Иван I Данилович Калита получил свое прозвище, как говорит легенда, из-за того, что постоянно носил с собой кошелек (калиту) для раздачи милостыни. Но было бы ошибочным считать его этаким князем-миротворцем, блаженным философом, покровительствующим нищим. Ни в коем случае. Иван Калита зарекомендовал себя в истории как хитрый, жесткий и весьма дальновидный правитель, незаурядный политик, который умел создавать имидж по своему желанию. Можно сказать, что кошелек для раздачи милостыни был одной из частей имиджа, но не более того. Душа Ивана Калиты не страдала за отдельных людей, он мыслил совсем другими масштабами.

Иван Калита родился в 1288 году и долго был тенью своего старшего брата – московского князя Юрия Даниловича. Но даже до того, как Иван получил московский стол, его имя связывалось с успехами политики и военных действий московского княжества. Так, в 1304 году Иван оборонял Переяславль от тверских князей, и оборона была весьма успешна – дождавшись подкреплений, Иван нанес поражение неприятелю.

В 1319 году Юрий получил великое княжение и уехал в Новгород, оставив Москву в полное управление Ивану. Восемнадцать лет продолжалось княжение Ивана Калиты, и этого времени ему хватило, чтобы многократно усилить Москву и возвысить ее над другими русскими городами.

Иван Калита отличался редкой прозорливостью. В то время, когда другие князья с трудом сгибались перед Ордой, а некоторые даже пытались активно ей противодействовать, Иван постарался сделать Орду средством возвышения Москвы. Он умел понравиться хану, часто ездил в Сарай (столицу Орды). И в результате, когда другие русские княжества страдали от татарских вторжений, московское княжество процветало. Как писал летописец: «Перестали поганые воевать русскую землю, перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».

Иван Калита прекрасно осознавал роль религии, и буквально с первых дней своего правления добивался, чтобы в Москву была переведена из Владимира митрополичья кафедра. И добился своего. Москва автоматически стала духовной столицей всей Руси.

Искусство нравиться людям Иван приложил не только к хану, но и к митрополиту Петру, и святитель жил в Москве больше и чаще, чем в других местах, умер в Москве и был погребен в ней. Ценность гроба Петра для Москвы сложно переоценить. По крайней мере следующий митрополит, Феогност, уже н е хотел никуда уезжать, а оставался при гробе и доме чудотворца Петра.

Не удивительно процветание Москвы с таким правителем. Ведь в Москву стремились люди со всей Руси – к спокойной жизни, к святым мощам, в центр российской духовности. Причины у всех были различные, но результат очевиден: вокруг Москвы разрастались села, все больше бояр приходило на поклон к князю, земля расцветала.

Иван Калита приобретал земли не только политическим и психологическим воздействием, а и обычной куплей (не зря же его прозвали Калитой). И другие князья, бездумно продававшие «бросовые» земли Ивану, вдруг обнаруживали, что московское княжество уже подступило практически под их окна, а «бросовые» земли неожиданно оказывались настоящим кладезем для развития торговли и сельского хозяйства.

Кстати о торговле. Иван Калита точно знал, что торговля для государства очень важна, деньги – это кровь государства, и они должны течь свободным потоком. Поэтому во времена княжества Калиты разбойников на дорогах московского княжества практически не было: специальные патрули, назначенные князем, уничтожали малейшие поползновения к помехе торговым людям.

В результате князь, который вместе с войсками Орды разорил Тверь и многие другие русские земли, получил прозвище Добрый – удивительный успех в создании имиджа! Кстати сказать, результатом этого тверского похода стало еще и то, что Иван в 1331 году получил ярлык на Владимирское великое княжество. По словам летописцев после этого наступила тишина во всей Северо-Восточной Руси. Даже татары перестали совершать набеги на русские земли, ведь Иван Калита был любимцем хана, а противодействовать Золотой Орде татары не решались.

Иван Калита добился еще одного – финансовой самостоятельности. Если до него подати собирали ханские баскаки, специально присылаемые из Орды, то Ивану ханом было доверено решать финансовые вопросы самостоятельно. Собственно говоря, именно это и позволяло московскому князю «прикупать» земли у соседей, а то и целые города. В духовной грамоте Дмитрия Донского (внука Калиты) было отмечено, что Иваном были куплены Углич, Галич Мерьский, Белоозеро. Правда, до XIV века в этих городах правили местные князья, но по сути они являлись только наместниками московского князя.

Именно Иван Калита заложил те основы могущества, которые впоследствии были использованы Дмитрием Донским, и в конце концов вывели Русь из-под власти Орды, сделав ее самостоятельным и могущественным государством.

София ВАРГАН


Безусловно, наиболее уважаемой и желанной для римского легионера являлась должность младшего командира - центуриона. Это звание нередко получали сразу при вступлении на службу лица из числа всаднической или муниципальной знати, а также преторианцы из числа корникуляриев (cornicularius - солдат, награжденный почетным рожком (cornu) и занимающий младшую командную должность) или эвокатов (evocatus - солдат, отслуживший положенный срок службы и добровольно поступивший на сверхсрочную службу). Однако во все периоды большую часть легионных центурионов составляли люди, выдвинувшиеся из рядовых. Достижение звания центуриона сулило высокое жалование и почет, а также открывало дальнейшие служебные перспективы и возможности для социального возвышения. Вместе с повышенным статусом и денежной прибавкой центурион получал практически безграничную власть над подчиненными ему солдатами, что часто вело к различным злоупотреблениям и излишней жестокости в дисциплинарных наказаниях. Тацит сделал знаменитым прозвище одного скорого на расправу центуриона Луциллия - «Давай другую!» (Cedo Alteram), которое он получил от солдат за обыкновение требовать подать ему новую розгу (а точнее центурионский жезл из срезанной виноградной лозы - vitis), сломав предыдущие о спину какого-нибудь несчастного солдата (Tac. Ann. I. 23). Такие ненавистные центурионы не имели шанса уцелеть во время солдатских волнений (Tac. Ann. I. 23, 31, 32), зато те, кто снискал уважение солдат, от лица воинского коллектива могли получить почести в виде знаков отличия и повышений в чине (CIL VIII. 217 = 11301 = ILS 2658; CIL XIII. 1041 = ILS 2531).

Каждый центурион имел особую большую палатку, тягловое животное для перевозки багажа на марше, лошадь для верховой езды, оруженосца из числа лагерных служек. Вести рутинную документацию в подразделении центуриону помогал писарь из числа легионеров.

Занимая более привилегированное положение, по отношению к легионерам, центурионы имели снаряжение несколько отличное от солдатского, которое было, несомненно, более дорогостоящим.

В эпоху Юлиев-Клавдиев центурионы использовали, также как и легионеры, шлемы имперско-галльского и имперско-италийского типов (по классификации Г.Р. Робинсона). Отличительной чертой шлема центуриона был поперечный гребень (crista transversa), хотя он не всегда изображался на иконографических источниках (например, арка в Оранже). Тем не менее, об этой особенности упоминал Вегеций. Он отмечал, что для узнаваемости центурионов в бою их шлемы были снабжены поперечно расположенными посеребренными гребнями (Veget. 2. 13, 16). Такие гребни изображены на надгробиях Калидия Севера и Марка Петрония Классика, а также на более раннем изображении с фриза, найденного на Капитолийском холме в Риме (Connolly, 1981, P. 214).

Судя по иконографическим источникам, крепление поперечного гребня могло производиться, по крайней мере, двумя различными способами. Первый вариант крепления гребня на высоком держателе представлен на надгробии Калидия Севера. Другой вариант, когда гребень лежал непосредственно на тулье шлема, удерживаемый, видимо, небольшими гвоздями, показан на памятнике Марку Петронию Классику. Различны на двух этих памятниках и, собственно, гребни. Первый изготовлен из конского волоса, а второй из перьев.

Различные изображения показывают центурионов, облаченными в кольчуги (надгробные стелы Марка Фавония Фацилиса и Марка Целия) и чешуйчатые доспехи (lorica scuamata или lorica plumata) (надгробия Калидия Севера и Квинта Сертория Феста). Lorica plumata (гибрид чешуйчатого панциря с кольчугой, когда чешуйки крепились поверх кольчужного плетения) показан на надгробии Квинта Сертория Феста, как это предполагают некоторые исследователи, отмечающие, что такого рода доспех мог изготовляться специально для центурионов и лиц из числа младшего офицерского состава (Bishop, Coulston, 1993, c. 85; Robinson, 1975, c. 157, 173). По сравнению с обычными легионерами, доспехи младших офицеров, возможно, были посеребрены.

Под панцирь обычно надевали кожаную рубашку без рукавов, вместо которых, а также на подоле были пришиты полоски кожи (pteruges).Именно они видны на многих изображениях, часто украшенные бахромой или какими либо накладками.

Центурионы носили поножи (ocrea), которые простые легионеры в описываемый период практически не использовали. Изображаемые поножи центурионов, как правило, не имеют богатого декора, который можно наблюдать только на стеле Квинта Сертория Феста. На других изображениях центурионов поножи либо совсем лишены декора (арка в Оранже, надгробие Марка Фавония Фацилиса), либо имеют декор в виде рельефно чеканенной головы (медальона с изображением человеческого лица или звериной (львиной(?)) морды) в коленной части (надгробие Калидия Севера).

Рис. 5 - надгробие неизвестного центуриона. Верона. Museo Maffeiano.

Поскольку центурион носил меч (gladius) на левом боку, а кинжал (pugio) на правом, в противоположность обычным легионерам, некоторые исследователи пытались утверждать, что он не пользовался щитом, ибо в противном случае ему было бы неудобно выхватывать меч слева. Однако при рассмотрении этого вопроса не следует игнорировать свидетельства античных авторов, которые говорят о щитах центурионов. Юлий Цезарь, описывая осаду Диррахия, упоминает центуриона по имени Сцева, который, защищая редут, получил 120 пробоин в щите (при этом Цезарь использует именно слово scutum) (Caes. De Bell. civ. III. 53). Иосиф Флавий, рассказывая о гибели центуриона Юлиана, отмечает, что шлем и щит прикрывали все уязвимые места тела, что позволяет предполагать, что и здесь речь идет о скутуме (Jos. Bell. Iud. VI. 1. 8).Приходится согласиться, что, по крайней мере, в бою, центурионы защищали себя щитом.

Основной формой войскового ритуала в римской армии являлся парад. Парад сопутствовал любому торжественному событию в жизни воинской части: государственным праздникам, принятию присяги, выплате жалования, выдаче донатив и боевых наград. Готовясь к параду, солдаты чистили до блеска вооружение и приводили в порядок боевую экипировку. Однако, парадная форма существовала только у командного состава, включая центурионов (парадные доспехи, шлемы и алый плащ (paludamentum) (Plin. Nat. Hist. XX. 3), в отличие от солдатского плаща (sagum)). Остальные выходили на парад в обычном снаряжении, но поверх панциря надевали боевые награды, а к шлему прикрепляли плюмаж и расчехляли обычно зачехленные щиты.

Роль различных знаков отличия, вручаемых в качестве dona militaria, была очень важна в процессе восхождения легионера по служебной лестнице. По оценке В. Максфилд от 13 до 25 % легионеров, имевших эти награды, достигали звания центуриона. При этом из центурионов, отмеченных наградами, более половины добивались примипилата и более высоких чинов (Maxfield, 1981, c. 239, 243). Сами по себе dona militaria не давали никаких преимуществ, кроме почета и престижа, но могли увеличить шансы на повышение и являлись важным элементом карьеры.

Кроме венков (coronae civica, navalis, aurea, muralis, vallaris) в качестве dona militaria использовались копья (hasta purae), которые могли получить только старшие центурионы, а также флажки (vexilla), ожерелья (torques), браслеты (armillae) и фалеры (phalerae) - своего рода медали, которые представляли собой большие и маленькие металлические диски, разнообразные по оформлению. Известны гладкие и плоские фалеры, а также с шишечкой в центре и с расходящимися от него концентрическими кругами. На медалях изображались также головы богов, духов подземелья, птиц, львов. Наиболее популярными были изображения Горгоны Медузы. Судя по изображениям на памятниках, металлические медали выдавались не по одной, а целыми наборами из 5, 7, 9 штук. Различными способами они, часто разные по величине и рисунку, крепились к кожаным ремням, которые, в свою очередь, соединенные вместе наподобие портупеи, через голову одевались поверх доспехов. Реальные комплекты фалер, аналогичных изображенным на памятниках Марку Целию, Квинту Серторию Фесту, Ц. Аллию, обнаружены в Нойсе (Lehner, 1904, c. 367, рис. XXX A), Лауэрсфорте (Jahn, 1860) и Ньюстиде (Curle, 1911, c. 174). Награды за доблесть римские солдаты надевали не только на парады, но также и в бой. Однако приоритетным было соблюдение древнего обычая носить полученные за доблесть награды во время торжественных процессий, триумфов и на играх (Maxfield, 1981, c. 141), а также на различных парадах (Tertul. De coron. 1. 1; Tac. Hist. II. 89).

Исходя из имеющегося материала следует, что боевая и парадная экипировка центурионов не особенно отличалась. В бою центурионы пользовались щитом и облачались в доспехи, в то время как на параде использовался облегченный вариант снаряжения без щита и с максимально возможным украшением знаками отличия и наградами, полученными за доблесть (ob virtutem).

Весь описанный комплекс снаряжения центуриона середины I в. н.э. довольно наглядно представлен на целом ряде иконографических памятников и дополнен массой археологических находок, идентичных изображаемым предметам экипировки. Так что можно говорить о том, что для этого периода нам известно о снаряжении центуриона практически все, вплоть до деталей поясов, перевязей и обуви. Конечно, некоторые аспекты вопроса остаются до сих пор дискуссионными, но в целом образ центуриона этого времени достаточно репрезентативен.

Использованная литература

Источники

Caes. De Bell. civ. - Гай Юлий Цезарь. Гражданская война // Записки Юлия Цезаря и его продолжателей. М., 2002.

CIL. - Corpus inscriptionum Latinarum. Vol. I-XVI. Berolini, 1863 - …

ILS. - Dessau H. Inscriptiones Latinae selectae. Vol. I-III. Berolini, 1892-1914 (2 ed. 1954-1955).

Jos. Bell. Iud. — Иосиф Флавий. Иудейская война / Пер. Я.Л. Чертка. Минск, 1991.

Plin. Nat. Hist. — С. Plini Secundi Naturalis historia / Recensuit D. Detlifsen. Vol. IV—V. Berolini, 1871—1873.

Tac. Hist. — Тацит. История / Пер. Г. С. Кнабе // Там же. Т. П. М., 1993.

Tac. Ann. — Тацит. Анналы / Пер. А. С. Бобовича // Кор-нелий Тацит. Сочинения: В 2 т.: Изд. подгот. А. С. Бобович, Я. М. Боровский, М. Е. Сергеенко. Т. I. M., 1993.

Tertul. De coron. - Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце I и начале II в. СПб., 1847.

Veget. — Флавий Вегеций Ренат. Краткое изложение военного дела / Пер. С. П. Кондратьева // Греческие полиоркетики. Флавий Вегеций Ренат. СПб., 1996.

Научная литература

Bishop, Coulston, 1993. - Bishop, M.C., Coulston, J.C. Roman Military Equipment from the Punic Wars to the Fall of Rome. London, 1993.

Connolly, 1981. - Connolly P. Greece and Rome at War. London, 1981.

Curle, 1911. - Curle J. A Roman Frontier Post and its People. The Fort at Newstead. Glasgow, 1911.

Hofmann, 1905. - Hofmann A. Römische Militärgrabsteine der Donauländer. Vienna, 1905.

Jahn, 1860. - Jahn O. Die Lauersforter Phalerae. Fest-Programm zu Winckelmanns Geburtstage. Bonn, 1860.

Lehner, 1904. - Lehner,H. Die Einzelfunde von Novaesium // Bonner Jahrbücher. 111-12, c. 243-418.

Maxfield, 1981. - Maxfield V.A. The Military Decorations of the Roman Army. London, 1981.

Robinson, 1975. - Robinson H.R. The Armour of Imperial Rome. London, 1975.

1 - Марк Фавоний Фацилис из XX Валериева Победоносного легиона. Реконструкция основана на надгробном памятнике из Колчестера. Центурион показан в боевой экипировке. Шлем с поперечным гребнем из окрашенного конского волоса на высоком держателе. Кольчуга с усилением на плечах в виде кольчужных же лопастей, скрепленных между собой при помощи крючка. Поножи без декора.

2 - Центурион Марк Петроний Классик. Обратите внимание на шлем с поперечным гребнем из птичьих перьев, который закреплен непосредственно на тулье шлема. Чешуйчатый панцирь (lorica squamata) изготовлен из мелких закругленных в нижней части чешуек, аналогичных найденным в Карнунте и Ньюстиде.

3 - Центурион Квинт Серторий Фест из XI Клавдиева легиона. Реконструкция основана на надгробии из музея Вероны. Центурион изображен в парадной экипировке. На его голове помещен наградной венок (corona civica). На плече плащ (paludamentum), уложенный особым образом. Посеребренный чешуйчатый доспех на кольчужной основе (lorica plumata) изготовлен из маленьких чешуек с острым углом в нижней части и украшен армиллами и набором фалер.

Публикация:
Воин №2, 2005, стр. 10-13

Центурион (лат. centurio — сотник; в классическую эпоху произносилось: кентурио) в римской армии — командир центурии; центурионы высшего ранга командовали также более крупными подразделениями (манипула, когорта, вексилляция).

Отличительными признаками центуриона был чешуйчатый панцирь катафракта, шлем с посеребрённым поперечным гребнем (для ориентирования солдат в бою), поножи; панцирь обычно украшался наградными бляхами (фалерами) на цепи. Центурион постоянно носил палку (vitis) из виноградной лозы, как знак и орудие своей власти. Щит был железный, небольшой; по этой причине центурион и меч носил на левом боку, а не на правом, как простые легионеры. В бою центурион занимал место в первом ряду, на правом фланге своей центурии.

Центурион делал карьеру, последовательно продвигаясь по ступенькам иерархии до примипила. Позднеримский автор Вегеций сообщает (II, 21), что для продвижения в примипилы следовало «по порядку пройти все должности по когортам в различных отделах». Поэтому обычно считается, что для продвижения в примипилы было необходимо пройти все 60 ступеней. Однако сомнительно, чтобы кого-то могло привлечь «повышение» из командира одной когорты в младшие центурионы другой, хотя бы и высшей по номеру. Делаются предположения, что сначала центурион проходил лестницу постериорских, а затем — приорских должностей. Но и в этом случае для того, чтобы пройти 60 ступеней за 20 лет, следовало менять центурию каждые 4 месяца, что едва ли может способствовать боеспособности армии. Приходится признать, что конкретный порядок центурионской карьеры нам неизвестен. Известно лишь, что в примипилы выходили к 40-50 годам, то есть после 10-20 лет службы в центурионских должностях.

Центурионы назначались полководцем, как правило, из известных ему лично наиболее опытных солдат; центурион не мог быть моложе 30 лет. Назначенный центурион в свою очередь выбирал себе помощника — опциона (opcio). С профессионализацией армии после реформы Мария, оптионы стали назначаться командующим. Жалование центуриона в 2-3 раза превышало жалование солдат. Центурионов можно сравнить с командирами рот и батальонов, а примипила, командовавшего когортой увеличенной численности — и с командиром полка. Однако по социальному положению и обязанностям они походили на сержантов или старшин. Центурионы были кадровыми военными, тогда как должности легатов и трибунов были, в современных терминах, «политическими»: их занимали по выборам или по назначению полководца представители сенаторского и всаднического сословий. Поэтому именно на плечи центурионов ложились все обязанности по организации повседневной жизни легиона, военному обучению и т. д. Особенно это верно для времени Республики, когда легион не имел постоянного командующего, и командирами считались трибуны — молодые люди из знати, таким образом начинавшие свою политическую карьеру. Центурионы нередко злоупотребляли своей неограниченной властью (даже тому, кто попытался защититься от удара центуриона, грозила смертная казнь) — и вымогали у солдат деньги: за отпуска, за освобождение от лагерных работ, вообще по всякому поводу. Тацит, в частности, упоминает о центурионе, носившем прозвище «Cedo Alteram» («Подай другую!») — его присвоили после того, как он сломал свою палку о спину провинившегося легионера; в конце концов он был убит солдатами во время мятежа.

Большинство женщин знают, что постоянно носить обувь на каблуке не очень полезно для здоровья. Ведь это приводит к появлению проблем со ступнями. И несмотря на это, многие из нас носят туфли на шпильках чуть ли не каждый день. Только вот нужны ли такие жертвы?

Уже доказано, что обувь на каблуке выше трех сантиметров вредно носить постоянно. Такая обувь может спровоцировать появление так называемой « » на ногах (перманентной деформации костей , вызывающей сильную боль).

Почти 70% женщин старше 50 лет страдают от постоянных и весьма интенсивных болей, вызванных появлением этой косточки. Казалось бы, мелочь, но она может повлиять на походку и, как следствие, вызвать . А это сильно снижает качество жизни.

Исследования, доказавшие этот факт, были проведены учеными университета короля Хуана Карлоса в Мадриде в сотрудничестве с клиникой CEMTRO . Результаты своего исследования ученые представили на международном конгрессе подологии в Риме (Италия).

А вот про обычную обувь (с каблуком менее 3 см) такого не говорили.

Как ученые пришли к такому выводу?

В исследовании приняли участие порядка 80 женщин без каких-либо деформаций костей ступней. Одни носили во время исследования обувь на каблуке, другие — на плоской подошве. Обувь с узким носом не носил никто.

В ходе исследования стало видно, что у женщин, носивших обувь на высоком каблуке, две кости меняли свое положение: а именно фаланга большого пальца ноги и первая плюсна .

Женщины, которые в течение исследования не носили обувь на каблуке, таких проблем не испытывали. Более того, если они носили каблуки до исследования, то теперь большой палец вернулся на свое место .

Таким образом, ученые доказали, что каблуки выше 3 сантиметров, если их носить регулярно, могут привести к серьезным деформациям.

Что происходит со стопой, если носить обувь на каблуке?


Передняя часть стопы выполняет очень важную функцию: она поддерживает до 57 % веса вашего тела. Если вы носите туфли на каблуках высотой 4 см, этот процент значительно увеличивается, доходя до 75. Когда увеличивается вес и давление на переднюю часть стопы, по центру стопы грубеет кожа и образуются болезненные , мешающие свободно передвигаться.

Для того чтобы предотвратить эти болезненные деформации, мы рекомендует отказаться от обуви с узким носом. Такие туфли создают неудобства пальцам, сжимая их слишком сильно, вызывая боль и заставляя большой палец ноги деформироваться.

Если же деформация костей уже произошла, можно прибегнуть к средствам, снимающим боль. Но деформация и частичная потеря мобильности останутся. В некоторых случаях проблему можно решить хирургическим путем.

Конечно, лучше всего просто не носить обувь на высоком каблуке. Да, в ней вы выглядите очень стильно и элегантно. Но не забывайте о том, к каким последствиям это может привести. Позаботьтесь о здоровье своих ног уже сейчас!

Центурион (лат. Centurio - со́тник; в классическую эпоху произносилось: кентурио; греч. κεντουριων - kenturion, ц-слав. кентурiонъ) в римской армии - командир центурии; центурионы высшего ранга командовали также более крупными подразделениями (манипула, когорта, вексилляция).

Внешние отличия

Отличительными признаками центуриона был чешуйчатый панцирь-катафракта, шлем с посеребрённым поперечным гребнем (для ориентирования солдат в бою), поножи; панцирь обычно украшался наградными бляхами (фалерами) на цепи. Центурион постоянно носил палку (vitis) из виноградной лозы, как знак и орудие своей власти. Щит был железный, небольшой; по этой причине центурион и меч носил на левом боку, а не на правом, как простые легионеры. В бою центурион занимал место в первом ряду, на правом фланге своей центурии.

Иерархия центурионов

В легионе было 60 центурионов. При первоначальном построении легиона фалангой центурион командовал подразделением, не имевшим самостоятельного тактического значения. После введения манипулярного строя (конец IV в. до н. э.) один центурион, prior («передний»), стал командовать на правом, другой, posterior («задний») - на левом фланге манипулы, состоявшей из двух центурий; правофланговый центурион считался старшим, что видно и из названий. Кроме этого, положение центурионов различалось в зависимости от принадлежности их к роду легионеров: был ли это центурион элитной манипулы пилов, иначе триариев (наиболее старых и опытных воинов, стоявших в третьей линии); манипулы гастатов (молодых воинов первой линии); манипулы принципов (воинов второй линии). После реформ Гая Мария основной тактической единицей стала когорта; в когорте насчитывалось 6 центурий, всех когорт в легионе было 10. А так как из трёх манипул когорты одна по-прежнему называлась «пилус», другая «принцип», а третья «гастат» (различались они местом в строю, но уже не составом и не вооружением) - то в результате и среди центурионов сформировалась жёсткая иерархия, при которой старшим был первый центурион (prior) пилуса, командовавший всей когортой, затем шел первый центурион принципов, затем гастатов, затем вторые центурионы (posteriores) пилуса, принципов и гастатов. С другой стороны, между когортами также существовала иерархия, определявшаяся их номером в легионе. Таким образом, старшим центурионом легиона был первый центурион пилуса первой когорты, носивший наименование «примипил» (лат. primus pilus, или primipilus), а самым младшим - второй центурион гастатов X когорты.

Примипил фактически являлся помощником командира легиона, занимая положение после легата и шести военных трибунов (при Империи также добавилась должность префекта лагеря); он имел право участия в военном совете, как впрочем и другие центурионы первой когорты (primi ordines - первого ранга), которым давались ответственные поручения, например, командование самостоятельными отрядами (вексилляциями). Эти центурионы и по штату командовали значительным количеством людей (примипил - 400, центурионы более низких рангов - 200, 150 и 100). Вообще же центурионы первых пяти когорт (то есть когорт, составлявших в бою первую линию) считались центурионами высшего ранга (superiori ordines), в противоположность центурионам низшего ранга (inferiori ordines). Во времена Империи должность второго центуриона пилуса первой когорты была ликвидирована, перейдя к примипилу. Вторым по значению после примипила был приор принципов, иначе princeps praetorii, который занимался главным образом административными делами легиона. Заслуженный примипил, со своей стороны, во времена Империи мог получить всадническую должность, прежде всего, префекта лагеря.

Следует отметить, что, кроме штатных командиров центурий, были и сверхштатные центурионы (centuriones supernumerarii), использовавшиеся, видимо, для особых административных поручений.