Первые слова ребенка – всегда большая радость для родителей. Многие мамы с нетерпением ждут этого важного события, и если их годовалый ребенок не говорит «мама», бьют тревогу и бегут к специалистам, выясняя, во сколько дети начинают говорить первые слова. Врачи и логопеды успокаивают родителей, объясняя, что речь развивается постепенно и первые слова появляются тогда, когда ребенок к этому готов.

Первые слова малыша – важная веха его речевого развития. Время появления первых слов зависит от того, как шло развитие речи на предыдущих этапах.

Как развивается речь

Младенец общается с взрослыми при помощи крика. Таким образом, он может сообщить маме о своих потребностях. К концу первого месяца жизни кроха начинает прислушиваться к окружающим звукам и реагировать на обращенную к нему речь. Малыш издает гласные звуки и их сочетания: а-а, о-о, у-у, я-я, у-а, а-у.

2-3 месяца

Появляется «комплекс оживления», который выражается в том, что при виде лица мамы, ребенок начинает агукать: а-а-а, а-а-ги, а-га, а-гу, улыбаться и активно двигать ножками и ручками. В этом возрасте звуки, издаваемые малышом, имеют эмоциональную окраску. Мама младенца обычно понимает, что означает каждый звук: я рад тебя видеть, я хочу кушать, пора сменить пеленку, мне скучно.

3-5 месяцев

Младенец активно ищет контакта с взрослыми взглядом, гулением, улыбкой. Гуление – это способность крохи произносить различные звуки и их сочетания в разном порядке: «га», «гу», «аги», «агу». Ребенок овладевает согласными «г», «к», «х», чуть позже «б», «п».

6 месяцев

Появляется первый лепет. От гуления он отличается повторением слогов. В хорошем настроении малыш может подолгу тянуть звуки «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Формируется пассивный словарный запас малыша – он начинает понимать речь взрослых. Если спросить ребенка: где папа? Он повернет голову в его сторону и посмотрит на него.

В 6 месяцев ребенок начинает лепетать. Лепетные слова похожи на настоящие, но являются только звукоподражанием: ма-ма, ба-ба. Осознанные слова в речи ребенка появляются позже.

7 месяцев

Младенец откликается на свое имя, научается изменять громкость и тембр своего голоса. Любит протяжно тянуть звуки, чередуя то высокие ноты, то низкие. Лепечет то громко, то тихо.

8 месяцев

Активно формируется пассивный запас, начинает формироваться активный словарный запас. Кроха понимает обращенные к нему фразы: возьми кошечку, дай собачку. Пытается подражать звукам. Как собачка говорит? «гав-гав», а кошка «мяу-мяу».

9 – 10 месяцев

Ребенок осваивает новые звуки, хорошо владеет жестами: кивает головой в знак согласия и машет, если чего-то не хочет. Показывает пальчиком на предмет, который его заинтересовал. Хорошо произносит слоги: «ла-ла-ла», «та-та-та», проговаривает до 10 односложных звукоподражаний: «ляля», «ко-ко», «баба», «гав».

11-12 месяцев

Время, когда ребенок начинает говорить мама, и другие простые лепетные слова: папа, баба, деда. Обычно к концу первого года жизни в активный словарный запас малыша составляет около 10 слов. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, может показать части тела и лица, знакомые предметы, животных на картинках.

1 год 3 месяца

Активный словарный запас составляет до 15 слов. Расширяется пассивный словарный запас ребенка – способность ребенка понимать обращенную к нему речь. Малыш может выполнить односложную инструкцию: принеси мячик.

1 год 6 месяцев

Полтора года – это время когда ребенок начинает говорить до 20 слов. Обычно первые слова малыша это: мама, папа, баба, названия знакомых игрушек, животных, обозначение знакомых процессов. Кроха уже способен выполнять двусложную инструкцию: возьми куклу и дай ее мне.

В полтора года ребенок активно усваивает новые слова и сознательно произносит их. Знает предметы и явления, способен их систематизировать.

Как научить ребенка говорить мама

Первое слово мама ребенок сказал еще в возрасте 7 месяцев. Однако это слово не было еще осознанным, а было просто звукоподражание. Как же научить ребенка говорить мама осознанно?

Для этого старайтесь проговаривать малышу свои действия:

– мама пришла

– мама варит супчик

– сейчас мама оденет Сережу

Играйте с крохой в прятки: прикройте лицо ладонями и спросите малыша:

– где мама?

Затем откройте лицо:

– вот мама!

Точно также можно научить ребенка говорить папа:

– Сережа, кто это пришел с работы? Папа!

Сейчас папа с Сережей будут кушать.

– Папа, Сережа, садитесь за стол!

Чтобы научить малыша осознанно говорить “мама” и “папа”, чаще называйте друг друга в третьем лице: папа пришёл! Мама сварила кашу!

Если ребенок начинает говорить мама и папа в контексте, можно отметить, что он овладел осознанной речью.

Первые фразы

Появление первых фраз, как и первое слово малыша, с нетерпением ждут все родители. Появление первых фраз в речи, говорит о том, что речь малыша развивается в правильном направлении.

Итак, когда ребенок начинает говорить предложениями? В норме это происходит в возрасте около полтора лет.

1 год 6 месяцев

Малыш уже может строить фразы из 2 слов: мишка бах (мишка упал). В речи появляются первые глаголы. Правда кроха еще может неправильно пользоваться родами существительных и местоимениями. Для малыша этого возраста вполне нормальным будет такое строение предложений: «Сережа кушает» (вместо: «я кушаю»), «Зайчик серая (вместо: «зайчик серый»).

В возрасте ребенок произносит около 50 слов. Малыш понимает речь взрослых, умеет составлять фразы, состоящие из 2-3 слов: я пошел гулять, я хочу играть. Кроха знает короткие стишки, потешки и рассказывает их наизусть.

В 2 года ребенок понимает речь взрослых, умеет говорить простые предложения, выполнять двойную инструкцию взрослых: возьми уточку и дай мне.

Почему ребенок долго не говорит

Для позднего развития речи существует множество причин. Если ребёнок отстает в речевом развитии, чаще всего он подвержен влиянию не одного, а сразу нескольких негативных факторов.

  1. Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
  2. Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, .
  3. Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
  4. Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
  5. Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
  6. Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.

Когда следует беспокоиться

В рамках норм речевого развития ребенок начинает говорить слова примерно в возрасте 1 года, предложения – в возрасте 1,5 – 2 лет.

Однако, речевые отклонения можно заметить еще на ранних этапах развития. Родителей должны насторожить следующие признаки нарушений:

  • Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
  • Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
  • Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
  • Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
  • Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
  • Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
  • Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
  • Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
  • Если и не может выполнить двусложную инструкцию.

Как помочь ребенку начать говорить

Если есть подозрения, что у малыша есть речевые нарушения, родителям важно своевременно выявить их начать лечение.

Что предпринять:

  1. Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
  2. Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
  3. Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.

Если после обследования специалистов не были выявлены какие-то серьезные отклонения, родителям стоит лишь обеспечить нормальную условия для активного развития речи ребенка.

Что в этом может помочь:

  • Упражнения и игры на развитие речи
  • Чтение и запоминание стишков и детских песенок
  • Общий и

А ваш малыш уже говорит первые слова? Поделитесь в комментариях!

Ребенок начинается общаться с самого рождения с помощью крика — вкладывая в него эмоции. Так он привлекает к себе внимание, высказывает свои требования. Начинать учить его разговаривать нужно уже с этого возраста, потом будет поздно.

Рефлекторные голосовые реакции – первые слова

В первые месяцы жизни предречевые реакции являются рефлекторными. Они появляются у нормально развивающихся детей в одинаковые сроки, и не зависят от обучения.

  • гуление;
  • свирель;
  • лепет.

Гуление появляется к 1,5 месяцам. Оно бывает даже у глухих от рождения детей. Сначала ребенок произносит у-уу, а-аа, к 2 – 3 месяцам агу, бу, зы, агу. В этом возрасте нужно помочь ему произносить звуки. Разговаривая с ним, откликаясь на его зов.

После свирели ребенок начинает лепетать. Произносит часто повторяющиеся слоги ба-ба, мама, да-да-да, сопровождая речь ритмичными движениями. В этот период очень важна для ребенка свобода действий.

Проведя множество экспериментов ученые доказали что те дети, которые могут свободно передвигаться начинают разговаривать раньше, лучше.

В возрасте 8,5 – 9 месяцев проявляется модулированный лепет. Начинает звать родителей мама, папа. Ребенок повторяет слоги с различной интонацией и если его спросить, кто это он уверенно называет мама, папа,

К врожденным реакциям относятся проявления звукоподражания у детей от 2 до 7 месяцев. Гуление, лепет и свирель являются игрой. Если начинать с малышом разговаривать, произносить звуки он пытается повторить за взрослыми. Такая игра приносит ему удовольствие.

Важно знать! Малыш гулит и лепечет, когда находится в комфортных условиях. Ему тепло, сухо и он сыт. Особенно ему интересно повторять звуки за взрослыми. Но чтобы у него началась развиваться правильная артикуляция, нужно чтоб ребенок видел мимику лица говорящего взрослого. Надо чтобы мама, разговаривая с ним, смотрела на него. К тому же в помещении должно быть тихо.

У крохи, находящегося в шумной обстановке все голосовые реакции развиваются с большим опозданием.

Развитие осознанной речи

Многие родители интересуются, сколько малыш должен знать слов в определённом возрасте. Когда он должен говорить так, чтобы его поняли другие. В основном это всё индивидуально и зависит от различных факторов — физиологических и психологических особенностей, воспитания. Но в основном разница у нормально развивающихся детей сравнительно не большая.

В 1 год

Малыш произносит первые слова, которые повторяет за взрослыми. Девочки начинают разговаривать на пару месяцев раньше, чем мальчики . Словарный запас составляет около 10 слов (сюда входят собственные варианты названий различных предметов, например машина – бип-бип, часы – тик-так, ходить – топ-топ). Сначала дети произносят слова в именительном падеже (мама, папа) и звукоподражательные (гав би-би, ко-ко).

В полтора года, уже пытаются говорить предложениями из двух слов. Усваивают повелительное наклонение глаголов (дай, иди).

К 2-ум годам

Начинают употреблять формы множественного числа. Словарный запас состоит из 300 слов. В 1,5 – 2 года начинается первый период вопросов «Что это?». Таким образом, малыш познает мир вокруг себя, формирует свой словарный запас.

В 3 года

Ребенок начинает разговаривать предложениями, использует слова в различных падежах. Знает сколько предметов (много или один). Зачастую произносит слова неправильно, или сам придумывает новую форму. Очень часто мальчики употребляют по отношению к себе глаголы прошедшего времени в женском роде. С возрастом это проходит.

В 4 года

Ребенок уже должен разговаривать полноценными предложениями. Не использует звукоподражаний или неполноценных слов. Может пересказать сказку или бытовую историю. Разговаривает так, чтоб его понимала не только мама. Обычно в этом возрасте дети правильно не выговаривают -л-, -р-. На вопрос «Сколько?» отвечают называя цифру показывая при этом на пальцах. Чаще отвечают неправильно.

Важно знать! Чтобы малыш начал разговаривать правильно, вовремя и знал столько слов, сколько это необходимо по возрасту, с ним нужно заниматься.

Начинайте с рождения ребенка. С ним необходимо разговаривать, при чем он должен видеть лицо говорящего. Когда малыш начинает говорить, для него огромное значение имеет аудитория, он может сам с собой разговаривать, но очень быстро замолкает. Если же с ним будет говорить взрослый, малыш начнет вторить ему. Не забывайте для ребенка это игра.

Почему дети начинают поздно говорить

У детей причиной задержки речевого развития (ЗРР) могут быть:

  • несформированность сенсомотрной сферы;
  • неправильное воспитание.

Если у ребенка наблюдается ЗРР, связанная с несовершенством работы сенсомоторной сферы (заболевания, родовые травмы), то коррекция очень затруднена . В этом случае помочь могут только специалисты (невролог, психолог, психиатр, логопед).

Воспитывая своего малыша, родители очень часто допускают ошибки, которые приводят к ЗРР.

Самые распространенные:

  • отсутствие мотивации;
  • настойчивое обучение;
  • переизбыток эмоций;
  • недостаток свободы движения.

ЗРР может наблюдаться не только у детей, с которыми родители не занимались. Очень часто причиной является гиперопека. Когда родители, предугадывая желания своего малыша, тут же подают ему требуемую вещь, стоит ему только указать пальцем. В этом случае у ребенка нет мотивации к развитию речи. Зачем говорить, если достаточно просто показать и заплакать.

Очень часто родители, обучая свое чадо, требуют повторить слово. Но если малыш не хочет он начинает молчать, капризничать, взрослые на него сердятся, кричат, или требуют произнести слово правильно.

Таким образом ребёнку не помочь, у него разовьется неприязнь к разговорной речи. К тому же заставлять повторять ребенка какое-либо слово бесполезно. Дети запоминают лучше во время игры.

Ошибка в избыточной эмоциональности возникает тогда, когда ребенок сказал слово, родители обрадовались, рассмеялись. Когда он опять его произнес, он не понял значение слова, не связал название и предмет. Для него это просто набор букв, который вызвал позитивные эмоции у него и родителей. Дети запоминают только те слова, значение которых понимают.

Как ни странно, но недостаток свободы передвижения играет существенную роль для ЗРР. Моторная и речевая деятельность тесно связаны, а обусловлено это физиологией головного мозга. Замечено что дети, которые более подвижны, быстрее начинают разговаривать. Развитие мелкой моторики способствуют не только формированию речевых навыков, но и обучению чтения, письму.

Эксперимент был проведен с детьми 1 – 1,3 года. Создали две группы. В первой группе постоянно показывали одну и ту же книгу, повторяя слово «Книга», 500 раз. В другой группе с этой книгой производили действия. Говорили «Дай книгу», «Возьми книгу». Во втором случае слово «Книга» употреблялась 300 раз.

Затем в первой группе разложили различные книги и игрушки, положив между ними ту книжку, которую показывали. После чего экспериментаторы попросили детей дать им книгу. Сразу дети выполнили правильно, дав именно ту книгу, которую им показывали. Но когда их просили дать еще книгу, ребята терялись, давали различные игрушки. Во второй группе дети, после того как их попросили дать еще книги, начали подавать другие книжки.

Вывод : Производя манипуляции с различными предметами, дети не только запоминают название лучше, но начинают обобщать понятия.

Как помочь малышу заговорить

Если кроха разговаривает плохо или неправильно, для начала следует выяснить причину, почему это произошло. Желательно проконсультироваться у логопеда. Если есть подозрение на заболевание, следует обратиться за помощью к неврологу.

Чтобы ребенок начал говорить, с ним нужно постоянно заниматься. Только занятия должны быть в форме игры. Ни в коем случае его нельзя заставлять «Скажи то, скажи это». Все должно происходить в форме свободного диалога.

Также, если ребенок указывает на предмет, не нужно тут же ему подавать. Сразу надо назвать предмет, дождаться отклика ребенка — пусть даже он не назовет его правильно, или придумает свое название.

Для развития речи очень полезны игры, развивающие мелкую моторику (мозайка). С детьми до 3 лет в нее нужно играть под наблюдение взрослых , чтобы избежать проглатывания или засовывания в уши или нос мелких деталей.

Чтобы ребенок заговорил нужно отвечать на все его вопросы «Что это?», «Почему». Часто с ним разговаривать, при чем так, чтобы малыш не был пассивным слушателем. К примеру, забирая ребенка из садика нужно спросить, что он делал, что кушал. Поначалу, нужно будет ему подсказывать, но со временем он сам начнет рассказывать, что ел, во что играл, кого поставили в угол.

Добрый день! Когда ребенок начинает разговаривать, интересует практически всех ответственных родителей. У кого-то ребенок говорит полноценные слова уже в год, а некоторые дети и в 2-2,5 года не умеют говорить. Педиатры, неврологи и логопеды не дадут Вам четкий ответ по срокам, когда ребенок должен говорить, потому что это индивидуальное развитие каждого человеческого организма. Существуют средние нормы (а точнее статистика), по которым можно сделать вывод, что дети начинают говорить в возрасте 2,5-3 года.

Этапы формирования речи

  • Пассивное накопление слов. Речь ребенка формируется с самого рождения. Сначала малыш слушает маму и папу и формируется так называемый пассивный словарный запас. Очень важно на этом этапе много разговаривать с ребенком, читать книги для соответствующего возраста, играть, петь. Кажется, что малыш еще очень мал и ничего не понимает, но это неправда. Именно сейчас нужно активно пополнять пассивный словарный запас ребенка.
  • Активное накопление слов. На этом этапе ребенок начинает воспроизводить слова. Сначала это будут звуки, детский лепет, затем появятся слоги и полноценные первые слова. На этом этапе формирования речи необходимо продолжать заниматься с ребенком: книги, лепка пластилином, общение со сверстниками и так далее.

В каком возрасте ребенок говорит первые слова?

Для начала нужно разобраться что такое «первое слово». Если мы говорим про ребенка в возрасте до 7-8 месяцев, то за первое слово вполне сойдут «агу», «ма-ма-ма». Осознанно произнести слово «мама» или «папа» ребенок может в возрасте после 1 года («»). И это будет не просто лепет слогов, а осознанное обращение к конкретному человеку.

Ниже я приведу таблицу примерных сроков развития речи:

Возраст ребенка Речевые навыки
До 3 месяцев Негромкое гуление, начинают появляться звуки как «ааа», «гуу», «ва»
4 – 5 месяцев Смех, визг
6 месяцев Появляются первые слова «ма», «ба», «па»
7 – 8 месяцев Ребенок понимает значения многих слов и выполняет простые просьбы «принеси мяч», «дай руку». Расширяется запас согласных и гласных звуков. Появляются звуки животных «гав-гав», «мууу», «ко-ко». Малыш узнает предметы по названию и ищет их взглядом.
9 – 11 месяцев Простые слова «мама», «баба», «дядя», «дай» и так далее.
1 – 1,5 года Словарный запас состоит примерно из 20 слов. Ребенок может по просьбе взрослого показать на картинке животных, растения, предметы.
2 – 3 года Ребенок понимает простые вопросы, может самостоятельно произносить слово с вопросительной интонацией. Выполняет более сложные просьбы «возьми мишку и посади его на стул». Знает и называет все свои части тела, окружающие предметы. Словарный запас расширяется до 100 слов. Понимает значения слов «верх», «низ», «большой», «маленький и так далее.
3 – 4 года Простые ответы на вопросы «Кто? Что? Где?». Строит предложения из 4 и более слов. Активно общается с окружающими людьми.

Прежде чем бежать по врачам и паниковать по поводу ребенка-молчуна, необходимо выяснить: ребенок не умеет разговаривать или же просто ленится произносить слова, но все понимает? Если Ваш малыш старается говорить на непонятном языке, из его уст непрекращаемый лепет и звуки, он все понимает и выполняет Ваши просьбы – волноваться нет причин. Ребенок не глуп, развивается, но пока еще его нервная система не созрела для воспроизведения полноценных слов, а тем более предложений.

Если у ребенка явные отклонения в развитии, он постоянно молчит, не понимает, о чем Вы говорите и сильно отличается от ровесников, то это видно. И, скорее всего, такой ребенок стоит на учете у невролога.

Возможные причины нежелания ребенка разговаривать:

  • Плохо развита мелкая моторика. Уже давно доказано, что мелкая моторика влияет на участок мозга, который отвечает за речь ребенка. Поэтому необходимо развивать мелкую моторику пальцев с помощью игр, занятий, которые может организовать любая заботливая мама. Например, лепка пластилином, перекладывание фасоли из одной емкости в другую, крепление прищепок на картонку. Вариантов масса!
  • Члены семьи разговаривают на нескольких языках. В таком коллективе ребенку приходится очень сложно. Он путается в словах и долго не может построить предложения.
  • Гиперопека родителей. Если мама и папа понимают ребенка с полуслова, по одному только взгляду, то зачем напрягаться что-то объяснять и говорить?
  • Недостаток внимания и общения. Как правило, дети до 2 лет не посещают детские сады и постоянно находятся рядом с мамой или няней. Ребенку попросту не с кем разговаривать. А ведь детский коллектив особенно стимулирует потребность общаться, ребенку хочется повторять за окружающими.
  • Стресс. Если в семье конфликты, ссоры, ребенок замыкается в себе, он постоянно находится в стрессовом состоянии.

Как быстро научить ребенка разговаривать?

  • Постоянно разговаривайте. Ребенок должен слышать вокруг себя речь. Пусть это будет Ваш монолог, или общение с супругом, это не столь важно. Если дети растут в тишине, то и говорить они начинают позже.
  • Постоянно заинтересовывайте ребенка. Новые впечатления стимулируют развитие речи. Рассказывайте ребенку обо всем, что Вы видите: про солнце и почему ночью его нет, про дождь, про цветы и насекомых. Заморозьте пакет с водой в морозилке и расскажите почему вода превратилась в лед.
  • Читайте книги. Дети очень любят слушать как мама читает, рассматривают красочные иллюстрации. Старайтесь читать с выражением, с интонацией. Дети любят слушать одни и те же стихи и сказки по несколько раз.
  • Уделяйте время музыке, танцам, пойте песни.
  • Не заставляйте ребенка разговаривать насильно. Тем самым Вы просто-напросто перебьёте весь интерес к речи. Поощряйте любую попытку повторить новое слово.
  • Нельзя разговаривать «малышковым» языком. Если ребенок говорит «ко-ко», то Вы в свою очередь говорите, что это курица. Проговаривайте слова четко и медленно.

ЗРР – задержка речевого развития

К сожалению, сейчас все чаще и чаще ставят детям диагноз «ЗРР». На подобную задержку развития могут указывать следующие факты:

  • Ребенок говорит очень невнятно
  • Гиперактивность, а порой неадекватное поведение
  • Активный отказ от общения (протест)
  • Ребенок не умеет хорошо пережевывать пищу
  • Отсутствует зрительный контакт с окружающими людьми
  • Постоянно открытый рот

Если что-то из перечисленного Вас очень беспокоит, то обратитесь к специалистам и начните заниматься с ребенком. Чем раньше начать занятия, тем быстрее Вы достигнете желаемого результата.

Занятия по развитию речи с ребенком необходимо проводить ежедневно. Чем больше усилий приложить сейчас, тем быстрее Вы получите результат! Когда ребенок начинает разговаривать и его речь становится все краше с каждым днем – это награда родителям!

Всего Вам доброго!

Когда ребенок начинает говорить? Дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть малыши, которые уже в 10–11 месяцев говорят до 15 слов, а бывают случаи, когда и в 2,5 года упорно молчат, несмотря на нормальное психическое развитие.

Уже не раз психологи пытались точно установить, сколько слов должны знать дети определенного возраста. Однако все эти попытки пока ни к чему не привели, потому что малыши в возрасте от года до двух лет слишком отличаются друг от друга. Шарлотта Бюллер, детский психолог, доктор философии, подсчитала минимальный и максимальный словарь для каждого возраста. Оказалось, что между этими величинами существуют огромные различия. По ее подсчетам, в год и три месяца словарный запас ребенка колеблется от 0 до 232 слов.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (ребенок понимает смысл слов, но не может воспроизвести их сам) и активное. Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную.

Приблизительные сроки формирования речи:

1-2 месяца - появляется гуление. Гуление -это протяжные негромкие певучие звуки или слоги: «а-а-а-а», «га-а», «гу-у-у», «а-гу».

Образец гуления

2-3 месяца - продолжается гуление. Ребенок произносит разные слоги: гу, ши, бу, зы и другие.

4 месяца - появляется смех и повизгивание. Звуки похожи на: аль-ле-е-лы-aгы.

5 месяцев - малыш «поет», меняя интонацию голоса.

6 месяцев - как правило, ребенок начинает понимать речь взрослого, реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Появляется лепет. Лепет представляет собой пропевание слогов типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п. С помощью лепета ребёнок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса.

Образец лепета

7–8-м месяцев- малыш понимает многие слова. Он говорит слоги: ба-ба. да-да-да и звуки звуки: п, б, м, г, к, э, а. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый. Ищет предметы глазами.

С 8 месяцев дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с собственными движениями.

Могут произносить слова, состоящие из двух-трех открытых слогов (ля-ля, та-та, ку-ка и др.), подражают звукам (би-би, гав-гав, пи-пи и др.). Знают названия некоторых предметов. Понимают простые инструкции: принеси игрушку, дай ручку. На этом этапе их речь скорее «пассивна».

У некоторых детей период развития пассивной речи очень сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, понимая все, что говорят ему взрослые и даже хорошо выполняя их простые инструкции (дай, сядь, возьми), не произносить ни одного слова - либо вообще молчит, либо объясняется со взрослым с помощью лепетного говорения.

Бывает так, что дети, упорно молчащие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто стал произносить первые слова уже в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребенка - всего два-три слова. Если он понимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно он заговорит.

Первое слово малыша совсем не обязательно должно быть похоже на обычное «взрослое» слово. Достаточно, чтобы это был такой набор звуков, который в речи ребенка обозначает конкретный предмет, человека или явление (например, «мо» вместо «молоко», «да» вместо «дай», «кря» вместо «утка», «ко» вместо «кошка» и т. д.). В логопедии такие полуслова считают полноценными словами.

Наталия Пятибратова, логопед-дефектолог, Монтессори-педагог

Человек – не компьютер. Не существует строгих норм по количеству слов в тот или иной период его развития, как и нельзя с точностью до недели ожидать, когда малыш начнет ходить или собирать пирамидку. В логопедии существует лишь приблизительное количество слов – тот минимум, на который мама может ориентироваться. Так, первые узнаваемые слова могут не появляться до 1 года, а с года до 1 года 4 месяцев достаточно, чтобы малыш использовал в речи 3-4 слова. Многие мамы, услышав про завышенную планку по количеству слов (10-20 в 1 годик), пугаются, не учитывая, что словом является и лепет, относящийся к предмету или явлению. Так или иначе, этот подход довольно узок, поскольку оценивая речь крохи, необходимо обращать внимание и на объем понимания обращенной речи, и на эмоциональность и любознательность малыша, и на речевую активность, которая может проявляться безостановочным лепетом, мычанием, вокализациями.

Жизнь малыша удивительна тем, что все в ней происходит впервые. Шаги, улыбки и, конечно же, слова – именно их с особым нетерпением дожидаются взрослые. Ведь умение говорить облегчит процесс воспитания, сделает желания крохи понятными для окружающих, даст возможность ребенку ощутить радость от вербального общения. Во сколько дети начинают говорить? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ, но можно определить некоторые общие тенденции.

Говоря о развитии речи, стоит упомянуть о возникновении навыков общения. Как правило, новорожденные слабо проявляют реакции на внешние аудиальные раздражители. Многие мамы еще в роддоме пытаются установить контакт с грудничками, обращаются к ним с просьбами (например: «Не плачь!», «Давай ложиться спать!»), рассказывают об окружающей обстановке, поют колыбельные.

Многочисленные исследования утверждают, что даже плод в утробе матери слышит, понимает эмоциональную окраску звуков. На повышенный тон реагирует учащением серцебиения, а от спокойного голоса и мелодичного пения успокаивается и даже засыпает. Так и после рождения малыш отлично слышит звуки окружающего мира, однако получить от него ответную реакцию почти нереально.

Когда ребенок начинает агу говорить – это еще не начало осознанной речи, а всего лишь гуление. Период, когда впервые произносятся такие звуки, для каждого индивидуален. Чаще всего это происходит в 2-3 месяца. Одни дети уже вырабатывают индивидуальные интонации, другие берут их из речи окружающих взрослых. Некоторые звуки младенцы тянут, а другие говорят коротко и отрывисто. И радости многих родителей нет предела, ведь такая череда невнятных гласных уже начинает напоминать монолог.

В 6-10 месяцев приходит пора произнести повторяющиеся слоги ма-ма, га-га, дя-дя четко. Уже совсем близок период, когда детки скажут свои первые слова осознанно, а пока идет процесс повторения и активная тренировка произношения. Однако именно этот период признанный тем заветным временем, когда ребенок начинает говорить мама.

Первые слова – когда их можно услышать?

Возраст Навыки речи и звуковоспроизведения
0-1,5 месяца Крик (иногда с преобладанием звуков “уа” и “ля”).
1,5-5 месяцев Крик, а также гуление и агуканье – произношение негромких, слегка певучих звуков, слогов с разными интонациями. Наиболее часто “гу”, “агу”, “ва”.
5-6 месяцев Детский лепет – добавление к уже освоенным звукам новых интонаций, а также слогов “ма”, “ба”, “па”. Неосознанное соединение слогов в простые слова “мама”, “папа”, “дядя”.
6-10 месяцев Четкое произношение слогов, их повторение по 2-3 раза. Добавление звуков “к”, “и”, “э” и других.
10-12 месяцев Произношение простых слов, таких как “мама”, “папа”, “дай”, “на”.
1-1,5 года Освоение 5 – 10 простых слов, построение простых предложений из существительного с глаголом или прилагательным, использование предлогов.
1,5-3 года Составление предложений, а также способность задавать простые вопросы другим и самостоятельно давать несложные ответы.
3-4 года Развитая, эмоционально насыщенная речь со сложными предложениями.

В каком возрасте ребенок начинает говорить? Ответ на этот вопрос всегда индивидуальный. По информации Большой Медицинской Энциклопедии, центральным звеном всего речевого аппарата есть кора головного мозга, в первую очередь его левого полушария.

То есть каждый человек сознательно скажет первые слова только тогда, когда его головной мозг достигнет достаточного уровня развития. Как утверждают медики, это произойдет не раньше 10-12 месяцев. Первые слова уже будут иметь смысл, но они пока окажутся односложными (дай, на) или будут состоять из повторяющихся звуков (мама, папа, ляля). После годика малютка начинает понимать простые просьбы и указания старших (возьми, сядь, встань), однако ему еще приходится объяснять каждое новое слово или явление.

До двух лет у детей уже накапливается небольшой словарный запас. Фразы и словосочетания становится все легче понять, обрывки словарных конструкций превращаются в осмысленные фразы. Кстати, некоторые дошкольники очень сердятся, если взрослые не понимают их монологи, и из-за это могут намеренно молчать. Но когда мама или папа наконец-то поймет их просьбу или рассказ радости нет предела.

Как правило, к четырем годам речь малышей становится разнообразной, эмоционально насыщенной и богатой сложными предложениями. У них хорошо получается звук р, нет проблем с шипящими, все произносимые словосочетания легко даются самому говорящему и понятны слушающему.

Ребенок до сих пор не говорит – почему так бывает и что делать

Есть множество причин, почему дети начинают разговаривать поздно. Например, в 4 года лексикон мальчика или девочки может быть очень скудным, а в 3 и вовсе ограничиваться несколькими понятными фразами. Унывать из-за этого не стоит – все люди имеют индивидуальные темпы развития, однако в такой ситуации стоит показать ребенка врачу.

Причиной такой молчанки могут быть разные заболевания – например, аутизм или дислалия (дефекты произношения некоторых звуков, из-за которых ребенок может стесняться говорить вообще). Но чаще всего причина кроется в особенностях физиологии, воспитания и личных качествах.

  • Если научить говорить крошку очень трудно – может быть, причина в том, что окружающие люди не разговаривают или попросту много молчат. Конечно же, откуда взяться речевым навыкам, если младшему члену семьи не от кого им научиться?
  • Решение очень простое – больше времени проводите в активном общении с маленьким, чаще обращайтесь к нему с просьбами и предложениями: «Понюхай цветочек», «Давай поиграем», «Идем кушать». Помогите ему запомнить больше слов, просматривая вместе с ним развивающие мультфильмы, читая вслух книги, играя в игры, в которых нужно произносить и повторять названия предметов, действий, описывать картинки.
  • По сути, если ребенок долго не пытается говорить предложениями – часто в этом виноваты сами родители или другие люди, которые занимаются воспитанием чада. Кстати, доктор Комаровский рекомендует начинать активные беседы с трех месяцев беременности!
  • Причины, почему ребенок запаздывает в речевых навыках, могут быть физиологические и наследственные. В таком случае, кроме выше перечисленных советов, очень помогают карточки Домана. Этот метод позволяет натренировать память, развить образное мышление, превратить обучение в интересную и увлекательную игру.
  • Благодаря методике американского врача-физиотерапевта Глена Домана пора, когда ребенок должен начать говорить, наступит гораздо раньше.
  • Как научить ребенка говорить в 2 года, если он просто молчун? Такое бывает очень часто, ведь даже многие взрослые люди больше склонны копить в себе информацию, не любят делится мыслями и впечатлениями. Как помочь ребенку с таким характером, не повредив его формирующейся личности?
  • Прежде всего, насколько это возможно, нужно обеспечить ему максимум общения. Это могут быть не только взрослые, но и сверстники. Очень полезны прогулки во дворе, на детской площадке, развивающие и обучающие массовые мероприятия. Многое зависит от окружения и атмосферы – не давайте маленькому человеку замыкаться в себе, но и не пытайтесь насильно приучить его к слишком шумным компаниям, давайте возможность взять паузу и сделать передышку.
  • Еще одна причина, почему здоровый и активный малыш не начинает говорить – это комплексы, неврозы, разные психологические сложности. Когда ваш отпрыск становится старше – ему очень важна поддержка и одобрение.


Если же начинать ругать малыша, критиковать, обвинять, что произнесенная фраза вышла очень плохо – скорее всего, говорить впервые внятно и без боязни он начнет очень поздно. Страх порождает тихое произношение, череду коротких обрывистых предложений. В таком случае будущий школьник или студент через лет десять будет мучиться с другим вопросом – как научиться громко говорить?

Чтобы этого не произошло, старшие должны запомнить для себя правила :

  1. Разговариваем в семье спокойно, не критикуем, не обвиняем.
  2. Учим и воспитываем ребенка терпеливо, с любовью, с уважением к маленькой личности.

Чтобы дети научились говорить вовремя и стали полноценными личностями, очень важно уделять им достаточно внимания, играть и читать вместе, больше времени проводи в семейном кругу, в доброжелательной атмосфере. И все же, во сколько лет дети начинают активно практиковать вербальное общение? Однозначного правила не существует. Но, приложив усилия, можно достигнуть успехов гораздо раньше.