Прежде всего, давайте разберемся, почему плачет новорожденный ребенок. На самом деле основных причин этому всего четыре. Ребенок может быть голоден, у него могут вызывать дискомфорт мокрые пеленки или слишком высокая температура воздуха в комнате, у него может что-нибудь болеть (и эта причина самая тревожная и порождающая наибольшее число вопросов и сомнений), ну и, наконец, ему может быть просто скучно.

Почему ребенок плачет?

Что касается плача по причине голода , то с этим более-менее все ясно: если у мамы молока достаточно, то новорожденный может испытывать чувство голода не раньше, чем спустя 2-2,5 часа после предыдущего кормления. Но в первые месяцы, особенно в первые недели, это правило совершенно не работает: ребенок может прикладываться к груди каждый час, а то и чаще. Обычно если ребенка беспокоит только голод, то сразу после прикладывания к груди он успокаивается и засыпает или спокойно бодрствует. Когда у ребенка вызывает плач дискомфорт из-за мокрых пеленок , то все еще проще: стоит заменить пеленки - и покой малышу гарантирован.

Несколько сложнее с беспокойством из-за слишком высокой температуры воздуха в помещении. Большинству родителей, а особенно бабушек, инстинктивно хочется как можно лучше согреть малыша. А ведь здорового доношенного новорожденного ребенка сложнее переохладить, чем перегреть. От переохлаждения он защищен механизмами терморегуляции несколько лучше, чем от перегревания. У него практически отсутствует потоотделение (один из основных путей теплоотдачи), а если малыш тепло одет, да еще и температура воздуха в комнате приближается к «идеальной», с точки зрения бдительных родителей, то организм ребенка начинает бить тревогу. У него учащается дыхание, сердцебиение, возникает двигательное возбуждение, он громко кричит. Может даже повыситься температура тела. Поэтому обязательно повесьте в комнате, где большую часть времени находится ребенок, термометр и контролируйте температуру воздуха. Оптимальной температурой для новорожденного является 24-25 °С, для ребенка старше месяца - 23-24°С. Ночью эта температура может быть понижена до 22°С-при такой температуре дети лучше спят, комфортнее себя чувствуют. Лучше одеть ребенка на ночь несколько теплее, чем в дневные часы, чтобы не беспокоиться, что малыш замерзнет. Если же вы выяснили, что малышу жарко, что он перегрелся и плачет именно по этой причине, сразу же разденьте его, дайте попить воды комнатной температуры или приложите к груди. Выйдите с ним из комнаты и откройте ненадолго окно. После того как ребенок успокоится, а воздух в комнате охладится до комфортной температуры, можно будет его одеть или запеленать - но уже более легко.

Если вы уверены, что ребенок не голоден, у него сухие пеленки, в комнате явно не жарко и малыш одет соответствующим образом, но продолжает плакать, следует выяснить, не болит ли у него что-нибудь. Если такие приступы плача очень часты и вы не можете разобраться в ситуации самостоятельно, необходимо обратиться за помощью к детскому врачу . В случае, когда ребенок плачет из-за болезненных ощущений, ему нужно и оказывать необходимую помощь, и успокаивать всеми доступными способами. Но вам будет необходим совет врача - чем именно можно помочь ребенку, который часто и подолгу плачет. Это тот случай, когда не должен возникать вопрос: брать или не брать ребенка на руки . В этом случае - брать обязательно! Ведь крохе и без того очень плохо, он не может понять, что с ним происходит. Именно сейчас ему необходимо тепло материнских рук и ласковый голос. Обязательно соблюдайте спокойствие, каким бы трудным это вам ни казалось. Если мама встревожена, если она боится или плачет - беспокойство малыша только усугубляется. Итак, успокойтесь сами и старайтесь успокоить ребенка. И принимайте необходимые меры, следуя рекомендациям вашего педиатра.


Общение с ребенком

А вот как быть, если ребенку просто скучно? Такое тоже бывает. Причем даже с малышами первых месяцев жизни. В связи с этим возникает три вопроса: почему это происходит? Как разобраться, что ребенок плачет именно по этой причине? Что в этом случае делать?

Происходит это потому, что ребенок, даже самый маленький, нуждается в новых впечатлениях, в общении и ласке. На протяжении первых месяцев жизни эта потребность направлена исключительно на маму, ведь с момента зачатия и до торжественного момента рождения ребенок составлял с матерью практически единое целое, не разлучаясь ни на мгновение. Тепло ее тела, звуки ее голоса и сердцебиения для него олицетворяют покой и безопасность. Разлучившись с мамой в момент рождения, ребенок нуждается в том, чтобы ему напоминали время от времени, что она никуда не делась и в любой момент может оказаться рядом.

Ребенок не может осознать эту свою потребность в материнском присутствии, но она возникает на подсознательном уровне. Наглядный тому пример: в детской палате родильного дома ребенок плачет . Он сыт, пеленки сухие, температура воздуха в палате строго контролируется - она оптимальна. Ребенок осмотрен педиатром - он здоров. Тем не менее, он громко кричит. И вот в палату заходит его мама, подходит к кроватке и ласково что-то говорит... Малыш сосредоточенно прислушивается и успокаивается. Почти сразу. Мама может даже не успеть взять ребенка на руки - а он уже спокоен. Чем взрослее становится ребенок, тем больше возрастает его потребность в общении.

Потребность в общении отражает степень развития ребенка . Эта зависимость двусторонняя - с одной стороны, чем больше ребенок общается с мамой или папой, тем лучше он развивается, а с другой стороны, потребность в общении свойственна именно нормально развивающимся детям. Родителей должно насторожить и то, что малыш постоянно требует их присутствия, не желает оставаться один ни на минуту, и то, что ребенок не нуждается в общении, не требует, чтобы его брали на руки . Нормальное поведение здорового ребенка заключается в том, что он может какое-то время находиться в одиночестве, играть самостоятельно, но спустя некоторое время начинает «звать» родителей. Продолжительность времени, в течение которого малыш может находиться один, зависит в основном от темперамента ребенка, Некоторые дети могут более продолжительное время играть самостоятельно, терпения других хватает на меньшее время.

Как понять, что ребенок плаче т потому, что ему скучно? Да очень просто: если ребенок не голоден (время следующего кормления еще не наступило), если у него сухая одежда или пеленки, если он здоров и находится в комфортной обстановке, вероятнее всего именно эта причина. Второй способ еще проще - подойдите к ребенку, приветливо и весело заговорите с ним. Если он перестанет плакать, обрадуется вашему присутствию, значит, он именно этого и хотел, и вы поняли его правильно. Если же ваша попытка не увенчалась успехом, значит, либо этого недостаточно и нужно более активно поиграть с ребенком , либо причина его недовольства в другом. Что делать в том случае, если ребенок плачет и требует общения? Безоговорочно - удовлетворить его потребность. Оставить все дела и заняться им. Причем важен не только факт вашего присутствия рядом, но и тактильный контакт, прикосновения, ласка. Чем старше становится ребенок, тем более разнообразным должен быть этот контакт. Если для новорожденного достаточно просто тепла материнского тела и запаха молока, от нее исходящего, то для ребенка шести-восьми месяцев этого уже мало. Ему нужны игры, впечатления, радость узнавания и элементы обучения во время общения с родителями.


Воспитываем ребенка

Практически всех родителей беспокоит вопрос: как не избаловать ребенка , как не допустить того, чтобы он стал «ручным» настолько, что не будет отпускать от себя мать ни на минуту? Мы договорились, что ребенка следует брать на руки, если он нездоров, если он плохо себя чувствует и в том случае, когда ему скучно и он нуждается в общении. Но ведь малыш может очень быстро привыкнуть к тому, что его носят на руках, и станет требовать этого постоянно! Как этого избежать?

Советы просты - и одновременно трудновыполнимы: доверяйте своей интуиции, приучайте ребенка к самостоятельным играм постепенно, не усердствуйте слишком в стремлении быть все время рядом с ребенком. Как это сделать на практике?

Прежде всего, договоритесь со всеми домочадцами, что не будете всей семьей со всех ног кидаться к ребенку, как только он подаст голос. Если вы методом исключения выяснили, что ребенок сейчас капризничает потому, что ему хочется, чтобы вы побыли с ним рядом, то попробуйте поиграть с ним, не беря на руки. Лучше всего разместиться рядом с кроваткой или перенести ребенка на ковер. Предлагайте ему несколько вариантов развлечений, соответствующих его возрасту, прикасайтесь к нему, гладьте его по голове и спинке в процессе игры, комментируйте все, что происходит, спокойным и приветливым голосом, напевайте песенку. Продолжительность такой игры может быть от 20 минут до получаса. После этого оставьте ребенка одного, ласково сказав ему, что теперь он поиграет сам, а вы будете рядом.

Приучайте его играть самостоятельно , увеличивая постепенно это время. Ребенок должен знать, что вы поблизости и подойдете к нему, как только он позовет вас. Надо сказать, что в первые 3-4 месяца жизни кроха еще не может занять себя, и совершенно бесполезно приучать его к «самостоятельности». Если других при-чин беспокойства нет и малыш успокаивается только на руках - не стоит отказывать ему и себе в удовольствии побыть вместе. Способность определять, по какой причине плачет малыш, приходит к маме с опытом. Обычно к возрасту трех месяцев мама уже более-менее разбирается в оттенках настроения своего крохи. В этом возрасте у ребенка уже установился режим дня, и, следовательно, мама может ориентироваться в том, что именно пора делать малышу - спать, есть или играть.

Есть еще один немаловажный момент: чем более уравновешена мать, чем более она уверена в своих силах, тем спокойнее ребенок, тем меньше он склонен к капризности и привычке все время находиться на руках . Поэтому, прежде всего, доверяйте себе, своему материнскому сердцу - оно обязательно подскажет, как вести себя в той или иной ситуации. Позволяйте себе от всего сердца любить ребенка, испытывать радость от общения с ним, но ни в коем случае не становитесь его рабом - это сослужит ему плохую услугу. Уставшая, измученная мать, которая не спускает ребенка с рук, становится раздражительной, а это не может не сказаться на ваших взаимоотношениях с малышом. С другой стороны - ребенок, который не умеет играть самостоятельно, растет слишком зависимым от родителей, что также не лучшим образом отражается на его развитии.

Итак, ребенка нужно брать на руки . Обязательно. В тех случаях, когда он не может без вас обойтись, когда ему плохо, когда он очень расстроен или нуждается в общении. В остальных - можно брать, но можно и предложить ему побыть одному. Важно не беспокоиться слишком по этому поводу, доверяя себе и своему малышу.

Как уложить ребенка спать

Как быть, если малыш не желает засыпать в своей кроватке и плачет по ночам? Опять-таки, если вы уверены, что это не беспокойство из-за голода или дискомфорта, то подойдите к нему (не беря в этом случае на руки и не включая яркого света). Погладьте ребенка по голове, спинке или животу, поговорите с ним немного, спойте колыбельную. Если ребенок не заснул в течение нескольких минут, спокойно и уверенно скажите малышу любого возраста, что пора спать, что вы оставляете его одного, для того чтобы он мог спокойно уснуть, и отойдите от кроватки. Таких попыток может быть несколько. Если же ребенок громко протестует против того, чтобы засыпать самостоятельно, то вы можете на некоторое время взять его на руки и посидеть с ним в кресле, не качая. Качать ребенка на руках не следует ни в каком возрасте. Это условие выполнять родителям всегда сложно: мы качаем детей на инстинктивном уровне. Но дело в том, что если ребенок заснул при укачивании, то после того, как вы положите его в кроватку, он может проснуться именно от того, что качание прекратилось. В дальнейшем он может настолько привыкнуть к укачиванию, что засыпание без этого станет для него практически невозможным.

Возможно, вам будут интересны статьи

«9 месяцев носишь в животе, 3 года на руках и всю жизнь в своем сердце»

Пестрит пост в популярном паблике для мамочек Вконтакте. И в этом же паблике есть обсуждения, где девочки просят совет – КАК? Как отучить ребенка от рук? Возраст – от нуля до года…

Как бы много информации не было, что ношение ребенка на руках полезно и важно для его развития, не каждая мама готова всецело отдаться этому процессу. Ведь малыши тяжелеют с каждым месяцем. И что делать маме, весом 45 кг с 10-килограммовым полугодкой? Как успевать убирать дом, кормить старших детей и мужа, следить за собой и даже работать? А если проблема в том, что ребенок спит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на руках? Положив, просыпается…

«А вот не нужно было приучать!»

- такой совет я услышала от подруги, поделившись, что эту ночь дочка спала на моих руках.

Не она одна такого мнения. Старшее поколение целиком и полностью поддерживают этот принцип. Но ведь ни одна мама НАМЕРЕННО не приучала ребенка к рукам – все происходило естественно и само собой. Как не взять и не успокоить расплакавшуюся кроху? Как не обнять и не пожалеть, когда ребенок испугался? Как отпустить от груди, когда он так сладко чмокает, не принимая расставание и укладывание?

Будем мягки в этом вопросе, сделаем отучение от рук комфортным для мамы и малыша. Так, чтобы и ребенок не был обделен прикосновениями и мама могла отдыхать и делать свои дела.

Самое главное – не убирайте руки резко!

Это стресс для ребенка. Пусть все будет постепенно – настолько, насколько позволяет ситуация.

1. Устранить причину плача, беспокойства

Почему может ? Ему жарко, холодно, мокро, он проголодался, где-то чешется, беспокоит животик, ему страшно, он перевозбудился и т.д. Причин – множество! Успокаивается на руках, у груди, посасывая молочко, слушая, как мама дышит, в тепле ее тела. Попробуйте найти причину плача и устранить ее. Может, висящая игрушка над кроваткой вызывает не интерес, а страх, поэтому малыш не хочет там лежать?

2. Слинг = свободные руки

«Как отучить ребенка от рук? – положить его… в слинг!». Самый лояльный выход из ситуации. Подходит для тех, кому важно совмещать телесный контакт с малышом и домашние дела. И ребенок будет спать при любом шуме (ведь вы же не будете с ним на носочках ходить), и ваши близкие не останутся без ужина.

3. Гнездо, кокон

Некое подобие мягкой, тряпичной люльки. Вы можете сделать его самостоятельно (свернув из одеяла два валика, закрепляя прищепками «бока», оставив ложе для младенца) или купив в магазине. Если осталась подушка для беременных, можете из нее «слепить» хорошее гнездо. Когда ребенок спит только на руках, такая вещь может стать спасением. Уснувшего в гнезде карапуза, можно положить в кроватку/коляску/на диван и, благодаря валикам, у него останется ощущение, что его все еще обнимают.

4. Менять позу для сна

Иногда ребенок ерзает во сне от того, что неудобно лежит. Если это совсем малыш, то поменять позу самостоятельно у него не получится. Прежде чем взять на руки, попробуйте положить его на другой бочок. И даже можно легонько почесать спинку.

5. Постепенно вводите новые ассоциации со сном

Если всегда у ребенка перед сном были ручки и укачивания, постепенно (например, ребенок уже знает, что после ванной будет сон. Он готов к этому). Теперь вместе с укачиванием на руках, спойте колыбельную. Потом введите поглаживания спинки. Вскоре сможете положить на кровать, гладя спинку и напевая ту же колыбельную. Если ребенок уже достаточно большой – читайте книжки, разглядывая картинки.

В конце статьи мы подготовили для вас интересный чек-лист "20 способов показать детям свою любовь". Скачайте его и делитесь своей любовью с ребенком каждый день!

6. Объятия на уровне малыша

Ползающий, сидящий или даже уже ходящий ребенок – это каждодневные падения, удары о любую мебель и сваливание всего, что плохо лежит. Ребенок пугается, ему больно и он зовет маму. Чтобы не брать карапуза на руки (а в полгода он уже может весить не мало), присаживаетесь на корточки, коленки или на попу и обнимаете ребенка. Не поднимаете! Прижимайтесь к нему телом, может, он даже сам на вас заберется, но не поднимайте! Успокойте и поставьте. Получив порцию тепла и объятий, ребенок найдет, чем ему заняться дальше.

7. Пестование, стишки-прибаутки, потешки

Еще одним вариантом, как успокоить ребенка, будут , . Чем раньше вы будете читать их ребенку, тем быстрее он к ним привыкнет, полюбит и, с удовольствием, будет слушать и повторять. Это интересное отвлечение от «проблемы»!

8. Поглаживания, похлопывания, массаж

Если вы убрали руки – найдите способ их «замены» так, чтобы прикосновения все же остались у малыша. Выкладывайте малыша к себе на живот(пока он совсем маленький), его, похлопывайте и предлагайте ребенку постарше (он сам будет ложиться поперек вас для такого интересного занятия).

9. Гимнастика, тактильные игры с ребенком

Здесь много плюсов – прикосновения, оздоровление, и… подуставший малыш, которого будет легче уложить. Много деток, у которых энергии через край, к концу дня они перевозбуждаются и не могут уснуть. Грудь или ручки им «помогают». Присмотритесь, может, вашему ребенку нужно куда-то выплескивать энергию? Позанимайтесь с ним! Ему не нужны сложные элементы или силовые нагрузкипростые движения, больше игры!

10. Разговаривайте с крохой

Обязательно , что «сейчас я не могу взять тебя на ручки». Признавайтесь в своих слабостях, это нормально. «Я устала, у меня болит спина, мне тяжело…» Говорите, что сейчас произошло с ребенком. «Я вижу, ты ударился/упал, тебе больно. Ты напугался? Ты хочешь кушать? Тебе жарко? И т.д.» . Ребенок будет понимать, что с ним происходит. «Пойдем кушать. Давай вместе подуем на ранку. Давай снимем эту кофту. И т.д.» . Ближе к году малыш уже будет понимать значение ваших слов. Также можете «забалтывать» ребенка – «Посмотри, как интересно! Ой, а что здесь? Куда подевалась наша игрушка?», отвлекая от рук, переключая его внимание.

Помните, что во всем нужно соблюдать меру и слушать свои инстинкты.

«Проревется и привыкнет»

Не самый лучший совет. Ребенок может так раскричаться, что вылезет пупочная грыжа (к сожалению, у моих знакомых так получилось ). Однако и вам отдыхать ВАЖНО! Довольная мама – счастливый малыш. Выбирайте свой способ – удобный и подходящий, не мучая ни себя, ни ребенка. И пусть первый год жизни малыша останется в памяти, как один из лучших, где вам не придется задаваться вопросом – «Как отучить ребенка от рук?»

Есть мнение, что если ребенка редко брать на ручки в течение первого года жизни, то в следующие два он будет проситься и реветь, чтобы оказаться там любым способом. Мне не удалось проверить это на практике, мы брали дочь на руки постоянно. Как считаете (или может уже узнали), стоит ли в это верить?

Скачайте чек-лист "20 способов показать детям свою любовь"

«Я думаю о тебе, ты мне важен, я люблю тебя, ты самый лучший на свете!»​ ​Если фантазия заканчивается на устных признаниях, дарим еще 20 способов, как показать малышу, что вы любите его!​

Маленький ребенок, конечно, нуждается в том, чтобы его подержали на руках - это помогает ему ощутить родительскую любовь и заботу, является своеобразной связью с родными людьми. Тем не менее, все хорошо в меру, поэтому важно не допустить слишком сильного привыкания ребенка к рукам, когда он ни на минуту не может оторваться от взрослых. Что же делать, если такое все же произошло, как отучить ребенка от рук?

Если родители уже допустили ряд ошибок и малыш постоянно просится на руки, необходимо постепенно отучать ребенка от этого

Как должно быть?

Грудной малыш нуждается в большом количестве тактильных ощущений, которые он получает, находясь с мамой, папой, бабушками или дедушками. Таким образом взрослые тоже проявляют свою любовь к малышу. Ребенок в такой ситуации чувствует свою значимость, у него формируется уверенность в себе. Детишки, которые получили достаточно любви и заботы, нередко становятся лидерами во взрослой жизни.

Примерно в 3-5-месячном возрасте у ребенка может сформироваться зависимость от контакта со взрослыми. Обусловлено это чаще всего тем, что малыш еще не может сидеть, но уже понимает, что на руках у мамы он увидит намного больше. Если воспитание и развитие проходят нормально, то к возрасту полугода, когда ребенок уже сможет сидеть сам, эта зависимость становится слабее.

Чтобы не формировалась чрезмерная зависимость от рук, ребенок должен проводить с мамой только половину времени своего бодрствования. Остальное время он находится под наблюдением взрослых, но самостоятельно решает, что будет делать.

Грудничку есть чем «заняться»: он агукает, играет со своими ножками или ручками, с игрушками, переворачивается, тянется за разными предметами (подробнее в статье: ). Все это помогает ему развиваться, готовит его мышцы к тому, чтобы начинать сидеть и ползать.

Соблюдаем баланс

Итак, если ребенок здоров, если мамочка старается приучить его к самостоятельности с рождения, то патологической привязанности не будет. Давать ребенку возможность быть самостоятельным не значит оставлять его без присмотра. Помните золотое правило: половину времени бодрствования малыш с вами, половину он самостоятелен (конечно, в соответствии с возрастом). Пока он играет сам, вы за ним просто приглядываете, но не вмешиваетесь, если нет опасности.

В возрасте до 6 месяцев самостоятельность в основном проявляется в том, что малыш трогает какие-то предметы, переворачивается, что-то грызет. После полугода свобода его движений увеличивается, потому что он уже может сидеть. Когда ребенок начнет ползать, ему уже нужно будет больше места, но более тщательный присмотр. В этом возрасте тоже возникает опасность привыкания к рукам, особенно когда вы носите свое чадо, показывая ему разные предметы и явления. Так он быстрее может добраться до интересных ему объектов.



Когда малыш уже начал ползать, маме имеет смысл давать ему больше свободы, но параллельно обеспечивать безопасность. Такой подход поможет развить самостоятельность и станет профилактикой привыкания к рукам

Причины чрезмерной привязанности грудничка к рукам

  • Груднички мало времени бодрствуют, поэтому родители нередко все это время проводят с ними, держат их на руках.
  • Кишечные колики, которые мучают некоторых малышей до 4 месяцев, облегчаются, когда грудничка берут на руки и прижимают животиком к себе. Бывает так, что колики проходят, а привычка к рукам остается.
  • Любая болезнь может вызвать зависимость от рук. Иногда родители вынуждены постоянно носить малыша на руках пока он болеет, потому что его состояние внушает опасения. Если болезнь затянулась, то может сформироваться излишняя привязанность.

Если такая чрезмерная привязанность возникла, то мама это поймет, потому что ребенок будет постоянно требовать внимания, проситься на руки, плакать и даже устраивать истерики. В этой ситуации стоит принять соответствующие меры.

Что делать, чтобы отучить ребенка от рук?

Для преодоления болезненной привязанности можно использовать несколько способов. Нельзя рекомендовать всем один и тот же, ведь у каждого малыша свои психические особенности, которые обязательно нужно учитывать. Времени на привыкание и отвыкание нужно одному больше, другому меньше, поэтому в каждом случае нужно выбрать то, что подходит именно вам. Если один из способов отучить не дает результата, не нужно продолжать настаивать, а нужно всего лишь его заменить. Бывает, что мамочки, советуясь друг с другом, действуют одинаково, однако вашему малышу может не подойти тот же способ, который «спас» вашу соседку.


Когда малыш болеет, мама все время находится рядом с ним - есть опасность формирования привычки. Несмотря на эмоции, нужно постараться регламентировать время, проведенное у мамы на ручках

Способы отучения:

  • переключение внимания на другого человека;
  • замена пребывания на руках на нахождение рядом;
  • включение грудничка в игру.

Не стоит решать проблему жестким мерами, ведь в этом возрасте у ребенка формируется отношение к миру. Если вы сначала позволили ему выработать болезненную привычку, а потом резко пытаетесь ее прекратить, то ребенок воспримет это как угрозу, что плохо скажется на его психике, у него могут развиться проблемы, которые вы потом увидите как низкую способность к адаптации в коллективе, боязнь в установлении новых контактов.

Отвыкать от чрезмерной привязанности к рукам нужно постепенно. Время нахождения рядом или моменты самостоятельности сначала могут иметь продолжительность 1-2 минутки, постепенно вы увеличиваете это время, сокращая моменты, когда ребенок находится на руках. Помните о главном: ваш малыш должен чувствовать любовь.

Ощущение, что ты нужен, очень важно в жизни каждого ребенка в любом возрасте. Вы можете не держать его на руках, но быть рядом - например, лежать вместе петь ему песенки, гладить по животику.

Как переключать внимание?

Если грудничок слишком привязан к матери, то можно попробовать переключать его внимание на других взрослых. В 3-4 месяца малыш может быть привязан не столько к рукам, сколько к присутствию матери. Если есть рядом другой взрослый, которого ребенок знает и чувствует себя с ним в безопасности, то он будет спокойнее реагировать на то, что мама не держит его на руках. Такими взрослыми могут быть другие члены семьи: папа, бабушка, сестры или братья. В некоторых случаях можно хотя бы временно воспользоваться услугами няни.

Включить в игру и отвлечь можно ребенка практически любого возраста. Уже грудничок 3-4 месяцев может включиться в игру в прятки: например, вместо того, чтобы взять его на руки, когда он заплачет, мамочка может спрятаться за спинку кровати, а потом выглядывать оттуда. В этот момент произносим «ку-ку!», и ребенок быстро понимает, что это игра, перестает плакать, смеется. В следующий раз он включится быстрее. Яркая музыкальная игрушка, красивая погремушка, для детей 6-7 месяцев юла, руль с кнопочками – все эти игрушки прекрасно подходят, чтобы успокоить ребенка и переключить его внимание. Если малыш привык к самостоятельности, то в год он с легкостью находит себе занятие сам.

Так постепенно ребенок отвыкнет от чрезмерного пребывания на руках, однако тактильный контакт и тепло мамы и других близких ему все равно нужны. Много полезных советов и рекомендаций дает доктор Комаровский. В своих видео он понятно объясняет, как происходит развитие детей, почему возникают проблемы и как можно их решить. Также полезным окажется опыт других семей, которые столкнулись с похожей проблемой.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Бережно внося ребенка в ждущий его дом, сначала вы полны готовности носить его на своих руках столько сколько потребуется, как носили до рождения девять месяцев под сердцем. Но бегут дни, накапливается усталость, начинает казаться что кроха не может подождать вас молча ни секунды. Множатся дела, хочется отвлечься, отдохнуть. Внезапно вас осеняет: да я, видимо, балую его. Почему он вредничает, отказывается понимать, не дает заняться ничем кроме него? Поэтому вопрос, как отучить ребенка от рук, довольно популярный на различных интернет форумах и блогах.

Зачем малышу мамины руки

Запомните! Отучать ребенка от рук можно хоть в первый месяц, хоть в год, хоть в два года… Тут вы решаете сами когда начинать это делать. И нужно ли начинать вообще!

Новорожденный ребенок совершенно беззащитен. Сообщить что-то маме, от которой он теперь оторван, он может пока только криком. Это он и делает, особенно беспокойный малыш. Сигналы о помощи он может подавать, когда:

Если не удается успокоить малыша укачиванием, не спешите паниковать. Возможно, этот способ успокоения ему не подходит – как не всем детям подходит пеленание. Поищите другой способ отвлечь и успокоить его. Зато не придется потом отучать малыша от ваших рук.

Помните: находясь у вашей груди, на ваших знакомых руках, ребенок снова чувствует себя частью вас. Он получает естественно необходимый ему физический контакт. Так происходит формирование чувства доверия. Когда на сигналы малыша нет отзыва, оно сформируется урезанным, что потом отразится на всей эмоциональной стороне его жизни. Однако ваша реакция должна происходить своевременно. Обнять или поднять не быстрее, чем ребенок попросил об этом, и не позднее того момента, когда призыв ребенка перерастет в истерику – это одно из первых условий правильности развития ребенка, уверенного в любви родителей и безопасности мира.

Насколько вам это нужно

Подумайте, почему вам так важно отучить ребенка от рук. Если нет необходимости вернуться на работу, то какова причина: время на себя, или боязнь, что с рук ребенок переберется на шею, будет слабаком?..

Если причина в усталости, сядьте, обсудите ситуацию с мужем. Обратитесь к маме, к подругам. Попросите о помощи. Распределите обязанности. Увы, пока придется жить в зоне дискомфорта, но это пройдет. Как и чудо взросления родного ребенка. Помните: вы в отпуске по ежедневному и трудному уходу за растущим ребенком — не за квартирой.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Если совсем невмоготу

Способы снизить время нахождения ребенка на руках просты, но они неизменно требуют терпения, любви, понимания, уверенности. Чтобы малыш перестал использовать вас в качестве лошадки круглосуточно, нужно делать следующее:

  • Не отнимайте возможности побыть на руках резко. Это станет травмой, наказанием. Действуйте постепенно, спокойно, мягко, последовательно;
  • Разговаривайте обо всем вас окружающем с ребенком, пойте разные песенки, потешки, рассказывайте интересные сказки. Малыш поймет: мама с ним;
  • Над кроваткой малыша повесьте . Меняйте игрушки, показывайте на них малышу;
  • Показывайте картинки, предметы быта, описывайте их;
  • Приобретите развивающий коврик. Многим деткам на нем интересно;
  • На прогулке старайтесь показать что-то ребенку, рассказать. Пусть он меньше спит на улице. Уснув дома после интенсивной прогулки, он даст возможность вам выполнить дела по дому;
  • Если коляска стоит в квартире, малыша можно положить в нее. То же касается детских кресел или качельки. Ползающим малышам расстелите одеяло, разложите игрушки;
  • Берите ребенка, идя на кухню, с собой. Объясняйте, что делаете. Наблюдая вас рядом, он будет беспокоиться меньше;
  • Укладывая в кровать, не качайте. Проветрите комнату. Гладьте ребенка по животику, пойте колыбельную. Можете немного подержать на коленях, и, поймав момент засыпания, переложите в кровать. Проснулся — повторите этот прием.

Видео: отучаем от рук по методике супер няни

Занявшись отучением от рук, подумайте: скоро малыш вырастет. Наслаждайтесь его ростом. Ведь ребенок не прибежит на ручки, упав перед одноклассниками или потерпев неудачу в отношениях. Вы будете с теплотой и сожалением вспоминать процесс отучения вашего такого взрослого теперь ребенка от рук. Помните: всему на земле свое время.

Если ребенок спит с родителями, то приходит время, когда малышу пора спать в своей кроватке —

Появление долгожданного ребенка - большое счастье для семьи. Сначала родители настолько поглощены заботой о карапузе, что готовы день и ночь носить его на руках, лишь бы тот был доволен и не плакал. Да и сами они испытывают при этом радость. Но время идет, и в один прекрасный день обнаруживается, что малыш совсем не желает играть один. Более того, он хочет быть именно на руках у мамы или папы и никаких компромиссов не признает. Тогда назревает вопрос о необходимости отучения от рук.

Почему для мамы это стало так важно

Причины может быть много, самые частые:

  • Усталость . Когда кроха не слезает с рук, это очень выматывает. И морально, и физически.
  • Некогда делать дела . Не у всех есть родственники, которые могут «перехватить» карапуза и посидеть с ним, пока мать делает работу по дому или приводит себя в порядок.
  • Скорый выход на работу . И мама хочет постепенно приучать к тому, что ее подолгу не будет рядом.
  • Боязнь, что ребенок вырастет чересчур зависимым от родителей, избалованным и не будет уметь занимать себя сам, так как попросту не будет знать, что делать одному.

Любая из этих причин заслуживает внимания и является сигналом о том, что пора менять ситуацию.

Почему плачет младенец

Вот кроха снова заплакал. Так он дает понять, что испытывает дискомфорт. И происходит это по вполне конкретной причине. Сначала нужно проверить, удовлетворены ли базовые потребности:

  • хочет ли малыш есть или пить;
  • не пора ли менять подгузник;
  • комфортный ли температурный режим в помещении.

Если с этим все в порядке, причиной может быть:

  • Переутомление или переизбыток эмоций (даже если они положительные). В таких случаях часто говорят, что ребенок «перегулял». Он сильно устал, а его нервная система пока не окрепла, чтобы справляться с этим без труда. Поэтому он ищет утешения на руках у самых близких.
  • Кишечные колики из-за повышенного газообразования. Так пищеварительная система адаптируется к новым условиям. Особенно актуальна проблема в первые месяцы жизни, но иногда колики длятся и дольше. Малыш стремится на руки, потому что тепло материнского тела (особенно если прижаться животиком) облегчает его состояние.
  • Плохое самочувствие из-за болезни . Высокая температура, боль в горле, насморк - все это изматывает и не прибавляет хорошего настроения. Когда крохе нездоровится, ему также нужен тесный контакт с родителями.
  • Страх . Ребенок может испугаться резких звуков или незнакомых людей. Тогда плач - естественная реакция, на руках у мамы он ищет защиты.
  • Падение или ушиб . Ударился ребенок или просто испугался - все равно он будет искать утешения и проситься на руки.
  • Режутся зубы . Испытывая болезненные ощущения и мучительный зуд, сложно оставаться спокойным, особенно маленькому ребенку.

В подобных случаях с помощью плача малыш зовет родителей, потому что нуждается в помощи, а не пытается ими манипулировать. Следует по возможности устранить дискомфорт ребенка или максимально его уменьшить. В том числе, взяв на руки и успокоив. Главное - уметь различать, когда дитя действительно нуждается в маминых руках, а когда капризничает. Это умение приходит с опытом.

Подходящий возраст и способы отучения ребенка от рук

Во многом успех зависит от возраста. Стоит отметить, что дети до года не умеют лукавить. Понимание того, что взрослыми можно манипулировать, приходит позже, когда нервная система достигает определенного уровня развития. Поэтому если младенец плачет и просится на руки, у него есть проблема, которую взрослому нужно решить.

Вывод: рано для отучения может быть, а вот поздно - нет. Крайне важно выбрать правильный момент. Сказанное отнюдь не означает, что отучать не нужно вообще. Однако всегда следует учитывать возраст и индивидуальные особенности.

Главные условия успеха - постепенность и настойчивость . Если перестать носить на руках резко, это может травмировать психику ребенка и будет воспринято как несправедливое наказание. Есть более щадящие методы отучения.

Дети до года

По мнению специалистов, самое подходящее время, чтобы начать - 6–8 месяцев. До этого возраста частый тактильный контакт с матерью совершенно естественен и необходим для гармоничного развития малыша.

Стоит попробовать следующие способы:

  • Кормить в положении лежа, чтобы кроха располагался не на руках, а рядом.
  • Когда малышу скучно, можно с ним поговорить ласковым приветливым тоном, а также развлечь с помощью потешек, музыки, погремушек или мобиля.
  • Каждый день гулять. Если ребенок плохо спит в кроватке днем и в итоге это время проводит у мамы на руках, можно выходить на улицу, когда он хочет спать (1-2 раза в день). Сон на свежем воздухе полезен, да и руки у мамы будут свободны.
  • Если в кроватке спит хорошо, стоит, наоборот, сделать так, чтобы карапуз на улице бодрствовал. Разговаривать с ним, открывать обзор из коляски по возможности. Тогда малыш будет получать впечатления, ему некогда будет скучать. А после прогулки он уснет быстрее, и мама сможет заняться делами или немного отдохнуть.
  • Планомерно заменять время нахождения на руках пребыванием рядом, сохраняя при этом тактильный контакт. Например, положить малыша на кровать, сделать легкий массаж или просто ласково погладить его.
  • Если ребенок проснулся и заплакал, можно попробовать с ним поиграть: закрыть лицо руками, а потом открыть и с улыбкой сказать: «Ку-ку!» Вскоре младенец успокаивается и начинает улыбаться в ответ.
  • Вместо ношения на руках хорошо играть в парные игры. Например, катать друг другу машинки или мяч.
  • Носить кроху в слинге на кольцах. Так он будет получать необходимое тепло, а у мамы будут свободны руки.

Годовалые дети

Ребята постарше умеют сидеть, ползать, а некоторые уже ходят. Они с удовольствием исследуют окружающий мир и какое-то время могут занимать себя самостоятельно. Чтобы снизить количество времени, проведенного на руках, следует придерживаться определенной тактики:

  • Брать на руки, в большинстве случаев, спокойного малыша. В этом возрасте он уже многое понимает. Если заметит, что его берут, только когда он падает или еще как-то себя травмирует и громко плачет, такие ситуации будут повторяться все чаще.
  • Пробовать отвлекать чем-то интересным каждый раз, когда малютка просится на руки.
  • Увидев, что малыш протягивает руки, не обязательно тут же его поднимать. Лучше присесть рядом с ним и уделить внимание по-другому: почитать вслух, поиграть вместе, поговорить или просто посидеть рядом. Сейчас так много интересных вещей продают для детей: яркие погремушки, мячи, развивающие коврики, музыкальные игрушки.
  • Пусть остальные члены семьи станут союзниками в воспитании самостоятельности и придерживаются той же тактики.
  • Если ребенок испытывает сильную привязанность не столько к рукам, сколько к матери, есть смысл попробовать переключить его на кого-то другого (на папу, бабушку или старшего ребенка).
  • Экстренный вариант - включить мультики по возрасту. С большинством детей работает безотказно. Но не стоит обращаться к этому способу слишком часто: привыкание к телевизору, планшету и другой электронике происходит молниеносно, а преодолеть его еще сложнее, чем зависимость от рук.

Внедрять использование указанных приемов необходимо плавно и не торопясь. Для начала хватит всего пары минут самостоятельной игры на полу, на диване или в кроватке под присмотром взрослого. Потом это время следует увеличивать примерно на 2 минуты ежедневно. Постепенно кроха привыкнет и перестанет требовать постоянного нахождения на руках. Он поймет, что родители и так поблизости. Они отзываются и в любой момент приходят на помощь. И с ними вполне комфортно просто находиться рядом и играть.

Что делать, если ребенок не засыпает без рук

Нередки ситуации, когда кроха довольно долго обходится без рук, когда бодрствует, но засыпать в кроватке категорически отказывается. Вот что можно предпринять:

  • Создать ежедневный ритуал отхода ко сну. Ребенок привыкнет, что после определенных событий или действий его укладывают спать. Массаж, купание, сказка на ночь, темнота и тишина в комнате помогут карапузу должным образом настроиться.
  • Перед сном покормить ребенка грудью (при необходимости), положить в кроватку, поцеловать и выйти из комнаты. Даже когда малыш протестует, выдержать паузу и не заходить несколько минут. Если он не перестанет плакать сам, следует вернуться, но попытаться успокоить, не беря на руки (погладить, ласково поговорить). То, что мама пришла на зов, даст младенцу понять, что его не бросают и не игнорируют. Когда он утешится, мама снова уходит на 4–5 минут, и так до тех пор, пока карапуз не уснет. Интервал между возвращениями увеличивать, прибавляя 2–5 минут каждый день.

Эта методика требует терпения, ведь поначалу укладывание будет долгим. Зато со временем ребенок привыкнет засыпать самостоятельно, без укачивания и долгих колыбельных на ночь.

Главный совет : подумать, так ли необходимо отучать от рук именно сейчас? Ведь, по сути, все способы сводятся к двум сценариям: либо внимание ребенка переключают на что-то другое, либо его просьбы игнорируют.

Первый вариант с одним ребенком работает, с другим - нет. Второй со временем дает результат, но в большинстве случаев оставляет ребенку душевную травму на всю жизнь. Если сейчас малыш смирился, что плачем ничего не добьется и сидит спокойно играет, в более взрослом возрасте это может выйти боком и доставить куда больше проблем. У крохи может сформироваться низкая самооценка, может появиться закомплексованность и нервозность. Поэтому полностью растворяться в малыше не нужно, но и отучать от рук следует с умом.

Ребенок вырастет быстро и вскоре перестанет проситься на руки. Девочки еще могут оставаться ласковыми. А вот сыновья, повзрослев, начинают вырываться из объятий со словами: «Мам, хватит, ну что я - маленький, что ли?» Это время не за горами. Останется только вспоминать с нежностью и легкой грустью моменты, когда он просился на руки и тосковал всякий раз, когда мама выходила из комнаты.