Вопрос личной жизни для многих из нас является достаточно болезненным. Почему не складываются отношения с противоположным полом, почему встречаются на пути не те, о которых я мечтал (-ла) или почему всё не так, как было прежде? Доктор-аюрведист Олег Геннадьевич Торсунов в своей лекции «Создание семьи» подробно описывает все виды отношений и их возможное дальнейшее развитие. Он говорит, что человек ищет себе такого спутника жизни, который будет соответствовать его сознанию. Из всех тех, кто встречается на нашем пути, мы должны выбрать себе лучшего избранника, а такие факторы как жалость и «как бы уже пора» не должны быть решающими в выборе партнёра по жизни.

Согласно Ведам, существует восемь различных уровней отношений, на которых люди могут быть совместимы друг с другом:

1. Телесный («дискотечная» любовь) — самый низший уровень

Отношения, которые строятся на низших центрах (телесных), со временем сойдут на нет. Гармония в таких отношениях будет присутствовать примерно месяцев 6, но спустя максимум 2−3 года такие отношения истощатся. Люди, которые схожи лишь на этом уровне, как правило, находят друг друга на увеселительных мероприятиях — например, дискотеках. Счастье для них существует лишь на физическом уровне. Брак, в котором присутствует только эта совместимость, обречён на разрыв. Более высшие уровни отношений развить практически нереально.

2. Уровень паховой зоны

Люди, которые совместимы на этом уровне, как правило, находят совместное счастье в совместных увлечениях, хобби: путешествия, турпоходы, песни под гитару, занятия спортом и т.д.

3. Уровень солнечного сплетения

Совместимость на этом уровне даёт людям ощущение гармонии, покоя и комфорта. Женское проявление счастья — в радости быть рядом с любимым мужчиной, как правило, уважаемым в обществе и с достатком, а мужское проявление счастья — в состоянии умиротворения и покоя рядом с такой женщиной.

4. Уровень сердечного центра — уровень Луны

Счастье для людей на этом уровне — в беседе. Они находят друг друга по своим хорошим качествам характера. Таких людей может объединять совместный труд на благо людей. Отношения начинаются с дружбы, женщину в таких отношениях хочется защищать и оберегать. Это лучший вид гармонии, т.к. луна — это символ крепости отношений.

5. Уровень головного центра

Счастье для людей, совместимых на этом уровне отношений, заключается в тонком восприятии мира. Им чаще знакомо ощущение трепещущего счастья.

6. Уровень ума — уровень Сатурна

Отношения мужчины и женщины на этом уровне способствуют совместному глубокому пониманию мира.

7. Уровень разума

Люди, которые стремятся найти своего избранника на этом уровне, постоянно занимаются самосовершенствованием. Девушка ищет мужа как наставника, с которым она сможет совместно заниматься духовной практикой. Когда они находят друг друга, то не сразу понимают необходимость быть вместе всю жизнь.

8. Высший уровень — уровень божественного

Люди на этом уровне гармонии уходят от брака в духовный мир.

Важно отметить то, что чем выше уровень, на котором люди начинают строить отношения друг с другом, тем легче им в последующем будет развить все уровни, которые расположены ниже, и тем крепче будет такой союз. Для наиболее долгих и гармоничных отношений желательна совместимость как минимум на трех уровнях из восьми перечисленных.

Если человек долго не может жениться или выйти замуж, это говорит о том, что в прошлой жизни его семейная жизнь была неудачной, и он за это расплачивается. Специально направленными поисками партнёра заниматься не стоит. Лучшее решение — заняться своим собственным саморазвитием, познанием себя, направленным на внутреннее изменение характера.

Доктор Торсунов говорит, что чем больше половых связей у человека, тем меньше у него остаётся психических сил для создания прочных гармоничных семейных отношений.

От себя хочу добавить — верьте, что вы обязательно встретитесь с вашей половинкой. У каждого из нас в этом мире своё время для этой желаемой встречи. Кому-то суждено встретить любимого человека в 18 лет, а кому-то и в 40. Главное — верить в то, что в этом мире есть человек, предназначеный вам судьбой. А когда его встретите — искренне желаю гармонии с ним на всех уровнях отношений!

_________________________________________________________________________

Источник: аудиолекция доктора Торсунова О.Г. «Создание семьи». Полный вариант аудиолекции можно скачать (mp3, 24 kbps, 21 Mb, 120 минут, скачиваний: 1554).

Зная, какой тип личности представляет собой наш собеседник, мы можем выстроить с ним оптимальное общение, которое принесет выгоду и пользу обеим сторонам. Неплохую роль здесь сыграет и наше знание видов межличностных отношений. Всего в отношениях существует три вида отношений:

  1. По направленности. Сюда относится вертикальное и горизонтальное взаимодействие. В первом случае наши отношения будут выстраиваться согласно иерархии, т.е. общение с руководством, или нижестоящими по должности. Второй вид отношений подразумевает взаимодействие коллег или тех людей, которые находятся на одном социальном уровне с нами.
  2. По целям. Здесь межличностные отношения делятся на деловые и личные.
  3. По модальности. Сюда относится эмоциональная окраска межличностных отношений. Они могут быть позитивными, негативными или нейтральными.

Особую роль в общении играют уровни межличностных отношений. Именно разница в понимании этих уровней партнерами часто приводит к ссорам и разногласиям. При встрече с человеком не стоит забывать, на каком уровне проходила ваша предыдущая встреча. Всего этих уровней 4.

  • первичное знакомство (когда о каких-либо отношениях пока нет речи);
  • приятельские отношения (являются перспективой для развития дальнейших отношений)
  • товарищеские отношения (у партнеров есть общие интересы, а межличностный контакт более тесен, чем у приятелей)
  • дружеские отношения (устоявшиеся отношения, когда определены общие интересы и цели);
  • супружеские отношения (близкие доверительные отношения, закрепленные чувствами партнеров).

Определяя для себя тот или иной тип межличностного общения с людьми, помните, что влияющими факторами во взаимоотношениях также являются пол, возраст, темперамент, национальность, профессия и социальное положение. Учитывая все эти нюансы мы сможете выстроить благоприятные взаимоотношения со всем окружающим миром.

Источник: http://kak-bog.ru/tipy-mezhlichnostnyh-otnosheniy#ixzz3mHNX3O7n

2) Межличностные отношения как общение

Среди факторов, нормирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Общение направлено на установление психологического контакта между ними; его целями являются изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средства – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.

В последнее время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». В публикациях можно встретить различное толкование этих понятий. В психологии установлено следующее взаимоотношение между ними. Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Если две электронные системы обмениваются информацией, то говорят, что между ними существует коммуникация.

Общение – обмен информацией между людьми. Человек может общаться с другими людьми не только в непосредственном контакте. Просмотр телепередачи, чтение книги – тоже акты общения. Таким образом, «общение» – более узкое понятие по сравнению с понятием «коммуникация». Подчеркивая роль общения как специфического фактора формирования психики, Б. Ф. Ломов писал: «Когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиваться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается».

Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут передаваться навыки и умения.

Все это лишь отдельные приметы содержания общения. Конкретных тем для общения много, и чем больше разнообразных тем общения, тем богаче и содержательнее личность человека.

Внешний облик человека сознательно изменяется и в известной степени создается им самим. Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры держаться. Физиогномическая маска – господствующее выражение лица – формируется под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувств, отношений. Значительно способствуют созданию маски прическа, косметические средства и др. Можно отметить злую, добрую, надменную, доброжелательную и другие физиогномические маски. Дополняет внешний облик и одежда, которая часто является показателем классовой, сословной, профессиональной принадлежности. Форма одежды обязывает к определенному типу поведения. Военная форма требует дисциплинированности. Веселость человека в траурной одежде нам кажется странной. В манере держаться усматриваются воспитанность человека, его положение, самооценка, отношение к человеку, с которым он общается. Для установления контактов между людьми, для содержательной и эмоциональной стороны общения облик человека имеет большое значение: на его основе складывается первое впечатление, которое нередко определяет развитие отношений.

Внешний облик и физиогномическая маска статичны. Динамическая сторона общения проявляется в жестах и мимике. Мимика – динамическое выражение лица в данный момент общения.

Жест – социально отработанное движение, передающее психическое состояние. И мимика, и жесты развиваются как общественные средства коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, – врожденные. Социальная зависимость мимики подтверждается тем, что в условиях разных культур одни и те же выражения лица и жесты могут иметь диаметрально противоположные значения. Например, широко раскрытые глаза у японца – признак гнева, а у европейца – приветливости и удивления.

К неречевым средствам общения относится обмен предметами, вещами. Передавая предметы друг другу, люди устанавливают контакты, выражают отношение друг к другу.

Средством общения также является тактильно-мышечная чувствительность. Взаимоприкосновение, мускульное напряжение для движения, направленного на другое лицо, или удержание от него – вот пределы такого общения. Конкретными проявлениями его могут служить рукопожатие, нахождение ребенка на руках у матери, единоборство спортсменов. При помощи тактильно-мышечной чувствительности человек познает физическую силу, некоторые особенности личности, отношения другого лица, в свою очередь проявляет некоторые собственные качества и выражает отношение к нему. Тактильно-мышечная чувствительность – основной канал получения информации из внешнего мира и главное средство общения людей, лишенных слуха и зрения и таким образом – возможности естественным путем овладевать звуковой речью.

В настоящее время большое внимание уделяется коммуникативному значению дистанции в общении. В американской психологии появилось даже название для этого направления исследований – проксемика. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении и выделяет следующие дистанции в человеческих контактах:

  1. интимная зона (15-45 см); в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для нее характерны доверительность, негромкий голос при общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные изменения в организме: учащение биения сердца, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
  2. личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуальный зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
  3. социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;
  4. публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей (в лекционной аудитории, на митинге и т.д.).

Первый уровень (макроуровень). В данном случае общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности, в которой изучают преобладающее содержание, круг людей, с которыми она преимущественно контактирует, сложившийся стиль общения и другие параметры. Все это обусловлено общественными отношениями, социальными условиями жизни личности. Кроме того, рассматривая этот уровень, следует учитывать, каких правил, традиций, принятых норм придерживается личность. Временной интервал такого общения – вся предшествующая и будущая жизнь личности.

Второй уровень (мезауровень). Общение этого уровня предполагает контакты на определенную тему. Причем реализация темы может осуществляться с одним лицом или группой, может закончиться в один сеанс или потребовать нескольких встреч, актов общения. Как правило, у человека имеется несколько тем, которые он реализует последовательно или параллельно. И в том, и в другом случае партнерами по общению могут быть отдельные личности или группы.

Третий уровень (микроуровень). Он предполагает акт общения в роли своеобразной элементарной частицы (единицы). Таким актом общения можно считать вопрос и ответ, рукопожатие, многозначительный взгляд, мимическое движение в ответ и др. Через элементарные единицы реализуются темы, из которых складывается вся система общения личности в определенный период ее жизни.

3) Общение играет важную роль в нормальном становлении и дальнейшем развитии психики человека, а также формировании культурного и осознанного поведения.

Человек приобретает все свои высшие качества и способности к познанию, именно через общение с психологически развитыми людьми.
Человек превращается в личность только через общение с психологическими развитыми личностями.

Если лишить его такой возможности с самого рождения, то он никогда не станет развитым культурно и нравственно, гражданином, и будет обречён до конца своих дней оставаться наполовину дикарём, лишь своей внешней оболочкой напоминая человека.

Мы все знаем подобные примеры, освещённые средствами массовой информации, когда родители-алкоголики не заботились о своём ребёнке и он был вынужден жить на улице в собачьей конуре. Переняв у животных их повадки, проведя часть своего детства находясь среди собак, такой ребёнок уже не сможет стать нормальной личностью, получив серьёзную психологическую травму в детстве.

Истории подобные Маугли, доказывают всю важность общения человека с самого детства именно с людьми. Никто не сможет передать ребёнку свой опыт так, как его заботливые родители в детстве. Исключения составляют лишь ситуации, которые у людей описываются как: «Яблоко от яблони…» или «С кем поведёшься…». Несомненно, что в психическом развитии человека эти случаи представляют собой доказательство важности роли общения.

Общение любого рода малыша со взрослыми на ранних этапах развития имеет особенно важное значение для психологического развития. Именно в этот период времени человек приобретает все свои поведенческие, человеческие и психические качества личности. Особенно если учесть, что вплоть до наступления подросткового возраста он лишён способности к самообразованию и самовоспитанию, то становится полностью ясна важность роли общения в психическом развитии человека и становлении его личности.

С общения начинается психическое развитие ребёнка. Это первый, возникающий в индивидуальном развитии человека, вид социальной активности, благодаря которому малыш получает информацию необходимую для его индивидуального развития. В связи с этим можно выделить роль участия обоих родителей в общении с ребёнком. Недополучение внимания одного из них в детстве, сказывается в более зрелом возрасте на становлении и развитии личности.

Предметная деятельность, как необходимая составляющая нормального развития ребёнка, содержащая в себе его познавательную потребность, также выступает как условие и средство психического развития и появляется несколько позже- в возрасте 2-3 лет.

Основной жизненный опыт ребёнка приобретается, вначале, через подражание, а позже, через словесные указания. Никаким другим путём этот опыт не может быть приобретён, и общение с людьми являющимися для ребёнка носителями этого опыта, играет важную роль в психическом развитии человека. При этом важными условиями определяющими развитие детей являются:
а. Интенсивность общения
б. Разнообразие содержания общения
в. Разнообразие целей и средств общения

Затронутые выше виды общения оказывают влияние на развитие различных сторон психологии человека и его поведенческих факторов. Таким образом деловое общение является средством приобретения опыта - знаний и навыков, оно формирует и развивает способности человека. В нём же, человек развивает и совершенствует у себя деловые и организаторские качества, необходимые для умения взаимодействовать с другими людьми в процессе какой-либо деятельности.

Личностное общение даёт возможность человеку определить цели в жизни, выбрав средства их реализации, приобрести определённые черты характера, склонности, привычки, интересы, усвоить моральные нормы принятые в человеческом обществе, то есть формирует человека как личность.

Материальное общение , наряду с другими видами, входящими в разнообразие видов общения, выполняет свою функцию в развитии индивида. Оно позволяет получать знания, способности и представления, необходимые для нормальной жизни человека из области материальной и духовной культуры.

Когнитивное общение (процесс обработки информации мозгом) также немаловажно для психического и интеллектуального развития человека, так как взаимное общение между людьми позволяет обмениваться информацией и соответственно взаимно обогащаться передаваемыми знаниями.

Кондиционное общение определяет готовность ребёнка к учению, как к процессу восприятия информации, и формирует установки, которые необходимы будущей личности для совершенствования других видов общения, таким образом влияет на индивидуальное личностное и интеллектуальное развитие человека.

Мотивационное общение , в свою очередь представляет собой источник дополнительной энергии, стимулирующей его на продуктивную деятельность, что в конечном итоге сказывается на развитии личности. Ведь как известно: «не ошибается только тот, кто ничего не делает», а тот кто ничего не делает, не может назвать себя личностью. В результате мотивационного общения человек приобретает какие-то новые интересы, цели и мотивы для их достижения. За счёт подзарядки мотивационным общением, человек увеличивает свой энергетический и психический потенциал, развивающий его самого.

Деятельностное общение , то есть обмен действиями, навыками и умениями, а также операциями, совершенствует и обогащает его личную самостоятельную деятельность, то есть также играет важную роль в психическом развитии человека.

Биологическое общение являет собой необходимое условие для поддержания и развития жизненных функций организма, а также служит его самосохранению. Без нормального биологического общения психическое развитие личности будет неполноценным и даже разрушительным, так как это один из важнейших видов необходимых для продолжения рода и его правильного воспитания. Без этого вида общения отдельный индивид не может развиться как личность, не имея навыков для создания семьи и укрепления брака.

Социальное общение является фактором поощряющим развитие основных форм общественной деятельности и обслуживающим общественные потребности: различных коллективов, групп, наций, организаций, обществ и человечества в целом. Этот вид общения даёт возможность человеку чувствовать себя частью чего-то целого, его составляющей, играющей свою роль в достижении общего результата. Людям необходимо порой чувствовать свою принадлежность к обществу. Одиночество и затворничество не может положительно влиять на психическое развитие человека, ведь в большом коллективе людей происходят некоторые другие виды общения, а это является продолжением личностного роста.

Непосредственное общение позволяет человеку развиваться, при помощи обучения и воспитания в результате широкого применения на практике самых простых и эффективных средств и способов научения: викарного (перенятие информации и навыков с помощью наблюдения за другими людьми или животными), вербального (речевого) и условно-рефлекторного.

Опосредствованное общение развивает способности человека к сознательному управлению самим процессом общения, а также помогает усвоению средств общения и оптимизации их способности к самообразованию и самовоспитанию человека.

Невербальное общение даёт возможность человеку развивать и совершенствовать коммуникативные способности, которые открывают ему широкие возможности для становления личности и налаживанию межличностных контактов. Благодаря этому виду общения человек начинает психологически развиваться ещё до того, как усваивает и учится пользоваться речью (возраст около 2-3 лет).

Однако нельзя недооценивать роль вербального общения в психическом развитии человека. Только благодаря ему человек продолжает всю свою жизнь развиваться интеллектуально, личностно и психически, так как в его основе лежит умение усваивать и владеть речью- основным инструментом для передачи информации человеком. Пусть не обижаются на меня посетители с нарушением речевого аппарата, но как говорят итальянцы: » Что словами не объяснишь- пальцами не растычешь».

На этом мы с Вами закончили рассматривать роль общения в психическом развитии человека. Родителям хотелось бы напомнить, чтобы они всячески участвовали в общении любого вида со своими детьми, это в будущем благоприятно скажется и на Ваших отношениях и на развитии ребёнка.

4)Стратегии общения:

  1. Открытое - закрытое общение.
  2. Монологическое - диалогическое.
  3. Ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение «по душам»).

Открытое общение - желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое - нежелание или неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправданно в случаях: когда есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; в конфликтных ситуациях (здесь открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно). Открытые коммуникации эффективны, если существует сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позицию другого и в то же время не раскрывает свою. «Истерическое предъявление проблемы» - тот случай, когда человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Выделяют следующиевиды общения:

  1. «Контакт масок». Это формальное общение, при котором отсутствует стремление понимать и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.), набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В условиях города «контакт масок» даже порой необходим, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.
  2. Примитивное общение : другого человека оценивают как нужный или мешающий объект; если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает, то оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
  3. Формально-ролевое общение , когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо узнавания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  4. Деловое общение: учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  5. Духовное. Межличностное. Это общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов; друг поймет вас по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
  6. Манипулятивное, Оно направлено на извлечение выгоды от собеседника с помощью различных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей его личности.
  7. Светское. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характер коммуникаций.

Кодекс светского общения включает в себя некие постулаты:

  1. «соблюдай интересы другого» (вежливость, такт);
  2. «не порицай другого», «избегай возражений» (одобрение, согласие);
  3. «будь доброжелателен, приветлив» (симпатии). Кодекс делового общения строится на иных принципах:
    1. кооперации («твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»);
    2. достаточности информации («говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»);
    3. качества информации («не лги»);
    4. целесообразности («не отклоняйся от темы, сумей найти решение»);
    5. «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;
    6. «умей слушать и понять нужную мысль»;
    7. «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

Если один собеседник ориентируется на принцип вежливости, а другой - кооперации, возникнет нелепая, неэффективная коммуникация. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Тактика общения - это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе знания правил и владения техниками общения. Это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

В общении выделяют также следующие позиции:

  • доброжелательная (принятия собеседника);
  • нейтральная;
  • враждебная (непринятия собеседника);
  • доминирование, или «общение сверху»;
  • общение «на равных»;
  • подчинение, или позиция «снизу».

5) Общение и деятельность - Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность.

В общении можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В онтогенезе общение является первичной, доминирующей формой отношения ребенка к окружающей среде. Эта форма предполагает первым делом понимание со стороны другого субъекта (в первую очередь матери), которая затем заменяется формой, предполагающей взаимопонимание, т. е. ребенок не просто выражает свои желания, но и учитывает желания других людей, от которых зависит реализация его собственных.

Постепенно ведущая роль переходит от общения к предметной деятельности.

Предметная деятельность реализует такое отношение к миру, которое исключает понимание, заботу или любовь со стороны объекта деятельности. Объект деятельности - вещь неодушевленная, он равнодушен к желаниям ребенка, к его существованию и существует независимо от ребенка.

Для того чтобы использовать предмет или уберечься от опасности, связанной с ним, необходимо изучить его. Это изучение происходит путем воздействия на предмет. Если при общении наиболее сильным воздействием была демонстрация желания, то теперь проявление желания не только бессмысленно (предмет не воспринимает желания), но может даже помешать изучению. Чем беспристрастнее будет исследование, тем лучше проявится собственная природа предмета. Таким образом, предметная деятельность формирует у ребенка объективное отношение к миру. Однако предметное, объективное отношение к миру не вытесняет отношение к миру как субъекту.

Движущей силой детского развития является противоречие между двумя отношениями ребенка к миру - между формой сб-щения, которую он может, хочет или должен осуществить, и формой предметной деятельности, которая ему доступна или которая ему или от него требуется.

6) Существует такие теории общения как взаимодействия как :

1.) теория обмена (Дж. Хоманс, П. Блау);

2.) теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер);

3.) психоаналитическая теория (3. Фрейд)

4.) теория трансакционизма (Э.Берн)

5.) теория мотивации(А.Маслоу) и др.

Психоаналитическая теория 3. Фрейда доказывает, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт и люди невольно применяют те понятия, которые усвоили в раннем детстве. Если в детстве у ребенка доминировали подчинения, покорности, уступчивости, то и в дальнейшем такой человек будет предпочитать подчиняться, не брать на себя ответственность за принятие важных решений. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам группы, невольно отождествляя их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли отцы. В таких ситуациях люди как бы регрессируют, возвращаются к более ранней стадии развития. Если взаимодействие людей первоначально является неорганизованным и у них нет четкого плана действий, то это способствует укреплению власти лидера группы. Способы взаимодействия человека с группой зависят от механизмов защиты-приспособление, агрессия, перенос, сублимация и проч.

Теория обмена рассматривает социальное поведение как взаимодействие людей, находящихся в непрерывных процессах материального и нематериального обмена друг с другом, которые могут быть объяснены положениями, основанными на психологической теории бихевиоризма . Согласно бихевиоризму, поведение человека подчинено основному правилу: чем чаще социальное действие личности вознаграждается, тем чаще она стремится производить это действие.Если человек ожидает положительный, нужный для него результат от взаимодействия с другим человеком, если собеседник может дать и дает ожидаемое, то контакт продолжается. Если человек понимает, что не получит ожидаемого, то контакт прекращается.

  • Версальская система международных отношений. Особенности междунар-х отношений в межвоенный период

  • В качестве теоретической базы для построения уровневой модели взаимоотношений я использовал идею И. Н. Калинаускаса (3) о возможности условного выделения в человеке как целом некоторых его частей, таких как тело, сознание и эмоциональная сфера. Опора на эти составляющие позволяет определенным образом обозначить такие психологические понятия как индивидуальность, личность и сущность. Базовым инструментом индивидуальности является тело, сознания - личность, а эмоциональной сферы - сущность человека. Таким образом, возможны любые комбинации человеческих отношений в зависимости от того, на что они опираются. Например, дружеские отношения затрагивают эмоциональный уровень, деловые – социальный и нередко эмоциональный, отношения «любовников» – эмоциональный и сексуальный и т.п.

    Подход, использующий дифференцирование, дает возможность рассматривать существующий конфликт в отношениях не как конфликт “вообще”, а находить его место на определенном уровне. Например, жалоба на то, что “муж разлюбил, надо разводится” является отражением смешения эмоционального и социального уровней, отождествления у данного человека брака и любви как равнозначных понятий. Но такой взгляд лишь усугубляет ситуацию. Проблема возникла на одном, на эмоциональном уровне (“муж не любит “), а поиск ее решения происходит совсем на другом, на социальном (“надо разводиться “) уровне. Логично предположить, что конструктивным подходом в этом случае является помощь в обнаружении различий любви и брака и разрешение проблемы на том же уровне, на котором возникла трудность, в данном случае - на эмоциональном. Другой пример слияния отношений: друзья начинают заниматься совместным бизнесом. В этом случае есть опасность смешивания эмоциональных и социальных отношений. Обычно это заканчивается плохо как для дружбы, так и для бизнеса.В качестве основных характеристик каждого уровня были выделены следующие:

    На социальном уровне партнеры находятся по отношению к друг другу во взаимосвязанных социальных ролях. Под «социальной ролью» понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (4, С.16), это «фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений» (1, С. 71). Важно отметить, что социальные предписания безличны по своей природе. Они должны выполняться независимо от личностных черт и интересов человека, который их выполняет, всегда одним и тем же образом. То есть отношения на социальном уровне в определенном смысле“бесчеловечны”. Основа их построения - конвенция, контракт, взаимная договоренность;

    - эмоциональный уровень отношений имеет совершенно другую природу, нежели социальный. Любые гарантии и обязательства по поводу чувств типа “ Я всегда буду тебя любить” нереальны и губительныдля них. Перенос социального на эмоциональные уровень, который выражается попыткой установления конвенций на эмоции ради сохранения союза, приводит к напряжению и общей невротизации отношений. Это изначально неконвенциональный уровень;

    - сексуальные отношения также могут рассматриваться как самостоятельный уровень, не смешиваемый с другими отношениями. На этом уровне, в отличие от социального “надо” и “должен”, доминирует “хочу”. Сексуальность у человека (в отличие от животных), наряду с функцией релаксации и деторождения, может быть определенным способом общения и познания друг друга. В качестве примера я хотел бы предложить описание использования метода дифференцирования в брачно-семейных отношениях.

    В древнеиндийском трактате о любви «Ветка персика» указывается, что каждый человек может любить на трех уровнях: тела, ума и души.

    См. (рис. 1) в приложении.

    Дружеские отношения затрагивают эмоциональный уровень, деловые - социальный и нередко эмоциональный, отношения любовников - эмоциональный и сексуальный.

    Например, жалоба на то, что «муж разлюбил, надо разводиться», является отражением смешения эмоционального и социального уровней, отождествления у данного человека брака и любви как равнозначных понятий. Но такой взгляд лишь усугубляет ситуацию. Проблема возникла на одном - эмоциональном - уровне («муж не любит»), а поиск ее решения происходит совсем на другом - социальном («надо разводиться»). Логично предположить, что конструктивным подходом в этом случае является помощь в обнаружении различий любви и брака и разрешение проблемы на том же уровне, на котором возникла трудность, в данном случае - на эмоциональном.

    Рассмотрим специфику каждого уровня отдельно.

    Насоциальномуровне партнеры расположены по отношению друг к другу во взаимосвязанных социальных ролях. Под «социальной ролью» понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию»

    Важно отметить, что социальные предписания безличны по своей природе. Они выполняются независимо от личностных черт и интересов человека, который это делает, всегда одним и тем же образом. То есть отношения на социальном уровне в определенном смысле «бесчеловечны». Основа их построения - конвенция, контракт, взаимная договоренность (рис. 2) см. в приложении.

    Эмоциональный уровень имеет совершенно иную природу, отличную от социального. Его можно обозначить как принципиально неконвенциональный. Договоро прочности и неизменности эмоций невозможен. Любые гарантии и обязательства по поводу чувств типа «я всегда буду тебя любить» нереальны и губительны для договаривающихся. Перенос социального на эмоциональные уровень, который выражается попыткой установления конвенций на эмоции ради сохранения союза, приводит к напряжению и общей невротизации отношений (рис. 3) см. в приложении.Здесь, в отличие от социального «надо» и «должен», доминирует «хочу». Сексуальность у человека (в отличие от животных), наряду с функцией релаксации и деторождения, может быть определенным способом общения и познания другого человека. Примером слияния социального и сексуального является патриархальная мораль, где сексуальные отношения с кем бы то ни было, помимо супруга однозначно рассматриваются как супружеская измена.



    Виды отношений

    Деловые (социальные) отношения строятся в рамках выполняемых социальных ролей, например: продавец - покупатель, учитель - ученик, психолог - клиент. Образцы исполнения этих ролей зафиксированы в различных правовых документах. Кроме этого, мы можем вступать в отношения, которые строятся не на формальных предписаниях, а на эмоциональной основе, «чисто по-человечески». Это дает возможность выделить два вида отношений: социальные и межличностные или, другими словами, «деловые» и «человеческие».

    Уровень мастерства напрямую связан с умением человека осознавать и исполнять свою профессиональную роль, строить свое поведение в ее рамках. «Человеческие» отношения возникают тогда, когда поведение начинает выходить за рамки профессиональной роли (рис. 5) см. в приложении.

    В чем разница, например, в общении профессионального продавца и непрофессионала? Первый на грубую реплику покупателя не станет обижаться, тем более демонстрировать свою обиду. Он понимает, что этот выпад адресован ему не как человеку, а как продавцу. А непрофессионал решит, что покупатель «от себя лично» хочет «его лично» обидеть, и станет реагировать не в рамках своей профессиональной роли, а как человек. В итоге у него с покупателем завяжутся «нормальные» человеческие отношения, и, вместо того чтобы продавать, он будет выяснять степень своей правоты.

    К сожалению, при профессиональной подготовке специалистов совершенно упускается из виду такой важный ее раздел, как формирование психологии профессионала. В этом одна из проблем России: у нас много хороших людей, но крайне мало профессионалов. Настоящий профессионал способен отделять себя от роли, что дает ему

    возможность управлять ею. В этом заключается основной способ преодоления синдрома «сгорания» и психологической усталости. Если роль - это не человек, то в этом состоянии человек не устает, не болеет и не «сгорает».

    Это совершенно не означает, что человек, исполняющий роль, становится безэмоциональным, как робот.

    Другой важный признак профессионала заключается в его безупречности.Свои человеческие потребности он удовлетворяет за пределами ролевой ситуации, своей профессии.

    Человеческие отношения тоже строятся как ролевые. С этой точки зрения проблему в деловых отношениях можно рассматривать как смешение в одной роли двух форм поведения. Например, когда продавец начинает воспитывать покупателя, происходит смешение ролей продавца и воспитателя.

    Брачно-семейные отношения. В семейных отношениях, как в некой целостной системе, можно выделить все три уровня.

    Социальный уровень в браке. Люди называют себя мужем и женой, не имея социального оформления отношений. Это так называемый гражданский брак. Тоесть в таком «браке присутствуют только эмоциональный и сексуальный уровень.

    Под гражданским браком скрывается инфантильное отношение к социальному уровню, его недооценка. А с психологической точки зрения под этим нежеланием официально оформить свои отношения может лежать неосознаваемое стремление к построению «родственных» отношений.

    Правила обоснованы и понятны, хотя на сегодняшний день мы их придерживаемся, не вдумываясь в их происхождение. Например, обоснование запрета на сексуальные отношения «на стороне» связано с тем, что хозяин должен был быть уверен, что дети - «из его хозяйства» «Бьет - значит, любит». Муж должен держать свою жену в строгости. Поэтому в супружеские обязанности мужа входила периодическая порка жены, обычно по субботам. А если муж не порол, значит, он халатно относился к своим обязанностям. Если не для ведения общего хозяйства, то ради чего сегодня вступать в брак?

    В качестве распространенных версий «Зачем?» встречаются следующие:

    1. «Чтобы в старости кто-нибудь стакан воды поднес». Брак - это не гарантия того, что другой останется с вами на всю жизнь.

    2. «Ради детей». Это очень опасное заблуждение.

    3. «Ради секса». Человеческие отношения всегда уникальны. «Одна на всех» форма брака уже не работает.

    Институт брака умирает. Если раньше сначала вступали в брак, а потом делали карьеру, то теперь, наоборот, лишь после становления личности переходят к созданию семьи.

    Раньше социальные отношения в браке рассматривались как более значимые, чем хорошие отношения. Брак был обязательным, а хорошие отношения - кому как повезет: «Стерпится - слюбится». Сегодня приоритетным становится наличие хороших отношений, которые вовсе не обязательно должны переходить в брак. Конфликты в браке происходят при столкновении этих двух тенденций, то есть, имея хорошие отношения, партнеры пытаются оформить их в старый тип брачно-семейныхотношений.В итоге начинают страдать их межличностные отношения, их главное богатство. Брак - это всегда нагрузка на человеческие отношения, то есть еще большие усложнения. И если в человеческих отношениях есть червоточина, то в браке она не исчезнет, а еще больше разрастется.

    Единый образец мужа и жены исчез. За этими образцами общество следит не так рьяно. Поэтому можно сказать, что на сегодня идеальный супруг тот, с кем хорошо. То есть сегодня пара сама может создавать тот образец, который ей, и только ей, удобен.

    На социальном уровне выделяются два типа договора: брак с доминированием одного из супругов и партнерский.

    Эмоциональный уровень в браке. На уровне эмоций никакие конвенции и договоры не работают. Сколько времени можно выяснять отношения друг с другом? Да всю жизнь! И все равно до конца не выяснить. Можно ли договориться о том, что бы любить друг друга всю жизнь? Договориться, конечно, можно, но где гарантия, что это можно будет выполнить? Вдруг через месяц моя любовь исчезнет? А я пообещал любить вечно. Что делать? Заставлять себя любить? Лучшего способа, чтобы заставить возненавидеть, чем заставлять любить, не найти.

    Таким образом, любые конвенции, заключенные на эмоциональном уровне, начинают порождать малоприятные чувства вины или обиды. Эмоциональный уровень не поддаётся измерению. Минимальное количество мужчин, которых может любить женщина, не один, а двое. Второй – это например ваш отец. Что касается эмоционального уровня – здесь всё зависит от силы вашего сердца. Если человек умеет любить, то он излучает любовь на всех, с кем он соприкасается. Даже пищу можно приготовить с любовью. На эмоциональном уровне измен не существует. «Полюбилдругую» - это не измена, так как ничего специального для этого человек не делал и не мог делать.

    Хороший человек - это не профессия. И любимый - тоже. Яркие эмоциональные отношения не гарантируют успешного брака.

    Очень часто бывает, что, имея хорошие эмоциональные (и сексуальные) отношения, партнеры начинают думать, что и в браке у них все будет также хорошо или даже еще лучше. Они начинают нагружать свои отношения еще одним уровнем - социальным. На практике это может привести лишь к их усложнению.

    Сексуальный уровень в браке. Синонимом понятия «секс» является слово «интимный». То есть об этом уровне должны знать, как сказал один мудрец, только трое: он, она и господь Бог.

    Богатство брака зависит от того, насколько в нем развиты и представлены все три уровня взаимоотношений.

    Если говорить о зрелости брачно-семейных отношений, то она заключается в том, насколько супруги могут различать (выделять как отдельные) уровни своих взаимоотношений и совмещать (а не смешивать) их друг сдругом.

    Введение

    Умеете ли вы общаться? Уверена, что все скажут: "Да, конечно". Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие «общение» намного обширнее, чем наше обычное: "Привет!" - "Пока".

    Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными, станет просто стыдно. Ведь люди, уже начиная с XVI-XVII веков, общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол "бешеный век, нам и присесть-то некогда, не то что поговорить". И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком уровне.

    Предполагая, что "умею общаться" - означает: "умею правильно общаться", а только так и надо понимать поставленный вопрос, то ответ на него можно посчитать, как недостаточно скромный. Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли. Им вполне достаточно видеть друг друга. Этот факт имеет свое подтверждение в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина ", в сцене объяснения Кити и Левина, когда они, не произнося ни слова, пишут мелком на зеленом сукне столика для карточных игр лишь начальные буквы слов, составляющих весьма сложные по синтаксису и содержанию предложения.

    Общение между людьми - важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает все эти процессы, способствует их осуществлению.

    Общение многогранно, прежде всего, потому, что оно реализуется на разных уровнях: общаться могут страны и народы, партии коллективы и отдельные личности, соответственно этому и взаимодействие между сторонами в этом процессе будет различно по своей социальной значимости. Кроме того, общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.п.

    Уровни общения

    Во всем многообразии диалогов, их вариаций А. Б. Добрович выделяет шесть уровней общения.

    «Примитивный» уровень - самый низкий уровень общения. В случае примитивного уровня партнер рассматривается не как собеседник, а как предмет, который может быть нужным и им нужно овладеть, либо мешающим и тогда его надо оттолкнуть.

    Собеседник настраивает контакт, не особо беспокоясь, насколько адекватно и правильно вы его воспримете. Пьяный без стеснения исповедуется незнакомому ему человеку в автобусе. Собеседник предпочитает больше говорить, чем слушать, он не заботится о рождении нужных чувств у окружающих. Подобное также можно наблюдать, когда приходится иметь дело с бюрократической системой или с невежливым продавцом.


    Заметим, что словарный запас у таких людей обычно довольно скуден; темп речи непомерно быстр, потому как единственная цель - подавить вас, сбить с толку; а отношение к общению с вами, как к разговору со стулом, на котором вы сейчас сидите, т.е. никакое. Наше обращение к такому собеседнику должно быть направлено на то, чтобы умерить его пыл, при этом не повышайте тон, говорите размеренно. Если вы проявите учтивость, но при этом будете тверды и где-то даже жесткими в своем обращении, сложно будет ответить на это агрессией.

    Обычно главная ошибка людей состоит в том, что они используют не тот уровень общения, который требуется в конкретной ситуации. Например, часто чересчур воспитанные люди пытаются говорить с хулиганами дружелюбно и доверительно, что конечно, делать нельзя.Надо быть жестким и даже невежливым, когда это необходимо. Юмор будет уместен только в случае, если не будут затронуты личные качества хулиганов.

    «Манипулятивный» уровень - для человека, использующего данный уровень общения ("манипулятора") партнер является соперником в игре, которую непременно надо выиграть. Причем выигрыш всегда означает выгоду: если не материальную или житейскую, то хотя бы психологическую. Манипулятором всегда движут своекорыстные интересы.

    Собеседник на этом уровне общения воспринимается как инструмент для достижения каких-либо целей, подобный уровень общения - неотъемлемая часть многих профессий (дипломат, менеджер по продажам). Зачастую манипуляция необходима для некоторых бытовых процессов (жена косвенно дает мужу понять, что ей нечего надеть, вынуждая его, таким образом, по своей воле приобретать новую вещь). Часто манипуляция характеризуется имитацией - заинтересованности, учтивости. Угроза и лесть тоже являются крайними формами манипулятивного уровня общения.

    Манипулятивный уровень может надевать личину любого другого из уровней. Распознать манипуляцию можно по общей неестественности ситуации, например, человек, всем внешним видом определяемый как носитель примитивного типа общения, говорит на духовно-доверительном уровне.

    «Деловой» уровень - имеются в виду не просто "деловые контакты" как род человеческих занятий. Партнер в данном случае вызывает особый интерес как участник коллективной деятельности, как человек, который может помочь, или как тот, кому необходима помощь в интересах общего дела. Данный уровень создает особый род близости в процессе совместной работы или сотворчества.

    Собеседник внимателен к вашим личным взглядам, вкусам, он обращает внимание на ваш характер, возраст. Объединяющая вас цель обуславливает ваши взаимоотношения - поэтому это не является манипуляцией (впрочем, грамотный игрок сможет легко совместить сразу несколько уровней общения, исходя из его задач). Деловой уровень общения в повседневной жизни применим к людям, с которыми необходимо соблюдать определенную дистанцию.

    В семейной жизни этот уровень позволит избежать примитивных контактов. Например, спор из-за мытья посуды в семье будет улажен быстрее, если решать эту проблему на деловом уровне общения.

    А я разве не устаю, когда каждый день хожу на работу?

    Это - неправильная формула поведения, проблема не решается, контакт происходит на примитивном уровне, уровне чисто личных эмоций. Правильной формулой будет следующее поведение.

    Я устала ежедневно мыть посуду по пять раз в день!

    Я тебя понимаю, но я еще и ежедневно хожу на работу. Давай договоримся так, я буду мыть посуду на выходных, когда я свободен. Или, если хочешь, мы можем распланировать график, и чередоваться по четным и нечетным числам.

    «Игровой» уровень - данный уровень, обладая полнотой и человечностью конвенционального, превосходит его тонкостью содержания и богатством оттенков. Отличается состоянием праздничной приподнятости. Партнера на игровом уровне отличает живой, проникнутый симпатией, интерес к личным особенностям собеседника. Владение игровым уровнем контакта требует немалого артистизма.

    Уровень общения, основывающийся на импровизационных формах, которые могут быть несерьезными, шутливыми, даже гротескными. Так, несколько приятелей, оживленно разговаривая и обмениваясь шутками, не замечают, как выстраивается достаточно длинная логическая цепочка. Кокетство женщин - также один из ярчайших примеров общения на уровне взаимной игры.

    Этот уровень общения напрямую связан с чувством юмора, он очень важен для любых неформальных отношений. Например, семейные отношения вряд ли будут достаточно гармоничными и постоянно обновляющимися без взаимной игры и юмора.

    Бывает, что люди с определенным типом характера и темперамента применяют игровой уровень в разговорах, требующих совсем другого уровня общения. Вовсе не значит, что эти люди не способны к серьезным действиям, просто это следствие определенного склада психики. Такие люди принадлежат к психотипу гипертимов (жизнерадостные, энергичные люди).

    «Духовный» уровень . Партнер воспринимается, как носитель духовного начала, что побуждает видеть в нем больше, чем единичного человека, но носителя высочайших ценностей человечества. Партнеры нацелены на совместный поиск истины, проникнуты не просто интересом и симпатией, они чрезвычайно чувствительны к душевному состоянию друг друга, к малейшему "повороту" мысли друг друга.

    Незрелая "духовность" общения - обнаружение собственных ценностей в другом.

    Зрелая "духовность" общения - внимание к ценностям, духовным исканиям другого, вне зависимости от их сходства с моими собственными.

    Название показывает, что данный уровень общения характеризуется наибольшей степенью раскрытия своей личности и погружения в личность собеседника. Этот уровень требует порою немалых внутренних усилий, на которые далеко не все способны. Духовный уровень общения используется некоторыми особенно близкими родственниками, друзьями. Исповедь священнику, искренний рассказ о себе непременно потребует особенно глубокого духовного уровня общения.

    Особой чертой духовного уровня общения является неспешный темп речи, причиной которого является особое доверительное отношение к собеседнику, к общению с ним.

    Ситуация : Она показывает Ему тетрадку своих школьных стихов, а Он, вместо того чтобы проявить заинтересованность, отпускает реплику: «Я-то думал, что ты о чем-то серьезном». Эта модель поведения неверна. Она предлагает Ему общение на духовном уровне, он же воспринимает это на уровне примитивно-деловом. «Хм, а у тебя получались неплохие сонеты» - должен сказать он, даже если это будет не совсем правдой.

    «Стандартизированный» уровень - общение на этом уровне основывается на неких стандартах, а не на взаимном "схватывании" партнерами актуальных ролей друг друга. Это "контакт масок". Подлинного ролевого взаимодействия при этом уровне общения не происходит. Не расположенность к контакту может иметь несколько причин: чувство обиды и недоверия; страх общения; лень в отношении общения; безразличие к другим; усталость.

    Каждый может насчитать у себя много масок. Собеседник поневоле надевает маску приветливости, серьезности, вежливости, так как иногда просто психологически невозможно вкладывать в общение все свои умственные ресурсы, обаяние. Также следует учесть контакты не только вербальные - ничуть не реже мы сталкиваемся с кем-то просто взглядом, молча жмем кому-то руку, на это тоже уходит энергия, и мы защищаемся при помощи масок.

    Заметьте, что когда вы говорите не совсем искренний комплимент, вы одеваете маску, чтобы не получить травму от собственной неискренности. Такое понятие как ложь непосредственно связано с системой масок. В уровень масок входит также и понятия «Формального уровня», «Уровня поддержания контакта», «Уровня стандартной беседы» (по Бюдженталю). Формальный уровень характеризуется поддержанием о себе определенного впечатления и сохранением определенной дистанции.

    Уровень поддержания контакта - общение людей в более непринужденной манере, общение на уровне фактов и мнений.

    Уровень стандартной беседы представляет собой повседневный диалог между близкими и знакомыми людьми.

    «Конвенциональный» уровень ("конвенция" или согласие) - партнеры при этом взаимно направлены, общение выстраивается в духе равноправия партнеров и их обостренного внимания к друг другу. Общение на данном уровне требует от партнеров высокой культуры общения. Конвенциональный уровень общения считается оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем.

    Характеризуется тем, что человек или испытывает потребность в контакте и в ней возникает установка на внешнюю коммуникацию, которая усугубляется тем, что есть реальный партнер, или такой потребности человек не чувствует, но поскольку к ней обратились, она побуждает себя переключиться на того, кто к ней обратился. По условие контакта индивидом заранее принимается тот факт, что он будет то слушателем, то говорящим, ведь стимулируя кого-то к разговору, следует обеспечить ему равноправные возможности в общении. При этом важно уловить актуальную роль партнера, а также собственную актуальную роль его глазами.

    Другими словами, нужно установить, какие ролевые ожидания партнеров друг к другу. Однако каждый из партнеров имеет право подтвердить или не подтвердить эти ожидания. Итак, взаимное информирование может приобретать вид конфронтации или конгруэнции (взаимного согласия). Если участники выбирают конфронтацию, то общение постепенно угасает, оставляя за партнерами право на собственное мнение. Если же они выбирают путь конгруэнции, т.е. подтверждают взаимные ролевые ожидания, то это обязательно приводит к растущему раскрытия своего «ролевого веера» (набор психологических ролей, которые выполняет человек при взаимодействии с другим человеком) каждым из партнеров.

    Однако, завершая разговор, каждый из партнеров заботится о том, чтобы не навязывать свою персону другому. Конечно, контакт на конвенциональному уровне требует от партнеров высокой культуры общения и его можно считать оптимальным для решения личных и межличностных проблем.

    «Интимный» уровень - предполагает интимность - доверительность, открытость каждого партнера друг для друга.

    Условия сохранения интимности:

    1. Чувствовать и дать почувствовать, что партнер - самый главный, самый привлекательный и самый желанный человек. Отсутствие сравнений.

    2. Иметь желание дарить партнеру радость. Думать не только о себе.

    3. Осознать и дать понять партнеру, что не надо стыдиться друг друга ни в чем, что в любых своих проявлениях оба остаются дорогими и желанными. Позволять другому быть самим собой.

    4. Знать, что отношения друг с другом составляют тайну, которой никогда не коснется другой человек.

    Оно возможно только когда партнеры внутри возникшей ситуации чувствуют себя на равных, одинаково заинтересованы в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.