предлагается с различным интонированием проговорить привычные слова: «здравствуйте» - радостно, приветливо, небрежно, угрюмо; «до свидания» - с сожалением, с огорчением или надеждой на скорую встречу; «спасибо» - уверенно, нежно, нетерпеливо, обиженно; «извините» - неохотно, с раскаянием.

Этюд «Вкусная конфета»

Развитие выразительности мимики, воображения.

У педагога в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, разворачивают обертку и берут конфету в рот, показывая мимикой и жестами, какие они на вкус.

«Веселые клоуны»

Развитие выразительности жестов, движений, мимики

Изображать разных клоунов веселого и грустного.

«Зеркало»

Учить показывать и отражать с помощью мимики и пантомимики признаки лета.

Дети показывают и отражают с помощью мимики и пантомимики признаки лета, предварительно разбившись на пары. Один ребёнок в паре показывает движения, второй повторяет движения, как в зеркале.

Светлана Георгиевна Максимова
Перспективное планирование театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе

Сентябрь

Пальчиковый, настольный театр «Репка»

1. Знакомство с основами театральной культуры

2. Игра на знание театральной терминологии

3. Игра «Вершки-корешки»

4. Игровые упражнения для развития речевого дыхания «Чей одуванчик улетит дальше»

Мини - фланелеграф «Три медведя»

Разыгрывание сценки-импровизации «Лиса и журавль»

1. Беседа на тему «Что такое этюд?»

2. Этюд «Изобрази животное»

4. Скороговорка «Палкой Саша шишки сшиб»

5. Игра на развитие внимания

«Будь внимателен»

6. Словесное творчество : разыгрывание сценок-диалогов «Встреча» , «Утро весёлых человечков» .

7. Чтение сказки «Лиса и журавль» .

8. Работа по содержанию сказки

Игра-драматизация сказки «Теремок»

Пальчиковый театр «Два жадных медвежонка»

1. Скороговорка

«Лежебока рыжий кот отлежал себе живот» ,

2. Игра на развитие внимания «Слушай хлопки»

3. Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке» .

4. Игра «Пантомима»

5. Чтение сказки «Теремок»

6. Работа по содержанию сказки.

7. Репетиция по эпизодам сказки.

8. Знакомство со сказкой

«Два жадных медвежонка»

Драматизация сказки «Морозко»

Теневой театр «Заюшкина избушка»

1. Упражнения для развития речевого дыхания «Задуй упрямую свечу» , «Паровоз»

2. Скороговорка «Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали!»

2. Этюд «Что я делаю?» «Назови действие»

3. Чтение сказки «Морозко»

4. Беседа по содержанию сказки

5. Репетиция эпизода «Ленивица и Рукодельница» .

А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» - показ драматизации эпизода из сказки

1. Упражнения и игры на отработку интонационной выразительности

2. Скороговорка «Три сороки-тараторки тараторили на горке» .

3. Разыгрывание этюдов на основные эмоции : радость, гнев, грусть, удивление, страх.

4. Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем» .

5. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

6. Беседа о прочитанном.

Театр Би-ба-бо «Красная шапочка»

Пальчиковый театр «Три поросенка»

1. Упражнения на дыхание «Снежинка» .

2. Скороговорка «Орёл на горе, перо на орле»

3. Упражнение на развитие выразительной мимики «Мое настроение»

4. Игра «Волшебное зеркало»

5. Игра «Пантомима»

6. Чтение сказки «Три поросенка»

7. Беседа по содержанию сказки.

Кукольный театр «Лиса и волк»

1. Работа со скороговорками

«Горячи кирпичи!

Соскачи-ка с печи,

Испеки-ка в печи,

Из муки калачи!»

2. Упражнения на дыхание «Пьем чай» , «Больной зуб» .

3. Этюд «Цветок»

4. Настольная игра «Сочини сказку»

5. Игра «Зеркало»

7. Упражнение на развитие выразительной мимики «Мое настроение»

Драматизация сказки «Гуси-лебеди»

Разыгрывание сценок «Новая сказка»

1. Скороговорка «Кукушка кукушонку купила капюшон»

2. Упражнение на дыхание «Ветерок»

3. Игра «Узнай по интонации»

4. Этюд «В зоопарке»

5. Игра «Пантомима»

6. Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди» с импровизированным текстом.

Режиссерская игра «Сочини сказку»

1. Словесное творчество : решение проблемных ситуаций : - Как спасти Колобка от Лисы?

2. Игра-викторина «Узнай сказку по фрагменту спектакля» .

3. «Шкатулка со сказками» - сочинение сказок с помощью предметов – заменителей

План работы

кружка «Теремок»

по театрализованной деятельности

МБДОУ ДС № 2

Воспитатель: Богданова Н.В., I кв. категория.

,

2016-2017 учебный год

Актуальность использования театрализованной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста заключается в том, что она является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Она доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Идея сказок, их смысл - в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите человека. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы - образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. Поэтому особое значение в дошкольных образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Цель кружка - Создание условий способствующих формированию творческих способностей через театрализованную деятельность. Задачи кружка.

1.Развивать творческую самостоятельность, артистические способности, эстетический вкус фантазию, речь - в передаче образа. 2.Воспитывать любовь к театру и театрализованной деятельности.

3.Совершенствовать пластику тела.

4.Формировать творческую активность. Ожидаемые результаты:

Умение самостоятельно организовывать театрализованные игры.

Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворе-ние, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорация для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли.

Творческая самостоятельность, эстетический вкус в переда-че образа; отчетливость произношения.

Умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

Интерес и любовь к театру.

Использование в театрализованной деятельности разные
виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.).

Знание некоторых театральных профессий. Средняя группа

Задачи кружка в средней группе: 1.Воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности. 2. Пополнять и активизировать словарь детей. Уметь определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций. 3. Побуждать детей импровизировать, сопровождать движения кукол. Использование верховых кукол.

месяц

Тема

Октябрь

1-2 неделя.

3-4 неделя.

Игры - заменители.

Сказка «Избушка ледяная и лубяная» - чтение. Пальчиковый театр.

Учить видеть в различных предметах заменители.

Развивать воображение.

Развивать диалог.

Ноябрь

1-2неделя

3-4 неделя

Сочинение коротких сказок «Зайка

и ослик». Настольный театр.

Развивать речь детей.

Декабрь

1-2 недели.

Игры «Зверюшки на дорожках». « Сложи узор».-стихи.

Разучиваем роли-диалоги к сказкам «Избушка ледяная и лубяная». Задание родителям: Изготовление театра из пробок.

Развивать диалог.детей

Январь

3-4 недели.

Показ сказки «Избушка ледяная и лубяная» Работа на результат.

Использование театра из пробок. Сказка «Репка».

Развивать речь. Работа по звукопроизношению.

Февраль-

1-2неделя.

3-4неделя.

Пирамида» Любви.»-игра.

Разучиваем сказку «Добрые слова»

Показ сказки «Добрые слова»

Работа на результат.

Учить подбирать добрые слова.

Обращать внимание на интонац. выразит. речи по звукопроизношению.

Вызывать чувства переживания за героев сказки.

Учить

Эмоционально реагировать

МАРТ - 1-2 неделя.

3-4 неделя.

АПРЕЛЬ 1-2 неделя.

3-4 неделя

Май.

Изготовление масок, декораций.

Работа над содержанием рассказов о добрых поступках.

Сказка «Добрые дела».

Путешествие по стране добрых слов. Создание «Формул вежливости» Драматизация в костюмах. Работа на результат.

Ступеньки доброты.

Игры «Замени героя сказки»

Шкатулка со сказками.

Сочинение сказок. шкатулка со сказками.

на поступки героев.

Вызывать желание детей выступать перед родителями. Прививать любовь к театр. искусству.

Учить детей передавать свое отношение к поступкам.

Формировать свое предст.о справедливости. скромности

Самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения-мимики.

Развивать умение подбирать к замене соб.персонажей. фонограмы.

Результативность - Показ сказки «Добрые слова» для детей младшей группы.

Старшая группа

Задачи кружка в старшей группе: 1.Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности.. 2.Закреплять представления детей о различных видах кукольных театров., уметь различать их и называть (настольный, верховые куклы, с живой рукой) 3.Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, истории собственного сочинения.

Сентябрь

1-2неделя

3-4 неделя.

Вспомнить уроки актерского мастерства. Работа у зеркала.-по звукопроизношению.

Подготовка к математическому спектаклю по сказке «Теремок» с цифрами.

Побуждать детей сочинять истории, активизируя речевое общение детей.

Закрепить цифры. Проявить находчивость, смекалку.

ОКТЯБРЬ.

1-2недели.

3-4 неделя.

Использование задачи-шутки, задачи-ловушки, задание на сообразительность.

Изготовление масок. Атрибутов для праздника.

Работа над произношение стихов..

Развивать умение сапостовлять различные образы, используя интонацию, жест, мимику, движения.

Расширять представление об окруж. Действительности Уточнять предст. о предметах, игрушках, декорациях.

Ноябрь

1-2 неделя.

3-4 неделя.

Чтение сказки «Математический теремок».

Заучивание стихотворений. Работа по ролям.

Развивать внимание память, мышление.

Учить детей передовать свое отношение к поступкам героев.

Декабрь

1-2 недели.

Подготовка к спектаклю. Сказка «Математический теремок». Драматизация в костюмах. Работа на результат.

Работа по звукопроизношению Игра «Наоборот»

Вызывать желание участвовать в драмматизации-подводить к созданию образа героев.

Развитие эмоц. Невербального общения (взгляды,жесты)

Январь

3-4 недели.

Подготовка к празднику К.И Чуковского. Чтение стихов, рассматривание иллюстраций.

Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектаклях. Развивать эмоциональную выразительную речь у детей.

Февраль

1-2 недели.

3-4 недели.

Работа по ролям «Мойдодыр» « Доктор Айболит»- флонеграф.

Основы кукловождения.

Прививать любовь к театр. искусству умение сопереживать героям сказки.

Обучать приемам кукловождения.

Март

1-2 недели.

3-4 недели.

Изготовление масок костюмов. Привлечь родителей к изготовлению пособий. Прослушивание грамзаписи.

Работа над звукопроизношением в сказках «Мойдодыр» « Доктор Айболит» « Муха Цокотуха»

Учить родителей изготовлению поделок.

Прислушиваться к музыке.

Работа над дикцией, мимикой, движением.

Апрель

1-2 недели.

3-4 недели

Показ драматизации по произведениям Чуковского.

«Сказка смоляной бычок» Драматизация в костюмах.

Вызывать желание участвовать в спектаклях, используя правильно мимику жесты, движения.

Уметь давать оценку поступкам действующих лиц в спектаклях. Развивать эмоциональность и выразительность у детей.

Май.

Основы актерского мастерства «Вкусные конфеты» «Лисичка подслушивает» этюды. Чистяковой

Развивать способность детей понимать эмоц. состояние другого человека.

Результативность - Показ сказки для детей ДОУ «Математический теремок». Драматизация в костюмах.

Подготовительная группа

Задачи кружка в подготовительной группе. 1.Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства. 2.Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа. используя для этой цели игровые, танцевальные импровизации. 3.Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. 4. Продолжать воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости.

Сентябрь

1-2недели

3-4 недели.

Начинаем работу над проектом по сказке К.И.Чуковского

Упражнения:

Дыхательное «Задуй свечу»

На релаксацию: « Тяжелая ваза»

Артикуляционное «Сказка о веселом язычке»

Этюды: « Знакомство», « Встреча» « Угоще-

ние» « Обыгрывание звуков- у,и»

Инсценировка сказки «Под гребком».

Учить правильно дышать.

Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков.

Побуждать использовать импровизации на заданный текст.

Октябрь

1-2 недели.

3-4Недели

Занятие-«Сказка ложь, да в ней намек

(по сказкам «Репка» « Колобок» « Маша и Медведь» « Лисичка со скалочкой».

Дыхательное «Теплый-холодный воздух»

На релаксацию «Разговор через стекло»

Артикуляционные «Улыбка», «Качели» «Лопаточка»

Развивать память, мышление, внимание детей.

Продолжать воспитывать гуманные чувства детей.

Ноябрь

1-2 Недели

3-4 недели.

Упражнения:

Дыхательное «Слоговые цепочки»(со звуком-ф)

На релаксацию «Мойдодыр» »Часы»

На развитие мимики «Подарок»

«Лимон»

На развитие пластики движений

«Два притопа» « У оленя».

На развитие воображения: « Оживи предмет». « О чем думают гномы».

Экологическая: « Волшебные превращения»

Пантомимы: « Разговор по телефону».

Побуждать детей инсценировать хорошо знакомые сказки.

Поощрять сочинение детьми сказок.

Создавать танцевальные образы персонажей пластикой своего тела.

Развивать воображение.

Декабрь

1-2 недели.

Этюды «Снежинки» «О чем грустит зима».

Совершенствовать умение детей воспроизводить различные ритмы, мелодии.

Январь

2 неделя

Февраль

1-2 недели.

3-4 недели.

Инсценировки: « Проказы Бармалея».

Упражнения на развитие дикции» Песенка на лесенках»

Разучивание, обыгрывание частушек,загадок по произведениям К.И. Чуковского.

Занятия по ознокомлению с творчеством К.И.Чуковского.

Упражнения:

На развитие слухового внимания:» Кто позвал?» Чего не стало?»

На развитие фонематического слуха: « Слова перевертыши»

На развитие дикции: « Песенки на лесенках»

На развитие мимики и пластики движений «У зеркала2»Изобрази настроение»

Этюды: « На улице две курицы», « Встреча», « Да -Нет».

Игра - драматизация « Федорино горе».

Побуждать детей импровизировать.

Побуждать коллективно сочинять пьессы из жизни детей-разыгрывать их.

Знакомить с призведениями К.И.Чуковского.

Учить слушать и уметь прислушиваться.

Работа над звукопроизношением.

Используя пластику своего тела работать над сказочными образами.

Развивать память и фантазию детей.

Март.

1-2 недели.

3-4 недели.

Апрель

1-2 недели.

3-4 недели.

Май.

Упражнения:

На развитие дикции «Произнеси чистоговорку »

Игры - « шаловливые сосульки» »пронеси в ложке».

Обыгрывание стихотворений К.И. Чуковского.

Этюды- «Самая счастливая» « Неожиданная встреча»

Занятия «Уроки воспитания»

Упражнения:

Дыхательные: «Выдох через рот» «Ныряльшики»

На релаксацию «Кошка» «Струна»

Игры:

Пальчиковые: «Почем блины»

На развитие речи: «Хорошо- Плохо» «Вежливые слова». «Быть такими не годиться».

Заучивание чистоговорок и скороговорок.

Защита проекта по произведениям К.И.Чуковского.

Активизировать словарь детей.

Продолжать воспитывать гуманные чувства. Формировать представление о честности, справедливости,

Доброте.

Побуждать детей к активному поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля.

Уметь давать оценку поступкам дейст.лиц.

Развивать способность детей понимать эмоц. состояние другого человека. И умение адекватно выражать его.

Передача чувств. Учить различать эмоц.состояние.

Результативность -

Защита проекта по произведениям К.И.Чуковского

Диагностическое обследование дошкольников : по методике А. Бурениной и критериев оценки результатов театрально-игровой деятельности, разработанных Н.Ф. Сорокиной.

Результативность.

Диагностика игровых позиций детей.

В старшей группе: в играх - драматизациях дети занимают следующие позиции: «Зритель - режиссер» - 20 % «Зритель - актер» -20% «Зритель - актер - режиссер» - 10 % Позицию «актер» -20%. « Зрители» -30%.

В подготовительной группе. В играх-драматизациях: «Зритель-режиссёр»-5% «Зритель-актёр» - 50% «Зритель-актёр-режиссёр» -45% «Актёр» -95%.

Сравнительный анализ результатов диагностики в средней группе и подготовительной группе позволяет увидеть, что уровень позиции «актер» повысился на 40 %,

Уровень развития творческих способностей детей повысился. Дети свободно владеют импровизационными умениями. Умело используют средства театральной выразительности: мимику, жесты, движения и средства интонации. Владеют техникой кукловождения. Владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях. С удовольствием выполняют творческие задания. Стали намного общительней.

Список литературы:

1. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театра: Программа «Театр - творчество

дети», М., АРКТИ, 2004 г.

2. Артемова Л.В. «Театральные игры дошкольников», М., просвещение, 1991г.

3. Е. В. Мигунова «Организация театрализованной деятельности в детском саду»,

4. Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр- дошкольникам»

5. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа "Театр-творчество-дети:

6. Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Дошк. воспитание - 1996 - №8 - с. 9-18; №9 - с. 14-20; №11 - с.7-13.

7. Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Мозаика - Синтез, 2008 год.

8. Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»

9.Гончарова О.В. «Театральная палитра».

10.Антипина Е.А. «Кукольный театр в детском саду»

11.Крюкова С.В.Слободянник Н.П. Программа-«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

12.Васькова О.Ф. Политыкина А.А. «Сказкатерапия».

13.Агапова И.А. Давыдова.М. «Театрализованные занятия и игры в детском саду»

Первое посещение детьми театральной комнаты (зала) в новом учебном году (беседа).

Игра «Назови свое имя ласково».

Занятие 2. Попробуем измениться.

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.

2. Развивать способность понимать собеседника.

3. Познакомить детей с понятиями «мимика, жест».

4. Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов.

ü Игра «Назови ласково соседа».

ü Вопросы к детям.

ü Творческое задание.

ü Пантомимические загадки и упражнения.

Занятие З. Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть?

1. Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке.

2. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

3. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».

ü Игра «Театральная разминка».

ü Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба».

Занятие 4. Игровой урок.

1. Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.

2. Активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоваться понятиями «жест», «мимика».

ü Сюрпризный момент.

ü Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

Октябрь.

Занятие 1. Одну простую сказку

Хотим мы показать.

1. Способствовать объединению детей в совместной деятельности.

2. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

3. Расширять «словарь» жестов и мимики.

ü Пантомимическая игра.

ü Введение понятия «пантомима».

ü Творческая игра «Что это за сказка?»

Занятие 2. Играем пальчиками.

1. Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.

2. 3акрепить в речи детей понятие «пантомима».

ü Повторение и закрепление понятия «пантомима».

ü Игровые упражнения с помощью пальчиков.

ü Игра-инсценировка с помощью пальчиков.

Занятие 3. Постучимся в теремок.

1. Развивать фантазию.

2. Совершенствовать выразительность движений.

3. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой.

ü Игра-загадка «Узнай, кто это?»

ü Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок».

ü Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом».

Занятие 4. Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно.

1. Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению.

2. Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.

3. Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки.

4. Совершенствовать интонационную выразительность.

ü Беседа по содержанию сказки В. Бианки «Теремок».

ü Интонационные упражнения.

Ноябрь.

Занятие 1. Многим домик послужил, кто только в домике ни жил.

1. Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.

2. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

3. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.

ü Пересказ сказки В. Бианки «Теремок» детьми по частям.

ü Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.

Занятие 2. Косолапый приходил.

Теремочек развалил.

1. Учить узнавать героя по характерным признакам.

2. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

3. Формировать дружеские взаимоотношения.

ü Игра «Угадай героя».

ü Драматизация сказки.

Занятие 3. Учимся говорить по-разному.

1. Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи.

2. Развивать интонационный строй речи у детей.

3. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.

4. Развивать коммуникативные способности.

ü Вводная беседа.

ü Введение. Объяснение понятия «интонация».

ü Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности.

Занятие 4. Учимся четко говорить.

1. С помощью сказки развивать фантазию детей.

2. Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

ü Погружение в сказочную ситуацию.

ü Введение понятия «скороговорка».

ü Игра-упражнение «Едем на паровозе».

ü Физкультминутка «Буратино».

ü Обобщение.

Декабрь.

Занятие 1. Раз, два, три, четыре, пять –

Стихи мы будем сочинять.

1. Уточнить понятие «скороговорка».

2. Развивать у детей дикцию.

3. Пополнить понятийный запас детей новым понятием «рифма».

4. Упражнять в придумывании рифмы к словам.

5. Учить работать вместе, сообща, дружно.

ü Повторение понятия «скороговорка».

ü Игра «Едем на поезде».

ü Введение понятия «рифма».

ü Дидактическая игра «Придумай рифму».

ü Физкультминутка.

ü Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога.

Занятие 2. Веселые стихи читаем и слово - рифму добавляем.

1. Создать положительно эмоциональный настрой.

2. Упражнять детей в подборе рифм к словам.

3. Закрепить понятие «рифма».

4. Поощрять совместное стихосложение.

ü Погружение в сказочную атмосферу.

ü Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов».

ü Физкультминутка.

ü Придумывание рифмующихся слов.

Занятие 3. Рассказываем про любимые игры и сказки.

1. Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения.

2. Учить связно и логично передавать мысли.

3. Помочь детям понять смысл сказки Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка».

4. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

ü Вводная беседа.

ü Рассказы детей по ассоциациям.

ü Знакомство со сказкой Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка».

Занятие 4. Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился.

1. Учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения.

2. Дать детям понятие, что музыка и иллюстрации - тоже очень важное средство выразительности, так как помогают лучше понять образ героев.

3. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки.

ü Беседа по содержанию сказки.

ü Слушание сказки с музыкальными фрагментами.

ü Физкультминутка.

ü Рассматривание иллюстраций к сказке.

ü Характеристика персонажей сказки.

Занятие 1. Гордится Петенька красой, ног не чует под собой.

1. Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности

2. Воспитать уверенности в себе, в своих силах.

ü Погружение в сказку.

ü Пантомимические упражнения.

ü Интонационные упражнения.

Занятие 2. Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не достался.

1. Совершенствовать умение детей драматизировать сказку.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к ДРУГУ-

ü Отгадывание загадок.

ü Упражнение у зеркала «Изобрази настроение».

ü Драматизация сказки.

ü Заключительный танец.

Занятие 3. Сочиняем новую сказку.

2. Учить последовательно, излагать мысли по ходу сюжета.

3. Совершенствовать навыки групповой работы.

ü Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик» (3).

ü Беседа по содержанию.

ü Сочинение продолжения сказки.

Занятие 4. Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем.

1. Развивать у детей творческое воображение.

2. Учить выразительно, передавать характерные особенности героев сказки.

3. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки).

ü Погружение в сказку, придуманную детьми.

ü Пантомимическая игра «Узнай героя».

ü Драматизация сказки.

Февраль.

Занятие 1. Наши эмоции.

1. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «страх», «злость».

2. Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующею мимику у себя на лице.

3. Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли.

ü Рассматривание сюжетных картинок.

ü Беседа.

ü Упражнение «изобрази эмоцию».

ü Практическое задание.

ü Обсуждение.

Занятие 2. Изображение различных эмоций.

1. Продолжать знакомить детей со схематичными изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти.

2. Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию.

3. Закреплять умение детей логично, связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения.

ü Введение. Объяснение понятия «эмоция».

ü Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость, страх.

ü Этюды на изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти.

Занятие 3. Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса.

1. Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса.

2. Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос.

3. Обогащать и активитивизировать словарь детей понятиями, обозначающие различные эмоции.

4. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

ü Рассматривание графических карточек.

ü Беседа.

ü Игра «Угадай эмоцию» («Испорченный телефон»).

Занятие 4. Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья.

1. Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки.

2. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам.

3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

ü Знакомство со сказкой К. Чуковского «Айболит и воробей»

ü Беседа о настроении героев сказки.

ü Практическое задание.

Март.

Занятие 1. Пропал бы бедный воробей,

если б не было друзей.

1. Воспитывать у детей симпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу).

2. Совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности.

3. Закреплять умение последовательно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения.

ü Слушание песни М. Танича, В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».

ü Беседа о друге.

ü Повторное слушание сказки К. Чуковского «Айболит и воробей».

ü Упражнение «Изобрази настроение».

Занятие 2. Друг всегда придет на помощь.

1. Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу.

2. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей.

3. Закреплять умение логично излагать свои мысли.

4. Совершенствовать выразительность в передаче образов персонажей сказки.

ü Чтение стихотворения о друге.

ü Рассказ из личного опыта.

ü Беседа о сказках.

ü Игра - загадка «Зеркало».

Занятие 3. Слава, слава Айболиту,

Слава, слава всем друзьям!

1. Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев.

2. Развивать социальные навыки общения.

ü Отгадывание загадок.

ü Ряжение в костюмы.

ü Драматизация сказки «Айболит и воробей»

Занятие 4. Когда страшно, видится то, чего нет.

1. Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку.

2. Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость), изображать их, находить выход из ситуаций.

3. Продолжать учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

ü Слушание русской народной сказки «У страха глаза велики»

ü Беседа по сказке

ü Изображение эмоции страха.

ü Рассказы детей из личного опыта.

Апрель.

Занятие 1. Каждому страх большим кажется.

1. Продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки.

2. Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев.

3. Закреплять умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх) по определенным признакам.

ü Беседа по сказке «У страха глаза велики».

ü Пантомимическая игра «Изобрази героя».

ü Повторное слушание сказки.

Занятие 2. Преодолеем страх.

1. Закрепить умение детей изображать страх.

2. Учить преодолевать это состояние.

3. Совершенствовать умение детей логично и выразительно пересказывать сказку.

ü Рассматривание картинки «Страшно». Беседа.

ü Изображение различных степеней страха.

ü Игра «Преодолеем страх».

ü Рассказывание и показывание (через настольный театр) детьми сказки «У страха глаза велики».

Занятие 3. У страха глаза велики.

1. Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.

2. Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты.

ü Распределение ролей.

ü Ряжение в костюмы.

ü Драматизация сказки «У страха глаза велики».

Занятие 4. Если с другом ты поссорился...

1. Показать детям, как легко могут возникать конфликты.

2. Учить находить выход из конфликтных ситуаций.

3. Закрепить умение различать и изображать злость.

4. Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли.

ü Рассматривание картинки с изображением двух мальчиков и беседа по ней.

ü Знакомство со сказкой «Как поссорились Солнце и Луна».

ü Игра «Найди и покажи эмоцию».

Занятие 1. Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить!

Продолжать учить детей распознавать злость.

Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций.

Закреплять умение детей полно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Рассматривание картинки «Злость».

Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна» и беседа по ее содержанию.

Занятие 2. Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца быстро разрешил.

1. Закрепить умение детей узнавать и изображать злость, отмечая ее характерные особенности.

2. Совершенствовать свои исполнительские умения в роли рассказчика сказки.

3. Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи , дружбы.

ü Сюрпризный момент.

ü Беседа о злости.

ü Упражнение «Изображаем эмоцию».

ü Рассказывание детьми сказки «Как поссорились Солнце и Луна».

Занятие 3. Как поссорились Солнце и Луна.

1. Закрепить умение детей бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.

2. Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.

ü Распределение ролей, ряжение.

ü Драматизация сказки «Как поссорились Солнце и Луна»

Занятие 4. Викторина «Мы любим сказки».

i. Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

ü Проведение викторины.

ü Драматизация любимой сказки.