Колядки - это рождественские обрядовые песни. Все о русских народных колядках Вы сможете узнать, если внимательно прочитаете нашу познавательную статью!

Колядки и Рождество

Колядка - рождественская обрядовая песня, древнеславянский аналог западных рождественских гимнов. Колядки пели наши предки на главный зимний праздник вместо привычных теперь американской «Джингл беллс» или советской «В лесу родилась елочка». Изначально все колядки были языческими. Откуда взялись христианские колядки - рассказала нам фольклорист и собиратель народных песен, руководитель фольклорного ансамбля Елена КРАСНОПЕВЦЕВА.

Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии

Русские народные колядки – колядуют все!

Колядки - это обрядовые песни, часть так называемого календарного цикла - наиболее древней и устойчивой части русского фольклора. (На каждый из праздников русского календаря в народе полагались свои «сезонные» песни, употребление которых ограничивалось небольшим периодом праздника.) Все колядки условно можно разделить на «христославные» (рождественские) и «посевные» (языческие). Первые посвящены Рождеству Христа, это те колядки, к которым мы привыкли. Вторые, как правило, более архаичны, связаны с языческим культом плодородия. Их главное содержание - пожелания урожая и благополучия в новом году. Языческие колядки отражали зависимость от природных сил и, по сути, были обращением к ним, богам, отвечающим за урожай, - ведь жизнь средневекового крестьянина напрямую зависела от урожая. Само слово «Коляда» - это имя; так, по мнению многих исследователей, в славянском языческом пантеоне звали одну из богинь плодородия, праздник которой отмечался в день зимнего солнцестояния. Имя божества, к которому обращались колядующие в разных регионах, могло различаться: Таусень, Авсень, Виноградень. Исходя из традиционных припевов русских колядок, обычно повторяющих одно из этих имен, каждую колядку можно классифицировать по географическому признаку: Коляда - Курская область, Виноградие - Архангельская область и Русский Север, Таусень - Рязань. Исполнять колядки за пределами «новогоднего» обряда запрещалось.

Известный нам обычай колядовать на Рождество появился уже после Крещения Руси в ходе переосмысления в контексте христианской культуры языческих обычаев. Судя по музыкальному и гармоническому строю христославных русских колядок, большинство из них украинского происхождения. До сих пор на юге России христианские колядки встречаются чаще, чем языческие, да и сама традиция колядовать на Рождество там лучше сохранилась. Мелодии языческих колядок, как правило, были очень простыми, такими, чтобы их было легко запомнить: музыкально все они не слишком отличались от прочих народных куплетов-попевок и прибауток. Христославные колядки несколько сложнее в музыкальном плане.

В России и на Украине в давние времена под Рождество колядовали все: и взрослые, и дети, - но колядовали разными группами: отдельно бабы с мужиками, отдельно подростки и дети. Считалось, что чем больше за день зайдет колядовщиков в дом, тем лучше. Начинали колядовать с рождественской ночи, сразу после службы, и продолжали до самого Крещения. Хозяевам было положено благодарить колядовщиков угощениями, которые никогда не делились, все подарки, что колядовщики набирали за день вскладчину, они съедали вместе.

Язычников в дом не пускать

На христославные и посевные колядки разделились не сразу. Например, языческие смысл и стилистика просматриваются в некоторых народных традициях празднования 14 января - дня святителя Василия Великого, когда по старому календарю праздновался Новый год. Несмотря на память православного святого, калядование в этот день шло по вполне языческому обряду: рано утром в дом прибегали дети, бросали в иконы зерно, гоготали как гуси, изображали домашних животных, - все это, по языческим представлениям, способствовало плодородию. Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии. Смысл такого переодевания также архаичный: переодетый нечистью колядовщик олицетворял мертвеца, предка, который помогал «плодородию». Как правило, одевались так именно на Новый год, 14 января, и исполняли в этом случае исключительно посевные, то есть языческие колядки. Этот обычай был распространен не только в Карпатах, но и по всей России, только у нас это осуждалось Церковью. «Новогодних» колядовщиков не пускали в дом, а одаривали угощениями за порогом или через окно. Кроме того, тем, кто на Святки ходил в «личине», полагалось обязательно окунуться на Крещение в «иордани» - специально вырубленной в реке и освященной проруби: смыть грех. «Христославных» колядовщиков, напротив, приглашали в избы.

В отличие от переодевания в личины, «христославные» колядовщики ходили шествием с вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Хотя есть христославные колядки, которые и не содержат рождественских сюжетов, а только пожелания благополучия и богатства. Часто встречаются и смешанные варианты, где по пашне «идет Христос и сеет жито», а помогает ему Богородица. Скорее всего, это древние языческие колядки, позже переделанные на христианский лад. От языческого прошлого оставался припев, текст которого также уже мог быть смешанным: «Пришла коляда накануне Рождества».

Уже в прошлом

Традиция колядок связана и с таким явлением, как вертеп - театрализованное действо, передающее рождественскую евангельскую историю в форме кукольного театра. В оригинале вертеп - это передвижной кукольный театр, трехъярусный ящик с ширмой. Путешествуя по деревням, он показывал представление, во время которого неоднократно исполняются колядки, обозначая появление того или иного героя, и только когда появляется ангел - исполняется рождественский тропарь.

К сожалению, традиция пения колядок в России погибла. Если мы отправимся на Западную Украину, в Карпаты, то мы увидим, что там и сегодня на Рождество колядуют практически все. В российских деревнях обычай колядовать ушел в прошлое, в городах эта традиция возрождается только в театрализованной форме. Я собираю фольклор около 30 лет и ни разу не видела, чтобы кто-то колядовал у нас в деревнях, удается разве что найти стариков, которые в детстве колядовали и помнят, как это делать. Конечно, христославные колядки - это не просто фольклор, они выражают живую веру во Христа, и она должна быть очень крепкой, чтобы проявляться во всех сферах жизни.

Новый год прошел, но праздники еще далеки от своего окончания. Уже на этих выходных, 6 и 7 января, в России православные отмечают Рождество Христово - самый светлый и любимый праздник, соединивший в себе как церковные, так и языческие традиции.

Время от Рождества (6 января) и до Крещения Господнего (19 января) называется святками - в народе эти дни празднуют больше по-языческому, нежели по церковному. Главные традиции святой или Коляды, как еще называют торжественные дни, заключаются в пении колядок, а также в гаданиях по вечерам, коим посвящают время молодые девушки.

Что же касается колядования, то в гости к родным, близким и даже незнакомым людям с праздничной песней может отправиться любой желающий - от стара до велика переодеваются в карнавальные костюмы и идут по улицам поздравлять жителей с Рождеством, получая за это мелочь, сладости и массу благодарностей за утроенный праздник.

Коляда - откуда пошла традиция петь колядки

Традиция исполнять колядки очень древняя. Ее корни уходят в языческие времена. Тогда люди верили в то, что Солнце появилось благодаря богине Коляде, а змей Коротун готов в любое время уничтожить наше святило. Чтобы противостоять этому, наши предки пели песни, дающие Солнцу силу. Считалось, что обряд следует провести до дня Коляды, то есть до даты зимнего солнцестояния.

Древние люди верили, что колядки обладают магической силой и способны предотвратить беду и дать здоровье и благополучие. Существует и другая версия происхождения колядок.

Многие исследователи народных традиций считают, что эти песни возникли на почве веры древних людей в то, что духи умерших предков раз в году возвращаются в свои семьи, чтобы похвалить или наказать своих потомков за неправильные действия. Отсюда появились образы чертей, ведьм и пр. С приходом Христианства тексты песен изменились и в них появились герои из Библии. Однако языческая основа в колядках по-прежнему присутствует. Дата исполнения колядок конкретизировалась.

Как правильно колядовать и принимать колядующих

Традиции колядовать сохранились в наше время как в сельской, так и в городской местности. Все также на улицах можно встретить толпы ряженых героев, которые поют ритуальные песни, восхваляя в основном родившегося Иисуса Христа, информирует сайт C-ib.ru. Молодежь переодевается в персонажей и ставит настоящие театральные представления, главными героями в который обычно выступают именно мифические, а не библейские герои - русалки, лешие, бабки Ежки, ведьмы, и подобное.

Также положено водить по дворам "козу" - то есть, животное, символизирующее достаток, богатство и удачу в наступающем году. Каждая компания выбирает животное по душе, а потому говорить конкретно о каком-либо костюме очень затруднительно.

Сегодня не составляет труда подобрать себе подходящий наряд. В магазине можно купить практически все для перевоплощения в новый образ. Это может быть парик для Русалки или маска для Лешего. В 2018 году к этим персонажам можно добавить Земляную Собаку, которая будет «бежать» рядом с маскарадными героями.

12.01.2018

Традиция колядовать, щедровать и посевать пришла к нам из древности – со времен язычников. Это одно из любимых занятий и развлечений как взрослых, так и детей. Колядующие, щедровальники, посевальники ходят в гости: к родственникам, друзьям, крестным, соседям. Это весело, интересно, можно насобирать немного денег и вкусностей. Но перед тем как совершать обряды, следует разобраться, как правильно это делать, когда ходить колядовать, щедровать и посевать.

Когда колядовать, щедровать и посевать?

Многие путают, когда нужно колядовать, щедровать и посевать. Итак:

Как правильно колядовать, щедровать и посевать?

Разобравшись с датами проведения праздничных обрядов, узнаем, в чем их разница, как правильно проводить и выполнять.

Начинать колядовать можно с появлением первой звезды на небе. В это время начинается праздничный ужин, а желающие идут поздравлять колядками с рождением Христа. Традиционно в деревне колядуют, ходя от дома к дому, никого не обходя. Но в большом городе достаточно обойти квартиры соседей. Зайдя в дом у хозяев, нужно спросить разрешение колядовать. Если отказали - уйти, молча и без обид. Конечно, отказывать нельзя, т.к. это считается грехом.

В старину группа колядников состояла из трёх человек, где был выбран главный колядующий - звездарь. Он шел впереди всех и нес в руках звезду, которая символизирует появление на свет младенца Иисуса Христа. Звездаряем выбирали человека с громким голосом и хорошо знающим колядки. За ним следом шел звонарь и нес большой колокольчик, которым звоном оповещал, что идут колядующие. Третий человек - мехоноша. Он нес яркой мешок, украшенный вышитыми или нарисованными звездами, солнцем и месяцем. В него хозяева клали конфеты и угощения, поскольку подарки из рук хозяев брать не принято.

Колядки медленно и протяжно поют, а в завершении читают поздравления и кланяются хозяевам дома.

Сейчас за колядки одаривают и деньгами, но ранее – конфетами, яблоками, орехами, колбасой, окороком и другими вкусностями для разговления после Рождественского поста.

В любом случае стоит помнить, что каждая семья считает за честь, что колядники пришли к ним поздравить с Рождеством, а не обошли их стороной.

Популярные колядки на русском и украинском языках:

Нынче Ангел нам спустился

И пропел: «Христос родился!».

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздником поздравить.

Вот идем мы, пастухи,

Прощены нам все грехи.

К дому путь свой правим,

Христа Бога славим.

Коляду для вас співаю,

Дай вам боже урожаю,

Щедрих нив, садів квітучих,

Зірку в небі на Святвечір

Для дорослих и малечі.

Коляда моя лунає,

Увесь світ з Різдвом вітає.

Многие ошибочно думают, что колядовать можно на Рождество. Однако утром 7 января рождествуют, т.е. поют рождественские песни и поздравляют с Рождеством Христовым.

Между тем в южных регионах страны, в том числе и Ростовской области, со времён советской власти закрепились несколько иные традиции. 6 января вечером, накануне Рождества, дети носят кутью родным, знакомым, крёстным и соседям. А вечером 7 января взрослые ходят по дворам знакомых с шуточными колядками.

Колядование в ночь накануне Рождества, с песнями религиозного содержания и рождественской звездой, на юге России уже почти не встречается.

Щедруют вечером в канун Старого Нового года – 13 января. Характерное их отличие от колядок - припев «Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье!». Предки считали, что в Щедрый вечер приходит Маланка-Вода с Василием-Луной, погостить и принести хозяевам достаток и удачу на грядущий год.

Утром 13 января хозяйки готовят праздничный ужин из 12 непостных блюд. Обязательное яство - обрядовая щедрая кутья. Также пекут блины, пироги, делают жаркое и домашнюю колбасу, лепят вареники с сыром и творогом. Этими яствами одаривают щедровальников (13 января) и посевальщиков (14 января).

Щедровальники обходят по домам с вечера до полуночи, заходят после приглашения хозяев. Щедруют в основном девушки , но и холостяцкие группы также ходят. Все ребята одеваются в маски, а один из них в женский наряд. Мужскую группу прозывают «водят Меланку», а ряженого в женщину «Меланкой». Щедровальники читают добрые пожелания хозяевам, желая богатого урожая, приплода скота, хорошего роения пчел, благополучия, здоровья, счастья и процветания. Они веселят танцами, песнями и шуточными сценками. Предки верили в каждое слово и магическую функцию щедровок.

Как правильно посевать

Рано утром 14 января, когда начинает рассветать, молодежь ходит по домам и посевает. По народным верованиям, 14 января первым в дом должен войти мужчина – как ребенок, так и взрослый: это принесет достаток и счастье. Девушки счастья не принесут, поэтому традиционно засевают исключительно парни.

Мужчины наполняют тканевые мешочки или рукавицу зерном: пшеницей, ячменем, рожью, рисом. Обычно посевать начинают с собственного дома, за что родители одаривали парней сладостями и деньгами.

Придя в дом, посевальщики должны у хозяев спросить разрешение проводить обряд. Обычно отказов никогда нет, т.к. посевальщик всегда желанный гость.

Зайдя в дом, посевальщики приветствуют хозяев, поздравляют с Новым годом, засевают зерном квартиру и обсыпают хозяев. Это действие сопровождается со словами: «Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем! Хоть и Старый Новый Год - все равно добро несет!».

Хозяева приглашали посевальщиков к столу, угощали пирогами, одаривали яблоками и баранками. А по желанию самым щедрым благодарением были деньги.

Зерно, которым посевали, считается оберегом, поэтому его не выметают до заката солнца.

Популярные посевалки на русском и украинском языках:

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом вас поздравляем!

К счастью, на здоровье, на Новый год,

Чтобы вам уродилось лучше, чем на прошлый год!

Конопля под потолок, а лен до колена,

Чтоб у вас, хозяев, голова не болела!

Будьте здоровы с Новым годом и с Василием!

Дай, Боже!

Сію, сію, засіваю, Вашу хату не минаю,

З Новим роком йду до хати,

Щось вам маю віншувати:

Щоб діти всі здорові,

Їли кашу всі готові,

Щоб вам була з них потіха.

А нам грошей з півміха!

Сею, рассеваю

Овсом, рожью,

Милостей божью!

На крутой творожок

Пастуху пирожок!

Сеем-веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки.

Дайте тыщу, дайте пять,

Не жалейте двадцать пять.

Если вы богаты,

Дайте ползарплаты.

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем.

Счастья будет вам горой,

Урожая воз большой.

Уродись у вас овес,

Чтобы на два метра рос.

Уродись у вас пшеничка,

И горох, и чечевичка.

Чтоб гостей невпроворот

Было в доме целый год!

На столе всегда пирог.

Легких-легких вам дорог!

Отметим также, что, даже не зная порядка проведения ритуала, разучите красивые песни и стихи, сделайте подходящие костюмы. Жители домов почувствуют вашу добрую энергетику и щедро одарят. Ведь самое главное в колядках, щедровках и посевании - не полученные дары, а хорошее настроение и осознание, что вы сохраняете глубокие древние традиции.

Подготовлено с использованием материалов сайта TutKnow

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

Звездарь, мехоноша, коза, медведь, Ирод, три царя - это, пожалуй, самые яркие и запоминающиеся персонажи традиционных рождественских праздников. Без этих ряженых в старину не обходилось ни одно празднование Рождества. Да и сегодня компании взрослых и детей, отправляясь колядовать 6 и 7 января, с удовольствием примеряют на себя эти колоритные костюмы. А ещё они обязательно разучивают колядки и щедровки - весёлые песни, которые являются неотъемлемой частью древнего обряда на Рождество и 13 января на Старый Новый год. Из нашей сегодняшней статьи вы узнаете, как правильно колядовать и щедровать, что нужно говорить, а также найдёте слова самых популярных и красивых песен и традиционных стихов.

Как и когда правильно колядовать 6-7 января на Рождество и Старый Новый год

Не секрет, что долгие десятилетия религиозные традиции в нашей стране были под запретом. Но, несмотря на это, большинство из них, в том числе и щедровки с колядками, дошли до наших дней практически в своем первоначальном виде. Правда, далеко не все современные дети и взрослые хорошо с ними знакомы. К примеру, вопрос о том, как и когда правильно колядовать и щедровать - 6-7 января на Рождество или на Старый Новый год - остаётся одним из самых актуальных. На самом деле, в разных регионах нашей страны и ближнего зарубежья время дня и ночи, когда колядуют и щедруют, может разниться. Это связано с местными традициями и народными обычаями. Тем не менее, числа и праздники, когда можно колядовать и щедровать, являются общими для всех. Поэтому, чтобы вопрос о том, когда и как колядовать/щедровать правильно - на Рождество (6-7января) или на Старый Новый год (13-14 января) больше у вас не возникал, запомните:

  • 6 января - колядуют
  • 7 января - рождествуют
  • 13 января - щедруют
  • 14 января - посевают

Когда можно колядовать и щедровать

В большинстве регионов колядовать, а не щедровать, начинают вечером 6 числа после появления на небосклоне первой звезды. Ряженые ходят по домам, поют песни, прославляющие рождение Спасителя, и желают хозяевам благополучия и процветания. Взамен ряженые получают сладкие угощения и денежные вознаграждения за свои песни. Утром 7 января девушки и дети рождествуют - поют обрядовые песни о рождении Иисуса Христа. В отличие от колядников, они не наряжаются в костюмы, кроме народных, и не песен про Коляду. В ночь на Старый Новый год молодые парни и девушки ходят щедровать с песнями. Они также поют песни о благополучии в наступающем году (щедровки) и получают угощения за свои старания. А утром 14 января принято не щедровать, а посевать - ходить по домам и щедро обсыпать хозяев зерном и монетами. Такой обряд сопровождается специальными стихами и символизирует процветание и богатый урожай в новом году. Традиционно посевать, как и щедровать, ходят мужчины, так как считается, что мужчина, переступивший первым порог хозяйского дома в новом году, приносит удачу. Именно так выглядят основные моменты в те праздничные дни, когда можно щедровать со стихами и песнями.

Как на Рождество правильно колядовать и что нужно говорить?

Представление о том, как правильно на Рождество колядовать (щедровать) и что нужно говорить хозяевам, может сильно отличаться в зависимости от конкретного региона и местных обычаев. Но есть и ряд общих традиций, которые характерны для рождественского колядования/щедрования вне местных обычаев. Например, колядники должны ходить по домам группами минимум из 3 человек. Самый главный колядник - звездарь. Традиционно звездарем назначают самого голосистого члена группы, который отлично знает колядки, щедровки и рождественские стихи. Кроме того, что он исполняет роль основного «запевалы», на его плечи возлагают и еще одну почетную миссию - ношение звезды. Звезда символизирует добрый знак рождения Иисуса и провозглашает его появление в этом мире. Кроме звездаря, среди колядников обязательно должен быть звонарь и мехоноша. Первый несет большой колокольчик и тем самым оповещает хозяев, что к их двору подходят ряженые. Мехоноша в свою очередь несет большой красивый мешок для гостинцев - сладостей и денег, которыми поющих одаривают люди.

Что нужно говорить колядникам, какие слова и стихи

Прежде чем приступить к стихам и песням, по традиции колядники должны спросить у хозяев дома разрешение на колядование. В старину отказать ряженым на Рождество считалось недопустимым, но сегодня многие могут запросто отказать колядникам. Поэтому спросить сначала разрешение будет правильнее всего простой фразой: «Вечер добрый! Можно поколядовать?». После одобрения хозяев можно начинать колядовать - петь песни и читать традиционные короткие стишки. По окончании выступления хозяева одаривают поющих гостинцами, а те в свою очередь благодарят хозяев за щедрость добрыми пожеланиями мира и процветания. Теперь, когда вы знаете, как колядовать на Рождество правильно и что нужно говорить (стихи, песни), обязательно используйте свои знания на практике 6 января.

Коляда, коляда

Отворяйте ворота,

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Хоть рубь,

Хоть пятак,

Не уйдем из дома так!

Дайте нам конфетку,

А можно и монетку

Не жалейте ничего

Накануне Рождество!

Воробушек летит,

Хвостиком вертит,

А вы, люди, знайте,

Столы застилайте,

Гостей принимайте,

Рождество встречайте!

За привет, за угощенье

Вы примите поздравленье!

Жить вам вместе лет до двести!

Счастья вам да крепкого здравия!

Со святым Рождеством Христовым,

С наступающим Новым годом!

Динь-динь-динь, звенят звоночки!

К вам пришли сыны и дочки!

Вы колядников встречайте,

Нас улыбкой привечайте!

Коляда-моляда

Прикатила молода.

Мы нашли коляду

Во Ивановом двору!

Эй, дядька Иван,

Выноси добро во двор!

Как на улице мороз

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать,

Или тепленький пирог,

Или денежку копьем,

Или рубль серебром!

Традиционные песни и стихи для тех, кто собирается колядовать на Рождество

Согласно традиции колядовать на Рождество с песнями и стихами собираются в основном дети и молодежь. Взрослые также могут сопровождать группу колядников и участвовать в процессе колядования, например, изображать различных персонажей. В зависимости от региона тексты рождественских песен и стихов отличаются, но есть и традиционные варианты, которые всегда актуальны. Это так называемые народные стихи и колядки, в которых есть упоминание о Коляде - языческой богине плодородия. Именно ей посвящали свои песни в праздник Нового года наши предки. Позже этот языческий праздник был совмещен с христианским Рождеством, что привело к появлению так называемых «церковных» колядок - народных песен и стихов о рождении Иисуса Христа. Далее вас ждут варианты традиционных песен и стихов для тех, кто собирается колядовать на Рождество 2017 и Старый Новый год. С их помощью смогут колядовать как дети, так и взрослые.

Коляда, Коляда!

А бывает Коляда

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

Коляда-коляда

Накануне Рождества

Хоть рубль, хоть пятак -

Не уйдем мы просто так!

Нынче Ангел к нам спустился

И пропел: «Христос родился!»

Мы пришли Христа прославить

И вас с праздником поздравить!

Вот идем мы, пастухи,

Прощены нам все грехи,

Весть вам добрую несем,

Без гостинцев не уйдем!

Коляд-коляд-колядушек,

Хорош с медком оладушек,

А без меда не таков,

Дайте, тетя (или дядя) пирогов!

С Рождеством святым вас, люди!

Мир да лад у вас пусть будет,

Чтобы горя вы не знали

И в богатстве пребывали!

Коляда - моляда

Зашла в новы ворота!

А за ней и мороз

Через тын перерос!

Принес он холод,

Так, что дед Архип

Стал молод!

Мороз невелик,

Да стоять не велит!

Не велит мороз стоять,

Нам пора колядовать.

Тяпу-ляпу,

Скорей дайте коляду!

Ножки зябнут,

Я домой побегу.

Кто даст,

Тот — князь,

Кто не даст —

Того в грязь!

Калидым, калидым я у батьки один,

Меня батька послал,

Чтоб я хлеба достал.

А я хлеба не хочу, подавайте колбасу,

Не дадите колбасу, я всю хату разнесу.

Колядин, колядин,

Я у мамки один,

По колено кожушок,

Подай, дядя, пирожок!

Открывай сундучок,

Подавай пятачок!

Что есть в печи - в мешок мечи!

Вот и матушка - зима пришла,

Отворяй-ка ворота!

Пришли святки!

Пришли колядки!

Пришла Коляда накануне Рождества.

Дай бог тому, кто в этом дому.

Всем людям добрым желаем:

Золота, серебра,

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов,

Доброго здоровья,

Маслица коровья.

Сколько осиночек,

Столько вам свиночек;

Сколько елок,

Столько и коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек.

Счастья вам,

Хозяин с хозяюшкой,

Большого здоровья,

С Новым годом,

Со всем родом!

Коляда, коляда!

Приходила коляда

Накануне Рождества.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

Ты нас будешь дарить —

Мы будем хвалить,

А не будешь дарить —

Мы будем корить!

Коляда, коляда!

Подавай пирога!

Как колядовать на Рождество правильно - варианты традиционных костюмов

Чтобы колядовать на Рождество правильно нужно не только знать песни и стихи, но и обязательно облачиться в традиционные для этого обряда костюмы, вариантов которых довольно много. Что примечательно, большинство костюмов колядников не требуют особых материальных затрат и очень просты в изготовлении. Впрочем, как и сами персонажи, в которых по традиции перевоплощаются взрослые и дети 6 и 7 января на Рождество и Старый Новый год. Самыми популярными среди них можно назвать следующие образы: коза, медведь, цыган, ангел, лошадь, черт. Актуальными и самыми простыми вариантами костюмов можно назвать и маски - самодельные или покупные, символизирующие разных персонажей и зверей. Например, очень просто сделать костюм козы из темного полушубка и рогатой маски. Запоминающийся и простой образ цыганки также легко воплотить с помощью длиной юбки, ярких украшений и цветастого платка. Поверьте, и колядовать, и щедровать в таком образе будет очень весело и правильно. Подробнее о том, как правильно колядовать, что нужно при этом говорить, какие костюмы лучше выбрать узнаете из видео ниже.

Коляды - очень древний языческий праздник, который совсем не был связан с Рождеством Христовым. Так получилось, что с приходом христианства на славянские земли, произошедшим в раннем Средневековье, церковь начала активно бороться со старой религией. На местах капищ - языческих храмов - строились христианские церкви, языческие праздники заменялись христианскими. Примерно то же получилось и с Колядами. На время зимнего солнцестояния - а это главная «причина» празднования - выпадает рождение Иисуса Христа. А поэтому неудивительно, что Коляды ассоциируются с Рождеством и переняли много христианских традиций.
Очень многие даже из тех, кто слышал про колядки, не знают, что обозначает слово «Коляда». Коляда - от уменьшительно-ласкательного «коло», обозначающего солнце-младенца. Оно представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького ребенка пол еще не играет никакой роли, тем более что само солнце у нас среднего рода. Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, точнее, из поэтического представления о рождении маленького солнца. И это новорожденное солнце открывает новый год, символизирует солнце будущего года. Стоит сказать, что это древнее представление о ежегодном младенце не умерло и по сей день. Оно перенесено на понятие «новый год» и на открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают его в виде мальчика, летящего в космос.
У древних славян 25 декабря (месяц студень) начинался поворот солнца на весну. Коляду (ср. коло-колесо; круг - солярный знак солнца) наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» - «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль - лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.
Коляда праздновалась в так называемые зимние Святки с 25 декабря (сочевник, сочельник) по 6 января (Велесов день). Это же время раньше совпадало с сильными морозами (ср. Моро - «смерть»), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В этот вечер все заволакивается морозною заволокою и кажется мертвым.
И все же зимние Святки являются самым веселым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет «на разрисованном возочке на вороном конечке» в теплые страны (к весне и лету).
Позднее праздник Коляды был замещен праздником Рождества Христова. Однако у славянских народов Рождество до сих пор сочетается с Колядой. И у всех восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия. Для праздника юноши и девушки наряжались в хари, или лярвы, и страшила. Ряженые ходили по дворам, пели колядки - песни, прославляющие Коляду, дающую всем блага. При колядовании они обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты.
Колядование проходило примерно везде одинаково.

Приведенная ниже схема показывает эволюцию колядования:

1. Ритуал. Он представлял собой жертвоприношение (козла). После чего ряженые проводили заклинание солнца.

2. Языческий обряд. Сюда входила обрядовая трапеза (кутья, печенье в виде фигурок скота). Обход дворов с «солнышком», пение аграрных колядок, «кормление Мороза».

Обход дворов со «звездой». Христославление, аграрные колядки на Васильев день.
В канун Рождества, называемый сочельником, церковный устав предписывал соблюдать строгий пост с полным воздержанием от пищи до первой звезды. Она символизировала рождественскую звезду, возвестившую волхвам Рождество Христа. Само слово «сочельник» происходит от сочива, зерновой постной каши на конопляном соку с сушеными ягодами или медом (то же, что кутья). Сочиво разрешалось вкушать в сочельник с наступлением вечера.
В этот день было принято прославлять благополучие дома и семьи (желали всего, «что хозяину нравно»). А для того чтобы получить благословение, нужно было ублажить колядовщиков, чем те и пользовались, весело требуя гостинцев и подарков. Это считалось чем-то вроде отдарков за колядование. Скупым они шутливо предрекали разорение. При этом подарками могло быть все что угодно, в основном пища. Обычно колядовщикам давали обрядовое печенье, баранки, коровки, козульки, пироги и караваи, так называемые символы плодородия. Каравай, например, символизирует тучность коровы (старосл. - крава).

Позже, с приходом христианства, в празднование Коляды были привнесены некоторые не столь существенные изменения. Все так же в качестве колядовщиков выступали парни и девушки, иногда в колядовании участвовали молодые женатые мужчины и замужние женщины. Для этого они собирались в небольшую группу и обходили крестьянские дома. Эту группу возглавлял мехоноша с большим мешком.
Колядовщики обходили дома крестьян в определенном порядке, называли себя «непростыми гостями», приносящими хозяину дома радостную весть о том, что родился Иисус Христос. Они призывали хозяина достойно их встретить и разрешить под окном покликать Коляду, т.е. спеть особые благопожелательные песни, называвшиеся в одних местах колядками, в других - овсенями, виноградьем.

После исполнения песен они просили у хозяев вознаграждения. В редких случаях, когда хозяева отказывались слушать колядовщиков, те порицали их за жадность. В целом к приходу колядовщиков относились очень серьезно, с удовольствием принимали все величания и пожелания, старались их по возможности щедро одарить.
«Непростые гости» складывали дары в мешок и отправлялись к следующему дому. В больших селах и деревнях к каждому дому приходило по пять-десять групп колядовщиков. Колядование было известно на всей территории России, но отличалось местным своеобразием.

Однако практически везде колядование начинали словами:

Коляда, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.

Так, в средней полосе Европейской России, а также в Поволжье песни колядующих были адресованы всем членам семьи и сопровождались возгласами «овсень, таусень, усень» или «Коляда», которые дали название самому обряду - «кликать овсень», «кликать Коляду». Во время обходов колядующие подходили к дому, становились под окно и произносили речитативом: «Хозяин с хозяйкой, велите овсень прокликать!»

После разрешения «Кличьте!» начиналось восхваление двора и величание хозяев:

Ой, овсень, бай, овсень!
Что ходил овсень по светлым вечерам,
Что искал овсень Иванов двор.
У Ивана на дворе три терема стоят:
Первый терем - светлый месяц,
Второй терем - красно солнце,
Третий терем - часты- звезды.
Что светел месяц - то Иван-хозяин,
Что красно солнце - то хозяюшка его,
Что часты звезды - то детки его.

После этого раздавались пожелания хозяйственного благополучия:

Уж дай ему Бог,
Зароди ему Бог.
Чтоб рожь родилась,
Сама в гумно свалилась.
Из колоса - осьмина,
Из полузерна - пирог,
С топорища - длины,
С рукавицу ширины.

В этих пожеланиях колядовщиков изображалась яркая и сознательно преувеличенная картина хозяйственного благополучия, семейного довольства.
Каждой крестьянской семье желали «избушку ребят, хлевушку телят», «сына в четыре аршина», «в конюшню конев», «полтораста коров, девяносто быков», да чтобы «одна-то корова по ведру доила, одна-то бы кобыла по два воза возила» . В конце колядка заканчивалась просьбой о подаянии и угрозой наказания хозяев в случае отказа. Колядовщики говорили:

Наш овсень
Подавай совсем!
Подавай, не ломай,
А если сломишь -
Со двора не сгонишь,
А не подашь -
На Новый год еловый тебе гроб,
Осиновую крышку,
А на помин шелудивую кобылу.

В разных частях России колядование проходило по-разному. Так, например, в северных губерниях европейской России колядование приобрело несколько иную форму. Здесь колядные песни, сопровождавшиеся возгласом «Виноградье красно-зелено мое!», были направлены на величание каждого члена семьи, жившего в доме. Колядующие начинали с песен под окном:

Да виноградъе, да красно-зелено!
Да уж мы ходим не ходим по Нову-городу,
Уж мы ищем не ищем господинов двор.
Господинов двор да высоко на горе,
Да высоко на горе, да далеко в стороне,
На семидесят верстах,
да на восъмидесят столбах.

Сам обряд заканчивался уже в избе традиционной просьбой о подаянии:

Не пора ли вам, хозяин, дарить-жаловать?
Не рублем ти вам, хозяин, не полтиною,
Хоть одною золотою, сударь, гривною,
Хоть по рюмочке винца
да по стаканчику пивца.

А вот вариант детского колядования. Дети, подходя к избе, начинали петь:

Дай тебе, Господи,
На поле природ,
На гумне примолот,
Квашни гущина,
На столе спорина,
Сметаны ти толсты,
Коровы ти дойны!

Согласно традиции, колядовщики требовали платы и угощения очень настойчиво:

...Нам же, славцам,
Не рубь-полтина, -
Единая гривна.
Пива братыня,
Яиц коробица,
Скляница вина,
Бочка квасу,
Морда рыбы.
Блюдо шанег,
Ставец оладий
И масла крыница!


В результате обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.
Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для, раздачи колядующим. Колядные песни всегда были разнообразны. И это разнообразие зависело от того, в какой области, даже в каком районе проходили колядования.

А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа.
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига;
Из полузерна пирог.
Наделил бы вас, господа,
И житьем, и бытьем,
И богатством...

Если хозяева выносили угощение, то колядовщики благодарили их следующими словами:

У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!

А вот еще один вариант того, что говорили в знак благодарности за щедрые подарки со сторо ны хозяев избы:

Коляда-моляда!
Ты пришла на двор
Накануне Рождества
По снежному полю.
Гулять на просторе!
Забежала во двор
К Иван Иванычу,
К тетушке Прасковье.
Иванов-то двор
Виноградьем оброс,

У Ивана-сударя
Высок терем,
У Прасковьюшки на дворе
Полным-полно.
Гуси-лебеди летели!
Мы малешеньки
Колядовщички,
Мы пришли
прославлять,
Хозяев величать!
Иван Иванычу
Житья сто лет!
Прасковьюшке
Всегда здравьице!
Всем детушкам,
Зятьям, снохам,
Сыновьям, дочерям-боярышням!

В этот день крестьяне обычно говорили: "Если дашь пирога - полон двор живота, тебе триста коров, полтораста быков"

Так, под Москвой, благодаря хозяев за подаренное печенье - «коровку, мазану головку», - колядовщики сулили дому полное благополучие и счастье (существовало поверье, что в доме, где ласточка совьет гнездо, не будет несчастий и неприятностей) :

Дайте коровку,
Мазану головку!
Уж ты ласточка,
Ты касаточка,
Ты не вей гнезда
Во чистом поле,
Дак дай ему Бог
Ты завей гнездо
У Петра на дворе!
Дак дай ему бог
Полтораста коров,
Девяносто быков.
Они на реку идут, -
Все помыкивают,
А с реки-то идут, -
Все поигрывают.

В случае же если хозяева ничего не подавали, то для них могли пропеть и такое:

У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!

На двор чертей; на огород червей!

Коляда-моляда,
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога -
Тому двор живота.
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!

Славянские праздники и обряды
А кто не даст ни копейки -
Завалим лазейки.
Кто не даст лепешки -
Завалим окошки,
Кто не даст пирога -
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Уведем деда,
Кто не даст ветчины -
Тем расколем чугуны!

В некоторых случаях угрозы в адрес скупых хозяев могли быть и пострашнее:

На Новый год
Осиновый гроб,
Кол да могилу,
Ободрану кобылу!


И все же до выкрикивания таких угроз, как правило, не доходило, так как общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными.
Обряд колядования считается древним обрядом, который был известен не только русскому, но и другим славянским народам. Для древних славян приход колядующих воспринимался как возвращение из иного мира умерших предков к домам потомков. А потому одаривание их служило чем-то вроде жертвоприношения в надежде на помощь и защиту в наступающем году.

Даже с приходом христианства этот обряд не утратил своего значения. И в XIX - начале XX века, колядование по-прежнему оставалось одним из важных святочных обрядов, глубинный смысл которого, к сожалению, был уже утрачен. На следующий день после колядного вечера отмечали сами Коляды - праздник, которого ждали целый год. Отмечать его было принято в кругу семьи, но так как в деревне все были свояками, то и праздновала вся деревня.
После долгого поста скоромная еда и спиртные напитки недвусмысленно намекали на продолжительное застолье, плавно переходящее в бодрый завтрак. С этого дня начинали ходить колядующие - небольшие группы молодых людей, которые пели колядные песни, славили святой вечер, а заодно и хозяев. Последние в свою очередь старались одарить колядующих разными вкусностями так, чтобы не было стыдно ни перед соседями, ни перед Богами. Ведь обряд колядования непосредственно связан с приношением жертв языческим верховным божествам. Так, на Полесье до наших времен сохранился обычай относить деньги, которые дают люди в колядные дни, на пожертвование в местную церковь.
Колядующих обычно сопровождала коза, но не настоящая, а переодетый в кожух озорной и веселый юноша. Коза была главным действующим лицом (или мордой).

Славяне верили, что присутствие этого животного во дворе отпугивает нечистую силу, приносит плодородие, хороший урожай, радость и благополучие в дом. Обряд колядования проходил весело, со смехом, плясками и полными чарками, хорошими подарками и настоящим чувством праздника. Гостинцы, что получали молодые люди за ритуальные песни и пляски, шли на общий стол. К веселью подключались музыканты, на стол ставилась водка, самогонка, шкварки, пелись песни, кружились хороводы. Большой популярностью пользовались различные игры. Наиболее известной и в полной мере дошедшей до нас является игра «Женитьба Терешки». Основное действие происходило ночью и обязательно в самом большом доме. На протяжении нескольких дней, точнее, ночей, «родители» выбирали жениха, невесту, сватали, женили. Все свадебные обряды были как настоящие. Участники забавы должны были уметь танцевать, водить хороводы-мостики, петь песни. Приготовления к театрализованной игре начинались еще осенью, когда все участники с нетерпением ждали этих зимних колядных ночей, чтобы всласть посмеяться и потанцевать.