Елена Макарова
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Моё имя и право на него»

Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию в подготовительной группе .

Тема : «Моё имя и право на него »

Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное развитие , развитие речи , художественно – эстетическое развитие .

Цель : формировать у детей представление о своих правах .

Задачи :

1. Познакомить детей с правом на имя ; способствовать социально – коммуникативному развитию ; развивать умение рассуждать и самостоятельно делать выводы.

2. Учить отвечать на вопросы сложными предложениями.

3. Активизация словаря : свидетельство о рождении, право на имя .

4. Воспитать уважение к себе и другим людям.

5. Индивидуальная работа.

Оборудование : игрушка – кукла (мальчик, альбомные листы, рисунок с изображением имени, карандаши, краски.

Предшествующая работа, работа с родителями – рассказать ребёнку, что обозначает его имя.

Дети к нам пришёл необычный гость – это мальчик, зовут его Антон. Он приехал к нам из одной волшебной кукольной страны. Он хочет вам рассказать одну историю. Давайте с ним познакомимся. Для этого нужно встать в круг, назвать своё имя и передавать куклу другому. (дети называют свои имена) .

Мы познакомились с гостем из волшебной страны, а теперь послушаем историю мальчика.

В волшебной кукольной стране живут хорошие и добрые куклы. Только все они разного роста : и маленькие, и большие. Все в этой стране хорошо относятся друг к другу. Но большие куклы были серьёзные, они не играли, не шалили, как маленькие куколки. И ещё они очень часто повторяли : «Я имею право ; это моё право » . А о маленьких человечках никто не вспоминал, и называли маленьких куколок не по именам : «Маленький» , «Крошка» . Хоть это было ласково, но Антону хотелось, чтобы его называли по имени, как друг друга называют большие куклы. А ещё маленьким придумывали разные прозвища и дразнилки. Не вытерпел Антон и нарисовал круг, а в нем написал своё имя.

Дети, а вам нравится, когда вам дают прозвища? Каждый человек имеет право на то , чтобы его называли по имени. Ведь у всех такие красивые имена. А вы знаете имена? Давайте поиграем в игру «Назови по - разному» . Воспитатель называет любое имя, а дети должны вспомнить производные от этого имени; (Екатерина, - Катя, Катюша, Катенька) .

Дети, каждое имя имеет своё значение. Елена – избранная, светлая; Наталья – родная, Людмила – милая людям; Александр – смелый, сильный; Виктор – победитель. А вы знаете, что обозначают ваши имена? (ответы детей) . Как красиво звучат ваши имена.

А имена могут и выглядеть красиво. Давайте нарисуем ваши имена, как вы их себе представляете. Дети рисуют, затем дают оценку работам друг друга. Дети, все люди имеют право на имя . А кто знает, где записано ваше имя, в каком документе?

После рождения ваши родители получили первый документ для вас. Этот документ называется свидетельство о рождении. Показываю свидетельство о рождении. Дети, попросите своих родителей, чтобы они вам показали ваше свидетельство о рождении. Ну вот и закончилась наша встреча с Антоном. Называйте друг друга по имени, не дразните, не обижайте друг друга.

Публикации по теме:

Конспект игры-тренинга «Доброта» по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе Игра - тренинг «Доброта». (подготовительная к школе группа) Цель: Формирование у дошкольников гуманных чувств и отношений. Задачи: Расширять.

Конспект игры-тренинга «Положительные черты характера» по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе Конспект игры- тренинга «Положительные черты характера» по социально- коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе. Цель:.

Конспект интегрированного занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему:«Помоги Незнайке найти друзей».Программное.

Конспект интегрированного занятия по «Социально-коммуникативному развитию» в подготовительной группе «Театр для малышей» ГБОУ СОШ № 1 П. Г. Т. СУХОДОЛ М. Р. СЕРГИЕВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ – ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» Конспект интегрированного.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» г. Палласовка Волгоградской области.

Конспект НОД в младшей группе по социально-коммуникативному развитию «Помощники светофора» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 Красносельского района г. Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ НОД.

Конспект открытой НОД по социально - коммуникативному развитию для подготовительной группы «Как дети медвежонку помогали» Воспитатель, вошедший в зал: здравствуйте дети. В гости сказка к вам пришла, с собою Радость принесла. Вы друг к другу повернитесь, улыбнитесь,.

Цель: формирование чувства собственного достоинства, полоролевой социализации.

Задачи:

— продолжать знакомить детей с понятиями «благородство» и «достоинство»;

— учить соотносить собственное поведение с благородными и достойными образцами, соответствующими полу ребенка;

— способствовать стремлению к положительно оцениваемым действиям, признанию окружающих;

— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности;

— развивать речь детей, обогащая словарь новыми словами: достоинство, благородство.

Оборудование: настольно-печатная игра «Хорошо — плохо»; страницы и обложка для книги, иллюстрации к сказкам и рассказам («Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкина, «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик» Г.-Х. Андерсена, «Аленький цветочек» С. Аксакова); альбом детских рисунков «Наши добрые дела»; иллюстрации на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» (примерные темы: «Драка», «Дружба», «Не поделили», «Чужой секрет», «Помощь слабому», «Играют, а меня не берут», «Обман» и др.); мяч.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, к вам за помощью обратилась воспитатель старшей группы Наталья Юрьевна. Она хочет рассказать своим воспитанникам о достойных поступках. Для этого ей нужна такая книга, в которой было бы много картинок и игр по этой теме, ведь маленькие дети так любят рассматривать картинки и играть, а не просто слушать! К сожалению, Наталья Юрьевна нигде не смогла найти такую книгу. Тогда она вспомнила о вас, ребята. Наталья Юрьевна видела у нас группе много книг, сделанных вами и с помощью родителей, знает, что вам много рассказывали и читали о достойных поступках, поэтому она решила обратиться за помощью именно к вам. Ребята, вы согласны сделать книгу для детей старшей группы?

Дети . Да.

Воспитатель. Какое название будет у нашей книги?

Дети высказывают предположения.

Чтобы книга получилась интересной, я предлагаю сегодня на занятии вспомнить все, что вы знаете о достойных поступках. А книгу мы начнем делать прямо сейчас. Воспитанный, культурный человек умеет сдерживать себя, чтобы другим людям рядом с ним было хорошо. В этом проявляется его человеческое достоинство. А вот чем оно определяется, вы вспомните, если послушаете рассказ В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на травку отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила в сумку.

— Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля.

— Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

Как поступила Оля?

Дети. Она бросила мусор в лесу.

Воспитатель . Что сделала Лида?

Дети . Лида завернула мусор в газету и положила в сумку.

Воспитатель . Как показали себя девочки?

Дети . Оля поступила плохо, потому что нельзя оставлять мусор в лесу, а Лида поступила правильно.

Воспитатель. Почему в лесу нельзя оставлять мусор?

Дети. В лесу не будет красоты, людям будет неприятно гулять.

Воспитатель. Поступок какой девочки можно назвать достойным?

Дети. Поступок Лиды.

Воспитатель . В чем проявилось достоинство Лиды?

Дети. Лида бережно относится к красоте природы.

Воспитатель . Достоинство человека определяется его отношением к окружающему (к рукотворному миру, природе, самому себе). Достойный человек не позволит себе говорить неправду, быть злым, обижать слабых, разрушать то, что создано руками человека, губить живое. Ребята, а почему нужно стремиться делать хорошее?

Дети. Чтобы быть приятными другим, не огорчать родителей, чтобы у всех было хорошее настроение, чтобы радовать собой и своими поступками людей, быть довольным собой, иметь много друзей.

Воспитатель . Все верно! Бывает так, что ты хорошо нарисуешь, поможешь маме, защитишь малыша и будешь доволен собой. Что ты будешь чувствовать при этом?

Дети. Радость.

Воспитатель . Да, тебе радостно и все говорят о тебе хорошо. У тебя появилось самоуважение, ты себя уважаешь, думаешь о себе: «Какой я хороший». А бывает наоборот, что-то не получилось на занятиях, разбил любимую мамину чашку, поссорился с другом и думаешь о себе: «Какой я плохой!» Если ты будешь стремиться делать хорошее, тебя будут уважать окружающие: взрослые, друзья, малыши, у тебя будет самоуважение, т.е. достоинство. Ребята, что означает словосочетание «держаться с достоинством»?

Дети . Стремиться совершать хорошие поступки, всегда делать только хорошее.

Воспитатель . Все верно! Держаться с достоинством — означает стремиться к хорошим поступкам, признанию окружающих, самостоятельности. О достойных людях написано много сказок, рассказов, стихов. Вспомните, пожалуйста, героев этих произведений и назовите их.

Дети. Неизвестный герой из «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака, Гвидон из «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина, Герда из «Снежной королевы» Г.-Х. Андерсена, младшая купеческая дочь из сказки «Аленький цветочек» С. Аксакова.

Воспитатель . Ребята, как вы думаете, картинки с изображением этих героев можно поместить в нашу книгу о достойных поступках?

Дети . Да.

Воспитатель. Я тоже думаю, что можно. Ребята, предлагаю продолжить рассказ о Лиде и Оле и придумать ему другое окончание.

Дети предлагают варианты окончания рассказа «Стыдно перед соловушкой».

Ребята, а были ли в вашей жизни такие случаи, когда кто-то поступал неправильно, а рядом поступали правильно? Помогает ли пример друга исправить свой недостойный поступок? (Выслушивает рассказы детей.)

Продолжим наш разговор о достойных поступках. Предлагаю рассмотреть ваши рисунки о хороших поступках из альбома «Наши добрые дела».

Дети находят рисунки с изображением смелого, доброго поступка, проявления дружбы, любви к природе, животным и вывешивают их на стенде. Воспитатель предлагает дополнить выставку детских рисунков иллюстрациями с изображением хороших поступков, которые нужно выбрать из других. Примерные темы иллюстраций: «Драка», «Дружба», «Не поделили», «Чужой секрет», «Помощь слабому», «Играют, а меня не берут», «Обман» и др.

Что люди, изображенные на картинках и ваших рисунках, чувствуют? Хорошо это или плохо? Что случилось? Кто из изображенных персонажей вызывает уважение?

Дети отвечают.

Ребята, какие картинки из тех, что здесь находятся, можно поместить в нашу книгу?

Дети. Картинки, на которых изображены достойные и благородные поступки.

Воспитатель . Девочки и мальчики по-разному проявляют свое человеческое достоинство. Как мальчики могут проявлять его?

Дети . Мальчики защищают слабых, выполняют работу, которая требует физического усилия, проявляют внимание к старшим, девочкам.

Воспитатель. О достойных поступках мальчиков написано много стихов. Послушайте одно из них.

Ребенок читает стихотворение «Защитник» О. Бундура.

О каком достойном поступке мальчика рассказывается в этом стихотворении?

Дети . Этот мальчик всегда защищает малышей.

Воспитатель . Мальчиков ценят и уважают за мужские поступки, в которых проявляются смелость, честность, сила, благородство. Слово «благородство» произошло от двух слов: «благо» и «род». «Благо» обозначает добро, «род» — объединение родственников. Быть благородным — значит не только приносить пользу и быть нужным другим людям, но и прославлять свой род, по крупинкам добавлять в его историю добрые дела, которыми может гордиться вся семья. Как вы думаете, можно ли стихотворение «Защитник» поместить на следующую страницу нашей книги?

Дети . Да.

Воспитатель . А в нашей группе есть мальчики, которые ведут себя достойно и благородно?

Дети отвечают.

Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, за какие мужские поступки ценят и уважают мальчиков.

Игра «Мужские качества»

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и называет качество (прилагательное). Если оно присуще мужчине, нужно кинуть мяч обратно и сказать: «Да-да-да». А если качество не мужское, произнести: «Нет-нет-нет». (Слова: «мужественный», «сильный», «кислый», «колючий», «смелый», «ловкий», «благородный», «стеклянный», «квадратный», «заботливый», «веселый», «любящий», «одаренный», «способный», «талантливый», «решительный», «находчивый», «вдумчивый» и т.п.).

Воспитатель. Я хочу проверить, были ли вы внимательны. Передавайте мяч друг другу и называйте слова, характеризующие мужчин, мужские качества.

Давайте послушаем рассказ «Хитрое яблоко» Т. Пономаревой и подумаем, хорошо ли поступил мальчик.

«Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнес его маме.

На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил его папе.

На третий день Петя нарисовал большое-пребольшое яблоко: один бок у него был ярко-красный, другой — ярко-желтый, а на маленьком черенке — зеленый листик. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на колени. Петя откусил яблоко, оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел: “Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам их съел. Теперь только для себя буду рисовать”.

Только он это сказал, как яблоко выпало из его рук и вкатилось в его альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.

Как вы думаете, что мальчик сделал не так? Какое качество он проявил? Почему эта история называется «Хитрое яблоко»? Как вы думаете, что почувствовал Петя, когда вместо большого красивого яблока у него на рисунке появилось яблоко с надкусанным боком?

Дети отвечают.

В чем проявляется достоинство девочек?

Дети. В доброте, нежности, заботе по отношению к окружающим. В том, что они следят за чистотой, создают уют.

Воспитатель . Если девочка неряшливо одета, не причесана, злится и кричит, дерется, ведет себя грубо, она проявляет достоинство?

Дети. Нет.

Воспитатель . Если девочка может утешить малыша, успокоить расстроенного человека, проявить доброту и нежность ко всему живому, если у нее ласковые руки, доброе сердце — это достойная девочка, из нее вырастет прекрасная женщина. А в нашей группе есть девочки, которые ведут себя достойно?

Дети отвечают.

Игра «Хорошо — плохо»

По предложению воспитателя дети выбирают из данных им картинок те, на которых изображены дети, ведущие себя достойно, и рассказывают о них.

Воспитатель . Ребята, как вы думаете, можно эту игру поместить в нашу книгу?

Дети . Да. Эта игра о достойных поступках мальчиков и девочек.

Воспитатель . Чему она может научить детей старшей группы?

Дети отвечают.

Когда мальчики и девочки станут взрослыми, они смогут создать семью, у них будут дети. А чтобы быть хорошими мамами и папами, нужно многому научиться. Что нужно знать и уметь девочкам, чтобы в будущем стать настоящими женщинами и хорошими мамами?

Дети. Знать колыбельные песни, уметь подметать и мыть пол, стирать, украшать дом.

Воспитатель . Девочкам (будущим мамам) нужно знать колыбельные песни, чтобы малыши спокойно засыпали, уметь стирать, шить, вышивать, чтобы все в семье выглядели аккуратно, уметь составлять букеты, убирать дом, сервировать стол, чтобы было чисто и красиво. Что нужно знать и уметь мальчикам, чтобы в будущем стать настоящими мужчинами и хорошими папами?

Дети. Нужно быть сильными, умными.

Воспитатель . Мальчикам (будущим папам) нужно быть сильными, чтобы оберегать свой дом, семью, выполнять тяжелую работу, быть решительными, умными, чтобы все их слушали. О настоящих, достойных мужчинах и женщинах, мамах и папах написано много книг, песен, стихов. Каждый ребенок мечтает вырасти и сделать так, чтобы у него была хорошая и дружная семья. Что для этого нужно знать и уметь?

Дети. Нужно быть добрыми, смелыми, благородными, достойными.

Воспитатель . Чтобы стать настоящими мужчинами и женщинами, хорошими мамами и папами, достойными людьми, нужно многое знать, многому научиться. Быть добрыми, честными, смелыми, благородными, иметь чувство собственного достоинства, уважать его в других. Предлагаю еще раз рассмотреть страницы нашей книги.

Дети и воспитатель рассматривают оформленные на занятии страницы, беседуют по их содержанию.

Сегодня после дневного сна мы продолжим оформление книги о достойных поступках. Думаю, что она получится интересной, будет нужна, полезна и очень понравится детям старшей группы.

Подробности Опубликовано: 11.01.2017 11:21

Конспект занятия по социально- коммуникативному развитию в подготовительной группе

Тема:"Волшебное путешествие"

Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей.

Задачи:

  • повысить самооценку, приобрести чувство уверенности;
  • развить эмпатию, сопереживание, научить работать в парах, группах;
  • развить речь, творческое мышление;
  • сформировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения;
  • воспитывать доброжелательность.

Оборудование: 5 табличек с названиями островов: " Остров кривых зеркал", "Заколдованный остров", "Остров Великанов", "Остров Попугаев", "Остров Злого Волшебника". К каждой табличке прикреплено задание, черное полотно из бумаги, зеркала

Ход НОД:

Дети вы сегодня утром здоровались друг с другом? Сейчас я предлагаю вам поздороваться по-особенному.

Инструкция. Надо повернуться к тому, кто стоит справа, назвать его ласково по имени и сказать, что рад его видеть. Он, в свою очередь, поворачивается к соседу справа и делает то же самое, и так далее, пока приветствие не дойдет до ведущего.

Примечание . В комнату влетает наполненный гелием воздушный шарик, к нему на ниточке привязаны письмо и карта.

Ой, ребята, что это? Посмотрите, к воздушному шару что-то прикреплено. Смотрите - послание. Оно адресовано дружным и добрым ребятам. Здесь написано: "Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я обращаюсь за помощью к дружным и добрым детям. Меня и моих друзей заколдовал злой волшебник. Он увез нас далеко-далеко, за тридевять земель, на незнакомый остров, для того, чтобы сделать такими же злыми, как и он сам. Пока мы туда летели, я успел нарисовать карту, по которой вы сможете до нас добраться. Помогите! Спасите нас!"

Ребята, как вы думаете, это нам написал? Мы дружные и добрые? А мы можем помочь ему и его друзьям? Тогда отправимся на поиски Буратино и его друзей и поможем им?.

Чтобы добраться до острова Злого Волшебника, посмотрите, какой длинный путь нам нужно пройти. Давайте полетим на воздушном шаре, держитесь за его длинную веревочку. Готовы, ребята? Ну, тогда отправляемся?

Вот мы и оказались на первом острове. Он называется «Остров кривых зеркал». Ребята, посмотрите, для нас есть послание. Здесь написано, что прежде чем отправиться дальше, нам нужно выполнить задание.

Остров кривых зеркал

Инструкция : воспитатель говорит: «Вы представьте: просыпаетесь вы утром, заходите в ванную, смотрите в зеркало, а оно повторяет все ваши движения наоборот: вы поднимаете руку, а оно опускает; вы поворачиваете голову налево, а оно направо; вы закрываете один глаз, а оно другой. Давайте поиграем в такие зеркала.

Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет человеком, а другой - упрямым зеркалом. Потом вы поменяетесь ролями».

Сначала воспитатель помогает играть, затем дети делают всё самостоятельно.

Все получилось! Молодцы, ребята! Отправляемся дальше (звучит аудиозапись "шум ветра". Дети "подлетают" к «Заколдованному острову»).

"Заколдованный остров"

Ребята, мы попали на Заколдованный остров. Здесь живут злые сказочные персонажи. (вспомнить имена)Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы продолжить путешествие? Надо их развеселить!

Инструкция : Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Посмотрите все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое. (На несколько секунд зафиксируйте на лице какое-то выражение. Медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение Вашего лица).

А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он "передает" своему соседу слева. Так же делают все остальные. Сначала мы в точности повторяем выражение лица соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и "передаем" его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.

А теперь, давайте возьмем по шарику и нарисуем улыбающиеся лица

Посмотрите, ребята, получилось у нас сделать героев добрыми? (Дети показывают друг другу шарики.) Молодцы, и здесь мы справились! Полетели дальше (звучит "шум ветра". Дети "летят" к острову Попугаев).

"Остров Попугаев"

Цель : развить уверенность в себе.

Ребята, мы попали на остров Попугаев. Попугаи очень любят повторять за людьми слова, хвалить себя и хвастаться. Вот новое испытание.

Инструкция : передавая друг другу зеркало, каждому участнику по очереди нужно представить, что он попугай, и громко похвалить себя. Затем похвастаться перед зеркалом каким-либо своим качеством, умением, способностью, сказать о своих сильных сторонах - о том, что любит или ценит в себе.

Ребята, а на следующий остров мы полетим на облаке!

Релаксация

Примечание. На полу расстелена белая простынь, обклеенная по краям ватой.

Ребята, каким вы представляете себе облако? Ребята, опускайтесь на белое воздушное облачко.

Примечание . Фоном звучит тихая, спокойная музыка.

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните... Еще раз... И еще раз... вдох, выдох. Представьте, что вы опустились на белое пушистое облако, как будто кто-то соорудил мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этом большом облаке-подушке. Теперь вы отправляетесь в путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Почувствуйте, как ветер овевает ваше лицо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Вы проплываете мимо ласкового солнышка, которое касается вас своими теплыми лучами. Оно решило немного поиграть. Солнышко щекочет вам носик, глазки, ротик, ушки. Погрейтесь под его лучами. Почувствуйте, как оно спряталось в ваших волосах. А тем временем облачко понесло вас дальше. Улыбнитесь солнышку на прощание, помашите ему рукой. Медленно откройте глазки, потянитесь, оглянитесь... Ну вот мы и прилетели. Давайте сойдем с облака и поблагодарим его за то, что оно так хорошо нас прокатило. Еще раз потянитесь, выпрямитесь и снова почувствуйте себя бодрыми, свежими и внимательными.

Примечание . Ведущий подводит детей к острову Злого Волшебника.

И вот мы с вами попали на последний остров - это остров Злого Волшебника. и его друзей. Нам надо их спасти.

Ребята, Буратино и его друзья могут выбраться отсюда. Но злой волшебник закрасил ковер-самолет черной краской, и теперь он не может летать. Мы разрушим злые чары, если вернем волшебному ковру-самолету яркие краски.

Ведущий берет карточку и читает: "С острова Злого Волшебника можно улететь только на красивом ковре-самолете".

Примечание . На стоде черное полотно из бумаги

Инструкция . Предварительно проводится беседа с детьми: какими красками надо раскрасить ковер мира, чтобы, глядя на него, было всем светло и радостно и чтобы он снова мог летать?

Рефлексия "Ковер мира"

Инструкция . Дети под музыку выполняют аппликацию, хаотично наклеивая яркие кусочки цветного картона по заранее написанному слову «Добро»

Ребята, посмотрите, какой яркий получился у нас ковер мира Нам удалось победить и разрушить чары злого волшебника.

Мы с вами дошли до конца испытания. Давайте похлопаем себе и дружно скажем: "Молодцы!". Несмотря на то что задания были нелегкими, вы отважно начали этот путь и успешно преодолели все трудности.

Задание

  • беседа с детьми о природных богатствах, о бережном обращении ко всему живому;
  • составление памятки о правилах поведения в природе, быту на улице!(или рисунок)
  • наблюдение за работой светофора на перекрёстке;
  • посещение театра с последующей беседой о правилах поведения в театре;
  • ситуативные разговоры о вредных привычках;

Чтение детям: Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки», С. Маршак «Пожар», Н. Носов «Кирюша попадает в переплет»;

Название: Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Вежливости» в подготовительной группе детей с ЗПР,
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие представлений об окружающем мире и о себе

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад №41 «Теремок» компенсирующего вида
Месторасположение: Алтайский край, город Барнаул, проезд 9Мая,10

КОНСПЕКТ
занятия по социально-коммуникативному развитию
по теме: «Путешествие в страну Вежливости»
(подготовительная к школе группа для детей
с ограниченными возможностями здоровья)

Задачи:

Познавательное развитие:

Формировать познавательные способности детей: умение рассуждать, делать выводы, анализировать.

Развивать память, мышление, воображение.

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать социальные навыки.

Формировать представление о различных формах поведения и вежливого общения между людьми.

Формировать у детей умение употреблять различные формы словесной вежливости: приветствия и прощания, обращения с просьбой, слова извинения, слова утешения, благодарности.

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Воспитывать общую культуру поведения детей через обучение словесной вежливости.

Речевое развитие:

Совершенствовать речевое общение детей в театрализованной деятельности.

Расширять словарный запас: использовать в речи слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими.

Ход занятия:

Накануне, вечером, воспитатель и дети договариваются, что завтра с утра устроят день вежливости.

Утром дети вежливо, ласково приветствуют друг другу, используя знакомые слова вежливости. После завтрака воспитатель предлагает детям игры на внимание по выбору. Во время игры незаметно для детей появляется Незнайка.

Незнайка: (удивленно) «Куда я попал? Сколько здесь детей! А что вы тут делаете? А кто вы такие?»

Воспитатель : Здравствуй Незнайка!

Дети: Здравствуй, Незнайка!

Воспитатель: Что ты так расшумелся, Незнайка? И почему-то совсем забыл вежливые слова? А вот наши дети знают такие слова и скажут тебе, какие слова ты забыл сказать.

Незнайка: А что, это обязательно?

Воспитатель : Конечно. Так принято приветствовать друг друга, если ты, Незнайка, вежлив и воспитан.

Незнайка: Что такое вежливость? Что значит быть вежливым?

Воспитатель: Дети, скажите Незнайке, что такое вежливость? Что значит быть вежливым? (ответы детей)

Незнайка: Я тоже хочу быть вежливым. Скажите, где можно этому научиться?

Воспитатель: Предлагаю всем нам отправиться в страну Вежливости.

Дети: А где находится страна Вежливости?

Воспитатель: За чистым, чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть такая страна. Все жители этой страны очень воспитанные и вежливые. Даже собаки стесняются там слишком громко лаять. А щенки протягивают лапу прохожим, чтобы поздороваться. Воробьи не смеют драться, а флюгерные петушки каждое утро будят горожан веселым криком: «Вставайте, с добрым утром»!

Незнайка: Какая интересная страна! Я очень хочу вместе с вами туда отправиться! Ребята, пойдемте скорее, вы знаете дорогу?

(Дети размышляют, как можно попасть в волшебную страну Вежливости)

Воспитатель: Дети, вы слышите? Кто-то к нам стучится.

Входит почтальон, приносит письмо от феи «Здравствуй».

Дети вскрывают конверт и обнаруживают письмо.

Воспитатель зачитывает письмо от феи «Здравствуй».

«В стране Вежливости появился дракон «Грубиян» и все на своем пути разрушает. Помогите пожалуйста. Как найти дорогу вам подскажет план».

В конверте дети обнаруживают план, по которому можно попасть в страну Вежливости.

Дети обсуждают план и определяют правильный путь по нему.

Воспитатель: А вот и сказочные ворота в страну Вежливости.

Чтобы ворота открылись, необходимо произнести волшебные вежливые слова.

Дети предлагают варианты, произносят слова вежливости: «Ворота, откройтесь, пожалуйста! Будьте добры, ворота, открывайтесь! и.т.д.

Ворота открываются и дети видят плачущую Фею «Здравствуй».

Фея «Здравствуй»: Доброе утро, дети! Добро пожаловать в нашу страну Вежливости. Вы как раз вовремя. Со мной случилось несчастье. Злой дракон «Грубиян» повредил мой волшебный зонт и сейчас я не могу летать и помогать людям. Помогите мне починить зонт. Для этого нужно вспомнить как можно больше слов приветствия. Вы их знаете?

Дети называют слова приветствия: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день» и.т.д., читают стихи С. Я. Маршака “Ежели вы вежливы”, И. Никульская “Невежливая вежливость”, О. Дриз “Добрые слова”.

Фея «Здравствуй»: «Молодцы, ребята! Как стало на душе приятно, тепло от ваших слов! Спасибо! Мой зонт исправен!

Воспитатель: Вот какая волшебная сила у вежливых слов!

Фея «Здравствуй», подскажи нам, пожалуйста, дорогу к фее «Вежливости».

Фея «Здравствуй»: «Я с удовольствием подскажу вам дорогу, но очень прошу помочь жителям города «Дружбы».

Там тоже побывал дракон «Грубиян» и всех перессорил»

Воспитатель: Ребята, поможем жителям города «Дружбы»? Прощайтесь с Феей «Здравствуй»…

Дети по плану идут по тропинке.

Воспитатель: А вот и город «Дружбы»! посмотрите, сидят две подружки, грустные, плачут, отвернулись друг от друга. Спросите, что с ними случилось?

Одна из подруг: «Мы поссорились с подругой и расселись по углам…..».

Воспитатель : «Ой, что же наделал дракон! Ребята, подскажите, как можно помирить подружек? Какие волшебные слова им посоветовать сказать?

Дети дают советы, называют вежливые слова и.т.д.

Подружка : «Спасибо вам! Я сейчас так и сделаю».

Воспитатель: «Какие замечательные, волшебные слова! Какая волшебная сила в слове «Извини». Подружки снова вместе, улыбаются.

Воспитатель: Я знаю еще один случай, когда это слово стало волшебным (читает стихотворение). Ребята, но ведь это слово можно сказать по-разному.

Если мы скажем их грубо, закричим, будут ли эти слова вежливыми, волшебными?

Как нужно сказать эти слова?

Дети: «Вежливо, нежно, ласково, приветливо.

(Произносят вежливые слова разной интонацией).

Воспитатель: «Молодцы! Вновь вы совершили доброе дело, помогли жителям Города «Дружбы».

«Чтобы попасть в город «Спасибоград, нужно правильно поговорить по телефону».

Воспитатель: « Ребята, давайте вначале вспомним правила разговора по телефону.

С каких слов начинается разговор? (ответы детей). Затем вы о чем-то просите, какие слова говорите при этом? (ответы детей). Можно ли перебивать собеседника? (ответы детей).

Задание: Пригласить по телефону своего друга на день рождения? (трубку взяла мама друга).

Разыгрывается диалог по телефону.

Воспитатель: «Молодцы»! Выполнили задание, теперь мы можем попасть в город «Спасибоград».

Детей встречает Фея Вежливости:

«А вы когда-нибудь бывали

В городе Спасибоград?

Где на Вежливом бульваре

Вежливо благодарят?

Дети: «Никогда не бывали!

Фея Вежливости: «Пойдемте к моему замку, он сложен из шоколада, крыша леденцовая, ставни из кренделей. Всех чудес в городе не перечесть! А как вы думаете, какое слово самое главное в нашем городе?

Дети отвечают.

Фея Вежливости: «Молодцы! Вы, оказывается, превратились в волшебников.

Быть волшебником — это значит быть очень добрым, отзывчивым, помогать друг другу.

Незнайка : (плачет). Дети спрашивают почему он плачет?

Незнайка: «Мне очень грустно, от того, что мои друзья не побывали в такой чудесной стране».

Воспитатель: «Дети, утешим Незнайку?

Как можно это сделать? (дети утешают).

Какие вы отзывчивые, добрые. Просто волшебники! Нам пора возвращаться в детский сад.

Фея Вежливости: «Я хочу вас отблагодарить.

Пусть каждый выберет игрушку и подарит ее тому, кому захочет, и вместе с ним попляшет.

Дети танцуют под музыку.

Воспитатель: «Поблагодарим Фею за подарки и отправимся в детский сад.

Елена Стругова

Конспект интегрированного занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему:«Помоги Незнайке найти друзей».

Программное содержа ние:

Цель: Формирование опыта социального взаимодействия.

Средства:

Наглядные:

Карточки по количеству детей со схематичным изображением 1 и нескольких человек;

Пословицы с пропущенными словами;

Маски Мишки, Ёжика;

Лист ватмана с нарисованным домом с пустыми окошками;

Заготовки для рисования портретов (листы бумаги по размеру окошка)

Цветные карандаши и фломастеры, мелки восковые,клей;

Надписи со словами: договариваться, мириться, делиться и т. д по тексту.

Ход НОД.

(дети встают в круг)

Педагог: Ребята, утром вы уже приветствовали друг друга. Я вам предлагаю поздороваться необычным способом. По кругу каждый называет своё имя и прохлопывает его, разделив на слоги. Вот так: Ма-ша, а все дружно, как эхо, повторяют. Затем своё имя прохлопывает Ми-ша (сосед слева, и мы снова повторяем. И так по очереди все назовут своё имя, а мы поприветствуем друг друга.

Появляется Незнайка:

Здравствуйте, ребята.

Педагог:

Здравствуй, Незнайка,я слышала про твою беду, поделись с нами, а мы постараемся тебе помочь.

Незнайка: (стихотворение)

Друг. А что это такое?

Как же мне его добыть?

Может быть, купить в аптеке?

Или в гости пригласить?

Может, он растет на грядке?

Может, спрятался в лесу?

Может, он в цветочной клумбе

Пьет из розочки росу?

Может, он со мною рядом -

Только руку протяни?

Помогите мне, ребята,

Друга верного найти!

Педагог: Ребята, предлагаю помочь Незнайке. Расскажем, что значит дружить и поможем Незнайке найти друзей?

Педагог: А у вас ребята, есть друзья? (ответы детей)

Педагог: Кого мы можем назвать другом?

Дети отвечают предположительно: Друзья - это те, с кем интересно играть, кто делится игрушками, с кем интересно рассматривать книги, кто не жалуется, делится всем, что у него есть.

Педагог: Для чего нужны друзья?

Дети: Друзья помогают друг другу, друг учит тому, что умеет сам, с друзьями весело и интересно, не скучно.

Педагог: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Вместе или по одному».

Я буду называть разные ситуации, а вы показывать карточку – вам интересно это делать одному или с друзьями, вместе или по одному.

(Дети стоят в кругу, у каждого карточка - одна с изображением одного человека, вторая - с изображением группы людей).

Играть в прятки

Встречать новый год

Есть пирожное

Играть в футбол

Оказаться на необитаемом острове

Отправиться в поход в горы

Строить из конструктора

Рисовать

Смотреть мультфильм

Кататься на велосипеде

Играть в шашки и шахматы

Загадывать загадки

Ловить мяч

Прыгать на батуте

Педагог: Каких карточек было больше с 1 человечком или карточек с несколькими человечками? Объясните, ребята, нашему Незнайке, почему именно так? (ответы детей)

Вывод: Ну что,Незнайка, сейчас мы тебя и убедили, что каждому нужны друзья - трудно приходится жить без друзей (кивает)

Незнайка: Какой должен быть друг?

Педагог: Помогите, ребята понять Незнайке, каким должен быть друг.

(ответы детей: добрый, веселый, умный, честный, жизнерадостный, справедливый, правдивый, интересный собеседник, чуткий, отзывчивый, умеющий хранить тайну и. тд.)

Педагог: Молодцы, хорошие вы качества друга назвали.

Педагог: Надеюсь, ребята, что эти качества можете найти в себе и вы, ведь вы тоже чьи-то друзья.

Игра «Это здорово!»

Педагог: Когда друзья знакомятся, они рассказывают друг другу о своих интересах. И мы сейчас расскажем Незнайке о своих достижениях и умениях. Будем говорить по очереди, а остальные поддерживают словами «Это здорово!»

Например, я говорю: «Я умею вязать», а все дети вместе отвечают: «Это здорово!» и поднимают верх большой палец. И так, по кругу.

(Каждый ребёнок называет свое «умение», остальные его поддерживают)

Незнайка: А я умею придумывать весёлые истории.

Дети: «Это здорово!»

Игра «Найди слово»

Педагог: Ой, какие разные, интересные ребята в вашей группе.

А вы знаете, про дружбу сложено много пословиц. И сейчас мы с вами будем играть в игру «Найди слово». В пословицах пропущены слова, нужно найти ответ. Итак, первая пословица. Слушайте внимательно и находите какое слово пропущено.

Нет (друга) ищи, а нашёл - береги.

Сам погибай, а товарища (выручай)

Друзья познаются в (беде).

Дружба (крепка) не лестью, а правдой и честью.

Про доброе (дело) говори смело.

Педагог: Ребята, как вы думаете, может ли дружба закончиться? Почему дети ссорятся? (Ответы детей)

Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Как вы думаете, как себя надо вести, чтобы дружба не закончилась? (ответы детей)

Я знаю интересную историю про Мишку и Ёжика. И сейчас ребята расскажут вам её. (Подготовленные дети разыгрывают по ролям сценку)

Жили два друга - Мишка и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул

Мишка качели к себе потянул

Мишка: «Я первый!»

Ёжик: «Нет, я!»

Не уступают друг другу друзья.

Мишка обиделся: «Значит ты, Ёж,

Как друг мне совсем не хорош!»

Педагог: Почему поссорились Мишка и Ёж? (не поделили качели, не хотели уступать друг другу)

Что нужно было сделать Мишке и Ёжику, чтобы не было ссоры? Вы правы.

Послушайте. (Дети разыгрывают сценку по-новому)

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга - Мишка и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул.

Мишка качели к себе потянул.

Мишка сказал: «Покачаю тебя,

мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

1 Секрет

Педагог: Итак, мы узнали с вами, что первый секрет дружбы - уметь договариваться.

А, что делать если еже поссорились, как же это исправить? Правильно, помириться! А вы знаете «мирилки»?

(дети показывают «мерилку» свою)

2 секрет

Педагог: И так, второй секрет дружбы: если ссора произошла - помириться, а не обижаться друг на друга.

А вот ещё один секрет дружбы мы узнаем из истории «Два воробышка»

Послушайте небольшое произведение «Два воробышка» М. Пляцковского.

Чик: Если я буду раздавать пшено, то себе ничего не останется.

Чирик: Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл 10 зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.

Чик: Не надо. Зачем? Ты нашёл, ты и ешь.

Чирик: Мы же с тобой друзья! А друзья должны делить всё пополам. Разве не так?

Чик: Ты, наверное, прав. (Опустив голову)

Педагог: Хорошо ли поступил Чик по отношению к Чирику? (ответы детей)

Ребята, чему же Чик научился на уроке дружбы?

Дети: Не нужно жадничать, надо делиться со своим другом.

3 секрет

Педагог: Делиться со своим другом - вот ещё один секрет дружбы.

Педагог:

А как вы думаете, здороваться, прощаться, просить прощения у друга, быть вежливым - можно это назвать секретом дружбы?

Конечно, и я с вами согласна. Вот, например, слово «здравствуй» означает «будь здоров». Люди при встрече желают друг другу доброго здоровья. А если у друга плохое настроение, вы поссорились с другом можно это исправить с помощью волшебных слов. Какие волшебные слова вы знаете? Почему они так называются? «Волшебные слова» показывают уважение к человеку и настраивают на приятный разговор, общие дела.

Игра «Пожалуйста»

Я вам предлагаю игру с волшебным словом «пожалуйста». Я буду назвать разные просьбы. Вы должны выполнить просьбу, только если услышите слово «пожалуйста». Если я просто называю свою просьбу - то выполнять ее не надо.

Попробуем, хлопните в ладоши; хлопните в ладоши, пожалуйста.

Покачайте головой

Подпрыгните, пожалуйста

Присядьте

Поднимите руки вверх, пожалуйста

Повернитесь вокруг себя

Сделайте шаг вперёд, пожалуйста

Потопайте ногами

Скажите «Привет»

Обнимите своего соседа справа, пожалуйста

Сядьте на стульчики, пожалуйста

Незнайка: Я понял, чтобы не потерять друзей, нужно уметь договариваться, если вдруг поссоримся -вспомнить «мирилку» и помириться. А ещё попросить прощения, если виноват! И никогда не жадничать, – уметь делиться с другом. А какие еще вы знаете секреты дружбы?

Дети (перечисляют): Не ссориться; уступать; быть вежливым; не грубить; просить прощение, если не нрав; помогать друг другу; заботиться о друге; не жадничать; быть честным; не ябедничать; уметь слушать друг друга.

Педагог: Молодцы, вы знаете секреты дружбы, только не забывайте их.

Незнайка: Ребята, что это за домик? Почему он пустой?

(на стене на листе ватмана нарисован домик с пустыми окошками по количеству детей +1)

Педагог: Незнайка, что написано на крыше?

А кого в этом домике не хватает? (друзей)

Педагог: Ребята, а давайте мы нарисуем свои автопортреты и поместим их в пустые окошки, но не будем забывать что наш домик друзей держится на фундаменте секретов дружбы.

(Дети рисуют свои портреты и приклеивают их в окошки).

Педагог: А ты, Незнайка, хотел бы жить в этом домике и дружить с нашими ребятами?

Хорошо. (В окне появляется изображение Незнайки).

Педагог: Ребята, вы помогли Незнайке найти друзей. В доме друзей всегда весело, радостно, нескучно.

Незнайка: Спасибо, ребята!

Список литературы:

1. Авдулова Т. П., Аксёнова Е. Г., Захарова Т. Н. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника. – Москва: Владос, 2014 г

2. Котова Е. В. В мире друзей. – Москва: ТЦ Сфера, 2007 г.

3. Уханова А. В. Завтра в школу! (развитие эмоций и навыков общения у ребёнка). – СПб. : Речь; М: Сфера, 2011г.

4. Дудкова Н. В. Будем крепко мы дружить опубликована в №5 журнал «Дошкольная педагогика», 2008 г.