Жан Пиаже был одним из первых исследователей, проливших свет на вопрос о том, как развиваются умственные способности детей, Пиаже заметил, что прогресс детских когнитивных навыков проходит ряд стадий. Хотя теория Пиаже сыграла очень важную роль, психологи продолжают развивать его идеи. Кроме того, многие психологи заинтересовались вопросы о том, как дети овладевают интеллектуальными навыками, высоко ценимыми в их культуре. Как правило, дети делают это под руководством опытных «наставников.

Когнитивное развитие: как дети учатся думать

Насколько детское понимание мира отличается от взрослого?

В общем, мышление детей менее абстрактно. Дети делают меньше обобщений, создают меньше категорий и правил. Они обычно основывают свое понимание на отдельных примерах и предметах, которые могут увидеть или потрогать.

До 6-7 лет мышление очень конкретно. Дети помладше не могут осуществлять трансформацию, то есть мысленно изменять фирму или вещество (например, заменить глину на воду или наоборот). В возрасте около 7 лет дети в такой ситуации больше не поддаются на обман. Именно поэтому 7 лет назвали «возрастом здравого смысла». С 7 лет мы видим определенную тенденцию в направлении более логического мышления, напоминающего мышление взрослых.

Теория когнитивного развития Пиаже

Жан Пиаже считал, что все лети проходят различные стадии интеллектуального развития. Он почерпнул многие свои идеи из наблюдения за собственными детьми, когда они решали различные мыслительные задачи.

Умственная адаптация

Пиаже был убежден, что интеллект развивается в процессе ассимиляции и аккомодации.

Ассимиляция - это применение существующих психических паттернов в новой ситуации. Скажем, у мальчика по имени Бенджамен любимая игрушка - пластмассовый молоток. Бенджамен правильно держит молоток, и ему нравится стучать молотком по кубикам. На свой день рождения Бенджамен получает большой игрушечный гаечный ключ. Если он станет бить им по кубикам, то этим он ассимилирует понятие о ключе в уже имеющуюся структуру знаний.

В аккомодации существующие идеи модифицируются в соответствии с новыми требованиями. Например, ребенок помладше может считать, что десятицентовая монета обозначает меньшее количество, чем пятицентовая монета (ее размер больше). Когда ребенок начинает тратить деньги, то он вынужден изменить свои представления о том, что значит «больше», а что - «меньше». Таким образом, новые ситуации ассимилируются с уже существующими идеями, а новые идеи формируются для того, чтобы приспособиться к новому опыту.

Теории Пиаже в значительной степени определили наши представления о детях. Дальше мы приводим коротко результаты его исследовании.

Сенсомоторная стадия (0-2 года). В первые 2 года жизни интеллектуальное развитие ребенка проходит по большей части на невербальном уровне. Ребенок учится координировать целенаправленные движении и информацию, которую ему предоставляют органы чувств. В это время возникает понятие постоянства предмета (понимание того, что петь по-прежнему существует, даже если не видна). Приблизительно к 18 месяцам ребенок начинает активно следить взглядом за исчезающими предметами. К 2 годам ребенок может предвидеть, куда будет двигаться предмет за экраном. Например, наблюдая за электропоездом. В целом развитие на этой стадии показывает, что 1 понятия ребенка стабилизируются. Предметы перестают исчезать и появляться по волшебству, и спутанные и бессвязные ощущения младенчества сменяет более правильный и предсказуемый мир.

Предoпeрациональная стадия (2-7 лет). Во время предоперационального периода дети начинают мыслить символически и пользуются языком. Однако мышление ребенка еще очень интуитивно - а нем мало используются рассуждение и логика. Кроме того, ребенок использует язык не таким уж сложным способом, как это могло бы показаться. У детей есть тенденция путать слова с предметами, которые они обозначают. Если ребенок называет игрушечный кубик «машиной», а вы возьмете этот кубик, чтобы сделать «поезд», то ребенок может сильно расстроиться. Для детей название предмета - как бы часть предмета, такая же, как его размер, форма и цвет, В этот период ребенок прежде всего занимается тем, что называет предметы. Ребенка на предоперациопальной стадии оскорбительное имя может обидеть не меньше, чем тычки и затрещины. Возьмем, к примеру, одну маленькую девочку, которая рассердилась на своего старшего брата. Чтобы расквитаться с более сильным и большим противником, она выкрикнула: «Ты - резинка от трусов!» Это было самое худшее, что она могла себе представить.

Во время предоперациональной стадии ребенок еще довольно эгоцентричен (не способен понять точку зрения других людей), Эго ребенка, по-видимому, стоит в центре его мира.

Концепция эгоцентризма помогает нам понять, почему дети временами кажутся отчаянно эгоцентричными или не желающими делать то, что им говорят

Конкретная операциональная стадия (7-11 лет). Важный этап развития, во время которого ребенок усваивает понятие о том, что масса, вес и объем остаются неизменными, когда форма предметов меняется. Дети усваивают принцип инвариантности, когда начинают понимать, что если раскатают шарик глины в змейку, то это не увеличит количество глины. Точно так же, если мы нальем жидкость из высокой узкой емкости в плоскую тарелку, это не уменьшит количество ЖИДКОСТИ. И в том и в другом случае объем остается постоянным, хотя форма или видимость изменяется. Первоначальное количество вещества остается неизменным.

Во время конкретной операциональной стадии дети начинают применять понятия времени, пространства и числа. Ребенок может думать логически об очень конкретных предметах или ситуациях, категориях и принципах.

Еще один важный навык, который приобретается в это время, - применение обратимости мыслей и психических операций. Разговор с 4-летним мальчиком, находящимся на данной стадии развития, показывает, что происходит, когда у ребенка не хватает способности к обратимости.

«У тебя есть брат?» «Да»,

«Как его зовут?» «Джим».

«У Джима есть брат?» «Нет».

Обратимость мышления позволяет детям на операциональной стадии развития понимать, что если дважды четыре будет восемь, то четырежды два тоже будет восемь. Детям помладше приходится запоминать каждую операцию отдельно. Так что ребенок на предоперациональной стадии развития может знать, что девятью четыре будет 36. Но может не понимать, что четырежды девять тоже будет 36.

Стадия формальных операций Иногда после 11 лет дети начинают отрываться от конкретных предметов и примеров. Мышление больше основывается на абстрактных принципах (символических идеях), таких как «демократия», «честь» или «соотношение». Дети, которые достигают этой стадии, думают о своих мыслях и становятся менее эгоцентричными. Дети постарше и подростки также постепенно учатся думать о гипотетических возможностях (гипотезах, догадках или представлениях). Например, если вы спросите ребенка помладше: «Что, по-твоему, произойдет, если люди смогут летать?», ребенок, вероятно, ответит: «Люди не могут летать». Дети постарше уже В состоянии представить такие возможности и рассуждать о последствиях.

На стадии формальных операций у ребенка формируются полноценные интеллектуальные способности взрослого. Подростки постарше способны к индуктивному И дедуктивному мышлению, они разбираются в математике, физике, философии, психологии и других абстрактных пауках. Они могут научиться проверять гипотезы научным способом. Разумеется, не каждый достигает этого уровня мышления. Многие взрослые также могут формально думать на некоторые темы, но их мышление становится конкретным, если тема им незнакома. Это подразумевает, что формальное мышление может быть скорее результатом культуры и обучения, чем созревания. В любом случае в конце подросткового периода усовершенствования в интеллекте основываются на приобретении знания, опыта и мудрости, а не на неожиданном качественном изменении мышления.

Статья подготовлена по материалам книги Д.Куна «Все тайны поведения человека» для сайта

За изменениями веса и роста новорожденного следить легко. Но не так просто понять, что происходит внутри его мозга по мере развития.
Отделы головного мозга ребенка, контролирующие функции организма, полностью сформированы и не будут меняться. Малыш умеет дышать, есть, и . Но те отделы, которые отвечают за понимание ребенком самого себя и окружающего мира, будут меняться и развиваться.
Мозг новорожденного не способен полностью использовать такие функции, как восприятие, мышление, запоминание, речь и физическая координация. Процесс, при котором ребенок постепенно учится использовать эти навыки, называется когнитивным развитием.

Когда начинается когнитивное развитие?

На последних неделях беременности вы отдыхали за просмотром любимой телепередачи? Не кажется ли вам теперь, что ребенок успокаивается при первых звуках музыкальной заставки к этой передаче? Если да, то так он показывает вам, что мог узнавать и запоминать еще до того, как родился.
Спустя несколько недель после рождения ребенок начинает осознавать, что определенные действия приводят к определенному результату. Но способность , какое действие и к какому результату, разовьется позже.
Попробуйте привязать к ножке ребенка ленту так, чтобы, дергая ей, он приводил в движение мобиль. В малыш начнет активнее дергать ножкой, но спустя пару дней он забудет, что нужно делать, чтобы мобиль двигался. В link 721>шесть месяцев малыш, скорее всего, запомнит, что надо делать, на пару недель.
Способность ребенка устанавливать связь между своими действиями и тем, что за ними следует, называется узнаванием. Более сложное умение, связанное с памятью, называется воспроизведением. Оно представляет собой способность думать о чем-то вне контекста. Примером может служить ситуация, в которой ребенок думает о своей кроватке, сидя в автомобильном кресле.
Умение воспроизводить редко появляется у детей раньше шести месяцев. После шести месяцев ребенок начнет использовать действия в качестве . Жест, которым ребенок показывает свое желание, чтобы его взяли на руки, является одним из самых первых таких действий.
Примерно в шесть месяцев ребенок, скорее всего, перестанет тянуть игрушки в рот или стучать по ним и начнет показывать, что он понимает, что с ними можно обращаться по-разному: машинку нужно возить, а плюшевого медвежонка обнимать.

Как способствовать когнитивному развитию ребенка?

Большая часть когнитивного развития ребенка происходит естественным путем, но вы можете помогать малышу в этом процессе. За последние 100 лет родители стали более осознанно подходить к развитию детей. Теперь они стараются учитывать физиологические особенности развития мозга ребенка и в соответствии с этим помогать ребенку познавать мир. В результате, вырастают более смышленые дети.
Поэтому очень важно, как именно вы общаетесь с ребенком.
Ребенок начинает изучать окружающий мир сразу после рождения. Новорожденный узнает ваш запах и голос. Ему нравится рассматривать ваше лицо. Он двигается в такт вашей речи и повторяет шевеления губ. Если вы внимательно понаблюдаете за ребенком, то будете понимать, когда он подает вам сигналы, требующие вашей реакции.
Дети учатся новому путем многократных повторений. Поэтому поиграйте со своим малышом в простые <игры. Дайте ему возможность освоить игру и не жалейте времени, чтобы играть с ним вместе.
Также полезны игрушки, правильно подобранные по возрасту ребенка. Тем не менее, постарайтесь не покупать слишком много игрушек, иначе они будут отвлекать ребенка. Отвлекаясь, ребенок не сможет сконцентрироваться на чем-то одном.

Когда у ребенка развивается навык понимания?

У каждого ребенка свой темп развития. Мы предоставляем общую информацию об этапах в развитии понимания.

От рождения до трех месяцев
Малышу нравится ваш звонкий голос, поэтому он поворачивается на его звук. Если вы покажете ему язык, он повторит за вами.
Ребенок не осознает, что определенные действия приводят к определенному результату. В шесть недель он еще не понимает, что вы существуете даже тогда, когда вас нет рядом с ним. Видя вас каждый раз, он даже не осознает, что вы один и тот же человек. Он не боится незнакомых людей и с радостью идет ко всем на руки.
От трех до шести месяцев
Теперь ребенок понимает, что может совершить действие и получить результат. Он умеет отделять себя от окружающего мира. Он осознает, что даже если две игрушки соприкасаются друг с другом, они не являются одним целым.
Ребенок учится классифицировать. Покажите ребенку шесть картинок с кошками и посмотрите, как он удивится, когда на седьмой картинке окажется собака. Поставьте два или три зеркала и сядьте с ребенком напротив них. Ему понравится смотреть на несколько ваших отражений. Тем не менее, к пяти месяцам это может, наоборот, расстраивать его, поскольку в этом возрасте он уже будет понимать, что мама только одна.
К шести месяцам малыш будет радостно тянуться к игрушкам, держать их, стучать ими и . Он различает игрушки по форме, материалу и цвету. Он понимает, что игрушку, которую он сейчас держит в руках, он до этого уже видел.

От семи до девяти месяцев
Ребенок знает, как его зовут. Он начинает стесняться незнакомых людей и мест.
Ребенок умеет строить планы. Например, он может решить подползти к своему плюшевому медведю или посмотреть, что находится под столом. Скорее всего, он уже правильно обращается с игрушками: стучит по барабану и складывает кубики.
Возможно, вы заметите, что ребенок повторяет действия, которые вы совершили накануне. Если он чему-нибудь научится, например, выбрасывать погремушку из кроватки, то захочет попробовать сделать это где-нибудь еще. Обратите внимание - он наверняка начнет бросать ложку, сидя в стульчике для кормления. Он еще не знает, что такое прятки, поэтому, если вы спрячете ложку, скорее всего, он не будет ее искать.

От девяти до 12 месяцев
Ребенок тянется к вам, хочет вашей ласки и . Он расстраивается из-за этого, поскольку теперь понимает, что вы существуете, даже когда он вас не видит. Но если ребенок видит себя в зеркале, он не понимает, что это его собственное отражение.
Ребенок издает звуки со смыслом, которые затем превратятся в его первые слова. Его поведение кажется более осознанным и логичным. И ему постепенно все лучше удается угадывать, что будет происходить дальше.

От 12 до 18 месяцев
С помощью слов и действий ребенок старается сообщить вам, что он хочет. Он также может повторять чьи-либо действия, особенно ваши. Он может даже подражать тем вашим действиям, которые наблюдал неделю назад. Ребенок стремится во всем поучаствовать, например, открыть шкаф и опустошить мусорное ведро. Его миссия - познавать окружающий мир!
Столкнувшись с проблемой, ребенок пытается решить ее сначала одним, а затем другим способом. Если что-то потерялось или спрятано, он способен искать это методично.

От 18 до 24 месяцев
Теперь, когда ребенку почти два года, он начинает сочетать слова. Иногда он может обдумать что-то и решить проблему, не прибегая к методу проб и ошибок. Ребенок ищет вещи там, где он их оставил. Он притворяется и подражает.
Нежный и любящий, ваш ребенок может также проявлять упрямство и неадекватность в оценке своих умений. От расстройства он может закатить .
В ситуациях, когда ему страшно, он может вцепиться в вас.
В он еще не возражает против того, чтобы в его игрушки играли другие дети, но в два года он уже их отбирает. Ребенку нравится находиться среди других детей, но он не играет с ними, если только они не старше. Ребенок не может поставить себя на место другого.
Если ему не больно от шлепка или удара, то он будет думать, что и другим не больно, когда их ударяют. Если же он ударится о кресло, он скажет, что кресло ударило его.
Если в 18 месяцев вы оставите на лбу ребенка отпечаток помады и сядете с ним напротив зеркала, он начнет вытирать его с зеркала. В 21 месяц ребенок поймет, что отражение в зеркале принадлежит ему, и в ситуации с помадой будет вытирать уже свой лоб, а не отражение. Память ребенка также развивается, поэтому он обязательно заметит, если вы пропустите страницу из его любимой книги.

Как помогать ребенку развиваться?

С самого начала вы являетесь любимой игрушкой своего малыша. Постарайтесь делать так, чтобы ребенок , смеялся и гулил, и тогда вы будете на правильном пути. Имейте в виду, что ребенок легко отвлекается. Слишком много занятий означает, что он не сможет как следует разобраться ни в одном из них.
Не нужно перегружать его, доставая все игрушки сразу. Ему понравится, если вы выберете одну игрушку, которая наиболее подходит для его возраста. Развитию ребенка вряд ли помогут игрушки, предназначенные для детей старшего возраста, поскольку пользу приносит только то, что соответствует текущим потребностям.
В перерывах между активными играми предлагайте ребенку спокойные занятия. Пусть ребенок сам решит, когда остановиться. Если вы видите, что он теряет интерес к игре или игрушке, дайте ему отдохнуть. Иногда малышу нужно время и усилия, чтобы чего-то добиться. Дайте ему возможность сначала попробовать самому, без вашей помощи, но помогите ему, когда он будет готов сдаться.
Доверяйте себе. Внимательно наблюдайте за ребенком, и тогда вы поймете, что нужно для того, чтобы помогать ему развиваться. Если вы подумали: «моему ребенку понравилось бы вот это», скорее всего, вы правы. Ведь вы – эксперт во всем, что касается вашего ребенка.

Что делать, если ребенок развивается не так быстро, как должен?

Все дети разные, поэтому процесс развития также происходит по-разному. Если ребенок недоношенный, он может осваивать те или иные навыки позже своих сверстников.
Если у ребенка были проблемы со здоровьем, он также может отставать в развитии. Тем не менее, не волнуйтесь и будьте уверены, что ребенку удастся наверстать упущенное, если ему дать на это достаточно времени.
В среднем ребенок начинает сидеть без поддержки в семь месяцев. К девяти месяцам 90 % умеют сидеть самостоятельно. Если к 10 месяцам ребенок не научится сидеть, проконсультируйтесь с врачом.
В 13 месяцев ребенок, скорее всего, сможет произносить 10 звуков или слов. К 18 месяцам их количество возрастет до 50. Но это тоже индивидуально, поскольку все дети разные. Иногда мальчикам, которые уже понимают много слов, бывает трудно их воспроизводить. Если вам кажется, что ребенок не понимает многие слова, попросите врача проверить его слух.
Постарайтесь не стимулировать ребенка слишком активно. Он может замкнуться в себе, если почувствует себя перегруженным. Предлагайте малышу простые игры, а игрушки — по одной.
Устройтесь с ребенком поудобнее. Смотрите ему в глаза и разговаривайте с ним. Дайте ему время, подбадривайте его. При этом помните, что ребенку необходимо пытаться делать что-либо самостоятельно. Лучшие уроки - это те, которые он усвоил сам.

Стадии развития интеллекта (Ж. Пиаже)

В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий. От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта ; от 2 до 11 лет - период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет); с 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций .

Период сенсо-моторного интеллекта (0-2 года)

От рождения до двух лет постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами , представлениями во внутреннем плане.

Период сенсо-моторного интеллекта делится на шесть стадий.

1. Первая стадия (0-1 мес.)

В этом возрасте возможности ребёнка практически ограничены врождёнными рефлексами .

2. Вторая стадия (1-4 мес.)

Под влиянием опыта рефлексы начинают преобразовываться и координироваться между собой. Появляются первые простые навыки (первичные циркулярные реакции ). «Например, когда ребёнок постоянно сосёт свой палец, уже не в результате случайного соприкосновения с ним, а благодаря координации руки и рта, это можно назвать приобретённой аккомодацией» .

3. Третья стадия (4-8 мес.)

Действия ребёнка приобретают более выраженную направленность на предметы и события, существующие вне и независимо от него. Посредством повторения закрепляются движения, первоначально случайные, приводящие к изменениям внешней среды, интересным ребёнку (вторичные циркулярные реакции ). Появляется «двигательное узнавание» знакомых предметов, выражающееся в том, что «ребёнок, столкнувшись с предметами или сценами, которые обычно активизируют его вторичные циркулярные реакции, ограничивается тем, что даёт лишь контур обычных движений, но реально их не выполняет».

4. Четвёртая стадия (8-12 мес.)

Возникает способность координации вторичных циркулярных реакций, их объединения в новые образования, в которых одно действие (например, устранение препятствия) служит средством, дающим возможность осуществить другое - целевое - действие, что означает и появление несомненно преднамеренных действий.

5. Пятая стадия (12-18 мес.)

Ребёнок уже не только пользуется известными ему действиями как средствами достижения целей, но и способен искать и находить новые, варьируя уже известное ему действие и констатируя отличие результата; Пиаже называет это «открытием новых средств достижения цели путём активного экспериментирования». То есть здесь возникают не только новые координации известных ребёнку действий-средств и действий-целей, но и новые действия-средства.

6. Шестая стадия (после 18 мес.)

В отличие от предыдущей стадии, здесь ребёнок уже способен открывать новые действия-средства не путём экспериментирования, а путём внутренних, умственных координаций, - внутренним экспериментированием.

Период подготовки и организации конкретных операций (2-11 лет)

Подпериод дооперациональных представлений (2-7 лет)

Для детей в этом возрасте характерна центрация (сосредоточение) на одной, самой заметной особенности предмета, и пренебрежение в рассуждении остальными его признаками.

Ребёнок обычно сосредоточивает внимание на состояниях вещи и не обращает внимание на преобразования (или, если всё же обратит, ему очень трудно понять их), которые переводят её из одного состояния в другое.

Подпериод конкретных операций (7-11 лет)

Ещё на стадии дооперациональных представлений ребёнок приобретает способность совершать некоторые действия с представлениями . Но только в период конкретных операций эти действия начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий (в отличие от ассоциативных связок). Такие действия называются операциями . Операции - «действия, интериоризованные и организованные в структуры целого»; операцией называется «любой акт представления, являющийся составной частью организованной сети соотнесённых друг с другом актов» . Всякая совершаемая (актуализируемая) операция является элементом целостной системы возможных (потенциальных) в данной ситуации операций.

У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками . Группировка - форма подвижного равновесия операций, «система уравновешивающихся обменов и трансформаций, бесконечно компенсирующих друг друга». Одна из простейших группировок - группировка классификации , или иерархического включения классов. Благодаря этой и другим группировкам ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами , объединяя их в иерархии , тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей .

Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только c конкретными объектами, но не с высказываниями . Начиная с 7-8 лет «можно наблюдать образование систем логических операций над самими объектами, их классами и отношениями, не касающихся пока пропозиций как таковых и образующихся только по поводу реального или воображаемого манипулирования с этими объектами». Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.

Период формальных операций (11-15 лет)

Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций - способность иметь дело с возможным , с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно могло бы быть. Реальность и собственные убеждения ребёнка перестают необходимым образом определять ход рассуждения. Ребёнок теперь смотрит на задачу не только с точки зрения непосредственно данного в ней, но прежде всего задаётся вопросом о всех возможных отношениях, в которых могут состоять, в которые могут быть включены элементы непосредственно данного.

Познание становится гипотетико-дедуктивным . Ребёнок теперь может мыслить гипотезами (являющимися по своей сути описаниями различных возможностей), которые могут быть проверены для того, чтобы выбрать из них ту, что соответствует действительному положению дел.

Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция , дизъюнкция и т. п.) между ними. На стадии конкретных операций такие отношения могли устанавливаться лишь в пределах одного предложения, то есть между отдельными объектами или событиями, что и представляет собой конкретные операции. Теперь логические отношения устанавливаются уже между предложениями, то есть между результатами конкретных операций. Поэтому Пиаже называет эти операции операциями второй ступени , или формальными операциями , тогда как операции внутри предложения - конкретными операциями.

Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные , существенные для решения задачи , и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.

Классический эксперимент демонстрирует способности, которые появляются у ребёнка на стадии формальных операций . Ребёнку дают бутылочку с жидкостью и показывают, как добавление нескольких капель этой жидкости в стакан с другой неизвестной ребёнку жидкостью заставляет её окраситься в жёлтый цвет. После этого ребёнок получает четыре колбы с разными, но бесцветными и неразличимыми по запаху жидкостями, и его просят воспроизвести жёлтый цвет, пользуясь этими четырьмя колбами по своему усмотрению. Этот результат достигается соединением жидкостей из колб 1 и 3; прийти к этому решению можно, последовательно перебрав сначала одну за другой все жидкости из четырёх колб, а затем все возможные парные сочетания жидкостей. Эксперимент показал, что такой систематический перебор парных комбинаций доступен только для ребёнка, находящегося на стадии формальных операций. Младшие дети ограничиваются несколькими сочетаниями жидкостей, не исчерпывающими всех возможных комбинаций.

Исследования периода формальных операций после Пиаже

Существуют и более поздние исследования стадии формальных операций, дополняющие и уточняющие результаты Жана Пиаже .

Были обнаружены элементы формально-операционального мышления у интеллектуально одарённых детей младшего возраста. Напротив, некоторые подростки и взрослые не достигают истинного формально-операционального мышления из-за ограниченных способностей или особенностей культуры . Так, в одном из исследований решения вербальных задач, требующих логического рассуждения, был выявлен линейный рост числа школьников, решающих задачи в соответствии с критериями стадии формальных операций, от 4-го к 12-му классу (приблизительно от 10-15 % к 80 % соответственно).

Переход к формальным операциям не совершенно резок и универсален, но более специфичен по отношению к областям знания, в которых подросток особенно компетентен.

Возраст, в котором ребёнок достигает стадии формальных операций, зависит от того, к какому социальному слою он принадлежит.

Даже подростки и взрослые с высоким интеллектом не всегда решают задачи на доступном им уровне формально-операционального мышления. Это может происходить, если задача кажется человеку слишком далёкой от реальности, если человек утомлён, скучает, чрезмерно эмоционально возбуждён, фрустрирован .

См. также

Примечания

Литература

  • Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
  • Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М., 1994.
  • Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.
  • Пиаже Ж. Теория Пиаже. Разд. III: Теория стадий // История зарубежной психологии. 30-е - 60-е годы XX века. Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 232-292.
  • Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л. С. Выготского на книги «Речь и мышление ребёнка» и «Суждение и рассуждение ребёнка» // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981.
  • Piaget J. (1954). The construction of reality in the child. New York: Basic Books.
  • Inhelder B., Piaget J. The growth of logical thinking from childhood to adolescence. New York, 1958.
  • Piaget J. (1995). Sociological Studies. London: Routledge.
  • Piaget J. (2001). Studies in Reflecting Abstraction. Hove, UK: Psychology Press.
  • Cole M. et al. (2005). The Development of Children. New York: Worth Publishers.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Когнитивное развитие" в других словарях:

    Когнитивное развитие - это развитие человека от состояния, при котором мышление осуществляет незначительный контроль за деятельностью, своей и чужой, к состоянию, при котором непосредственно в деятельности и в процессах отражения мира и осознания его используют сложные … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    когнитивное развитие - Развитие мышления и мыслительных способностей ребенка … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Когнитивное развитие - (cognitive development), приобретение, систематизация и использование ребенком знаний от младенчества до совершеннолетия. Наиб, авторитетная теория К.р. была выдвинута Пиаже, к рый дал подробное описание этапов интеллектуального развития ребенка … Народы и культуры

Когнитивное развитие - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже .

Когнитивное развитие – процесс формирования и развития когнитивной сферы, в частности – восприятия, внимания, воображения, памяти, речи, мышления .

        Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Это творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.

Мышление - это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности .

Ж. Пиаже выделил несколько стадий развития интеллекта, но мы рассмотрим только интересующие стадию, связанную с дошкольным возрастом – это подпериод дооперациональных представлений (2-7 лет).

Ж. Пиаже пишет о том, что с развитием операционального мышления развивается большое количество видов деятельности, которые распределяются на два полюса: причинность и случай. Приблизительно с 3 лет ребенок задает себе и окружающим ряд вопросов, самые часто задаваемые из которых - «почему». По способу формулировки вопроса мы знаем, в какой форме и виде ребенок хочет получить ответ. Этими вопросами показывают нам, что ребенок ищет смысл определенных феноменов, которые вызывают необходимость объяснения. Так же на этой стадии появляется анимизм: для ребенка является живым и сознательным всё то, что движется.

Мысль ребенка постоянно руководима потребностью обоснования, во что бы то ни стало и именно. В этом предлогическом законе мы видим отсутствие идеи случая в детском мышлении. Эти факты Ж. Пиаже увидел в своих наблюдениях в опыте с пословицами: самые неожиданные заключения ребенком всегда обосновывались .

Способность к обоснованию является следствием синкретизма. Синкретизм вынуждает для каждого нового восприятия или для каждой новой идеи искать, во что бы то ни стало связь с тем, что ей непосредственно предшествует. Это связь, которая заставляет новое сочетаться со старым, такая связь непосредственна, и мы видим случаи обоснования, во что бы то ни стало.

«Синкретизм - это продукт детского эгоцентризма, ибо именно привычки мыслить эгоцентрически заставляют избегать анализа и удовлетворяться индивидуальными и произвольными схемами целого. В связи с этим понятно, почему детские оправдания, вытекающие из синкретизма, имеют характер субъективных истолкований и даже подобны патологическим истолкованиям, представляющим возврат к примитивным способам мышления».

Для детей в этом возрасте характерна центрация (сосредоточение) на одной, самой заметной особенности предмета, и пренебрежение в рассуждении остальными его признаками. Ребёнок обычно сосредоточивает внимание на состояниях вещи и не обращает внимание на преобразования (или, если всё же обратит, ему очень трудно понять их), которые переводят её из одного состояния в другое.

Так же Ж. Пиаже пишет о необратимости мышления ребенка, что объясняет нам природу их трансдуктивного мышления. Трансдукция - это рассуждение, которое идет от специального к специальному, без обобщений и без логической обязательности. Детские рассуждения идут не от общего к единичному и не от единичного к общему, а от единичного к единичному и от специального к специальному. Каждому предмету соответствует специальное объяснение.

Стадию до 7-8 лет Ж. Пиаже называет «стадией чистой трансдукции».

Исследования Пиаже показали, что дети, находящиеся на дооперациональной стадии, не обладают пониманием сохранения объема, массы, количества и числа, а также других физических свойств объектов; это частично объясняется необратимостью и центрацией .

Для когнитивного развития в социальной перспективе очень важно направляемое старшими детьми или взрослыми участие ребенка в играх и иной деятельности.

Е.А. Сокороумова так же отмечает, что мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного, а затем, наглядно-образного к словесно-логическому, начинающему формироваться к концу дошкольного возраста. Словесно-логическое мышление предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений .

Итак, дооперациональное мышление малышей отличается от мышления других детей и взрослых; его характерными проявлениями являются анимизм, материализация и эгоцентризм. Среди ограничений дооперационального мышления можно назвать конкретность, необратимость, центрацию, незрелость представлений о времени, пространстве и причинно-следственных связях.

Несмотря своеобразную детскую логику, дош­кольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего ребенку нужно ус­петь запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого - понять их. Поэто­му важно так сформулировать задачу, чтобы она была по­нятна детям. Лучший способ добиться правильного решения – так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответ­ствующие выводы на основе собственного опыта.

В благоприятных условиях, когда дош­кольник решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развити­ем речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житей­ском уровне, содержание понятия начинает все больше со­ответствовать тому, что в это понятие вкладывает большин­ство взрослых. Дети начинают лучше использовать понятия, опериро­вать ими в уме.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важ­но для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то что дети часто производят неправомерные обобщения, не­достаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки .

        Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой П. является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге. Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям .

З.М. Истомина пишет, что в старшем дошкольном возрасте (5 и 6 лет) совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. При этом происходит дифференциация особого рода действий, соответствующих целям запомнить, припомнить, которые ставятся перед детьми. Активное выделение и осознание ребенком мнемических целей происходят при наличии соответствующих мотивов .

Е.А.Сорокоумова выделяет что, если у детей раннего дошкольного возраста доминирует зрительно-эмоциональная память (у музыкально одаренных детей неплохо развита и слуховая память), то у старших дошкольников появляются первые признаки смыслового запоминания .

По исследованиям, описанным И.М. Истоминой, это связано с тем, что процесс запоминания сформировывается к концу дошкольного возраста, т. е. в возрасте б-7 лет. Он характеризуется попытками образовать мысленные логические связи между запоминаемыми словами. О наличии таких связей, прежде всего, говорит самый характер воспроизведения. Ребенок изменяет при воспроизведении порядок названных ему предметов, объединяет их по назначению. Первоначально способы запоминания, как и способы припоминания, являются очень примитивными, еще недостаточно специализированными. Ребенок берет их из тех действий, которыми он уже владеет. Это такие способы, как, например, повторение поручения вслед за взрослым или возвращение ребенка в процессе припоминания к уже воспроизведенным им звеньям.

Поиски ребенком способов, приемов запоминания и припоминания открывают перед воспитанием его произвольной памяти новую, очень важную возможность: обучения его тому, как нужно запоминать, припоминать. Начинает по-настоящему принимать указания, как нужно делать, и следует этим указаниям .

Дошкольное детство - возраст, наиболее бла­гоприятный для развития памяти. Как указывал Л.С. Вы­готский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей .

У младших дошкольников память непроизвольна, но уже к среднему школьному возрасту начинает формироваться произвольная память. Основной путь своего развития произвольная па­мять проходит на следующих возрастных этапах.

В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Интенсивное развитие и включение памяти в процесс формирования личности определяет ее позицию домини­рующей в дошкольном возрасте функции. С развитием па­мяти связано появление устойчивых образных представле­ний, выводящих на новый уровень мышление.

Кроме того, сама появляющаяся в дошкольном возрас­те способность к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и т.д., независимо от их правомерности) также связана с развитием памяти. Развитие памяти обусловливает новый уровень развития восприятия (подробнее об этом будет сказано ниже) и других психических функций .

К числу изменений памяти с возрастом относится, прежде всего, увеличение скорости заучивания и рост объема памяти. Но наиболее существенные перемены по мере развития ребенка происходят в качественных особенностях его памяти.

Существенным для характеристики памяти в детском возрасте является развитие ее осмысленности. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе запоминания опираются не на абстрактно-логические отношения между понятиями, служащие существенной опорой запоминания у взрослых, а на наглядно воспринимаемые связи явлений и предметов .

        Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Внимание - процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально внимание характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом, селективностью, скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью .

В этом возрасте у дошкольников совершенствуется и внимание. У Младшего дошкольника преобладает непроизвольное внимание, вызываемое внешне привлекаемыми предметами, событиями и людьми, а у старшего дошкольника проявляется способность к произвольному сосредоточению внимания, особенно если оно регулируется речью .

С.Л. Рубенштейн отмечает, что у ребенка после 3 лет резко повышается уровень устойчивости внимания и показывает относительно высокий уровень к 6 годам, что является одним из показателей готовности ребенка к школе. Отвлеченность 2-4-летнего ребенка в 2-3 раза больше отвлекаемости 4-6-летнего .

        Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Воображение - универсальная человеческая способность к построению новыхцелостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Воображение - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных. Будучи психологической основой творчества, В. обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе .

В психологии воображение рассматривается в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает понимание воображение как всеобщего свойства сознания. При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. В. детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвосхищением результатов соответствующих действий и построением общих схем последних. Это находит свое проявление в феноменах «эмоционального предвосхищения» (А. В. Запорожец ), «продуктивного восприятия» (В. П. Зинченко ), в генезе некоторых форм двигательной активности (Н. А. Бернштейн ) и т. д.

Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само это понятие. Содержание будущей мысли фиксируется воображением в виде некоторой существенной, всеобщей тенденции развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления .

В дошкольном возрасте происходит быстрое развитие воображения от репродуктивного – в начале, к творческому и преобразующему в конце этого периода. Воображение складывается в игре и на первых порах неотделимо от восприятия предметов и игровых действий с ними. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника: в рисование, лепку, сочинение сказок и стихов .

Л.С. Выготский прямо указывает на возникновение воображения из самого существа игры, а не как следствия проявления особенностей поведения ребенка в ней .

О.М. Дьяченко, проанализировав индивидуальные особенности воображения детей, разделила их на два вида: "познавательное" и "эмоциональное".

«Основная задача "познавательного" воображения - это специфическое отражение закономерностей объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях о действительности, достраивание и уточнение целостной картины мира». (С его помощью ребенок может либо творчески овладевать схемами и смыслом человеческих действий (предметных, общения) либо, отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности, строить целостный образ какого-либо события или явления). "Эмоциональное" воображение у ребенка возникает в ситуациях противоречия его образа "я" и реальности, в таких случаях оно вступает одним из механизмов построения образа "я". При этом с одной стороны, воображение может выполнять регулирующую функцию в процессе усвоения норм и смысла социального поведения . С другой стороны, его можно рассматривать в качестве защитного механизма личности, функционирующего по двум основным путям: 1) через многократную вариативную репрезентацию травмирующих воздействий, в процессе которой могут находиться способы разрешения конфликтных ситуаций;

2) через создание воображаемой ситуации, снимающей напряжение от фрустрации .

        Развитие восприятия у детей дошкольного возраста

Восприятиеэто:

1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

2. Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа. Иногда термином В. обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения .

В течение жизни человека восприятие проходит сложный путь развития. Особенно интенсивно развитие восприятия происходит в первые годы жизни ребенка. Изменение восприятия у детей дошкольного возраста происходит в связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). (словарь)

Вдошкольном возрасте благодаря появле­нию опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Помимо чисто перцептивной составляющей оно включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с ко­торыми ребенок знаком по своему предшествующему опыту. Постепенно начинает развиваться апперцепция - влияние на восприятие собственного опыта. С возрастом роль ап­перцепции постоянно повышается. В зрелости разные люди в зависимости от своего жизненного опыта и связанных с ним личностных особенностей нередко совершенно по-разному воспринимают одни и те же вещи и явления.

В связи с появлением и развитием в дошкольном возрас­те апперцепции восприятие становится осмысленным, целе­направленным, анализирующим. В нем выделяются произ­вольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск.

Появление в дошкольном возрасте устойчивых образных представлений приводит к дифференцированию перцеп­тивных и эмоциональных процессов. Эмоции ребенка ста­новятся связанными главным образом с его представлени­ями, вследствие чего восприятие утрачивает свой первона­чально аффективный характер .

Значительное влияние на развитие восприятия оказыва­ет в это время речь - то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний раз­личных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выде­ляет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия с ними, видит и понимает реальные отношения между ними.

Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает содержание картины, если взрослые дают соот­ветствующие пояснения, помогают рассмотреть детали в определенной последовательности или подбирают карти­ну с особой композицией, облегчающей ее восприятие. В то же время образное начало, очень сильное в этом возраст­ном периоде, часто мешает ребенку сделать правильные выводы относительно того, что он наблюдает. Вооб­ще у дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста .

        Развитие речи у детей дошкольного возраста

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др.) она изменяет и совершенствует язык .

В дошкольном детстве в основном завершается дол­гий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится дей­ствительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошколь­ники начинают осознавать особенности своего произно­шения. Но у них еще сохраняются и предшествующие спо­собы восприятия звуков, благодаря чему они узнают не­правильно произнесенные детские слова. Позже формиру­ются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К кон­цу дошкольного возраста завершается процесс фонемати­ческого развития .

Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на пре­дыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается боль­ше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. При­ведем средние данные по В. Штерну: в 1,5 года ребенок ак­тивно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов .

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваи­ваются тонкие закономерности морфологического поряд­ка (строение слова) и синтаксического (построение фра­зы). Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и приме­няет их иногда своеобразно, чувствует связь между изме­нением слова, отдельных его частей и изменением его смыс­ла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грам­матики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны. Эту детскую спо­собность к самостоятельному словообразованию часто на­зывают словотворчеством .

То, что ребенок усваивает грамматические формы язы­ка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказ­ку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Это не означает, что его ситуативная речь совершенно исчезает. Она сохраняется, но в основном в разговорах на бытовые темы и рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмо­циональную окраску.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает все­ми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения - монологи, рассказы. В них он передает другим не только новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечат­ления, переживания. В общении со сверстниками развива­ется диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т.п. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия. В произносимых для самого себя монологах он констатиру­ет затруднения, с которыми столкнулся, создает план по­следующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи .

Использование новых форм речи, переход к разверну­тым высказываниям обусловлены новыми задачами обще­ния, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается имен­но в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, спо­собных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному М.И. Лисиной вне­ситуативно-познавательным, увеличивается словарный за­пас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняются, становятся содер­жательными диалоги, ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать - думать вслух .

В настоящей работе рассматривается возраст 6 – 7 лет – период, на который приходится окончание детского сада и, в ряде случаев, начало обучения в школе. Интересным этот возраст представляется в плане особенностей строения и функций мозга.

Введите e-mail адрес:

Многие дети испытывают разочарование от процесса обучения, считая его слишком сложным занятием, и все только потому, что, по сути, не владеют должными когнитивными навыками, необходимыми для обработки информации. Т. е. теми специфическими базовыми навыками, которые обеспечивают успешное обучение. Дополнительная нагрузка в школе, домашняя работа или особое внимание к отсутствию этих навыков усугубляют их разочарование и еще больше усиливают проблемы c чтением и трудности при приобретении новых знаний.

Большинство школ не выделяют достаточно средств или времени на индивидуальное обучение, необходимое ученикам, имеющим слабые когнитивные навыки. Кроме того, педагогам приходится читать учебную программу в том темпе, который трудно поддерживать таким детям. Они не могут идти в ногу со сверстниками и испытывают сложности при обучении , отставая все больше и больше, а зачастую приобретая проблему на всю жизнь.

Когнитивные этапы развития ребенка - этапы обучения

Обучение представляет собой сложный процесс, развивающийся поэтапно. Он опирается на врожденные способности, унаследованные и генетически закодированные при рождении. Но мало кто из нас учится с той максимальной эффективностью, которая генетически детерминирована. Вот почему учеба и практика способствуют улучшению способности к обучению и увеличению производительности у большинства людей.

Развитие нашей обучаемости проходит через стадии совершенствования сенсорных и моторных навыков, затем когнитивных навыков и, наконец, приводит к способности усваивать формальные инструкции. Недостаточность на любой из стадий может привести к проблемам в следующих зависимых стадиях.

Школы, государственные программы и специальное образование сосредоточены на академических инструкциях (итоговой стадии). К сожалению, они редко признают, что не все дети обладают в должной мере развитыми когнитивными навыками, необходимыми для эффективной обработки и понимания информации, даваемой посредством академических инструкций. Без развития соответствующих когнитивных навыков детализация академических инструкций и репетиторство не приводят к улучшению способности к обучению, и все усилия, направленные на помощь ученику при обучении, пропадают зря.

Более пристальный взгляд на этапы обучения раскрывает важность развития когнитивных навыков.

  • Врожденные способности. Врожденные способности человека - это основа процесса обучения. Они представляют собой генетически предопределенные возможности и ограничения, которыми мы обладаем при рождении и которые унаследованы нами от родителей и предков. Моцарт, конечно, обладал большей врожденной музыкальной способностью, чем большинство из нас, но с помощью практики большинство из нас тоже могут улучшить свои музыкальные способности. Верхние пределы наших возможностей определяются врожденными данными, но то, насколько мы приблизимся к этим верхним пределам, определяется другими элементами, необходимыми для обучения.
  • Сенсорные и моторные навыки. Сенсорные и моторные навыки развиваются на базе наших врожденных способностей. Сенсорные навыки включают зрение, слух и осязание. Они ответственны за получение информации. Моторные навыки относятся к мышцам и движению и включают в себя умение ползать, ходить, бегать, писать и говорить. Моторные навыки выражают и отображают информацию, которую получили и обработали наши чувства. И сенсорные, и моторные навыки частично определяются генетическим кодом и частично приобретаются при повторяющемся взаимодействии с окружающей средой. Почти у всех людей эти навыки можно улучшить с помощью правильной целевой практики. Они являются основой для занятий спортом и игры на музыкальных инструментах, физиотерапии и других подобных усилий для увеличения результативности.
  • Когнитивные навыки - когнитивные (познавательные) способности позволяют обрабатывать сенсорную информацию, которую мы получаем. Они включают в себя нашу способность анализировать, оценивать, хранить информацию, вспоминать опыт, сравнивать и определять действия. Хотя когнитивные навыки частично врожденные, основная их часть приобретается. Если их развитие не происходит естественным образом, формируется когнитивная недостаточность, которая уменьшает потенциал обучения и трудно корректируется без специального и надлежащего (медицинского) вмешательства. Как и сенсорные и моторные навыки, когнитивные навыки тоже можно тренировать и улучшать при правильном обучении. Изменения в когнитивной сфере можно наблюдать в тех случаях, когда травма оказывает повреждающее действие на определенную область мозга. Правильная терапия зачастую способна «отремонтировать» мозг пациента, и, соответственно, восстановить или улучшить когнитивные функции. Это также действует и в случае с учениками. Слабые когнитивные навыки можно усилить, а нормальные когнитивные навыки - улучшить, тем самым увеличив легкость и производительность процесса обучения.
  • Восприятие инструкций. Формальное принятие и следование инструкциям является последним и наиболее неоднородным уровнем обучения. Оно включает в себя изучение академических предметов, таких как алгебра, чтение , письмо, - тех, которые ни интуитивно, ни самостоятельно (в большинстве своем) освоить нельзя. Эти предметы изучаются с помощью формального образования, а успешное и легкое обучение этим предметам зависит от основных когнитивных навыков человека. Базу знаний по каждому предмету можно расширить, но без наличия надлежащей основы в виде уже сформированных эффективных когнитивных навыков, хорошая успеваемость может стать трудной задачей, исполненной разочарований.

Когнитивные навыки можно тренировать и улучшать

По мере того как человек взрослеет и академические задачи становятся более сложными, очень важно, чтобы основные навыки их решения присутствовали и функционировали должным образом. Сильные когнитивные навыки являются ключом к высоким достижениям в учебе. Без них человек с проблемами обучения или чтения не может полностью использовать свой потенциал.

Если ваш ребенок испытывает трудности при обучении или чтении, причина может заключаться в недостаточном развитии одного или нескольких базовых когнитивных навыков. Если причина действительно в этом, она подлежит корректировке с помощью специальных индивидуальных обучающих программ, направленных на преодоление «слабых мест», специфичных для каждого конкретного ребенка, а значит, информация школьной программы в результате будет усваиваться гораздо быстрее и лучше.