Физическое воспитание детей в специальных школах предусматривает овладение школьниками программным материалом в соответствии с государственным образовательным стандартом. За период обучения в школе ребенок овладевает основными двигательными действиями, теоретическими знаниями. В школьную программу включены следующие разделы: легкая атлетика, гимнастика, спортивные и подвижные игры, которые способствуют гармоничному развитию школьников без каких-либо скидок на недостаточность зрения. Помимо этого предусмотрены дополнительные занятия по лечебной физической культуре, ритмике.

В процессе физического воспитания осуществляются не только общие задачи - развитие, обучение, воспитание, которые совпадают с образовательными задачами здоровых детей и отражены в программных документах, но и специальные задачи. Они имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность.

К особенностям коррекционной направленности физического воспитания детей с нарушением зрения относятся положения, учитывающие следующие сведения о физическом, соматическом и психическом состоянии учащихся:

1) возраст и пол;

2) результат медицинского обследования и рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, хирурга, педиатра, невропатолога;

3) степень и характер зрительного нарушения (устойчивая и неустойчивая ремиссия); поля зрения (нарушения центрального и периферического зрения, сужение полей зрения); остроты зрения; врожденная или приобретенная патология и пр.;

4) состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и другие заболевания);

5) исходный уровень физического развития;

6) состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;

7) наличие сопутствующих заболеваний;

8) способность ребенка к пространственному ориентированию;

9) наличие предыдущего сенсорного и двигательного опыта;

10) состояние и возможности сохранных анализаторов;

11) способы восприятия учебного материала;

12) состояние нервной системы (наличие эпилептического синдрома, признаков перевозбуждения, нарушения эмоционально-волевой сферы, гипервозбудимости).

Особое внимание уделяется детям младшего школьного возраста (7-11 лет), когда глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и офтальмологическое заболевание может прогрессировать. Поэтому в урок обязательно включаются специальные упражнения для охраны зрения, для улучшения кровообращения в тканях глаза, для улучшения работы аккомодационной мышцы, укрепления мышц и склеры глаз, для снятия утомления глаз. Человек, имея высокоразвитую нервную систему, обладает очень большими компенсаторными возможностями. В связи с этим последствия нарушений могут быть в значительной мере преодолены, и незрячий человек может достичь высокого уровня психического и физического развития при определенных условиях К таким условиям можно отнести:

Условия семейного и школьного воспитания,

Состояние здравоохранения, социального обеспечения реабилитационных центров,

Уровень квалифицированной помощи ребенку с особыми нуждами,

Уровень технического прогресса и многие другие факторы.

Поэтому одной из основных задач реабилитационной работы в целях развития компенсаторных возможностей является квалифицированная помощь ребенку. Учителю физкультуры следует знать, что при утрате зрения повышается компенсаторная функция вибрационной чувствительности, незрячие способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звуков и других сигналов предмета. У незрячих в формировании основных двигательных действий на первый план выходит развитие навыка пространственной ориентировки. При тотальной слепоте значительно увеличивается роль вестибулярного аппарата для сохранения равновесия и пространственной ориентировки. Исследования ряда авторов (В А Кручинин, Л А Семенов, Л И Солнцева, В А. Феоктистова и др.) показывают, что в результате комплексной реабилитационной работы с инвалидами по зрению восстанавливается социальный и психологический статус личности, способной утвердить себя в обществе нормально видящих людей.

Уроки физического воспитания в школах для детей с нарушением зрения варьируются в зависимости от состояния зрения, уровня физической подготовленности и возраста занимающихся. Например, в 1-2-х классах продолжительность подготовительной и заключительной частей по времени больше, чем в 3-4-х классах, затем по мере приобретения двигательного и сенсорного опыта и адаптации организма к физической нагрузке продолжительность основной части урока увеличивается, что позволяет больше времени уделять основным задачам урока. Адаптивное физическое воспитание строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности.

Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавателя. Меняется тембр звука (громко, тихо, мягко, строго) с учетом психического состояния учащихся, их быстрой утомляемости, специфических особенностей развития и восприятия учебного материала. При обучении незрячих двигательным действиям используются альбомы с рельефным изображением различных поз и движений, наглядные пособия, адаптированный спортивный инвентарь. Например, при формировании навыков ориентировки, с целью самоконтроля, на чехле вдоль длины матраса пришита шелковая полоса шириной 4-5 см. К нетрадиционному спортивному инвентарю относятся озвученные мячи, мячи с веревочкой, которая крепится к поясу, и ребенок, потерявший мяч, имеет возможность без посторонней помощи его поднять, мяч с запахом ванилина, который используется как обонятельный ориентир, педальки для развития равновесия и формирования навыка правильной осанки, конус для развития вестибулярного аппарата и многое другое. Использование звуковых, осязательных, обонятельных и других ориентиров имеет приоритетное значение Занимающихся необходимо обучить дифференцировке всех выше указанных ориентиров, а также их применению в повседневной жизни. Процесс физического воспитания в специальных школах должен начинаться с ознакомления предметов, наполняющих окружающее пространство, коррекции зрительного восприятия, а также освоения навыков пространственной ориентировки.

Для стимуляции двигательной активности умышленно создаются ситуации успеха, прямое или косвенное воздействие на коррекцию двигательных нарушений, активизацию работы сохранных анализаторов (зрительного), осязательного, слухового, обонятельного).

Вадим Харитонов
Физическое воспитание в коррекционных ОУ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Разработка : Харитонов В. В. инструктор по физической культуре МБДОУ № б «Орлёнок»

г. Тейково

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения. Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Трудности зрительно-двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей с нарушение зрения и общее функциональное состояние здоровья.

Поэтому физическое воспитание включает ряд специальных коррекционных задач , определяющих процесс преодоления недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой :

достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия, ориентировки в пространстве, координации движений и др. ;

коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональны возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;

преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, боязни пространства и др.) ;

активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой .

Наряду с общепедагогическими задачами и мероприятиями, физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает проведение специальных занятий пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые не могут овладеть программой при фронтальных методах обучения. значительное внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений.

В раздел общеразвивающих упражнений введены специальные задания на развитие мелкой моторики рук и ног, формированию микроориентировки.

Определение физической нагрузки и нормативов, показаний противопоказаний к использованию отдельных видов упражнений и движений должно строиться на основе рекомендаций врачей : окулиста, ортопеда, психоневролога, педиатра - и общего психического развития ребенка.

Содержание спортивных и подвижных игр предусматривает задачи развития зрительно-двигательных навыков в коррекционных условиях и с опорой на поли сенсорные взаимосвязи, речь, мышление (т. е. компенсаторных путей развития детей с нарушением зрения) . На общеразвивающие занятия физкультурой дети включаются по предписанию врача педиатра и врача ЛФК.

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ И РЕЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Цель :

1. Формировать у детей потребность в ежедневной активной двигательной деятельности.

2. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку.

З. Закреплять умение соблюдать в ходьбе и беге заданный темп, умения и навыки в спортивны играх и упражнениях, совершенствовать технику их выполнения.

4. Совершенствовать ходьбу, бег, лазание, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения движений.

ЗАДАЧИ :

1. Воспитывать морально-волевые качества : выдержку, настойчивость в достижении положительных результатов, организованность, самостоятельность.

2. Развивать потребность самостоятельно организовывать подвижные игры.

3. Учить справедливо и честно оценивать в игре свое поведение и поведение сверстников, проявлять дружескую взаимопомощь.

Для достижения цели решения поставленных задач рекомендуется в режим дня включать виды физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Виды занятий физическими упражнениями Характер Место в режиме

1. Утренняя гимнастика. Обязательно Ежедневно

2. Гимнастика после дневного сна. Обязательно Ежедневно

З. Закаливающие мероприятия. Обязательно Ежедневно

4. Физические занятия . Обязательно Ежедневно

5. Тренировочные занятия. Обязательно 2 раза в неделю

6. Подвижные игры на прогулке.

7. Самостоятельная двигательная активность.

8. Физкультурно- спортивные праздники. 3 раза в год

9. Дни здоровья. 4 раза в год

10. Сдача нормативов. 2 раза в год

11. Гимнастика. дополнительно 3 раза в год

ВИДЫ ХОДЬБЫ

1. Обычная ходьба.

2. Ходьба на носках.

З. Ходьба на пятках.

4. Ходьба на наружных сторонах стоп.

5. Ходьба с высоким подниманием колена.

6. Ходьба перекатом с пятки на носок.

7. Ходьба приставным шагом в правую и левую сторону.

8. Ходьба с выполнением различных заданий воспитателя , ориентировкой на звуковые и зрительные сигналы.

Упражнения для пропедевтики :

1. Ходьба приставным шагом в правую и левую стороны по размеченным дорожкам.

2. Ходьба перекатом с пятки на носок по заранее размеченным стопам.

З. Ходьба на месте с высоким подниманием колена, касаясь коленом веревки.

ВИДЫ БЕГА

1. Обычный бег.

2. Бег на носках.

3. Бег с высоким подниманием колена.

4. Бег мелким и широким шагом.

5. Бег в колонне по одному.

6. Бег змейкой между расставленными в одну линию предметами.

7. Бег врассыпную.

8. Непрерывный бег в медленном темпе в течение 1-1,5 мин.

9. Бег в среднем темпе на 80-100 метров в чередовании с ходьбой.

10. Челночный бег.

Упражнение для пропедевтики :

1. Бег на месте с высоким подниманием колена, касаясь коленом веревки.

2. Бег мелким и широким шагом по размеченным линиям.

ПОЛЗАНИЕ И ЛАЗАНИЕ

1. Ползание на четвереньках вперед.

2. Ползание на четвереньках змейкой между предметами.

3. Ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечье и колени, на животе, подтягиваясь руками.

4. Перелезание через несколько предметов подряд.

5. Пролезание в обруч разными способами.

6. Лазание по гимнастической лестнице одноименным и разноименным способами.

7. Перелезание с одного пролета на другой.

Упражнение для пропедевтики :

1. Ползание на четвереньках к неподвижному предмету, сосредотачивая на нем взор.

2. Ползание за движущимся предметом.

3. Лазание по наклонной гимнастической лестнице одноименным и разноименным способами.

1. Прыжки на двух ногах на месте.

2. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

З. Прыжки на правой и левой ноге (на месте и с продвижением вперед) .

4. Подскоки на месте.

5. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.

6. Прыжки через предметы.

7. Прыжки на мягкое покрытие.

8. Прыжки с высоты 25-30 см в заранее обозначенное место.

9. Прыжки в длину с места.

10. Прыжки в длину с разбега.

11. Прыжки в высоту с разбега.

12. Прыжки через скакалку.

Упражнение для пропедевтики :

1. Прыжки на двух ногах по размеченной дорожке.

2. Прыжки через предметы боком.

БРОСАНИЕ, ЛОВЛЯ, МЕТАНИЕ

1. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками.

2. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой.

З. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками с хлопками.

4. Перебрасывание мяча из одной руки в другую.

5. Перебрасывание мяча друг другу из разных исходных положений (стоя, сидя) .

6. Перебрасывание мяча различными способами (снизу, из-за головы, от груди, отскоком от земли) .

Упражнение для пропедевтики :

1. Перекладывание мяча из одной руки в другую с открытыми и закрытыми глазами.

2. Прокатывание мяча по ограниченному пространству.

ЭЛЕМЕНТЫ ГИМНАСТИКИ

Равновесие на одной ноге «ласточка» : из исходного положения основная стойка, постепенно приподнимая прямую левую ногу назад, верх, наклониться вперед, придавая телу горизонтальное положение, руки развести в стороны. Удержать равновесие на правой ноге.

Стойка на лопатках «березка» : из седа, сгибая ноги и перекатываясь на спину, подняться в стойку на лопатках с согнутыми ногами, локти согнуты рук поставить на пол, кисти ближе к лопаткам, удерживать тело в вертикальном положении, разгибая ноги, сохранить это положение.

Перекат назад согнувшись : из седа перекат назад на лопатки до упора носками ног в пол за головой.

Перекат вперед и назад прогнувшись : из упора лежа на животе прогнувшись, согнуть руки и перекатиться вперед прогнувшись, поднять ноги в положение, близкое к стойке на груди, перекатом назад вернуться в исходное положение.

Равновесие на одной ноге «пистолетик» : из исходного положения основная стойка одну ногу поднять вперед до прямого угла, руки в стороны, на другую присесть, сохраняя равновесие.

Упражнение на гибкость «мостик» : из положения лежа на спине, с согнутыми ногами, опираясь руками на пол у плеч, прогнуться в мостик, разгибая руки и ноги.

Кольцо в упоре лежа : из положения лежа выпрямить руки, приподнять туловище, оставаясь лежать на животе, ноги поднять вверх и, сгибая их в коленях, пытаться носками дотянуться до головы.

Наклоны вперед «складной ножик» : из положения сидя, ноги вместе наклониться вперед, стараясь грудью коснуться бедер без сгибания ног.

Кувырок вперед : из положения упор присев, руки на ширине плеч на расстоянии шага от ног, толчком ног выполнить кувырок вперед, наклоняя голову так, чтобы опереться на мат затылком и шеей и сразу же сгруппироваться, не отпуская рук до полного завершения кувырка.

К КОНЦУ ГОДА ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ :

ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;

лазать по гимнастической лестнице (высотой 2,5 м) с изменением угла наклона до вертикального; прыгать в обозначенное место с высоты 25-30 см; прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см) ; прыгать в длину с места не менее (70-75см, с разбега (не менее 80-90см, в высоту с разбега (не менее 25-ЗОсм) ; прыгать через короткую и длинную скакалку;

метать предметы правой и левой рукой на расстояние 4-8 м, в вертикальную и горизонтальную цели с расстояния 2-3 м, бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками, отбивать мяч одной рукой на месте не менее 5-8 раз каждой рукой, в ходьбе на расстояние 5 м. ;

сохранять устойчивое положение тела при выполнении упражнения на ограниченной площади опоры;

перестраиваться в колонну по три, четыре, равняться, размыкаться в колонне, шеренге, выполнять повороты направо, налево, кругом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Средства адаптации детей с ОПФР в процессе физического воспитания

Физическое воспитание в системе коррекционного обучения и воспитания - это комплексное воздействие на личность умственно отсталого школьника с целью формирования у него жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщения к систематическим занятиям физической культурой, коррекции нарушений моторики и физического развития, укрепления здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе. Такой комплексный подход к системе физического воспитания определен необходимостью всесторонней помощи лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии.

Состав учащихся в конкретном учебном классе, группе разнороден по своим психофизическим особенностям. В настоящее время в коррекционной школе могут обучаться дети с умственной отсталостью различной степени тяжести. Дети с нарушением интеллектуальной деятельности конкретной клинической градации могут иметь различные нарушения моторики и физического развития. Несформированность более простых движений у детей_олигофренов обусловлена поражением корковых функций; сложные нарушения моторики связаны с поражением двигательного анализатора и других систем, в том числе речедвигательных.

Таким образом, можно сделать вывод:

¦ двигательный анализатор играет важную роль в развитии функций мозга, он имеет связи со всеми структурами центральной нервной системы;

¦ существуют определенные принципы и закономерности развития моторики;

¦ моторика детей с нарушениями интеллектуального развития в онтогенезе осуществляется по тем же принципам и закономерностям, что и у здоровых детей, но значительно медленнее;

¦ нарушения моторики неблагоприятны для психического развития ребенка с нарушениями интеллектуального развития;

¦ нарушения моторики следует корректировать, используя сохранные, не пострадавшие движения или менее выраженные нарушения двигательной сферы.

Физическое развитие - это процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в процессе жизни и деятельности и индивидуальных особенностей человека.

Установка на развитие личности умственно отсталого ребенка предполагает:

¦ включение школьника в доступные виды деятельности, в том числе и занятия физическими упражнениями;

¦ крепкое здоровье, хорошее физическое развитие;

¦ оптимальный уровень двигательных возможностей;

¦ физическое совершенство;

¦ потребность в движении, ориентировке и участие в спортивных (доступных) соревнованиях;

¦ коррекция выявленных нарушений моторики и физического развития.

При поступлении в школу на каждого ученика заводится «Карточка здоровья ученика».

С одержание и организация физического воспитания

Физическое воспитание как комплексная система представлено уроками физической культуры, системой занятий в режиме учебного процесса и дополнительными формами после уроков. Организация его целиком и полностью возлагается на учителя физической культуры. Именно от его профессиональной грамотности, знаний особенностей психофизического развития учащихся, личного обаяния будет зависеть успех работы. Учитель как личность должен соответствовать требованиям специального образования.

Основным документом для учителя является комплексная программа физического воспитания для коррекционной школы VIII вида, составленная на основе дидактических, специальных коррекционных и общефизических принципов, а также принципов построения собственно программы (линейность, концентричность и линейно_концент_ричность).

¦ Закон Российской Федерации «Об образовании»;

¦ Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

Физические упражнения сгруппированы с учетом направленности и воздействия на функциональное состояние учащихся и представлены целостной системой, позволяющей корригировать нарушения физического развития, формировать определенные умения и навыки и развивать двигательные качества.

Упражнения в программах представлены:

¦ общеразвивающими и корригирующими упражнениями с предметами и без предметов;

¦ общеразвивающими и корригирующими упражнениями с элементами бега, метания, прыжков, бросания и ловли мячей;

¦ корригирующими упражнениями специальной направленности (развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки, силы, ловкости и точности движений);

¦ подвижными и спортивными играми;

¦ катанием на лыжах и коньках;

¦ плаванием.

Любое физическое упражнение характеризуется внутренней и внешней структурами своих проявлений. Внутренняя структура указывает на взаимосвязь различных процессов функционирования организма (отдых, утомление, релаксации и т. д.). Внешняя сторона - это результат проявления упражнения в различных соотношениях (пространственных, временных, силовых).

Известно, что в отечественной педагогике, в том числе и в олигофренопедагогике, физическое воспитание рассматривается в общем и более конкретном смысле: в первом случае - как социально значимое явление, поскольку подростков с нарушениями интеллектуального развития необходимо функционально готовить к жизни; во втором - как одно из средств коррекции недостатков физического развития и моторики. Таким образом, содержание физического воспитания в коррекционной школе VIII вида включает:

¦ педагогический процесс, направленный на развитие личности умственно отсталого школьника как субъекта педагогического процесса;

¦ физическую культуру как учебный предмет с определенными целями, задачами, принципами, методами обучения;

¦ условия и среду, в которых подросток с нарушениями интеллектуального развития обучается, воспитывается и совершенствуется как личность.

Школьная, трудовая и в дальнейшем социально_спортивная среда оказывают огромное влияние на индивидуальные проявления личностных черт: усвоение знаний, овладение движениями и жизненно важными двигательными действиями.

Именно в процессе физического воспитания происходит усвоение знаний, что помогает любому ребенку, подростку включиться в занятия физкультурой, достичь «спортивных» результатов, научиться участвовать в различных формах дополнительного образования.

¦ информационный представляет собой средства, методы и формы организации двигательной деятельности, контроль за уровнем здоровья, физическим развитием и двигательной подготовленностью;

¦ мотивационный предполагает включение ученика в систему выполнения физических упражнений с целью удовлетворения двигательных потребностей;

¦ операционный определяет формы планирования занятий физическими упражнениями, регулирование различных видов нагрузки с учетом участия конкретной личности в системе физического воспитания;

¦ коррекционно_развивающий способствует определению и выбору средств коррекции нарушений физического развития, моторики, познавательной деятельности учащихся.

В соответствии с этим в программе по физической культуре выделены задачи обучения физическим упражнениям, отдельные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, указаны основные виды физических упражнений.

Программный материал носит избирательный характер.

Цель физического воспитания конкретизируется в ее прикладной направленности и заключается во всестороннем развитии школьника. Прикладное направление - это не только участие в каких_то физических двигательных нагрузках, это и привлечение к занятиям спортом (олимпийское и параолимпийское движение).

Как уже отмечалось, основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, направленные на формирование жизненно важных умений и навыков, воспитание физических качеств, развитие физических способностей, повышение адаптивных свойств организма и, конечно же, устранение отклонений в состоянии здоровья, нарушений физического развития.

В программах по физической культуре четко определены задачи физического воспитания умственно отсталых школьников, подобраны основные виды упражнений. По способу воздействия на организм занимающегося выделяют упражнения: общеразвивающие и корригирующие без предметов; упражнения на осанку; дыхательные; расслабления мышц; с положениями головы, туловища, конечностей; с предметами и на снарядах.

Кроме того, упражнения классифицируют по виду состязательной деятельности (гимнастические, плавательные, легкоатлетические, игровые), по их структурным особенностям (комбинационные, циклические и ациклические).

В ациклических упражнениях движения постоянно изменяются (прыжки, метание, кувырки, игры).

В понятие «комбинационные действия» вкладывается возможность человека выполнять одновременно несколько двигательных действий (игры - волейбол, баскетбол, футбол, хоккей). Упражнения этого вида действий достаточно широко представлены в программах.

Координационные способности связаны с качеством выполнения упражнений (физические качества и способности - сила, выносливость, гибкость, ловкость, быстрота, управление движениями в пространстве и времени).

Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Например, отталкивание ногами от гимнастического мостика и руками от гимнастического коня (козла) позволяют совершенствовать сенсорные (чувствительные) механизмы регуляции движений.

С учетом компонентов и содержания учебного материала в «Программе по физическому воспитанию» представлены следующие основные движения.

Ходьба и бег

Эти основные совокупности согласованных движений в жизни человека играют важную роль общефизического и прикладного характера. Они относятся к циклическим видам движений. Походка школьника должна быть ритмичной, с хорошей координацией рук и ног. При беге подросток, да и взрослый человек, выбирает соответственную позу, может некоторое время ее сохранять, но главным остается правильное положение спортсмена.

Большинство учащихся коррекционной школы не умеют правильно ходить. Их этому надо учить с первого класса. Нарушения ходьбы настолько разнообразны, что учителю даже трудно их объединить в группы. Но самыми распространенными нарушениями являются: некоординированность движения рук с движениями ног; неправильная постановка стопы; шаркающая походка, наличие синкинезий (непроизвольные содружественные движения, сопровождающие включение в движение обеих рук), неумение держать прямо голову, пружинистая походка и т. д.

Задача учителя - последовательно формировать у детей легкую, непринужденную походку с хорошей координацией движений рук и ног, обучать умению сохранять направление и определенное расстояние между идущими впереди и сзади учащимися.

Учитель должен помнить, что ходьба и бег - жизненно важные прикладные двигательные действия и что при обучении огромное значение имеет личная демонстрация этих действий.

Для детей трудна ходьба, высоко поднимая колени. Учитель показывает, а затем просит детей выполнить движения на месте, но высоко поднимая колени, и потом короткими шагами передвигаясь вперед.

Необходимо практиковать ходьбу в различном темпе, с различной постановкой стоп: на пятках, на внешней и внутренней стороне стоп, на носках; с предметами: гимнастической палкой, малым обручем, волейбольным или баскетбольным мячом, флажками, скакалкой и т. д. в различном исходном положении (перед собой, на лопатках, за спиной, на плечах).

Задания должны быть доступными, понятными, хорошо иллюстрированы, с имитацией движений гимнаста, лыжника, конькобежца; под музыку, счет, команду учителя, хлопки, сигналы.

Это естественный вид движений должен быть использован на каждом уроке. Он выполняется в медленном и ускоренном варианте. Обучение бегу вызывает ряд трудностей. Большинство умственно отсталых школьников не понимают назначение бега, не могут регулировать дыхание, преодолевать утомление, распределить энергетический потенциал.

Дети с трудом овладевают навыками бега, поэтому уже в I-IV классах их обучают бегу с сохранением осанки, перебежкам группами и по одному, с преодолением препятствий на отрезке 30 м, медленному бегу до 2 минут, челночному бегу (3 х 10 м), круговой и встречной эстафете. Трудности обусловлены тем, что, поскольку бег входит во многие виды упражнений (прыжки, метание, игры), учитель предъявляет к нему разные требования.

Вот почему в коррекционной школе бегу необходимо обучать только в естественных условиях и, пока не сформированы навыки свободного, прямолинейного бега на носках с хорошей осанкой, с достаточно высоким подниманием бедра, параллельной постановкой стоп, никакие другие изменения вводить нельзя.

В младших классах начинается интенсивное обучение учащихся прыжкам на месте, через препятствие, в длину с места, высоту с шага (небольшого разбега), с прямого разбега в длину, высоту способом перешагивания, согнув ноги и на результат. При этом основное внимание учитель должен уделить технике выполнения прыжка и, конечно же, качеству. Общее требование - правильное приземление: без потери равновесия, мягкое. Чтобы ребенок мог выполнить приземление, правильно «падать», вначале надо обучить его прыжкам с небольшой высоты, «в глубину». Это будет способствовать преодолению страха.

При обучении прыжку в длину и в высоту с разбега, надо обратить внимание на сам разбег и отталкивание. В классах можно учить отталкиванию без обозначения места, но недалеко от гимнастического мата, прыжковой ямы, продолжая уделять особое внимание правильному приземлению. Как подготовительные упражнения к любому прыжку (в длину, высоту, опорному) можно использовать прыжки на одной_двух ногах на месте, в движении, развивая тем самым у детей прыгучесть, силу отталкивания.

При этом следует осторожно подходить к детям, у которых имеются сопутствующие отклонения в состоянии здоровья и нарушения в опорно_двигательном аппарате (сколиоз, лордоз, плоскостопие) и нарушения соматического характера.

Прыжки, которым обучают детей в младших классах, можно разделить на два вида: через вертикальное препятствие (прыжок в высоту) и через горизонтальное (прыжок в длину). Основная задача при этом - создать правильное представление о конкретном виде прыжка, что является основой в обучении прыжкам. Для этого прыжок делят на элементы: правильный разбег, сильное отталкивание, координация движений в полете, мягкое приземление. Обучают разбегу с 3-4-5 шагов, постепенно приближая место отталкивания к постоянной зоне отталкивания.

Общая ошибка умственно отсталых школьников - длительное время отталкивания двумя ногами и приземление на одну ногу. Вот почему при обучении прыжкам в длину и высоту следует добиваться отталкивания одной ногой, а опорным прыжкам «в глубину» (обучение им начинается с III класса) - двумя. Опорный прыжок через гимнастического козла дети начинают выполнять только в IV классе.

Упражнения в метании

В младших классах главная задача - научить школьников правильно, метко и далеко метать малые мячи и другие легкие предметы. При последовательном и правильном использовании метания на уроке можно положительно и избирательно развивать нервно_мышечный и костносвязочный аппараты как верхних конечностей и плечевого пояса, так и всего организма в целом. Метание вырабатывает точные согласованные движения кисти, предплечья, плеча, плечевого пояса, ног и туловища; глазомер и умение соизмерять свои усилия.

Но достаточно большое количество младших школьников не могут манипулировать мячом, с трудом собирают разбросанные по полу мячи. Одни из них, боясь уронить мяч, крепко сжимают его руками, другие, обладая слишком слабым захватом, не в состоянии долго удержать мяч, который постоянно выскальзывает у них из рук.

Можно сказать, что у большинства младших школьников кисть не готова к манипуляции с мячом. Вот почему в программе большое место отводится подготовке кисти рук к метанию и только потом к броску и ловле мяча. Со II класса начинает вводиться метание с места и на дальность. Метание в цель очень полезно начинать в конце III класса, продолжить в IV. Для этого необходимо широко практиковать подводящие и подготовительные упражнения.

При обучении переброске мяча, бросанию и ловле необходимо готовить детей к ориентировке в пространстве и времени.

Характерным для умственно отсталых школьников данной возрастной группы является то, что они как будто правильно воспринимают указание учителя и пытаются выполнить метание, как требуется, но само упражнение у них не получается. Например, в задании невысоко подбросить мяч, ноги поставить на ширине плеч, после отскока от пола принять мяч, вернуться в исходное положение дети всегда ошибаются: подбрасывают мяч очень высоко до 10-12 м, или наоборот, низко - 50-60 см. При этом они меняют позу, руки направляют в сторону летящего мяча, что не позволяет им своевременно подхватить мяч или быстро собрать мячи на полу. Это свидетельствует о несовершенстве координационных возможностей детей. Метание в цель учитель должен рассматривать как упражнения, способствующие обучению правильно метать на дальность. Навыки метания можно закрепить в подвижных играх с бросанием, ловлей и метанием.

Подвижные игры

При распределении подвижных игр на конкретный урок руководствуются дидактическими требованиями к изучению основного материала и степенью сложности изучаемых упражнений. Так, если на уроке основным упражнением является бег или прыжки в длину, высоту, то используют игры с элементами метания, ловлей мяча, коррекционные игры. Если дети выполняют упражнения в ловле, передаче предметов, метании, то предлагаются игры с бегом, прыжками и, естественно, закрепляются навыки метания, бросков, ловли.

Обучение нужно начинать с простых игр как по сюжету, так и по спортивной насыщенности. Следует постепенно практиковать игры, которыми пользуются сверстники, не имеющие отклонений в развитии.

В программе «Подвижные игры» игры распределены по признаку преимущественных двигательных действий: с элементами бега («Быстро по местам»; «Кошки и мышки»); прыжков («Точный прыжок»; «Волк во рву»); бросанием, метанием («Пустое место»; «Подвижная цель»); зимних игр («Снайпер»; «Снегурочка»; «Крепость»). И лишь в IV классе учащиеся начинают знакомиться с игрой «Пионербол», которая готовит их к игре в волейбол в старших классах.

Объяснение игры должно быть кратким, сам учитель может принять участие в игре. Наблюдая за действиями учителя, дети стараются действовать так же, спрашивают, если им что_то непонятно.

Очень важны игры, включающие движения, по структуре и характеру аналогичные тем, которые изучаются в процессе занятий гимнастикой, бегом, прыжками, метанием, лыжной подготовкой. Элементарные умения и навыки, приобретенные детьми в игровых условиях, легче запоминаются, вариативны и даже облегчают овладение более сложными техническими упражнениями.

В IV-V классах можно практиковать игры с элементами соревнований. Но эти игры не всегда понятны детям, поэтому в процессе игры часто возникают конфликты. Дети обвиняют более слабого ученика, угрожают ему, не хотят, чтобы он был в их команде. Учителю необходимо помнить, что спортивная игра не только направлена на закрепление сформированных умений и навыков, но и является важным средством воспитания.

Иногда учащиеся, усвоив на занятиях гимнастикой элементы метаний, прыжков, бега, в играх же выполняют движения неточно, неправильно и даже небрежно, без желания. Задача учителя - организовать игровую обстановку так, чтобы дети были заинтересованы в самой игре, в ее конечном результате, выполняли движения качественно, рационально. Вот почему в коррекционной школе VIII вида часто используются ритмические и имитационные упражнения, способствующие развитию чувства ритма, такта, восприятия, внимания, координации движения, памяти. Включение этих упражнений в игровые ситуации помогает решать коррекционные задачи, а сами игры называются коррекционными. Они содержатся в программе каждого года обучения и должны включаться на занятиях.

Лыжная подготовка

Занятия лыжным спортом разносторонне влияют на организм человека. В специальной школе это активнейшее средство прикладного и коррекционного характера.

Занятия лучше проводить на территории школы или недалеко от нее, желательно без переходов улиц. Необходимо проложить две учебные лыжни (внутреннюю и внешнюю). Желательно, чтобы лыжня имела небольшой уклон. С попеременным двухшажным ходом дети начинают активно знакомиться с IV класса, задача учителя в I-III классах - обратить внимание на обучение скользящему шагу, передвижению без палок и с их помощью. Дети на уроках должны преодолеть на лыжах расстояние до 600 м во II классе; до 800 м в III классе; до 1,5 км в IV классе; более длинные дистанции в старших классах. Указанные нормативы носят условный характер и строго индивидуализированы.

Главная задача при обучении лыжам - ознакомить учащихся с простейшими правилами обращения с лыжами, палками, научить готовиться к занятиям, обучить основным строевым приемам с лыжами, построениям.

Самыми необходимыми способами передвижения на лыжах в период начального обучения должны быть: ступающий, скользящий и попеременный двухшажный ход; подъемы ступающим шагом, елочкой, лесенкой; спуск в основной и средней стойке; поворот «переступанием» вокруг пяток лыж, вокруг носков лыж.

Упражнения в лазании и перелезании

Эти упражнения, обучение которым осуществляется индивидуально, - хорошее средство укрепления мышц рук и туловища, они помогают развитию смелости, ориентировки в пространстве, способствуют улучшению и развитию координационных возможностей.

В младших классах лучше не использовать упражнения при одиночной опоре, так как у некоторых детей имеются стертые парезы, а это, в свою очередь, не позволяет долго удержаться на снаряде.

Упражнения на развитие равновесия

Эти упражнения имеют огромное значение, поскольку способствуют формированию правильной осанки, выработке навыка держать тело в необходимом положении. Они используются как для обучения какому_то действию с сохранением равновесия, так и для воспитания чувства равновесия на определенной высоте в статическом или динамическом положениях.

В коррекционной школе предлагаются упражнения в сохранении равновесия на уменьшенной и повышенной опоре, выполнение на ней упражнений с различными предметами. Подобные упражнения требуют от учащихся сосредоточенности, внимания, волевых усилий; поэтому ими следует заниматься в среднем или медленном темпе, под наблюдением учителя, оказывающего помощь и страховку отдельным учащимся.

В результате многократного выполнения специально подобранных упражнений формируется навык в удержании равновесия.

Задержка или недостаточное развитие функции равновесия (его сохранение и поддержание) влияет на точность движений, ритм, темп, на развитие и улучшение координационных способностей.

Обучение равновесию надо начинать на полу: стоя на одной ноге, руки в сторону, вверх; стоя на носках с тем же исходным положением; ходьба и бег по узкому коридору, обозначенному на полу; ходьба на повышенной опоре (гимнастическая скамейка), рейке гимнастической скамейки, низкому бревну. Эти же упражнения можно выполнять с предметами: перешагивание через предмет, ловля и подбрасывание предметов (мяч, малая гимнастическая палка), сильным учащимся - прыжки вверх в шаге через вращающуюся скакалку.

Такая организация занятий не требует специальной затраты времени и вместе с тем способствует воспитанию чувства равновесия.

У рок физической культуры

В процессе овладения физическими упражнениями решаются образовательные, воспитательные, лечебно_оздоровительные и коррекционно_компенсаторные задачи.

Образовательные задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, сообщение элементарных сведений по гигиене физических упражнений, состоянию здоровья ученика. С помощью специально подобранных упражнений, игр у детей в разной мере развиваются сила, ловкость, быстрота, выносливость. Все эти двигательные качества способствуют воспитанию у школьников уверенности в овладении как простыми, так и более сложными упражнениями.

Воспитательная задача решается параллельно с образовательной. На всех уроках воспитываются дисциплинированность, умение владеть своими эмоциями, честность, воля, настойчивость, дружба, чувство товарищества, взаимопомощи и выручки. Эта задача достаточно трудоемка, и иногда в рабочем плане_конспекте учитель ее не определяет только потому, что не может быть обучения без воспитания и наоборот.

Решение лечебно_оздоровительной задачи предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развитию сердечно_сосудистой и дыхательной систем.

Учитель должен подобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления нарушений физического развития, моторики.

Решение коррекционно_развивающей задачи предполагает такую организацию занятий, при которых физические упражнения используются для коррекции имеющихся нарушений как в физическом развитии, так и в интеллектуальном.

Уроки физической культуры должны быть эмоциональными, вызывать интерес к двигательной деятельности. Показывая упражнения, чередуя их, учитель может вызвать интерес к их выполнению, предлагая игры, в которых эти упражнения используются. В III-IV классах можно практиковать упражнения в форме соревнований, типа «Кто самый находчивый!», «Кто точнее и быстрее!», в старших - спортивные игры.

Учитель должен серьезно готовиться к уроку: знать состав учащихся класса, их уровень физического развития, двигательной подготовленности, интеллектуальные особенности; познакомиться с учениками, посетив уроки математики, письма, трудового обучения; проконсультироваться с классным руководителем, врачом школы. Только тогда можно надеяться, что задачи урока будут реализованы.

Готовясь к уроку, учитель должен учитывать результаты предыдущих уроков, отношение детей к занятиям, что дети не могли успешно выполнить и почему. Необходимо уделить серьезное внимание подбору физических упражнений и даже игр. Определить место построения детей в зале, свое место, перемещения, как и в какой последовательности выполнять упражнения, ожидаемый результат.

Композиционно урок физической культуры состоит из 4 частей в отличие от уроков в классах общеобразовательной школы. Каждая из этих частей выполняет свои организационно_дидактические задачи и помогает учителю приучить учащихся самостоятельно готовиться к уроку, решать задачи обучения.

При планировании уроков учитель должен учитывать:

¦ где будет проводиться урок - в зале или на улице;

¦ в каком состоянии предполагаемое место занятий;

¦ обеспечение урока оборудованием, спортивным инвентарем;

¦ какое место в учебном расписании занимает данный урок, его тип;

¦ готовность детей к предложенным нагрузкам на уроке;

¦ интерес детей к занятиям на уроке.

Четкое распределение подобранных упражнений по частям, методическое выполнение их обеспечит спокойное проведение урока.

Вводная часть является организационной. Учитель приводит учащихся в зал, помогает приготовиться к уроку, приучает к командам (в подготовительном и I классах - к распоряжениям), строит в указанном месте и направлении, чтобы при передвижении они не мешали друг другу, видели учителя, выполняли различные задания, а учитель мог оказать помощь. Детей можно строить по росту либо по уровню интеллектуального и физического развития.

Начиная со II класса, построение производится по команде учителя, с расчетом по порядку. Свое место учитель определяет лично. Он может идти рядом с детьми, впереди. При входе в зал занимает место впереди и указывает форму построения.

Место построения можно обозначить с указаниями его каждому ученику в виде кругов, квадратов, треугольников или других символов. В таком случае дети быстрее запоминают свое место и ученика, возле которого стоят.

Подготовительная часть имеет четыре функции. Суть первой из них состоит в подготовке организма учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки служат комплексы упражнений общеразвивающего характера: с гимнастическими палками, флажками, мячами, обручами, с элементами ходьбы, прыжков, приседаний и т. д. Содержание подготовительной части зависит от общих и частных задач урока.

Вторая функция подготовительной части урока заключается в том, что из предложенных упражнений учитель выбирает два_три, направленных на формирование двигательных умений и навыков.

Третья функция - использование подготовительных физических упражнений как средства формирования определенного двигательного качества.

Четвертая функция - включить в подготовительную часть упражнения, направленные на коррекцию основного и сопутствующих дефектов.

Таким образом, подготовительная часть урока, которая может длиться 10-15 минут, будет содержать 8-10 упражнений различного характера.

В третьей, основной части урока решаются образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи. Средствами для их решения являются упражнения основной гимнастики и легкоатлетические упражнения, а также игры различного характера и направленности с элементами бега, прыжков, строя, метания, строевыми упражнениями.

С младших классов на уроках физкультуры закладываются основы движений, расширяются двигательные возможности, формируются простые двигательные умения и навыки. Задача учителя в основной части урока - подобрать упражнения, которые решали бы перечисленные задачи и удовлетворяли физиологические потребности учащихся. Необходимо соблюдать последовательность разучивания упражнений.

Заключительная часть выполняет две функции:

¦ подготовить учащихся к последующей деятельности, чтобы они могли спокойно приступить к занятиям на других уроках или во внеурочное время;

¦ подвести итог урока, оценить умения и навыки учащихся, их отношение к уроку, старания.

Первая функция обеспечивается снижением нагрузки на организм детей, для чего используются строевые упражнения; общеразвивающие с предметами и без предметов; игры имитационного характера на внимание, на развитие памяти, наблюдательности; упражнения на расслабление.

При подведении итогов, когда выставляется оценка в дневник и в классный журнал, дети могут стоять в шеренге или сидеть на скамейке. Уход детей из зала должен быть строго организован.

Заключительная часть урока длится 3-5 минут, до 7 минут в подготовительных и I классах.

Структура урока может меняться в зависимости от задач урока, состава детей и учебного материала. При этом обучение детей физическим упражнениям должно сочетаться с индивидуальным подходом, не влияющим на фронтальное прохождение материала.

В коррекционной школе практикуют следующие типы уроков: вводные (ознакомление с новым материалом), смешанные (комбинированные), уроки совершенствования и контрольно_зачетные. Каждый урок имеет конкретные, комплексно реализуемые задачи.

Ф изическое воспитание во внеурочное время

физический воспитание умственный коррекционный

Длительное пребывание учащихся в школе, обучение в классах, работа в школьных мастерских требуют строгого выполнения режима дня. Для коррекционной школы различают: тепловой, световой, санитарно_гигиенический, лечебно_оздоровительный, двигательный и охранительный виды режимов. Учащиеся естественно переключаются с одного вида на другой, чему способствуют мероприятия с разнообразной двигательной активностью.

В число таких мероприятий могут входить:

¦ утренняя зарядка, в процессе которой учащиеся обязательно вместе с воспитателем, медсестрой или учителем физкультуры выполняют упражнения общефизической направленности, что дает возможность включить школьника в ритм дневной деятельности;

¦ гимнастика до занятий, общеразвивающие и дыхательные упражнения для которой подбираются так, чтобы успокоить детей перед уроком;

¦ физкультминутки на общеобразовательных уроках для снятия утомления, переключения ученика с одного вида деятельности на другой. Это пять_шесть упражнений малой интенсивности с речитативами (в младших классах) или в обыкновенном режиме;

¦ физкультпаузы - более интенсивное выполнение физических упражнений на уроках трудового обучения, на больших переменах. Учащиеся заранее разучивают с учителем физкультуры два_три комплекса упражнений с учетом специфики вида труда. Можно практиковать малоинтенсивные подвижные игры (большинство их представлено в программе по физическому воспитанию);

¦ спортивные прогулки после уроков. Воспитатель заранее выбирает маршрут, сообщает его учащимся, указывает (определяет) цели, задачи прогулки, отмечает в своем рабочем плане воспитательной работы, согласовывает с врачом школы, администрацией.

Особое внимание следует обратить на спортивно_массовые мероприятия. Среди них самыми массовыми и наиболее действенными являются занятия в спортивных кружках по отдельным видам спорта: легкоатлетические, гимнастические, плавания, спортивных и подвижных игр.

Занятия в кружках, которые могут проводить учителя физкультуры школы и тренеры, имеющие специальную спортивную классификацию, требуют серьезного подхода к комплектованию групп, выбору мест и условий занятий, а также уровню физического развития учащихся. Старших школьников можно включать в группы подростков с нормальным развитием, что будет способствовать их интеграции в здоровую среду. При этом следует осторожно относиться к учащимся, которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе.

Спортивные соревнования могут проводиться как внутри коррекционной школы, так и с другими школами. Соревнования между школьниками разных классов способствуют созданию сборных команд школы. Команды могут комплектоваться по смешанному типу (настольный, большой теннис, «Веселые старты», различные эстафеты), по половому признаку, по возрастному (футбол, волейбол, лыжные гонки, бег на коньках - старшие классы; плавание, гимнастика, подвижные игры - младшие классы). Главное требование к учителю при проведении соревнований - сопереживать вместе с учеником, учить его правильно реагировать на победу и поражение. Сама организация соревнований - общепринятая. Особое внимание следует обращать на внешний вид соревнующегося, его поведение. Результаты соревнований должны освещаться на специальном стенде. Награждать лучших, отличать их спортивные успехи желательно на школьных линейках.

Физкультурные праздники, в которых должно участвовать как можно больше школьников, органически вписываются в систему физического воспитания. Содержание программы праздника должно соответствовать возрасту школьников, их двигательной подготовленности, уровню интеллекта и опыту участия в празднике.

В системе адаптивной физической культуры различают рекреационно_оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Встречаются спортсмены с нарушениями интеллектуального развития, которые достигают хороших результатов в процессе соревнований. Это те школьники, у которых моторные функции и физическое развитие не имели нарушений. Дети и подростки коррекционных школ VIII вида охвачены системой специальной олимпиады (Special Olympics), девиз которой провозглашает не победу, а участие в соревнованиях.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности физического воспитания как средства реабилитации, коррекции и адаптации, основы его организации. Формирование у умственно отсталых детей двигательных умений и навыков на уроке физической культуры. Физическое воспитание во внеурочное время.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2011

    Особенности двигательного анализатора умственно отсталых школьников. Коррекционно-развивающее значение уроков ритмики для детей с нарушением интеллекта. Коррекция психофизических недостатков умственно отсталых школьников средствами физических упражнений.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2012

    Определение возрастных особенностей учащихся, обучающихся в 5-9 классах и характеристика основных задач физического воспитания. Проведение урока физической культуры в средних классах и современные методики обучения двигательным действиям школьников.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2010

    Урок как основная форма организации занятий по физической культуре в школе. Контроль физического воспитания учащихся. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Гимнастика до занятий, физкультминутка и физкультпауза. Спортивно-массовая работа в школе.

    реферат , добавлен 27.11.2009

    Раскрытие биологического потенциала как цель физического воспитания. Особенности физического воспитания школьников. Потенциал уроков физической культуры в современной школе для укрепления здоровья. Концепция программы по физическому воспитанию в школе.

    методичка , добавлен 08.03.2012

    Урок как основная форма организации занятий в школе. Организация и методы проведения урока физической культуры. Комплекс мероприятий, обеспечивающий оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями. Структура урока и характеристика его частей.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Теоретические и методические основы урока физической культуры в школе как учебно-воспитательного процесса. Психологические основы обучения: фактор активности, дидактические принципы. Практические аспекты организации и проведения современного урока.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2009

    Исследование сущности, структуры и содержания урока физической культуры в общеобразовательной школе. Характеристика особенностей построения основных частей занятия. Дозирование физических нагрузок на уроке. Поведение и взаимоотношения участников урока.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2012

    Основы системы физического воспитания и история ее становления. Формы организации физического воспитания в школе. Цель и задачи системы физического воспитания в учреждениях общего среднего образования. Формы физического воспитания во внеурочное время.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2017

    Теоретическое и экспериментальное обоснование методики физического воспитания младших школьников с преимущественным использованием соревновательно-игрового метода для развития индивидуальности и оптимизации решения основных задач физического воспитания.

Диагностика и коррекционная работа с детьми

старшего дошкольного возраста

по физическому воспитанию.

(выступление из опыта работы)

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полноценное физическое развитие. Для этого преследуются следующие задачи:

    Учить детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, которыми должны овладеть дети к моменту перехода в школу;

    Укрепление здоровья детей.

Физическое воспитание детей подготовительной к школе группе требует особого внимания. Возрастные особенности детей этой группы благоприятный для достижения хорошего физического развития и укрепления здоровья. Старшим дошкольникам доступно овладение новыми сложными формами движения, а также совершенствование некоторых элементов техники. Дети достигают сравнительно высоких результатов в выполнении движений, способны совершать их в различном темпе, амплитуде, проявляя значительные скоростно-силовые возможности и выносливость. Дети старшего дошкольного возраста овладевают различными движениями и упражняются в них осознанно. Большое значение здесь имеют взаимопосещения физкультурных занятий учителями в детском саду и инструкторов в школах, где корректируется программа физического воспитания по подготовке к школе.

На первом месте стоит тестирование детей, что позволяет выявить реальный уровень развития ребенка и степень его совершенствования возрастным нормам, а также определить отклонения и недостатки физического и нервно-психического развития.

Исходя из региональных возможностей, нами определены следующие тесты диагностики:

    Исследование гибкости – наклоны вперед из положения сидя.

    Обследование прыжков в длину с места.

    Прыжок в высоту с места.

    Обследование метания набивного мяча (m = 1 kg ) на дальность из положения сидя, руки с мячом за головой.

    Челночный бег.

    Бег на дистанцию 30 м.

Наблюдая за детьми и их результатами в течение 5 лет, нами выведены свои региональные нормативы по трем уровням развития: высокий, средний и низкий.

Диагностика проводится два раза в год (сентябрь, май), в результате которой выявляются дети с низким уровнем развития или слабым средним, нуждающимися в коррекции психофизической функции.

В течение года с этими детьми проводится коррекционная работа, т.е. выполняются подводящие упражнения к основному, добиваясь, более высоких результатов по каждому движению. На конец учебного года проводится повторное тестирование, на детей заполняются диагностические карты и передаются в школу.

Параллельно с коррекционной работой в детском саду ведется работа по укреплению здоровья детей и коррекции опорно-двигательного аппарата.

    Закаливающие процедуры:

    • Утренняя гимнастика в помещении в облегченной форме и на воздухе в теплый период.

      Физкультурные занятия в спортивном зале и на воздухе.

      Дыхательная гимнастика в помещении и на воздухе в теплый период.

      Круглый год работает фитобар.

      Сауна.

      Занятия в бассейне.

      Физиолечение.

      Массаж.

    Коррекционная работа по профилактике опорно-двигательного аппарата.

Своевременное воздействие на формирующуюся осанку и стопу в период дошкольного возраста очень важно. Чем раньше начнется профилактика и коррекция различных видов нарушения осанки и стопы, тем больше вероятности того, что в школе у ребенка не возникнет проблем с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах.

В нашем детском саду профилактика нарушений осанки и плоскостопия осуществляется на:

    физкультурных занятиях

    занятиях в бассейне по обучению плаванию

    коррекционной работе

Для проведения этой работы определены следующие задачи:

    Создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника и голеностопного сустава.

    Способствовать правильному расположению частей тела.

    Осуществить коррекцию имеющихся нарушений осанки и стопы.

    Закреплять навыки правильной осанки, правильно ставить ногу, выбирать обувь.

Проводя эту работу, дети нашего детского сада добились высоких результатов, становились неоднократными победителями городских и районных соревнований среди детских образовательных учреждений, а выпустившись продолжают заниматься спортом, защищая честь школы.

При обследовании детей необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать появления у ребенка отрицательных эмоций.

На обследование дети приглашаются небольшими группами, в зависимости от возраста и методики обследования. При обследовании важно соблюдать индивидуальный подход, обращаться к ребенку только по имени, учитывать возрастные особенности детей.

Младшие, застенчивые дети нуждаются в большей заинтересованности, эмоциональности, побуждении к выполнению задания. В то же время и старших детей важно активизировать, поощрять на достижение более высоких результатов, однако не следует подсказывать приемы, касающиеся техники исполнения (например, «шире шаги», «поставь ногу назад» и т.д.).

При обследовании физических качеств одежда и обувь детей должна быть удобной, облегченной. Обувь не должна соскакивать с ног. Во время проведения тестов условия окружающей среды должны тщательно фиксироваться, так как они могут менять функции организма человека. Рекомендуется учитывать: атмосферное давление, температуру по сухому термометру, скорость ветра, должно быть указано место проведения тестов.

Работа с медицинскими картами.

Из медицинской карты берутся данные:

    ФИО ребенка.

    Дата рождения.

    Текущая заболеваемость за полгода (используются данные медицинских справок, которые даются врачом поликлиники при возвращении ребенка в садик после болезни; в справке должны быть указаны сроки заболевания и диагноз).

    Общая заболеваемость (сведения о диспансерном наблюдении, группа здоровья на момент обследования).

    Состав семьи (полная, неполная).

Ежедневно, сталкиваясь со своими маленькими детьми, руководитель физического воспитания несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для него важным является умение быстро и правильно оценить степень физического развития ребенка, а также его основных двигательных качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости.

Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста развития. Оно представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов всего организма. Внешне физическое развитие проявляется увеличением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деятельности его различных органов и систем.

Физическое развитие понятие комплексное, собирательное и признаки, характеризующие его, разнообразны. Исследование физического развития позволяет определить размеры тела, формы, пропорции его частей, а также некоторые функциональные возможности.

Правила проведения исследования.

Исследования лучше проводить в первой половине дня, в теплом, светлом, хорошо проветриваем специально приспособленном помещении или уголке, или на площадке.

    Температура в помещении должна быть не ниже 18 градусов.

    Измеряемые участки тела должны быть обнажены.

    Исследование не должно быть длительным по времени.

    Необходимо соблюдать точность измерений.

    Все лица, проводящие исследование, должны быть тщательно подготовлены к их проведение.

    К началу работы должны быть разработаны программы измерений и формы протоколов, куда заносятся результаты обследования.

    Необходимо при исследовании быть точным, аккуратным, внимательным.

Измерение длины тела.

Длина тела стоя и сидя измеряется с помощью ростомера с точностью до 0,5 см. Испытуемый становится в позу, корпус выпрямлен, руки свободно опущены, пятки вместе, носки разведены. Ростомера касаются три точки: пятки, ягодицы, лопатки. Голова расположена так, что угол глаза и козелок уха находятся на одной линии (немецкая горизонталь), планшетка ростомера должна касаться верхушечной точки (наиболее высокой точки на темени). Аналогично положение и при измерении роста сидя. Отсчет ведется от поверхности сидения.

Определение веса тела.

Вес тела определяется при максимальном обнажении испытуемого на медицинских весах с точностью до 50 гр., через 2 – 3 часа после еды. К вечеру вес тела увеличивается на 1 кг., а после обеда на 2 кг. и более.

Измерение объема грудной клетки.

Объем грудной клетки измеряют сантиметровой лентой. Испытуемый стоит лицом к исследователю. Лента располагается так, что нулевое деление находится впереди испытуемого. Лента должна прилегать к телу, но не сдавливать, не смещать кожу. Рекомендуется в начале натянуть ленту, а затем ослабить её. Лента накладывается так, чтобы сзади она проходила под нижним углом лопаток, с боку – между туловищем и руками, а спереди немного закрывала околососковые кружки. Нужно следить, чтобы лента лежала горизонтально, а также учитывать, что матерчатая лента вытягивается и после 30 – 40 измерений должна быть заменена новой.

Методика исследования гибкости.

(наклон вперед из положения «сидя»)

На полу проводятся две перпендикулярные линии как показано на рисунке.

В Г

Испытуемый без обуви садится со стороны линии ВГ так, чтобы его пятки находились рядом с линией АБ, но не касались её. Расстояние между пятками 20 – 30 см. Ступни вертикальны.

Руки вперед, внутрь, ладони вниз. Воспитатель прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. Выполняется три медленных предварительных наклона (ладони скользят вдоль размеченной линии). Четвертый наклон зачетный выполняется за 3 секунды. Результат засчитывается по кончикам пальцев (может быть отрицательным, если наклон был до линии АБ) с точностью до 0,5 см.

Методика обследования прыжков в длину с места.

Дает оценку разгибателей ног, также служит показателем прыгучести, отражает состояние общей координированности, уровень развития скоростно-силовых качеств и двигательных способностей.

Обследование прыжков в длину с места проводится или на участке или в помещении. На участке прыжок выполняется в заполненную песком яму для прыжков или на взрыхленный грунт (площадью 1 х 2м). Для прыжков в помещении (в зале, групповой комнате) может быть использована ковровая дорожка, повернутая ворсом вниз. Встав на исходную линию (носки за чертой, ноги на ширине ступни), прыгающий делает взмахи руками назад и, отталкиваясь обеими ногами, прыгает вперед, приземляясь на обе ноги. Лучший результат из трех попыток фиксируется в сантиметрах, по следам пяток в момент приземления.

Обследование проводят два человека. Один объясняет, следит за исходным положением, другой фиксирует результат. Первыми для обследования лучше брать более активного ребенка. Для младших детей нужно провести небольшую линию или условно показать место, куда надо прыгать. Важно и подбодрить детей, стимулировать ребенка прыгнуть еще дальше.

Для измерения длины используется деревянная рейка (на 2 метра) или металлическая рулетка.

Прыжок в высоту с места.

Определяет силу разгибателей стопы и спины.

Инвентарь: матерчатый сантиметр, к концу которого привязано кольцо материи (Д = 40 см) и отрезок резинки длиной 6 – 10 см.

Обследование производится в зале или комнате. К полу прикреплен отрезок резинки на кнопки или обойные гвозди, в натянутом виде. Между полом и резинкой пропускается сантиметр. Обследуемый ребенок становится перед резинкой, ноги на ширине плеч (следить, чтобы стоял прямо, не наклонялся вперед). Проводящий обследование одевает ленту на шею ребенка (можно вместо ленты крепить сантиметр к поясу, одеваемому на талию ребенка), слегка натягивает сантиметр, замечает, какое деление сантиметра пересекается с резинкой и затем ослабляет натяжение ленты сантиметра. Ребенок немного сгибает ноги, отводя руки назад и выполняет прыжок вверх с активным махом руками вверх. Проводящий обследование отмечает, насколько придвинулся сантиметр, подсчитывает высоту прыжка. Для того, чтобы дети выпрыгивали вертикально, желательно подвесить над головой ребенка мяч или игрушку и нацеливать детей доставать её.

Методика обследования метания на дальность.

Метание способствует созданию мышечного корсета, укрепляет мышцы рук, спины, плечевого пояса, благоприятствует формированию правильной осанки, развивает подвижность в суставах пальцев, кисти, совершенствует движения рук в целом. Метание является отражением скоростно-силовой подготовленности ребенка.

Бросок набивного мяча (1 кг) обеими руками из-за головы производится из исходного положения сидя, ноги врозь. Пятки не пересекают черту, от которой измеряют дальность броска. Мяч отводится назад, затем резко выбрасывается вперед. При броске голову не опускать, провожать мяч взглядом. Ребенок выполняет 3 попытки, фиксируется один результат. При явном срыве ребенку позволяют перебросить неудавшийся бросок.

Методика обследования скоростных качеств

в зависимости от возраста.

Бег на дистанцию 30 м. На участке (или за его пределами) выбирается дорожка длиной не менее 40 м. Небольшое пространство (2 – 3 м), должно быть перед стартом и после финишной линии (5 – 7м), для того, чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной черты. Дорожка должна быть свободна от ветвей, кустов, от играющих детей, проходящих взрослых.

Линия старта отмечается хорошо видной поперечной полосой. Здесь же можно приготовить скамейку для одежды и игрушек. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой для определения места обследователя, стоящего на финише, так как перед финишной линией, проведенной поперек дорожки, дети могут останавливаться. За линией финиша на расстоянии 5 м устанавливается хорошо видимый ориентир (флажок, куб и т.д.). Расположении линии старта должно быть таким, чтобы солнце не светло в глаза бегущему ребенку.

Наряду с оценкой времени бега следует оценить и технику бега (положение головы и туловища, координацию движений, качество полета, прямометность, ритмичность), подсчитывается число беговых шагов, сделанных ребенком от старта до финиша.

В забеге участвуют двое, результаты которых фиксируют с помощью секундомера. Дается одна попытка.

Возраст

(лет)

Пол

Рост

(см)

Вес

(кг)

Гибкость

(см)

Метание

(см)

Прыжки в длину

(см)

Прыжки в высоту (см)

Челночный бег

(сек)

Бег 30 м

(сек)

92 – 99

13,7 – 15,3

В + 13

С + 10

Н + 7

В 53

С 45

Н 39

99 – 107

13,1 – 16,7

В + 16

С + 13

Н + 10

В 49

С 41

Н 36

99 – 107

15,3 – 18,9

В + 11

С + 8

Н + 5

В 65

С 60

Н 55

В 77

С 70

Н 63

В 18

С 15

Н 12

В 14,5

С 14,8

Н 15,1

В 8,5

С 8,8

Н 9,1

96 – 106

14,4 – 17,9

В + 14

С + 11

Н + 8

В 55

С 50

Н 45

В 72

С 65

Н 58

В 16

С 13

Н 10

В 15,0

С 15,3

Н 15,6

В 9,4

С 9,7

Н 10,0

105 – 116

17,4 – 22,1

В + 9

С + 6

Н + 3

В 75

С 70

Н 65

В 90

С 83

Н 76

В 22

С 19

Н 16

В 12,7

С 13,0

Н 13,3

В 7,5

С 7,8

Н 8,1

104 – 114

16,5 – 20,4

В + 12

С + 9

Н + 6

В 71

С 66

Н 61

В 87

С 80

Н 73

Коррекционная работа инструктора по физической культуре в логопедической группе
Физическая культура имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Занятия способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, обогащению словарного запаса, преодолению межполушарной ассиметрии мозга, формированию положительных личностных качеств ребенка: общительности, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, настойчивости, скромности, отзывчивости и др.
Физические упражнения помогают занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В программу физического развития ребенка с нарушением речи помимо обязательного раздела по физкультуре, соответстствующего возрасту, входят и специальные упражнения, которые обязательно проводятся совместно с воспитателем данной группы.
Начальная диагностика физического развития говорит о том, что у детей с недоразвитием речи нарушена координация движений, ослаблено внимание, слабый мышечный аппарат. Это позволило наметить перспективный план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физкультуре.

Первое направление включает серию упражнений и заданий по постановке диафрагмально-речевого дыхания. Неправильное или слабое участие дыхательных мышц наносит вред процессу звукообразования, и поэтому основная задача этого направления – постановка правильного дыхания и увеличение жизненной емкости легких. Для ослабленного детского организма правильное дыхание – залог здоровья. Обучение правильному дыханию лучше проводить после упражнений, связанных с большой тратой энергии (бега, прыжков, игры и т.д.) Особого внимания требует выдох: он должен быть медленным и в 2 раза продолжительнее вдоха.
Начинать надо с грудного дыхания в положении стоя, держа ладони на груди. Вдох через нос - грудь опускаем. Затем тоже упражнение, но И.п.- лежа на спине (2раза)
Далее переходят к обучению брюшному дыханию. За время обучения внимание сосредоточить на следующем: вдох - выпячивается живот, выдох – подтянуть живот.
Создав представление о грудном и диафрагмальном дыхании, педагог переходит к более сложному смешанному дыханию.

Упражнения для коррекции дыхания

«Погасили свечу». Стоя. Вдох – нос, выдох рот. Понимание механизма дыхания
«Рисование». Лежа на спине, руки на груди. Контроль грудного дыхания, увеличение глубины дыхания.
«Сдуть одуванчик». Стоя, руки на живот – глубокий вдох через нос (набрали воздух), медленный выдох через рот. Усвоение ритма полного дыхания.
«Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки в замок – глубокий вдох – поднять руки, на выдохе с наклоном резко опустить руки, произнося «у-у-ух». Согласование дыхания с движением, развитие дыхательной мускулатуры.
«Лягушка». Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед со взмахом рук. На взмахе глубокий вдох, во время прыжка – сильный выдох с произнесением «ква». Согласование дыхания с движением, развитие дыхательной мускулатуры.
Ходьба с различными вариантами дыхания: на 3 шага – вдох, на 3 шага – выдох;
на 2 шага – вдох, на 4 шага выдох и т.д. Варьирование частоты дыхания, согласование заданной частоты дыхания с движением.
Бег с акцентрированным вниманием на дыхание: на 2 шага вдох, 4 шага – выдох. Усвоение разных ритмов дыхания, согласование с движением, внимание на выдохе.

Второе направление включает упражнения на развитие моторики: мелкой моторики рук и укрепление мускулатуры лица, особенно круговой мышцы рта и жевательных мышц. Последнее наиболее успешно решалось при обучении детей мимической гимнастике. При обучении специальным упражнениям для укрепления мышц горла, шеи, силовым упражнениям в положении лежа на спине и животе с задержкой дыхания. Мимическая гимнастика развивает воображение, выразительность движений. Примеры артикуляционной гимнастики: «Вкусное варенье», «Почистим зубы». «Дудочка играет», « Жил-был язычок».
Упражнения на развитие мелкой моторики даются с постепенным усложнением заданий. Для активизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь: мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету; шары - надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, кубики, мячики-ежики.

Физические упражнения для коррекции преимущественно мелкой моторики рук

С большими мячами
Перекатывание мяча партнеру напротив в положении сидя Дифференцировка усилия и расстояния, глазомер, координация

Перекатывание мяча партнеру через ворота из набивных мячей, коридор из гимнастических палок из положения сидя, стоя, присев Дифференцировка усилия и расстояния, глазомер, координация

Подбрасывание мяча: над собой и ловля двумя руками;
Подбрасывание над собой и ловля после удара о пол
Координация движений рук, точность направления
Бросок мяча в стену и ловля его;
То же, но ловля после отскока от пола Ловкость, ориентировка в пространстве
Ведение мяча на месте правой и левой рукой Дифференцировка усилия и направления движения, координация движения рук
С малыми мячами
Перебрасывание мяча из одной руки в другую;
Подбрасывание мяча двумя руками перед собой, ловля двумя;
Подбрасывание правой (левой) рукой и ловля двумя;
Координация движений кисти, концентрация внимания
Высокое подбрасывание мяча вверх и ловля после выполнения хлопков, поворотов Тонкая дифференцировка усилий кисти, согласованность движений
Удары мячом о пол и ловля двумя руками;
О стену;
С дополнительными движениями Дифференцировка усилия и направления движения, регуляция мышечного направления
Круговые движения кистями вправо и лево с мячами в руках Подвижность в лучезапястном суставе, распределение внимания
Метание в горизонтальную цель (обруч) с 4-6 м разными по весу и фактуре предметами Дифференцировка тактильных ощущений, ловкость

Метание в вертикальную цель Дифференцировка тактильных ощущений, ловкость
С набивным мячом
Ходьба, наклоны, приседания с набивным мячом

Третье направление – коррекционные упражнения. Коррекционные упражнения применяются для укрепления опорно-двигательного аппарата, для развития равновесия, формирования правильной осанки.
Специальные коррекционные упражнения способствуют развитию физических способностей ребенка. Так, например: упражнения «Лягушка», «Плуг», «Лук», «Свеча» и др. способствуют развитию гибкости, силе, растяжке; «Ласточка», «Аист» - равновесию; подпрыгивание до предмета, перепрыгивание через препятствие, спрыгивание с высоты – прыгучести.

С помощью этих упражнений ребенок начинает управлять своим телом, корректируя его вместе с совершенствованием упражнений.

Четвертое направление – это закаливание. Наша задача – постепенно и регулярно заниматься закаливанием.
Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, оказывает благотворное действие на общее психосоматическое состояние и поведение ребенка. В качестве средств закаливания мы используем: занятия в облегченной одежде, босиком, при открытой форточке.
Проводим комплексы оздоровительных упражнений для горла: «Лошадка», «Ворона», «Змеиный язычок», «Упрямый ослик» и «Плакса».

Пятое направление – точечный массаж.
Точечный массаж – это воздействие на биологически активную точку (БАТ) методом надавливания с легким массажем. На БАТ воздействуют пальцем или кистью: воздействие на определенную точку стимулирует или успокаивает нервную систему, усиливает кровоснабжение, регулирует трофику тканей, желез внутренней секреции, снижает нервное и мышечное напряжение. На занятиях по физкультуре мы обучаем детей оздоровительному самомассажу.
Точечный массаж проводится не более 10 мин. Продолжительность надавливания на точку 0,5-1 мин., постепенно прибавляя по точке к ранее изученным.

Шестое направление – игровая деятельность. Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Если ребенок долго сидит, то потом он ищет выход своей энергии. Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не только тратой сил, сколько ее источником. Игра привлекает к себе, становясь источником новых сил и новой психофизической энергии, игра развивает ребенка, укрепляет его физически, учит управлять своими эмоциями и ощущениями.
Игры в двигательной терапии можно использовать самостоятельно или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкальноритмическими комплексами. Ребенок часто забывает правильно дышать или останавливает дыхание на некоторое время при выполнении двигательных заданий. С помощью игры можно выработать правильное дыхание через организованное участие в речетативе или песне, которые должны сочетаться с совершаемыми движениями и физическими упражнениями.
Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие.

Задачи коррекционной работы инструктора по физическому воспитанию с детьми логопедической группы

Дифференциация носового и ротового дыхания

Развитие мышечных движений (жевание, улыбка)

Развитие слухового внимания

Развитие артикуляционных движений (цоканье, шипение, насос и др.)

Развитие мелкой моторики

Развитие общей координации

Развитие координации между движением и словом

Развитие динамической координации движений
(напряжение – отдых – напряжение)

Коррекционная работа инструктора по физической культуре с детьми, имеющими нарушение речи

Дыхательная гимнастика

Общая моторика
развитие мелкой моторики рук
специальные упражнения, укрепляющие мышцы, связанные с речью

Коррекционные упражнения
укрепление опорно-двигательного аппарата
специальные упражнения по ЛФК
развитие физических способностей

Точечный массаж
оздоровительный
специальный (по показаниям заболевания)

Закаливание

Игра как закрепление и совершенствование правильного произношения