Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения комбинированного вида д/с № 5
Воспитателя высшей квалификационной категории Хаметовой Алсу Мяжитовны
1) «Развитие творчества дошкольников через аппликацию и ручной труд»
2) Автор проекта: Хаметова А.М.
3) Продолжительность проекта: с сентября 2013года по май 2014 года
4) Тип проекта: творческий.
5) Участники проекта:
- воспитатель группы,
- дети старшей группы,
- родители.

6)Возраст детей: 5-6 лет
7)Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
От пятилетнего ребенка до меня только шаг.
А от новорожденного до пятилетнего-
страшное расстояние. Л.Н. Толстой
С первого года жизни ребенка хватание и ощупывание предмета имеет большое значение не только для развития моторики, но и для развития мышления. В этом возрасте малыш пытается «взять весь мир в свои руки». С этого момента начинается новый этап развития руки и мозга. Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи.
Уникальным, на мой взгляд, видом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества.
При системе работы и правильном подходе воспитателя элементы ручного труда и аппликация вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка, они позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. Эти универсальные виды художественной деятельности способствуют эстетическому, интеллектуальному и творческому развитию ребенка.
В работе с детьми использую доступные им формы организации: совместная исследовательская деятельность: продуктивная деятельность с подгруппой детей; самостоятельное взаимодействие с предметной средой; творческая индивидуальная работа детей.
В основу продуктивной деятельности положены принцип авторства, принцип эмоциональной увлечённости, принцип вариативности, принцип «если не похвалишь ты, то кто?», принцип личностного общения.
- недостаточно развита мелкая моторика руки у детей;
- нет сенсорного опыта в исследовании свойств и качеств предметов.
8)Цель:
создание системы работы по развитию мелкой моторики руки ребёнка через рукотворные виды деятельности
9)Задачи для детей:
1. Прививать интерес к «исследованию» материала, пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками
2. Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами
3. Содействовать развитию мелкой моторики руки, созидательному отношению к окружающему миру
Задачи для педагогов:
1. Повышать профессиональное мастерство,
самообразование, саморазвитие.
2. Создавать условия для обучения детей различным приемам работы с материалами и инструментами
3. Создавать систему работы по данной теме.
4. Формировать у детей интерес к изготовлению поделок из различных материалов, способствовать выявлению конструктивных и творческих способностей ребенка.
5. Стимулировать развитие памяти, умение следовать устным инструкциям воспитателя.
Задачи для родителей:
1. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
2. Развитие совместного творчества родителей и детей;
3. Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
4. Заинтересовывать родителей жизнью группы, способствовать желанию участвовать в ней.
10)Форма проведения итогового мероприятия проекта: Презентация
11)Название итогового мероприятия проекта: « Твори, выдумывай, пробуй»
12)Продукты проекта для детей:
1. Изготовленные детьми различные виды аппликаций.
2. Выставка детских творческих работ в родительском уголке и группе.
для педагогов:
1.Разработка диагностического материала
2.Создание пакета методических материалов по организации продуктивной деятельности с детьми
3. Изготовление сенсорных игр: « Подбери наряд Маше», « Найди пару», « Узнай бумагу», « Собери бусы», « Подбери мишке одежду».
4.Консультации для родителей: « Аппликация и развитие мелкой моторики»
5.Показ мастер класса для педагогов, родителей
6. Презентация проекта в рамках ДОУ
для родителей:
1. Пополнение природного и бросового материала в уголке экспериментирования и в уголке по изо деятельности;
2.Создание коллажей: « Осень глазами детей», « Творчество в нашей семье»,
3. Выставка « Папа, мама, я и наша аппликация»

13)Ожидаемые результаты по проекту для детей:
Обучение
1.Овладение простейшими практическими навыками в аппликации
2.Представления о свойствах предметов
3.Появление познавательной активности
Развитие:
1.Развитие моторики руки в соответствии с возрастом детей
2.Проявление самостоятельности в выборе средств и материала
Воспитание:
1.Навыки общения в совместной деятельности
2.Уверенность в собственных силах
3.Устойчивый интерес к занятиям.
для педагогов:
1.Повышение педагогической компетентности в данном направлении
2. Поиск путей реализации задач.
для родителей:
1.Появление интереса к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей
2. Желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы дошкольного возраста

План реализации проекта

Образовательная область

Ведущая деятельность

Формы работы

Познание

Познавательно-исследовательская

Опыты, эксперименты, исследовательская деятельность

Социализация

Сенсорные игры:

« Подбери наряд Маше», « Найди пару», « Почини одеяло»,

« Узнай бумагу»,

« Подбери мишке одежду», «Собери бусы»

Здоровье

Интеграция различных видов деятельности

Игровая задача

Тематический досуг

Проблемная ситуация

Художественное творчество

Продуктивная

Совместное создание с родителями и детьми коллажей:

« Зимний пейзаж»,

« Я и мой папа»,

« Осень глазами детей», « Творчество в нашей семье», « Папа, мама, я и наша аппликация»

Чтение художественной литературы

Ознакомление с художественной литературой по теме:

« Аппликация и ручной труд», обсуждение

Трудовая

Рассматривание различных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства

Игры, в процессе которых дети осуществляют выбор наиболее привлекательных предметов

Физическая культура

Двигательная

Игровые упражнения, подвижные дидактические игры

Музыкально-художественная

Слушание, исполнение, экспериментирование,

импровизация

Коммуникация

Коммуникативная

Рассматривание

Творческие игры

Развивающие игры

Дидактические игры

Безопасность

Совместные действия

Наблюдения

Рассматривание

Режимные моменты

Интеграция разных видов деятельности

Индивидуальные игры

Совместные с воспитателем игры

Совместные со сверстниками игры

Наблюдения

Формы взаимодействия с семьей: анкетирование, консультации, рекомендации,беседы, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, мастер классы.

Этапы реализации проекта

Деятельность участников проекта

Ценностно - ориентировочный

1.Сбор и анализ информации

2.Анализ, совершенствование материально-технической базы

3.Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.

4.Изучение передового педагогического опыта работы по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

5.Подбор методов педагогической диагностики воспитанников.

6.Анализ результатов педагогической диагностики.

7.Организация в группе творческой мастерской (оснащение различными художественными материалами).

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания, осознание мотива и цели деятельности

Конструктивный: планирование

1.Составить перспективный тематический план по развитию у детей дошкольного возраста творчества через аппликацию и ручной труд

2.Согласно задачам и содержанию определить формы организации: традиционные и нетрадиционные.

3.Подобрать согласно задачам дидактические игры, игровые упражнения, тренинги и оформить их в виде картотек.

Формирование задач, накопление информации, составление плана. Выбор и обоснование критерия успеха

Принятие решений

1.Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.

2.Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, инициативность, творческая активность; снижение напряженности, скованности, закомплексованности.

4.Проведение педагогической диагностики через наблюдения, игру.

5.Разработка и реализация циклов игр-занятий в рамках проектной деятельности

6.Формы организации детской деятельности:

а) традиционные

б) нетрадиционные)

7.Методические приемы:

а) организация творческих выставок, совместных экспозиций, создание коллажей и др.;

б) обсуждение и обыгрывание выставочных экспозиций;

г) чтение художественной литературы, заучивание.

8.Вовлечение родителей в проектную деятельность.

9.Подготовка консультативного материала для родителей.

10.Оформление коллажей с привлечением родителей.

11.Участие родителей в мероприятиях в рамках проекта.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей

Выполнение

С сентября 2013года по май 2014 года

Работа над проектом, его оформление

Оценочно-рефлексивный

Анализ выполнения проекта, вклада каждого участника в работу, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке деятельности. Учет критических замечаний

Презентативный

1.Обобщить опыт работы и оформить в виде папки. Материал представить в методический кабинет ДОУ.

2.Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.

Подготовка продукта деятельности к презентации.

Защита проекта перед зрителями (экспертами)

Управление проектом:

Руководитель проекта - воспитатель старшей группы А.М. Хаметова

Координатор проекта – заместитель зав.ФМБДОУ№ 5

Исполнители проекта – дети, родители

Перспективы распространения результатов проекта

Распространение результатов проекта предполагается:

1. В рамках ДОУ: презентация проекта, показ мастер класса для педагогов, родителей.

План работы

на 2013-2014 учебный год.

Направление продуктивной деятельности детей

1. Природный материал

2. Бумага, картон

4. Пластилин

5. Бросовый материал

6. Соленое тесто

Перспективное планирование работы по аппликации и ручному труду в старшей группе на 2013-2014 учебный год

Образовательная

деятельность

Непосредственная образовательная деятельность

Программное содержание

Сентябрь

Познание

Продуктивная

Беседа « Свойства бумаги»

Познакомить детей со свойствами бумаги.

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация «Аквариум»

(коллективная поделка)

Работа с шаблоном, продолжать учить детей работать с выкройками; вызвать интерес к поделке из природного материала.

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

« Человечек»

Продолжать знакомить детей с техникой выкладывания из шерстяных ниток заданного предмета на бархатной бумаге;

развивать фантазию и воображение, мелкую моторику руки

Художественное

творчество

Продуктивная

Ручной труд с элементами рисования

(для театрального уголка)

Закреплять полученные знания и конструкторские навыки; способствовать развитию памяти, творческой инициативы, самостоятельности; учить реализовывать свой замысел.

Художественное

творчество

Продуктивная

«Аквариум»

Учить работать с пластилином;

воспитывать аккуратность, любовь к природе.

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

«Что нам осень принесла»

Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает разного цвета, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, бумага шуршит, легко мнется.

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

«Осеннее дерево»

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток;

учить, равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

«Книжка - малышка»

Продолжать учить складывать бумагу гармошкой;

закреплять полученные знания и конструкторские навыки: складывание прямоугольника пополам, квадрата с угла на угол;

развивать интерес к ручному труду.

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

«Билеты»

Продолжать знакомить со свойствами бумаги;

учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба; воспитывать аккуратность.

Художественное

творчество

Продуктивная

«Горчичники»

Учить детей создавать аппликацию из разной бумаги, используя знакомые приемы вырезания из бумаги;

формировать эстетический вкус.

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

«Елочка №1 »

Продолжать развивать умения вырезать различные элементы, наклеивать; развивать чувство цвета;

учить планировать свою трудовую деятельность.

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

«Елочка № 2»

Учить пользоваться новыми приемами - наматывание ниток на заготовку; познакомить с техникой безопасности при работе с нитками; развивать творческие способности детей.

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

«Елочка № 3»

(коллективная работа)

Закреплять умения работать с пластилином, с манной крупой; развивать эстетический вкус; воспитывать любовь к природе.

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

«Зимний пейзаж»

(коллективная работа)

Закреплять полученные навыки и умения;

развивать творческие способности детей.

Художественное

творчество

Продуктивная

«Снежинка»

Закреплять умения раскатывать пластилин прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для утончения фигур.

Художественное

творчество

Продуктивная

Ручной труд «Вазочка»

Вызвать интерес к поделке из бросового материала;

прививать аккуратность, эстетический вкус,

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация с элементами рисования

«Открытка с сюрпризом»

(для с/р игры

« Почта»)

Закреплять умение складывать квадратный лист пополам, или с угла на угол;

учить округлять углы у заготовки;

украшать поделку.

Художественное

творчество

Продуктивная

Лепка из теста «Валентинки»

Познакомить с тестом;

учить лепить из теста;

развивать эстетический вкус.

Художественное

творчество

Продуктивная

Лепка из теста

«Печенье»

Продолжать закреплять навыки работы с тестом; учить реализовывать свой замысел.

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация «Рубашка в подарок папам»

Поделка ко Дню Защитника Отечества.

учить вырезать по контуру;

аккуратно наклеивать.

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация «Открытка»

Поделка для мам

Продолжать работу с шаблонами;

учить вырезать по контуру;

работа с пластилином.

Художественное

творчество

Продуктивная

Конструирование «Подснежники»

Продолжать учить детей вырезать круги и овалы, составлять из них цветы и бутоны на стебле с листьями.

Художественное

творчество

Продуктивная

Лепка из теста

«Пельмени»

Закреплять полученные умения и навыки работы с тестом;

развивать творческие способности.

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

«Солнышко»

Работа с шаблоном; самостоятельно выбирать цветовую гамму;

развивать эстетический вкус.

Художественное

творчество

Продуктивная

Конструирование

«Тюльпаны»

Формировать самостоятельность в выборе цвета заготовок и конструкции;

учить радоваться результатам труда.

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

«Птенчики»

Закреплять умение выполнять сюжетную аппликацию; создавать образ птиц с помощью бросового материала; дополнять аппликацию деталями из цветной бумаги, ниток;

воспитывать аккуратность.

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

Учить превращать отпечатки ладоней в тучек разной величины, развивать выражение, чувство композиции;

видоизменять положение частей в разных сюжетных ситуациях.

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

« Цветы на подоконнике»

Учить, по словесному объяснению, мастерить заготовки разной формы и размера, соединять детали между собой; объединяясь, составлять красивые букеты из веток сирени.

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

Создавать образ животного с помощью круп (манка, пшено, гречка и тд);

развивать умение работать по шаблону; воспитывать аккуратность.

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

Познакомить с макаронными изделиями; способствовать развитию сенсомоторики; совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Критерии качества освоения ребенком ручного труда

1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.

2. Владеет приемами работы с различными материалами.

3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

7. Выполняет работу по замыслу.

8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.

9. Показывает уровень воображения и фантазии.

10. Использует в работе разные способы ручного труда.

Педагогическое обследование детей по ручному труду (старшая группа)

Задания, вопросы

Используемый материал при выполнении задания

Знания, умения, навыки

Узнай и назови вид материала и его свойства

Природный, бросовый, бумага, пластилин, тесто, нитки

Знает и называет не менее 5 видов материала и 5 свойств

Знает и называет не менее 3 видов материала и свойств

Овладение приемами работы с материалами

Клей, ножницы, стека, палочки

Владеет приемами

Не владеет приемами

Развитие конструированных способностей и художественного вкуса

Природный, бросовый и вспомогательный материал

Придумывает и выполняет несложную конструкцию, самостоятельно украшает ее

Делает попытки или выполняет работу с помощью взрослого

Мелкая моторика рук

Мелкие вспомогательные детали

Прочно скрепляет детали самостоятельно

Пытается скреплять самостоятельно или с помощью

Сформированы -

На стадии формирования -

Татьяна Туркова
Проект «Нетрадиционные техники аппликации»

Пояснительная записка

Актуальность :

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник .

Почему техники называют нетрадиционными , если они уже вошли в практику многих образовательных учреждений?

Во-первых, многие техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились» , а являются скорее экспериментальными.

Во вторых, педагогический опыт применения разнообразных техник пока не систематизирован, не обогащен и не представлен в должной степени в современных образовательных программах.

Цель :

Развитие творческих способностей детей посредством , формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.

Задачи :

1. Обогащать знания и представления детей о предметах, материалах, их свойствах, способах их применения;

2. Инициировать ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжение всей работы;

3. Создать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами;

4. Развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие; формировать навыки контроля и самоконтроля;

5. Развивать изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость;

6. Осуществлять эстетическое, трудовое и нравственное воспитание.

Объект исследования : развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

Предмет изучения : .

Гипотеза : если использовать нетрадиционные техники аппликации в изобразительной деятельности, то у детей появится интерес к данному виду деятельности и повысится динамика высокого уровня развития творческих способностей в изобразительной деятельности.

Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.

Планируемый результат.

В процессе реализации проекта дети овладеют различными , обогатят знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения. У детей повысится уровень развития по художественному творчеству, сформируется учебно-познавательная компетентность (в соответствии с особенностями возраста) . Дети приобретут навыки совместного творчества - способны объединиться для общего дела, договариваться, действовать согласованно.

План реализации проекта : «Нетрадиционные техники аппликации »

Этап проекта Мероприятия Цель Сроки

Организационный этап Изучение методической литературы, публикации в журналах «Дошкольное воспитание» по теме проекта , посетить сайты.

Проанализировать многообразие нетрадиционных техник аппликации .

Выявить уровень развития творческих способностей детей, разработать тематический план занятий по теме проекта .

Поиск решения задач проекта , формирование предпосылок творческой деятельности. Декабрь

Этап апробации Работа с детьми

Проведение занятий по аппликации . Проведение индивидуальной работы с детьми

Учить детей использовать различные материалы; вызвать положительное отношение к творческой деятельности.

Январь-апрель 2017г.

Работа с родителями

Обогащение развивающей среды

Работа с родителями

Консультации

Индивидуальные беседы

Заготовка рабочего материала. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по проблеме проекта Декабрь2016-апрель 2017г.

Заключительный этап Выставка детских работ. Апробация опыта среди родительской общественности

Перспективный план работы по проекту

Месяц Название

Мероприятий Цель Деятельность

Занятие 1."Снег идет. " Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук;

Учить отрывать от листа бумаги кусочки небольшого размера; наносить клей на лист бумаги и приклеивать кусочки в нужном месте;

Расширять представление детей о свойствах снега; игровая, продуктивная, коммуникативная, двигательная

Занятие2. "Узоры на окне" -формирование у детей речевой активности; развитие творческих способностей, познавательного интереса.

коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная

Занятие3. Веселый снеговик. -Закреплять умение составлять рисунок из готовых форм, наклеивать форму из ватных дисков на основу.

Упражнять в комбинировании различных техник аппликации .

Воспитывать эстетический вкус, развивать фантазию.

Рассматривание фотографий, картинок о зиме, зимних забавах, играх, о снеговиках. Лепка снеговиков на участке детского сада. Художественно-творческая деятельность : лепка, аппликация . Чтение художественной литературы.

Занятие4. "Зимушка зима" -Продолжать закреплять знания детей о времени года зима, продолжать учить внимательно, слушать, понимать речь воспитателя, отвечать на вопросы и задавать их.

Развивать активную речь.

комбинировании двух различных техник при объёмном изображении выразительных образов снеговиков. Закреплять умение правильно держать ножницы, работать ими, пользоваться клеем, салфеткой.

Занятие5. "Домик зимой" -Продолжать обучение детей работе с бумагой.

Учить создавать несложную композицию на листе из геометрических фигур и самостоятельно наклеивать их. Беседа о зиме, рассматривание иллюстраций. Работа с геометрическими фигурами

Занятие 6."Танк" -Развивать мелкую моторику рук. -Тренировать память при заучивании стихотворения.

Воспитывать патриотизм.

Беседа о предстоящем дне Защитников Отечества;

Рассматривание различных праздничных открыток ко дню Защитников Отечества

Занятие 7. "8 марта" знакомство с приёмом накладной аппликации игровая , продуктивная, коммуникативная, двигательная

Занятие 8. "Пейзаж «Весна» " Продолжать освоение нетрадиционной техники аппликации . Развивать творческое воображение, внимательность, усидчивость, мелкую моторику. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. учебно-игровая, самостоятельная и творческая

Занятие 9."Приходи весна" обобщить и систематизировать знания детей о времени года «Весна» , способствовать формированию желания выполнять аппликацию в нетрадиционной технике – наклеивание на силуэт мелко нарезанных нитей. беседа о весне, приметах весны, наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе, рассматривание иллюстраций, тематических альбомов «Времена года»

Занятие 10. "Весеннее дерево" развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение, глазомер, абстрактное мышление, развивать способность следовать устным инструкциям; обучать разгадывать загадки, воспринимать стихотворный текст на слух; развивать творческий интерес к работе, логическое мышление; развивать фантазию. игровая, продуктивная, коммуникативная, двигательная

Занятие 11. "Солнышко лучистое. " систематизировать и расширять знания детей о солнце и его значении; вызвать эмоциональный отклик; развивать связную речь, совершенствовать умения рассказывать выразительно заклички; продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации , поощрять творческую инициативу познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная, музыкально- художественная

Занятие12. "Цветы Каллы"

Развивать интерес к аппликации .

Закреплять навыки детей в ориентировании на листе бумаги, развивать пространственное мышление и воображение.

Закреплять умение составлять рисунок из готовых форм рассматривание иллюстраций «Каллы» , чтение художественной литературы

Занятие 13. "Гриб-боровик".

Активизировать и расширять словарь детей по теме «Грибы» , дать возможность развивать мелкую моторику пальцев рук - рассматривание грибов (картинки, беседа о характерных признаках грибов.)

Непосредственно-образовательная деятельность по теме «Грибы»

Работа с пшенной крупой.

Занятие 14."Чудо- аквариум"

учить детей разрезать квадрат по диагонали на два треугольника, затем один треугольник еще раз пополам; самостоятельно составлять из треугольников изображение рыбки. Совершенствовать навыки работы с ножницами. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали аппликации . игровая, продуктивная, коммуникативная, двигательная

Занятие15. "Бабочка"

научить ребенка изготовлению аппликации из различных видов крупы - рассматривание картинки,

Беседа о характерных признаках бабочек

Занятие 16. "Божья коровка" продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации - рассматривание картинки,

Беседа о характерных признаках насекомого;

Непосредственная деятельность

Диагностика Выявить знания детей в области нетрадиционных техник аппликации Самостоятельный выбор материала для работы.

Перспективный план работы с семьями воспитанников по проекту

Мероприятия

Консультация «Развитие творческих способностей детей среднего возраста» .

Беседы о роли творческой деятельности в жизни детей.

Январь 2017

Наглядная информация : папка-передвижка «Нетрадиционная аппликация у детей среднего возраста» .

Привлечение к заготовке материала для работы.

Информационный стенд для родителей «Развитие творческой деятельности у детей среднего дошкольного возраста» .

Консультация для родителей на тему : «Развитие творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации »

Выставка детских работ по проекту «Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» Май

Творческий проект

по предмету - ТЕХНОЛОГИЯ

"АППЛИКАЦИЯ ИЗ СЕМЯН РАСТЕНИЙ"

МБОУ- Шаровичская СОШ

Мишенкова Валерия

Руководитель: учитель технологии

Рыжко Наталия Станиславовна

1. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

В России 2013 год был объявлен годом экологии и охраны окружающей среды. В нашей школе проводилось много мероприятий, посвященных этой

теме, в том числе и выставка поделок из природного и бросового материала. А также в Рогнединском районе ежегодно проводится выставка "Зеркало природы".

Все ребята нашей школы активно готовились к этим событиям, изготовили много поделок из пластиковых бутылок, бумаги, пластилина, высушенных листьев и цветов, шишек.

Ребятами было придумано и сделано:

1. поделки из бумаги (аппликации, оригами,

гирлянды...);

2. поделки из пластиковых бутылок (цветы, игрушки, бытовые предметы);

3. поделки из пластилина, глины и соленого теста (панно, различные фигурки);

4. поделки из высушенных листьев, цветов, шишек, семян растений (панно, необычные букеты, предметы интерьера);

5. поделки из бросового материала (вещи из кожи, стекла, проводов, пластика...).

РАЗМЫШЛЕНИЯ

На уроках технологии мы неоднократно делали аппликации из бумаги, высушенных листьев и цветов, даже из соломки. Недавно я видела несколько работ из семян растений у нас в школе и в Доме культуры. И мне хотелось бы попробовать свои силы, выполняя аппликацию из семян, к тому же на виниловой пластинке! (Родители и бабушка помогли мне принять правильное решение).

Во-первых, семена не трудно заготовить (нужно всего лишь промыть и высушить).

Во-вторых, семена растений имеют правильную форму, различны по размеру, форме и цвету.

В-третьих, виниловые пластинки имеют идеальную форму круга и гладкую глянцевую поверхность.

И, наконец, особо важно то, что эти материалы

всегда в изобилии имеются в каждом доме. Пластинки уже практически не используются по назначению, т.к. использование граммофонов, патефонов, проигрывателей и радиол... ушло в далекое прошлое, и пластинки пылятся в шкафах, чуланах, на чердаках.

РЕШЕНИЕ: буду делать аппликацию!

2. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

разработать модель (эскиз), сделать аппликацию и украсить интерьер своей комнаты или класса.

3. ЗАДАЧИ:

1. Провести исследование и разработать эскиз моего проектного изделия.

2. Организовать рабочее место, подобрать инструменты и материалы.

3. Рассмотреть варианты эскизов и выбрать лучший.

4. Подготовить семена и виниловую пластинку для выполнения работы.

5. Выполнить аппликацию аккуратно.

6. Контролировать качество своей работы.

7. Оценить качество готового изделия - панно из семян растений.

4. ИССЛЕДОВАНИЕ.

Сначала я посоветовалась с родителями и учителем о том, как лучше заготовить материалы для аппликации (панно). Затем посетила библиотеку, попробовала найти информацию в книгах, журналах, на сайтах Интернета.

И уже твердо решила, что буду делать панно в народном стиле, т.к. лучше всего из семян можно сделать цветы и птиц. Тем более мы живем в сельской местности, и наш быт, уклад жизни очень близок к декоративно-прикладному искусству. На уроках искусства и технологии в начальной школе и в 5-7 классах у нас много внимания уделялось этому жанру искусства. Мы изучали технику рисования Хохломы, Гжели, Городецкой росписи и др. В этих жанрах часто используют такие элементы, как птицы, цветы, листья, травка...

Слово "аппликация" (от латинского) - обозначает "прикладывание". Это один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликации могут выполняться из различных материалов: бумаги, соломки, засушенных растений, бересты (прикрепляются при помощи клея), ткани, кожи, меха, войлока (пришиваются), а тополиный пух просто накладывается на бархатную бумагу.

Основными признаками аппликации являются: силуэтность, однородность цветового пятна (локальность).

Из истории.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища; она применяется и сейчас у многих народов. Возникновение аппликации связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных (древние цивилизации - Азии, Европы, Америки еще в V-III в. до н.э.). Аппликациями украшали разные предметы быта: седла, мешочки для чая, соли, кисеты, костюмы, обувь. Во времена рыцарства (средневековья) в странах Европы (Италии, Испании, Германии, Франции) аппликация находит свое применение для изображения гербов, что привело к активному развитию вышивки (король Сицилии Рожер ll вывез из Византии среди пленных искусных ткачей и вышивальщиков). Испанские аппликации,- это вырезные узоры из бархата на фоне атласа. В период Возрождения вышивка достигает совершенства, чаще применяют и аппликации. Расцвета аппликационные работы достигли в ХVl в. в Италии и Испании в церковном одеянии, а в Германии и Франции,- в ХVII в.

Силуэт как вид изобразительного искусства возник в VI в. до н.э. в Греции, а позже во Франции. При дворе Людовика ХV главным контролером финансов был Этьен Силуэт, уйдя в отставку, он вырезал из черной бумаги картинки.

В России ХVIII-ХIХ силуэты были также модны. Ф.Антинг, адъютант и первый биограф А.Суворова, оставил серию силуэтных портретов выдающихся людей того времени. Крупнейшим мастером силуэта был и Федор Толстой (сделал около 2 тыс. работ). Народный умелец Капитон-Акакий (д. Тепляково) мастерски вырезал из бумаги на различную тематику, которые собрал художник Н.Харламов в несколько альбомов. Вырезал из бумаги и И.Репин. Из зарубежных художников аппликацией увлекался Анри Матисс.

Сравнительно недавно в Советском Союзе родился новый жанр в искусстве, - флоризм. Пейзажи, натюрморты, портреты создавались из засушенных растений, соломы, мха, оболочки чеснока, лука и др. Основателем этого вида искусства была З.А. Мамонтова. В этой технике исполнения работали и такие художники, как З.И.Черномордик, Е.И. Березина, Ю.М.Унанов, Н. Алексеевский.

Способы и методики изготовления изделий из природного материала и сейчас продолжают усовершенствоваться. Так, например, многие увлекаются изготовлением топиариев (деревьев счастья и благополучия), деревьев и цветов из бисера, бижутерии из пластиковой глины и др.

Рассмотрим несколько примеров поделок, картин и панно из природного материала.

Оборудование и материалы, необходимые для работы аппликации из природного материала:

1. Природный материал (солома, листья, береста);

2. Фоновый основной и вспомогательный материал;

3. Ножницы, клей.

4. Груз для пресса.

5. Пинцет, акварельная кисть, игла, нитки, салфетки.

6. Рамка со стеклом или другой материал для фона.

Работа над аппликацией с природным материалом состоит из следующих этапов:

1. Подготовка природного материала (сбор, заготовка, обработка, засушка, а перед употреблением /плетением/ солому, лозу замачивают или распаривают, варят, кипятят.

2. Подготовка фона, клея.

3. Выбор сюжета.

4. Составление эскиза.

5. Переведение эскиза на фон.

6. Наклеивание природного материала (соломы, бересты, листьев) на вспомогательный фон (элементы аппликации).

7. Высушивание элементов аппликации под грузом.

8. Наклеивание элементов на основной фон.

9. Вторичное высушивание под грузом.

10. Возможно тонирование элементов.

11. Помещение в рамку, под стекло.

В результате исследования я выбрала аппликацию из семян растений.

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ИДЕИ ИЗДЕЛИЯ:

1. Технология изготовления изделия мне знакома.

2. Экономичный расход материалов.

3. Доступный и несложный способ заготовки природного материала.

4. Быстрота изготовления.

5. Актуальность и популярность панно из природных материалов.

7. Дарит положительные эмоции, "радует глаз".

8. Не вредит здоровью.

9. Не требует сложности в уходе.

РЕШЕНИЕ: я решила делать панно из семян растений из на виниловой пластинке с таким сюжетом.

6. ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ, И ЗАТРАТЫ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЫБРАНОГО МНОЮ ИЗДЕЛИЯ.:-)

Nнаименование материалаусловная цена за единицурасход материалазатраты на материал1 семена тыквы, фасоли, арбуза, дыни, огурцов, кукурузы, гречки...сбор по мере созревания/ бесплатно

бесплатно

2виниловая пластинкая попрошу у бабушки или учителя

бесплатно3.

4.клей "Титан"

Ножницы, салфетки...1 бутылочка/ 50 руб,/бут.

у меня есть, покупать не нужно. 10 -20 гр. 5-10 руб.

бесплатно

7. ПЛАН ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ

Составлю план изготовления панно:

1. Подготовить все инструменты и материалы, а также рабочее место для изготовления изделия.

2. Подготовить эскиз для выполнения работы.

3. Аккуратно приклеивать семена на поверхность пластинки согласно выбранному эскизу.

4. Убрать остатки клея салфеткой, подкорректировать недостатки.

5. Оставить панно в горизонтальном положении для высыхания клея (без пресса, т.к. цветы получаются объемными).

Творческая работа в начальной школе "Аппликация из осенних листьев" выполнена ученицей 4 класса. Автор исследует теоретическую и практическую информацию о любимом хобби - изготовлении аппликационных картинок из подручных материалов.

Проект в начальной школе "Аппликация из осенних листьев" рассматривает историю возникновения аппликации из различных материалов и появление нового жанра аппликационного искусства - флоризм, где художники-флористы используют необычный для аппликации материал – засушенные растения, солому, тополиный пух, мох и многое другое.


Проектная работа в начальной школе "Аппликация из осенних листьев" рассматривает различные виды аппликационных подделок - аппликация из ткани, обрывная аппликация, накладная аппликация, аппликация из крупы, флоризм (аппликация из засушенных растений). Таким образом, каждый найдёт для себя подходящий способ изготовления картины своими руками.

Введение
Глава 1. Основная часть
1.1. Из истории аппликации
1.2. Виды аппликаций
Глава 2. Практическая часть
2.1. Технология выполнения работы
Заключение
Список литературы

Введение


С детства я любила собирать красивые осенние листья. Но со временем мои детские увлечения переросли в любовь к аппликации . Это случилось после того, как я увидела, что из собранных листьев можно складывать красивые картинки.

С помощью мамы я начала складывать их на листе и приклеивать. Получались очень забавные аппликации. Со временем я узнала, что аппликации могут быть из различного материала, который есть у нас дома или на улице.

В наше время все больше ценятся вещи, сделанные своими руками, потому что в эти изделия вкладывается своя душа, свои эмоции. Это оригинально, модно, эксклюзивно.

Цель проекта: Выполнение творческой работыаппликаций из осенних листьев .

Задачи проекта:

  • осуществлять поиск нужной информации в книгах и других источниках;
  • познакомиться с историей возникновения аппликации;
  • изучить виды аппликаций;
  • создать свою аппликацию.

В этом году я решила заняться увлекательным делом - изготовлением аппликаций. Но не простых, а необычных. Из осенних листьев. Да, все детали будут только листочками. Представьте, как интересно будет, если из простого набора осенних листочков разной величины вдруг получится что – то необычное, неповторимое!

Что такое аппликация? Аппликация - вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал - основу (фон).

Как интересно склеивать в единое целое различные фигурки из бумаги! Привычная аппликация может превратиться в захватывающее приключение, а сделать аппликацию можно из совершенно неожиданного материала. Если вы думали, что аппликация – это скучно, то вы ошибались. Посмотрите сами.

Творческий проект «АППЛИКАЦИЯ» Работу выполнила: ученица 6 «б» класса МОУ «Зензелинская СОШ» Умерова Лилия Руководитель: Абдурахманова Б. М уч. год




В нашем доме хранятся вещи, вышитые, связанные и украшенные моей бабушкой. Прекрасные изделия до сих пор хранят тепло её рук и сердца, а в свое время они были сказочными украшениями простого сельского дома. Написать картину с помощью иголки, клея и цветных лоскутков дело весьма увлекательное. А если найдутся кусочки меха, кожи, замши, пуговицы и шнурки, то можно создать множество забавных сюжетов. Сегодня мне хочется удивить своих родных работой сделанной своими руками, и в частности, представить на обозрение панно «Бабочка в камышах».


Эта идея возникла у меня после просмотра журнала «Лена» г.. Рисунок показался мне не сложным, но очень красивым и я подумала, что справлюсь с ним. Схемы для вышивки в журнале не было, была только фотография, но желание сделать эту работу было огромным. Я решила использовать для этого сюжета технику аппликации. С ней мы знакомились на уроках технологии, изготавливали прихватки по несложным схемам. Здесь я рассчитывала на помощь моего учителя.


Историческая справка Аппликацией называется вид рукоделия, при котором рисунок создается посредством пришивания фрагмента определенной формы на материал служащей основой. Аппликация в переводе с латинского обозначает прикладывание. В отличие от лоскутного шитья, при котором отдельные элементы, соединяясь, создают новое полотно, в аппликации рисунки накладываются на уже готовый фон. Происхождение этого вида рукоделия было обосновано сугубо утилитарными потребностями – необходимостью ремонтировать одежду. Впоследствии аппликация превратилась в экстравагантный вид прикладного искусства. Аппликация тесно связана с лоскутным шитьем и стежкой. Вырезанные элементы порой выглядят более выразительно, чем составленные и з лоскутков, к тому же техника стежки позволяет прорабатывать мелкие детали аппликации. В аппликации существует множество техник, с помощью которых фрагмент можно расположить и закрепить на фоне-основе. Аппликация Ручная машинная клеевая или термоаппликация




Клеевая или термоаппликация подразумевает большую аккуратность, хорошее зрение и усидчивость, но не потребует специальных приспособлений для работы и большого количества тканей. Для ручной аппликации необходимы определенные навыки шитья. Для машинной аппликации – наличие машины и соответствующих инструментов. Для аппликации можно использовать кусочки бумаги и ткани, листья и засушенные цветы, крылышки ясеня и клена, соломка и обрезки кожи. Основой для их наклеивания служат бумага, картон, ткань, стекло, пластмасса, дерево и фанера. При этом рисунок, получается, по фактуре совсем другой, нежели тот, который бывает, нарисован карандашами, красками или фломастерами. При аппликации он оказывается немного выпуклым, более сочным, отчетливым и ярким. Вот почему техника выполнения работ в данной манере всегда являлась привлекательной и для детей и взрослых. Аппликация украсит практически любую одежду – от футболки до пальто. В различных регионах мира сложились свои техники аппликации.Они составляют часть национальных традиций рукоделия.




Я выбрала рисунок «Бабочки в камышах». На рисунке камыши, соцветия рогоза (местное название «чакан»). Бабочки резвятся действительно в камышах. Готовим рабочее место. Соблюдаем правила техники безопасности при выполнении ручных работ и при работе на швейной машине.


В работе мне понадобится ткань для основы - холст. Для аппликации: Ткань трикотаж коричневого цвета; Ткань оранжевого цвета; Ткань темно-зеленого цвета; Ткань бархатная темно-коричневого цвета; Ткань хлопчатобумажная с рисунком «бабочки»; Нитки подходящего цвета.








Пристрочила все детали швом «зигзаг» Из коричневого бархата, с большим запасом скроила соцветия рогоза разместила на рисунке, внутрь положила кусочки синтепона и вручную пришила Бабочек вырезала из готовой хлопчатобумажной ткани и вручную пришила. Стоимость изделия невелика, т.к. все материалы для работы я нашла дома. Холст для основы -из сундука бабушки. Я думаю лучшей рекламой такому труду будут народные поговорки: « Не учись безделью, а учись рукоделью. Маленькое дело лучше большого безделья. Друзья! Стремитесь создавать красоту своими руками. И мир станет КРАШЕ!


Самооценка. Моей целью было вызвать удивление и восхищение своей работой. Также в процессе изготовления, мне пришлось учиться работе с различными материалами, в частности с трикотажем, создавая свою, более сложную композицию, чем на представленном рисунке. Я многому научилась, выполняя эту работу. Изделие готово! Надеюсь, моя работа понравится окружающим.Она несет частичку моей души. В моей комнате стало уютнее и даже теплее.