Полина Цивнель
Эссе «Будущее за…»

«Будущее за…

Чрезвычайно важно для человека знать, какое занять место в окружающем его обществе, и понять, каким надо быть, чтобы этот выбор был не случайным.

Порой мне кажется, что наша жизнь - это книга, в которой можно открыть любую страницу и прочитать, как ты проживешь этот день, а порой думаю, что мы сами строим свою судьбу и сами вносим коррективы в день текущий.

Преследуя цель в жизни, мне хочется достичь определенных вершин как в семейных отношениях, так и в работе, и помогают мне в этом дети. «Дети - не только наше будущее . Но и наше прошлое, и настоящее». Я думаю, что наше будущее напрямую зависит от того, каким будет подрастающее поколение, какие основы мы заложим в сознание детей. От этих основ зависит духовное и материальное благосостояние общества и государства.

Мы живем в стране, пожалуй, не зная, что с нами будет завтра. Те изменения, которые происходят в образовании, направлены на улучшение качества образовательной деятельности. Происходит это, на мой взгляд, потому что какое поколение мы воспитаем, таким и будет наше будущее . Не случайно во всех современных законодательных документах говорится о разностороннем развитии творческой личности, способной принимать самостоятельные, порой глобальные решения, уметь самостоятельно добывать знания и использовать их в практической жизни. Чтобы не потеряться в стремительном потоке информации, уметь выбрать и воспользоваться этим источником знаний со всей компетентностью, нужно четко знать свои жизненные цели и потребности. Я считаю, что это огромная ответственность для нас – педагогов, научить учиться и очень сложная исследовательская работа. Как сделать содержание образования таким, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свои возможности и способности?

Пока у меня нет четкого ответа на этот вопрос, но одно я знаю точно : детям нужно тепло, прежде всего, душевное, осознание того, что каждый из них единственный и неповторимый. И если мы даем это, связь с ними становится многолетней. Важно найти для каждого ребенка именно то слово, в котором он сейчас нуждается. Именно сейчас я хочу, а главное могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, формулировать цель, видеть смысл в любом деле, в этом и заключается удовлетворение делом, которым я занимаюсь.

К сожалению, в жизни мало, что бывает постоянным, но уверенно могу сказать одно, что постоянна только любовь к этим неравнодушным созданиям, которые готовы вместить в себя целый мир. Так давайте будем верить в будущее , в себя и в детей, и тогда многое претворится уже сегодня!

«Дети - наше будущее» - как часто мы слышим эти слова, но задумываемся ли над ними? Осознание глубинного смысла этого выражения заставляет нас искать ответы на важнейший вопрос: как помочь нашим детям стать полноправными строителями светлого будущего? Имея провозвестие Новой Эпохи, Учение Живой Этики, мы знаем, что должно лечь в основу построения Нового Мира, - это Культура, Красота, Сердце. Наша задача - передать детям эти знания, ведь им суждено воплощать Предназначенное.

Именно в этом направлении ведётся поиск путей воспитания подрастающего поколения участниками педагогической секции СибРО. Напомним, что на декабрьском заседании педсекции, освещённом в одном из наших журналов 1 , её участниками были сформулированы основные черты нового человека и поставлена насущная задача поиска и овладения средствами, помогающими воспитывать эти черты. На февральском заседании эта работа продолжилась. Встречу открыла Людмила Александровна Толстихина :

Мы знаем, что в Новом Мире методы воспитания будут меняться в сторону их утончения и одухотворения, но уже сегодня, проводя экскурсии в Музее Н.К. Рериха и беседы в школах и детских садах, мы ищем и пытаемся применять на практике методы воспитания нового человека.

Вспомним о двух универсальных методах, раскрывающихся в Учении Живой Этики.

Вначале поговорим о «глазе добром». В основе его лежит понимание того, что добрая мысль о человеке имеет огромную силу. Если попытаться определить, какие именно качества можно воспитать с помощью этого метода, то окажется, что все. Он обладает огромной мощью, но, к сожалению, мало взят на вооружение педагогами и воспитателями. Приведу строки из «Граней Агни Йоги»: «Нет явлений абсолютно плохих или абсолютно хороших. Элементы того и другого начала находятся в каждом. Надо учиться отыскивать положительную сторону явлений во всём и её утверждать. Этим путём ведётся истинное строительство. (...) Если обратить особое внимание на хорошие качества в человеке и их утверждать, они начнут выявляться и расти, но, видя только плохое, даже хорошего человека можно сделать плохим. Человек легко и быстро реагирует на то или иное отношение к нему, становясь лучше или хуже. Надо взывать, надо апеллировать к лучшей стороне в человеке, и он не замедлит ответствовать в сознании с предпосланной мыслью. Особенно дети яро реагируют на обращение к лучшему, что есть в них. (...) Строителям Моей Страны совет: "Примените принцип созидания в строительстве Нового Мира. Увеличивайте всё хорошее во сто раз и приуменьшайте теневые стороны, и пусть глаз ваш будет открыт на добро"» 2 .

Наталия Дмитриевна Спирина владела этим методом в совершенстве. Она умела видеть лучшее в каждом человеке и именно это поддержать, и потому каждый уходил от неё окрылённым. В её тетради есть запись: «Вспоминаю одну знакомую женщину, к которой я всегда была неизменно расположена и думала о ней хорошо. Неоднократно мне о ней говорили, что она сварливая, скандальная особа, приводили разные, иллюстрирующие это факты, но я почему-то была так благодушно настроена по отношению к ней, что не обращала на них внимания и не думала об этом при общении с ней. И она ни разу не выявила со мной этих своих черт, и они даже не ощущались» 3 .

Дети особенно чутки ко всем тонким воздействиям, и часто в жизни и в педагогической практике можно наблюдать примеры положительного и отрицательного влияния наших мыслей на детей. Поведение ребёнка ухудшается, когда мы думаем о нём плохо. Чем хуже он в нашем представлении, тем хуже он себя ведёт. Но если мы переменим взгляд и постараемся замечать всё хорошее, что в нём есть, он неизбежно начнёт меняться к лучшему.

Психологи провели следующий эксперимент: в течение полугода они работали с учениками третьего класса, беседовали с ними, тестировали, проверяли их способности различными приборами и в итоге объявили учительнице, что, по результатам исследований, в будущем году произойдёт заметный сдвиг в успеваемости трёх учеников. Прошёл год, и предсказания психологов полностью оправдались. Но эксперимент состоял в том, что эти три ученика были выбраны по таблице случайных чисел, а все опросы и исследования с приборами были спектаклем для учительницы - чтобы она поверила в них. Вот какую огромную силу имеет вера в человека.

Другим универсальным методом, который мы сегодня затронем, является похвала, о которой в Учении сказано: «...опять говорю - хвалите за каждое благо - это будет явлением великодушия. Пусть каждая искра блага раздувается в пламя. (...) Так сумевший найти искру Света уже будет сотрудником светлым» 4 .

Вовремя высказанная похвала творит с человеком чудеса. Приведу два примера из книги Л. Тарковой «Воспитать мужчину».

Десятилетний мальчик, работавший в Неаполе на фабрике, страстно мечтал стать певцом. «Ты не можешь петь, у тебя совсем нет голоса», - заявил его учитель, но мать, бедная крестьянка, хвалила сына и говорила, что он поёт всё лучше и лучше. Чтобы скопить средства на обучение мальчика, она перестала покупать себе обувь и ходила босиком. Похвала и поддержка матери изменили жизнь юного певца. Его имя - Энрико Карузо.

Много лет назад в Лондоне один молодой человек хотел стать писателем. У него была очень нелёгкая судьба. Отца посадили в тюрьму за неуплату долгов, и мальчик рано узнал, что такое нищета. В обществе таких же беспризорных голодных мальчишек подросток жил на чердаке. Он рано начал писать, но так мало верил в себя, что рукопись со своими первыми сочинениями бросил в почтовый ящик украдкой, ночью, чтобы никто не увидел и не посмеялся над ним. После многих попыток напечататься один из его рассказов получил одобрение редактора и был принят к публикации. Это признание и похвала стали для юного писателя самым высоким гонораром. Счастливый, он долго бродил по улицам, и слёзы катились по его щекам. В ещё несовершенном рассказе юноши редактор сумел разглядеть задатки великого писателя - Чарльза Диккенса.

Похвала и «глаз добрый» действуют незаметно, но мощно.

«Глаз добрый - это глаз, открытый на добро, это творческий глаз, свет в людях и явлениях жизни творящий, на которые он обращён. Когда потенциал мысли растёт, нужна особая осмотрительность, чтобы уметь усиливать и утверждать гармонические частицы в каждом явлении жизни и уменьшать противоположные им» 5 .

«И ещё помолимся, чтобы открылся глаз наш на добро. Многие засорённые глаза не вполне различают добро. Они, вследствие болезни своей, различают лишь грубые формы. Нужно проявить чрезвычайное напряжение, чтобы не растоптать росток блага» 6 .

Итак, наша задача - учиться находить во всём положительное и доброе, и постоянно помнить об этом, работая с детьми. Мы должны поверить в каждого ребёнка, смотреть добрым глазом, замечать прекрасные порывы, не скупиться на одобряющее слово. Пусть дети уходят от нас окрылёнными, сохраняя, может быть, на всю жизнь светлые и вдохновляющие впечатления.

Во второй части заседания педагогической секции состоялся разговор об особенностях воспитания дошкольников, о том, что именно до семи лет формируются самосознание человека, его представления о красоте и добре, закладываются нравственные основы. Многие великие люди отмечали необычайную важность этого периода жизни. Например, Марина Цветаева писала, что все свои самые главные приобретения в смысле сознания она сделала до четырёх лет.

Святослав Николаевич Рерих утверждал: «Первые семь лет жизни ребёнка являются решающими для того, чтобы разбудить в нём будущие склонности, и мы должны стремиться к тому, чтобы дать детям счастливое и вдохновляющее окружение в самые основные годы их жизни.

Ребёнок всегда помнит ранние годы, и наш долг - заложить положительные и прекрасные впечатления, которые останутся с ним на всю его жизнь» 7 .

Участники секции, заострив внимание на словах «счастливое и вдохновляющее окружение», «положительные и прекрасные впечатления», отметили, что это и есть то главное, что взрослые должны дать ребёнку в первые годы жизни, - он должен быть просто счастлив. Наши занятия с детьми призваны дать им положительные впечатления через соприкосновение с красотой искусства, природы, взаимоотношений. Этому служат и фильмы, и картины, и беседы, в которых затрагиваются основополагающие понятия добра, любви, дружбы...

Затем Л.А. Толстихина поделилась опытом проведения экскурсий для дошкольников в залах музея Н.К. Рериха и показала несколько игровых приёмов, которые можно использовать для активизации интереса и мышления детей. Эта часть педсекции прошла в форме игры.

Л.А. Толстихина: «Вначале мы обязательно рассказываем детям, что музей - это дом Муз, в котором живут Музы, или феи, Поэзии, Музыки, Живописи, есть даже Муза Цветов, а главная среди них - Муза Красоты. Они невидимо помогают всем творцам, и взрослым, и детям. Художник Николай Константинович Рерих был лучшим другом Муз. В зале с картинами Н.К. Рериха я говорю о заданиях Музы Живописи, которые она приготовила для ребят».

Задание 1. Девочкам предлагается пройти по залу и найти картины, на которых есть изображение лодки или корабля, а мальчикам - картины с изображением меча. Затем мы рассматриваем эти картины вместе с детьми и беседуем.

Задание 2. Дети делятся на несколько групп. Каждая получает открытку с репродукцией какой-либо картины Н.К. Рериха («Матерь Мира», «Заморские гости», «Сотрудники», «Свет побеждает тьму»). Нужно пройти по залу и найти эту картину, самим прочитать её название (многие дети в этом возрасте уже умеют читать) и догадаться, почему картина так называется.

Задание 3. Каждому ребёнку раздаются цветные звёздочки; им нужно выбрать понравившуюся картину и оставить возле неё свою звёздочку. Затем экскурсовод проходит с детьми по залу и беседует об отмеченных картинах.

В заключение педсекции сотрудники разных Рериховских обществ по сложившейся традиции обменялись опытом своей работы.

Евгения Владимировна Жалова (г. Тюмень) : «У нас в городе мы ведём работу с детьми по двум направлениям: занятия с первоклассниками в школе и занятия в творческой студии при нашем Рериховском обществе. Сначала мы всегда показываем фильм студии СибРО, потому что на ребёнка что-то должно произвести очень красочное, яркое впечатление, чтобы он этим восхитился. Потом беседуем по теме фильма и стараемся использовать какой-нибудь наглядный материал. В конце занятия мы обязательно посылаем миру добрые мысли - "Пусть будет Миру хорошо!"

Наши последние занятия мы посвятили теме помощи. Показывая фильм "Где родился Дед Мороз", стараемся обращать внимание детей на то, что Дед Мороз не только дарит подарки, но и помогает тем, кто нуждается. Мы стремимся пробудить в детях желание помогать и самим делать подарки, радовать близких. Эту тему мы продолжили беседой об Ангелах, затем перешли к теме подвига и героизма. Рассказывая о красоте подвига, мы подводим ребят к мысли о том, что каждый человек может помочь своей стране и всему миру. Сейчас навязываются ложные ценности, и растёт поколение потребителей. Мы же говорим об истинных человеческих ценностях: о мужестве, верности, чувстве долга, без которых не может быть подвига. Героизм проявляется не только на войне, но и в мирной жизни. Выполняя свою работу качественно, человек улучшает жизнь, а значит, может называться героем. Героем будет врач, борющийся с людскими болезнями; героем будет учитель, дающий такие знания, которые помогают его ученикам стать настоящими людьми; артисты, художники, музыканты, приносящие людям радость соприкосновения с Прекрасным, тоже являются героями.

На занятиях дети обязательно рисуют и мастерят, занимаются прикладным творчеством - учатся украшать жизнь».

Сотрудники Рериховского общества г. Мыски Кемеровской области проводят занятия в детском саду и с учениками младших классов. По просьбе школьных учителей, озабоченных тем, что в сегодняшних детях мало доброты, они посвятили ряд уроков теме «О добре, по-доброму, для добра» 8 .

Жанна Евгеньевна Шмидт рассказала: «Занятие мы начинаем с просмотра мультфильма "Сладкий родник" (1982 г.), в котором рассказывается, как Кабан захватил Родник, бьющий в пустыне, и ни с кем не хотел делиться водой. В итоге Родник ушёл от него к Ослику. Добрый Ослик делился со всеми, и у него появилось много друзей из разных караванов, которые останавливались у него и утоляли жажду из Родника.

Дети с большим интересом смотрят этот мульт­фильм и потом рассуждают о качествах героев. Эгоизм и жадность Кабана не принесли ему ни богатства, ни радости, он остался один и ни с чем. А добрый Ослик любил отдавать и дарить радость другим, и поэтому он приобрёл много друзей и был счастлив».

Галина Фёдоровна Жданова рассказала о занятии, проведённом в детском саду с пятилетними детьми. Оно было посвящено Н.К. Рериху-художнику - мастеру гор.

«В начале занятия я говорю таинственным голосом: "У нас с вами будет очень необычный разговор", - и дети слушают меня, затаив дыхание. Чтобы добиться заинтересованности, я обратилась к их творчеству. Вначале я попросила детей показать мне свои рисунки. Потом я продемонстрировала рисунки ребят постарше, затем - репродукции картин знаменитых художников: "Так рисуете вы, так рисуют те, кто уже немного умеет рисовать, а так рисуют мастера - известные художники. Шишкин - мастер природы, посмотрите, какой красивый у него лес. Айвазовский - мастер-маринист, так называют тех, кто изображает морские пейзажи, - море у него живое, настоящее. Рериха называют мастером гор, вглядимся в его удивительные горы».

Мы стали рассматривать горные вершины на картинах Рериха и увидели, что они состоят из огромных каменных глыб: голых, покрытых зеленью или снегом. "Все вы любите зиму, а какого цвета бывает снег? Всегда ли он белый?" Дети с удивлением обнаруживают, что снег бывает розовым и даже жёлтым, и догадываются, что это солнышко окрашивает горы. "А ещё у Рериха среди гор изображены люди. Кто сможет жить на таких вершинах? Только сильные и свободные. А вы хотели бы там жить?" Потом мы рисовали горы. Сначала рисуем вершину и говорим: "Она высокая, одинокая, и на ней никого нет". Затем рисуем более низкие вершинки: "Здесь уже встречаются люди, которые любят преодолевать трудности". И переходим к подножию горы: "А здесь уже живёт много людей, растут кусты, деревья. А что ещё есть в горах? Внизу - трава, реки, озёра, а на вершине снег, ледники, гуляет ветер. Можно ли нарисовать ветер? В небе светит солнышко - и его нарисуем. А знаете, что ещё бывает в горах? Сокровища!"

Услышав слово "сокровища", дети замирают. Показываю картину Рериха "Сокровище горы", где изображены огромные кристаллы, а затем показываю принесённые заранее кристаллы горного хрусталя, аметиста, другие красивые камни, бусы. Даю в руки детям, произношу их названия. Лица детей озаряет неописуемая радость. В конце занятия дети нанизывают приготовленные бусины на нитку.

Это очень важно, когда ребята во время беседы делают что-то своими руками, и очень важно для детей своими глазами увидеть сокровища гор, потрогать их».

Все участники секции, объединённые любовью к своему делу, заботливо собирают в общую копилку каждую жемчужину полученного опыта. Наша работа и поиск в направлении педагогики Света продолжаются.

Материал подготовлен редакцией

1 Восход, 2013, № 4.

2 Грани Агни Йоги. 1955. 532

3 Искры Света. Из Бесед Б.Н. Абрамова с Н.Д. Спириной, 1952–1958. Вып. 2-3. Новосибирск, 2000. С. 78.

4 Мир Огненный. I. 193.

5 Грани Агни Йоги. 1961. 275.

6 Мир Огненный. I. 593.

7 Рерих С.Н. Несколько слов о воспитании // Перед Восходом. 1994. № 2.

8 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. М., 2000. С. 457.

В общем, думая о детях, родители думают о будущем. И ничего предосудительного в том нет. Ведь если бы не надежда на светлое будущее, то человечество вообще перестало бы производить новое прекрасное. Единственный нюанс, который может омрачить мысли родителей - дети приходят к нам из нашего прошлого. К сожалению, понимание этого приходит уже после появления на свет малыша, да и то, когда он уже достаточно подрос для демонстрации несовершенства своих родителей.

Пациентка И. ничем не отличалась от тысяч женщин, спешащих утром в метро, чтобы вовремя попасть на работу. Разве что тем, что сама пришла ко мне со своим вопросом.

Вопрос был похож скорее на жалобу: тихий и послушный ребенок постепенно превратился в эгоистичного агрессора(если можно представить такого ребенка). Ничто, кроме физической силы на него не действует, даже сам он иногда пытается ответить на воспитательные меры, пуская в ход кулаки. Благо, что мальчик еще невелик. Никаких предпосылок в семье женщины для такого поведения ребенка, на первый взгляд, не было: муж спокойный и рассудительный, отношения в семье ровные и почти гладкие. Хотя до рождения ребенка случались всякие инциденты. Но ведь это уже в прошлом! Ее воспоминания натолкнули меня на мысль поподробнее исследовать то, что предшествовало появлению ребенка на свет. Я попросил вспомнить и рассказать о том, что произошло в тот день, когда, по ее мнению, был зачат ребенок.

Как начнешь, так и зачнешь?

Немного взволнованно женщина рассказала свою историю.
После очередной ссоры, которые были не частыми, но все же неприятными, я ушла пожить к маме. Как-то не по себе было на душе и хотелось спокойно все взвесить и обдумать. Через три дня, когда никого, кроме меня, дома не было, раздался звонок в дверь. Это был муж. В руках он держал огромный букет благоухающих цветов. Глаза его горели немного странным огоньком. Не успев войти, он схватил меня в объятия и стал неистово целовать и тащить меня в спальню. Мне хотелось остановить его, я говорила, что нужно во всем разобраться, но он не слушал и продолжал все больше возбуждаться. Я стала сопротивляться и отталкивать его, это привело его в бешенство. Он схватил меня на руки, отнес в спальню и, практически изнасиловал. Сначала я плакала, потом наступила пустота и разбираться ни в чем не хотелось.
Муж через некоторое время ушел и мы не виделись почти три месяца. Потом я сообщила ему, что беременна и он пришел и просил прощения за все, и клялся в вечной любви, и в том, что жить мы будем счастливо. Он говорил, что скучал без меня и мне показалось, что я простила его, но чувства к нему с тех пор больше не возникало. В семье и правда был мир и покой. Но поведение ребенка никак не вписывалось в эту идиллию.
После этого рассказа мне объяснять ей ничего уже было не нужно. И. поняла все сама: характер ребенка начинает формироваться как в момент зачатия, так и в момент, предшествующий ему. Такое отношение сына к матери сложилось именно в тот день, когда ребенок был насильно зачат мужчиной, которого к насилию подтолкнула мужская гордость. Доказать себе, что он мужчина, он был готов, даже унизив женщину. Теперь то же самое делает сын. Он доказывает. Несознательно, примитивно, но такова программа отрицательной энергии, которая способствовала формированию его сознания.

Изменять прошлое.

Из всего вышесказанного хочу вывести одно заключение: воспитание ребенка - это лишь закрепление того положительного материала, который был заложен во время зачатия, вынашивания и рождения ребенка. Воспитать в ребенке то, что ему ЧУЖДО практически невозможно. Бедные мамы мучаются и бьются над воспитанием, не зная, как правильно подойти к этому вопросу, чтобы не тратить силы понапрасну.
Правило первое: осторожно относитесь к воспитанию с применением любой формы насилия (ремень, угол и т.д.). Если ребенку пытаются силой навязать то, что противоречит заложенной энергетической программе, то он начинает бояться настоящих черт своего характера и демонстрирует нечто противоположное, даже не то, что от него требуют. Он начинает обманывать. Этот обман несознателен. Ребенок и сам обманывается, ведь это всего-лишь защитная реакция. Вся его жизнь может превратиться из-за этого в сплошную борьбу с обманом.
Правило второе: изучите черты характера ребенка и найдите в них рациональное объяснение ситуации, сложившейся в семье до рождения и после. Попробуйте перевести, прежде всего для себя, негативные проявления в поведении ребенка в позитивные. Например, ребенок считает себя взрослым и отказывается от дневного сна. Объявите ему, что он уже действительно взрослый и вместо сна может помыть посуду, убраться в квартире и т.д. Дети выбирают обычно то, что им под силу.
Правило третье: не привязывайтесь к вашему стереотипу понимания потребностей ребенка в определенном возрасте. Ребенок с рождения такой, каким он будет всю жизнь, только в миниатюре. Человек за свою жизнь не изменяется. В пять лет ребенку может понадобиться то, что вам в десять лет в голову еще не приходило. Подойдите к интересам ребенка внимательнее.
Эти правила помогут вам немного повлиять на свое прошлое, как бы парадоксально это ни звучало. Я еще раз напомню, что дети - носители влияния ситуаций из нашего прошлого. В них - наши состояния, которые мы пережили, когда зачинали детей, когда вынашивали их, когда боялись рожать.

Еще одна пациентка В. пожаловалась на постоянное недомогание дочери в течение учебного года. Вялость, усталость постоянно сопровождают ребенка, в то время когда необходимо учиться, выполнять домашние задания.
Выяснилось, что во время беременности мама постоянно лежала в больнице на сохранении. Ничего не хотелось делать по дому и на работе. Единственный интерес - это быстрей родить. Зачат ребенок был в любви и согласии, но вот беременность наложила отпечаток лени и отсутствия интересов.

Дети - наши учителя. Они учат нас своим плохим поведением, воспитывают в нас воспитателей. Разными способами дети говорят нам примерно следующее: прежде, чем родить ребенка, нужно хорошо подготовиться к этому. Ведь всю последующую жизнь мы будем жить бок о бок со своим прошлым. А так хочется видеть в детях свое будущее. Этому и нужно учиться - закладывать в ребенка то, что потом, после рождения нужно будет развивать.

Во время зачатия сознание будущего ребенка полностью открыто для закладки фундамента его характера и интересов в жизни.
Правило основное: делайте детей после того, как сделаете себя.
Это означает, что пока женщина не беременна, у нее есть возможность подготовить свое сознание к акту творения новой Вселенной, а также сознательно выбрать партнера (мужа) для совместного действия в мистерии, именуемой Зачатие, что означает "начало". Зачиная ребенка, родители должны знать, что это только начало пути. Чтобы путь был плодотворным и приятным, об этом нужно позаботиться заранее.

В следующей главе мы поговорим о том, как правильно подойти к выбору партнера, как лучше оформить момент, предшествующий сознательному зачатию и как себя вести во время полового акта, в котором, по вашим планам, будет зачат будущий ребенок.

Эссе "Какой я вижу школу будущего"

Будущее… Оно всегда притягивает к себе людей… Мы постоянно хотим знать то, что нас ожидает… Мы живем надеждой на будущее, не подозревая о том, что только от нас, от нашего настоящего зависит то, каким оно будет. Вспоминая песню из детского кинофильма, хочется обратиться к будущему и сказать: «Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко…. я начинаю путь». Я действительно начинаю путь молодого педагога. Каким будет этот путь, зависит не только от меня. Чего мне ожидать в своей профессии? Какой будет и должна быть школа будущего? Должна ли она полностью отойти от сложившейся традиционной системы, быть новаторской или пойти на компромисс? На данные вопросы не может быть однозначных ответов, но одно я знаю точно: без прошлого нет будущего. Сегодня мы слышим много нареканий в адрес школы. Родители говорят, что учителя плохо учат детей, учителя жалуются на учеников и родителей, а все вместе - на ЕГЭ, органы образования, новые стандарты и образовательные программы. Но еще в середине 20 века известный антрополог Маргарет Мид говорила о том, что «мы сейчас находимся на том рубеже, когда должны преподавать нашим детям то, что еще вчера никому не было известно, и готовить нашу школу к тому, о чем еще никто не знает». По ее мнению школа должна работать с опережением, быть на шаг вперед всего общества. Ведь она не только обучает, но и воспитывает ребенка. Современные дети очень рано развиваются и взрослеют в связи с постоянным развитием общества, его информатизацией, бесконечным потоком информации. Они могут обладать незаурядными способностями, которые, к сожалению, не всегда проявляются ярко. Часто удивляет стремление авторов наших учебников, учебных программ «запихнуть» в современные программы все последние достижения науки. Это немыслимо. Это невозможно в принципе. Поэтому очень важно дать учащимся определенный уровень знаний. Но такой уровень, который поможет им получать новые знания самостоятельно. Во всяком случае, в период обучения в средних и, особенно, старших классах. Меня очень волнует, что в современной школе почти не решаются задачи воспитания. Как же в таком случае мы собираемся воспитывать граждан Российской Федерации, формировать у них патриотические чувства? Я считаю, что приоритет в образовании нужно отдать воспитанию, оно должно органично вплетается в общий процесс обучения и развития. XX век уничтожил традиционную семью, уничтожил целые сословия в нашей стране - дворянство, купечество, да и крестьянство. А ведь сохранить своё лицо, не копируя Запад, мы можем, только восстановив и собрав по крупицам наши русские традиции. Этим и должны заниматься и семья, и школа. Воспитание - непрерывный процесс, поэтому нельзя "свалить" воспитание своего ребенка только на школу. Семья обязательно должна принимать непосредственное участие в этом процессе. Уважаемые бабушки и дедушки, дорогие мамы и папы, давайте сегодня, сейчас начинать с азов, с фундамента. Давайте перед сном читать малышу традиционные русские сказки и предания. Русский школьник должен быть знаком с именами славянских и русских былинных и исторических героев, а не мечтать стать похожим на Бетмена или Человека-паука, должен знать мировоззрение своих кровных предков, должен постигнуть величие родного народа, родной земли, родного языка, а не засорять речь никому непонятными иностранными жаргонизмами. Только в содружестве «школа-родители» мы сможем воспитать гражданина, патриота своей великой страны. Говоря о школе будущего, нельзя не затронуть личность учителя. Именно он является центральной фигурой, реализующей задачи, поставленные перед школой. Каким мне видится учитель? Каким хочу стать я сама? В первую очередь, эрудированным в различных областях. Учитель, ограниченный только своим предметом, не будет интересен ученикам. Он должен уметь вести диалог с учениками, а с современными детьми это не так просто. Вместе с тем, учитель должен быть бесконечно влюбленным в свой предмет и заражать этой любовью своих воспитанников. Тогда ученики будут ждать его уроки, стремиться быть на них достойным своего учителя. Успешно сочетая индивидуальную и коллективную работу, используя нетрадиционные формы работы, например, театральные постановки, интеллектуальные игры, творческие проекты, дискуссии, интернет-олимпиады, диспуты, педагоги могут развивать детей. Можно добиться того, что дети будут усваивать гораздо больше информации, научатся работать с ней, научатся применять свои способности, а также знания и умения на благо общества. Но учитель в школе не должен быть обособлен. Он должен обязательно действовать со своими коллегами. Способов взаимодействия представляется множество. В первую очередь, между предметами. Это взаимодействие покажет школьнику единство окружающего мира. А с другой стороны, обмен информацией между учителями при таком взаимодействии, возможно, снизит нагрузки школьника. Взаимодействие же во внеурочное время бесценно. Экскурсии и походы школьников с учителями запоминаются на всю жизнь. Дети - наше будущее. Банально, но факт. А будущего нет без прошлого. Поэтому мне хочется видеть школу будущего на основе школы прошлого, где УЧАТ УЧИТЬСЯ И ГДЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ. Возвращаясь к образу школы будущего, хочу сказать, что не современное оборудование должно стать ее главным показателем. Оно должно быть лишь необходимым условием ее существования. Атмосфера молодости, любви, творчества, ценности знаний и культуры - вот та среда обитания, в которой бы хотелось находиться. Если обществу необходимы талантливые, умные, профессиональные молодые люди - вчерашние выпускники школ - значит, и школа должна стать современной. И это касается не только обеспечения школы необходимым оборудованием, но ее обеспечение талантливыми, умными, профессиональными специалистами. Ведь именно они развивают и школу и ребенка в школе.