Елена Григорьева
Кружок по экологии «Юный эколог» (старшая группа)

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это , прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Кружок «Юный эколог » имеет экологическую направленность , которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы , возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Занимаясь в кружке , дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком , развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания , способность понимать и любить окружающий мир и природу .

Работа кружка «Юный эколог » призвана решать следующие задачи :

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением , представлений и элементарных понятий об окружающем мире , взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности .

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению .

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением , а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Расписание работы

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно, один раз в неделю, во вторую половину дня. План кружка рассчитан на 1 учебный год. Количество детей посещающих кружок «Юный эколог » - 28 человек.

Возраст детей : от 5 до 6 лет.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми :

1. Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества

Сентябрь 1. Беседа о лете.

Экологическая игра «Где что зреет» Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.

Учить различать овощи и фрукты. Овощи растут на огороде, фрукты - на дереве. Уточнить представление о многообразии овощей и фруктов.

2. Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа»

Опыт. Гром и молния Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) . Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление - гром и молнию.

«Тралик и Валик»

(Живое – неживое)

Игра «Живая и неживая природа» Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы. Развивать познавательный интерес детей к живой и неживой природе, воспитывать желание активно изучать окружающий мир , формировать у детей активность, любознательность.

4. Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик и Валик»

(Ягоды и грибы) Беседа об осени.

Обобщить и систематизировать знания детей об осени. (Постепенно дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают. В полях, на огородах, в садах убирают урожай. Исчезают насекомые, перелетные птицы. Многие зимующие птицы приблизились к жилью человека. Некоторые звери залегли в спячку, другие сделали запасы пищи.) Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

1. Экскурсия по территории детского сада

«Как растения готовятся к зиме»

Экологическая игра «Кто больше запомнит» Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.

Учить находить предмет по описанию.

2. Беседа о лесе.

Дуб и сосна (строение и отличие) .

Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик и Валик»

(деревья) Уточнить и расширить представления детей о лесе.

Закрепить знания детей о деревьях, различных их частях (корни, ствол, крона и т. д.) . Учить отличать дуб от сосны. Развивать любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного. Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе.

3. Беседа «Дуб и сосна»

Опыт. Летающие семена

Дать детям представление о взаимосвязях живых организмов. Рассказать, что жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других - с сосной. Обратить внимание детей на то, что с каждым из деревьев связаны разные организмы : растения, животные (причем – разные птицы, насекомые, звери, грибы. Рассказать о возможных последствиях рубки отдельных деревьев и лесов в целом.

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

4. Беседа «Кто главный в лесу?»

Игра «Как вести себя в лесу» Дать детям представление о леснике - человеке, который заботится о лесе.

Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных, птиц.

Ноябрь 1. Сравнение диких и домашних животных.

Тризовская игра «Что было бы, если бы. (кошка лаяла?» Уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать, что они отличаются от диких. Упражнять умственные способности детей. Развивать воображение, творчество детей. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

2. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу?»

Экологическая игра «Кто где живет?» Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни : крупные сильные животные, живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, зиму проводят в снежной берлоге, летом кочуют по льдам Северного Ледовитого океана. У медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она кормит сначала своим молоком, затем рыбой.

Закрепить знания детей о среде обитания животных. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

3. Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик и Валик»

(Детёныши животных)

Дидактическая игра «Узнай, какой зверь» Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде ; учить классифицировать животных. Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.

4. Наблюдение за кошкой и котятами.

Опыт. Как кошка язычком чистит себе шерстку. Выявить признаки кошки с котенком как домашних животных, как зверей. Воспитать у детей удовольствие от общения с ними.

Выяснить, как моется кошка.

Декабрь 1. Обобщающая беседа «Как узнать зиму?» Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

2. Просмотр мультфильма «Фиксики – советы»

(Осторожно мороз)

Дидактическая игра «Снежинки» Фиксики предостерегают : зимние холода, снег и лед – это здорово, но они таят в себе разные опасности! Чтобы не замерзнуть нужно тепло одеваться и быть осторожным с железом на морозе.

Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.

3. Знакомство со свойствами воздуха.

Опыт. Как увидеть воздух. Как услышать воздух. Познакомить детей с понятием «воздух» , его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни , любознательность.

Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.

4. «Носы нужны не только для красы»

Дидактическая игра «Твердые, жидкие, газообразные человечки» .

Опыт. Выяснить, почему у верблюда, сайгака такая необычная форма носа. Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных.

Помочь детям понять отличие газообразных, жидких, твердых веществ.

Показать приспособление органов дыхания к окружающей среде .

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК»

Пояснительная записка

Данная программа составлена учителем физики МБОУСОШ №5 Чуждановой Е.Н. на основе примерной программы экологических кружков, государственного образовательного стандарта, Закона «Об образовании» и других нормативных документов.

Развитие технического мира и общества приводит к возникновению многих экологических проблем. Необходимым условием их эффективного решения является экологическое образование учащихся.

Человечество радуют стремительные открытия в науке, технике, современных технологиях. На фоне этих положительных изменений, увеличивается нагрузка на окружающую среду. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы воспитать то поколение, которое будет знать, что каждое неосторожное движение тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.

Программа кружка рассчитана на разновозрастную группу учащихся 4-11 классов, содержание и структура курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

Содержание программы построено таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.

В течение всего курса предусматриваются несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение природы родного края, Земля и космос, Человечество на Земле, современные проблемы охраны природы и экологическая перспектива, Будущее планеты Земля.

Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливым других.

На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.

    Учащиеся приобретают новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.

    Антиалкогольные и противоникотиновые вечера помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.

    Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (в КВН - взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и др.)

    1. При защите исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся с современными ИКТ.

    2. Внеклассная работа способствует выявлению одаренных детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока.

Результаты исследовательской работы, успешность выполнения творческой работы - результат совместной деятельности ребенка и его руководителя.

Самое главное в общении с детьми - это их доверие, только в этом случае ребенок раскроется, и вы поймете: перед вами одаренный ребенок.

В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка, является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты и физкультминутки. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также дает возможность быть успешным в центре внимания. Так как кружок посещают учащиеся разного возраста, программа построена таким образом, чтобы учесть интересы каждого кружковца.

Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно-полезную направленность. Все это дает огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, умению выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно-полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

Основная задача работы кружка – содействие удовлетворению детской любознательности.Нужно помочь учащимся увидеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития. На заседаниях кружка я стараюсь создавать творческую атмосферу, поддерживать интерес к выполняемой работе, поощрять творческие проявления учащихся, стремление к поиску.

Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать их и направлять.

Исследование должно быть посильным, интересным и полезным.

Цель: создание благоприятных условий для формирования экологически грамотной личности, понимающей ответственность за сохранение природного и культурного наследия родного края и имеющей активную жизненную позицию.

Образовательная:

Формирование системы экологических знаний, экологической культуры.

Систематизация знаний по экологическим проблемам Ростовской области.

Анализ экологических проблем Ростовской области и России.

Развивающая:

Развитие диалектического мышления.

Развитие кругозора, воли, наблюдательности, памяти, внимания.

Развитие умений и навыков, необходимых для проведения исследований.

Развитие межвозрастного взаимодействия и обучения.

Воспитательная:

Воспитание чувства ответственности за свои действия, поступки в окружающей среде, экологическим проблемам.

Выработать основные правила поведения в природе.

Задачи:

1. продолжить развитие у учащихся представления об основных закономерностях развития живой природы;

2. расширить и углубить знания учащихся в области естественных наук (биологии, экологии, химии, географии);

3. формирование у учащихся навыков научно – исследовательской деятельности;

4. продолжить развитие у учащихся творческих способностей, внимательности, любознательности;

5. продолжить воспитание бережного отношения к природе;

6. проведение природоохранной деятельности;

7. проведение профориентационной работы.

Режим занятий:

Место проведения

Понедельник

Среда

Кабинет №31

14.10-14.50

15.00-15.40

14.10-14.50

15.00-15.40

Основные формы и методы организации изучения курса

Рассказ, беседа, сюжетная игра (суд, путешествие, агитбригада, калейдоскоп, конференции и т.д.), экскурсии, практические работы, наблюдения, опыт, исследования, проектирование, конкурсы, операции, акции.

Принципы обучения

Принцип научности;

Принцип связи обучения с жизнью;

Принцип систематичности и последовательности к обучении;

Принцип доступности;

Принцип наглядности;

Принцип сознательности и активности учащихся.

Общие сведения о кружке

Вид кружка

Переменного состава

Количество членов кружка

30 человек

Возрвст кружковцев

9-17 лет

Количество занятий

4 часа в неделю, 124 часа за учебный год

Место занятий

МБОУСОШ №5, кабинет №31

Прогнозируемый результат.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

Понятия экология, экологическая культура, экосистема, здоровый образ жизни;

Роль природы в жизни человека;

Особенности экологической обстановки Забайкальского края;

Последствия влияния человека на рельеф, климат, воду, почву, растительный и животный мир.

Охраняемых животных и растений Забайкальского края и России

Учащиеся должны уметь:

Самостоятельно планировать, работать, анализировать и оценивать результаты деятельности;

Уметь проводить наблюдения за состоянием воды, воздуха, почвы, растений и животных;

Уметь решать творческие задачи;

Уметь давать оценку результатов деятельности людей, применять знания на основе нравственных принципов;

Делать выводы и проводить анализ результатов своей деятельности;

Пропагандировать идеи экологии;

Уметь представить творческий отчёт в доступной и разнообразной форм.

Программа предусматривает:

Выступление учащихся перед родителями, учащимися;

Активное участие в общешкольных, районных, муниципальных, региональных мероприятиях;

Раскрытие внутренних резервов личности учащихся;

Работать над преемственностью учащихся от начального звена до старшего звена;

Использование разнообразных современных технологий обучения и воспитания.

Отслеживание результатов:

Конкурсы;

Викторины;

Олимпиады;

Выставки;

Конференции.

ПРОГРАММА

Экология с основами краеведения

124 часа, 4 часа в неделю

Раздел I

Что изучает экология 15 часов

Экология - наука XX века. История развития экологических идей. Определение понятия «Экология». Этапы становления экологии как науки. Что изучает экология. Место, занимаемое экологией среди наук. Причины популярности и актуальности экологии в наши дни. Экологические проблемы.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы. Карт загрязненноси региона, графиков, государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды Ростовской области».

Практическая работа: работа со справочным материалом, с целью составленияви графиков, отчетов, реферотов, схем, диаграмм.

Проведение игры «В гостях у домового».

Раздел II

Человечество на Земле 15 часов

Человек - часть природы Земли. Появление и эволюция человека на Земле. Первобытный человек и природа. Дневник цивилизации. Природа и ее роль в судьбе цивилизации. Влияние человека на природу в разных районах Земли. Зависимость материальной и духовной культуры людей от типриродных условий. Взаимодействие человека и природы в городе Новочеркасске и Ростовской области. Проблемы уменьшения загрязнений окружающий среды глобальном масштабе. Регулирование роста народонаселения. Отказ от потребительского отношения к природе. Международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды.

Демонстрация таблиц по экологии. Карты населения Земли, карты Ростовской области.

Экскурсии: Любимый город в зимнем пейзаже, «Камень» в городе (пешеходная экскурсия)

Конференции: Экологические последствия гонки вооружений, проблемы загрязнения окружающей среды на региональном и глобальном уровнях.

Практическия работа: 1. Ознакомление учащихся с приемами самостоятельной работы:

    сбор информации из различных источников;

    способы обработки, оформление и предъявление в различных формах;

    выражение своего мнения, суждения, оценок.

2. Определение состояния окружающей среды своей местности:

    визуально;

    анализируя полученную информацию.

Раздел III

Природа Донского края 10 часов.

Географическое положение, территории и границы. Геология. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Гидрогеография. Почвы. Флора. Фауна. Охрана природы и экологическая оценка.

Демонстрация таблиц и карт

Практическия работа: 1. Творческая работа по теме «Мой райский уголок» (рисунки, стихи, проза)

    Очерк в газету по теме « С рюкзаком по родному краю.

    Красная книга Ростовской области

Экскурсии: 1. пешеходная экскурсия по городу.

2. «В краеведческом отделе МДК»

Раздел IV

Современные проблемы охраны природы 15 часов

Природа Земли - источник материальных ресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Современное состояние окружающей природной среды и природных ресурсов. Охрана природы, основные аспекты, правила и принципы. Правило региональности. Правовые основы охраны природы.

Демонстрация: схемы классификаций природных ресурсов, таблиц по экологии и охране природы.

Конференции: «Современное состояние окружающей среды и природных ресурсов», «Основные правовые основы природопользования»

Раздел V

Экологическая перспектива. Будущее планеты Земля 10 часов.

Всемирная экологическая программа на XXI век. Необходимость всеобщей экологической грамотности. Формирование экологического мировоззрения. Экологическое мировоззрение как предпосылка эффективного решения природоохранных задач на местном, региональном и глобальном уровнях. Экология этика. Экологическое воспитание и образование. Международное сотрудничество в формировании экологического мирововззрения.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы.

Раздел VI

Подготовка к конкурсам и мероприятиям 59 часов

Мероприятия

Срок исполнения

Класс

Праздник «Осенняя ярмарка»

Сенятбрь 2014

1-11

Октябрь 2014

1-11

Городской этап всероссийских конкурсов: «Водный проект» и олимпиады «Созвездие»

Декабрь 2014

4-11

Конкурс «Эко-елка»

Декабрь 2014

1-11

Конкурс исследовательских работ детей по проблемам окружающей среды

Декабрь 2014

6-8, 9-11

Акция «Покормите птиц»

Январь-февраль 2015

1-11

Городской этап Всероссийского детского форума «Зеленая планета» 2014

Февраль 2015

6-8, 9-11

Всероссийский этап Всероссийского детского форума «Зеленая планета» 2014

Январь-март 2015

6-8, 9-11

Конференция «Проблемы загрязнения окружающей среды

Февраль – март 2015

3-11

Смотр – конкурс по экологическому образованию и воспитанию учащихся

Февраль 2015

5-11

Конкурс рисунков «Заповедный мир природы»

1-3, 5-6

Конкурс стихов о природе

1-3, 6

Викторина «Знатоки природы»

6, 7-8

Проведение экологических субботников по благоустройству пришкольной территории

Март - апрель 2015

Рейд отряда «Зеленый патруль» на закрепленной территории

Март - апрель 2015

5-11

Ежегодная конференция Дон ГАУ

Март-апрель 2015

9-11

Городской праздник «День птиц»

Апрель 2015

1-11

Городской праздник «День воды»

Апрель 2015

1-11

Городской праздник «День Земли»

22.04.2015

1-11

Муниципальный этап Всероссийской акции «Я – гражданин России»

Апрель 2015

9-11

ЭКО – сказка

Апрель 2015

Выпуск газет «Экологическая этика»

Апрель 2015

5-11

Тематический план работы экологического кружка на 2013-2014 уч. год

I полугодие

Тема

Количество часов

Экскурсии

демонстрации

Практические работы

дата

Сентябрь

Вводное занятие. Что изучает экология.

Рефераты

1.09.2014

История развития экологии как науки

1.09.2014

Экскурсия на природу

Наблюдение за природой

Сбор гербария

Экскурсия на природу

Наблюдение за природой

Сбор гербария

Конкурс детского рисунка

Рисунок на тему «Я рисую осень»

Конкурс букетов, композиций

Букеты, композиции на тему «Осенний Этюд»

Конференция

Конференция

Экология наука 20 века. Определение понятия экология

Доклады

Этапы становления экологии как науки

Доклады

15.09.2014

17.09.2014

Основные задачи современной экологии

17.09.2014

13

Изготовление композиций

22.09.2014

14

Подготовка к городскому празднику «Осенняя ярмарка»

Изготовление панно

22.09.2014

15

Подготовка к городскому празднику «Осенняя ярмарка»

Изготовление букета из природного материала

24.09.2014

16

Городской праздник «Осенняя ярмарка»

Выступление

24.09.2014

Структура современной экологии

доклады

29.09.2014

29.09.2014

Октябрь

Экскурсия в парк, наблюдаем за птицами

1.10.2014

Выпуск листовок

1.10.2014

Конкурс листовок «Берегите животных»

фотоконкурс

Конкурс «Пусть знают все, мой край прекрасен»

фотоконкурс

Изготовление подделок

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Изготовление подделок

Конкурс фотографий «Мой Новочеркасск»

Экскурсия по городу

Конкурс фотографий «Мой Новочеркасск

Экскурсия по городу

Экскурсия по магазинам города

Сбор материала

Подготовка к конкурсу исследовательских работ

Выход в город для исследований

Сбор материала

Экологическая акция «Посади дерево»

Территория школы и район

Посадка деревьев, уборка

Экологическая акция «Посади дерево»

Территория школы и район

Посадка деревьев. уборка

Подготовка к городскому конкурсу «Экология. Творчество. Дети»

Прикладное искусство «Донские умельцы»

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Прикладное искусство «Донские умельцы»

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Прикладное искусство «Донские умельцы»

Ноябрь

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Фотоконкурс

12.11.2014

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Фотоконкурс

12.11.2014

Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов

Круглый стол

17.11.2014

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Фотоконкурс

17.11.2014

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Фотоконкурс

19.11.2014

Акция «Мы – за здоровый образ жизни»

19.11.2014

Разработка проекта «Экологическая почта»

Модели проекта

24.11.2014

Подготовка к конкурсу исследовательских работ

Письма

24.11.2014

Письма

26.11.2014

Подготовка к конкурсу «Открытое письмо от имени Природы человечеству»

Письма

26.11.2014

Декабрь

Изготовление жалобной книги

1.12.2013

Разработка проекта «Жалобная книга природы»

Изготовление жалобной книги

1.12.2013

Защита проекта «Жалобная книга природы»

3.12.2014

Выпуск листовок на тему «Мама, я не хочу живую елочку»

3.12.2014

Подготовка к проекту «Новогоднее настроение»

8.12.2014

Подготовка к проекту «Новогоднее настроение»

Выход в город. Раздача листовок

8.12.2014

Защита проекта «Новогоднее настроение»

Выставка листовок

10.12.2014

Выход в город

интервью

10.12.2014

Сбор материалов для газеты «Экологическая правда»

Работа с литературой

15.12.2014

Сбор материалов для газеты «Экологическая правда»

Выход в город. Посещение библиотеки им. А.С. Пушкина

Работа с литературой

15.12.2014

17.12.2014

Подготовка к выпуску номера газеты «Экологическая правда»

Оформление материала на компьютере

17.12.2014

Выпуск номера газеты «Экологическая правда»

Выпуск газеты на компьютере

22.12.2014

Выпуск работ на компьютере

22.12.2014

Подготовка к конкурсам «Созвездие и Водный проект»

Выпуск работ на компьютере

24.12.2014

24.12.2014

Мастер класс «Новогодняя игрушка»

Изготовление игрушек с 1-4 классами

29.12.2014

Мастер класс «Новогодняя игрушка»

Изготовление игрушек с 1-4 классами

29.12.2014

II полугодие

Январь

Беседа

14.01.2015

Место, занимаемое экологией среди других наук

Беседа

14.01.2015

Изучения положения и условий проведения конкурса. Составление плана работы по подготовке.

Подготовка к конкурсу «Зеленая планета»

Распределение номинаций конкурса

Природа и ее роль в судьбе цивилизации

Изучение информации, обобщение информации в виде плаката

Влияние человека на природу в разных районах Земли

Экскурсия «Камень в городском ландшафте»

Распределение тем среди выступающих. .

Подготовка к конференции «Экологические последствия гонки вооружений»

Февраль

Конференция «Экологические последствия гонки вооружений»

Проведение конференции

2.02.2015

Причины популярности и актуальности экологии в наши дни

Беседа

фотозарисовки

Союз природы и человека. Моя малая Родина

Подготовка к конференции «Поиск и изучение информации по экологическому состоянию в городе Новочеркасске»

Проблема загрязнения

Поиск и изучение информации по проблеме окружающей среды

Подготовка к конкурсу фотографий «Мир, в котором я живу»

Любимый город в зимнем пейзаже

фотозарисовки

Проблема роста народонаселения, сотрудничество в дело охраны окружающей среды

Поиск и изучение информации по проблеме

Подготовка к конкурсу фотографий «Мир, в котором я живу»

фотозарисовки

Подготовка к смотру – конкурсу по экологическому образованию и воспитанию учащихся

Конференция «Проблемы загрязнения окружающей среды на региональном и глобальном уровнях»

Выступление и защита точек зрения

Подготовка к смотру-конкурсу по экологическому образованию и воспитанию учащихся

Разработка мероприятий, сценария конкурса и викторин

Март

Проведение смотра-конкурса

2.03.2015

Смотр-конкурс по экологическому образованию и воспитанию учащихся

Проведение смотра-конкурса

2.03.2015

Донской край. Географическое положение. Территория и границы. Климат. Гидрогеогрфия. Почвы

Поиск и изучение информации по проблеме

4.03.2015

Конкурс фотографий «Мир, в котором я живу»

Оформление выставки

4.03.2015

Описание природного комплекса своего края

11.03.2015

Геология. Рельеф. Полезные ископаемые

Описание природного комплекса своего края

11.03.2015

Флора. Фауна

Красная книга РО

16.03.2015

Экологические проблемы Дона

Экскурсия в краеведческий отдел ГМДК

16.03.2015

Подготовка викторины «Знатоки природы»

Организационные моменты

18.03.2015

Проведение конкурса «Путешествие капельки», посвященному Всемирному дню водных ресурсов

Организационные моменты

18.03.2015

Апрель

Охрана природы донского края

1.04.2015

Охрана природы донского края

Изучение литературы, разработка плана выполнения творческой работы

1.04.2015

6.04.2015

Подготовка к Международному дню птиц

6.04.2015

Подготовка к Международному дню птиц

8.04.2015

8.04.2015

Подготовка к участию в «Дне Земли»

Представление выполнения плана работы

13.04.2015

Творческая работа по теме «Мой райский уголок (рисунки, стихи, проза)

Представление работ

13.04.2015

Мои любимые уголки природы

Пешеходная экскурсия

Фотоколлаж

15.04.2015

Подготовка к ЭКО - сказке

Составление плана проведения конкурса

15.04.2015

Подготовка к ЭКО - сказке

Составление плана проведения конкурса

20.04.2015

Подготовка к ЭКО - сказке

20.04.2015

Подготовка к конкурсу газет «Экологическая этика»

Поиск и изучение информации по проблеме

22.04.2015

Представление и оценка работ

22.04.2015

Конкурс и защита газет «Экологическая этика»

Представление и оценка работ

27.04.2015

Экосказка

Выступление команд

27.04.2015

Живое вещество планеты

Изучение информации по проблеме

29.04.2015

Ресурсы человечества

Поиск и изучение информации по проблеме

29.04.2015

Май

Ресурсы человечества

Поиск и изучение информации по проблеме

6.05.2015

Поиск и изучение информации по проблеме

6.05.2015

Современное состояние окружающей природной среды и природных ресурсов.

Поиск и изучение информации по проблеме

13.05.2015

Современное состояние окружающей природной среды и природных ресурсов.

Поиск и изучение информации по проблеме

13.05.2015

Поиск и изучение информации по проблеме

18.05.2015

Охрана природы, основные аспекты, правила и принципы

Поиск и изучение информации по проблеме

18.05.2015

Поиск и изучение информации по проблеме

20.05.2015

Подготовка к конференции «Современное состояние окружающей природной среды и природных ресурсов»

Бюджетное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра психологического, социально – педагогического, общего и специального (коррекционного) образования

Программа кружка для учащихся 7-9 классов

специальной коррекционной школы –интерната VIII вида

«Юные экологи»

Исполнитель:

Калитова Е.А. воспитатель

МОУ «Чебулинская (коррек)

специальная школа-интернат

VIII вида

Консультант:

Загляда Л.И.

методист, доцент кафедры

1. Пояснительная записка …………………………………………………..3-5

2 .Учебно – тематический план……………………………………………..6

3.Календарно – тематический план………………………………………...7-8

4. Краткое содержаниепрограммы………………………………………..9-11

5. Ключевые слова и понятия………………………………………………..12

6. Список литературы……………………………………………………….13

7. Приложение………………………………………………………………..14

Пояснительная записка

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому детей с ОВЗ необходимо научить любить природу, охранять и преумножать природные богатства родного края.

Экологическое воспитание и экологическое просвещение населения должно стать непрерывным и всеобщим и первым его звеном является экологическое воспитание детей в образовательных учреждениях. Кроме того, занятия по экологии являются прекрасным средством для развития у ребенка таких психических процессов, как внимание, память, мышление.

Целью экологического воспитания является развитие гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней.

Актуальность данной программы связана с все более обостряющимися противоречиями между деятельностью человека и состоянием окружающей среды, изменениями в ней. Дети не только познакомятся с экологическими правилами, но научатся учитывать их в своей деятельности. Это поможет понять основное: человек – это часть природы, а не его хозяин. Кроме теоретических вопросов, включены практические, направленные на формирование умений и навыков самостоятельного использования знаний основ экологии, расширение познавательного интереса и участие в охране природы своей местности.

Программа ориентирована на разновозрастную группу учащихся 7 – 9 классов специальной коррекционной школы -интерната VIII вида. Объем программы в часах: программа рассчитана на 1 год, по одному часу в неделю. Основные методы и формы организации кружка – беседы, уроки самостоятельной работы, игры, экскурсии, наблюдения, оценка загрязненности поселка. Эти формы вовлекают детей в практическую деятельность, позволяют развить собственные познавательные навыки.

Цели программы:

    научить детей любить, беречь окружающий мир, соблюдать главное правило, нахождения в природе: «Не навреди!»;

    сформировать экологически целесообразное поведение личности ребенка.

Задачи программы

    воспитание экологически грамотного человека;

    формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе;

    воспитание гуманного отношения к природе

    составление экологической карты поселка;

    участие детей в посильной для них природоохранной деятельности;

    развитие творческой и деловой активности детей при решении экологических проблем.

Ожидаемые результаты:

    включенность ребенка в мир природы;

    осознание детьми потребности в общении с живой природой;

    активная природоохранная деятельность;

    вывод ребенка на самоопределение своего поведения в природе;

    активность к познанию окружающего мира и своего места в нем, при этом - соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди!

Основные требования к уровню знаний и умений

К концу года учащиеся должны знать:

Ключевые понятия науки экологии;

Правила и нормы поведения в окружающей среде;

Особенности флоры и фауны родного края;

Экологическую обстановку в области;

Влияние вредных факторов на здоровье.

Учащиеся должны уметь:

Применять информацию об экологических ситуациях;

Проявлять стремление и желание улучшать состояние окружающей среды в своей местности;

Охарактеризовать экологическую обстановку своей местности; участвовать в природоохранных акциях.

Учебно –тематический план

Номер п/п

Тема

Количество часов

всего

теор

практ

Введение

Экология Кемеровской области

Воздействие человека на окружающую среду. Экология района

Мой безопасный дом

Практикум «Экологическая обстановка в школе»

Календарно- тематический план

Номер п\п

Тема

Количество часов

Раздел 1. Введение

Что такое экология

П/р «Распределение обязанностей между членам кружка»

Раздел 2. Экология Кемеровской области

Экологическая обстановка в Кемеровской области

Факторы влияющее на состояние окружающей среды

Влияние промышленности на состояние окружающей среды

Влияние сельского хозяйства на состояние окружающей среды

Природоохранная деятельность в Кемеровской области. Красная книга Кемеровской области

Охраняемые растения Кемеровской области

Охраняемые животные Кемеровской области

Охраняемые территории Кемеровской области

П\р «Составление Красной книги Кемеровской области»

Раздел 3. Воздействие человека на окружающею среду. Экология района

Экологическая обстановка в районе

Зоны экологической опасности района

Экология поселка

Зоны экологической опасности поселка

Поселок опасный и безопасный

Окружающая среда и здоровье человека

Игра «Человек и окружающая среда»

Экскурсия «Экологическая обстановка поселка»

Экскурсия « Экологическое состояние водоёма»

П/р «Составление карты мест экологической опасности поселка»

Раздел 4. Мой безопасный дом

Мой дом –моя крепость

Источники загрязнения внутренней среды жилища

Экологические проблемы связанные с использованием бытовой химией, парфюмерией

Как сделать наш дом безосным

Экологические знаки

Игра –викторина «В мире этикеток(экологические знаки)»

Раздел 5. Практикум «Экологическая обстановка в школе»

П/р «Экологическая оценка школьных помещений»

П/р «Экологическая оценка школьного участка»

П/р «Решение экологических задач»

Раздел 1. Введение (2 часа)

Теоретические занятия(1ч)

Предмет и задачи экологии. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов. Пути и способы изучения взаимоотношений человека и природы.

Практическая работа (1ч)

Рассказ о целях и задачах работы кружка. Выяснение интересов кружковцев. Обсуждение плана работы кружка. Распределение обязанностей между членами кружка. Ознакомление с объектами наблюдений.

Раздел 2. Экология Кемеровской области (11 часов)

Теоретические занятия (10 ч)

Экологическая обстановка в Кемеровской области. Основные виды деятельности человека, влияющие на состояние окружающей среды в области: сельское хозяйство, промышленность, добыча полезных ископаемых. Мероприятия по оздоровлению окружающей среды: озеленение территорий, ликвидация несанкционированных свалок, содержание систем водоотведения. Красная книга Кемеровская область: охраняемые растения и животные. Природоохраняемые территории:государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау».

Практическое занятие (1ч)

Подбор информации о животных и растениях занесенных в красную книгу кемеровской области.

Раздел 3. Воздействие человека на окружающую среду(13 часов)

Теоретические занятия (6ч)

Экологическая обстановка в районе, поселке. Факторы влияющие на экологическую обстановку в поселке: нексанкционированые свалки бытового мусора, проблема бездомных собак, транспорт, заболоченность. Влияние состояния окружающей среды на здоровье человека: заболеваемость населения, смертность, заболеваемость беременных женщин.

Практические занятия (2ч)

Составление карты мест загрязнения местности в поселке возле школы, плана неблагоприятных месс поселка. Взаимоотношения человека и окружающей среды и их последствия.

Экскурсии (4ч)

Выявление экологически неблагоприятных мест поселка, причин загрязнения окружающей среды поселка. Выявление состояния местного водоёма, причин загрязнения. Составление плана работы по очистке водоёма.

Раздел 4. Мой безопасный дом

Теоретические занятия (8ч)

Экологическая опасность подстерегающая нас дома: влияние бытовой химии, парфюмерии на состояние внутренней среды жилища; что может стать источником экологической опасности дома; как можно сделать дом

безопасным; что можно узнать о продуктах питания по этикеткам, какую опасность таят этикетки на продуктах питания.

Раздел 5. Практикум «Экологическая обстановка в школе» (3 часа)

Практические занятия (3ч)

Выявление состояния внутренней среды школьных помещений, источники загрязнения школьных помещений, определения мероприятий по улучшению состояния школьных помещений. Выявление экологического состояния школьного участка, источников загрязнения школьного участка, составление плана мероприятий, направленных на улучшение состояния школьного участка.

Ключевые слова и понятия:

Экология

Экологическая обстановка

Экологические проблемы

Заповедники

Заказники

Канцерогены

Пестициды

Утилизация отходов

Заказники

Национальные парки

Заповедники

Бытовая химия

Список литературы

    Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: развития, 1998г.

    Бытовая экология: курс лекций/ Волгоградское отделение Росийской экологической академии. Центр экологического обучения.

    Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем узнаешьна уроке.

    Молодова ЛП. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996 г.

    Модестов С.Ю. сборник творческих задач по биологии, экологии. Спб.: Акцидент.

    Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. - Волгоград: Учитель, 2003.

Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема: ухудшения качества среды обитания человека.Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Роль загрязнения проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей. В сложившихся условиях необходимо провести объективный анализ причин расширения масштабов загрязнения окружающей среды и учащения катастроф, связанных с неконтролируемым распространением химических соединений технического или биологического происхождения. В настоящее время можно выделить 2 основных объекта общей проблемы.

Первый из них касается известной хаотичности и противоречивости развития экономики, второй самого человека, уровня его подготовленности к осознанному использованию современных достижений в производственных и бытовых сферах.

Особенно важно решение вопроса элементарной «экологической» подготовленности людей так, как с веществами, способными нанести определенный вред человеку, сегодня контактирует почти каждый. В повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики, удобрения.

Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим.

Пути реализации целей школьного экологического образования могут быть самыми разными: экологизация учебных дисциплин, создание интегрированных курсов, введение в практику обучения специального предмета раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды, а также дополнительные занятия с учащимися во время кружковой деятельности.

В процессе обучения и воспитания учащихся важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды загрязнения. В основу экологизации положены представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологических функций веществ, их двойственная роль в живой природе и последствия загрязнения для организмов, причинах нарушения биогеохимических циклов.

Для реализации экологического подхода необходимо проанализировать учебную программу по таким предметам как биология, география, химия, физика и др.. Особое внимание необходимо обратить на вопросы, вызывающие серьезную обеспокоенность за состоянием окружающей среды. Это глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсических тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклеотидами, истощение природных ресурсов планеты.

Экологический подход необходимо реализовывать и через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при изучении производств и проведении ролевых игр.

Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию с учащимися приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Задачи с экологическим содержанием создаются учителем с определенной целью, а именно формирование экологических знаний и ответственного отношения к природе. Роль задач в процессе обучения определяется, прежде всего, тем, что цели обучения предмету не сводятся только к овладению определенными методами и способами решения задач; через решение задач происходит усвоение предметной действительности. Полноценный результат обучения будет достигнут при условии применения знаний в ходе решения задач. При таком подходе, решение задач выступает как цель и как средство обучения.

Необходимость развития экологических знаний у учащихся связана также и с тем, что 10 января 2002 г. Президент Росси Путиным В.В. был подписан Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». И 13 глава этого закона посвящена вопросам «экологического образования и просвещения».

Современная концепция обучения, воспитания и развития основана на идее гуманизации. Для школьного образования одним из путей реализации гуманистических целей является ознакомление учащихся с глобальной проблемой современного мира — экологической. Экологическая проблема (загрязнение окружающей среды, энергетическая и сырьевая, защита здоровья человека, сохранение генофонда планеты и др.) сегодня стала новой социальной реальностью.

Гуманизация образования проявляется в том, что наряду с усвоением фундаментальных понятий и законов, оно должно развивать гуманистические идеалы, духовные, нравственные ценности. Потенциальные возможности для решения этой задачи заложены в самом содержании предмета.

Дидактически интегративный подход к экологическому образованию уравновешивает общекультурный фундамент экологических знаний, развиваемых в общем образовании. Экология вносит свой вклад в раскрытие ценностного представления о мире и человеке. Что предполагает вариативность формы включения экологического материала в учебные планы и программы. Возможны три вариативных модели построения учебно – воспитательного процесса с экологическим содержанием: многопредметная, однопредметная и смешанная.

Многопредметная модель заключается в том, что каждый предмет раскрывает те или иные аспекты экологической проблемы.

Однопредметная модель предусматривает введение специального предмета, связанного с проблемами окружающей среды. Такой подход рекомендован всемирной хартией охраны природы.

По мнению большинства ученых-педагогов, в современной отечественной школе наиболее перспективна смешанная модель экологического образования. Экологические проблемы в рамках этой модели изучаются поаспектно в каждом учебном предмете и целостно в специальных обобщающих и интегрированных курсах. В нашей школе эта проблема решается через изучение курса «Экология» в 8-9 классах, проведение экологических игр, конференций, создание презентаций по экологически темам и приобщение учащихся к работе в кружке «Живая планета».

Цели программы:

1. Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;

№ п/п Наименование темы занятия Примечание, задание
Тема 1. Введение.
1. Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств. Определение численного состава кружка
Тема 2. Зеленый пояс Земли.
2 Растения – необходимое условие здоровья человека. Подготовка к конкурсу «Чистая планета»
3 Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Организация экскурсии на очистные сооружения города
4. Экскурсия в лес по экологической тропе, посвященная 18 сентября – Дню Леса. Определение экологического состояния леса. Отчет, проведение экскурсий для учащихся начальных классов по тропе
5. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Мероприятие для учащихся д/с и 1-х классов, посвященное Дню Леса
6. Зеленая аптека -лекарственные растения. Выставка рисунков
7. Растения под охраной Создание папки
8. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений» Уборка территории пришкольного водоема и озера на карьерах
Тема 3. Жизнь под землей.
9. Почва – среда жизни растений и организмов. Проведение школьной олимпиады по экологии
10. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Подготовка к конкурсу гуманитарно-экологических проектов «Я — исследователь»
11. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования.
12. Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом леса местности. Определение видов эрозии и причины, их вызывающие» Отчет, подготовка проектов на районную олимпиаду по экологии
Тема 4. Разнообразие цветковых растений
13. Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные.
14. Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений.
15. Сорняки и их значение.
16. Роль цветковых растений в природе и жизни человека.
17. «Красная книга Нижегородской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. Рисунки, презентации
18. Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?»
19. Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя» Работа с определителями леса, луга, болот и другими
Тема 5. Удивительный мир животных.
20. Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения.
21. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.)
22. Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели.
23. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. Доклады
24. По страницам «Красной книги животных» Рисунки, презентации
25. Практическая работа «Составление правил охраны насекомых. Определение и учет муравейников на территории лесного массива». Отчет

Подготовка и проведение акции «Зеленая красавица»

26. Изучение и охрана рыбных богатств в водоемах Нижегородской области и Городецкого района.
27. Правовая охрана рыбных ресурсов. Участие в районной олимпиаде по экологии
28. Выявление причин, вызывающих загрязнение вод и гибель рыб в водоемах.
29. Практическая работа «Описание водоема и его обитателей» Отчет
30. Видовое многообразие и ареалы распространения земноводных нашей местности.
31. Охраняемые земноводные и пресмыкающиеся.
32. Видовой состав и разнообразие птиц Городецкого района и Нижегородской области. Участие в Дне Науки в школе (защита проектов)
33. Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете.
34. Охрана птиц. 1 апреля – всемирный день птиц.
35. Изучение видового состава зимующих птиц.
36. Видовое разнообразие певчих птиц. Определение птиц по голосам.
37. Практическая работа. Проведение акций к 1 апреля – Дню защиты птиц. Отчет
38. Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Развешивание кормушек для птиц.
39. Видовое многообразие млекопитающих Городецкого района и Нижегородской области
40. Особенности отношений «Хищник — жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? Мероприятия, посвященные 22 марта – Всемирному Дню Воды
41. Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. Подготовка к районной научно-практической конференции по экологии
42. Практическая работа «По следам животных и птиц». Отчет
43. Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц. Подготовка и проведение экологического месячника в школе
Тема 6. Формирование здоровья растущего организма.
44. Определение понятия «Здоровье». Показатели здоровья. Викторина «Знаете ли вы птиц?»
45. Рост и развитие детского организма. Показатели гармоничного физического развития. Акция «Первоцвет»
46. Адаптация организма к факторам окружающей среды. Особенности адаптации детского возраста. Интеллектуальная игра «Самый умный знаток животных»
47. Заболеваемость детей. Сравнительная оценка показателей здоровья у детей, проживающих в регионах с различной загрязненностью. Проект, брейн-ринг

«Экологически чистое жилище»

48. Практическая работа «Оценка физического развития коллективов и определение групп здоровья». Проект
Тема 7. Антропогенное загрязнение окружающей среды как фактор воздействия на здоровье населения.
49. Действие естественных природных факторов на организм человека, гигиеническое значение климата и погоды. Научно-практическая конференция по экологии в школе и в районе
50. Общие проявления загрязняющих факторов на организм человека, растений и животных. Подготовка экологических презентаций учащимися 5-11 классов
51. Механизм воздействия основных химических загрязнителей окружающей среды на окружающую среду. Экскурсия на городскую фильтростанцию
52. Физические факторы, влияющие на здоровье (вибрация, электромагнитные волны).
53. Биологически активные вещества, пищевые добавки и лекарства – вред или польза для человека? Умение составлять меню в неблагоприятный по геомагнитным показателям день. Встреча с воспитанниками д/с № 50 и № 20
54. Практическая работа «Определение загрязняющих факторов на организм человека и возможные пути их устранения». Отчет о проведении экологического месячника «Дни защиты от экологической опасности»
Тема 8. Экология рабочего места.
55. Экологическое состояние рабочего места. Метеорологические и физические факторы окружающей производственной среды в зоне трудовой деятельности.
56. Общие понятия о шуме и вибрации. Уровни производственного шума. Методы борьбы с шумом и вибрацией.
57. Практическая работа «Определение экологического состояния рабочего стола, способы устранения неблагоприятных факторов». Отчет
Тема 9. Влияние погоды на здоровье человека.
58. Факторы погоды и реакция организма.
59. Воздушная оболочка, гидросфера и в целом биосфера – эликсир жизни для здоровья человека.
60. Профилактика метеопатических реакций: плановая – повышающая сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам климата, сезонная и экстренная – перед неблагоприятным эффектом погоды.
61. Практическая работа «Проведение лечебного массажа по методу «шиатсу» — нажатием пальцев». Отчет
62. Практическая работа «Проведение физической зарядки, снимающей усталость в период сезонной профилактики» Отчет
63. Учитесь отдыхать. Биоритмы, их влияние на активность человека. Пассивный и активный отдых. Значение сна для профилактики снятия стрессовых состояний. Анализ работы кружка за учебный год
64. Тайны Тибетской медицины. О некоторых советах применения лечебных трав при различных заболеваниях.

Программа кружка «Юный эколог»

Объяснительная записка

Кружок «Юный эколог» разработан как дополнение к курсу по окружающему миру в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:

    расширение энциклопедических представлений младших школьников;

    углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;

    обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Программа экологического кружка отражает все аспекты содержания экологического образования:

 научно-познавательного;

 ценностного;

 нормативного;

 практически-деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому  природно-социальному окружению.

Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание

Нормативный аспект содержания экологического образования  это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали  показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

Программа экологического кружка построена по четырем основным направлениям: - - познавательном;

 познавательно-развлекательном;

 практическом;

 исследовательском.

Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это  театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог»)  посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий : экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка; программа рассчитана на младших школьников.

К концу года учащиеся должны знать:

    Связь между человеком и природой.

    Природу родного края.

    Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

К концу года учащиеся должны уметь:

    Различать изученные группы растений и животных.

    Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.

    Выполнять правила поведения в природе.

    Изготовлять домики для птиц.

    Изготовлять экологические памятники.

Программа составлена из расчета одно занятие в неделю.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «Юный эколог»

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Утренник «Мир вокруг нас»

Сентябрь

Театрализованное представление на экологическую тему: «Новые при-ключения Маши и Вити».

Сентябрь

Работа над проектом «Мое дерево».

Выставка детских рисунков на эко-логическую тему: «Давайте сохраним планету».

Сентябрь

Путешествие по экологической тропинке (I часть).

Сентябрь

Беседа «Перелетные птицы. Их охрана».

Октябрь

Праздник «Золотая волшебница осень».

Конкурс на лучший осенний букет.

Октябрь

Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц).

Октябрь

Экскурсия «Удивительное рядом».

Фенологические наблюдения «Осенние явления».

Октябрь

Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека.

Ноябрь

Утренник «В гостях у жителей под-водного царства».

Ноябрь

Опыт «Волшебница вода».

Ноябрь

Спектакль «Зачем зимой снег».

Декабрь

Утренник «Здравствуй, гостья зима»

Декабрь

Подготовка материалов для эко-логической тропинки. Конкурс рисунков «Снежные узоры».

Декабрь

Опыты «Почему идет снег?» «Поче-му снег бывает разным?»

Декабрь

Беседа «Лиственные и хвойные растения зимой».

Январь

Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

Январь

Опыт «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).

Январь

Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму».

Февраль

Операция «Синица» изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

Февраль

Экскурсия «Следы». Фенологические наблюдения.

Февраль

Дидактическая игра «Первоцветы. Узнай растение по листу». Беседа «Встреча пернатых друзей».

Март

Праздник весны. Конкурс «Птичий КВН».

Март

Очистка аллеи от сушняка. Операция «Скворец» изготовление птичьих гнездовий.

Март

Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране». Чтение и обсуждение книг и статей в журналах о природе и ее охране.

Апрель

Экологическая игра «Пестрый мир насекомых»

Апрель

Операция «Муравей».

Апрель

Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения.

Апрель

Турнир-викторина «Охраняемые растения КБР».

Игра-путешествие «По лесным тро-пинкам».

Работа по проекту «Мое дерево». Озеленение школьного двора.

Путешествие по экологической тропинке (II часть). Лекарственные растения.