В современном обществе, предъявляющем к человеку жесткие требования, воздвигающем на его пути множество препятствий и вызывающим массу стрессов, дисциплина становится крайне необходимой для человека, и её основы закладываются в детстве.

Умение быть дисциплинированным и эффективно использовать это качество помогает ребенку выстроить путь во взрослую жизнь.

Ребенок с навыками самодисциплины даже в отсутствие родителей или кого-либо еще, кто мог бы о нем позаботится, будет действовать разумно, потому что усвоил необходимые правила поведения.

Самодисциплина – это жизненно важный компонент чувства ответственности за собственное поведение.

Осознание ребенком того, что нужно делать, вовсе не гарантирует адекватных поступков. Для того чтобы совершить, необходимое действие нужна самодисциплина.

Для развития дисциплины в повседневном общении с детьми необходимо научить детей общаться, развивать способность выражать эмоции, обретать чувство собственного достоинства, научить решать проблемы, принимать решения и иметь гражданскую позицию.

Слово «дисциплина » происходит от латинского слова «ученик» и чаще всего ассоциируется с учебным процессом. Дети воспринимают дисциплину как обучение, которое ассоциируется у них с запугиванием, унижением и стыдом. Когда родители пытаются воспитывать ребенка путем крика и рукоприкладства, они своим поведением демонстрируют именно то, что хотят искоренить в ребенке.

Вопрос, «Какие навыки следует прививать детям, чтобы развивать в них самодисциплину?» может быть сформулирован и по-другому: «Что мы хотим получить в результате нашего воспитания?» — чтобы у ребенка сформировались стрессоустойчивые жизненные установки. Жизненная установка складывается из нашего мировосприятия и отношения к себе, формирующих у нас набор определенных моделей поведения и навыков, из которых складывается наша индивидуальность. И наоборот, наши модели поведения, и навыки влияют на мировосприятие, делая процесс выработки жизненных установок чрезвычайно динамичным.

Дети, обладающие стрессоустойчивой жизненной установкой, полны надежд на будущее и обладают высокой самооценкой. Они чувствуют свою индивидуальность и значимость. Эти дети научились ставить для себя вполне реальные цели и задачи, они демонстрируют самодисциплину и способность решать проблемы и принимать решения. Они способны анализировать ошибки и справляться с жизненными трудностями, и при этом избегать стрессов, выбирая те стратегии, которые способствуют развитию личности. Они осведомлены о слабых сторонах своей личности, но осознают свои сильные стороны и таланты, умеют реально оценивать свои силы и возможности. Эти дети эффективно развили свои навыки межличностного общения с ровесниками и взрослыми, могут легко и непринужденно принять помощь и поддержку взрослых.

Будучи родителями, мы хотим воспитать самодостаточную личность, наделенную чувством самодисциплины. Мы хотим, чтобы у наших детей сформировались, такой образ мысли и такая модель поведения, которые позволили бы им оптимистично воспринимать себя и окружающих, быть стрессоустойчивыми.

Родители могут научить ребенка самодисциплине, если они постараются привить ему стрессоустойчивую жизненную установку. Каждый из нас вырабатывает свою родительскую модель поведения на основе своих ожиданий и представлений о нас самих и наших детях. Частично эти представления основаны на опыте взаимоотношений с собственными родителями и другими взрослыми. Психологи и другие специалисты, занимающиеся детьми, изучили влияние моделей поведения родителей и их стиля воспитания на детей.

Выделяют следующие модели поведения родителей.

Родители, практикующие этот стиль, проявляют теплоту, интересуются делами ребенка. Они готовы оказать ему эмоциональную поддержку, но при этом твердо определяют его линию развития, устанавливают ограничения. Для этого стиля воспитания характерны позитивные взаимоотношения между родителями и детьми, чаще применяются поощрение и похвала, а не наказание.

Как правило, они не принимают во внимание чувства своих детей, не готовы идти на компромисс, не обсуждают с детьми устанавливаемые в доме правила. Им легче сказать: «Это нужно сделать, потому что я сказала тебе это сделать».

РАЗРЕШАЮЩИЙ СТИЛЬ

Выделяют два вида разрешающей модели поведения родителей: допускающее-снисходительный и равнодушный. Допускающее-снисходительные родители могут проявлять любовь и теплоту, но, судя по их поведению, руководствуются убеждением, что дети должны самостоятельно познавать мир. Правила и границы, которые устанавливают такие родители, весьма сложно определить. Ребенок начинает сам устанавливать в доме порядки. Если родители, наконец, решают ввести ограничения и правила и начинают, говорит «нет», ребенок может начать сопротивляться, потому что он привык управлять ситуацией.

Равнодушные родители не потакают своим детям, но при этом не в состоянии организовать порядок в эмоционально насыщенной обстановке. Они часто невнимательны. Если привязанность между родителями и детьми и существует, то она очень незначительна. Отсутствует позитивное взаимодействие, которое является основой эмоционального развития личности.

У авторитетных родителей наблюдается здоровая самооценка, хорошие отношения со сверстниками, они уверены в себе, независимы и добиваются успехов в учебе. К тому же, у них, судя по всему, меньше эмоциональных проблем, чем у детей, чьи родители выбрали другие стили поведения. Эти дети хорошо умеют справляться со стрессами, стремятся к достижению целей и умеют сочетать самоконтроль с любознательностью и интересу к различным сферам жизни.

Дети авторитарных родителей часто бывают необщительными, запуганными и замкнутыми, они чаще находятся в состоянии депрессии. Им бывает трудно принимать решения, так как они привыкли, что все решают за них. Авторитетные родители не принимают ни малейшего несогласия, поэтому детям приходится бороться за свою независимость.

Дети, воспитанные родителями с разрешающим стилем поведения не слушаются других взрослых. Они требовательны, плохо принимают решения и легко выходят из себя. Они не умеют ставить цели и получать удовольствие от их достижения. Они могут быть приятными в общении и хорошо вести себя, но лишь до тех пор, пока все идет так, как ими нужно. Такие дети теряют контроль, если ситуация развивается не так, как хочется. У таких детей очень часто возникают трудности эмоционального характера, а также проблемы поведения, трудности с учебой, низкая самооценка и даже алкогольная зависимость. И в этом нет ничего удивительного, потому что дети безучастных, равнодушных родителей не чувствуют, что их любят и принимают, безусловно.

Хорошие взаимоотношения служат фундаментом для эффективного воспитания. Дети чаще прислушиваются к тем взрослым, которые кажутся им сочувствующими, справедливыми и уважающими их мнение, чем к резким, бескомпромиссным и злым.

Мы не можем ожидать от детей благодарности за установление ограничений и мер наказания, но мы надеемся, что они прислушаются к нам. Когда наше поведение становится злобным, бескомпромиссным и агрессивным, наши попытки воспитания вряд ли достигнут своей цели. Вместо самодисциплины мы встретим озлобленность и сопротивление со стороны детей.

В основе самодисциплины лежит умение думать, прежде чем действовать, и способность рассматривать различные варианты решения проблемы.

Если в воспитании ребенка вы действуете непоследовательно (основываясь на своих чувствах в тот или иной момент, или же постоянно меняете правила, или слишком часто наказываете ребенка), он вряд ли станет дисциплинированным и стрессоустойчивым. К сожалению, родители не так часто задумываются о том, что в их воспитательной позиции присутствуют «двойные стандарты», а ведь именно они – одна из самых частых причин непослушания и «неуправляемости» ребенка.

Двойные стандарты проявляются следующим образом:

— «можно» или «нельзя» зависит от настроения родителя («Хорошее настроение – разрешу, плохое – запрещу!»). Или так: «Можешь делать все, что хочешь, только не мешай мне играть в компьютерную игру»;

— один член семьи разрешает то, что запрещает другой, (мама говорит – «можно», папа – «нельзя»);

— одному ребенку можно то, что нельзя другому, если при этом нет разумных причин, которые разъясняются детям, то – это двойной стандарт;

— родитель говорит одно, а сам делает другое, например, требует от ребенка порядка в игрушках, не обращая внимания на беспорядок в собственных вещах.

Дети активно протестуют против «нельзя», но, тем не менее, нуждаются в четко обозначенных границах поведения. Двойные стандарты часто не отслеживаются родителями, а ведь именно они мешают наладить сотрудничество.

Последствия любых действий ребенка не должны быть случайными или слишком жесткими. Следует заранее обсуждать эти последствия со своими детьми и объяснять, к чему может привести тот или иной поступок. Для малышей последствия их поступков определяются тем, как до этого взрослые поступали с ними в сходных ситуациях.

Наиболее эффективный способ контроля поведения – это естественные и логичные последствия поступков, которые применимы в том случае, если ситуация не ставит под угрозу безопасность ребенка и окружающих. Естественные последствия являются прямым результатом действий ребенка. Родителям не приходится их придумывать, так как они естественным образом проистекают из поведения ребенка. Эти последствия дают детям понять, что их действия и совершаемый ими выбор находятся в зоне их контроля и приводят к определенным результатам.

Для того чтобы ребенок был ответственным и способным сам принимать решения, а так же чтобы у него было чувство контроля за собственную жизнь, необходимо четыре действия:

1 — совместное определение правил, действий и их последствий;

2 — выявление и обсуждение моделей поведения, которые требуют корректировки;

3 — определение возможных решений проблем поведения;

4 — акцентирование внимания ребенка на том, что он может сделать выбор сам, но его выбор приведет к определенным последствиям.

Эффективное воспитание можно описать пословицей: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Плохое поведение детей не стоит оставлять безнаказанным. Нужно найти причину плохого поведения, чтобы исправить ситуацию. Вместо того чтобы применять строгие наказания, родителям стоит свести к минимуму факторы, которые провоцируют негативное поведение детей.

Ожидания, связанные с детьми, должны быть реалистичными. Не нужно ставить ребенка в ситуацию, когда он вынужден вести себя плохо. Важно родителям «застать ребенка в тот момент, когда он совершает правильный поступок и объяснить ему это». Несмотря на то, что кажется довольно легкой задачей – положительно отреагировать на поведение ребенка, когда он ведет себя должным образом, — многие родители не справляются с ней. Скорее наоборот, они тратят много времени на то, чтобы объяснить ребенку, что он делает неправильно, вместо того, чтобы похвалить его за хороший поступок. Если мы хотим стимулировать хорошее поведение, его нужно поощрять. Часто мы забываем, что простые комментарии, такие как «спасибо за то, что ты говоришь спокойным голосом, потому что нам так гораздо легче понять, что ты говоришь, чем когда ты плачешь». Некоторые родители редко хвалят своих детей и часто их критикуют. Они убеждены, что если дети делают что-то правильно, то это, само собой разумеется, а если дети ведут себя плохо, их следует отчитывать и наказывать.

Мы все нуждаемся в поощрении. Слова поддержки и признания в любви очень важны для становления чувства собственного достоинства и высокой самооценки ребенка. Воспитание наиболее эффективно при хороших взаимоотношениях. Когда дети чувствуют, что их любят и ценят, когда их хорошее поведение находит поощрение и поддержку, они вряд ли захотят вести себя плохо.

По мере того, как у ребенка развивается способность думать, и он учится реагировать на свои действия и их последствия, родителям следует постепенно перекладывать часть ответственности на ребенка. Если ребенок успешно приспосабливается к новым обязанностям, значит, у него есть навыки самодисциплины и контроля над ситуацией.

Если ваше поведение все же в основном последовательно, и вы основываете свои отношения с ребенком на разумных правилах, а последствия поступков известны вашему ребенку, то он постепенно будет становиться все более внимательным и ответственным. Действия родителей должны быть не только последовательны, но и согласованы между отцом и матерью. Дисциплинированные дети, которые способны контролировать свое поведение, сами несут ответственность за свои действия. Такие слова, «как всегда и никогда», используемые при разговоре («ты никогда не научишься быть вежливым»), вызывают у детей гнев и не способствуют развитию у них самодисциплины. Важно установить хорошие отношения с ребенком, а также выбирать такие слова, которые способствуют развитию у ребенка самодисциплины, ответственности и навыков самоконтроля.

Есть мнение, что наши дети тщательно наблюдают за нашим поведением, в том числе за тем, как мы решаем различные возникающие перед нами проблемы. Если ваши дети часто видят, как вы злитесь, сталкиваясь со сложностями, у них не будет возможности усвоить навыки решения задач на вашем примере.

Основная цель воспитания ребенка состоит в том, чтобы развить в нем самодисциплину и навыки самоконтроля, чтобы он сам научился справляться со своими проблемами и задачами. Для этого важно, чтобы дети с раннего возраста активно участвовали в решении проблем и принятии решений. Необходимо предоставлять возможность выбора в простейших жизненных ситуациях даже малышам.

Например:

Ты сам будешь умываться, или тебе помочь?

Какое платье ты наденешь – синее или зеленое?

Если ты не уберешь игрушки, то завтра не будешь с ними играть.

Ты будешь чай пить с печеньем или булочкой? и т.д.

Рекомендуется после каждого такого вопроса добавлять: «это твой выбор». Когда мы подчеркиваем слово «выбор» мы таким образом сообщаем детям, что доверяем их способности, принять решение. Таким простым способом можно поощрять стремление ребенка самостоятельно решать проблемы.

Чаще отвечаете себе на такие вопросы:

Приятно ли мне будет, если со мной будут говорить так, как я говорю со своим ребенком?

Чего я хочу добиться от ребенка, говоря и поступая с ним таким образом?

Воспитывают ли мои слова у ребенка желание слушать и понимать то, что я пытаюсь до него донести?

Для детей непоследовательность в действиях родителей – сигнал, что они могут не всегда слушаться.

Чтобы стать дисциплинированным, детям нужно почувствовать ответственность за свои действия.

Родители должны использовать профилактический подход, поощряя сильные качества детей, которые называются островками компетентности. Чем больше дети применяют свои способности, тем меньше времени у них остается на все то, что мы считаем плохим поведением, и тем меньше они сами заинтересованы вести себя плохо.

Задумайтесь о способностях своего ребенка, а не о том, на что он не способен. Родители должны учиться принимать своих детей такими, какие они есть, а не такими, какими их хотят видеть. Родители должны знать, что один из лучших профилактических методов воспитания состоит в том, чтобы ценить, воспитывать и использовать детские естественные склонности и таланты. Когда дети достигают высот в сфере своих интересов, они редко выбирают негативную модель поведения. Когда они увлечены делами, которые приносят им чувство удовлетворения, у них остается меньше времени на поступки, вызывающие неодобрение родителей, а также гнев и наказания. К тому же когда ребенок добивается успеха, в какой — то области, ему легче пробовать себя в других сферах, вызывающих у него больше трудностей.

Как только дети понимают, что родители не настроены, отступать, они потихоньку начинают менять свое поведение. Если родители не проявляют в нужные моменты строгость, они фактически вредят своим детям.

Когда на детей ставят клеймо «плохого ребенка», это редко побуждает их изменить свое поведение, скорее наоборот, они и сами начинают себя так воспринимать и совершают поступки, которые лишь подтверждают правильность суждения о них.

Ключевые принципы воспитания:

1. Воспитание – это учебный процесс, при котором родители не должны оскорблять ребенка или лишать надежды на успех, так как иначе он не сможет стать ответственным и не научится контролировать свое поведение.

2. Цель воспитания – помочь ребенку понять, что ошибки дают ему возможность учиться чему-то новому, и они не должны влиять на его самооценку.

3. Когда дети понимают, что могут учиться на ошибках, они менее склонны принимать негативную модель поведения, которая часто провоцирует карательные меры родителей.

4. Родители должны признать, что их мышление, включая их интерпретацию поведения ребенка, определяет отношение к собственному ребенку.

5. Поскольку родители стреляться исправить негативное поведение ребенка, им следует поощрять и развивать его способности и таланты.

Когда родители пытаются защитить своих детей и облегчить им жизнь, они могут на самом деле вредить им.

Если мы слишком опекаем ребенка, мы словно не верим в его способность справиться с трудностями.

Несмотря на то, что большинство детей кажутся эгоистичным и, прежде всего, требуют удовлетворения собственных потребностей, дети получают огромное удовольствие, когда помогают взрослым и оказываются полезными. Чем больше ребенок чувствует себя полезным, тем реже он будет вызывать гнев взрослых своим поведением.

Очень часто родители, которые хотят, чтобы дети помогали им по дому, выбирают неверный тон и вешают ярлык «домашние обязанности» на помощь по хозяйству. Когда родители говорят: « Нам нужна твоя помощь!», дети лучше реагируют на просьбу и не рассматривают ее как требование или обязанность. Просьба о помощи намного эффективнее, чем требование что-либо сделать. Прося ребенка выручить вас, вы воспитываете в нем сострадание, ответственность и стрессоустойчивость.

Когда дети чувствуют, что их принимают такими, какие они есть, они становятся более восприимчивыми к нашим требованиям и с уважением принимают установленные родителями меры наказания. Они лучше воспринимают требования и ограничения в атмосфере любви и поддержки.

Атмосфера любви – благодатная почва для развития в ребенке дисциплины. Уверенность ребенка в том, что мир несправедлив, часто вызывает у него злость и негодование, такой ребенок вряд ли станет дисциплинированным и ответственным.

Ваш стиль воспитания играет главную роль в становлении мышления вашего ребенка и его отношении к успехам и неудачам. Задача воспитания – развивать в ребенке чувство собственного достоинства и ответственности, поощрять его сильные стороны и сводить к минимуму страх ребенка перед совершением ошибок. Если мы будем помнить об этом, то поможем своим детям стать дисциплинированными и начать уважать себя и других.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер - один из самых известных в России детских психологов, автор бестселлеров «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»

В книге «Счастливый ребенок: новая книга вопросов и ответов» собраны самые острые и актуальные вопросы родителей. Юлия Борисовна в диалогах с родителями и детьми, на конкретных примерах показывает, как разрешать уже случившиеся конфликты и как их предугадывать. Как правильно общаться с детьми, и как беседовать с ними, чтобы они доверяли и рассказывали о своих переживаниях. Как сформировать правильный подход к воспитанию работающей маме, и многое другое!

· Что делать, если старшие дети ревнуют к младшим

· Как выстроить дисциплину, можно ли наказывать и как поощрять

· Что делать, если ребенок много врет

· Как быть, если родители разводятся

Портал Материнство предлагает вашему вниманию отрывок из книги.

«Надо» и «не хочу»

Стоит ли заставлять ребенка быть вежливым, дисциплинированным? [Беседа]

Мама : Сыну 4 года. Очень стеснительный, все время сам по себе, ни с кем не здоровается и не прощается. Заходим куда-нибудь: «Саша, не нужно ли что-то сказать?» Или когда уходим: «Саша, что нужно сказать? Скажи «до свидания»!» — молчит.

Нужно ли заставлять?

Ю. Б.: Может быть, он просто не хочет, думает про себя: «Отстань от меня с этими «здравствуй» и «до свидания». Я ни за что не скажу!»

Тогда это здоровая реакция на насилие. Где-то вы пережали, и продолжаете нажимать дальше. Вот и все. А он не столько стеснительный, сколько просто борется за себя, за свое решение, как поступать. Говорите ему иной раз так: «Сашенька, мы сейчас придем в гости, только ты смотри, не здоровайся! Ни в коем случае!» Увидите, скоро сам исправится.

Мама : А вообще, как быть с вежливостью, обязанностями и дисциплиной?

Ю. Б.: Ребенок должен освоить много навыков и умений: приучиться к горшку, к ложке, чистить зубы, не выходить из-за стола раньше времени... Надо стараться делать так, чтобы эти привычки входили в быт ребенка постепенно, без излишних усилий и конфликтов. Дети перестают что-то делать, если родитель без уважения, без учета его состояния настаивает на своем и принимает крутые меры.

Старайтесь режимные вещи отрабатывать в мирном тоне. Не бойтесь также по ходу дела шутить, разыгрывать, выдумывать — юмор и игривость в общении с детьми очень нужны.

Вы думаете, привычки вырабатываются от жесткого вдалбливания? Нет. Они вырабатываются постепенно, в доброжелательном общении.

Не стоит заменять регулярность и постепенность отработки привычек понуканиями. Можно использовать записку, картинку, напоминающую, что делать. Например, на цветок приклеить бумажку: «полей меня, пожалуйста». Будить ребенка в школу тоже не надо, замените себя будильником. Опоздал, прогулял — не ваши проблемы. Вы можете ему посочувствовать: да, неприятно — и только!

Мама: С какого возраста можно давать ребенку ответственность за свой подъем?

Ю. Б.: В 4—5 лет уже можно. Я расскажу историю об одной семье.

Представьте себе: Кольский полуостров, зима, полярная ночь. Два ребенка: мальчик 5 лет, девочка 3 лет сами встают в садик. Брат будит сестру, они сами одеваются, в шубах и шапках подходят к постели родителей, которые только протирают глаза, и говорят: «Мама, папа, мы пошли в садик» (он рядом с домом).

Пусть вас вдохновит сияющий образ этих детей! Но не фразы: «Вставай, опоздаешь!», «Что ты копаешься, скорее одевайся!»

Мама: Как сделать, чтобы дети были дисциплинированными?

Ю. Б.: Попробуйте вести себя немного иначе. Слезьте с него, не перекрывайте его развитие заботой о собственных волнениях.

Мой ребенок все время прыгает, скачет, бегает, не сидит на одном месте ни минуты. Ему 6 лет, он гиперактивный, наверное, все воспитатели жалуются. [Беседа]

Мама: Что делать?

Ю. Б.: Раз мама жалуется на то, что не знает, как ребенком управлять, значит, дело не в ребенке, а в ней самой. Он «носится», может быть, потому, что добивается свободы, которой не хватает.

Мама: Значит, мне ему говорить: «Лезь куда угодно — на горку, на дерево, на пожарную лестницу»?

Ю. Б.: Может быть, и так. Недавно была передача, где актер рассказывал о себе. Он — пожилой человек и, между прочим, упомянул о своем пятилетнем внуке. Внук однажды заявил: «В конце концов, я свободная личность!» Я его спрашиваю: «Что это значит?» — «Это значит, что я могу бегать, прыгать, когда хочу и сколько хочу!»

Вот так — бегать, прыгать, жить! И вы дайте жить вашему ребенку!

Когда Корней Иванович Чуковский был уже пожилой, он побаливал и жил на даче. К нему, великому знаменитому Чуковскому, привели отряд детей на экскурсию из школы. Ребята разбежались по территории дачи — кто куда, играют, резвятся. Он с удовольствием смотрел на все это. А тут учительница всполошилась: «Петров, куда ты полез (на дерево)! Сейчас же слезай!» А Чуковский услышал и кричит: «Петров, молодец, лезь, лезь, не слушай эту тетку!»

Он так же воспитывал и своих детей. Родителям, которые ахают и охают, полезно об этом почитать в воспоминаниях его дочери.

Полуторагодовалый ребенок не реагирует на мои просьбы. Как его убедить?

Вы даете много мудрых советов, которые на практике у меня применять не получается. Моему сыну уже 1,5 года. Он не реагирует на мои просьбы, если действия ему неинтересны. Он либо продолжает заниматься игрушками, не обращая на меня внимания, либо убегает, либо активно сопротивляется. Например, если попытаться его повести мыть руки перед едой. Доводов и уговоров не желает слушать, зачастую приходится повышать на него голос, что меня очень расстраивает.

Я понимаю, что если ребенок чем-то увлечен, ему в силу возраста сложно понять, почему он должен прерваться и идти обедать, одеваться на прогулку, садиться на горшок… Приходится его всячески отвлекать, заинтересовывать. Например, предлагать пойти помыть машинку. Заодно и руки мы помоем. Но как только усадишь за стол, ни за что не возьмет ложку. Не знаю почему, но этот прибор не вызывает у него интереса. Приходится кормить самой. Ума не приложу, как научить его есть самостоятельно.

Кстати, из чашки тоже отказывается пить, пьем с ложки. Но это еще полбеды! Даже когда кормлю сама, не будет открывать рот, если не дашь ему книжку, игрушку или — пока песню не споешь. Думала, может, оставить его без еды пару раз, так он ночью свое доберет (мы до сих пор на грудном вскармливании).

Сейчас нам очень трудно, убираем дневное кормление. Не знаю, поможет ли это изменить его отношение к пище... По такому же сценарию обстоят дела со сборами на прогулку и с высаживанием на горшок.

Я понимаю, что так быть не должно. Наверно, я делаю что-то не так. Как вы считаете, в чем моя ошибка? Подскажите, пожалуйста, как мне себя вести в подобных ситуациях упрямства и манипулирования со стороны сына?

То, как вы описываете жизнь с вашим малышом, случается у многих родителей, которые стараются воспитывать ребенка «очень старательно» и «правильно». Это желание похвально, но, к сожалению, оно часто приводит к «перегибам» и к потере гибкости в отношениях с ребенком. И это, судя по всему, произошло у вас.

Главный признак — слишком много точек непослушания: и с умыванием, и с одеванием, и с едой, и с горшком. Такое постоянное сопротивление обычно возникает у ребенка при установке родителя настаивания на своих «надо»!

Малыши, да и дети любого возраста, не переносят принуждений. Когда желание родителя вступает в противоречие с его желаниями или интересами, он отвечает «своеволием» и «упрямством»! Эти реакции естественные, и даже в каком-то смысле положительные: ребенок проявляет свою волю, активно защищает себя.

Нужно ли обязательно его «продавливать», настаивая на своем? На мой взгляд, не нужно! Конечно, все зависит от «проблемы», например, от огня его просто надо оттащить!

Но ваши главные проблемы упираются в обычные бытовые действия. Некоторые из них для 1,5-годовалого мальчика трудны, например, владение ложкой, или вовремя вспомнить про горшок, другие — не интересные, третьи вообще непонятные — зачем что-то надевать или есть, когда неголоден? И он отказывается.

Вы спросите: что же тогда делать, если не принуждать? Столкновение «надо» и «не хочу» — проблема для любого родителя. Вы здесь не в одиночестве. Вы уже многое попробовали: доводы и уговоры, повышение голоса, отвлечения и развлечения. Например, во время кормления даете игрушку или даже поете — тогда он открывает рот. К сожалению, все это не приносит желаемых результатов. Вы недоумеваете: что же тут не так?

На мой взгляд, беда в том, что уже к 1,5-годовалому возрасту у вашего ребенка накопился «опыт непослушания» и он настроен заведомо отрицательно на любое ваше предложение. Значит, надо менять сам стиль общения с ним. Стоит проявлять гораздо большее сочувствие к его трудностям, желаниям и нежеланиям. Он узнает о том, что вы его понимаете, если будете разговаривать с ним в стиле «активного слушания», о котором можете прочесть в моих книгах. Например, во время еды сказать: «Ты не хочешь есть этой ложкой, а хочешь ….», или — «Ты не хочешь есть вообще», вместо того, чтобы запеть — в надежде, что он откроет рот и вы впихнете ему еду!

Уберите со стола, сказав: «Хорошо, больше есть не будем» (в крайнем случае, как вы говорите, доберет в следующее кормление). Такими словами и действиями вы покажете, что считаетесь с ним, с его желаниями или нежеланиями.

В результате он получит совсем новый опыт: узнает, что мама готова его услышать и с ним договориться. Согласитесь, «уговаривать» и «договариваться» — совсем разные вещи. Уступив в какой-то момент, вы получите несравненно более ценный результат: малыш будет больше доверять вам в целом, вашим словам и просьбам. А то ведь, судя по вашему описанию, он вроде бы уже не ждет ничего хорошего от маминого «воспитания» — сразу настроен сражаться!

Есть еще один способ, который поможет ребенку прислушиваться к вашим словам, — это сообщения о себе, своих желаниях и недовольствах (так называемые «Я-сообщения»). Они служат очень хорошей заменой повышения голоса, критики и наказаний, и также приводят к большему пониманию друг друга.

Еще хочу напомнить вам о важности совместных игр и занятий с ребенком, особенно в том, что ему интересно. И снова доверие, а с ним и послушание ребенка растет, когда родитель находит время и желание с ним интересно поиграть.

Если делать все перечисленное, тогда «воспитывать» особенно и не приходится — авторитет родителя становится таким, что то, что он говорит, принимается как должное.

Важные выводы:

Мы нервно натягиваем на ребенка колготки, потому что опаздываем в детский сад. А он сидит, развалившись, и думает о чем-то своем. Он знает: его оденут, поведут, сдадут — когда и куда родителям надо. Его будут формировать. А сам он что хочет? Какие у него самого интересы? Спрашивайте его, пока он еще маленький — он вам будет рассказывать, делиться. Иначе потом будет поздно: подростком он уже станет скрывать свои интересы. Мотивацию ребенка, его интересы, стремления нужно блюсти как зеницу ока. Найти себя, свой путь мечтает каждый. Ребенок тоже все время что-то хочет, ищет, выдумывает, мечтает. Дайте ему свободно развиваться, не программируйте его на каждом шагу!

(5 голосов : 5 из 5 )

Мы хотим, чтобы наши дети состоялись в этой жизни, какой бы сложной она ни казалась. Чтобы это случилось, ребенка надо мотивировать. Если этого не делать, все усилия будут сведены на нет. Здесь (да и не только здесь) хорошую службу сослужит приучение к дисциплине.

А что это такое — дисциплина? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Кому-то кажется, что это умение управлять собой. Другой скажет, что это качество сильной и успешной личности. Третьи будут утверждать, что речь о постоянном выполнении каких-то поручений или за непослушание и т.п.

На самом деле, все просто. Речь о подчинении правилам и порядку, установленным для каждого человека, живущего в том или ином городе, работающем или учащемся в том или ином коллективе. Ведь от дисциплины зависит многое в жизни человека – и растущего, и повзрослевшего.

Но как приучить ребенка к дисциплине? С какого момента это надо начинать делать? Как, наконец, это делать?

Когда надо начинать воспитывать ребенка

На этот вопрос у всех свой ответ. Многие сходятся на том, что процесс надо начинать с того момента, как ребенок начнет понимать слова. Мол, а как иначе он поймет нас.

Но здесь уместно вспомнить известную притчу, которая примерно звучит так. На вопрос мамы о том, мудрый человек ответил, что она опоздала на два года.

Пусть и мало, но есть такие мамы, которые не ждут рождения малыша. Они его воспитывают уже, как говорится, с живота. Ведь малыш слышит маму, знает все ее интонации, усваивает ее привычки, даже реагирует на ее переживания и т.д. Порой ребенок появляется на свет с маминой мимикой, а, вырастая, любит ту же музыку, имеет те же привычки и так далее.

Как воспитать дисциплину в ребенке

Большинство опытных родителей знает – чем раньше дисциплинировать малыша, тем потом эти труды будут проще. С чего начать, прежде чем вырабатывать в нем эту хорошую привычку?

Начните с себя

Да, да, воспитывайте в себе дисциплину. Иначе, если вы не будете дисциплинированы, ваш ребенок вырастет таким же. Как это делать?

  • Порассуждайте на эту тему.
  • Почитайте побольше тематической литературы.
  • Найдите ответы на самый главный в данный момент вопрос – что такое дисциплина для меня.
  • Возьмите себе в привычку делать все не как попало, а как полагается.
  • Вспомните свои детские годы и способы дисциплины, применяемые вашими родителями. Какая их стратегия вам нравится, а какая – нет, и почему.

И лучше начинать все это делать в беременности, тогда вы точно не опоздаете.

После рождения ребенка

В чем ваши сильные стороны, если вы займетесь этим вопросом, будучи беременной или прямо после родов? В том, что ваш малыш перед вами — аки чистый лист. И то, что вы начертаете на этом листе, во многом повлияет на развитие вашего маленького человечка и в дальнейшие годы его жизни.

Итак, несколько моментов, на которые надо обращать внимание маме, желающей воспитать в ребенке дисциплину.

Пеленание

Аргументы психологов и некоторых родителей порой, мягко говоря, смешны. Нет, речь даже не о нарушенном кровообращении, о кривой спинке или ножках и т.п.

Например, сетуют, что не все родители сходу научаются пеленанию. Но ведь научаются? Или, мол, запеленутый ребенок хочет больше свободы. На что другие родители скажут на это – а что дает ребенку эта свобода? Малыш часто просыпается, оцарапывает случайно себя. Неслучайно же наши предки пеленали новорожденных.

  1. Во-первых, малышу так проще привыкнуть к новой для него среде.
  2. Во-вторых, в пеленках он чувствует себя более защищенным, находясь как бы в утробе матери.
  3. В-третьих, ведет себя спокойнее.
  4. Ну, и главное, пеленание ребенка – это один из первых способов дисциплинировать кроху. Запеленали, значит, спать. Распеленали, значит, гулять.

Режим

Очень важная составляющая. Например, кормление. Современные мамы игнорируют старые традиции. Доктора-де рекомендуют кормить по требованию. Т.е. закричал, значит, корми (а закричать-то малыш может по другому поводу – у него газики, он хочет пить или неудобно лежит, памперс требует замены и т.д.). Чем чревата пресловутая свобода в кормежке? Тем, что:

  • травмирует психику ребенка,
  • не хорошо действует на его желудочно-кишечный тракт,
  • сводит на нет зачатки самодисциплины.

Т.е. — это момент из того же разряда, в смысле привычка, навык. Многие родители замечают, что, если ребенок привык к режиму (кормление, гигиенические процедуры, прогулки, гимнастика проводятся примерно в один и тот же час), он более дисциплинирован и в младенчестве, и в другие годы своей жизни.

То же самое можно сказать и о другой стороне жизни деток. Скажем, причастие. Если мама с самого рождения подносит малыша к чаше, он не будет плакать, ибо привык с первых своих дней причащаться. А если и не сразу, то потом, даже постоянно плачущий во время причастия ребеночек постепенно привыкает. Вырастая, детки чувствуют в себе эту потребность…

Если вы приучите ребенка с первых лет жизни к порядку во всем, он будет знать, что такое дисциплина.

Изучение ребенка

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому важно не только заботиться о его физическом развитии. Изучите его хорошо, и увидите, какие есть у него особенности и качества. Чтобы понять это, надо понаблюдать за ним, задавая себе некоторые вопросы.

  1. Похож ли он на меня и в чем.
  2. Какое у него отличие от меня.
  3. Чем он пытается привлечь мое внимание.
  4. Что малышу больше нравится.
  5. Какие трудности испытывает.
  6. Чем он силен.
  7. Что ценно в нем.

Стратегия развития

Угрозы, унижение и физическая сила не только мешают нормальному развитию и самодисциплине детей. Такой подход сделает их незрелыми в будущем. А если строить руководство их жизнью в позитивном и авторитетном, а не в авторитарном или игнорирующем (типа, делая, что хочешь) ключе, это стимулирует их к самоконтролю, ответственности, к осознанным самостоятельным шагам.

Да, эта работа потребует величайшего терпения и кооперации, изучения малыша и себя самого. Но ведь это ваш ребенок!

Вот еще несколько шагов, которые помогут воспитанию в малыше самодисциплины и дисциплины.

  • Личный пример – это наше все.
  • Правила, вводимые в семье, должны быть четкими и последовательными, тогда ребенок научится усваивать и правила, установленные в той среде, куда он попадет.
  • Старайтесь фокусировать внимание не на том, чего не надо ребенку делать, а на желательном его поведении.
  • Научитесь отвлекать внимание ребенка, переключая его на позитив и на нужное.
  • Не обвиняйте малыша (мол, такой и сякой). Лучше простимулируйте к хорошим действиям.
  • Если даете указания или ставите задачи, то делайте это четко, не более одной за один раз. Все это должно быть посильным для выполнения ими.
  • Не давайте обещаний, которые не можете исполнить.
  • Отвечайте на вопрос ребенка, хорошенько подумав.
  • Не раздражайтесь, не кричите, не критикуйте чадо, но и не потакайте ни в чем – надо разобраться, почему он ведет себя так или иначе.
  • Не опаздывайте нигде.
  • Если что-то и случается, не паникуйте, не негодуйте, а ищите спокойную стратегию решения ситуации.
  • Соблюдайте правила дорожного движения.
  • Сделайте так, чтобы ребенок понимал, сколь плохо или хорошо чужая неорганизованность и недисциплинированность влияет на других.
  • Поощряйте проявление самоконтроля.

Это надо знать

Чтобы ваши ожидания были близки к возможностям вашего ребенка в плане дисциплины, помните о том, что у него свои потребности в разном возрасте и уровень развития. Что надо учесть.

  • От 0 до 2х лет детки нуждаются в вашей огромной поддержке, любви и постоянном контакте. Привязываясь к вам, малыш будет вам больше и больше доверять, ведь вы всегда в нужный момент рядом и поможете.
  • Детки 2-6 лет начинают исследовать мир, ощупывая его, переворачивая или бросая что-то, учатся говорить, читать, изучать социальные навыки и даже пытаться стать самостоятельными. И они более инициативны, если замечают, что на это обращается внимание.
  • В возрасте 6-12 лет действия ребенка уже совершаются под возрастающим самоконтролем. Обрабатывая полученную информацию, он сам принимает решения, становится более ответственным. Но в этот период дети начинают формировать свой образ, основанный на своем опыте и общении со взрослыми. Дай, Бог, чтобы это общение принесло здоровые плоды, тогда ребенок будет более уверен и самодисциплинирован.

Резюме

Да, дисциплина дисциплине — рознь. Правила поведения в семье, на дороге, в школе, в супер маркете, дисциплина в армии, спорте, на работе, в храме (есть ) и вообще, в целом – в обществе — могут в чем-то отличаться. Но их связывает главное.

  • Они должны беспрекословно выполняться, какой бы сферы ни касались.
  • Брать надо не строгостью, не наказанием, а четкими границами.
  • Процесс воспитания дисциплины надо начинать как можно раньше и на позитиве.
  • Ну, а родителям желательно начать с себя.

Только при таком условии ребенок станет ответственным и способным контролировать себя и свои импульсы.

Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок всегда ходил опрятным, убирал за собой и был вежливым с посторонними людьми. Всего этого можно добиться благодаря дисциплине. Только не все знают, как привить ребенку дисциплину.

Для чего необходима дисциплина

Родители задумываются над дисциплиной ребенка в тот момент, когда понимают, что малыш становится неуправляемым, не слушается их, разбрасывает по комнате игрушки или грубит взрослым. В то же время многим родителям не нравится, когда их ребенок чересчур спокойный, не играет с другими детьми, сторонится активного образа жизни. Как понять, где она золотая середина, при которой ребенок радуется жизни, активен, при этом выполняет просьбы взрослых и убирает в своей комнате сам?

Есть несколько причин, по которым необходимо приучать ребенка к дисциплине. Главная причина – соблюдение дисциплины способствует развитию малыша. Научно доказано: детское мышление состоит из того, что видит и узнает ребенок. В тех случаях, когда малыш слышит противоречивые указания, детское мышление начинает затормаживать.

Второй важной причиной приучения к дисциплине является осознание того, что ребенок живет в обществе, поэтому следует придерживаться правил, которые соблюдаются в данной среде.

Каждому из нас приходится часто сталкиваться с ситуацией, при которой требуются дисциплинарные навыки: не опаздывать на работу, доводить дела до конца, терпеливо выслушивать критику и исправлять ошибки. В тех случаях, когда нормы поведения не привиты должным образом, человек может испытывать агрессию на своих родителей из-за того, что они не дали ему необходимого воспитания.

Как дисциплинировать ребенка

Существует множество эффективных способов, как привить ребенку дисциплину.

  1. Любое обращение к ребенку с просьбой что-либо сделать, не должно звучать в приказном тоне. Если малыш чувствует приказ в голосе родителя, в нем сразу же просыпается бунтарь, который захочет сделать все наоборот. Не нужно торопить ребенка. Взрослый быстро усваивает информацию, малышу же требуется для этого больше времени. Если необходимо куда-нибудь сходить, можно сказать ребенку, что через пятнадцать минут вы идете гулять на улицу. За 10 минут ребенок успеет убрать свои игрушки на место, одеться и без спешки выйти вместе за порог квартиры.
    Дайте ребенку больше свободы, предоставьте ему право выбора. Если приглашаете ребенка к ужину, а он не торопится, можно сказать ему, что блюдо будет ждать его через 5 или 10 минут. Если малыш снова не торопится, но говорит, что придет, как только уберет свои игрушки, соглашайтесь. Таким образом, в малыше проявляется ответственность. Если просите ребенка что-то сделать, выделяйте для этого определенное количество времени, чтобы малыш понимал, что ему нужно всё успеть.
  2. Разговаривайте со своим ребенком. Уважайте своего малыша, разговаривайте с ним в почтительном тоне и на равных. Обсуждайте с чадом его поступки, что он сделал правильно, а чего следовало избежать, так как это действие повлекло за собой негативный результат. Не всегда возможно переубедить ребенка в его суждениях, но нужно помочь малышу сделать собственный вывод.
    Приучайте ребенка к тому, чтобы он сам принимал решения в сложных и простых жизненных ситуациях. Никогда не унижайте своего ребенка ни прилюдно, не находясь наедине с ним, унижение способно понизить самооценку вашего ребенка. При помощи аргументов объясните малышу, почему нужно поступать именно так в сложившейся ситуации. Не потому, что это правильно, по мнению родителей, а потому, что только так нужно поступить в конкретной ситуации.
  3. Всегда делайте то, что обещаете. Если вы говорите ребенку, что включите ему мультик после того, как он уберет в своей комнате, то выполните обещанное. При разговоре с ребенком обсудите, какими могут быть последствия детского непослушания. К примеру, если ребенок раскидывает по комнате одежду и не убирает, спросите у него, к каким мерам вам следует прибегнуть, чтобы ребенок прекратил наводить беспорядок в своей комнате. Позвольте ему самому выбрать вид наказания.
    Возможно, он предложит не включать ему любимое кино, пока он не сделает уборку в комнате, или попросит лишить его интернета временно. Хвалите ребенка за примерное поведение, это важно при воспитании дисциплинированного человека. Забота и похвала стимулируют ребенка слушаться родителей, выполнять их указания и просьбы.
  4. Будьте последовательны. Если что-то запрещаете делать малышу, а сами это делаете, ребенок может бунтовать. В силу своего возраста дети не всегда понимают почему, например, взрослым можно курить, а им нельзя.
    Уделяйте ежедневно время на то, чтобы рассказать малышу разницу между взрослым и детским нельзя. Не прекращайте попытки приучить ребенка к дисциплине, даже если кажется, что сил в этом деле недостаточно. Иначе ребенок поймет, что соблюдать правила постоянно не надо, так как они очень часто меняются, и никто не следит за их выполнением.

Не нужно пытаться при помощи поощрений дисциплинировать малыша, так как со временем из ребенка вырастет человек, который будет делать видимость того, что он знает правила, но на самом деле не захочет их соблюдать.

Как в воспитании любых качеств, важен пример взрослых. Ребенок всегда копирует поведение и поступки близких людей. Полезно постоянно показывать пример обязательного, ответственного человека, тогда и малыш вырастет дисциплинированным.

03.06.2018

Расскажите об этом друзьям →

Многие люди, говоря о дисциплине, подразумевают в первую очередь наказание. Действительно, наказание - это составная часть дисциплины (будем надеяться, лишь малая), но это еще далеко не все. Ведь когда мы говорим о школьных и научных дисциплинах, то имеем в виду прежде всего обучение.

В этом и состоит основная цель дисциплины - научить ребенка правилам поведения, чтобы он знал, каких поступков ожидают от него окружающие люди, чтобы он стал полезным членом общества и полноценной личностью.

Разумеется, вы можете создать жесткую систему контроля и наказаний, в результате чего дети будут в основном вести себя как маленькие роботы. Но какое влияние это окажет на психику ребенка, на его самооценку, на внутренние эмоции и на его отношение к окружающим?

С другой стороны, представьте себе ребенка, любые желания которого немедленно исполняются, а любой поступок (хороший или плохой) встречается с одобрением. Такой ребенок, очевидно, будет рад и доволен собой, но большинство людей не захотят находиться рядом с ним.

Ваша деликатная задача состоит в том, чтобы научить ребенка, как (и почему именно так) себя надо вести, не затрагивая при этом его самооценку и оптимистичный настрой.

Строгость или мягкость?

Эта проблема встает перед многими молодыми родителями. Большинство из них со временем находит нужное соотношение, но для некоторых родителей это остается неразрешимым вопросом независимо от накопленного ими опыта.

Говоря о мягком подходе к дисциплине, мы зачастую употребляем слово «вседозволенность». Каждый человек понимает его по-своему. Для кого-то это просто ненавязчивый и легкий стиль воспитания, для других оно означает чуть ли не преступное потакание ребенку, при котором ему разрешается делать все, что заблагорассудится.

Выбор между строгостью и мягкостью - это не самая главная проблема. Добродушно настроенные родители, которые не боятся проявить твердость в случае необходимости, могут добиться хороших результатов, в умеренной степени используя и тот и другой методы. С другой стороны, строгость, граничащая с жестокостью, как и чрезмерная вседозволенность, могут привести к плачевному итогу. Самое важное - это тот дух, который родители вкладывают в воспитание ребенка, и ценности, которые они ему прививают.

Оставайтесь верны своим убеждениям

Слишком строгие родители могут воспитывать ребенка именно в таком духе. Умеренная строгость в привитии хороших манер, послушания и любви к порядку не повредит ребенку, если родители в целом относятся к нему справедливо, а он растет жизнерадостным и общительным. Но строгость вредит, когда родители излишне требовательны, грубы и постоянно недовольны ребенком, не делая никаких скидок на его возраст и особенности характера. Такой подход делает ребенка либо забитой и серой личностью, либо пробуждает в нем злость.

Родители, склонные к мягкому стилю воспитания, закрывают глаза на погрешности в манерах ребенка, если он в целом ведет себя дружелюбно по отношению к окружающим, или не проявляют особой твердости, например, в том, что касается аккуратности и чистоплотности. Но их ребенок тоже вырастет порядочным и достойным человеком, если они не боятся проявить строгость, когда речь идет о действительно важных вещах.

Если родители в результате вседозволенности приходят к плачевным результатам, то дело не в том, что они не проявляли должной требовательности, а в том, что они испытывали сомнение или чувство вины по поводу своих требований и тем самым побуждали ребенка к неповиновению.

Если родители не решаются потребовать у ребенка вести себя как следует - либо из-за неправильно истолкованных теорий о роли самовыражения, либо потому, что они по натуре склонны к самопожертвованию, либо из боязни, что ребенок их разлюбит, - то итогом будет его плохое поведение. В глубине души они проявляют недовольство, не зная, как поступить, и такая нерешительность злит детей. Ребенок чувствует свою вину, но при этом он обозлен, из-за чего ведет себя еще хуже и становится еще более требовательным. Если, например, ребенку позволили подольше поиграть вечером перед сном и он вошел во вкус, а родители боятся лишить его этого удовольствия, то он может превратиться в непокорного тирана, который целыми часами не будет давать спать ни отцу, ни матери. Родители не должны стесняться выразить свое неудовольствие. Если они научатся быть твердыми и последовательными в своих требованиях, то ребенок очень быстро вновь станет мягким и послушным.

Другими словами, родители вольны поступать со своими детьми как они считают нужным, если им в конечном итоге удается добиться от ребенка хорошего поведения, а дети будут довольны и собой, и родителями.

Родители, уклоняющиеся от воспитания

Существуют родители, которые самоустраняются от руководящих и контролирующих функций в воспитании (хотя с удовольствием играют с детьми), оставляя эту часть воспитания на долю супруга. Матери, не уверенные в себе, по привычке часто говорят: «Ну погоди. Вот вернется отец!» Отцы же порой прячутся за газетой или сидят уставившись в экран телевизора, когда в семье назревает кризис. В ответ на упреки своих жен некоторые из таких самоотстранившихся отцов заявляют, что не хотят, чтобы дети на них обижались. Вместо этого они предпочитают оставаться с ними в приятельских отношениях. Конечно, хорошо, если родители дружески расположены к детям и играют с ними, но детям нужно, чтобы родители вели.себя как родители. У них в жизни будет еще множество приятелей, но родители только одни.

Если родители проявляют робость и нерешительность в принятии на себя роли лидеров, дети лишаются поддержки, словно виноградная лоза опоры. Если родители боятся быть решительными и твердыми, ребенок начинает испытывать пределы их терпения, осложняя жизнь и себе, и им, пока родители наконец не взорвутся. Потом им обычно становится стыдно за себя, и все начинается сначала.

Отец, который избегает роли воспитателя, вынуждает тем самым жену брать на себя двойную нагрузку. Более того, ему не удается сохранить с ребенком и те приятельские отношения, к которым он стремился. Ребенок знает, что его плохое поведение раздражает взрослых. Сталкиваясь с отцом, который делает вид, что не замечает этого, он приходит в замешательство. Ребенок может вообразить, что тот затаил злобу. Дети порой боятся таких отцов больше, чем тех, кто явно участвует в их воспитании и не скрывает своего раздражения. Если отец открыто выражает свои эмоции, дети имеют возможность понять, что означает его недовольство и как на это надо реагировать. Это помогает им обрести как в случае, когда они преодолевают страх при обучении плаванию или езде на велосипеде.

Новые теории по поводу дисциплины

В традиционных культурах, где представления о воспитании детей остаются неизменными из поколения в поколение, родители, как правило, не испытывают сомнений насчет того, какое значение дисциплина имеет в процессе воспитания. Однако в Соединенных Штатах различные теории сменяют друг друга настолько часто, что многие родители оказываются просто в растерянности. Большинство из этих новых идей поставляет обществу наука. В прошлом веке психологи, психиатры и другие ученые сделали множество важных открытий относительно детей и их воспитания. Например, они обнаружили, что больше всего на свете дети нуждаются в любви родителей; что дети по собственной инициативе прилагают массу усилий, чтобы стать более взрослыми и ответственными; что большинство неблагополучных детей становятся такими не оттого, что их мало наказывали, а от недостатка внимания к ним; что дети с удовольствием учатся, если учебный материал соответствует их возрасту и преподается квалифицированными учителями; что в некоторой степени ревность к братьям и сестрам и даже злость по отношению к родителям вполне естественны; что интерес к определенным сторонам жизни и некоторым аспектам секса - это нормальное явление; что слишком жесткое подавление агрессии и интереса к сексуальным вопросам может привести к неврозу; что подсознательные мысли так же влияют на поведение ребенка, как и вполне осознанные; что каждый ребенок - это личность и надо дать ему возможность быть таковым.

Сегодня все эти идеи уже кажутся банальными, но в момент первой публикации они производили шокирующее впечатление. Многие из них противоречили убеждениям, которые господствовали на протяжении веков. Такой переворот во взглядах на природу и потребности ребенка не мог не привести в замешательство многих родителей. Они с интересом воспринимали новые идеи, но, когда дело доходило до воспитания собственных детей, придерживались тех же принципов, по которым воспитывались сами. Наиболее естественный путь научиться воспитанию детей - это самому вырасти в благополучной семье.

Наибольшие затруднения с реализацией новых идей обычно испытывают те, кого в свое время не удовлетворяло собственное воспитание. Многие из таких людей испытывают обиду за натянутые отношения со своими родителями. Они не хотят, чтобы дети чувствовали то же самое по отношению к ним, и поэтому приветствуют любые новые теории. Но часто они истолковывают их совсем не так, как подразумевали ученые. Они полагают, например, что ребенку в жизни нужна только любовь; что его не нужно учить приспосабливаться к жизни; что ему можно позволять проявлять агрессию по отношению к родителям и окружающим людям; что любые неприятности происходят только по вине родителей; что когда ребенок плохо себя ведет, родители должны не сердиться и не наказывать его, а проявлять еще большую любовь.

Подобное недопонимание ни к чему хорошему привести не может. В результате дети становятся требовательными и непослушными. Они чувствуют свою вину за плохое поведение. А родители изо всех сил стараются быть сверхчеловечными. Когда дети плохо себя ведут, родители некоторое время стараются подавлять свое недовольство, но в конце концов взрываются. Потом они удивляются самим себе и чувствуют себя виноватыми, а все это приводит к тому, что ребенок становится еще более неуправляемым.

Некоторые родители, будучи сами по себе очень воспитанными людьми, позволяют своим детям несносные выходки не только по отношению к себе, но и по отношению к окружающим. Они якобы не замечают, что происходит. При более детальном рассмотрении выясняется, что их собственные родители в детстве чересчур принуждали их к послушанию и подавляли малейшее сопротивление с их стороны. Поэтому теперь они испытывают скрытое удовлетворение, видя, как их отпрыски выплескивают наружу весь свой бунтарский дух, который им самим приходилось подавлять в себе. При этом они оправдывают себя, утверждая, что действуют в соответствии с новейшими теориями в области воспитания.

Чувство вины как помеха в воспитании

Бывает много ситуаций, когда родители испытывают чувство вины по отношению к ребенку. Вот несколько типичных примеров: мать, которая выходит на работу, все еще сомневаясь, не делает ли она хуже своему ребенку; родители ребенка с физическими или умственными отклонениями; приемные родители, которые усыновили ребенка и не могут избавиться от ощущения, что взвалили на себя непосильную ношу; родители, которых слишком часто ругали в детстве, и они с тех пор постоянно чувствуют себя в чем-то виноватыми, пока не докажут свою невиновность; родители, изучавшие детскую психологию в институте, знающие все тонкости воспитания и поэтому опасающиеся допустить ошибку.

Какой бы причиной ни объяснялось чувство вины, оно мешает нормальному воспитанию ребенка.Родители в этом случае слишком снисходительны к ребенку и слишком требовательны к себе. Они зачастую стараются сохранять спокойствие, даже когда у них полностью истощилось терпение, а ребенок уже совсем отбился от рук и явно нуждается в том, чтобы его поставили на место. Или они колеблются, в то время как следовало бы проявить твердость по отношению к ребенку.

Ребенок, как и взрослый, чувствует, что в своем непослушании или грубости он уже перешел границы дозволенного, даже если родители закрывают на это глаза. Внутренне он ощущает себя виноватым, ему хочется, чтобы его остановили. Но если этого не происходит, он начинает вести себя еще хуже, как будто хочет сказать: «Что же мне еще такое натворить, чтобы хоть кто-нибудь остановил меня?»

В результате его поведение становится настолько вызывающим, что терпению родителей приходит конец. Они отчитывают или наказывают его. Порядок восстановлен, но проблема в том, что родители, постоянно ощущающие свою вину, стыдятся этой вспышки гнева и либо отменяют наказание, либо позволяют ребенку сделать что-нибудь в отместку. Они могут, например, позволить ребенку грубо разговаривать с ними во время наказания, могут не довести наказание до конца или делают вид, что ничего не замечают, когда ребенок в очередной раз начинает несносно себя вести. В некоторых случаях, видя, что ребенок не желает принимать никаких ответных мер, родитель бессознательно сам начинает провоцировать его на это.

Все сказанное может показаться вам слишком сложным или надуманным, но в действительности это чувство не столь уж большая редкость. Многие вполне сознательные родители позволяют своим детям иногда отбиваться от рук, когда чувствуют, что были несправедливы с ними или не уделяли им должного внимания. Но вскоре все снова становится на свои места. Однако, когда родитель говорит: «Меня бесит все, что говорит или делает этот ребенок», то это явный признак, что он испытывает сильное чувство вины и слишком снисходителен, а ребенок отвечает на это постоянными провокационными действиями.

Если родители четко определили, до какого момента они могут проявлять снисходительность, а где следует проявить твердость, то их ребенок будет не только лучше себя вести, но и вообще станет более жизнерадостным. А это только усилит их взаимную любовь.