Спрашивает Антон
Отвечает Инна Белоножко, 08.05.2012


Антон спрашивает: "Здравствуйте! Скажите пожалуйста, убийство животных - это грех? Я имею ввиду не для употребления в пищу или для принесения в жертву, а просто убийство для развлечения, например, охота."

Мир Вам, Антон!

Остановимся на конкретном вопросе об убийстве для развлечения. Вспоминаются слова Льва Толстого: "Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым человеком тот, кто жесток с животными" .

Убивать животных ради забавы есть грехом. Охотничье сафари, трофейная охота, за которые любители острых ощущений выкладывают тысячи долларов, чтобы поехать в места дикой природы, выследить и убить животное, а потом фотографироваться рядом или стянуть шкуру для украшения дома, как напоминание о "ловкости", "смелости", "везении"...

Какое же нужно иметь сердце, чтобы убивать животных ради развлечения! Мне приходилось видеть фотографии, на которых охотники сидят верхом на своих трофеях (львах, слонах, антилопах, буйволах и т.д.) или шутливо держат их головы, сами при этом горедливо выпячивают грудь и демонстрируют безумно счастливый оскал - по другому не скажешь.

Издевательство над животными недопустимо. Ради удовлетворения своих низменных желаний, славы, хвастовства, тщеславия, удовольствия. Если человек любит Бога, его любовь проявится и в обращении с животными. «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (). Помните, как Иисус сказал о Себе: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (). Жестокость к животным, убийство ради азарта - несовместимы с духом христианского милосердия, ибо грех против творения есть грех против Творца. «Мои все звери в лесу» (), – говорит Господь, и ничего в полном смысле «своего» у нас нет, все дано Богом.

Насыщать свои кровожадные инстинкты, наслаждаться страданием невинных животных - в этом ли добро? Это страшно, когда кровь и страдания вызывают восторг и неописуемую радость у охотника. Вся «прелесть» ведь состоит в том, чтобы беззащитное животное «взять в кольцо», втянуть в засаду, замучить смертельным страхом, и затем убить.

Пусть сердце наше будет наполнятся добротой и милосердием к людям и всему живому на земле! Чтобы мы научились любить, как Христос!

Благословений и радости!

С уважением,

Читайте еще по теме "Закон, грех":

01 ноя
Ветхозаветная пасха описана здесь:

И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его. Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля. И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам. Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное. С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества Израилевых - пришлец ли то, или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб. И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения. Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки. (Исх.12:1-24)

Нажмите, чтобы раскрыть...

Мальчики евреи начинали исполнять закон о пасхе с 12-ти лет. В Лк. гл 2 есть указание на это (Господь ходил в Иерусалим праздновать пасху). Я автоматически вычел: 33 - 12 = 11 лет. 11 пасх. О других случаях вкушения мяса Христом мне ничего не известно.

добавлено: 25 апр 2015
Я не знаю, зачем искать оправдание в том, что Христос делал, апостолы делали, ветхозаветные праведники делали.
Христианство превозносит пост. Монахи не едят мясо.
Но всякого, кто считает мясо скверной, отлучают от Церкви.

Например,

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от церкви. Такожде и мирянин. 51 правило Апостолов.

Аналогичные правила:
Апостолов №53
Гангрского №2
Анкирского №14
и др

Всем привет!
Все плохо...Наверно я никогда себе это не прощу. Вчера я убил кота. Своего. Из - за гнева - он давно боялся меня, за то, что я его наказываю, и иногда мочился от страха. Вчера меня это особенно взбесило, я и не рассчитал силу удара. Через несколько минут он умер у меня на глазах...Господи! Теперь я даже не могу заснуть, я не могу сказать это кому - то, потому что мне стыдно, ужасно больно и я себя презираю. Какая я сволочь!А ведь ему было всего пол года...
У меня теперь перед глазами его предсмертное лицо и взгляд...Помогите, кто ни - будь! В церковь ходил, молился, раскаялся - не отпускает... Как мне теперь быть? Что делать? Помогите...
Поддержите сайт:

Владимир, возраст: 20 / 12.11.2012

Отклики:

Обидеть животное - проще простого. Легко - кот же не даст тебе сдачи? Верно? А убить, не рассчитать силу удара... мне мерзко за твой поступок, не меньше чем тебе, честно. Читаю, и коробит от осознания того, что это - правда. Легче было бы, если бы ты написал, что наврал, насочинял...

Наверняка, если бы на тебя наезжали парни посильнее и постарше - ты бы на этот сайт написал "помогите, меня травят в школе/в колледже". Сразу скажу, что я не на твоей стороне. Убить целенаправлено животное - это низшее, что может сделать человек.

Что тебе сказать? Чем помочь? Да, ничем... терпи и мучайся - так тебе и надо, в следующий раз, прежде чем завести животное, задумаешься, с какой целью оно тебе - самоутвердиться или любить.

Я хоть и не девушка, хоть и не малолетка, но меня твой поступок убил. Как ты невинное животное.

Д.Ю. , возраст: 31 / 12.11.2012

Нда... надюсь, ты раскаиваешься искренне. Это твой единственный плюс.

Анна, возраст: 18 / 12.11.2012

О, да... у вас как язык-то поворачивается писать "не рассчитал силу удара"????? Какого УДАРА??? Как??? Объясните???
Макисмум, что заслуживает домашняя животинка - газеткой по попке. А вы БИЛИ кота, самоутверждаясь, за счет него. У меня тоже кошка и она иногда шкодит, бывает ругаем, но чтобы БИТЬ... у меня муж 130 кг веса и 190 см роста обожает её и максимум, что позволяет - прикрикнуть и ВСЕ.

Вас в школе гнобили? Били? Откуда столько агрессии и жесткости? Даже сейчас? Придите в себя!

Знаете, искренне желаю, чтобы умерший от ваших рук кот - снился вам долго. В назедание - нельзя обижать тех, кто заведомо слабее вас.

Ольга, возраст: 26 / 12.11.2012

Презирать себя бессмысленно! Просто это должно стать уроком. Но такие приступы бешенства и жестокости - это как-то совершенно уже ненормально, честно говоря... Что-то тут не так. Если вам правда двадцать уже и вы все понимаете. Ради всего святого, не заводите больше домашних животных. Я бы даже очень рекомендовал пройти какое-то серьезное психологическое обследование, получить какие-то рекомендации от специалистов, ведь Вы довольно опасны для других и себя (признайте это), или, хотя бы, сходите к невропатологу, или психотерапевту, если есть возможность.

Алексей, возраст: 26 / 12.11.2012

Хорошо,что не человека убили.А представьте на
месте кота оказался бы человек.Что бы было тогда с
Вами?Конечно не самый удачный пример.Но жизнь и не
такие порой уроки преподносит.Главное правильные
выводы сделать.Попробуйте завести другого котенка
и любить.

Сергей, возраст: 40 / 12.11.2012

Владимир, ходите в храм еще и еще, меняйте себя, кайтесь дальше.
Беда-то не в смерти кота, а в уровне гнева, который "накрывает" и в
сильном раздражении, когда нужно сделать простую работу:
подтереть лужу... Боритесь с гневом и раздражением, ведь
наверняка они сопровождают Вас в повседневной жизни. Просто так
мы устроены, что с сильными мы еще держим себя как-то, а
срываемся на слабых... Боритесь, кайтесь, меняйте себя, ведь у Вас
наверняка будет (или уже есть) девушка, когда-нибудь будут дети...
А дети писаются чаще и дольше кота, да еще и плачут по ночам.
Некоторые родители срываются на детей, орут, бьют, ломают
психику... Пожилые родители тоже требуют заботы,терпения,
участия. Чтобы быть счастливым, необходимо быть добрым и
терпеливым. Преуспеть в этом можно. С Божьей помощью у меня
получилось избавиться от вспышек бешенства. Надо сильно
захотеть, и Господь поможет Вам, Владимир.
Не занимайтесь самоедством. Направьте энергию не против себя, а
против своего недостатка. Пусть глаза кота вспоминаются, когда
кто-то или что-то Вас начинает жутко бесить...

ЕленаОбыкновенная, возраст: 35 / 12.11.2012

Владимир, постарайтесь успокоиться. Все мы впадаем в гнев, и иногда не можем остановиться. Иногда Господь нам попускает увидеть нашу одержимость страстями, но из этого тоже можно извлечь пользу. Вы увидели, какой хрупкой может быть жизнь живого существа, и теперь память об этом будет останавливать вас от вспышек гнева. Бывает так, что из зла получается добро.
Попробуйте бороться с гневом, работать над собой. Все мы одержимы грехом в той или иной степени, только иногда этого не видим, и мечтаем о себе что-то. А такие случаи помогают нам более реально взглянуть на себя и оценить состояние собственного сердца.
Желаю вам помощи Божией во всех ваших делах,терпения, не унывайте!

Оля, возраст: 40 / 12.11.2012

Прежде всего попытайся успокоиться, вдохни медленно и так спокойно выдохни посмотри приятный фильм,послушай песню, если живешь один конечно тяжелее справиться, ну смею тебя успокоить ты не один поступил так, года два я тоже убил но щенка, а ведь я их безумно люблю как собак так и кошек просто иногда родители настолько раздражают ну или кто-то еще что не куда выпустить свой гнев, не выпустишь же его на близких, к тому же меня много раз упрекали в том что я сильно няньчусь с собаками и щенками вот и затравили со своей теорией "добра нет" , а он как раз был лишним, тоесть в тот год мои девочки наплодили многовато щенков и мы не смогли бы их всех прокармливать, вот одному я и отрезал голову лопатой было очень тяжело я это делал в состоянии аффекта, вот у меня и депрессия ну конечно не только из-за этого, но этот момент моей жизни сильно по мне ударил, хотя когда смотришь как многие ежедневно убивают животных и им все равно, не говоря уже о тех кто убивает людей, становиться довольно страшно. Но жить надо. Мы не в силах что- либо вернуть. Хотя есть способ возьми с улицы котенка и пригрей, корми его, заботься о нем, но помни что ты делаешь это в память о своем друге. и старайся вымещать свой гнев на не воодушевленных предметах.

Дима, возраст: 20 / 12.11.2012

У меня подобный грех давнишний.Ой как грызет.
Очень тяжело.Одно скажу за церковь. Осторожно с
этим.Меня дьявол чего то дернул в будийский
храм зайти у ЦКПиО(СПб).
Я там с чего то так рыдать стал.Просто
истерика. Вскоре моего сынулю котика черного во
дворе придавили бродячие псы.Вот тебе и храм
.вот тебе и "помощь" Я считаю что до сих пор не
оправился от этого горя.
у нас дикое общество.К людям как к зверям диким
отношение не то что к животным. а ведь это
очень и очень деликатное дело.Животину опасно
обижать.
Ты точно будешь платить за жестокость и
убийство.
Однако мысленно проси прощения у своего кота.
Прямо долго все обЪясняй и рассказывай
ему.Говори о своей боли о сожалении.Моли и
проси Высшие силы чтобы во сне он к тебе пришел
и поговори с ним.Молись о его душе.Моли об том
чтобы после наказаний к тебе пришло утешение
когда-нибудь.

Сергей, возраст: 39 / 12.11.2012

Я не буду вас утешать, что вы совершили ошибку, и прочее. Вы убили живое существо, беззащитное, которое вам физически не может дать отпор. Знаете, чем мы отличаемся от животных? Тем, что мы можем контролировать себя. А вы не сумели, вы животное, зачем заводили, чтобы издеваться над ним, бить, и чтобы кот от страха писался, видя вас? Вам НИКОГДА, запомните, НИКОГДА нельзя брать животных в дом. И не надо заводить кого-то ещё, чтобы искупить свой грех, нет, достаточно издевательств над животными.
Идите в церковь, совет банальный. Поговорите со священником, расскажите, что сделали. А потом обратитесь к специалисту, чтобы лечить вас от немотивированной агрессии. Вы опасны для окружающих, уж простите.

Таманна, возраст: 34 / 13.11.2012

Ты сам понимаешь, что сотворил ужасную вещь.
Судить тебя не могу, но на полном серьезе - лечи
нервы, если будешь по любому поводу так
"беситься", к чему это может еще привести?

О, боже мой... прочитала вашу историю, почитала все 10 комментариев. Ох, не зря вас здесь пропесочили. Присоединюсь.

Здесь многие советуют идти в храм, молиться... А я бы посоветовала - в больницу лечиться. Но! Ваша болезнь не оправдывает то, что вы делали. Помните это.

Вы гляньте на себя со стороны: заводите животное, БЬЁТЕ его до тех пор, пока оно писиться от страха начинает, а потом убиваете его. Вы - монстр, зверь просто. Это не оскорбление - это констатация факта, хоть и грубая. Мне даже вас не жалко, ей-богу. А то, что вы сейчас мучаетесь - это ХОРОШО, это просто ОТЛИЧНО! Значит, не все потеряно, не до конца. Хоть бы ваше мучение подольше продлилось, столько же, сколько у вашего кота было. Хотя ему сложнее - в храме помощи не попросишь, на сайт не напишешь...

Думаю, эта трагедия, это убийство затронет что-то в вашей душе или просто хотя бы покажет вам, что душа у вас есть, хоть она и прячется за кучей комплексов глупого подростка.

Подумайте сейчас о другом. Вам сейчас 20 лет. Вы наверняка недавно отучились или даже еще учитесь. Что из вас вырастет? Кем вы станете? Уголовником? Будете у детей телефоны отбирать? А если у вас ребенок родится... вы его тоже будете лупить, пока не убьете, а потом - в тюрьму отправитесь. Кстати, дети тоже шкодят и писиют. Даже чаще, чем коты.

Бедное ваше животное, я даже не представляю, что котейка пережил. А главное - за что? нельзя так говорить, но, думаю, хорошо, что его больше нет - жить с таким монстром, как вы, дорогой, лучше вообще не жить, в принципе.

Оля, возраст: 25 / 13.11.2012

Владимир,вам уже тут много написали...В большинстве своем правильные вещи,что нельзя обижать тех,кто слабее,ведь животное не может дать отпор...К животным надо относиться как к детям,ведь не будете же вы пороть маленького ребенка за то что он написал?Хорошо,что вас мучает совесть,значит не все потеряно,значит есть сердце и совесть...Совет-идите волонтером в приюты для беспризорных животных,там лишние руки всегда нужны.Этим вы искупите отчасти свой дурной поступок,может и сердце там оттает при виде этих несчастных существ.

Королек, возраст: 27 / 13.11.2012

Повторюсь за вышесказанным- вам нужно обратится к психиатру по поводу немотивированной агрессии. Кот это только начало- потом вы будете издеваться над своей семьей, детьми, которые от страха будут не только писяться но и какаться. И можете "не расчитать силу удара" и перемочить в момент всех. А потом причитать- ой, что же я наделал? Не тяните с этим, пока от вашей агрессии не пострадали люди. И пожалуйста, не заводите больше животных!

Соня, возраст: 28 / 13.11.2012

Как теперь тебе быть? Жить с этим. Помнить о
том, что сделал - и как себя чувствовал после
этого. Сила эмоций со временем ослабнет -
останется только их общий контур. Искреннее
раскаяние приведёт к изменению твоей позиции по
этому вопросу - поэтому когда ты снова
окажешься в ситуации недовольства поведением
слабейшего тебя - если тебе удастся, причём
многократно, обуздать свой гнев, опираясь на
память о совершённом прежде и почувствованном
после этого, - значит, даже из такого ужасного
своего поступка ты для себя - да и для других -
вынес пользу. А это, по большому счёту, и есть
единственный смысл нашей жизни.

Желаю тебе, чтобы ничего ужаснее этого ты в
своей жизни не совершал.

Мария, возраст: 21 / 13.11.2012

Володя, презирать себя не надо. а подумать, конечно, есть над чем...совет - заведите себе духовника. и начнете с ним вместе подрастать. вы должны понять - почему это происходит с вами. к сожалению, время стирает все наши острые переживания - забудется и это. а жаль... потому как в следующий раз может попасться под руку что-нибудь более разумное. жизнь-то Ваша вся впереди. здесь очень важно Ваще желание измениться. БОЖЬЕЙ ПОМОЩИ Вам.

лариса, возраст: 48 / 13.11.2012

Блажен, иже и скоты милует.
Владимир, на исповедь ходили? если нет то
обязательно СХОДИТЕ НА ИСПОВЕДЬ. Поступок
гнуснейший... как так... бедный котик.
В гневе человек теряет разум. Гнев должен быть
направлен против своего греха, прежде всего мы
должны ненавидеть свои грехи.
Когда мы хотим совершить какое-то действие или
сказать какое-то жесткое слово, то не делать
этого по первому импульсу. Надо постараться его
сдержать, хотя бы на короткое время. Куда-то
отойти помолиться, рассудить, а потом, уже
успокоив бурление страсти, решить, стоит его
произносить или не стоит. Сделайте выводы из
содеянного.
Начните корпите бездомных животных и птиц в
память о невинно убиенном животном. Делайте
добрые дела ближним. Укрепи вас Господь

Улитка, возраст: 29 / 13.11.2012

Владимир, с этим придётся жить: не спать, каяться, плакать, вспоминать снова и снова... Только время когда-нибудь поможет тебе.
У меня так вышло- котёнка с улицы взяла,(хотя всё было против этого: и люди, и обстоятельства), а через несколько дней он из-за моей халатности упал с балкона и разбился. Прошло пять лет, уже не так больно, но простить себя не могу. Никто не считал, что я виновата, наверное уже и Бог простил меня, но только не я сама. Так что может и ты никогда не простишь себя. Главный твой враг- гнев, это его надо убивать, а не кота, пусть боль поможет тебе каждый день справляться с гневом. Пусть будет стыдно, плохо, с этим надо жить, чтоб не случилось худшего. А тем, кто слишком резко осуждает: кто из вас без греха?

Маргарита, возраст: 43 / 14.11.2012

Ох, Владимир... Люди друг друга убивают, детей своих нерожденных убивают... И живут с этим, терзаясь совестью. Раз совесть терзает, значит, Бог с нами всеми, потому что совесть - это СО ВЕСТЬ, то есть голос Божий в нас. Пока у нас есть совесть, с нами Бог. Вот на Него и будем надеяться. Хорошо?

Были на исповеди? У священника спросили совета, что делать? Спросите, батюшка епитимию даст - указание, как лечить душу. Вы не столько котику навредили, сколько своей душе. Мне вас очень жалко, потому что вам очень больно. Но ведь душу можно вылечить! Уже поэтому стоит жить! Убили кота, так хоть человеку жить дайте! Себе и своей маме!

Помощи Божией, друг!

Елена, возраст: 55 / 15.11.2012

Поищите видено о том, как убивают животных на еду. Как долго цедят кровь из агонизирующей коровы. Мы все по уши в крови, а кошек и собачек жалеем напоказ. Чтобы питались свининой добропорядочные семьи, льются реки крови. Чтобы отведать индюшатины, соти инюшек дохнут от того, что их бьют палкой по бошке.

А вам своет на будущее. Не заводите детей и животных. Вы не можете контролировать свой гнев, поэтому просто избегайте тех, кто слабее и беззащинее вас. Кота-то вы и раньше наказывали. А он несмышленное существо. Отмучился. Ну так что же.

Всё будет хорошо, только вот не заводите других животных, а лучше, дабы искупить вину, помогайте на расстоянии. Например, можно перечислить фонду защиты животных денежку. Любую -- она пойдет на дело. Покормить дворнягу, например. А себе не заводите, чтоб не обидеть в приступе ярости. Посмотрите кино о дикой природе - там все тоже жестоко, так что не мучайтесь совестью, просто не заводите другой живности, а помогайте животным на расстоянии. Как - см выше.

Саша, возраст: 28 / 26.11.2012


Предыдущая просьба Следующая просьба

Человек – хозяин природы, но ведь есть же граница его власти над живыми существами? То, что иногда творит человек, ослепленный чувством вседозволенности, переходит всякие пределы. Но в том, что жестокое обращение с животными – грех, наверное, никто не сомневается. Вот только где грань между жестокостью и необходимостью? Однажды на одном крупном православном форуме даже разгорелся спор: как поступить, если смертельно больной питомец сильно страдает перед смертью? Усыплять или не усыплять? Причем рассматривался вопрос с позиций именно верующего православного человека, но к единому мнению так и не пришли.

И все же многие священники высказывают схожую точку зрения по этому вопросу.

Здравствуйте. У меня собаке 9 лет, она стареет и проявляет агрессию. Но все говорят, что нельзя усыплять заранее. И здорова еще. И говорят, что виноваты сами, что воспитывать надо было. Но у меня трудная ситуация в семье, живет 4 человека: я, бабушка-инвалид, шестой год лежит, мама и папа, все в трудных отношениях друг с другом. Поэтому воспитать не получится уже. Я не знаю, как понять и принять верное решение? Отдать кому-то нельзя, ибо это предательство, да и плохо псу там будет. Но как я могу отнять жизнь и дальше жить с этим? Но ведь рано или поздно, скорее всего, придется принять такое решение… Спасибо за ответ. Илья.

Илья, животные, как домашние, так и дикие, а также вся флора даны человеку для разумного и хозяйского употребления. Человек вправе сам решать, как распорядиться тем или иным существом или растением. Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу нет никакого греха усыпить собаку во избежание больших проблем. Кстати, люди деревенские, которым приходится выращивать и забивать скот для пропитания, вполне здраво относятся к таким вопросам, а вот у городских людей акценты частенько сбиты. Давайте во всем поступать разумно, как и подобает человеку – венцу творения и хозяину природы. Игумен Никон (Головко).

Усыпить животное, чтобы избавить его от страданий, – грех это или нет? Можно ли это сравнивать с эвтаназией?

Бог нам дал власть над животными, поэтому мы можем употреблять ее в разумных пределах. Усыпить смертельно больное животное – не грех, а сострадание, а вот эвтаназия – совершенно иное дело: право на жизнь человека в руках Божьих, а не в его собственных, равно как и не в руках его родных или врачей.

Когда вообще животных убивать – не грех? Можно ли убивать животных на охоте? Как поступить с бродячей собакой, если она представляет опасность для окружающих?

Животных убивать не грех, когда в этом есть необходимость. Если на охоте животное убивают ради пропитания, ради шкуры, как было в старину, то это не грех, а если охота – это вид развлечения скучающего бездельника с ружьем, не страдающего от голода, а порой просто бросающего труп убитого им льва или бизона на том же месте, – то это серьезный грех. То есть вся проблема сводится к побуждениям человеческого сердца: для чего он это делает.

Бродячую бешеную собаку убить необходимо ради безопасности людей. А вот просто убивать, потому что она бродячая – плохо, лучше искать иные пути решения проблемы: стерилизация, приюты…

Как верующий человек должен относиться к тому, что над животными проводят опыты в научных лабораториях, что юные медики оттачивают на животных свои новоприобретенные знания? Тут ведь мы снова возвращаемся к вопросу – где границы той власти, что Господь дал своему любимому творению – человеку – над животным миром?

Относиться как к вынужденной необходимости, если цель этих опытов – добрая польза для людей, а не бессмысленное издевательство. Мы часто забываем, что колбаса, которую мы едим, тоже когда-то ведь мычала или хрюкала. Граница – в целесообразности и доброй разумности.

А как верующему человеку относиться к циркам и зоопаркам? Мы всегда рассматривали эти явления как благо – ведь у многих детей (да и взрослых тоже) нет другой возможности приобщиться к природе, расширить кругозор, своими глазами взглянув на разнообразных экзотических животных. В цирке звери послушны дрессировщикам, выполняют различные забавные трюки. Но не является ли это завуалированным – а иногда и открытым, как в некоторых зоопарках, – издевательством над животными?

Вопрос опять сводится к любви: где издеваются – там зло совершается, а где животных любят, как родных, когда выступление на арене дарит радость, то это допустимо. Джеральд Даррелл, например, писал в своих книгах о такой проблеме: он начал собирать животных со всего мира в свой зоопарк для того, чтобы… не дать им погибнуть, ибо в «свободном» диком мире этих животных истребляют браконьеры, поэтому зоопарк является спасением для будущего многих и многих видов зверей, птиц, которые рано или поздно навсегда исчезнут…

Нередко животных стерилизуют – и многие верующие считают это насилием над богоданной природой животного.

Если рассуждать про «богоданную природу животного», которой нельзя касаться, то следует вообще стать индуистами, считать всех животных священными и питаться лишь морковкой, разметая веничком у ног своих, чтобы не наступить на чью-нибудь природу… Но мне кажется, что лучше не впадать в крайности, а поступать по уму: раз требуется стерилизация, то вполне можно ее сделать, не впадая в доморощенные богословские изыски.

Ну и в заключение хотелось бы узнать лично ваше, отец Алексий, отношение к животным. Какие звери и птицы вам наиболее симпатичны, живет ли у вас дома какая-нибудь животинка? Если бы условия позволили завести нескольких животных (птиц, рыб), вы воспользовались бы этой возможностью? Кто бы в таком случае из наших братьев меньших стал бы вашим другом?

Лично я с детских лет очень-очень люблю кошек. Кошки и коты всегда жили в родительском доме (недавно умер кот Бася, проживший с нами более 16 лет). Но сейчас, как я уже упомянул, у меня сильная аллергия, в том числе на кошек, поэтому дома не могу держать кота, но зато при нашем приходе постоянно живут несколько кошек, приходят кормиться, подремать в уголке храма, порадовать меня и наших детей.

К собакам я более прохладно отношусь, то есть спокойно, но если бы жил в собственном доме, мог бы завести собаку, сенбернара, например. А вот дома у нас живет кролик, попавший к нам случайно: хозяева попросили подержать три дня его у нас, да так и бросили, не захотели забирать. Вот теперь это милое белое чудо со шмыгающим носиком живет у нас уже почти четыре года, чему мы рады, особенно дочка. Очень уютное существо, тихое, только порой топает задними лапами ночью. Приятно кормить его с руки, помогает расслабиться. Вот птиц и рыб я вряд ли бы стал заводить. А в глубине души (казачьих корней) живет неизбывная мечта о коне, верном скакуне, гнедом или вороном… (на вопросы отвечал священник Алексий Плужников).

В продолжение темы обратимся к блогу диакона Максима . Отец Максим рассказывает:

– В блоге мне задали вопрос: «Как в Церкви относятся к стерилизации животных?» И, наверное, логичным продолжением этого будет вопрос по поводу усыпления и убийства животных.

Сразу хочу попросить прощения, но за всю Церковь я отвечать не имею права. Как говорят в армии – вопрос не по окладу. То есть ответ мой содержит чисто мое личное субъективное рассуждение. Сами понимаете, что вопрос кроме своего интереса еще и очень щепетилен. Благодаря нашим гуманным средствам массовой дезинформации сформировано «нужное» общественное мнение по этому вопросу а точнее, проблеме. Не ошибусь, если скажу, что это проблема государственного масштаба.

Думаю, что вопрос можно несколько перефразировать. А именно: «Является ли грехом стерилизация животных?» и, соответственно: «Убийство животных – это грех?».

Давайте разберемся в терминах. Что такое грех?

Грех – это извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога , впадение человека в противоестественное (нижеестественное) состояние, беззаконие как нарушение нормы (закона, порядка) человеческого бытия, определенного Богом. «Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)» (святой Иоанн Дамаскин). «Грех есть уклонение от цели, назначенной человеку по природе» (блаженный Феофилакт Болгарский).

Слово грех – перевод греческого слова ацартих, которое буквально означает промах или непопадание в цель. Грех и есть несоответствие человека цели своего существования, неправильное осуществление человеческой природы или противоестественная (противоприродная) деятельность.

Теперь, что касается стерилизации. На одном из сайтов священник дает ответ на вопрос: «Скажите, пожалуйста, будет ли считаться грехом, если я отдам свою домашнюю (никогда не гулявшую на улице) кошку на стерилизацию? Дело в том, что во время течки она мучается, постоянно воет сутки напролет, жалко на нее смотреть в этот период, это длится около недели, затем перерыв недели на 2–3… и все заново. Гормональные таблетки и инъекции крайне вредны. Может быть, мы совершаем больший грех, зная, что можем, прооперировав животное, избавить от мучений, но не делаем этого?»

Ответ священника: «Стерилизация является грехом, лучше применить лекарственные средства».

Есть такое выражение преподобного Антония Великого: «Без рассуждения нет добродетели» . Давайте вместе с вами рассудим.

Зачем мы стерилизуем животных:

1. Мы не хотим от животного потомства, чтобы потом или детенышей не пришлось убивать, или попросту не выбрасывать их на улицу и тем самым не размножать бродячих животных.

2. Естественным образом пытаемся уменьшить популяцию бродячих животных. А точнее, вообще избавиться от них.

Предположим, что стерилизация – это грех. Тогда в чем конкретно? Что противоестественного? Природно, что в животных заложен инстинкт размножения. Но размножение в соответствующих условиях. Мы, полагая себя цивилизованными людьми, не считаем, что городская квартира подходит под те соответствующие условия. Значит, напрашивается вывод о расширении квартиры (и сюда же повышение расходов на содержание питомника) или… Конечно же, убить животное или выбросить его на улицу будет намного хуже.

Ведь, выбрасывая животное на улицу, мы тем самым повышаем степень опасности для людей, которые по этим улицам ходят (укусы и в частности с летальным для человека исходом). Кроме того, беспризорные животные зачастую являются разносчиками всякого рода инфекций (например бешенства).

Второй вопрос касается убийства животных. Опять-таки, разберем, в каких случаях человек убивает животное:

1. Для обеспечения себя пропитанием (одеждой, лекарственными препаратами и т. п.).

2. Для жертвоприношения.

3. В целях обеспечения собственной безопасности (самообороны).

4. Для банального удовольствия.

Попробуем разобрать по пунктам.

1. Для обеспечения себя пропитанием.

В Библии есть прямое указание израильскому народу, каких животных им можно употреблять в пищу, а каких нет (Лев. 11:2–26).

Соответственно убивать животных ради пропитания и, соответственно, само употребление в пищу животных грехом не является.

2. Для жертвоприношения. В Ветхом Завете очень много мест, указывающих на жертвоприношения Господу животных (Быт. 4:3–5, Лев. 8:21–36). Однако апостол Павел однозначно указывает, что Христос, «принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:12–14). Это значит, что всякая необходимость в жертвоприношении животных отпадает. А кто приносит такую жертву – творит грех.

3. В целях обеспечения собственной безопасности (самообороны). В Книге Судей описывается случай с Самсоном: «…И пошел Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу, и когда подходили к виноградникам Фимнафским, вот, молодой лев рыкая [идет] навстречу ему. И сошел на него Дух Господень, и он растерзал [льва] как козленка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал…» (Суд. 14:5, 6).

В Книге Царств царь и пророк Давид рассказывает, как в целях охранения стада, которое он пас, и в целях самообороны он, Давид, убивал и льва, и медведя. «…И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы, и поражал его, и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго…» (1 Цар. 17:34–36).

В 90-м Псалме сказано, что уповающий на Бога сможет на аспида и василиска наступать и попирать льва и дракона (Пс. 90:13).

Апостол Павел в 1-м Послании к Коринфянам пишет, что он по [рассуждению] человеческому боролся со зверями в Ефесе (1 Кор. 15:32). Опять-таки в целях самообороны.

Кроме того, можно вспомнить множество житий и чудес святых (прекрасным примером может стать великомученик Георгий Победоносец), где они убивали животных, угрожавших людям (Святой Георгий сразил дракона).

Значит, убийство животных для обеспечения собственной безопасности грехом не является.

Скептики, желающие с этим поспорить, пусть обратятся к статистике нападения бродячих животных на людей. Пусть посмотрят в лицо матери, чей ребенок покалечен или умер из-за нападения животных. А сколько всякого рода болезней этими животными переносятся?

У нормального (среднестатистического) человека не встает вопрос по поводу того, правильно или нет проводить дератизацию и дезинсекцию (нормальными словами – убивать домашних грызунов и насекомых). А простите, в чем принципиальное отличие как переносчика инфекции и потенциальной угрозы между крысой, тараканом и бродячей собакой (кошкой)?

И в этом случае физическое уничтожение бродячих животных является одним из способов решения сложившейся проблемы. Конечно, я не призываю к уничтожению гражданским населением страны бродячих животных. Этим должны заниматься соответствующие властные учреждения. Но проблема должна решаться. Вдумайтесь в следующие слова: «…И пошлю на них четыре рода [казней], говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять; и отдам их на озлобление всем царствам земли за Манассию, сына Езекии, царя Иудейского, за то, что он сделал в Иерусалиме…» (Иер. 15:3). Как эти слова подходят к обстановке, сложившейся в нашей стране. За наши беззакония Господь навел на нас эти казни. Значит, от нас (лично от каждого) требуется покаяние в наших личных грехах! Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов (Ам. 5:15).

Ну, и 4-й пункт – убийство животных ради банального удовольствия, – безусловно, является грехом . «Праведник милует души скотов своих» (Притч. 12:10).

Конечно же, со мной будут многие не согласны. Что ж, если готовы к дискуссии, – всегда рад.

Не забывайте такие слова из книги Екклесиаста: «…Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?..» (Еккл. 3:18–21). Спаси вас всех Христос!

Питер Сингер (профессор биоэтики в Принстонском университете и автор книги "Освобождение животных"):

"Можно сказать, что когда вы убиваете корову, то вы лишаете ее оставшегося существования, которое могло бы быть счастливым, приятным существованием. Зачем же лишать ее этого только потому, что вы хотите поесть немного мяса, при том что у вас есть другая здоровая питательная и вкусная еда, которую вы могли бы съесть?

Контраргументом является довод о том, что эта корова вообще не существовала бы, если бы мы с самого начала не планировали убить ее в какой-то момент и продать ее мясо. Выращивание коровы требует определенных затрат, и мы можем возместить эти затраты, только если убьем ее. Поэтому в каком-то смысле она могла бы поблагодарить нас за свое существование - хоть какое-то существование вместо вообще никакого.

Если корова убивается, это дает возможность для существования другой коровы, дает ей возможность жить обеспеченной жизнью. Если бы первая корова не была убита, то второй корове было бы невозможно существовать.

В теории - при прочих равных условиях - я принимаю этот аргумент. Я говорю "в теории", потому что я думаю, что очень трудно создать такие условия, когда это действительно имеет место и нет никаких нежелательных побочных эффектов. Учитывая, что животные, которых мы употребляем в пищу, это в основном крупный рогатый скот и овцы, а они являются основными производителями парниковых газов, то в целом было бы лучше, если бы они не существовали вообще.

Я думаю, что мы в конце концов придем к такому же отношению к поеданию мяса, с каким мы смотрим на общественные развлечения в Древнем Риме, когда толпы воодушевленных людей подбадривали львов и предвкушали растерзание христиан, или когда гладиаторы сражались друг с другом до смерти.

Последний раз, когда я преднамеренно ел мясо, был в 1971 году. Я вырос в Австралии и раньше ел много мяса, но уже давно не скучаю по нему".

Элизабет Хармен (профессор философии, специализирующийся на человеческих ценностях, в Принстонском университете):

"Я бы предложила рассматривать это как вариант моральной ситуации, в которой мы думаем о том, оправдано ли наше обращение в конкретными людьми. Если вы собираетесь сделать что-то ужасное по отношению к какому-то конкретному, морально значимому для вас человеку, чем это может быть оправдано?

Животные имеют моральный статус, страдания животных имеют значение, потому что это вредит тому, что имеет для нас моральную значимость. Убийство животного вредит животному. Мы активно совершаем нечто, что лишает его будущей жизни.

Один из способов подумать о том, как можно оправдать такое действие, это представить себе те слова, которые мы могли бы сказать тому, кому собираемся причинить вред. Это хорошо работает с людьми. Это не так хорошо работает с коровами, которые не понимают наших оправданий. Но мы можем себе представить человека в качестве представителя коровы. Что мы могли бы сказать представителю коровы, чтобы оправдать наше обращение с ней? Если вы убиваете одну корову и тем самым освобождаете пространство для существования другой коровы, то это, на мой взгляд, никак не может служить оправданием убийства первой коровы.

Я считаю, что производство мяса неправильно с моральной точки зрения, но поедание мяса не является морально неправильным, это всего лишь моральная ошибка. Если вы покупаете или едите мясо, то ваши действия являются в некотором смысле причиной производства мяса. Но это достаточно отдаленная причина, поэтому вряд ли можно считать, что страдания конкретного животного зависят от того, купите вы мясо или нет. Поэтому сам факт того, что вы съели мясо, не возлагает на вашу голову ответственность за смерть и страдания какого-то животного.

Ваши действия можно расценить как соучастие в производстве мяса и как неучастие в вегетарианском движении, присоединиться к которому было бы правильно с моральной точки зрения. Я сама все еще ем мясо и чувствую, что меня разрывают внутренние конфликты из-за этого".

Джефф МакМейхен (профессор моральной философии в Оксфордском университете):

"Если вы не убиваете корову, то она продолжает жить той жизнью, которая является хорошей для нее. Это частично объясняет, почему неправильно для одного человека убивать другого человека. Человек лишался бы того существования, которое он мог бы иметь, если бы его не убили. Сходным образом и животное имеет интерес продолжать жизнь, питаться и так далее.

Это не означает, что мы должны думать о людях в том же ключе, в каком мы думаем о коровах. Но вам придется объяснить, почему вы считаете возможным делать с коровами то, что считаете невозможным делать с людьми. В случае с людьми учитываются не только их страдания, но и их переживание счастья. То же самое должно быть применимо и к животным.

Допустимо ли убить корову и съесть ее, если она прожила хорошую жизнь и будет убита безболезненно? Если люди не могут обеспечить себе адекватное питание каким-то иным способом, то я думаю, что да. В обществе, подобном современной Америке или Великобритании, я бы скорее сказал "нет". Для меня неочевидно, что интересы людей, которые хотят убить и съесть корову, перевешивают интересы коровы, которая хочет продолжать жить.

Это связано с тем, что мясо коровы доставит определенное количество дополнительного удовольствия для тех людей, которые буду есть его. Когда мы делаем анализ затрат и выгод здесь, мы не должны класть на чашу весов все удовольствия, которые люди могли бы иметь от поедания мяса коровы. Мы должны использовать разницу между удовольствием от поедания мяса и удовольствием от поедания какой-то другой пищи, которая не содержит мяса. На мой взгляд разница не такая уж большая. Лично я, как вегетарианец, не чувствую себя чем-то обделенным".