«Не типичное»

Алена – ребенок очень сложный, требующий внимания 24 часа в сутки, поэтому я бы не стала тот опыт, который мы получили с ней, распространять на остальных детей. Ребенок из учреждения – это всегда по-своему сложно, но сложность бывает разных уровней. Одно дело, когда ребенок требует от приемных родителей только внимания, терпения и любви, другое – когда нуждается в длительной помощи специалистов.

Важно другое: несмотря на все сложности, а точнее, благодаря им, нам стало ясно, что Алену нужно забирать домой: в семье есть шанс, что ситуация с ней выправится, в детском доме нет даже надежды.

И разговор тут не о том, что в детском доме что-то делается неправильно. У нас сложились очень хорошие отношения с сотрудниками и директором учреждения, в котором находится Алена, и сейчас мы постоянно контактируем. Просто девочке необходимо учиться выстраивать долгосрочные отношения, а на это нужны годы. В семье у ребенка есть родители, братья и сестры, родственники – то есть круг людей, в которых ребенок уверен всегда, что они будут рядом и завтра, и через месяц, и через год, и через 10 лет. Детдом такого дать не может.

Сейчас с Аленой трудно, и, думаю, будет трудно еще долго. Но мы пробуем оценить первые результаты ее пребывания в семье, и, по отзывам ее воспитателей и педагогов – эти результаты явно положительные. Она скучает, с удовольствием рассказывает о семье, помнит по именам всех, пересматривает фотографии. Стала заметно лучше себя вести и учиться. Это очень обнадеживает.

«Типичный опыт»

Повторяю, Алена – особый вариант. У нас был опыт более типичного, скажем так, гостевого режима. Конечно, дети и семьи очень разные. Но я поделюсь несколькими наблюдениями, с которыми сталкивалась на практике.

2. В детском доме у ребенка не формируются очень важные коммуникативные навыки. Это миф, что детдомовские дети – все коммуникабельные. На самом деле у них большие проблемы с общением. И опыт жизни вне детского дома очень нужен. Какие-то даже элементарные вещи: приготовить еду на кухне, сходить в магазин, посмотреть фильм с семьей, обсуждая его, и так далее. То, что для нас естественно – для ребенка опыт.

Семья дает ребенку не просто новые впечатления, а гораздо большее. Он смотрит, как строятся отношения между членами семьи, какую роль занимает там муж, какую роль занимает жена, как они общаются со своими детьми. Это тот опыт, который он потом может вынести во взрослую жизнь как некий шаблон. Потому что у детдомовского ребенка либо вообще нет никакого шаблона, либо он есть, но такой, что лучше бы не было: когда норма пьянство, побои, взаимное равнодушие. Положительный опыт повышает его шансы на нормальную взрослую жизнь.

3. Многие опасаются гостевого режима (кстати, официально он называется «краткосрочным патронатом»). В основном пугает такой момент: раз ты берешь ребенка, он к тебе привыкает, надеется на что-то большее, и в итоге страшно причинить ему еще больший вред, так что лучше совсем не брать его в семью. Вполне понятное и обоснованное опасение. И к его разрешению надо подходить рассудительно.

Мне кажется, что гостевой режим возможен в том случае, когда мы общаемся с ребенком, который совершенно четко оценивает ситуацию. Может быть, он уже и сам не готов поменять привычную атмосферу детского дома на жизнь в семье – ведь это будет требовать от него определенных усилий, которых он может бояться. Но при этом у него сохраняется тайное желание хотя бы время от времени чувствовать себя домашним ребенком, и семейный опыт ему всё равно нужен. В этом случае каникулы и гостевания могут снизить страх перед семейной жизнью и постепенно сдружить вас.

У нас был случай, когда девочка-подросток, приезжавшая к нам на гостевой, так и не смогла разобраться в себе – то ей казалось легче остаться в детском доме, то ее тянуло в кровную семью, то она снова вспоминала о нас как о запасном аэродроме. В результате этих двухлетних метаний опеку над ней мы так и не оформили, и по достижению 18 лет она выпустилась из детского дома. И вот только в этот момент у нас сложились близкие и конструктивные отношения, когда она обращается за помощью, подолгу живет с нами и в полной мере воспринимает нас как свою семью. Но «доросла» она до этого именно благодаря тому, что мы были рядом намного раньше.

Еще один вариант, когда смело можно брать ребенка на «гостевой» – это когда у вас уже есть дружеские отношения. Например, человек как волонтер ходит в детский дом к ребенку, они давно общаются, ребенок не ждет, что этот человек возьмет его в семью насовсем, и для него поездки в гости – полезное и приятное разнообразие. Почему нет? Пребывание в семье повышает у ребенка его рейтинг и внутри детского дома, он уже чувствует себя уверенней, ведь у него есть друг вовне учреждения.

Кроме того, общение и выстраивание отношений для детдомовцев необходимо. Их, конечно, стараются социализировать, вывозить в поездки и на экскурсии, они бывают в летних лагерях и санаториях. Но проблема в том, что благодаря различным походам-поездкам с учреждением дети привыкают развлекаться, а выстраивать долговременные партнерские взаимоотношения, основанные на доверии, они не умеют.

Ну и самое главное: если человек решается на гостевой режим с таким прицелом, чтобы потом этого ребенка взять в семью, то это бывает действительно хорошим началом отношений между ребенком и приемным родителем.

«Краткосрочный патронат» – время, чтобы хоть немного понять, что в дальнейшем можно ждать друг от друга.

4. Если вы всё-таки решились, то попробуйте избежать одной серьезной ошибки. Часто люди берут ребенка с мотивом подарить ему праздник, доставить как можно больше радости. Ребенку стараются ни в чем не отказывать, его заваливают подарками, для него придумывают график развлечений. Это очень неправильно, потому что в итоге складываются превратные впечатления от семьи и семейной жизни.

По сути, получается тот же фестиваль, который дети видят в детском доме от спонсоров. То есть ребенка развлекают и жалеют, но не выстраивают отношений на равных, где ребенок может быть не всегда правым, где ему надо кому-то уступать, где у него есть какие-то обязанности.

Мне кажется, что гостевой режим – это в первую очередь как раз необходимость погрузить ребенка в нормальную, повседневную атмосферу семьи.

Я знаю случаи, когда гостевой режим проходил волшебно, ребенок в вихре развлечений вел себя идеально и родители не уставали нарадоваться тому, какой ангел им достался. Потом ребенка забирали насовсем, вместо праздника начинались будни и с ними – кошмар для всех.

Ребенок словно бы говорил: «Подождите, мне было обещано, что я получаю всё, что хочу! А сейчас я слышу: «Учи уроки, мой посуду», вы уставшие пришли с работы и вам некогда мною заниматься. Вы – подлые обманщики, мне такая семья не нужна, я ждал совсем другого».

Очень полезно, когда гостевой режим планируется на каникулы, в том числе на зимние, праздничные, чтобы ребенок соприкоснулся именно с реальной жизнью, с буднями. Пусть они будут сдобрены праздником, совместными делами, радостями, но с четкими обязанностями: сейчас ты убираешь кровать, сейчас мы с тобой идем мыть посуду, а сейчас ты сбегай в магазин, а я начну готовить обед и так далее. То есть ребенок должен себя почувствовать членом семьи. И ругать, и хвалить его стоит наравне с остальными детьми, как если бы он был вашим ребенком. Может быть, больше объяснять, тщательнее подбирать слова, учить тому, что не умеет, но в остальном – никаких поблажек.

5. Не стоит слишком увлекаться гостями: для ребенка важно выстроить отношения хотя бы с небольшим кругом. Дети разные, для кого-то нормально и когда каждый день новые гости, а для кого-то и один-два гостя в неделю уже огромная нагрузка, ведь он старается понравиться. Ему и так тяжело, не стоит дополнительно усложнять ему жизнь.

6. Я считаю, что надо планировать периоды передышек. Вот прошел у вас какой-то активный день, можно следующий день сделать «ленивым»: просто побыть дома, подольше поваляться в кроватях, почитать, посмотреть вместе кино, прибраться, сготовить что-то совместно.

7. Чаще всего за время гостевания особых проблем не возникает – не тот период. Но эгоизм и перетягивание внимания на себя могут проявиться сразу. И лучше это сразу же и пресечь. Вторая частая проблема – когда ребенок начинает клянчить всё подряд. Это мелочь, но очень портит нервы. Поэтому лучше сразу так запланировать дела, чтобы минимизировать походы с ребенком в кафе, торговые центры и на развлекательные площадки, где всё мигает, гудит, пиликает. Ведь оно работает на те самые слабости, которые и так закрепляются в детдоме. Просто исключите всё, что развивает в ребенке потребительство.

8. Надо быть готовым к тому, что когда вы берете ребенка из детского дома, ваша логика вообще, логика, с которой вы общались со своими детьми, с которой вы привыкли выстраивать отношения, не будет работать. Вы будете сталкиваться с ситуациями, которые либо полностью, либо частично вашему пониманию не поддаются.

Ребенок будет демонстрировать совершенно не те реакции, которые вы можете просчитать. К этому надо быть готовым и не удивляться.

Например, ребенок может хуже всего вести себя именно с теми людьми, которые ему наиболее симпатичны. Вместо того, чтобы пытаться понравиться, он будет последовательно выводить их из себя. Причина в том, что ребенку нужно любое внимание, неважно какое. Но если позитивное внимание надо зарабатывать, то для негативного достаточно просто надавить на нужные кнопки – это проще.

Ребенок совершенно спокойно может говорить вам: «Я тебя люблю», звать мамой, но эти слова ничего не будут значить для него. Дети из учреждений легко бросаются такими категориями. Они мамой готовы назвать чужую им женщину, едва переступив порог дома. Для них «мама» – это слово, на которое реагирует женщина. Так что не надо смахивать слезы умиления, отнеситесь к этому как можно более спокойно.

9. Важно наблюдать, по возможности проговаривать все свои мотивы, движения, поступки. Как с маленьким ребенком, когда ты учишь его разбираться в эмоциях. То есть пояснять действия членов семьи: «Вот он сейчас засмеялся, возмутился, расстроился, потому что…» Обязательно разбирать обидные ситуации, потому что обида неизбежно будет, дети из детских домов очень обидчивые, нервозные. И даже если ребенок очень старается понравиться, это не гарантирует того, что у него не будет парочки нервных срывов за то время, что он у вас гостит. Важно, чтобы он учился понимать и свои, и чужие потребности и эмоции.

Обязательно нужно пояснять шутки и забавности, потому что с чувством юмора тоже могут быть некоторые сложности. Если вы смотрите с ребенком мультики или фильмы, которые вам кажутся смешными, вы можете увидеть совершенно стеклянные глаза, и вновь нужно пояснять, над чем вы смеетесь. Кстати, ребенка иногда тоже стоит расспрашивать, что именно показалось ему смешным – это поможет вам лучше понять его, а возможно, и заметить какие-то проблемы.

10. Мы не раз сталкивались с тем, что часто дети говорят, как им хочется в семье такого, чего они на самом деле выдержать не могут. Например, ребенок говорит и искренне считает, что хочет, чтобы в семье были младшие дети. А на самом деле он от маленьких детей устает через час. То есть ребенок формулирует для себя одно, а на деле оказывается, что нужно ему совсем другое.

11. Нужно быть готовым к тому, что всё равно где-то понадобится проявлять строгость, потому что можно столкнуться с ситуацией, когда ребенок просто не понимает и не слушает ваших объяснений. Полностью перевести из привычного для него мира в нормальный мир за этот короткий период просто нереально. И не нужно даже ставить перед собой такую задачу.

12. Изначально, когда берете ребенка, надо быть готовым к тому, что вы не справитесь, то есть иметь на вооружении план Б. Причем он должен быть на первом месте, ведь к тому, что всё пойдет хорошо, легко и приятно, и готовиться-то не надо. Обязательно имейте под рукой контакты человека, которому вы можете в любой момент позвонить по поводу ребенка, проконсультироваться, спросить, как «разрулить» ту или иную ситуацию. Не нужно бояться признаться, что вы допустили ошибку, педагогический промах. Надо звонить и спокойно, корректно расписывать ситуацию – что конкретно не так сделали вы, как на это среагировал ребенок и послушать советы.

13. Часто многие, забирая ребенка из детского дома, считают, что все воспитатели, которые с ним работают, – враги, этого ребенка не любят, и только ты пришел, эдакий спаситель. От этого взгляда надо сразу отказываться: велика вероятность, что как раз среди воспитателей будут те, кто понимает механизм проблемы конкретного ребенка. С ними нужно обязательно контактировать.

14. Самый неприятный расклад, если вы хотели сделать доброе дело, а получилось так, что ваша жизнь и жизнь ваших близких превратилась в кошмар, и вы категорически не справляетесь. Тогда нужно честно всё остановить. Я не говорю о том, что по первой проблеме сразу бежать и отвозить ребенка в детский дом. Но вот когда после многих усилий вы уже поняли, что у вас не получается решать проблемы, что всё становится хуже и хуже…

У нас с Аленой, например, был кризисный момент, потом ситуация выровнялась и была более-менее спокойная неделя. Потом вновь начался кризисный момент, видимо, вызванный тем, что мы отправлялись в детский дом. Но какая-то легкая положительная динамика присутствовала.

Если нет динамики, нет сил, не усугубляйте ситуацию, везите в детдом.

Педагогам честно расскажите о проблемах. Ведь они не знают, как ребенок может повести себя в семье. А после рассказа у них появится шанс предупредить других родителей, которые решат взять этого ребенка на гостевой режим, чтобы они не наступали на те же грабли. Поэтому, даже если у вас не получилось, но вы честно рассказали, с какими проблемами вы столкнулись, вы можете сослужить ребенку добрую службу. Тем более что у воспитателей и педагогов, работающих с ребенком, взгляд на него может «замылиться» и ваши наблюдения окажутся очень важны и полезны. Только, рассказывая, не пытайтесь обелить себя и всё свалить на ребенка.

Меня с Аленой спасло то, что я отлично понимала: самые мерзкие ее выходки – это результат ее предыдущей жизни, она себя ведет адекватно своему жизненному опыту. Потому проблемы не в ней, а у меня – я не знаю, как на это реагировать, как с этим справиться, как в этой ситуации себя повести.

15. Когда собираетесь брать ребенка на гостевой, постарайтесь тщательно подобрать кандидатуру, поподробнее расспросить о нем воспитателей. Надо сразу адекватно оценивать свои силы и говорить: «Мои возможности таковы». Вам сразу скажут, стоит или не стоит брать этого ребенка.

Сюрпризы всё равно будут: приятные или, наоборот, неприятные, но это тот случай, когда лучше соломки настелить как можно больше. Гостевой режим – это проще опеки, но это всё равно огромный труд, требующий предварительной подготовки.

16. Когда каникулы закончились и вы благополучно вернули ребенка, постарайтесь, чтобы у него остались вещественные воспоминания о пребывании в семье – фотографии, например.

17. Вообще гостевой режим – это не опека, это гораздо легче. Всё, что угодно можно выдержать, если оно всего лишь на две недели. Другой вопрос, что может оказаться так, что эти две недели изменят вашу жизнь и в итоге увеличат семью.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Семья - это самое важное в жизни человека.

сайт в День защиты детей решил рассказать о малышах, у которых нет именно этого самого важного. Давайте будем помнить и всячески помогать таким очень сильным маленьким человечкам.

  • Первый курс, зима. Мне как активисту предложили побыть Дедом Морозом в детдоме.
    Выучил пару стишков и игр, надел костюм, приклеил бороду и думал, что я готов. Нет, черта с два, к этому невозможно быть готовым. Ибо когда я пришел, дети кричали, что я ненастоящий (думал, это провал). Когда пришло время подарков, каждый ребенок, рассказав стишок, на ухо шептал желание на следующий год: найти маму и папу или чтобы они нашли их. Все дети без исключения просили об этом. После утренника молча курил и плакал.
  • Часто бывала в детдоме. Дети меня многому научили, была хорошая мотивация. Но один случай я запомню навсегда. Как-то просто сидела в коридоре. Из-за угла появляется мальчик с женщиной, похоже, мамой, что приехала его проведать. И в подарок она привезла... упаковку лапши «Роллтон». Но этот мальчик светился от счастья, ведь с ним рядом была мама. А у нас айфоны не того цвета - и сразу скандал.
  • Мы с моим братом-близнецом остались круглыми сиротами и до 5 лет жили в детдоме. Потом нас забрали разные семьи. Я помню не так много о брате, зато наш последний день помню во всех подробностях: мы спрятались в огромном ящике для игрушек и со слезами и улыбками рассказывали друг другу, как будем дальше жить и кем станем. Обещали, что друг друга найдем.

    Прошли годы. В детдоме не дают информации о нем - не имеют права, сама найти его не могу. Заканчиваю школу и иду учиться на морского биолога, потому что тогда, сидя в этом ящике, говорила, что стану именно им. Верю, что, если устрою жизнь, как планировала тогда, непременно встречу брата. Мне ничего от этой жизни не нужно, только бы его найти.

  • Детдом. Я прохожу по коридору, заглядывая во все спальни. Тихо, все еще спят. Последние спокойные минуты моего рабочего дня. Захожу в комнаты, отдергиваю шторы, включаю нижний свет. Мальчишки начинают ворочаться, поднимают встрепанные головы, кто-то уже поднялся. В одной из спален мальчишка «заправляет кровать» одной рукой, сидя на ее краешке и не открывая глаз. Недовольное ворчание друг на друга в коридоре и туалете. Кто-то из детей, выйдя из спальни, подходит ко мне и утыкается носом в бок. Он стоит так несколько секунд, стараясь удержать сонное оцепенение:
    - Доброе утро, мам.
    • Помогал отвезти знакомым подарки от неравнодушных людей для малюток в детский дом. Сам не при делах, чисто как водитель. Но не передать взгляда и чистоты радости детей! Играл с ними, был великаном, а они гурьбой нападали.
      Уезжать было сложнее всего. Меня это так сильно задело, что я, взрослый мужик, вернувшись домой, ревел весь вечер. Теперь много думаю. Буду помогать детям, чем смогу.
    • Знакомая до самой пенсии работала в латвийском роддоме. Рассказала, что многократно умерших после родов детей меняла на детей, от которых отказались родители. Вела список. В течение 42 лет с 1963 по 2005 она спасла от детдома 282 ребенка. На вопрос, не жалеет ли она о том, что нарушала закон, она ответила: жалеет о том, как мало успела сделать.
      И я - один из этого списка.
    • В детдом приехали журналисты. В коридоре воспитателя тотчас обнимают дети: «Татьяна Юрьевна, к нам сегодня приедут спонсоры или меценаты, то есть кандидаты или депутаты?» Ребята не видят особой разницы, но понимают: сейчас будет концерт, а потом всем раздадут игрушки и угостят конфетами. Самый популярный вид благотворительности - приехать ненадолго, устроить праздник, подарить подарки, поднять настроение. И уехать, оставив все как есть.
    • Эту историю я услышала от работников посольства Испании. Жила состоятельная семья и уж очень хотелось им внуков. Но дочь и сын не торопились заводить детей. И как-то раз смотрели они передачу по телевидению («Пока все дома»), а там показывали историю мальчика-сироты. И тут услышали они, что фамилия у мальчика такая же, как у них. Решили, что это судьба, и усыновили ребенка. Теперь счастливо живут все вместе в Испании в своем доме.
    • Мой молодой человек работает барменом в известном заведении. Там фейс-контроль и строго нельзя приходить с детьми. Вчера рассказал, что до начала смены в бар зашла девочка лет 6, попросилась в туалет. Разрешил ей сходить, и тут за ней целая вереница малявок пришла. Выяснилось, что дети из детдома, на экскурсии. Мой сердобольный пригласил всех ребят в бар вместе с руководителем, со всеми поболтал и газировкой бесплатно напоил. Воспитательница ему шоколадку потом занесла.
    • Подобрал на вокзале мальчишку лет 12. Сбежал из детдома, попрошайничал, скитался. Накормил, отмыл. Мальчишка оказался умницей и чистюлей. Понял, что не могу просто так вернуть его в детдом. Договорился забирать на выходные. Потом он стал оставаться у меня и на неделе. Знакомые и друзья осуждали. С пацаном тоже всякое бывало. И ссоры, и крики «Ты мне не отец!» А когда настало время получать паспорт, он взял мои отчество и фамилию. Я воспитал хорошего сына.
    • Собирала помощь в детский дом. Приехали туда с игрушками, вещами, сладостями. Долго общались с детками, играли. Когда собирались уезжать, ко мне подошла девочка лет 12 и сказала: «Так мне нравится, что вы к нам приехали. Люблю, когда к нам приезжают пообщаться, а не просто сфотографироваться, а потом забрать назад игрушки и уехать ».

Мужчину, который подошел к Саше (имя изменено) на школьной линейке 1 сентября 2004 года, мальчик несколько раз видел до этого. Тот заходил в детский дом, где жил Саша, и в школу, где он учился.

"Он ко мне подошёл и сказал, ну, давай, познакомимся … не хочешь денег? Я сказал, ну, хочу", - вспоминает Саша. И поясняет, новый знакомый пообещал двенадцатилетнему пацану - 500 рублей (7 евро), тогда для него это были большие деньги.

Мужчина отвел Сашу в бытовку - подвальное помещение на территории детского дома, которая использовалась как раздевалка, и сказал ему закрыть за собой дверь. А после этого заставил раздеться и изнасиловал.

"Сначала я плакал, но он мне пригрозил. Ну, молчи, никому не говори, а то тебе будет плохо. Я пошёл наверх в группу, как будто ничего не было. Ну, я испугался. Потом пошёл на эти деньги купил себе что-то покушать", - описывает события почти четырнадцатилетней давности Саша.

Сейчас ему 26 и он один из четырех (официально признанных) потерпевших по уголовному делу против пятерых сотрудников и бывших выпускников детского дома в Кировском районе Санкт-Петербурга.

Уже больше года в СИЗО в ожидании суда находятся методист школы и заслуженный учитель России Станислав Виноградов, заместитель директора Михаил Елин, а также бывшие выпускники детского дома Андрей Соловьев, Павел Прикащиков и Кирилл Покалюк.

Из них лишь Павел Прикащиков сначала дал признательные показания, но и он позже отказался от них. Все остальные обвиняемые настаивают на своей полной невиновности.

По словам Саши, другой подозреваемый насиловал его и других детей прямо в своем кабинете в школе. Он приглашал воспитанников на кофе, угощал едой из "Макдональдса" и предлагал улучшить оценки.

"Он всех там так угощал. Ну, он добрый, хороший человек, но он насиловал детей. Ну, меня насиловал и других. Ну, первый раз он предложил, когда я зашел в кабинет, сказал, здравствуйте. Вот и он стал предлагать, давай я оценки… Ну, не хочешь ли ты там подзаработать денег? Вот, а потом он как раз меня изнасиловал".

Один из подозреваемых Кирилл Покалюк - сам выпускник детского дома №10. В его аккаунтах в соцсетях много фотографий с политиками и звездами эстрады, в том числе с губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко, Ксенией Собчак и Максимом Галкиным.

По свидетельству воспитанников детского дома, Покалюк часто водил сирот на концерты - бесплатные "проходки" ему доставали многочисленные знакомые из шоу-бизнеса.

Родственники и коллеги подозреваемых, уверенные в их невиновности, создали несколько групп в социальных сетях в их поддержку. "Мы непосредственно знаем этих людей 24 часа в сутки. Мы знаем, что эти люди невиновны. Они ничего этого не совершали", - говорит Илья Елин, сын одного из подозреваемых.

27-летний Яша Яблочник - единственный из потерпевших, кто открыто общается с журналистами. В 2016 году по рассказу Яши о том, что он пережил в детстве, был поставлен спектакль "Неприкасаемые". После этого историей Яши заинтересовалась начинающий режиссер-документалист Екатерина Соболевская. И лишь после того как её работа получила первое место на конкурсе "Права человека", к делу подключились - уполномоченный по правам детей России, а потом и прокуратура.

27-летний Яша Яблочник - единственный из потерпевших, кто открыто общается с журналистами (Фото: скриншот)

По словам Яши, впервые его изнасиловал в туалете детского дома тот же мужчина, что и Сашу в бытовке.

"Он приходил в детский дом. Первый раз это произошло в туалете", - рассказал Яша. Ему тогда только исполнилось 12. Другой подозреваемый совратил его в детском лагере: "Мы уезжали туда на каникулы. На летние каникулы, на зимние каникулы. Там он меня отводил в душ, потом это уже было и в детском доме, он приходил ко мне в комнату".

Когда Яше было 13 лет, его перевели на надомное обучение за плохое поведение. Фактически это означало, что он и еще двое воспитанников не учились, а сидели целыми днями в детском доме и смотрели телевизор.

Тогда одна учительница решила поискать работу старшему воспитаннику, которому уже исполнилось 16, и нашла объявление в газете: агентству нужны были фотомодели от 16 - 19 лет. Яша напросился пойти с остальными, говорит, ему тоже хотелось стать фотомоделью и ходить по подиуму.

Кастинг проходил в обычной квартире, переоборудованной под фотостудию. По словам Яши, фотограф сделал несколько фотографий ребят в одежде, а затем попросил их раздеться. Воспитательнице они показали только фотографии в одежде, и вернулись в «агентство» уже на следующий день - для порносъемок.

"Это был "сольник". Что такое "сольник"? Фотограф тебя на фото снимает, ты там позируешь, постепенно раздеваешься, становишься голым, мастурбируешь. Вот в принципе "сольник".

Со временем Яша стал участвовать в фото- и видеосъемках с другими парнями и девушками. А потом фотограф заявил, что продолжит снимать Яшу (и платить ему деньги), только если тот займется с ним сексом.

Яша рассказывает, что получал по 1000 рублей (14 евро) за фотосъемку и 1500 (20 евро) за каждое видео - гораздо больше, чем 40 рублей в месяц, выделяемые государством на карманные расходы. На эти деньги он покупал себе чипсы, лимонад, сигареты и новую одежду.

"Я тогда не испытывал никакого позора. Может быть из-за того, что был такой возраст - 13 лет, и я не понимал, что делаю. Я не понимал, что делает мой партнер. То есть к этим съемкам я относился чисто как к работе. Пришел, отснялся, получил деньги и ушел", - объясняет Яша.

"Потом в этой порностудии наш весь детский дом почти снимался. Ну, я не снимался там, но большинство наших ребят снималось. Да, все знали об этом, но ничего не могли поменять", - говорит Саша.

И Яша, и Саша утверждают, что подверглись сексуальному насилию и пытались покончить с собой, неоднократно их отправляли из детдома на лечение в психиатрическую больницу. А после выпуска оба юноши были обмануты «черными риэлторами» и лишились жилья.

Сейчас Яша снимает квартиру и работает официантом. Он мечтает быть актером и много путешествовать. Саша работает дворником, хочет выселиться из служебной квартиры от соседей дебоширов и создать семью.

Новогодние каникулы — самое семейное время в году, время, когда все собираются вместе. Так это чувствуют и дети, лишенные родителей. Поэтому для них Новый год — особенно грустное время. Вадим Сергиенко, директор Благотворительного фонда развития человеческого капитала, представитель волонтеров МГИМО (у) МИД России, рассказывает истории из собственного волонтерского опыта о том, как празднуют Новый год в детском доме, каких подарков на самом деле ждут дети и чем им можно помочь.

Фото из личного архива

Телевизор и салаты

Новогодние каникулы — самое семейное время в году, самое тёплое собрание близких людей, за одним столом, в холода и снега. И поэтому детям в детдомах о собенно грустно на новогодних каникулах, когда семьи притягивают всех, кого до этого разбросала суета. Но большинство детдомовцев не тянет к себе никто, и никто их не ждёт. А сами они притянуть семью не могут, сколько ни ждут, сколько ни просят, сколько ни надеются…

Некоторых на каникулы забирают родственники «на гостевой», за кем-то приезжают волонтеры, переросшие эпизодические визиты к детям. Но как минимум две трети детей остаются в учреждении.

Перед новым годом воспитатели нарезают салаты, украшают общие комнаты и коридоры детдома, проводят праздничные мероприятия с воспитанниками и… уходят в свои семьи, к мужьям, детям, внукам.

На новогоднюю ночь в детдоме остаются несколько дежурных «ночных нянь» и воспитателей, занятых поддержанием порядка, а так дети оказываются один на один с салатами, телевизором и подарками.

Подарки в новый год не сильно утешают. Ими будут играть на следующий день, и дай Бог час-два от силы. А на большее не хватает энергии. Удивительно, но ребенку для игры нужна энергия. Нужно, чтобы кто-то играл с ним. Или, как минимум, с любовь смотрел на его игру, или хотя бы оглядывался, когда ребенок зовет: «Мам, пап, посмотрите, что у меня получается!».

Раньше подарков было много, по пять спонсоров исполняли детские заказы. Поэтому выпускники детдома первого января приезжали и скупали у детей по дешевке, порой по 1/10 цены, подаренные планшеты, телефоны, плееры. А детворе и то радость – собственные карманные деньги. Сейчас все иначе: подарки есть, но былого изобилия уже не вернуть, и это хорошо.

Салаты к двум ночи подъедаются. И дети, как одинокие пенсионеры, отдаются телевизору. Ну… Если не решили выпить тайно, ведь кому-то да удастся пронести алкоголь в детдом (это тоже отдельный новогодний квест).

Телевизор остаётся королем детдома все оставшиеся каникулы – каждый день, изо дня в день: еда (первые два дня вкусная), телевизор, сон.

Скука страшная, если кино и мульты уже не лезут. Многие дети из тех, кто постарше, спят до двух или даже четырех часов дня. Бессонными ночами они сидят в телефонах, а скучные дни стараются заспать.

Как-то раз я приехал в детдом с парой других волонтеров на новогоднюю ночь. Под надзором воспитателя мы собрались за столом, говорили тосты, шутили, играли в настольные игры, запускали салюты на улице. Такой вот эрзац семейного нового года устроили. Дети были благодарны. Но намного полезнее вытягивать их хоть на день, на пару дней из детдома и давать им подышать воздухом обычной семейной жизни.

Фото из личного архива

Правда, у детдома от этого сложности. В гостях дети начинают размораживаться, выходить из эмоционального ступора, поэтому возвращение в болото даётся им тяжелее. Кто-то может забухать, кто-то – прогуливать уроки, третий – просто станет скандалить с воспитателями по поводу и без повода, озаботившись вдруг нарушением своего личного пространства. Однажды ребенок после пребывания в гостях у меня прислал мне фото, где он иголками протыкает себе руку и щеку.

Да, разморозка несёт свои негативные последствия. Но если ребенок поверит, что вы его не бросите, будете навещать регулярно и брать к себе в гости, то он постепенно успокоится. И сможет развиваться, понимая, что у него за спиной есть хоть какой-то свой значимый взрослый, поэтому можно жить дальше.

Уже 14 лет я собираю свои новогодние истории в детских домах, поэтому поделюсь с вами некоторыми из них.

Фото из личного архива

Новогодние истории

Зеленый

Сперва мы, команда волонтеров, приезжали в детдом под новый год, привозили с собой праздник: устраивали игры, дарили подарки. Я был Дедом Морозом.

Я чувствовал у детей нехватку контакта со взрослыми, даже просто тактильного. Поэтому как Дед Мороз обнимал их, гладил по голове, тормошил дружески, шутил.

7 лет назад это не сработало на одном ребенке. Как я ни старался, он оставался бледно-зеленым, невыносимо грустным, похожим на привидение. Он казался хрупким, как хрусталь, и очень взрослым от свалившегося на него горя. Оказалось, что этого ребенка несколько недель назад забрали из семьи, и он очень горевал, переживал разрыв. Этот парнишка – самый грустный из всех – запал мне в сердце.

Через пару месяцев мы приехали снова, и я отыскал его. Ребенок пошел с нами гулять возле детдома, отметив вскользь, что после переезда в детдом он почти не выходил на улицу.

С тех пор мы стали друзьями, я приезжал к нему и ради него. Вместе ходили в походы. Он приезжал в гости в мою семью: занимался спортом, подрабатывал, отдыхал. Теперь он выпускник, учится в колледже, но мы общаемся.

Фото из личного архива

Брат

Однажды я попытался спасти подростка, который начал принимать наркотики, «подсел на траву и спайс».

Сперва я стал с ним контактировать, чтобы он не бил моего подопечного, но потом втянулся в личное общение. Паренёк ждал от меня помощи, ему становилось хуже.

— Вот ты вырастишь, будешь наркоманом и алкашом, кому ты будешь нужен, кому???, — вопрошал я на детской площадке.

— Тебе, — спокойно ответил маленький ребенок в теле подростка, отправив моего гневного взрослого в нокдаун.

Под новый год руководство детдома сообщило, что подросток совсем «скурился». В итоге я решился на спецоперацию – хоть на время вытянуть его из этого болота. Сдал билеты в Турцию и договорился с детдомом и ребенком, что забираю его на новогодние каникулы в гости: сперва отдыхаем в Москве, потом едем к моему другу на Волгу, в его семью.

Забрать парня должен был 1 января. Но в новогоднюю ночь получил звонок – подросток нетрезвым голосом сообщил, что не приедет ко мне на каникулы, а останется в детдоме со старшим братом.

Я все равно приехал за ним, но безуспешно проходил за подростком несколько часов, пока он просто не ушел из детдома, отправив смску: «Извени еть сам».

Выяснилось, что его под новый год напоил старший брат и пристыдил, что он его предает, уезжая ко мне в гости.

Как я понял, брату было просто завидно и больно, что сам он остался брошенным. Ему спокойнее, когда младший брат чувствует вину, пьет и принимает наркотики. Так он хотя бы не выделяется своим счастьем.

Теперь оба выпускники, не работают, живут вместе. А младший также пьет, а временами и к наркотикам возвращается.

Я жалею только о том, что вовремя не занялся и старшим братом. Если бы и у него была надежда, он бы не стал топить брата.

Фото из личного архива

Дежавю

Года через четыре ситуация повторилась в миниатюре, когда я собирался забрать на новогодние каникулы других двух братьев.

Старший был выпускником и моим давним подопечным, за младшим присматривал другой волонтер, мой хороший друг. Старший брат должен был приехать ко мне отдельно. А младшего мне нужно было забрать из детдома 1 января.

Но как раз перед новым годом, часов за 7, другие ребята напоили его, пока все руководство детдома ещё было на месте. В итоге младшего брата не пустили ко мне в гости из-за плохого поведения.

До этого многим ребятам в детдоме отказали в поездке на каникулы к родственникам или волонтёрам из-за поведения или неуспеваемости в школе.

Одиноким детям, лишенным близких людей, тяжело пережить чужое счастье. А ведь на праздники так хочется вырваться из детдома… Вот и вредят друг другу.

Фото из личного архива

Заезд

Однажды, когда одного моего подопечного на каникулы забрали родственники, а второй был обижен на меня из-за ревности к другим детям, я просто решил провести часть новогодних каникул в детдоме.

С 1 по 5 января днем я был с детьми, а ночью отдыхал в гостинице. Я гулял с малышами, восстановил отношения с обиженным другом, играл в настольные игры, слушал ребят, смотрел с ними телек и видео. Мой подопечный был ужасно горд, что я провел эти дни с ним.

Другие ребята начали потихоньку размораживаться, стали разговаривать понемногу, обрывками. Приходили ко мне, хотя и делали вид, что телек их интересует больше. Они верно оценивали свои силы и мои возможности, поэтому не открывались, чтобы не быть брошенными. Оттаяли многие из них, только когда у них появились свои значимые взрослые, когда в нашей команде нашлись волонтеры, готовые лично их опекать, к ним приезжать. А те, у кого «свой волонтер» не появился, так и ходят полупризраками.

В эти дни мне по детдомовским делам написала мама нашего волонтера и моего друга. Я ответил ей и передал привет от детей. Уточнив, что привет не от моих племянников, а от детдомовцев, она вызвалась забрать меня на своей машине, когда я буду уезжать из детдома.

И вот она приехала за мной в детдом и сообщила, что уже давно хочет взять под опеку девочку-подростка: сыновья ее уже выросли, а силы родительские у нее ещё остались. Мы стали обсуждать, кто из детей мог бы ей подойти.

При этой беседе мы были вдвоем. Только одна девушка-болтушка, друг всех волонтеров, терлась возле нас. Я перебрал вслух имена всех девочек-подростков в детдоме, но пришел к заключению, что никто из них не готов сразу, без подготовительной работы с ними, идти под опеку. И вдруг девушка, которая была все это время с нами, сказала:

— Я хочу…

По статистике на 2016 год, более 148 тысяч детей из детских домов воспитывалось в приемных семьях. Пять тысяч из них вернулись обратно в детдом. Отказавшиеся от приемных детей женщины рассказали, каково это – быть матерью неродного ребенка и что подтолкнуло их к непростому решению.

Ирина, 42 года
В семье Ирины воспитывалась дочь, но они с мужем хотели второго ребенка. Супруг по медицинским показаниям больше не мог иметь детей, пара решилась на усыновление. Страха не было, ведь Ирина работала волонтером и имела опыт общения с отказниками.
- Я пошла вопреки желанию родителей. В августе 2007 года мы взяли из дома малютки годовалого Мишу. Первым шоком для меня стала попытка его укачать. Ничего не вышло, он укачивал себя сам: скрещивал ноги, клал два пальца в рот и качался из стороны в сторону. Уже потом я поняла, что первый год жизни Миши в приюте стал потерянным: у ребенка не сформировалась привязанность. Детям в доме малютки постоянно меняют нянечек, чтобы не привыкали. Миша знал, что он приемный. Я доносила ему это аккуратно, как сказку: говорила, что одни дети рождаются в животе, а другие - в сердце, вот ты родился в моем сердце.
Ирина признается, маленький Миша постоянно ею манипулировал, был послушным только ради выгоды.
- В детском саду Миша начал переодеваться в женское и публично ***. Говорил воспитателям, что мы его не кормим. Когда ему было семь, он сказал моей старшей дочери, что лучше бы она не родилась. А когда мы в наказание запретили ему смотреть мультики, пообещал нас зарезать.
Миша наблюдался у невролога и психиатра, но никакие лекарства на него не действовали. В школе он срывал уроки и бил сверстников. У мужа Ирины закончилось терпение и он подал на развод.
- Я забрала детей и уехала в Москву на заработки. Миша продолжал делать гадости исподтишка. Мои чувства к нему были в постоянном раздрае: от ненависти до любви, от желания прибить до душераздирающей жалости. У меня обострились все хронические заболевания. Началась депрессия.
По словам Ирины, Миша мог украсть у одноклассников деньги, а выделенные ему на обеды средства спустить в игровом автомате.
- У меня случился нервный срыв. Когда Миша вернулся домой, я в состоянии аффекта пару раз его шлепнула и толкнула так, что у него произошел подкапсульный разрыв селезенки. Вызвали «скорую». Слава богу, операция не понадобилась. Я испугалась и поняла, что надо отказаться от ребенка. Вдруг я бы снова сорвалась? Не хочу садиться в тюрьму, мне еще старшую дочь поднимать. Через несколько дней я пришла навестить Мишу в больнице и увидела его в инвалидном кресле (ему нельзя было ходить две недели). Вернулась домой и перерезала вены. Меня спасла соседка по комнате. Я провела месяц в психиатрической клинике. У меня тяжелая клиническая депрессия, пью антидепрессанты. Мой психиатр запретил мне общаться с ребенком лично, потому что все лечение после этого идет насмарку.
После девяти лет жизни в семье Миша вернулся в детский дом. Спустя полтора года юридически он все ещё является сыном Ирины. Женщина считает, что ребенок до сих пор не понял, что произошло, он иногда звонит ей и просит что-нибудь ему купить.
- У него такое потребительское отношение ко мне, как будто в службу доставки звонит. У меня ведь нет разделения - свой или приемный. Для меня все родные. Я как будто отрезала от себя кусок.
После случившегося Ирина решила выяснить, кто настоящие родители Миши. Оказалось, у него в роду были шизофреники.
- Он симпатичный мальчишка, очень обаятельный, хорошо танцует, и у него развито чувство цвета, хорошо подбирает одежду. Он мою дочь на выпускной одевал. Но это его поведение, наследственность все перечеркнула. Я свято верила, что любовь сильнее генетики. Это была иллюзия. Один ребенок уничтожил всю мою семью.
Светлана, 53 года
В семье Светланы было трое детей: родная дочь и двое приемных детей. Двое старших уехали учиться в другой город, а самый младший приемный сын Илья остался со Светланой.
- Илье было шесть, когда я забрала его к себе. По документам он был абсолютно здоров, но скоро я начала замечать странности. Постелю ему постель - наутро нет наволочки. Спрашиваю, куда дел? Он не знает. На день рождения подарила ему огромную радиоуправляемую машину. На следующий день от нее осталось одно колесо, а где все остальное - не знает.
После нескольких обследований у невролога Илье поставили диагноз – абсансная эпилепсия. Для заболевания характерны кратковременные отключения сознания.
- Со всем этим можно было справиться, но в 14 лет Илья начал что-то употреблять, что именно - я так и не выяснила. Он стал чудить сильнее прежнего. Все в доме было переломано и перебито: раковина, диваны, люстры. Спросишь у Ильи, кто это сделал, ответ один: не знаю, это не я. Я просила его не употреблять наркотики. Говорила: окончи девятый класс, потом поедешь учиться в другой город, и мы с тобой на доброй ноте расстанемся. А он: «Нет, я отсюда вообще никуда не уеду, я тебя доведу».
Спустя год ссор с приемным сыном Светлана попала в больницу с нервным истощением. Тогда женщина приняла решение отказаться от Ильи и вернула его в детский дом.
- Год спустя Илья приехал ко мне на новогодние праздники. Попросил прощения, сказал, что не понимал, что творит, и что сейчас ничего не употребляет. Потом уехал обратно. Уж не знаю, как там работает опека, но он вернулся жить к родной матери-алкоголичке. У него уже своя семья, ребенок. Эпилепсия у него так и не прошла, чудит иногда по мелочи.

Евгения, 41 год
Евгения усыновила ребенка, когда ее родному сыну было десять. От того мальчика отказались предыдущие приемные родители, но несмотря на это, Евгения решила взять его в свою семью.
- Ребенок произвел на нас самое позитивное впечатление: обаятельный, скромный, застенчиво улыбался, смущался и тихо-тихо отвечал на вопросы. Уже потом по прошествии времени мы поняли, что это просто способ манипулировать людьми. В глазах окружающих он всегда оставался чудо-ребенком, никто и поверить не мог, что в общении с ним есть реальные проблемы.
Евгения стала замечать, что ее приемный сын отстает в физическом развитии. Постепенно она стала узнавать о его хронических заболеваниях.
- Свою жизнь в нашей семье мальчик начал с того, что рассказал о предыдущих опекунах кучу страшных историй, как нам сначала казалось, вполне правдивых. Когда он убедился, что мы ему верим, то как-то подзабыл, о чем рассказывал (ребенок все-таки), и вскоре выяснилось, что большую часть историй он просто выдумал. Он постоянно наряжался в девочек, во всех играх брал женские роли, залезал к сыну под одеяло и пытался с ним обниматься, ходил по дому, спустив штаны, на замечания отвечал, что ему так удобно. Психологи говорили, что это нормально, но я так и не смогла согласиться с этим, все-таки у меня тоже парень растет.
Учась во втором классе, мальчик не мог сосчитать до десяти. Евгения по профессии преподаватель, она постоянно занималась с сыном, им удалось добиться положительных результатов. Только вот общение между матерью и сыном не ладилось. Мальчик врал учителям о том, что над ним издеваются дома.
- Нам звонили из школы, чтобы понять, что происходит, ведь мы всегда были на хорошем счету. А мальчик просто хорошо чувствовал слабые места окружающих и, когда ему было нужно, по ним бил. Моего сына доводил просто до истерик: говорил, что мы его не любим, что он с нами останется, а сына отдадут в детский дом. Делал это втихаря, и мы долго не могли понять, что происходит. В итоге сын втайне от нас зависал в компьютерных клубах, стал воровать деньги. Мы потратили полгода, чтобы вернуть его домой и привести в чувство. Сейчас все хорошо.
Сын довел маму Евгении до сердечного приступа, и спустя десять месяцев женщина отдала приемного сына в реабилитационный центр.
- С появлением приемного сына семья стала разваливаться на глазах. Я поняла, что не готова пожертвовать своим сыном, своей мамой ради призрачной надежды, что все будет хорошо. К тому, что его отдали в реабилитационный центр, а потом написали отказ, мальчик отнесся абсолютно равнодушно. Может, просто привык, а может, у него атрофированы какие-то человеческие чувства. Ему нашли новых опекунов, и он уехал в другой регион. Кто знает, может, там все наладится. Хотя я в это не очень верю.
Анна (имя изменено)
- Мы с мужем не могли иметь детей (у меня неизлечимые проблемы по женской части) и взяли ребенка из детского дома. Когда мы его брали, нам было по 24 года. Ребенку было 4 года. С виду он был ангел. Первое время не могли нарадоваться на него, такой кудрявенький, хорошо сложен, умный, по сравнению со своими сверстниками из детдома (не для кого не секрет, что дети в детдоме плохо развиваются). Конечно, мы выбирали не из принципа, кто симпатичнее, но к этому ребенку явно лежала душа. С тех пор прошло почти 11 лет. Ребенок превратился в чудовище - ВООБЩЕ ничего не хочет делать, ворует деньги у нас и у одноклассников. Походы к директору для меня стали традицией. Я не работаю, посветила жизнь ребенку, проводила с ним все время, старалась быть хорошей, справедливой мамой… не получилось. Я ему слово - он мне «иди на***, ты мне не мать/да ты *****/да что ты понимаешь в моей жизни». У меня больше нет сил, я не знаю, как на него повлиять. Муж устранился от воспитания, говорит, чтобы я разбиралась сама, т. к. (цитирую) «я боюсь, что если я с ним начну разговаривать, я его ударю». В общем, я не видела выхода, кроме как отдать его обратно. И да. Если бы это мой ребенок, родной, я бы поступила точно так же.
Наталья Степанова
- Маленький Славка мне сразу полюбился. Одинокий и застенчивый малыш выделялся из ребячьей толпы в социальном центре помощи детям. Мы забрали его в первый же день знакомства. Однако уже через две недели забили тревогу. Внешне спокойный и добрый мальчик неожиданно стал проявлять агрессию к домашним питомцам. Сначала Слава повесил на кухне новорожденных котят, предварительно обмотав их проволокой. Затем объектом его внимания стали маленькие собачки. В итоге на счету малолетнего душегуба оказалось не менее 13 загубленных жизней. Когда началась череда этих жестоких поступков, мы сразу же обратились к детскому психологу. На приеме специалист нас успокоила и посоветовала уделять Славе больше времени и дать понять, что мы любим его. Мы пошли навстречу и летом уехали в деревню, подальше от шумного города. Но там ситуация стала ещё хуже. На очередной консультации психолог объяснила нам, что Славке необходима специализированная помощь. А так как я в положении, мы решили, что сына лучше отдать обратно в детский дом. Мы до последнего надеялись, что у мальчика вскоре пройдет агрессия, а вместе с ней и желание убивать. Последней каплей терпения стали три тела растерзанных щенят. Словно по сценарию фильма ужасов, в очередной раз воспользовавшись отсутствием взрослых, малыш в одиночку жестоко забил четвероногих до смерти.

А у вас есть примеры взаимоотношений с приемными детьми среди родных и знакомых???