Почему считается, что женщинам нельзя ходить в брюках

Сегодня нередко можно столкнуться с мнением о том, что женщине нельзя носить брюки и/или джинсы. Объяснений такому запрету имеется множество.

Объективные причины и существует ли реальный вред для здоровья

Информация о нанесении серьёзного вреда женскому здоровью посредством ношения брюк и, в частности, джинсов, иногда преувеличена. Считается, что ношение брюк влечёт за собой натирание области внутреннего бедра и промежности, провоцируя тем самым повышенное продуцирование тестостерона и угасание выработки женских гормонов. Вследствие этого женщина превращается в мужчину как внешне, так и внутренне. Меняется её телосложение, происходит нарушение родовой функции. Научных подтверждений этой теории нет.

Специалисты подтверждают, что ношение брюк может нанести вред здоровью. Но подчёркивают, что вредны не брюки в принципе, а некоторые их модели. А именно узкие брюки, особенно из плотной нетянущейся ткани (например, джинсы), сковывающие движения и сдавливающие кожные покровы и, как следствие, внутренние органы.

Наукой доказано, что тесные и узкие модели брюк и джинсов способны причинить вред здоровью

Регулярное ношение этого вида брюк действительно может оказать негативное воздействие на здоровье:

  • вызвать нарушение со стороны работы внутренних органов (желудка, поджелудочной железы и т. д.);
  • спровоцировать варикозное расширение вен;
  • стать причиной появления остеохондроза поясничного отдела позвоночника;
  • привести к растяжению суставной капсулы;
  • способствовать возникновению половых инфекционных заболеваний (вагинит и т. п.);
  • спровоцировать аллергические реакции и/или дерматиты.

Иными данными о вреде брюк для женского здоровья современная наука не располагает.

Религиозные запреты и суеверия

Считается, что религия также запрещает ношение женщине брюк. И традиция эта уходит корнями в далёкое прошлое.

На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие.

Ветхий Завет

Однако брюки как таковые появились лишь в XIX веке. В древние же времена женская и мужская одежды мало отличались друг от друга. Поэтому, по мнению специалистов, в писании скорее подразумевается внутреннее различие мужчин и женщин, а не внешнее. Именно об этом заповедь запрещает забывать как женщинам, так и мужчинам.

Церковной традицией ни брюки, ни ношение их женщиной не запрещены. Хотя, порой, в церкви действительно можно столкнуться с осуждением женщин, одетых в брюки. Виной тому слишком буквальное восприятие текстов Священного Писания некоторыми из её адептов.

Среди значительной части верующих людей бытует мнение, что женщине грешно носить брюки

#брюки #женская_одежда #дресс_код #косметика

Задайте этот вопрос православным и вы получите быстрый и четкий ответ: Не положено, традиция такая. Более искушенные в Писании могут добавить: апостол Павел сказал, что женщине нельзя ходить в мужской одежде.

На самом деле, этот запрет содержится в Ветхом Завете. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор.22:5). А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1Кор.11,4-15).

Какой мужской одежды не должно быть на женщине?

Поинтересовавшись, как выглядела мужская и женская одежда в те времена, мы будем удивлены. Речь не только не идет о брюках, их не было ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового, ни, даже, в Средние Века. Брюки, как мужская одежда появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин и женщин.

Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия,.. одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей…» Как видим, разница не принципиальная. Это заставляет думать, что речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем не другим.

Типичная фарисейская черта – буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле. Так, в свое время, заповедь: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх.23:19), в фарисейском истолковании, превратилась в гастрономическую заповедь о не вкушении молока и мяса одновременно. Но, даже если понять запрет на мужскую одежду для женщины буквально, причем здесь женские брюки? Ведь они спроектированы, скроены и пошиты специально для женщин. Что это за мужская одежда, которую ни один мужчина под страхом пыток не оденет? Брюки появляются на женщинах уже с начала XX века, а в шестидесятых годах, благодаря Иву Сен-Лорану, окончательно становятся женской одеждой. Теперь к ним просто не подходит определение мужская одежда.

Таким образом, мы ясно видим, что о брюках, как модели одежды, ничего не сказано ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. О брюках, и вообще об одежде ничего не говорят канонические правила Православной Церкви. Наконец, сам мир воспринимает женские брюки, как женскую одежду. Более того, в Церкви были случаи, когда женщины одевали действительно мужскую одежду, самую настоящую. Например, св. блж. Ксения Петербуржская, или старец Досифей Киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных. Осуждала ли их Церковь? Ведь, в обоих случаях, можно вспомнить правило Гангрского поместного собора, о котором мы упоминали. Но Церковь, вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле, как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл.

В Церковной традиции, как мы видим, оснований для запрета на женские брюки нет. Откуда же такой запрет взялся? Каковы причины его происхождения?

Первая причина имеет духовный характер. Фарисейская приверженность к внешнему исполнению заповедей часто играет с людьми злую шутку. Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в Церкви, и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения кроме своего даже в Церкви. «Брючное» искушение – хороший пример того, как внешнее смирение становится поводом для дерзости.

Примеров на памяти, к сожалению, немало. Пришлось однажды видеть, как в фойе Православного Университета, молодая смиренная студентка обмолвилась об относительности «юбочного» обычая в Церкви (сама она была одета в юбку). Стоявшая рядом женщина неопределенного возраста буквально пришла в бешенство, выкрикивая проклятие брюкам, чем ввела в смущение не только бедную девушку, но и всех присутствующих, включая священников.

Другой пример произошел в детском психоневрологическом санатории. На работу устроилась женщина, которую по виду можно было принять за мусульманку. Она всегда носила платок и длинную юбку потому, что была православной. Постепенно она стала требовать себе льгот, объясняя это тем, что вокруг больные дети, и они могут на нее напасть, и, наконец, уволилась, не отказавшись от своих претензий. У кого повернется язык назвать безбожниками подвижников, с любовью работающих с болящими детьми, от которых часто брезгливо отворачиваются люди на улице, а иногда бросают даже собственные родители. И как назвать христианкой ту, которая, в юбке и платке, подала на них в суд.

Как тут не вспомнишь: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Матф.23:26)

Вторая причина более обыденна. Связанна она с неприятием пожилыми людьми, не имеющими должного такта и уважения к другому человеку, мирской моды, появившейся в 60-е – 70-е годы. Реакция эта объясняется типичной советской серостью и задавленностью, нетерпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах и фасонах одежды. Исчерпывающее доказательство тому, тот факт, что «церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза.

В Православной Церкви других стран о ней ничего не знают. Одна православная христианка переехала жить в Великобританию и при входе в Православный храм, по своей традиции, одевала платочек. Очень быстро она заметила, что выглядит экстравагантно и невольно приковывает к себе внимание на службе. Чтобы не смущать верующих, она решила платочек больше не одевать.

Характерны слова одной современной «святой», имени которой не буду называть, чтобы не травмировать ее почитателей. «Со скорбью говорила матушка о женщинах и девушках, которые ходят в брюках: Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, … За это отвечать придется перед Господом … И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию - и немногие живыми вернутся … И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!» устами этой матушки говорит не святая, а запуганная советская старушка, даже не понимающая, как абсурдно звучат ее слова.

Конечно, дело не в брюках и платочках. Само желание выглядеть верующим, носить какую-то особенную форму, таит в себе большую опасность.

Ведь верующим надо быть «… не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Матф.6:18). Иначе мы соберем сокровище от людей, как дальше говорится в этом евангельском отрывке, но пригодится ли оно нам? Недаром многие святые избегали благочестивого вида, стараясь выглядеть обычными, а то и совсем никчемными и даже безумными.

Стремиться к тому, чтобы выглядеть верующим – это и есть фарисейство, от закваски которого предостерегает Христос (Мф.16,6). И спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других, ничего не значащих вещах, более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

Священник Игорь Савва

http://savva.ucoz.ru/publ/1-1-0-27

  1. 1
  2. 2

    Аноним

    асд кучу комплексов прививает людям — моя мама до сих пор не носит брюки и считает это грехом

  3. 3

    Спасибо_Сёстрам_АСД_За_Наставления

    Я очень благодарна сёстрам АСД, что в своё время, они собирались вокруг меня толпой и обличали за ношение брюк на служение. Этим они отравили моё желание приходить в церковь, при этом никого не волновало, что у меня не было денег, не то что на юбку, даже на еду. Пишу искренно, без сарказма. Если бы я не покинула тогда собрание, возможно завязнув в этом духовном болоте, не смогла бы уже выбраться, окрепла во лжи. И так понадобилось много времени разобраться, все понять. Очень сложно начать верить библии, когда ты уверовал в Елену Гармон Уайт. Когда тебе советуют читать все её произведения, где все хорошо замешано- ложь и истина. Если ты не крепок в познании Слова Божьего- библии, разобраться самостоятельно шанса будет мало, потому-что в церкви АСД, тебя будут обучать психологии, здоровому образу жизни, как воспитывать детей, или как вести себя парню с девушкой(помню как раз в то время я была подростком и купила книгу адвентисткой писательницы, где она писала, что петтингом заниматься до свадьбы не грех, тоесть всей прелюдией перед сексом, только без самого секса.ДА ВЫ В СВОЁМ УМЕ!!!??? к сожалению не осталось этой книги, все выкинула и писательницы не помню, но думаю для АСД это не секрет, много таких наученных и толкнутых на путь блуда. Американская книжка, для развращения Божьего и русского народа) ,посоветуют прочитать все труды Е.Уайт и пристыдят, если не читал, а это займёт ещё лет 10 примерно. Научат всему, но только не учат искать личных отношений с Господом, не открывают дверь к познанию Бога, а мелкими шагами навсегда захлопывают эту дверь. И все это потому, что многие члены церкви, а также пастыри, изначально научены этой суете и так всё это течёт из-года в год, из рода в род.
    Выясняется с годами, что сомнения и вопросы есть у многих, но они просто боятся их даже задать, потому-что слишком душевные, а не духовные. А служители церкви многие, поняв суть учения и видя бездуховные, отвратительные в христианском понимании действия головного руководства, давно поняли и осознали что к чему, но оставлять свои рабочие места боятся, потому-что служа многие с молодости, ничего другого не умеют делать или нравится своя работа, другими словами….полагаются на себя, а не на Бога.(пишу это не голословно, не выдумывая, а точно зная).
    Многие фарисействующие в церкви, которые выступают против ношения брюк, в основном женщины пожилого возраста. Безумно жаль этих бабушек и женщин, кот.находятся в таком заблуждении, которых научили любить букву, а не Христа. Они выкраивают копейки со своих пенсий или маленьких зарплат и дрожащими руками кладут их в корзинки для пожертвований,сколько раз видела эту картину, а главный президент всех АСД, живет в шикарных аппартаментах, не скромных и имеет частный самолёт.Наверно пожертвований церквей, хватает на обслуживание роскошного образа жизни головного руководства и их детей, внуков. Жаль только людей, которыми кукловодят и учат чему угодно, но только не личным отношениям со Христом.
    Не ругайтесь, на самом деле многие в заблуждении и я по себе знаю, как сложно начать думать, после того, как ты уверовал в Елену Уайт….

В редакцию газеты «Балабаново» пришло письмо от жителя нашего города Сергея Белова. Мужчина пишет, что многие женщины приходят в храм на богослужения в брюках. В своем письме он говорит о том, что данная одежда является мужской, и в церковь в такой одежде ходить воспрещается, по его мнению, это кощунство и грех. Сергей утверждает, что женщины, пришедшие в брюках, позорят не только себя, но и всех православных верующих перед другими религиями.
А можно ли женщине посещать храм в брюках? Мы обратились за разъяснениями к священнослужителям.

Настоятель строящегося храма в честь Иоанна Предтечи (с.Комлево) иерей Алексий Лысов:

— О платках для женщин в церкви говорится в Первом послании к Коринфянам апостола Павла (глава 11, стихи 6-8) «Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа».
Давайте заглянем в историю. Во время, когда апостол Павел писал это послание, повсеместно было принято, чтобы все замужние женщины покрывали себя. Однако языческие жрицы демонстративно ходили повсюду без покрывала, да к тому же еще и обривали головы. Надо также помнить, что языческие храмы только назывались храмами, тот культ, который в них совершался, ничего общего не имел с Православным Богослужением. И в Коринфе, например, культу Афродиты служили тысячи сакральных жриц — куртизанок. Но это было в традициях древних языческих обществ и особенно не порицалось. Более того, как многое плохое, такой внешний вид женщины постепенно вошел в моду, и ему начали подражать даже и некоторые коринфские замужние женщины-христианки. Так что иногда уже нельзя было отличить, глядя на женщину без покрытия или остриженную, языческая жрица она или порядочная. Тогда – то апостол Павел и написал по этому поводу предостережение. Потому что, видя такую женщину в церкви, могли подумать, что и в христианской среде тоже есть развратные женщины.
Поэтому хорошо, если женщина и в наше время приходит в храм с покрытой головой. Тем самым мы выражаем свое уважение к словам апостола и к традиции Церкви. Но нужно понимать и исторический контекст.
Если в наши дни женщина оказалась в храме без платка, то это ни коем случае не повод ее изгонять из храма! Это просто безумие и преступление против духа Евангелия, придираясь к мелочному исполнению правил или обрядов, отгонять человека от Христа. Тот, кто это делает, встает между Богом и человеком, ищущим Бога. И этот грех во сто крат тяжелее, чем нарушение правила, смысла которого не знаешь.
Мои родители были настоящими комсомольцами, после окончания вуза были направлены осваивать Черноземье в дальних уголках нашей Родины. Ближайшая церковь от нашего дома находилась далеко, и мы не могли посещать службы. Первый раз пришел в храм в скорбях, у меня умер папа. Вначале не знал, какой иконе поклониться, куда свечи поставить. Слышал и упреки, и порицания… А ведь Господь наш Иисус Христос не раз указывал фарисеям на их слепую приверженность закону в ущерб состраданию и любви к ближнему.
«Не судите, и не судимы будете», — сказал Господь наш Иисус Христос всем нам.

Настоятель храма в честь иконы Божьей Матери «Достойно есть» (г.Балабаново) иерей Владимир Кисарин:

— В последнее время церковь старается относиться лояльно к религиозной неграмотности наших жителей, и поэтому если женщина придёт неподобающе одета, то священники, так сказать, закрывают глаза на это нарушение. В храмах есть юбки, которые можно надеть поверх брюк, и взять платочек, если у женщины нет своего, и покрыть голову. Не стоит делать замечания людям по поводу того, как они одеваются, чтобы не оттолкнуть их от Христа. По мере воцерковления человек сам поймет, как нужно одеваться.
Вопрос о брюках, платочках — один из часто задаваемых прихожанами. На самом деле, этот запрет содержится в Ветхом Завете. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие».
Брюки как мужская одежда появились относительно недавно, в 19 веке. В древние времена в женской и мужской одежде особой разницы практически не было — нижняя рубаха до колен и верхний плащ. Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия.. одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей…». Разница непринципиальная. Здесь речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем, ни другим.
О брюках как модели одежды ничего не сказано ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. Более того, в Церкви были случаи, когда женщины надевали мужскую одежду, например, св. блж. Ксения Петербуржская. Осуждала ли их Церковь? Церковь вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле.
Традиционное ношение юбок и платков существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В православной церкви других стран, например, Греции, о ней ничего не знают.

Ученые доказали, что узкие брюки и джинсы делают женщину не только внешне, но и внутренне похожей на мужчину. Все мы знаем о вреде долгого ношения высоких каблуков, нижнего белья из дешевых синтетических материалов… А при чем тут джинсы? Давайте попробуем разобраться.

Посмотрите видеорепортаж о влиянии брюк и джинсов на женское здоровье:

Во-первых, слишком узкие джинсы мешают нормальному кровообращению, особенно в области таза (и, соответственно, половых органов). Последствия очевидны: нарушение кровообращения и отеки. Ношение узких брюк подавляет выработку женских гормонов, и отрицательно влияет на женские половые органы.

Во-вторых, джинсы такого покроя сдавливают нервные окончания, что может вызвать неприятные болевые ощущения, такие как покалывание и жжение в ногах. Проведенные исследования показали, что смена узких джинс на более широкие полностью избавляет от этих симптомов.

Третья проблема – натирания. А как известно, натертые места – это ворота для микробов и возбудителей самых разных заболеваний. Например, при таких условиях вероятность активизации дрожжеподобных грибов рода Candida (возбудителей молочницы) возрастает в 15 раз!

Нарушение теплообмена тоже явно не способствует сохранению здоровой микрофлоры.

Ношение тесных джинс (особенно с большим процентом содержания синтетических волокон) вызывает дефицит поступления кислорода и питательных веществ к коже, мышечной и костной ткани, что приводит к сбоям в их регенерации. А в совокупности с нарушением поверхностной микроциркуляции крови, замедлением притока и оттока крови и лимфы, жиры в подкожных слоях расщепляются медленнее, клетки почти не дышат… Здравствуй, целлюлит!

Давление на внутренние органы может плохо повлиять на женское здоровье, что в сочетании с общей неблагоприятной ситуацией может привести к необратимым последствиям.

И как известно, фанатичное желание «влезть» в модные обтягивающие джинсы толкает многих женщин на безумные эксперименты с диетами и средствами для похудения.

Ко всему в жизни надо подходить, что называется, с головой, так что прежде чем купить модную новинку, подумайте о том, насколько она удобна и… безопасна. Не обольщайтесь уверениями продавцов, что тесные джинсы разносятся: как правило, после стирки изделия из натуральных материалов даже слегка садятся. Конечно, застегивать штаны можно и лежа – только нужны ли вам эти сложности?

А теперь рассмотрим ситуацию с энергетической точки зрения.

Низ живота — место где находятся женские репродуктивные органы, его нужно держать закрытым от посторонних глаз, ведь это самая важная зона в теле женщины, так как тут находится цветок ее женской сути - матка. Да и многие мужчины считают, что ягодицы женщины и бедра — самые соблазнительные части женского тела, и зачастую именно там оставляют свои недвусмысленные взгляды. Но если на бедра часто смотрят посторонние, то тем самым они забирают часть энергии, и женщина может болеть, у нее могут быть болезненные менструации, проблемы с репродуктивными органами, проблемы в отношениях со своим мужем. Причем, взгляды других женщин в эту зону тоже здоровья не прибавляют, так как зачастую они бывают завистливыми, недобрыми, и также откачивают энергию.

Все это не означает, что женщина должна ходить в бесформенном холщовом мешке. В длинной и расклешенной юбке женщина выглядит очень женственной, и в тоже время защищенной. В такой одежде энергия земли наполняет пространство вокруг ее ног и гениталий, давая женщине силы и здоровье. Бедра можно и нужно подчеркивать (и с этим прекрасно справляются «правильные» юбки), но обтягивать их не рекомендуется, так как это нарушает движение энергии в теле.

Если бедра обтянуты узкими юбками, и тем более узкими брюками и джинсами, то энергия в теле начинает двигаться по мужскому типу. Это лишает женщину ее Женской Силы, что, конечно же, не способствует ее счастливой жизни.

В последнее время в витринах магазинов всё чаще можно увидеть длинные юбки, и особенно летом. Пополните свой гардероб красивыми женственными юбками, платьями, ведь женственность, как ни крути, всегда будет в моде, а женщина в юбке обращает на себя куда больше взглядов и получает намного больше внимания мужчин, чем женщина в джинсах.

Посмотрите видео о предназначении одежды, о правильной одежде для вашего здоровья, гармоничного развития и жизни:

Более подробно о том физической и энергетической пользе ношения женщинами длинных юбок читайте в статье: ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНАМ НУЖНО НОСИТЬ ЮБКИ?

С пор о брюках, платочках, помаде, прическах и других, ничего не значащих вещах, более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

Задайте этот вопрос православным и вы получите быстрый и четкий ответ: Не положено, традиция такая. Более искушенные в Писании могут добавить: апостол Павел сказал, что женщине нельзя ходить в мужской одежде.

На самом деле, этот запрет содержится в Ветхом Завете. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5 ). А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1 Кор. 11:4–15 ).

Какой мужской одежды не должно быть на женщине? Поинтересовавшись, как выглядела мужская и женская одежда в те времена, мы будем удивлены. Речь не только не идет о брюках, их не было ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового, ни, даже, в Средние Века. Брюки, как мужская одежда появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин и женщин. Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия,.. одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей...» Как видим, разница не принципиальная. Это заставляет думать, что речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем не другим.

Может быть, основание для неприятия брюк можно найти в канонах Православной Церкви? В 62 правиле Шестого Вселенского собора действительно сказано: «...определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене, в одежду, мужу свойственную...», и тут же продолжение: «...ни носити личин комических... при давлении винограда в точилах не возглашати гнусного имени Диониса...» и т. д. и т. д. Оказывается речь идет о так называемых ряженых, а не об обычных одеждах. Все это правило посвящено разным языческим обычаям, проникающим в христианскую среду. Есть еще одно каноническое правило, на этот раз, ближе к нашей теме. 13 правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвою». Это правило, как мы видим, обличает не одежду а мнимое подвижничество, увлекаясь которым, женщина перестает быть такой, какой ее создал Бог.

Типичная фарисейская черта - буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле. Так, в свое время, заповедь: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23:19 ), в фарисейском истолковании, превратилась в гастрономическую заповедь о не вкушении молока и мяса одновременно. Но, даже если понять запрет на мужскую одежду для женщины буквально, причем здесь женские брюки? Ведь они спроектированы, скроены и пошиты специально для женщин. Что это за мужская одежда, которую ни один мужчина под страхом пыток не оденет? Брюки появляются на женщинах уже с начала XX века, а в шестидесятых годах, благодаря Иву Сен-Лорану, окончательно становятся женской одеждой. Теперь к ним просто не подходит определение мужская одежда.

Таким образом, мы ясно видим, что о брюках, как модели одежды, ничего не сказано ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. О брюках, и вообще об одежде ничего не говорят канонические правила Православной Церкви. Наконец, сам мир воспринимает женские брюки, как женскую одежду. Более того, в Церкви были случаи, когда женщины одевали действительно мужскую одежду, самую настоящую. Например, или старец Досифей Киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных. Осуждала ли их Церковь? Ведь, в обоих случаях, можно вспомнить правило Гангрского поместного собора, о котором мы упоминали. Но Церковь, вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле, как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл.

В Церковной традиции, как мы видим, оснований для запрета на женские брюки нет. Откуда же такой запрет взялся? Каковы причины его происхождения?

Первая причина имеет духовный характер. Фарисейская приверженность к внешнему исполнению заповедей часто играет с людьми злую шутку. Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в Церкви, и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения кроме своего даже в Церкви. А ведь апостол Павел, кроме внешнего вида говорит еще кое о чем: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14:34–35 ). И еще: «...а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем...» (1 Тим. 2:12 ). «Брючное» искушение - хороший пример того, как внешнее смирение становится поводом для дерзости. Примеров на памяти, к сожалению, немало. Пришлось однажды видеть, как в фойе Православного Университета, молодая смиренная студентка обмолвилась об относительности «юбочного» обычая в Церкви (сама она была одета в юбку). Стоявшая рядом женщина неопределенного возраста буквально пришла в бешенство, выкрикивая проклятие брюкам, чем ввела в смущение не только бедную девушку, но и всех присутствующих, включая священников. Другой пример произошел в детском психоневрологическом санатории. На работу устроилась женщина, которую по виду можно было принять за мусульманку. Она всегда носила платок и длинную юбку потому, что была православной. Постепенно она стала требовать себе льгот, объясняя это тем, что вокруг больные дети, и они могут на нее напасть, и, наконец, уволилась, не отказавшись от своих претензий. У кого повернется язык назвать безбожниками подвижников, с любовью работающих с болящими детьми, от которых часто брезгливо отворачиваются люди на улице, а иногда бросают даже собственные родители. И как назвать христианкой ту, которая, в юбке и платке, подала на них в суд.

Как тут не вспомнишь: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26 )

Вторая причина более обыденна. Связанна она с неприятием пожилыми людьми, не имеющими должного такта и уважения к другому человеку, мирской моды, появившейся в 60-е - 70-е годы. Реакция эта объясняется типичной советской серостью и задавленностью, нетерпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах и фасонах одежды. Исчерпывающее доказательство тому, тот факт, что «церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В Православной Церкви других стран о ней ничего не знают. Одна православная христианка переехала жить в Великобританию и при входе в Православный храм, по своей традиции, одевала платочек. Очень быстро она заметила, что выглядит экстравагантно и невольно приковывает к себе внимание на службе. Чтобы не смущать верующих, она решила платочек больше не одевать.

Характерны слова одной современной «святой», имени которой не буду называть, чтобы не травмировать ее почитателей. «Со скорбью говорила матушка о женщинах и девушках, которые ходят в брюках: Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, ... За это отвечать придется перед Господом... И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию - и немногие живыми вернутся... И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!» устами этой матушки говорит не святая, а запуганная советская старушка, даже не понимающая, как абсурдно звучат ее слова.

Конечно, дело не в брюках и платочках. Само желание выглядеть верующим, носить какую-то особенную форму, таит в себе большую опасность. Ведь верующим надо быть «...не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф. 6:18 ). Иначе мы соберем сокровище от людей, как дальше говорится в этом евангельском отрывке, но пригодится ли оно нам? Недаром многие святые избегали благочестивого вида, стараясь выглядеть обычными, а то и совсем никчемными и даже безумными. Стремиться к тому, чтобы выглядеть верующим - это и есть фарисейство, от закваски которого предостерегает Христос (Мф. 16:6 ). И спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других, ничего не значащих вещах, более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.