Эмоциям ребенка обычно придается мало значения, несмотря на возросшую популярность этой темы в последнее время. Взрослые сами плохо ориентируются в области эмоций, не понимают, что с ними делать, считают лишним шумом или напротив склонны «жить чувствами», то есть плавать в бесконечных эмоциональных пульсациях.

Эмоциональный интеллект – это способность тонко понимать и отчасти управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих.

Дети в мире познания эмоций, конечно, новички, но основы эмоционального интеллекта закладываются в дошкольном возрасте.

Что ребенку нужно знать об эмоциях:

  1. Есть невидимые сущности, которые называются эмоциями и чувствами, они живут внутри человека и влияют на самочувствие и поведение
  2. На эмоции можно повлиять по собственной воле
  3. Также есть эмоции и чувства у других людей. Они выражаются в словах и внешности человека. Эти чувства можно понимать, читать, как мы понимаем книгу или речь человека. Понимая чувства других, мы может общаться с ними более комфортно
  4. На чувства других влияет наше поведение, можно целенаправленно или случайно воздействовать на эмоции окружающих.

При кажущейся простоте этой конструкции, освоить ее ребенку не так - то просто. Она многомерна и требует постоянного внимания.

Существует две главные сложности в воспитании эмоционального интеллекта у детей:

  • Низкий эмоциональный интеллект родителей . Для того, чтобы развить эмоциональный интеллект нужен проводник, взрослый, который покажет и расскажет что к чему. У многих взрослых, соответственно родителей, эмоциональный интеллект (ЭИ) развит слабо, они сами нечетко понимают свои эмоции, не отличают их от мыслей, не могут их интерпретировать и тем более на них влиять. Также слабо и неверно они понимают чувства и мотивацию других, а уж о сознательном изменении чувств окружающих в желательную сторону и речи нет. Автоматически, бессознательно взрослый передает ребенку именно свой уровень эмоционального интеллекта, никак не может воспитать то, чего сам не имеет.

Тем не менее, у ребенка может развиться неплохой эмоциональный интеллект вне зависимости от влияния родителей, под воздействием другого опыта или особой природной чуткости, интуитивности считывания реакции.

Если же вы хотите осознанно повлиять на развитие такого важного свойства, как ЭИ ребенка, то, прежде всего, вы должны работать и развивать собственный ЭИ.

  • Вторая сложность в воспитании ЭИ ребенка состоит в том, что ребенок дошкольник осознает свой внутренний мир смутно, фрагментарно, не способен к рефлексии и эмпатии до определенного возраста. Не способен из - за природных темпов развития. Так, например, дети вплоть до школьного возраста мало способны к эмпатии – осознанию чувств окружающих.

Бессмысленно говорить малышу четырехлетнего возраста, который тянет сестру за волосы – «А, вот если тебе так!?». Конечно, он может призадуматься и остановиться, может отпустить сестру, видя гнев родителя, может, в конце концов, воспринять ваши слова, как угрозу. Но всерьез построить цепочку, которая приведет его к пониманию того, что почувствовал бы он на месте сестры, он не может. Позже сможет, при нормальном развитии, а сейчас не может.

Подспудно взрослые требуют от ребенка очень развитых навыков эмоционального интеллекта, когда:

Взрослые требуют, чтобы ребенок успокоился, перестал рыдать, не злился, не обижался или был повеселее.

Управление своими эмоциями – сложный навык, который в лучшем случае разовьется у ребенка к зрелому возрасту. Большинство взрослых им не владеет, обычно не владеет и тот взрослый, который требует самоконтроля от ребенка. Большинство взрослых срываются на ребенка, кричат на него, иногда бьют – под влиянием захлестнувших сознание эмоций. И в то же время требуют от детей взять себя в руки. Спрашивается, на каком основании ребенок должен уметь то, чего не умете вы?

Отчасти ребенок дошкольник может подавить ЭКСПРЕССИЮ чувства, его внешнее выражение. Может научиться бессознательно вытеснять нежелательные чувства. Но все это имеет мало отношения к осознанному изменению эмоций в нужном направлении.

Взрослые требуют от ребенка, чтобы он полноценно понимал их.

Безотчетно, а иногда и вполне осознанно взрослые хотят, чтобы их понимали дети. Чтобы дети понимали и учитывали их беспокойство, усталость и вспышки раздражения. При этом мало кто из взрослых доволен уровнем понимания даже от друзей и супругов, так что неизвестно, откуда берутся иллюзии, что их способен понять ребенок.

Ребенок всегда чутко РЕАГИРУЕТ на настроение взрослого, но он мало осмысливает то, что воспринимает. Так, он чувствует вашу грусть, страх, злобу, и это влияет на него. Но он не понимает, а только чувствует, что нечто неладно.

Эмпатия – сложнейший навык, часто он находится в упадке даже у взрослых людей. Люди сконцентрированы на себе, мало кто чутко следит за изменением настроения окружающих. Еще меньше тех, кто осознанно координирует свое поведение в соответствии с этим переменчивым явлением - настроением окружающих.

Можно научить ребенка очень многому в сфере эмоций. Но тут, как и в других областях понадобится время родителей, правильные подходы и понимание возрастных ограничений.

Что в моей душе: понимание ребенком самого себя

Первый и ключевой навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Без этого невозможно двигаться дальше, хотя многие этот навык считают самым скучным и уверены, что понимание себя - легкое дело. Но, это дело нелегкое и для детей, и для взрослых. Для того, чтобы понять себя ребенку надо сделать несколько сложных операций:

- вычленить ощущение внутри себя, внутреннее состояние

- соотнести это состояние с имеющимся словарным запасом и назвать, выразить. Язык – инструмент мышления, в том числе инструмент познания эмоций

- постараться понять отчего это чувство происходит, соотнести его с событиями жизни.

На каждом этапе ребенка могут ожидать сложности. Он не привык прислушиваться к себе, имеет ограниченный словарный запас (особенно связанный с эмоциями) и не настроен на поиск связи между событиями и своими ощущениями. Для того, чтобы понимать себя нужно, как видите, проделать солидную внутреннюю работу.

Без полноценного понимания себя, то есть развития первой ступени эмоционального интеллекта, нельзя двигаться дальше. Нельзя влиять на свои эмоции, так как не имеешь понятия о них, нельзя понимать других, так как нельзя увидеть в другом то, чего не видишь в себе, и, разумеется, воздействие на чувства других – также недоступная роскошь без базового навыка – понимания себя.

Чтобы помочь ребенку понимать самого себя

1. Наблюдайте за сменой эмоций ребенка и говорите ему о том, что с ним происходит.

Когда совсем маленький ребенок сильно злится, он еще не знает, что его состояние имеет название. Первые шаги в эмоциональном интеллекте родители проходят вместе с детьми, когда замечают его состояние и называют его.

- Ты, похоже, сейчас растерян

- Я вижу, что тебе сейчас очень весело

- Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик

- Наверное, ты злишься, как тигр

- Я думаю, что тебе грустно и хочется побыть одному

Такие высказывание называют иногда активным слушанием , об этом хорошо написано в книге А.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком: КАК?»

ВАЖНО НЕ ДЕЛАТЬ АКЦЕНТА НА НЕГАТИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ!! ЭТИМ ВНИМАНИЕМ МОЖНО УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ВОСПРИНИМАЕМОГО РЕБЕНКОМ НЕГАТИВА.

Почти все родители, начинающие практиковать активное слушание или отражение (называние) чувств ребенка, концентрируются на негативных эмоциях. Пока все хорошо, ребенок счастлив и спокоен, родители безмолвствуют. Но, как только ребенок расстраивается и чувствует что-то неприятное, родитель спешит отразить его чувства. Эта тактика в корне ошибочна, она может послужить основой для подавленного эмоционального фона детей. Дети получают сигнал о своих чувствах и повышенное внимание родителя в тот момент, когда переживают нечто неприятное. Это может стать причиной повышенной экспрессии и утонченного осознания именно негативных переживаний. Разумеется в ущерб позитивным.

Обращайте как можно больше внимания на положительные или нейтральные эмоции ребенка. Чувства можно сравнивать с явлениями природы, животного мира, сказочными персонажами, рисовать или лепить, составлять коллажи. Все, что поможет «поймать» эмоцию и рассказать о ней – полезно для развития первой ступени ЭИ – понимания самого себя.

В своей практике консультирования я нередко встречала родителей, которые неизвестно почему уверены, что до определенного возраста ребенок не испытывает эмоций подобных взрослым, например, что маленький ребенок не может злиться. И на этом основании родители готовы озвучивать свои чувства, но не понимают и не озвучивают детских эмоций. Получается неприятный перекос, ребенок постоянно слышит о том, что чувствует мама, но не имеет обратной связи по своим чувствам. Это может приводить к повышенной чувствительности в отношении настроений окружающих, но непониманию или невниманию к себе.

Ребенок с самого раннего возраста испытывает эмоции, можно даже сказать, что первоначально он и состоит преимущественно из эмоций . Ни в каком возрасте не рано сообщать ребенку, что вы понимаете, видите, что он чувствует. Это интуитивно понимают взрослые, которые говорят грудному малышу: «А кто у нас тут расстроился?!». С самого раннего возраста нормально реагировать на чувства ребенка и обозначать их словами. Конечно, трехмесячному ребенку не требуются развернутые пояснения его переживаний. Но краткие пояснения его состояний словами – естественная и полезная практика уже в самом раннем возрасте.

2. Покажите свои эмоции.

Многие люди совершенно ошибочно понимают идеальную модель родителя, как некого всегда спокойного существа, выражающего только позитивные эмоции.

Родители часто говорят: «Я понимаю, что я должна в идеале всегда быть спокойной, не кричать, не раздражаться, не совершать ошибок и проч. Но как этого достичь?» Предполагается, что достичь этого сложно, но все же желательно стремиться. И это абсолютно неверно. Чтобы ребенок рос нормальным человеком, воспитывать его должен такой же нормальный человек. Чтобы ребенку признать самого себя, со своими слабостями и сильными сторонами, сам родитель должен принимать себя (а не только ребенка). Родитель для ребенка - первая и важнейшая модель для подражания. Наблюдая за этой моделью, ребенок понимает, как обращаться со своими чувствами. И модель должна быть живой, совершенно естественной, которая может и разозлиться, и выйти из себя. Если ребенок будет уверен, что мама никогда не злится, то, что он должен сделать со своим гневом?

Если вы сами объявили вне закона такие чувства, как гнев, зависть, обиду, страх, то вы не сможете научить ребенка обращаться с этими переживаниями. Но чувства от этого не исчезнут, хотя могут быть вытеснены из зоны осознания.

Конечно, надо работать над собой в том смысле, чтобы выражать эмоции уместно. Так, если вы в ярости крушите предметы интерьера, то, несмотря на вашу искрящуюся спонтанность, ребенок видит перед собой отвратительный пример.

Также нужно стараться, чтобы чувства не перекрывали вам дорогу к миру. Так, если вы от страха за свою жизнь избегаете отдаляться от дома, и ребенок в курсе этого, то, несмотря на ясность ваших чувств, пример перед ребенком также не очень полезный.

Если форма выражения чувств взрослого или их интенсивность является проблемой, с этим нужно работать. Но, если это нормальный уровень чувств, то нет нужды скрывать их от ребенка. Ребенок может знать, когда вы злитесь, пугаетесь, обижаетесь. И он обязательно должен слышать, как вы говорите о своем энтузиазме, азарте, предвкушении, радости, удовлетворенности, гордости.

Показывая свои эмоции, вы даете право и ребенку переживать весь спектр эмоций, учите выражать их приемлемым способом.

Называйте свои эмоции, так же, как вы называете эмоции ребенка.

- Я очень вдохновлен этой идеей

- Я горжусь своими успехами

- Мне было стыдно слышать нечто

- Я злюсь, когда меня не слушают

3. Побуждайте ребенка выражать свои чувства.

«Дети с угнетенными чувствами – это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью»

В. Сухомлинский

Для ребенка это сложная задача – уловить внутренние движения и связать их со словами и образами. В дошкольном возрасте можно сделать лишь первые шаги в этом направлении!

Детям проще описать внутренние ощущения через внешние опоры, поэтому для того, чтобы узнать, что чувствует ребенок, используйте:

- картинки, вырезанные из журналов. Создайте свой личный каталог картинок, которые, по вашему мнению, соответствуют разным чувствам

- цветную бумагу

- разные виды пластилина

- игрушки, изображающие разных животных

- специальные настольные игры, обучающие эмоциональному интеллекту.

4. Играйте в специальные игры, которые способствуют развитию понимания себя

Игра «Плохое и хорошее»

Вечером выделите время, чтобы каждый член семьи мог рассказать два хороший и два огорчительных эпизода сегодняшнего дня. Начинать нужно с плохих, чтобы закончить на позитивной ноте.

Эта традиция позволяет наладить диалог, часто открывает путь для выяснения сложных, проблемных ситуаций в семье. Также родители и дети могут вовремя услышать сигнал недовольства и изменить свое поведение, не дожидаясь взрыва эмоций. Игра «Хорошее и плохое» учит точнее понимать себя, а хорошее понимание себя – шаг к регулированию своих эмоциональных состояний.

Игра «Я радуюсь, когда…»
Игроки перекидывают друг другу мяч, со словами: «Я радуюсь, когда…», принимающий мяч должен назвать ситуацию, когда он радуется. Затем он кидает мяч другому игроку, также придумывая начало, например: «Я злюсь, когда…». Чем больше игроков и шире запас слов, обозначающих эмоции, тем веселее играть.

Я горжусь, когда…

Я возмущен, когда…

Я счастлив, когда…

Я разочарован, когда…

Игра подходит для детей начиная от 6 лет.

Игра «Волшебный мешочек»

Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

© Елизавета Филоненко

Общительный, услужливый, оптимистичный… Это те качества, которые делают ребенка, а затем и взрослого, любимым и успешным. Прийти к этим качествам можно в любом возрасте, но лучше, начать работу над собой с раннего детства, чтобы правильное поведение стойко вошло в привычку. Благодаря развитию эмоционального интеллекта, этого добиться не так уж и трудно.

Раньше считалось, что для достижения успеха достаточно развития высокого коэффициента IQ и определенных знаний. Сегодня нам известно, что для полного набора необходим эмоциональный интеллект, который состоит из:

  • уверенности в себе
  • знания собственных преимуществ и ограничений
  • готовности принять вызов
  • способности сопереживать и сотрудничать.

Людям с высоким эмоциональным интеллектом (EQ, Emotional Intelligence Quotient) легче идти по жизни – круг общения значительно шире, чаще приглашают к сотрудничеству, поскольку они легко разрешают конфликты. В школе, на рабочем месте такие люди больше получают симпатии, легко продвигаются вверх по карьерной лестнице и осуществляют свои мечты. Развитый эмоциональный интеллект, это умение общаться с любым человеком, уважать мнение других и справляться с негативными качествами.

Как развивать эмоциональный интеллект у детей

Ребенок с трех лет должен знать, что он не имеет права кого-то бить или оскорблять, он добьется своей цели не прибегая к физической силе. Кроме кулаков, бранных слов или истерики, существуют более действенные аргументы, например, спокойствие и твердость. Относиться к другим с уважением и пониманием, это то, что действительно необходимо в любой ситуации. Ребенок все познает с помощью окружения и прежде всего, родителей.

Взрослые должны показать чаду, что хорошо или плохо, что можно себе позволить и нельзя. Правила допустимого поведения и общения придется повторять несколько раз, прежде чем кроха их усвоит. Кроме того, правила усваиваются в обществе сверстников, но не требуйте слишком многого. Ребенок 2 – 3 – х лет еще не способен делиться игрушками и получать от этого удовольствие, это понимание приходит к пяти годам, если конечно, поддерживать развитие данного навыка.

Примером, служите вы, поэтому будьте последовательны. Четко формулировать дозволенное не обязательно, просто ведите себя так, как считаете нужным. Когда ребенок кричит, скажите – “я не слышу тебя, когда ты кричишь, говори спокойно”, или во время ожидания – “мы спокойно ждем своей очереди”. Наблюдая за вами, малыш установит для себя правила самостоятельно и будет им следовать.

День по настоящему хорош, когда начинается со слов “доброе утро” и все время слышатся приятные слуху “спасибо”, “извините”, “пожалуйста”. В наше скоростное время вежливость все больше уходит в прошлое и многие ограничиваются пресловутым “здрасте”. Научите малыша произносить волшебные слова как можно чаще – почтительность, необходимо возрождать. Самыми безжалостными вырастают дети, у которых проблемы с самоуважением. Относитесь к малышу с пониманием, цените чувства, не унижайте ни словом, ни действием. Позвольте принимать решения самостоятельно (в разумных пределах) и не применяйте рукоприкладства – ребенок, который чувствует себя униженным, впоследствии обижает других. Оценивайте успехи и обеспечьте комфорт после постигшей неудачи. Развитие невозможно без ежедневной тренировки, ниже описаны наиболее распространенные ситуации на детской площадке и способы их разрешения.

Уроки хорошего поведения

Есть ситуации, которые представляют настоящую проблему воспитания. Рассмотрим несколько обстоятельств и способы решения.

1. Отказывается делиться качелями

Оказавшись на детской площадке, четко скажите, что она для всех детей. Если же ситуация все равно возникла, направьте кроху – “ты уже покатался, теперь девочка пусть покатается, а потом ты”. Дети, которые учатся использовать качели или велосипед по очереди с маленького возраста, легко овладевают искусством компромисса.

2. Ребенок не хочет делиться игрушками

Малыш ревниво относится к такой идее и прячет от других свои игрушки? Большинство детей действительно не понимают, почему с кем-то нужно делиться. Вместо того, чтобы заставлять изменить мнение, научите обмениваться. Если вы ждете маленького гостя, спрячьте любимые игрушки и оставьте только те, которые ребенок готов предложить для совместной игры.

3. Малыш хочет быть в центре внимания

Хорошо, что он амбициозен и не хочет сидеть в углу, но такое поведение может вызвать проблемы. Цените данную черту характера, но объясните, что другим тоже есть чем гордиться. При необходимости задайте порядок выступлений: “а теперь мы послушаем Аню”. Некоторые педагоги используют другой трюк – говорит тот ребенок, у которого в руках мяч. Мяч передается по кругу и высказывается каждый.

4. Осуждение

Развитие эмоционального интеллекта ребенка начинается, как вы уже читали выше, c личного примера. Откажитесь от привычки осуждать людей за спиной. Если хотите обратить внимание на плохое действие говорите так: “выкинуть бумажку куда попало – плохой поступок”. Указывайте на ошибку человека не затрагивая его личность. Иногда, дети говорят неприятные слова “ты мне не нравишься”, “ты тупой/толстый/некрасивый” или вопросы вроде “почему у тети усы”. Подобные высказывания больно ранят человека и унижают. Объясните, что нельзя комментировать внешность. Если ребенок хочет о чем-то вас спросить, пусть задает вопрос тихо. Дайте понять, что все люди отличаются, и внешний вид или их ошибки не могут характеризовать человека как плохого или хорошего. Почитаете сказки на эту тему, например, “Красавица и чудовище” или “Ослиная шкура”.

5. Ребенок навязывает свое мнение

Он играет только с теми, кто готов подчиняться и оскорбляет, если сверстник не согласен с правилами. Поощряйте ребенка сотрудничать с другими, быть членом команды, а не руководителем группы. Продемонстрируйте преимущества, которые приходят от совместной работы. Расскажите истории о людях, объединивших усилия для достижения общей цели. Обратите внимание на чувства, когда его идеи оказываются не интересными для окружающих.

Развитие эмоционального интеллекта, процесс сложный и долгий. Пройдет не мало времени и потребуется уйма терпения, прежде чем юный ученик успешно сдаст “экзамен”. Когда вы вместе дойдете до вершины, то сразу заметите, как изменился мир вокруг вас – правильное отношение к разным ситуациям и способность контролировать их, значительно облегчают жизнь ребенка и родителей.

Вчера Вита, моя 4-летняя дочка, нарисовала яркую картину из множества цветных фигур, и сказала, что она называется «Лабиринт к счастью». Мы с детства идем по этому лабиринту, и одним из основных помощников на пути может стать эмоциональный интеллект.

EQ – основа позитивного мышления, фундамент успешной жизни и личного счастья. Поэтому так важно его развивать. Понимание эмоций, способность распознавать чувства, намерения и мотивацию окружающих открывает больше возможностей, не позволяет опустить руки в сложной ситуации.

Только тем, что видишь, можно управлять. И развитый EQ дает возможность руководить не только собственными переживаниями, но и чувствами окружающих.

Дети смотрят на мир через призму эмоций. Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе. А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать успешным дипломатом или бизнесменом, любящим супругом и счастливым родителем.

Женщинам эмоции более подвластны, нежели мужчинам. Девочка с раннего детства учится состраданию, отзывчивости и пониманию. Каждая игра в куклы позволяет представить себя женой, дочерью и мамой.

Техники развития EQ для взрослых и детей

Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.

1. Коробочка эмоций

Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:

  • Зрение: счастливая улыбка ребенка.
  • Слух: шум морской волны.
  • Вкус: сладкая клубника.
  • Обоняние: ароматы леса после дождя.
  • Осязание: объятия любимого человека.

2. Язык эмоций

Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую..., потому что..., и я хотела бы...».

На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».

3. Что я чувствую сегодня

Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда...». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.

4. Эмоциональный фотоальбом-путешествие

Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».

Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.

5. Эмоции в красках

Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.

6. Компас эмоций

Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.

Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.

Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.

И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.

Об эксперте

Прочитала недавно эту книгу, мне очень понравилась, но надо будет перечитать основные мысли несколько раз. Сделала для себя выписку основного по пунктам. Если кому интересно, оно все под катом. В этой части 4 главы из 7, а то слишком длинно получилось.


Глава 1. Эмоциональный интеллект. Ключ к воспитанию эмоционально развитого ребенка

Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект, я выделил три типа:
1. Отвергающие - это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или считает пустяком.
2. Неодобряющие - это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже за них наказать.
3. Невмешивающиеся - они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают лимиты в поведении своих детей.
В отличие от невмешивающейся матери эмоциональный воспитатель устанавливает границы капризов ребенка. Процесс, как правило, состоит из пяти этапов.
Родители:
1) понимают, какую эмоцию испытывает ребенок;
2) считают эмоции возможностью для сближения и обучения;
3) сочувственно выслушивают и признают чувства ребенка;
4) помогают ребенку найти слова для обозначения эмоции, которую он испытывает;
5) вместе с ребенком изучают стратегии решения проблемы, одновременно устанавливая границы.

Когда матери и отцы использовали технику эмоционального воспитания, их дети быстрее восстанавливались. Дети, чувствующие, что их уважают и ценят в семье, лучше учатся в школе, у них больше дружеских связей, более здоровая и успешная жизнь.

Eсли родители чутко реагируют на реакции младенцев, поддерживают с ними визуальный контакт, имитируют их лепет и позволяют отдохнуть, когда те перевозбуждены, младенцы раньше учатся управлять своими эмоциями. Эти дети не перестают испытывать возбуждение, когда для него есть повод, но после исчезновения стимула быстро успокаиваются.

Mаленькие дети, с которыми занимались эмоциональным воспитанием, постепенно начинали включать успокаивающие ответы своих воспитателей в собственное поведение.

Имейте в виду, что многие семьи могут придерживаться смешанной философии - то есть их отношение к выражению эмоций может меняться в зависимости от того, о какой эмоции идет речь. Например, родители могут считать, что время от времени грустить - это нормально, а проявления гнева неуместны или опасны; и напротив, ценить гнев своих детей, видя в нем проявление уверенности в себе, а страх или грусть считать трусостью или ребячливостью. Кроме того, в семье могут существовать разные стандарты для разных членов. Например, родители могут считать, что гнев сына и уныние дочери - это нормальные эмоции, но никак не наоборот.

Отвергающий родитель

Считает чувства ребенка неважными и несущественными
не интересуется или игнорирует чувства ребенка
хочет, чтобы отрицательные эмоции ребенка быстро прошли
для прекращения эмоции часто использует отвлечение
может высмеять или не придать значения эмоции ребенка
считает детские чувства иррациональными, поэтому с ними не считается
проявляет мало интереса к тому, что ребенок пытается ему сказать
мало знает о своих и чужих эмоциях
чувствует себя неуютно, боится, испытывает беспокойство, раздражение, боль, когда ребенок выражает сильные эмоции
боится выпустить эмоции из-под контроля
больше интересуется, как справиться с эмоцией, чем смыслом самой эмоции
считает отрицательные эмоции вредными
считает, что концентрация на отрицательных эмоциях еще больше усугубляет ситуацию
не знает, что делать с эмоциями ребенка
видит в эмоциях ребенка требование все исправить
считает, что негативные эмоции свидетельствуют о плохой приспособленности ребенка
считает, что негативные эмоции ребенка плохо влияют на его родителей
минимизирует чувства ребенка, преуменьшая события, которые вызвали эмоцию
не решает с ребенком проблемы; считает, что со временем они сами разрешатся

Влияние стиля на детей: дети узнают, что их чувства неправильные, неуместные и безосновательные. Они могут решить, что у них есть какой-то врожденный недостаток, который не позволяет им правильно чувствовать. Им может быть трудно регулировать свои эмоции.

Неодобряющий родитель

Поведение родителей этого типа во многом сходно с отвергающим, но они относятся к эмоциям еще более негативно.

Судит и критикует эмоциональные выражения ребенка
совершенно уверен в необходимости введения границ для своих детей
подчеркивает соответствие стандартам хорошего поведения
делает выговоры, проявляет строгость и наказывает ребенка за выражение эмоций вне зависимости от того, как тот себя при этом ведет
считает, что выражение отрицательных эмоций должно быть ограничено по времени
считает, что отрицательные эмоции должны контролироваться
считает, что отрицательные эмоции свидетельствуют о плохом характере
считает, что ребенок использует отрицательные эмоции, чтобы манипулировать родителями; то есть речь идет о борьбе за власть
считает, что эмоции делают людей слабыми; чтобы выжить, дети должны быть эмоционально холодными
считает отрицательные эмоции непродуктивными, пустой тратой времени
считает, что отрицательными эмоциями (особенно печалью) не следует разбрасываться
озабочен тем, чтобы ребенок слушался старших

Влияние этого стиля на детей: такое же, как при отвергающем стиле.

У НЕОДОБРЯЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ МНОГО ОБЩЕГО с отвергающими, но есть между ними и несколько различий: они более критичны и не испытывают сочувствия, когда описывают эмоциональные переживания своих детей. И не просто игнорируют, отрицают или преуменьшают негативные эмоции своих детей - они их не одобряют. Поэтому их дети часто получают выговор или наказание за выражение своих эмоций.

Невмешивающийся родитель

Свободно принимает все эмоциональные выражения ребенка
предлагает утешение ребенку, который испытывает негативные чувства
мало рассказывает, как нужно себя вести
не помогает ребенку справиться с эмоциями
все разрешает; не устанавливает ограничений
не помогает детям решать проблемы
не учит детей способам решения проблем
считает, что с отрицательными эмоциями ничего нельзя сделать, кроме как пережить
считает, что управление негативными эмоциями построено по законам физики; высвободите эмоции - и работа сделана

Влияние этого стиля на детей: дети не учатся регулировать свои эмоции; у них есть проблемы с концентрацией внимания, завязыванием дружеских отношений, и они хуже ладят с другими детьми.

Многие невмешивающиеся родители просто не знают, как научить своих детей управлять эмоциями

Эмоциональный воспитатель

Расценивает отрицательные эмоции ребенка как возможность для сближения
легко может находиться рядом с грустным, сердитым или испуганным ребенком; эмоции его не раздражают
осознает и ценит собственные эмоции
считает мир отрицательных эмоций той областью, которая требует родительского участия
чувствителен к эмоциональным состояниям ребенка, даже если они мало проявляются не теряется и не тревожится из-за эмоциональных выражений ребенка; знает, что делать
уважает эмоции ребенка
не подтрунивает и не преуменьшает негативные чувства ребенка
не говорит, как ребенок должен себя чувствовать
не чувствует, что он или она должны решать за ребенка все проблемы
использует эмоциональные моменты, чтобы:
- выслушать ребенка
- посочувствовать и успокоить его словами и лаской
- помочь ребенку назвать эмоции, которые тот испытывает
- предложить варианты урегулирования эмоций
- установить границы и научить приемлемому выражению эмоций
- выработать навыки решения проблем

Влияние этого стиля на детей: дети учатся доверять своим чувствам, управлять своими эмоциями и решать проблемы. Они имеют высокую самооценку, лучше учатся, хорошо ладят с другими детьми.

Многие родители в процессе эмоционального воспитания замечают, сколько радости им доставляет выражение эмоций детьми, так как это подтверждает, что родители и ребенок имеют одинаковые жизненные ценности. Возможно, именно потому, что эти родители считают ценными отрицательные эмоции своих детей, они более терпеливо относятся к их злости, грусти и страхам.
Введение определенных границ является обычным методом для эмоциональных воспитателей, которые могут принять любые проявления чувств, но не любое поведение.
Поскольку такие родители понимают смысл и назначение эмоций в своей жизни, они не боятся показывать эмоции своим детям.
дети, с которыми занимаются эмоциональным воспитанием, лучше учатся в школе, более здоровы, их отношения со сверстниками складываются благополучнее. У них меньше проблем с поведением, и они быстрее восстанавливаются после тяжелых переживаний.

Глава 3. Пять основных шагов эмоционального воспитания

Эмпатия: основа эмоционального воспитания

ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, ЧТО ВЫ РОСЛИ в доме, где вам не сочувствуют. Представьте, что ваши родители ожидают, что вы всегда будете веселым, счастливым и спокойным. В этом доме печаль и гнев считаются признаком неудачи или потенциальной катастрофы. Со временем вы понимаете, что нет никакого смысла говорить об истинной внутренней жизни со своей семьей. Это делает вас одиноким.

Когда мы пытаемся разобраться, что переживают наши дети, они ощущают поддержку и понимают, что мы на их стороне. Они пускают нас в свой мир только в том случае, если мы воздерживаемся от критики, не обесцениваем их чувства и не пытаемся отвлечь от целей. Они рассказывают нам, что они чувствуют и о чем думают.
Эмпатия - это всего лишь способность поставить себя на место своего ребенка и отреагировать соответствующим образом.

Итак, вам нужно:
1) понять эмоцию ребенка;
2) отнестись к эмоции как к возможности для сближения и обучения;
3) сочувственно выслушать ребенка и подтвердить обоснованность его чувств;
4) помочь ребенку правильно назвать свои эмоции;
5) обозначить пределы переживаний, одновременно помогая решить проблему.

Шаг № 1: осознание эмоций ребенка
НАШИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ: для того чтобы родители могли понять, что чувствуют их дети, они должны научиться сначала осознавать свои эмоции.
Неспособность выражать собственные чувства может стать камнем преткновения для родителей, которые боятся потерять контроль над негативными эмоциями, например гнев, печаль и страх. Такие родители избегают выказывать свой гнев, в частности, из страха, что это только ухудшит ситуацию. Они могут бояться, что дети скопируют их манеру выходить из себя или отдалятся от них. Их может пугать перспектива причинить детям боль, физически или психологически.

Ирония в том, что, скрывая свои эмоции, эти родители воспитывают детей, которые значительно хуже справляются с отрицательными эмоциями, чем те дети, чьи родители проявляют свои чувства.

Шаг № 2: эмоция как средство для сближения и обучения

Для многих родителей сама идея, что детские негативные эмоции являются возможностью для сближения и обучения, служит облегчением. Признавая эмоции своих детей, мы обучаем их искусству самоуспокоения, которым они будут пользоваться в течение всей своей жизни. Некоторые родители совершают ошибку, пытаясь игнорировать негативные чувства своих детей в надежде, что те сами пройдут. С эмоциями это происходит редко. Теперь вы знаете, что негативные чувства рассеиваются, если дети могут поговорить о своих эмоциях, назвать их и почувствовать, что их понимают.Мой совет:улавливать негативные чувства как можно раньше, до того, как они достигнут критической точки и спровоцируют кризис.Обращаясь к чувствам, пока те еще не набрали силу, вы получаете возможность тренировать умение выслушать и получать навыки решения проблем.

Шаг № 3: сочувственное выслушивание и подтверждение обоснованности чувств ребенка
ЕСЛИ ВЫ ВИДИТЕ, что сложилась подходящая ситуация, чтобы создать близость и начать обучение способам решения проблем, то должны быть готовы перейти к самому важному этапу эмоционального воспитания - сочувственному выслушиванию. Сядьте на одном уровне с ребенком, сделайте глубокий вдох, расслабьтесь и сосредоточьтесь.Помните, что в момент, когда ребенок переживает сильные эмоции, взаимный обмен простыми наблюдениями работает лучше, чем «прощупывание». Вы спросите дочь: «Почему тебе грустно?», но она может ничего об этом не знать.Эффективным способом продемонстрировать свое понимание может быть пример из собственной жизни.

Шаг № 4: помочь ребенку обозначить эмоцию словами
СЛЕДУЮЩИЙ ПРОСТОЙ, НО ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНЫЙ шаг эмоционального воспитания состоит в том, чтобы помочь детям назвать эмоции, которые они испытывают. По данным исследований, обозначение эмоции обладает успокаивающим действием на нервную систему и помогает детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов. Я точно не знаю, как это происходит, но предполагаю, что в тот момент, когда мы говорим об эмоции, подключается левая доля мозга, где находятся центры языка и логики, что помогает нам сосредоточиться и успокоиться. Это не означает, что детям нужно рассказывать, что и как они должны чувствовать. Ваша задача - расширить словарный запас так, чтобы ребенок мог выразить то, что он чувствует.

Шаг № 5: введение ограничений + помощь в решении проблемы
Этот процесс также состоит из пяти шагов:
1) введение ограничений : когда мы говорим ребенку, что он чувствует правильно, но ему нужны другие способы выражения - мы сохраняем его характер и поддерживаем чувство собственного достоинства. Так, для маленьких детей в возрасте от трех до восьми лет популярным методом наказания за плохое поведение является так называемый тайм-аут. Его правильное применение - короткая изоляция детей от позитивного взаимодействия со сверстниками и воспитателями. При правильном использовании этот метод может стать эффективным способом помочь детям прекратить плохое поведение, успокоиться и начать все заново на более позитивной ноте. К сожалению, многие родители и воспитатели используют тайм-аут неправильно. Они сопровождают изоляцию резкими словами и отрицательным отношением, чтобы дети почувствовали себя отвергнутыми и униженными. Но подобное уничижительное наказание дает мало пользы.
2) определение целей : Чтобы определить цели решения проблем, спросите ребенка, какой результат он хотел бы получить.
3) обдумывание возможных решений : Идеи родителей могут быть очень полезными, особенно для детей младшего возраста, которым трудно предложить несколько вариантов. Тем не менее вы не должны полностью брать на себя поиск решений. Если вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок достиг результата, то нужно поощрять его предлагать идеи самому.
4) оценка предложенных решений на основе ценностей вашей семьи
5) помощь ребенку в выборе решения .

Глава 4. Стратегии эмоционального воспитания

В этой главе вы найдете список стратегий, которые можно использовать, если ваше эмоциональное воспитание встречает препятствия на своем пути.

Избегайте чрезмерной критики, унизительных комментариев и не высмеивайте своего ребенка

Используйте для воспитания вашего ребенка «строительные леса» и похвалу: родители использовали каждый маленький успех ребенка, чтобы повысить его уверенность в себе и подтолкнуть к переходу на следующий уровень компетентности

Избегайте «родительской матрицы»: Например, родители могут беспокоиться, что один ребенок слишком самоуверен, а другой, наоборот, слишком робок. Независимо от конкретной задачи матричный подход заставляет родителей внимательно следить за поведением детей и постоянно пытаться направить их в нужное русло. Если конфликты в той или иной степени имеют отношение к тезисам родительской программы, бдительные мамы и папы считают своей задачей донести свою точку зрения до детей. Но морализаторство без обращения к чувству, лежащему в основе поступка, чаще всего бывает неэффективным.

Создайте ментальную карту повседневной жизни своего ребенка: Родители должны найти время разговаривать со своими детьми, заходить в детский сад или школу, посещать внешкольные мероприятия, узнавать друзей своих детей и их учителей.

Избегайте «объединения с врагом»: трудно продолжать поддерживать ребенка, если придерживаешься той же позиции, что и авторитетные фигуры, на которых он злится, - учителя, тренеры, воспитатели или родителей других детей. Помните, цель ваших разговоров не в том, чтобы ребенок с вами согласился, а в том, чтобы поговорить с ним и достичь взаимопонимания.

Подумайте о переживаниях своего ребенка, представив аналогичную ситуацию в мире взрослых

Не пытайтесь навязать ребенку свои решения: Родители могут быть разочарованы нежеланием детей принять непрошеный совет. Но как правило, дети на таких советах не учатся.

Повысьте самооценку своего ребенка, предоставляя ему выбор и уважая его желания: Большинство маленьких детей практически не контролируют свою повседневную жизнь. В следующий раз, когда ваш ребенок обратится к вам с небольшой просьбой - неважно, насколько глупой или тривиальной она вам покажется, - попробуйте не воспринимать ее как борьбу характеров. Вместо этого спросите себя, действительно ли она является настолько сложной, что вы не можете ее выполнить. Помните, что результаты принесут пользу вашему ребенку, ведь он использует эти взаимодействия для развития собственной личности.

Пусть дети делятся с вами мечтами и фантазиями

Будьте честны со своим ребенком

Читайте вместе детские книги: при чтении вслух у детей возникает ощущение, что в истории принимает участие их семья, поэтому сюжет и характеры кажутся им ближе. К сожалению, многие родители перестают читать детям вслух, как только те научатся читать сами.

Процесс воспитания требует терпения: Если вашему сыну грустно, он может плакать. Если ваша дочь злится, она может топать ногами. Зачастую ему будет достаточно, если вы просто сядете с ним рядом, обнимете или погладите по спине, особенно когда он борется с печалью или страхом. Взяв за правило быть рядом с ребенком, когда он охвачен сильными эмоциями, вы получите возможность установить с ним стабильные близкие отношения.

Поймите основу вашей власти: Если вы эмоционально связаны со своим ребенком, настройка ограничений происходит на основе подлинных реакций на его недостойное поведение. Ребенок реагирует на ваши гнев, разочарование и беспокойство, так что вам не приходится усиливать свою реакцию наказаниями типа шлепков или изоляции.
1) допустимы любые чувства, но не любое поведение;
2) взаимоотношения родитель - ребенок - это не демократия; только родитель определяет, какое поведение является допустимым.

Верьте в позитивную природу человека: Ваш ребенок хочет стать таким человеком, которого вы будете любить и которым будете восхищаться

-Когда эмоциональное воспитание не подходит :
-Если у вас мало времени
-Если вы не можете поговорить один на один
-Если вы слишком расстроены или слишком устали для того, чтобы воспитание оказалось продуктивным
-Если вам нужно справиться с серьезным нарушением поведения
-Если ваш ребенок «выдумывает» эмоцию, чтобы манипулировать вами

ЕСЛИ ВЫ РЕШАЕТЕ ОТЛОЖИТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, то должны пообещать себе и ребенку, что вернетесь к проблемному вопросу в ближайшее время.

Здравствуйте, дорогие друзья, читатели и гости. Сегодня я хочу рассмотреть тему «эмоциональный интеллект у детей». В последнее время она все больше интересует родителей, и, на мой взгляд, не зря. Сейчас переизбыток информации о том, как развить умственный интеллект ребенка с пеленок. Существует масса различных методик раннего развития, а также множество авторских курсов, программ и тренингов на эту тему. Про эмоциональный же интеллект подавляющая часть родителей не знает практически ничего, да и сам термин появился лишь в 90-х годах прошлого столетия.

Однако, эмоциональный интеллект у детей развивать даже важнее, чем пресловутый IQ. Ведь это такое явление, которое включает в себя умение различать, понимать и управлять собственными эмоциями и эмоциями тех людей, с которыми общаешься.

Посмотрев на опыт предыдущего поколения, можно увидеть, что все эмоции делились на хорошие и плохие. И если радоваться, смеяться и чувствовать себя счастливым было хорошо, то плакать, злиться или бояться было позорно. Отголоски такого воспитания я прекрасно вижу внутри своей семьи. Я позволяю дочке поплакать, позлиться, потопать ногами и даже покричать, и не вижу ничего плохого в том, что она открыто выражает свое недовольство или признается в том, что она чего-то боится. В это же время, ее бабушка, педагог по образованию, может запросто сказать о том, что плакать не красиво, кричать и возмущаться нельзя, а боятся, например, прививок, могут только дурачки.

Почему же так важно развивать не только интеллект или творческие способности ребенка, но еще и необходимо уделять время на развитие детских эмоций? Плотное расписание занятий и жесткий график посещения кружков, секций и школ раннего развития вполне способно вытеснить свободную игру ребенка, не оставляет времени на задушевные разговоры или «дурачество» с родителями. Сюжетно-ролевая игра, самостоятельная деятельность, наблюдения и анализ очень важны для своевременного формирования и развития эмоций ребенка.

Некоторые исследования показывают, что эмоциональный интеллект связан также и со способностью человека чувствовать себя счастливым. Детки с развитым эмоциональным интеллектом имеют более высокую самооценку, они уверены в себе, быстро адаптируются к новым обстоятельствам, следуют принятым правилам поведения в обществе, успешнее обучаются и пользуются популярностью у своих одногруппников и одноклассников. Кроме этого они эффективнее решают конфликтные ситуации и проявляют меньше тревожности.

Развивать эмоциональный интеллект так же как и умственный можно с самого рождения крохи. Но, конечно, стоит учитывать возраст ребенка и средства развития эмоций. Дошкольный и младший школьный возраст будут самыми благоприятными периодами усиленных занятий с детьми. Именно в это время у ребенка совершенствуется самосознание, способности понимать других людей, умение принимать позицию собеседника и учитывать чувства и потребности окружающих людей.

Как развить эмоциональный интеллект у детей?

Самое доступное средство — это, пожалуй, чтение книг. Через проживание сказочных ситуаций, через обсуждение рассказов, через объяснение поведения того или иного персонажа, дети знакомятся разными ситуациями и чувствами героев. Они могут увидеть разные точки зрения персонажей на одну и ту же ситуацию, а также книги обогащают речь ребенка и ему в будущем будет проще разобраться со своими чувствами и выразить их словами.

Общение и игры с другими детьми. Игра помогает ребенку расслабиться, а также проявить все чувства, которые он испытывает. Во время игры никто не давит на ребенка и не контролирует его поведение. В это время ребенок показывает свои истинное «я».

Для того, чтобы привить ребенку чувство ответственности необходимо привлекать его к домашним делам, вместе ходить по магазинам, предоставлять сделать самостоятельный выбор при покупке продуктов или принадлежностей для праздника.

Разговаривайте с ребенком, обсуждайте прошедший день, позволяйте ему быть самим собой в кругу семьи, дайте возможность проявить свою индивидуальность. Создайте комфортную ситуацию, для того, чтобы ребенок не стеснялся делиться своими впечатлениями и переживаниями прожитого дня.

Будьте примером для своего чада. Показывайте приемлемые и желательные модели поведения в разных жизненных ситуациях. Соблюдайте принципы .