Исследования ученых показали, что “полных правшей” (т.е. лиц с правой ведущей рукой и ногой, ведущим правым глазом, ведущим правым ухом) около половины (50-55%), “полных левшей” - всего 6-7%, а остальные обладают смешанным типом доминантности полушарий – у них одни области активнее в левом, а другие в правом полушарии. В тесной связи с доминантностью этих зон находятся и их размеры – доминантные лучше развиты, занимают большую площадь мозга. Значит, доминантность полушария может быть полной, а может – и частичной или смешанной.

Берег левый, берег правый

Причем, доминантность полушарий непостоянна – она может меняться в зависимости от возраста, функционального состояния или выполняемой деятельности. При этом разные зоны правого и левого полушарий определенным образом взаимодействуют друг с другом. Например, у детей примерно до 8 лет и у многих похожих людей, а также при стрессе доминирует правое полушарие. При зрительном восприятии пейзажей (или при управлении автомобилем) в большей степени активируются затылочные области правого, а во время чтения печатного текста – левого полушария. Музыкальный ритм в основном анализируется правым полушарием, а мелодия – левым. В последнее время выяснилось, что даже разные элементы и функции речи “управляются” разными полушариями. Например, глаголы связаны с левым, а существительные – с правым полушарием. Понимание интонации, переносного смысла слов выражений, а также юмора осуществляется только при сохранении правого полушария.

Смех без причины…

Убедительно доказано, что активность правого полушария связана в основном с переживанием отрицательных эмоций (горя, страха, гнева), тогда как активность левого – с эмоциями положительными (удовлетворением, радостью). При стрессе, тревоге, депрессии у правшей отмечается смещение активации из левого в правое полушарие.

Если использовать зрительную аналогию, то можно упрощенно представить, что правое полушарие “видит” окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми деталями, как фотоаппарат или видеокамера. Эта избыточность информации воспринимается как потенциально опасная неопределенность, непредсказуемость, что и вызывает отрицательные эмоции. Левое же полушарие “смотрит” на мир как будто через фильтр знания. Оно сортирует информацию, опускает детали, “видит” только основное и скорее то, что “чаще бывает” или “должно быть”. Такая упорядоченная, объяснимая, осознанная картина мира вызывает положительные эмоции.

В норме у человека более активно левое полушарие. Однако эта доминантность сильнее выражена у лиц мужского пола. Таким образом, у женщин – правшей правое полушарие относительно более активно, чем у правшей – мужчин. Это обстоятельство объясняет многие психологические различия между мужчинами и женщинами. Хорошо известно, что женщины более внимательны к деталям, у них сильнее развита интуиция. Но за это они “платят” повышенной тревожностью вдвое больше подвержены депрессивным расстройствам. Один американский психолог по этому поводу грустно пошутил: “Мужчины более склонны к патологическому смеху, а женщины – к патологическим слезам”.

За все надо платить

Отклонения от средней “нормы” в сторону как явного преобладания активности одного из полушарий, так и сглаживания межполушарных различий проявляются в выраженных личностных особенностях. Так, “мыслительный” и “художественный” типы высшей нервной деятельности, по И.П. Павлову, связаны с выраженной доминантностью, соответственно, левого и правого полушария. Однако многие великие мыслители и художники не отличались крепким психическим здоровьем – у первых снижена эмоциональная сфера, а у вторых часто страдает логика.

В истории и литературе встречаются и примеры гармонической личности, достаточно вспомнить великого Леонардо да Винчи, психологический портрет которого прекрасно написан З. Фрейдом, или не менее знаменитого Шерлока Холмса. Оба, казалось бы, счастливо совмещали лево – и правополушарные черты, но…за все надо платить. И тот и другой страдали от приступов меланхолии, испытывали проблемы с противоположным полом, а Шерлок Холмс еще и употреблял наркотики.

Следует подчеркнуть, что сами по себе ни “леворукость”, ни “левшество” не являются патологией. Однако у лиц с повышенным содержанием правополушарных признаков действительно повышена предрасположенность к различным психическим расстройствам. Например, у знаменитого лесковского Левши часто случались депрессивные настроения; он злоупотреблял алкоголем.

Мозги по наследству

Современные методы исследования функциональной активности головного мозга показали, что правшество/левшество тесно связано с асимметрией содержания в головном мозге многих биологических активных веществ, прежде всего, опосредующих и модулирующих передачу возбуждения и торможения. В связи с этим многие психотропные препараты, применяемые для лечения психических расстройств, воздействуют преимущественно на одно из полушарий головного мозга. В свою очередь, нейрохимическая асимметрия определяется генетическими факторами, то есть является врожденной.

Как подготовить леворукого ребенка к письму

Подготовка к письму – особый и отдельный вид занятий с леворуким ребенком до школы. Это особая система пошаговых занятий, где важно все: как сидит ребенок, как держит ручку, как лежит лист бумаги или тетради, как выполняет элементарные графические движения. Решая любой из этих вопросов, мы обязательно должны учитывать, насколько подготовлен ребенок к письму, можно ли начинать процесс обучения или нужна подготовительная работа.

Мой опыт показывает, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно – моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство не умеют правильно держать ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают, как расположить бумагу (тетрадь). Редко кто владеет основами звукобуквенного анализа. Все это делает невозможным успешное формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения.

Еще больше проблем возникает, когда курсивному письму начинают учить леворуких детей. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. “Каракули” и “небрежный” почерк в тетрадях чаще всего не от нежелания постараться, не от невнимательности и лени, а от несоответствия наших требований и возможностей ребенка.

Можно ли помочь детям избежать серьезных трудностей при обучении письму?

Безусловно, да. Но мы должны понимать, что это во многом зависит от уровня функционального развития ребенка. Не менее важно и то, какая методика обучения используется.

Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать, следует подчеркнуть три основных момента:

  • научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
  • научить правильно держать карандаш (ручку);
  • научить правильно координировать движение пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движения позволяют сформировать правильную технику письма графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Безусловно, писать можно и в не очень удобной позе, выворачивая постоянно немеющую руку и затекшее плечо, но тогда трудно говорить о качестве и скорости письма. Да и вряд ли можно надеяться, что при такой технике удастся не думать о том, как это делается.

Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и не редко это бывает связанно с неправильной техникой письма, но сам он этого не осознает, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны. Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно.

Все эти правила не сложны, но освоить правильную посадку, способ держать ручку и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых (педагога, воспитателя, родителей). К сожалению, на практике постоянного и целенаправленного внимания к этим “мелочам” не получается. Сказывается и то, что нередко дети сидят за чересчур маленькими или не по росту большими столами, а ручку держат “как удобно”.

Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа “опять сидишь неправильно” или “неправильно держишь ручку”, а чаще – “плохо сидишь” и “плохо держишь ручку”, ничего не меняют, а главное, не могут изменить. Ребенок должен понимать и четко представлять себе, что значит “хорошо”, “правильно” и что именно “неправильно”, “плохо”. При этом нужно не только объяснить, как правильно, но и показать, найти вместе с ребенком наиболее удобный для него вариант правильной позы и правильного положения ручки.

Как надо сидеть при письме?

Вот эти правила.

  1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.
  2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.
  3. Придерживать тетрадь (бумагу) правой рукой (для леворуких).
  4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).

Парта, стол и стул, за которыми сидит ребенок, должны соответствовать его росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7 – 10 см от линии края стола. Туловище следует держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не отпуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и коленях, опираются все стопой на подставку для ног или на пол. Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20 – 30 см от тетради (бумаги). Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.

Правильная поза при письме:

  • сидеть прямо;
  • опираться спиной на спинку стула;
  • не опираться грудью на стол;
  • ноги держать прямо, стопы на полу или на подставке;
  • туловище, голову, плечи держать ровно;
  • обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.
  • Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку.

    Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая сильно указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

    • Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 4 см. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.
    • Цвет пасты должен быть темно – синим, темно – фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки – 15см, очень коротки и очень длинные ручки, лучше не использовать.
    • Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7мм и т.п. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто не удобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

    Внимание! Пи выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.

  • Перед каждым заданием объясните ребенку его цель: “что будем делать, для чего и как”. Объясняя, используйте только знакомые слова. Объяснив – покажите.
  • Убедитесь, что ребенок понял инструкции.
  • Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь не перешагивайте через ступеньки.
  • Не переходит к последующим занятиям, если не освоены предыдущие.
  • Не забывайте, что дети 5–6 лет лучше осваивают все в игре, чем в работе.
  • Продолжительность выполнения графических занятий не должна быть больше 3–5 минут.
  • Первый шаг: учимся правильно сидеть.

    Второй шаг: учимся правильно держать ручку и бумагу.

    Третий шаг: учимся рисовать прямые линии – вертикальные, горизонтальные, наклонные.

    Четвертый шаг: учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии.

    Пятый шаг: учимся рисовать полуовалы – верхние, нижние.

    Шестой шаг: учимся рисовать круги и овалы.

    Седьмой шаг: учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку).

    Восьмой шаг: учимся рисовать линии, полуовала, овалы определенной величины (вводим ограничительную линейку – строку).

    Девятый шаг: учим печатные буквы и учимся писать их правильно.

    Десятый шаг: учим элементы письменных букв.

    Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:

    • нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;
    • особое внимание следует уделить направлению письма: слева направо;
    • необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);
    • вместе с ребенком очень подробно разобрать инструкцию;
    • несколько раз выполнить движение в замедленном темпе;
    • попросить ребенка “продиктовать” инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;
    • выполнить все задания в медленном темпе.

    Предупреждение ошибок у леворуких детей в написании близких по форме букв

    Наблюдения за письмом леворуких детей, анализ их рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении. Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок такого рода, следует подробнее рассмотреть эти буквы.

    Первая группа букв имеет ориентацию при их написании слева направо, а также симметричное строение: Е, З, С, Э, к, н, г. При написании этих букв часто возникают ошибки зеркального письма. Чтобы предупредить зеркальное изображение, необходимо включить в предварительную работу зрительный анализ букв (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из ее элементов. Это лучше делать в специальных альбомах с письменными буквами и их элементами, где в каждой букве начало обозначено стрелкой красного цвета, а траектория движения – стрелками черного цвета. При письме данных букв желательно начало каждой буквы обозначить красным цветом.

    Во второй группе букв верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой: т, ш, п, и, в, д. Для предупреждения ошибок в изображении этих букв следует проводить их зрительное сопоставление, а также накладывание буквы на другую. При письме в тетради следует ввести для них специальные указатели и опорные точки. После написания букв необходимо сравнить их с образцом путем сопоставления или накладывания образца, написанного учителем на прозрачной бумаге.

    Буква О не имеет ориентации в пространстве. При письме овалов особенно необходимы опоры и указатели, которые показывали бы начало и направление движения.

    Встречаются ошибки, которые вызываются забыванием редко встречающихся форм букв: Ч, ч, Х, х, Ф, ф. Для более прочного запоминания их конфигурации следует ввести образное изображение этих букв. Например, букву Х можно увидеть в шагающем человечке, Ч – в носике чайника, Ф – в очках и т.п.

    Подобная предварительная работа по предупреждению ошибок зрительного характера, подготовки руки и траектории движений хорошо помогает снять отрицательные явления при обучении письму леворуких детей.

    1. Не переучивайте леворукого ребенка – дело не в руке, а в организации мозга. Переучивание приведет к невротизации ребенка. Леворукий ребенок подвержен невротизации.
    2. Для леворукого ребенка жесткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным.
    3. Леворукость – достоинство ребенка, его уникальность и неповторимость.
    4. Обучение леворуких детей должно быть более ярким и красочным. Необходимо использовать их визуальное восприятие и пространственное мышление.

    На этих страницах я постаралась рассказать об одном из множества признаков, составляющих индивидуальную неповторимость леворукого ребенка. Признаком, на первый взгляд, не самым важным, которым, как считают многие, можно пренебречь, подравнять под большинство, переучив малыша.

    Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что этого не стоит делать.

    Литература

    1. Агаева С.П. Функциональные асимметрии рук и некоторые психофизические особенности дошкольников и первоклассников // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981.
    2. Арианов О.С. Актуальные проблемы учения об организации функций мозга: Методологические аспекты науки о мозге. М., 1983.
    3. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. Владивосток, 1988.
    4. Баллонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. Л., 1976.
    5. Ильюченок Р.Ю. Взаимодействие полушарий мозга у человека: Установка, обработка информации, память. Новосибирск, 1989.
    6. Макарьев И. Если ваш ребенок левша. СПб., 1995.
    7. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.
    8. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
    9. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учеб. Пособие. М., 1999.
    10. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

    Левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой.

    Леворукость - это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные» учителя. Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

    Асимметрия рук, т. е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук (амбидекстрия) обусловлены особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей доминирующим, как правило, является левое полушарие, специализирующееся на переработке вербальной информации (у 95% правшей центр речи расположен в левом полушарии).

    Специфика мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности , к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, поэлементная (по частям) работа с материалом; лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; снижение возможности выполнения зрительно-пространственных заданий.

    До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для письма - все должны были писать правой. При переучивании использовали порой самые жесткие меры (наказание, надевание варежки на левую руку и пр.), не считаясь с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка и принося в жертву его здоровье. Существуют многочисленные данные, показывающие, что у леворуких детей невротические состояния и неврозы встречаются значительно чаще, чем у детей-правшей. Одной из главных причин развития неврозов у левшей считается насильственное обучение действиям правой рукой в первые годы жизни или в первый год обучения в школе. Эта причина становится очевидной в свете данных об особенностях функциональной асимметрии мозга: переучивание приводит к ломке естественно сложившегося индивидуального профиля латерализации, что служит мощным стрессогенным фактором. По существу, насильственное переучивание является формой давления праворукой среды, подравнивающей под себя леворукого ребенка и игнорирующей его индивидуальность.

    В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой.

    Однако тем самым проблема леворукости для школы не снимается, поскольку остаются дети - скрытые левши. В раннем дошкольном возрасте родители и воспитатели не всегда обращают специальное внимание на то, какая рука у ребенка ведущая, тем более что направление «рукости» достаточно отчетливо устанавливается только к 3-5 годам. Между тем при обучении новым действиям дети стараются сделать так, как говорит взрослый: брать ложку в правую руку, держать карандаш правой рукой и т. п. И ребенок-левша, выполняя требования взрослого, делает так, как велят, даже если это действие ему не очень удобно. В результате такого ненасильственного переучивания многие родители могут и не подозревать, что их ребенок - левша.

    При овладении бытовыми навыками скрытая леворукость ребенка, как правило, не сказывается на успешности выполнения действий, однако, приступая к систематическому обучению в школе, особенно при овладении письмом и чтением, такие дети могут встретиться с неожиданными трудностями.

    Поэтому важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.

    Для диагностики типа ведущей руки у детей начиная с 5-6 лет возможно использование различных функциональных проб: тест переплетения пальцев, тест «аплодирование», тест перекреста рук на груди, или «поза Наполеона», и др.

    В практике работы с детьми широко применяется метод оценки участия рук в процессе выполнения различных действий. Это могут быть символические действия, когда ребенка просят показать, как он, например, поливает цветы, режет хлеб, держит зубную щетку, ножницы и т. д. Действия могут быть и реальные, выполняемые в специально подобранных заданиях, требующих манипулирования.

    Определенные сложности возникают при выборе ведущей руки у амбидекстров, т. е. тех детей, которые продемонстрировали одинаково хорошее владение и левой, и правой рукой. В этом случае возможны такие варианты:

    1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило, эти дети - левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть недостаточно удовлетворительным (плохой почерк, пишет как курица лапой).

    2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть имевшаяся ранее травма правой руки, нарушение ее моторных функций. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

    Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких детей при переходе к систематическому школьному обучению. Однако, стремясь предупредить сложности, ожидающие левшу при обучении письму правой рукой, нужно помнить: определение ведущей руки и выбор на этом основании руки для письма - чрезвычайно ответственный шаг.

    Действительно, переучивание леворуких детей во многих случаях не только нежелательно, но и недопустимо. Как показывает опыт работы с такими детьми, нередко переучивание, начатое уже после того, как ребенок приступил к систематическому обучению письму (в середине-конце I класса), только усугубляет ситуацию. Поэтому вопрос о переучивании левши может быть поставлен только до начала обучения письму.

    Однако наряду с этим известно немало случаев успешного переучивания леворуких детей без отрицательных последствий.

    Таким образом, вопрос о переучивании леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка. При этом следует учитывать результаты диагностики всех латеральных признаков, сопутствующих леворукости: доминантность глаза, уха, нижней конечности.

    Как уже упоминалось, дети-левши обладают определенной спецификой познавательной деятельности. Это относится как к истинным левшам, так и к переученным, у которых полушария мозга выполняют несвойственные им функции. В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

    1. Сниженная способность зрительно-двигательной координации - дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений, особенно их последовательности; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк.

    2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений: у левшей часто отмечаются искажение формы и пропорции фигур при графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смешение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за и т. п.).

    3. Особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала (,).

    4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.

    5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа. Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени - чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.

    Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей являются их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Повышенная эмоциональность леворуких детей является фактором, существенно осложняющим адаптацию к школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно , чем у большинства сверстников. Поэтому леворукие первоклассники требуют пристального внимания со стороны учителей, родителей и школьных психологов.

    При организации развивающей работы у психолога может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда и детского психоневролога.

    В работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма. Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. При этом способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка.

    При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями). Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.

    Следует принимать во внимание и еще один фактор, облегчающий учебную деятельность леворукого ребенка. Это касается учета ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находится в левом зрительном поле учащегося. Последнее из перечисленных требований может быть несовместимым с первым, поскольку обычное для левшей расположение рабочего места слева в ряду у окна целесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее, учет ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех остальных детей.

    Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.

    Однако справедливым является замечание, что современные школьные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, т. е. левополушарных, компонентов мышления, не дают возможности реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию. Между тем специальные исследования свидетельствуют об относительно более высоком творческом потенциале левшей, который обнаруживается при проблемном обучении и приобщении к художественному творчеству.

    У многих леворуких детей из-за определенных функциональных особенностей появляются различные трудности в начальный период обучения в школе. Как помочь ребенку-левше адаптироваться к школе и требованиям учителя?

    Давайте рассмотрим необходимые условия такой адаптации.

    Первое условие. Ребенок-левша никогда, ни каким образом не должен чувствовать вашего негативного отношения к себе.

    Негативное отношение - это не обязательно нарекания или разговор о том, что ребенок - левша. Печальный взгляд, когда вы берете тетрадь ребенка, нетерпеливость при объяснении домашнего задания, даже случайное высказывание по телефону («Да, не очень хорошо пишет, что же делать, леворукий...») побуждают ребенка думать, что он не такой, как все.

    Второе условие. Не надо преувеличивать школьные проблемы.

    Вместе с вами ребенок преодолеет все трудности школьной жизни. Но попробуйте разобраться, что именно вашему маленькому ученику не удается. Если не удается письмо, он не может запомнить буквы, на письме они разного размера, корявые, если почерк неуверенный, дрожит рука - необходимы занятия по развитию мелкой моторики (лепка, рисование, плетение, вышивание, завязывание-развязывания узлов, скручивание хлопчатобумажных нитей и т.п.).

    Если речь ребенка бедная и невнятная, предложения односоставные, если ему трудно описать даже простую ситуацию или составить рассказ по картине, проконсультируйтесь немедленно у логопеда, учителя. Помощь логопеда понадобится и в том случае, если у вашего ребенка возникли трудности в звуко-буквенном анализе.

    Третье условие-рациональный распорядок дня.

    Ребенок-левша, как правило, легко возбуждается, быстро устает, поэтому его рабочий день должен быть спланирован таким образом, чтобы у него не было переутомления. Не забывайте, что ребенку нужно 1-1,5 часа поспать или просто полежать. В распорядке дня леворукого ребенка надо предусмотреть 3,5-4 часа для прогулок, игр на свежему воздухе.

    Четвертое условие. Выполнение домашних заданий не должно стать причиной ссор и конфликтов.

    Лучше, если ребенок с первого же дня начнет выполнять уроки самостоятельно, а вас будет звать только тогда, когда возникнут проблемы. Готовить сразу все уроки не стоит. Наиболее эффективно работать по такой схеме: через каждые 15-20 мин работы перерыв 10-15 мин, который ребенок может проводить по своему усмотрению. Дайте ребенку право выбирать, какие задания выполнять в первую очередь. Еще лучше, если вы будете советоваться с ним. Ребенок имеет право на ошибку, но при этом должен знать, что любую ошибку можно исправить.

    И родителям и учителям следует помнить:

    Леворукость – это не патология, а один из возможных вариантов нормы;

    Ребенок-левша очень чувствителен и требует бережного, внимательного, доброго отношения;

    Леворукий ребенок имеет особенности развития, описанные выше, и их нужно учитывать при организации учебно-воспитательного процесса.

    Еще одним способом развить у школьника уверенность в себе, является правильно поставленная речь.

    ПРАВИЛА РЕЧИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УВЕРЕННОСТИ У РЕБЕНКА

    1. Во время разговора всегда смотри в лицо того, с кем говоришь. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.

    2. Помни, что везде и всегда надо говорить плавно, спокойно, неторопливо.

    3. При разговоре держись прямо, уверенно, не нужно сутулиться, опускать голову.

    4. Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ о себе.

    5. Перед тем, как говорить, вдохни и сразу начинай говорить.

    6. Говори на выдохе, воздух трать в основном на гласные звуки.

    7. Гласные звуки произноси широко и громко.

    8. Согласные звуки произноси без напряжения.

    9. В словах обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее, чем другие звуки.

    10. Короткие предложения, состоящие из 3-4 слов, произноси на одном выдохе. Строго соблюдай пауз между предложениями.

    11. Длинные предложения разделяй на смысловые отрезки (3-4 слова), между которыми выдерживай паузу, и делай новый вдох.

    12. Слово в середине короткого предложения и смысловые отрезки проговаривай вместе, цепляя одно слово другого.

    13. Произноси слова четко, выразительно и с необходимой громкостью.

    ПРАВИЛА ДЫХАНИЯ

    1. Сделай вдох, а затем начинай говорить.

    2. Всегда говори на выдохе.

    3. Вдыхать нужно ртом, а не втягивать воздух носом.

    4. Вдох должен быть мягким и коротким, а выдох длинным и плавным.

    5. Вдох делай животом так, чтобы во время вдоха живот поднимался, а во время выдоха спадал.

    6. Плечи во время дыхания удерживай неподвижно.

    7. Не поднимай сильно грудную клетку при вдохе и не опускай при выдохе.

    8. Говори сейчас после вдоха, не задерживая дыхания.

    9. После выдоха, перед новым вдохом, обязательно сделай паузу, примерно на 2-3 секунды.

    10. Во время речевого дыхания не напрягайся.

    Леворукий ребенок в школе

    Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.

    Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно – пространственных заданий.

    До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью детей. (неврозы и невротические состояния).

    В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой. Очень важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.

    Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких при переходе к систематическому школьному обучению. Таким образом, вопрос о переучивание леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка.

    В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

      Сниженная способность зрительно – двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.

      Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.

      Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам».

      Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.

      Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.

    Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость.

    Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы. Повышенная эмоциональность леворуких является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.

    Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:

      зрительно – моторной координации;

      точности пространственного восприятия;

      зрительной памяти;

      наглядно – образного мышления;

      способности к целостной переработке информации;

      моторики;

      фонематического слуха;

      речи.

    При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.

    Рекомендации учителям. Постановка техники письма у левшей специфична. Для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому руку следует ставить так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое письмо. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.

    Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося.

    Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретится у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.

    ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ

    Уверенно взяв карандаш, Руслан начал рисовать человечка... левой рукой. Этой рукой Руслан не только рисует, но и пишет, а также чистит по утрам зубы, держит за обедом ложку, перелистывает страницы книги, носит школьный портфель, играет в настольный теннис и т.д. Руслан – левша, поэтому в жизни ему все удобнее делатъ левой рукой.

    По словам мамы, леворукость мальчика обнаружилась достаточно рано, примерно к концу первого года. Уже тогда стало заметно, что во всех практических действиях (манипулирование различными предметами, удерживание ложки, чашки и пр.) более активной, ведущей у мальчика является левая рука, правая же выполняет вспомогательную функцию.

    К леворукости сына родители отнеслись достаточно спокойно и решили ребенка не переучивать: пусть действует той рукой, какой ему удобно. А действовал мальчик много: с помощью родителей он активно осваивал рисование, лепку, аппликацию, охотно работал с разнообразными конструкторами и пр. «Непримиримым» оказался лишь дедушка Руслана. Каждое лето, когда внук приезжал отдыхать в деревню, дед упорно принимался делать из мальчика «правшу» («чтобы был как все»). Под строгим контролем деда Руслан тренировал свою правую руку. Но возвращаясь после летнего отдыха в город, мальчик устойчиво возвращался к действиям преимущественно левой рукой.

    В школьное обучение Руслан включился достаточно легко. Вопреки опасениям родителей, трудностей у него оказалось не больше, чем у праворуких детей. Вот только почерк был не такой ровный и четкий, как у большинства одноклассников. Тем не менее учительница была очень довольна успехами Руслана и хвалила его за сообразительность, находчивость и нестандартность ответов и решений.

    Левшами являются около 10% людей, причем по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой.

    Леворукость – это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные» учителя. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

    Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук (амбидекстрия) обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей доминирующим , как правило, является левое полушарие, специализирующееся на переработке вербальной информации (у 95% правшей центр речи расположен в левом полушарии).

    У левшей же распределение основных функций между полушариями более сложно и не является просто зеркальным отражением асимметрии мозга, обнаруживаемой у правшей. Многочисленные исследования показывают, что у левшей менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.

    Специфика мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, поэлементная (по частям) работа с материалом; лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно-пространственных заданий (М.М. Безруких, М.Г. Князева, 1994; Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, 1994).

    До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Считалось необходимым переучивать леворуких детей, лишая их выбора руки для письма – все должны были писать правой. При переучивании использовали порой самые жесткие меры (наказание, «надевание варежки на левую руку» и пр.), не считаясь с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка и принося в жертву его здоровье. Существуют многочисленные данные, показывающие, что у леворуких детей невротические состояния и неврозы встречаются значительно чаще, чем у детей-правшей. Одной из главных причин развития неврозов у левшей считается насильственное обучение действиям правой рукой в первые годы жизни или в первый год обучения в школе. Переучивание служит мощным стрессогенным фактором. По существу, насильственное переучивание является формой давления праворукой среды, подравнивающей под себя леворукого ребенка и игнорирующей его индивидуальность (в этой связи говорят о декстрастрессе – давлении праворукой среды).

    В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей, и они пишут удобной для них рукой. Однако тем самым проблема леворукости для школы не снимается, поскольку остаются дети со скрытым левшеством. Речь идет о тех случаях, когда природного левшу переучивают в дошкольном детстве. Такое переучивание может носить целенаправленный характер, когда родители, замечая склонность ребенка к предпочтению левой руки, стремятся исправить этот «недостаток» и предупредить те возможные трудности, которые ожидают ребенка в дальнейшем. Чаще всего это происходит в семьях с наследственной леворукостью, где один или оба родителя, или ближайшие родственники, также леворуки. В таких семьях взрослые особенно внимательны к этой стороне развития ребенка, поскольку сами столкнулись с проблемами жизни левши в праворукой среде.

    В дошкольном возрасте возможно и ненасильственное переучивание. В раннем дошкольном возрасте родители и воспитатели не всегда обращают специальное внимание на то, какая рука у ребенка ведущая, тем более что направление рукости достаточно отчетливо устанавливается только к 3-5 годам. Между тем при обучении новым действиям дети стараются сделать так, как говорит взрослый: брать ложку в правую руку, держать карандаш правой рукой и т.п. И ребенок-левша, выполняя требования взрослого, делает так, как велят, даже если это действие ему не очень удобно. В результате такого ненасильственного переучивания многие родители могут и не подозревать, что их ребенок – левша.

    При овладении бытовыми навыками скрытая леворукость ребенка как правило не сказывается на успешности выполнения действий, однако, приступая к систематическому обучению в школе, особенно при овладении письмом и чтением, такие дети могут встретиться с неожиданными трудностями.

    Поэтому важно определить направление рукости ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.

    Для диагностики типа ведущей руки у детей, начиная с 5-6 лет, можно использовать различные функциональные пробы: тест переплетения пальцев, тест «Апплодирование», тест перекреста рук на груди или «Поза Наполеона» и др.