Что же такое толерантность? Толерантность –(от лат. tolerantia – терпение): 1) иммунологическое состояние организма, при котором он неспособен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей... 2) Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды... 3) Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.


Признание многообразия… Признание многообразия… 16 ноября 1995 г. государства – члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов толерантности (терпимости), и в 1996 г. ООН предложила отмечать Международный День толерантности. Под толерантностью в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».


Принятие различных взглядов Толерантность, по определению академика В.Тишкова, «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу» Мы разные! И на всё происходящее вокруг каждый смотрит по-своему! И имеет СВОЁ СОБСТВЕННОЕ мнение, часто сильно отличающееся от мнения других людей!




Необходимо учиться терпимости Необходимо учиться терпимости У каждого народа, как и у каждого отдельного человека, есть и достоинства, и недостатки, обусловленные особенностями исторической судьбы, условиями жизни. Очень часто люди бывают снисходительны к своим недостаткам и нетерпимы к чужим. Поэтому всем нам необходимо учиться терпимости. Родители должны воспитывать её в своих детях!


Умение понимать друг друга! Толерантность состоит в том, что должно быть уважение к иному явлению, нежели к тому, к которому ты привык. Уважение к личности, к человеку, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям. Самое главное – это умение понимать друг друга. Владимир Зорин, министр РФ, курирующий вопросы национальной политики.


Искусство компромисса Мы говорим об искусстве компромисса и толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Но для меня самое главное в толерантности, ее символ – лодка, на которой как в Ноевом ковчеге уживаются и спасаются люди, животные совершенно не похожие, разные. Толерантность– это поддержка и понимание различий. - Александр Асмолов. Доктор психологических наук, автор и руководитель Федеральной целевой программы


Актуальная тема Проблема воспитания толерантности очень актуальна. В школе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных семей, с разным жизненным опытом, с недостаточно сформированной коммуникативной деятельностью. Поэтому, очень важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны критически относиться к своим собственным взглядам.


Способность видеть Другого Необходимо учить детей понимать, что толерантность – это терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.


Воспитательная проблема Несомненно, воспитывать толерантность необходимо с раннего детства! Проблема культуры общения и уважительного отношения к Другому одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Научившись принимать других людей такими, какие они есть, можно научиться избегать ненужных конфликтов.


Взаимодействие семьи и школы Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». Таким образом, семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение. Ведь эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.


Многое зависит от культуры взрослых Успешность формирования толерантной личности детей во многом определяется толерантной культурой взрослых. В воспитании ребёнка следует исходить из следующих принципов: принимать ребенка таким, каков он есть, ведь каждый ребёнок самобытен; верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность; уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка; не унижать достоинства ребенка; не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий; понимать, что каждый имеет право на ошибку; помнить, что каждый имеет право на свое мнение, и никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.


Чем отличается толерантность от терпимости Толерантность для меня - это интерес, уважение и соучастие в культурно-другом, культурно-инаковом. Вот я бы вам привел пример, чем отличается толерантность от терпимости в ее бытовом смысле. Вот терпимость, когда я терплю, что моя церковь, а рядом с ней находится мечеть и синагога – все в одном квартале. А толерантность – это когда я, православный верующий, вместе с евреем-иудаистом помогаю мусульманину строить его мечеть. Толерантность – это знание знаковости как части собственного. Валерий Тишков, доктор исторических наук, директор института антропологии и этнологии Российской Академии наук.


Два типа отношений: Несмотря на то, что опыт взаимоотношений у каждого индивидуален, можно выделить два типа отношений: с позиции насилия (насильственный) с позиции ненасилия (толерантный) Черты, характерные для различных позиций во взаимоотношениях приведены в таблице.


Позиция насилия Позиция ненасилия недоверие презрение отвержение отрицание авторитарность субъект-объектность низкий уровень эмпатии эгоистичность отношения власти/подчинения доверие уважение принятие признание демократичность субъект-субъектность высокий уровень эмпатии гуманизм, альтруизм отношения равенства и равноправия


В основе различий толерантного и насильственного типа взаимодействия лежит различие направленности установки, целей, мотивации действий и поступков. Тип взаимодействия накладывает отпечаток на речь, манеру поведения, позицию субъектов общения (взрослых и детей, учителей и учащихся).


Ненасильственное взаимодействие Насильственное взаимодействие Имеет установку на равенство и равноправие, Его цели – в согласовании действий для удовлетворения потребностей и интересов всех участников общения, Мотивация- гуманистическая Преобладающий тип отношений субъект-субъектный Тип общения – диалог. Отличается установкой на неравенство, Целью является достижение односторонних преимуществ. Мотивация – в достижении социального контроля, группового давления. Преобладающий тип отношений – субъект-объектный, Тип общения–монологический, авторитарный.


Основная задача: развитие неконфронтационного сознания, умения находить альтернативные выходы в сложной ситуации взаимодействия; развитие эмоционально-ценностного отношения к другому человеку: умение увидеть позитивные стороны личности или поступка, умения встать на место другого и обосновать свои действия, развитие логики аргументирования своего мнения и др.; Уважаемые педагоги! Результаты воспитания отражают прежде всего общий стиль. Нельзя забывать, что подобное воспитывается подобным: Доброта – добротой; Интеллигентность – интеллигентностью; Самостоятельность – самостоятельностью; Толерантность – толерантностью.





Введение

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена экономическими и политическими процессами в жизни страны.

Нередко на почве этнокультурных различий в отношениях между людьми проявляются отчужденность, непонимание, агрессия. Формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Существенное значение, имеет воспитание толерантности с детства, и потому нам представляется необходимым разрабатывать соответствующие программы и методики, ориентированные на дошкольный возраст, для дошкольных образовательных учреждений.

Может возникнуть вопрос: стоит ли вообще заниматься формированием толерантности у столь маленьких детей, так ли это необходимо и возможно, может, стоит подождать, когда дети подрастут? Опираясь на исследования в области детской возрастной психологии на этот вопрос можно ответить положительно.

Толерантность не формируется сама по себе, уважение к другим народам нужно воспитывать с детства, с дошкольного возраста.

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях работы дошкольного образовательного учреждения сегодня, в условиях отсутствия наработанных программ и методик, представляет собой процесс сложный, требующий больших эмоциональных затрат от педагогического коллектива, и в основном опирается на руководителей и воспитателей-энтузиастов. Разработка и внедрение таких программ - актуальная и важная задача нашей педагогики.

Цель курсовой работы: «Рассмотреть условия формирования толерантности дошкольников и профилактика агрессивного поведения в ДОУ».

Задачи курсовой работы:

Изучить научно - методическую и специальную литературу о принципах формирования толерантности дошкольников;

Изучить особенности форм и методов воспитания толерантного отношения в ДОУ;

Разработать план конспект занятия в целях профилактики агрессивного поведения дошкольников;

Сделать вывод по проделанной работе.

Объект исследования: методика работы с родителями в рамках ДОУ.

Предмет исследования: Формы работы дошкольных учреждений с родителями.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и методики воспитательной работы.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования

Цели воспитания толерантности

толерантность агрессивный воспитание учащийся

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.

Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т.д., в основе которых лежат следующие факторы:

Детская непосредственность;

Ограниченный жизненный опыт;

Детская бестактность и т.д.

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.

Сегодня основным связывающим звеном социализации ребёнка является его семья. Именно в семье ребёнок получает представление о мире и способах взаимодействия с ним. Современная семья существенно отличается от семьи предыдущих лет -- прежде всего своим культурным статусом и своей национальной неоднородностью. Для того, чтобы наладить взаимодействия с такими семьями и детьми, педагогам дошкольных учреждений требуется больше знаний о культуре того или иного народа, особая бережность в обращении с иноязычным ребёнком, большая тщательность в выборе средств и методов воспитания, чтобы не задеть национальные, религиозные чувства, учесть политические особенности представителей других культур.

Одной из самых «больных» проблем в современном мире является проблема толерантности, с которой сталкиваются многие страны, выбравшие демократический путь развития. Во всём мире растёт число молодёжных группировок с националистическими взглядами, молодёжь не всегда могут правильно сориентироваться в оценке действий тех или иных сообществ, агрессивно навязывающих свои идеологические стандарты.

Большую роль в погашении политической напряжённости и сглаживании отношений в обществе играет то, какие ценности будут привиты подрастающему поколению, какую идеологию будут транслировать им семья и средства массовой информации, каким методам отстаивания своих прав обучат детей взрослые. И именно в дошкольных учреждениях должно начинаться воспитание гражданственности и патриотизма. Именно дошкольное детство является начальным периодом для развития в ребёнке качеств, необходимых для его социализации в современном мире.

Казахстан всегда был многонациональной страной, в которой переплелись множество культур, традиций, религий.

Сегодня, как никогда для актуальной проблемы национальной безопасности и развитие цивилизованных форм решения этих конфликтов.

Возрастает появление инокультурных браков -- союз молодых пар разных по этническим и социальным взглядам. Вероятность распада такой семьи существенно повышается при переезде на другое место жительство (в другую страну), особенно если один из супругов не имеет полноценной социальной или профессиональной деятельности, либо не знает языка этой страны.

Особое место в данных обстоятельствах занимает проблема образования ребёнка и его адаптация в новой среде, выбора круга общения. Особенно трудно формируется толерантность к «другому», когда речь идёт о национальных и религиозных различиях. Не секрет, что биологический инстинкт неприятия и агрессии срабатывает по отношению к чему-то незнакомому, непонятному, «чужому»: не такой как я, значит, - «плохой», «неприемлемый». И шагом в процессе формирования сознания должно быть психологическое преобразование «чужого» - в «другого». Залогом такого преобразования и должно стать приближение к национальному миру других народов в разных его проявлениях.

Чему же можно научить ребёнка в современной ситуации:

Умение понимать и сохранять себя как уникальную личность и представителя определённой культуры;

Умение уважать другого как уникальную личность и как представителя Другой культуры;

Умение предотвращать, а при необходимости и решать возникающие конфликты.

В образовательном учреждении, в отличии от семьи, намного легче формируется коммуникативное поле ребёнка: он знакомится с разными типами культур, учится выстраивать взаимодействие с представителями разных наций и осваивает роль представителя своей культуры. Специфика влияния образовательного учреждения состоит в обретении ребёнка «чувства МЫ».

Знакомство детей с культурой и религией других народов можно осуществлять через посещение Этнографического музея, чтение произведений, игры, показ слайдов, видеороликов, иллюстраций, рассказы педагога о национальных и религиозных обрядах и традициях и многое другое.

Главное, чтобы ребёнок понял, что все люди одинаковые, независимо от цвета кожи, веры и знания или незнания того или иного языка.

Толерантность (к другим) - убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов.

На территории нашей страны проживает свыше 100 народностей и чтобы сохранить необходимо много работать над человеческими качествами, учить людей уважать, беречь чувства другого человека.

Функции воспитания толерантности:

    Информационная

    Эмоциональная

    Поведенческая

1. Развивать личные навыки толерантного общения.

2. Повышать внутригрупповое доверие между субъектами педагогического процесса.

3. Формировать собственные жизненные установки.

В сентябре 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целе­вую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 го­ды)».

Принятая в соответствии с декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) программа направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм то­лерантного поведения».

Определение толерантности даёт А. Г. Асмолов: это «искусство жить в ми­ре непохожих людей и идей».

Конструктивное взаимо­действие социальных групп с различными ценностями может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и на­выков межкультурного взаимодействия.

Формирование установок то­лерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.

Терпимость означает уважение, принятие и правильное понима­ние богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыраже­ния и проявления человеческой индивидуальности.

Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Терпимость – это единство в многообразии.

Терпимость – это не уступка, снисхождение или потворство.

Терпимость – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека. Ни при ка­ких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием пося­гательств на эти основные ценности. Терпимость должны проявлять отдельные лица группы и государства.

Толерантность детей .

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 - 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.

Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель - ученик».

Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса.

Сегодня все большее распространение в детской, особенно под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много.

Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой ин­формации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных меха­низмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и сво­бод других, непохожих на тебя, людей.

Подходы к воспитанию толерантности детей в межкультурной среде.

Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставникаю.

Можно выделит две группы методов понимания:

    Методы интерпретации.

При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.

    Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию.

Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.

Воспитание культуры толерантности у детей предусматривает следующие направления обучения толерантности:

1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.

3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Основной целью является формирование у детей навыков толерантных отношений.

Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:

    ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;

    ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;

    социально адаптированный ребенок.

последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности:

1-5 классы: воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания посредством вовлечения учащихся в открытое детское движение

7-9 классы: обучение учащихся пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрытие интереса к другим народам, нациям посредством музейой педагогики, педагогики поддержки, работы учащихся по сохранению школьных традиций

10-11 классы: формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся

Интерактивное обучение - обучение, погруженное в процесс общения, основанное на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).

Цели методики

    развитие эмпатических способностей у педагогов, детей и родителей;

    воспитание терпимости к инакомыслию;

    развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;

    воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру. Цель урока-тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:

    снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

    развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

    развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

    формируется умение ценить свою и чужую работу;

    закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Пути и средствавоспитания толерант­ности.

Воспитание мо­жет и не менять отношения, даже если оно не­гативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыс­лить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не при­знавал, полюбил то, чего прежде не любил: он име­ет право на свое отношение.

Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию со-существования;

воспитание же толерантности призвано помочь ре­бенку достойно прийти к этой ситуации.

Воспита­ние толерантности – это, с педагогической точки зре­ния, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное созда­ние условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.

Опыт толерантности , положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (нега­тивизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у кото­рого есть «любимые» и «нелюбимые» люди.

Принципиально важно и другое: процесс воспи­тания толерантности происходит эффективней, ког­да он обоюдный. Конечно, создать такую ситуацию весьма непросто, но в «контактных» условиях веро­ятно. И при этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения.

Толерантность, в сущности, не столько качество, чер­та личности, сколько ее состояние, точнее – реализуе­мое состояние. Поэтому еще одной особенностью вос­питания толерантности выступает теснейшее двуедин­ство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к со-существованию с другими людь­ми, сообществами, обстоятельствами и принятию их та­кими, каковы они есть.

Другое дело, что школой отнюдь не исчерпыва­ется, в ней не замыкается сфера проявления толе­рантности: и сама школа погружена в более широ­кую социальную среду, факторы которой существен­но менее доступны педагогическому влиянию.

Здесь важно отметить следующее: с одной сто­роны, эта среда «содержит» множество положи­тельных примеров действительной толерантно­сти (чаще всего в поликультурной, особенно в разно-этнической и многоконфессиональной среде), с другой стороны, гораздо больше разных по со­держанию и характеру, по ценности и значимости, по силе «раздражителя» негативных объектов, требующих толерантности.

И при этом всякая сре­да, каково бы ни было ее пространство, – всегда своя для каждого человека, именно «на него» лично ориентирована в своих – для него же – по­зитивных или негативных проявлениях.

Источники соответствующей информации – фоль­клорные или литературные персонажи и реальные люди, складывающиеся отношения часто совсем раз­ных людей, идущие от настороженности, недоверия, даже враждебности – ко взаимному принятию. И здесь также ценен собственный опыт ребенка или сообще­ства, особенно – известные, а потому и убедительные примеры позитивного решения трудных ситуаций.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей.
Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время очень мало. Однако на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе.
«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995 г. генеральной Конференцией ЮНЕСКО. В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
- этика и стратегия ненасилия;
- идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
- необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов и т.д.
Россия - многонациональное государство, поэтому уже с до-школьного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.
Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасение и т.д. В их основе лежат следующие факторы:
- детская непосредственность;
- ограниченный жизненный опыт;
- отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общения с ними;
- детская бестактность и т.д.
Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности дошкольное образование. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением (исследователи Волков Г. Н., Парамонова Л. Л.).
На мой взгляд необходимо так строить педагогический процесс, чтобы дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.
Именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Однако, несмотря на значительное количество публикаций, особенно в последние годы, по воспитанию у детей доброжелательного, уважительного отношения к представителям других этнических коллективов, практические работники все- таки недостаточно используют все пути, средства и методы воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста.

Аннотация: в статье представлен опыт по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста в социокультурном пространстве детского сада.

Ключевые слова:воспитание; толерантность, социокультурное пространство.

В настоящее время жизнь выдвигает приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. В наши дни по запросу государства, общества, родителей ребёнок должен быть успешным, коммуникабельным. Он должен обладать целым рядом интегративных качеств.

Поэтому сегодня мы обращаемся кличности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе".

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ФГТ призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования.

Поэтому проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо актуальной на современном этапе.

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость икультурный эгоизм все чаще проникают в нашу жизнь через средства массовойинформации. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.

Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость как можно раньше воспитывать культуру толерантности. Декларация принципов толерантности, утвержденная на генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, гласит: толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

С раннего возраста мы должны прививать детям чувство любви к Родине, ее многонациональности, уважению к родителям, старшим, сверстникам. Воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.

Наш детский сад посещают детиразных национальностей. Вместе с педагогом-психологом мы провели диагностику эмоционально-личностной сферы детей, применяя методики И. Вандвиг, П. Экблад «Два дома», К. Маховера «Рисунок человека». Результаты исследования показали, что на начало года с высоким уровнем было выявлено 20%, со средним-57%, с низким 23%от общего количества детей. Диагностика показала, что проблема существует, у детей недостаточно сформирована способность общения с детьми других национальностей. Если не вести работу в этом направлении, то в дальнейшем у детей могут, возникнуть межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию подрастающего поколения.

Высокий уровень толерантности определялся высоким уровнем умения детей проявлять вербально и в своем поведении основные качества толерантной личности, такие, как знание своих достоинств и недостатков, критичность к себе, способность сопереживания, легкая адаптация в коллективе детей, способность взять на себя ответственность за происходящее, высокая социальная активность.

Средний уровень толерантности определялся средним уровнем и неустойчивостью умения детей проявлять в своем поведении основные качества толерантной личности, средним уровнем сформированности таких нравственных и этических качеств, как честность, справедливость, доброжелательность, взаимопомощь, сострадание. Низкий уровень толерантности определялся недостаточностью и неустойчивостью умения ребенка проявлять в своем поведении основные качества личности: ребенок замечает у себя больше достоинств, чем недостатков; во всех проблемах ребенок чаще обвиняет окружающих, ябедничает; способность ребенка к эмпатии практически не выражена, ; тяжелая адаптация в коллективе детей, застенчивость, замкнутость; стремление ребенка снять с себя ответственность за происходящее, даже ценой лжи; большая потребность в похвале, хвастовство, ревность к успехам других детей.

Сам процесс формирования межличностных отношений в условияхобразовательной среды ДОУ, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в семье, в повседневной жизни. У взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно.

Решать поставленные цели и задачи предлагается с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей; в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Смена видов детской деятельности подчинена одной теме.

Дети становятся активными участниками образовательного процесса. Наш детский сад имеет опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с родным краем на материале этнокультурных обычаев и традиций народов Поволжья. Задействуется большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Образовательный процесс строится с помощью разнообразных форм работы с дошкольниками, в том числе и новых. Для более полного восприятия материала я выбрала метод использования мыслительных (ментальных) карт. Мыслительные карты(MindMap-англ. -в переводе «карты ума, умственные карты, ментальные карты или интеллект-карты») придумал американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен в 1960-1970-х гг. Он хотел создать метод, объединяющий характеристики восприятия ипереработки информации, свойственные двум полушариям мозга. С помощью мыслительных карт можно распределить известную информацию и понять, чего не хватает и обнаружить сильные и слабые стороны наших представлений о предмете, увидеть, как встраивается новое содержание в старые рамки, какие компоненты модели связаны, а между какими связь еще не установлена.

Программные материалы сгруппированы по следующим направлениям:

Блок 1. "Веселый марафон". Включает проведение праздников, и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира.

Блок 2. "Волшебный калейдоскоп". Включает театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира.

Блок 3. "Родник дружбы". Включает сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

Метод беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т. д.) ;

Художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других. Преимущество искусства как средства воспитания гуманности – в эмоциональной оценке действительности. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности.

Наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.

Полученные данные показали, что в результате реализации данной Программы произошли значительные изменения в уровне толерантности, а именно: количество детей с высоким уровнем толерантности увеличилось на 7%; со средним уровнем толерантности - на 10%; и наоборот, число детей, имеющих низкий уровень толерантности, снизилось на 15%.

В результате постепенно расширяются представления детей о достопримечательностях родного города, государственных и народных праздниках, самобытности культуры других народов, формируется уважение к людям и гордость за свою Родину.

Активная плодотворная работа позволяет воспитывать свободную, творческую личность, осознавшую культуру и традиции народов нашего многонационального народа, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

«Мы разные-в этом наше богатство,

ВестникБрянскогоГосударственногоУниверситета (www.brgu.ru)

Журналы «Дошкольнаяпедагогика» 2000-2010г. г.

Игрыразныхнародов (http://www.igrovaia.ru/igryi_razn_narodov.htm)

Кенеман А. В. «Детскиеподвижныеигрынародов СССР» М. «Просвещение», 1989

Концепциядуховно-нравственногоразвития и воспитанияличностигражданинаРоссии

"Народныеподвижныеигры, каксредствоприобщениядетей к культуреразныхнародов" (http://tema.studentochka.ru/85041.html)

Подвижныеигры (http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/vesna_IgryMotorie.htm)

Программавоспитания и обучения в детскомсаду. Министерствопросвещения РСФСР М. «Просвещение» 1985

"Путешествие в миригрразныхнародов".Номинация "Воспитывающийурок" (http://www.openclass.ru/lessons/107670)

Русскиенародныеигры (http://igrushka.kz/vip82/rusnar.php)

Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартначальногообщегообразования. Министерствообразования и наукиРоссийскойФедерации М. : 2009г.

www.maam.ru

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

Консультация для педагога

Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. »

Гуманизация - одна из ведущих идей модернизации системы российского образования. Гуманизм, прежде всего, предполагает любовь к людям, высокий уровень терпимости, уважение к личности и её достоинству. Толерантность в данном контексте рассматривается как необходимая ценность выживания человечества, базисный компонент культуры и духовности человеческого общества. Толерантность означает уважение, и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность заключается в признании единства и одновременно многообразия человечества, уважении прав другого (в том числе права быть иным) и его самого. В современной интерпретации толерантность рассматривается как открытость, отзывчивость, желание решить проблемы других позитивно и конструктивно, как стремление принять чужое.

Этническая толерантность является особой чертой любого этноса и элементом структуры этнического менталитета. В свою очередь, этнотолерантность, как личное качество, присуще отдельным представителям конкретного народа, характеризуется принятием человека другой культуры, расширением собственного опыта взаимодействия и конструктивном диалогом в решении спорных вопросов. Наиболее сложным в воспитании толерантности является вопрос соотношения патриотизма и этнической терпимости.

Чем лучше человек осознает свою принадлежность к определенной этнической общности, чем выше уровень его инкультурации, чем больше черт общности и различия культур он видит, тем легче ему понять и принять человека другого этноса, другой культуры, другого мировосприятия. Отсюда этническое самосознание и этнотолерантное сознание можно считать двумя компонентами этнотолерантности.

Понимание человека другой национальности, солидарное отношение и уважение к нему вне зависимости от цвета кожи, вероисповедания, мировоззрение определяются теми культурными ценностями, которые осваивает ребёнок на протяжении первых семи лет жизни. На этапе дошкольного детства закладывается базис личностной культуры человека. Именно в этом возрасте формирование этнотолерантности ребёнка в единстве двух её составляющих. Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности, первый из которых приходит на 6-7 лет, когда ребёнок приобретает фрагментальные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности. В более поздних работах утверждается, что проблема диффузной идентификации с этнической группой ребёнок обнаруживает в 3-4 года.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребёнка примерно с четырёх лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей. Большинство детей старшего дошкольного возраста положительно относятся к людям разных национальностей. Вместе с тем имеют проявления иного отношения: смех, испуг при встрече с людьми других рас или национальностей, отказ вступать в общение с ними. Причинами являются детская непосредственность, весьма ограниченный жизненный опыт, отсутствие необходимых представлений о людях других национальностей и культуры общения с ними.

Анализ немногочисленных исследований данной проблемы позволяет сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста можно воспитывать как патриотические чувства, так и толерантное отношение к представителям других национальностей. Однако нужно иметь в виду: на данном этапе система личностных, нравственно- ценностных ориентаций дошкольника складывается под воздействием окружающего общества. Вместе с тем в настоящее время у некоторой части взрослого населения наблюдаются негативные установки в отношении лиц других национальностей. В результате наметилось двойственное отношение к необходимости воспитания у детей терпимости, доброжелательности, уважительного отношения к людям других этносов. Эта опасная тенденция, поскольку мир детства неотделим от мира взрослых. Детям до 7 лет присуще «впитывающее сознание», когда ребёнок открыт и доверчив, присваивает информацию без оценки.

Взрослый выполняет ведущую роль в становлении личности ребёнка, поскольку он является конкретным носителем общественных ценностей. Взрослый человек преднамеренно (целенаправленно) или непреднамеренно (спонтанно, бессознательно) демонстрирует свои знания, оценки, отношения, поступки, которые служат ребёнку образцами для подражания. Степень влияния взрослых различна.

В зависимости от частоты контактов, эмоциональной насыщенности и информативности общения выделяют четыре группы людей. Первую группу составляют родители и близкие родственники, с которыми у ребёнка налажено постоянное общение. При этом ведущее место занимает эмоциональный контакт, так как именно в семье ребенок учится сопереживать, сострадать, ощущать единство с родными людьми. Вторую группу составляют воспитатели и педагоги, которые достаточно часто общаются с ребёнком, при этом повышается роль информативного общения, которое является важной частью целенаправленного педагогического процесса. Другие (реальные и нереальные) люди менее значимы в процессе социализации дошкольника.

Таким образом, именно семья и педагоги детского сада имеют решающее значение, как в передаче этнокультурной информации, так и в становлении этнотолерантных установок у дошкольников.

Положительное отношение педагогов и формально положительное или индифферентное отношение родителей к проблеме воспитания этнотолерантности объясняет невысокие результаты, показанные детьми. Причем на низком уровне находится как этническое самосознание, так и этнотолерантное сознание детей 5-6 лет. Улучшает положение общая толерантность детей, их желание основать отношение со сверстниками разных этносов на общечеловеческих гуманистических ценностях. Общение с реальными маленькими представителями других этносов, общеположительное отношение дошкольников к миру и людям, его населяющим, позволяют им стать добрее и терпимее своих родителей.

В социальном отношении этот период является решающим для ребёнка, так как, с одной стороны, он изначально толерантен, а с другой стороны, именно на ранних стадиях закладывается прочная база для будущих этнических и расовых предрассудков и конфликтов. Отсюда особую остроту приобретает необходимость работы в воспитании этнотолерантности у дошкольников в условиях детского сада.

www.maam.ru

Воспитание основ толерантности у дошкольников (из опыта работы детского сада)

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.

Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

Определение слова «толерантность»:

В испанском языке - способность

признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо) .

Идеи, взятые за основу:

Относиться к окружающим с уважением.

Никогда не думать, что Ваше мнение важнее мнения другого человека.

Не навязывать свое мнение другим, его можно просто высказать.

Надо помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия (в рамках приличия) .

Уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы воспитатели, должны довести до сознания детей то, что Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач , которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толератности у детей.

Основные принципы:

1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.

2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.

3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.

5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.

Принципы содержания работы:

  • ?Комплексно- тематический подход к планированию.
  • ?Личностно- ориентированное взаимодействие участников образовательно- воспитательного процесса.
  • ?Интеграция образовательных областей.
  • ?Использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе.
  • ?Обеспечение эмоционального и практического компонентов этнотолерантности.
  • ?Построение предметно- развивающей среды с учетом современных требований.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников

Формы воспитания толерантности:

Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) русские народные подвижные игры;

4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;

5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

На занятиях использовали разнообразные методические приёмы:

1. Игры и игровые упражнения , направленные на:

Развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

Развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

Развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

Гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

Развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

Развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

Регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

Проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций) , направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения направленные на:

На воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

Воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Использование художественного слова : стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Использование наглядных пособий : сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивный вид деятельности – рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Работа с детьми:

Материал с сайта dohcolonoc.ru

Единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;

Уважительного отношения к личности;

Социальной обусловленности процесса воспитания толерантности;

Единства знания и поведения;

Диалогичности и сотрудничества;

Рефлексии.

Также, работа по проекту предполагает преемственность работы со школой по повышению качества работы по толерантному воспитанию и образованию детей.

Неделя «Дружат дети всей Земли»:

Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».

Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций, фото на тему: «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов».

Проведение подвижных национальных игр.

Выставка детских работ «Мы разные, но мы дружим».

Музыкально - спортивное мероприятие «Дружат дети всей Земли».

Оформление стенда «Я маленький, но я имею право».

Подборка дидактических игр по правовому воспитанию, сказок, стихов.

Оформление картотеки игр народов мира.

Конкурс плакатов по толерантности «Толерантность-дорога к миру».

Организация недели национальной кухни.

Совместное проведение праздников и развлечений

Наше ДОУ приняло активное участие в городской фестиваль «Югра- это ты и я!».

Реализация проекта по взаимодействию с пожилыми людьми «Мудрость рядом с нами».

Прикосновение к истокам русского народного творчества вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

МБДОУ ДСКВ «Рябинушка» и клуб «У самовара» решили ввести в традицию проведение совместных мероприятий в детском саду.

Наш проект направлен в первую очередь на развитие духовно-эмоциональной связи между детьми и пожилыми людьми нашего города, которые приехали в Покачи совсем молодыми, прожили и проработали здесь многие годы.

Проект необходим для формирования позитивного отношения к пожилым людям. Деятельность в рамках проекта – это длительное творческое сотрудничество МБДОУ ДСКВ «Рябинушка» и клуба «У самовара». В результате работы сформировался коллектив единомышленников из членов клуба «У самовара» и коллектива детского сада – детей, педагогов, родителей.

Цель данного проекта:

Формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению как к уважаемым членам общества через приобщение их к активному сотрудничеству, через разъяснение дошкольникам значения мудрости пожилого человека.

1. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию уважения к людям старшего поколения.

2. Способствовать расширению круга общения с взрослыми.

3. Формировать коммуникативные умения и навыки; тактично, с уважением обращаться к гостям детского сада, внимательно их выслушивать.

4. Воспитывать внимательное отношение к пожилым людям.

5. Поддерживать и развивать проявления гуманности в поведении детей.

6. Формировать интерес к общественной жизни.

7. Укреплять знания о семейных традициях и наладить преемственность между поколениями.

8. Привлекать пожилых людей к совместной деятельности с детьми и сотрудниками детского сада для проведения цикла совместных мероприятий.

Реализация проекта «Доброта спасет мир»:

Цель проекта:

Организация взаимодействия детей дошкольного возраста с детьми с ограниченными возможностями в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Дети с отклонениями в развитии участвуют в прогулках, спортивных досугах и развлечениях художественно-эстетического цикла, других мероприятиях вместе с нормально развивающимися детьми. Они имеют возможность посещать возрастные группы, экологическую, изобразительную, театральную студии, спортивный зал.

При этом дети с отклонениями в развитии включаются в различные виды деятельности (игровую, изобразительную, музыкально - ритмическую и др.) совместно с воспитанниками этих групп. Такая модель – первая ступенька интеграции, когда существующая поначалу дистанция между детьми может постепенно сокращаться.

Общение способствует включению механизмов социальной адаптации к жизни, формированию модели поведения в обществе. Общение детей ДОУ с детьми- инвалидами является своеобразной «школой нравственности», направленной на формирование отзывчивости, взаимопонимания, гуманности.

Неделя Доброты

Воспитатели размышляли с воспитанниками о важных нравственных ценностях: о добре, об уважении, о любви. Занятия по нравственному воспитанию каждому ребенку показали, как важны в жизни каждого человека такие качества как доброта, милосердие, добросердечность.

В младших группах дети узнали, что к животным нужно относиться с любовью и заботой, нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения, те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекают их на мучения. Нужно проявлять участие к бездомным животным, помогать им выживать.

В старших дошкольных группах речь шла о дружбе, доброте, о хороших и добрых поступках. Теперь каждый знает: чтобы поверить в добро, надо начать его делать. Ведь добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.

Месячник оборонно-массовой и спортивной работы.

Задачи: Формирование у детей чувства любви к родному краю, к его истории.

Формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве, как о столице, воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания, воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики. Привлечение к участию в культурно- массовых мероприятиях родителей.

Неделя театральных представлений.

Были представлены такие сказки, как «Под грибом», «Как ежик счастье искал», «Волк и семеро козлят» и др.

Празднование Дня семьи стало в нашем детском саду традиционным мероприятием, которое решает немаловажные задачи воспитания толерантности у детей.

Великий день Победы.

День Победы занимает особое место в жизни каждого россиянина. Поэтому, педагоги нашего детского сада доступно рассказывают о том длинном и трудном пути, который предшествовал этому знаменательному дню.

В канун праздника мы провели конкурс чтецов «Мы это будем помнить всегда…». В ходе мероприятия дети просмотрели презентацию «О войне - детям», слушали тематические песни и читали стихотворения. Всего в конкурсе чтецов приняли участие 26 детей.

Всем детям были вручены подарки и сладкие призы. Победители призовых мест получили грамоты.

Была проведена акция «Гордимся и поздравляем». Дети рисовали тематические рисунки о празднике Победы и поздравляли горожан, расклеивая поздравительные открытки в общественных местах города.

В результате, наши выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции) ; им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.

Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.