Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия?

С психолого-педагогической точки зрения – это ранний детский возраст от одного года до трех лет. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребенок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно, способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Через речь, которой ребенок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. А процесс развития речи неотъемлемо связан с развитие мелкой моторики руки. Развивая мелкую моторику рук, мы параллельно оказываем благоприятное влияние на развитие интеллекта ребенка. Именно поэтому особое внимание на занятиях следует уделять продуктивной деятельности.

Ø Становление правильной речи

Ø Развитие мышления

Ø Развитие умение сосредоточивать и удерживать внимание

Ø Углубление знаний об окружающем мире

Ø Оздоровление детей

Ø Развитие двигательной активности

Ø Развитие общей и мелкой моторики

Ø Пробуждение интереса к творчеству

Исходя из этого, занятия рекомендуется начинать с октября. Курс заканчивается в апреле. В мае месяце психолог проводит досуги, игры, диагностику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения – это ранний детский возраст от одного года до трех лет. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребенок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно, способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Через речь, которой ребенок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. А процесс развития речи неотъемлемо связан с развитие мелкой моторики руки. Развивая мелкую моторику рук, мы параллельно оказываем благоприятное влияние на развитие интеллекта ребенка. Именно поэтому особое внимание на занятиях следует уделять продуктивной деятельности.

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее с формированием у ребенка определенных личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок копирует способы обращения людей с предметами и общения друг с другом в различных ситуациях. В процессе игры ребенок будет создавать для себя жизненные стереотипы, которыми он будет руководствоваться во взрослом возрасте.

Я предлагаю развивающие занятия с детьми ясельной группы (1,5-2 лет). Занятия проводятся в группе численностью 5-8 человек. Ребенок раннего возраста «работает на подражание», то есть развитие в возрасте от 1,5 до 3 лет идет наиболее активно, если рядом взрослый человек делает все вместе с ребенком. Малыш чувствует себя комфортно, защищено и в тоже время получает новую информацию, которую ему помогает усвоить взрослый. Поэтому психолог должен принимать активное участие в занятии: вместе ползать по коврику, строить башенки, танцевать, кормить кукол, петь. Способность к подражанию лежит в основе двигательного и интеллектуального развития ребенка.

Основная цель занятий – полноценное развитие ребенка раннего возраста с использованием опыта народной педагогики и современных педагогических методик.

На занятиях решаются следующие задачи:

  • Становление правильной речи
  • Развитие мышления
  • Развитие умение сосредоточивать и удерживать внимание
  • Углубление знаний об окружающем мире
  • Оздоровление детей
  • Развитие двигательной активности
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Пробуждение интереса к творчеству

Занятия проводятся в вечернее время. Длительность занятия 10 минут. Смена деятельности на занятии не дает малышам почувствовать усталость.

Особое внимание на занятиях уделяется продуктивной деятельности и пальчиковой гимнастики. Ведь именно в этих видах деятельности мелкая моторика развивается более активно.

Занятия построены на основе сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». К детям приходят в гости сами сказки и герои из этих сказок с разными интересными играми. Занятия проводятся один раз в неделю. Потом в течение недели материал, полученный на занятии, закрепляется: проводятся игры, беседы, наблюдения, чтение сказок.

Наглядный материал на занятии должен быть ярким, крупным и безопасным для детей. А еще прочным, чтобы каждый ребенок мог лично познакомиться с курочкой Рябой или Колобком. Приветствуются натуральные цвета, так как в этом возрасте необходимо дать ребенку адекватные понятия об окружающем мире (не бывает синих кошек и зеленых медведей).

Когда малыш приходит в детский сад, ему необходимо адаптироваться к новым условиям. У всех детей процесс адаптации проходит по-разному. Поэтому в сентябре психолог наблюдает за адаптацией ребенка, знакомится с ним.

Как уже говорилось, процесс адаптации у всех детей проходит по-разному. Поэтому первоначально не обязательно всех детей включать в занятие. Ничего страшного, если сначала ребенок понаблюдает.

Особо хочется сказать об атмосфере занятия. В этом возрасте очень ярко видно, что каждый ребенок – индивидуальность. И первая заповедь педагога-психолога должна быть как первая заповедь у врача – «не навреди». Наша задача – помочь развитию этой индивидуальности, а не стремление нивелировать ее, сделать ребенка "таким как все". Поэтому понятие дисциплины у нас очень относительное. Нужно стараться, чтобы дети были постоянно включены в конструктивную деятельность, но если все хотят строить дом, а один ребенок не хочет. Он хочет покататься на машине. Пусть тихонько идет и катается, ведь это никому не помешает.

Я привожу примерные конспекты занятий. Естественно, что они могут корректироваться в зависимости от особенностей вашей группы.

Развивающие занятия

В ясельной группе.

Занятие 1.

Задачи: 1. установить контакт с детьми.

3. облегчение хода адаптации.

Материал для занятия: 1. игрушка курочки

Ход занятия:

В группе появляется психолог.

Психолог: «Здравствуйте, ребята! Можно к вам в гости. Только я не одна. Со мной пришла Курочка Ряба». (психолог показывает курочку)

«Курочка-красавица в гости к вам пришла

С вами познакомится решила она.

С нею мы подружимся, песенку споем,

Вместе потанцуем и гулять пойдем».

Психолог подходит к каждому ребенку индивидуально. Предлагает погладить курочку и назвать свое имя. После вместе с детьми рассматриваем курочку: гребешок, бородку, глазки, крылышки, хвостик.

Курочка Ряба: «Какие вы все хорошие, добрые!!! А давайте с вами поиграем?»

(ладонь немного согнуть, указательный палец упирается в большой. Сначала «клюем» по одной ладошке, потом по другой.) Гимнастика проводится 3-4 раза.

Курочка Ряба: «Молодцы, ребята!!! С вами очень интересно. Мне сейчас пора домой, кормить своих цыпляток. А можно я к вам еще в гости приду?»

Психолог: «Мне тоже пора. До свидания! »

Занятие 2.

Задачи:

2. установить контакт

Материал: 1. настольный театр «Курочка Ряба»

2. мешочек.

Ход занятия:

Психолог:

Психолог:

Психолог: Это дедушка.

Когда мышка разбивает яйцо, вместе с детьми и курочкой жалеем деда, бабу.

Психолог:

Проводится пальчиковая гимнастика «Курочка».

Зернышко за зернышком курочка клюет.

В клюве своим деткам зернышко несет.

(ладонь немного согнуть, указательный палец упирается в большой. Сначала «клюем» по одной ладошке, потом по другой.)

Психолог:

Занятие 3.

Задачи:

Материал для занятия: 1. игрушка курочки

2. цыплята

3. конструктор с крупными элементами

Ход занятия:

Психолог: «Здравствуйте, ребята!!! Как у вас настроение? А я опять пришла с курочкой!»

Курочка Ряба: «Здравствуйте, ребята! Я сегодня пришла к вам не одна, а с моими детками-цыплятками!»

На ковер перед детками выставляем цыпляток.

Курочка Ряба: «Мои детки выросли, и наш домик стал для нас маленький. Вы поможете построить новый домик?»

Психолог: «Ну что, ребятки, поможем курочке?»

Курочка Ряба: « Какие красивые домики у нас получились!!! Какие вы молодцы! Вы, наверное, устали? Давайте отдохнем и поиграем?»

(вытягиваем кулачки вперед)

(хлопаем в ладоши).

Психолог: «Вот какие молодцы! И домик построили и поиграли! Но, к сожалению, нам с курочкой пора уходить. Но мы еще обязательно к вам придем! Пока!».

Занятие 4.

Задачи: 1. развитие воображения

2. развитие памяти

Материал для занятия: 1. куклы по сказке «Курочка Ряба»

2. мешочек

3. фломастеры (толстые)

5. лист бумаги А3

Ход занятия:

Психолог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вспомним одну сказку. Поможете мне?»

Психолог достает из мешочка куклу курочки и предлагает детям вспомнить, из какой она сказки. Если у детей не получается, он подсказывает им. После показывает сказку «Курочка Ряба». В показ сказки можно привлекать детей. Когда мышка разбивает яичко, дед с бабой начинают плакать.

Курочка Ряба: «Не плачь, дед! Не плачь, баба! Я снесу вам другое яичко не золотое, а простое! Только дайте мне немного зернышек».

Дед: «Но у нас кончились зернышки. Ребята, помогите нам!»

Психолог: «А дайте вместе поможем бабушке и дедушке накормить курочку. Пойдем и нарисуем зернышки?»

Дети вместе с психологом подходят к столу и рисуют на листе зернышки. Курочка подходит, клюет зернышки и дает яичко.

Дед с бабой благодарят ребят. Психолог хвалит за проделанную работу. Все прощаются и уходят.

Занятие 5.

Задачи: 1. развитие памяти

2. развитие мелкой моторики руки

3. развитие творческих способностей

4. развитие координации движений

Материал для занятия: 1. куклы курочки, собачки, кошки, мышки.

2. веселая музыка

Ход занятия:

Психолог: «Здравствуйте, ребята! Помните, что у нас было на прошлом занятии? Какую сказку мы смотрели? (дети отвечают) Молодцы! А давайте сейчас вместе с вами позовем курочку к нам?»

Психолог вместе с детьми зовет курочку: «Цып-цып-цып».

Приходит курочка: «Здравствуйте, ребята! У меня сегодня очень хорошее настроение! Давайте вместе споем песенку и потанцуем?»

Психолог включает музыку. Вместе с детками поем песенку и инсценируем ее.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.

А за ней ребятки, желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!

Лапками гребите, зернышки ищите!

Психолог хвалит детей.

Курочка Ряба: Ребята, а я сегодня пришла к вам не одна, а со своими друзьями. Давайте с ними познакомимся.

Кошечка. Как она говорит? (вместе с детьми изображаем, как говорит кошечка)

Собачка. Как она говорит? (изображаем, как говорит собачка)

Мышка. (изображаем, как говорит мышка).

Психолог: Какие вы молодцы! Хорошо постарались сегодня! Нам пора уходить, но мы обязательно сюда придем.

Мы все благодарим курочку и провожаем ее.

Занятие 6.

Задачи: 1. закреплять понятия о цветах.

Материал: 1. кукла собачки

2. девочка Кисточка

4. краска желтого, красного, оранжевого цвета

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята! Я снова к вам в гости пришла не одна, помните собачку, которая приходила в гости с курочкой? Она хочет с вами поиграть. Поиграем?

Собачка: А вы знаете, какое сейчас время года? Осень! Осенью деревья разноцветные. Но скоро наступит зима и все листики с деревьев упадут. Давайте мы с вами сделаем осенний лес, который будет нас радовать всю зиму. В этом нам поможет девочка-кисточка.

Детям раздаются кисточки. На столе перед ними лежит большой лист бумаги с нарисованными деревьями. Детки тычками рисуют листики оранжевого, красного, желтого цветов. В процессе работы психолог хвалит детей, помогает им.

После все рассматриваем картину, благодарим друг друга. Идем мыть руки и кисточки. Прощаемся и уходим.

Психолог и собачка прощаются с детьми, хвалят им.

Занятие 7.

Задачи: 1. развитие памяти.

2. развитие воображения

3. развитие координации движения.

4. побуждать детей к эмоциональным откликам.

Материал: 1. кукла собачки.

Ход занятия:

Психолог приходит в группу, знакомим детей с собачкой. Напоминает детям, что это друг курочки. Собачка здоровается с детьми и предлагает поиграть.

Проводим пальчиковую гимнастику «Солнышко».

Вот как солнышко встает:

Выше, выше, выше!

(поднять руки вверх, потянуться)

К ночи солнышко зайдет:

Ниже, ниже, ниже!

(присесть на корточки, руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам всем

Весело живется.

(хлопать в ладоши, улыбаться)

Собачка: Какие молодцы! Ребята, а вы мне поможете? У меня сломался домик. Вы построите мне новый домик?

Перед детьми выкладывается конструктор. Вместе с детьми строим домик. Во время постройки, подбадриваем детей, помогаем, подсказываем. Если кто-то решил построить что-то другое, не запрещаем, а пытаемся связать его постройку с основной.

Психолог: Вот какие молодцы! Такой красивый домик построили. Давайте в этом домике будет еще кто-нибудь жить? (в домик сажаем какую-нибудь игрушку из группы). Вот как хорошо у нас получилось! Но нам с собачкой уже пора домой.

Психолог и собачка прощаются с детьми.

Занятие 8.

Задачи: 1. развитие координации движения.

2. развитие памяти

4. развитие речи.

Материал: 1. игрушка Кошки

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята! Это снова я! Будем встречать гостей? (дети отвечают) Помните, курочка знакомила вас со своими друзьями? Сегодня к вам в гости пришла кошечка. Ее зовут Мурка.

Психолог подходит к каждому ребенку. Предлагает погладить кошечку. Вспоминаем, как говорит кошечка. Рассматриваем игрушку

Психолог: Посмотрите, какая у нее гладкая, мягкая шерстка. Давайте с вами тоже станем котятками.

Кулачок – ладошка,

Я иду как кошка.

Повтор 3-5 раз).

Психолог: Молодцы! Какие хорошие котята получились. Нам с кошечкой уже пора домой. Но мы к вам обязательно придем! До свидания!

Кошечка прощается с детками. Все уходят.

Занятие 9.

Задачи: 1. развитие координации движений

2. развитие памяти

3. закладывать основы драматизации.

Материал: 1. игрушка Кошки

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята! Я к вам сегодня в гости пришла за помощью. Наша с вами кошечка никак не может поймать рыбку на обед.

Кошечка: Да. А так кушать хочется… Поймайте мне рыбку…

Проводим пальчиковую гимнастику «Речка и рыбка».

Речка, блестящая волнами бьет.

Рыбка-малютка в речке живет.

(волнистое плавное движение расслабленных кистей рук. Повторяем 3-5 раз)

Рыбка-малютка по речке плывет,

Рыбка-малютка хвостиком бьет.

(выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Поворачиваем вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом).

Имитируем с детьми закидывание удочки. Потом радуемся, что поймали рыбку.

Психолог: Вот какие молодцы! Накормили кошку! Теперь она с удовольствием с вами поиграет. Давайте вместе надуем шарики.

Я надул упругий шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда!

Новый шар надую я.

(снова надуваем шар).

Психолог: Молодцы! А теперь нам с кошечкой пора домой. Пока ребята!

Психолог и кошечка прощаются с детьми.

Занятие 10.

Задачи: 1. развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы

2. развитие памяти

3. развитие мелкой моторики рук

Материал: 1. кукла мышки

Ход занятия:

Психолог заходит в группу, здоровается с детьми. Знакомит с новым другом курочки – Мышкой. Мышка предлагает поиграть. Детки «превращаются» в мышек.

Проводится пальчиковая гимнастика «Мышка».

Перед тем, как хрумкать сушки,

Ты, мышонок, вымой ушки,

Чтоб услышать шорох кошки,

Что крадется по дорожке.

(мизинец и указательный палец согнуты. Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты. Во время упражнения можно ходить.)

Психолог: Ой, мышата, кошка бежит! Прячемся! (дети садятся на корточки, съеживаются, ручками закрывают личико)

Психолог: вот кошка убежала, пойдем опять гулять!

Снова проводим гимнастику «Мышка». Потом опять прячемся.

Психолог: Все, кошка убежала. Пора нам снова становиться детками. Раз, два, три!!! Вот как мы хорошо поиграли! Но нам с мышкой пора домой.

Психолог и мышка прощаются с детьми и уходят.

Занятие 11.

Задачи: 1. знакомить особенностями и признаками зимы.

2. развивать умение использовать накопленный опыт в жизни

3. развивать умение работать сообща

4. развитие мелкой и общей моторики

Материал: 1. кукла мышки

2. клей ПВА

3. большой лист бумаги с нарисованными деревьями

4. вата.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята! Я снова к вам в гости пришла не одна, помните мышку? Она снова хочет с вами поиграть. Поиграем?

Мышка: Ребята, вот и наступила зима. На улице стало холодно, идет снег. Все деревья стоят в снегу, листиков нет. Давайте мы с вами сделаем вместе картину «Зимний лес»

На стол перед детьми лежит большой лист бумаги с нарисованными деревьями. Детям рассказываем, что сейчас будем клеить вату. Ведь она такая же мягкая и белая как снег. Психолог отрывает по маленькому кусочку ваты, макает в клей и предлагает ребенку приклеить это на лист бумаги.

После все рассматриваем картину, благодарим друг друга. Прощаемся и уходим.

Занятие 12.

Задачи: 1. развитие мелкой моторики руки.

2. развитие воображения

3. продолжать развивать умение работать сообща

4. познакомить детей с праздником Нового года.

Материал: 1. кукла деда Мороза

2. лист формата А3 с нарисованной елочкой

3. разноцветный пластилин.

Ход занятия:

Психолог: здравствуйте, ребята. К вам опять гости. Знаете, кто это? (достаем куклу деда Мороза) . Это дед Мороз. У нас скоро будет праздник новый год. Это очень веселый праздник. В каждом доме и на улицах стоят красивые, нарядные елки. Давайте с вами тоже нарядим елку.

Показываем детям картину с елкой. Раздаем по маленькому кусочку пластилина. Показываем детям, как скатать шарики. После этого предлагаем детям «повесить» шарики на елку. Каждый ребенок может сделать несколько шариков. После того, как елку нарядили, психолог рисует на макушке звезду.

Психолог: вот какая красивая елка у нас получилась. Теперь у нас настоящий новый год. Вы молодцы. Но мне пора идти. До встречи.

Занятие 13.

Задачи: 1. развитие мелкой моторики

2. закрепление полученного опыта.

3. развитие памяти.

Материал: 1. кукла деда

2. картон синего цвета (формат А4)

3. белый пластилин

4. душистый перец горошком (для глаз)

Ход занятия:

Психолог: здравствуйте детки. Сегодня к вам в гости пришел дедушка. Давайте вместе поздороваемся с ним.

Дедушка: здравствуйте, ребята! Вы знаете, какое сейчас время года? Правильно, зима! А что лежит на земле зимой? Снег. А снег какой: холодный или теплый? Вот знаете, я больше всего люблю лепить снеговиков. Но у вас в группе нет снега. Давайте сделаем с вами другого снеговика – из пластилина.

Кладем перед детьми картон, на котором обозначен контур снеговика, и объясняем им, что пластилин нужно размазывать аккуратно пальчиком внутри контура. Говорим, что отщипывать необходимо по маленькому кусочку. Далее помогаем детям отщипывать по маленькому кусочку пластилина. В процессе работы напоминаем, что пластилин необходимо класть только внутри контура. Если из детей кто-то положил вне контура, привязываем это к общей работе. После горошками перца выкладываем глазки.

Дедушка: вот какой красивый снеговик у нас получился! Молодцы ребята! Устал я что-то, совсем старенький стал. Пойду я домой.

Психолог прощается с детьми и уходит.

Занятие 14.

Задачи: 1. закрепление названий основных геометрических форм

2. формирование умения ориентировки на листе бумаги

3. закрепление понятий «над», «под».

Материал: 1. кукла бабушки

2. лист формата А4

3. красный квадрат, желтый прямоугольник, синий круг, два зеленых треугольника.

4. клей ПВА

Ход занятия:

Психолог: здравствуйте, ребята. К вам в гости пришла бабушка. Она очень хочет, чтобы вы ей помогли. Поможете?

Бабушка: Ребятки, я старенькая совсем стала. Никак не могу кровать свою застелить. Вот, смотрите, все перемешалось! (показываем детям тарелочку с геометрическими фигурами). Помогите мне собрать все правильно.

Вспоминаем с детьми, чем мы накрываемся (одеялом), на что кладем голову (подушка), мы лежим на матрасе. Рассказываем, что в самом низу у нас красный матрасик. Психолог наклеивает на лист бумаги квадрат. Вспоминаем, чем накрываемся. Говорим, что на кровать кладем одеяло. Соответственно на квадрат клеим прямоугольник. Далее клеим круг (подушка) и два треугольника (на пододеяльник).

Бабушка: спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли. Но мне уже пора домой, остальные дела делать. Еще раз спасибо.

Психолог и бабушка прощаются и уходят.

Занятие 15.

Задачи: 1. побуждать детей к эмоциональным откликам

2. продолжать учить слушать воспитателя.

4. воспитывать доброе отношение к рукотворному

5. развитие внимания, усидчивости.

Материал: 1. настольный театр «Репка»

2. мешочек.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказку!

Психолог садится за стол, а дети собираются вокруг.

Психолог: У меня есть мешочек. Хотите узнать, что в нем?

Из мешочка достает деда. Дети рассматривают игрушку. После достаем репку. Ставим ее напротив дедушки.

Потом поочередно достаем персонажей сказки, параллельно рассказывая ее. Дети рассматривают героев сказки, пытаются подражать им.

Когда репку достают, радуемся, хлопаем в ладоши.

Психолог: Вот какие молодцы!!! А теперь давайте поиграем.

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

Хлоп раз, еще раз,

Мы похлопаем сейчас!

А теперь скорей, скорей

Хлопай, хлопай веселей!

Психолог прощается с детьми, хвалит их.

Занятие 16.

Задачи: 1. побуждать детей к эмоциональным откликам

2. установить контакт

3. учить слушать воспитателя.

4. воспитывать доброе отношение к рукотворному.

5. развитие внимания, усидчивости.

Материал: 1. настольный театр «Колобок»

2. мешочек.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказку!

Психолог садится за стол, а дети собираются вокруг.

Психолог: У меня есть мешочек. Хотите узнать, что в нем?

Из мешочка достает деда. Дети рассматривают игрушку.

Психолог: Это дедушка.

Из мешочка достаем бабушку. Ставим ее напротив дедушки.

Потом поочередно достаем персонажей сказки, параллельно рассказывая ее. Дети рассматривают героев сказки, пытаются подражать им.

Психолог: Вот какая сказка!!! А теперь давайте поиграем.

Проводим пальчиковую гимнастику «Шарик».

Я надул упругий шарик.

(пальцам придать положение, какое бывает, когда держим шарик)

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда!

(пальцы обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками)

Новый шар надую я.

(снова надуваем шар).

Психолог: Молодцы! Хорошо мы с вами поиграли.

Психолог прощается с детьми, хвалит их.

Занятия 17.

Задачи: 1. развитие координации движений (ловля и бросание мяча)

2. закрепление знаний о форме круга.

3. закреплять понятие о желтом цвете

Материал : 1. кукла Колобка

2. мячик

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребятки! Сегодня к вам пришли гости (достаем колобка). Кто это? Правильно, колобок. А какой формы колобок? А какого цвета? А давайте с вами сейчас поищем, что еще у нас в группе круглой формы.

Вместе с детьми ходим по группе, ищем круглые предметы. Психолог делает акценты на эти вещи у детей. Если кто-то из детей нашел, хвалим.

Колобок: Вот какие вы молодцы! Сколько всего круглого нашли. А у меня тоже есть предмет круглой формы – это мячик! Давайте с вами поиграем?

Проводится игра «Поймай мячик». Дети встают перед психологом, у которого в руке мячик на расстояние 1,5 м. Сначала у нас поработают ручки: психолог кидает мяч, а ребенок должен поймать. Если поймать не получилось, поднимаем мячик и кладем ему в руки. Потом у нас работают ножки: психолог ногой слегка отбивает мяч, ребенок ловит, а потом обратно отбивает мяч психологу. Игра проводится 2 раза (сначала один этап, потом второй).

Колобок: Вот какие вы молодцы!!! Как хорошо у вас получается мячик ловить. Совсем уже большие стали. Ребята, мне пора дальше катиться. Можно я к вам еще в гости приду?

Психолог и колобок прощаются с детьми и уходят.

Занятие 18.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня к вам в гости опять пришел Колобок. Помните, какой он формы? А какого цвета? он опять хочет с вами поиграть. Поиграете?

Колобок: Ребята, а вы помните сказку про меня? Давайте мы с вами ее вспомним.

Вспоминаем с детьми сказку «Колобок». Имитируем движения животных.

Зайка: попрыгали как зайки, спрятались от волка, попрыгали (повтор 3-4 раза)

Волк: руки перед собой, пальцы в разные стороны, напрыгиваем на Колобка (повтор 3-4 раза)

Медведь: идем вперевалочку (длительность 15-20 секунд)

Лиса: мягкие движения руками, идем плавно (длительность 15-20 секунд)

Психолог: Ребята, но мы ведь не хотим, чтобы лиса съела колобка? Давайте тогда покажем Колобку, как нужно убегать от лисы (побежали мелкими шагами).

Колобок: Вот как здорово мы поиграли! Спасибо вам! Но мне уже пора домой к дедушке с бабушкой.

Психолог и Колобок прощаются с детьми и уходят.

Занятие 19.

Задачи:

3. учить работать сообща

Материал: 1. кукла бабушки

2. лист формата А3 с нарисованным фартуком

4. клей ПВА

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня к вам в гости пришла бабушка из сказки про Колобка. Что мы с вами сейчас должны будем сделать, когда она придет? Правильно, поздороваться!

Бабушка: Здравствуйте, ребята! Знаете, я, когда готовила Колобка, мой фартук весь испачкался. Вы мне поможете сделать новый красивый? Ну, тогда давайте попробуем…

Перед детьми кладем лист формата АЗ с нарисованным фартуком. Предлагаем им приклеить разноцветные геометрические фигуры на фартук. Обращаем внимание детей, что фигуры мы приклеиваем внутри контура. В процессе работы хвалим детей, подбадриваем.

Бабушка: Спасибо вам, ребята! Вот какой красивый фартук вы для меня сделали! Пойду я деду его покажу, похвалюсь!

Психолог: Что надо сказать бабушке? Правильно, до свидания! А мы сейчас с вами еще поиграем.

Проводится пальчиковая гимнастика «Месим тесто».

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем, жмем, жмем!

Пироги мы испечем!

(руками имитируем процесс вымешивания теста и лепки пирожков).

Психолог: Вот какие молодцы! Какие пирожки вкусные испекли! Давайте похлопаем себе!! Да еще и фартук бабушке помогли сшить! Вот сколько дел сегодня на занятии сделали!!! А теперь можно и поиграть!

Психолог прощается и уходит.

Занятие 20.

2. развитие чувства прекрасного,

3. умения работать сообща

4. учить наклеивать, учитывая композиционное положение.

Материал: 1. лист формата А3 с нарисованной и раскрашенной вазой

2. цветы, вырезанные из белой бумаги (по количеству детей)

3. клей ПВА

4. картинка с изображением весны

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте ребята! Вы знаете, какое время года настало? Правильно, весна! (обсудить признаки весны по картинке). А у нас ведь скоро праздник! Праздник мам и бабушек. И нам обязательно надо сделать для них подарок – красивый букет цветов! Давайте попробуем сделать!

Перед детьми кладем лист формата А3 с нарисованной и раскрашенной вазой. Обращаем внимание, что цветов в вазе нет. Раздаем детям цветы, вырезанные из бумаги и раскрашенные. Предлагаем им приклеить их на лист, тогда у нас получится прекрасный букет для мамы.

В процессе работы помогаем детям, подбадриваем их, поправляем.

Психолог: Посмотрите, какой красивый букет получился! Вашим мамам обязательно понравиться такой букет! Давайте теперь поиграем – превратимся в цветочки.

Солнце поднимается –

Цветочек распускается!

(разводим одновременно пальцы рук в разные стороны. Если получается, то можно одновременно поднимать руки).

Солнышко садиться –

Цветочек спать ложиться.

(сводим пальцы вместе, опускаем руки. Можно присесть на корточки).

Психолог: Вот какие молодцы!!! Какие красивые цветочки из вас получились. А теперь давайте с вами похлопаем себе! Картину мы поставим так, чтобы мамы увидели ваш красивый букет!

Психолог прощается и уходит.

Занятие 21.

Задачи: 1. развитие мелкой моторики руки

2. развитие умения работать сообща

3. закреплять знания о времени суток ночь и утро.

4. развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы.

Материал: 1. картина с изображением звездного неба

2. пластилин желтого цвета

3. картон темно-синего цвета

Ход занятия:

Психолог: Ребята, посмотрите, какое время суток изображено на картине? Правильно, ночь! А что у нас ночью появляется на небе? Луна и звезды! А луна по величине большая или маленькая? А звезды большие или маленькие? Давайте мы с вами сейчас тоже сделаем ночное небо.

Перед детьми кладем лист картона темно-синего цвета. Психолог делает луну (большой кусочек пластилина) и предлагает детям сделать много маленьких звездочек. Раздаем деткам по небольшому кусочку пластилина. Постоянно напоминаем им, что звезды должны быть маленькими. Помогаем детям, исправляем работу, если необходимо.

Психолог: Вот какое красивое ночное небо у нас получилось! А теперь давайте с вами покажем, как солнышко встает. Давайте сначала сядем на корточки и отдохнем чуть-чуть (дети имитируют сон). А теперь настает утро! Просыпаемся, поднимаемся, тянемся к солнышку высоко-высоко! (повторяем упражнение 3-5 раз). Вот какие молодцы! Давайте похлопаем друг другу и себе.

Психолог прощается и уходит.

Занятие 22.

Задачи: 1. развитие мелкой и общей моторики

2. развитие речи, воображения

3. развитие координации движений

4. формировать умение соотносить свои движения со словами.

Материал: 1. картон формата А3 (на нем из пластилина сделаны дорожки)

2. фасоль

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, мои дорогие! Ну что, поиграем? Давайте превратимся с вами котят? Сначала помяукаем как котята….. А теперь покажем всем свои хвостики… А теперь нужно умыться: сначала ушки, потом глазки, потом носик, потом ротик, а еще животик и, конечно, спинку! Вот какие мы теперь чистые. Пойдемте, котята, погуляем.

Проводим пальчиковую гимнастику «Кошечка»

Кулачок – ладошка,

Я иду как кошка.

(две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повтор 3-5 раз).

Психолог: Какие замечательные маленькие пушистые котята. А вы знаете, что очень любят делать котята? Они очень любят играть. Давайте сейчас с вами весело попрыгаем, а теперь покружимся, а теперь похлопаем в ладошки, а как наши ножки громко топают! А когда котята бегают по дорожкам, то оставляют следы. Вот посмотрите, у нас есть дорожка (показываем детям картон с дорожками из пластилина). Давайте сейчас с вами оставим такие следы из зернышек (вдавливаем с детьми фасолинки в пластилин). Вот какие котятки веселые – как быстро и весело бегают по дорожкам. А вы любите гулять? Конечно! Тогда давайте еще немного поиграйте, а потом пойдем гулять.

Психолог прощается и уходит.

Занятие 23.

Задачи: 1. побуждать детей к эмоциональным откликам

2. развитие речи

3. воспитывать доброе отношение к рукотворному

Материал: 1. настольный театр теремок

2. мешочек.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказку!

Психолог садится за стол, а дети собираются вокруг.

Психолог: У меня есть мешочек. Хотите узнать, что в нем?

Взмах волшебной палочкой – из мешочка достает теремок. Дети рассматривают теремок.

Психолог: Теремок стоит в лесу. Вот елка.

Из мешочка достаем елки. Дети расставляют их вокруг теремка.

Потом поочередно достаем персонажей сказки, параллельно рассказывая ее. Дети рассматривают героев сказки, изображают их: голос, походку.

Когда медведь разваливает теремок, акцентируем внимание детей на том, как звери расстроены. Но медведь – не отрицательный герой. Ведь он помог построить новый теремок.

Вместе с детьми решаем, как звери помогали на стройке, кто какую работу выполнял.

Психолог: Вот какие молодцы!!! Какой теремок построили!!! Еще лучше прежнего! А теперь давайте отдохнем.

Проводится пальчиковая гимнастика «Труба».

Дом стоит с большой трубой,

В нем мы будем жить с тобой.

Смотрит ввысь труба на крыше,

И дымит, как будто дышит.

(руки сжаты в кулачки, круглые отверстия внутри. Руки перед грудью. Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук. Получается длинная «труба»).

Психолог: Молодцы! Хорошо мы с вами поиграли. Помните, в гости к какой сказке мы с вами ходили?... Теремок!

Психолог прощается с детьми, хвалит их.

Занятие 24.

Задачи: 1. развитие мелкой моторики руки

2. развитие восприятия, памяти

3. обучение приемам конструирования

Материал для занятия: 1. игрушка медведя

2. конструктор с крупными элементами

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята!!! Как у вас настроение? А я не одна пришла. Со мной пришел мишка из сказки «Теремок»

Мишка: Здравствуйте, ребята! Помните, какой красивый теремок мы с моими друзьями в сказке построили? А хотите сами научится такой теремок строить?

Перед детьми выкладывается конструктор. Вместе с детьми строим домик. Во время постройки, подбадриваем детей, помогаем, подсказываем. Если кто-то решил построить что-то другое, не запрещаем, а пытаемся связать его постройку с основной.

Мишка: Какой красивый теремок у нас получился!!! Какие вы молодцы! Вы, наверное, устали? Давайте отдохнем и поиграем?

Проводится пальчиковая гимнастика «Строим дом».

Целый день – тук да тук, раздается звонкий стук.

Молоточки стучат, строим домик для цыплят.

(руки сжаты в кулаки, стучим поочередно одним кулачком по другому).

Вот какой хороший дом, в нем мы славно заживем!

(вытягиваем кулачки вперед)

Будем песни распевать, веселится и плясать.

(хлопаем в ладоши).

Психолог: Вот какие молодцы! И домик построили и поиграли! Но, к сожалению, нам с мишкой пора уходить. Но мы еще обязательно к вам придем! Пока!

Занятие 25.

Задачи: 1. воспитывать доброе отношение к окружающим

2. развивать восприятие композиции

3. учить работать сообща

4. учить заполнять пространство, не выходя за пределы контура

Материал: 1. кукла лисички

2. лист формата А3

3. разноцветные геометрические фигуры из бумаги

4. клей ПВА

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня к вам в гости пришла лисичка из сказки «Теремок». Что мы с вами сейчас должны будем сделать, когда она придет? Правильно, поздороваться!

Лисичка: Здравствуйте, ребята! Знаете, нам в новый теремок нужна красивая скатерть на стол. Вы мне поможете сделать? Ну, тогда давайте попробуем…

Перед детьми кладем лист формата АЗ. Предлагаем им приклеить разноцветные геометрические фигуры, чтобы получился узор. Обращаем внимание детей, что фигуры мы приклеиваем, обращая внимание на то, как приклеили фигуры другие дети. В процессе работы хвалим детей, подбадриваем.

Лисичка: Спасибо вам, ребята! Вот какую красивую скатерть вы для меня сделали! Пойду я ее покажу своим друзьям!

Психолог: Что надо сказать лисичке? Правильно, до свидания! А мы сейчас с вами еще поиграем.

Проводится физкультминутка «Хлоп раз».

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

Хлоп раз, еще раз,

Мы похлопаем сейчас!

А теперь скорей, скорей

Хлопай, хлопай веселей!

(движения выполняем в соответствии с текстом).

Психолог: Вот какие молодцы! Давайте похлопаем себе!! Да еще и скатерть лисичке помогли сшить! Вот сколько дел сегодня на занятии сделали!!! А теперь можно и поиграть!

Психолог прощается и уходит.

Занятие 25.

Задачи: 1. развитие воображения

Материал: 1. лист формата А3 тонированный зеленым цветом

2. вата

3. картинка с изображением весны

4. клей ПВА

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте. А вы знаете, какое сейчас время года? Правильно – весна! Посмотрите на картинку (рассматриваем картинку, обращаем внимание на признаки весны).

А давайте сейчас вместе с вами сделаем красивую картину. Вы сейчас сами станете волшебниками. Посмотрите, у нас есть зеленый луг. На этом лугу не хватает цветочков! Давайте сейчас с вами посадим сюда одуванчики.

Раздаем детям кусочки ваты. Предлагаем приклеить ее на луг (психолог ставит точку клея, а ребенок должен на эту точку положить вату).

Психолог: Вот какие красивые одуванчики у нас получились. А теперь давайте с вами поиграем немного.

Проводится пальчиковая гимнастика «Цветок».

Солнце поднимается –

Цветочек распускается!

(разводим одновременно пальцы рук в разные стороны, одновременно поднимаем руки).

Солнышко садиться –

Цветочек спать ложиться.

(сводим пальцы вместе, опускаем руки, приседаем на корточки).

Психолог: молодцы! Давайте похлопаем друг другу.

Психолог прощается и уходит.

Занятие 26.

Задачи: 1. развитие воображения

2. закрепления умений пользоваться кисточкой

3. развитие умения работать сообща

4. воспитание чувства прекрасного.

Материал: 1. луг с цветочками, сделанный на прошлом занятии

2. бабочки из белой бумаги

3. гуашь разных цветов

4. кисточки (по количеству детей)

5. тряпочки

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте. Помните, мы с вами на прошлом занятии делали волшебный луг. Посмотрите, как красиво у нас получилось! Но все равно что-то еще не хватает. Волшебных бабочек! Давайте теперь каждый попробует сделать волшебную бабочку. Ведь теперь вы волшебники.

Раздаем детям бабочек из белой бумаги. Каждый ребенок раскрашивает ее так, как захочет. Потом каждую бабочку складываем пополам, чтобы краска перемешалась. Кладем сохнуть.

Психолог: вот какие красивые бабочки у нас получились. А теперь давайте с вами поиграем немного. Превратимся в бабочек! Сначала полетаем.… А потом на цветочек сядем, отдохнем. А теперь опять полетели! Пора отдохнуть.

Молодцы! Давайте похлопаем друг другу.

Психолог прощается и уходит.

Примечание: на следующий день приходим и приклеиваем цветочки на луг.


татьяна иванова
«В гостях у Мишутки». Конспект открытого занятия в ясельной группе

Открытое занятие в первой ранней группе «В гостях у Мишутки »

«В ГОСТЯХ У МИШУТКИ »

Составитель : Иванова Т. С.

Цели :

1. Учить целенаправленным действиям с предметами, подражать новым действиям;

2. Стимулировать речевое развитие через развитие мелкой моторики и тактильных ощущений;

3. Развивать способность понимать текст и выполнять соответствующие движения по образцу;

4. Способствовать получению положительных эмоций в процессе лепки, используя прием растягивания пластилина пальчиком;

Предварительная работа : разучивание песенки «Погремушка» , повторение потешки «По ровненькой дорожке» , рисование с детьми «Бочонок меда»

Материал : мягкая игрушка медвежонок, шишки, корзина, погремушки совместно сделанные с детьми, гуашь разных цветов, пластилин.

Ход занятия:

Воспитатель : Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости . Они будут смотреть, как вы умеете играть, веселиться; какие вы все красивые, хорошие. Давайте с ними поздороваемся!

А вы любите ходить в гости ? Мы с вами сегодня тоже пойдем в гости .

Комплексная игра «По ровненькой дорожке» :

По ровненькой дорожке шагают наши ножки,

Вот так, вот так. (шагают)

По ровненькой дорожке бегут наши ножки,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (бегут)

А теперь по камешкам прыг-скок, прыг-скок!

Мы пришли! (прыжки на двух ногах)

Воспитатель : Мы пришли в гости к мишке , его зовут Мишутка . Что нужно сделать при встрече? Поздороваться! Давайте поздороваемся с Мишуткой . .Какой он мягкий, приятный на ощупь! Здравствуй, Мишутка , я Татьяна Сергеевна (дети здороваются с медведем, произносят каждый своё имя) .

Посмотрите, у медведя есть глазки? А у вас есть глазки? У медведя есть носик? А у вас где носик? У медведя есть ушки? А у вас где ушки? (и т. д.) (дети показывают части тела) .

Мишутка хочет играть , поиграем с ним? Давайте покажем как мы можем веселиться и радоваться.

Логоритмическая игра «Мишка» .

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает, песенки поет.

Шишка отскочила прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою- топ!

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель : Мишутка столько много шишек набрал в корзинку, посмотрите! (нечаянно рассыпать шишки на ковер) . Ой! Вот беда! Шишки все рассыпались! Давайте соберем их, чтобы мишка не расстроился из-за этого. Берите шишки и кладите их в корзинку. Смотрите, шишки твердые, колючие…маленькие и большие.

Не переживай, медвежонок, наши детки помогут все собрать. Давайте еще поиграем!

Игра «Собери шишки!»

Молодцы, детки! Давайте отнесем мишкину корзинку к домику, чтобы она больше не потерялась.

Давайте Мишутке подарок сделаем , чтобы когда он от нас ушел, не скучал и не забывал…

Песня-игра «Погремушка»

Погремушка-погремушка,

музыкальная игрушка

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки

Отдохнут от шума ушки

На соседей погляди

И тихонько посиди

На соседей погляди

И тихонько посиди.

Игра проводится в соответствии с текстом : мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

Мишка, а что ты любишь больше всего?

Мед! Он сладкий! Только я нигде не могу его найти!

Не волнуйся, мишка! Мы с детками сейчас найдем для тебя много вкусного меда! Проходите к столам, ребята. Ой, а куда же делся мед?

Ой – ой – ой! Нет моего меда!

Не волнуйся, Мишутка ! Мы с детками сейчас ее поищем!

Мишка : детки, вы такие молодцы! Встретили меня очень тепло, я чувствую себя как дома. Мне в гостях у вас очень понравилось, в следующем году обязательно приду к вам в гости еще раз . Чтобы вы меня не забывали, я приготовил для вас небольшие подарки (достает из своей корзинки конфетки и угощает ребят) .

Художественное творчество, лепка «Мед» .

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе «В гостях у Мишутки» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе. «В гостях у Мишутки» Цель занятия: Создание.

Комплексное занятие в первой младшей группе «В гостях у мишутки» Комплексное занятие в первой младшей группе «В гостях у мишутки». Цели: 1. учить целенаправленным действиям с предметами, подражать новым.

Цель: 1. Учить целенаправленным действиям с предметами, подражать новым действиям. 2. Стимулировать речевое развитие через развитие мелкой.

Конспект открытого занятия «В гостях у солнышка» в первой младшей группе КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «В ГОСТЯХ У СОЛНЫШКА» Программное содержание: 1. Расширять представления детей об окружающей природе, о временном.

Конспект открытого занятия в ясельной группе «Мир игрушек» Целевые ориентиры: продолжать расширять и обогащать словарный запас, правильно произносить существительные, обозначающие названия игрушек;.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «В гостях у матушки Ильи Муромца» Открытое занятие в подготовительной группе «В гостях у Матушки Ильи Муромца» Цель: Формирование представлений об облике русской избы.

Наталия Сёмина
Методическое пособие «Развивающие занятия для ясельной группы».

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка , использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения – это ранний детский возраст от одного года до трех лет. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие . Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка : прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребенок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие , а именно, способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Через речь, которой ребенок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. А процесс развития речи неотъемлемо связан с развитие мелкой моторики руки. Развивая мелкую моторику рук , мы параллельно оказываем благоприятное влияние на развитие интеллекта ребенка . Именно поэтому особое внимание на занятиях следует уделять продуктивной деятельности.

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее с формированием у ребенка определенных личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок копирует способы обращения людей с предметами и общения друг с другом в различных ситуациях. В процессе игры ребенок будет создавать для себя жизненные стереотипы, которыми он будет руководствоваться во взрослом возрасте.

Я предлагаю развивающие занятия с детьми ясельной группы (1,5-2 лет) . Занятия проводятся в группе численностью 5-8 человек. Ребенок раннего возраста «работает на подражание» , то есть развитие в возрасте от 1 ,5 до 3 лет идет наиболее активно, если рядом взрослый человек делает все вместе с ребенком. Малыш чувствует себя комфортно, защищено и в тоже время получает новую информацию, которую ему помогает усвоить взрослый. Поэтому психолог должен принимать активное участие в занятии : вместе ползать по коврику, строить башенки, танцевать, кормить кукол, петь. Способность к подражанию лежит в основе двигательного и интеллектуального развития ребенка .

Основная цель занятий – полноценное развитие ребенка раннего возраста с использованием опыта народной педагогики и современных педагогических методик .

На занятиях решаются следующие задачи :

Становление правильной речи

Развитие мышления

Развитие умение сосредоточивать и удерживать внимание

Углубление знаний об окружающем мире

Оздоровление детей

Развитие двигательной активности

Развитие общей и мелкой моторики

Пробуждение интереса к творчеству

Занятия проводятся в вечернее время. Длительность занятия 10 минут . Смена деятельности на занятии не дает малышам почувствовать усталость.

Особое внимание на занятиях уделяется продуктивной деятельности и пальчиковой гимнастики. Ведь именно в этих видах деятельности мелкая моторика развивается более активно .

Занятия построены на основе сказок «Колобок» , «Курочка Ряба» , «Репка» , «Теремок» . К детям приходят в гости сами сказки и герои из этих сказок с разными интересными играми. Занятия проводятся один раз в неделю. Потом в течение недели материал, полученный на занятии , закрепляется : проводятся игры, беседы, наблюдения, чтение сказок.

Наглядный материал на занятии должен быть ярким , крупным и безопасным для детей. А еще прочным, чтобы каждый ребенок мог лично познакомиться с курочкой Рябой или Колобком. Приветствуются натуральные цвета, так как в этом возрасте необходимо дать ребенку адекватные понятия об окружающем мире (не бывает синих кошек и зеленых медведей) .

Когда малыш приходит в детский сад, ему необходимо адаптироваться к новым условиям. У всех детей процесс адаптации проходит по-разному. Поэтому в сентябре психолог наблюдает за адаптацией ребенка, знакомится с ним.

Как уже говорилось, процесс адаптации у всех детей проходит по-разному. Поэтому первоначально не обязательно всех детей включать в занятие . Ничего страшного, если сначала ребенок понаблюдает.

Особо хочется сказать об атмосфере занятия . В этом возрасте очень ярко видно, что каждый ребенок – индивидуальность. И первая заповедь педагога-психолога должна быть как первая заповедь у врача – «не навреди» . Наша задача – помочь развитию этой индивидуальности, а не стремление нивелировать ее, сделать ребенка "таким как все". Поэтому понятие дисциплины у нас очень относительное. Нужно стараться, чтобы дети были постоянно включены в конструктивную деятельность, но если все хотят строить дом, а один ребенок не хочет. Он хочет покататься на машине. Пусть тихонько идет и катается, ведь это никому не помешает.

Я привожу примерные конспекты занятий . Естественно, что они могут корректироваться в зависимости от особенностей вашей группы .

Ясельная группа детского сада предназначена для детей так называемого раннего возраста, который включает диапазон от 3 месяцев до 3 лет, которые в свою очередь разделены на три категории:

Пребывание ребенка в детском саду может быть как дневным, так и круглосуточным. Все зависит от виды и типа садика. Обычно в ясельной группе может быть от 10 до 16 детей. Основной задачей таких групп является помощь семье во всестороннем и гармоничном развитии и воспитании малыша. Дети приобретают культурно-гигиенические умения и навыки самообслуживания, развивают основные движения, развивают память и внимание, мышление, речь. Расширяются способности ориентирования в окружающем, обогащаются сенсорные впечатления. Развивается умение играть со сверстниками.

Питание в ясельной группе

Кормят малышей в яслях 4 раза – это завтрак, обед, после дневного сна полдник и ужин. Завтрак обычно состоит из легких блюд: запеканки, творожных суфле, молочной каши, омлета, салата из овощей (обязательно свежих), подогретого напитка. Обед у малышей состоит из вегетарианских супов, паровых мясных блюд или рыбных отварных с гарнирами из картофельного пюре или круп. Обязательны ежедневные витаминизированные напитки, такие как компот или кисель. Так как это совсем маленькие детишки, то меню должно максимально подходить всем детям потому, что не все малыши одинаково хорошо и быстро адаптируются к новым для них условиям яслей.

На ужин детям предлагают рагу из овощей, икру свекольную и морковную, овощную запеканку, пудинги. В дополнение к трапезе дают продукты из кислого молока, свежие фрукты, соки.

Занятия в ясельной группе

Проводятся два-три раза в день. Утренние - после утренней гимнастики и завтрака перед прогулкой и днем после сна и полдника. Обычно они состоят из музыки, физкультуры, танцев, рисования, лепки.

Здесь большое внимание уделяет развитию сенсорики детей, которая планируется в тесной связи с остальными областями развития, так как это дает ребенку представление о размере, форме, цвете предметов и обязательно будет использоваться им в будущем. Малыши учатся группировать предметы по свойствам, попутно совершенствуя движения рук во время вкладывания-вынимания предметов, при игре с мозаикой.

Малыши младше трех лет приходят в ясли с разными навыками и умениями. Многие никогда не держали в руках карандаш или не пользовались красками. Первоначальной задачей воспитателя становится выравнивание уровня подготовки детей. Его задача пояснить и наглядно показать, как пользоваться карандашом, фломастером, кисточкой. В период пребывания в яслях детей обучают базовым навыкам в рисовании. Малышей учат пользоваться гуашью, которой они рисуют горизонтальные и вертикальные линии и, если получится, замкнутые линии (круг, овал).

В процессе лепки дети знакомятся со свойствами пластилина, глины или теста. Малыши учатся отщипывать, сплющивать, раскатывать, соединять несколько кусочков, пробуют делать аппликации. Знакомясь с признаками и свойствами предметов, наблюдая за природой во время прогулок, проводя простейшие опыты, ребенок качественно обогащает свое представление о мире, о неживой и живой природе.

Развитие речи

Во время занятий по развитию речи в ясельной группе дети учатся понимать обращенную к ним речь, составляют предложения, общаются со сверстниками, осваивают культуру общения. Эти уроки сочетаются с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, где малыши учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворения. Широко используя литературу и иллюстрированный материал, легко сделать занятия веселыми и живыми.

Музыка – наверное, самое доступное из всех искусств, для детей раннего возраста. Многие дети, как только они слышат звуки, начинают подпевать, пританцовывать, в общем, отвечать на звучание.

В детском саду музыкальная деятельность детей в целом заключена в звукоимитации, звукоподражании, подпевании, а так же ограничена несложными ритмическими движениями (хлопками, притопами, кружением), которые нравятся детям. Конечно же, занятия музыкой проводятся в игровой, доступной малышам форме.

Умственное развитие ребенка тесно связано с физическим. Малыш, который лучше раскрепощен и более подвижен больше узнает об окружающем мире. Его ум получит больше пищи для размышлений. Он будет чувствовать себя увереннее и станет более контактным со сверстниками и взрослыми. Поэтому нужно совершенствовать умение ребенка играть в подвижные игры, которые кроме физического воспитания будут давать развитие образному мышлению, фантазии, научат взаимодействовать с другими детьми. Он должен упражнять двигательные навыки, силовую гимнастику.

Для того чтобы малыша не утомляли занятия, их организуют так, чтобы они не пересекались по смыслу и не повторялись. Оптимальным является, когда занятия на развитие фантазии, мышления, речи сменяют подвижные и быстрые игры, танцы, физические упражнения, которые можно продолжить во время прогулки.

В этом разделе нашего сайта находятся материалы по работе с детьми раннего дошкольного возраста (занятия для ясельной группы детского сада). Материалы, находящиеся в этом разделе, дифференцированы по возрасту детей - часть занятий должна проводится с детьми второго года жизни (от года до двух лет), другая часть - с детьми третьего года жизни (с двух до трех лет). В меню можно выбрать нужный вам подраздел и найти подходящее занятие.

Конспекты НОД в группе раннего возраста

Уточним, что в этом разделе есть несколько видов материалов. Часть раздела составляют конспекты НОД в группах раннего возраста. Они оформлены в виде отдельных занятий, где канва занятия может местами отклоняться от его основной темы. Второй вид материалов - это тематические подборки игр и упражнений на определённые темы. Их тоже можно использовать в качестве готовых занятий, но можно использовать их и как своеобразный справочник и как источник материала для собственных занятий, связанных с этой же темой.

В дошкольной педагогике понятие "Ранний возраст" включает в себя период развития ребёнка от года до трех лет. Это очень важный период, именно в этом возрасте закладываются основы эмоционального, социального и познавательного развития детей, а также происходит формирование многих компонентов мышления.

В начале этого периода, уже на втором году жизни, дети начинают очень активно взаимодействовать с окружающими их предметами и начинают решать определённый круг практических задач. Дети учатся использовать в быту простые предметы - простые столовые приборы, посуду, лопаточки, совочки, расчёски и пр. и начинают прослеживать простые связи между объектом и инструментом воздействия на него.

Развитие наглядно-образного мышления мышления в раннем возрасте, как и формирование различных предметных действий, происходит при активном участии взрослых, через совместные действия, которые со временем трансформируются в самостоятельные.

Психические процессы на этом этапе развития ребёнка очень тесно связаны с развитием речи. Сначала дети начинают усваивать речь в плане понимания, а потом, постепенно – в плане активного её использования. Происходит довольно значительный скачок в развитии словаря и овладение синтаксическими нормами родного языка. Опять-таки, эти вещи происходят в процессе активной предметной деятельности детей, благодаря их общению со взрослыми и под их контролем и вниманием.

Ребёнок в начале раннего дошкольного возраста и ребёнок в конце этого периода - это два разных ребёнка. Если в начале малыш "неразрывен" со взрослыми и во многом плывёт по течению, то к концу раннего возраста у него возникает знаменитое "Я сам!" и он вплотную подходит к кризису трёх лет, когда собственное "Я" и возросшие требования к самостоятельности вступают в противоречие с миром взрослых людей.

Занятия для ясельной группы

Занятия с детьми в яслях имеют свою специфику. Они, как правило, проводятся в игровой форме и должны учитывать степень адаптации ребёнка к детскому саду. Сами занятия не должны быть чересчур затянутыми, подготовленный материал какого-то объёмного тематического занятия имеет смысл делить на 2-3 части и проводить их в разные дни (учитывая возраст детей, степень их подготовки и индивидуальные особенности).

Занятия для групп раннего развития

Также стоит отметить, что представленные материалы могут быть использованы не только в детских садах, но и в близких по профилю дошкольных учебных учреждениях, в группах раннего развития детей. В конспектах игровых занятий представлено большое число дидактических игр и упражнений для детей двух-трёх лет, причём игры даются в избытке, так как уровень групп в этих возрастах, как правило, очень разнится. Опытный педагог может сам с подкорректировать набор дидактического материала, игр, физминуток исходя из уровня группы и своих задач.

В некоторых наших занятиях участвуют родители малышей, что, в общем-то, нехарактерно для государственных детских садов. Мы большую часть подобных занятий вполне успешно проводили с двухлетками в группе раннего развития в частном центре развития ребёнка.