ПРАЗДНИК БУКВАРЯ в 1 классе

Цель: провести развлекательно-познавательное мероприятие.
Образовательные задачи:
- обобщить знания учащихся, полученные при изучении букваря;
- развитие умения грамотно, выразительно читать стихи; петь песни.
Коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция и развитие речи, памяти, логического мышления, внимания.
Воспитательные задачи:
- воспитание интереса к книге, к чтению;
- воспитание в детях лучших качеств человека: честности, верности, доброты, чувства товарищества.

Ход праздника

Дети заходят в зал. Слайд 1.

Ведущий: - Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня у нас радостный день -
сегодня у нас праздник! А праздник - это шутки, игры, песни.

Мы с вами собрались не зря,
Трудились первоклассники немало!
Сегодня праздник Букваря!
А Букварь всех книг начало.
Фанфары! Слайд 2.

Внимание! Внимание!
Спешим вам сообщить,
Что первоклассников
Пора б к нам пригласить.
Пусть прозвучат аплодисменты
В честь этого прекрасного момента!

Встречайте наших первоклассников! (под музыку выходят первоклассники).

Нарядная, парадная,
Такая ненаглядная,
Причёсанная, с бантиком
Девочка стоит.
И мальчики отличные,
Такие симпатичные,
Такие аккуратные
На нас сейчас глядят.

Наши первоклассники сегодня нарядные, красивые, а главное умненькие ребята. Умные потому, что научились читать, писать, и помогла им в этом первая книга, которую они взяли в руки.

Вы эту книгу полюбили,
Вы в ней все буквы изучили.
И как вам радостно сказать: -
«Вы все умеете читать».
(Спрашивает.)

Что это за книга, ребята?

Дети: Букварь!

Ведущий: Правильно! Это букварь. Вы закончили первую школьную книгу-букварь. Совсем недавно, первого сентября вы переступили порог нашей школы и стали школьниками. Хотя вы еще и маленькие, но уже грамотные граждане нашей страны. А научил вас всему умный, интересный, занимательный букварь.

А чему научил, прочтет Аделина.

l-ая ученица:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
Ну, прочитай еще страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Ведущий: Дети, а где же наш виновник торжества - Букварь? Без него у
нас не получится праздник. Давайте хором позовем его: «Букварь, где ты?»

Дети зовут, выходит мальчик, у него на груди висит макет букваря. Музыка.

Букварь:
Учились вы по мне,
Я книга школьная - букварь!
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать,
Про горы, про долины,
Про водные глубины,
Про реки, звезды и моря
Не обойтись без букваря!

Появляется Кикимора.

Кикимора: Ой-ой-ой! Подумаешь Букварь! Вот я, Кикимора Неграмотная, две тысячи лет на болоте прожила, ни одной буквы не знаю и ничего прекрасно себя чувствую!

Букварь: В самом деле, прекрасно? Это оттого, что ты живешь в болоте. А в
болоте жизнь простая, некультурная плюх-плюх, чав-чав, плюх-плюх, чав-чав. И все понятно! А культурные люди без букваря, без книги и грамоты обойтись не могут.

Кикимора: Ой! Ну что вы такое говорите. Я не могу! Ну, скажите зачем, зачем мне знать
грамоту! Не зачем и вам не советую! Ребята вам нужна грамота?

Дети: ДА!!!

Кикимора: Скажите, зачем мне какие-то буквы? Записки что ли Водяному
писать? Даже если я в болоте перекупаюсь и охрипну, голос потеряю, то я все равно смогу жестами показать все, что мне надо! Ням-ням - есть хочу. Буль буль - пить. Хрр-хрр - спать.

Ведущий: Показать то конечно можно, если ты и твой друг находитесь рядом. А как ты пошлешь своему другу Лешему в соседний лес срочное сообщение?

Кикимора: А я картинку нарисую. На слайде появляется картинка.

Ведущий: И что это значит?

Кикимора: Не поняли? А еще грамотные? Это значит: Приходи ко мне в гости есть куриные окорока. А вот холодца из петушиных гребешков не будет. Зато покатаемся с горки.

Ведущий: Мне кажется, что письмо Кикиморы заставит Лешего поломать голову. Так часто случалось в древние времена, когда люди еще не знали письменности. Поэтому послания их друг другу часто напоминали загадки.

Ведущий: Вот посмотри, Кикиморушка, как Леший прочел твое письмо.

«Ах ты, Леший, ноги твои куриные, безголовый ты совсем! Придешь ко мне в гости - спущу с горки. Чем я Кикимора тебя обидел? Чем заслужил такое твое письмо? Не показывайся после такого письма ко мне на глаза! Твой бывший друг Леший».

Кикимора: Ах, я несчастная! Ах, неграмотная я! Хотела написать одно, а
получилось другое! Ой, горе мне, горе! Как же я жить буду?!

Ведущий: Не расстраивайся, такое бывало, пока люди не придумали алфавит.

Кикимора: Познакомьте меня с ними! Познакомьте скорее! Я тоже хочу знать алфавит.

Ведущий: Поможем ребята?

Дети : Да!

Слайд 3.

Ученик 1: Есть на белом свете дом.
Обитают буквы в нём.
Буквы прописные,
Буковки строчные,
Книжные, тетрадные,
Очень аккуратные.

Ученик 2: Невелик и прост на вид,
Дом зовётся - АЛФАВИТ.

Славно буквы там живут,
Любят свой нелёгкий труд.

Ученик 3: Теперь мы знаем буквы, слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.

Букварь: Ребята, а какие вы слова знаете на букву А?

Кикимора: Я знаю - «Агурец»

Ведущий: Ребята, на какую букву начинается слово огурец?

Кикимора: Ну и подумаешь!

Букварь : Ребята, а я хочу проверить, как вы усвоили буквы.

Ведущий: Внимание на экран
Загадки про буквы

Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь?
Перед тобою буква (А)

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук. (Ж)

Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком,
А между ними - поясок,
Натянутый наискосок. (И)

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (о)

Взявшись за руки друзья
И сказали: «Ты да я - Это мы».
А между тем
Получилась буква... (м)

Бывает эта буква
В конце и в середине.
В конце капусты, брюквы
И в середине дыни. (Ы)

Слайд 10.

На эту букву посмотри -
Она совсем как цифра "3". (3)

Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась буква…. (Ю).

Букварь: Вы очень хорошо знаете буквы русского алфавита. Отныне и навсегда они ваши друзья.

За ребят я очень рад!
Вижу: учатся всему-
Счету, грамоте, письму.
Хоть малы еще на вид -
Знают русский алфавит.

Ведущий: Дорогой наш Букварь наши первоклассники приготовили для тебя песню.

Исполняется песня на мотив песни "День рождения".
Пусть бегут в книге строчки.
Буквы, слоги и точки,
Мы уже научились читать.
Книги все мы узнаем,
Просто перечитаем,
И учиться мы будем на "5".

Припев:

Полетели в чудо-сказку,
В чудо верим мы теперь.
Знаем буквы без подсказки.
Все прочтем, поверь!

Кикимора: А я, зато много знаю загадок.

А сейчас…

Дети, сядьте по местам,
Вам загадки я задам.
Вы друг другу помогайте,
Хором громко отвечайте
Стоит веселый, светлый дом,
Ребят проворных много в нем,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (Школа)

Есть добрая вещица у меня.
Нельзя мне без нее,
Прожить и дня.
Помогает мне во всем,
Но живет моим умом.
Я решу - она решит,
Я спешу - она спешит...
Занимательная штучка,
Как зовется она? (Ручка)

Пишет он, когда диктуют
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом. (Карандаш)

То я в клетку, то в линейку,
Написать по ней сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Называюсь я... (Тетрадь)

Черные, кривые,
От рождения немые,
А как только станут в ряд -
Сразу все заговорят. (Буквы)

У каждой девчонки,
Любого мальчишки
Есть эта заветная книжка.
Читают и ныне,
Читали и встарь
Чудесную книжку
С названьем... (Букварь)

Ведущий: Дорогой букварь, а наши дети умеют не только отгадывать загадки, но и танцевать.

Слайд 13. Дети танцуют.

Кикимора: Ой, простите меня неграмотную! Хочу вопрос задать. Только стесняюсь!

Ведущий: Задавай, не стесняйся! Кто не стесняется спрашивать, тот с каждым вопросом становится умней.

Кикимора: А буквы трудно учить? Не больно?

Дети: Нет!

Кикимора: А вам нравится быть грамотными?

Кикимора: Какие умные ребята все буквы знают, петь умеют, танцевать умеют. Я тоже так хочу. На следующий год обязательно пойду в школу!

А давайте проверим их, точно ли они научились быть очень внимательными на уроках или только притворяются. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Ребята, я буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!»

Итак, начинаем.

Игра «Это я»!

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- ЭТО Я...
КТО из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Нет, не я...
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
- Это я...
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
- ЭТО Я...
КТО из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Нет не я...
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
- Нет, не я...
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
- Нет не я...
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
- Это я...
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- ЭТО Я...
ЭТО кто играл в футбол и забил в окошко гол?
- Нет не я...
КТО из вас своим трудом украшает класс и дом?!
- Это Я...
- Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!
- Это я...
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Нет, не я...
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!
- Это я...

Ведущий:

Хороша была игра!
Знают все, что чтенье -
И забава, и учение,
Развлеченье, приключенье...
И конечно не мучение.

Букварь:

Позади нелёгкий труд,
Медленного чтения:
Вам сегодня выдаю
УДОСТОВЕРЕНИЯ,
В том, что вы букварь прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Вы прочтёте любые книжки.
(вручение удостоверений)

Ведущий: Ребята, давайте сделаем подарок Кикиморе. А что ей подарить?

Дети: Букварь.

Кикимора: Ой, спасибо! Вы такие добрые, умные, хорошие и дружные. Чтобы мне вам подарить? Я вам песню подарю, а вы мне поможете!

Слайд 15. Песня «Улыбка»

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется…
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.

Припев:

И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке…
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.

От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик;
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.

Кикимора: А теперь в лес побегу Водяного грамоте учить буду! Букварь, ты мне поможешь?

Букварь: Конечно, помогу! До свидания, ребята!

Ведущий: Слово предоставляется завучу по учебно-воспитательной работе Римме Рашитовне.

Завуч по учебно-воспитательной работе: Дорогие ребята, поздравляю вас с первой школьной победой! Вы такие дружные и веселые и каждому из вас я сегодня вручу памятную медаль «Выпускнику 1 класса» и диплом. (Вручение медалей, дипломов)

Слайд 16. Вручение дипломов об окончании первого класса.

Ведущий: От имени родителей первоклассников поздравит мама Фазылова Тагира Минзаля Равиловна.

Ведущий:

Теперь за лето отдохнете
Сил наберетесь про запас
А в сентябре сюда вернетесь
И во второй пойдете класс.

Слайд 17. Видео "Прощай, букварь".

Праздник букваря.

Цель:

В увлекательной игровой форме способствовать повторению и систематизации знаний учащихся, полученных в процессе работы по курсу «Обучение грамоте»; поддерживать у учащихся интерес к знаниям.

Задачи:

1. Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда, развивать творческие способности учащихся.
2. Способствовать воспитанию положительного отношения к чтению; уважительного отношения к одноклассникам, родителям.

Ведущий: В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека – Букваря.
Сегодня мы собрались для того, чтобы сказать добрые слова тому, кто был другом для вас с сентября по сегодняшний день, кто всё это время молчал, но каждый миг учил вас доброму, справедливому и хорошему. Своим умением читать и писать мы благодарны этой книге – книге, с которой начинают учиться все: инженеры и академики, врачи и президенты, лётчики и повара.

Сняли с БУКВАРЯ обложку,
и закладок нет...
Все взволнованы немножко...
В чем секрет?
Дочитали эту книгу школьники вчера,
А сегодня – день прощанья, праздник Букваря.

Ведущий: Какой буквы не хватает между соседями? 3_РАВ_Т_У_Ш_О_А

(Названная буква становится на место.)

Ведущий: Молодцы, буквы поставили правильно, но фраза написана с ошибками. Чего не хватает?

Дети. Запятой и восклицательного знака.

(Дети выстраивают полную фразу: «Здравствуй, школа!»)

Ведущий : Ребята хотят рассказать, как учились, как росли, чему научились, благодаря Букварю.

1-й ученик :

Мы помним тот звонок весёлый,

Что прозвенел нам в первый раз,

Когда вошли с цветами в школу

В свой самый лучший первый класс.

2-й ученик :

Я на уроке в первый раз,

Теперь я ученица!

Вошла учительница в класс:

Вставать или садиться?

Как надо парту открывать

Не знала я сначала,

И я не знала, как вставать,

Чтоб парта не стучала.

Мне говорят: “Иди к доске!”

Я руку поднимаю…,

А как перо держать в руке –

Совсем не понимаю.

Я на уроке в первый раз,

Теперь я ученица!

За партой правильно сижу,

Хотя мне не сидится!

3-й ученик :

Ежедневно по утрам заниматься нужно нам.

Мы с доски не сводим глаз,

И учитель учит нас.

Ель, топор, лопата, руки –

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

4-й ученик :

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

5-й ученик :

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

6-й ученик :

Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

Ма и ша (запомни Маша)

К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

Чтоб скорей и лучше было,

Все читайте по слогам.

7-й ученик :

Соединили мы два слова

И предложение готово.

Дождь идёт. Гремит гроза.

Улетела стрекоза.

8-й ученик :

Мы знаем буквы, знаем слоги,

И постепенно, понемногу,

Мы все сегодня говорим:

Все: Спасибо, букварю!!!

Викторина по сказкам

1. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла своё,
Вы подскажите, как звали её?

2 . Кто работать не хотел,
а играл и песни пел?
К братцу третьему потом
прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
и называется….

3 . Удивляется народ:
едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
ест большие калачи!
Чай сам наливается по его хотению,
А сказка называется…

4. Подарит новое корыто, и новый дом,
и слуг в придачу.
Но если уж она сердита,
с ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё,
и в море зыбком растает….

5. Сидит в корзине девочка
у Мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
несёт её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда ответь!
Названье этой книжки…

6. Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый …..

7. Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
говорливый, простодушный
И румяный…

8. Появилась из весеннего цветочка

Крошечная сказочная дочка.

Жаба её похищала,

Мышь за крота выдавала,

Ласточка крошку спасла,

В солнечный край унесла.

Я попрошу вас сказать,

Как эту девочку звать? (Дюймовочка)

9. С доброй мамой в Заполярье

Белый мишенька живёт,

Мальчик дружит с медвежонком

И его на ёлку ждёт.

Ну-ка, ребятишки,

Напрягите ум-ка.

Верно, догадались!

Мишку звали…(Умка)

10. В английском Чудесном Лесу

Волшебные звери живут:

Сова, Пятачок, Крошка Ру,

И Ослик, и Кролик – все тут.

Компании этой душа –

Он детства счастливого дух-

Прошу вас назвать не спеша:

Весёлый, смешной…(Винни-Пух)

11. Живут в Цветочном городе

Девчонки и мальчишки:

Ворчун, Сиропчик, Кнопочка –

Смешные коротышки.

А кто лентяй отпетый?

Кто главный фантазёр?

Проказник самый первый,

Кто на язык остёр?

А ну-ка, угадайте-ка!

Конечно, он…(Незнайка)

Ведущий: Молодцы, ребята.

Песня 33 родных сестрицы

Ведущий: В школе есть не только уроки, но и перемены. Устроим себе переменку и поиграем в игру.

Ребята, я сейчас будем задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!»

или, топая ногами, говорите: «НЕТ, не я, нет, не я, нет, не все мои друзья».

Давайте прорепетируем: Хлопая в ладоши - «Это я, это я, это все мои друзья!»

Топая ногами - «Нет, не я, нет, не я, нет, и не все мои друзья!». Итак, начинаем:

Игра «Это я»!

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Это я...
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Нет, не я...
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
- Это я...
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
- Это я...
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Нет не я...
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
- Нет, не я...
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
- Нет не я...
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
- Это я...
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- Это я...
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
- Нет не я...
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!
- Это я...
Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!
- Это я...
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Нет, не я...
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!
- Это я...

Сценка от 1 «А» класса

Песня Абвгдейка

Игра «Составь слово»

Детям предлагается отгадать несколько загадок. Участвуют две команды. Сначала отгадывает одна, затем другая. За правильный ответ учитель даёт им по одной букве. Из полученных четырех букв каждая команда должна составить слово - назвать животное – и построиться в одну шеренгу так, чтобы это название по буквам на Кличках сложно прочесть.

Для 1 команды:
1. Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рожден,
Сам её рождает. (Лёд)
2. Конь стальной.
Хвост льняной. (Игла)
3. Бел, как снег, В чести у всех. (Сахар)
4. В середине алый, сахарный,
А кафтан зеленый, бархатный (Арбуз)
Слово ЛИСА

Для 2 команды:
1. Дом по улице идет.
На работу нас ведёт.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)
2. Полон хлевец белых овец. (Зубы)
3. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
4. Какой колокольчик не звенит? (Цветок);
Слово ЗАЯЦ.
Букварь. Молодцы, ребята!

Игра «Шарики на ложках»

Дети делятся на две команды. Каждая команда становится около своего стула. К спинке стула привязаны воздушные шарики с написанными на них буквами. Первый играющий от каждой команды берет деревянную ложку, кладет в нее шарик с буквой «а» и, стараясь не уронить, несет его через всю сцену и привязывает к спинке второго стула. Команда, которая быстрее соберет из букв, написанных на шариках, слово «азбука», выигрывает. Если играющий уронит шарик, он возвращается назад и передает ложку с шариком другому игроку своей команды.

Сценка 1 «Б» класса.

Ведущий:
Буквы-значки. Как бойцы на парад,
В чётком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.

И называется он - АЛФАВИТ.

Букварь

За ребят я очень рад!

Вижу: учатся всему -

Счету, грамоте, письму.

Хоть малы еще на вид -

Знают русский алфавит.

Сколько букв в нем?

Дети (хором)

Тридцать три!

Ты на буквы посмотри!

Буква А

Буква "а" сладка на вкус,

Словно сахарный арбуз.

Буква Б

По полю барашек белый

Темной ночью брел несмело.

Блеял он: "Боюсь я! Бе-е-е!"

Узнаете букву "б"?

Буква В

Буква "в" есть в слове "вол",

Я ее легко нашел!

Буква Г

Что за грохот? Что за гром?

Букву "г" принес нам гном.

Буква Д

Буква "д", как будто дом,

Я в деревне жил в таком.

Буква Е

Буква "е" есть в слове "ель",

Заметает ель метель.

Буква Ё

Буква "ё" есть в слове "ёж",

Ты легко ее найдешь!

Буква Ж

Узнаешь знакомый звук?

Буква "ж" жужжит, как жук.

Буква 3

"3" звенит, словно звонок,

Нас торопит на урок.

Буква И

"И" - игрушки, "и" - игра.

Любит игры детвора!

Буква Й

Йогурт из малины

Самый наш любимый!

Буква К

Буква "к", как куколка,

Славненькая буковка!

Буква Л

Лето, ливень, листопад,

Я любой погоде рад!

Буква М

Букву "м" узнал я рано,

Ведь она есть в слове "мама".

Буква Н

"Н" - веселый Новый год,

Скоро в гости к нам придет!

Буква О

"О" - похоже на колечко,

Словно шерстка на овечке.

Буква П

"П" - прекрасные подарки

Принесли в пакете ярком.

Буква Р

"Р" - рычит, как будто рысь,

Эй, меня остерегись!

Буква С

"С" - свистит, словно свисток:

Удирайте со всех ног!

Буква Т

Взял я толстую тетрадь,

Буду букву "т" писать.

Буква У

Замычит буренка: "Му-у!"

Узнаете букву "у"?

Буква Ф

Я в лесу нашла фиалку,

Только рвать фиалку жалко!

Буква X

Веселится буква "х":

Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Буква Ц

Кап-кап-кап - за каплей капля

Мелкий дождик моросит.

Буква "ц", как будто цапля,

На одной ноге стоит.

Буква Ч

Чашки, чайник, сладкий чай,

Что за буква? Отвечай!

Буква Ш

Я собою хороша!

Вы узнали букву "ш"?

Буква Щ

Буква "щ" есть в слове "щит".

От удара он трещит!

Твердый знак

Знак я очень твердый,

Оттого и гордый.

Буквы в слове разделяю,

Только жаль, меня теряют!

Буква Ы

Буква "ы" есть в слове "бык",

Травку бык щипать привык!

Мягкий знак

Я - мягкий знак.

Меня найдешь

И в слове "льет", и

В слове "дождь".

Буква Э

Этот дом похож на наш -

У него один этаж.

Буква Ю

Скачет Юля, как юла,

Хоть и ростиком мала!

Буква Я

Не забудь, что буква "я"

Самая последняя!

Музыкальная азбука

Ведущий: Молодцы! Ни одной буквы не забыли, все назвали правильно! А теперь я хочу проверить, как вы научились из букв складывать и читать слова. Кто мне покажет?

Игра «Собери пословицу»

(пословицы написаны разным цветом и разрезаны; дети разбирают по одному слову, затем объединяются в группы по цвету, складывают и читают пословицу о книгах).

1.Кто много читает, тот много знает.

2.День, прожитый без книги – потерянный день.

Ведущий: Любите, ребята, книгу! Она вам поможет вырасти культурными людьми, какими хочет вас видеть Родина, родители, учителя.

Ведущий: Молодцы, ребята, ведь вы не только выучили буквы, но и научились читать. Теперь вы меньше отвлекаете старших – ведь любимую книгу можете прочитать сами.

Ученик 1.

Как хорошо умет читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу…»
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать!

Ученик 2 .

Я бросила куклу, играть не хочу,
Мне некогда очень, я буквы учу.
Из них я сама составляю слова,
Из них написала «Трава» и «Дрова».
Дрова – на траве, трава на лугу.
Теперь, как большая, читать я могу.

Ученик 3.

Чтобы не канючить, бабушку не мучить,
Почитаю сказки, все наперечёт.
Бабушка на кухне варит борщ и кашу
И блинов, конечно, вкусных напечёт.
Букварь учил нас не только читать, но и быть дружными, воспитанными, внимательными. Вот и посмотрим, поиграем с детьми.

Ведущий: Наш праздник подошел к концу. До свидания!

Сценарий праздника

« Прощание с Букварём»


2016 г.

ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ:

    Оформление сцены и подготовка костюмов для выступающих

    Разработка сценария

    Подготовка творческих номеров

    Привлечение активных родителей для приобретения памятных подарков (книг)

Праздник «Прощание с Букварём»

(В зале звучит музыка)

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые родители, бабушки и дедушки, тёти и дяди, братишки и сестрички! Сегодня мы собрались на праздник - мы прощаемся с Букварём. Этот умный и яркий учебник стал для нас настоящим другом.

Ученики:

1. Заходите, заходите!

Всех на праздник мы зовём –

Вместе с нами не хотите ль

Попрощаться с Букварём?!

2. Хороша сегодня школа,

Зал горит огнём.

Мы на праздник наш весёлый

Всех друзей зовём.

3.Папы, мамы, гости дорогие,

Вы пришли сюда не зря.

Ведь у нас сегодня праздник,

Праздник Букваря!

4. Сегодня, друзья, мы сюда собрались,

Чтоб доброе слово сказать

Тому, кто был другом,

Кто каждый свой час

Молчал, но учил нас трудиться.

Вначале он буквы свои показал,

Теперь мы читаем страницы!

5. Мы доброе слово сказать букварю

Сегодня должны все, ребята!

Давайте-ка песню подарим ему

Споём её вместе с друзьями.

Звучит песня «Прощание с Букварём»(поют первоклассники)

Ведущий: Мы закончили первую школьную книгу - букварь. Совсем недавно, ребята, первого сентября вы переступили порог нашей школы и стали школьниками. За это время вы научились читать и писать. Хотя вы еще и маленькие, но уже грамотные граждане нашей страны. А научил вас всему умный, интересный, занимательный букварь. Букварь научил вас читать и писать, а еще рассказал вам, как могуча наша родина, как велика наша страна.

Ученики:

1. С Букварём я в первый раз

Пришёл в свой светлый класс,

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

2. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.

3. И учительница наша
Начинала с букваря.
И директор наш, ребята,
С букварем ходил когда-то.
Все ходили в первый класс,
Наша очередь сейчас.

Ведущий: А где же наш друг Букварь? Давайте все вместе позовем его!

Дети ( хором): Букварь! Мы тебя ждем!

Букварь:

Вот и я, мои друзья!
Я вам очень рад!
Слышать добрые слова
Кто же не захочет

Учились вы по мне и встарь,

Я книга школьная - букварь!

Рисунки, буквы, точки,

Коротенькие строчки.

Тому, кто хочет много знать,

Про горы, про долины,

Про водные глубины,

Про реки, звезды и моря -

Не обойтись без букваря!

С вами очень подружиться

Мне хотелось с первых дней,

Чтоб могли вы научиться

Я учитель и помощник,

Первая ступень в пути.

Ведущий:

Есть на речке на чернильной

Город маленький, не пыльный.

С незапамятных времён

Букварём зовётся он.

В этом городе живёт удивительный народ.

Ребята, а что это за народ?

Дети: Буквы!

Ведущий:

Уважаемый Букварь! Принимай парад войск от А до Я. Буквы встать!

Букварь:

Есть принимать парад!
А ну-ка, буквы, встаньте в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд! (ребята, читающие стихи о буквах выходят на сцену и становятся полукругом)
Гласные?
Согласные? (Шаг вперед, хором: «Здесь!»)
Буквы, которые не обозначают звуков? (Шаг вперед, хором: «Здесь!»)

Ученики:

1. Буквы – значки, как бойцы на парад,

В чётком равнении построились в ряд!

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё Алфавит!

2. Ты на буквы посмотри,

Их же ровно тридцать три.

(Дети читают стихи о буквах)

Буква А.

Буква А сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.

Буква Б.

По полю барашек белый
Темной ночью брел несмело.
Блеял он: "Боюсь я! Бе-е-е!"
Узнаете букву Б?

Буква В.

Буква В есть в слове "вол",
Я ее легко нашел!

Буква Г.

Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принес нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал, наш бедный гость!

Буква Д.

Буква Д, как будто дом,
Я в деревне жил в таком.

Буква Е.

Буква Е есть в слове "ель",
Заметает ель метель.

Буква Ё.

Буква Ё есть в слове "ёж",
Ты легко ее найдешь!

Буква Ж.

Узнаешь знакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук.

Буква З.

З звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.

Буква И.

И – игрушки,
И – игра.
Любит игры детвора!

Буква Й.

Йогурт из малины
Самый наш любимый!

Буква К.

Буква К, как куколка,
Славненькая буковка!

Буква Л.

Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!

Буква М.

Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове "мама".

Буква Н.

Н – веселый Новый год,
Скоро в гости к нам придет!

Буква О.

О – похоже на колечко,
Словно шерстка на овечке.

Буква П.

П – прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.

Буква Р.

Р – рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!

Буква С.

С – свистит, словно свисток:
Удирайте со всех ног!

Буква Т.

Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.

Буква У.

Замычит буренка: "Му-у!"
Узнаете букву У?

Буква Ф.

Я в лесу нашла фиалку –
Только рвать фиалку жалко!

Буква Х.

Веселится буква Х:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Буква Ц.

Кап-кап-кап – за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква Ц, как будто цапля,
На одной ноге стоит.

Буква Ч.

Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!

Буква Ш.

Я шуршу, как будто шины,
Есть я в слове и "машина",
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш?

Буква Щ.

Буква Щ есть в слове "щит".
От удара он трещит!

Твердый знак.

Знак я очень твердый,
Оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!

Буква Ы.

Буква Ы есть в слове "бык",
Травку бык щипать привык!

Мягкий знак.

Я – мягкий знак.
Меня найдешь
И в слове "льет", и
В слове "дождь".

Буква Э.

Этот дом похож на наш –
У него один этаж.

Буква Ю.

Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!

Буква Я.

Ты твердишь все: "Я да я!
Всех умнее я, друзья!"
Не забудь, что буква Я –
Самая последняя!

(Дети, прочитав стихи, поют песню, затем садятся на свои места.)

Букварь:

Молодцы, ребята! Ни одной буквы не забыли, все назвали правильно!

Ведущий:

- Ребята, вы узнали, что Алфавит состоит из букв, а вот из чего состоят мальчики и девочки мы сейчас узнаем из песни.Песня «Из чего же сделаны мальчики, девочки…»

Ведущий:

Ребята, чтобы хорошо учиться нужно быть очень внимательными на уроках. Сейчас я вас проверю. Мы сыграем с вами в игру «Это я»! Я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «Нет не я, нет не я, и не все мои друзья!» Итак, начинаем.

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?! (Это я...)
- Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?! (Это я...)
- Кто мороза не боится, на коньках бежит как птица?! (Это я...)
- Кто из вас такой ловкач, лучше всех бросает мяч?! (Это я...)
- Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?! (Нет, не я...)
- Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?! (Это я...)
- Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?! (Нет, не я...)
- Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?! (Это я...)
- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?! (Нет, не я...)
- Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?! (Нет, не я...)
- Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?! (Нет, не я...)
- Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?! (Это я...)
- Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?! (Это я...)

Ведущий:

- Дорогой Букварь! А ребята 1 класса приготовили для тебя подарок. Они сейчас покажут сценку и расскажут, кто же из девочек, будет лучшей ученицей.

Сценка "Кто будет лучшей ученицей?" (инсценируют 1 кл.)

1-я первоклассница. Я буду лучшей ученицей, потому что мне мама новое платье для школы сошьет, с белым воротничком.

2-я первоклассница. Нет, я буду лучшей ученицей, потому что мне мама новую школьную сумку купит.

3-я первоклассница. Нет, я! Нет, я! Потому, что у меня школьная сумка, и пенал. И новое платье будет, да еще две белые ленточки в косичках.

4-я первоклассница. Не знаю, девочки, кто лучшей ученицей будет, да и некогда мне. Я сегодня должна прочитать вот эту интересную книгу. (Показывает книгу.) Помните, нам учительница говорила: "Кто много читает, тот будет хорошо учиться"?

Ведущий: Так, кто же, по-вашему, будет лучшей ученицей и почему? (Дети отвечают.)

Ведущий:

- Часто об ученике могут многое рассказать его вещи. Об этом и сами книги рассуждают. Итак, слово ребятам 1 класса.

Инсценировка стихотворения М.Ильина "Две книжки" (показ сценки

1 кл.)

1-я книжка. Ну, как твои делишки?

2-я книжка.
Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложку вырвал с мясом!
Да что обложка... Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей... Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?

1-я книжка.
Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня.
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, о них
И говорить-то неприлично...
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на "отлично"...

2-я книжка.
Ну, мой на тройках едет еле-еле,
И даже двойку получил на той неделе...

Ведущий:

- Ребята, а вы научились беречь свои книги? (Ответы детей.)

Ученики:

Кто любит музыку и песни,

Тому живётся интересней.

И в день прощанья с Букварём

Мы станцуем и споём.

Ведущий:

Ребята первых классов приготовили танец «Диско».(танцует все ребята .)

Букварь:

Ребята! Я очень рад, что вы меня так любите. Но я не один пришел к вам на праздник, я не один учил вас грамоте. У меня еще есть помощники. Отгадайте, кто они такие ? (выступают ребята 2 кл.)

Тетрадь.

То я в клетку, то в линейку –
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Кто такая я?

Дети (хором). Тетрадь!

Карандаш.

А я другой приятель ваш –
Проворный, острый...

Дети (хором). Карандаш!

Карандаш.

В тетрадях палочек ряды –
Мои упорные труды.
Чем вы со мной дружнее,
Тем палочки ровнее.

Ручка.

Буквы печатные,
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Кто я?

Дети (хором). Ручка!

Ручка.

Я ручка школьная, друзья!
Учу писать вас буквы я.
Кто со мной дружить готов,
Тот не пожалеет:
Сколько он хороших слов
Написать сумеет!

Букварь:

Молодцы, ребята! Всех моих помощников отгадали.А Я к вам привёл свою старшую подругу книгу для чтения «Капельки Солнца». (Входит девочка в костюме книги).

«Капельки солнца»:

Очень рада встречи с вами!

Мне солнце подарило капельки свои,

Чтоб я их превратила в буквы и значки.

Хочешь плыть по океанам,

Опускаться в глубину,

Побывать во многих странах

И домчаться на Луну,

Быть отважным следопытом

В чащах вековых?

Все края тебе раскрыты

На страницах книг.

Как, друзья вам всем я рада.

Встреча с вами- мне награда.

Вот шелестят мои страницы,

И кто-то к нам ещё стучится. (стук в дверь)

Заяц Пус:

Здравствуйте, ребята!

Был я зайчонком и рос я в лесу.

Пусом назвали меня за красу:

Очень пушистым сынком был у мамы,

Радостным очень, весёлым по нраву.

Около леса школа была,

Вся детвора ходила туда.

Съел я волшебный клевер друзья,

И в школу отправился мальчиком я.

Петя Зайцев стоит перед вами.

Думаю, скоро станем друзьями.

Вместе со мной вы отправитесь в путь,

«Капельки солнца» взять не забудь.

Ведущий:

Дорогой заяц Пус, то есть Петя Зайцев. Я думаю, что ребята подружатся с тобой на страницах книги «Капельки солнца». Для тебя они приготовили сюрприз. Сейчас ребята из первых классов покажут для тебя и для дорогих наших гостей танец «зайчат».

Букварь:

И в десять лет и в шесть, и в пять

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, птицы, пляски.

Все прочитаем в жизни сказки.

Ведущий:

Нужна лишь книга на столе

Да мир в семье и на Земле!

Сегодня мы прощаемся с букварем. А на память об этом празднике пусть у вас в домашней библиотеке появится эта замечательная книга, которую приготовили для вас ваши дорогие родители. Надеюсь, она вам понравится.
(Звучит музыка. Каждому ученику дарится на память книга)

А для вас дорогие родители, ребята тоже приготовили подарок. Звучит песня «Выше папы ростом» в исполнении первоклассников.

Ученики:

Книг заветные страницы

Помогают людям жить,

И работать, и учиться,

И Отчизной дорожить.

Беру букварь в последний раз!

Несу букварь в просторный класс!

И дорогому букварю я говорю:

«Благодарю!»

Ты книга первая моя!

На свете много книжек есть,

Все книжки я могу прочесть.

До свиданья! До свиданья!

А на следующий год

Тех, кто в первый класс придёт.

Ведущий:

Вам, девчонки, вам, мальчишки,
С книжкой ладить и дружить.
Пусть любовь к хорошей книжке

С вами вместе будет жить.

Подружитесь с новой книгой. Читайте, растите умными детьми!

И завершает наш праздник вокальная студия «Карнавал», звучит песня

« Про мышей», в исполнении ребят из 1 класса.

Ведущий:

На этом наш праздник закончен. В добрый путь по дороге знаний!

Торжественным исполнением тропаря в честь святых Кирилла и Мефодия начнется в этом году День славянской письменности и культуры

Текст: Елена Новоселова/РГ
Фото: Цветная литография Яно Кёлера «Святые Кирилл и Мефодий», 1912

24 мая церковь и государство прославляют память двух великих по вкладу в славянскую культуру греческих братьев, подаривших нашим предкам радость чтения книг.

Первой книге в жизни человека-читателя букварю организаторы решили посвятить уже традиционный концерт на , где соберется грандиозный сводный хор из двух тысяч человек.

Поскольку букварь — это детская книга, объяснил начальник военно-оркестровой службы Вооруженных сил РФ — главный военный дирижер генерал-лейтенант Валерий Халилов, на сцене будет 1200 детей. А остальные 800 человек — профессиональный юношеский хор.

Концерт будет состоять из любимых всеми песен из детских кинофильмов и мультфильмов. Ведь 2016-й — это Год кино. Детей в сводный хор собирали со всей страны. Во время выступления будут включения Казани, Новосибирска и Калининграда с синхронным исполнением песен.

Главный военный дирижер подчеркнул, что жанр сводного хора, массового пения всегда был популярен в России. И поделился идеей в будущем организовать праздник детских духовых оркестров, тоже вполне российская забава.

Сделав акцент на специфике нового праздника (День славянской письменности и культуры стал отмечаться в новой России только с 1991 года и имеет церковную и государственную составляющие), председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда остановился на особом его значении в воспитании уважительного отношения к слову, языку:

Сейчас очень непростое время, заметна девальвация слова, в нашем языковом пространстве, в обществе и СМИ возможны вещи, которые раньше были немыслимы. А разрушение языковой культуры ведет к разрушению культуры в целом.

Владимир Легойда пригласил москвичей участвовать в празднике, прославляющем изобретателей славянской азбуки, вместе с детьми. По его мнению, о жизни славных греков узнать не только полезно, но и интересно: «Жития Кирилла и Мефодия — это практически . Надо уметь его рассказать!»

Как сообщил замминистра культуры России Александр Журавский, в торжестве на Красной площади примет участие и вице-премьер правительства Ольга Голодец:

Все начнется с Божественной литургии. К концерту на Красной площади в режиме онлайн будут подключаться другие регионы. Похожие хоровые праздники пройдут по всей стране. А на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге соберется хор больше московского — из 2700 человек.

Замминистра также отметил, что в концерте прозвучит и вполне серьезная музыка, в частности Сергея Прокофьева, поскольку 2016-й — юбилейный год композитора. А среди взрослых исполнителей окажутся популярная певица Зара и солисты Большого театра с хором Сретенского монастыря.

К слову, замминистра рассказал, что детский хор, который будет петь в Москве, получил боевое крещение в Сочи, на Олимпийских играх. Южная столица в этом году примет Всемирные хоровые игры, Россию на которых представят 120 хоров, объединивших пять тысяч человек.

Праздником на Красной площади День славянской письменности в этом году не закончится. Как рассказал журналистам заместитель главы культурного ведомства, к примеру, в Нижнем Новгороде запланирована выставка, посвященная священным книгам, в Томске состоится встреча в лауреатом Патриаршей литературной премии Юрием Лощицем. А в Дагестане будет конкурс чтецов «Слова о полку Игореве».

СПРАВКА «РГ»
Впервые в России День святых Кирилла и Мефодия был учрежден в 1863 году Святейшим Синодом. Формулировка «день славянской письменности и культуры» появилась много позже, в 1985 году, когда праздновалось 1100-летие со дня преставления Мефодия. С 1991 года столицей праздника назначался новый город. А в 2010 году было принято решение основные торжества проводить в Москве.