Елена и Борис Никитины стали известны в нашей стране как учителя, родители и авторы, которыми была изобретена оригинальная методика воспитания детей. Кроме того, они являются приверженцами идеи, что творческие формируются с раннего детства. Никитины - счастливые родители семерых детей и бабушка с дедушкой двадцати четырех внуков.

Суть методики

Методика Никитиных построена на убеждении, что у каждого ребенка уже с детства есть колоссальные способности к любой деятельности, и главное - успеть реализовать их. В противном случае способности угаснут. По мнению авторов, лучше развиты способности и навыки у малышей, которые тренировались практически с рождения.

Борис Никитин - основоположник идеи, подразумевающей, что обязанностью каждого из родителей является создание правильной развивающей среды и «опережающих» условий для детей. То есть пространство, в котором они постоянно находятся (дом или квартира), должно быть наполнено пособиями и играми, способствующими развитию творчества и интеллекта, а также снарядами для физических упражнений.

Кроме того, необходимо много времени уделять занятиям со своим ребенком. Методика Никитиных устанавливает, что особое внимание нужно обращать на то, чтобы пособия для обучения малыша были немного сложнее на сегодняшний день, чем его возможности.

Основные идеи

Чтобы лучше понять названную методику, следует рассмотреть ее некоторые основные идеи.

  1. Нет нужды делать какую-то специальную зарядку, тренировки или уроки. Каждый из детей занимается ровно столько, сколько он хочет. При этом гимнастические занятия должны сочетаться с другой деятельностью.
  2. Каждый из родителей, будь то мама или папа, не должен с равнодушием относиться к навыкам и умениям малыша. Взрослые должны участвовать в соревнованиях, играх детей и в их жизни.
  3. Кормить новорожденного малыша необходимо по требованию, даже если ему захочется покушать ночью. Не нужно создавать никакого режима специально. То же самое касается и детей в возрасте после года. Елена и Борис придерживались правила не кормить малышей насильно.
  4. Методика Никитиных подтверждает и необходимость проводить регулярные процедуры закаливания, а также воздушные ванны. Дети при этом не должны находиться в абсолютно стерильной среде.
  5. Обучать основам гигиены малышей необходимо с самого их рождения. Для этого ребенка нужно выдерживать над тазиком, в том числе и в ночное время.
  6. Следует давать малышу специальные гимнастические упражнения, чтобы он был хорошо развит физически. Как подчеркивает методика Никитина, для детей желательно установить в квартире или доме спортивный комплекс, чтобы они могли тренироваться в свободное время.
  7. Детям нужно предоставлять полную свободу, чтобы дать возможность в полной мере познать окружающий мир. Такой способ поможет малышу занять активную позицию в жизни.
  8. Каждый из родителей должен знакомить ребенка с миром опасных предметов (к примеру, спички, ножницы). Малышу позволяется (под присмотром кого-нибудь из взрослых) дотронуться до горячей кастрюли или слегка уколоть палец иголкой. По словам Бориса Никитина, такой способ воспитания научит детей осторожности, и в будущем они будут аккуратно обращаться с опасными предметами.
  9. Если встречается большая угроза (например, автомобиль, окно, открытое настежь, или поезд), следует изобразить преувеличенный страх и опасение. Малыш должен взять такое поведение родителей за образец.
  10. Методика Никитина для детей гласит, что нельзя что-то категорически запрещать ребенку. Лучше говорить, что эту новую книжку нельзя рвать, а вот эту старую прочитанную газету можно.
  11. В первый раз давая малышу вилку, ложку или карандаш в руку, следует сразу же закрепить правильное положение предмета. В противном случае ребенка придется переучивать.

Игра «Уникуб»

В качестве поддерживающих описанную методику игр Никитины использовали "Уникуб". Он понравился многим последователям названной методики. В эту игру входят 27 кубиков. Каждая из их граней покрашена в желтый, красный и синий цвета. С помощью них ребенок узнает, что такое И благодаря этой игре, в будущем он сможет лучше освоить такие сложные науки, как черчение и математика.

В качестве дополнительных материалов к «Уникубу» прилагаются 60 видов заданий, каждое из которых имеет определенный уровень сложности.

Самое простое рассчитано на ребят в возрасте от 2 до 3 лет. Как говорят Никитины, методика раннего развития рассчитана на несколько завышенные требования для ребенка, дающие ему возможность расти и развиваться. В этом их поддерживает множество родителей, но часть специалистов считает, что давать «Уникуб» маленьким не стоит, так как развивать пространственное мышление в возрасте 2 или 3 лет не имеет смысла. Специалисты советуют играть в «Уникуб» младшим школьникам.

Методика Б. Никитина основана на том, что родители не должны заставлять малыша заниматься, если он не хочет это делать - не следует принуждать ребенка. А значит, и начинать разбираться с заданиями нужно с игры, которая должна проходить в свободной форме. Построенную модель можно изобразить на бумаге вместе с малышом.

Как играть в «Уникуб»

Для начала взрослые должны сами познакомиться с правилами игры. Авторы «Уникуба» советуют родителям попробовать собрать грани одних и тех же оттенков самостоятельно. Должен получиться куб. Малышу, конечно, может понадобиться помощь мамы или папы, но в будущем он будет с удовольствием играть сам.

Если же у ребенка не получается какая-либо модель, то взрослый не должен помогать. Лучше будет, если малыш на некоторое время отложит игру, а потом приступит к ней с новыми силами, пока не разберется сам. Как утверждает методика понравятся любому ребенку.

Никитины в своей книге «Интеллектуальные игры» дают рекомендации начинать заниматься с «Уникубом» с того момента, когда малышу исполнится 3 года. Дети могут сами определить, каков уровень их возможностей, при выборе заданий.

Но, как уже говорилось ранее, часть специалистов и педагогов настаивают, что данная игра больше подходит для дошкольников. «Уникуб», по их мнению, станет отличным подспорьем для родителей, которые готовят детей к поступлению в первый класс. Малыш благодаря таким занятиям станет более внимательным и усидчивым.

Игра "Сложи квадрат"

Следующая игра, которая входит в развивающую систему Никитиных, рекомендуется для развития логического мышления. Как утверждают авторы, она подойдет малышам, находящимся в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. «Сложи квадрат» выглядит как набор из различных геометрических фигур, из которых нужно собирать квадраты. Каждая их деталь покрашена в одинаковый цвет.

Игра представлена тремя уровнями сложности. В первом квадрат складывается из двух частей, во втором - из трех. С каждым новым уровнем число деталей увеличивается.

Методика развития Никитиных предполагает, что совсем маленьким детям рекомендуется давать не более трех деталей для собирания. Что же касается малышей постарше, то они могут разобраться с квадратом из пяти частей. А дети, которые готовятся к школе, могут брать задания и посложнее - от семи деталей.

Насколько успешно будет выполнено задание, зависит в первую очередь от заинтересованности малыша в игре и уровня его подготовки. По отзывам родителей, лучше всего начинать играть в «Сложи квадрат» с обычных заданий. Такой подход пробудит у ребенка интерес к занятиям. Кроме того, каждое правильно выполненное задание нужно закреплять похвалой. Никитины убеждают, что такой метод закрепит положительное отношение к игре.

Принципы игры «Сложи квадрат»

Каждая из составных частей перемешивается взрослым, после чего малыш рассортировывает все по нужным цветам. Для этого он выбирает кучку деталей одного оттенка и постепенно складывает небольшого размера квадраты. Делать это нужно не торопясь, и каждая часть в результате должна превратиться в большой квадрат. Игру следует усложнять постепенно. Три первых квадратика составляют из трех деталей, а следующие уже из четырех и т. д.

С помощью такой игры, как утверждают приобретшие ее родители, малыш может легко развить сообразительность, и ощущение цвета. Ребенок учится логике, думая, какой набор геометрических фигур можно составить в квадраты. Следует постепенно усложнять задания «методом ледокола». То есть нужно на время перестать заниматься сложным заданием, чтобы с ним было легче справиться в дальнейшем. Такой подход позволяет детям решать задания самостоятельно, без участия мамы и папы.

Игра «Сложи узор»

В следующую игру, по словам Никитиных, могут играть дети от 2 лет. Хотя, по отзывам родителей, и дошкольникам более старшего возраста интересно создавать узоры по образцу.

Игра представлена в виде 16 кубиков совершенно одинакового размера, каждая из граней которых покрашена в однотонный - синий, белый, желтый и красный - цвета. Остальные имеют диагональное разделение. Помимо того, они имеют контрастные оттенки (желто-синий и красно-белый).

В дополнение к коробке с игрой прилагается понятная инструкция, в которой представлены узоры методики Никитина различной сложности.

С помощью такого обучающего развлечения можно развить пространственное и художественные и конструкторские способности, а также фантазию и внимание. Названная игра пришлась по вкусу родителям малышей, более того, они обнаружили, что создать такие кубики можно и самостоятельно. Для этой цели подойдут любые кубики из картона, дерева или пластмассы. Их грани можно окрасить или обклеить с помощью цветной бумаги.

Основные правила игры «Сложи узор»

Каждое из заданий в названном развивающем развлечении имеет свой уровень сложности, поэтому малыш может сам выбрать подходящий ему по силам.

Каждый узор можно придумать самостоятельно или складывать по имеющемуся образцу. Во время наблюдения за старшими, которые создают конструкции, малыш с удовольствием сам начнет подражать им, а потом и делать свои рисунки. Маленькие дети могут сначала выполнить узор в натуральном масштабе на бумаге, а потом создать собственные изображения из геометрических фигур.

Никитины советуют освоить так называемый метод ледокола, о котором уже говорилось ранее. Это значит, что каждое из занятий следует начинать с небольшой паузы, при этом уйдя в обучении назад на несколько шагов. После того как малыш уже сможет повторить задание, с которым он знаком, мама или папа предлагают ему новое.

Кстати, взяв на вооружение "метод ледокола" Никитина, методика и технология работы социального педагога получат хорошее подспорье. Ведь любая сложность в жизни ребенка может решаться так же. Если проблему не удается преодолеть сразу - лучше оставить ее решение и заняться им спустя некоторое время, с новыми силами.

Как заинтересовать ребенка игрой?

Вопрос, как заинтересовать игрой ребенка, волнует многих родителей. Для этого следует не отступать от некоторых принципов:

  1. Обучение должно приносить радость и малышу, и его родителям. На этом и построена методика обучения Никитиных. Ведь каждое достижение ребенка - это еще и достижение его мамы и папы. Победа окрыляюще действует на детей, а это является залогом его успехов в будущем.
  2. Малыша следует заинтересовывать игрой, но ни в коем случае не заставлять насильно. Каждое из заданий ребенок должен выполнять самостоятельно. Родители же должны набраться побольше терпения и не подсказывать правильное решение. Малыш должен думать и искать ошибки своими силами. Постепенно поднимаясь, он начнет справляться с заданиями все большей сложности. Такая методика Никитиных помогает ребенку развить способности к творчеству.
  3. Перед тем как поручить детям задания, взрослым необходимо попробовать выполнить их самим. Кроме того, родители должны записывать время, за которое они смогут найти ответ на то или иное задание. Не только ребенок, но и мама с папой должны учиться делать его очень быстро.
  4. Начинать следует с задач, которые по силам малышу, или с самых простых частей. Обязательным условием является успех, полученный в самом начале игрового обучения.
  5. Бывают случаи, по отзывам, когда малыш не может справиться с заданием. Это значит, что взрослые переоценили уровень развития своего ребенка. Следует устроить небольшой перерыв на несколько дней, а затем начать с заданий полегче. Лучшим решением будет, если малыш сможет выбрать необходимый уровень самостоятельно. Ни в коем случае нельзя его торопить, иначе у ребенка пропадет интерес к обучению.
  6. Порядок игры по методике Никитина определяется просто. Начинать лучше всего с игры «Сложи узор». Родители могут включаться в такое творчество вместе с детьми.
  7. Каждое из увлечений малыша проходит волнообразно. Это значит, что если у него начинает пропадать интерес к обучению, следует не напоминать об игре несколько месяцев. По истечении этого времени ребенку можно напомнить о ней, и он снова с удовольствием приступит к выполнению заданий.
  8. После того как малыш научится складывать модели и узоры по готовым инструкциям, можно переходить к новым. Для этого опытные родители советуют завести тетрадь и зарисовывать туда (можно поручить это ответственное задание ребенку) фигуры для выполнения.
  9. Можно устраивать небольшие соревнования. Дети в этом случае решают задания наравне со взрослыми участниками. При этом не нужно бояться, что авторитет родителей пострадает. Развивающая методика Никитиных предполагает, что малышам понравится конкурировать с мамой или папой.

Спорные моменты

Описываемая методика вызывает до сих пор много споров. Как подчеркивают ее противники, Елена и Борис Никитины делали основной упор на развитие интеллекта, трудовых навыков и физических возможностей детей, но не уделяли внимание нравственной, гуманитарной и эстетической стороне воспитания. С помощью этих занятий, говорят они, происходит интенсивное воздействие на левую половину мозга, а правая практически не затрагивается.

То есть в случае если у малыша наблюдаются склонности к гуманитарным наукам, занимаясь по системе Елены и Бориса Никитиных, родители могут упустить возраст, который чувствителен к развитию таких способностей.

Еще один важный вопрос касается физического закаливания. Несмотря на то что методика семьи Никитиных очень рекомендует это, осуществляя такие процедуры, следует не перестараться. Нужно следить за самочувствием своего ребенка. Есть дети, которые прекрасно реагируют на температуру +18°С, но есть и категория, не переносящая такие условия. В этом случае следует смягчать условия.

Но в целом, если выбрать из методики Никитиных только то, что подходит ребенку, как подчеркивают ее последователи, можно развить его способности без особых усилий.

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок вырос самодостаточной личностью? Тогда приготовьтесь ежедневно помогать ему развиваться. Причем не "когда-нибудь", а буквально с самого первого дня рождения малыша, и не просто даря ему ласку и заботу, а уделяя все свое время и внимание занятиям, направленным на развитие его способностей. И поможем Вам в этом одна из самых эффективных и доступных методик раннего развития детей – система развивающих игр Никитиных.

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок вырос самодостаточной личностью, был счастливым и здоровым? Тогда приготовьтесь ежедневно, ежечасно, ежеминутно помогать ему развиваться, и становиться способным и талантливым. Причем не "когда-нибудь", а буквально с самого первого дня рождения малыша, и не просто даря ему ласку и заботу, а уделяя все свое время и внимание занятиям, направленным на развитие его творческих, интеллектуальных и физических способностей. И поможем Вам в этом одна из самых эффективных и доступных методик раннего развития детей , проверенная временем и одобренная многими специалистами – система развивающих игр Никитиных.

Прочему именно методика Никитиных, а не какая-нибудь другая (например или )? Во-первых, Никитины – это российские педагоги, поэтому их методика разработана с учетом нашего менталитета. Во-вторых, их методика основана на собственном опыте. И самое главное, эффективность их метода доказана на примере детей Никитиных, которые выросли, воспитывают уже собственных детей по методике своих родителей, и считают, что именно такой подход к воспитанию не только дает детям превосходный "старт" для дальнейшего самосовершенствования, но и существенно облегчает совместную жизнь разных поколений в одной семье.

Несколько слов о Никитиных


Семья Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных привлекла к себе внимание общественности более полувека тому назад. В 1962 году в прессе появилась первая публикация о семье педагогов-новаторов из поселка Болшево (Подмосковье), дети которых бегают по снегу босиком и демонстрируют невероятные физические и интеллектуальные способности (к 3-4 годам все уже осваивали азы математики и чтения).

Позднее методикой воспитания советских педагогов заинтересовались не только отечественные специалисты, но и их коллеги из Германии (ФРГ), Японии и других стран. Нестандартный образ жизни многодетной семьи (у Никитиных было 7 детей) обычных советских педагогов, а также их книги и удивительная стойкость в отстаивании своих методов воспитания вызывали неоднозначную реакцию – "официальная" медицина и педагогика относилась к методике Никитиных крайне негативно, а вот прогрессивно настроенные молодые родители активно перенимали практический опыт педагогов-новаторов.

Противостояние, возникшее между традиционной педагогикой и методикой Никитиных, повлекшее за собой ряд исследований, привело к небывалой популярности новаторского метода Никитиных в частности, и раннего развития детей в целом. К началу 80-х годов о семье Никитиных знала вся страна, а их методы воспитания стали основой российской родительской педагогики, которая применяется и по сей день.

Особенности методики Никитиных

Никитины были уверены, что в общении со своим ребенком многие родители допускают две крайности:

  • чрезмерная забота – непрерывные занятия, игры и развлечения, из-за которых у ребенка совершенно не остается времени для самостоятельной деятельности;
  • заброшенность – общение с ребенком, которое сводится только к удовлетворение его физиологических потребностей (накормить, помыть, уложить спать и т.д.).


Поэтому ими была выведена "золотая середина", базирующаяся на пяти основных принципах:

  • творческая свобода детей – полное исключение специальных занятий, тренировок или уроков: дети занимаются чем хотят, и сколько хотят;
  • естественная физическая культура – с самого раннего детства детей должны окружать спортивные снаряды и минимум одежды;
  • заинтересованность родителей – родители должны принимать непосредственное и самое активное участие во всех сферах жизни детей, в том числе в совместных играх и соревнованиях;
  • минимум медицинского вмешательства – ответственность за здоровье детей полностью лежит на родителях, а медики участвуют в жизни ребенка только как помощники, обладающие специальными знаниями;
  • раннее интеллектуальное развитие – обширная библиотека, различные таблицы на стенах детской (с буквами, цифрами, периодической системой Менделеева и т.д.), развивающие игры, все это должно окружать малыша с первых же дней его жизни.

Другими словами, главная задача родителей, по мнению Никитиных , заключается в том, чтобы не мешать ребенку развиваться и не навязывать ему собственные замыслы. Помощь должна ограничиваться созданием всех условий для развития с учетом самочувствия и желаний малыша. Например, когда ребенок начал говорить, нужно создать ему соответствующие условия для развития речи: купить кубики с буквами, пластмассовые буквы и цифры, разрезную азбуку и т.д.

Как проходят занятия по методике Никитиных


Определенных требований к занятиям, как Вы уже, наверное, поняли, Никитины никогда не выдвигали: главное, создать насыщенную домашнюю среду, в которой ребенок сможет просто и легко всему обучиться. Но ими были разработаны развивающие игры Никитиных для детей любого возраста, которые открывают безграничный простор для творчества и позволяют "подгонять" их под особенности каждого ребенка.

Главное требование – дети должны играть с родителями, как минимум, в первое время. Объясняется это тем, что ребенку никто не объясняет правила игры. Он должен сам вовлечься, и подражая взрослым, постепенно осваивать правила игры, переходя от простых заданий к более сложным. При этом категорически запрещается подсказывать ребенку, так как необходимо предоставить ему возможность думать самостоятельно. Если же ребенок не может справиться с каким-то заданием или утратил к нему интерес, рекомендуется вернуться к более легкому этапу или на время приостановить игру.

Параллельно с развивающими играми большое внимание необходимо уделять физическому воспитанию и закаливанию малыша. Кроме того, развитие ребенка по методике Никитиных предусматривает обеспечение максимального доступа к природе: питаться скромно и просто, как можно больше времени проводить на свежем воздухе, стараться использовать только одежду из натуральных тканей, ходить босиком (причем не только по траве, но и по снегу).

Недостатки методики Никитиных

Методы воспитания и развития детей Никитиных имеют не только последователей, но и ярых критиков. Среди основных недостатков этой методики называют:

  • отсутствие эмоциональной составляющей – ровное и гармоничное развитие исключает яркие эмоции, оставляющие сентиментальные воспоминания о детстве;
  • некоторая экстремальность физической закалки – окунание новорожденных в ледяную воду и жизнь при температуре не выше 18 градусов может вызвать у детей психологический дискомфорт;
  • сложности с социальной адаптацией – спартанские условия жизни и непривычная для общества одежда (большую часть времени дети должны проводить только в трусиках) усложняет детям контакты с окружающим миром.

Доступность информации о различных методиках раннего развития детей дает молодым родителям большой простор для выбора системы воспитания. Изучая разные подходы, вы можете брать лучшее от любого метода и пробовать воспитывать своего малыша согласно тем принципам, которые находят отклик в вашем родительском сердце.

В середине 60-х годов прошлого века система Никитиных всколыхнула и пошатнула советские устои и традиции воспитания детей. Это интересная методика, сочетающая в себе прекрасное физическое развитие ребенка с его нетривиальными интеллектуальными талантами.

Суть методики Никитиных

Авторы методики – семейная пара, родители 7 детей Борис Павлович Никитин и Лена Алексеевна Никитина. Именно они создали целую систему для воспитания и гармоничного развития личности, которую испытывали и совершенствовали, прежде всего, на своих детях.
Суть системы заключается в следующем.

  • Ребенок волен сам выбирать, чем именно и как ему заниматься. Никаких специально устроенных «уроков» или «занятий». Конечно же, все занятия, которые выбирал себе ребенок самостоятельно, происходили под наблюдением взрослых. Таким образом, обучение происходит без принуждения, по желанию самого малыша.
  • Все в доме должно стимулировать способности ребенка. С раннего детства в распоряжении детей разнообразные спортивные снаряды. На стенах развешены географические карты, арифметические таблицы. В свободном доступе для малышей любые книги, пособия, измерительные приборы.
  • Взрослые максимально участвуют в жизни ребенка , но не делают за него то, что он может сделать сам. Помощь ребенку предоставляется только по просьбе малыша и никогда не навязывается. Личный пример взрослых вдохновляет детей: закаляться и принимать участие в соревнованиях обязательно для взрослых. Все успешные достижения отмечаются и приветствуются.
  • Одна из основных идей методики НУВЭРС: Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. Она заключается в том, что для эффективного развития ума и тела существует совокупность наиболее благоприятных времени и условий. Если потенциал не развился в благоприятное время, то возможность его развития позже угасает. Способности, развитые в раннем возрасте малыша, далее совершенствуются наиболее эффективно.
  • Никитины заметили, что лучше развиваются те способности, навыки и умения малыша, в которых он напрягается наибольшим образом.

Главное в гармоничном развитии ребенка – не мешать ему, а помогать.

Основные принципы воспитания по методике

По мнению Никитиных, традиционное воспитание представляет из себя 2 крайности:


Никитины считают, что очень важно поддерживать ребенка и его интерес к тем или иным занятиям, радоваться его успехам.
Вот принципы, которые выделили сами авторы методики:

  • свобода в выборе занятия, сочетание спорта и интеллектуальных нагрузок;
  • максимально легкая одежда и занятия с использованием спортивных снарядов с раннего возраста;
  • родительское неравнодушие и поддержка.

Как вызвать желание в ребенке заниматься

Необходимо создавать условия на «опережение» развития навыков и способностей ребенка. Уже с раннего детства его должны окружать вещи и предметы, которые он не вполне понимает, но которые могут вызвать его интерес.

Первые впечатления от незнакомых предметов могут дать толчок к развитию ребенка в какой-либо области знаний. Общая совместная работа вызывает интерес к труду и обмен мнениями относительно результатов.

В любом случае, родители поощряют творчество, не подсказывают выход из затруднительных ситуаций, не ругают за неудачу, хвалят за успех. Взрослый всегда рядом с ребенком, но он ничего не делает за ребенка, тем не менее, принимает активное участие в его начинаниях.

Физическое развитие ребенка по методике Никитиных

Часть методики – прекрасная физическая форма детей. Гармония в чередовании физических и умственных занятий ребенка. Спортивные снаряды входят в жизнь ребенка с раннего детства.

Огромное значение уделяется закаливанию детей: ходьба босиком по снегу, обливания, соблюдение температурного режима в помещениях, где живут дети, хорошо укрепляют и развивают иммунитет – это важная часть методики Никитиных.


Никитинские интеллектуальные игры

Борис Павлович Никитин разработал много различных интеллектуальных игр , которые теперь лежат в основе методики раннего развития детей по системе Никитиных. Основной принцип этих игр – отсутствие объяснения правил игры.

Малыш погружается в атмосферу игры, подражая другим участникам. Он играет вместе с ними, постепенно постигая правила игры. Подсказывать ему запрещено, таким образом, он учится мыслить и принимать решения самостоятельно.

Если у малыша наблюдаются затруднения в решении задачи, рекомендуется ее отложить на более благоприятный период. Большинство игр предоставляет простор для творчества в создании новых игр на основе имеющихся. Все игры построены от простого к сложному с максимальным самостоятельным участием ребенка.

Примеры игр

  • «Сложи узор». Это самая простая игра. В наборе 16 кубиков с ребром 3 см. Каждая грань имеет определенную окраску. Играть в кубики Никитина можно начиная с полутора лет; описание методики самой простой игры: сядьте рядом с малышом и предложите выложить дорожку из кубиков с определенной последовательностью цветов. Сначала это может быть только один цвет, затем чередование нескольких цветов, по мере развития способностей и навыков малыша, задания усложняются. Важно закончить игру до того, как ребенок перестанет проявлять к ней интерес.
  • Еще одна игра, которая разработана и придумана Борисом Павловичем и которая входит в основу методики Никитиных: «Сложи квадрат» . Игра на основе головоломки, когда из разных геометрических фигур необходимо сложить квадрат. Никитин упростил ее, разделил уровни сложности, и игра стала доступна малышам от 2 лет, когда сложить квадрат предлагается из 2 прямоугольников, 2 треугольников, или 2 частей, разделяющих квадрат по ломаной. С освоением простых способов, задача усложняется, количество фигур, из которых можно составить квадрат, увеличивается.
  • «Уникуб» . Игра состоит из 27 кубиков, грани которых раскрашены в 3 разных цвета. Существуют схемы, разработанные Никитиным, согласно которым нужно из кубиков сложить определенные объемные фигуры. Задача не так проста, как кажется на первый взгляд, так как используется редкое, но не единственное сочетание цветов.
  • Плюсы и минусы методики

    Несомненный плюс методики заключается в том, что дети здоровы, готовы к новым открытиям и разнообразным жизненным «вызовам». Они значительно опережают в интеллектуальном развитии сверстников, умеют мыслить самостоятельно и нестандартно.

    Из минусов можно отметить, что дети по этой методике занимаются лишь тем, что им нравится и дается легко. Они избегают заниматься делами, вызывающими трудности. Кроме того, дети находятся в изоляции, они окружены взрослыми, которые занимаются их развитием, но в их окружении нет детей.

    В школе за счет высоких интеллектуальных способностей они попадают в классы, где дети старше их, таким образом, они испытывают проблемы с социализацией.

    Методика Никитиных – видео

    В 1965 году был снят фильм о методике Никитиных «Правы ли мы?», в котором показывается и объясняется суть системы. Один день из жизни этой, во всех отношениях, необычной семьи, смотрите в маленьком отрывке из этого фильма.

    Как воспитывать своего малыша – только ваше собственное решение. Несомненным плюсом методики Никитиных является здоровье детей и их крепкий иммунитет. Сами Никитины всегда настаивали на том, что они не растят вундеркиндов, а лишь хотят воспитать самостоятельных, самодостаточных людей, способных отстаивать собственную точку зрения. Все их дети состоялись в жизни, как профессионалы, создали семьи и завели собственных детей.

    Методика Никитиных достаточно известна, так же как или

    В комментариях напишите, что вам нравится в системе Никитиных, а что вы считаете неприемлемым в воспитании детей.

Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) и Леной Алексеевной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Большева. Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Так же они придумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления детей.

Никитинские игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. Они обладают большой степенью вариабельности, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра, по словам автора, "предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка".

В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Игры обладают характерными особенностями: Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. Задачи расположены примерно в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. Задачи имеют очень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Некоторые из никитинских игр очень похожи на блоки Фребеля.

Фридрих Фребель - это немецкий педагог 19 века, основатель первых детских садов (KinderGarten). Он сконструировал блоки, которые позволяют познакомить малыша со свойствами геометрических тел, учат его пространственному воображению, умению соединить часть в целое. Всего наборов блоков 8, они возрастают по сложности. "Кирпичики", описанные у Никитиных - это один из наборов Фребеля. Классические наборы блоков Фребеля составляют куб и должны складываться в кубическую деревянную коробку, как и у Никитиных.

Т. к. в основном никитинские игры направлены на развитие логики и построение образов, они не могут быть единственным средством развития ребенка. Они могут быть только дополнением к другим методикам, в которых представлен весь спектр дисциплин, направленных на всестороннее развитие ребенка.

Что касается физической закалки – то, на мой взгляд, лучше выбирать методы, щадящие психику ребенка. Жизнь при температуре 18° С, окунание новорожденных в ледяную воду, на мой взгляд, несет в себе психологический дискомфорт. Очевидно, если ребенка поставить в суровые условия, то его организм найдет в себе резервы, чтобы выжить, и такой ребенок будет крепче обычных детей, но что в этот момент происходит с его психикой? Не начинает ли он ощущать этот мир миром, в котором надо ежеминутно бороться за выживание? Доман, в отличие от Никитиных, предлагает держать детей первого месяца жизни, одетыми в шортики и футболочку, при температуре 32° С, чтобы переход от внутриутробной жизни в наш мир произошел как можно более безболезненно. Возможно, этот подход более благоприятен для детей.

О семье Никитиных и их детях
Борис Павлович Никитин родился в 1916 году на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. В 1949 году вышел в отставку и начал научную и педагогическую работу в НИО Министерства трудовых резервов, затем – в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН. В 1958 году организовал группу педагогов, чтобы повторить опыт Макаренко. В том же году встретил свою будущую жену, Елена Алексеевну.

Е. А. Никитина родилась в 1930 году в поселке Болшево Московской области. Мать, Е. А. Литвинова, – учительница. Отец, А. Д. Литвинов, – военный инженер. В 1948 году окончила Болшевскую среднюю школу с золотой медалью, в 1954 году – Московский областной педагогический институт. Два года работала учительницей в селе Воеводское Алтайского края. С 1956-го по 1960 г. работала в московской железнодорожной школе № 40. С 1960-го по 1980 г. – библиотекарем и заведующей Болшевской библиотекой.

На протяжении сорока лет (1958 – 1998 г. г.) их семейной жизни и творчества Никитины продолжали научные исследования и педагогическую практику в школах, детских садах и в собственной семье, воспитав семерых детей. Я увидел очень сообразительных "решателей проблем" со свободным и изобретательным мышлением, с хорошо развитым языком. Они обгоняли своих сверстников по школьным программам кто на два, а кто на четыре года.(Н. Амосов).

О себе и своих детях:
"Однажды нам пришлось выступать перед большой аудиторией. Мы подробно рассказали о нашем "нетрадиционном методе воспитания" и отвечали на многочисленные вопросы. В одной из записок нас спрашивали: "А вас самих тоже так воспитывали? Что вы взяли в семью из собственного детства?" Мы переглянулись, засмеялись, и я сказала в микрофон: – Нет, конечно, нас воспитывали совсем не так, мы ничего не могли взять из нашего детства: оно у нас было обычным, ничем от остальных детей в общем-то не отличающимся. Как стыдно мне сейчас за этот ответ! Как хотелось бы вернуть тот вечер, увидеть тех людей, которые тогда почему-то одобрительно зааплодировали нам, и остановить их, и вернуть свои слова назад, и вспомнить, вспомнить, что же мы взяли в жизнь из нашего начала и не могли не передать своим детям".

Основные принципы системы Никитиных
То, что у нас сложилось, назвать системой, видимо, еще нельзя. Но основные принципы, которыми мы руководствуемся, выделить можно. Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь с самого раннего детства, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами. Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности. В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни. Все эти принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития.

Как рождаются способности?
Мы не ставили себе целью научить детей всему как можно раньше, мы старались создать условия для развития их способностей – по их возможностям и желаниям. Наблюдая за детьми, мы заметили, что развиваются у них те стороны интеллекта, для которых у нас были условия, опережающие само развитие. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него уже среди игрушек кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

Самым главным открытием на этом пути было для нас то, что в этих условиях дети очень многое начинали раньше, чем это им предписывалось по всем нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре понимали план и чертеж, в пять решали простейшие уравнения, с интересом путешествовали по карте мира и т. д. Они при этом становились самостоятельнее, инициативнее, любознательнее, ответственнее – тоже не по годам. Сейчас нужен не только знающий человек, но и творчески осмысливающий свое дело, свое место в жизни, а для этого нужны высокоразвитые творческие способности и умение применять их на практике, в труде, на любом месте, в любой жизненной ситуации. Как этого добиться?

Итак, условия для развития должны опережать его, подготавливаться заранее. Вот для этого и нужна – все равно, в доме ли, в детском ли учреждении – гораздо более богатая обстановка, чем та, в которой сейчас растут дети во многих семьях. Мы старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить себя в каком бы то ни было творчестве. Для этого вешали на стену карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, буквы печатные и прописные, измерительные приборы и, конечно, множество книг. Эти первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес к какой-то области знаний и даже развить определенные способности ребенка.

Вместе с ребенком.
Что нужно для того, чтобы ребенок взялся за дело, занимался им увлеченно и добился результата? Общая работа или просто работа рядом – это обязательный интерес и к процессу труда, и его результатам друг у друга, это повод для разговора, это обмен мнениями, это общая радость, когда получилось хорошо, короче, это общение в самом лучшем его варианте – в совместной деятельности.

Еще очень важное: мы старались не делать за малыша то, что он сам может сделать, не думать и не решать за него, если он сам может додуматься и решить. Вообще в любых занятиях детей мы стараемся поощрять творчество, не навязывать своих мнений, а тем более решений, не торопимся обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. В случае неудачи стараемся не упрекать, не стыдить, а вот если получилось что-то хорошо, не скупимся на похвалу. Нам было просто интересно с детьми, и мы никогда не оставались равнодушными к тому, что и как они делают, что у них получается. Это был не контроль, не слежение, не опека, не уроки с проверкой, а совершенно искренний интерес к жизни ребятишек, к их разнообразной кипучей деятельности.

Какая может быть перегрузка, если ребенок занимается по своему желанию тем, что ему интересно, и столько, сколько сам хочет. Лучший отдых – это перемена занятий, а для наших ребят это не проблема: возможностей для такой перемены очень много. Больше того, возможны сочетания занятий. Эти непринужденность, раскованность очень приближались к игровой. При этом мы старались учить малышей радоваться успеху другого так же, как своему. Предоставив своим детям максимум свободы, мы избежали сразу трех зол: и перегрузки, и возможного отвращения детей от нужных и полезных дел, и тяги к уличным соблазнам, которые оказываются куда примитивнее и скучнее, чем их насыщенная разнообразной деятельностью домашняя жизнь.

Какого уровня развития может достичь ребенок?
Ошеломленные неожиданно открывшимися огромными возможностями раннего детского возраста, мы увлеклись проблемой: какого уровня может достичь ребенок в своем физическом и интеллектуальном развитии? Считали: самое главное – ум и здоровье, а остальное само собой приложится. Когда нашему первенцу было года полтора, мы обучали его самостоятельности таким образом: если он попадал в трудное положение (упал или не мог что-то достать), мы "не обращали на это внимания", не помогали ему, несмотря на все его слезы и вопли, – пусть сам учится выбираться из трудностей. И добивались успеха: малыш сам выбирался из затруднения. Но, сами того не подозревая, мы учили малыша... не считаться с остальными. И не только этому.

Когда подрос второй сын, мы с ним поступали так же. И вот однажды младший плачет от ушиба и испуга, а его трехлетний брат даже не смотрит в его сторону – точь-в-точь как мы, взрослые. Тут было просто равнодушие, безразличие к слезам брата. Это неприятно поразило меня. Тогда-то я и взглянула на себя, на нашу "воспитательную меру" со стороны и поняла, почему она подчас раздражает окружающих. Иногда за простую оплошность мы долго "воспитываем" ребенка, говоря: "Ты не нужен мне такой!" Он ищет у нас понимания и помощи, а получает – за простую оплошность – самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он протестовал как мог, а я... даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных правил, а не от ребенка и его состояния.

Пожалуй, с этого "урока" и началась моя материнская учеба, не прекращающаяся по сей день: я учусь понимать своих детей! Ну и сильно же у нас, взрослых, чувство превосходства по отношению к детям, непоколебимой уверенности в своей правоте. Любое возражение кажется наивным и бессмысленным: что он понимает, что знает, чтобы возражать?! А вот когда допустишь, что он может знать то, о чем ты и не слыхал, что у него ум непосредственней, живей, прислушиваешься к его мнению и удивляешься: "А ведь молодец! Получше меня сообразил!" Честное слово, очень приятно, оказывается, поучиться чему-то у своего сына, даже маленького. Это поднимает обоих в глазах друг друга и... даже в собственных глазах.

Неприкасаемое время занятого человека.
Мой совершеннолетний сын: "Я считаю, что это вообще хорошо – слушать споры: интересно сравнивать доводы, самому находить решение, независимо от того, кто как сказал. Ведь вы не заставляли меня и всех нас обязательно высказываться, и не нужно было ни к кому подлаживаться – вот это-то и было здорово. Это, наверное, хорошо учит мыслить. Помнишь, в Древней Греции так учили молодых: они присутствовали при спорах признанных мудрецов, но сами не принимали в них участия, не обязаны были присоединяться ни к той, ни к другой стороне. И так учились думать". Это было замечательно! Я просто воспрянула духом. Оказывается, дело было не в том, что мы спорили, а в том, какое участие в этом принимали дети. Они были свободны в своих размышлениях и высказываниях.

Мы довольно длительное время не догадывались о простом: каждый, даже самый маленький человек нуждается в таком времени, когда он полностью предоставлен самому себе, его не дергают, к нему не лезут, то есть ему не грозит вторжение извне. И чем старше ребенок, тем нужнее ему это неприкасаемое время. Желательно с самого начала установить такой порядок: занятого человека отвлекать без крайней необходимости не следует. Это тоже проявление той самой заботы, в которой нуждается и большой, и маленький человек.

Педагогическая библиотека Никитиных.
Н. Амосов, И. Аршавский, В. Грум-Гржимайло, Р. Декарт, П. Каптерев, Я. Корчак, А. Макаренко, М. Монтессори, Р. Оуэн, Е. Покровский, И. Саркизов-Серазини, В. Скрипалев, Л. Толстой, Х. Хиден, К. Чуковский
Библиография:

1. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 1985.
2. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991.
3. Никитина Л. А. Мама или детский сад. – М.: Просвещение, 1990.
4. Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. – М.: Молодая гвардия, 1979.
5. Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. – М., 1989.
6. Никитины Л. и Б. Резервы здоровья наших детей. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
7. Б. П. Никитин, "Детство без болезней" С.- П. 1996.
8. Л. А. Никитина, "Отчий дом"1982.
9. "Я учусь быть мамой" 1983.
10. "Исповедь" 1991.

Супругам Никитиным присущи чрезвычайная ответственность, удивительная наблюдательность и поразительная интуиция. Эти качества позволяли и позволяют им находить верные решения даже там, где ученые-специалисты беспомощно разводят руками.(И. Аршавский)
О резервах наших детей:
Просьбы к врачам и медсестрам родильного дома
Первая просьба – не делать анестезии (обезболивания).
Вторая просьба – не накладывать зажимы и не перевязывать пуповины до тех пор, пока она пульсирует.
Третья просьба – нельзя уносить ребенка от матери после его рождения! Лучше, если мама сама приложит его к груди: к одной и другой, чтобы малыш обязательно высосал первые капельки молозива. Контакт "кожа к коже" хотя бы 15 минут в первые полчаса жизни обязателен, совершенно необходим!
Просьба четвертая. Ритуал рождения. Чтобы отец тоже понял, что ребенок попадает и в его руки, сильные, надежные, и его прямая обязанность вести этого человека по жизни. Наши дети не должны быть ущербными из-за нашей дикости, которую мы проявляем сейчас в первые и очень важные мгновения их жизни.
Просьба пятая. Просите не закапывать раствор ляписа ребенку, и его глазки будут чистыми.
Просьба шестая. Лучше прививки БЦЖ избежать.
Седьмая просьба. В первые дни жизни ребенка у малыша самые высокие адаптивные возможности – он приспосабливается ко всему. Надо, чтобы у него были свободные ручки, а то, что он поцарапается, пусть, попадут микробы, малыш начнет "формировать" свой иммунитет. А при отсутствии развитой иммунной системы страшные вещи с детьми происходят! В первые 8–10 дней после рождения ребенок должен знать только материнскую грудь. До первого зуба никаких коррекций вводить не надо, т. е. до 5–7 месяцев. Только когда появляется первый зуб, не страшны ни добавки, ни смеси, ни соки. Даю совет: появился зубик, просто необходимо давать малышу твердую пищу! Естественное вскармливание до появления первого зуба.

Близость (физическая) матери к ребенку

Так, африканки носят детей за спиной минимум два года. Проанализировав это явление, европейские врачи пришли к выводу, что эти малыши намного превышают по уровню развития европейских детишек этого же возраста, несмотря на то, что мамы с ними не занимались, а просто носили за спиной. Увеличение кругозора, возможность практически неограниченная в познании мира ("не запирать" малышей в коляски и пеленки!)Запуск всех рефлексов, которые заложены матерью-Природой. Легкая одежда. Влияет ли она на интеллект? Представьте, да! Так, распашонки с зашитыми рукавами, на мой взгляд, вредны. Они блокируют систему осязания: куда бы ручки малыша ни попадали, они ничего не ощущают. А обрезанные рукавчики на распашонках и срезанные носочки на колготках способствуют развитию системы осязания.

Обогащенная обстановка для детей.
Это система принципов и приспособлений:

* использование лесенки-"встаньки" Скрипалева;
* свободное передвижение по квартире ребенка-"ползунка";
* игры во "взрослые игрушки" – кастрюли, кружки, ложки, пластилин, карандаши и бумаги (обязательно научите правильно держать карандаш сразу же!).
* Свобода познания мира, снятие "традиционных" запретов. Постарайтесь забыть выражения: "Не трогай!", "Не лезь!" и т. п. Не бойтесь, что малыш что-нибудь испортит или сломает. Он познает мир и, познавая его, самостоятельно развивается, занимает активную жизненную позицию.
* Оборудование в квартире спорткомплекса.
* Развивающие игры. Их может быть много, если творчески подойти к этому вопросу.
* Раннее знакомство с буквами и цифрами (начиная с 2–3-летнего возраста).
* Раннее знакомство детей с инструментами и материалами, т. е. с ручным трудом. Важно детей рано познакомить с ножницами, шилом и т. д.
* Отношение родителей к развитию детей. Здесь существуют две позиции: 1) ребенку нужно все объяснить, рассказать; 2) необходимо рассказывать и показывать малышу только то, до чего он сам дойти не может. Так формируется самостоятельность. Именно второй вариант дает творческие личности, а первый развивает лишь исполнительские способности.

Как рождаются способности?
Б. П. Никитин: В основу умственного развития наших детей положены все те же наши "три кита": богатая для разнообразной деятельности обстановка, большая свобода и самостоятельность детей в занятиях и играх и наша иск ренняя заинтересованность во всех их делах. Мне и здесь хотелось бы еще раз подчеркнуть, что мы не ставили себе целью научить их всему как можно раньше, мы старались создать условия для развития их способностей - по их возможностям и желаниям.

Мы не знали и не могли взять на себя смелость определять, что и когда развивается у малышей, и в своих действиях исходили из того простого наблюдения, о котором уже упоминали в первой части книги: с младенцем разговаривают со дня его рождения, когда он еще и не понимает ничего. Наступает момент (для каждого индивидуальный), и малыш скажет первое слово. Если с ним не говорить, то это первое слово может быть не сказано и в год, и в два, и в три. Ну а если по отношению ко всем прочим человеческим способностям поступить так же? Не определять сроки заранее, а просто создать благоприятные условия и посмотреть, как будет развиваться ребенок. В поиске этих условий мы и выработали те самые принципы, о которых я говорил.

Наблюдая за детьми, мы заметили, что развиваются у них те стороны интеллекта, для которых у нас были условия, опережающие само развитие. Допустим, ребенок еще только начинал говорить, а у него уже были среди прочих вещей и игрушек кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые, проволочные буквы и цифры. Вместе с великим множеством понятий и слов, входящих в эту пору в мозг ребенка, четыре десятка значков, называемых А, Б, В... 1, 2, 3, 4... и т. д., запоминались без всякого труда к полутора-двум годам. А все потому, что мы не делали из этого тайны, не говорили, что "тебе рано", просто называли малышу буквы, как называли прочие предметы: стол, стул, окно, лампа и т. д. И радовались, когда он запоминал, узнавая их в любом тексте.

Так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе). Самым главным открытием на этом пути было для нас то, что в этих условиях дети очень многое начинали раньше, чем это предписывалось им по медицинским и педагогическим нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре - понимали план и чертеж, в пять - решали простые уравнения, с интересом путешествовали по карте мира и т. д. И дело было не только в постижении некоторых школьных премудростей, которыми они легко овладевали до школы (беглое чтение, устный счет, письмо), но и в том, что они при этом становились самостоятельнее, инициативнее, любознательнее, ответственнее - тоже не по годам. Мы их могли оставить дома одних (с 6-7-летним старшим) часа на три-четыре и знали, что ничего не случится. Мы могли спокойно послать семилетнего в Москву (электричка, метро) или одиннадцатилетнего в Горький (он сам брал себе билет, ехал без всякой опеки проводника или кого-либо из взрослых). И все это не делало из них старичков - таких выдумщиков и озорников еще поискать! Но об этом речь еще впереди.

Сначала мы этому только удивлялись, а затем всерьез заинтересовались проблемой раннего развития детей. Оказалось, что изучением потенциальных возможностей человеческого мозга давно занимается мировая наука и практика. Ученые пришли к выводу, что резервы мозга колоссальны, а используются они в течение жизни человека ничтожно мало, что гениальность - это наиболее полное проявление интеллектуального потенциала, которым обладает любой нормальный человек.

От чего же зависит реализация этого потенциала? От чего зависит уровень развития способностей? Ответить на этот вопрос - значит найти способ растить таланты, не искать их среди обыкновенных, а растить всех талантливыми людьми. А это позволит избавить школу от неуспевающих и второгодников, детей - от перегрузок, родителей - от бессилия и удобного предрассудка: "Такой уж он у меня уродился". Просто невозможно было не попытаться принять участие в поиске ответа на вопрос, откуда берутся таланты? Ну, конечно, мы ни в какой степени не считаем, что нашли способ выращивания вундеркиндов. Вундеркинд - это чудо-ребенок, исключение из правил, пока малообъясненное явление. Я же говорю о другом: как каждого, буквально каждого малыша, родившегося нормальным, вырастить способным и даже талантливым. Ведь это требование времени - научно-технической революции, все возрастающей ответственности человечества за все, что делается на земле, необходимости предвидения и осмысленности каждого шага человека, живущего на нашей планете.

Л. А.: Я думаю, что ответственность зависит не столько от талантливости, сколько от совестливости. Можно быть сверхталантливым, но при этом корыстным и эгоистичным человеком, живущим по принципу: "После меня хоть потоп..."

Б. П. Никитин: Это наш старый спор, мы к нему - еще вернемся. Я только скажу, что сейчас нужен не только знающий человек, но и творчески осмысливающий свое дело, свое место в жизни, а для этого нужны высокоразвитые творческие способности и умение применять их на практике, в труде, на любом рабочем месте, в любой жизненной ситуации. Как этого добиться?

Главное - своевременное начало.
Важнейшим условием развития всех способностей я считаю своевременное начало. За этими двумя словами годы наблюдений, размышлений, исследований. Итогом этой работы была "Гипотеза возникновения и развития творческих способностей" (сб. "Социологические и экономические проблемы образования". Новосибирск, "Наука", 1969, с. 78-124). В ней впервые появилось непривычное слово НУВЭРС, составленное из первых букв названия процесса, который происходит в человеческом мозгу: Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. Вся работа представлена в 4-й главе книги, суть же ее заключается в следующем: каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей ко всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют, и чем старше становится человек, тем труднее развивать его способности.

Вот почему так важно, чтобы условия опережали развитие. Это даст наибольший эффект в развитии, которое будет просто своевременным, а вовсе не "ранним", как считают те, кто называет так развитие наших детей. Кстати сказать, мы-то сами теперь считаем развитие наших ребятишек не только не ранним, а запаздывающим во многих отношениях. Ведь условия, которые мы сумели создать, конечно, еще очень далеки от возможного идеала. Это естественно: домашними силами и средствами такую проблему не поднять. Вот несколько примеров. Не смогли мы создать даже удовлетворительных условий для занятий ребят в области изобразительного искусства, биологии, иностранных языков и многого другого. И развитие ребят здесь явно отстает от их возможностей. А теперь нагонять упущенное очень трудно: иностранный язык, например, никто из них толком так и не знает, несмотря на школьные пятерки и четверки. А могли бы знать, если бы кто-нибудь из нас владел иностранным языком и просто говорил на этом языке с детьми со дня рождения, как это делает со своими малышами инженер В. С. Скрипалев. Для Олега Скрипалева изучение английского языка проблемы не составит: он говорит на нем так же, как и на русском, совсем свободно.

Итак, условия для развития должны опережать его, подготавливаться заранее. Вот для этого и нужна - все равно: в доме ли, в детском ли учреждении - гораздо более богатая обстановка, чем та, в которой сейчас растут дети во многих семьях.

Широкое поле деятельности
Конечно, под богатой обстановкой я понимаю не ковры, хрусталь, польскую мебель и т. п. Все это предназначено для отдыха взрослых, а ребенку от такого богатства пользы мало: полированным миром вещей-недотрог можно лишь любоваться, а делать в нем ничего нельзя. Правда, для ребятишек в возрасте до двух лет даже простое разглядывание предметов и их изображений занимает до 20 процентов всего времени их бодрствования и является важным развивающим фактором. Но чем старше становится ребенок, тем менее его удовлетворяет одно созерцание, и он тянется к каждому предмету рукой и начинает его пробовать сначала "на вкус", потом "на стук", потом на всякое другое его применение. Но ведь хрусталь для этого не годится, а вот если малышу рано попадают в руки карандаши, мел, бумага, клей, ножницы, молоток, картон, краски, пластилин, кубики - все то, чем можно работать (действовать, строить, делать), тем богаче условия его развития.

Мы рано заметили, что малыши предпочитают манипулировать не игрушками (они им быстро надоедают), а предметами домашнего обихода, которыми пользуются взрослые: кухонной утварью, письменными и швейными принадлежностями, инструментами, приборами... А заметив это, разрешили малышам "войти" в наш взрослый мир и исследовать его неигрушечные свойства и опасности. Мы уже писали в первом разделе книги, как мы начинаем знакомить малышей с этим сложным миром реальных вещей. Того же принципа са- мостоятельности мы придерживаемся и в дальнейшем, не требуя от малышей "не брать без спроса", но требуя "класть на место". При этом, приветствуя исследовательскую деятельность, мы запрещаем ломать, рвать, портить вещи "просто так" - "со зла" или от нечего делать.

Доступность вещей не означает, однако, что детям позволено все трогать и брать без разрешения. У нас есть вещи - и их действительно огромное большинство, - которыми дети могут пользоваться в любое время по своему усмотрению. Перечислять их бессмысленно: это все то, что не входит в две запретные категории: чужие и ценные вещи. Под "чужими" понимаются буквально чужие, а кроме того, личные вещи на папином или мамином столе, в дедушкиной комнате, в чьей-то сумке или портфеле, которые неприкосновенны. Эти вещи можно брать только с разрешения. А ценные вещи - на них также налагался, безусловно, строгий запрет - это часы, магнитофон, фотоаппараты, пишущая машинка и т. п., тонкие механизмы, которые ребенок по незнанию может легко испортить. Мы не прятали их от детей, не убирали подальше; но давали понять с первого же знакомства, что эти вещи трогать нельзя. И я не помню случая, чтобы по вине малышей что-нибудь из дорогих вещей вышло из строя, хотя они были всегда доступны, а дети часто оставались с ними наедине.

Думаю, так получалось потому, что подобных запретных вещей было очень немного и они не были детям совершенно незнакомы. Обычно малыши рассматривали их вместе с кем-нибудь из взрослых или старших, и они переставали быть притягательными своей неизвестностью.

А главное, у детей нашими стараниями все больше появлялось других интересных, всегда доступных для них вещей, начиная от спортивных снарядов н кончая всевозможными инструментами и строительными материалами, все это помимо обычных игрушек, кукол, которых у детей тоже много.

В нашей комнате-мастерской можно резать, клеить, лепить, пилить, забивать гвозди, рубить, колоть, сверлить, точить. Были как-то у нас в гостях целую неделю два брата - двухлетний Витя и шестилетний Дима. Как же они были довольны, что молотки бывают разного роста и гвозди тоже и что доску можно прибивать гвоздями к обрубку бревна на полу. С каким усердием они вколачивали в бедную доску гвозди один за другим, получалось это у них все лучше и лучше. А мы с их мамой - доктором - глядели на "мастеров" и говорили друг другу: "Как же не хватает малышам в современной квартире вот такого настоящего дела!"

Мы старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить себя в каком бы то ни было творчестве. Заметили, что малыш любит писать мелом, - сделали из куска линолеума доску; заметили, что его интересует в "Детской энциклопедии" карта, - повесили большую карту полушарий на стенку. Так у нас на стенах появились таблицы сотни и тысячи, буквы печатные и письменные на плакате, на кубиках, измерительные приборы, большие деревянные кирпичи, конструкторы, всевозможные игры и, конечно, книги, множество книг - от сказок и киижек-малышек до энциклопедий и научно-популярной литературы. Вот это-то мы и называем богатой обстановкой. Для ребенка в ней открывается богатое поле деятельности.

Один профессор, вспоминая свое детство, удивлялся, с какой живостью и точностью он может представить рисунок на обоях в детской и даже форму трещин на белом потолке. Так почему же, недоумевал он, не дать для запоминания "на всю жизнь" таких сгустков человеческих знаний, какими являются географическая карта или таблица Менделеева? Эти первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес к какой-то области знания и даже развить определенные способности ребенка.

Те, кто знаком с биографией женщины-математика Софьи Ковалевской, могли обратить внимание на такую деталь: стены ее детской были оклеены страницами из математической книги. Но мало кто верит в связь между этими страничками с формулами и чертежами и ярким математическим талантом девочки Сони.

У нас в семье, видимо, точно так же "сработала" таблица Менделеева, на которую обратил внимание в "Детской энциклопедии" трехлетний Антон. А позже начались дымы, запахи, вспышки, появился конструктор "Юный химик", целая стена в мастерской, забитая химической посудой и химикатами. Потом химико-механический техникум, победа в химической олимпиаде и, наконец, химфак МГУ.

Любимые учебные пособия
Этой чуткостью и восприимчивостью детского ума мы постарались воспользоваться и в обучении грамоте, счету, в знакомстве детей с мерамидлины, веса, времени, с чертежом, планом и т. д. Касса больших (60 миллиметров) письменных букв, согнутых из проволоки, не только позволяла составлять слова-поезда: "МАМА", "АНЯ", "ДОМ", но и обучать составителя поездов письму. Он не догадывался об этом, но, составив "поезд", обязательно "проверял все вагоны", обводя пальчиком все буквы по порядку.

Дедушке трудно рассмотреть на маленьком термометре за окном, какой сегодня морозец. Ему помогут малыши, Ваня и Люба, - они установят точно такую же температуру на учебном термометре метрового роста, где очень крупные деления и подвижная красно-белая ленточка позволяет установить любую температуру, какая бывает на нашей земле.

Со стены можно снять и часы с большим циферблатом, в которых часовая стрелка передвигается в 12 раз медленнее минутной, как на настоящих часах, но показать они могут любое время, стоит только малышу покрутить шестеренку сзади. Эта игрушка позволяет ребятишкам на несколько лет раньше сверстников освоить часы и измерение времени.

Есть у нас "игрушка", которая учит завязывать узлы. На рамке из дюралевых уголков и трубок в верхней половине завязаны образцы: 14 различных узлов, от самых простых до очень сложных вроде альпинистского "узла укорачивания". А в нижней 14 "концов" из капронового шнура позволяют завязывать копии этих узлов, что и взрослым не всегда удается.

Чтобы малыши познакомились с картой и планом, у нас есть и глобус, и план дома, физическая карта мира и учебная школьная, где рядом с планом местности изображен и ее рисунок. Уже пяти-шестилетние ребятишки с удовольствием находят, где на плане дорога, лес или село, нарисованные на рисунке, или наоборот. А когда научатся читать, то задают друг другу задачи по карте мира и знают не только материки, океаны и моря, но и много государств, столиц, рек и гор и любят совершать путешествия по суше и по морю.

Даже простая на первый взгляд таблица сотни дает малышам много пищи для размышления и возможности задавать друг другу массу задач. Сначала они просто показывают пальчиком числа и называют их по порядку: кто дальше. И быстро уясняют, что после "двадцать девять" идет не "двадцать десять", а "тридцать", то есть усваивают порядок чисел, а потом начинают сосчитывать разные предметы. Когда все числа уже знакомы, мы даем задачки: кто быстрее найдет число 27? 49? 93? Затем по этой же таблице ребята овладевают сложением, находя, например, сумму чисел, расположенных по вертикали, горизонтали, диагонали. При этом они изобретают разные способы сложения и быстро привыкают к математической терминологии.

С началами геометрии дети знакомятся по разнообразным геометрическим фигурам, вырезанным из цветной бумаги и приклеенным к стене. Здесь же указаны основные линии фигур и их названия: высота, медиана, диаметр, радиус... И малыши очень рано отличают угол от треугольника, квадрат от ромба, круг от окружности и т. п. А в строительных наборах есть и шары, и цилиндры, и конусы, и пирамиды, и мы называем все эти геометрические тела их "математическим именем".

В нашей мастерской учебными пособиями фактически служат и измерительные приборы: весы, динамометры, секундомеры, штангенциркули и др..; и разнообразные материалы: от фанеры и жести до всевозможных пластмасс; и разные инструменты для обработки дерева и металлов, в том числе электроинструменты, требующие умения и осторожности в обращении. Наконец, игры. В первую очередь это конструкторы: пластмассовые с крупными деталями для малышей; конструкторы-механики и даже большой электронный конструктор, которым увлекаются старшие.

Особое место среди всех учебных пособий занимают наши развивающие игры, которые мы назвали "ступеньками творчества". Это игры необычные, они родились в общении с детьми и при их непосредственном участии. В них можно играть уже на втором году жизни, как только малыш начинает различать форму и цвета, и в них же с удовольствием играют подростки и даже взрослые.

Что такое творческие способности?
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело - задача, то более, то менее трудная. Но при всем их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости, все дела можно разделить на две группы, если подойти к ним с одной меркой - старая это задача или новая. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело - задача, то более, то менее трудная. Но при всем их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости, все дела можно разделить на две группы, если подойти к ним с одной меркой - старая это задача или новая.

Вот машинистка печатает на машинке или шофер ведет автобус по улице. При этом они решают свои профессиональные задачи. Как их решать, каждый из них хорошо знает. Сначала они учились, а потом напрактиковались за годы работы. Профессиональные "задачи" являются для них старыми, известными, а привычная работа называется исполнительской деятельностью. Обучаясь профессии, человек развивает свои исполнительские способности: внимание, память, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести профессиональный навык до автоматизма и т. п. Эти способности позволяют человеку поступать в какой-либо привычной деятельности по раз и навсегда установленному правилу или шаблону - подчас даже машинально. Недаром машинистки, например, печатая и даже не сбавляя при этом темпа работы, могут переговариваться между собой; шофер, продолжая вести машину, объявляет остановки, делает по микрофону замечания пассажирам и даже может пошутить.

Но вот перед машинисткой положили рукопись - длинный текст, который надо расположить на одном листе наиболее экономно или каким-то необычным способом. Это непривычно, раньше ей не приходилось с этим сталкиваться: это новая для нее задача. Или у шофера, пришедшего утром в гараж, не запускается мотор. Неисправность может быть и в системе питания, и зажигания, и электропроводки, и в самых различных частях. Ни один учебник и инструктор не могут предусмотреть все возможные поломки и неисправности и научить этому шофера, как это делается при обучении вождению машины. Значит, это тоже новая задача. Надо самому поразмыслить, найти ее решение. И, хотя она не очень сложна, ее можно уже отнести к творческим задачам.

Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности - от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. А более простая - исполнительская - может быть переложена и на животных, и на машины, для нее и ума не так уж много требуется. В жизни, конечно, все гораздо сложнее, отделить разные виды деятельности не всегда возможно, и чаще всего человеческая деятельность включает в себя и исполнительский, и творческий компоненты, но в разных пропорциях. Рабочий у конвейера или у штамповочного пресса почти лишен необходимости в творческой деятельности, он должен точно выполнять известные ему операции, а слесарь-наладчик автоматической линии или изобретатель почти постоянно ею заняты, и любая их деятельность "пропитана" творчеством, так как новые задачи в большом количестве ставит работа, да и они сами находят их в жизни.
Кому нужны творческие способности?

И как ни покажется это на первый взгляд странным, более сложная, пока не каждому посильная и требующая часто настоящего подвижничества творческая деятельность привлекает к себе людей, и не только молодых. Видимо, эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего, человеческого порядка - радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Возможно, что это и закономерно, и в высшей степени симптоматично: ведь мы живем в век невиданной еще в истории человечества научно-технической революции; и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Особенно остро это стало ощущаться в период перестройки, когда гласность стала открывать всем глаза и позволила увидеть море проблем, которые не замечал ограниченный ум послушного исполнителя в годы застоя. Как бороться с бюрократизмом, как преодолеть процентоманию в школах? Что делать, чтобы ученые из ярых противников новаторства превратились в его сторонников?

Подвижности требует и современное производство, где буквально на глазах появляются новые профессии и на убыль идут те, где нужен тяжелый, однообразный, исполнительский труд. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

И перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто еще только должен родиться, вырастить не только сознательным членом социалистического общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно!- инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, Другие - в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются редко...

Методика Никитиных занимает одно из передовых мест в списке методик раннего развития детей. Борис и Лена Никитины стали классиками отечественной педагогики, а их логические игры не теряют актуальность уже на протяжении многих лет. На примере своих детей они показали, как вырастить и сделать ребенка самостоятельным и гармонично развитым.

Никитин Борис родился в 1916 году, получил образование и некоторое время служил в авиации. Затем заинтересовался педагогической работой, а в 1958 году уже успешно стал руководителем группы педагогов,чтобы повторить опыт Макаренко. Свою будущую жену он встретил тоже в этом году. Никитина Елена, педагог по образованию, работала в тот период в школе, а затем заведующей в библиотеке. В их семье родилось семеро детей, которые были воспитаны согласно методике Никитиных. В Советском Союзе она вызвала большой интерес общества, кроме того, методикой интересовались и другие страны, например, в Германии и Японии. Книги, которые выпускались за весь период, были переведены на 10 языков, а общий тираж составил около 7 млн.

В чем же особенность развития детей по методу Никитиных ? Существуют основные принципы, которые во многом определяют суть методики.

Основные принципы

— участие и заинтересованность родителей в развитии;

— свобода детей в проявлении своих творческих способностей;

— создание родителями благоприятных условий для всестороннего развития своего ребенка (спортивное развитие, наличие различных развивающих игр).

Таким образом, дети Никитиных росли в здоровой атмосфере, где значительное внимание уделялось спортивному умственному развитию. Спортивные снаряды с самого раннего тесно вошли в их жизнь и стали чем-то постоянным и привычным. Родители не мешали развитию, а наоборот помогали и давали детям свободу в осуществлении каких-то задумок и желаний.

О резервах новорожденного ребенка

В 60-е годы методика Никитиных была настоящим открытием, он ввел в роддома те основы, которыми сейчас успешно пользуются врачи и которые уже не кажутся чем-то особенным, скорее естественным. Никитины предлагали ряд таких просьб к медицинскому персоналу в родильных домах:

— не делать обезболивание при нормальном течении родов;

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

— пуповину нельзя перерезать, пока она пульсирует;

— ребенка сразу после рождения необходимо приложить к груди, уносить его от матери ни в коем случае нельзя, необходим контакт матери с ребенком «кожа к коже» минимум 15 минут;

— исключительно грудное вскармливание до 5-7 месячного возраста (до первого зуба);

— лучше избегать прививок в первые дни жизни.

Пробуждение у детей желания к занятиям

Необходимо практически с самого рождения подготовиться к будущему развитию. На стены в комнате можно повесить разные таблицы, буквы, карту мира, измерительные приборы. Это может пробудить в ребенке тягу к знаниям и, возможно, развить какие-то определенные способности. Есть один важный момент, о котором не следует никогда забывать: за ребенка делать ничего нельзя, решения он должен принимать самостоятельно. Взрослый может только поощрять интерес и вовремя предотвращать ошибки, при этом, не навязывая своего мнения. Если у ребенка что-то не выходит, нельзя его стыдить или упрекать. А вот успехи обязательно нужно поощрять, хвалить как можно чаще. В любом случае, нельзя оставаться равнодушным к занятиям ребенка и его развитию.

Физическое и интеллектуальное развитие

Знания воспринимаются ребенком и умственно, и физически. Чтобы оно развивалось на физическом уровне, в доме обязательно должны присутствовать , не нужно перегружать ребенка лишней одеждой и едой. Никитины большое значение уделяли закаливанию, что благоприятно влияло на здоровье их собственных детей и ограждало их от простудных заболеваний.

Никитин известен многим по своим логическим играм, которые способствуют умственному развитию ребенка. Для начала ребенку необходимо участие взрослых, чтобы вовлечься в игру, а потом он может играть и самостоятельно. Подсказывать ребенку нельзя. Если он не справляется, то следует вернуться к более легкому заданию или на время оставить данную игру. Если же ему игра стала не интересной или он достиг максимума своих возможностей, тоже следует на время оставить занятие. Таким образом, дети учатся самостоятельно искать решения и развивать свое творческое мышление. Игры рассчитаны на разный возраст, есть более простые задания для малышей 2-3 лет, а есть и игры для взрослых. В книгах Никитиных можно найти много логических игр согласно возрасту.

Преимущества данной методики налицо: ребенок развивается всесторонне, он обучается логическому мышлению, растет самостоятельным человеком.

Недостатком же можно назвать тот факт, что дети Никитиных, перескакивая через классы, трудно находили общий язык со сверстниками, поэтому социальная адаптация была сложной. Кроме того, уделялось недостаточно внимания их эмоциональному воспитанию.

Перечисленные недостатки ни в коем случае не умаляют общий вклад Никитиных в развитие педагогики. Умелое использование логических игр, спортивных снарядов, которые придуманы авторами методики раннего развития, оказывает самое благоприятное влияние на развитие детей, их умственные и физические способности.