Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Курбатова Елена Марленовна: воспитатель МБДОУ детский сад«ВАСИЛЕК»

3 слайд

Описание слайда:

«Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Декарт Рене Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы его дальнейшего развития. Заложенный в этот, сравнительно короткий период жизни, фундамент имеет огромное значение для всего последующего развития ребёнка.

4 слайд

Описание слайда:

Актуальность: Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудности. Когда перед ребёнком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то их развитие идёт слабо и вяло. Технология интеллектуально-творческого развития – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием и постепенным усложнением. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.

5 слайд

Описание слайда:

Статья 31 Конвенции о правах ребёнка гласит: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают».

6 слайд

Описание слайда:

Интеллектуальное развитие ребенка- дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

7 слайд

Описание слайда:

Математическое развитие осуществляется в детском саду в совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с воспитанниками. Так как современные требования к образованию дошкольников предполагают максимальное сокращение занятий и увеличение количества других форм: игры, наблюдение, беседы, обсуждения, то знания, полученные детьми, закрепляются в режимных моментах. Дидактические, развивающие игры не только расширяют знания, представления детей, но и развивают их наблюдательность, сообразительность, самостоятельность, активность мышления. Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально- развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них ни какого-то познавательного содержания, а поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирование своих умственных операций.

8 слайд

Описание слайда:

На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение. Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение к решению различного рода задач.

9 слайд

Описание слайда:

Использование логико-математических игр способствует реализации следующих целей: - Активизация умственной деятельности детей. - Развитие основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации. - Формирование основ творческого мышления. - Развитие эмоционально-волевой сферы. - Развитие коммуникативных навыков. - Повышение интереса детей к математике. - Развитие и систематизация знаний, умений, представлений. - Повышение успешности учебной деятельности детей в школе. Воспитание нравственно-волевых качеств личности. Для успешного использования логико-математических игр необходимо руководствоваться следующими критериями: - Создание предметно-развивающей среды. - Систематизация игр в планировании. - Уровень сенсорного развития дошкольников.

10 слайд

Описание слайда:

Как подчёркивал Л.С. Выготский, игра является ведущей, а не преобладающей формой в жизни ребёнка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает образовательную область: социально-коммуникативное развитие. Основная задача психолого-педагогической работы в данной области – развитие игровой деятельности. Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно новая, творческая и добрая группа игр – развивающие игры Воскобовича. Принципы, заложенные в основу данных игр, - интерес, познание, творчество – становятся максимально – действенными, так как обращаются непосредственно к ребёнку языком сказки, забавного персонажа или приглашением к приключениям. Развивающие игры Воскобовича – это обучающее развитие ребёнка в «Сказочном лабиринте игры»- это форма взаимодействия взрослого и детей через игры и сказки. В сюжеты сказок вплетается система вопросов, задач, заданий, упражнений. Взрослый читает сказку, ребёнок её слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. В результате развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

11 слайд

Описание слайда:

Уровень развития интеллектуально-творческих способностей детей и темп их развития могут существенно различаться у разных детей. Это требует предельно индивидуализированного подхода: -игровые методы (ролевые и имитационные игры); релаксационные методы; -интеллектуальные игры (на развитие познавательной активности (ТРИЗ), на развитие логического мышления,социального интеллекта, креативности); -разнообразные психогимнастические упражнения; -арт – терапевтические техники, приемы и методы, методы сказкотерапии, песочной терапии, музыкотерапии направленные на творческое самовыражение личности; -игры, направленные на формирование механизмов самоорганизации, самоконтроля и самореализации; рефлексия.

12 слайд

Описание слайда:

Реализация игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» Задачи: 1. Изучить методическую литературу по данной теме; 2. Создать предметно- развивающую среду; 3. Разработать перспективное планирование по всем возрастным группам; 4. Провести с детьми диагностическую работу по данному направлению; 5. Разработать систему взаимодействия с родителями по развивающим играм Воскобовича.

13 слайд

Описание слайда:

Концептуальные положения к инновации интеллекта детей дошкольного возраста: 1. Эффективное развитие интеллекта детей дошкольного возраста. Технология «Сказочные лабиринты игры»- это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием и постепенным усложнением образовательного материала. Это позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интеллектуальные разноплановые задачи, вопросы, упражнения направлены на использование различных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. 2. Раннее развитие творческих способностей. В процессе игр дети проявляют инициативу, сохраняют личную независимость суждений и действий. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем.

14 слайд

Описание слайда:

Особенности развивающих игр Воскобовича Широкий возрастной диапазон участников; Многофункциональность; Вариативность игровых заданий и упражнений; Творческий потенциал; Сказочная «огранка»

15 слайд

Описание слайда:

Задачи технологии 1. Развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое. 2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности. 3. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения). 4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал. 5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений. 6. Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре.

16 слайд

Описание слайда:

Решение образовательных задач в играх Воскобовича 1. Игры, направленные на логико-математическое развитие. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, с игровыми действиями – манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов. 2. Игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, путешествуя по лабиринтам, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. В результате, процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру. 3. Универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр детей и дидактическими пособиями на различных занятиях. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.

17 слайд

Описание слайда:

В программе, предлагаемой Вашему вниманию, можно выделить несколько блоков, в которые входят игры, упражнения, задания направленные на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Задания каждого блока подобраны таким образом, что позволяют одновременно решать как психодиагностические задачи, так и задачи развития интеллектуально-творческих характеристик ребенка.

18 слайд

Описание слайда:

Первый блок Игры, способствующие развитию конвергентного мышления. Данный вид мышления активизируется в задачах, имеющих единственный верный ответ, причем этот ответ, как правило, может быть логически выведен из самих условий. Их решение достигается путем использования определенных правил, алгоритмов и схем.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Вербальные задачи «Найди пару» Школа - обучение, больница - … лечение Птица - гнездо, человек - … дом Композитор - музыка, художник … картины День - солнце, ночь … луна Снег - лыжи, лед - …коньки Кошка - котенок, овца - … ягненок Птица - крылья, рыба - …плавники Опера - пение, балет - … танец Саша - Александр, Коля - … Николай и пр.

22 слайд

Описание слайда:

Второй блок. Игры, способствующие развитию дивергентного мышления (от лат. Divergentis – расходящийся в разные стороны) - альтернативное, отступающее от логики. Дивергентная задача предполагает, что на один, поставленный в ней вопрос может быть несколько или даже множество верных ответов.

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

Вербальные дивергентные задачи. АЗБУКА СМЕХА – «СМЕХБУКА» Ситуативные шуточные задания – Зачем парикмахеру телевизор? –Что будет с мухой, если она налетит на сосульку? – От чего крокодил зеленый? – Кто Колобок – брюнет или блондин? – Заяц пригласил на день рождения – 3 января гостей: двух медведей, трех ежей и черепаху. Сколько гостей собралось у него?

27 слайд

Описание слайда:

Кто больше заметит небылиц Игровые правила. Тот, кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, нелепицу - кладет перед собою цветную фишку, фант В случае верного ответа он получает очко. За ошибку - штрафное очко или фант, за две ошибки игрок из игры выводится. Игровые действия. Взрослый зачитывает или рассказывает небылицы, нелепицы, а ребята отвечают - почему такого не бывает или не может быть вообще на свете. Выигрывает тот, кто получит большее количество фантов.

28 слайд

Описание слайда:

«ВЕСЕЛЫЙ ТАЙМАУТ» - шутливые физкультминутки, паузы для разрядки и отдыха детей МАЛЬЧИКИ-ДЕВОЧКИ. / игра-шутка / Весной венки из одуванчиков Плетут, конечно, только/ мальчики /. Болты, шурупы, шестеренки Найдешь в кармане у д……. Коньки на льду чертили стрелочки, В хоккей с утра играли д……. Болтали час без передышки В цветастых платьицах м ………. При всех померяться силенкой Конечно, любят лишь д…… Боятся темноты трусишки Все как один они – м…….. Шелк, кружева и в кольцах пальчики Выходят на прогулку м ……..

29 слайд

Описание слайда:

АЗБУКА ИГРЫ. ИГРОБАНК «Придумай предложение» – водящий называет слово (например, «близко») и дает игровой камешек участнику игры. Получив от водящего камешек, игрок должен составить предложение (Маша живет близко от детского сада) и только после этого передать камешек другому игроку. Игра продолжается.

30 слайд

Описание слайда:

«Чей дом?» Жилище животного: дупло – белка, гнездо – птица, конюшня – лошадь, псарня – собаки, камыш – комар; Место у вещи: гараж – для машин, кастрюля – для супа, ваза – для цветов; Шуточное: крыша – жилище для Карлсона, мешок – для подарков, голова – для мыслей, игра – для счастья и радости и др.

31 слайд

Описание слайда:

«Складушки - вычиталки» Музыка + шутки = частушки Снег + ветер = метель Небо + разноцветные огни = салют Словечко + словечко = говорилки Папа + рюкзак = турист День – скука = праздник Чай – заварка = кипяток Лес – комары = счастье Песня – слух = кошмар Холодильник – ток = ящик

32 слайд

Описание слайда:

Дивергентные задачи на базе приемов творческого воображения (третий блок) Воображение – психический процесс создания образов, предметов, ситуаций путем комбинирования элементов прошлого опыта. В ходе выполнения заданий по развитию воображения формируются: легкость генерирования идей; способность к эмпатии; умение ассимилировать информацию; способность к свертыванию мысленных операций; способность предвидения; умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма)и др.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что на современном этапе существенно изменились подходы к проблеме воспитания и обучения дошкольников. Активно ведется поиск эффективных средств, учитывающих возрастные, индивидуальные особенности, средств развития детей. Акцентируется внимание на развитие познавательных особенностей, познавательной деятельности в единстве с формированием системы знаний, средств и способов умственного развития дошкольников. Одним из средств умственного развития, является игра. Играми нового типа, являются развивающие игры.

  1. Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
  2. Поэтапное освоение игр детьми.
  3. Проверка результатов (диагностика) .

Согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ работа по развитию умственных способностей детей

Строится на:

  1. Уважении личности ребенка.
  2. Реализации программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
  3. Так же необходимо учитывать основные принципы дошкольного образования:
  4. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
  5. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
  6. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
  7. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  8. Сотрудничество детского сада с семьей.

Содержание программы - познавательное развитие. Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознание; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных особенностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Одним из средств умственного развития детей является игра. В педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра – один из видов человеческой деятельности, самовыражение человека, способ его совершенствования. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В игре проявляются все стороны личности: познавательные, социальные и другие; формируются психические процессы: память, восприятие, внимание, воображение, мышление. Обучение через игру для самых маленьких способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не перегружает не умственно, не физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. в интерес к математике. Поддерживаемый же интерес к математике с самого раннего возраста снимает многие из трудностей, возникающих на пути усвоения математических знаний.

Эту проблему исследовали Б.П. Никитин, З.М. Богуславская, З.А. Михайлова, В.В. Воскобович, и другие. В их работах подтверждено мнение, что развитие способностей надо развивать как можно раньше, и главное, что для развития способностей нужна другая методика общения с ребенком. Нужны игры нового типа, моделирующие сам творческий процесс и создающий свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими являются развивающие игры. Развивающие игры стали популярны в связи с реорганизации всей системы образования, когда игра стала рассматриваться в качестве одного из важных средств обучения, развития и воспитания ребенка. В педагогике стала приоритетной идея развивающего обучения основанная на психологических исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

Развивающие математические игры, согласно общей классификации игр, предложенной П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым, относятся к интеллектуальным, результативным, абстрактным. Они характеризуются большой умственной активностью, являются интеллектуальным тренингом и рассматриваются в качестве средства обучения детей. К основным показателям, по которым игру можно отнести к развивающим и доступной ребенку-дошкольнику деятельности исследователи относят обычно следующее:

  1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона и пластика, деталей из конструктора.
  2. Задачи даются в разной форме в виде модели, плоского рисунка в изометрии чертежа, письменной или устной инструкции.
  3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
  4. Задачи имеют широкий диапазон трудностей от доступных 2-3летнему малышу до непосильных взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
  5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
  6. Ребенку не объясняется способ и порядок решения задач. Осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам и реальной деятельности.
  7. Не требуется, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу.
  8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме, а в виде рисунка, узора, сооружения из кубиков, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей.
  9. Развивающие игры позволяют составлять новые варианты заданий, придумывать новые игры.
  10. Главная особенность развивающих игр – в них удалось объединить принцип от простого к сложному с принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Благодаря таким универсальным качествам развивающих игр на современном этапе возрос интерес к их использованию. З.А. Михайлова предложила следующую классификацию:

  1. Логико-математические игры и упражнения, целью которых является моделирование математического содержания в наглядной форме и развитие логических операций («Блоки Дьенеша» ) .
  2. Развивающие игры, целью которых является умственных и творческих способностей (игры Б.П. Никитина: «Кирпичики» , «План и карта» , «Сложи узор» и другие) .
  3. Игры на моделирование, цель которых – обработка пространственного ориентирования. Игры В.В. Воскобовича «Геоконт» , «Прозрачная цифра» и другие.
  4. Математические развлечения, цель которых – развитие интереса к умственной деятельности, создание пробных ситуаций (кроссворды, головоломки, игры на передвижение «4 по 4» ) , на преобразование: «Колумбово яйцо» , «Танграмм»

Обобщенный анализ исследований и разработок позволил выделить педагогические условия развивающих игр:

  1. Совместная деятельность детей и взрослых: взрослые рядом с ребенком как товарищи.
  2. Система постоянно усложняющихся развивающих заданий в каждой игре.
  3. Создание благоприятной атмосферы.
  4. Организация предметно – развивающей среды.
  5. Вариативность игровых упражнений с развивающим материалом.

В развивающих играх реализуется потребность детей к получению материально выраженного результата в виде схематического рисунка, постройки, силуэта, достижению правильного расположения фигур и т.д. Ребенку в процессе игры удобно осуществлять как поэтапный контроль, так и контроль достигнутого результата. Развивающая игра способствует развитию как содержательной, так и операционной стороны умственной деятельности.

Технологическая часть.

Из огромного многообразия игр в своей работе я использовала небольшое их количество. Одна из них «Логические блоки Дьенеша» :

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К этим действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование, декодирование, а также логические операции «не, и, или» . Используя блоки можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Т.к. логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур, они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач. Все игры можно разделить на 3группы:

  1. Цель: развивать умения выявлять и абстрагировать свойства от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе.
  2. Цель: умение оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и сравнивать) .
  3. Цель: развитие способности к логическим действиям и операциям.

Начинать работу следует с установления на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. После этого необходимо организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка. Важно не передерживать ребенка на определенной ступени, а также не давать преждевременно очень сложные игры и упражнения, иначе интерес к занятиям исчезает.

Предыдущий выпуск показал, что использование данных игр позитивно повлияло на развитие логического мышления детей из диагностических данных виден хороший уровень подготовки детей к школе. Игры использовались в совместной, самостоятельной деятельности и индивидуальной работе. Хочется отметить, что интерес к играм у детей не угасал, были попытки придумать свои игры и упражнения. Кроме «Блоков Дьенеша» использовались: палочки Кюизенера, развивающие игры Никитина, В.В. Воскобовича, А.А. Столяра и др.

Т.е. систематически используя весь этот материал можно превратить знакомство с математическими представлениями в увлекательное интеллектуальное путешествие.

Итоги освоения содержания образовательной области познание.

Достижения ребенка:

  1. Ребенок активен в разных видах познавательной деятельности с использованием математического содержания (в ситуациях, играх, экспериментировании) .
  2. Способен к произвольным действиям в познавательных играх, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия.
  3. Решает интеллектуальные задачи в поисковой деятельности, рассуждает, выдвигает проблемы и высказывает свое мнение по поводу их решения.
  4. Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах математической деятельности.
  5. Овладел основными способами познания: сравнением, упорядочиванием и группировкой предметов по разным признакам, счетом, измерением; рассуждает, аргументирует свои действия.
  6. Интересуется развивающими играми на преобразование (трансформацию, трансфигурацию) , занимательными и логическими задачами, видоизменением геометрических фигур, например, созданием витражей из разных форм на основе какой-либо закономерности.
  7. Проявляет в играх интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность.
  8. Самостоятелен в выборе игр и материалов, поиске способов решения познавательных задач.
  9. Проявляет творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности: придумывает новые варианты игр, сюжеты, силуэты, простые логических задачи, выдвигает гипотезы.

Вызывает озабоченность:

  1. У ребенка снижена активность в познавательной деятельности математического содержания.
  2. В ходе решения познавательных задач в поисковой деятельности пассивен, высказывает неадекватные предположения, отказывается от дальнейшего поиска решения.
  3. В действиях по образцу и правилу допускает ошибки, требуется помощь педагога.
  4. Часто допускает неточности в сравнении, упорядочивании и группировке по признакам, результата не получает.
  5. Интересуется только простыми развивающими играми, играет в основном один, нет интереса к общению со сверстниками по поводу познавательной деятельности.

Анализ результатов проводится по следующим показаниям:

  1. Овладение практическими действиями свойств отношений по форме, величине, количеству, массе, на основе выделения пространственных и временных отношений (на сенсорном, элементарном логическом уровнях) .
  2. Освоенность умений выявлять связи, зависимости, сравнивать, чередовать, устанавливать и менять последовательность, моделировать, схематизировать.
  3. Освоенность умений выражать в речи сущность практических действий и прогнозируемых (как буду делать) : измерения, деление целого на части, увеличение и уменьшение по размеру чисел и т.д.
  4. Проявление инициативности в логико-математических видах деятельности, экспериментирования, творчества.

Приложение.

Результаты диагностики развития детей по математике.

Детство – основной трамплин для всей остальной жизни. Умственные и физические способности ребенка, его цели и мечты, все это берет свое начало с детских лет. Если мы хотим, чтобы из ребенка вырос успешный и самодостаточный человек необходимо дать ему прочный и удачный старт.

Умственное развитие ребёнка

Как от пищи и образа жизни зависит здоровье ребенка, так от способов обучения в детстве зависит уровень нашего интеллектуального развития. Мозг человека развивается всю жизнь. Начиная своё формирование в утробе, он продолжает расти и развиваться после рождения ребенка. Именно после рождения, в мозгу маленького человечка происходят изменения, которые влияют на все его дальнейшее развитие. По мере роста мозга, между его клетками создаются связи, от которых зависит умственное развитие. Чем больше связей, тем умнее человек. Важно знать, что количество этих связей напрямую зависит от активной стимуляции мозга. И самый важный период для этого – детство.

На протяжении многих лет психологи и педагоги активно выдвигают гипотезы по развитию ребенка. Масару Ибука, японский новатор концепции по обучению и воспитанию детей раннего возраста, утверждал: «После трёх уже поздно ».

Шалва Амонашвили, советский, грузинский и российский педагог, психолог, пишет: «Период начальной школы – самый благоприятный для развития детей ».

Открывая работы ученых разных стран, мы убеждаемся в том, что именно детский возраст лучшая платформа для старта.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок рос здоровым, счастливым и интеллектуально развитым человеком. Это развитие можно затормозить на каком-то этапе или ускорить. Сколько информации ребёнок получит, её качество, количество и способ усвоения влияют на развитие мышления. Детский мозг как пластилин, масса, которая всегда меняется. С помощью познания ребёнок формирует ту форму, которая ему нужна в этот момент. Концентрация и координация улучшает работу. Например, для для овладения каким-либо навыком нужно до 10 тыс. часов тренировок. Именно благодаря постоянным тренировкам, наш мозг меняется, а значит, развивается.

Учеными доказано, что мозгу нужны постоянные тренировки посредством применения подходящих методик. И они не должны основываться на заучивании какого-либо навыка, ведь так мы тренируем только навык. Методика должна тренировать мозг.

Одна из таких методик – Методика устного счёта или ментальная арифметика , которая направлена на синхронное развитие обоих полушарий. Связка левого и правого полушария способствует развитию умственных способностей ребёнка. Процесс обучения устному счёту на счётах абак построен оптимальным способом, который при ежедневном использовании тренирует мозг. Специальными занятиями стимулируются оба полушария, что и приводит к постоянному возникновению связей между клетками мозга. Схема методики такова, что для решения поставленных задач нужна концентрация и координация. И как результат – развитие умственных способностей.

Важным условием в овладении методикой являются ежедневные занятия на компьютерном тренажёре, который был создан специально под Соробан.

Ежедневные занятия по методике устного счёта – это та среда, которая помогает развивать интеллектуальные способности ребенка. Результат подтвержден Японией, которая ввела в младшую школу занятия по устному счету. И эти занятия идут перед изучением всех остальных предметов. Японцы считают: чтобы остальные знания давались легко и понятно, нужно в первую очередь развивать мозг.

Естественно, чтобы в полной мере развить умственные способности ребенка с помощью методики Соробан, необходимы некоторые условия:

  1. Возраст от 5 до 11 лет.
  2. Интерес и желание ребенка заниматься устным счётом.
  3. Готовность и желание родителей помогать ребёнку: помощь в начале обучения или с домашним закреплением навыков, непрерывная мотивация маленького ученика.
  4. Компетентные, приятные и любящие свой предмет тренера, которые обладают знаниями и методологией подготовки детей в этой области, умеющие интересно учить и мотивировать процесс познания.
  5. Ровесники, вместе с которыми интересно заниматься ребенку.
  6. Наличие цели у самого ребенка (поставленную или избранную с помощью родителей).
  7. Правильное питание и достаточное физическое развитие.
  8. Полноценный отдых.

Стремясь развивать своё дитя, необходимо помнить, что само слово «развитие» предполагает мягкий и естественный переход из одного состояния в другое, более совершенное, переход т старого к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Только в гармоничном окружении с правильными методиками ребёнок способен открыть свой потенциал.

Потому помните, дорогие Родители, выбирая методику для обучения и развития, ищите качественную и проверенную. Выбирая людей, которым вы доверите ваше солнышко, ищите образованных и любящих детей. И пусть весь процесс роста, обучения и взросления ребёнка приносит радость и вам и вашему малышу.

Игры для развития интеллекта у детей дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Прежде чем говорить о значении дидактических игр, следует напомнить, что понятие "развитие интеллекта" включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

В наше время возникает новый вид игр – компьютерные. Они имеют самое прямое отношение к интеллектуальному развитию. С одной стороны, они требуют психологической готовности ребёнка, заключающейся в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с другой стороны, – могут стать важным средством развития основ логического мышления. Однако компьютерные игры, их содержание требуют серьёзного научного обоснования и пока могут использоваться в детских садах в экспериментальном порядке, под наблюдением специалистов – педагогов, психологов. Но, несомненно, недалёк день, когда они пополнят арсенал средств, направленных на интеллектуальное развитие ребёнка.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются в непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью непосредственно образовательной деятельности. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по познавательному развитию, по социально-коммуникативному развитию. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приёмы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и др.)

Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения. Дети старшего дошкольного возраста лучше могут управлять своими психическими процессами, речью и мышлением. Систематически используя в работе с детьми дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей, но и выработать у них нравственно-волевые черты характера, приучать детей к более быстрому темпу умственной деятельности.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на интеллектуальное развитие детей. Дошкольное детство является оптимальным периодом в интеллектуальном развитии человека. Установлено, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка. При помощи дидактических игр развиваются необходимые каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности.

Приложение

Собери фигуру

Цель игры: учить детей анализировать элементарную схему предмета.

Инструкция и ход игры: дети садятся за столы и воспитатель говорит, что они сейчас будут собирать разные фигурки. Педагог показывает первую картинку – самолёт. Картинка устанавливается так, чтобы дети могли её видеть всё время, пока они будут складывать. Затем дети получают комплексы фигурок, из которых можно сложить картинку. Дети из своих деталей складывают картинку, а воспитатель наблюдает, соответствует ли эта картинка образцу. Воспитатель отмечает тех, кто сделал задание правильнее и быстрее остальных. Затем детям предлагается следующая картинка. Выполняя условия этой игры, дети учатся проводить анализ строения предметов.

УГАДАЙ-КА!

Цель игры: научить ребенка соотнесению понятий и категорий, к которым объекты принадлежат, развитие функции обобщения.

Инструкция и ход игры: взрослый загадывает определенное слово, а ребенок пытается его отгадать, задавая взрослому вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет».

Потом игроки меняются ролями. Для зрительной опоры можно загадывать не отвлеченные слова, а один из предметов, изображенных на предварительно подготовленных карточках или находящихся в комнате.

НАЙДИ ПОХОЖЕЕ

Цель игры: развить способность к группировке объектов по предложенному признаку.

Инструкция и ход игры: для игры нужны карточки с изображением различных объектов, причем отдельные группы объектов должны обладать общими признаками (несущественными). Например, в группу «Полосатые» могут входить зебра, полосатый шарф, арбуз и т. д. Карточки перемешиваются и раскладываются перед ребенком, ему предлагается взять одну из них. «Как ты думаешь, какие из карточек, находящихся на столе, можно положить рядом с твоей карточкой? Что у них общего?»

КТО (ЧТО) КЕМ (ЧЕМ) БУДЕТ?

Цель игры: развивать общий кругозор, способность выстраивать простые логические цепочки.

Инструкция и ход игры: взрослый задает ребенку вопросы, а ребенок отвечает. Например:

Кем будет яйцо? (Может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

Цыпленок – петухом; мальчик – мужчиной; теленок – коровой или быком; бумага – книгой; снег – водой; вода – льдом; семечка – цветком; мука – блинчиками и т. д.

Можно провести игру-наоборот: «Кто кем был?». Лошадь – жеребенком; цветок – семенами и т. д.

ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ ПО ОПИСАНИЮ

Цель игры: развитие активного и пассивного словарного запаса, стимулирует речевую активность, тренирует собранность и внимательность.

Инструкция и ход игры: эта игра отчасти похожа на игру «Угадай-ка». Отличие в том, что взрослый и ребенок не отвечают на вопросы, чтобы отгадать предмет, а описывают его, употребляя как можно больше прилагательных.

А НАОБОРОТ?

Цель игры: развить не только мышление ребенка, но и существенно помочь ему расширить словарный запас.

Инструкция и ход игры: к предлагаемому слову (картинке) ребенку нужно подобрать антоним. Изначально можно пользоваться соответствующими картинками, затем слова воспринимаются ребенком на слух. При этом можно вводить такие абстрактные понятия, как счастье, любовь и т. д.

ПРИДУМАЙ ФРАЗУ

Цель игры: развить внимание, мышление, пополнить словарный запас.

Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумага, карандаш.

Инструкция и ход игры: эта игра идеально подходит для длительных путешествий или для детей, которые не могут участвовать в подвижных играх.
Суть этой игры - составление фразы. Ее можно составлять как из маленьких слов, так и из номеров машин (этот вариант подходит для поездок). Например, из слова "ток" можно составить следующее предложение: "Таня отмывает коридор". Из номера машины "мосо" можно составить такое предложение "Моряки отплывали с острова".
Из одного слова или номера можно составить несколько предложений. Победителем считается тот, кто составил большее количество предложений за самое короткое время. Главное, чтобы предложения были смысловыми и грамотными.


Умственное развитие детей дошкольного возраста

Изачик-Исаева А.Н.

Проблемой умственного развития занимались многие психологи и педагоги. Для описания умственного развития было предложено много схем. Так, например, Ж. Пиаже рассматривал развитие как непрерывную и неизменную последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предшествующей стадией и в свою очередь подготавливает последующую. Он выделяет три главные стадии интеллектуального развития ребенка:

Стадию сенсомоторного развития (с момента рождения до 2 лет);

Стадию конкретных операций (с 2 до 11 или 12 лет);

Стадию формальных операций (с 12 или 13 лет).

Ж. Пиаже считал, что на сенсомоторной стадии ребенок овладевает своими сенсорными и моторными способностями. Он слушает, разглядывает, кричит, бросает и т. д. Так на основе наследственных механизмов (рефлексов и сенсорных процессов) и первых двигательных навыков происходит связывание друг с другом различных действий, что порождает новые средства для достижения определенных целей.

На следующей стадии конкретных операций происходит постепенная интериоризация действий и их превращение в операции, позволяющие ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, считать, измерять и т. д. Так, имея дело с конкретными вещами, ребенок обнаруживает, что - то, что он только что соорудил, можно разрушить, а затем воссоздать заново в прежнем или в каком-нибудь ином виде. То есть, ребенок узнает, что существует определенный тип действий, которые обратимы и могут интегрировать в общее структуры. Это позволяет ему оперировать такими категориями, как количество величина, число, вместимость, вес, объем и т. д. Ребенок, однако, овладевает этими структурами лишь в результате долгого продвижения с предоперационального уровня развития на второй уровень конкретных операций.

Предоперациональный уровень (с 2 до 5 лет) представляет собой первый этап интериоризации действий. Для него характерно развитие символического мышления, позволяющего ребенку представлять себе объекты и стимулы с помощью мысленных образов и обозначать их названиями или символами, а не прямыми действиями. Однако операции, которые в это время пытается совершить ребенок, ограничены слишком еще узким диапазоном мышления и его эгоцентрическим характером. В этом возрасте ребенок не способен одновременно учитывать различные аспекты данной ситуации.

Первый уровень конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет) достигается, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта, например форма и количество вещества, не зависят друг от друга. Это представление о сохранении некоторых признаков объекта распространяется уже на материал, из которого тот сделан, на его длину, а затем, на следующем уровне развития – также на его массу и объем. В этом промежутке времени ребенок приобретает способность и к расположению объектов в ряд (например, в порядке уменьшения размеров) и их классификации.

На втором уровне конкретных операций (с 8 до 11 лет) ребенок помимо представления о сохранении массы и объема получает еще и представление о времени и скорости, а также об измерениях с помощью эталона. В конце этого периода ребенок, кроме того, все глубже понимает и взаимосвязи между признаками объектов; это позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать проблемы перспективы или простые физические задачи и указывает ему путь к логическому мышлению, свойственному подросткам и взрослым людям.

Стадия формальных операций (с 11-12 до 14-15 лет). На этой стадии мыслительные операции, могут совершаться без какой – либо конкретной опоры, т. е. работает абстрактное мышление, функционирующее с помощью гипотез и дедукций.

Пиаже полагал, что речь – это всего лишь одна из символических активностей, формирующаяся в общем, русле развития познавательных способностей ребенка и дающая ему возможность «документировать» достигнутые успехи.

Л. С. Выготский подчеркивал, что развитие мышления в значительной степени определяется «речевыми орудиями ума». Он придавал особое значение, знаковой природе слова, понимая его особого социокультурного посредника между индивидом и миром. Трактуя знаки (или стимулы-средства) как психические орудия, которые изменяют, сознание оперирующего ими субъекта Выготский разработал экспериментальную программу изучения того, как благодаря этим структурам развивается система высших психических функций (инструментальный метод).

Выготский разработал экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка. В ней он доказал, что мышление и речь имеют разные генетические корни. Мышление связано с орудийной деятельностью, а речь – с эмоциональным заражением посредством звукового сигнала. В определенном возрасте у ребенка происходит соединение мышления и речи, в результате чего и появляется словесно-логическое мышление .

Соединение двух различных процессов – становление мышления и становление речи – происходит у детей в возрасте полутора лет, считал Выготский. Это возраст характерен резким увеличением словарного запаса детей, появлением вопросов о названии слов, то есть «открытием ребенком значения слов». Выготский объяснял, что речь соединяется с мышлением и, таким образом, ребенок начинает осмыслять те звуки, которые употребляет взрослый. При этом слово является для мышления тем знаком, который превращает наглядно-действенное мышление в высшую психическую функцию.

Словесно-логическое мышление проходит стадию внешнего и внутреннего знака, то есть процесс развития мышления выглядит следующим образом: наглядно-действенное мышление (натуральная стадия) – эгоцентрическое мышление (стадия внешнего знака) – словесно-логическое мышление (стадия внутреннего знака). Выготский считал, что речь, тесно связанная с мышлением, появляется не одновременно с внешней, а значительно позже, в дошкольном возрасте, благодаря интериоризации эгоцентрической речи. Таким образом, эгоцентрические высказывания детей не исчезают после 7-8 лет, а переходят во внутренний план.

Выготский Л. С. также изучал этапы формирования мышления, показав, что оно развивается от синкретического мышления к мышлению в комплексах, а затем к мышлению в понятиях. Выготского в отличие от Пиаже интересовал не столько процесс, сколько результат мыслительных действий. Этим и объясняется разница в этапах, описанных ими. В то же время, несмотря на различия, эти работы дали возможность изучать особенности детского мышления, его закономерности и этапы формирования.

А.В.Запорожец рассматривал психические процессы как разновидности ориентировочных: восприятие – это ориентировка в свойствах и качествах предметов, мышление – ориентировка в их связях и отношениях, а эмоции – ориентировка в личностных смыслах. Он считал, что в дошкольном возрасте восприятие является ведущим психическим процессом, объясняя этим и роль образной памяти и образного мышления в этом возрастном периоде. Он выделил определенные виды деятельности, которым сензитивно (чувствительно) восприятие (игровая деятельность, рисование, конструирование). Он также выделил этапы его развития: перцептивные действия (ориентировка в свойствах предметов), сенсорные эталоны (образы, которые определяют и направляют процессы восприятия) и действия соотнесения, благодаря которым предмет относится к определенному эталону и узнается детьми.

Л.А. Венгер определил модельную форму мышления. Она является промежуточной между образным и логическим мышлением. Им также были разработаны программы развивающего обучения для дошкольников, позволяющие сформировать логические операции обобщения, классификации на образном материале, доступном для детей этого возраста.

Д.Б. Эльконин считал, что для умственного развития дошкольников большую роль играет игровая деятельность, так как она является ведущей деятельностью в данном возрасте. Наибольшее значение в игре имеет роль, которая позволяет ребенку контролировать свое поведение. Д. Б. Эльконин, изучая этапы развития игровой деятельности, считал, что в игре сначала воспроизводятся действия взрослых, а затем их взаимоотношения. Развитие игр происходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью. В игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует умственному развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

При написании статьи использован интернет ресурс