Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. Этот факт отмечался практически всеми учеными, занимавшимися этим возрастным периодом.

Лев Выготский, который отмечал развитие произвольности как одну из важнейших характеристик дошкольного возраста, связывал это с появлением высших психических функций (ВПФ) и развитием знаковой функции сознания. Им была разработана схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.

Эта регуляция связана с опосредованным характером ВПФ, причем опосредуются они знаком или стимулом-средством, который создает дополнительную связь между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной).

В отличие от стимула-средства, который может быть изобретен самим ребенком (например, узелок на платке или палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в процессе общения со взрослыми. Таким бразом, знак появляется вначале во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания, или, как писал Выготский, «каждая высшая психическая функция появляется на сцене дважды; один раз как внешняя, интерпсихическая, а второй - как внутренняя, интрапсихическая».

При этом знаки, будучи продуктом общественного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, осуществляется становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление,воля, язык и речь, т.е. интериоризация знаков является тем механизмом, который формируетпсихику детей.

Исследуя становление произвольного поведения, А.В. Запорожец пришел к выводу о важности роли ориентировки в этом процессе. В его экспериментах детям надо было провести машинку по лабиринту или пробежать по определенному маршруту, или прыгнуть как можно дальше сначала с предварительной ориентировкой (например, проводилась черта, до которой детям надо было допрыгнуть), а затем без ориентировки (прыгать как можно дальше). Оказалось, что практически все дети прыгают дальше, если есть ориентировка, т.е. хотя бы черта, до которой надо допрыгнуть. Точно так же они лучше ведут машину и координируют свои действия при выделении ориентировочного этапа. Исследования Запорожца привели его к выводу о том, что ориентировка проходит несколько этапов - от ориентировки внешней, развернутой, к внутренней, свернутой, т.е. интериоризованной.

Об интериоризации мыслительных операций в дошкольном возрасте писал и Жан Пиаже, который установил многие основные закономерности развития мышления в этом возрасте: эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям. К концу дошкольного возраста у детей появляется обратимость и преодолевается эгоцентризм.

Исследуя эгоцентризм, Пиаже задавал детям простые вопросы, отвечая на которые детям надо было посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Например, он спрашивал ребенка, сколько у него братьев, а услышав ответ: «У меня два брата», задавал ребенку следующий вопрос: «А сколько братьев у твоего старшего брата?» Как правило, дети 3-4 лет терялись и не могли правильно ответить на этот вопрос, отвечая, что у брата только один брат, и забывая при этом себя. Более сложным был проведенный им эксперимент с тремя горами разной высоты, на вершинах которых были расположены разные предметы - мельница, дом, дерево и т.п. Детям предъявлялись фотографии, их просили выбрать ту из них, где все три горы видны в том положении, в котором их видит ребенок в данную минуту. С этим заданием справлялись даже маленькие, 3-4-летние дети. После этого с другой стороны макета ставили куклу, и экспериментатор просил ребенка выбрать теперь ту фотографию, которая соответствует позиции куклы. С этим заданием дети уже не могли справиться, причем, как правило, даже 6-7-летние снова выбирали ту фотографию, которая отражала их позицию перед макетом, но не позицию куклы или другого человека. Это и дало возможность Пиаже сделать вывод о трудности для ребенка встать на чужую точку зрения, об эгоцентризме детей. Однако, как показали исследования М. Дональдсон, Дж. Брунера и других исследователей, в более знакомых и понятных для детей ситуациях познавательный эгоцентризм преодолевается уже к 5 годам. В этом возрасте многие дети способны понять и чужую позицию, увидеть мир гла-зами другого человека, например выбрать картинку лабиринта с точки зрения разных игрушек (эксперименты Дональдсон). Как показали исследования, познавательной децентрации предшествует эмоциональная - т.е. сначала у ребенка появляется способность понять эмоциональное состояние другого человека даже в том случае, если оно диаметрально отличается от его собственного в данный момент. Как правило, эта способность появляется уже к 4,5-5 годам, при этом в проективных интервью (Бреслав) дети дифференцируют свои желания от желаний окружающих (взрослых, сверстников).

Не менее важным является и появление обратимости к концу этого возрастного периода. Изучая операциональную сторону мышления, Пиаже разработал эксперименты для изучения мыслительных операций детей. Необходимо отметить, что фактически Пиаже был единственным исследователем, уделявшим внимание именно этой проблеме, так как большинство ученых, в том числе таких известных, как Л.С. Выготский, В. Штерн, К. Бюлер и другие, исследовали в основном не процесс мышления, а продукты мыслительной деятельности. Эта разница позиций видна даже в названиях тех этапов, которые описываются учеными: понятий или комплексов у Выготского и сенсомоторных или конкретных операций у Пиаже.

Характеризуя понятие «обратимости мыслительных операций», Пиаже приводил в качестве примера арифметические действия - сложения и вычитания, умножения и деления, которые могут быть прочитаны как слева направо, так и справа налево, например:
5+3=8, 14:2=7
8-3=5, 7X2=14,
т.е. эти операции обратимы.

Разрабатывая свои эксперименты, Пиаже исследовал способность понимать сохранение массы, количества и объема предметов. Так, детям предъявлялось два ряда кубиков, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Так как количество кубиков в обоих рядах, так же как и расстояние между ними, было одно и то же, эти два ряда были одной длины. У детей спрашивали, одинаковое ли количество кубиков в двух рядах, и дети отвечали, что одинаковое. Тогда на глазах у детей взрослый сдвигал кубики в одном ряду, так что они оказывались стоящими вплотную друг к другу. Естественно, что длина данного ряда уменьшалась. После этого он задавал детям вопрос о том, изменилось ли теперь количество кубиков в двух рядах. Дети 3-4 лет, как правило, отвечали, что количество изменилось и в коротком ряду кубиков стало меньше, чем в длинном. Аналогичные эксперименты были проделаны с исследованием сохранения массы в круглом и сплющенном кусочке пластилина и объема воды, когда она переливалась в сосуды с широким и узким донышком так, что ее уровень в одном сосуде был намного выше, чем в другом. И только к концу дошкольного возраста дети начинали понимать, что масса пластилина, количество кубиков и объем воды не изменились.

Важное значение для Пиаже имели исследования, в которых доказывалась разница между образным и логическим планом в мышлении. Так, он показывал детям рисунок, на котором мишке надо было дойти до стула, находящегося на расстоянии в четыре красных кружка, а затем до стола, который отстоял от стула на расстоянии в три белых кружка. Детей спрашивали, каких кружков больше - белых или красных, и они правильно отвечали, что красных больше. Тогда их спрашивали, чего больше - кружков или красных кружков, и они отвечали, что красных кружков больше. На вопрос экспериментатора, до какого предмета мишке дальше идти - до стула или до стола, дети правильно отвечали, что до стола дальше, показывая это расстояние на рисунке. Однако на повторный вопрос о том, чего больше - кружков или красных кружков, дети снова повторяли, что красных.

Эти исследования привели Пиаже к выводу, что до 7 лет дети находятся на предоперационной стадии, т.е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы. Только к 7 годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкретными проблемами, в то время как формальная логика у них только начинает развиваться. И лишь к подростковому возрасту у детей формируется как конкретное, так и абстрактное логическое мышление.

Исследования развития взаимосвязи между восприятием и мышлением в этом возрасте привели Л.А. Венгера к мысли о существовании модельной формы мышления, промежуточной между образным и логическим мышлением. Им также были разработаны программы развивающего обучения для дошкольников, позволяющие сформировать логические операции обобщения, классификации и т.п. на образном материале, доступном для детей этого возраста. В его работах было показано, что существуют определенные виды деятельности, к которым сензитивновосприятие и мышление; в дошкольном возрасте ими являются рисование и конструирование.

Рисование и особенно конструирование оказывают существенное влияние и на переход образного мышления на более высокий уровень схематического мышления. Если при образном мышлении дети при обобщении или классификации предметов могут опираться не только на основные, но и на второстепенные их качества, то схематическое мышление предполагает умение детей выделить главные параметры ситуации, качества предметов, на основании которых проводится их классификация и обобщение. Однако эта возможность существует у детей только в том случае, если предметы присутствуют во внешнем плане, в виде схем или моделей, которые и помогают детям отделить главные признаки от второстепенных. В том же случае, если дети могут вывести понятие уже на основании словесного описания предмета или ситуации, т.е. процесс мышления проходит "во внутреннем плане" и дети даже без опоры на внешнюю схему правильно систематизируют предметы, речь идет уже о словесно-логическом мышлении.

В старшем дошкольном возрасте присутствуют в более или менее развитом виде все виды мышления, что делает особенно сложным его диагностику. В этот период наиболее значимую роль играют образное и схематическое мышление, поэтому и исследовать следует прежде всего эти виды мышления, но хотя бы один тест на словесно-логическое мышление также необходим, так как важно знать насколько интериоризован (т.е. перешел во внутренний план) процесс мыслительной деятельности и не возникают ли у ребенка ошибки именно при переходе мыслительной деятельности из внешнего плана (при образном и схематическом мышлении) во внутренний (при словесном мышлении), когда ему надо опираться только на словесно оформленные логические операции без опоры на внешний образ предмета или его схему.

При проведении диагностики уровня развития мышления и восприятия в дошкольном возрасте необходимо обращать внимание на характерные ошибки при обследовании предметов, которые заключаются в том, что дети не умеют выделять информативных точек и рассматривают предмет целиком. Поэтому восприятие занимает длительное время, а систематизация образов, необходимая в дальнейшем, затруднена. Низкий уровень развития действия восприятия при обследовании предметов проявляется и в том, что они не интериоризованы, т.е. дети должны обязательно потрогать предметы, приложить их друг к другу. Без этого сформированный образ будет неточным.

Отклонения в развитии сенсорных эталонов связаны, как правило, с тем, что эти эталоны являются предметными, а не обобщенными, т.е. у них не сформированы такие понятия, как форма, цвет, размер, которые в норме появляются уже в 3-4 года. Несформированность эталонов мешает и развитию действий соотнесения предметов с эталоном, так как дети не видят разницы между мячиком или воздушным шариком, которые могут быть и овальной и круглой формы, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по размеру. Поэтому такое действие, как моделирование (т.е. разложение предмета на эталоны, из которых он состоит), может у таких детей не сформироваться и к концу дошкольного возраста, хотя в норме должно появиться уже к 5 годам.

Таким образом, при диагностике познавательного развития дошкольников в центре внимания психологов должно быть изучение следующих параметров: уровня интериоризации познавательных процессов и ориентировки, степени обобщения, произвольности и децентарии мыслительных операций.

Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает - если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.

Развивается и групповая дифференциация, в группе выделяются лидеры, которые умеют как организовать деятельность других детей, так и привлекают к себе их симпатии. Выделение звезд, предпочитаемых и отверженных детей, также как постоянство статуса ребенка в групповой иерархии, являются важными показателями при диагностике.

В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей, которая становится все более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок более точно представляет себе и свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.

Говоря о значении адекватной самооценки для формирования личности, известный психолог Карл Роджерс пришел к выводу о том, что внутренняя сущность человека выражается именно всамооценке. Идеи Роджерса о том, какими должны быть истинные взаимоотношения между ребенком и взрослым, легли в основу работ известного ученого Б. Спока, который в своих книгах писал о том, как родители должны ухаживать за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их социализации.

Однако родители, по мнению обоих ученых, не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Поэтому уже в раннем и особенно в дошкольном возрасте ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое собственное представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь к тому, чтобы он ее принял и сделал своей собственной самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать против навязываемых им действий, интересов и представлений, вступая в конфликт с окружающими, что рождает негативизм и агрессию.

Однако чаще всего, отмечает Роджерс, дети и не пытаются противостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе. Это происходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со стороны взрослого. Однако проблема не только в том, что, стараясь заслужить любовь других, человек отказывается от себя, но и в том, что при осуществлении деятельности, навязанной другими и не соответствующей истинным, хотя и не осознаваемым в данный момент желаниям и способностям, ребенок не может быть полностью успешен, как бы он ни старался и как бы он ни убеждал себя, что эта деятельность и есть его настоящее призвание. Это приводит к развитию неуверенности в себе, тревоги или агрессии по отношению к окружающим, к новой деятельности и новым людям.

Практически все психологи, изучавшие развитие личности детей, соглашались с Роджерсом в том, что основной характеристикой личности является ее самооценка, в которую входят отношение к себе и знание о себе. Исследования также показали, что одним из условий бесконфликтного развития личности является положительное эмоциональное отношение в сочетании с точным и полным знанием о себе, т.е. человек должен осознавать свои хорошие и плохие качества, свои достоинства и недостатки. Такая самооценка совпадает с оценкой окружающих, т.е. люди видят ребенка таким же, каким он видит себя сам, что доказывает и ее адекватность.

Самооценка достаточно устойчива и часто, особенно у детей, неосознанна. Однако существует и такое качество, как уровень притязаний. Уровень притязаний зависит от ситуации, от выполняемой деятельности, так как в одних условиях человек может притязать на самую высокую оценку, а в других ни на что не претендует. Уровень притязаний почти всегда осознан и этим он также отличается от самооценки.

Говоря об агрессивности и тревожности, надо помнить о том, что неправильным является понимание этих качеств только в отрицательном плане. Агрессивность (как и тревожность) сама по себе - качество безоценочное, она может быть и плохой и хорошей. Например, агрессивность помогает человеку настоять на своем, добиться нужных результатов, организовать деятельность и свою, и других. Поэтому это качество является необходимым компонентом лидерства. В то же время агрессивное поведение оценивается как отрицательное, отклоняющееся поведение. При этом различают агрессивное поведение или агрессию (но не агрессивность), которое часто проявляется в конфликтности, в стремлении силой добиться желаемого, даже в жестокости, и агрессию от тревоги, которая является защитной реакцией, но проявляется точно так же в конфликтности, драках, нарушении правил поведения. Тревожность также может стать тревогой, беспокойством, которые отравляют жизнь человека и его близких. Но тревожность может и помогать человеку, улучшая его реакции, повышая наблюдательность, организацию деятельности, способствуя формированию нужных знаний и умений.

При исследовании структуры личности ребенка необходимо помнить и о разнице между индивидуальными особенностями и качествами личности. Если индивидуальные особенности являются врожденными и связаны с определенными свойствами нервной системы, то качества личности формируются при жизни и зависят, таким образом, от социального окружения. Поэтому можно говорить о коррекции, изменении структуры личности, но невозможно изменить индивидуальные особенности человека. Можно только попытаться помочь ребенку создать индивидуальный, основанный на его особенностях стиль деятельности и общения, который использует положительные стороны его индивидуальности, по возможности нейтрализуя отрицательные.

Какие же черты являются врожденными (психодинамическими)? Это импульсивность, которая связана с неумением и нежеланием детей подумать, осознать условия и требования задачи, прежде, чем начать ее решать. Импульсивные дети сразу же начинают выполнять задание, часто даже не дослушав инструкцию, не давая себе время сориентироваться в обстановке. Противоположным качеством является рефлексивность, которая выражается в том, что ребенку необходимо время для того, чтобы осмотреться, сориентироваться в ситуации и только после этого он может начать что-то делать.

Важное значение имеет и такое качество, как пластичность, которое связано с быстротой переключения с одной деятельности на другую, переходом от одного настроения к другому. Противоположное качество - ригидность - связано с невозможностью такого быстрого переключения, фиксацией на каком-то настроении или действии. Регидные люди часто не могут начать новое дело до тех пор, пока не закончили старое.

Эмотивность - качество, которое характеризует эмоции человека. Это качество проявляется в пороге эмоциональных реакций (высоких или низких) и форме их выражения (открытой или закрытой). Таким образом, бывают люди, которым достаточно пустяка для того, чтобы рассмеяться или расплакаться, в то время как других очень трудно рассмешить или расстроить. У некоторых людей их эмоции "написаны на лице", они ясны всем (открытая форма), а другие "закрыты", и никто не догадывается о том, что у них на душе. Особенность эмоционального отношения к людям называется эмпатией. Существуют люди эмпатийные, которые мгновенно определяют эмоциональное состояние окружающих (например, у таких детей очень быстро возникает стойкое эмоциональное отношение к другим людям, как положительное, так и отрицательное). Неэмпатийные люди, наоборот, могут строить общение на основе разума, и эмоциональное отношение к другим у них возникает после продолжительного знакомства.

Некоторые психологи (например, известный американский ученый Г. Айзенк) выделяют и такое индивидуальное качество, как нейротизм. Это качество также связано с характеристикой эмоциональной сферы и проявляется в эмоциональной неустойчивости человека. Дети с низким уровнем нейротизма устойчивы в своих симпатиях и антипатиях. Хотя они достаточно эмоциональны, их эмоции более или менее постоянны, в отличие от эмоций детей с высоким уровнем нейротизма, для которых характерно постоянное их изменение (например, резкие переходы от веселого настроения к грустному, от симпатии - к враждебности). Отличием этих эмоциональных реакций является и их неадекватность (например, плач, сильная обида на казалось бы незначительное замечание). В неблагоприятных обстоятельствах (например, при стрессах) у таких детей чаще развиваются невротические комплексы, чем у детей с низким уровнем нейротизма.

К индивидуальным особенностям относятся и такие качества, как открытость или закрытость (экстравертность или интравертность). Это не значит, что люди рождаются общительными или замкнутыми, эти качества формируются уже в процессе жизни. Но замкнутым, интравертным людям труднее вступать в контакт с незнакомыми, им трудно раскрыться до конца даже с близкими людьми, хотя они могут быть очень общительными, любить компании и интересоваться другими людьми. Точно так же открытые, экстравертные люди могут стать конфликтными, озлобленными, необщительными, но недостаток общения тяготит их.

И, наконец, последнее качество - экстрапунитивность (или интрапунитивность) - связано с оценкой сложных ситуаций. Экстрапунитивные люди в случаях затруднений решают положиться на случай, на внешние обстоятельства. Эти же внешние обстоятельства обвиняются в случае неудач. Интрапунитивные люди, наоборот, во всем полагаются только на себя и в случае неудачи обвиняют тоже себя, а не других.

Таким образом, сочетание этих индивидуальных качеств, которое является совершенно уникальным у каждого человека, во многом определяет его поведение, общение с другими людьми и отношение к самому себе. Однако эти качества являются только фоном, на котором формируется структура личности.

В течение дошкольного возраста возрастает и независимость детей от окружающей ситуации, их поведение определяется мотивами, которые начинают складываться в определенную иерархию, пока еще не осознаваемую ребенком. По данным Л.И. Божович, именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в этих отношениях (например, внутренняя позиция школьника).

О значении общения и социального окружения в становлении личности ребенка писал и А. Адлер. Он считал, что большое значение в этом процессе имеет семья, люди, которые окружают детей в первые годы жизни и влияют на развитие индивидуального стиля жизни.

Особенности психического развития ребенка дошкольного возраста Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» (Леонтьев А. Н. 1959). В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение (Смирнова Е. О. 2003). Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития. Л. С. Выготский (2006) подчеркивает, что социальная ситуация «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Согласно Д. Б. Эльконину (Эльконин Д. Б. 1998), дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития автор видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность жить вместе с окружающими людьми. В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются: 1. Возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей (Цит. по Смирнова Е. О. 2003). Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, строит мировоззренческие схемы. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Д. Б. Эльконин замечает парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей и высоким уровнем познавательных потребностей (Эльконин Д. Б. 1998). 2. Возникновение первичных этических инстанций и на их основе – моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям. 3. Возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.). Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе непосредственные желания ребенка. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям. 4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением (Обухова Л. Ф. 1999). Д. Б. Эльконин отмечал (1998), что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками. Овладение умением управлять собой, своим поведением и поступками выделяется как особая задача. 5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). «В данном случае, - подчеркивает Л. Ф. Обухова, - речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. Три года – внешне «Я сам», шесть лет – личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее» (Обухова Л. Ф. 1999). И с учетом того, что в дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, то не исключены и психологические проблемы, возникающие в этот период.

В этой статье:

Дошкольный возраст - время глобальных перемен для малыша. Его психическое развитие делает качественный скачок вперед. Сейчас главный акцент развития делается на памяти. Раньше опыт лишь накапливался на подсознательном уровне. Теперь запоминается все яркое, интересное . Тут игровая деятельность должна быть связана с учебной, чтобы результаты были выше. У ребенка также развиваются и другие психические механизмы: внимание, концентрация, мышление.

С этого возраста он начинает мыслить логически, использовать ситуационную логику для решения повседневных задач. Конечно, сейчас нельзя ждать от крохи каких-то особых достижений . Родителям нужно быть терпеливыми, воспитывать малыша без криков и агрессии. Для детей дошкольного возраста это крайне важно, ведь агрессивное поведение родителей идет во время психическому развитию. Личность и психика под действием постоянного стресса формируются неправильно. Такое же поведение малыш может перенести и на свое общение с другими детьми.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст - это совершенно особенное время для развития ребенка. Как физического, так и психического. Сейчас активно меняется отношение человека к миру, происходит осознание своей личности. Теперь активно проходит внутренняя (личная, психологическая)жизнь ребенка. Его психика
активизируется. Теперь уже он может сам контролировать свое поведение во многом.

Главное, в каких условиях будет проходить формирование и развитие психики. Это семья, дошкольное учреждение. Сейчас это главные влияющие факторы для здорового развития. Кроме развития личности, важно отметить само психическое развитие, усовершенствование механизмов психики. Сейчас на первое место выходит память, концентрация . Это время, когда ребенок набирается опыта, получает «базис», направление для дальнейшего развития. Можно разделить это время на младший дошкольный возраст (3-4 годика) и старший (4-7 лет).

Влияющие факторы

На психическое развитие сейчас основное влияние оказывают следующие факторы:

  • семья, отношения в семье;
  • внешняя среда, окружение (сюда можно отнести детский сад, друзей, соседей…);
  • возможности для обучения ;
  • наличие или отсутствие патологий развития психики.

Если существует задержка психического развития, проблемы с интеллектом, психические заболевания , то процесс развития уже не пойдет по тому же пути, как у здорового ребенка. Здесь необходима будет плотная работа с детским психологом или психиатром, терапия, специальное учебное заведение.

Младшие дошкольники

Психическое развитие малышей первого периода дошкольного возраста определяется восприятием. Их поведение еще нельзя назвать произвольным, но психика уже готовится к взрослению. Малыш видит, слышит, чувствует - формируется некая «база знаний» о мире. Сейчас он еще не знает, что с ней делать, а мозг набирается опыта. Это очень важно, ведь дальше поведение будет построено на основе этого раннего опыта.

Психологи
утверждают, что все идет из девства. Имеется ввиду это раннее детство . Сам малыш еще многого не понимает, а вот его мозг ведет осмысленную работу по накапливанию знаний. Например, так формируется речь . Никто не учит крошек разговаривать, они сами начинают это делать. Происходит это по простой схеме: запоминание звучания, слов, связь предмет-название.

Примерно такой же механизм включается для развития всех элементов психики. Главное, в этом возрасте не упустить момент. Если будут заложены неверные императивы, то скорректировать поведение потом гораздо сложнее. Малыш учится, а значит, процесс обучения должен быть контролируемым со стороны того, кто воспитывает .

Старшие дошкольники

Дети старшего дошкольного возраста уже концентрируют свое внимание на предметной деятельности. Сейчас их увлекает исследование окружающего мира, свойств предметов. Они готовы все рассматривать, ломать, трогать, тянуть в рот. Тут их не стоит ругать . Психические процессы подготавливают ребенка к периоду активного обучения. Сейчас такими простыми способами они учатся без помощи взрослых.

Теперь их увлекают более сложные процессы, они задают массу вопросов. Наверное, родители уже обратили внимание на то, как дотошен стал их малыш. Коротенькая история всегда обрастает кучей вопросов. Видно, как малыш думает, как меняются его мысли. Стимулируется мышление, память, концентрация. Теперь уже он способен обдумывать и планировать. Это огромных скачок, который сделала психика, по сравнению даже с возрастом 3-4 лет.

Основные механизмы психики

Меняется скорость всех психических механизмов. Теперь малыш будет использовать накопленный опыт для того, чтобы решать повседневные задачи. Появляется ситуационная логика, он может сделать выбор на основе того, что уже выучил, понял, увидел, запомнил .

Личность

К началу периода старшего дошкольного возраста малыш уже осознает себя, как личность. Отдельную от мамы, родителей. Так проходит кризис 3 лет, когда приходит самоидентификация. Теперь с ним не так легко, как раньше, ведь раскрываются разные грани его личности . Он понимает, что имеет право быть недовольным, желать, хотеть, принимать или отказываться.

Развитие
психики ребенка - важный процесс. На него влияет огромное количество факторов. В том числе, окружение, возможности обучения. Личность сама по себе должна развиваться, а ославлять ребенка 4-5 лет без занятий, новых знаний нельзя. Иначе, произойдет стагнация развития. Попросту, не будет мотивации дальше развиваться. Психические процессы замедляются.

Здоровая психика и здоровая личность прочно связаны . Одно без другого не может существовать. Возраст 4-7 лет является основным для личностного развития.

Память

Период 4-7 лет характеризуется быстрым развитием памяти. Родителям и воспитателям нужно стимулировать этот процесс. Сейчас нужно учиться стихи и песенки с малышом. Это стимулирует долговременную память. Механизм запоминания требует, чтобы информация была интересной, яркой. Тогда он может запомнить практически все, что угодно. Мозг ребенка в этот период подобен губке - все впитывается. Скучную информацию, факты без картинок запоминать не интересно. Такие занятия не пойдут на пользу .

Внимание и концентрация

Внимание, память и концентрация идут здесь «рука об руку». То, что привлекает внимание, способно заставить малыша сконцентрироваться на длительное время. Оно же лучше всего запоминается. Сейчас среднее время активной концентрации у детей 10-15 минут . Опыты, видеоряд, яркие картинки, представления увлекают их на более долгое время.

Речь

К 4-5 годам речь уже развита на достаточно хорошем уровне . Это важно, так что не пропустите свой поход к логопеду, который обычно назначается в 3-4 года. От развития речи зависит возможность общения, коммуникаций, обучения. Все это - движущие силы психического развития . Проблемы с речью могут указывать на некое отставание в психическом развитии.

Мышление

Теперь ваш малыш думает совсем иначе, чем еще пару лет назад. Появляется возможность:


Конечно, сейчас это все происходит на простом, «детском» уровне. Малыша заботит скорее «накажут или не накажут», как последствие. Но, подсознательно он уже может делать различии между «хорошим» и «плохим» поступком .

Эмоции

В это время стоит сконцентрировать внимание еще и на эмоциональной сфере. Развивайте эмпатию. Нельзя упускать этот момент, 4-7 лет. Сопереживание, понимание эмоций другого человека развивается именно в этот период. Если его упустить, то потом научить ребенка эмпатии уже очень тяжело.

Роль семьи в психическом развитии дошкольника

Ребенок в семье получает основные направления для
развития психики. Конечно, чем он старше, тем больше других влияющих факторов появляется. Все они «наслаиваются» на базис , созданный в семь.

Психическое развитие начинается с первых дней жизни, но тогда проходит скрыто, не так явно. Для ребенка дошкольного возраста очень важен нормальный климат в семье, здоровые отношения родителей. Именно это формирует здоровую личность. Основная роль семьи - показать ребенку, как строятся отношения в обществе.

Отношения родителей

Отношения родителей - модель, по который кроха будет стоить свои отношения с миром . Для него решения, поведение, общение родителей - единственно правильные. Если мама с папой при встрече обнимаются, улыбаются, интересуются здоровьем и успехами друг друга - такая модель будет единственной и понятной для малыша. Если же здесь присутствует агресси я, крики, грубые слова, применение физической силы - так же и ребенок будет решать любые конфликты, получать желаемое.

В младшем
дошкольном возрасте климат в семье оказывает самое сильное влияние на психику. Если дома мирно, спокойно, царит атмосфера любви - здоровой личности проще сформироваться. Даже для детишек с проблемной психикой от рождения такой климат идет на пользу, смягчает состояние .

У детей старшего дошкольного возраста появляется возможность перенести опыт семьи на свои отношения с друзьями, другими детьми. В детском садике они часто демонстрируют агрессивное поведение, если слышат отказ. Или же, отбирают игрушки силой, дерутся. Воспитатель может сколько угодно ругать малыша, ставить в угол, но если ситуация в семье такова, что изменить что-либо трудно.

Отношение к ребенку

Отношение родителей к ребенку играет, возможно, самую главную роль во всем процессе развития его психики. Да, с детьми дошкольного возраста бывает трудно. Они задают много вопросов, очень активные, часто бывают протесты. Не будем забывать про кризис трех лет, когда поведение ребенка резко и часто негативно меняется.

Для того, чтобы психика и личность формировались нормально, родителям нужно:


Звучит проще, чем на самом деле. Конечно, если вы шлепнули своего ребенка в наказание за реальную провинность - это не сломает его личность, не скажется на психике. Если же родитель бьет ребенка даже за малейшую ошибку - это действительно негативно скажется на его психике.

Совместная деятельность

Совместная деятельность с родителями может носить разносторонний характер :

  • обучение;
  • развлечения;
  • общение.

Для ребенка важны все три аспекта совместной деятельности. Он бессознательно многому учится от родителей, даже просто находясь рядом.
Девочка наблюдает, как мама собирается, одевается, или же готовит и убирает дом. Она запоминает «женскую» модель поведения . Мальчики и девочки в равной степени интересуются жизнью своих родителей. В младшем дошкольном возрасте они только начинают разделять дела, вещи, занятия на «мужские» и «женские».

Кроме того, совместная деятельность делает людей ближе друг к другу. В кризисном возрасте 3 лет, или же потом 7 лет, ребенку важно знать, что родители принимают его, любят . Возрастной кризис - явление неизбежное. Все равно кроха пройдет через него. Важно то, как в этот момент к нему будут относиться. За перепады настроения и плохое поведение все время ругать, или же будут успокаивать,разговаривать, объяснять, учить?

Трудовая деятельность

Правильное психическое развитие личности требует трудовой деятельности. По сути, это возможность продемонстрировать то, что малыш может, умеет. Конечно, стоит рассчитывать нагрузку, исходя из возраста и индивидуальных особенностей малыша. Родители столкнутся с протестом ребенка выполнять задание, но здесь нужен терпеливый подход. Попробуйте заинтересовать малыша. Самые простые занятия подойдут для детей младшего и старшего дошкольного возраста:


Чем старше дети, тем более сложные задания они должны получать. Покажите, что это не наказание за провинности , а нормальное поведение в семье. Это трудно сделать, если кроха видит, как мама делает все, а папа в это время отдыхает на диване. Опять же, когда идет активное развитие психики, складывается понятие о семье.

Роль детского сада в психическом развитии дошкольника

Большинство детей дошкольного возраста посещают детский садик. Среда, где возможно общение, обучение служит хорошим климатом для развития психики
малыша. Здесь малыш впервые остается сам.

Конечно, всегда есть воспитатели и нянечки, но ребенок впервые действует, думает самостоятельно. А еще, в кругу сверстников все психические механизмы развиваются быстрее . Нужно играть, общаться, дружить. Возникают конфликты, которые тоже нужно решать. Кстати, у детей, которые посещают садик в дошкольном возрасте, развитие эмпатии происходит гораздо проще, естественнее.

Воспитательная работа

Профессиональный воспитатель может очень многое дать ребенку дошкольного возраста. Он знает правильные развивающие игры, методики общения. Так, воспитатель может даже немного скорректировать поведение малыша.

Обучение

Сейчас учеба начинает потихоньку выступать на первый план. Пока что, учебная деятельность тесно связана с игровой. Простые игры учат малышей что съедобно, а нет, например . Туда же относятся игры, направленные на развитие моторики, памяти, внимания.

Не все родители знают, как правильно заниматься. Дома не удается создать той атмосферы, которая нужно малышу этого возраста. Так он не будет чувствовать своей самостоятельности, ведь родители тут, рядом, во всем помогают . Психологи советуют отдать малыша в садик, если нет противопоказаний. На новом месте, среди новых людей психическое развитие идет продуктивнее. Ему нужно впервые решать сложные задачи для своего возраста, выбирать, проявлять самостоятельность.

В возрастной психологии дошкольное детство считается одним из самых сложных и важных этапов психического развития ребенка. Каждому родителю необходимо знать психологические особенности дошкольников, чтобы суметь создать благоприятные условия для развития малыша, воспитать его сильной, гармоничной личностью.

Дошкольный период подразделяется на три этапа:

  • младший дошкольный возраст (3–4 года);
  • средний (4–5 лет);
  • старший (5–7 лет).

Психологические особенности ребенка во многом зависят от того, к какой возрастной группе он относится. В психологии младшего дошкольного возраста на первый план выступает потребность в любви и внимании взрослых, половая самоидентификация. Уже в три года ребенок начинает понимать, мальчик он или девочка, восхищается родителем своего пола и пытается ему подражать. Для старших дошкольников большое значение приобретает , общение со сверстниками, развитие творческих задатков. Соответственно, подход к воспитанию должен претерпевать изменения.

Психологические особенности детей дошкольного возраста: кратко о развитии психических процессов

Развитие мышления проходит в несколько этапов.

  1. Наглядно-действенное мышление (характерно для психологии детей младшего дошкольного возраста) - мыслительные процессы неразрывно связаны с совершением действий. В результате многократных манипуляций с реальными объектами, их физическим преобразованием, ребенок получает представление об их свойствах и скрытых связях. Например, многие ребята любят ломать, разбирать игрушки на части, чтобы посмотреть, как они устроены.
  2. Наглядно-образное мышление (доминирующий тип мышления в среднем дошкольном возрасте). Ребенок учится оперировать не конкретными предметами, а их наглядными образами, моделями.
  3. Словесно-логическое мышление. Начинает формироваться в возрасте 6–7 лет. Ребенок обучается оперировать достаточно абстрактными понятиями, даже если они не представлены в наглядной или модельной форме.

Психологические особенности детей дошкольного возраста нужно иметь ввиду при общении с ними. Например, 4-летний кроха интересуется, когда папа придет домой. Вы объясняете, что он вернется вечером после работы. Вполне вероятно, что спустя несколько минут малыш задаст тот же вопрос. И это не баловство. В силу особенностей детского мышления ребенок просто не смог осмыслить данный ему ответ. Используя слова «после», «вечером», вы апеллируете к словесно-логическому мышлению, которое у ребенка еще не сформировалось. Чтобы малыш вас понял, гораздо эффективнее будет перечислить занятия, события в его жизни, по завершении которых отец появится дома. Например, сейчас мы поиграем, пообедаем, поспим, посмотрим мультфильм, за окном стемнеет, и придет папа.

Внимание в дошкольном периоде все еще имеет непроизвольный характер. Хотя и становится более устойчивым по мере взросления. Удержать детское внимание получается, только если поддерживать интерес к деятельности. Организовывать внимание на предстоящей деятельности помогает использование речи. Детям старшего дошкольного возраста, которые вслух проговаривают полученные от взрослых инструкции, гораздо проще сосредоточиться на их выполнении.

Произвольная память начинает Наиболее трудный материал ребенку проще усвоить, если его запоминание организовано в виде игровой деятельности. Например, чтобы помочь малышу заучить стихотворение, нужно разыграть с ним сценку по данному произведению.

В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью. Совершается переход от ситуативной речи («Дай куклу», «Хочу уйти») к отвлеченной, не связанной напрямую с сиюминутной ситуацией. Интенсивно растет словарный запас.

В возрасте 3–5 лет наблюдается эгоцентрическая речь - комментирование своих действий вслух без обращения к конкретному собеседнику с целью воздействовать на него. Это абсолютно нормальное явление, промежуточный вид между социальной и внутренней речью, выполняет функцию саморегуляции.

Овладение ребенком речью - важнейшее условие его полноценного психического развития. Здесь многое зависит от того, как часто и каким образом с малышом общаются взрослые. Важно не сюсюкаться с ребенком, не коверкать слова. Наоборот, тщательно следите за грамотностью и чистотой своей речи, когда разговариваете с ребенком. Ведь дети развивают свои речевые навыки, активно подражая окружающим. Проговаривайте слова четко, медленно, но эмоционально. Говорите с малышом и просто в его присутствии как можно чаще. Сопровождайте словесными комментариями все свои действия.

Не ограничивайтесь только бытовой речью. Разучивайте вместе скороговорки, стишки - все что хорошо и ритмично ложится на слух. Играйте в отгадывание загадок. Это поможет сформировать у малыша способность к анализу, обобщению, умение определять характерные признаки предмета и делать логические выводы.

Игра, как ведущая деятельность

Игры дошкольников можно разделить на три категории:

  • подвижные (мяч, салочки, жмурки), в первую очередь способствующие развитию физического тела;
  • образовательные (пазлы, лото) - развивающие интеллект;
  • сюжетно-ролевые - наиболее популярны среди дошкольников и играют главную роль в их психологическом развитии.

Психология детей дошкольного возраста пристальное внимание уделяет детским страхам и фобиям, так как их специфика может указать на характер имеющихся проблем в психологическом развитии малыша. Например, повторяющие ночные кошмары с участием негативного женского персонажа (баба Яга, чужая тетя), могут указывать на неприятие ребенком некоторых особенностей поведения матери. Но так как родители идеализируются малышом, то негативные эмоции в их адрес вытесняются и персонифицируются в виде отрицательных героев сказок или злых незнакомцев.

Психологические особенности детей таковы, что они могут использовать страхи, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Такое поведение может спровоцировать недостаточная эмоциональная отзывчивость родителей, ревность ребенка к младшему братику или сестричке.

Существует прямая связь между количеством страхов у малыша и его родителей, прежде всего матери. Каналом передачи тревоги становиться материнская забота, состоящая из одних опасений и тревог. В таком случае в терапии нуждается не столько ребенок, сколько сами родители. Привести нервы в порядок поможет прослушивание гипнотических внушений от страха и панических атак:

Помимо перечисленных факторов, детские фобии развиваются в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов. Однако не стоит думать, что любой иррациональный страх в дошкольном возрасте является патологией. Многие из детских фобий, с точки зрения дошкольной психологии, считаются природными, характерными для данного возрастного периода и по мере взросления ребенка проходят сам по себе. Например, считаются нормой страх смерти, нападения, похищения, боязнь замкнутого пространства, темноты.

Методы лечения детских страхов и других психологических проблем напоминают любимые занятия дошкольников:

  • арт-терапия (рисование, лепка);
  • игровая терапия;
  • сказкотерапия (эриксоновский гипноз).

Смысл использования подобных методик в том, что логическое мышление у дошкольников еще недостаточно развито, и рациональное объяснение ребенку беспочвенности его страха не принесет результата. Апеллировать нужно к образному мышлению - через архетипы и символы, которыми насквозь пропитано изобразительное искусство и сказки.

Дошкольное детство – продолжительный отрезок жизни человека. В этот период рамки жизни ребенка стремительно расширяются от пределов семьи до страны и вселенной. Ребенок познает мир, усваивает отношения между людьми, разные виды деятельности. Дошкольник стремится к самостоятельности, желает включиться во взрослую жизнь, но не имеет такой возможности.

Дошкольное детство, как и другие периоды развития, играет важное место в становлении человека.

В период дошкольного детства четко проявляется противоречие между стремлением к взрослости и невозможностью взрослых отношений. Из этого противоречия появляется ролевая игра – деятельность детей, которая позволяет моделировать взрослую жизнь.

Роль игры в развитии ребенка настолько велико, что переоценить её значение просто невозможно. Здесь развиваются все психические процессы ребенка, формируется речь, усваиваются отношения, познается мир.

Как ведущий вид деятельности игра проходит ряд этапов развития:

  • 3-4 года – режиссерская игра, когда ребенок берет на себя роли всех героев (куклы, игрушки), разыгрывает свой сценарий, наделяет игрушки определенными особенностями, чертами и отношениями.
  • 4-5 лет – образно-ролевая игра, как переходный этап между режиссерской и сюжетно-ролевой игрой. Суть этой игры в том, что в режиссёрской игре ребенок может брать роль на себя: мамы, учителя, врача.
  • 5-6 лет – сюжетно-ролевая игра, требующая объединение нескольких детей, распределения ролей, наделения определенными характеристиками и отношениями.
  • 6-7 лет – игры по правилам. Дети непросто объединяются для игры, они устанавливают определенные правила: могут делиться на группы (семьи, классы, команды), определять стиль отношений (дружим, ненавидим), сферы игровой деятельности. Игры могут быть продолжительными (сериальными), напоминающими отношения целых улиц.

Игра в своем развитии выходит их манипуляций с предметами раннего детства. Сущность игровой деятельности переносится с предмета на живого человека, такого же субъекта. Ребенок относится к сверстнику в игре не как к объекту, а как субъекту, прислушиваясь к его мнению, учитывая его особенности. В ссорах и конфликтах дети учатся взаимодействовать друг с другом, общаться.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера. У ребенка появляются конкретные желания, цели, мотивы. Сама деятельность претерпевает развитие в игре. Ребенок учится определять цель (что?), мотивы (почему?), условия (что нужно для игры?).

В игре развивается воображение, речь, мышление, память.

  • Речь

Сложный процесс развития речи завершается в дошкольном возрасте. Ребенок усваивает основные грамматические конструкции, учится понимать обращенную речь, формулирует инструкции. Всю дальнейшую жизнь будет обогащаться словарь человека. К семи годам язык становится средством общения и мышления. Человек мыслит с помощью слов. Значит, речь и логическое мышление полностью взаимосвязаны. Речь (язык) становится предметом изучения. Ребенок изучает новые слова, интересуется определенными понятиями. Развивается звуковая сторона речи. К пяти годам дошкольник должен полностью овладеть звуками речи. И если этого не случилось, значит, ребенок нуждается в помощи специалиста.

  • Восприятие

В дошкольном возрасте происходит четкая дифференциация эмоциональных и перцептивных процессов. Восприятие уже не зависит от эмоций, оно направленное, аналитическое, осмысленное. Оно имеет собственные действия: наблюдения, поиск, анализ.

  • Мышление

В дошкольном возрасте появляется логическое мышление, основой которого является восприятие. К концу дошкольного возраста появляется логическое мышление, которое отличается от образного тем, что конкретные образы заменяются понятиями и словами. К 6-7 годам появляется способность обобщать, устанавливать связи, соотносить внешние данные с характеристиками предметов.

  • Память

Дошкольный возраст характеризуется доминированием памяти как процесса. Ни до, ни после дошкольного возраста не будет констатироваться такая легкость и прочность запоминания. Ребенок, как губка, впитывает в себя информацию.

Развитие памяти также имеет свои особенности:

  • 3-4 года – непроизвольная память;
  • 4-5 лет – начала формирования произвольной памяти;
  • 5-7 лет дальнейшее формирование произвольной памяти.

Весь дошкольный возраст значение непроизвольной памяти достаточно велико.

В дошкольном возрасте память оказывает влияние на формирование личности ребенка. Первые детские воспоминания относятся к периоду 3-4 лет.

Дошкольный возраст называют периодом первоначального склада личности. Поэтому очень важно обратить внимание на развитие всех личностных компонентов личности ребенка.

Лена Свидрик
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста

В период раннего детства 1-3 года ребенок уже не является беспомощным существом. Он очень активен в действиях и своем стремлении общаться с взрослыми, следовательно, он поражает взрослым. Так, малыш готовится к общению с окружающими к доверительным отношениям с ними. В это время формируется предметная деятельность, а также происходит овладение телом и речью .

В дошкольном возрасте 3-7 лет малыш начинает овладевать социальным пространством отношений между людьми. Это происходит во время общения и игр с родителями и сверстниками. Ребенок осваивает функции предметов и открывает ценностное отношение к ним. В это время малыш овладевает общепринятыми формами общения, которые важны во взаимодействии с окружающими людьми. В этом ему помогает формирование речи и общения через выразительные движения

Дошкольный возраст – это также то время, когда ребенок активно овладевает собственным телом и интересуется вопросами телесной конструкции людей. Ребенок начинает осознавать себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о различных стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными и смелыми, а девочки – аккуратными и т д .

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает настоящее и имеет представление о будущем. Так же формируется самосознание благодаря интеллектуальному и личностному развитию, на основе эмоций и оценки чужого поведения .

Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:

1. Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Дошкольник рассматривает и наблюдает. Так же формируется сенсорное восприятие.

2. Мышление. У детей дошкольного возраста оно наглядно-образное. Детская логика не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.

3. Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна, то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память.

4. Речь. С ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваиваются правила грамматики и особенности произношения.

Психическое развитие дошкольников нередко связано с повышенной ранимостью. Воздействие окружающего мира на ребенка может оказаться слишком сильным и стать причиной нежелательных нервных реакций. Важно оберегать его от воздействия слишком сильных раздражителей.

В дошкольном возрасте дети бурно протестуют против барьеров, которые возникли при познавательной деятельности. Слишком строгие запреты порождают психотравмы, которые серьезно дезорганизуют детские мысли, чувства и могут привести к неврозам.

Важно заботиться об организации оптимального ритма жизни дошкольника, который представляет собой разумное сочетание и чередование интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая деятельность. Дети играют с взрослыми и сверстниками, вступают в определенные отношения, используя правила игры. В каждой игре есть свои правила, тема, сюжет, роль, игрушки, игровые действия .

Младший дошкольник действует не думая для чего это нужно. Средним дошкольникам важно отношение между людьми.

Роль игры в развитии психики:

1. В игре ребенок учиться общаться со сверстниками

2. Учиться подчинять свои желания правилам игры

3. В игре формируются первые нравственные чувства

4. Формируются новые мотивы и потребности (соревнования, самостоятельность)

5. Зарождаются новые виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация .

Список литературы:

1. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, М. : Московский психолого-социальный институт, 2003, 376 с

2. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. / Е. А. Сорокоумова. – Спб. : Питер, 2007, 208с.

3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2001, 336 с.

Публикации по теме:

Комплексная ООД «Игровые планеты» для старшего дошкольного возраста (ОО «Физическое развитие», «Познавательное развитие») Цель: Развитие творческого двигательного и интеллектуального потенциала каждого ребенка, посредством ППРС ДОУ. Задачи: 1. Развивать творческую.

Консультация для педагогов ДОУ «Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста в ДОУ» Известно,что в дошкольном возрасте закладываются основные качества (свойства)личности. При этом подтверждено многочисленными отечественными.

Консультация для педагогов «Влияние игры на психическое развитие и формирование личности ребенка с ОВЗ» Значение игры для психического развития детей с ОВЗ Долгое время о развитии ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объёму.

Консультация для родителей «Права и обязанности ребенка дошкольного возраста» Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек считается взрослым. У детей, как и взрослых, есть.

НОД для детей старшего дошкольного возраста «Права ребенка» Конспект занятия по праву Цель: Развивать у детей основы правового сознания. Задачи: 1) Формировать представление о правах человека в соответствии.

Психическое развитие детей 2–3 лет Психическое развитие детей 2-3 лет Возраст от 1-го года до 3-х лет является ранним возрастом. Важнейшими психическими новообразованиями.