• Дневной сон
  • Истерики
  • Детские капризы обществом воспринимаются вполне терпимо - он же маленький, вырастет - поймет! В этом есть доля мудрости, поскольку нервная система малышей действительно претерпевает существенные изменения в первые годы жизни, капризами малыш может «сигнализировать» окружающим свою усталость, напряжение, недовольство, несогласие с чем-то, свое плохое физическое состояние, если он заболел.

    Однако чрезмерно капризный ребенок может подорвать нервную систему не только родителям и окружающим, но и самому себе.

    Известный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, что делать, если ребенок капризничает, и можно ли скорректировать его поведение.


    Откуда берутся капризы?

    Если ребенок часто психует и капризничает, на то может быть несколько причин:

    • Он плохо себя чувствует, испытывает недомогание.
    • Он переутомляется, испытывает стресс (особенно если капризы повторяются в вечернее время суток).
    • Он плохо воспитан, он устраивает истерики потому, что привык именно так получать желаемое.


    Доктор Комаровский считает, что любое чрезмерное проявление капризности направлено, в первую очередь, на родителей. Если у малыша есть зрители, на которых его истерика действует, он будет пользоваться этим «оружием» каждый раз, когда ему что-то понадобится или его что-то перестанет устраивать.

    Разумные действия родителей в этом случае должны заключаться в игнорировании - малыш, которому отказали в возможности залезть руками в горячую духовку или окунуть в унитаз кота, может сколько угодно кричать и возмущаться, мама и папа должны быть непреклонны.

    Желательно, чтобы подобной тактики придерживались все члены семьи, включая бабушку и дедушку. Комаровский подчеркивает, что дети становятся тиранами и манипуляторами практически сразу после того, как понимают, что с помощью истерики они могут добиться того, что им запрещается.


    Возрастные капризы и истерики

    В своем развитии ребенок проходит несколько этапов психологического взросления. Переход от одного этапа к следующему сопровождается так называемым возрастным кризисом. Это сложное время и для самого малыша, и для его родителей, поскольку не у всех, но у большинства детей кризисы возраста сопровождаются повышенной капризностью и даже истеричностью.

    2-3 года

    В этом возрасте малыш начинает осознавать себя как отдельную личность. Начинается период отрицания, кроха стремится делать все наоборот, упрямится и капризничает порой по любому поводу. Он как бы пробует окружающих на прочность, испытывает границы дозволенного. Именно поэтому капризный ребенок в 2 или 3 года - совсем не редкость. Многих детских капризов в этом возрасте можно было бы избежать, если бы дети умели в свои 2-3 года хорошо выражать эмоции словами. Но ограниченность словарного запаса такого ребенка, а также неумение и непонимание принципов описания своих чувств в словах, приводят именно к такой неадекватной реакции.

    6-7 лет

    В этом возрасте дети обычно идут в школу. Смена коллектива, новый распорядок дня, отличный от садиковского, а, главное, новые требования со стороны родителей, часто настолько угнетают чадо, что он начинает капризничать и истерить в знак протеста. Наиболее выраженными бывают истерики у тех ребят, которые начали практиковать капризы еще в 2-3 года, и родителям не удалось своевременно нормализовать поведение ребенка.



    Капризы у грудных детей

    У грудных детей капризы, как правило, имеют веские основания. Малыш не берет грудь, нервничает и плачет в первые месяцы своей самостоятельной жизни не от вредности, а от неудовлетворенных потребностей или физического дискомфорта.

    Для начала Комаровский советует убедиться в том, что ребенку созданы правильные условия для здорового роста - в его комнате не жарко, не душно.

    Часто кроха может капризничать от недосыпа или наоборот - от избыточного сна, от переедания, если родители пичкают малыша через силу не тогда, когда он просит кушать, а тогда, когда, по их мнению, пришло время обедать. От переедания увеличивается частота и интенсивность кишечных колик, которые доставляют немало неприятных физических ощущений. В результате малыш капризничает.

    Довольно часто капризы сопровождают период прорезывания зубов , но такие приступа плача и нытья имеют временный характер, как только состояние ребенка нормализуется, все изменится, в том числе и поведение.


    Когда обращаться к врачу

    Чаще всего родители ведут своего капризного, непослушного и истерящего ребенка на прием к педиатру с этой проблемой года в 4. До этого возраста они оправдывают детские «концерты» возрастными кризисами раннего возраста, индивидуальными особенностями поведения, темпераментом чада и другими причинами. Однако, по словам Комаровского, в 4-5 лет уже довольно сложно решать запущенную педагогическую проблему, которая, несомненно, имеет место быть.

    Насторожить родителей должны некоторые особенности поведения ребенка во время активной фазы истерики.

    Если малыш делает «истерический мост», при котором выгибает спину дугой и чрезвычайно напрягает все мышцы, если у него происходят задержки дыхания с потерей сознания, для собственного успокоения маме лучше показать чадо детскому неврологу и посетить детского психолога.

    В целом, физические проявления истерики у ребенка могут быть различными, вплоть до судорог, помутнения сознания, кратковременного нарушения речевых функций. В некоторых случаях такие реакции могут свидетельствовать не только о восприимчивости ребенка, его темпераменте, но и об определенных заболеваниях неврологического и психиатрического характера. Если есть сомнения - идите к врачу-специалисту. Если кроме задержки дыхания при оре ничего больше не происходит, бороться с этим Комаровский советует просто - следует дунуть в лицо истерящему, он рефлекторно прекратит орать и сделает глубокий вдох, дыхание нормализуется.



    Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Его внутреннее ощущение того, что он не справится с вашими ожиданиями, сопротивление требованиям, исполнить которые он пока в силу возраста не может, вызывают ответную реакцию, проявляющуюся именно истерикой и детскими капризами.

    Соблюдайте распорядок дня, следите, чтобы ребенок достаточно отдыхал, не переутомлялся, не проводил слишком много времени за компьютером или перед телевизором. Если ребенок имеет склонность к повышенной капризности, для него лучший досуг - активные игры на свежем воздухе.

    Научите ребенка проговаривать свои эмоции и чувства. Для этого с самого раннего возраста следует показать ребенку, как это делается и регулярно практиковать простые упражнения. «Мне обидно, потому что у меня не получается нарисовать слона», « Когда идет гроза, мне очень страшно», «Когда я боюсь, мне хочется спрятаться» и так далее. К трем - четырем годам это поможет сформировать у ребенка привычку говорить словами о том, что ему требуется, что его не устраивает, а не закатывать истерики с криками и воплями.


    Если они стойко смогут выдержать первый этап, когда потребуется игнорировать истерику, не показывая, что она хоть как-то трогает взрослых, то вскоре в доме наступит тишина и гармония, ребенок довольно быстро на уровне рефлекса запомнит, что истерика - не выход и способ, а значит, в ней нет ни малейшего смысла.

    Отработайте систему запретов и следите за тем, чтобы то, что нельзя, было нельзя всегда. Любые исключения из правил - лишний повод для последующей истерики.

    Если ребенок склонен к бурным истерикам, с битьем головой об пол и стены, надо обезопасить его от возможных травм. Если речь идет о ребенке 1-2 лет, Комаровский советует ограничить истерику пределами манежа. Если начался приступ, следует посадить ребенка в манеж и выйти на некоторое время из комнаты. Отсутствие зрителей сделает истерику непродолжительной, а причинить себе вред в манеже ребенок физически не сможет.

    Наверное, мечта каждого родителя, чтобы его ребенок рос здоровым, умным, спокойным и покладистым. Однако в определенный момент все надежды на спокойную и размеренную жизнь разбиваются вдребезги, ведь ранее веселый и послушный малыш неожиданно становится капризным и строптивым. Ситуация, когда ребенок начинает очень эмоционально капризничать, другими словами, закатывать , и при этом отказывается идти на контакт со взрослыми, вводит многих неподготовленных родителей в ступор, поскольку они не знают как правильно нужно реагировать на подобные сцены. А ведь поведение взрослых в такие моменты играет очень важную роль: именно от нас с вами зависит то, прекратятся детские истерики в ближайшем будущем, или же трансформируются в эффективный инструмент манипуляции окружающими в руках ребенка.

    Что же является причиной детских капризов? Как с ними правильно бороться, и существует ли в природе какой-либо способ профилактики подобных ситуаций? Во всем, что касается детских капризов, попробуем разобраться в этой статье.

    Капризы у ребенка, варианты их проявления

    Слово «каприз» с французского переводится как «прихоть, упрямство». Но нужно сразу отметить, что в данной статье речь будет идти о капризах здоровых детей, которым обычно свойственно хорошее настроение и живой интерес к окружающему их миру. Ведь капризы больных детей – это вполне естественное явление, понятное любому здравомыслящему родителю.

    Чаще всего, родители сталкиваются со следующими проявлениями детских капризов:

    • сильный крик;
    • катание по полу;
    • размахивание руками и ногами;
    • топанье ногами;
    • швыряние всего, что попадется под руку;
    • ребенок может бить и кусать себя и окружающих;
    • игнорирование обращенной к ребенку речи;
    • при попытках взять малыша на руки и успокоить, он выгибается в дугу, отталкивает взрослого.

    В целом, определить, капризничает ребенок или нет, не составляет труда, поскольку в большинстве случаев можно наблюдать несколько проявлений детских истерик одновременно.

    По мнению специалистов, капризы у ребенка в возрасте от года и до пяти лет вполне объяснимы. Дети взрослеют, приобретают новый опыт, у них начинают зарождаться личные интересы и желания, которые нередко могут расходиться с желаниями их родителей. В этом возрасте малыши узнают, что помимо слова «да» еще существует слово «нет». И когда у ребенка не получается добиться своего, он может начать остро реагировать на эту ситуацию, раздражаться и злиться.

    В таких ситуациях от поведения родителей очень многое зависит. Неправильный подход к решению данной проблемы и неадекватное поведение взрослых могут привести к тому, что ребенок будет продолжать капризничать и устраивать истерики на протяжении еще многих лет. В то время, как чуткость родителей и спокойное уравновешенное отношение к капризам их чада способно исправить подобную ситуацию в достаточно короткие сроки.

    Общие причины возникновения капризов у детей

    Специалисты выделяют несколько типичных ситуаций, провоцирующих возникновение проблемы детских капризов в семье. В частности, это:

    1. Неумение передать словами свои личные ощущения, свое недовольство.
    2. Желание малыша привлечь к себе внимание взрослых. Важно понимать, что недостаток, прежде всего, материнского внимания практически всегда становится причиной раздражительности и отставания в развитии детей.
    3. Стремление ребенка добиться от взрослых чего-то очень важного и нужного для себя.
    4. Чрезмерное внимание и излишняя опека со стороны взрослых. От бесконечного внимания со стороны родителей ребенок может уставать, что нередко выражается в плаче или крике. Поэтому прежде, чем начать бороться с капризами, следует произвести реальную оценку своего общения с малышом.
    5. Неудовлетворенные физические потребности: переутомление, недосыпание и чувство голода.
    6. Чрезмерная строгость родителей, постоянные запреты.
    7. Отсутствие выработанной системы наказаний и поощрений малыша.
    8. Отсутствие выраженной реакции взрослых на положительные и отрицательные поступки ребенка.
    9. Неправильное воспитание. Отсутствие каких-либо ограничений со стороны взрослых также может стать причиной возникновения капризов у ребенка. Когда малышу все разрешается, ему сложно научиться себя сдерживать, и вовремя обуздать свои желания и эмоции. Очень важно своевременно приучить ребенка к самоограничению. Конечно же, речь не идет о бесконечных запретах, но слово «нельзя» малыш должен узнать одно из первых. Это поможет остановить его, прежде чем он сможет навредить себе или кому-то другому.
    10. Стремление подражать другим детям.
    11. Отрыв увлеченного ребенка от интересного для него занятия.
    12. Непоследовательность действий со стороны взрослых. К примеру, сегодня мама запретила ребенку играться ее телефоном, но несколько дней назад она сама же давала ему данную «игрушку» в руки. Нередки ситуации, когда родители что-то запрещают, тогда как бабушка это разрешает ребенку. Несогласованность действий также может проявляться и внутри семьи: запрещенное мамой, разрешается папой и наоборот. Ребенку тяжело часто «подстраиваться» под каждого взрослого, что отражается на его психике и нервной системе, и, соответственно, провоцирует истерики и срывы.

    «Первый возраст упрямства» (от года до пяти лет) специалисты разбивают на несколько важных периодов развития ребенка, для которых характерны свои причины и проявления капризов:

    • возраст от одного до двух лет;
    • три года;
    • четыре года;
    • пять лет.

    Обратите внимание

    «Второй период упрямства» по мнению многих специалистов соответствует возрасту 12-14 лет.

    Капризы у детей в возрасте 1 – 2 года

    Как правило, к году малыш переступает рубеж . Это объясняется накоплением им к этому периоду уже определенных навыков и знаний, которые требуют перехода на новый уровень взаимоотношений между родителями и их чадом. Уже к году ребенок воспринимает себя как личность, он , речь, узнает мир по-другому. Именно в этот период возрастает число капризов, причиной которых нередко становятся сами родители.

    Наиболее частыми причинами капризов у детей этого возраста являются:

    • переутомление;
    • перенапряжение;
    • смена обстановки;
    • реакция на слово «нельзя» или «нет». Начиная с года, ребенок начинает интересоваться всем, что находится за пределами кроватки или манежа. Ему все хочется взять в руки, попробовать на вкус и на ощупь. Однако на пути познания вдруг возникают множественные запреты и окрики, которые нередко стают причиной плача малыша;
    • неспособность ребенка отстоять то, что для него сейчас важно, убеждениями или силой слова. Поэтому он находит единственный способ добиться желаемого - необузданное поведение, капризы и истерики.

    Поскольку годовалый или даже двухлетний ребенок еще не может выразить словами свое недовольство или объяснить, что ему нужно, он часто сталкивается с родительским непониманием, что и вызывает его сильное возмущение, выражающееся в криках, плаче и т.п.

    Очень важно, чтобы родители с пониманием отнеслись к тому, что в определенные возрастные периоды малышу может быть свойственна сильная раздражительность . Даже на, казалось бы, любимые вещи или действия он может отреагировать криком и плачем. И здесь всегда следует искать разумное объяснение подобному поведению, а не списывать все на обычные «выкрутасы», и уж тем более с ними бороться. К примеру, ребенок категорически не хочет есть свою любимую кашу, возможно, она пересолена или слишком для него горяча.

    На капризное поведение детей категорически запрещено реагировать следующим образом:

    1. Настаивать на своем.
    2. Поддаваться капризам и быстро удовлетворять все требования малыша. Выполняя желания ребенка по причине его истерики, родители закрепляют подобную форму поведения. Конечно же, если речь идет о насущных потребностях (пище, сне, тепле и т.п.), то требования ребенка должны быть незамедлительно удовлетворены.
    3. Раздражаться и нервничать.
    4. Повышать голос на ребенка.
    5. Наказывать, задавать взбучку, с целью отбить у ребенка какое-либо желание капризничать. Такое поведение может только усугубить ситуацию и еще больше распалить истерику малыша.
    6. Оставлять малыша одного, один на один со своими неудовлетворенными потребностями. Взрослые всегда должны быть в поле зрения ребенка, пока он не успокоится. Иначе малыш может испугаться.

    Как же правильно себя вести с «капризным» чадом, чтобы такое поведение не вошло у него в привычку, и не воспринималось им, как своеобразное оружие, помогающее удовлетворить собственные потребности и желания?

    По мнению специалистов, для успокоения ребенка во время его истерики родители должны пользоваться следующим перечнем действий:

    Минимизировать капризы у детей 1-2 года можно благодаря уменьшению количества «камней преткновения». Другими словами, следует разрешать интересующемуся малышу выполнять какие-либо новые действия (взять ложку в руку, попытаться натянуть ботинки, выключить свет при выходе из дома и т.п.). Не нужно мешать ребенку изучать свой дом, ставя на пути исследования различные запреты. Просто предварительно уберите с этого пути опасные для его здоровья и жизни вещи. В этом возрасте самыми любимыми игрушками детей является кухонная утварь. И это не удивительно, ведь мама постоянно же ими «играется», а все к чему прикасается любимый родитель, пробуждает очень большой интерес в ребенке. Не нужно запрещать малышу греметь ложками, крышками от кастрюли, открывать и закрывать различные коробочки, но заранее уберите опасные для него предметы.

    Капризы у детей в 3 года

    Возраст трех лет в жизни ребенка является достаточно трудным периодом, в основе которого лежит перестройка отношений между малышом и его родителями. Обладая уже определенным характером, сформировавшимся отношением к себе и окружающим, ребенок пытается отдалиться от родителей и построить с ними отношения нового плана с учетом своего осознанного «я». На непонимание со стороны взрослых трехлетний малыш реагирует возмущением, причем в яркой эмоциональной и изощренной форме, которая многих родителей «загоняет в тупик». Даже у довольно спокойных детей в этот период могут наблюдаться агрессивность, крайнее упрямство, негативизм и своеволие, которые проявляются в криках, визгах, падании на пол, бросании на пол различных предметов и т.п. На большинство вопросов и действий родители слышат от своего чада такие слова, как «нет», «не хочу», «не буду». При этом подобное поведение может наблюдаться не только в четырех стенах дома, но также на улице, в общественных местах и т.п.

    Специалисты утверждают, что капризное поведение детей на данном этапе не является устоявшимся, ребенок таким образом пытается экспериментировать с механизмами воздействия на близких людей. В этот период от родителей требуется установление более глубокого контакта с собственным ребенком. Поощряйте его инициативу и первые «шаги» к самостоятельности. Только такой подход помогает минимизировать капризы у детей трех лет.

    1. Не следует акцентировать внимание на плохом поведении ребенка. Если малыш начал капризничать, следует объяснить ему, что поговорите с ним только после того, как он успокоится. При этом сами должны оставаться в спокойном, уравновешенном состоянии, и продолжать заниматься своими делами. Как только ребенок совладает со своими эмоциями, следует сказать ему, что вы его любите в каком бы состоянии он ни был, но своими капризами он ничего не сможет добиться.
    2. Не нужно ломать характер малыша. Однако при этом следует помнить, что вседозволенность также ни к чему хорошему не приводит.
    3. Следует попытаться отвлечь ребенка от истерики, переключить его внимание на что-нибудь другое, к примеру, на любимый мультфильм или игрушку. Конечно, на пике истерики такой прием уже вряд ли сработает. В таких случаях следует вооружиться терпением и просто переждать истерический приступ.
    4. Нужно стараться не допускать ситуаций, когда малыш может ответить «нет» или «не хочу». В этом поможет создание для него иллюзии выбора: «Сначала наденем штаны или носки?», «Пойдем погулять в парк или на детскую площадку?», «Тебе кашу насыпать в тарелку с мишками или с цветочками?» и т.п.

    Капризы у детей в 4 года

    Если четырехлетний ребенок капризничает и устраивает истерики, это может быть сигналом:

    • неправильного поведения взрослых, проблемах в семейных отношениях;
    • заболеваний неврологического характера.

    Чтобы исключить вероятность наличия у ребенка проблем в работе нервной системы, следует обратиться к специалисту – детскому неврологу.

    Основные показания к посещению врача:

    1. Истерики становятся более частыми и носят агрессивный характер.
    2. Истерики сопровождаются потерей сознания и задержкой дыхания.
    3. После четырех лет приступы капризов не идут на спад.
    4. В приступе истерики ребенок наносит увечья себе или окружающим.
    5. Малыш страдает от истерик в ночное время, в основе которых лежат страхи, кошмары, перепады настроения.
    6. По окончанию приступа наблюдается , чрезмерная вялость и усталость ребенка

    Если причина капризов ребенка не связана с его здоровьем, родителям нужно всерьез задуматься о правильности своего поведения в моменты детских истерик, а также об имеющихся проблемах в семейных отношениях. Возможно, ваш малыш растет в условиях вседозволенности, и поэтому не знает слова «нет»? Или же у взрослых нет единства во взглядах на воспитание ребенка? Нужно проанализировать вашу семейную ситуацию, и тогда обязательно найдется верное решение имеющейся проблемы.

    • взрослые должны придерживаться одной и той стратегии в воспитании ребенка. То есть, если один из родителей что-нибудь запрещает малышу, другой не должен вмешиваться, и идти на поводу у детских капризов. Четырехлетние дети отличаются очень хорошей наблюдательностью и сообразительностью. К примеру, если мама тверда в своем решении, а бабушка уже не раз демонстрировала свою мягкость и уступчивость, то ребенок будет осознанно продолжать пользоваться добротой бабушки в достижении своих целей посредством капризов;
    • родители должны искать причину капризов, и пытаться ее понять. В большинстве случаев, истерику можно предотвратить, если знать ее причину;
    • нужно находить компромиссы в подобных ситуациях;
    • в процессе истерики взрослые должны сохранять самообладание и быть терпеливыми.

    Капризы у детей в 5 лет и старше

    В пятилетнем возрасте капризы детей мало чем отличаются от их проявлений в период так называемого «кризиса трех лет». Однако ребенок пяти лет плачет, кричит, ноет или дергает себя за волосы уже вполне осознанно, прекрасно понимая, что такое поведение творит чудеса, и родители дадут ему все, чего он только не пожелает . Подобная ситуация является ничем иным, как результатом неправильной реакции родителей на приступы истерики своего ребенка в его более раннем возрасте.

    Стоит отметить, что пятилетнего ребенка стоит показать врачу-неврологу для оценки поведения маленького пациента с медицинской точки зрения.

    Еще одной распространенной ошибочной реакцией родителей на капризы малыша является повышение на него голоса. Как следствие, ребенок, проанализировав поведение взрослых, совершенно четко себе уясняет, что любую проблему в своей жизни можно решить при помощи крика.

    Руководство к действию родителям при капризах пятилетнего ребенка:

    1. Нужно научить ребенка говорить о своих потребностях спокойным голосом и нормальным тоном, а не повышенным. Для этого следует дать своему чаду понять, что родители готовы отреагировать на каждую его просьбу, если только она высказана нормальным человеческим языком, а любое требование, сопровождающееся повышенным тоном, плачем и прочими подобными проявлениями, будет проигнорировано. Не допустимо разрешать пятилетнему ребенку манипулировать родителями при помощи истерик. Только подчеркнутое игнорирование малейших попыток со стороны маленького вымогателя помыкать взрослыми поможет разрешить возникшую в семье проблему. Со временем ребенок поймет, что для того, чтобы его услышали, не обязательно плакать и кричать, нужно просто правильно попросить.
    2. Следует всегда объяснять ребенку причину, по которой он не может получить желаемое. Когда дети знают и понимают причину, по которой их желание не осуществимо, им гораздо меньше боли доставляет получение отказа. А поскольку поводов для отрицательных эмоций становится меньше – частота капризов существенно снижается.

    Профилактика капризов у детей

    Избежать или же минимизировать частоту капризов, приступов истерик, нервных расстройств вполне возможно, если придерживаться нескольких простых правил:

    • следите за тем, чтобы ребенок полноценно отдыхал, соблюдались режимные моменты;
    • малыш не должен переутомляться;
    • проявляйте уважение к досугу ребенка, к его играм. На все это нужно отводить достаточно времени;
    • больше времени проводите вместе с малышом;
    • постарайтесь обеспечить положительную атмосферу в семье. Ребенок не должен быть свидетелем ссор или конфликтов между родителями или другими членами семьи;
    • чаще говорите и демонстрируйте своему чаду, что вы его любите;
    • проговаривайте ребенку его чувства. Этот прием поможет крохе научиться со временем самому разбираться в собственных чувствах, и подбирать слова для их объяснения. Например, «Ты расстроился, потому что сломалась твоя любимая игрушка», «Ты сердишься, потому что брат разбил твою чашку» и т.п.;
    • предоставляйте малышу право выбора. К примеру, пусть он решает: одеть бейсболку или панамку, какую игрушку с собой взять на улицу, кушать кашу с ягодами или с молоком и т.д.;
    • не нужно делать за ребенка то, с чем он в состоянии уже сам справиться. Привлекайте его к домашним делам, но только в игровой форме, просите о помощи. Такой прием позволит показать малышу, что он уже достаточно большой, чтобы справиться с трудностями;
    • если выбора как такового нет, то оговаривайте с ребенком предстоящие планы. К примеру, «Сейчас мы зайдем в магазин, а потом пойдем гулять на площадку»;
    • старайтесь как можно быстрее предотвращать истерики, улавливая первые их признаки. Помните, что подобные приступы сигнализируют о сильнейшем внутреннем конфликте в душе малыша. Если не получается договориться с ребенком, то попытайтесь переключить его внимание, попросите найти что-нибудь или посмотреть на что-то интересное и т.д.

    Важно понимать, что капризы у детей являются проходящим явлением, которое при правильном подходе здравомыслящих родителей уходит из жизни семьи совершенно бесследно. Следует проявлять понимание и сочувствие к любимому чаду в сложный для него период, и что очень важно, своевременно обозначить границы допустимого поведения.

    Токарева Лариса, педиатр, медицинский обозреватель

    В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: "младенческий" - с рождения до одного года, "раннее детство" - от года до трех, и "дошкольное детство" - от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

    Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития".

    Почему возникает кризис

    Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

    Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он - взрослый, мы - разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

    Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку - нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, - это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название "кризиса".

    Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному "графику", потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

    Откуда взялись капризы?

    Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого "приступа".

    Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые "требуют" внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать "на зуб". Но вдруг со стороны родителей раздается "нельзя". Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

    Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят - не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс - стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

    Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

    Пора действовать?

    Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

    Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

    Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом - все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек - здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра "разборкой" новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это - часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

    Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

    Ваш ребенок - это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

    Что случилось с вашим милым лапушкой? Отчего ребенок стал капризным деспотом, топающим неокрепшими ножками? Почему малыш капризничает?

    Не спешите пугаться. Дело не в характере - просто у него кризис первого года. Вполне закономерное явление. В период от девяти месяцев до полутора лет через подобный кризис проходят все. Ничего удивительного: кризис сопровождает восхождение на каждую новую ступень самостоятельности. Вот почему кризисным становится возраст три года, семь лет и знаменитый переходный (обычно 12–14 лет). Первый год жизни - тоже важный этап в жизни маленького человечка: он начинает ходить и самостоятельно перемещаться в пространстве. Ему все интересно, все хочется потрогать, попробовать на зуб. Вскоре малыш начнет осознавать себя самостоятельной личностью. И вот уже он со скандалом пытается отстаивать собственные гастрономические предпочтения, гневно отвергает фартучек или новую рубашечку, ставя родителей в тупик. И если бы только это!

    Приметами кризиса первого года психологи считают следующие:

    -«трудновоспитуемость» - упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания;

    Резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;

    Повышенная чувствительность к замечаниям - в ответ следуют обида, недовольство, агрессия;

    Повышенная капризность;

    Противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.

    Зачем они делают это?

    Главная проблема кризиса первого года в том, что родители часто не успевают перестроиться вслед за бурным развитием своего чада.

    Еще вчера он спокойно лежал в кроватке и довольствовался подвешенными над ней погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к маминой косметике, бабушкиным лекарствам и папиной отвертке. И на улице беда - чистенький малыш, которого так усиленно приучали к аккуратности, лезет в лужу, зарывается носом в песок. За завтраком неуклюжий карапуз пытается самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама пытается взять кормление в свои руки. Первая реакция взрослых - прекратить это безобразие. Однако капризы детей и дурное поведение (слезы, крики, скандалы), желание все хватать и проявлять неуместную пока еще самостоятельность - не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Таковы естественные проявления этапа взросления. На самом деле за каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша. Попробуем остановиться и подумать, что чувствует сейчас сам ребенок? Зачем он делает ЭТО? И если ключ к пониманию ребячьей страсти к играм с грязью или вещами из мира взрослых найти легко (достаточно вспомнить себя в таком возрасте), то над иными детскими загадками приходится порой поломать голову. Мама показывает годовалому Пете, как собирать домик из кубиков, невольно увлекается и сама, и тут отпрыск с хитрой улыбочкой разрушает архитектурное сооружение, чему очень радуется. Маме обидно. Ей кажется, что Петя просто хулиганит. Однако дитя, во-первых, еще не понимает, что нужно уважать чужой труд, и требовать этого от него рановато. Во-вторых, мамин замок он разрушает не из вредности, а потому, что ему интересно наблюдать, как разлетаются в стороны разноцветные кубики. Пройдет время, и он сам с удовольствием будет строить, а не разрушать. А пока ему гораздо важнее и приятнее другое: наблюдать траекторию падения кубиков. А уж стремление ребятишек все потрогать и достать и вовсе имеет научное обоснование: оказывается, таким образом дитя не просто развлекается, а развивает сенсомоторную активность и поисковую деятельность.

    Пуговицы вместо таблеток

    Все это, конечно, не значит, что малышу, переживающему кризис первого года жизни, следует разрешать все. Определенные запреты конечно же нужны, но их должно быть немного, чтобы малыш смог запомнить и усвоить именно запреты, а не то, что злые взрослые все ему запрещают. Формулировать правила желательно коротко и четко, причем без улыбки, чтобы кроха сообразил: ему не предлагают поиграть в игру «обмани маму», а говорят серьезно. Еще один важный момент: правила желательно повторять каждый раз, когда возникает оговоренная в них ситуация. А чтобы обойтись без занудства, можно сложить из каждого правила стишок, например «Раз идем с тобой гулять, надо шапку надевать». «Ну что ж, надо так надо», - подумает про себя юный скандалист и… покорится. Большинство взрослых запретов обычно касаются безопасности крохи. Но и тут можно проявить творческий подход. Так, если маленького исследователя тянет совершить нечто запрещенное, постарайтесь тут же переключить его внимание. Например, можно забрать у него разноцветные таблеточки (и где он их только раздобыл?!), а взамен предложить такие же яркие, но несъедобные и крупные пуговицы. Взрослую книжку с тонкими страницами, которые кроха может легко порвать, заменить книжкой-раскладушкой для малышей, где странички сделаны из картона. «Безобразия» в ванной свести к цивилизованной игре с водой в игрушечном тазике. Скажем, дети полутора лет и старше с огромным удовольствием играют в рыбалку. В магазинах сегодня продаются наборы для этой игры, в которых плавающие рыбки и удочка снабжены крошечными магнитами.

    Когда не будет хорошо?

    Другая задача: нужно не отвлечь кроху, а, наоборот, заставить его сделать что-нибудь, отчего он категорически отказывается. Тут для начала стоит подумать: а надо ли заставлять? Если речь идет об отказе от еды, то, безусловно, нет. Заставлять малыша есть крайне вредно не только для его психики, но и для его физического здоровья. Организм, особенно детский, гораздо умнее нас. Ребенок интуитивно чувствует, что ему сейчас нужно. Пусть сегодня он предпочитает курицу, а завтра соглашается есть одни макароны. Не страшно. Конечно, было бы лучше, если бы он тянулся почаще к фруктам и овощам, но, согласитесь, вред от временной макаронной диеты нельзя сравнить с испорченным здоровьем. А если он вообще отказывается есть? Просто вспомните старую французскую мудрость: малыш никогда не позволит себе умереть с голоду. Предпочтения малыша вообще стоит учитывать всякий раз, когда это можно сделать. Кроха отказывается от одноразовых подгузников? Что ж, значит, пришло время отвыкать от этого достижения цивилизации (в дневное время после девяти месяцев это настоятельно рекомендуют и врачи). Наоборот, требует себе соску, хотя вроде бы пора от нее отвыкать? Ну так дайте ему эту соску, особенно если не хотите, чтобы малыш заменил ее каким-то предметом, совершенно не подходящим для постоянного сосания и обгладывания.

    Конечно, все эти советы могут показаться слишком либеральными. Гораздо проще надавить на ребенка и заставить его сделать (или не делать) то, что мы считаем нужным. Кроха поплачет, поноет, а потом успокоится, и все вроде бы будет хорошо. Но хорошо не будет. Стоит спросить себя: каким вы хотите видеть своего малыша? Наверняка не вялым, безынициативным, не способным принимать решения трусишкой. И не истеричным маленьким грубияном, добивающимся желанной мелочи с криком и слезами. Но давление как метод общения с малышом - верный способ вырастить его именно таким. Крохе, не привыкшему чувствовать уважение к себе, трудно вырасти сильным и уравновешенным человеком, способным стать другом для своих родителей. Для того чтобы добиться своего, ему скорее придет в голову пустить в ход слезы, шантаж, а позднее - грубость, чем спокойно, с улыбкой сказать: «Знаешь, мама, я бы хотел сделать это вот так. Ты не против?»

    Игры с выключателем

    Что кроме терпения и понимания может помочь родителям годовалого карапуза в кризисе? Конечно, чувство юмора, творческий подход и умение играть. С этими волшебными качествами любую «неразрешимую» проблему можно превратить в игровую ситуацию. Скажем, малыш простудился, и врач велел ему парить ножки в ведерке. Попробуйте пустить в ведерко игрушечные кораблики или другие плавающие игрушки. Или такая ситуация: даже если к нему пришла пора отказываться от одноразовых подгузников, зимой на прогулке они ему еще необходимы. Но надевать их малыш отказывается. На выручку может прийти плюшевый мишка, который тоже отправляется гулять и потому надевает памперс перед выходом на улицу (вместе с малышом повяжите медведю какой-нибудь платочек, символизирующий памперсы). Мишка выручит и за столом, когда крохе придется надеть фартучек (у некоторых детей и с этим предметом туалета возникают проблемы). Ребенок отталкивает свитерок, который натягивает на него мама? Можно сыграть в «магазин» и предложить малышу самому «купить» один из его свитерков, разложенных на диване. Вообще, право выбора (одежды, игры, блюда) - очень важная вещь. Любой карапуз, рвущийся к самостоятельности, обязательно оценит такое доверие к своей персоне. Помогут крохе (а заодно и его родителям) и игры особого рода - те, что можно назвать развивающими. Такие игрушки дадут выход чрезмерной творческой энергии малыша и направят ее во вполне мирное русло. Например, у каждого годовалого индивидуума должна быть пирамидка, для начала маленькая из 3–5 колец. Еще одна чудесная игрушка - матрешка. Конкуренцию им составляют любые несложные игрушки (или заменяющие их предметы), которые можно складывать, разбирать, вставлять, вынимать, в общем, всячески видоизменять. Например, старый выключатель, который разрешается сколько хочешь включать-выключать, способен стать великолепной игрушкой для чересчур активного крохи, не подпускаемого к кнопочкам бытовой техники. А уж банка или кастрюлька, куда можно складывать вещи, - просто находка.

    Поговорим, мама!

    Родителей годовалого крохи смущают не только его непослушание и склонность к капризам. Год - это возраст, когда ребенок учится говорить. И он уже хочет быть понятым. Вот только общается малыш с нами на своем малопонятном языке. А не встречая понимания и сочувствия, очень горько обижается. Как же быть? Выход один - побольше разговаривать с крохой, стимулируя у него развитие речи. Для начала попробуем освоить понимание. Например, одевая малыша, попросите его «помочь» вам. Где рубашечка? Дай мне рубашечку. А где наши тапочки? Принеси мне, пожалуйста, тапочки. Постепенно, медленно кроха начнет выполнять указания мамы, а новый уровень самостоятельности поможет ему относиться к скучной процедуре одевания с большим терпением и интересом. Сопровождение любых действий (ваших и самого малыша) словами со временем обязательно поможет ему заговорить. Этот навык нужно всячески поощрять, стараясь добиваться от крохи активного употребления слов, которые он уже способен произнести. Можно, например, не выполнять просьбу крохи, если он выражает ее жестом и междометиями, хотя в состоянии произнести и слово. Поощряя каждую его словесную победу, нужно не забывать осваивать и новые слова и слоги, четко проговаривая их вместе с малышом. Делать все это стоит просто потому, что, если малыш привыкнет быть понятным без слов, это может затормозить развитие его речи.

    Шаг назад и два вперед

    А теперь резонно будет задать вопрос: так ли уж страшен кризис первого года? Конечно нет. Делая определенный шаг назад в этот период, малыш одновременно делает два шага вперед - в сторону своей физической и психологической зрелости. Разумеется, ему сейчас нужна помощь взрослых. Не случайно именно в этом возрасте ребенок так чувствителен к оценке своих действий родителями, так отчаянно готов привлекать мамино внимание, выбрасывая из манежа игрушки и топая ножками. Капризный ребенок, не слишком уверенный в себе, стремящийся к самостоятельности и еще ничего не боящийся, болезненно самолюбивый и обидчивый, переживающий свой первый серьезный кризис кроха очень нуждается в постоянной родительской поддержке. Более того, его ориентация на оценку взрослого - важное условие правильного развития в «годовалый» период. Постарайтесь быть терпеливыми, не торопитесь ругать и наказывать вашего неудачливого искателя самостоятельности. А если уж и хотите поругать его, лучше всегда каким-то образом подчеркнуть, что неудовольствие мамы вызвал конкретный поступок карапуза, а не он caм. Если вы сумеете отнестись к малышу, переживающему первую трудную пору своей жизни, с сочувствием и уважением, кризисные явления вскоре исчезнут сами собой. Кризис сменится периодом стабильного развития, когда пугавшие родителей проявления обернутся важными завоеваниями: новым уровнем самостоятельности, новыми достижениями. Закрепиться, став чертами характера, негативные проявления могут лишь в одном случае: если взрослые будут общаться с ребенком с позиции сильного: «Перестань орать и ешь!», «Нельзя, я сказала!» - и ничего больше. Действуя вместе с сыном или дочкой, но никак не вместо него, можно не только быстро преодолеть кризис, но и заложить прочную основу для гармоничного развития малыша и чудесных, доверительных отношений с ним.

    Детские истерики способны осложнить жизнь любых, даже очень терпеливых взрослых. Еще вчера малыш был «душечкой», а уже сегодня его как подменили - он кричит по любому поводу, визжит, падает на пол, бьется головой о стены и палас и никакие увещевания не помогают. Такие неприятные сцены практически не бывают разовыми акциями протеста. Часто истерики у ребенка повторяются систематически, порой по нескольку раз на дню.


    Это не может не тревожить и не озадачивать родителей, которые задаются вопросами, что же они сделали не так, все ли в порядке с малышом и как прекратить эти выходки. Авторитетный известный детский врач Евгений Комаровский рассказывает мамам и папам, как следует реагировать на детские истерики.


    О проблеме

    Детские истерики - явление повсеместное. И даже если родители карапуза говорят, что у них самый спокойный кроха в мире, это не означает, что и он никогда не устраивает сцен на ровном месте. Еще недавно признаваться в истериках у собственного чада было как-то стыдно, родители стеснялись, вдруг окружающие подумают, что они плохо воспитывают карапуза, а иной раз и вовсе опасались, будто их ненаглядное чадо окружающие будут считать психически «не таким». Вот и боролись, как умели, в кругу семьи.



    В последние годы о проблеме начали говорить со специалистами, детскими психологами, психиатрами, неврологами и педиатрами. И пришло озарение: истерящих детей куда больше, чем может показаться на первый взгляд. По статистике, которой располагают детские психологи в одной из крупных клиник Москвы, у 80% детей в возрасте до 6 лет истерики случаются периодически, а 55% таких малышей истерики носят характер регулярных. В среднем, детки могут впадать в такие приступы от 1 раза в неделю до 3-5 раз в день.



    У детской истерики есть определенные основные симптомы. Как правило, приступу предшествуют какие-то одинаковые события и ситуации.

    Во время истерики ребенок может истошно кричать, дрожать, захлебываться, при этом слез будет не так уж и много. Могут наблюдаться сбои в дыхании, учащается сердцебиение, многие дети пытаются навредить сами себе, царапая лицо, кусая свои руки, ударяясь о стены или о пол. Приступы у детей достаточно длительные, после них они долго не могут успокоиться, всхлипывают.


    В определенные возрастные периоды истерики приобретают более сильные проявления, на таких «критических» этапах взросления эмоциональные выбросы меняют свой окрас. Они могут неожиданно появиться, а могут столь же внезапно исчезнуть. Но истерики ни в коем случае нельзя игнорировать, как нельзя допустить, чтобы ребенок с помощью крика и топанья ногами начал манипулировать взрослыми членами семьи.

    Мнение доктора Комаровского

    В первую очередь, считает Евгений Комаровский, родителям следует запомнить, что ребенку в состоянии истерики обязательно требуется зритель. Малыши никогда не устраивают скандалов перед телевизором или стиральной машинкой, они выбирают живого человека, причем из членов семьи на роль зрителя подходит именно того, кто наиболее чувствителен к его поведению.

    Если папа начинает переживать и нервничать, то именно он будет выбран ребенком для эффектной истерики. А если мама игнорирует поведение чада, то перед ней закатывать истерику попросту неинтересно.

    Как отучить реебенка от истерик расскажет доктор Комаровской в следующем видео.

    Это мнение несколько противоречит общепринятому мнению детских психологов, которые утверждают, что ребенок в состоянии истерики себя совершенно не контролирует. Комаровский уверен, что малыш прекрасно осознает обстановку и расстановку сил, и все, что делает в этот момент, делает вполне произвольно.

    Поэтому главный совет от Комаровского - ни в коей мере не показывать, что родителей детский «концерт» хоть каким-то образом трогает. Какими бы сильными ни были при этом слезы, крики и топанье ногами.

    Если ребенок хоть раз добьется своего при помощи истерики, он будет пользоваться этим способом постоянно. Комаровский предостерегает родителей задабривать малыша во время истерики.

    Уступить - значит стать жертвой манипуляции, которая будет в той или иной мере, постоянно совершенствуясь, продолжаться всю оставшуюся жизнь.


    Желательно, чтобы спокойной тактики поведения и неприятия истерик придерживались все члены семьи, чтобы мамино «нет» никогда не превращалось в папино «да» или бабушкино «может быть». Тогда ребенок довольно быстро поймет, что истерика - это вообще не метод, и прекратит испытывать нервы взрослых на крепость.

    Если бабушка начнет проявлять мягкость, жалеть обиженного родительским отказом ребенка, то она рискует стать единственным зрителем детских истерик. Проблема, говорит Комаровский, в отсутствии физической безопасности с такими бабушками. Ведь обычно внук или внучка постепенно перестают слушаться их и могут попасть в неприятную ситуацию, в которой могут травмироваться на прогулке, обжечься кипятком на кухне, сунуть что-нибудь в розетку и т. д., ведь на оклики бабушки малыш никак не будет реагировать.



    Что делать?

    Если ребенку 1-2 года, он довольно быстро способен сформировать правильное поведение на уровне рефлекса. Комаровский советует поставить малыша в манеж, где у него будет безопасное пространство. Как только началась истерика - покидать комнату, но дать ребенку понять, что его слышат. Как только карапуз замолчит, можно заходить к нему в комнату. Если крик повторяется - снова выходить.

    По мнению Евгения Олеговича, на выработку устойчивого рефлекса - «мама рядом, если я не ору» ребенку полутора-двух лет вполне хватает двух дней.


    Для такой «тренировки» родителям потребуются воистину железные нервы, подчеркивает доктор. Однако их старания обязательно будут вознаграждены тем, что через короткое время у них в семье будет расти адекватный, спокойный и послушный ребенок. И еще один важный момент - чем раньше родители применят эти знания на практике, тем для всех будет лучше. Если ребенку уже перевалило за 3 года, одним только этим методом не обойтись. Потребуется более кропотливая работа над ошибками. В первую очередь над родительскими ошибками в воспитании собственного чада.



    Ребенок не слушается и истерит

    Непослушными могут быть абсолютно любые детки, говорит Комаровский. Многое зависит от характера, темперамента, воспитания, норм поведения, которые приняты в семье, от отношений между членами этой семьи.

    Не стоит забывать и о «переходном» возрасте - 3 года, 6-7 лет, подростковый период.

    3 года

    В возрасте около трех лет у ребенка происходит понимание и осознание самого себя в этом большом мире, и, естественно, он хочет попробовать этот мир на прочность. К тому же детки в этом возрасте еще не все и далеко не всегда способны выразить словами свои чувства, эмоции и переживания по какому-либо поводу. Вот и показывают их в форме истерики.


    Довольно часто на этом возрастном этапе начинаются ночные истерики. Они носят спонтанный характер, ребенок просто просыпается ночью и сходу практикует пронзительный крик, выгибается дугой, иногда старается вырываться от взрослых и пытаться убежать. Обычно ночные истерики продолжаются не так долго, и ребенок «перерастает» их, они прекращаются так же внезапно, как и начались.


    6-7 лет

    В 6-7 лет происходит новый этап взросления. Малыш уже созрел для того, чтобы отправиться в школу, и от него начинают требовать больше, чем ранее. Он очень боится не соответствовать этим требованиям, боится «подвести», стресс накапливается и порой выливается наружу опять же в форме истерики.



    Евгений Комаровский подчеркивает, что чаще всего к врачам с этой проблемой родители обращаются, когда ребенку уже исполнилось 4-5 лет, когда истерики происходят «по привычке».

    Если в более раннем возрасте родители не сумели пресечь такое поведение и невольно стали участниками жесткого спектакля, который малыш разыгрывает перед ними изо дня в день, стремясь добиться чего-то своего.

    Родителей обычно пугают некоторые внешние проявление истерики, такие как полуобморочное состояние ребенка, судороги, «истерический мост» (выгибание спины дугой), глубокие всхлипы и нарушение дыхания. Аффективно-респираторные расстройства, именно так называет Евгений Олегович это явление, свойственны в основном детям раннего возраста - до 3 лет. При сильном плаче ребенок выдыхает почти весь объем воздуха из легких, и это приводит к побледнению, задержке дыхания.

    При таких проявлениях истерики все-таки лучше проконсультироваться с детским неврологом, так как такие же симптомы свойственные некоторым нервным расстройствам.


    • Научите ребенка выражать эмоции словами. Совсем не гневаться и не раздражаться, как любой другой нормальный человек, ваш ребенок не может. Нужно просто научить его правильно излагать свой гнев или раздражение.
    • Ребенка, склонного к истерическим приступам, не стоит чрезмерно опекать, холить и лелеять, лучше всего как можно раньше отдать его в детский сад. Там, говорит Комаровский, приступы обычно не происходят вообще по причине отсутствия постоянных и впечатлительных зрителей истерик - мамы и папы.
    • Истерические приступы можно научиться предвидеть и контролировать. Для этого родителям нужно внимательно понаблюдать, когда обычно начинается истерика. Ребенок может быть невыспавшимся, голодным или он не терпит, когда его начинают торопить. Старайтесь обходить потенциальные «конфликтные» ситуации стороной.
    • При первых признаках начинающейся истерики нужно постараться отвлечь ребенка. Обычно, говорит Комаровский, такое довольно успешно «срабатывает» с детьми до трех лет. С ребятами постарше это будет более сложно.
    • Если ваш ребенок склонен задерживать дыхание при истерике, ничего особо страшного в этом нет. Комаровский говорит, что для того, чтобы наладить дыхание, нужно всего лишь дунуть в лицо малышу, и он обязательно рефлекторно сделает вдох.
    • Как бы ни было сложно родителям бороться с истериками ребенка, Комаровский настоятельно рекомендует дойти в этом до конца. Если дать малышу победить вас истерикой, потом будет еще труднее. Ведь из истерящего трехлетки однажды вырастет истеричный и совершенно несносный подросток лет 15-16. Он испортит жизнь не только родителям. Он сильно осложнит ее самому себе.


    • Доктор Комаровский